Российские гонщики. Уровень пилотов Формулы Е

Практически все пилоты «Королевских гонок» приходят в команды ожидаемо, преодолев обязательные рубежи. Но русский гонщик сломал многолетнюю традицию "Формулы-1" и стремительно ворвался в паддок, чем невероятно удивил российских болельщиков.

Детство и юность

Виталий родился в семье бизнесмена Александра Петрова осенью 1984. Детство и юность мальчика прошли в Ленинградской области, в городе Выборг. В юности Виталий начинает интересоваться машинами, катерами и конным спортом. Впервые садится за руль в пятилетнем возрасте, осваивая машины из отцовского автопарка. На тот момент его любимицей стала «восьмерка».

Школьные годы Петров проводит в Выборгской Гимназии №1, где пользуется большим авторитетом среди сверстников. После школы юноша поступает в РАНХиГС. Родители Виталия не простые люди. Мама заведует гимназией, а отец – предприниматель, меценат и помощник депутата государственной думы. В семье Петровых есть еще один ребенок – младший брат Виталия. Сергей – талантливый музыкант, написавший больше 50 произведений.

Гонки

С юности у молодого человека в приоритете только спорт. Талантливый ребенок не гонял на картинге с четырехлетнего возраста, как это делают основные пилоты "Формулы", зато с упоением занимался ледовыми гонками и ралли-спринтом. Первая гонка, в которой участвовал 14-летний выборгский гонщик, прошла в родном городе. Подростку досталась машина Opel Astra, которая слегка подвела, и он финишировал четырнадцатым.


В 17 лет юноша участвует в «Кубке Лады», где сразу показывает невероятные результаты. В этой серии Петров выступает 11 месяцев, а потом переходит в итальянскую "Формулу-Renault". Начиная с 2003 по 2004 участвует в европейских соревнованиях. Выступая пилотом команды Euronova Racing, приходит к финишной черте 19-м. В зимнем заезде в Британии занимает 4 место в чемпионате "Формулы-Renault".

Дебютный заезд Петрова в "Формуле-3000" состоялся в Кальяри. Серьезных наград гонщик не получил, так как не имел опыта. Любительские гонки невозможно сравнивать с профессиональными. После этого спортсмен возвращается в Россию, где участвует в национальных соревнованиях.


На Родине фортуна к россиянину более благосклонна, и в 2005 завоевывает сразу два звания. В «Формуле 1600» - титул чемпиона России, а в «Lada Revolution Cup Russia» забирает призовой кубок. Поднабравшись опыта и подняв боевой дух, снова возвращается в Европу. Выступая за Euronova Racing в "Евросерии 3000", приходит к финишной черте третьим. Петров десять раз попадает на подиум и одерживает 4 победы подряд – в Мюджелло, Сильверстоуне, Хунгароринге и в Монтмело. Помимо этого, занимает поул в Брно, приняв участие в европейском чемпионате.


После таких побед перед начинающим гонщиком открывается дорога в серию GP2. Участие в международных соревнованиях помогает приблизиться еще на один шаг к «Королевским гонкам». В этой серии Виталию удается победить четырежды. В 2007 и 2008 годах за Campos Grand Pix, а в 2009, выступая за команду Barwa Adax, побеждает дважды. В сезоне 2008 россиянин финиширует третьим в GP2 Asia, уступив Ромэну Грожану и Себастьену Буэми.


Сезон-2009 Виталий открывает уверенно и занимает 2 место в турнирной таблице. На первой позиции расположился Ромэн Грожан – напарник по команде. В середине сезона Ромэн покидает Barwa Addax и заменяет уволенного Пике в "Формуле-Renault". Петров тут же возглавляет чемпионат, но не удерживает лидирующую позицию, уступая Хюлькебергу. Конец сезона ознаменован для россиянина титулом вице-чемпиона.

"Формула-1"

В 2010 Виталий Петров подписывает контракт с Renault F1 при этом становится первым российским пилотом за время существования Ф"ормулы-1". Руководитель команды Team Эрик Булье уверен, что юноша подтвердит собственный потенциал и достигнет чемпионского титула. Одновременно с Петровым на место в лиге претендовали Сергей Злобин, Даниил Мове, Роман Русинов, и юный Михаил Алешин, но фортуна улыбнулась только одному.


Зачисление в штат команды подразумевает под собой спонсорскую помощь в размере 15 млн. долларов. Сумма разбивается на части и вносится в два этапа. Первый кэш должен пройти до 1 марта 2010, а вторая часть не позднее начала июля. Естественно, у молодого гонщика таких средств не было. Отец смог только частично помочь сыну, при этом заложив все собственное имущество банку в обмен на 7 млн. евро. Этих денег было недостаточно для продолжения участия в соревнованиях. Тогда глава семьи Петровых заявил, что Виталий покинет Renault досрочно из-за отсутствия финансирования.

На призыв пресс-службы откликнулся президент Российской Федерации и заявил, что поддержит молодого пилота при помощи внебюджетных средств. 4 марта 2010 болид Петрова Renault R30 был представлен общественности. На машине красовались логотипы компании Lada, так как этого требовал контракт, заключенный с корпорацией «Ростехнология».


Пилот "Формулы-1" Виталий Петров

Одновременно с этим стало известно, что Виталий выступает за команду Франции безвозмездно, считаясь учеником-студентом. Команда "Рено" берет на себя только расходы по проживанию, перелетам и питанию гонщика. Зарплаты у пилота пока нет и не предвидится, поэтому остальные расходы взяла на себя семья талантливого юноши.

В сезоне-2010 россиянин дебютировал в Гран-при Бахрейна как боевой пилот команды «Рено». Выдающихся результатов молодой спортсмен не продемонстрировал, лишь отрывочные блестящие эпизоды зачлись руководителями команды. Юноше дают второй шанс и подписывают с ним двухлетний контракт, согласно которому он будет участником «Лотус-Рено». В первой гонке сезона-2011 Виталий занимает 3 место, в последующих заездах 7 раз попадает в очковую зону. К концу года приходит со следующими результатами: 37 очков, 10 место в личном зачете. Таким образом он не оправдал ожиданий команды и был уволен. Вакансию занял Ромен Грожан.


Последующий год русский гонщик провел в составе Caterham. Но в заездах показал еще более худшие результаты, чем в предыдущих соревнованиях. Не взяв ни одного балла, мужчина покинул состав Катерхам. Пошли слухи, что русская звезда закатилась.

Сезон-2014 становится провальным для Виталия, которого взяла на попечение команда «Mercedes AMG». В немецкой серии DTM ему досталось последнее 23 место. Руководство группы надеялось, что россиянин покажет все, на что способен. Но ни мощнейший болид, ни поддержка партнеров не помогли ему раскрыться. В результате в 2015 году спортсмена выводят из штата и этой команды.

В Чемпионате мира по автогонкам на выносливость 2016 в классе LMP2 фанаты Петрова снова любовались кумиром, который выступил в составе «SMP Racing».

Личная жизнь

Знаменитый русский гонщик считается завидным, но неуловимым женихом. На его сердце претендует немало поклонниц, но пока что никому не удалось окольцевать Петрова. Личная жизнь мужчину мало интересует, ведь основной его страстью являются автомобили. В 2012 ходили слухи, что у богатейшего холостяка появилась девушка.


На эту роль людская молва назначила Сашу Павлову. Красотка в 2006 танцевала Go-Go в ночном клубе Lemon в Санкт-Петербурге, а в 2016 работает телеведущей на канале "Юмор box". Молодых людей несколько раз видели вместе, но состоит ли пара в отношениях - неизвестно.

Гонщик не оставляет планов снова поучаствовать в заездах "Формулы-1". Это стало известно из последних новостей после интервью с Виталием. Не многие в курсе, но SMP Racing основана , который в прошлом спонсировал команду Renault. После Гран-при России миллиардер сказал:

«Конечно, мы хотим видеть собственную команду в "Формуле-1". Команда для этого делает все возможное, но до сих пор учится».

Другим проектом SMP Racing считается российская серия "Формулы-4".

«Этот проект – наш учебный полигон, – объяснил Ротенберг. – Мы постепенно готовимся к Формуле-1».

