Стоит ли уметь плавать? Формирование у детей навыков плавания через применение игрового метода обучения.

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г. Набережные Челны

Игры в воде

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. На этапе подготовительных упражнений обучения плаванию для некоторых детей одним из трудных моментов является упражнение «погружение». Чтобы решить данную проблему, учитывая возраст ребенка, можно придумать нес­колько вариантов игр на тему «погружение». Занятия в воде с детьми по программе общего оздоровления могут включать в себя элементы подготовки к освоению подготовительных упражнений программы обучения плаванию. Например, игры типа: «Котёнок умывается»; «Летний дождик»...

Игра «Поливаем цветочки». Каждый ребёнок называет себя каким-либо цвет­ком. Дети находятся в воде. Даётся команда: «поливаем цветочки!» Зачерпнув ладонями воду, ребёнок льёт её себе на голову. Увидев, что кто-то из детей не выполняет упражнение, преподаватель говорит: «колокольчик засыхает! Полей его, пожалуйста!» (Ребёнок может «ощущать» себя и Сашей и «колокольчиком» одновременно!)

Даже в таких простых играх преподаватель должен активно участвовать в игре, используя свою роль, активизировать фантазию детей, поощряя похвалой всех и каждого, включая в игру неожиданные элементы. Дети с удовольствием войдут в роль котят, когда услышат, например: «как хорошо умывается беленький котёнок! А ты чёрненький котёночек, вымой свой носик! Какие чистые котята! Какие молодцы!» Играя с детьми в игру «Летний дождик», преподаватель в какой-то момент говорит: «Смотрите! Радуга» и поднимает над головой сплетённые цветные шнуры. В игре «Поливаем цветочки» преподаватель «любуется цветами»: «Какой прекрасный тюльпан! Полей его ещё!» Получить ожидаемый результат, используя в занятиях игры, возможно только в том случае, если дети увлечённо, с интересом будут выполнять все действия и будут получать от этого удовольствие. Познакомив детей с несколькими играми, их можно использовать в занятиях в любой последовательности, несколько раз, чередуя с любыми движениями. Например, можно организовать игру «Весёлые зайчата». Дети стоят на дне бассейна, преподаватель говорит: «Вы все − зайчата! Вышли погулять на лужайку. Поскакали!» Дети, согнув руки к груди, передвигаются по дну прыжками.

Преподаватель: «Бабочки летают». Дети изображают бабочек. «А вот жучки умываются». Дети умываются. «Цветочки на лугу засыхают! Польём цветочки!» Дети поливают «цветочки». «Дождик пошёл!» В заключение говорит: «Какие славные зайчата! Как они замечательно погуляли!» Пятилетним детям уже можно предложить игры, в которых содержится упражнение «погружение». Но прежде чем начать игру, обучить всех детей упражнению «задержка дыхания». 3атем на бортике он обучает детей выполнению упражнения «погружение». Если в группе хоть один ребёнок сможет выполнить упражнение, то погружение можно включать в игры. Следует помнить, что данный элемент игры выполняется исключительно по личному желанию каждого ребёнка!

Игра «Кто хочет зайти в гости к утке?» Передвигаясь прыжками (или шагом) от одного бортика к другому, дети могут «зайти в гости к утке». Домик утки − это плавающий обруч на поверхности воды. Чтобы зайти в него, необходимо выполнить вдох, задержать дыхание, присесть около обруча и встать внутри него. Затем таким же образом выйти из домика утки и продолжить движение к бортику. Обруч нельзя трогать руками. Кто-то из детей захочет зайти в гости к утке, а кто-то просто будет передвигаться от одного бортика до другого. Всякий раз похвалой отмечать тех, кто зашёл к утке в гости. Не осуждая тех, кто не готов ещё выполнить погружение, препо­даватель подчёркивает: «Утка всех рада видеть у себя в гостях!» Тем кто «заходил в гости к утке», в конце занятия можно вручить подарок от утки (например, трафареты с изображением утки) .

Игра «Ниагарский водопад». В начале занятия преподаватель коротко рассказывает детям о горах, о том что в горах реки образуют водопады, большие и маленькие. В брызгах водопада бывает красивая радуга. Можно искупаться, встав под струю водопада. Сегодня на занятии тоже будет водопад! В бассейне на бортике преподаватель готовит ведро с водой из бассейна. Дети по дну бассейна передвигаются вдоль его бортиков, а когда подходят к месту, где стоит преподаватель, он со словами «Кто хочет искупаться под водопадом, подходи!» льёт из ведра воду небольшой струйкой. Можно дать ведёрки каждому ребёнку, чтобы у всех был водопад.

Пусть каждый придумает название своему водопаду. Обратить внимание детей на то, что поливать можно только себя. Не должно возникать ситуации, что кто-то поливает ребёнка, когда он ещё не готов к таким действиям!

Игры помогают преподавателю создать ситуацию, когда в сознании ребёнка появляется ощущение, что не его учат, а он сам учится, он хочет научиться выполнять конкретное действие, он хочет научиться плавать!

Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать своё поведение и адекватно реагировать на обстановку. Он должен чётко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.

Дети 6-7 лет начинают осваивать программу обучения плаванию. Когда часть детей из группы освоит упражнение «погружение», можно предложить им игру «Спящий крокодил». Можно внести в неё элемент соревнования. Перед началом игры преподаватель напоминает, что перед погружением в воду необходимо выполнить вдох и задержать дыхание.

