Кардиология велосипед. Вредное воздействие велосипедных прогулок

Все знают, как важен спорт для поддержания здоровья, бодрости духа и хорошего настроения. Но не многие догадываются, что даже самый популярный вид спорта такой, как катание на велосипеде, имеет свои противопоказания. Любые физические нагрузки, по сути, могут, как быть полезными, так и нанести вред. Следовательно, перед тем, как приступить к занятиям, необходимо выяснить, не является ли данный вид спорта нежелательным именно для вас.

1. Езда на велосипеде заметно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Активные тренировки способствуют усилению центрального и периферического кровообращения, а также увеличению ударного объема крови за счет учащения сердцебиения. Поэтому занятия велоспортом противопоказаны всем, кто страдает хронической сердечной недостаточностью, имеет нарушение сердечного ритма, гипертонию, гипертензию или ишемическую болезнь сердца.

Конечно, при легких формах гипертонии медленная размеренная езда на велосипеде по живописным проселочным дорогам вреда не принесет. Но вот более интенсивные тренировки могут оказаться опасными. Склонность же к аритмиям является абсолютным противопоказанием для занятием велоспортом.

2. Велотренировки не рекомендуются людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, такими как тяжелая степень остеопороза, некоторые виды межпозвоночных грыж, а также заболевания суставов с высокой степенью износа хрящевой ткани. Чрезмерные физические нагрузки на крупные суставы, которые имеют место при катании на велосипеде, могут приводить к преждевременному изнашиванию этих суставов у людей, которые уже страдают патологиями суставов.

3. При любых заболеваниях позвоночника специалисты также не советуют езду на велосипеде. Дело в том, что удерживая равновесие на сидении, человеку приходится напрягать позвоночный столб. Это благоприятно влияет только на мышцы спины, а вот больной позвоночник от таких нагрузок сильно страдает.

Если с больным позвоночником вы все же решились на катание на велосипеде, то помните, что ваш путь должен пролегать только по асфальтированным трассам.

Неровности на дорогах могут навредить, ведь при подпрыгивании на кочках связки позвонков резко растягиваются и сжимаются, что особенно опасно при наличии межпозвоночной грыжи.

4. Большое значение имеет и общее состояние организма. Даже такие безобидные на первый взгляд болячки, как простудные заболевания и ОРВИ, представляют собой противопоказания для велосипедных прогулок. Может помешать занятием велоспортом и банальная , затрудняющая полноценное дыхание.

Катание на велосипеде - процесс, представляющий собой непрерывное получение положительных эмоций. Но если отнестись к этой забаве немного серьезнее, можно получить результат, который проявится в здоровом цвете лица и подтянутом силуэте без всяких диет и походов в спортзал. Достаточно знать простые правила профессионального велоспорта и применять их на практике. Для тех, кто хочет посвятить остаток теплого времени года исключительно правильному и продуктивному катанию, мы составили краткое руководство по оздоровительному кручению педаль.

1. Следи за пульсом

При езде на велосипеде важно следить за показаниями пульсометра и варьировать нагрузки, исходя их этих данных. Для этого отлично подойдут фитнесс-трекеры, смартфоны, умные часы и датчики, встроенные в велокомпьютер. Частота пульса велосипедиста в среднем ниже, чем у бегуна на 15-20 ударов. 120 ударов в минуту считается идеальной частотой пульса для жиросжигания и профилактики вегето-сосудистой дистонии.

2. Катайся в горку

Мало кому нравится ездить в горку, но помни, что именно затяжные подъемы по-настоящему тренируют тело и дух. Организм учится правильно расходовать энергию в условиях продолжительных нагрузок, главное - следи за дыханием.

3. Переходи на спортивный режим питания

Совсем необязательно покупать протеины или аминокислоты, достаточно завязать с джанк-фудом и хорошо поесть за пару часов до заезда. Тут все просто - медленные углеводы (крупы, злаки, овощи и фрукты) для энергии, белок (мясо,рыба, яйца) после тренировки для роста и тонуса мышц.

4. Чередуй нагрузки

Как и любой вид спорта, велосипед требует техники и регулярного подхода. Очередной визит в спортзале может стать решающим в деле роста мышц, так и лишний километр в парке станет хорошей добавкой к привычной нагрузке. Важно помнить о том, что следует чередовать типы нагрузки от медленной езды до взрывного ускорения. Это благотворно скажется на мускулатуре ног, но прежде всего - на сердечно-сосудистой системе. Интенсивная интервальная аэробная нагрузка поможет насытить организм кислородом и увеличить выносливость, которая так важна в достижении велорекордов.