В 2017 Петров будет выступать в составе команды «Манор». Мужчина уже поделился планами на будущее. Он уверен, что проект даст результаты, но многое будет зависеть от состава экипажей. Сейчас ведутся последние отборы и тесты. После этого уже можно будет определится с тем, понадобятся ли ребятам дополнительные дни перед Сильверстоуном.

  1. Увлекается тхэквондо и дзюдо
  2. Собирает коллекцию из игральных карт, которые являются сувенирами из мест, посещенных Петровым
  3. Мечтает в 2017 и 2018 годах участвовать в ралли
  4. Уважает выдающегося спортсмена
  5. В мультфильме «Тачки-2» озвучивал машинку
  6. Живет в Великобритании (Оксфорд).

Даниил Квят

GP3: чемпионский титул, 168 очков, 3 победы, 2 подиума, 2 поул-позиции, 4 быстрых круга. Европейская «Формула-3»: незачетное выступление, 1 победа, 4 подиума, 5 поул-позиций, 1 быстрый круг

Сезон в GP3 для Квята начинался тяжело, первый этап в Барселоне стал кошмаром – чрезвычайно быстрый износ шин «Пирелли» не позволил побороться за большие очки в обеих гонках на «Каталунья-Монтмело». Однако в дальнейшем проблемы с резиной решились, а уроженец Башкортостана стремительно прогрессировал от гонки к гонке, и после сложных первых четырех этапов прекрасно провел вторую половину чемпионата – в Венгрии удалось добыть первый подиум, а уже в Спа Даниил завоевал первый поул, который успешно конвертировал в первую же победу.

Этап в Монце стал лучшим в сезоне – российский пилот оформил «хет-трик» в первой гонке и из-за правила реверсивной решетки стартуя восьмым во второй гонке едва не выиграл и ее, став вторым. На трассе в Абу-Даби Квят снова завоевал поул, оформил быстрый круг и выиграл гонку, что с учетом провальной гонки главного соперника россиянина Факундо Регалии принесло Даниилу чемпионский титул!

Впечатленный прогрессом Квята по ходу сезона доктор Гельмут Марко принял смелое решение взять 19-летнего пилота в ряды команды «Формулы-1» «Торо Россо» – в этом сезоне Даниил успел провести две практики в рамках уик-эндов Больших призов, а также пару дней тестов. Подготовка к сезону идет полным ходом и в следующем году на старт Гран-при снова выйдет российский гонщик.

Евгений Новиков

WRC: 7 место, 69 очков, лучший результат – 4 место (Ралли Португалии и Ралли Аргентины)

После замечательного прошлого сезона этот чемпионат у Евгения решительно не задался. Где-то мешала надежность техники, где-то Новиков сам допускал ошибки, где-то винить следует штурмана Илку Майнор, иногда просто жутко не везло – проблемы преследовали едва ли не в каждом ралли. К сожалению, исчезла стабильность, которую вроде бы обрел Новиков в прошлом году. Особенно грустно результаты Евгения выглядят на фоне его партнеров по «Форду» Мадса Остберга и Тьерри Невилля. В то же время видно, что скорость Новикова никуда не пропадала – россиянин не раз брал бонусные очки на Power Stage (последнем этапе ралли, за который начисляются дополнительные баллы).

Сезон никак нельзя занести Евгению в актив, чемпионат-2013 явно испортил ему репутацию – заводские команды один за другим объявляют составы на следующий год, «М-Спорт» контракт продлевать не пожелал, и пока что россиянин сидит без места. Скорее всего, в сезоне-2014 Новикову снова придется выступать на клиентской машине и заново восстанавливать свое реноме прекрасного раллиста. Роман Русинов

В составе выступающей под российским флагом команды G-Drive Racing Русинов провел прекрасный сезон. Если в первых гонках Роман вместе с партнерами Джоном Мартином и Марком Конвеем испытывал проблемы с надежностью техники и показывал не самые высокие результаты, то оставшаяся часть чемпионата для экипажа G-Drive сложилась блестяще: на последних пяти этапах было одержано четыре победы в своем классе.

Заключительный же этап – «6 часов Бахрейна» закончился и вовсе великолепно – Роман, Джон и Мартин поднялись на подиум в общей классификации, уступив только двум прототипам LMP1. Жаль только, что Русинов и его напарники лишились третьей позиции в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» – прототип G-Drive был дисквалифицирован за несоответствие размеров топливного бака регламенту…

Роман еще не объявил планы на сезон-2014, однако мало сомнений, что он продолжит выступления в WEC, и наверняка следующей целью Русинова станет успешное выступление в Ле-Мане и чемпионский титул в своем классе – последние результаты дают все основания задавать столь высокую планку.

Сергей Сироткин

Мировая серия «Рено»: 9 место, 61 очко, два подиума, лучший результат – 2 место (Монако)

Без сомнения, один из самых талантливых российских гонщиков провел неоднозначный сезон. В прошлом году Сироткин отличными выступлениями в итальянской «Формуле-3» и AutoGP оставил хорошее впечатление, и от него ожидали сильных перфомансов и в Мировой серии «Рено». Хотя сезон для россиянина нельзя назвать неудачным, по-настоящему ярко выступить ему не удалось – Сироткин часто страдал от технических неурядиц и неаккуратных действий других пилотов, иногда и сам допускал ошибки и не показывал хорошей скорости.

Невезучий этап в Монце сменился великолепным выступлением на «Арагоне» – подиум и четвертое место, после чего вновь начались неудачи. Второй и последний подиум Сироткину удалось добыть ближе к концу чемпионата на залитом дождем «Хунгароринге». Свою роль сыграла и объявление Сергея боевым пилотом «Заубера» на сезон-2014 и последующая нервная обстановка вокруг контракта со швейцарской командой – в таких условиях выступать непросто.

Как бы то ни было, Сироткин занял девятое место, став лучшим из россиян, а контракт с «Заубером» все же сорвался – но возможно, оно и к лучшему. Молодой пилот получит возможность набраться опыта, будучи третьим пилотом команды, и в то же время почти наверняка будет снова выступать в Мировой серии – и если «формульные» амбиции Сергея не угасли, то он должен ввязаться в борьбу за титул в следующем сезоне.

Михаил Алешин

Мировая серия «Рено»: 12 место, 33 очка, лучший результат – 5 место (Москва и «Хунгароринг»)

Карьера Михаила явно забуксовала – наверняка мечтающему о «Формуле-1» россиянину не сильно хотелось проводить шестой сезон в Мировой серии «Рено», особенно после титула в 2010 году. Но в современном автоспорте многое зависит от денег, и Алешину снова пришлось соглашаться на опостылевший чемпионат.

Год сложился крайне неудачно – от бывшего чемпиона всегда ждут побед, но Михаилу раз за разом не удавалось показать хороших результатов. Во многом это вина его техники – к сожалению, от подобных проблем россиянин страдает не первый год. Но все неудачи на машину списать нельзя – зачастую Алешина подводили собственные проблемы со скоростью. Лишь два пятых места – это не тот результат, с которым можно мечтать о Больших призах.

Зато в следующем сезоне гонщик получит шанс на тотальную перезагрузку карьеры – Алешин станет первым российским пилотом в американской серии «Индикар». Команда Михаила, «Шмидт Петерсон Моторспортс» славится большим опытом работы с новичками, да и просто считается далеко не последней, а на тестах россиянин впервые за долгое время оказался всем доволен. Конечно, «Индикар» – это нечто совсем иное по сравнению с европейскими «формулами», особенно трудно новичкам приходится на овалах, но главное – наконец-то Алешин действительно сделал шаг вперед, и теперь у российских болельщиков есть лишний повод не спать ночами, ловя трансляции таких непривычных американских гонок.

Николай Марценко

Мировая серия «Рено»: 20 место, 20 очков, лучший результат – 6 место (Спа)

Протеже Оксаны Косаченко выступает в Мировой серии «Рено» второй год, однако есть ощущение, что Николай топчется на месте. Что в прошлом, что в нынешнем сезоне итоговым результатом Марценко стала 20-я строчка в классификации, а очков удалось набрать всего на семь больше. Также гонщик частенько сталкивался с другими пилотами, и нужно признать, что в большинстве случае виноват был сам. Гонки, сложившиеся для Николая хорошо, можно пересчитать по пальцам – в остальных случаях сколь-либо хороший результат показать мешали аварии, слабые квалификации или же подводила техника.

