Окружающий мир рыбы занятия в детском саду. Конспект логопедического занятия «Рыбы» (подготовительная группа для детей с ОНР)

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

Задачи:

Коррекционные:

  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя); обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
  • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • активизировать познавательную деятельность:

Образовательные:

  • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
  • совершенствовать естественно-научные представления

Воспитательные:

  • повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
  • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры), мяч;

Раздаточный материал — картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

Организация образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

II. Основная часть

Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите, погостить еще у кого- то?

Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

— Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие? (дети перечисляют)

Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

(Видеовставка моря — слайд № 2)

На Земле - четыре океана-

Омывают континенты, страны.

Суши меньше в нашем мире, чем воды,

Под водой растут волшебные сады.

Они дивных обитателей полны

Разных формы, цвета и величины.

— Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

— А где же дома у рыб? (слайд № 4)

Логопед: Волны и кораллы, и песок морской

Для рыбешек разных милый дом родной!

Логопед: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы - нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам - они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб? Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки. (Показ слайдов с загадками № 5-12)

Дети отгадывают название рыбы.

Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Колюч, да не ёж

Кто же эта рыба? (Ёрш)

Меня все и всегда узнают без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

Ну а братец мой морской

Ходит красный день — деньской. (Морской окунь)

Логопед: — Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

— А тех, которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Живу глубоко, плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай…

Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете? (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16)

— Как вы думаете, почему их так назвали?

Отгадайте, о ком эта загадка:

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Эта рыбка… (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый меч он носит

И зовется … (меченосец)

Логопед: — Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) — Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

— Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

Загадка про рыбью чешую:

Логопед: У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Помогите отгадать,

Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя) (слайд № 18)

— Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд № 19)

— Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых сразу рождаются детёныши — мальки. Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.

— А без чего не могут жить все рыбы? (Без воды) — И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Изображают хвостик)
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)

Артикуляционные упражнения:

1. «Рыбка» - вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

2. «Рыбки разговаривают» - дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

3. «Щука» - показать зубы, оскалиться.

Щука — хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

Исходное положение - стоя.

Взрослый: — В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

Мимические упражнения:

1.Испугаться при виде акулы.

2.Обрадоваться золотой рыбке.

3.Огорчиться уплывшей рыбке.

Игры с мячом: «Семейка слов»

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. — Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед: Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед: А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед: Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед: Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед: Чей хвост у рыбы?

5- ребёнок. Рыбий.

Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

— Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

Сельдь — селёдочка; окунь — окунёк; щука — щучка; ёрш — ёршик; сом – сомик; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

Логопед предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

— Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

Игра «Четвертый лишний» (слайды № 21-23)

Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Игра «Нелепицы» : (Слайд № 24)

— Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька) Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки .(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать. И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт в аквариуме).

Логопед: Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается. А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой.

В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

Где же мы были?

Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная:

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

— Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

— Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот — направо, потом — налево, еще раз — направо, еще раз — налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

— И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

— Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

— Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

— Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

— Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

— Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

— А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

— Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

— Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

— Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

— Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

— Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

— Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

— Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

— А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

— Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

— Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

— Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

— Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

— Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

— Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

— Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

— Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка — рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

— А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

— Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

— Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

— Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

— Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

Конспект занятия «Обитатели воды - рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа - сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее -

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите - отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

Ярко - красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется... (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Рассказ - сравнение.

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома - усы, а у сомика - усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

Занятие окончено.

Литература

1. Интернет - ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика - синтез» 2011г

3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

Жупикова Ирина Анатольевна

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

Учитель-логопед

Тема: Рыбы

Цели:

Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

Совершенствование грамматического строя речи

(образование существительных с уменьшитель-

но-ласкательными суффиксами, согласование

существительных с прилагательными в роде,

числе, падеже); синтаксической стороны речи

(договаривание предложений)

Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

ки, пространственной ориентировки.

Профилактика зрения, развитие межполушарного

Взаимодействия.

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

шивать до конца ответы товарища.

Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

Ход занятия

    Орг. Момент

Придумал кто-то просто и мудро

Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро, веселые лица!

Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Дети: Рыба

Логопед: Правильно, это рыба.

2-е задание: Каких рыб вы знаете?

Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Логопед: А в море?

Дети: Морские.

3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

Динамическая пауза

Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

Рыбки плавают, резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

Дети выполняют соответствующие движения.

4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

Логопед: Что рыбы делают в воде?

Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

(солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

6- задание: Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

Дети: Звук Р

Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

Тихо посидим немножко,

Закроем глаза ладошкой.

Сразу сделалось темно…

Руки убираем, смотрим в окно

И снова ладошкой закрываем глаза.

Смотрим направо, а там – стена!

Часто-часто моргают глаза,

А теперь все смотрим на меня.

7-е задание: игра «Закончи предложение»

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В море плавает много (рыб).

В аквариуме живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

8-е задание: развитие связной речи.

Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

Дети: Нет.

Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

Ответы детей

Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы.

«Подводное царство»

Старшая группа, воспитатель

Цели:

Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Организация занятия.

Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

Где живут рыбы?

Почему им хорошо в водичке?

Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

2. Пальчиковая гимнастика.

Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

волнообразные движения, вращая в запястьях

в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

Рыбка золотая,

Посмотрите на неё –

Красивая какая.

3. Работа с иллюстрациями.

Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

4. Беседа по содержанию стихотворения.

Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

Где спят эти животные?

Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

Почему не видно следов рыбок на воде?

5. Игра «Назови ласково».

Рыба - …

Икра - …

Сом - …

Река - …

Лягушка - …

Хвост - …

Вода - …

Улитка - …

6. Анализ слова рыба.

Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

Какой звук вы слышите первым?

Какой звук следует после р?

Следующий звук? (звук б)

И последний звук? (звук а)

Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

6. Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

делают ими плавные движения,

имитируют движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

Делают движения двумя ладонями.)

Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

8. Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

9. Индивидуальная работа за столами.

Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

10. Итог занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.




mob_info