5. Дыши

У многих непрофессиональных спортсменов есть плохая привычка задерживать дыхание в особо тяжелые моменты. Ни в коем случае не делай так и старайся соотносить нагрузку и частоту дыхания. Приучив себя к этой простой привычке, ты будешь ездить по дорогам с четкостью часов. А для поездок вдоль шоссе рекомендуем приобрести велореспиратор.

6. Держи осанку

Неправильная посадка на велосипеде заведомо опасна для позвоночника и внутренних органов. Опущенные плечи и сгорбленный силуэт не только опасны, но и ужасно смотрятся со стороны. Поэтому сведи лопатки и крути педали с гордостью.

7. Следи за расходом энергии

И не только следи, но и исправно восполняй запас энергии, если не хочешь обессилить и возвращаться обратно на попутном транспорте. Количество расходуемой энергии (ккал/в час) при езде на велосипеде с различной скоростью можно узнать из таблицы.

8. Больше воды

В среднем за час езды ты тратишь около тысячи калорий. В визуальном виде это количество съеденной еды можно представить в виде огромного бургера. Поэтому для процессов расщепления еды в энергию потребуется немало воды. Всегда держи наготове бутылку с водой или изотоником и пей столько, сколько хочется. Организм скажет спасибо.

9. Расслабься

Велосипедист не должен напрягаться! Спокойствие и расслабленность помогут сохранить энергию, которая еще пригодится на дистанции. Не стоит напрягать мышцы на подъеме. Нужно стараться поддерживать глубокое и устойчивое дыхание. Эти меры помогут сохранить силы и воспрепятствуют появлению одышки. Спокойно согни в локтях руки, расслабь туловище, и почувствуешь, что сил осталось в избытке.

Занятия спортом благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Они избавляют от стрессов, заряжают человека энергией и, что немаловажно, делают фигуру более привлекательной. Но любая нагрузка на организм, помимо положительного воздействия, может нанести вред здоровью. Сюда относится и езда на велосипеде, польза и вред которой описаны во многих медицинских и научных изданиях. В каких случаях однозначно полезен и когда с ним необходимо быть более осторожным, стоит разобраться подробнее.

В чем заключается польза велопрогулок?

В контексте правильного образа жизни велосипед и здоровье - почти синонимы, поскольку сбалансированное питание и регулярные велопрогулки - залог отличного самочувствия и привлекательного внешнего вида.

Езда на велосипеде, как и беговые прогулки, укрепляет организм человека, положительно влияет на работу сердечно-сосудистой системы и способствует ускоренному очищению легких. Именно по этой причине во всех современных спортзалах установлены беговые дорожки и велотренажеры, хотя что может быть лучше полноценной велопрогулки на свежем воздухе?

Специалисты утверждают, что велосипедные прогулкипомогают предотвратить даже развитие варикоза, объясняя это тем, что во время езды кровь по венам начинает двигаться гораздо быстрее, а постоянные движения ног не позволяют ей застаиваться и образовывать тромбы.

Также во время движения на свежем воздухе легкие начинают работать значительно активнее, благодаря чему быстрее очищаются от вредных веществ, которые ежедневно вдыхает человек в пыльном городе.

Регулярная тренирует выносливость организма, снижает утомляемость, повышает иммунитет и избавляет от бессонницы. Боле того, данный вид спорта способствует укреплению глазных мышц. Глядя вдаль, велосипедист тренирует глаза, предотвращая развитие близорукости.

Вредное воздействие велосипедных прогулок

Как уже говорилось, не только положительное воздействие на человека оказывает езда на велосипеде. Польза и вред таких поездок во многом зависит от их продолжительности и состояния здоровья человека.

Основной причиной негативного воздействия на организм является неправильное и жесткое сидение велосипеда. Во время езды вес всего тела направлен на крестцовый свод, который не рассчитан на такие нагрузки. Твердые и выпуклые сидения приводят к тому, что артерии, проходящие через таз, находятся в сжатом состоянии, вследствие чего ухудшается кровоток в организме.

У мужчин в результате передавливания сосудов и нервных окончаний в интимных зонах страдает репродуктивная функция и возникают проблемы с эрекцией.

У женщин из-за постоянного сдавливания этой области пропадает чувствительность интимной зоны, что также приводит к сексуальным расстройствам.

Стоит подчеркнуть, что эти проблемы возникают в том случае, если велосипедные прогулкирегулярные и продолжительные. Периодические велопрогулки на свежем воздухе приносят намного больше пользы, чем вреда.