Наверняка и следующий сезон Марценко проведет в Мировой серии. Николаю всего 20 лет, потому время развивать карьеру в гонках с открытыми колесами у него еще есть. Но если в следующем сезоне не будет прогресса – конкуренция в «формульных» чемпионатах велика, и возможно, стоит подумать о переходе в кузовные гонки…

Даниил Мове

Мировая серия «Рено»: 22 место, 12 очков, лучший результат – 8 место (Спа и Барселона)

Мове – настоящий ветеран МСР, минувший сезон стал для него уже восьмым в чемпионате. Вот только богатый опыт последние сезоны никак не помогает Даниилу – регресс результатов налицо, лишь 22 место, и ни одного подиума по ходу сезона. Да, техника у Мове не всегда работала идеально, и часто ему приходилось бороться с собственной машиной, а не с соперниками, но вряд ли это скрасит впечатление от провального сезона.

Какие у российского гонщика планы на следующий сезон – пока не ясно. Но Даниилу давно пора что-то менять – смысла оставаться в Мировой серии и дальше нет никакого, моложе россиянин также не становится, и для спасения карьеры необходимо найти новый путь.

Сергей Афанасьев

«ФИА ГТ», «Кубок Про-Ам»: чемпионский титул в своем классе, 136 очков

Афанасьев давно зарекомендовал себя сильным пилотом – на его счету третьи места по итогам года в «Формуле-2» и AutoGP, и Сергей вполне мог бы попробовать построить успешную карьеру в гонках машин с открытыми колесами, однако решил пойти другим путем, и, видимо, не зря. Второй сезон в серии «ФИА ГТ» сложился замечательно – в своей категории Афанасьев и его партнер Андреас Симонсен были лучшими, показывая отличные результаты как в квалификационных гонках, так и призовых. Даже сход на последнем этапе не помешал им стать чемпионами – главные конкуренты, австрийский дуэт Прошик-Бауманн не смог достать их. Три победы в своем классе из шести гонок и четыре поула – титул абсолютно заслуженный.

О будущем Сергея пока не объявлено, вполне возможно, что россиянина ждет переход в старший класс «Кубок Про», где от Афанасьева болельщики также будут ждать хороших результатов.

Артем Маркелов

Немецкая «Формула-3»: 2 место, 339 очков, 2 победы, 19 подиумов, 2 быстрых круга

Маркелов проводил второй сезон в немецкой серии и выступил успешно – побороться с Марвином Кирхофером, выигравшим половину гонок чемпионата, не удалось, однако второе место – это замечательный результат. Артем поразил стабильностью – вне подиума россиянин оказывался крайне редко, и благодаря более ровным выступлениям смог опередить в классификации подверженного перепадам результатов Эмиля Бернсторфа. После прошлогоднего седьмого места вице-чемпионство является вполне логичным результатом, после которого нужно двигаться дальше вперед.

За дальнейшую карьеру Маркелова опасений мало, ведь его менеджером является Игорь Мазепа – руководитель «Русского времени». Артем уже провел тесты в GP2 в составе российской команды, где показал достойные для новичка результаты. По словам Мазепы, Маркелов однозначно перейдет в более мощный класс, а также продолжит выступления в одном из чемпионатов «Формулы-3». Скорее всего, следующий сезон молодой пилот начнет в составе одной из команд «Русского времени» – в GP2 или GP3.

Егор Оруджев

«Формула-Рено 2.0»: 7 место, 78 очков, 1 подиум. Альпийская «Формула-Рено 2.0»: 5 место, 75 очков, 2 подиума, 1 поул

Еще один молодой российский пилот пытается достичь вершин автоспорта через многочисленные чемпионаты «Формулы-Рено». Оруджев в дебютный сезон «Формулы-Рено 2.0» не поразил фееричной скоростью, однако порадовал нехарактерными для молодых гонщиков стабильными выступлениями и время от времени зрелищными обгонами. Подводили россиянина не всегда успешные квалификации. В альпийском чемпионате же ситуация сложилась иначе – трудное начало сезона сменилось уверенной второй половиной, где Егор набрал львиную долю своих очков.

Очевидно, что Оруджеву нужен еще один год в «Формуле-Рено 2.0» перед переходом на новую ступень – и в следующем сезоне ожидания от россиянина будут куда выше.

Марк Шульжицкий

Автоспорт любят многие, вот только заниматься им позволить себе могут единицы. Как правило, для любителей гонок участие в них ограничивается компьютерными играми. Однако известный проект «Академя ГТ» дал шанс тысячам геймеров перенести свои виртуальные успехи в автоспорте в реальный мир. Работающий в спортивном магазине Марк Шульжицкий опередил всех в игре, став победителем российского отбора, и получил шанс пройти обучение пилотированию настоящих гоночных машин в финале академии в Сильверстоуне. Физическая подготовка, строгие диеты, психологические тренинги, уроки вождения – Марк прошел все это и сезон-2013 стал первым в его карьере уже профессионального гонщика.

Свою первую гонку – «24 часа Дубая», Марк провел отлично – несмотря на сложности по ходу дистанции, экипаж Шульжицкого пробился на 21 место в общем зачете и второе в классе SP3. Позже Марк попробовал свои силы в Blancpain Endurance Series, «ФИА ГТ», где вместе в Вольфгангом Рейпом стал четвертым в зачете «Про-Ам» и даже принял участие в марафоне «6 часов Шанхая» в чемпионате WEC, став пятым вместе со своим экипажем. Марк замечательно смотрелся для новичка и наверняка продолжит карьеру в следующем сезоне – глава автоспортивного подразделения «Ниссан» Даррен Кокс всерьез рассматривает россиянина в качестве потенциального пилота WEC и участника «24 часов Ле-Мана». Шульжицкому 24 года: весьма солидный возраст для начинающего пилота. Марк является отличным примером для всех неравнодушных к автоспорту – никогда не поздно стать настоящим гонщиком и добиваться успехов на трассах, никогда не поздно исполнить свою мечту.

«Форс-Индия» подписала контракт с 16-летним Никитой Мазепиным. Глеб Каланов рассказывает, что нужно знать о пилоте и его роли в команде.

Россия все теснее соприкасается с миром «Формулы-1»: в чемпионате уже участвовали Виталий Петров, команды «Мидленд» и «Маруся», в календаре закрепился национальный Гран-при, в сильной конюшне «Ред Булл» выступает Даниил Квят, а Сергей Сироткин находится в шаге от гоночной серии. Сегодня в «Формуле-1» появилось еще одно русское имя – 16-летний Никита Мазепин стал пилотом по развитию в «Форс-Индии». Кто этот парень и что от него ожидать?

Кажется, знакомая фамилия?

Да, миллиардеров в России не так много, поэтому фамилию Мазепин вы уже могли слышать. Отец Никиты – Дмитрий Аркадьевич Мазепин, владелец и председатель совета директоров Объединенной химической корпорации «Уралхим». В 2015 году Мазепин-старший занял 63 место в российском списке «Форбс» с состоянием 1,3 млрд долларов. Автоспорт дорого обходится, и зачастую на серьезном уровне им занимаются в основном дети состоятельных родителей. Никита – не исключение. Помимо «Уралхима» его карьеру поддерживают «Гало-Полимер» (также контролируемый Дмитрием Мазепиным) и «Уралкалий» (где Мазепину-старшему принадлежит 19,99% акций).

Все понятно – еще один бесталанный гонщик с деньгами?

На самом деле нет – в 2013 году Мазепин мог стать вторым в финале чемпионата мира по картингу в юниорском классе, но судьи лишили его этого достижения из-за срезки поворота в одном из эпизодов, но уже в 2014 году гонщик оказался вице-чемпионом мира во «взрослом» классе KF-15 – таких высот никто из россиян прежде не достигал. Заметим, что напарником Мазепина был Мик Бетч – сын семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера.

Впрочем, успех в картинге вовсе не означает автоматический успех во взрослых гонках. История автоспорта знает как успешные примеры Дженсона Баттона или Михаэля Шумахера, так и Витантонио Лиуции, который добрался до «Формулы-1», но блестящую карьеру не построил.