Описание игры. Поверхность воды детского бассейна перегораживается поперёк разделительной дорожки с поплавками. На бортик, где закреплён один из концов дорожки, кладётся изображение головы крокодила (вырезается из бумаги или другого материала) , на противоположный бортик − изображение хвоста крокодила.

Дети должны перебраться от одного бортика (от одного «берега») до другого, «не разбудив крокодила», то есть, не коснувшись дорожки ни руками, ни головой (при погружении) .

По команде преподавателя дети идут по дну бассейна в сторону противоположного бортика, подходят к разделительной дорожке (к «крокодилу») , выполняют упражнение «погружение» (задерживают дыхание, приседают, погружаясь в воду, и встают с другой стороны дорожки) . Затем они продолжают движение к бортику по дну.

Организация игры. (до 5 человек) .

Около «головы крокодила» расположены три «корзины» (три любые емкости) . Две корзины пустые, одна наполнена «яблоками» (небольшими мячами или шариками) . Одна пустая корзина принадлежит «крокодилу», другая − детям. Если кто-то из детей, выполняя упражнение, дотронулся до дорожки («разбудил крокодила») , «яблоко» кладется в корзину «крокодила». Если ребёнок выполнил упражнение («не разбудил крокодила») , то «яблоко кладётся в корзину детей. Продолжительность игры зависит от количества «яблок». Корзина с «яблоками» опустела − игра закончилась. Воспитатель подсчитывает: сколько «яблок» отдано «крокодилу», сколько «яблок» в корзине у детей?

Занятие с большой группой детей (от 8 человек) .

Дети разделены на две команды (например, «Отважные» и «Смелые») . На бортике около «головы крокодила» находится корзина с «яблоками» и три пустые корзины («крокодилу», «Отважным» и «Смелым») . По команде «Отважные» (например, 4 человека) начинают движение к противоположному бортику. Если все дети успешно выполнили упражнение, то 4 «яблока» кладётся в их корзину, если, например, двое «разбудили крокодила» (дотронулись до дорожки) , то 2 «яблока» кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «Отважных». Затем то же самое выполняют «Смелые».

В конце игры по количеству «яблок» определяется победитель.

Сколько занятий играть в данную игру? Столько, сколько необходимо времени, чтобы все дети научились погружаться в воду. Сегодня разделительная дорожка − это «спящий крокодил», завтра − «спящая рыба», в следующий раз «собака такса». Чем интереснее занятия, тем успешнее освоение новых движений.

Соединив несколько плавающих на поверхности воды обручей, можно организовать игру «Ходим в гости».

Каждый обруч является чьим-то домиком, в который можно попасть, погрузившись в воду. Haпример, красный обруч − домик утки (можно положить на поверхность плавающую игрушку) , синий обруч − домик дельфина. Дети, передвигаясь по дну бассейна и выполняя упражнение «погружение», входят в «домик» (приседают, погружаясь в воду, и встают внутри обруча) . Затем таким же образом выходят из «домика» (из обруча) , попадая в следующий «домик» (в обруч) . Обручи нельзя трогать руками. Необходимо напоминать детям, что перед погружением в воду нужно выполнить вдох и задержать дыхание. Перед тем как идти в гости, дети, находясь на бортике, маршируют на месте и хором поют пару строк из песенки Вини-Пуха: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Парам, парам, бурум, бурум! На то оно и утро!»

Игра «Водолазы». Погружение в воду (и передвижение под водой с выполнением произвольных движений) с целью собрать со дна игрушки тоже можно превратить в игру. Ставя перед детьми различные задачи (собрать предметы одного цвета, или формы, или размера) , преподаватель может достаточно долго поддерживать интерес детей к конкретной игре, решая при этом сразу несколько проблем. Например, чтобы собрать игрушки определённого цвета или формы, необходимо погрузиться в воду и открыть в воде глаза.

Игры, используемые в занятиях по обучению плаванию, предъявляют к преподавателю особые требования.

Во-первых, преподаватель должен быть «артистом», он должен отлично знать и представлять весь сценарий игрового занятия, помнить свой «текст». Ему необходимо руководить игрой и при этом быть мысленно и участником событий. Весь настрой занятий, интонации, эмоции, действия преподавателя должны планироваться заранее. Дети должны чувствовать, что не только они верят, что это не дорожка, а «крокодил», но и преподаватель тоже уверен в этом.

Во-вторых, не следует забывать, что правила игры надо объяснить коротко, акцентируя внимание на основном. Например, в игре «спящий крокодил» преподаватель говорит детям: «Это спящий крокодил. Вы должны перейти от этого бортика к тому, не разбудив крокодила. Его нельзя трогать руками и задевать головой. Подошёл, присел и встал с другой стороны. Первый раз можно провести игру без «яблок». Затем он добавляет: «В корзине − яблоки. Сколько детей разбудят крокодила, столько яблок отдаём ему». Этих объяснений вполне достаточно. Дети знают, что должны делать. Когда придёт момент делить «яблоки», преподаватель, перекладывая «яблоки» в корзины, комментирует: «В команде «Смелых» двое «разбудили крокодила», поэтому 2 «яблока» отдаём «крокодилу». Двое не потревожили «крокодила», 2 «яблока» положим в корзину «Смелым». Дети по ходу игры поймут принцип подсчёта «яблок».

Дети любят играть в понравившиеся им игры. Это можно использовать в занятиях по обучению плаванию. Освоив упражнение «погружение», дети должны освоить упражнение всплывание. Все игры, помогающие освоить данное упражнение, имеют элемент «всплытия» (упражнение можно назвать «поплавок» или «мяч») . Простые упражнения типа «Чей мяч лучше?», «Какой мяч дольше пролежит па поверхности?». Не следует забывать, что обучение проходит вначале на бортике, а затем в воде.

