Комплекс упражнений для исправления осанки у детей. Лечебная гимнастика для коррекции нарушений осанки

Хорошая, - это не только красиво, эстетично и модно.

Прямая спина свидетельствует об отменном здоровье, а вот искривления должны вызвать заслуженные опасения.

Ведь сутулость провоцирует нарушения функционирования внутренних органов.

Ребёнок с искривлённой спиной чаще болеет простудами и бронхитами, страдает от запоров и гастрита. Подобные проблемы грозят неправильным развитием сердца или лёгких. Ещё до посещения врача родитель сможет определить наличие у малыша нарушения осанки.

  • Частая утомляемость, неуклюжесть.
  • Отказ от подвижных игр.
  • Головные боли, . Боль в конечностях после прогулки.
  • Расположение на стуле с упором на руки.
  • Нежелание долго пребывать в одном положении.
  • Хруст суставов при движении.

Если вы наблюдаете у ребёнка один или несколько из этих симптомов следует обратиться к врачу.

Только лечащий врач подберёт медикаменты и процедуры сообразно виду и степени нарушения осанки. В ход идут , оздоровительная гимнастика.

Формирование правильной осанки у детей

Даже если у ребёнка не выявлены какие-либо нарушения, позаботиться о здоровье стоит уже сейчас.

Для приобретения красивой, правильной осанки следует выполнять такой несложный комплекс упражнений:

  1. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, руки расположите на поясе . На вдохе разведите локти до того момента пока лопатки не соприкоснуться. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторять упражнение нужно не менее пяти раз.
  2. Разведите в сторону руки . Выполняйте движения назад по кругу не менее десяти раз. Дыхание при этом может быть произвольным.
  3. Поставьте ноги шире, кисти прижмите к плечам . На выходе выполните наклон вперёд, на вдохе вернитесь в начальную позицию. При выполнении упражнения спина должна оставаться прямой. Осуществите не менее пяти наклонов.
  4. Соедините руки за спиной . Произведите пять-шесть наклонов в стороны.
  5. Возьмите в руки гимнастическую палку, вытяните руки перед собой . На выдохе выполните приседание, на вдохе возвращайтесь в начальную позицию. Спина должна оставаться прямой. Необходимо осуществить четыре-пять подходов.
  6. Зажав палку в руках, на вдохе потянитесь вперёд и вверх . На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите четыре-пять раз.
  7. Лягте на спину, положите руки вдоль туловища . Попеременно поднимайте вверх ноги. Выполнить упражнение необходимо три-четыре раза.
  8. Лягте на живот, руки расположите на поясе . Поднимайте тело вверх на вдохе, опускайте на выдохе. Осуществите три-четыре подхода.
  9. Расположив руки на талии выполняйте прыжки в высоту . Чередуйте эти подскоки с ходьбой.
  10. В заключении выполните разведение рук в положении стоя . На выдохе широко разводите руки, на вдохе - соединяйте.

Упражнения для укрепления мышц спины

Также необходимо подключить упражнения, которые способствуют укреплению мышц спины.

Такой комплекс поможет и при формировании осанки, и в предотвращения различных заболеваний.

Время выполнения каждого упражнения варьируется от тридцати секунд до трёх минут.

  1. Лягте на спину . Выполняйте круговые движения ногами имитируя езду на велосипеде.
  2. Оставаясь в лежачем положении выполняйте махи прямыми ногами в горизонтальной плоскости . Ноги при этом скрещиваются как бы подражая движению ножниц.
  3. Сядьте на пол, подтяните к себе колени и обхватите их руками . Выполняйте катания по полу на спине. Пытайтесь вернуться в начальное положение.
  4. Лягте на спину, руки разместите вдоль тела . Ноги согните в коленях. Оторвите таз от пола на максимально возможное расстояние. Удерживайте его в таком положении пять секунд, аккуратно вернитесь в начальное положение.
  5. Лягте на спину, руки, как и в предыдущем упражнении, расположите вдоль тела . Прямыми ногами попытайтесь достать пола за своей головой. Аккуратно возвращайтесь в начальное положение.
  6. Лёжа на животе возьмите себя за лодыжки . Потянитесь вверх как можно выше.
  7. Лягте на живот . Выполняйте одновременное поднятие рук и ног. Зафиксируйтесь в таком положении на несколько секунд.
  8. Обопритесь об пол коленями и руками . Выполняйте прогибы спины вниз, при этом поднимайте голову, и прогибы вверх (голову следует опустить).
  9. Также родитель может помочь ребёнку выполнить следующее очень эффективное упражнение . Малышу необходимо упереться руками в пол, а взрослому - взять его за лодыжки. Осуществляйте ходьбу на руках на протяжении пары минут.

Этих упражнений вполне достаточно для поддержания отличной осанки у малышей.

Для исправления каких-либо нарушений потребуется более функциональный комплекс.

Исправление спины при искривлении

В качестве составляющей при искривления позвоночника могут быть назначены следующие упражнения:

  1. Лягте на спину, соедините руки на затылке . Разводите локти в стороны на выходе. На вдохе возвращайтесь в исходное положение.
  2. Лягте на спину ровно . Пытайтесь поднять голову и плечи оставляя всё тело неподвижным.
  3. Лёжа на спине попеременно подтягивайте колени к животу на выдохе . На вдохе опускайте ногу в исходное положение. Упражнение следует выполнять три-пять раз.
  4. Лягте на живот, ладони опустить вниз . Попеременно поднимайте ноги, пытайтесь поднять весь корпус. Выполните три-четыре раза.
  5. Лягте на живот, руки разместите под подбородком . Медленно поднимайте голову и плечи. Руки переместите на пояс. При прогибе попытайтесь соединить лопатки. Аккуратно вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение десять раз.
  6. Перейдите из положения лёжа на спине в сидячее положение . Спина должна оставаться в правильном, ровном положении.
  7. Обопритесь на колени и руки . Одновременно выполняйте поднятие правой руки и левой ноги вверх, на вдохе. Повторите упражнение пять раз. Выполните аналогичное упражнение для другой ноги и руки.
  8. Обопритесь на руки и колени . Сгибайте руки до упора грудной клеткой в пол. Выполните движение пять раз.
  9. Выполняйте ходьбу на носках и наружных краях стоп в течении тридцати секунд.

