Как избавиться от второго побородка в домашних условиях. Валеологические методы и средства на уроках специальности в музыкальных школах

С возрастом без физической нагрузки слабеет не только наше тело – становятся слабыми даже мышцы лица.

Отсюда и берутся проблемы вроде второго подбородка – угрожающего признака приближающейся старости. Чтобы не допустить его появления или стереть с лица, нужно поддерживать лицевые мышцы в тонус, выполняя специальные упражнения. Задумались, как убрать второй подбородок? Упражнения вам в помощь!

Чтобы получить реальный результат, мы предлагаем регулярно повторять следующие упражнения от второго подбородка:

Упражнения для формирования красивой шеи и подбородка:

Упражнение «Разминка»

Разминка. Помогает «размять» и настроить на работу нужные мышцы. Это упражнение сводится к движению нижней челюстью – сначала вперед и назад, а затем влево и вправо. Движения выполняются очень медленно, плавно, без рывков, не менее восьми, а лучше – десяти, раз.

Упражнение «Совок»

Совок. Расслабьте углы рта и накройте нижней губой зубы на нижней челюсти. Представьте, что нижняя челюсть – это совковая лопата, которой вам нужно собрать мусор. Наклоняйте голову вниз, когда «зачерпываете» мусор лопатой, и закрывайте рот, когда поднимаете голову – чтобы удержать мусор. Повторяйте эти движения от пяти до семи раз за один подход.

Упражнение «Тяга к носу»

Тяга к носу. Позволяет укрепить подъязычную мышцу, которая также повинна в появлении второго подбородка. Вытяните язык далеко вперед – настолько, насколько сможете, и поднимайте его вверх, пытаясь дотронуться до кончика носа. Губы при этом удерживайте расслабленными. Повторяйте примерно пять раз.

Упражнение «Идеальный овал»

Идеальный овал. Это упражнение – настоящий секрет идеального овала лица, оно убирает обвислые щеки и возвращает молодой взгляд. А выполняется очень просто: поверните голову в сторону и вытяните нижнюю челюсть максимально вперед так, чтобы почувствовать напряжение косых мышц шеи. Затем сделайте это движение в противоположном направлении. Повторяйте от пяти до семи раз, чтобы закрепить эффект.

Упражнение «Поцелуй жирафа»

Поцелуй жирафа. Чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно представить, что вам предстоит поцеловать того, кто отличается особенно высоким ростом – например, жирафа. Для этого поднимите лицо вверх и внимательно посмотрите на потолок. Затем подтяните нижнюю челюсть вперед и сожмите губы так, будто готовитесь к поцелую. Если все сделано правильно, то в мышцах шеи появится ощутимое напряжение. Сохраняйте его на протяжении пяти – восьми секунд, затем расслабьтесь. Повторите пять раз.

Упражнение «Сопротивление»

Сопротивление. Популярное упражнение для коррекции овала лица. Подставьте под нижнюю челюсть (прямо напротив подбородка) сжатые в кулаки кисти рук. Двигая челюсть, давите кулаками в противоположном направлении, и напрягайте мышцы шеи, чтобы преодолеть это сопротивление. Постепенно наращивайте силу давления и сопротивления, а на максимуме задержитесь примерно на три секунды. Затем расслабьтесь и повторите упражнение от пяти до семи раз.

Упражнение «Голливудская улыбка»

Голливудская улыбка. Закройте рот и плотно сомкните зубы. Теперь постарайтесь растянуть уголки рта в стороны, надавливая при этом кончиком языка на твердое небо. Постепенно наращивайте силу этого давления, создавая напряжение в мышцах подбородка. При появлении напряжения, удерживайте его около пяти секунд, а затем расслабьтесь на три секунды. Повторите примерно пять – восемь раз.

Упражнение «Пухлые щечки»

Пухлые щечки. Наполните легкие воздухом, затем закройте рот и выдохните воздух в щеки, хорошо надув их. Ладонями давите на щеки с внешней стороны, старясь не выпускать воздух и создавая напряжение в лицевых мышцах. Удерживайте это напряжение от трех до пяти секунд, затем выпустите воздух и расслабьтесь. Выполните пять – шесть повторов.

Как убрать второй подбородок видео:

Очень удобно, что можно делать такие упражнения от второго подбородка в домашних условиях, без помощи косметолога или массажиста. Проявив настойчивость и упорство, вы сможете сэкономить массу средств на косметологических процедурах, но при этом выглядеть не хуже постоянных посетительниц салонов!

Упражнения от второго подбородка отзывы:

Как стала заниматься подбородком скинула лет 10) (Соня)

Евгения Пяташова
Открытое занятие для педагогов ДОУ «Расслабляемся, играя» (средний дошкольный возраст)

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАССЛАБЛЯЕМСЯ , ИГРАЯ »

(СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ )

Цель занятия : обучение мышечной релаксации.

