Конспекты по гимнастике в школе. Образовательный портал

Организационный вход в спортивный зал.

«В одну шеренгу становись!» - класс равняется по боковой линии, пятки вместе носки врозь, руки вдоль туловища ; «Равняйсь!» - все, кроме направляющего, поворачивают голову направо; «Смирно!» - возвращаются в и.п., взгляд направлен на учителя; «Вольно!» .

«Прыжком кругом – раз-два!»; «Направо – раз-два!»; «Кругом – раз-два!».

«В обход налево – шагом марш!»

Дистанция 2 шага.

Спина прямая, тянемся вверх, подбородок прямо, взгляд вперед.

Спина прямая, подбородок прямо, взгляд вперед.

«Класс, бегом марш!», темп ниже среднего.

Если ученики бегут в быстром темпе, то дать команду «Направляющий, короче шаг!»

Туловище слегка наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, руки перед грудью ладонями вперед, фаланги пальцев чуть согнуты.

Руки в стороны, параллельно полу, спина прямая.

Руки работают попеременно вдоль туловища, смотреть через правое плечо.

«Класс, шагом – марш!»

Руки через сторону вверх – вдох, опускаем вниз – выдох.

Направляющий на месте стой раз, два.

Группа на право.

Группа рассчитывается на первый-второй. Перестроение выполняется на три счета по команде: «В две шеренги – стройся!». По этой команде первые номера стоят на месте, вторые на счет «раз» делают шаг левой назад, на счет «два» – шаг правой в сторону (в затылок первому), на счет «три» – приставляют левую (рис. 1 ).

Обратное перестроение из двух шеренг в одну выполняется по команде: «В одну шеренгу – стройся!». Это перестроение также выполняется на три счета. Первые номера стоят на месте, вторые на счет «раз» делают шаг левой в сторону, на счет «два» – шаг правой вперед на свое место в шеренге, на счет «три» – приставляют левую.

Сначала производится расчет группы на 9–6–3 на месте по команде: «На 9–6–3 на месте – рассчитайсь!» По этой команде правофланговый командует: «9», второй в строю – «6», третий – «3», четвертый – «на месте», пятый – «9», и т.д. Далее подается команда: «По расчету шагом – марш!».

Обратное перестроение выполняется по команде: «На свои места шагом – марш!». По этой команде все, кроме стоявших на месте, делают поворот кругом на счет «раз-два» и идут на свои места.

Производится расчет по три. Затем подается команда: «Первые номера – два шага (три, четыре и т.д.) вправо, третьи номера – два шага (три, четыре и т.д.) влево шагом – марш!». По этой команде вторые номера стоят на месте, а первые и третьи делают соответствующее количество шагов в указанном направлении Обратное перестроение выполняется по команде: «На свои места шагом – марш!». По этой команде первые и третьи номера возвращаются на свои места.

Через центр в колонну по два марш!

«В колонну по одному через центр – марш!». Команда подается в тот момент, когда две колонны по одному встретились в точке, где должно произойти слияние. По исполнительной команде первый номер, сделав поворот, идет через центр; второй номер, дойдя до точки слияния, идет в затылок первому, и т.д.

Направляйщий на месте стой раз- два.

На право!

На 9,6,3, на месте расчитась.

По расчету шагом марш!

Спину держа ровно, плечи расслаблены.

Амплитуда движения полная.

Ноги в коленном суставе не сгибать.

Амплитуда движения полная.

Согнуть ноги в коленном суставе.

Группа на свои места шагом марш!

Кругом!

Ученики парами берут по одному мату и укладывают их дорожкой

УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Основные задачи урока.

2. Общие требования к уроку.

3. Структура урока.

4. Организация урока и способы управления занимающимися.

5. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА

Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях.

На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.

3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на личность занимающихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).

II.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:

а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;

б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;

г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;

д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.

Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на:

· вводные уроки;

· уроки изучения нового материала;

· уроки совершенствования и повторения изученного;

· комбинированные (смешанные) уроки;

· контрольные уроки.

С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов (контрольные упражнения, бланковые, аппаратурные методы, наблюдение и др.), он может определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс, возбудить у учеников интерес к занятиям.