В игре «Путешествие по озеру, где живёт крокодил» используется инвентарь предыдущих игр. Знакомый детям «спящий крокодил» лежит на бортике. Дети находятся в воде. По команде они начинают передвигаться по дну от одного бортика к другому. Когда дети пройдут несколько шагов, преподаватель, приподнимая над бортиком «голову крокодила», говорит: «Крокодил просыпается! Все превратились в «мяч»! Дети выполняют упражнение «всплывание». Затем дети продолжают движение вперёд. Игра продолжается. Игру можно усложнить. Преподаватель может давать команды, рассчитанные на выполнение различных упражнений: «Крокодил просыпается, все спрятались!» − дети выполняют упражнение «погружение». .. Несколько обручей на поверхности воды позволят внести в игру новый элемент. Преподаватель говорит: «Крокодил просыпается! Все спрятались в домиках!» Дети, выполнив упражнение «погружение», оказываются в середине обручей.

Можно предложить детям выполнить упражнение «всплывание», стоя в середине плавающего на поверхности воды обруча, назвав такую игру «Подари утке мяч». Каждый ребёнок «приходит к утке в гости» (выполняет «погружение») и дарит ей «мяч» (всплывание) . Несколько плавающих обручей, соединённых вместе, могут быть использованы в игре «Подарок другу». В каждом обруче находится небольшая плавающая игрушка (рыбка, кукла. ..) ; ребенок выбирает, кому подарить мяч, и в соответствующем обруче выполняет «всплывание».

Игра может быть составной частью занятия, возможен вариант, когда все занятия проходит в игровой форме (учитывается цель, задачи каждого конкретного занятия) .

Организуя игры, обеспечить каждому ребёнку возможность самостоятельно регулировать свои действия в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда ребёнок толкает (даже если непреднамеренно) другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребёнка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребёнка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.

Освоив упражнение «лежание» («звёздочка») , дети могут выполнять его в играх, используя сюжет «морские звёзды». Например, в игре «Море». Дети стоят в воде, преподаватель говорит: «На море ветер! Поднимаются волны!» Дети руками создают у поверхности воды «волны». Затем преподаватель говорит: «На поверхности моря появляются морские звёзды», дети выполняют упражнение «лежание». Как и в предыдущих играх, данное упражнение можно использовать в сочетании с другими упражнениями.

Игра «Корабли» может быть включена в занятие, когда дети освоят упражнения «скольжение на груди, на спине». Каждый ребёнок превращается в «корабль», который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл?

Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры имеют элемент соревнования. Например, в игре «Почтальон». По команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие предметы) . Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег) , стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты».

Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи. В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей, разделенные на две команды − «Ловкие» и «Умелые». Одна команда (4 человека) находится в воде около одного бортика, другая команда − около противоположного бортика. По середине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5-6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда в игре наступает момент, что все мячи оказались на одной площадке, преподаватель подаёт сигнал окончания игры. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет детей активно двигаться, и поэтому дети способны проявлять интерес к ней определённое время (до появления чувства утомления) . Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить. Преподаватель объявляет, что игра закончилась вничью, и хвалит всех за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.

Игра «Арбузовоз». Каждый ребёнок − корабль, который перевозит арбуз с одного берега на другой. «Арбуз» − живот ребёнка. Важно, чтобы при передвижении в воде способом кроль на спине живот находился у поверхности воды (а не погружался в воду) . Проплыл ребёнок от бортика до бортика правильно − он довёз «арбуз», опустил живот ниже уровня поверхности воды − не довёз. Если организовать соревнования двух команд, то побеждает та команда, которая привезёт большее количество «арбузов».

При обучении движениям ног способом брасс можно ввести в сюжет занятий нового персонажа − «Лягушонка», поскольку движения ног пловца похожи на движения задних лап лягушки.

Используя приобретённые навыки, дети могут передвигаться от бортика к бортику как «арбузовозы», как «лягушата». Например, дети стоят в воде: четверо у одного бортика, они − «арбузовозы», четверо у другого, они − «лягушата». Команда: «Поплыли «арбузовозы». Дети выполняют упражнение. Когда четверо доплывают до противоположного бортика, звучит следующая команда: «Поплыли «лягушата»! Другая «четвёрка» выполняет своё упражнение.

Даже на этапе совершенствования спортивных способов плавания дети с удовольствием будут изображать «медвежонка, плывущего к Айболиту, Выполняя движения кролем на груди ногами и одной рукой. Преподаватель: «Медвежонок залез лапой в улей за медом, а пчёлы покусали ему лапу. Больная лапа лежит на поверхности воды, медвежонок гребёт другой лапой».

Дети, умеющие передвигаться в воде, на всех этапах обучения и совершенствования охотно играют в сюжетные игры, в игры с мячом, в игры, содержащие соревновательные элементы.

Даже простые на первый взгляд игры станут для детей значительно интереснее, если внести в игру неожиданный элемент. Например, если в водный баскетбол (над водой подвешиваются кольца) или водное поло будут играть не просто команды детей, а «сборная страны» и «сборная города», игра будет иметь новый эмоциональный оттенок.

Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о физической культуре. В каждом конкретном случае преподаватель выбирает, придумывает игру с учётом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребёнку!

Бассейн в детском саду, где стабильность групп позволяет преподавателю планировать количество занятий для каждой группы и каждого ребёнка на год или несколько лет, безусловно, имеет преимущество перед городскими бассейнами. Именно этим обстоятельством должен руководствоваться преподаватель, работающий в детском учреждении с бассейном, включая в занятия не только обязательные упражнения по обучению плаванию, но и значительное количество игр. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.