Похудение с велосипедом

Отдельно следует упомянуть о том, что регулярные велосипедные прогулки стимулируют обменные процессы в организме и помогают сбрасывать лишний вес без изнуряющих диет, поэтому такой способ похудения сегодня весьма актуален. Мышцы при езде на велосипеде быстро подкачиваются, приобретают упругость, и фигура становится близкой к идеалу. Снижение веса происходит за счет сжигания жиров, накопленных в организме.

Многих интересует вопрос: сколько калорий тратится при езде на велосипеде? Однозначно ответить сложно, так как количество сжигаемых калорий зависит от возраста человека, веса его тела, роста и интенсивности езды.

Человек с массой тела до 50 кг на медленной скорости (не более 15 км/час) сжигает около 150-240 калорий, на скорости 20 км/час - от 250 до 350 калорий, а езда более 25 км/час позволяет избавиться от 500 калорий. При этом высокие спортсмены расходуют гораздо меньше энергии, поэтому с целью похудения им рекомендуется крутить педали как можно чаще.

Где можно прокатиться на велосипеде?

Планируя собственные выходные, многие задаются вопросом: где покататься на велосипеде? При наличии собственного велосипеда выбор мест для прогулки не вызовет особых сложностей. Это может быть поездка за город, размеренная семейная велопрогулка по территории леса либо парка, а, может быть, кто-то решит отправиться в горы.

А что делать тем, кто еще не успел обзавестись двухколесным транспортом, но совсем не прочь на нем прокатиться? В этом случае можно воспользоваться услугами проката велосипедов. В летнее время на территориях большинства парков открываются пункты проката, которые любезно предоставят транспорт для всей семьи, и любой желающий сможет насладиться велопрогулкой и красотой окружающей природы.

Как правильно выбрать велосипед?

На первый взгляд, выбрать велосипед очень просто, достаточно лишь найти понравившуюся модель. Но на самом деле этот процесс имеет некоторые нюансы, которые необходимо учесть, чтоб езда на двухколесном «друге» была комфортной и не причиняла вреда здоровью.

Очень важно выбирать велосипед по росту, так как слишком маленькая либо, наоборот, высокая рама непременно нанесет «удар» по позвоночнику.

Если у человека рост более 185 см ему необходимо выбирать велосипед с размером рамы около 54 см. Для спортсменов среднего роста (170-180 см) можно выбирать раму высотой в 48 см.

Чтоб правильно выбрать велосипед по росту, лучше воспользоваться таблицей приведенной ниже.

Размер рамы относительно роста человека
Размер рамы, дюймы рост человека, см. Размер рамы, см. Размер рамы, усл. ед.
13" 130-145 33 XS (XSmall)
14" 135-155 35,6 XS (XSmall)
15" 145-160 38,1 S (Small)
16" 150-165 40,6 S (Small)
17" 156-170 43,2 M (Medium)
18" 165-178 45,7 M (Medium)
19" 170-180 48,3 L (Large)
20" 178-185 50,8 L (Large)
21" 180-190 53,3 XL (XLarge)
22" 185-195 55,9 XL (XLarge)
23" 190-200 58,4 XXL (XXLarge)
24" 195-210 61 XXL (XXLarge)

Особенно внимательно следует отнестись к выбору сидения: оно не должно быть слишком жестким и выпуклым.

Для людей с весом более 90 кг следует приобретать модели из алюминия либо сверхпрочной стали, так как карбоновые рамы предназначены для нагрузки до 80 кг.

Каким должен быть велосипед для города?

Велосипед для городской езды должен быть достаточно удобным, отличаться высоким рулем и широким сиденьем.

Для каждодневного использования лучше выбирать облегченные велосипеды, которые легко спускать и поднимать по лестничной площадке.

Не стоит покупать очень дорогие велосипеды, так как в этом случае придется переживать за сохранность транспортного средства, оставляя его под стенами магазина или офиса.

Для удобства передвижения на городских моделях установлены различные корзины, багажники и другие мелочи, позволяющие удобно разместить купленные продукты и освободить руки для управления велосипедом.

Цепь на городских велосипедах должна быть оснащена специальной защитой, предотвращающей попадания в нее одежды.

Модели для города должны быть оборудованы передним амортизатором и иметь несколько скоростей.

Одежда для езды на велосипеде

К выбору одежды для езды следует подходить не менее серьезно, чем к покупке самого велосипеда. От нее зависит, насколько комфортной будет прогулка, поэтому она не должна сковывать движения велосипедиста.

Многие спортсмены используют и летом, соответственно вся одежда подразделяется на теплую и легкую.

Для зимней размеренной езды оптимально подойдут обтягивающие лайкровые штаны с утеплительным слоем и так называемыми «памперсами».

