Физкультурная минутка и микропауза активного отдыха. " проведение физкультминуток на уроках "

Проведение физкультминуток может осуществляться как без предметов, так и с ними. Это могут быть мячи, надувные шары, цветы, флажки, гимнастические палки и скакалки.

Педагогу необходимо следить за тем, каким образом ребенок держит предмет (на согнутых или вытянутых руках), правильно ли выполняют упражнение.

Комплексы физминуток можно организовать под сет, музыкальную или магнитофонную запись, имеющие четкий ритм. Также можно выполнять упражнения под стихотворный текст.

Формы проведения физкультминуток

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В этом случае выполняются упражнения для крупных мышц, которые несли продолжительное время статическое напряжение (мышцы спины, живота, плеч, рук, таза). Дети выполняют 4 – 5 упражнений по 4 – 6 раз. Закончить данный комплекс упражнений можно танцами или прыжками, обращая внимания учащихся на высоту прыжка.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Очень занимательными для детей младшего школьного возраста будут физкультминутки в форме подвижных игр. Особенно если они сочетаются с темой урока. Например, на уроке математики ребята могут решать задачи на ориентирование в пространстве, и в процессе физкультминутки, знакомиться с геометрическими формами через двигательные упражнения в пространстве. Можно поиграть с детьми в мяч, считая количество бросков и ударов.

Такие игры с движениями хорошо подойдут для уроков по математики, русскому языку и природоведению. Упражнения проводятся в свободной части класса. Это могут быть такие игры как «Вершки и корешки», «Найди растение по семенам», «Зажги фонарик», «Когда это бывает?», «К названному цветочку беги!», «Живое домино» и другие.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Выполняются такие физкультминутки под музыкальное сопровождение. Дети могут изображать движения зверей, птиц; явления природы (танец снежинок, убегающий ручей, падающие листья). Такие упражнения являются общим двигательным компонентом в содержании занятия. Можно также организовать проведение ритмической гимнастики. Однако, в этом случае не акцентировать внимание на точном воспроизведении всех движений, пусть дети выполняют их свободно и легко. Танцевальные упражнения развивают координацию движений ребенка, а также создаю веселое и бодрое настроение, развивают творческие способности. Продолжительность таких упражнений составляет 3 – 4 минуты.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ

Такая форма физкультминуток сочетается с содержанием занятия. Например, отгадав загадку, дети могут изобразить отгадку движениями (как скачет зайчик, прыгает лягушка, скачет лошадка и т. д.).

ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Данная форма характеризуется выполнением движений, изображающих отдельные виды транспорта. Например, ребенок может показать: как летит самолет, едет машина. Через движения дети познают повадки животных (кошка крадется, змея ползет, птичка клюет зернышки), ориентируются в пространстве и во времени («День, ночь», «Замри!»), узнают времена года, дни недели.

Двигательную часть задания можно провести в форме задания-загадки: «Кто лазает по деревьям?», «Кто живет в лесу?». Также можно провести игру. На карточках изображено 6 рукавичек, на рукавичках – картинки. Детям необходимо собрать парные рукавички с одинаковыми картинками, прыгая с кочки на кочку.

СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ

Довольно часто на уроках педагоги используют физкультминутки с содержанием стихотворного текста. При составлении занятия, необходимо обратить внимание на сам текст: он должен быть понятен ребенку. Стихотворными текстами могут служить поговорки, считалки, загадки, потешки и сочетаться с ритмом движений.

Очень понравятся детям проведение физминуток в форме увлекательных ЭСТАФЕТ .

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к проведению физминуток

Физминутки проводятся на начальном этапе утомления детей (8 – 13 – 15-я минута урока, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности темы изучения урока, двигательного режима). Для младших школьников целесообразнее проводить физкультминутки между 15-й и 20-й минутами.

Все упражнения должны быть просты по координации движений, веселыми, знакомыми и интересными для детей.

Комплексы упражнений должны быть разными по форме и содержанию.

В физминутки включают упражнения на разные группы мышц.

Выполняют упражнения от 1,5 – 2 до 2 – 4 минут.