Несомненно, стоит. Разве плохо окунуться в жаркий день в речку или озеро, по возможности быстро проплыть до другого берега, посидеть, полюбоваться на редко доступную природу, и отправиться в обратный путь, уже медленнее, наслаждаясь движением? Ну, а уж понежиться на море – тут и слов просто нет. Кто ж этого не любит? И как будет тоскливо и печально человеку, попавшему (впервые) на море и не умеющему плавать! Ну, постоит он по грудь в воде, похлопает по прозрачной воде ладошками – и все? Не-ет, граждане, плавать нужно уметь обязательно. Брассом, кролем, на спине, боком, по-морскому, по-собачьи даже, но – уметь. Всем, без исключения.

Плавание в воде, практически, не имеет противопоказаний. А пользу несет – огромную. Мало найдется таких универсальных физический упражнений, где работают все группы мышц. Плавание – именно такое упражнение!

Плавание благотворно отзывается на работе сердца и сосудов. Кроме того, все внутренние органы получают стимуляцию, какую больше никогда и не от чего не получишь. Работа всех внутренних органов улучшается значительно, что ощущается через день-два после плавательных упражнений.

А удовольствие? Кайф, получаемый при плавании? Разве этого мало?

А снятие напряжения? Разве вы не чувствуете, как вас «отпускает», как только вы заходите в воду и начинаете плыть? Уже с первыми метрами, которые вы проплыли, на душе (и сердце) становится благостно. Вода смывает с вас негатив. Прогоняет стресс и расслабляет. А, кроме того, вода – отличный массажист. Причем, массаж вы получаете на все тело и мышцы без исключения.

Умение плавать – весьма важное качество в жизни человека. Не уметь плавать, сродни ущербности. Плавание необходимо не только для тренировки мышц и улучшения самочувствия. Плавание еще и закаляет характер.

Если вы были трусоваты, плавание воспитает отвагу и смелость. Переплывете реку или озеро туда-сюда, и выйдете на берег уже иным человеком, нежели тем, каковым вы были, только входя в воду.

Если вы были беспокойны и возбудимы по мелочам, плавание отшлифует острые углы этих черт. Вы станете более спокойным и терпимым буквально через отпускной месяц, если провели его около воды, купаясь и плавая. А если у вас тяжелая работа, и вы сильно устаете, заставьте себя (имея такую возможность) проплыть пару сотен метров. И тогда по выходу из воды и прошествии четверти часа, вы определенно будете чувствовать себя свежим и отдохнувшим. Проверено! А вот лежание на диване после трудной работы усталости не снимет. Тоже проверено.

Умение плавать может понадобиться и при выборе профессии. Если вы, скажем, моторист катера, матрос, штурман или капитан судна. Или даже работник речного порта.

Кроме того, умение плавать имеет еще одно прикладное значение. А ну, как случилось неожиданное наводнение, каковые случаи у нас в России наблюдаются все чаще и чаще? Или, не дай Бог, какое несчастье на воде: порвало резиновую рыбацкую лодку или тонет старенький теплоход? Что, пойдете на дно топориком, поскольку не умеете плавать? Не лучше ли попытаться спасти близких и спастись самому? Второе будет возможно только при условии, что вы умеете плавать.

Так что, уметь плавать – стоит. А еще стоит учить этому своих детей. И чем раньше – тем лучше...

Все мы уверены, что в воде сгорает намного больше калорий, чем на суше, и отправляемся за стройной фигурой в бассейн. Летом его с успехом заменяет ближайшая река или просторное море на курорте. Однако каково же разочарование, когда результатом «заплыва» оказываются... лишние сантиметры на талии!

Работа над ошибками

Неудачливые водоплавающие никак не усвоят простую истину: чтобы похудеть, надо больше двигаться и меньше есть!

Первая ошибка: вы не плаваете активно, а просто плещетесь-бултыхаетесь. Если шевелиться еле-еле, наша жировая прослойка и не подумает плавиться.

Вторая ошибка: сжигать на тренировке уйму калорий, а затем съедать столько же, если не больше... Вы все еще думаете, что так можно похудеть?

Даже просто удерживая себя на плаву, за час мы тратим около 300 ккал. Однако на практике такой метод сжигания жира работает только при купании в глубоких реках и озерах.

В бассейне вы сами не заметите как окажетесь около бортика или дорожки, за которые радостно и уцепитесь. В море вода намного плотнее, так что на ней можно просто лежать безо всяких усилий. В мелком прудике то и дело будете вставать на дно. Поэтому для начала приучите себя все время активно двигаться в воде. Мышечные клетки «умеют» сжигать жир при частоте сердечных сокращений 130–160 ударов в минуту.

Доведя пульс до такой частоты, можно за час сжечь от 600 до 1300 ккал. Точная цифра зависит от выбранного стиля плавания, скорости и... вашего веса! Чем больше у вас мышц, тем больше энергии вы израсходуете.

Плаваем стильно

Если в реке и море все равны, то посетители бассейнов часто делятся на фракции по половому признаку: мужчины обычно предпочитают , а женщины – аквааэробику . Плавание – более силовой вид спорта, и чтобы качественно освоить различные стили, придется серьезно заниматься с тренером, который уж точно не даст расслабиться. Аэробика веселее, проводится под музыку с самым разным оборудованием – от гантелей и надувных палок до велосипедов и боксерских перчаток. И в группе всегда есть возможность схалтурить. Кроме того, для таких занятий вообще не обязательно уметь плавать!