Особенности нагрузок

При выполнении данных комплексов упражнений стоит принимать во внимание возраст ребёнка.

Ведь каждый возрастной период характеризуется различными особенностями и требует индивидуального подхода при разработке системы физических упражнений.

Так стоит отметить, что для дошкольников характерны высокая активность и, в то же время, быстрая утомляемость . Эти особенности объясняются устройством сердечно-сосудистой системы малышей. У детей до шести-семи лет гораздо выше скорость кровообращения нежели у взрослых. Именно поэтому у ребят так просто происходит нарушение сердечных ритмов.

Учитывая такую специфику следует грамотно спланировать упражнения для дошкольника. Не стоит перегружать ребёнка . Также для занятий необходимо выбрать промежуток времени утром или же днём, так как вечерние упражнения могут чересчур перевозбудить малыша. Но учитывайте, что и для отдыха юному спортсмену нужно гораздо меньше времени. После четверть часа отдыха ваше чадо уже может и дальше активно играть и заниматься.

Что же касается детей школьного возраста то, согласно выводам медиков, чем старше ребёнок, тем более интенсивной должна быть его тренировка. К примеру, школьник до десяти лет нуждается в 4,5 часах физической активности в течении суток. При этом организм должен тратить до трёх тысяч килокалорий. Эти показатели для старшеклассников равняются 3-4 часам и четырём тысячам килокалорий соответственно. Для подростков необходимо разработать план непродолжительного, но более сложного занятия.

Правильная осанка важна в любом возрасте . Позаботьтесь о состоянии спины вашего малыша, и он порадует вас крепким здоровьем и завидной выносливостью. И даже если ваш ребёнок уже имеет некоторые дефекты осанки ещё не поздно заняться его здоровьем.

Является одним из ведущих методов исправления патологии. С ее помощью специалистам удается укрепить мышечный корсет, который будет удерживать ось позвоночника в правильном положении на протяжении длительного времени, пока происходит активный его рост и формирование. Такая физкультура улучшает поступление питательных веществ к скелетной мускулатуре и межпозвонковым дискам, что улучшает их функциональность.

Основные особенности ЛФК

Для коррекции искривлений спины у детей применение лечебной физкультуры (ЛФК) возможно только после тщательной диагностики состояния ребенка. Это помогает врачу выбрать оптимальный комплекс гимнастики в каждом индивидуальном случае.

Существуют общие принципы, которые обязательно следует соблюдать при выполнении гимнастических упражнений:

  • Одежда не должна стеснять движений и сдавливать органы;
  • Длительная гимнастика затрудняет дыхание у детей, поэтому она должна сочетаться с комплексом дыхательных упражнений;
  • Физическую нагрузку следует увеличивать постепенно и начинать с более легких занятий;
  • В процессе зарядки необходимо контролировать пульс. Он отражает деятельность сердечно-сосудистой системы и позволяет предположить степень ее «загрузки»;
  • Нельзя делать резких движений, чтобы не сформировать микротрещин и разрывов в мышцах и связках;
  • Максимальная амплитуда движений допустима лишь после длительного «раскачивания».

Противопоказания к лечебной гимнастике для детей

При нарушении осанки у детей лечебная гимнастика не выполняется при наличии противопоказаний:

  1. Наличие серьезных мышечных зажимов с искривлением вертикальной оси туловища;
  2. (ущемление нервного корешка), который необходимо лечить оперативно;
  3. Признаки нарушения кровоснабжения в вертебробазилярном бассейне (скопление позвоночных и мозговых сосудов);
  4. Сильный болевой синдром.

Перед началом занятия врач ЛФК определяет амплитуду безболезненных движений и проводит контрольные упражнения, позволяющие выявить основные звенья патологического процесса в мышечной системе и суставах ребенка.

Основные задачи, возлагаемые на лечебную гимнастику при :

  • Снятие усиленной импульсации от спазмированной мышцы или пораженного сегмента позвоночника;
  • Улучшение кровоснабжения в поврежденных областях;
  • Укрепление пораженного межпозвонкового диска;
  • Увеличения подвижности в суставах;
  • Предотвращения развития сращений (контрактур) между органами;
  • Восстановления координации движений и уменьшения болевого синдрома.

Подготовка к выполнению физкультуры

Для улучшения степени коррекции изменений в позвоночнике в профессиональных реабилитационных центрах (Дикуля, Бубновского, Брегга) проводится комплекс подготовительных процедур. Наиболее эффективным из них является бесконтактный массаж, который проводится по следующим принципам:

  • Перед процедурой снимаются металлические предметы и украшения;
  • Человек ложится на специальный стол животом, а массажист проводит ладонью руки вдоль оси позвоночника на расстоянии 5-7 см от него;
  • При этом специалист должен ощутить места скопления мышечных «пробок»;
  • Для их ликвидации рука поворачивается ладонью вверх, и медленно продвигается к области затылка. Если сразу устранить пробку не удается необходимо повторить процедуру;
  • Массаж заканчивается тогда, когда вдоль позвоночника не будет существовать мышечных зажимов.

Бесконтактный массаж не доставляет детям болезненных ощущений и хорошо переносится.

Упражнения для шейного отдела

При позвоночного столба применяется следующий перечень упражнений для коррекции патологии:

  • Наклоны и повороты головы в разные стороны. Опустите руки вниз, сидя на стуле. Медленно осуществляйте повороты головы в разные стороны. Весь процесс выполнения упражнений необходимо разделить на 3 стадии. Вначале взгляд фиксируется спереди, затем – на боковой точке, а в третьей стадии – сзади;
  • Медленно осуществляйте кивательные упражнения. Вначале поднимите подбородок вверх, взор зафиксируйте взор на потолке. Опустите голову вниз и посмотрите на пол. Повторите процедуру – 15-20 раз;
  • Полезны для детей при нарушении осанки повороты туловища в стороны. Их необходимо осуществлять очень медленно и не до максимального уровня сгибания. Количество повторений – 20 для каждой стороны;
  • Сместите подбородок в горизонтальной плоскости и отводите голову назад и вперед плавными движениями;
  • На вдохе поднимайте плечи вверх, а на выдохе опускайте их вниз.

Лечебная гимнастика для исправления патологии шейного отдела назначается при нарушении осанки, чтобы предотвратить нарушения в мозговом кровоснабжении.

