Боевые искусства с палками. Японские боевые искусства

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Кюдо

Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Добавить в Анти-Баннер

Эскрима Де Кампо JDC-IO – филиппинское боевое искусство, относящееся к стилям эскрима с длинной дистанцией боя. Акроним JDC-IO состоит из первых букв имени основателя единоборства Хосе Д. Кабальеро и его первого ученика Иринео Олавидеса. Первым названием школы было De Campo Uno-Dos-Tres Orihinal. Потом обучающиеся назвали школу Eskrima de Campo JDC-IO за заслуги Эрика Олавидеса, который усовершенствовал систему ГМ Кабаллеро.

Этот стиль в основном применяет дальнюю дистанцию. Мастера стиля считают наиболее правильным выстраивать поединок на дальней дистанции, если применять палку. А на ближней дистанции и в клинче полезнее применять нож, кулаки, удары головой и др. В Эскрима Де Кампо проводятся прямые атаки, а также удары на расстоянии поражения, вместо проведения ударов по углам, которое используется в большей части систем ближнего боя.

Не применяются в Эскрима Де Кампо блоки типа «палка в палку» и не проводится наработка техник боя без оружия.

Обезоруживания в этом стиле производятся с помощью нанесения ударов по руке с оружием. На тренировках этого стиля большое внимание обращается на наработку силы, точности и скорости. Проведение тренировок для отработки точного удара всегда проводятся в парах инструктор-студент. Упражнения, которые проводятся между парой равных бойцов не поощряется, т.к. боец всегда должен быть в состоянии сразиться с высшим по уровню противником, а не только с уличными хулиганами. Грандмастеру Хосе Кабаллеро приходилось бить не только обычных головорезов, но и лучших бойцов, сражавшихся в то время: Балбино Манчао, Симеона Сааведра, Винсента Лабор, Хуана Каролла, Хенеросо Карбахоса, Альфредо Макалолан, Танчонга Лопеза, Хорхе Навахо, Соломона Канонио, Пастора Хингойо, Аноя из Тангуба и др. Хотя эта система достаточно жестока, она сосредотачивает внимание обучающихся на ударе по руке с оружием, чтобы снизить шансы на смертельный исход поединка. Кабальеро никогда не наносил серьёзных ранений и не убивал противников.

Видео: Бой на палка в замедленной съемке

Техника стиля

Основными особенностями техники Де Кампо являются:

  • отсутствие финтов,
  • начальный удар всегда наносится с самой большой силой,
  • любая часть тела соперника, которая находится в зоне возможного поражения, должна быть первоначальной целью,
  • наиболее часто вначале поражается рука с оружием, если рука с орудием находится сзади – удары наносятся по остальным частям тела,
  • нет блоков палка в палку,
  • отсутствуют активные действия рукой без оружия,
  • все разоружения противника проводятся простыми точными ударами по руке с оружием,
  • все комбинации ударов тренируются в паре студент-инструктор.

Три уровня атак

Иренео Олавидес советовал:

  • Если соперник подступает – нужно поражать колени.
  • Если соперник открывается – нужно поражать локти и кисти рук
  • Если соперник находится по центру – нужно бить в глаза.

Боевая дистанция

Манонг Хосе акцентировал внимание на ма-ай – основном принципе сохранения эффективной дистанции. Для ее сохранения необходимо правильно оценить диапазон действия, применять приставной боксерский шаг. Как снайпер одним выстрелом совершает одно убийство, так мастер – должен точно измерять длину удара до противника.

Палки

В этом стиле не используют палки стандартной длины. Они обрезаются пропорционально показателям веса и длины. Увеличение длины может быть принесено в жертву лучшей скорости и силе. Палка может быть длиной от 31 до 26 дюйма. Чтобы нанести мощный удар применяют палки из прочной древесины бахи или камагонг, имеющие преимущество над легкими палками из ротанга. Большинство ударов палкой совершаются кистевым движением. В Де Кампо применяются и нелакированные палки, без обжига и лакировки, с корой. Они являются более толстыми и тяжелыми, по сравнению с обычными.

