Физическое качество ловкость и ее развитие. Методика урегулирования конфликтов

Многие почему-то уверены, что самостоятельно развить хорошую ловкость практически невозможно, так как она дается человеку от природы. Несомненно, этот фактор играет определенную роль, но при правильном подходе ловкость можно усовершенствовать, и в дальнейшем данный навык может помочь достигать хороших результатов практически в любом виде В данной статье мы поговорим о том, что такое ловкость в и как развивать это качество самостоятельно.

Что это такое?

Слово «ловкость» начало использоваться в терминологии современного спорта от слов «лов», «ловить». Именно в старину ловкими были рыбаки и охотники, которые могли приносить домой много добычи. Они были быстрыми, гибкими, скоординированными и точными в движениях. Данные качества до сих пор являются основными характеристиками ловкости.

Важно! Перед тем как начать тренировки на координацию, скорость движений, мощность и т. д., обязательно пройдите полное медицинское обследование и проконсультируйтесь с врачом.


На самом деле, ловкость можно определить как быструю смену положения тела без потери равновесия. А неопытному спортсмену это сделать не так уж и просто, нужно всего лишь попробовать пробежать челночный , и лучший результат покажет только самый ловкий спортсмен.

Такой спортсмен должен владеть умением быстро развивать силу и мощность на определенном временном отрезке и при этом ее направление в определенное место (в место движения тела), не потеряв при этом большую долю скорости и равновесия.

Ловкость подразумевает в себе развитие сложного типа мощности, которую можно в любой момент времени очень быстро видоизменять. Данный навык является очень сложным, он подразумевает изменения скорости движения, при этом спортсмен должен задействовать многие

Новички часто путают настоящую ловкость с однонаправленной мощностью. Эти явления схожие, но ловкость - это в физическом смысле многовекторная величина, которая описывается сложными движениями и их совокупностями.

Критерии ловкости

Ловкость имеет определенные критерии, основными из которых являются:

  • Сложность координационных движений. Данный фактор зависит от многих навыков спортсмена и эффективности работы его . Наиболее сложные координационные движения воспитываются на тренировочных базах , каскадеров и т. д. Эти люди способны выполнять не только сальто, которое уже является сложным координационным движением. Для выполнения сальто назад спортсмен использует одновременно многие группы мышц и , рефлексы которой должны срабатывать моментально и целенаправленно.
  • Точность выполнения движений. Один из самых важных критериев ловкости, ведь без точности теряется координация и равновесие, соответственно, ни о какой ловкости и речи быть не может. Точность движений поддается вестибулярному аппарату и ЦНС, которые способны выдавать очень быстрые и точные рефлексы при правильной наработке.
  • Скорость изменения положения тела. Пожалуй, самый важный критерий в списке, без которого о ловкости можно забыть. Ведь одним из определений ловкости как раз таки и является: «ловкость - это скорость изменения положения тела». Чем быстрее спортсмен может изменять положение своего тела в пространстве, тем он более ловок, соответственно, сила и мощность у него также развиты на высоком уровне, ведь без этих качеств быстро изменять положения тела не получится.

Знаете ли вы? Швейцарец Андри Рагетли сумел за 35 метров полета провернуться на 1800 градусов и при этом приземлиться на ноги. Новый мировой рекорд был зафиксирован в марте 2017 года.

Виды

Ловкость подразделяется на два вида : общую и специальную. Общий уровень данного навыка всегда является платформой дальнейшего развития специального.

Общая

Общая ловкость является основой ее специальной составляющей. Спортсмены сначала приобретают навыки общей ловкости посредством выполнения различных типов (в основном на развитие силы, мощности и скорости движений). Более ловкие спортсмены способны с большей легкостью тренировать специальный тип данного навыка, который может относиться к различным типам мирового спорта.

Специальная

Спортсмены, которые уже обладают общим типом данного навыка, способны быстрее осваивать специальные виды ловкости, которые относятся к самым разным видам спорта. Техническая база и арсенал движений ловкого спортсмена позволяют ему более точно координировать свои движения в новых типах упражнений.
Специальная ловкость , в свою очередь, разделяется на прыжковую и акробатическую.

Первый тип подразумевает в себе использование спортсменом приобретенных общих навыков в положении невесомости (без использования опоры, лишь под действием силы тяжести).

Второй тип направлен на усовершенствование защиты во время силовых видов спорта или технических приемов в гимнастике и акробатике.