На ноги можно приобретать любую обувь: кеды, кроссовки, ботинки - главное, чтобы они были выше щиколотки. Под обувь рекомендуется надевать исключительно хлопчатобумажные носки, так как в них ногам будет наиболее комфортно.

Также следует приобрести специальное термобелье (штаны и кофту), которое в холодное время года надевается под основную одежду.

Чтоб защитить руки от замерзания, используют специальные спортивные перчатки с замшевой ладонью.

Одежда для летних прогулок гораздо проще, тут подойдут простые эластичные шорты и футболка.

По желанию можно приобрести и очки, защищающие глаза от солнца.

Существуют ли противопоказания для езды на велосипеде?

Любой вид спорта имеет свои противопоказания. Не исключение и езда на велосипеде, польза и вред которой зависят от многих факторов. Прямыми противопоказаниями к занятиям велосипедным спортом являются:

  • различные заболевания суставов;
  • наличие межпозвоночной грыжи;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • болезни позвоночника;
  • заболевания сердца;
  • проблемы с сосудами;
  • аритмия.

Наличие одного из перечисленных заболеванием должно стать поводом для консультации с врачом по поводу возможности управления велосипедом. Также следует понимать, что иногда даже самая банальная простуда и заложенность носа могут стать препятствием для велопрогулок. Именно поэтому, прежде чем садиться на велосипед, очень важно правильно оценить состояние своего здоровья, чтоб нагрузка во время езды не нанесла еще больший вред организму.

Новичкам-велосипедистам будут полезны некоторые советы, которые предотвратят возникновение проблем со здоровьем от внезапных физических нагрузок:

  • Не следует отправляться на велопрогулку сразу после еды.
  • Каждый раз, собираясь в путь, необходимо взять с собой питьевую воду, так как во время езды на велосипеде часто хочется пить.
  • Перед тем как сесть на велосипед, рекомендуется проводить небольшую разминку для суставов.
  • Необходимо уделять должное внимание собственной безопасности. С этой целью рекомендуется надевать яркую одежду с наличием которые помогают обозначить велосипедиста в темное время суток.
  • Крайне важно наличие на голове защитного шлема, предотвращающего получение серьезных травм в случае падения.
  • Для поддержания спортивной формы следует ездить на велосипеде не мене 2 раз в неделю.
  • Увеличивать дальность поездки нужно постепенно. Преодолевая дальние дистанции, следует останавливаться для отдыха.
  • Во время длительных заездов рекомендуется периодически вставать с сидения, чтоб восстановить кровоток в организме.

В заключение следует отметить, что велосипеды становятся все более популярными, и не только среди заядлых спортсменов.

Многие уже поняли, что значительно сэкономить собственное время и деньги в пути на работу позволит езда на велосипеде. Польза и вред от велопрогулок в каждом случае разные, но если правильно выбрать подходящую модель и постепенно подготовить организм к нагрузкам, поездки на велосипеде будут приносить только удовольствие.

Дорога к месту работы на велосипеде зарядит человека массой позитива и энергией, необходимой для продуктивного дня. А если учесть, сколько калорий тратится при езде на велосипеде, то вполне возможно в скором будущем этот вид транспорта станет самым популярным.

Диагностика: цели

Цели обследования при подозрении на ишемическую болезнь:

— выявить дополнительные факторы риска: высокое артериальное давление, холестерин крови, признаки сахарного диабета, поражение почек

— оценить состояние сердечной мышцы,

— оценить состояние коронарных артерий,

— подобрать тактику лечения,

— спрогнозировать необходимость операции на сердце.

Консультации специалистов

Каждый больной с ишемической болезнью сердца или подозрением на нее должен быть проконсультирован кардиологом и при необходимости в дальнейшем наблюдаться у него. Если обнаружатся показания для операции, необходима консультация кардиохирурга. Если у пациента имеется сахарный диабет или просто повышен сахар крови, необходима консультация эндокринолога и соответствующее лечение.

Анализы крови:

  • Общий анализ крови - позволяет получить общую картину состояния крови.
  • Анализ крови на сахар - выявление сахарного диабета.
  • Липидный профиль - определяется несколько показателей: общий холестерин, холестерин липидов низкой плотности (плохой), липидов высокой плотности (хороший), индекс атерогенности, триглицериды (жиры).
  • Креатинин, мочевина - отражают качество работы почек. Их оценка необходима, поскольку почки являются одним из звеньев развития гипертонической болезни и всего сердечно-сосудистого континуума.