Отражение удара

Манонг Хосе дал ценный совет начинающим: «Если поразить вооруженную руку противника в поединке тяжело, целью нужно сделать локти на близком расстоянии. Если соперник наносит горизонтальный удар – нужно ответить вертикальным сверху, а если соперник бьет Вас вертикальным ударом, нужно ответить горизонтальным с удержанием максимально эффективной дистанции». Он всегда напоминал студентам: «Я учил вас для боя с лучшими бойцами, а вовсе не с большими хулиганами. Бой на палках должен завершиться через несколько секунд».

Орлиное зрение

Когда Манонг Хосе жил в Себу, произошла история с двумя мужчинами, которые пришли к нему, чтобы увидеть его технику, о которой много слышали. Эти люди объехали всю провинцию, чтобы найти эскримадора, прошедшего бы их испытание. В конечном итоге эти люди встретились с Манонгом Хосе, и один из них убедил второго вступить с ним в дружеский бой.

«Джо, как вы отразите это!» – предупредил один из них и быстро и преждевременно ударил по первому углу. Манонг Хосе вынужден был ответить на нанесенный удар и в ответ ударить коварным нуките (рука-нож) своей голой рукой в солнечное сплетение противника – атака была остановлена. Потрясенный человек поклонился и, вытерпев боль, сказал: «Мы проехали много селений и вот – встретили настоящего мастера, который прошел наше испытание».

Манонг Хосе применил периферийное или так называемое орлиное зрение. Он рекомендовал обучающимся смотреть на соперника как на одно целое и не концентрироваться на одной из частей тела. Манонг Хосе говорил: «Если вы стоите перед другим человеком с палкой – это уже боевая ситуация. Даже если это дружественный бой, нужно поддерживать свою готовность на высоте».

Короткая палка, от 18 до 24 дюймов длиной (45–61 см) и примерно в 1 дюйм (2,5 см) толщиной может служить идеальным оружием. Если такой палки нет под рукой, ее можно заменить веткой дерева, зонтиком, при определенном, навыке бутылкой с водой.

Палки делают из пальмового дерева, бамбука, камагонг. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Техника:

    Основной принцип боя палкой таков: по ногам проводить подсекающие удары, в корпус и в голову - тычковые, по рукам - рубящие.

    Инстинктивная защита от верхних ударов. Разведчики должны твердо усвоить, что при попытке ударить автоматом (палкой) сверху по голове или сбоку в челюсть, противник чаще всего успевает подставить руки. Следовательно, «вырубить» его одним ударом не получится, вдобавок неизбежно поднимется шум: крики, топот, возня. Поэтому первый удар прикладом следует наносить либо снизу в живот (или в пах), либо по прямой линии в лицо. Тогда противник не успеет закричать, он осядет на землю и его можно будет добить ударом приклада в шею, горло или висок уже на земле.

1. Атака. Серия ударов.

2 Атака. Удар.

    Палка держится одной рукой. Ладонь расположена в 10-15 см не меньше от края палки. Палка направлена вниз. Получается как обратный хват для ножа.

    Без замаха. Верхним концом палки бьются в пах противника с шагом вперед.

Искусство владения оружием делает человека правителем всего живого .

Многие со скепсисом относятся к такому оружию как палка или ее разновидности – дубинка . Считают, что когда в руке у преступника нож, пистолет или даже автомат, палка не поможет. На первый взгляд доля правды в этом предубеждении есть. Действительно, лучше иметь для самозащиты более мощное и опасное оружие, чем у преступника. Но так бывает крайне редко. Преступник на то и преступник, что на преступление идет более подготовленным, чем его жертва, и вооружается максимально относительно своих возможностей. Жертва или случайный свидетель преступления обычно имеют значительно меньший выбор оружия для самозащиты или отражения нападения. Но любой предмет, который может быть использован в качестве оружия, в разы, а то и на порядок повышает шансы на успешное отражение атаки и победу в рукопашной схватке.

Тем более – палка, первое, наряду с камнем, оружие, которое взял в руки питекантроп и, тем самым, превратился в первого человека – неандертальца. Тот, первый питекантроп, поднявший с земли отломанный древесный сук и огревший им физически более сильного соплеменника, сразу поднялся в иерархической лестнице своего племени. Так и любой современныйчеловек, взявший в руки палку, увеличивает свою собственную силу в несколько раз. Если же человек умеет пользоваться палкой в рукопашном бою – он становится в сотни раз опаснее для своего врага, чем без нее.