Актуальность занятия :

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление ) – глубокое мышечное расслабление , сопровождающееся снятием психического напряжения.

Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста , конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи , неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе.

Упражнения на релаксацию плодотворно влияют на детей с разными особенностями :

Гиперактивным детям трудно управлять своим поведением, они плохо владеют своим, недостаточно его ощущают. Релаксационные паузы способствуют развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствительность своего тела.

Детям, склонным к агрессивному поведению характерны мышечные зажимы в области лица, кистей рук. Релаксационные паузы, позволяют снимать тонус мышц.

Застенчивым детям, так же рекомендованы релаксационные упражнения, так как эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявлять, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания и т. п.) .

Кроме того, релаксационные паузы хорошо использовать в подготовительной группе, для восстановления работоспособности при подготовке к школе, а также для эмоционального развития. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Оборудование : ширма, мягкие игрушки (слон, лягушка, жираф, сова) тряпичная кукла, мелодия «Гавот» из «Классической» симфонии С. Прокофьева, мелодию «Совушка-сова» К. Дискина, мелодия «Лето. Времена года» , ноутбук, колонки

Структура занятия :

1. Вводная часть (5-10 мин) .

На этом этапе важно настроить детей на занятия . Предлагаются задания на установление контакта между детьми, способствующие созданию благоприятной рабочей атмосферы.

2. Основной этап (10-15 мин.)

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления , снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела , кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп) . Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок . Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей. Обучение релаксации по контрасту с напряжением.

3. Заключительный этап (восстанавливающий) (5мин.) .

Ход занятия:

1. Игра «Все, у кого»

Цель игры : формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Дети садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.

Примеры :

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по животику все, кто съел весь завтрак.

Пусть улыбнуться все, у кого есть сестра или брат.

Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.

В конце игры делается вывод о том, что у ребят много общего - такого, о чем они не знали раньше.

Ведущий объявляет, что в детский сад пришли гости (находятся за ширмой) .

Они очень хотят поиграть с ребятами .

Но сначала необходимо отгадать загадки про гостей :

Это что за великан

Держит в хоботе фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю! (Слон)

Слон «показывает» детям упражнение «Хоботок»

2. Упражнение «Хоботок» (расслабление мышц лица )

Вытяните губы хоботком. (Показать, как надо вытянуть губы.) напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряжёнными. (Показать спокойное положение губ : рот слегка приоткрыт , губы расслаблены .) слушайте и делайте, как я.

Подражаю я слону :

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены… (2-3 раза.)

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт,но не птица-

Вот такая небылица.

Прыг да шлеп по дорожке

Голова четыре ножки.

Распевала голова

Очень громко : ква-ква-ква.

Лягушка «показывает» детям упражнение «Лягушка»

3. Упражнение «Лягушки» (расслабление мышц лица )

Внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и» , обратить внимание на напряжение и расслабление губ .) А теперь слушайте и делайте, как я.

Мы весёлые лягушки

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну - перестану!

Губы не напряжены

И расслаблены (2-3 раза.)

Следующая загадка – про жирафа :

Это кто с длиннющей шеей

Здесь под солнцем рожки греет?

У него спокойный нрав,

Сверху вниз глядит (Жираф!

Жираф «показывает» детям упражнение «Жираф»

4. Упражнение «Жираф» (расслабление мышц шеи )

Для этого нужно постараться вытянуть как можно длиннее шею и не спеша пройти перед всеми из начала шеренги в ее конец с гордо поднятой головой. Дети по очереди изображают жирафа. Повторить 2-3 раза.

При выполнении упражнения можно использовать «Гавот» из «Классической» симфонии С. Прокофьева.

Теперь – загадка про сову :

Угадай, какой же птице

Ночью темною не спится?

Не укроет мышь трава,

Ведь за ней летит. (сова) .

Сова «показывает» детям упражнение «Сова»

5. Упражнение «Сова» (расслабление мышц шеи )

Дети стоят полукругом перед педагогом , изображают сов, выполняя действия по тексту потешки. Педагог говорит :

Совушка-сова – большая голова

На суку сидела, головой вертела,

То направо, (дети до отказа поворачивают голову направо – мышцы шеи напрягаются)

То налево, (дети до отказа поворачивают голову налево – мышцы шеи напрягаются)

Ничего не разглядела. (шея расслаблена , голова слегка качается из стороны в сторону, как при жесте «нет, нет» ) (2-3 раза)

При выполнении упражнения можно использовать мелодию «Совушка-сова» К. Дискина.