Лечебная гимнастика для коррекции нарушений в грудном отделе:

  • Примите вертикальное положение, отведите за спину руки и соедините ладони вместе. Во время вдоха надавливайте на позвонки. Ослабляйте давление на выдохе. Повторите упражнение 5 раз, постепенно двигаясь в направлении к нижней части позвоночного столба;
  • Отведите левую руку за спину. Захватите ее кисть правой рукой и осуществляйте надавливание на позвонки. Постепенно продвигаясь к нижней части позвоночника, хорошо массируйте спину;
  • Расположите за спиной кулаки. Надавливайте ими на позвоночный столб. Во время вдоха надавливайте рукой на сегменты позвоночника, выпятив грудь вперед. На выдохе вернитесь в исходную позицию.

Физкультура для коррекции шейного и грудного отделов позвоночника сложна для детей, поэтому родители или инструктор ЛФК выполняет ее вначале вместе с ребенком. Следует заметить, что грудной отдел сильно фиксирован ребрами, поэтому деформация позвоночника на данном уровне возникает довольно редко. При выявлении нарушений на ранней стадии лечебная гимнастика позволяет их быстро и эффективно устранить.

Коррекция поясничного отдела

Наибольшая часть патологических изменений у человека возникает в поясничном отделе. При нарушении осанки на данный уровень позвоночника приходится максимальная амортизационная нагрузка. Без своевременной коррекции она будет способствовать появлению компресссионного синдрома (ущемление нервов) и болевому синдрому в пояснице. Для исправления таких нарушений у детей одного ЛФК недостаточно. Необходимо его применение одновременно с медикаментозными препаратами.

Существует специальная физкультура для исправления нарушений в поясничном отделе:

  • Встаньте прямо и расслабьте плечевой пояс. Расположите руки с обеих сторон позвоночника. Сделайте вдох и отклоните туловище кзади. При этом сопротивляйтесь движению с помощью рук;
  • Поместите пальцы рук на уровне 1 поясничного позвонка. Поверните туловище влево на вдохе. При этом надавите пальцами на область позвонка. Сделайте выдох и вернитесь в исходную позицию. В процессе выполнения гимнастики смещайте пальцы вниз. Сделайте выдох и вернитесь в исходную позицию;
  • Выполняйте энергичные надавливания на каждый отдельный позвонок при движении сверху вниз. Закончите процедуру на крестцовой области. Такая лечебная гимнастика предназначена для коррекции сутулости.

Существует и другая ЛФК для , но существенное преимущество вышеприведенных упражнений – возможность их выполнения в домашних условиях.

Наибольшую опасность нарушение осанки представляет в период быстрого роста скелета у детей (7–16 лет). Но даже дошколята подвергаются такому риску, ведь родители редко обращают внимание, как их чадо сидит за компьютером или телевизором.

Нарушение осанки является одной из самых актуальных проблем здоровья ребенка. Причиной этой патологии чаще всего становится нерациональный двигательный режим, что впоследствии становится причиной нарушения функционирования различных систем органов.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей

Здоровье спины и суставов » Лечение

Не правда ли приятно смотреть на подтянутого, стройного человека, имеющего правильную осанку: у него высоко поднята голова и расправлены плечи, а походка легкая и непринужденная.

И совсем другое впечатление складывается при виде сутулого прохожего с резко выступающими назад лопатками и выпяченным «пивным» животиком.

Однако непристойный внешний вид – это всего лишь полбеды. Нарушение осанки несет в себе куда более серьезные проблемы.

У людей, столкнувшихся с данной проблемой, в определенной мере смещаются все внутренние органы, что приводит к нарушению их нормального функционирования и развитию многочисленных заболеваний.

Такие сдвиги в работе организма становятся особенно заметны в более позднем возрасте, когда изменить ситуацию уже достаточно проблематично.

Конечно же, выполнения одних упражнений не достаточно, и поэтому ЛФК должна сопровождаться комплексной терапией, назначить которую может только врач.

С чего начать?

Первым делом необходимо уяснить, что представляет собой естественное и правильное положение тела.

Сделать это можно следующим образом: повернитесь спиной к стене, затем прижмитесь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, голову держите прямо. Сохраняя такое положение, отойдите от стены и постарайтесь запомнить его.

Выполняйте эту процедуру по нескольку раз в день, таким образом, вы приучите свое тело к поддержанию правильной осанки.

Нельзя забывать о своей спине и при работе в сидячем положении. Однако в данной ситуации все зависит не только от человека, но и от мебели, которая его окружает. Ниже приведены лишь некоторые рекомендации по выбору мебели для работы сидя:

  • Глубина сиденья должна составлять не менее 36 см.;
  • Соблюдайте пропорции: человеку, рост которого составляет 170-180 см. нужен стол высотой не менее 80см, а стул 50см.;
  • Стул должен ставиться таким образом, чтобы его сиденье примерно на 4 см заходило под край рабочей поверхности стола.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Базовые упражнения для позвоночника при искривлении

При работе в сидячем положении необходимо каждый час выполнять гимнастику для осанки, о которой речь пойдет чуть ниже.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. - основное положение. Поднимание прямых рук вверх - вдох, опускание - выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. - основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. - основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх - вдох, опускание - выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. - основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (5 — 10 раз). При наклоне корпуса - выдох, при выпрямлении - вдох.

Упражнение № 6. И. п.-основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (5 – 10 раз).

Упражнение № 7. И. п. - основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (5 – 10 раз).

Упражнение № 8. И. п. - основная стойка, руки в стороны ладонями вверх. Пружинящее отведение рук назад с возвратом в и.п. (5–10 раз).

Упражнение № 9 И. п. - лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых ног к животу - выдох, выпрямление - вдох (4 — 5 раз).

Упражнение № 10 И. п. - лежа на животе, на наклонной плоскости, взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах (4 – 8 раз каждой ногой).

Упражнение № 11 И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы - вдох, возвращение в и. п. выдох (3–5 раз).

Упражнение № 12. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами, как на велосипеде (10–12 раз).

Упражнение № 13 И. п. - лежа на коврике, на животе; руки вытянуты вперед, опираются на пол. Вытянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вперед - вдох, расслабить мышцы - выдох (3–5 раз).

