Упражнения по дыхательной гимнастике для детей. Польза дыхательной гимнастики

Нарина Кесян
Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет

Дыхательная гимнастика № 1

средняя группа

«Кошка- царапушка» .

И. П. - стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- выбросить руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения руками, как бы царапая пространство.

«Петух» И. П. - встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; а затем хлопнуть руками по бёдрам, произнося на выдохе «Ку- ка- ре- ку!»

«Ёжик» И. П. - сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в «замок» на спине. Пальцы сцеплены, изображая иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую сторону, одновременно произнося звук : пх- пх- пх.

«Лисичка принюхивается» Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вздохе резко идут навстречу друг другу

Дыхательная гимнастика № 2

средняя группа

«Воздушный шар»

И. П. - лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты, ладони на животе. 1- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается. 2- медленный выдох, живот опускается.

«Воздушный шар грудной клетке» И. П. - лёжа на спине, руки на нижней части рёбер. 1- медленный вдох через нос. 2- выдох, грудную клетку зажать двумя руками в нижней части рёбер.

«Воздушный шар поднимается вверх» И. П. - сидя, ноги вытянуты, одна рука лежит между ключицами. 1- спокойный вдох со спокойным поднятием ключиц и плеч. 2- спокойный выдох с опусканием плеч

Дыхательная гимнастика № 3

средняя группа

«Комарик» .

1. И. П. - стоя, тело расслабленно. Глаза закрыты. Ладони одной руки на шеи спереди. Делают вдох. На выдохе дети произносят звук «з- з- з» Предельно долго, негромко.

2. Дет ставят ладони себе на плечи, машут ими, двигаясь по залу и произнося звук «з- з- з» .

3. Дети выполняют дренаж отделов бронхолёгочных отделов : прогоняют комаров хлёсткими ударами по спине.

Дыхательная гимнастика № 4

средняя группа

«Каша кипит» .

И. п. - сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух ) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5-6 раз) .

«Партизаны» . И. п. - стоя, в руках палка («ружье» ). Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше» (1,5 мин) .

«На турнике» . И. п. - стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука «Ф-ф-ф-ф-ф» (3-4 раза) .

«Маятник» . И. п. - ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х» . Выпрямляясь - вдох (6-8 раз) .

Дыхательная гимнастика № 5

средняя группа

«Насос» .

И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища) (6- 8 раз) .

«Регулировщик» . И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р» (4-5 раз) .

«Лыжник» . И. п. - ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «М» (1,5- 2 мин) .

Дыхательная гимнастика № 6

средняя группа

«Гуси шипят» .

И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш» . Выпрямиться - вдох (5-6 раз) .

«Ежик» . И. п. - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф-ф» . Выпрямить ноги - вдох (4-5 раз) .

«Шар лопнул» . И. п. - ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны-вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш-ш» (5-6 раз) .

«Дровосек» . И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз) .

Дыхательная гимнастика № 7

средняя группа

1. «Волк» .

И. П. – основная стойка руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернутся в И. П. ; 4 – выдох – то же левой рукой.

2. «Олень» .

И. П. – стоя на коленях руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперед; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернутся в И. П.

3. «Носорог» .

И. П. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперед, коснутся руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох - вернутся в И. П.

4. «Змея» .

И. П. – лежа на животе, руки под подбородком ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох – руки вперед; 5-6 – вдох; 7-8 – вернутся в И. П. (шипеть) .

Дыхательная гимнастика № 8

средняя группа

1. «Гармошка» .

И. П. – стоя ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания . Выдох через неплотно сжатые губы.

2. «Перочинный ножик» .

Лежа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола.

3. «Насос» .

И. П. – согнутся пополам, руки расслаблены. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать несколько резких вдохов подрят, затем выдох.

Дыхательная гимнастика № 9

средняя группа

1. «Одуванчик» .

Вдох через нос – задержка дыхания – озвученный выдох : «Ах!» .

2. «Машина» .

Дети выполняют вращения кистями рук. с одновременным произнесением звука «Р» на выдохе.

3. «Ветер» .

Дети озвучивают выдох на звук «У» , произнося его то громче, то тише, в соответствии с жестом воспитателя.

4. «Ветер качает деревья» .

Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У» раскачиваются вправо и влево.

Дыхательная гимнастика № 10

средняя группа

1. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот головы- шумный короткий вдох носом.

2. Наклоны головы вперёд- назад с аналогичными вдохами.

3. Обнимание плеч : резко, из положения руки в стороны окрестным движением плотно захватить правой рукой левое плечо, а левой правое плечо.

4. Стоя, дети напрягают мышцы шеи, затем мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, всего тела. Напряжение должно быть максимальным. Затем одновременно с напряжением мышц, произносят звук «р- р- р» .