В «формульных» гонках в силу возраста опыт у Никиты небольшой – в прошлом сезоне он выступил в Североевропейском Еврокубке «Рено» и занял 12-е место в общем зачете и 6-е среди новичков. При этом был одним из самых юных – большинство соперников были старше и опытнее. Кроме того, Мазепин провел несколько гонок в «Формуле-Рено» 2.0 и поучаствовал в гоночной серии «Тойота» (которую выиграл еще один сын миллиардера, Лэнс Стролл, выполняющий роль пилота по развитию в «Уильямсе»).

Почему именно «Форс-Индия»?

«Форс-Индия» – небогатая конюшня, которая вечно нуждается в деньгах. При текущей системе распределения доходов в «Формуле-1» команде из Сильверстоуна жизненно необходимы спонсоры, и подписание контракта с Мазепиным – следствие недостатка денег в конюшне. Никита, безусловно, одаренный пилот, но все же в таком возрасте команды редко обращают внимание лишь талант спортсменов – если конечно, речь идет не о Максе Ферстаппене. Но за молодым русским стоит несколько мощных химических компаний, сотрудничество с которыми может серьезно облегчить решение финансовых проблем.

Подписание Мазепина – это шаг с прицелом на долгосрочную перспективу. В результате «Форс-Индия» или вырастит талантливого гонщика, или просто заработает хорошие деньги.

«У Никиты потрясающий шанс подготовиться к «Формуле-1» в нашей команде. У нас большой опыт работы с молодежью, а Никита – способный и решительный гонщик. Мы с интересом начинаем сотрудничество с новым российским гонщиком, учитывая успех Гран-при России – это рынок с большим потенциалом, и появление молодых талантов, таких, как Никита, гарантирует дальнейший рост интереса к спорту» – говорит владелец команды Виджай Маллья.

Чем Мазепин будет заниматься?

Станет пилотом по развитию – получит доступ к симулятору, а также примет участие в тестовой программе. Эта работа должна помочь в развитии гоночного болида VJM09, а самому пилоту даст опыт в продвижении вверх по «формульным» ступеням. О выступлениях в гонках и даже на тренировочных сессиях Гран-при в ближайший год речи пока не идет – у Мазепина нет необходимой суперлицензии. Да и просто за рулем боевой машины «Формулы-1» русскому пилоту вряд ли удастся много поработать – в программе «Форс-Индии» также числится более опытный мексиканец Альфонсо Селисе (которому и обещано участие в практиках). Тем не менее, у Мазепина остается шанс проехать на болиде «Форс-Индии» на летних молодежных тестах.

«Я еще молод, и мне нужно многому научиться», – говорит пилот. – «Поэтому опыт работы в «Форс-Индии» будет очень важен. Цель – выступать в «Формуле-1» в будущем, и сегодняшняя новость приблизила меня к достижению этой цели. Буду трудиться, чтобы помочь команде, и сделаю все, чтобы улучшить навыки на трассе и за ее пределами» – заявил Никита.

Какие перспективы в ближайшие годы?

В сезоне-2016 Мазепину предстоят выступления в Европейской «Формуле-3» и борьба с такими соперниками как Мик Шумахер, Харрисон Ньюи (это сын гениального конструктора «Формулы-1»), Лэнс Стролл и Педро Пике. Есть и другие – менее известные широкому кругу болельщиков, но одаренные парни, – поэтому сразу ожидать больших успехов не нужно. Однако вряд ли в «Форс-Индии» намеревались сразу бросить Мазепина в пекло «Формулы-1», как это сделал Гельмут Марко с Максом Ферстаппеном. Программа развития рассчитана на несколько лет, целью которой является обучение пилота работе в коллективе и с гоночной техникой.

Примерно так в «Формулу-1» несколько лет назад приходил Эстебан Гутьеррес – мексиканец находился в резерве «Заубера» целых три года, прежде чем стал боевым пилотом. Похожим образом «Уильямс» готовил Валттери Боттаса, так же сейчас не торопится «Макларен» со Стоффелем Вандорном. И в дальнейшем все будет зависеть от самого Мазепина и уровня его выступлений. Если в «Ф-3» и других молодежных сериях все получится, то шанс оказаться за рулем кокпита «Формулы-1» действительно станет очень высоким.

По обыкновению под Новый год составляю рейтинг лучших отечественных гонщиков прошедшего сезона. Рейтинг субъективный, основанный на впечатлениях автора от чемпионатов и серий, отслеживаемых и отсматриваемых им. В подавляющем большинстве рейтинг касается выступлений на международной арене.

В Формуле-1 в последние годы часто ловишь себя на мысли, что зачетной десятки маловато - лучше было бы давать очки 12 пилотам. Подобная мысль возникла и при составлении нынешнего рейтинга, - поэтому решением автора десятка была расширена до дюжины. Итак, 12 лучших пилотов России 2016 года по мнению Дмитрия Шканова.

1. Михаил Алешин

IndyCar, 15 место по итогам чемпионата. Старты на отдельных этапах WEC и IMSA, в том числе легендарных "24 часа Ле-Мана" и "24 часа Дайтоны"

Карьера Михаила в Индикаре после дебютного 2014 года, закончившегося тяжелой аварией в Фонтане, как известно, по ряду причин прервалась. Тем не менее в 2015 году Алешину удалось принять участие в финале сезона Индикара, проходившем на дорожной трассе в Сономе. При этом Михаил времени зря не терял, участвуя в программе SMP Racing в классе прототипов LMP2, включавшим выступления в ELMS и в главной гонке спорткаров в мире - легендарных "24 часах Ле-Мана".

Труды последних лет интересным образом воплотились в 2016 году. Михаил вернулся в Индикар, в свою прежнюю команду "Шмидт-Петерсон", проведя свой второй полный сезон в главной заокеанской серии машин с открытыми колесами. Но в "свободное от Индикара время" Алешин не забросил и программу по доведению до ума спортпрототипа BR01, детища команды SMP в классе LMP2. Причем в 2016 году SMP Racing выступала со своей машиной уже в высшей лиге - в WEC. По окончании сезона в Индикар, Михаил принял участие в заключительных гонках сезона WEC. Конечно, Алешин нашел время чтобы выступить и на главной гонке сезона - в "24 часах Ле-Мана". Таким образом, в 2016 году Михаилу удалось принять участие сразу в двух великих гонках - в Ле-Мане и Индианаполисе-500. Между прочим, несмотря на определенную "сырость" конструкции российского прототипа, Михаил вместе со своими партнерами по экипажу Николя Минасяном и Маурицио Медиани довел машину до финиша в Ле-Мане, на 7 месте в категории. А начинался сезон для Михаила тоже в прототипах - в другой легендарной гонке, в "24 часах Дайтоны". И здесь Алешин преподнес настоящую сенсацию, завоевав поул для российской команды на легендарной трассе! К сожалению, в гонке команду подвела надежность...

И все же главный фокус в 2016 году был на Индикаре. Сезон начинался для Михаила непросто, он не смог принять участие в предсезонных тестах, что было важно, так как аэродинамический обвес после 2014 года серьезно изменился. Но по ходу сезона Михаил вкатился, не раз демонстрируя высокий темп. В конце сезона Алешин и вовсе стал бороться за победы на отдельных этапах. В Поконо он завоевал поул-позицию - первую для российских пилотов на таком уровне! В гонке он боролся за победу и финишировал вторым. Все чаще Михаил заставляет считаться с собой лидеров серии, и очень хочется увидеть продолжение.

2. Сергей Сироткин

Grand Prix 2, 3 место в чемпионате.

Сергей провел второй сезон в GP2, и как и в дебютный год, завершил чемпионат на почетной третьей позиции. Но если год назад третье место виделось максимумом возможного, да и чего еще желать от дебюта, то в 2016 году наоборот не оставляло чувство, что чуть-чуть Сироткину не хватило. Ведь на отдельных этапах он демонстрировал скорость на уровне быстрейших пилотов серии, и ему по силам было конкурировать и с Пьером Гасли, и с Антонио Джовинацци, которым он уступил по итогам чемпионата. Как впрочем, и с Рафаэле Марчьелло, Алексом Линном и другими замечательными молодыми гонщиками. Сезон в 2016 году выдался богатый на конкуренцию, и Сироткин явно не был лишним в этом сражении.