Анализы мочи:

Диагностические процедуры:

  • Измерение артериального давления (АД) - необходимая процедура для всех пациентов. В случае сомнительных результатов может быть назначено суточное мониторирование АД (СМАД) или тест с нагрузкой (стресс-тест).
  • Рентгенография грудной клетки - позволяет оценить размеры и форму сердца, а также наличие застоя в легких.
  • ЭКГ в покое - отражает электрическую активность миокарда (сердечной мышцы). Наиболее подходит для выявления аритмий, инфаркта миокарда, а также косвенных признаков гипертрофии сердца.
  • Холтеровское мониторирование ЭКГ - непрерывное считывание ЭКГ в течение суток с помощью специального прибора, прикрепленного на поясе пациента. Датчики приклеиваются на груди, а пациент при этом живет обычной жизнью, но записывает время появления болей. Позволяет зарегистрировать отклонения в работе сердца, которые не удается «поймать» на обычной ЭКГ покоя.
  • ЭКГ с нагрузкой (ВЭМ проба - «велосипед» или трэдмил - беговая дорожка) - регистрация ЭКГ и артериального давления в то время, как пациент крутит педали велоэргометра или идет по беговой дорожке. Позволяет оценить общую работоспособность сердечно-сосудистой системы, а главное - отличить стенокардию напряжения от других похожих болезней с болями в сердце.
  • ЭхоКГ (УЗИ сердца) - визуальная оценка работы сердца с помощью УЗИ. Позволяет выявить зоны инфаркта, уплотнения, расширение сердца и качество работы клапанов.
  • Коронароангиография - золотой стандарт диагностики ишемической болезни сердца. С помощью длинного зонда из бедра в сосуды сердца вводится контрастное вещество, после чего делается рентгеновский снимок. Позволяет четко визуализировать местонахождение бляшек и степень сужения просвета артерии, а значит точно определить, необходима ли операция.

Езда на велосипеде — укрепляет сердце и способствует похудению

В ходе эксперимента вычислили скорость передвижения на различных видах транспорта в условиях современного города. Оказалось, что автобус, троллейбус и трамвай движутся со средней скоростью 12 километров в час. Такая же скорость у велосипеда. Средняя скорость легкового автомобиля в городе — 20 километров в час. Скорость метро — 25 километров в час. Но ведь горожанин не доезжает на метро от дверей своего дома до самой работы! Ему приходится терять время в ожидании поезда, на эскалаторе, на переходах. Подсчитано, что если расстояние от дома до места работы не превышает 11 километров, то средняя скорость передвижения москвича равна 12,3 километра в час.

Проблему не решает и личный автомобиль. Практика показывает, что автомобили в городе хороши, пока их мало. Если же город насыщен машинами и один автомобиль приходится на 10 жителей, то пропускной способности улиц не хватает для нормального движения. В этом случае начинает действовать правило: «Если у вас слишком много времени, езжайте на машине. Если вы спешите, идите пешком».

Велосипед поможет избежать потерь времени и принесет большую пользу для здоровья.

Бостонский кардиолог доктор Пол Уайт писал: «От пассивности мышц и слабости сердца страдает прежде всего головной мозг из-за недостаточного снабжения кислородом. Как врач я все чаще рекомендую своим пациентам велосипедные прогулки, которые одинаково важны и для физического и для душевного здоровья. Чем больше мой пациент ездит на велосипеде, тем меньше потребляет он успокоительных средств и таблеток от бессонницы. Автомобиль калечит тела и души американцев, регулярное пользование велосипедом может оказаться спасением. Секрет пользы, которую приносит велосипед нашему здоровью, заключается в педалировании, благодаря чему резко увеличивается кровоток от нижних конечностей к сердцу и легким. Велосипед является не только прекрасным средством, укрепляющим мышцы, сердце и сосуды, тренирующим легкие, но и способствует борьбе с избыточным весом. Мужчина весом в 70 килограммов, проезжающий ежедневно в течение часа 20 километров, расходует более 600 килокалорий. Подобного эффекта можно добиться, прогуливаясь пешком в течение не менее 2,5 часа. Я знаю людей, которые с помощью велосипеда похудели за год на 6-8 килограммов.

Преимущество велосипеда перед другими оздоровительными средствами заключается в том, что тренировка, служащая дальним целям обретения крепкого здоровья, одновременно решает и сиюминутные практические задачи (поездка на работу и домой, в магазин, в гости). Эта вот возможность «заниматься делом» и попутно оздоравливаться, видимо, и привлекает прежде всего нашего прагматичного современника. Недаром популярность велосипеда растет с каждым годом.