Мы часто сталкиваемся с заболеваниями дыхательной системы у детей. Лечение лекарствами одобряют не все родители, но можно ли обойтись без них? Отличным способом поднять иммунитет ребенка, предупредить появление болезней и восстановить силы в случае, если избежать заболевания все-таки не удалось, является дыхательная гимнастика. Дело в том, что большинство детей дышат неправильно.

Суть дыхания состоит в том, чтобы впустить воздух в легкие и максимально насытить кровь кислородом. Дыхание имеет 2 фазы: вдох и выдох. Во время вдоха грудь расширяется, а воздух проникает в легкие, во время выдоха легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Если человек не выдыхает воздух полностью, в легких остается много ненужного воздуха, отработавшего свою функцию, что в свою очередь ограничивает поступление кислорода в кровь.

Издание solncesvet.ru предоставляет возможность всем желающим пройти онлайн олимпиаду (тест с вопросами) после чего получить именной диплом.

Ребенка, не умеющего как следует дышать, легко распознать по внешнему виду: узкие плечики, слабая грудная клетка, открытый рот, сутулая спина и нервозность в движениях. Дети, часто болеющие бронхитом, ларингитом, трахеитом и прочими болезнями дыхательной системы, имеют небольшой объем легких, их дыхание поверхностное. Задача дыхательной гимнастики – научиться правильному диафрагмально-реберному дыханию.

Ребенку необходимо усвоить, что на выдохе из легких нужно выдыхать весь воздух, иначе оставшийся будет мешать насыщению организма кислородом в достаточном количестве, что может привести к различным заболеваниям. Дыхательные упражнения дают общий оздоровительный эффект, активизируют кровообращение в носоглотке, увеличивают объем и вентиляцию легких, убирают напряжение голосовых связок.

Постоянные тренировки делают мышцы диафрагмы, грудной клетки более эластичными, стимулируют работу желудка и кишечника, сердечной мышцы и укрепляют иммунную систему организма в целом. Выполнять их совсем несложно, дыхательная гимнастика — очень простое и увлекательное занятие, проводить ее можно в форме игры. Но для начала давайте ознакомимся с некоторыми правилами ее проведения:

  • Перед началом тренировки помещение, в котором вы будете заниматься с ребенком, необходимо хорошо проветрить. Отличным вариантом будет провести гимнастику на открытом воздухе в парке, например.
  • Для достижения положительного эффекта ребенок должен иметь позитивной настрой и находиться в хорошем расположении духа.
  • Не стоит делать упражнения сразу после еды, подождите минут 30-40. На голодный желудок также заниматься не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать головокружение и слабость.
  • Во время гимнастики следите за состоянием ребенка: он должен быть расслаблен, плечи практически неподвижны, мимика естественна.
  • У детей 1,5-3 лет не развита выносливость и усидчивость, поэтому начинать тренировки надо с 1-2 упражнений по 2-3 минуты в день и после каждого давать ребенку отдохнуть.
  • Не стоит пытаться сразу за одно занятие пройти весь комплекс, тренируйтесь, постепенно увеличивая нагрузку. Детям-астматикам хотя бы первое время проводить занятия можно только под наблюдением врача, поскольку переутомление для них крайне вредно.
  • Если во время гимнастики ребенок побледнел, у него появилось учащенное дыхание или головокружение, упражнения следует прекратить, поскольку данные симптомы свидетельствуют о гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, нужно просто сложить ручки ребенка, как при умывании водой и окунуть их в личико, делая при этом глубокий вдох и выдох. Повторите действие 2-3 раза, и все пройдет.

Итак, давайте рассмотрим комплекс упражнений дыхательной гимнастики для деток от 1 до 4 лет.

Дыхательная гимнастика для возраста 1-1,5 года

С годовалыми малышами начинать тренировки можно на ежедневной прогулке в парке или лесу. Покажите ребенку, как почувствовать запах полевого цветка, медленно вдыхая его носиком (рот при этом должен быть закрыт, тело расслаблено). Затем выпустите весь использованный воздух через рот. Щеки при этом не должны раздуваться, выдох должен производиться плавно. Вместо цветов можно нюхать чистый воздух, ароматные фрукты и овощи, травку и листочки…

Дыхательная гимнастика для возраста 1,5-2 года

Когда малыш подрастет и сможет по вашей просьбе вдыхать носом и выдыхать воздух через рот несколько раз подряд, можно начать заниматься комплексом дыхательной гимнастики полноценно, по мере взросления и приобретения новых знаний и умений у ребенка, добавляя разные виды упражнений.

Потягушки

Исходное положение: стоя прямо, руки опущены вдоль туловища. На счет раз сделайте с малышом вдох и поднимите руки вверх, на счет два выдохните и опустите руки вниз. Повторите упражнение 5 раз.

