Формы занятий физическими упражнениями. Виды, формы занятий физическими упражнениями

Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1.По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

2.По их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гомнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.)

3.По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:

а)скоростно-силовые виды упражнений, характеризйещиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания т.п.);

б)упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

в)упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках т.п.);

г)упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, срортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4.По признаку биомеханической структуры движения:

а)циклические (бег);

б)ациклические;

в)смешанные упражнения.

5.По признаку физиологических зон мощности:

а)максимальной мощности;

б)субмаксимальной мощности;

в)большой мощности;

г)умеренной мощности.

6.По признаку спортивной специализации:

а)соревновательные;

б)специально подготовительные;

в)общеподготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.


  • Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.


  • Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на групп. Загрузка.


  • Следующий вопрос ». Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на групп.


  • Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на группы и по... подробнее ».


  • Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физичес�.
    Классификация видов физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от.


  • Внеклассная работа – система организованных занятий физическими упражнениями
    1. Кружок физической культуры - основная форма проведения групповых занятий с
    избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации ; в) готовить...


  • Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повышение устойчивости орган... подробнее ».
    Классификация видов спорта. современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от...


  • Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физ. Классификация видов спорта. современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп...


  • При физической работе важное значение имеет правильная организация рабочих движений, чере¬дование ст. Классификация основных форм деятельности человека: физический труд и энергетические затраты.


  • Главная / Физическая культура / Шпаргалка по физической культуре.
    Эффект упражнения : понятие, ближайший и следовой эффект, кумулятивный эффект; адаптация и ее механизмы.
    Классификация соревнований: - по цели: основные (главные ), подводящие, отборочные (для...

Найдено похожих страниц:10


Необходимо заниматься спортом. Но, к сожалению, не все знают какие упражнения бывают и для чего они нужны. Ниже приведены основные виды физических упражнений и их описание.

Силовые упражнения.
Силовые упражнения направлены на тренировку и укрепление мышц, и соответственно на формирование мышечного рельефа у мужчин. Женщины, как правило, используют силовые тренировки для сжигания жира и укрепления определенных групп мышц.
Силовые упражнения включают в себя занятия со штангой или гантелями. Также сюда можно отнести работу на тренажёрах или со своим весом. Эффективнее всего заниматься со штангой, так как с ней можно выполнять такие упражнения как приседания со штангой на спине, становая тяга, жимы штанги на скамьях с различными углами наклона, тяги штанги в наклоне или к подбородку. Ещё эффективнее, но и намного сложнее, выполнять упражнения с гантелями, так как с их помощью в работу подключаются не только основные мышечные группы, но и мышцы-стабилизаторы. Следовательно, мы задействуем ещё 1 вид мышечных волокон, кроме основных, а значит, тренируем больше мышц в целом. Но часто люди слабо подготовлены для тренировок со свободными весами. В этом случае им можно порекомендовать занятия на тренажёрах или со своим весом (например, подтягиваться на турнике или отжиматься на брусьях). Бывают случаи, что человек даже подтягиваться не может. Тогда ему может помочь такой тренажёр, как вертикальный блок, на котором можно выполнять тягу к груди. Если вы тренируете всё тело за одну тренировку, то частота тренировок не должна быть более 1-2 раз в неделю. Если в тренировке вы используете разделение (сплит) на несколько мышечных групп, то можно заниматься и 3-4 раза в неделю.

Аэробные упражнения.
Следующий вид нагрузок более лёгкий. Благодаря мы тренируем сердце, дыхание и выносливость. Каждый может выбрать для себя то, что ему больше нравится по душе. Кто-то предпочтёт (в парке, на стадионе, в лесу), кто-то – (в бассейне или каком-нибудь водоёме) или (быстрые или медленные с девушкой на дискотеке). Также можно заниматься в каком-нибудь спортзале с людьми, объединёнными в группы. Если у вас есть друзья, можете объединяться и играть в различные спортивные игры – , гандбол или . В аэробных тренировках, например, в беге важно учитывать их продолжительность, чтобы не перетренироваться. В беге нужно начинать постепенно. Для начала пробегите 5 минут. Затем, увеличивая продолжительность каждый день на 1 минуту, доведите её до 15-30 минут. Бегом можно заниматься хоть каждый день, а не 1-2 раза в неделю, как силовыми упражнениями. Лучше всего делать это на свежем воздухе.