Как развивать ловкость?

Многие спортсмены, которые уже достигли определенного уровня в мире спорта, все еще остаются малоэффективными в навыках ловкости. Поэтому вопрос, как стать ловким, остается актуальным не только для . И чтобы максимально эффективно развивать данный навык, нужно выполнять целые комплексы на протяжении многих лет.

Виды спорта

Существует много сложно координированных видов спорта, которые способствуют развитию и усовершенствованию ловкости. К таким относятся:

  • водно-лыжный спорт и лыжный слалом;
  • фристайл;
  • фигурное катание на и коньках;
  • прыжки на батуте и на лыжах (с трамплином);
  • - и мотофристайл;
  • прыжки в воду и синхронное плавание;
  • легкоатлетические дисциплины;
  • спортивные игры (футбол, хоккей (в том числе и на траве), баскетбол, регби, теннис, керлинг и т. д.).
Многокоординированные виды спорта также включают в себя многоборья. Любые из спортивных дисциплин, которые подразумевают в себе выполнение трюков на перекладине, способствуют развитию навыков быстрого изменения положения тела. Прыжки через перекладину или трамплин способны выполнять только те спортсмены, которые меняют положение своего тела в пространстве за минимальный промежуток времени.

Важно! Если в недавнем времени вы имели травмы суставов или позвоночника, то заниматься тренировками на ловкость противопоказано.


Ловким считается тот спортсмен, который обладает достаточно хорошей гибкостью. способствуют такие дисциплины: акробатика, прыжки на батуте, теннис, и т. д. Кроме того, в каждом из видов спорта существуют позиции, которые должны занимать наиболее гибкие спортсмены. Например, в футболе вратарь является самым гибким звеном, он должен максимально быстро прогибаться и ловить быстро летящий на него мяч.

Гибкость и высокая координация движений, которые присущи только ловким людям, очень хорошо просматриваются невооруженным глазом. Ловкие спортсмены применяют свои навыки в самых различных жизненных ситуациях, что придает их жизненному пути более высокий «адреналиновый» эффект.

Развитие всех вышеописанных навыков нужно начинать еще со школьного возраста, именно на этом жизненном отрезке рефлексы максимально эффективно закладываются в память и в дальнейшем выдаются при помощи мышц и нейронов с высокой скоростью и точностью. Более того многокоординированные виды спорта (в большинстве случаев) не оказывают пагубного воздействия на , в отличие от и т. д.

Упражнения

Для развития общей и специальной ловкости немного отличаются. Для развития навыков общего типа нужно регулярно и циклически выполнять следующие упражнения:

  • Сгибайте руку в локте и старайтесь делать на нее задний тип кувырка.
  • Выполняйте одно из кроссфита, которое поможет вам стать ловким, - берпи. Также можно тренироваться таким образом: резкий выпад назад, а затем максимально быстрое возвращение в исходное положение.
  • Выпад на согнутые в локтях руки и быстрый кувырок вперед. Повторять такое упражнение можно 5-10 раз за одну тренировку.
  • Стоя на руках (на первых тренировках попросите товарищей придерживать вас за ноги), перекатывайте перед собой мяч.
  • Выполняйте кувырки в левую и правую стороны при согнутых локтях.
  • Принимайте положение и старайтесь контролировать свою координацию и рефлексы.
  • Выполняйте циклические гимнастические «колеса» влево и вправо.
  • Развивайте координацию с помощью стойки на руках, а в дальнейшем - с помощью ходьбы по ровной и ступенчатой поверхностям.
  • Занимайтесь на батуте: прыжки с поворотами на 180, 270 и 360 градусов, сальто вперед и назад. Старайтесь приземляться на спину и делать резкие подрывы.
Если вы не знаете, как развить специальную ловкость, то перед вами комплекс , который станет помощником в достижении поставленной цели:
  • Выполняйте резкие рывки с ведением одного или двух мячей, затем приземляйтесь, хватайте в руки мяч и делайте кувырок, после - оставляйте мяч на земле, резко подымайтесь и продолжайте вести мяч. Выполняйте такой цикл на протяжении 2-3 минут на каждой из тренировок.
  • Выйдите на футбольное поле и начните вести мяч. Через каждые 10 метров совершайте высокие и резкие прыжки на месте (на 90 и 145 градусов). Поменяв направление, продолжайте вести мяч до совершения следующего прыжка.
  • Бросайте мяч о стену под разными углами и старайтесь ловить его в руки, регулярно меняйте свое положение.
  • На баскетбольной площадке начните вести мяч от центра поля до линии штрафного броска. Перед самой линией сделайте резкий кувырок, а затем сразу совершите бросок по кольцу.
  • Выйдите на стометровую дистанцию для с препятствиями. Ведите мяч при в максимально возможном темпе, и при этом перепрыгивайте трамплины.
  • Выполняйте упражнение в парах: партнер сильно катит мяч по земле, а вы стараетесь как можно выше над ним подпрыгнуть.
  • Совершайте прыжки на скакалке во время ходьбы, при этом старайтесь еще и вести мяч.
Все перечисленные упражнения являются только малой частью комплекса. Выше предоставлены упражнения для развития футбольной и баскетбольной ловкости. Чтобы стать ловким в других видах спорта, нужно выполнять немного другие упражнения.