Обнимашки

Исходное положение: стоя прямо, руки вытянуть перед собой. На счет раз ребенок должен развести руки в стороны и вдохнуть, на счет два обхватить плечи своими руками и выдохнуть. Упражнение нужно сделать 5 раз.

Воздушный шарик

Пусть малыш ляжет на спинку и положит свои руки на животик, представляя вместо него воздушный шар. Попросите ребенка медленно надуть животик как шарик и затем сдуть его: вдох должен осуществляться через нос, выдох через рот. Повторите несколько раз.

Мыльные пузыри

Чаще надувайте с малышом мыльные пузыри. Это отлично развивает легкие.

Насос

Исходное положение: руки на поясе. Ребенку нужно слегка присесть и вдохнуть, затем выпрямиться и выдохнуть воздух. Постепенно приседать глубже, а вдыхать и выдыхать дольше. Повторить упражнение 3-4 раза.

Мельница

Исходное положение: ноги вместе, руки вверх. Необходимо медленно вращать руками, на выдохе произнося «жррр». Ускоряя движения рук, звуки произносите громче. Повторите 5-6 раз.

Большой и маленький

Исходное положение: стоя прямо. На вдохе малышу нужно встать на цыпочки и потянуть ручки вверх, показывая тем самым, какой он большой. Постояв так несколько секунд, на выдохе следует опустить руки вниз, присесть и обхватить колени руками. Произнеся «ух», спрятать голову за колени и показать, какой карапуз стал маленький. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Лежа на спине с подушкой под головой и правой рукой на животе, малыш должен представить себя маленьким китенком, выдыхающим воздушный фонтан: «пфффф». Пусть ребенок вдохнет воздух носом, втягивая при этом живот, а затем медленно выдохнет его через рот, выпячивая животик наружу. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Мотыльки

Для этого упражнения потребуется заготовка в виде вырезанных из бумаги мотыльков или бабочек. Сядьте вместе с ребенком за стол, положите перед собой по мотыльку и начинайте соревноваться в том, чей мотылек улетит дальше. Для этого по очереди дуйте ртом каждый на своего. Упражнение можно выполнять в течение 3-5 минут.

Хомячок

Научите малыша надувать щечки как хомячок и с важным видом ходить по комнате (не менее 10 шагов). Затем попросите ребенка повернуться к вам и хлопнуть себя по щечкам, выпустив воздух. После этого походите с малышом по комнате, дыша носиком, как будто вынюхивая еду для того, чтобы вновь наполнить пухлые щечки хомячка. Повторите несколько раз. Это упражнение очень нравится деткам.

Паровозик

Ходите с малышом по комнате, изображая согнутыми руками движение колес паровоза и говоря при этом «чух-чух». Постепенно меняйте скорость движения, частоту и громкость произношения. Повторите упражнение 5 раз.

Аист

Исходное положение: стоя прямо. Ребенку нужно развести руки в стороны, а одну ногу, согнутую в колене, выставить вперед. В таком положении, удерживая равновесие, надо продержаться несколько секунд. На выдохе необходимо опустить руки и ногу, произнося «шшшш». Повторите упражнение 5-6 раз.

Гуси

Не торопясь, ходите вместе с ребенком по комнате, взмахивая руками, как гуси крыльями. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются, при этом говоря «гууу». Упражнение выполняется 5-6 раз.

Лыжник

Упражнение заключается в том, что необходимо имитировать ходьбу на лыжах в течение 1-2 минут, на выдохе произнося «мммм».

Дровосек

Исходное положение: спина прямая, ноги чуть шире плеч. На вдохе нужно сложить ладошки вместе и поднять их вверх. Затем резко, как под тяжестью топора, выдохнув, опустить вытянутые руки вниз, наклонившись при этом и как бы прорубая пространство между ногами. При этом произносится слово «бах». Повторяется упражнение 5-6 раз.

Семафор

Исходное положение: стоя или сидя, спина должна быть прямая. Нужно поднять руки в стороны и вдохнуть, затем, медленно выдыхая, опустить их вниз, произнеся «сссс». Повторите с ребенком 4-5 раз.

Пчелка

Пусть малыш представит, что ему на ручку, на носик или на ножку присела маленькая пчелка. Покажите ему, как она весело жужжит, произнося на выдохе «зззз».

В лесу

Представьте, что вы с ребенком заблудились в лесу, и ищите друг друга. Делая вдох, на выдохе кричите «аууу». Периодически интонацию и громкость звука можно менять, голову поворачивать то влево, то вправо. Повторите 5-6 раз.


Дыхательная гимнастика для возраста 2,5-3 года

Конькобежец

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки, сжатые в замок, за спиной, тело наклонено вперед. Нужно сгибать то правую, то левую ногу, произнося при этом «кррр», имитируя конькобежца на стадионе. Повторите упражнение 5 раз.