Однако человек среднего или пожилого возраста, едущий по городской улице на велосипеде, — все же большая редкость. «Если бы мы, переломив свою инертность, смогли организовать массовое движение на велосипедах в любое время года и в любую погоду,- пишет в книге «Превентивная кардиология» профессор Московского медицинского института Г.И. Косицкий, — то это создало бы реальный заслон на пути прогрессирующего распространения поражений сердечно-сосудистой системы. Сегодня для этого еще нет необходимых условий. Нужно планировать велосипедные дорожки, свободные от движения автотранспорта, улицы, частично закрытые для движения автомобилей. Нужно создать места для стоянки велосипедов у заводов, учреждений, учебных заведений, магазинов и на площадях».

Загазованные, забитые автомашинами и автобусами улицы больших городов у нас пока еще не приспособлены для массового использования велосипеда в транспортных целях. Но зато свои выходные дни и особенно летний отпуск горожанин может прекрасно использовать для сочетания дальних странствий и укрепления здоровья.

Один из наиболее примечательных рекордсменов велотуризма — пенсионер из Пскова Г. Травин, который в свое время преодолел на велосипеде путь от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке. В 64-летнем возрасте проехал от Владивостока до Минска А.Г. Гершфельд. Геолог из Магаданской области Валентин Зенков за 101 день проделал путь до Ленинграда, одолев 11,5 тысячи километров. 37-летний машинист парового крана из Никополя Илья Гладун проехал из своего родного города до Владивостока за 98 дней.

Сейчас, когда велосипед все увереннее входит в быт людей, особенно важно умение четко дозировать физическую нагрузку велосипедиста, знать степень предпринимаемых им усилий, чтобы велосипед в полной мере служил оздоровительным целям, способствовал физическому совершенствованию человека.

Здесь опять на помощь может прийти аэробика Купера. Вот формула, позволяющая подсчитать очки, набранные во время велосипедных поездок:

Р = 3 (S 3 / t 2)

где Р — сумма очков, S — дистанция в километрах и t — время прохождения этой дистанции в минутах. Она сходна с той формулой, которой можно пользоваться для подсчета очков при беге. Изменен лишь коэффициент.

Каждый желающий легко подсчитает по этой формуле сумму аэробических очков, которую он набирает за одну тренировку на любой дистанции. Дело за немногим — сесть на велосипед, взглянуть на часы и начать отмерять километры.

Велосипед как средство борьбы с гипокинезией

«Информационный взрыв», характерный для современной научно-технической революции, требует от человека огромных резервов времени на обучение, чтение, познание нового. Это приводит к уменьшению времени, которое можно использовать для отдыха, сна, спортивных занятий.

Поэтому желательно использовать такие виды физических упражнений, которые не вызывали бы потери времени. Еще двадцать лет назад мы рекомендовали жителю современного города использовать время, которое бессмысленно тратится на то, чтобы добраться до места работы и обратно с работы домой [Косицкий Г. И. 1967].

На это сегодня у жителя города уходит ежедневно от нескольких десятков минут до нескольких часов. Население Москвы тратит на поездки на работу и домой ежедневно около 6 млн. ч.

Средняя скорость при передвижений на работу и обратно москвичей равна 16 — 12 км/ч.

Поэтому в смысле скорости обычный велосипед сегодня является реальным конкурентом любому другому виду городского транспорта, но он обладает огромным преимуществом: дает возможность горожанину заниматься интенсивной физической тренировкой при обычных поездках на работу, не тратя добавочного времени.

Если бы мы, переломив свою инертность, смогли бы организовать массовое движение на велосипедах в любое время года и в любую погоду, то это создало бы реальный заслон на пути распространения поражений сердечнососудистой системы. К сожалению, для этого нет еще необходимых условий.

Два фактора уменьшают коэффициент использования велосипедов для поездок из дома на работу: отсутствие условий хранения на конечных пунктах и отсутствие должных условий безопасности движения на улицах и дорогах.

Велосипедное движение у нас в настоящее время происходит совместно с другими автотранспортными средствами на тех же улицах и дорогах. Для снижения аварийности велосипедного движения необходимо строительство велодорожек, отделенных от проезжей части и тротуаров зелеными насаждениями, и специальных велополос.

Приемлема и маркированная специальными знаками велополоса на проезжей части дорог и улиц. Необходимо оборудовать места для хранения велосипедов на специальных стоянках или в подвалах жилых домов.

Особого внимания заслуживает использование велосипеда на курортах. Поскольку в курортных городах на многих улицах движение автотранспорта запрещено, жителям с успехом можно было бы использовать велосипед при поездке на работу, за покупками, на прогулки и отдых. И отдыхающие с удовольствием и с большой пользой для укрепления здоровья могли бы пользоваться велосипедом, но для этого необходимо наладить работу пунктов проката и ремонта велосипедов.