6. Динамическая пауза «Совушка»

Цель : развитие слухового внимания, формирование навыклв произвольного поведения и самоконтроля.

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле» ) сидит или стоит «Сова» . Воспитатель говорит : «День наступает – все оживает» . Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.

Неожиданно произносит : «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает» . Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло» . Через некоторое время игра останавливается , и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова» , которая забрала себе большее число играющих .

При выполнении данного упражнения может использоваться веселая музыка.

Ведущий благодарит гостей и предлагает поиграть в игру «Кулачки»

7. Упражнение «Кулачки» (расслабление мышц рук )

Руки лежат на коленях. Сожмите пальцы в кулачок покрепче, сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! (3 раза) .

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленные кисти (2-3 раза)

Ведущий продолжает «А теперь, когда наши ручки стали сильными, попробуем поднять штангу»

8. Упражнение «Штанга» (расслабление мышц рук )

Дети сидят на стульях.

Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два! (напряжение)

Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,

Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим (расслабление ) (2-3 раза)

Появляется новый персонаж – тряпичная кукла. Она сидит на ширме, поворачиваясь влево-вправо, наклоняет корпус вниз.

Ведущий предлагает отгадать, кто же это такой. Затем предлагает изобразить данного героя.

9. Упражнение "Шалтай-болтай" (расслабление всего организма )

Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз"

10. Заключительное упражнение «Слушай музыку»

Звучит мелодия «Лето. Времена года» . Детям предлагается послушать звуки, попытаться определить их природу.

Список литературы :

1. Яковлева Н. Г. "Психологическая помощь дошкольнику ".

2. Н. Л. Кряжева "Развитие эмоционального мира детей"

3. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения » №7, 2008г

4. М. И. Чистякова «Психогимнастика»

Одного ухода за кожей шеи недостаточно. Нужно еще обязательно по утрам делать специальные упражнения...

Одного ухода за кожей шеи недостаточно. Нужно еще обязательно по утрам делать специальные упражнения, благодаря которым кожа шеи сохранится в хорошем состоянии и укрепится подбородочная область, что будет препятствовать образованию второго подбородка.

Такие упражнения для красивой шеи я вам сегодня и хочу предложить.

Вредные привычки, приводящие к старению шеи

Сначала хочу заметить, что даже правильный уход за кожей и упражнения для шеи не принесут пользы, если у женщины есть вредные привычки и она совершает неправильные действия и положения, которые приводят к появлению морщин, складок, двойному подбородку и как следствие - женщина выглядит старше своих лет.

Какие же это привычки?

  • Торопливые движения головой, ненужные наклоны и опускание головы, при которых происходит постоянное сокращение шейных мускулов.
  • Неправильная согнутая поза во время работы.
  • Опущенная на грудь голова во время чтения, вязания, просмотра телевизора и во время ходьбы.
  • Чтение лежа и неправильное положение головы во время сна.

Вам это знакомо?

Посмотрите на японок, они с детства привыкли спать на валике, лишь поддерживающем шейные позвонки.

Спать на высоких подушках недопустимо, а лучше спать вообще без подушки, так шея останется надолго гладкой и ровной.

Особое внимание нужно уделять осанке и положению головы, научиться держать голову правильно.

Не смотрите под ноги при ходьбе. Это важно не только с эстетической стороны.

При наклоне вперед затрудняется дыхание, мышцы шеи ослабевают, становятся дряблыми, кожа обвисает и образуются морщины.

Осанка должна быть такой: расправьте плечи, грудь вперед, взгляд сверху вниз. Держа голову прямо, нужно слегка вытянуть шею, приподняв подбородок. При таком правильном положении головы женщина всегда выглядит моложе и привлекательней, уверенней в себе.

Если соблюдать все эти несложные правила, то со временем голова сама будет принимать нужное положение, а мышцы шеи укрепятся.

Теперь перейдем и к упражнениям для красивой шеи.

Упражнения для красивой шеи и подбородка

Упражнения для красивой шеи нужно выполнять ежедневно, желательно по утрам.

Повторять каждое упражнение нужно 2-3 раза для начала, а затем увеличить количество повторов.

Упражнение 1.

Откидываем голову назад, при этом нижней губой перекрываем верхнюю, считаем до 5, опускаем голову вниз, расслабляем нижнюю челюсть.

Упражнение 2.

Тыльной стороной ладони прикасаемся к подбородку, открывая рот и высунув язык как можно дальше вперед, считаем до 6, закрываем рот, опускаем голову.

Это упражнение прекрасно укрепляет мышцы подбородочной области.

Упражнение 3.

Положите ладони рук друг на друга и под подбородок, с небольшим усилием давим на подбородок, напрягая мышцы, считаем до 6 и затем опускаем голову.