Палка для самообороны. Физические аспекты


Правило рычага
F1, F2 – силы, прилагаемые на концы рычага
d1,d2 – плечи силы

Палка в классическом варианте, когда ее используют, держась за один конец, представляет собой рычаг 2 рода , при котором одно плечо практически равно 0, в то время как второе – занимает полную длину палки. В таком случае выигрыша в силе практически нет, но есть огромный выигрыш в скорости нанесения удара . Часто даже скорости реакции преступника с пистолетом, повернутым в сторону от человека с палкой, который наносит удар, просто не хватает, для того чтобы успеть повернуть дуло в сторону противника.

3. Сила . Здесь не приходится говорить о силе удара, а только о физической силе человека с палкой. Если использовать палку с точкой опоры, в качестве которой могут служить руки, шея, ноги или туловище противника, то палка превращается в рычаг 1 рода (тот самый рычаг, о котором говорил Архимед “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”) и, согласно формуле “Правила рычага”, которую мы привели выше, многократно увеличивает физическую силу человека, владеющего палкой и позволяет свалить противника на землю, разорвать захват, сломать руки и ноги, провести болевой прием. Во многих прикладных единоборствах, например в технике ханбо ваза (владение палкой) Ниппон Кэмпо, существует целый ряд приемов, построенных на этом принципе.

Уже только поэтому палка является грозным оружием в руках обладающего определенными навыками человека.

История палочного боя

Это, пожалуй, самый древний вид боя с ударным оружием. История знает множество школ и техник палочного боя, как восточных, так и западных, европейских или латиноамериканских. Вот только некоторые из них:

Йоменри – английский палочный бой

Йо-менри – английское старинное боевое искусство, которое предназначалось для ведения боя невооруженного пешего йомена (крестьянина) с тяжеловооруженным конным или пешим рыцарем . В качестве оружия использовалась неотесанная лесина, жердь, длиной около 1,50-1,60 метра тут же вытащенная из забора или подобранная у дороги или в лесу. Хват верхний – обычно посередине. Удары и точки делаются обоими концами палки.


Филлипинский палочный бой – Арнис.

Арнис – филлипинское боевое искусство боя на палках . Основан в противовес и с использованием испанской (испанцы – колонизаторы Филлипин) школы фехтования на шпагах. Длина палки – максимально возможная для скрытого ношения – 80 см. Хват – у одного из концов палки, но с небольшим отступом около 15-20 см. Техника Арнис позволяет использовать этот короткий конец для захватов и ударов.


Эти парни не привыкли шутить – клан каких нибудь Мак-Гинли разбирался с кланом каких-нибудь Мак-Грегоров с помощью палок всевозможной формы.

Ирландский палочный бой – особая техника боя, передающаяся через поколения от отца к сыну и ведущая свое начало от древнего “кельтского палочного боя” . Это целая субкультура, когда ирландские семейные кланы веками враждовали между собой и все споры решали в палочных боях, которые в разное время могли вестись как с особой жестокостью на смерть, так и в виде ритуальной драки, практически без увечий. Это явление пришло в упадок после Великого Голода в конце XIX века в Ирландии, когда эта страна потеряла почти половину населения. Сейчас ирландский палочный бой развивается как отдельное боевое искусство. Палки используются абсолютно любых видов, с утолщениями и без, с утяжелениями и без них. Длина палки – от 40 см до 1 метра. Цель – бой с невооруженным или вооруженным палкой противником.

В Ниппон Кэмпо есть специальный раздел, где изучают технику владения средней палкой – тамбо.

Японский палочный бой

Существует две легенды, объясняющие возникновение искусства использования коротких палок, которые возникли как дисциплины, начиная с Ханбо-дзюцу. Первая гласит о том, что господин Курияма Укон, самурай, участвовал в битве при Нагасино 4 мая 1575 года на сторона Ода Нобунага . В этой битве он встретился в схватке с вражеским генералом Судзуки Танго-но-ками Кацухиса, который перебил ему мечом его любимое короткое копье. Оставшимся обрубком Курияма сражался и победил генерала.