На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать интерес и найти ответ на поставленный вопрос. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий, видеофильмов и т.п. Моторная плотность на таких уроках невысокая.

Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания, задания с выбором и анализом действий друг друга. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.

Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.

Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раз­дела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей. Контрольный урок, проводимый в конце изучения раздела гимнастики, можно организовать в виде соревнований.

III. СТРУКТУРА УРОКА

С целью постепенной подготовки учеников к овладению сложными упражнениями или к большим физическим нагрузкам на каждом уроке предусмотрено решение вспомогательных и основных задач. Их решение достигается путем специального построе­ния урока. Он состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей:

а) подготовительной,

б) основной и

в) заключительной.

Такое деление урока вызвано необходимостью определенного периода врабатывания, или вхождения в работу всех органов и систем организма, заблаговременной подготовки психики занимающихся и соответствующего настроя их на активное и осознанное отношение к уроку. Это дает возможность педагогу предложить большую по объему и интенсивности физическую, а в ряде случаев и психологическую нагрузку, для того чтобы получить от урока наибольший положительный эффект. После такой нагрузки нужен определенный период времени для постепенного ее снижения до исходного или близкого к нему уровня. Интенсивность нагрузки определяют по пульсу.

Конспект урока по гимнастике в 4 классе

Тунтуева Екатерина Михайловна

учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №500

с углубленным изучением предметов эстетического цикла

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема:

Техника выполнения акробатических упражнений

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторение правил безопасного поведения на уроках гимнастики в спортивном зале;
  2. Совершенствование выполнения строевых упражнений;
  3. Совершенствование техники выполнения кувырков вперед и назад.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу;
  2. Воспитание аккуратности и образного мышления.

Оздоровительные:

  1. Формирование правильной осанки;
  2. Развитие силы, гибкости, ловкости;
  3. Прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.

Тип урока: Учебно-тренировочный.

Время проведения урока: 45 минут.

Место проведения: Спортивный зал школы.

Инвентарь: Свисток, гимнастические маты, гимнастические скамейки, ветошь.

Части урока и их продолжительность

Частные задачи к конкретным видам упражнений

Дозировка

Организационно- методические указания

Сформировать осмысленное и ответственное отношение к учебной деятельности на уроке

  1. Организационный вход в спортивный зал.

Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку.

  1. Построение в шеренгу, сдача рапорта.

Правильное выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Выявление больных и освобожденных.

Тема и цель урока:

Повторение правил по технике безопасности на уроках гимнастики в спортивном зале.

Рассказ должен быть содержательным (возможен вариант: вопрос-ответ)

Совершенствование выполнения строевых упражнений

Повороты на месте: «Налево», «Направо», «Кругом».

Обратить внимание на сложность совместных действий. Следить за четкостью выполнения команд. Исправлять ошибки.

Развивать способность сохранять заданный темп движений

Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук:

1) на носках, руки вверх;

2) на пятках, руки к плечам;

3) перекатом с пятки на носок, руки на пояс;

4) спортивная ходьба с переходом на медленный бег, руки согнуты в локтях и прижаты к телу.

Обратить внимание на осанку при выполнении упражнений, соблюдение дистанции (на вытянутую вперед руку).

Развивать быстроту двигательной реакции и движений в беге

Бег на носках с изменением направления движения: противоходом, «змейка», по диагонали.

Дышать равномерно, вдох носом, выдох свободный.

Ходьба, восстановление дыхания.

Следить за равнением и дистанцией.

Развивать быстроту двигательной реакции и движений

Упражнения в движении:

Выполняется по сигналу

а) упражнения для рук и плечевого пояса

Руки через стороны вверх - вдох, наклон - руки вниз - выдох.

б) махи прямой ногой на каждый шаг, руки вперед

Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать.

в) махи согнутой ногой, руки к плечам

Мах согнутой правой ногой к локтю левой руки и наоборот

Формировать практический опыт коллективных отношений

Перестроение через середину зала из колонны по одному в колонну по два поворотом налево в движении

Следить за равнением.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах

Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ):

Выполняются под счет учителя

И.п. Ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны головы вправо-влево-вперед-назад.

Выполнять медленно.

Упражнение для плеч: и.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз поднимание - опускание плеч (одновременно, попеременно).