Упражнение 4.

Круговые вращения головой: опускаем голову влево на плечо и перекатываем ее назад, вправо, на грудь, не торопясь и немного задерживаясь в каждом положении. Повторить в обратном направлении.

Упражнение 5.

Это упражнение называют «жираф». Его можно выполнять не только утром, а сколько угодно раз в течение дня. Когда за компьютером работаем, полезно отрываться и делать хотя бы это упражнение, а лучше небольшую гимнастику для шеи, рук и глаз.

Руки кладем на плечи и нажимаем на них, при этом сильно вытягиваем верх шею. На вдохе считаем до 10 и расслабляем шею.

Мне очень нравится выполнять его, когда сидишь за компьютером долго. Напрягаются и распрямляются не только мышцы шеи, но и спины, и плеч.

Упражнение 6.

Это упражнение похоже на упражнение 3. Но здесь руками нужно опереться о стол, сложить их друг на друга и под подбородок. С усилием при сопротивлении головы стараемся поднять подбородок вверх. Затем нажимаем подбородком вниз, сопротивляясь руками.

Такие несложные упражнения для красивой шеи эффективны для укрепления мышц шеи, помогают против образования морщин и подтягивают кожу шеи.

Не забывайте их выполнять, это несложно и времени занимает всего несколько минуток. опубликовано

Быстро и эффективно

Это упражнение обеспечивает быстрый подтягивающий эффект, но имеет некоторые противопоказания. Если накануне ответственной даты или праздника вам нужно срочно привести себя в форму, приступайте к этому упражнению с надеждой на успех.

Лягте на спину, голова должна быть на весу. Приподнимите её и посмотрите на свои стопы. Повторите упражнение 15-20 раз. Такая гимнастика позволит значительно улучшить линию шеи и подбородка. Однако если вы страдаете сосудистыми заболеваниями или жалуетесь на позвоночник, то упражнение может вызвать дискомфортные ощущения. В таком случае выполнять его не следует, обратитесь к другим вариантам борьбы со вторым подбородком.

Терпение и время

Упражнение дает хорошие результаты, но требует больше времени и терпения. Вы сидите перед зеркалом, ваши локти должны опираться на стол, а подбородок касаться пальцев рук. Зубы сомкните, подбородок немного выдвиньте вперед и слегка приподнимите. Легкими движениями сомкнутых пальцев похлопывайте по подбородку. Нужно сделать как минимум 30 быстрых лёгких хлопков. Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

Упражнение «жираф»

Встаньте прямо и выпрямите грудную клетку. Руки положите на края плеч и постарайтесь как можно сильнее вытянуть шею вверх, нажимая руками на плечи. Следите, чтобы плечи не поднимались вверх. Сделайте вдох, небыстро посчитайте до 10, выдохните воздух, а затем полностью расслабьте мышцы. Повторите 5 – 6 раз. Упражнение «жираф» замечательно тем, что его можно выполнять в любое время в течение дня – и на работе, и дома.

Нагружайте мышцы

Косметологи считают, что если давать мышцам ежедневную нагрузку и делать гимнастику для лица, то кожа под подбородком не будет обвисать раньше времени. Вот несложные упражнения против второго подбородка.

Снимите с лица макияж и займите исходное положение: сидя за столом, рот закрыт, мышцы лица расслаблены. Подбородок приподнимите немного вверх и выставите вперёд. Локоть правой руки поставьте на стол и положите подбородок на сжатый кулак. Нижнюю губу вытяните вверх так, чтобы закрыть верхнюю. Кончик языка поставьте на нёбо за верхними зубами и надавите, считая до пяти. На счёт «пять» надавите на нёбо сильнее и задержитесь в этом положении, считая до пяти, затем медленно расслабьте мышцы. Повторите упражнение 3 раза.

Гимнастика манекенщиц

Чтобы избавиться от своего недостатка, каждый день, по крайней мере по 5 минут, ходите по комнате с толстой книгой на голове. Следите, чтобы, как у девушек на подиуме, ваша спина была прямой, плечи расправлены, а голова гордо поднята. Это «упражнение манекенщиц» поможет не только убрать второй подбородок, но и выработать легкую красивую походку. После умывания, когда кожа слегка влажная, не забывайте тыльной частью ладоней попеременно похлопывать по проблемному месту.

Простая, но эффективная гимнастика для поддержания упругости кожи много лет назад была придумана французским косметологом Надей Пайо. Всего три чудодейственных упражнения, если их выполнять дважды в день по 10 раз, помогут сохранить кожу молодой и упругой на долгие годы.