Но для наших похудательных целей придется не просто плавать, а еще и обязательно чередовать стили и интенсивность – именно это необходимо, чтобы держать мышцы в жиросжигающем режиме. Самый интенсивный стиль – баттерфляй (дельфин), он же самый сложный и тяжелый. Если подготовка позволяет, плавайте им 5–6 минут и переходите на любой другой стиль, чтобы пульс опустился до 130–140 ударов. Кроль – оптимальный по энергозатратам и технике движения стиль. Стараемся плавать им 20–30 минут за тренировку. Если тяжело – чередуйте стили: 5 минут – кролем, 5 минут – брассом или на спине и опять сначала. Брассом вполне можно потрудиться с полной отдачей, но для этого надо научиться правильно работать руками и ногами. Это технически сложный стиль, и без тренера его не освоить.

Чтобы похудеть, нельзя просто плыть по течению (в прямом и переносном смысле), а нужно продумать собственный жиросжигающий план купания.

Разборки с градусами

Еще одна ошибка худеющих – не учитывать температуру воды. Вода всегда холоднее, чем наше тело, и плотнее, чем воздух. Поэтому в воде мы остываем примерно в 20 раз быстрее, чем на суше. Кажется, для похудения то, что надо: ведь на сохранение положенных 36,6° тела мы потратим кучу калорий, и в первую очередь жировых! С одной стороны, да. Но есть и другая тенденция: вода с температурой ниже 24° стимулирует человеческий организм накапливать подкожный жир, поскольку он – хорошая термоизоляция от холода снаружи. То же самое происходит у тюленей и моржей, живущих в северных морях. А много вы видели стройных тюленей? Плавание – вид тренировки, который предполагает наличие подкожного жира, иначе пловец будет замерзать даже в горячем Красном море.

В бассейне риск «нарваться» на воду холоднее 26–28° невелик. А вот в открытом водоеме нужную температуру встретишь разве что на морском курорте... Если вы с удовольствием купаетесь в прудах и озерах средней полосы -прекрасно, но учтите, что даже в июльскую жару они не всегда «дотягивают» до 24°. И жир начинает откладываться с того момента, как только вы почувствуете, что замерзаете в воде. Если движения активные и охлаждения не происходит, то и в холодной воде баланс будет сдвинут в сторону сжигания, а не накопления жиров. Итак, попал в холодную воду – работай (то есть плавай) как можно активнее!

На морском берегу

Плавать в море, конечно, легче, ведь плотная соленая вода сама держит на поверхности. Но легко – не обязательно неэффективно: если вам кажется, что нагрузка меньше, чем в бассейне, просто плывите быстрее, нагрузка и увеличится. Зато морская вода – естественный раствор всяких полезных солей и минералов, в частности, магния, йода, калия и кальция. И «бассейновой» хлорки нет! Концентрированный раствор природных солей естественным образом массирует ваше тело. Причем чем быстрее вы в нем движетесь – тем сильнее. Он не хуже рук массажиста «разбивает» целлюлит, улучшает кровообращение, выводит лишнюю жидкость, стимулирует обменные процессы в организме. Некоторые косметологи считают, что активное плавание в морской воде приравнивается к сеансу профессионального массажа.

Еще один прекрасный способ заставить море работать против вашего жира – совместить воду и... игру. Особенно подходит тем, кто уже утомился плавать, не любит однообразия или просто боится глубокой воды. Возьмите мяч и поиграйте в футбол, стоя по щиколотку или по колено в воде. Или зайдите по грудь и устройте партию в волейбол или водное поло. Можно обойтись и без мяча – погрузитесь по пояс и организуйте игру в «салочки», только чур не плыть. И самый простой вариант – ходьба вдоль берега по колено в воде. Но обязательно примите меры, чтобы не обгореть и не получить солнечный удар. Какой бы способ вы ни выбрали, потратьте на него не меньше получаса, и, если не будете лениться, нагрузка получится самая, что ни на есть, жиросжигающая!

И снова про еду

Если наплавать или напрыгать в воде на 800 ккал, а потом быстренько наесть на 1000, увы, о похудении можно забыть. Часто именно этим и оканчиваются самостоятельные заплывы. Поэтому обращайте внимание на то, что и сколько едите, особенно если оказались у шведского стола в гостеприимном отеле. Имеет смысл постараться получить хотя бы на 200 ккал меньше, чем израсходовали. После тренировки ничего сладкого, мучного или очень жирного, только овощи, нежирное мясо, рыба, молочные продукты. Если чувствуете, что не можете прийти в себя без «дозы» углеводов – восполните их с помощью фиников, изюма, кураги.

Подвижные игры и упражнения в воде

"ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВОДОЙ"

"ВОЛНЫ НА МОРЕ"

Описание игры.

Дети, стоя у бортика на расстоянии вытянутых рук, отводят руки, лежащие на поверхности воды, вправо (влево), ладонями по направлению движения рук. Выполняют повороты туловища и одновременно гребки руками то в одну, то в другую сторону. Побеждает тот, у кого волны получаются самыми большими.

«КАПИТАНЫ»

Описание игры.

Дети (с плавательными досками в руках) изображают капитанов кораблей. Выбирают маршрут движения, озвучивают свое продвижение вперед, потом опускают лицо в воду, губами изображая "мотор".

"КАРАСИ И КАРПЫ"

Описание игры.