Именно на курортах можно широко использовать велосипед в целях отдыха и для борьбы с гиподинамией, так как на нем можно легко регулировать нагрузку. Мужчинам достаточно 4 раза в неделю проезжать 10 км за 20 мин. Как показали исследования, такая нагрузка обеспечивает сердечнососудистой системе функциональные резервы, которые служат надежной гарантией здоровья.

В Нидерландах, например, обследовали три большие группы: пешеходов, владельцев машин и велосипедистов. Выявлено, что велосипедисты живут в среднем на 5,5 лет, а пешеходы в среднем на 3,5 года дольше, чем автомобилисты.

«Превентивная кардиология»,

под редакцией Г.И.Косицкого

Поговорим сегодня о велоспорте, рассмотрим вопрос: в чем заключается польза и вред велосипеда.

Что значит спорт для каждого из нас? Однозначно ответить довольно сложно, так как понятно, что так или иначе спорт затрагивает каждого человека. Но одно можно сказать точно — спорт это увлечение, это — хобби, это — здоровье и образ жизни. Другими словами, в современном мире спорт ассоциируется с чем-то положительным и позитивным, со здоровьем и активным образом жизни.

Сегодня заниматься спортом стало популярно. Так всё устроено в нашей жизни, всё циклично. И именно в наш век, люди, которые имеют отношение к спорту или занимаются фитнесом — вызывают у окружающих только уважение.

Кроме того, основным показателем успешного и умного человека сегодня является и умение держать себя в форме, то есть регулярно заниматься спортом. И не важно, профессионально человек этим занимается или как любитель, для себя, для своего здоровья. Не зря говорят, что спорт — это жизнь.

Одним из популярных видов спорта является велоспорт.

Велоспорт — это довольно-таки широкий термин, охватывающий множество направлений. Понятно, что велоспорт — это физические занятие с применением велосипеда.

Почему велосипед стал так популярен среди обычных людей?

Ответить на этот вопрос можно так: велосипеды стали довольно доступными, не нужно иметь специальной физической подготовки, чтобы заняться этим видом упражнений.

В чем польза велоспорта? Катаясь на велосипеде, человек тренирует практически все системы своего организма: кровеносную, дыхательную, улучшается нервно-психическое состояние, повышается выносливость.

Очень важен и такой момент — катаясь на велосипеде, люди получают и моральное удовольствие. Согласитесь, не каждый из нас будет радоваться и наслаждаться, например, выжимая штангу в 200 килограмм.

Велоспорт позволяет параллельно с тренировкой организма получать невероятное удовольствие, изучить окружающий мир, взглянуть на всё несколько иначе.

Заметим, что современные велосипеды — это технологически сложные агрегаты с точки зрения их производства. Всё делается для того, чтобы человеку, который сел на велосипед, было удобно и комфортно.

Современные велосипеды легки, оснащены мощными и надежными тормозами, имеют несколько скоростей для различных условий езды.

Мы не говорим уже про дополнительные аксессуары для велосипедистов, которые позволяют заниматься велоспортом и кататься на велосипеде, контролируя множество параметров, как физиологических, так и данных окружающего мира.

Очевидна и польза от катания на велосипеде. Как мы уже говорили — это укрепление и развитие мышц рук и ног, мышц спины.

Время диктует свои особенности работы и жизни — сегодня основная половина работников — это офисные «обитатели», то есть движения у людей практически нет. Развивается гиподинамия, которая приводит к ожирению, развитию хронических заболеваний, инсультам, гипоксии и т.д.

Катание на велосипеде решает эти проблемы, причем от человека не требуется каких-то особых усилий. Достаточно посвящать велосипеду хотя бы один час в день и первые изменения можно будет заметить уже спустя неделю.

Езда на велосипеде стимулирует кровоснабжение органов малого таза у мужчин и женщин.

При регулярном катании у взрослых людей нормализуется работа желез внутренней секреции, улучшается качество половой жизни.

Замечено, что женщины, которые увлекались до беременности велосипедом, легче переносят беременность, и малыши у них рождаются, как правило, с меньшим количеством осложнений, нежели у женщин, которые вели «общепринятый оседлый» образ жизни.

Моральный аспект катания на велосипеде: наше будущее — это дети. И гораздо лучше, если ребенок видит, что взрослые катаются на велосипеде и улыбаются, в противовес тем, кто употребляет спиртные напитки, постоянно ест и возводит культ сигарете. Наше будущее зависит от того, кто мы такие сегодня.

Вы слышали (этому учат даже в школе), что наше второе сердце — это наши мышцы? Наверняка, слышали. К чему мы это сказали? Всё становится на свои места, если объяснить методом сравнений.