1. Произносите звуки «у» и «и» с максимальным напряжением мышц: таким образом мышцы нижней части лица тренируются и укрепляются.

2. Надавите двумя пальцами на виски. Медленно, с усилием открывайте и закрывайте глаза – эта тренировка предназначена для верхней части лица и помогает сохранить упругость контура глаз.

3. Сядьте прямо и попытайтесь опустить подбородок, противодействуя движению двумя сжатыми кулаками, приставленными к подбородку снизу. Затем медленно отведите руки. Это упражнение тренирует мышцы шеи и устраняет второй подбородок.

На борьбу с обвисающими складками на подбородке не обязательно выделять специальное время, основные упражнения вполне удобно выполнять, что называется, на ходу. А уж у телевизора и вовсе время не стоит проводить без пользы. Регулярная работа над этой проблемной зоной заметно улучшит ваш внешний вид.

Кроме гимнастики: повязки с лимонным соком и массаж с медом

Повязки с лимонным соком . Если у вас довольно отчетливо наметился второй подбородок, время от времени накладывайте на него такую повязку. Сложенную в три-четыре слоя марлю (шириной 2 см) смочите посередине лимонным соком, и на 20 – 30 минут не слишком туго подвяжите самую крайнюю выпуклость подбородка. Сняв повязку, нанесите на шею жирный питательный крем. Через 30 – 40 минут снова подвяжите подбородок этим же бинтом, но уже смоченным холодной водой. Эту несложную процедуру рекомендуется проводить в течение месяца через день и желательно на ночь.

Массаж с медом. Регулярно делайте несложный массаж с медом. Возьмите немного меда на пальцы и помассируйте второй подбородок до покраснения. После процедуры смойте мёд тёплой водой. Такой массаж питает и увлажняет кожу, и самое главное, помогает избавиться от нежелательных обвисших складок на подбородке. Делать эту процедуру запрещается тем, у кого на мёд аллергия.

Разделы: Преподавание музыки.

В настоящее время современное художественное образование приобретает массовый характер. И в музыкальные школы, и в детские школы искусств приходят не только одарённые дети, но и дети со средними и даже слабыми музыкальными способностями, с проблемами физического и психосоматического здоровья, но желающие получить навыки музицирования.

Подавляющие большинство контингента учащихся школ составляют дети, обладающие рядом проблем:

  • Ограниченность музыкальных способностей или кажущаяся ограниченность из-за их неразвитости;
  • Нарушения психофизического и двигательно-моторного характера (плохая координация, вялость мышечного тонуса, неусидчивость и т.д.);
  • Загруженность в общеобразовательной школе, что вызывает утомление, усталость и т.д.;
  • Отсутствие должного контроля и помощи со стороны родителей в силу различного рода обстоятельств.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: “педагогика оздоровления”. В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Поэтому, подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным в деятельности каждого образовательного учреждения.

Окончив в 2004 году курсы медицинского массажа при Алтайском Государственном Медицинском Университете, у меня возникла мысль: как возможно перенести весь накопленный опыт в области восстановительной и спортивной медицины в нашу музыкально-педагогическую профессию. Порой, а даже очень часто, педагогам-специалистам музыкальных отделений приходиться на своих уроках изыскивать различные методы и подходы в работе с учащимися, чтобы снять усталость, чтобы как можно быстрее восстановить и повысить работоспособность ученика. Очень часто возникает проблема: как снять мышечное напряжение в руках, в спине, во всем теле у учащихся, чтобы они стали более внимательными и усидчивыми, а также как справиться с волнением и преодолеть стрессовую ситуацию перед концертным выступлением у детей.

Медициной подтвержден тот факт, что дети, которые были подвержены стрессам, нервным расстройствам, через какое-то время превратятся в подверженных стрессам взрослых, потому что человек переносит свой опыт из детства во взрослую жизнь. Поэтому изучение детьми методов прерывания стресса может оказать серьезное влияние на состояние их здоровья и продолжительность жизни.

Техники мышечной релаксации могут применяться для самых разных целей. Иногда они нужны просто для того, чтобы успокоиться, снять нервное возбуждение, что называется, прийти в себя, иногда, наоборот, для того, чтобы ракрепоститься, снять излишнее напряжение, “зажатость”. Бывают случаи, когда излишнее мышечное напряжение приводит к соматическим явлениям, например, часто дети, у которых болит голова, чувствуют сильное мышечное напряжение в шее и плечевом поясе. Релаксационные упражнения могут помочь им лучше себя почувствовать. В любом случае релаксация приводит к достижению некого “оптимального”, равновесного состояния.