Конечно, Сергей недобрал очков. Были и его собственные ошибки, по его признанию, но были и технические неполадки, что сложно было ожидать от такой опытной, чемпионской команды как ART Grand Prix. Все же это поколение машин в GP2 выступает мягко говоря не первый год. Свой уровень Сергей сполна показал на этапе в Хоккенхайме, где доминировал и в квалификации, и в первой гонке. По итогам этого этапа Сироткин отправился на летний перерыв лидером чемпионата. Но концовка сезона, к сожалению, не удалась...

Сергей в минувшем сезоне сотрудничал с командой Renault в Ф1, что позволило ему принять участие в ряде тренировочных заездов, в том числе и в Сочи. Ранее Сергей уже сотрудничал с другой командой Ф1, с Sauber. Безусловно, нахождение в "ближней обойме" в Ф1 также крайне важно для молодого гонщика. Ждем дальнейших шагов в 2017 году, независимо от того, продолжит ли Сергей выступления в GP2 или нет.

3. Даниил Квят

Формула-1 в составе Red Bull и Toro Rosso, 14 место в чемпионате.

Уже много слов было сказано о том, насколько сложным был этот год для Дани. Главное - он добился права выступать в Ф1 четвертый сезон подряд.

Если просто посмотреть на зачетную таблицу чемпионата, в глаза бросается то, что результативных выступлений у Квята было мало. Но как все складывалось на деле. Всего четыре этапа в составе Red Bull, где Даниил должен был провести 2016 год. В Австралии он не смог стартовать из-за отказа электрики, - как и годом ранее, кстати. В Бахрейне Квят уже приехал в очки, а в Китае был подиум - самый яркий момент минувшего сезона. Далее, к сожалению, был злополучный домашний этап в Сочи, где Даня на старте выбил Феттеля и повредил машину Риккьярдо... И последовал перевод в "младшую" команду.

Тем не менее, Квяту удалось проявить себя в первой гонке за Toro Rosso, в Барселоне, где он приехал в очках, а также показал лучший круг, впервые в своей карьере. К сожалению, дальше Toro Rosso все больше теряла конкурентоспособность из-за прошлогодних двигателей Ferrari, в то время как Red Bull только набирала форму. Тем не менее, Квят приехал в очках в Сильверстоуне. После этого надолго в результатах образовалась настоящая пропасть, но гонка в Сингапуре стала настоящим прорывом. Блестящая квалификация, отличный старт, борьба с Максом Ферстаппеном в гонке. И долгожданные очки на финише. На мой взгляд, именно в Сингапуре Даниил провел лучшую гонку в минувшем сезоне. Заслуженной наградой стало продление контракта в Toro Rosso.

Но в следующем сезоне ждем уверенных и стабильных выступлений. Сложно делать объективные выводы по 2016 году, учитывая тяжелые обстоятельства. Главное, Даниил справился в сложной ситуации.

4. Виталий Петров - Виктор Шайтар - Кирилл Ладыгин

В 2016 году Виталий Петров вернулся к активному участию в гонках. Логично, что он и главная автоспортивная программа страны нашли друг друга. Как уже упоминалось в очерке, посвященном Михаилу Алешину, в 2016 году SMP Racing второй сезон доводила до ума российский прототип категории LMP2 BR01-Nissan, причем перешла из ELMS в WEC. Виталий образовал исключительно российский экипаж команды с Виктором Шайтаром и Кириллом Ладыгиным.

Между прочим, LMP2 - класс с очень высокой конкуренцией, возможно, даже наибольшей в WEC. Конечно, российской команде приходилось непросто бороться с опытными командами, использующими отработанные годами машины, со своим еще слишком "зеленым" болидом. Это сказывалось на большинстве этапов. И хотя BR01 порой демонстрировал высокую скорость и отличался хорошей управляемостью, очень большой проблемой стал износ шин.

Звездным часом стала главная гонка года - "24 часа Ле-Мана". На марафонской дистанции болид SMP оказался надежным, дав шанс нашей команде. И парни вцепились в этот шанс изо всех сил! Как говорил Виталий, это был не марафон, это был спринт протяженностью 24 часа! И парни сделали это! Третье место в категории прототипов! Впервые полностью российским экипажем! Впервые на российской машине!

5. Роман Русинов

Можно удивляться, что Роман Русинов оказался в рейтинге на позицию ниже Виталия Петрова и Ко, но если для SMP Racing Ле-Ман стал настоящим прорывом, трудно отделаться от ощущения, что Роман чуть-чуть недобрал в 2016 году после завоевания чемпионства годом ранее.

После победы в WEC в категории LMP2 в 2015 году у Романа Русинова и команды G-Drive осталась лишь одна непокоренная вершина. Ле-Ман. Год за годом Русинов подбирался к этой вершине, каждый раз выбирая для своего экипажа болид, который должен стать быстрейшим на кольце Сартэ. В 2016 году таковым стал Oreca-05 Nissan. Каждый раз тщательно подбирая партнеров по экипажу №26. В Ле-Мане Русинов шел в бой вместе с Уиллом Стивенсом и Рене Растом, но по ходу года в экипаже происходили изменения.

Скорость была, и в Ле-Мане команда взяла поул-позицию, но, увы, в гонке, как это часто бывает в "24 часах Ле-Мана", на первый план выходит надежность и удача. Экипаж Русинова вынужден был прорываться из-за совершенных ошибок и полученных штрафов. Парни, безусловно, были быстры. Но проигрывали лидеру, который провел гонку более стабильно и надежно. Увы, Ле-Ман не покорился Русинову и на этот раз, хотя номинально в 2016 году был сделан еще шаг вверх - экипаж поднялся на второе место. Подиум в LMP2 был с российским "акцентом", и над ним развевались два российских флага. Вот только посередине был другой триколор - французский.

Таков был и весь сезон, в общем-то целиком "заточенный" под Ле-Ман. Команда брала поулы - кроме Ле-Мана еще и в Сильверстоуне, Спа, Нюрбургринге и Фудзи. Но долго, вплоть до концовки чемпионата не могла победить. И только на заключительных этапах чемпионата наконец пришли победы - в Фудзи, Шанхае и Бахрейне. Но по итогам сезона команда сделала шаг назад в результатах - третье место по итогам года.

Возможно, это следствие разочарования, но непонятна реакция Русинова на присвоение ему на следующий год "золотого" статуса и его слова о дальнейших планах. Именно в "золотом" статусе он выиграл чемпионат год назад, да и какой еще ему полагается статус с учетом всех достижений? Понятно, что "серебряный" статус выгоднее Роману, так как позволяет ему собрать в экипаже команду уровня LMP1... Все же хотелось бы, чтобы Роман не опустил руки и сделал еще один заход на Ле-Ман со своим уже ставшим знаменитым экипажем G-Drive №26.

6. Алексей Лукьянюк

Чемпионат Европы по ралли (ERC), 2 место по итогам чемпионата.

Прославившийся своим зрелищным пилотажем Алексей Лукьянюк известен как под прозвищем "Лукас", так и "Русский МакРэй". Атакующий на пределе, "валящий" независимо от позиции и обстоятельств. Собственно, мнение, что современное ралли стоит смотреть хотя бы ради Криса Мика и Алексея Лукьянюка вполне имеет право на жизнь.

В 2016 году Алексей второй год подряд провел практически полный сезон в чемпионате Европы. Выиграл больше всех спецучастков. После победы на первом этапе - асфальтовом ралли на Канарских островах, весомо заявил о себе как претенденте на чемпионство в абсолютном зачете чемпионата. Вот только второй победы в ралли пришлось ждать аж до финального этапа сезона, ралли Кипра со смешанным покрытием... А так атаки Лукаса все чаще заканчивались поломками либо вылетами... Что ж, на то он и "Русский МакРэй"... Поэтому чемпионство вновь ушло к стабильному и надежному поляку Каетану Каетановичу. Но все-таки победа на Кипре позволила Алексею вырвать вице-чемпионство у очень быстрого латвийца Ральфа Сирмациса, ставшего открытием прошедшего сезона. Тоже хорошо, есть шаг вперед по сравнению с прошлым годом.