Упражнение № 14 И. п. стоя на четвереньках у гимнастической стенки, придерживаясь руками за 2–3-ю рейку. Максимальное отклонение корпуса назад с выпрямлением рук и последующим возвращением в и. п. (3–4 раза).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Упражнения при грыже поясничного отдела позвоночника, видео

Упражнение № 15 И. п. - стоя: руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседание с вытягиванием рук в сторону (4–5 раз).

Упражнение № 16 И. п. - стоя; руки разведены в стороны, на голове на ватно-марлевой баранке медицинбол (весом 1 кг) или волейбольный мяч. Ходьба на носках.

Упражнение № 17 И. п.

– стоя у стены без плинтуса или у гимнастической стенки с правильной осанкой (касаясь стены лопатками, ягодицами, пятками, руки опущены вдоль туловища).

Зафиксировать положение, отойти от стенки, походить по залу, удерживая правильную осанку 3 – 5 минут, вернуться в и. п

проверить правильность осанки.

Упражнение № 18 И. п. - стоя в кругу, взявшись за руки. Вытягивание рук: вверх с одновременным подниманием на носки (4–5 раз).

Упражнение № 19 И. п. - стоя в кругу, взявшись за руки. Полуприседание с прямой спиной (3–4 раза).

Упражнение № 20 И. п. - руки к плечам, ноги на ширине плеч. Вытягивание рук вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3–4 раза).

ЛФК для младшей возрастной группы

Правильную осанку нужно начинать формировать у ребенка до 6 лет. Комплекс ЛФК при нарушении осанки включает в себя следующие упражнения:

  1. Ходьба в течение 15 секунд.
  2. Ходьба на носочках или с высоким подниманием коленей, руки расположив на поясе - 15 секунд.
  3. Ноги на ширине плеч, выпрямить руки. Поднимая их на вдохе, опуская при выдохе, выполнить 4 подхода.
  4. Стоя прямо, ноги вместе, поднять гимнастическую палку, заведя ее за спину. Вытянуть руки вверх, прогнув поясницу, вернуться к исходной позиции, повторять не менее 4 раз.
  5. Лечь на спину (выпрямить ноги, руки вытянуть вдоль корпуса). При выдохе поднять одну ногу, вдохнуть, затем другую. Выполнить 10 подходов.
  6. Перевернуться на живот. Приподнять от пола все конечности и грудь, удерживаясь в положении около 4 секунд. Повторить не менее 4 раз.
  7. В том же исходном положении напрячь плечи, сделать выпады руками, имитируя удары боксера. Для каждой руки сделать 8 повторов.
  8. Стоя на коленях, сомкнуть ступни, руки опустить. Отводя по очереди каждую ногу вбок, разводить руки в стороны. Сделать не менее 4 повторов.

При выполнении каждого упражнения нужно ровно держать спину, слегка прогибая ее в пояснице, а также не задерживать дыхания.

Решить, какие упражнения войдут в комплекс ЛФК, поможет ортопед, так как все индивидуально. Кроме этого, врачи советуют каждые 2–3 недели менять или усложнять упражнения, чтобы не снижалась эффективность от занятий, а мышцы не привыкали к однотипной нагрузке.

Осанка - это привычное положение тела стоящего человека. Нормальная осанка заключается в гармоничном строении тела, симметрии отдельных его частей, и все это представляет собой важное биомеханическое условие прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания). Однако, надо отметить, что современное поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, вследствие чего осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой не только выглядит непривлекательно, как правило, такой ребенок мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, а также часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки нельзя назвать болезнью, однако ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, также он легко подвержен заболеваниям органов дыхания, пищеварения и развитию астено-невротических состояний.
Различают два вида нарушения осанки:
а) В сагиттальной плоскости - сутулость (увеличен грудной кифоз), тотальный кифоз , круглая спина (резко увеличен грудной кифоз и почти нет поясничного лордоза), кругло-вогнутая спина(увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз), а также плоская спина (сглажены все физиологические изгибы позвоночника).
б) Во фронтальной плоскости - так называемая асимметричная осанка, при которой наблюдается выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела (сколиоз). При этом позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, которая своей вершиной обращена вправо или влево. Также отмечается неравномерность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены.
При нарушенной осанке у детей наблюдается сниженная жизненная емкость легких, а также значительно затруднена работа сердца, органов пищеварения, нередко беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Во многих случаях у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость.
Для того, чтобы исправить дефекты осанки, необходимо принять меры, которые способствуют улучшению физического развития ребенка: режим дня, соблюдение гигиенических условий. Необходимо следить за питанием ребенка с нарушенной осанкой. Так, в ежедневный рацион ребенка должны входить следующие продукты: мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков и позвонков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград. Дело в том, что в этих продуктах содержатся такие питательные вещества и витамины, как фруктоза, витамины С, В - каротин, Fe, Mn, белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин. А вот потребление жиров должно быть ограничено.
Также немаловажное значение имеет целенаправленное использование средств физического воспитания, то есть занятия ЛФК при нарушении осанки у детей, массаж для детей с нарушенной осанкой. Очень важно как можно раньше начать (и систематически проводить) закаливание. Если все эти действия начать вовремя, то они помогут предотвратить развитие неправильной осанки у ребенка.
Лечебная гимнастика для детей с нарушенной осанкой тоже играет большую роль в формировании правильной осанки. Физические упражнения для детей при нарушении осанки способствуют укреплению всего организма, а именно - улучшают обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения.