Злой ежик

Исходное положение: ноги на ширине плеч. Расскажите ребенку, что, чувствуя опасность, ежик всегда сворачивается клубочком. Наклонитесь с малышом как можно ниже, пятки от пола не отрывая, и обхватите грудь руками г. Опустив голову, на выдохи произнесите « пффф» — звук, который издает недовольный ежик. Повторите несколько раз.

Лягушонок

Исходное положение: ноги вместе. Покажите малышу на своем примере, как быстро и резко скачет лягушонок: слегка присядьте, вдохните и прыгните вперед, а приземлившись, скажите «ква». Упражнение выполняется 3-5 раз.

Факер

Пусть малыш сядет, скрестив ноги по-турецки. Спинка при этом должна быть прямой. Покажите ребенку, как сделать из двух неплотно сжатых кулачков трубочку-дудочку. Поднеся волшебную дудочку к губам, ребенку необходимо втянуть носом воздух, одновременно втягивая в себя живот. Затем нужно спокойно выдохнуть весь воздух в трубочку, произнося при этом протяжное «ффф» и выпячивая животик обратно. Как всегда, данное упражнение следует повторить несколько раз подряд.

Курочка

Посадите ребенка на стул. Его руки должны быть опущены вниз. Попросите малыша быстро вдохнуть и поднять ручки ладошками вверх к подмышкам, изображая крылышки курицы. На выдохе руки, то бишь крылья нужно опустить. Повторите упражнение 5 раз.

Водолаз

Предложите малышу посоревноваться с вами, представив себя водолазами, спускающими на дно реки. Как долго вы сможете задерживать дыхание?

Часы

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Нужно махать прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так». Повторите упражнение 10 раз.

Петушок

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Необходимо поднять руки в стороны, а потом опустить их вниз, хлопая себя по бедру и на выдохе произнося «ку-каре-кууу». Повторить упражнение 5 раз.

Кипящая каша

Исходное положение: сидя, одну руку положить на животик, другу на грудь. Нужно втянуть в себя живот и сделать вдох, затем выдохнуть и выпятить живот вперед, произнося при этом «пффф». Повторить несколько раз.

Регулировщик

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Одну руку надо поднять наверх, другую отвести в сторону. Вдохните носом, а потом смените положение рук. Во время выдоха произносите «рррр». Повторите 5 раз.

Пружинка

Исходное положение: лежа на спине, ноги прямые, руки расположены вдоль туловища. Нужно поднять ноги вверх и, согнув их в коленях, прижать к груди, при этом выдохнув. Затем вернуться в исходное положение и вздохнуть. Повторить 5-7 раз.

Пяточки

Исходное положение: сидя на стуле, спина прямая, ноги вместе, руки положить на пояс. Нужно выпрямить ноги, а ладошками вытянутых перед собой рук дотронуться до тыльной стороны стоп, вдыхая при этом носом. Затем необходимо вернуться в исходное положение и выдохнуть. Повторить 5 раз.

Для более взрослых деток дыхательная гимнастика становится некой увлекательной игрой, в которую можно поиграть в любом месте – и дома, и на улице, и в кафе. В подвижных играх пользуйтесь звуковыми упражнениями. Например, имитируйте клич индейцев, изображайте звуки, издаваемые различными животными и т.д.

В кафе можно побулькать в стакан с трубочкой, это ведь тоже одно из упражнений дыхательной гимнастики. Вариантов можно придумать массу, главное фантазия. С 3 лет можно тренироваться со специальной гимнастической палкой. Выполняйте с ребенком следующие упражнения:

Шагом марш

Исходное положение: стоя прямо, в руках гимнастическая палка. Ходите по помещению, высоко поднимая колени, в течение 2 минут. На 2 шага делайте вдох, на 6-8 шагов выдыхайте, произнося «тишшшшше».

Летающий мяч

Исходное положение: стоя прямо с мячом в руках перед грудью. Нужно бросать мяч от груди вперед, на выдохе произнося «ухххх». Повторите с ребенком 5 раз.

Турник

Исходное положение: стоя прямо, ноги вместе, гимнастическая палка в руках перед собой. Поднимите палку вверх и встаньте на носки, делая при этом вдох, затем опустите палку за голову и медленно выдохните, произнеся «фффф». Повторите 5 раз.

Маятник

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч, гимнастическую палку держите за головой ближе к плечам. Необходимо поочередно наклонять туловище в стороны. Наклоняясь, делайте выдох и произносите «тууууух». Сделайте по 4-5 наклонов в каждую сторону.


Таким образом, познакомившись с легкими, веселыми и эффективными упражнениями дыхательной гимнастики, ваш ребенок забудет, что такое болезни и простуда, а речь его в будущем будет правильной и красивой.

Дыхательная гимнастика отлично дополняет любое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, тренирует и развивает незрелую дыхательную систему ребенка и укрепляет защитные силы его организма.