Двум сердцам проще качать кровь, чем одному. Это факт, что любая помощь лишней не бывает. Занимаясь физкультурой, крутя педали, человек развивает свои мышцы, тренирует своё «второе» сердце. Тем самым, снижается нагрузка на «основной насос» нашего организма. Сокращаясь, мышцы как бы проталкивают кровь в сосудах.

Именно поэтому, больным сердечнососудистыми заболеваниями рекомендуют движение. Но, как известно, предупредить что-то легче, чем лечить, поэтому езда на велосипеде — это отличная профилактика сердечнососудистых заболеваний.

Какие мышцы качаются при езде на велосипеде? Практически все — от икроножных мышц до ягодиц. Особенно активно задействованы мышцы ног (квадрицепс и икроножная мышца).

Несомненно, что физические упражнения, в том числе и катание на велосипеде «для души», не торопясь, используя комфортный именно для Вас скоростной режим, благоприятно влияет на здоровье человека. А если к этому добавить то, что кататься можно в парках, на лесных тропинках, то в дополнение к физическим нагрузкам мы получаем замечательный вид отдыха.

Многие спрашивают, как можно похудеть, но сохранить при этом прежний режим питания или снизить его незначительно, чтобы не было резкого отказа от прежнего образа жизни.

Отвечаем — займитесь велоспортом. Езда на велосипеде (летом в естественных условиях, зимой на велотренажерах) — это один из эффективных методов. Чтобы сбросить вес и привести себя в порядок.

Противопоказания к катанию на велосипеде

Но не стоит забывать и о том, что езда на велосипеде, как и любое занятие, которое направлено на то, чтобы улучшить наше состояние, имеет свои противопоказания и при несоблюдении некоторых правил отрицательное действие на организм человека.

При каких заболеваниях нельзя кататься на велосипеде? К противопоказаниям использования велосипеда относятся следующие болезни (мы перечислим некоторые):

  • Нарушение координации,
  • Серьёзные заболевания сердечнососудистой системы,
  • Поражение сосудов головного мозга (следует проконсультироваться с врачом),
  • Ломкость костей,
  • Заболеваниях хрящевой и суставной ткани,
  • Некоторые формы анемии, когда человек может потерять сознание.

Вред велосипеда для колен. Если Вы только начинаете осваивать велосипед, не стоит сразу устраивать заезды на несколько десятков километров, дайте время организму адаптироваться к новому виду нагрузок. В противном случае возможно отрицательное влияние поездок на состояние коленных суставов и не только. Любая физическая нагрузка требует постепенности, это относится и к велоспорту.

Посмотрите на спортсменов, эти люди перед основным мероприятием всегда разминают мышцы, чтобы минимизировать отрицательное влияние резких «рывковых» нагрузок.

Мы рекомендуем вам перед тем, как сесть на велосипед, минут 5-10 размять коленные суставы, присесть несколько раз, попрыгать, размять локтевые суставы. Эти процедуры помогут снизить отрицательное воздействие от езды на коленный и локтевой суставы.

В продаже имеются и специальные накладки для велосипедистов , призванные также снизить нагрузки на данные суставы.

Вред велосипеда на сердце не доказан. Дозированное и регулярное катание на велосипеде скажется на сердечно-сосудистой системе только с лучшей стороны. Да вы и сами заметите, как розовеют ваши щеки, как улучшается настроение и самочувствие после велосипедных прогулок.

Как и в любом деле, сначала стоит изучить сам вопрос, а после постепенно вникать в практическую сторону.

Например, как мы уже говорили выше, катание на велосипеде благоприятно сказывается на половой жизни катающихся, но если неправильно подобрать сидение, не отрегулировать его высоту, не освоить азы езды — эффект может иметь противоположное направление.

Чтобы исключить заболевания пищеварительной системы, не стоит садиться на велосипед после плотного принятия пищи. Это относится к любому виду спорта. В этом случае высок риск развития заболеваний, вплоть до очень серьезных.

Иначе говоря — прежде чем собираетесь что-то сделать, подумайте, правильно ли Вы всё делаете, ориентируетесь ли в вопросе. И, конечно же, если при езде у Вас возникают какие-либо дискомфортные ощущения, катание следует прекратить и выяснить причину.

Велосипед — это путь к здоровому образу жизни, пройти который способен каждый из нас. Спокойно и не торопясь, планомерно.

Катание на велосипеде — это модно и престижно, доставляет удовольствие и вызывает позитивные эмоции, которых так не хватает в современном мире машин, бетона и стекла.



mob_info