Во время проведения физкультминуток школьники могут сидеть за партой, стоять у доски, в проходе между партами, стоять в кругу, в рассыпную, взявшись за руки, в колонах, шеренгах.

Обладать педагогическим тактом.

Уметь хорошо двигаться и образно показывать упражнения.

Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

Знать терминологию физических упражнений.

Всем хорошего настроения! Оздоровляйте деток и не забывайте про себя!))))

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12. г. Зеленокумска»

«Физкультминутки на уроках»

Подготовила:

Учитель физической

Культуры Рогова Т.И.

2012г.

  1. Требования к организации и проведению физкультминуток.
  2. Физкультминутки на уроке.
  3. Рекомендации для учителя.
  4. Когда проводить физкультминутку.
  5. Приложение 1.
  6. Приложение 2.

Требования к организации и проведению физкультминуток

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки). Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Физкультминутки на уроках.

Цель: восстановление физических и духовных сил Средство достижения цели: физминутки Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. У детей школьного возраста наглядно-образное мышление. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися на всех этапах урока.

На этапе физминуток чаще используют устные комментарии, т.к. наглядно выполнить это технически сложно и требуется много времени. Решить эту проблему можно введением готовых анимированных физминуток. Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевление) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии.

В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника.

В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.

Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.

Важно правильно организовать работу класса:

1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.

2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске.

3. Использование на уроках физминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.

Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются анимационные физминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений:

составлять интересные анимационные физминутки, соответствующие возрасту учеников;

привлекать внимание к изображению;

учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;

грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;

Использовать и разнообразить анимационные физминутки, избегая шаблонности при их создании.

Существует несколько видов физминуток:

  1. упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. упражнения для кистей рук;
  3. гимнастика для глаз;
  4. гимнастика для улучшения слуха;
  5. упражнения для профилактики плоскостопия;
  6. упражнения, корректирующие осанку;
  7. дыхательная гимнастика.

Когда проводить физминутку?

На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия.

Признаки переутомления :

резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; расстройства невротического характера; стойкие изменения регуляции вегетативных функций; снижение иммунитета.

Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Определяется он по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Используемая литература:

1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.

2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974.

3. Никита Смирнов Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» - 2005, №1

Приложение 1.

Комплекс для уроков письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3 . Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

5 .Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Приложение 2.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания "цветочек”, "бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

ФИЗМИНУТКИ ОБЫКНОВЕННЫЕ

1. Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2. Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно

Клювиком почистил пух

И опять за парту - плюх!

3. В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

4. - А теперь все тихо встали…

А сейчас мы в лес пойдём…

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

5. Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

6. По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!


Современные дети относятся к классу гиперактивных, они не могут долгое время заниматься одним делом, а тем более усидеть на месте. Поэтому вчерашним дошколятам очень сложно адаптироваться к урочной системе.

Психологами рекомендовано проводить физминутки для начальной школы. Такие перерывы способствуют отдыху детей и поддержанию внимания на протяжении учебного процесса. Легкие упражнения способствуют быстрому усвоению материала. Кроме того, любое отклонение от рабочего процесса вызывает интерес у ребят. Физминутка - это положительные эмоции учащихся.

Снять физическое напряжение позволяют упражнения двигательного характера. Необходимо дать ребенку возможность встать, попрыгать на месте, промаршировать, выполнить приседания. Упражнения должны быть действенными, но простыми. помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами.

Роль физминуток в образовательном процессе

Начальная школа - это этап закладки образовательных умений и навыков у детей 7-10 лет. И от того, насколько успешно он пройдет, зависит дальнейший успех ребенка в области науки.

  • проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления;
  • активизировать внимание детей в нужный момент времени;
  • поднять настроение;
  • действовать коллективно;
  • правильно выполнять команды и просьбы педагога-организатора.

Видовое разнообразие физминуток

У каждого учителя начальной школы имеется педагогическая копилка с большим количеством физминуток. Все дело в том, что они должны быть направлены на активизацию различных видов деятельности у детей.