Комплекс лечебной гимнастики при нарушении осанки у детей дошкольного возраста:
1. Ходьба обычная - 10-15 секунд. При этом необходимо следить за правильностью осанки ребенка (напоминайте ему об этом).
2. Ходьба на носках, руки на поясе - 10 секунд.
3. Ходьба с высоко поднятыми коленями, руки на поясе - 15 секунд.
4. И. П. - ноги на ширине плеч. Поднять прямые руки вверх, потянуться - вдох, опустить вниз - выдох. Повторить 4-6 раз. При этом надо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок прогибался в поясничном отделе.
5. И.П. - ноги вместе, в руках гимнастическая палка. Палку взять руками за концы спереди, руки внизу. Отставить правую ногу назад - поднять руки вверх, вернуться в исходное положение - руки вниз. Повторить то же самое с левой ноги. Следить за прогибанием ребенка в поясничном отделе. Повторить 6-8 раз.
6. И.П. - ноги вместе, палку взять руками за концы сзади, руки внизу. Потянуться на носки - отвести руки с палкой как можно дальше от поясницы, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
7. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять левую руку и согнуть в колене правую ногу, подтянуть ее к животу. Затем - правую руку и левую ногу. После этого - обе руки вместе с обеими ногами. Повторить 4-6 раз.
8. И.П. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги вверх во время выдоха. При этом надо следить за тем, чтобы нога ребенка в колене не сгибалась.
9. Упражнение - "Ласточка". И.П. - лежа на животе. Оторвать от пола грудь, руки, ноги - удерживать такое положение 3-4 секунды. Повторить 4-5 раз.
10. Упражнение "Бокс". И.П. - лежа на животе. Выполнять движения руками, имитируя боксерские, при этом удерживая напряженным верхний плечевой пояс. Повторить 7-8 раз.
11. И.П. - стоя на коленях, ступни вместе, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, левую ногу отвести в сторону. Повторить то же самое с правой ногой. Выполнить 4-6 раз. Следить за осанкой ребенка.
12. Спокойная ходьба - 30 секунд.

Комлекс ЛФК для детей при нарушении осанки (школьный возраст):
1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки поднять вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, при этом разводя локти в стороны, затем опустить руки вниз. Повторить 5-6 раз.
2. И.П. - то же. Руки поднять вверх, потянуться, бросить мяч назад, затем через стороны опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза.
3. И.П. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. При этом следить за сохранением правильной осанки. Сделать 4-6 раз.
4. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, при этом смотреть вперед. Выполнять наклоны вправо и влево. Сделать по 4-6 наклонов в каждую сторону.
5. И.П. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз.
6. И.П. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Выполнять дыхательное упражнение. При этом следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе опускались. Повторить 3-4 раза.
7. И.П. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить 3-4 раза.
8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Выполнять поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении в течение 3-5 секунд. Сделать по 4-6 раз каждой ногой.
9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища, при этом одновременно выпрямляя руки в стороны - сделать вдох, затем вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
10. И.П. - лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой. Затем - отдых лежа на спине, при этом спокойное дыхание в произвольном темпе в течение 20-30 секунд.
11. И.П. - лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 3-4 раза.
12. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение "мостик"). Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
13. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, развести руки в стороны, затем вверх, далее - потянуться, руки в стороны и вниз. Повторить 4-5 раз.
14. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
15. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Затем опустить через стороны руки вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
16. И.П. - основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
17. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 2-3 раза в каждую сторону, темп медленный.
Выполняя упражнения при нарушении осанки у детей необходимо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, не задерживали дыхание. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 - полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 минуты.

Лечебные упражнения для исправления осанки у детей:
1. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Поднять прямую ногу назад, затем медленно вернуться в исходное положение. То же самое повторить другой ногой. Сделать каждой ногой по 8-10 раз.
2. И.П. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги лежат на одной прямой линии, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, при этом сохраняя положение тела, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
3. И.П. - то же самое. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах. Повторить 8-10 раз.
4. И.П. - то же самое. Согнуть ноги, затем разогнуть и медленно опустить. Повторить 8-10 раз.
5. И.П. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки положить на пояс, лопатки соединить. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
6. И.П. - то же самое. Кисти рук переводить к плечам или за голову. Повторить 8-10 раз.
7. И.П. - лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в таком положении, приподнять и опустить левую ногу. То же самое повторить, лежа на левом боку. Сделать с каждой стороны по 8-10 раз.
8. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх. Повторить по 8-10 раз каждой ногой.
9. И.П. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
10. И.П. - то же самое. Выполнять поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
11. И.П. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги. Повторить 8-10 раз.
12. И.П. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу 3-4 секунды, медленно опустить их в исходное положение. То же самое повторить на левом боку.
13. И.П. - лежа на спине. Выполнять движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Повторить 15-20 раз.
14. И.П - сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.
15. И.п. - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнять приподнимание пяток одновременно и поочередно, а затем разведение стоп в стороны. Повторить 8-10 раз.
16. И.П. - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнять перекат с пятки на носок. Повторить 10 раз.
17. И.П. - стоя. Выполнять полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. Повторить 10-15 раз.
18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы - 30 секунд.
19. И.П. - сидя на стуле. Выполнить захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз.
20. И.П. - сидя, колени согнуты (угол 30"). Потрясти ногами в стороны. Повторить 8-10 раз.
21. И.П. - лежа на спине. Выполнять горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами ("Ножницы"). Выполнить 15-20 раз.
22. И.П. - стоя. Завести одну руку за голову, вторую за лопатки. "Попилить" несколько раз, меняя положение рук.
23. И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз (сделать "полумостик"), на выдохе опуститься в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
24. И.П. - сидя. Катать мячи (теннисный, волейбольный) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.
25.И.П. - то же самое. Катать скакалку или палку двумя ногами - 3 минуты.

Напряжение в теле и позвоночнике, вызванное неправильной статической и динамической осанкой у детей, опасно приобретением множества вредных привычек, в дальнейшем влияющих на рост ребёнка и его будущие постуральные рефлексы - обеспечивающие правильное положение тела в пространстве. Именно поэтому так важно позаботиться о здоровой осанке чада своевременно. В первую очередь необходимо прививать ребёнку любовь и привычку к активному образу жизни, а при необходимости - уделить внимание занятиям лечебной физкультурой (ЛФК).

Суть упражнений для формирования правильной осанки у детей

Осанка - это способность тела контролировать своё положение в пространстве, преодолевая действие внешних сил (тяжести, реакции опоры, сопротивления и инерции). Это касается как статической (сидя в одной позиции), так и динамической (поддерживающая баланс) осанки.

Частые дефекты осанки: поясничный лордоз, грудной кифоз и сутулость. Такие дефекты осанки могут сочетаться со сколиозом

Возможно, вы слышали о проприоцепции? Это ощущение мышц своего тела и положение отдельных его частей в пространстве у здорового человека. Проприоцепция действует благодаря рецепторам, расположенным в коже, мышцах и суставах для создания внутреннего образа вашего тела.