Тренировки помогут малышу не только оздоровиться, дышать полной грудью и пребывать в бодром духе, но и вам, родителям, вздохнуть с облегчением. Ведь при регулярных занятиях никакие болячки вашему чаду будут не страшны!

Картотека дыхательной гимнастики для детей младшей и средней группы детского сада

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика и иммунитет ребенка .

Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.

В осенне-весенний период эта дыхательная гимнастика будет являться отличным источникам профилактики ОРЗ и ОРВИ, а так же поможет, только что переболевшему ребенку, быстро восстановить здоровье.

Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система малыша будет развиваться правильно.

К тому же, если ребенок нездоров, прекращать упражнения не нужно: дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:

Улучшает кислородный обмен в организме;

Стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;

Помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.

А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:

Вдох производится через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

Выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).

А чтобы не произошла гипервентиляция легких, необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений ребенком. После выполнения каждого комплекса упражнений, попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель:

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель : формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит »

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемоты»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.


Дыхательная гимнастика в детском саду является наиболее оптимальным способом профилактики и укрепления здоровья детей. Картотека данной гимнастики олицетворяет разнообразные упражнения, которые очень нравятся детям.

Самая главная цель, которую преследуют сторонники дыхательной гимнастики – это общее укрепление и оздоровление организма ребенка.

  • обогащают организм кислородом;
  • являются отличным методом, помогающим ребенку в управлении своим дыханием;
  • улучшают работу всех внутренних органов;
  • позволяют ребенку стать более спокойным, и избежать стрессовых ситуаций;
  • имеют профилактическую направленность, позволяя сделать иммунитет малыша более стойким к различным простудным заболеваниям.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательная гимнастика в детском саду, картотека разнообразных методик для различных возрастов – требование обязательное для работников ДОУ. Место проведения – любое; очень полезно проведение комплекса на улице, но, если погодные условия не позволяют, комплексы проводятся в группе с воспитателем, или на музыкальных занятиях.

Для проведения некоторых упражнений имеются противопоказания. Их немного, но воспитателю необходимо проконсультироваться с родителями детей на предмет наличия у них хронических заболеваний.

  1. Регламент выполнения упражнений составляет от 10 минут до получаса. Выполнять комплексы следует только через час после еды.
  2. Следует использовать на таких занятиях разнообразные игрушки и другие демонстрационные материалы. Это повысит мотивацию и интерес детей к упражнениям.
  3. Используя стандартные комплексы упражнений, можно видоизменить их, добавив что-то свое, и сделав оригинальными.
  4. Когда позволяют погодные условия, обязательно выполнение комплекса на улице. Если гимнастика проходит в помещении, его температура не должна превышать 20 градусов.
  5. Для достижения наивысшего результата, необходимо ознакомить с упражнениями и родителей детей, чтобы они могли регулярно заниматься дома.

Картотека дыхательных упражнений для дошкольников

В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется дыхательной гимнастике. В арсенале каждого воспитателя есть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений.

Например:

  1. «Надуваем щечки»

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки. Руководителю нужно следить за струей выдыхаемого воздуха, она не должна быть шумной и резкой, наоборот – спокойная и плавная.

  1. «Насос»

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

  1. «Говорок»

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать воспитатель.

Например:

  • Расскажи, как едет паровозик?
  • Покажи, как гудит машина?
  • Знаешь, с каким звуком поднимается тесто?
  • Вспомни, как говорит сова?

После вопросов необходимо поработать над длительным выдохом, это можно сделать с помощью пропевания различных гласных. Сначала взрослый показывает упражнение, затем делает его вместе с малышом, и, когда ребенок будет уверенно выполнять все указания, он может пропевать гласные самостоятельно.

  1. Работа над дыхательной системой

В момент проведения методики дети спокойно и расслабленно лежат на матах, ничто не должно отвлекать их внимания.

Взрослый просит «прислушаться» к дыханию, и дает команды:


Отвечая на эти вопросы, дети учатся анализировать свое дыхание, прислушиваться к своему организму.

  1. «Ёжик»

Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову.
Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками. Под подходящее музыкальное сопровождение дети повторяют данное упражнение до 8-ми раз.

Гимнастика по А. Н. Стрельниковой для детей от 4 лет

Александра Николаевна Стрельникова – педагог-вокалист. Когда она тяжело заболела, с ней случился приступ удушья, и ей помогла актерская гимнастика. Вся ее методика основана именно на этой гимнастике. В последствии педагог стала помогать людям укреплять свой организм, а больным - излечиться от различных недугов.

В учреждениях дошкольного образования дыхательная гимнастика Стрельниковой получила широкое распространение, картотека ее упражнений насчитывает множество разнообразных техник и приемов, позволяющих детям бороться с простудными заболеваниями, и отлично укреплять иммунитет.