Господин Курияма Укон в битве сломал свое копье, но все равно вышел победителем

Вторая легенда звучит так . Курияма служил господину Маэда Тосииэ (Maeda Toshiie 前田侯)) в городе Канадзава. Как-то ночью в городе он столкнулся с разбойниками и использовал в схватке длинный шест (рокусяку бо, длина – 6 сяку – 180 см). Один из разбойников, их начальник Ямада Тэнрю Кэн, будучи опытным воином школы Курама-Хати-Рю имел меч длиной 5 сяку (150см) и в бою перерубил шест Куриямы пополам. Однако Курияма победил всех разбойников оставшимся у него в руках одним обрубком (3 сяку – 90 см). Используя этот опыт Курияма начал развивать искусство владения половиной рокусяку бо (ханбо) и к 1783 году представил его как полноценную технику боя.

Мы видим, что разница в событиях – почти два столетия, но и та, и другая легенда имеет свои письменные свидетельства. В любом случае истина заключается в том, что огромная каста профессиональных воинов – самураев, всю свою жизнь занималась подготовкой к бою для того, чтобы выжить и победить в битве, когда имеющееся у них оружие было перебито. И неважно, что это было – обломок копья, шеста, или чего-то другого – что осталось в руках, тем и нужно отмахиваться и побеждать. Поэтому все японские дисциплины владения палкой, начиная от Бо-дзюцу и до Явара-дзюцу – это очень эффективные, выстраданные, отточенные, вынесенные из боев приемы и техники. Переданные нами теми самураями, которые смогли выжить, используя эти знания.

Дисциплины владения палкой для самообороны не стояли на месте. В Японии, где искусство ведения войн и подготовка к сражениям было доведено до совершенства, и воплощено в науку Bujutsu – 武術, к началу XX века появились системы и дисциплины под названием «нихон кобудо», прежнее наименование «кобудзюцу». В этих методиках самозащиты пользовались нетрадиционные виды оружия – то есть оружие, применяемое различными слоями населения (хэймин), а именно – крестьянами, купцами и ремесленниками, монахами-войнами (ямабуси), полицейскими (мэцукэ) и людьми, стоявшими вне закона (ниндзя). Все мастера, преподававшие технику работы с палкой, были столь же искусны и в сфере безоружного единоборства (тодэ). По сути, не было отдельного обучения владения палкой без передачи знаний о самозащите против нее. Была сформирована целостная система самообороны .

У японцев существуют несколько разновидностей дисциплин, которые изучают самозащиту с помощью палок разной длины:

  • Бо-дзюцу, Bōjutsu (棒術) – искусство боя на длинных палках, длина которых от 1.80 и выше;
  • Йо-дзюцу Jōjutsu (杖術) – искусство боя на палках средней длины от 1.10 до 1.30;
  • Ханбо-дзюцу, Hanbōjutsu (半棒術) – искусство боя на палках длиной от 90 см до 1.10 см (дословно – половина “бо”);
  • Тамбо, Tambō (短棒術)- искусство владения короткой палкой от 20 – 40 см;
  • Явара Дзюцу, Yawara jujutsu (柔術) – искусство применения палки длиной от 14 – 19 см.

Универсальность японской системы самообороны с помощью пало различной длины заключается заключается в подготовке человека использовать для самозащиты любые подходящие предметы

Практика японского палочного боя

Разнообразие применения и использования техник в Японии, обусловлено не только зависимостью от дистанции, но и универсальностью подготовки человека к любым неожиданностям и использованию любых предметов для самозащиты вне зависимости от их габаритов. Палка может использоваться на всех дистанциях боя от самой дальней и до клинча. При этом изменяется техника ее применения в бою, но основополагающие принципы остаются те же. Если при бое на дальней дистанции (Gendo-mai-ai дистанция двух шагов и выпада, Issoku ittō-no-maai дистанция шага или выпада), основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то по мере сближения (Chikama – ближняя дистанция), возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе (ne waza).

По мере сближения с противником возрастает роль захватов, удушений и болевых приемов.

Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с дальней дистанции и длиной палки, переходя к освоению палок средней длины и получая навык от работы короткими палками, ученик адаптирует технику для различных ситуаций боя. Помимо этого ученик может использовать как одну палку, так и две в разных руках, техника фехтования двумя предметами Ryotojutsu, а также учиться использовать палки против различного оружия.