Упражнения на растяжку.
Третий вид физических упражнений – это растяжка. Он является самым лёгким, если сравнивать его с силовыми и аэробными упражнениями, но про него также не следует забывать. Растяжку можно также подразделить на 2 вида: динамическая и статическая. Динамическую растяжку нужно выполнять до аэробных или анаэробных упражнений, делая, например, круговые движения руками в разные стороны, чтобы разогреть мышцы груди, плеч и рук. Или выполнить серию из 20-30 лёгких приседаний или наклонов вперёд с задержкой в нижней точке, чтобы растянуть мышцы ног и спины. Динамическую растяжку можно использовать в качестве разминки перед основной силовой тренировкой. Ей следует уделять примерно 10 минут. Что касается статической растяжки, то её следует выполнять после силовой или аэробной тренировки. К ней можно отнести следующие упражнения: вис на турнике (растяжка спины, бицепсов, задних дельт), замок (растягивается грудь, трицепсы, передние дельты), приседание (растяжка бёдер, ягодиц, низа спины), мостик (растяжка брюшного пресса, а также груди). Это основные упражнения, которые растягивают самые крупные мышечные группы (грудь, спина, ноги). Также по желанию можно добавить что-нибудь своё, чтобы, например, растянуть икры, предплечья или бицепсы. Но это мелкие мышечные группы и их растяжку можно выполнять реже. Основным правилом статической растяжки является следующее: нужно удерживать какую-нибудь позу в течение 1 минуты. Если вы фанатично настроены, можете со временем довести продолжительность до 3-5 минут, но не более.

Очень важным в педагогическом отношении является взаимосвязь содержания и формы занятий физическими упражнениями.

Основное содержание занятий составляет активная, направленная на физическое совершенствование человека, двигательная деятельность. Деятельность занимающихся в любом занятии состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых. Способ взаимосвязи, или структура элементов содержания, составляет форму занятий физическими упражнениями.

К ней относятся: порядок выполнения упражнений, характер взаимоотношений занимающихся, их организация и т.д.

В каждом отдельном случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является одним из основных педагогических правил качественного его проведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание, что обеспечивает должный успех деятельности занимающихся, в противном случае, результаты занятий будут хуже.

Постоянное пользование одними и теми же формами занятий сдерживает совершенствование физической подготовленности занимающихся.

Факт активного влияния формы занятий на их результаты указывает на необходимость самого серьезного отношения к ней. Этим и объясняется, почему в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями придавалось большое значение.

Урочные формы занятий

Все урочные формы занятий физическими упражнениями можно подразделить по направленности на уроки общей физической подготовки, тренировочные уроки по видам спорта и уроки профессиональной прикладной физической подготовки.

Уроки общей физической подготовки проводятся со своими возрастными группами – в детском саду, школе, вузе, группах общей физической подготовки для взрослых.

Спортивно-тренировочные занятия используют в работе с занимающимися избранным видом спорта. Они требуют специфической методики проведения.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся с подростками, юношами, взрослыми. Для этих уроков характерно обучение двигательным действиям, идентичным содержанию профессионального труда.

По характеру учебной работы выделяют уроки освоения нового учебного материала, уроки его совершенствования и закрепления, уроки смешанного типа и контрольные уроки.

Специфичных методических приемов требует также проведение уроков в разных условиях в зависимости от места и времени: в зале, на площадке (стадионе), в условиях естественной местности; зимой, летом и в межсезонье.

Неурочные формы занятий

Для неурочных форм занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация деятельности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, закаливания и лечения, воспитания физических и волевых качеств, а также обучения определенным действиям.

Индивидуальные занятия физическими упражнениями обычно проводятся в виде зарядки, гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, самостоятельной физической и спортивно-технической подготовки, прогулок и некоторых других занятий.

Гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, прогулки – эти виды доступны каждому при минимальной затрате сил и времени.

Более сложна самостоятельная физическая подготовка (общая, спортивная, профессионально-прикладная). Занятия ею отличаются разнообразием задач и упражнений, требуют больше времени, специального режима жизни, определенных знаний теории и методики физического воспитания. Проведение занятий индивидуально основано на энтузиазме, инициативе и самодисциплине человека.