Знаете ли вы? Брюс Ли был одним из самых ловких спортсменов в мире боевых искусств. Скорость его удара на 1 метр составляла 0,05 секунды, данный рекорд держится и по сей день. Для сравнения: Брюс Ли мог дважды совершить удар рукой, пока обычный человек моргнет.

В результате всего вышесказанного становится ясно, что ловкий спортсмен - это тот человек, который способен показать себя с лучшей стороны во многих видах спорта. Ведь ловок тот, кто имеет отличную координацию движений, скорость, силу, мощность, точно направленные рефлексы и т. д. А чтобы все это развивать, нужно заниматься описанными нами много лет.

Оздоровительно-профилактическая роль физических упражнений В настоящее время одной из задач кафедры физического воспитания является формирование у студентов бережного отношения к своему здоровью и приоритета индивидуального здоровья будущего врача. От того, насколько здоров студент, в значительной...
(ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)
  • МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
    3.4.1. Структура мышечных волокон Мышечные волокна существенно различаются по своей структуре, метаболизму и функциям. Выделяют следующие основные типы мышечных волокон скелетных мышц: интра- фузальные и экстрафузальные; фазические и тонические. Ин- трафузальные мышечные волокна входят в состав...
    (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)
  • Методика урегулирования конфликтов
    Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персоналу службы, прерогативой которой являются функции управления конфликтами (например, отдел трудовых отношений службы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации...
    (Конфликтология)
  • Методика составления платежного баланса
    Международные экономические отношения, субъектом которых являются в той или степени все страны мира, проявляются в различных формах и с различной интенсивностью. Однако в любом случае возникает необходимость обобщения всей их суммы в некоторых экономических понятиях и, соответственно, показателях. Одним...
    (Мировая экономика и международные экономические отношения)
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева

    Институт физический культуры, спорта и здоровья им. Ивана Ярыгина

    "Ловкость как физическое качество"

    Выполнил: Ганиев.О.А.

    Красноярск

    Введение

    1. Определение ловкости

    2. Физиологические и психологические основы ловкости

    3. Средства развития ловкости

    4. Воспитание ловкости

    4.1 Виды и степени развития ловкости

    4.2 Степени ловкости

    5. Периодизация развития ловкости

    5.1 Методы и способы развития ловкости

    5.2 Физиология ловкости

    5.3 Методика воспитания ловкости

    6. Тесты для определения ловкости и координационных способностей

    Заключение

    Библиография

    Введение

    Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.

    Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

    Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.

    В своем реферате я рассматриваю такое физическое качество человека, как ловкость. Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений.

    Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

    1. Определение ловкости

    Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.

    Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами.

    Координирующие способности:

    1) способность координировать движения при построении действия;

    2) способность перестроить их для изменения параметров действия или переключение на другое действие при изменении условий.

    Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений - основной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения.

    Некоторые авторы определяют координацию движений по-разному, акцентируя внимание на одной из ее сторон. Н.А. Бернштейн, принимая во внимание внешнюю сторону координации движений, определяет ее как преодоление избыточных ступеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему. Звено тела движется по равнодействующей внутренних, внешних и реактивных сил. Центральная нервная система получает от проприорецепторов движущегося органа информацию об отклонении его траектории от "надлежащей" и вносит соответствующие поправки в эффективный процесс. Данный принцип координирования он назвал принципом сенсорной коррекции.

    Ведущее место принадлежит ЦНС. Создание сложнейших координаций, необходимых для осуществления трудных задач, происходит за счет высокой пластичности нервных процессов, обусловливающих быстрое переключение с одних реакций на другие и создание новых временных связей.

    Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Следовательно, ловкость можно считать проявлением дееспособности функциональных систем управления движением.

    К основным факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность ЦНС, богатство динамических стереотипов, степень развития систем, умение управлять мышечным тонусом, полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. физический способность ловкость координационный

    Ловкость может измеряться временем овладения или выполнения двигательного действия (мин, с), координационной сложностью выполняемого действия (оценка элементов в гимнастике из 8,9 и 10 баллов), точностью выполняемого действия (слалом - количество сбитых флажков, акробатика - высота, группировка, градусы в поворотах, устойчивость в приземлении), результатом (прыжки в высоту с шестом-м, см).

    2. Физиологические и психологические основы ловкости

    Любое движение, сколь бы новым оно ни казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей. Схематически можно представить, что человек каждый раз "строит" новое движение из большого числа элементарных координационных "кусочков", каждый из которых был освоен и закреплен в процессе предшествующего двигательного. Чем больше запас условно рефлекторных двигательных связей, чем большим объемом двигательных навыков владеет человек, тем легче он овладевает новыми движениями, тем выше его ловкость.

    Ловкость значительно зависит от деятельности анализаторов, в частности двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке. Так, в одном из экспериментов было показано, что у новичков показатели кинестезии (двигательного чувства) дают корреляцию около 0,5 со скоростью обучения движениям. Иначе говоря, чем выше были у занимающихся возможности к точному ощущению и восприятию собственных движений, тем быстрее они овладевали новыми навыками.

    С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки, инициативности Тесно связана она с быстротой и точностью сложных двигательных реакций

    3. Средства развития ловкости

    Наиболее эффективным средством считают следующие упражнения: гимнастические, акробатические, легкоатлетические, спортивно-игровые, единоборства, горнолыжные. У акробатов и гимнастов высока точность движений, и зависит она от уровня спортивной подготовленности. Эта зависимость проявляется в точности оценки пространственно-временных интервалов и дозирования мышечных усилий. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость, улучшают координационные возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ (общеразвивающие упражнения) на согласование и точность движений особенно эффективны для воспитания координации движений рук.

    Тройной прыжок, прыжки с шестом, в длину и высоту способствуют развитию прежде всего координации движений занимающихся. Наиболее эффективным и доступным средством воспитания ловкости у занимающихся являются подвижные и спортивные игры. Они развивают координацию, точность и соразмерность движений, анализаторные системы. В спортивно-игровых упражнениях приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации.

    Упражнения в единоборствах развивают ловкость. Бокс, борьба, фехтование развивают точность и быстроту реакции. Они формируют такие тонкие ощущения, как "чувство дистанции", "чувство времени", расширяя тем самым двигательные возможности человека.

    Скоростные спуски, слалом выполняются в непрерывно меняющихся.

    4. Воспитание ловкости

    Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:

    Координационные способности (согласование и перестроение движений,

    дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)

    Разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)

    Чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритм)

    Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.

    Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.

    4.1 Виды и степени развития ловкости

    Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.

    Различают ловкость:

    Специальную

    Прыжковую

    Акробатическую

    Скоростную

    4.2 Степени ловкости

    Различают три степени ловкости.

    Первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.

    Вторая - пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки.

    Третья - высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.

    Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.

    Ловкость определяется, как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки - с другой.

    5. Периодизация развития ловкости

    Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.

    Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 - 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 - 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцированная способность зрительного анализатора. В 8 - 12 лет лабильность нервно-мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.

    Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.

    В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.

    Периодизация развития ловкости как физического качества не имеет однозначного мнения в методической литературе. Высокий возрастной порог начала развития ловкости по всей видимости связан с практикой начала систематических и организованных (официальных) занятий спортом. Только недавно (несколько лет назад) началось привлечение к тренировкам в спортивных школах 3-5 летних детей.

    Нельзя пускать вопросы развития ловкости и координационных качеств на "самотёк". Родители, которые заинтересованы в успешной спортивной карьере своих детей должны самостоятельно и целенаправленно помогать своему ребёнку достигнуть максимального уровня развития этих физических качеств начиная с самого младшего возраста. И начинать можно с 2-3 лет.