Это кадры из художественного фильма "Сумеречный самурай", снятого по известной японской легенде. Понятное дело, что это постановочный бой, но в нем очень понятно и красочно показана фехтовальная работа на дальней дистанции и комбинации захватов и работой палкой как рычагом на короткой.

При использовании палок очень часто применяются различные перехваты и жонглирование. Эти методы используются для развития чувствительности при работе с оружием и применения , для достижения в последствии реальной атаки.

Палочная схватка часто начинается на дальней дистанции, когда оба противника демонстрируют различные техники жонглирования и пытаются при помощи обмана нанести удары по ближним целям противника. Однако дистанция боя может часто изменяться и может сократиться вплоть до борьбы. Хорошо подготовленный ученик получает навыки использования палки в различных вариациях, в зависимости от ситуации, и возможностью приспособиться с различными тактическими схемами и вариантами. Палочный бой, может, как научить вас защищаться, так и научить разоружить, и вывести из строя противника или уничтожить – в зависимости от складывающейся обстановки. В конечном итоге палка дает человеку «третью» руку. При помощи нее боец может увеличивать свой «рычаг», а это усиливает не только ударную технику, но и дает дополнительное преимущество при проведении болевых контролей, бросков и удушающей техники. Вариативность применения палки просто огромна. Не зря все монахи и проповедники предпочитали посох любому другому виду оружия.

Где взять палку в современной схватке?

Это еще один миф, который очень сильно распространен в современном обществе: в современной жизни негде взять палку . Действительно, современный город – не японская деревня с заборами, из которых можно выхватить жердь, не английский лес, в котором под ногами валяется куча крепкого сушняка, мы не ходим по улицам города с посохами и шестами. Это все так. Но вы можете:

  • хранить палку или предмет, который можно использовать как палку, в доступном для вас месте: дома, в гараже, в машине, в офисе;
  • носить с собой в опасные места и в опасное время, например, когда провожаете девушку, или встречаете после ночной смены жену, предмет, который можно использовать как палку, например, . Это вызовет в худшем случае недоумение со стороны окружающих, но не будет принято за оружие, пока вы не примените его;
  • в крайнем случае, отобрать и использовать имеющуюся у нападающего или ближайшего охранника палку, резиновую дубинку.

Юридические последствия применения и хранения палки



Купите себе один черенок для лопаты, или садовую палку. Такие дешево продаются в любом гипермаркете.

Конечно, если Вы будете возить с собой в машине или носить с собой окаймленную железом ирландскую палку – это вызовет массу ненужных вопросов со стороны первого полицейского, который Вас остановит. Отрезок толстой арматуры или водопроводной трубы, обмотанный изолентой, тоже вызовет нездоровый интерес и подозрение в Вашей адекватности. Однако, обычный держак для лопаты, или даже самый настоящий ханбо, который лежит всегда у Вас в багажнике, или стоящий в уголке прихожей не вызовет ни у кого никаких возражений. Этим и хороша простая палка с юридической стороны. Даже если Вы применили палку в самозащите – Вам вряд ли будет инкриминировано применение оружия. Палка – оружие значительно менее летальное, чем, например, нож или, тем более, пистолет. Она имеет огромное останавливающее действие, но у нее нет криминальной репутации в действующем законодательстве почти всех стран мира. Применение палки для ударов по любой части тела, кроме головы и шеи, могут привести к серьезнейшим травмам (переломам и ушибам внутренних органов) , но не к смерти. В глазах судей нож – орудие нападения, палка – орудие самозащиты.


Телескопическая дубинка с электрошокером – опасное оружие, которое с легкостью будет применено против вас

Кстати, сейчас можно купить телескопическую палку для самообороны . В интернете можно также купить телескопическую дубинку для самообороны , в которой встроен электрошокер. Есть модели со встроенным фонариком, сиреной и даже газовым баллончиком. Однако оправдать применение такого оружия будет уже значительно сложнее.

Что бы Вы собираетесь использовать для самозащиты ханбо или телескопическую дубинку, нужно тренироваться в обращении с этим оружием. Неподготовленный человек рискует тем, что оружие, с которым он не умеет обращаться будет использовано против него. Поэтому тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь.