Следить за осанкой и дыханием.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево-вперед-назад.

И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. Из упора присев придти в упор стоя согнувшись (выпрямить ноги), затем в упор присев и вернуться в и.п.

Подготовка места для занятия (разложить маты)

Ученики парами берут по одному мату и укладывают их дорожкой

Кувырки вперед и назад

Ученики встают по два около каждого мата с одной стороны.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и развитию гибкости

  1. Подводящие упражнения:
  2. «Лодочка» - и.п. лежа на животе, руки вперед, приподнимать от пола голову, грудь, прямые руки и ноги.

Следить, чтобы ноги и руки не сгибали.

  1. «Рыбка» - и.п. лежа на животе, согнув ноги в коленях, стараться дотянуться до головы носками ног, образуя кольцо.

Руки согнуты в локте на уровне груди. При выполнении упражнения руки выпрямлять.

  1. «Улитка» - и.п. лечь на спину, руки вдоль туловища. Поднять прямые ноги и завести их за голову, коснуться пола ступнями подальше за головой. Задержаться, вернуться в и.п.

Нельзя переворачиваться через голову. Темп медленный.

  1. И.п - лечь на спину, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Поднять ноги и завести их за голову, коснуться мата коленями. Задержаться, вернуться в и.п.
  1. И.п.- упор присев с опорой руками впереди стоп. Перекат назад подтягивая колени руками к груди (хват руками за голень, ниже коленного сустава), и.п.

Упражнение выполняется стоя спиной к мату.

Совершенствование техники отталкивания

  1. И.п. упор присев с опорой руками впереди стоп на расстоянии 30-40 см, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки, затем вернуться в и.п.

Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова была прижата к коленям, а подбородок к груди как можно ближе.

Развитие силы, гибкости и ловкости.

Проверить умение ставить руки при кувырке назад

  1. Кувырок вперед. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову. Коснувшись лопатками мата, сгруппироваться и, сделать перекат вперед, принять положение упора присев.

Внимание учащихся обратить на то, чтобы голова не касалась пола, подбородок был прижат к груди, толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Объяснить, что

выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения.

  1. Кувырки вперед слитно. Из упора присев руки впереди, выполнить 2-3 кувырка вперед в упор присев, встать.

Кувырки выполнять поточным способом. Следить за основной стойкой, подходом к мату, упором присев. Исправлять ошибки.

  1. Кувырок назад. Из упора присев (руки впереди стоп на расстоянии 15-30 см) перекат назад в группировке, поставить руки на мат на уровне головы (пальцы к плечам), опираясь ими, перевернуться через голову (не разгибая ног) и прийти в упор присев.

Следить за выходом из кувырка и группировкой, чтобы подбородок был прижат к груди. Исправлять ошибки.

  1. Кувырок вперед и назад слитно. Из упора присев выполнить кувырок вперед в упор присев, не разворачиваясь выполнить кувырок назад в упор присев.

Следить за правильностью выполнения кувырков.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

  1. Уборка места занятий.

Ученики парами берут по одному мату и укладывают их друг на друга в углу зала

Подвести итоги учебной деятельности учащихся на уроке в целом и сообщить домашнее задание - развивать силу мышц разгибателей рук

  1. Построение. Команда «В общий строй становись».

Место определено заранее.

  1. Подведение итогов, оценка учащихся.

Оценивать позитивно и тактично.

  1. Дать домашнее задание.

Индивидуально, коротко.

  1. Организованный уход.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Подготовительная часть: Задачи: 1)Подготовка центральной нервной системы и двигательных функций; 2)Восстановительные индивидуальных возможностей подвижности в сочетаниях (гибкость); 3)Обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям требующим от занимающихся значительных, мышечных, напряжений. 4)Формируется у занимающихся умение выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами. 5)Овладение отдельными компонентами законченными двигательными действиями. Инвентарь и оборудование: Место проведения: Проводящий:

3 слайд

Описание слайда:

Частные задачи. Содержание дозировка Организационно-методические указания. Организация учащихся к проведению урока, нацеливая их внимание на решение поставленных задач. 1.Построение, приветствие, сообщение задач. 1` 30`` Обратить внимание на: -четкое выполнение команд; -дружное приветствие; -наличие формы; Способствовать к постоянному врабатыванию организма, подготовить мышцы ног и рук к предстоящей работе. 2.Ходьба и её разновидности. 0,5 кр. Способность провидения; проходной способ информирования; только рассказ; Способ обучения: по рассказу. Способ оказания помощи: подсчет, подсказ. Следить за соблюдением дисциплины и равнения строя, следить за работой руками, стопы ставить мягко. Способствовать подготовке голеностопного сустава укрепленного мышцами ног, формирование правильной осанки, развитие равновесия, укрепление мышц рук и плечевого пояса. -на носках руки в стороны 0,5 Подняться выше на носках, потянуться вверх, ноги не сгибать, руки параллельно полу, пальцы напряжены, голову поднять.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

5. Перестроение уз шеренги уступом. Команда: « группа на 9, 6, 3, на месте – расщетайсь!» Комплекс ОРУ. Способ информирования: показ, рассказ, показ – рассказ, по разделению. Способ обучения: по –показу, по –рассказу, по рассказу-показу, по разделению. Способ оказания помощи: подсчет, подсказ, подсказывающий зеркальный показ. Способствовать формированию навыков правильной осанки, укрепление мышц ног и рук. 1).И.п.- о.с. 1-ст. на носках, р. в стороны. 2.-И.п. 3.-ст. на носках, р. вверх. 4-И.п. Выше подняться на носках, руки в локтевых суставах не сгибать, пальцы напряжены. Способствовать укреплению мышц рук и плечевого пояса. 2) И.п. –н. врозь, р. перед собой. 1.-2 – рывки согнутыми назад. 3-4 – рывки прямыми в стороны. Спину держать ровно, смотреть вперед, пальцы напряжены, голову не опускать, руки согнуты на уровне груди. Способствовать укреплению мышц ног, и рук, подвижности в тазобедренному суставе, и коленных суставах. 3) И.п. – ст. р. перед собой, правая наверху. 1-выпад правой, руки вперед. 2-И.п. 3-выпад левой, руки вперед. 4-И.п. Поднять голову, руки параллельно друг другу, ладонями во внутрь, пальцы напряжены.

6 слайд

Описание слайда:

Способствовать увеличению подвижности голеностопном суставе, укрепление мышц ног, рук. 4) И.п. – о. ст., р. на поясе. 1- присед р. вперед 2-наклон 3-присед р. вперед 4-и.п. Поднять голову. Пальцы напряжены, параллельны полу, руки в локтевых суставах не сгибать. Способствовать развитию мышц позвоночного столба. 5) И.п. – сед ноги врозь, р. за голову. 1 – наклоны к левой н. 2-И.п. 3- наклон к правой н. 4-И.п. Тянуться к носкам, колени не сгибать, пальце напряжены, носки на себя. Способствовать развитию локтевого сустава и тазобедренного сустава. 6)И.п. – упор лежа. 1-упор на согнутых, правая вверх. 2-И.п. 3-упор на согнутых, левая вверх. 4- И.п. Голова поднята, коленные суставы выпрямлены, смотреть вперед, Способствовать укреплению мышц живота. 7) И.п.- упор сед, р. на поясе. 1- сед н. согнув, р. в стороны. 2- уголок 3- сед н.согнув., р. в стороны. 4 – И.п. Носки оттянуты, не опускать спину, руки напряжены, ноги выпрямлены.

Логика любого учебно-воспитательного процесса требует последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность, постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности, последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся

Поэтому, как и другие уроки физического воспитания, урок по гимнастике также состоит из трех взаимно связанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Такое деление урока вызвано необходимостью подготовки организма учащихся к предстоящей деятельности, определенного периода врабатывания всех органов и систем организма, повышение уровня работоспособности занимающихся.

Основная часть урока является определяющей и главенствующей в структуре урока. Именно в этой части урока проводится практически вся запланированная учебная работа с учениками и максимум нагрузки на их организм также даётся в этой части урока.

После такой нагрузки опять таки нужен определенный период времени для постепенного ее сни­жения до исходного или близкого к нему уровня. Этому посвящена заключительная часть урока.