Кроме этого техники релаксации учат детей (и не только их, но и педагогов) различать состояния напряжения и расслабления. Ведь зачастую они просто не знают, чем отличаются “зажатость” от расслабленности, то есть могут различать ощущения от напряженной мышцы и от расслабленной. Научившись распознавать эти ощущения, дети смогут с помощью упражнений самостоятельно снимать напряжения. Все техники мышечной релаксации основаны на принципе “контраста”: мышцы сначала напрягаются, а затем расслабляются.

Упражнение “Мышечная релаксация”.

Вероятно, многие даже не предполагают, как велико напряжение, которое испытывает человек. Пытаясь отдохнуть, он садится в мягкое кресло или ложится на диван. Более глубокой релаксации можно добиться, если делать это осознанно.

Очень часто дети приходят на занятия в музыкальную школу уставшие, в плохо настроении, с нежеланием учиться и т.д. Данное упражнение поможет снять усталость, раздражение, отвлечься от возбуждающих мыслей, прийти в себя, убрать напряжение и зажатость.

Делать это упражнение лучше всего вначале урок. Выполняя его вместе с учеником, педагог сам освобождается от усталости, напряжения и получает заряд бодрости.

1. Сядьте удобно на стуле. Спина опирается на спинку стула, ноги на полу, не скрещивая.
2. Сожмите руки в кулаки. Как можно сильнее напрягите мышцы. Представьте ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхните их. Испытайте чувство освобождения, релаксации.
3. Переходим к ногам. Напрягите их, включая пальцы, в “тугую тетиву”. Затем напрягите икры, колени, бедра и всю ногу. Потом расслабьтесь, потрясите ногами и пошевелите пальцами.
4. Переходим к туловищу. Напрягаемся, начиная с плеч, затем грудь и живот. Расслабьте живот, потом грудь, а затем уже и плечи. Несколько раз глубоко вдохнуть животом, пока напряжение не пропадет.
5. Напрягаем лоб. Плотно закрыть глаза. Затем открыть. Наморщить нос ненадолго. Сжать и разжать зубы. Погримасничайте, напрягая и расслабляя разные части лица.
6. Проверяем: не чувствуем ли напряжения в какой-нибудь части тела. Избавиться от него – напрягая и расслабляя мышцы.

Этот упражнение помогает учащимся управлять своей энергией. Сосредоточенность детей на своем теле успешно переносится на учебу и творчество. Мышечная релаксация, особенно вместе с дыханием, уменьшает возбудимость, напряжение. Она может изменить частоту волн мозга (из гиперактивного бета-ритма в расслабленный альфа-ритма).

Упражнение “Техника черепахи”.

Для маленьких детей, а также младших школьников, не так уверено владеющих своим телом, лучше использовать так называемую “технику черепахи”.

Для начала надо спросить у ребенка: “Что делает черепаха, когда она испугана или когда ей грустно?”. Большинство детей знает, что в такой ситуации она втягивает голову и ноги в панцирь. Незнающим нужно это подсказать, и после этого можно начинать это упражнение.

Представьте себе, что вы – черепаха. Представили? Вас что-то испугало или расстроило? Мы как черепахи, втягиваем голову в плечи и сжимаемся (собираемся) в “группировку”.

Для этого сядем, наклонившись вперед, опустим голову на грудь, поднимем руки со сжатыми кулаками и прижмем их к голове. Держим крепко-крепко, как только возможно. Мышцам должно быть почти больно. Можно подтянуть ногу к туловищу.

Потихонечку, очень медленно начинаем расслабляться: поднимем голову, опустим плечи и вытянем руки. Упражнение повторяем несколько раз (можно это упражнение делать под музыку К.Сен-Санса из цикла “Карнавал животных” Черепахи).

Упражнение “Воздушный шарик”.

Довольно часто дети перед концертным выступлением сильно волнуются, нервничают, беспокоятся. Привести их в “норму”, уменьшить тревожность поможет это упражнение. Особенно оно хорошо действует на маленьких детей. Цель этого упражнения показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Ребенок здесь научится “вдыхать” и “выдыхать”.

1. Представь, что в твоей груди находится “воздушный шарик”. Вдыхаем через нос (легкие наполняются воздухом). Шарик наполняется воздухом и делается всё больше и больше.
2. Медленно выдыхаем через рот, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
3. Делаем паузу и считаем до пяти.
4. Обращаем внимание на вдохе – задерживаем его, считая до трёх.
5. Чувствуем, что полны энергии, а всё напряжение пропало.

Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда человек глубоко дышит, то избавляется от тревожных мыслей и ощущает, что может контролировать свои мысли, а не подчиняется им.

Упражнение “лифт”.

Для детей более старших подойдёт упражнение на дыхание “лифт”. Здесь происходит совершенствование мастерства, достигнутого в “воздушном шарике” в расслаблении и регулировании нервной системы. Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд в каждом из них.

1. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
2. Снова вдохни – воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
3. Вдохни ещё раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
4. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
5. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что всё напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.

Упражнение “Жираф”.

Очень часто, когда ребенок занимается за инструментом (особенно за фортепиано), происходят мышечные зажимы в области головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Чтобы снять такое напряжение подойдет упражнение “жираф”.

1. Закройте глаза. Сделайте вдох и расслабьтесь.
2. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите это три раза. Теперь выполняйте перекат головы через грудь с одного плеча на другое.
3. Приподнимите плечи. Затем опустите их. Повторите это три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз.
4. Снова сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как удлинилась ваша шея, как она расслабилась. Представляйте себе, что шея ваша стала длинной, как у жирафа.

Применение различных техник массажа.

Общепризнанно значение массажа и самомассажа, упражнений для снятия усталости, утомления и повышения физической и умственной работоспособности. Известно, что массаж утомленных мышц снимает напряжение, вызывает чувство бодрости и легкости.

Так, на уроках специальности и на групповых уроках в музыкальных школах при разборе нового материала или чтения с листа у учащихся наблюдается потеря внимания, появляется зажатость в плечах, руках; ослабевает зрительный контроль, ребёнок начинает приглядываться, прищуриваться. В этом случае педагогу нужно переключить внимание учащегося на другой вид деятельности: для начала сделать с ним вместе небольшие растяжки (стретчинги).

1. Прежде всего, нужно встать, выйти из-за инструмента и хорошенько потянуться руками вверх. Делать это надо медленно на выдохе.
2. Медленно выполняем потягивания, меняя руки: одна тянется вверх, другая вниз вдоль туловища.
3. Выполняем повороты головы в стороны, а локтем в другую сторону.
4. Круговые движения рук, локтей и головы по и против часовой стрелки.

Для улучшения микроциркуляции в мягких тканях и снятия напряжения можно применять на уроках такие приемы как встряхивание, расхлопывание и вибрация, продолжительностью от 30 секунд до 1,5–2 минут (два движения в секунду).

Встряхивание.

1. Энергичное встряхивание пальцев и кистей рук, руки от кистевого сустава (как будто стряхиваем воду).
2. То же, встряхивание руки от плечевого сустава. Положение рук: вниз, прямо, в стороны, вверх одновременно.
3. Энергичное встряхивание стопы, голени (словно встряхиваем обувь).
4. То же, встряхиваем ноги от тазобедренного сустава. Положение ног: вперед, в сторону, назад. Также, возможно одновременное сочетание с движением рук.

Расхлопывание.

1. Расхлопывание расслабленных кистей мягким перекатом от основания ладони до кончиков пальцев.
2. То же, упругими напряженными ладонями.
3. То же, сжатыми пальцами в кулак, прорабатывая все его поверхности.
4. Расхлопывание расслабленных ладонью руки в направление вверх по внутренней поверхности, вниз – по наружной поверхности.
5. То же, области ключиц, воротниковой зоны, наружной поверхности плеча.

Вибрационная гимнастика Микулина.

Исходное положение: стоя, тело максимально расслабленно, ноги на ширине плеч или чуть шире, позвоночник как бы удлиняясь, создает третью конечность – “хвост”. Приподнимаясь на носках, отрывая пятку на 4–5 см. энергично опускаться на пятку, вызывая вибрацию всем телом. Режим – 1 раз в секунду. Продолжительность – не более 1 минуты.

Сухое умывание.

Данный набор упражнений является средством для активизации биологически активных точек и рефлексогенных зон организма, способствует повышению жизненного тонуса, стимуляции иммунитета, а также способом снятия физического и психоэмоционального напряжения.