Играющие делятся на две команды и располагаются посередине бассейна спиной друг к другу на расстоянии м. При выкрикивании названия одной команды игроки другой убегают в "домики" к противоположным стенкам бассейна. Побеждает та команда, которая запятнает большее количество игроков другой команды.

"МОРСКОЙ БОЙ"

Описание игры.

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу. По команде начинают брызгаться водой. Проигрывают игроки той команды, в которой большее количество играющих повернется к брызгам спиной.

"ПОЕЗД В ТОННЕЛЕ"

Описание игры.

Игроки выстраиваются в две колонны и образуют два "поезда" (каждый кладет руки на пояс стоящего впереди). Две пары становятся лицом друг к другу и, взявшись за руки и опустив их в воду, образуют два "тоннеля". Чтобы "поезд" прошел через "тоннель", дети, изображающие поезд, поочередно подныривают. Когда "поезд" пройдет "тоннель", дети меняются ролями. Выигрывает "поезд", который быстрее пройдет через свой "тоннель".

"ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ПОГРУЖЕНИЮ И ВСПЛЫТИЮ"

«ЦИРКАЧИ»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. Играющие выполняют наклон вперед, ставят руки на дно, стараясь сделать стойку на руках, - «как в цирке». Игру можно усложнить, выполняя заныривания в плавающий круг и далее стойку на руках (глубина - на уровне пояса).

Методические указания. В том случае, если игра командная, победитель определяется по количеству правильно выполненных стоек на руках в установленное время. В других случаях предпочтение отдается тому участнику, который дольше простоит на руках (при условии, что глубина для всех одинаковая).

«РЫБАКИ И РЫБКИ»

Задача - освоение погружений с головой, развитие ориентировки в воде

Описание игры. Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной.

Методические указания. Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.

«ПЯТНАШКИ»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду с головой.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-этибо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.

Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.

«СПРЯЧЬСЯ В ВОДУ»

Задача

Описание игры. Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания.

«ХОРОВОД»

Задача - совершенствование погружений и освоение выхода в воду.

Описание игры. Взявшись за руки, играющие образуют круг. По сигналу начинается движение по кругу в указанном направлении, сопровождаемое речитативом: «Хоровод все идет, все идет, все идет, да и скоро он придет, он придет, он придет!» Закончив речитатив, дети останавливаются, отпускают руки и приседают, погружаясь в воду с головой и выполняя при этом активный выдох; затем поднимаются, снова берутся за руки и возобновляют движение по кругу.

Методические указания. После каждого речитатива меняется направление движения. До остановки «хоровода» нельзя «разрывать» круг, отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад.

«ГУДОК»

Задача

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», - «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).

Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.

«СЯДЬ НА ДНО»

Задача - обучение погружениям и выдоху в воду.

Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально - важно, чтобы положение «Сижу на дне» было хотя бы обозначено.

Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.

«СПРЯЧЬСЯ В ВОДУ»

Задача - совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.

Описание игры . Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется- от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры - выполнять погружения с выдохом в воду.

«НАСОС»

Задача - обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.

Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.

"ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ"

"КТО БЫСТРЕЕ?"

Описание игры.

По сигналу инструктора дети бегут по дну бассейна, помогая себе руками, до финишной черты.

"БУРЯ В МОРЕ"

Описание игры.

Участники игры встают вдоль бортика в колонну по одному. По команде "Буря!" разбегаются в разные стороны (убегая от волн), а по команде "Штиль!" возвращаются на исходную позицию.

"НАСОС"

Описание игры.

Играющие берутся за руки, встают друг против друга, по сигналу начинают поочередно приседать, погружаясь с головой в воду и делая там выдох.

«УТКИ-НЫРКИ»

Задача - освоение безопорного положения в воде.

Описание игры. Дети произвольно располагаются в бассейне и по сигналу стараются «ухватиться за дно», приподняв при этом ноги, - показать «хвостик», как это делает утка, ныряя за кормом. Побеждает тот, кто в установленное время покажет «хвостик» большее

"КАЧЕЛИ"

Описание игры.

Дети встают парами спиной к спине, захватывают друг друга согнутыми в локте руками. Сделав глубокий вдох, поочередно наклоняются вперед, стараясь коснуться лицом поверхности воды.

"КУВЫРОК"

Описание игры.

Участники игры выстраиваются в две колонны (глубина воды по пояс). Каждая получает надувной мяч. По сигналу первый в колонне делает шаг вперед, выполняет кувырок через мяч, встает и передает мяч следующему участнику.

"ПОДВОДНАЯ ЭСТАФЕТА"

Описание игры.

Дети выстраиваются в две колонны, первый в колонне передает мяч под водой второму игроку и т.д. Выигрывает команда, которая быстрее передаст мяч последнему игроку.

"ФОНТАН"

Описание игры.

Играющие выстраиваются в шеренгу (глубина бассейна по колено). Принимают положение - упор лежа на груди. По команде выполняют движения ногами вверх-вниз, регулируя темп и амплитуду движений.

«ЗВЕЗДОЧКА»

Задача - изучение и совершенствование безопорного горизонтального положения, изучение движений руками и ногами.

Описание игры.

Играющие располагаются произвольно, но не мешая друг другу, и по сигналу принимают безопорное горизонтальное положение на груди, руки и ноги разведены. По повторному сигналу (свисток, барабанная дробь и пр.) выполняют сведения и разведения рук и ног (прекращение движения произвольное). Движения можно выполнять одновременно руками и ногами, а также попеременно. Эта игра вариативна.

    Вариант 1. Во время движений ногами стопы находятся в положении «на себя» и в сторону - «Клюшка».