Подготовительная часть урока

Цель подготовительной части урока – организовать класс и обеспечить физиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе.

Организация класса сводится к построению учащихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между учителем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на урок нужно максимально упростить, с тем, чтобы сохранить время для учебной работы.

Организация внимания сводится к тому, чтобы отвлечь учащихся от всего, что не имеет непосредственное отношение к уроку, и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Это достигается повышением интереса и сознательным отношением учащихся к учебной деятельности. Для этого часто используются специальные упражнения для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся, - к ним относятся короткие, постепенно усложняющиеся комбинации движений, состоящие из шагов, прыжков, поворотов на месте и на ходу, приседов, хлопков и т.д. С той же целью используются упражнения для развития быстроты, ловкости, и точности реакций, заключающиеся в быстром выполнении непредвиденных распоряжений (лечь, встать, сесть и др.).

Подготовка организма учащихся к предстоящей учебной работе заключается в активизации деятельности функциональных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение общего обмена веществ, разогревание мышц и др.) и центральной нервной системы.

Средствами подготовительной части являются: построения и перестроения; различные виды ходьбы и бега; прыжки и подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка); упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, на координацию, различные подвижные игры.

Продолжительность первой части урока зависит от подготовленности учащихся и условий, в которых он проводится. Порядок проведения подготовительной части урока может несколько меняться в зависимости от состояния места занятий, подготовки учащихся и задач урока. В целом, продолжительность подготовительной части урока колеблется от 7 до 12 минут.

Основная часть урока

В этой части урока решаются важнейшие задачи гимнастики - изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма и психомоторики школьников.

Основная часть урока служит для формирования у учеников знаний о технике изучаемых двигательных действий и влиянии выполняемых упражнений на организм занимающихся, формировании знаний о мерах безопасности, приёмах страховки и самостраховки, для обучения учеников прикладным и специальным гимнастическим умениям и навыкам, для совершенствования у них двигательных качеств и воспитания этических и волевых качеств.

Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.).

Необходимо учесть, что с 5-го класса у учеников становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д.

Величина нагрузки планируется учителем при составлении конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя оче­редность их выполнения, он одновременно может составить усредненную кривую нагрузки по пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной до­зировке (темп, количество повторений или время выполнения).

Исходный уровень пульсовой кривой можно определить, измерив по­казатели у 3-х - 5-ти учащихся разного уровня физической подготов­ленности. Полученный таким образом стартовый уровень пульсовой кривой, позво­ляет своевременно внести коррективы в интенсивность на­грузки, более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или недогрузки.

Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:

1. Изменение условий выполнения упражнений путем:

Изменение исходного положения;

Применения отягощений;

Использования сопротивлений (амортизаторы) или партнёра;

2. Изменение числа повторений упражнения

3. Изменение способа проведения упражнений путем:

Изменения темпа выполнения;

Применения поточного способа выполнения;

Выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации;

Использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.).

Средства основной части урока:

Прикладные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, опорные прыжки, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры, полосы препятствий, эстафеты.

Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке продолжительностью в 45 мин, основная часть составляет от 28 до 35 мин.

Заключительная часть урока

Назначение заключительной части урока - завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность. Заканчивая урок, необходимо обеспечить ровное, несколько повышенное эмоциональное состояние учащихся. Хорошим средством для решения этой задачи являются упражнения, направленные на успокоение и восстановление деятельности сердца и дыхания. Разбор урока и подведение итогов обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения учащихся и постановки задач на будущее. В конце урока ученикам даются рекомендации и задания на дом.

Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности подготовительной и основной части и колеблется от 3-х до 5 минут.

Средства заключительной части урока:

Упражнения на расслабление или внимание, упражнения на развитие гибкости, игры на внимание, ходьба с упражнениями на дыхание, танцевальные шаги, строевые приёмы и др.

Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения образных или сюжетных уроков в младших классах, когда ученики, выполняя упражнения и различные задания, становятся персонажами различных сказок или мультфильмов. В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся. Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д.

Положительная эмоциональная обстановка на подобных уроках обеспечивают каждому ученику возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса. Новизна таких урока достигается и своеобразной организацией класса: изменением места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки и другое.



mob_info