Детская осанка - предмет, всё больше интересующий родителей. Хорошая осанка очень важна как для дошкольников, так и для младших школьников и подростков. Ни для кого не новость, что правильное положение позвоночника формируется с детства, особенно следует ему уделять внимание во время так называемых фаз быстрого роста: в 6–7 лет, а также в 11–12 лет.

Поскольку современные дети в большинстве ведут малоподвижный образ жизни (учёба в школе, игры за компьютером, просмотр телепередач), то возникает дефицит активных физических движений. А это влечёт за собой - нарушение осанки.

Даже если у ребёнка пока не обнаружено никаких проблем со спиной - активный образ жизни является отличной профилактикой. Учитывая интересы ребёнка, его можно записать на плаванье, верховую езду, боевые искусства. Эти виды спорта отлично формируют основы здоровой осанки. Для коррекции уже имеющихся проблем, а также, с профилактической точки зрения, если есть анатомическая расположенность, необходимо вовремя приобщить ребёнка к занятиям специальной гимнастикой. Лечебно-профилактический физкультурный комплекс против дефектов осанки в детском возрасте содержит в себе упражнения:

  • на тренировку мышечно-связочного аппарата спины - используют с целью профилактики;
  • корректирующие постановку позвоночного столба - применяют для избавления от нарушений осанки или с целью остановки прогрессирования искривлений.

Позитивное влияние ЛФК на здоровье организма выражается в таких изменениях, как:

  • укрепление мышечного корсета и достижение функциональной симметрии;
  • качественное развитие двигательных функций;
  • стимулирование обмена веществ;
  • натренированность сердца и лёгких;
  • стабилизация психоэмоционального фона;
  • тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм;
  • устранение деформации - при лёгких формах - или остановка прогрессирования (в сложных случаях).

Необходимым условием занятий ЛФК при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах лечения, являются начальные разгрузочные позы (лёжа, стоя).

Запрещённые упражнения при дефектах осанки

Различают осанку 4-х типов по Штаффелю. Первый тип - это здоровая осанка с нормальными физиологическими изгибами позвоночника, позволяющими амортизировать нагрузки, равномерно распределяя их на позвоночный столб и связочно-мышечный аппарат. Остальные три типа отражают те или иные нарушения в грудном либо поясничном отделе.

Каждый тип нарушения подразумевает неправильное положение всей конструкции позвоночника. Поэтому воздействуя посредством физкультуры, например, на грудной отдел - обязательно необходимо учитывать также состояние шейного и поясничного. Чтобы избежать «перекосов» необходимо воздержаться от некоторых видов упражнений. При деформациях позвоночника в лечебной физкультуре следует избегать:

  • чрезмерных перегибов в грудном и поясничном отделах;
  • статических упражнений с жёсткой нагрузкой на спину (особенно в положении сидя);
  • резких рывков, поворотов, скручиваний;
  • одностороннего подъёма тяжестей;
  • неравномерной нагрузки на корпус;
  • акробатических элементов (стойка на лопатках, голове или руках, мостик, берёзка, кувырки);
  • бега на скорость, прыжков, соскоков (сотрясения чрезмерно травмируют позвоночник);
  • упражнений, перерастягивающих позвоночник при закруглённой нестабильной спине (пассивные висы).

Показания и противопоказания к ЛФК

Физическая терапия против дефектов осанки показан при любом типе её нарушения, поскольку это единственный способ целенаправленного укрепления стабилизирующих мышц туловища. Лечебная физкультура необходима пациенту, если у него:

  • плоская спина - физиологические изгибы недостаточно выражены, плоская грудная клетка и выпяченные в разные стороны лопатки. Упругость и амортизационные свойства позвоночника недостаточны, он склонен к различным искривлениям;
  • закруглённая спина - формируется из-за усиленного физиологического кифоза грудного отдела, чтобы его уравновесить в поясничном и шейном отделе также образовывается компенсаторный выраженный лордоз. Ввиду чрезмерных прогибов позвоночник является избыточно подвижным. Боковые искривления не характерны для этого типа осанки;
  • сутулая спина - преобладает кифоз грудного отдела, на фоне остальных слабовыраженных прогибов. Характерна сколиотическая осанка: одно плечо (лопатка) выше другого. Сутулая спина - патология, которая встречается в любом возрасте.

Сутулость - самый распространённый дефект осанки. Чаще всего встречается у девочек-подростков. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, который создаёт впечатление, что человек «грустит», голова и плени наклонены вперёд.

Необходимым условием успешного лечения является полноценный рацион, активный образ жизни, контроль массы тела, прогулки на свежем воздухе. Поверхность для сна должна быть жёсткой. Рабочее место ребёнку необходимо подобрать по росту так, чтобы он не сутулился и не кривил спину набок. Свет должен падать с левой стороны. А также важна своевременная проверка зрения.

Абсолютных противопоказаний для занятий лечебной гимнастикой нет, поскольку врач всегда подберёт комплекс индивидуальный по сложности и направленный на улучшение состояния осанки ребёнка. Но при некоторых сопутствующих состояниях и заболеваниях следует воздержаться от упражнений до стабилизации здоровья. Относительные противопоказания включают:

  • острые воспалительные заболевания;
  • вирус или инфекцию с повышением температуры тела;
  • боль в суставах или мышцах;
  • наличие быстропрогрессирующих искривлений позвоночника (сколиоза).

Когда острое воспаление или боль прошли - можно приступать к занятиям, осторожно начиная с наиболее простых и лёгких упражнений.

Подготовительный этап

После того как физиотерапевт определил тип деформации осанки, противопоказания исключены, а сопутствующие факторы учтены - пациенту назначают определённый комплекс ЛФК, направленный на коррекцию и устранение дефектов. Прежде чем приступить к выполнению комплекса, нужно убедиться, что ребёнку обеспечен достаточный комфорт, ничто его не беспокоит и не угрожает его самочувствию. Вот некоторые правила подготовки:


Занятия проходят в специально оборудованных медицинских кабинетах с сопровождением инструктора - физиотерапевта. В дальнейшем несложные комплексы можно практиковать в домашней обстановке.