    Вариант 2. «Звездочка на спине». Перевороты из положения на груди в положение на спине и обратно с фиксацией положения на спине; то же можно выполнять многократно, соединив руки и ноги и вытянувшись.

Методические указания.

При выполнении движений руками удерживать ладони в наклонном положении (см. рис. 8) и менять положение стоп: при разведении - стопы «на себя», при сведении - захлестывающее движение.

«ЦАПЛИ»

Задача - освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.

Методические указания.

Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное - в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.

«КУЗНЕЧИКИ»

Задача

Описание игры.

Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.

Методические указания.

Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.

«МОСТИК»

Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.

Описание игры.

Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх - «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3-4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.

Методические указания.

Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.

«ОТТОЛКНИСЬ ПЯТКАМИ»

Задача - освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Описание игры.

Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, - «Кто выше?».

Методические указания.

До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног-«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.

«КРОКОДИЛЫ НА ОХОТЕ»

Задача - освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».

Методические указания.

Глубина воды - не более 40-50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

«УДЕРЖИСЬ!»

Задачи - сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры.

В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.

Игра имеет несколько вариантов.

    Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.

    Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.

    Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.

    Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.

    Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.

Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).

"ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДЫХАНИЮ"

«ПЛЫВИ, ИГРУШКА!»

Задача - обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Методические указания.

Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно - в зависимости от ее формы.

«РЕЗВЫЙ МЯЧИК»

Задача игры:

способствовать овладению продолжительным постепенным выдохом.

Описание игры.

Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга.Каждый имеет мячик или теннисный шарик. Приняв положение упора лёжа спереди, дети кладут его на поверхность воды на линии рта.Делая выдох, дуют на мяч, стараясь отогнать его как можно дальше от себя. За тем идут за мячом по дну на руках, делая неоднократный вдох и выдох. По команде педагога все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех,- это самый «резвый мячик». Игра продолжается.

Методические указания.

Сперва можно игру проводить без продвижения на руках вперёд за мячом. В таком случае всякий раз выполняется только один выдох. Игра может быть проведена на глубоком месте (вода по грудь). Тогда играющие продвигаются за мячом, идя по дну.

Педагог следит за тем, чтобы дети выполняли постепенный выдох.

«КАЧЕЛИ»

Задача игры:

способствовать овладению выдохом в воду.

Описание игры.

Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу.По очереди приседая, они погружаются в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый играющий делает 3-4 выдоха в воду.

Методические указания.

Играющие пары располагаются боком к преподавателю.

"ИГРЫ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

«АКРОБАТЫ»

Задача

Описание игры.

Дети выполняют кувырки - сальто вперед или назад в группировке - «комок». Побеждает тот, кто выполнит большее число кувырков согласно заданию в установленное время.

Методические указания.

Глубина воды должна быть выше уровня пояса. Положение группировки предварительно изучается на суше и на мелководье. Выполнять кувырки можно только от стенки бассейна.

«МЯЧ НА ВОДЕ»

Задача - развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры.

Играющие делятся на две команды с равным числом участников и становятся в две шеренги напротив друг друга (на расстоянии 1 м). Педагог подбрасывает между шеренгами мяч. Играющие стремятся овладеть мячом и доставить его в заранее условленную зону.

Методические указания.

Бросать мяч в зону соперников разрешается не ближе установленной отметки. Отнимать мяч можно произвольно, но не разрешается умышленно притапливать друг друга.

«ВИНТ»

Задача - освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Во время скольжения выполнять повороты на бок, переворот на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные перевороты. Побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит дальше всех.

Методические указания.

Победителя определяет педагог. Во время переворотов руки и ноги не разводить.

«БУКСИР»

Задача - освоение безопорного горизонтального положения.

Описание игры.

Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед - «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».

Методические указания.

«Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.

«ТОЛКАЧ»

Задача

Описание игры.

То же, что в предыдущей игре, но держа своего партнера за ноги. (На первом этапе обучения выполняется с доской в руках.)

«ВОДОЛАЗЫ»

Задача - освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Может быть командной и некомандной. В первом случае играющие делятся на две команды с равным числом участников. Предварительно на дне разбрасывают разноцветные камешки или другие мелкие, но хорошо заметные предметы. По сигналу дети ныряют и достают эти предметы со дна. Побеждает та команда, участники которой в установленное время достали больше камешков. Игру можно усложнить, разбрасывая на дне пластмассовые тарелочки, буквы, цифры, плоские предметы, которые труднее ухватить.

Методические указания.

Во время ныряний нельзя мешать друг другу, отнимать предметы, приталкивать друг друга. Педагогу следует внимательно следить за действиями играющих. Очень интересен вариант индивидуальной игры. В этом случае играющие дети располагаются спиной к воде и по команде каждый должен найти «свою» игрушку. Следует учитывать подготовленность детей: во-первых, каждый должен заранее знать «свою» игрушку, во-вторых, более подготовленные дети достают со дна плоские предметы, менее подготовленные - кубики, камешки и т. п.

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Задача - освоение безопорного горизонтального положения

Описание игры.

Держа в руках игрушку или плавательную доску, ребенок плывет кролем до противоположной стенки бассейна.

«ДЕЛЬФИНЫ»

Задача - освоение безопорного положения и движений ногами дельфином.

Описание игры.

По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем как «дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Игра может иметь несколько вариантов.

Методические указания.

Если играющий останавливается, не доплыв до установленной отметки, он вновь принимает положение пловца на старте, выпрыгивает и продолжает движение. По мере освоения движений победителем целесообразно объявлять того, кто не сделает ни одной остановки и первым доплывет до финиша.