Виды физминуток в начальной школе:

  • для физической активности;
  • для снятия перенапряжения со зрительного аппарата;
  • для гимнастики пальцев рук;
  • для устранения искривления осанки;
  • для снятия общего переутомления.

Все эти виды упражнений должны присутствовать в жизни младшего школьника на ежедневной основе. Потребность ребенка в двигательной активности, по мнению психологов, должна составлять не менее 240 минут в день. Нарушение этой рекомендации может повлечь за собой необратимые последствия как в физическом, так и в психическом развитии.

Основные цели проведения упражнений

Физминутки проводят для того, чтобы:

  • помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни;
  • снять перенапряжение;
  • научить правильному отдыху во время занятий;
  • способствовать активации необходимого вида деятельности;
  • сохранить здоровье младшего школьника.

Учителю начальных классов не стоит бояться потери учебного времени из-за проведения физминутки на уроках в начальной школе. Поскольку если не выделить несколько минут детям для отдыха, то внимание их к изучаемой теме будет потеряно полностью уже на 20 минуте занятия, а, следовательно, материал не будет усвоен.

Как провести физминутку в начальной школе?

Уроки физической культуры в школе дают детям только 10% необходимой активности, а значит, остальные 90% лежат на плечах классных руководителей и родителей. Безусловно, сейчас в рамках нового образовательного стандарта предусмотрено посещение каждым ребенком внеурочных занятий по физическому воспитанию, но этого тоже не хватает.

Поэтому физминутки для начальной школы должны быть предусмотрены как на уроках, так и на переменах. Целесообразно в конце на последнем занятии, упражнения проводить дважды за урок, чтобы снять переутомление с детского организма.

Для того чтобы провести физминутку, учитель должен хорошо знать своих учеников, и как только замечено, что треть всего классного коллектива начала отвлекаться, необходимо приостановить занятие и провести пару упражнений. Подбор упражнений проводится при подготовке к уроку и направляется на тот вид деятельности, который больше всего используется в ходе занятия. Участие в отдыхе принимать должен каждый ребенок. Для младших школьников 3-4 классов можно предложить проведение физминуток самими ребятами по очереди.

Физминутки на переменах

Безусловно, у каждого ребенка начальной школы в силу своего возрастного развития после урока наступает потребность в двигательной активности. Им нужно выплеснуть всю накопившуюся энергию.

Поэтому на переменах должны быть организованы активные игры, в противном случае дети будут бегать по коридорам, сшибая все на своем пути. Веселые физминутки для начальной школы будут незаменимым помощником для педагога-организатора. В данном случае целесообразно поиграть с детьми в «Птичьи гнезда», «Выше ноги от земли», «Цепи, цепи кованы». Список подвижных игр может быть намного больше. Единственное, что нужно помнить, выбирая ту или иную игру, - это где она будет проводиться и каковы сезонные условия в случае использования ее на улице.

Только правильно спланированный отдых может обеспечить сконцентрированное внимание ребенка на занятии.

Физминутки в домашних условиях

Качество образовательного процесса во многом зависит от правильности его построения. Выполнение ребенком начальной школы домашнего задания не должно быть процессом принуждения. А этого невозможно достичь, не используя баланс отдыха и трудовой деятельности.

Педагогу необходимо в обязательном порядке ознакомить родителей с правильной организацией отдыха у детей во время выполнения уроков. Учитель на родительском собрании показывает упражнения, используемые им часто на занятиях. Акцент в данном случае нужно делать на то, что усвоение материала зависит во многом от степени усталости ребенка.

Не нужно на него кричать и принудительно заставлять завершать работу. Остановитесь, проведите физминутки. Для начальной школы их наличие очень необходимо ребенку, поскольку от этого зависит не только образовательный процесс, но и психическое развитие малыша.

Родители и педагоги должны строить обучение на единых требованиях и правилах, иначе ничего хорошего не получится.

Упражнения в начальной школе

Проведение физминутки на уроках в начальной школе позволяет, играя с детьми, направлять их деятельность на оздоровление организма.

Упражнение для пальчиков «Лошадка»

Педагог проговаривает слова: «Вот помощники мои, их как хочешь поверни. По дороге белой гладкой скачут пальцы, как лошадки. Чок - чок - чок. Скок - скок - скок. Скачет резвый табунок».