Комплексы упражнений - как правильно выполнять

Любой комплекс ЛФК состоит из трёх этапов:

  • разминка - например, ходьба на месте или по кругу, вращение и махи руками и ногами;
  • основные упражнения - определённый комплекс, направленный на устранение дефекта;
  • растяжка и расслабление - плавная растяжка основных групп мышц.

Общие правила выполнения упражнений:

  1. Заниматься нужно не менее трёх раз в неделю. Длительность одного урока не более 30 мин для детей 6–7 лет, 45–60 минут для подростков;
  2. Параллельно с гимнастикой необходимо приучать детей к правильной технике дыхания, не задерживать его. На выдохе выполняются элементы с усилием;
  3. Движения поначалу должны быть осторожными и плавными - никаких рывков и ускоренного темпа! Сложность элементов нарастает постепенно от занятия к занятию;
  4. До старта занятий ребёнка нужно предупредить о необходимости сообщать физиотерапевту о боли или дискомфорте, если они возникнут;
  5. Самочувствие в день занятий должно быть хорошим, без отклонений;
  6. Нельзя заниматься поздно вечером;
  7. С первых занятий необходимо уделять достаточно внимания правильной технике упражнений (спина ровная, плечи расправлены, подбородок чуть приподнят);
  8. Для получения эффекта важна системность и регулярность. Нельзя пропускать занятия без серьёзной причины.

Лечебные упражнения нужно выполнять регулярно, иначе эффект от них будет слабым и невыразительным

Важно, чтоб ребёнок доверительно относился к физиотерапевту, не стесняясь комментировать свои ощущения во время физических упражнений.

Физкультурный комплекс для профилактики нарушения осанки у детей и подростков

Для выполнения нужен спортивный коврик и гимнастическая палка (детям 6–9 лет необходима помощь взрослого). Количество повторов каждого упражнения 6–7 раз:


Профилактические упражнения для анатомической осанки у детей: видео

Зарядка при кифозе у детей

Комплекс можно применять в качестве профилактики юношеского кифоза (болезни Шейермана Мау) у детей 10–12 лет. Если вовремя начать физическую терапию, то в раннем возрасте такая осанка поддаётся неплохой коррекции. Лечебной физкультурой, правда, нужно заниматься регулярно не менее года. Если время упущено, то исправить кифоз во взрослом возрасте уже очень сложно, из-за анатомических изменений в позвонках. Каждое упражнение следует повторять по 5 раз, если не указано другое.

  1. Разминка: ходьба на месте или по кругу 1–2 минуты; руки поднимаются, максимально потягивается все туловище на носочках (вдох), при выдохе - руки опускаются (сделать 3–5 раз).
  2. Лечь ровно на живот, вытянувшись в одну линию, голову положить набок. Оторвать от горизонтальной поверхности туловище и руки, голова - продолжение позвоночника, и приостановиться на 5 секунд в такой позе. Спину следует держать ровной и нельзя поднимать ноги - их может придерживать инструктор (сделать 5 раз).
  3. Упражнение выполнять по аналогии к предыдущему, только прямые руки разведены по сторонам, наподобие «крыльев самолёта»; ещё один вариант этого упражнения, когда руки согнуты в локтях, как маленькие крылышки, кисти в кулачках на уровне плеч, лопатки сведены; далее ребёнок опускает руки вдоль туловища и снова отрывает верхнюю часть корпуса от пола (сделать 5 раз каждый из вариантов).
  4. Более сложное упражнение, состоящее из элементов предыдущих, лёжа на животе, ребёнок отрывает верхнюю часть корпуса от пола и в этой позе меняет положение рук: вдоль тела, сгибает в локтях, выпрямляет вперёд, снова сгибает в локтях, опять - вдоль тела. Важно следить за положением ног и головы.
  5. Начальная поза: лечь на спину, плечи и руки опущены, лопатки и поясница максимально соприкасаются с полом. Поднимать ноги, согнув колени и сформировав прямой угол, зафиксировать на 5 секунд и вернуть в начальное положение. Во время подъёма ног инструктор на первых порах рукой фиксирует живот, чтобы ребёнок не прогибал поясницу.
  6. В том же положении: подъёмы прямых ног до угла 45 градусов с полом. И также фиксировать на 5 секунд при каждом поднятии. Необходимо контролировать, чтобы плечевой пояс и поясница не отрывались от земли.
  7. Упражнение, скомбинированное из двух предыдущих: прямые ноги оторвать от пола под углом 45 градусов, согнуть в коленях, опять выпрямить и плавно опустить на пол.
  8. Упражнение «ножницы»: лёжа на спине, поднять прямые ноги под углом 45 градусов к полу и выполнять горизонтальные махи ногами, перекрещивая их. Плечи и поясница не отрываются от пола.
  9. То же самое, что и в предыдущем упражнении, только выполнять - вертикальные махи ногами.
  10. Упражнение «велосипед»: лёжа на спине, ноги поднять и согнуть в коленях, имитировать ими езду на велосипеде вперёд, и назад - ноги «крутятся» в обратную сторону (30 раз).
  11. Начальная поза: стоя у стены. К стене прижать голову, лопатки, ягодицы, голени, пятки, поясницу не прогибать. Плечи и бёдра на одном уровне с точки зрения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Находиться в такой позе в течение 1 минуты, постепенно, от урока к уроку, увеличивая продолжительность. Идеально - выполнять в итоге это упражнение без опоры на стенку.

Зарядка при кифозе у детей: видео

5 простых и эффективных упражнений на растяжку спины

Упражнения предназначены для выработки идеальной осанки у школьников и подростков. Комплекс несложный и занимает совсем немного времени - в этом его преимущество. Каждое упражнение нужно повторить от 3 до 5 раз.

  1. Начальная поза: сесть на колени, ягодицы накрывают пятки, руки вытянуть вперёд на полу, спину максимально прогнуть. Необходимо максимально потянуть голову, шею и руки вперёд, ощутив натяжение спинных мышц. Побыть немного в такой позе, немного покачиваясь вверх-вниз, не делая резких рывков. Этим упражнением следует начинать и заканчивать зарядку.

    Такой растяжкой желательно начинать и завершать комплекс

  2. Начальная поза: встать на правое колено, вторую ногу согнуть с упором на ступню. Голова «смотрит» вперёд, противоположной (левой) рукой необходимо коснуться пятки правой ноги, правая рука в это время тянется в сторону потолка. Затем поменять стороны.