Вот только очень жаль, что не только год от года, но от гонки к гонке Лукьянюк вынужден искать спонсоров. А выступления на международной арене да на Ford Fiesta категории R5 - дело ох как недешевое! Поэтому все время присутствует подвешенное состояние. Проедут гонку - не проедут... Уверен, что в российском ралли давно уже назрело создание структуры, условно назовем ее "сборная России по ралли" (сборная СССР по ралли была весьма сильна), в которую отбирались бы сильнейшие гонщики и штурманы, которым осуществлялась бы спонсорская и организационная поддержка. В России уже есть хороший проект - Академия Ралли Михаила Лепехова, но он охватывает исключительно ралли на национальном уровне, да в общем-то и не в топовой категории. А нужна система, охватывающая разные классы и чемпионаты, вплоть до высшего уровня. И никакой фантастики в этом нет - подобная сборная в кольце и в картинге уже существует под названием SMP Racing, и между прочим большинство пилотов этого рейтинга имеют к этой сборной прямое отношение.

7. Егор Оруджев

Формула V8 3.5, 3 место по итогам чемпионата.

В 2016 год бывшая Мировая серия Формула Renault 3.5 вошла без поддержки Renault Sport с обновленным названием, но осталась весьма интересным молодежным чемпионатом с отличными болидами и хорошим набором трасс. Егор Оруджев, выступавший в цветах SMP за старейшую команду Arden уже не был новичком, а был гонщиком с весомым опытом, претендентом на победы в гонках и чемпионате.

Между прочим, Егор выиграл больше всех гонок в прошедшем сезоне - целых пять! А на предпоследнем этапе сезона в Хересе только российские пилоты и побеждали - почин Оруджева прекрасно поддержал Матевос Исаакян. Но Егору, как претенденту на титул, не хватало стабильности. Слишком много было неудач, слишком часто он терял очки. Поэтому чемпионство в итоге разыграли опытнейший Том Диллманн (не чужой, между прочим, нам гонщик) и юный Луи Делетраз. А Оруджев опередил всех остальных, заняв почетное третье место. Безусловно, достойный итог весьма достойного сезона. И есть куда расти.

8. Артем Маркелов

Grand Prix 2, 10 место по итогам чемпионата.

В 2016 году Артем Маркелов выглядел настоящим завсегдатаем пелотона GP2. Еще бы, уже третий сезон бессменно в составе "Русского времени". По меркам серии, уже практически ветеран.

И Артем прибавляет, может быть не так быстро, как хотелось бы, но прогресс налицо. Да, стабильности по-прежнему не хватает. А его боевитость, умение обгонять были известны и ранее. И не все трассы Артем любит. Но к третьему сезону он стал отлично обращаться с весьма своенравными шинами Pirelli, чем похвастать может далеко не каждый гонщик в пелотоне GP2.

В 2016 году у Маркелова был настоящий звездный час. В первой гонке уик-энда в Монако Артем наиболее оптимально воспользовался периодами нейтрализации виртуальным сейфти-каром, что позволило ему прорваться после старта из второго десятка и победить! Вот так, наш, русский победитель в Монако! Кто еще из наших гонщиков вообще когда-либо побеждал на улочках Монте-Карло? После триумфа в княжестве Артем еще и возглавил личный зачет чемпионата. Жаль, в дальнейшем ему не удалось поддержать сей прекрасный порыв. И все же прошедший сезон GP2 особенный хотя бы потому, что два наших гонщика выигрывали гонки и оба успели возглавить чемпионат.

9. Айрат Мардеев

"КАМАЗ-Мастер" высоко держал знамя российского автоспорта еще в те годы, когда похвастать больше толком было нечем. Не сбавляя темпа, продолжает это делать и сейчас. В этой команде "один за всех, и все за одного". Нет распределения на первых и вторых номеров. Но если экипаж имеет наибольший шанс на победу, он ощущает поддержку всей команды. В последние годы все чаще на лидирующие позиции выходит один из молодых воспитанников команды, Айрат Мардеев. Сын знаменитого Ильгизара Мардеева.

В 2016 году именно Айрат оказался лидером "КАМАЗ-Мастер" на главных стартах года. На Дакаре-2016 именно он и Эдуард Николаев боролись за победу в категории грузовиков с Жераром де Роем - главным соперником камазовцев на протяжении вот уже без малого 15 лет. Но экипаж Николаева подвела надежность. И только экипаж Мардеева до последнего оказывал давление на де Роя, который на этот раз провел марафонскую гонку практически безупречно. Итог - второе место для камазовского экипажа. Достойный результат, хотя и с привкусом горечи - камазовцы разбаловали победами.

Но в 2016 году новое издание ралли "Шелковый путь" с маршрутом Москва - Пекин по сложности вполне бросало вызов Дакару. Таким образом, пилоты ралли-рейдов получили еще один старт с приставкой "супер". И здесь уже КАМАЗовские экипажи на родной (на половине дистанции) земле продемонстрировали кто является фаворитом. И именно экипаж Айрата Мардеева по итогам гонки поднялся на верхнюю ступень подиума.

И уже сейчас Айрат Мардеев, как и другие члены камазовской дружины, готовится к очередному старту на Дакаре.

10. Михаил Грачев

TCR, 8 место по итогам чемпионата.

Второй сезон TCR - международная туринговая серия, новый проект Марчелло Лотти, бросает вызов мировому Турингу, WTCC. Более того, достаточно демократичные технические требования TCR постепенно завоевывают автоспортивный мир, будучи принятыми на вооружение многими национальными чемпионатами. Что касается главной серии, по масштабу и охвату стран вполне сопоставимой с WTCC, то здесь уже второй год на постоянной основе выступают два российских пилота: Михаил Грачев и Сергей Афанасьев.

В отличие от Афанасьева, известного по выступлениям в молодежных "формулах" и гонках класса GT, Грачев - чисто кузовной гонщик, выросший на российском туринге. И это на настоящий момент сильнейший кузовной кольцевик страны. Пусть по итогам чемпионата Грачев и Афанасьев расположились по соседству, Михаил восьмой, а Сергей девятый. Но именно выступления Михаила все больше впечатляют уверенностью. Грачев по ходу сезона выиграл четыре гонки, на этапах в Имоле, Зальцбургринге, Сингапуре и домашнем - в Сочи. Осталось только прибавить в стабильности, - и бросить вызов в сражении за чемпионство.

11. Владимир Васильев

В последние годы Владимир Васильев стал явным лидером российских ралли-рейдов в автомобильной категории. А в паре с Константином Жильцовым, сильнейшим штурманом страны, они составили очень мощный экипаж.

На Дакаре-2016 Васильев, в отличие от прежних лет, решил ехать не на заводском Mini, а на пикапе Toyota в цветах G-Drive, на котором уже выступал на отдельных этапах Кубка мира. Хотя гонку экипаж Васильев/Жильцов провел очень стабильно, бросить настоящий вызов лидерам категории к сожалению не удалось. Дакар Владимир Васильев закончил на восьмом месте. Хотя попадание в десятку сильнейших на сложнейшем марафоне в любом случае выглядит очень достойно.

Летом на "Шелковом пути" Васильев ехал уже на Mini и смотрелся как один из гонщиков, которые могут претендовать даже на победу в абсолюте. В итоге экипаж Васильева финишировал в Пекине на почетном третьем месте, уступив только Сириллу Депрэ на Peugeot и свому старому сопернику Язиду Аль-Раджи на Toyota.

В настоящий же момент Васильев готовится попробовать новое для себя блюдо, проехав по классическому, африканскому маршруту Дакара, в рамках Africa Race. Учитывая, что ассистировать ему будет все тот же Константин Жильцов, уже побеждавший в Африке с Жан-Луи Шлессером, российский экипаж выглядит явным претендентом на победу.

12. Матевос Исаакян

Формула V8 3.5, 9 место по итогам чемпионата.

Grand Prix 3, 17 место по итогам чемпионата.

В 2016 году Матевос Исаакян, котирующийся как один из наиболее подающих надежды молодых российских гонщиков, выступал сразу в двух сильных молодежных категориях. Схожие по мощности двигателей GP3 и Формула V8 3.5, при этом болиды в бывшей Мировой серии Renault более продвинутые и приближенные к Ф1, но состав пелотона по ряду причин в GP3 значительно более основательный.