Выполнять комплекс следует, соблюдая несколько правил:

  1. Самый главный аспект гимнастики – вдох с помощью носа (он шумный и резкий).
  2. Выдыхать необходимо ртом, спокойно и плавно.
  3. Каждому определенному движению сопутствует вдох.
  4. Выполнению каждого упражнения соответствует определенный, четкий ритм. Он сравним со строевым маршем.

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Данное упражнение является разминочным.

  1. Ребенок находится в наиболее комфортной для него позиции.
  2. Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.
  3. По команде руководителя ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки.
  4. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд), затем повторение всех действий несколько раз.

При возникновении головокружения следует расслабиться, сесть, увеличить время пауз.

«Погончики» или «Погонщик»

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

«Насос» или «Накачка»

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде руководителя ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

Не следует забывать о том, что каждое упражнение выполняется в ритме строевого шага. Руководителю необходимо следить за округленной спиной подопечных, а также за уровнем наклона – он не должен быть слишком низким. Выполнить данное упражнение следует 12 раз.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

Руководителю необходимо узнать, есть ли дети с пороком сердца и ишемической болезнью сердца. С таким заболеванием выполнять упражнение не следует.

«Кошечка»

В позиции стоя ребенок начинает выполнять танцевальные приседания. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз. Руководитель обращает внимание на легкие, пружинистые приседания, и расслабленный, произвольной выдох. Ступни во время приседаний не нужно отрывать от пола, все действия выполняются с прямой спиной.

«Повороты головой»

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох.
Повторение упражнения – 12 раз.

Гимнастика по К. П. Бутейко для детей 2-7 лет

Дыхательная гимнастика Бутейко направлена на снижение углекислого газа в крови с помощью поверхностного вдоха. Данный комплекс благотворно влияет на весь организм, особенно он показан детям при бронхиальной астме.

Главная цель комплекса – расслабление диафрагмы. Это происходит за счет уменьшения глубины вдоха и увеличения паузы после выдоха.

Упражнение «Часики»

Ребенок находится в положении стоя, ноги чуть расставлены. Руководитель предлагает ему представить, что он – маленькие часики. Можно спросить, как они «говорят?», ребенок ответит: «Тик-так»

После этого к словам добавляются махи прямыми руками вместе с произношением имитации часов.

«Трубач»

Исходное положение – сидя, спина прямая, но не напряжена.
Руки ребенка согнуты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, ребенок произносит «пф». Упражнение повторить 4-5 раз.

«Паровозик»

Веселое упражнение, которое пользуется большим интересом у детей. Воспитатель предлагает им представить, что они – большой паровозик.
Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух». Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

«Петух»

Ребенок стоит спокойно, прямо. Руководитель предлагает ему пофантазировать и представить, что он – петушок. Все дети с удовольствием показывают голосом, как кричат петухи.

После этого руководителю необходимо продемонстрировать само упражнение - нужно произносить «кукареку!», хлопая двумя руками по бедрам на каждый слог. Затем ребенок поднимает руки в стороны и, хлопая ими по бедрам, произносит: «Ку-ка-ре-ку». Следует повторить упражнение 5-6 раз.

«На турнике»

Упражнение выполняется с помощью гимнастической палки. Ребенок находится в положении стоя, держит ее перед собой.
Со вдохом ребенок поднимается на носочки, и в это время руки поднимают наверх палку. Выдох происходит с опусканием палки, и произношением звука «Ф».

«Карлики и великаны»

Дети идут по кругу, выполняя указания, которые произносит воспитатель. Он предлагает им показать карликов – присев, и идя на корточках, а затем великанов – дети вытягиваются и идут на носочках. Дыхание спокойное, не сбивчивое. Для большего вовлечения в процесс игры, руководителю следует подобрать подходящие по смыслу строки стихотворения и музыкальное сопровождение.

Такое упражнение входит в комплекс закаливания, поэтому выполнять его нужно без носков и обуви, и в майке и трусах.

Гимнастика из хатха-йоги для детей от 5 лет

Для приобщения детей к здоровому образу жизни, многие педагоги используют такую современную методику, как хатха – йога. Ее внедрение позволяет улучшить физическую и умственную способность детей, воспитать в них культуру здоровья.

Дыхательная гимнастика, имеющая обширную картотеку, совместно с рациональным режимом, правильным питанием и закаливанием в детском саду, дает отличный результат.

А конкретнее:

  • Сокращается число детей, болеющих ОРЗ и гриппом.
  • У детей наблюдается повышение жизненного тонуса.
  • Улучшается память и физическое развитие.
  • Дети лучше справляются с усвоением программы.
  • Повышается коммуникабельность и выносливость.

Упражнение «Змейка»

Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох чрез правую. Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох. Воспитателю необходимо использовать различные приемы имитации: дуновение ветерка, ураган, надувание шарика.