Самодеятельные групповые занятия

Типичными для них являются игры, туристические походы, состязания и другие виды занятий физическими упражнениями под руководством чаще всего выбранного, а иногда и назначенного лица.

По направленности игры можно подразделить на учебно-тренировочные, оздоровительные, игры-развлечения и игры-состязания.

Не менее чем игры распространен в нашей стране туризм – путешествия, однодневные походы, туристические слеты, экскурсии и прогулки.

Влияние занятий туризмом на физическую подготовленность зависит от длительности и сложности путешествия. Однако поход является целостным занятием и должен строиться с соблюдением общих методических правил и требований.

Организованные групповые занятия

Типичными для них являются спортивные соревнования, оздоровительные занятия на предприятиях, физкультурные праздники, выступления и другие виды неучебных занятий физическими упражнениями.

Спортивные соревнования являются занятиями физическими упражнениями, оказывающими огромное воспитательное значение и воздействие на соревнующихся благодаря интенсивным физическим напряжением и повышенной эмоциональности. По типу спортивных состязаний проводятся физкультурные праздники, шествия, выступления.

Основным специфическим средством физического вос-питания являются физические упражнения.

Физические упражнения – такие двигательные дейст-вия (и их совокупности), которые направлены на реали-зацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям (физическое – характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени; упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия).

Содержание целевое назначение упражнения, общая форма движений. Обуславливает их оздоровительное значение (приспособление организма, улучшение показателей здоровья, воспитание физических качеств, что улучшает физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают двигательными умениями и навыками); влияние на личность (морально-волевые качества).

Форма ФУ – определенная упорядоченность и согласованность процессов и элементов содержания физического упражнения. В форме ФУ различают внеш-нюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура ФУ обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организ-ме во время данного упражнения. Внешняя структура ФУ – его видимая форма, характеризующаяся соотно-шением пространственных, временных и динамических параметров движений.

Техника физических упражнений - это способ выпол-нения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Техника физических упражнений совершенствуется под воздей­ствием систематических тренировок.

В технике физических упражнений выделяют основу, определя­ющее звено и детали.

Основа техники - главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи.

Определяющее звено техники - наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места - это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники - второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники.

Основные виды классификации физических упражнений .

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1.По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным обра-зом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.


2.По их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гомнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.)

3.По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:

а)скоростно-силовые виды упражнений, характеризу-ющиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания т.п.);

б)упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

в)упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках т.п.);

г)упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, срортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4.По признаку биомеханической структуры движения:

а)циклические (бег);

б)ациклические;

в)смешанные упражнения.

5.По признаку физиологических зон мощности:

а)максимальной мощности;

б)субмаксимальной мощности;

в)большой мощности;

г)умеренной мощности.

6.По признаку спортивной специализации:

а)соревновательные;

б)специально подготовительные;

в)общеподготовительные.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применя-емые для развития физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека.
Слово физические отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной). Физиче-ская работа внешним проявляется в виде перемещения тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнения обозначает повторяемость действий, и совершенствование способа исполнения этих действий.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой- как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержа-нием. Внутреннее содержание- это совокупность физиологических, психологических и биомеха-нических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например, прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталки-вание, полет, приземление.
В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений. По анатомическому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мыш-цы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляют различ-ные комплексы упражнений (утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
По признаку физиологических зон мощности различают упражнения максимальной, субмак-симальной, большой и умеренной мощности. Для упражнений с нагрузкой максимальной мощно-сти, которую человек может выполнять не более 20 сек. Упражнения с нагрузкой субмаксималь-ной мощности могут продолжаться от 20 сек. до 5 мин. Упражнения с большой мощностью мож-но выполнять в пределах от 5 до 30 мин. К упражнениям умеренной интенсивности относятся та-кие, которые могут продолжаться свыше 30 мин.
По признаку преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств физические упражнения классифицируются на скоростно-силовые виды упражнений (прыжки, метания); упражнения на выносливость (плавание, лыжные гонки, бег на средние и длинные ди-станции); на координацию движений (прыжки в воду, фигурное катание, гимнастические и акро-батические упражнения); на гибкость (упражнения в растягивании, улучшающие подвижность в суставах); упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в изменяющихся условиях (подвижные и спортивные игры, фехтование, бокс, различные виды борьбы).



mob_info