В GP3 по большему счету у Матевоса пока не получилось, он затерялся во второй половине пелотона, лишь изредка радуя попаданием в очки. Зато в Формуле V8 3.5 Исаакян выглядел поувереннее, по крайней мере демонстрируя скорость. Со стабильностью выступлений и здесь не все было хорошо. И все же был яркий проблеск в этом сезоне! В одной из гонок уик-энда в Хересе Матевос смог подняться на высшую ступень подиума! Учитывая, что вместе с ним на подиум поднялся Егор Оруджев, и особенно, то что вторую гонку выиграл как раз Егор, это был настоящий праздник российского автоспорта! В серии, в которой уже давно российские позиции весьма сильны.

    Пять журналистов, весь год следивших за событиями на трассах, составили собственные рейтинги, выделив десятку самых успешных россиян в мировом и отечественном авто- и мотоспорте. Присвоив гонщикам баллы и просуммировав их, мы получили очень интересную картину, которую с удовольствием представляем вашему вниманию.

    Эксперты: СБ – Сергей Беднарук; АК – Александр Кабановский; ОК – Олег Карпов; АС – Алексей Сергеев; ВХ – Валентин Хорунжий.

    Кого называли

    В общей сложности были озвучены имена 20 гонщиков. Такое разнообразие было вполне предсказуемым, ведь сейчас на старт в самых разных дисциплинах выходит великое множество российских пилотов. Уследить за всеми – от картинга и мотокросса до внедорожных рейдов и "младших" формул – положительно невозможно.

    По счастью, хоть каждый из наших экспертов и имеет собственную специализацию, их совместное мнение можно считать совершенно объективным.

    Среди тех, кто попал в поле зрения Motorsport.com Россия, но не заработал достаточно очков для места в десятке, мастер марафонских гонок Илья Мельников и мотокроссмен Евгений Бобрышев , чемпион страны по ралли Вадим Макаров и фирменный пилот SMP Racing Дэвид Маркозов .

    Чуть выше с почти одинаковой суммой баллов в таблице расположились четверо очень разных спортсменов. Это Милен Пономаренко – юная картингистка, ставшая седьмой на чемпионате мира, открытие года в отечественном раллийном первенстве Вадим Лелюх (попавший, к сожалению, в тяжелую аварию), вице-чемпион Евроформулы Open Константин Терещенко и один из героев прошлогоднего "Дакара" Владимир Васильев .

    Были также отмечены победитель гонок Формулы Renault 2.0 Матевос Исаакян и заметно прибавивший в GP2 Артем Маркелов . Наконец, на ближних подступах к десятке остановился триумфатор "24 часов Ле-Мана" и победитель WEC Алексей Басов .

    Ну а вот кто стал нашими лауреатами:

    9-10. Анастасия Нифонтова

    Ралли-рейды

    Единственная представительница мотогонок и слабого пола на самом деле оказалась в нашей десятке вовсе не случайно. Продолжательница спортивной династии в нынешнем сезоне выиграла Кубок мира по внедорожным ралли среди гонщиц на мотоциклах. И пусть конкуренция здесь несколько ниже, чем среди представителей сильного пола, титул – это всегда титул, тем более в такой физически сложной дисциплине.

    СБ : Без представителей мотоспорта этот список не был бы полон. Увы, наши немногочисленные кольцевики на международной арене в этом году не смогли добиться каких-либо значимых достижений. Поэтому звание лучшего мотогонщика – а точнее, мотогонщицы – присуждаю отважной Анастасии Нифонтовой.

    АС : Не каждый мужчина-гонщик способен преодолеть на мотоцикле пять с половиной тысяч километров по пустыням, а наша хрупкая гонщица сделала это, причем с блеском. Дебютировав в ралли-марафоне "Африка", Настя финишировала на седьмой позиции в зачете мотоциклов и первом среди представительниц прекрасного пола. Но это еще не все – затем последовал отличный сезон в Кубке мира по ралли-рейдам.

    9-10. Айрат Мардеев

    29 лет, ралли-рейды

    Триумфатор "Дакара" оказался в невыгодном положении по той причине, что одержал свою победу в середине января – и к моменту нашего голосования она несколько подзабылась. Однако недавний дебютант показал в Южной Америке главное качество марафонца – стабильность. Не будучи однозначно быстрейшим (на его счету всего две победы на спецучастках), Айрат избежал проблем и переиграл напарников по камазовской дружине.

    АС : Свой первый "Дакар" Айрат проехал в 2009-м году в качестве механика экипажа своего отца Ильгизара – они заняли четвертое место. Четыре года спустя Мардеев-младший уже в качестве пилота привел свой КамАЗ на финиш легендарной гонки со вторым результатом. И, наконец, в 2015-м он одержал победу.

    ВХ : После тяжелейшего 2014 года, когда он потерял своего отца, Айрат одержал абсолютно заслуженную первую победу на "Дакаре", причем сделал это в упорной борьбе с двумя другими представителями КамАЗа.

    7-8. Роберт Шварцман

    16 лет, Формула 4

    Юный петербуржец, не привлекая особого внимания, на удивление эффективно провел свой первый полный сезон после перехода из картинга. В итальянской и немецкой Ф4 он заработал в общей сложности 16 призовых кубков, завершив сезон на третьей и четвертой позиции соответственно.

    АК : При взгляде на Роберта сразу ощущается позитив и оптимизм – не случайно почти на всех фото мальчишка широко улыбается. Да, порой были и неудачи, но в целом прошедший сезон принес ему немало поводов для оптимизма. Как говорится, новичков нужно оценивать по лучшим результатам. И с ними у гонщика полный порядок.

    СБ : Этот юниор может добраться до самых высот. Говорить об этом позволяют его результаты в немецкой Формуле 4 – в первенстве с очень высоким уровнем конкуренции между вчерашними сильнейшими картингистами Роберт не только не затерялся, но и стал одним из лидеров, регулярно поднимаясь на подиум и заняв итоговую четвёртую строчку.

    7-8. Михаил Алёшин

    28 лет, WEC, ELMS, IndyCar

    Михаил всегда был настоящим универсалом, умеющим находить язык с любой техникой. Но в 2015-м он раскрылся в новом качестве марафонца. Накопленный за годы опыт оказал неоценимое подспорье в работе с новым прототипом BR01, а в концовке сезона москвич уверенно вернулся на американские овалы серии IndyCar.

    ВХ : Алёшин прекрасно адаптировался к спорткарам в своем первом сезоне Европейской серии Ле-Ман и трижды попал на подиум за рулем нового прототипа SMP BR01, к разработке которого сам приложил руку. Затем под конец сезона вернулся в IndyCar после годичного отсутствия – и сразу квалифицировался лучше, чем его два более опытных напарника.

    СБ : Пусть в этом году у Михаила не было возможности реализовать весь свой потенциал, но стоит отметить его работу в доводке BR01 и достойное возвращение в IndyCar после годичной паузы. Десятое место в финальной гонке сезона во много способствовало успешному завершению переговоров о полноценных выступлениях в Америке в 2016-м – у Алёшина есть все шансы вновь показать себя с самой сильной стороны и оказаться в нашем рейтинге будущего года в первой тройке.

    6. Виктор Шайтар

    32 года, WEC и ELMS

    Тот случай, когда пилот и команда в прямом смысле слова нашли друг друга. Виктор получил возможность заниматься любимым делом, в котором достиг серьезных высок, а в SMP Racing не нарадуются тому потоку призовых кубков, который обеспечивает спортсмен из Люберец практически во всех гонках, где выходит на старт.

    ОК : Одна из самых удивительных историй в российском автомобильном спорте. Виктор много лет назад блистал в отечественных "формулах", но дальше карьера не задалась – на переезд в Европу и участие в тамошних сериях просто не было денег. Но теперь он – обладатель престижного трофея и победитель "24 часов Ле-Мана".

    АС : Чистая математика. Экипаж Шайтар / Басов / Бертолини выполнил задачу-максимум на все 100 процентов – в их активе победа в своем зачете чемпионата, а также в "24 часах Ле-Мана". Подобную задачу в минувшем сезоне больше не смог выполнить никто из россиян.