«Водолазы»

Воспитатель использует игровую ситуацию: дети представляют, что они отважные водолазы, которые ныряют в поиске затонувших кораблей. Необходимо найти подходящие картинки, видеофрагменты и занимательные истории. Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз.

«Шарик»

Исходное положение – лежа. Воспитатель просит детей сосредоточить внимание на дыхании, и глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик».

Упражнение помогает детям привыкать дышать диафрагмой.

«Ветер»

Воспитатель просит детей представить, что к ним в окошко залетел теплый, летний ветерок. Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем воспитатель говорит, что подул холодный ветер, дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».

Игры и упражнения для дыхания в стихах

В детском саду активно используются упражнения из картотеки дыхательной гимнастики в стихах.


Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений в стихах

Во время выполнения такой методики, руководителю важно наблюдать:

  • За вдохом детей – он осуществляется через нос.
  • За полным расслаблением плеч.
  • За выдохом – он умеренный и расслабленный.
  • За щеками – они не должны надуваться.
  • За общим состоянием ребенка – при возникновении головокружения, упражнения следует прекратить.

Упражнение «Футбол»

Для выполнения упражнения необходим маленький мячик и ворота (можно сделать из конструктора). Задача ребенка - «забить» в ворота гол. Язык в этот момент должен лежать на нижней губе.

Перед упражнением ребенок произносит строчки стихотворения:

  • «Мой веселый звонкий мяч» (во время первого знакомства с упражнением строчки произносит руководитель);
  • «Ты куда пустился вскачь?» (атем происходит непосредственное выполнение упражнения, и после него необходимо прочитать еще 2 строки);
  • «За тобой я успеваю» (при совместном выполнении упражнения детьми можно предложить читать строчки одному ребенку, пока другой выполняет задание);
  • «И в ворота забиваю» (повторить стихотворение несколько раз).

«Фокусник»

Упражнение развивает сильный, направленный выдох. Боковые края языка ребенка прижаты к верхней губе (в середине получается промежуток). На кончике носа находится маленький кусочек ваты.

Ребенок читает строчку стихотворения:

  • «Умелым фокусником хочу я стать» и в этот момент резко дует, стремясь уронить кусочек ваты.
  • «Волшебным образом я буду ватку в воздух поднимать!» – после прочтения фразы ребенок вновь повторяет упражнение.

«Снеговик»

Упражнение выполняется на столе, на котором лежат шарики из ваты. Руководитель предлагает ребенку «слепить» снеговика необычным способом, а именно с помощью дыхания.

На первом занятии руководитель сам читает строки стихотворения, а затем их рассказывает и сам ребенок.

  • «Со снегом я люблю играть» – ребенок делает вдох, катает шарики по столу.
  • «И Комья снежные катать» – после этих строк небольшая пауза.
  • «Снеговика задорного слеплю» - ребенок вновь дует на кусочки ваты.
  • «И вам (или имя воспитателя) за терпенье подарю» – ребенок берет шарики руками и «собирает» снеговика.

«Регулировщик»

Ребенок стоит прямо, воспитатель произносит строчку стихотворения:

  • «Верный путь он нам покажет» - ребенок вдыхает через нос, подняв правую руку наверх, а левую – в сторону.
  • «Повороты все укажет» - выдыхает со звуком «Р», теперь левая находится наверху, а правая – в стороне. Ребенок произносит звук «Ф» и в это время выдыхает.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики довольно широка. Можно выполнять упражнения как в детском саду, так и дома. Их можно видоизменять и дополнять в зависимости от возраста и возможностей детей.

Выполнение данной дыхательной гимнастики обеспечит отличную профилактику заболеваний детей, а также поднимет их жизненный тонус, улучшит работу многих внутренних органов, и позволит сплотиться друг с другом.

Видео о дыхательной гимнастике

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой в детском саду:

Логопед покажет несколько упражнений дыхательной гимнастики для детей:

Наталья Холодова
Дыхательная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Гимнастика для малышей : дыхательная гимнастика для часто болеющих детей . Поиграем с пользой для здоровья!

С детьми постарше проще – они уже могут делать дыхательную гимнастику Стрельниковой , Толкачёва и других авторов, а как быть с малышами ? В педагогике и методике физического воспитания самых маленьких детей известны разные методики помощи таким малышам и проведения гимнастики с ними . Я приведу пример гимнастики для часто и длительно болеющих детей ясельного и младшего дошкольного возраста

Эта дыхательная гимнастика будет полезна не только для профилактики ОРЗ, но и для формирования правильного речевого выдоха ребенка и развития речевого дыхания .

Важно в такой гимнастике развитие воздушной струи - направленной и сильной, очень важная часть работы над звуками . Если речевой выдох не правильный - все звуки будут звучать смазанно и нечетко. И наоборот, освоение правильного выдоха способно улучшить качество всех.