В переводе с испанского - защита рукой, боевое искусство филиппинцев. На государственном языке Филиппин- тагальском, он называется эстокада. Оба термина обозначают технику боя с одной или двумя палками в руках.

Существуют 4 основных варианта применения палок:

Соло бастон- техника боя одной палкой;

Синавали- самая известная и распространённая техника работы двумя одинаковыми палками;

Эспада-и-дага- техника с двумя палками, но различной длины (имитация шпаги и кинжала);

Арнис кавайян- техника работы с длинным шестом.

Изготовление оружия

Палки изготавливают из пальмого дерева или из бамбука. Длина палок 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются бастон или мутон. Короткие палки имтирующие кинжал (дагу) длиной 30-40 см. Шест равен по длине двум бастонам

Техника боя и обучение, современный арнис

Арнис учит самозащите, которая сводится к тому, что прежде всего наносят удары по суставам вооружённой руки противника, а только потом поражают голову или корпус.

Обучение

Обучение разделено на 3 этапа, похожие на этапы обучения каратэ (кихон, кихон-кумитэ и дзю-кумитэ).

Этап первый

Называется Муэстрасьон или же Падалаг. На этой стадии изучают правильный хват палки (держать её следует так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8-10 см, этот так называемый выступ применяют для захватов и для нанесения нежиданных ударов на короткой дистанции), пять основных ударов, различные способы защиты от них. Огромное внимание уделяют отработке техники передвижений. Для этого адепты довольно долго ходят по дощечкам, которые образуют треугольники со сторонами в 38-40 см. Так нарабатывается система уходов с линии атаки, а так же серии ударов и блоков одной палкой. Потом изучают технику обороны и нападения уже двумя палками одновременно.

Этап второй

Называется Санга ат па-тама, или Сомбра табак. На данном этапе начинают работать в паре. Проводят учебные бои, в ходе которых прорабатывают стандартные связки и комбинации. Задача ученика на этой стадии состоит не в том, чтобы поразить противника палкой, а в правильном усвоении комбинаций ударов. Скорость и сложность постепенно наращивают.

Этап третий

Ларга мутон или Лабунаг тотоханан- вольный учебный бой, во время которого адепт отрабатывает свой собственный стиль ведения боя. Старается достигнуть максимальной скорости действий как одной, так и двумя палками. В вольном бою разрешается наносить удары куда угодно. Кроме ударов палками, на короткой дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не применялись, но в наше время обязательны плотные краги на руки, которые защищают от запястья до локтей, и шлем с маской на голову.

В современном Арнисе проходят соревнования, где бой судят трое судей, а самые опасные приёмы и комбинации запрещены. Запрещается атаковать противника, который выронил оружие, добивать упавшего, наносить удары в пах и лицо, запрещено использовать в дело локти, колени, голову. Конечно такой спортивный бой разделён на раунды.

Стили

Арнис Модерно (современный Арнис)

Основан в 1957 году мастером Реми Амадором Пресасом. Он проходил обучение у своего отца, Леона Пресаса, потом у Родольфо Монкаля, затем у Тимотео Маранга и в конце-концов у Венансио Бакона. Он переосмыслил, развил и соединил между собой их технику. Теперь в ней есть множество ударов открытой рукой, кулаком, ступнёй, локтем, коленом и плюс ко всему довольно обширная бросковая техника.

Эскридо

Основан Какоем Канэт в конце 50-х годов. В данном стиле применяется только одна палка (соло бастон) длиной 76,2 см. Элементы традиционного Арниса К. Канэт дополнил приёмами дзюдо и каратэ до, именно отсюда и суффикс до в названии стиля.

Стиль, который пропагандирует Дэн Иносанто. Филиппинец, давно живущий в США и широко ивестен как друг и ученик легендарного Брюса Ли. Иносанто популяризирует работу двумя палками (синавали)

Самаханг

Стиль созданный и развиваемый группой филиппинцев в Маниле. Данный стиль ставит во главу угла цель сохранить классический Арнис, без каких-либо заимствований из других видов боевых искусств.

Пекити тирсиа

Создан Леоном Гадже совместно с Томом Бисио. В данном стиле основной акцент направлен на спортивный бой в полный контакт с применением целого комплекта протекторов.



mob_info