« БАЙДАРКА »

Задача - освоение безопорного положения

Описание игры.

Две команды стоят друг против друга. Капитаны садятся в надувные круги и, выполняя гребковые движения руками, переправляются к команде, стоящей напротив. Кто быстрее?

«НЫРЯЛЬЩИКИ»

Задача - изучение безопорного положения, развитие ориентировки.

Описание игры.

Может иметь несколько вариантов. Например, играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждый играющий одной команды удерживает в руке обруч (рис. 66), а игроки другой команды стараются как можно быстрее (друг за другом) нырнуть в каждый обруч. Время окончания игры определяется по секундомеру. Можно разделить детей на четыре команды, когда каждый играющий удерживает обруч согласно условиям игры. Побеждает команда первой достигшая финиша. Для выявления абсолютного победителя на очередном этапе соревнуются команды - победительницы первого этапа.

Методические указания.

Целесообразно усложнять игру, например уменьшать диаметр обруча, изменять его положение, применять различные расстановки играющих и т. д.; дети должны заранее знать обо всех изменениях и усложнениях. При комплектовании команд нужно учитывать степень освоения изучаемого материала.

«ПОДНЫРНИ»

Задача - освоение безопорного положения и развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Играющие образуют круг, в середине которого плавает надутый резиновый круг. Нужно поднырнуть под него так, чтобы он оказался на голове. Побеждает тот, кто сделает это с первой попытки.

Методические указания.

Расстояние до круга постепенно увеличивается, что регламентируется подготовленностью детей и размерами бассейна. Если среди играющих окажутся такие, которые подныривают под круг с первой попытки, то можно сразу увеличивать расстояние или проводить игру с такими детьми отдельно.

«АЗБУКА», «СЧЕТ»

Описание игры.

Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Методические указания.

Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и числа вначале должны быть несложными - «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы достать их со дна, нужно обязательно уметь нырять, - это непременное условие игры. По мере освоения этого материала время составления слова или числа ограничивается, что приучает ребят быстро читать и считать.

«ТОРПЕДЫ»

Задача - освоение и совершенствование скольжений.

Описание игры.

По сигналу играющие принимают исходное положение и выполняют скольжение на груди (несколько человек одновременно). Побеждает тот, кто дальше всех проскользит, как «торпеда». В зависимости от условий игра может быть командной и некомандной.

Методические указания.

Определять победителя могут сами дети, отмечая расстояние, которое проскользят их товарищи. По мере изучения скольжений можно выполнять один гребок одновременно обеими руками и далее скользить до полной остановки (или до отметки), прижав руки к туловищу. Можно учитывать также прямолинейность скольжения. Во время скольжения нельзя мешать друг другу, переворачиваться на спину или на бок, выполнять движения, не оговоренные условиями игры.

«ЛЯГУШКИ-КВАКУШКИ»

Задача - совершенствование безопорного положения, проверка склонностей к симметричной работе ногами.

Описание игры.

Дети принимают положение пловца на старте и по команде выполняют скольжение на груди с последующими движениями ногами (можно выполнять и движения руками) - «как лягушки», «как брассисты».

Методические указания.

Предварительно нужно показать детям фотографии пловца-брассиста - в этом случае игру целесообразнее назвать «Мы - брассисты»; если же иллюстративный материал отсутствует, следует объяснить, как плавает лягушка, и предложить ребятам воспроизвести ее движения. Игра может иметь несколько вариантов.

Мне тоже было видение, наконец сказал он.

Как только я нападу на ""нее, прыгайте и бегите.

Он рванул мою рубашку и разрезал ее сверху " "донизу.

Он заметил, что ""усталость растворяет слабую боль.

Радуйтесь, что вы не занимаетесь ""продажей билетов.

Это довольно-таки коварный способ, ""разработанный мной самим.

Я ее окликнул и остановился за аэропортовским автобусом, жестом приглашая ее в машину.

У меня его поведение вызвало легкое беспокойство, поскольку я не имел никакого официального разрешения заниматься тем, чем занимался.

С Натаном и Глорией Мусвассер они встретились в пригородном доме под Вашингтоном.

Через месяц после того, как Фелисия Шеридан отплыла " "в Америку, мы вновь оказываемся в доме мистера Кули Парадена на Лонг-Айленде, в мансарде, выходящей окнами на залитый солнцем сад.

крикнул Стил, колотя по приборной доске.

А ведь через мгновение уже должны дать старт.

С вас одна тысяча триста пятьдесят шесть долларов.

Потом Римо уже просто удерживал ее некоторое время на гребне наступающего прилива.

Остальные посетители бара на мгновение притихли, а потом разразились резким хриплым " "смехом.

Я как-то проезжал на трамвае мимо, и " "его вывеска мне бросилась в глаза.

Если эта служба строилась десятилетиями, если диктатура не жалела на нее ни средств, ни людей, если давала ей " "волю и бережно отгораживала от официальных законов, то пусть диктатура сдохнет сыск останется жить!

Да восславится имя твое в веках!

Да, я твердо убежден, что катастрофа в Байонне, равно как и угон самолета, есть результат преследования " "за религиозные убеждения.

Просто сдвинься немного вправо.

При этих словах полковник Дитко встрепенулся, стул под ним заскрипел.

Я " "намерен снять рождественский фильм.

Каждый работник должен понять, что под угрозой сокращения находится и его должность.

А я пока схожу за своей кобылой.

Это рваными рывками " "пытался остановиться фургон, но его с " "і методика аудиту"силой развернуло, "



mob_info