Три основных направления воздушной струи :

1)воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков : губно-зубных (в, в", ф, ф", заднеязычных (к, к", г, г", х, х", переднеязычных (т, т", д, д", свистящих (с, с", з, з", ц) .

2)воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения ш, ж, щ, ч и звуков р, р".

3)воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения л, л".

А чтобы дыхательная гимнастика приносила удовольствие ребёнку, предлагаю Вам с ним поиграть в игры!

Помните! Не переусердствуйте! А то у малыша может закружиться голова!

Упражнения нужно включать в утреннюю гимнастику , разминку после дневного сна, прогулку. Повторить гимнастику нужно не менее 2 раз в день.

Чтобы ребенку было интереснее, придумывайте истории, в которые включены упражнения.

Наступило утро. Проснулись часики и сказали «тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, пора вставать!»

Игра «Часы» . Попросите ребенка встать, слегка расставив ноги («игрушечная машина между ног проедет» , опустить руки. Ребенок размахивает прямыми руками вперед – назад и произносит «тик-так, тик-так» . Повторяется упражнение 6-7 раз.

Вышел на улицу пастушок, погнал коров да овечек на лужок. Сел на пенек и заиграл на дудочке.

Игра «Дудочка» . Малыш садится на стульчик , сжимает кисти рук (будто держит в руках дудочку, подносит воображаемую дудочку к губам. Делает медленный выдох со звуком «пффффффффффф» . Повторяем 4 раза.

Услышал дудочку петушок, взлетел на забор, крыльями замахал, да как закричит во всё горло : «Кукарекуууу!»

Игра «Петушок» . Малыш встает прямо , ноги слегка расставляет, руки опускает. И начинает махать крыльями как петушок. Сначала поднимаем руки в стороны (вдох, затем опускаем их и хлопаем ими по бёдрам со словами «Кукарекууу!» (выдох) . Повторяем 4 раза.

Услышала бабушка петушка, проснулась, пошла кашу варить. Каша кипит.

Игра «Каша кипит» . Садимся на стулья. Одну руку кладем на живот, другую – на грудь. Втягиваем живот и набираем воздух в грудь (вдох, опускаем грудь (выдыхаем ) и выпячиваем живот (выдох) . На выдохе говорим долго звук ффффф. Повторяем 4 раза. Сначала сами разучите это упражнение, и только потом делайте его с малышом .

Встали ребятки, поели каши, поблагодарили бабушку и пошли в парк кататься на паровозике.

Игра «Паровозик» . Ходим по комнате, делая попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух-чух» . Повторяем 20 секунд.

Покатались ребята на веселом паровозике и стали играть с мячиком. Берем мячик диаметром до 10 см и делаем упражнение.

Игра «Веселый мячик» . Встаньте прямо, ноги расставлены. Поднимаем руки с мячом к груди. Вдох. Бросаем мяч от груди вперед со звуком «ууууух» (выдох) . Догоняем мяч и снова повторяем. Упражнение повторяется 4-5 раз.

Наигрались дети в парке и пошли домой. А на улице у бабушкиного дома – гуси! Гогочут, крыльями машут!

Игра «Гуси» . Медленно ходим по комнате. Вдох – поднимаем руки в стороны, выдох – опускаем руки вниз и тянем слог «гуууууууу, гуууууууу» . Повторяем минуту.

Убежали гуси, а детки к бабушки пошли – сказку слушать, суп кушать, бабушке помогать, да друг с другом играть!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ :ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСА ИГР С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение «Большие и маленькие» . Упражнение выполняем стоя. На вдохе малыш встает на цыпочки и тянется вверх, показывая «какой он большой» . Задерживается на несколько секунд в этой позе. На выдохе приседаем, обхватив руками колени и одновременно произнося «ууууууух» . Прячем голову в колени – показываем «какой я был маленький» .

Упражнение «Сердитый ежик» . Встаем, ноги расставляем. Изображаем ежиков. Ежик заметил лису и сворачивается в клубок. Наклоняемся как можно ниже (пятки не отрываем, обхвативаем руками грудь, голову опускаем. Выдох – на выдохе тянем звук «ФФФФФ» - звук сердитого ежика. Затем встаем в исходное положение, расправляем плечи. Лиса ушла, опасность миновала. Повторяем 5 раз.

Упражнение «Закаливающее носовое дыхание » .

Этот цикл упражнений улучшает кровоснабжение верхних отделов дыхательных путей , повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, к холоду. Упражнения проводим в дополнение к дыхательной гимнастике .

- «Дышим носиком» . Делаем 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

- «Грибок» . Открываем рот, прижимаем к нёбу кончик языка.

- «Сердитый индюк» . Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.

- «Лев рычит» . Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.

Желаю Вам, чтобы гимнастика для малышей принесла здоровье и радость!



mob_info