1. Сухое умывание рук. Согласно принципам китайской традиционной медицины кисти рук являются начальными участками трёх симметричных энергетических меридианов ян , идущих от кистей рук к голове. И конечными участками трех симметричных меридианов инь , идущих от груди к кистям. Выполняется разогревание кистей взаимным растиранием, а затем – “умывание” их. Эти круговые движения точно повторяют те, что мы делаем, намыливая руки и затем смывая с них мыло под струёй воды. Такое растирание кистей улучшает кровообращение, помогает восстановить двигательную активность кистей.
2. С силой сжать кисти в кулаки, разжать их, расслабить (10–15 раз).
3. Массирование точки “хэ – гу ”, находящейся у угла межпястных сочленений большого и указательного пальцев рук (1,5–2 минуты).
4. Сухое умывание лучезапястных суставов пальцевым захватом или приёмом “пиления” ребром ладони.
5. С.У. локтевых и плечевых суставов.
6. Энергично растерев ладони, выполнить с.у. лица и волосистой части головы движением ладоней от подбородка вверх к макушке (вдох) и далее вниз (выдох) к подбородку. Вверх – лицевой стороной ладони, вниз – тыльной.
7. Встречными растирающими движениями подушек пальцев массировать затылочные бугры и, обнаружив болезненные точки, проработать их особенно тщательно.
8. Подушечками пальцев или кончиками ногтей, лёгкими круговыми движениями размять волосистую часть головы.
9. Ладони на висках, пальцы веерообразно охватывают голову. Сделать 10 круговых движений ладонями вперед и 10 движений назад.
10. Не меняя положения рук, двигать кожу головы вперед и назад. Затем поместить ладони на лоб и на затылок и двигать кожу головы в другом направлении (по 10 раз). Как считают китайские специалисты, “мытье головы” способствует подъёму вверх энергии ян-ци, “ гармонии ста артерий”, не дает стареть ци и крови. Люди, в течение длительного времени практикующие “мытье головы”, до самой старости сохраняют свежий цвет лица, у них не образуются морщины.
11. Наложив пальцы на лоб, выполнить продольную и поперечную растяжку кожи лба.
12. Сухое умывание глаз: подушечками пальцев выполнить круговые движения вокруг глаз от переносицы по надбровным дугам к вискам и обратно от висков к переносице по нижнему краю глазниц.
13. Щипковым захватом подушечками большого и указательного пальцев перемещать вертикальную и горизонтальную кожную складку от переносицы к вискам.
14. Глаза закрыты. Вращение глазными яблоками по часовой стрелке (раскручивая спираль) и против часовой стрелки (скручивая спираль) 4–6 раз.
15. Глаза закрыты. Представить предмет, находящийся перед самым лицом. Меняя напряжение мышц глаз, “провожать взглядом” удаленный предмет, а затем – “следить” за его приближением (6 – 10 раз).
16. Глаза закрыты. Медленно поднять вверх глаза, медленно опустить вниз, медленно повернуть глаза влево и вправо. Не меняя положения головы (4–6 раз).
17. Открыть глаза и быстро, часто поморгать в течение 15 секунд.
18. Сухое умывание носа: боковыми поверхностями больших пальцев энергично растереть крылья и спинку носа (10–15 секунд).
19. Круговыми движениями подушечками пальцев вокруг ноздрей (10–15 секунд).
20. Средними пальцем правой руки массировать точку, находящуюся по средней линии лба, выше переносицы – “третий глаз” (10 – 15 секунд). Это точка инь-тан . Её массировать влияет на
глубинные отделы мозга.
21. Массаж точек ин-сян , находящиеся у основания крыльев носа (10–15 секунд).
22. Сухое полоскание рта: надуть щёки, выполнить движения, напоминающие полоскание.
23. С сомкнутыми губами выполнить энергичное постукивание зубами.
24. Сухое умывание подбородка: указательным и большим пальцами обеих рук выполнить легкие движения, растягивающие кожу в направлении о подбородка к ушным раковинам (4 – 6 раз).
25. Энергичное массирование всей поверхности ушных раковин (10–15 секунд).
26. Пальцы положить на затылок, ладони на ушные раковины. Произвести постукивания пальцами по затылку (10–15 секунд).
27. Руки в прежнем положении. Ладони плотно прижаты к ушным раковинам и резко отпустить их (4–6 раз).

И в заключение, хотелось бы отметить, что успешность обучения детей в школах искусств, в музыкальных школах определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. В настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Встаёт вопрос: почему дети, пришедшие в первый класс школы и имеющие физические недостатки или хронические заболевания, не все способны дойти до выпускного класса. Поэтому пришло время, когда наряду с традиционным обучением необходимо применять технологии развивающего обучения, которые отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.

Только при правильной организации учебной деятельности (построение урока с учётом работоспособности ребёнка, использование средств наглядности, благоприятный психоэмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащегося.

Умственная работоспособность – это возможно ребёнка выполнять определенную умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах. Критериями умственной работоспособности служат такие показатели, как продуктивность, качество и точность. На практике, нам педагогам, приходится отмечать, что у большинства детей быстро развивается утомление, невнимательность на уроке. Поэтому построение урока должно быть валеологически обоснованным, с учётом морфо-функциональных и психологических особенностей учащегося.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления, а также методы и средства, в младшем школьном возрасте, несомненно, должны занимать ведущее место в учебном процессе школ дополнительного предпрофессионального образования.

Список используемой литературы

  1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
  2. Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф., Денисенко Е.Я. Библиотека “Школы здоровья”. Барнаул, выпуски №26, 31.
  3. Фокин В.И. Массаж и другие методы лечения. М., 2003.


mob_info