    5. Егор Оруджев

    20 лет, Формула Renault 3.5

    Если оценивать пилотов с точки зрения прогресса по ходу сезона, то именно Егора следует признать лидером. Во второй половине чемпионата он постоянно был среди лидеров, а по ходу финальных этапов без него не обходился почти ни один подиум. Победы в Будапеште и Ле-Мане показали, что в 2015-м Оруджев стал одним из открытий ФR3.5.

    ОК : Егор по-настоящему удивил. Его имя на слуху еще с тех времен, как он занимался картингом, но за пару лет, что пилот провел в Формуле Renault 2.0, многие наверняка успели в нем разочароваться. Но каков получился дебют в 3,5-литровом классе! За всю историю проведения чемпионата в нем принимали участие с десяток россиян, включая Михаила Алешина и Сергея Сироткина, но лучший первый сезон удался именно Оруджеву.

    ВХ : Начал сезон более-менее тихо – что неудивительно, учитывая отсутствие предыдущего опыта в Формуле Renault 3.5. Но по ходу кампании становился все лучше и лучше, а на пути к каждой из двух побед блестяще удержал за собой двух лучших, намного более опытных, пилотов категории.

    АК : Как признался сам Егор, летом, после первых неудач – надо признать, победа в Венгрии выглядела все же явным исключением из правил – он решил изменить свой подход к выступлениям. И результат не замедлил себя ждать. Кого это напомнило? Дочитайте до победителя нашего рейтинга.

    4. Алексей Лукьянюк

    35 лет, ERC

    Алексей заявил о своей скорости уже давно, но лишь сейчас в полной мере продемонстрировал лучшие качества на международной арене. И хотя возраст не позволяет назвать питерца восходящей звездой, он смог провести 2015-й на очень высоком уровне.

    АС : Однозначно – самый быстрый из действующих российских раллистов. В 2015 году Лукас попробовал свои силы в чемпионате Европы по ралли. И кто знает, каким был бы итоговый результат россиянина, если бы он весь сезон проехал со своим постоянным штурманом Алексеем Арнаутовым. Но три стартовых этапа с Евгением Червоненко подпортили ему статистику сезона. Что впрочем не умаляет великолепного достижения – "бронза" в ERC стала лучшим результатом в современной истории российского ралли.

    АК : Как же обидно, что из-за досадной аварии на тестах Алексей так и не вышел на старт Ралли Финляндия за рулем машины WRC. Это стало бы для него настоящим экзаменом, по итогам которого можно было бы сравнивать россиянина с лучшими раллистами планеты. Ну а в том, что он очень хорош на уровне европейского чемпионата, сомнений быть не может.

    СБ : Отрадно, что наши гонщики завоёвывают кубки не только в международных кольцевых сериях, но и в раллийных соревнованиях. После ухода из спорта Евгения Новикова главной российской надеждой в ралли стал Алексей Лукьянюк, который в этом году снова произвёл хорошее впечатление на этапах европейского чемпионата.

    3. Роман Русинов

    34 года, WEC

    Самый опытный отечественный марафонец все же добился своей цели. Точнее, одной цели из двух: стал победителем WEC в классе LMP2, к чему шел вместе с командой G-Drive Racing несколько лет. А вот победа в Ле-Мане пока упорно ускользает от москвича.

    ВХ : Третий в 2013-м, второй в 2014-м и, наконец, чемпион в этом году. Русинов продолжает оставаться одним из лучших в мире пилотов в классе LMP2 – на его счету теперь 12 побед в WEC. И прошедший сезон вселяет уверенность, что к этому списку рано или поздно будет добавлено и первое место в "24 часах Ле-Мана".

    АС : Мы говорим WEC, подразумеваем Русинов. Победу в зачете LMP2 экипажа Русинов / Бёрд / Каналь не назвать сенсацией, мы ждали её. Но от этого она не стала менее ценной.

    ОК : За Романа можно порадоваться. Несколько лет вместе с G-Drive, меняя по пути напарников, он шел к своей цели – победе в классе LMP2 – и теперь, наконец, ее добился. Впрочем, еще одна задача пока не решена. Роман пока не выигрывал в Ле-Мане, но, можно не сомневаться, он обязательно приложит все усилия, чтобы заполнить этот пробел в будущем году.

    2. Сергей Сироткин

    20 лет, GP2

    Если оценивать исключительно результат, Сергей стал лучшим российским формулистом сезона – в своей серии, весьма конкурентоспособной по составу участников GP2 – он финишировал третьим, одержав одну победу и пять раз побывав на подиуме. Романа Русинова он переиграл в нашем рейтинге с перевесом в одно очко – словно Рио Харьянто на гоночных трассах.

    ВХ : Открытие сезона в GP2, Сироткин пришел в категорию в составе команды Rapax и на большую часть года превратил её из середнячка серии в серьёзного претендента. Третье место в дебютном сезоне – очень мощная заявка на возможное будущее в Формуле 1.

    ОК : Велик соблазн назвать Сергея и вовсе лучшим российским пилотом уходящего года. Но это скорее следствие "заниженных" ожиданий перед началом сезона. Карьера Сироткина как-то забуксовала в Формуле Renault 3.5, где он явно не продемонстрировал всех своих возможностей. Теперь же, если говорить откровенно, москвич просто вернулся на свой уровень. Сергей не просто лучший россиянин в молодежных сериях в 2015 году, он – один из лучших молодых пилотов этого года вообще.

    АК : Болезненное расставание с Sauber могло бы сломать карьеру многим. Но грамотный менеджмент в сочетании с работой самого пилота сотворили маленькое чудо. Сергею всего 20 лет, и перед ним по-прежнему открыты все дороги.

    1. Даниил Квят

    21 год, Формула 1

    Безоговорочная победа. Все пять экспертов присудили молодому уфимцу первое место. И есть за что – седьмое место в самой престижной гоночной серии планеты плюс победа над более опытным напарником. Гонщик года в России по любым версиям.

    ОК : На самом деле, не нужно никаких объяснений. Даниил Квят выступает в Формуле 1 за одну из лучших команд, на равных борется с победителем трех Гран При Даниэлем Риккардо, поднимается на подиум.

    СБ : Единственный российский пилот в Ф1 достойно провёл дебютный сезон в "старшей" команде Red Bull, несмотря на все сложности. Второе место в Венгрии и победа по очкам над более опытным напарником говорят сами за себя. Мы можем гордиться Даниилом и ждать от него новых успехов.

    ВХ : С одной стороны, тот факт, что Квят финишировал выше Риккардо в общем зачете, наверное, не отражает полной картины сезона. С другой стороны – глядя на его выступления, легко забыть, что это был лишь второй сезон россиянина в Формуле 1. Его прогресс налицо, и раунд за раундом он выступал наравне со своим очень высоко оцениваемым напарником.

    АК : Который год наблюдя за Даниилом, волей-неволей укрепляешься в мысли, что у него невероятная воля и по-настоящему чемпионское стремление к победе. Судьба много бросала его по миру: разные страны, серии, команды. Квят отличается редким умением вбирать всё лучшее – и еще не раз порадует нас на трассах.

    Полная таблица голосования Motorsport.com Россия:

    Driver СБ АК ОК АС ВХ Итого
    Даниил Квят 10 10 10 10 10 70
    Сергей Сироткин 9 9 9 9 36
    Роман Русинов 8 8 7 5 7 35
    Алексей Лукьянюк 7 7 6 9 29
    Егор Оруджев 5 6 8 5 24
    Виктор Шайтар 2 5 3 7 17
    Михаил Алешин
    6 4 13
    Роберт Шварцман 3 6 13
    Айрат Мардеев 8 2 10
    Анастасия Нифонтова 1 1 8 10
    Алексей Басов 2 7 9
    Матевос Исаакян
    4 1 5
    Артём Маркелов
    5 5
    Владимир Васильев 4 4
    Константин Терещенко 4 4
    Вадим Лелюх 3 3
    Милен Пономаренко 3 3
    Вадим Макаров 2 2
    Дэвид Маркозов 2 2
    Евгений Бобрышев 1 1
    Илья Мельников 1 1


mob_info