При выполнении данного упражнения дети изначально кладут руки на парту ладошками вниз, затем вертят ими в разные стороны и в конце выполняют постукивающие движения пальцами.

в начальной школе

Упражнения, направленные на снятие нагрузки с глаз, имеют очень большое значение, поскольку они позволяют сохранить зрение на более долгое время.

Упражнение «Бабочка»

Спал цветок (дети должны закрыть глаза) и вдруг проснулся (ученики выполняют действие моргания глазами), больше спать не захотел (руки у ребят должны подняться вверх и глазами они следят за их действием), встрепенулся, потянулся (выполняется действие потягивания), взвился вверх и улетел (дети выполняют действие имитации полета руками и одновременно поворачивают голову то в левую, то в правую стороны).

Безусловно, упражнений таких великое множество, главное - иметь желание проводить такие занятия.

Какими должны быть физминутки в начальной школе?

Учащиеся начальной школы отличаются от детей среднего звена. Все дело в том, что весь их образовательный процесс строится на эмоциональном уровне.

Поэтому и физминутки для начальной школы должны вызывать у детей массу положительных эмоций. Только при желании принимать участие в них ребенок может получить расслабление и отдохнуть.

Чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, современный учитель может использовать множество различных факторов - это упражнения, проделанные с любимыми героями, при наличии в классе интернет-ресурса, сопровождение выполняемых упражнений в стихотворной или музыкальной форме.

Музыкальные физминутки на уроках в начальной школе - это незаменимые помощники, они дают возможность педагогу не только расслабить детей в физическом плане, но и воспитывать чувство прекрасного, а также развивать слуховые навыки ребенка.

Кто проводит физминутки в начальной школе?

Упражнения, направленные на оздоровление ребенка, должны проводиться на регулярной основе.

Безусловно, в первом классе данные занятия ведет педагог. А вот начиная со второго класса, проведение физминуток для начальной школы можно доверить самим учащимся, сначала под контролем учителя, а затем на самостоятельной основе.

Кроме этого, интернет-ресурс может облегчить задачу классного руководителя, и провести упражнение способен виртуальный герой, который является любимым у большинства детей в классе. Проведение данных упражнений происходит при помощи использования интерактивной доски.

Упражнениями для физминуток должен владеть каждый педагог в школе, поскольку дети обучаются не только у классного руководителя, такие уроки, как английский язык, музыка и изобразительное искусство, ведут часто учителя-предметники. Они тоже должны проводить физминутки.

Обеспечение двигательной активности ребенка на уроке

Дети очень быстро устают на уроке сидеть в одном положении. Поэтому законодательством по образовательному процессу предусмотрено наличие моментов отдыха для учащихся. Проводя веселые физминутки на уроках в начальной школе, учитель заряжает детей необходимой для них энергией.

Очень хорошая игра, которая обеспечивает ребенка, носит название «Если нравится тебе, то делай так». Учащиеся быстро запоминают простые правила и с большим удовольствием принимают участие. Ребятам необходимо повторять все действия за педагогом.

Музыкальные паузы на уроках начальной школы

Музыкальная физминутка для начальной школы является помощником в приобщении детей к искусству. Кроме того, она может выполнять следующие функции:

  • развитие воображения;
  • развитие слуховых навыков;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • обеспечение музыкального развития;
  • развитие творческих способностей детей.

Данный вид физминутки может использоваться не только на уроках музыки или изобразительного искусства - особенно они хороши на уроках иностранных языков, где ребята в момент отдыха знакомятся с фольклором других стран.

Значение физминуток

Несмотря ни на какие доводы, значение физминуток в начальной школе очень велико. Они помогают учителю:

  • разнообразить ход урока;
  • повышают умственную работу мозга;
  • способствуют увеличению функции кровообращения;
  • снимают излишнее напряжение;
  • позволяют ребенку свободно переключиться с одного вида деятельности на другой;
  • активизируют дыхательную функцию детского организма.