    Упражнение на растяжку и равновесие кажется простым только на первый взгляд

  3. Упражнение «планка» (для здоровой спины в качестве профилактики). Опереться на пол локтями и ступнями, корпус находится параллельно полу, шея и голова - продолжение позвоночника. В таком положении пребывать 10–15 секунд (сколько возможно). Очень важно не прогибать и не округлять спину.

    Упражнение «планка» отлично тренирует как осанку, так и мышцы всего тела

  4. Начальная поза: стоя наклониться вперёд всем корпусом, прямые руки максимально отвести назад, опустив плечи и сдвинув лопатки. Оставаться в такой позе 10 секунд.

    Наклоны корпуса с отведёнными назад руками выполняют, максимально сводя лопатки

    Второй вариант этого упражнения с руками, вытянутыми вперёд.

    Корпус нужно не просто наклонить, но и тянуться вперёд за собственными руками

  5. Начальная поза: стоя ровно, руками потянуться к потолку, кистью одной руки обхватить запястье другой и в таком положении плавно наклоняться и тянуться, слегка покачиваясь, в обе стороны поочерёдно.

    Наклоны в стороны обеспечивают растяжку боковых мышц туловища

Такая зарядка занимает в среднем от 10 до 15 минут. Но выполнять её нужно ежедневно.

Упражнения с фитболом для улучшения осанки

С помощью занятий с большим упругим мячом - фитболом, школьник укрепит мышцы так называемого кора - это набор мышц, отвечающих за стабилизацию позвоночника, таза и бёдер, а значит - и за здоровую осанку. Вначале необходимо выбрать подходящий мяч, соответственно росту ребёнка. Сделать это можно следующим образом: в позиции сидя на мяче (ступни на полу) угол между бедром и голенью школьника должен быть примерно 90 градусов, а колени в этом положении чуть ниже талии. Или другое правило: детям ростом до 155 см следует остановиться на мяче диаметром 45–55 см; при росте 156–169 см подойдёт фитбол 55 см в диаметре; подросткам, чей рост превышает 170 см - рекомендуется фитбол 65–75 см.

  1. В позиции сидя на фитболе попеременно поднимать ноги, стараясь удержаться на мяче с ровной спиной.

    Придерживая руками мяч - старайтесь сохранять равновесие

    Чтобы усложнить задачу, одновременно с ногой следует поднимать вверх противоположную руку, останавливаясь в такой позе по 5 секунд (выполнять в 2 подхода по 20 раз).

    Усложненный вариант - задействованы не только ноги, но и руки

  2. Для того чтобы упражнения были не только полезными, но и интересными можно дополнительно воспользоваться маленькими цветными мячиками и корзинкой. Ребёнок ложится животом на фитбол, попутно берёт в руки маленький мячик.

    Живой интерес и азарт у детей любого возраста вызовет необычная идея с цветными мячиками, которые нужно забрасывать в корзинку

    Прокручивая под собой фитбол с помощью рук, «шагающих» по полу, он старается закинуть мячик в корзинку, которая расположена на расстоянии.

    Корзинку можно расположить на небольшом расстоянии от фитбола

    Для усложнения задачи - корзинку можно со временем располагать все дальше от фитбола. Таким образом, фитбол оказывается возле ступней. Назад нужно двигаться аналогично, перекатывая мяч под телом в начальную позицию.

    Задача усложняется, если корзинку для цветных мячиков передвинуть немного дальше

  3. Упражнение «аэроплан»: ребёнок ложится сверху на мяч так, чтобы верхняя часть туловища нависала над землёй, носочки упираются в пол. Прилагая усилия, нужно стараться удержать мяч под собой, расправив руки в стороны и держа спину, шею и голову на одной линии.

    Упражнение «самолёт» на фитболе точно понравится детям

Такие упражнения встретят с энтузиазмом дети любого возраста. Они отлично тренируют верхние и нижние мышцы спины и живота, незаметно для ребёнка формируя его здоровую осанку.

Сидя за обеденным столом дома или на своём рабочем месте, ребёнку полезно пользоваться фитболом вместо стула. Таким образом, необходимый навык стабилизации корпуса будет вырабатываться автоматически.

Использование фитболов вместо стульев - незаметно тренирует осанку и, одновременно, разгружает детский позвоночник

ЛФК при плоской спине

Плоская спина - наихудший тип осанки в плане амортизационных свойств позвоночника. Её анатомические изгибы недоразвиты вследствие наследственной предрасположенности, слабых мышц спины, перенесённого рахита и др. Упражнения при этом дефекте осанки следует делать крайне плавно, немного останавливаясь в каждом положении. Повторять по 10 раз.

Тотальная слабость мышечной системы - основа данного нарушения осанки


Такая физкультура помогает тренировать мышечный корсет и формировать анатомические изгибы позвоночного столба, присущие правильной осанке.

Возможные последствия и осложнения

Все знают о пользе лечебной физкультуры и её немалой роли в исправлении дефектов осанки. Однако о возможных последствиях и осложнениях задумывается не каждый взрослый, тем более - ребёнок. А они вполне реальны, если не соблюдать технику упражнений, или разрабатывать себе комплексы самостоятельно, без сопровождения хирурга-ортопеда и физиотерапевта. В этом случае могут ожидать такие неприятности, как:

  • возникновение болевого синдрома;
  • невралгия вследствие пережатия нервного корешка позвоночника;
  • спазмы мышц;
  • растяжка связочного аппарата;
  • усиление существующей нестабильности позвоночника;
  • усугубления имеющегося дефекта.

ЛФК при компрессионном переломе позвоночника играет основную роль в реабилитации пациента. Первые 2 месяца после перелома больной проводит в стационаре в лежачем положении, где ему показаны: дыхательная гимнастика и наиболее облегчённые движения руками и скольжение по постели ногами. По мере выздоровления врач-ортопед постепенно добавляет упражнения, составляя индивидуальный комплекс для больного. Более или менее полноценная гимнастика показана спустя 2–2,5 месяца после травмы и проводится под наблюдением физиотерапевта реабилитолога.

Чтобы физические упражнения шли на пользу, ребёнок должен чётко знать и соблюдать правила техники безопасности, а также постоянно быть под контролем инструктора.



mob_info