Послесловие

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующее заключение. Наличие физминуток на уроках в начальной школе - это не прихоть педагога, а неотъемлемая часть образовательного процесса для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Кроме этого, используемое многообразие правильно организованного отдыха у учащихся начальной школы помогает следить за их здоровьем и избегать возникновения ситуаций травмирования детей на переменах.

Педагогам и родителям стоит помнить, что дети первой ступени обучения, как губки, впитывают все, что им говорят. И правильная выработка умения совмещать отдых и труд в данном возрасте окажет огромную помощь им во взрослой жизни. Но разработку физминуток стоит проводить с учетом особенностей детского организма. Это должны быть легкие упражнения. Чрезмерная физическая активность может негативным образом сказаться на процессе обучения.

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, для учащихся старших классов - минуты психоэмоциональной разрядки. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности. В то же время потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю - от 18 до 24 ч. Увеличение объема двигательной активности за счет организации и проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий может решить проблему гиподинамии в раннем возрасте.
Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока;
Роль физкульминуток на уроке
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).
Продолжительность 2-3 минуты.
Физкультминутки лучше всего систематизировать:
1. Оздоровительно- гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
2. Танцевальные
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3. Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
4. Подражательные
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5. Двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.
Вовремя контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.
ФМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ, ТРЕБУЮЩИХ ПИСЬМА
1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.
ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ
1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону. 4–6. То же в другую сторону. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Двигательно – речевые упражнения.
Комплекс 1 (для расслабления кистей рук и мышц туловища)
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.
1-2-3-4-5 будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
Комплекс 2 (для предупреждения зрительного утомления использовать комплекс упражнений - Аветисов Э.С. 1982)
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Эти физкультминутки в стихах помогут немного отвлечься и отдохнуть детям и учителю на уроках.
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
***
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
***
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
***
Раз, два - выше голова
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - всем присесть.
Семь, восемь - встать попросим.
Девять, десять - сядем вместе.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький горазд
Он подпрыгнул 300 раз.
***
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
***
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
***
Мы писали
Мы писали! Мы писали!
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
***
Раз - мы встали
Раз - мы встали, распрямились.
Два - согнулись, наклонились.
Три - руками три хлопка.
А четыре - под бока.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место сесть опять.
***
Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
***
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть
***
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травку покушали,
Тишину послушали
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
***
Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала тишь…
***
Раз, два - встать пора
Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА ЗАНЯТИЯХ
ВОТ МЫ РУКИ РАЗВЕЛИ
Вот мы руки развели, (Руки разводим в стороны)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь! (Наклоны вперед)
СТАНОВИТЕСЬ В КРУГ ОПЯТЬ
Становитесь в круг опять, Дети становятся в круг, взявшись за руки
Будем в солнышко играть.
Мы - веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два - вперед нагнуться! Наклоны вперед
Три, четыре - быстрей чуть, чуть!
Приподняться, подтянуться,
Глубоко потом вздохнуть! Руки вверх, вдох - прогнуться
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места
КАКАЯ У КОГО ПЕСЕНКА
У ходиков песня такая: - Тик, тик, тик. Руки - стрелки часов.
У птички - синички такая: - Пик, пик, пик. Ладошки помахивают, как крылья.
У поросёнка - такая: - Рюх, рюх, рюх. Ладошки - "пятачки"
У ёжика песня такая: Плюх, плюх, плюх. Пальчики - "колючки"
У кисоньки песня такая: - Мяу. Мяу. Ладошки гладят шёрстку
А у рыбёшки какая?
Дети должны сами показать.
***
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)

***
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
Физминутка для урока математики (можно выбирать предметы для счета):
Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.

Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
физкультминутки

  1. На регуляцию психического состояния.

«Не боюсь»
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
2. Творческие физминутки
на координацию движений и психологическую разгрузку..
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
3. Физминутки на общее развитие организма детей
(конечностей и туловища).
«Петрушка»
Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.

«Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
4. Микропаузы при утомлении глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.
Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.
Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.
Повторять в течение 20-30 секунд.
5. Тематическая физкультминутка «Морское путешествие».
1. Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. Движения руками выполнять соответственно тексту.
2. Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.
Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны.
Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.
3. Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать?
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.
4. Это рыбацкая лодка.
Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.
5. Это морская звезда.
Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.
6. Это, конечно улитка.
Руки в стороны, выполняем круговые движения.
7. Всех разгадаю вас я.
Руки разводим в стороны.
6. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
«Божьи коровки»
Божьей коровки папа идет,
Следом за папой мама идет,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними самые малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками черненькими.
Папа семейку учиться ведет.
А после школы домой заберет.
(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.
На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.
На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три –
смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо.

Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз.

Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
- Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
- Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
- Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону – три раза.
- Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.
Физкультминутка и физкультпауза
Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.
Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.
Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:
а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;
б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);
в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);
г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).
Физкультминутки I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала.
Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности. Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:
а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;
б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;
в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;
д) темп выполнения должен соответствовать привычному;
Комплекс физкультпаузы можно составить так:
а) ходьба на месте с движениями рук;
б) упражнения в подтягивании;
в) подскоки или бег на месте;
г) наклоны или повороты туловища;
д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;
е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;
ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;
з) ходьба на месте с заданиями на внимание.
Разнообразить физкультпаузу можно путем использования следующего комплекса упражнений:
Комплекс 1
1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
5. И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.
6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.
Комплекс 2
1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.
2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец даумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Упражнение «метка на стекле».
В классе во время физкультминуток может использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу приклеить кружок 7x7 на уровне глаз стоящего ребенка. Учитель дает команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 сек). Теперь давайте посмотрим на... (дерево, здание, которое вы видите вдали из окна (3-4 сек). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять их исходных положений сидя и стоя.
Для детей с близорукостью это упражнение проводится для профилактики прогрессирования заболевания в кабинете охраны зрения или назначается в виде домашнего задания. Ребенок (в назначенных ему очках) становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле на уровне его глаз прикрепляется круглая метка красного цвета диаметром 3-5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через метку, он намечает какой-либо, предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнения проводятся два раза в день в течение 15-20 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности такие упражнения повторяются систематически с перерывами в 10-15 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня - 5 минут и в остальные дни- 7 минут.
Мероприятия для снятия статического утомления мышц спины
Специальные упражнения для физкультминуток на уроках
Для снятия статического утомления мышц спины и профилактики нарушений осанки в физкультминутки, проводимые на уроке, целесообразно включать следующие упражнения:
Комплекс 1 (сидя за партой)
1. И.п. - руки на краю парты, встать, сесть.
2. И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
3. И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.
Комплекс 2 (сидя за партой)
1. И.п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться в и.п.
2. Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать руками пол, вернуться в исходное положение.
3. И.п. - руки на столе. Сгибание пальцев в кулаки и разгибание.
Комплекс 3 (стоя за партой)
1. И.п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п.
2. И.п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
3. И.п. - основная стойка, руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
Комплекс 4 (стоя за партой)
1. И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п.
2. И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево.
3. И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6-8 раз


Физкультурная минутка относится к малым формам активного от­дыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздейст­вовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2 – 3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1 – 2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организован­ный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя ос­танавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть ис­пользована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физичес­кие упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратко­временном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха является самой короткой формой произ­водственной гимнастики, длящаяся всего 20 – 30 с.

Цель микропауз – ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных ана­лизаторных систем, нормализация мозгового и периферического кро­вообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабо­чего дня, используются приемы самомассажа.

В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе – наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье – маховые движения. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращение головой, плечами, напряженное вы­прямление ног в положении сидя, смена позы.

Физкультминутки локального воздействия позволяют отдохнуть тем мышечным группам, в которых более всего ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, быстрому и пол­ному восстановлению их работоспособности. Одновременно могут быть применены и некоторые элементы массажа, чтобы усилить восстановительный эффект.

Упражнения для микропауз активного отдыха подбираются по та­кому же принципу. Обычно время проведения микропауз и физкультминуток определяется самим работающим по субъективным ощуще­ниям. В течение рабочего дня они могут применяться многократно.



mob_info