    5.1 Методы и способы развития ловкости

    Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного развития всех её составных частей:

    Координационных способностей:

    Перестроение и/или переключение движений

    Двигательная точность

    Умение различать темп и амплитуду движений

    Прогнозирование положения движущегося предмета в момент времени

    Дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения

    Чувства равновесия:

    Статическое

    Динамическое

    Совершенствования вестибулярного аппарата

    - "ловкой" быстроты

    Частоты движений

    Способность к изменению ритма

    Пространственное ориентирование

    Мышечное чувство

    Чувства времени и пространства

    Реакции:

    Зрительно-моторные

    Переключение внимания

    Эффективность в развитии ловкости, определяется:

    Правильной пропорцией развития перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки

    Целенаправленной тренировочной работой

    Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей.

    Развитие ловкости представляет собой "комплекс комплексов", а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по "ударному" развитию этого качества.

    Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

    1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности

    2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

    3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

    При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

    Разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания

    Варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

    Регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

    Определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий

    Главное для развития ловкости - разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.

    Специальная ловкость.

    Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем в основном при выполнении упражнений с ракеткой и мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям.

    5.2 Физиология ловкости

    В основе ловкости, по мнению физиологов, в большей степени, чем в основе других качеств, лежит соответствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры большого мозга. Другими словами, от объема моторных навыков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости человека. Чем больше этот объем, тем выше уровень ловкости

    Ловкость зависит от деятельности двигательных анализаторов, а также от пластичности центральной нервной системы.

    Информация, получаемая головным мозгом человека, от органов чувств и анализаторов формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

    Анализатор человека -- подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора -- рецептор, центральная часть анализатора -- мозг.

    Важными для обеспечения двигательной активности человека являются двигательный и вестибулярный анализаторы.

    Двигательный анализатор -- нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений.

    Вестибулярный анализатор орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у человека. Окончательное ее развитие завершается к 10 - 12. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.

    5.3 Методика воспитания ловкости

    Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

    Существенное значение имеет также повышение точности восприятия своих движений в пространстве и времени ("чувство пространства", "чувство времени").

    Основной путь в воспитании ловкости -- овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

    Желательно, чтобы обогащение занимающихся новыми навыками проходило более или менее непрерывно. Показано, что если человек долго не обучался новым движениям, то его способность к обучению (motor educability) снижается. Например, гимнасты-мастера, на протяжении нескольких лет не разучивавшие новые элементы, затем осваивают неизвестные для них движения с гораздо большим трудом, чем многие перворазрядники. Если на какой-либо длительный период не запланировано овладение новыми движениями, то и тогда нужно время от времени предлагать занимающимся выполнять неизвестные им упражнения. Поскольку они даются не ради овладения ими самими, а лишь для того, чтобы занимающиеся испытали какие-то новые двигательные ощущения, то такими упражнениями не обязательно овладевать до высоких степеней совершенства. Важно лишь попробовать их выполнить. В тренировочный процесс такие "двигательные безделушки" включаются обыкновенно в день, отведенный для активного отдыха.

    При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями, могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение такого физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается.

    Для воспитания ловкости как способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность, применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку (спортивные игры, единоборства, слалом).

    Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований:

    1)к точности движений,

    2) к их взаимной согласованности,

    3) к внезапности изменения обстановки.

    В процессе воспитания ловкости используются разнообразные методические приемы, стимулирующие более высокие проявления двигательной координации. Некоторые их примеры приводятся ниже (по Л. П. Матвееву, переработано):

    1. Применение необычных исходных положений

    2. "Зеркальное" выполнение упражнений

    3. Изменение скорости или темпа движений

    4. Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение

    5. Смена способов выполнения упражнений

    6. Усложнение упражнения дополнительными движениями

    7. Изменение противодействий занимающихся при групповых или парных упражнениях

    6. Тесты для определения ловкости и координационных способностей

    1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

    Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу "марш" (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

    2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).

    Ребенок встает в стойку -- носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги -- и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируетса учший результат.

    3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).

    Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

    4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).

    Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

    5. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость).

    Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается лучший результат. Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то, когда ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

    6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).

    Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент "достань игрушку".

    Заключение

    Упражнения, направленные на развитие ловкости, относительно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступлении утомления. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

    Поскольку ловкость определяет быстроту овладения новыми движениями, можно сказать, что "тренировать ловкость -- значит тренировать тренируемость" (т. е. чем выше у человека ловкость, тем быстрее у него будут улучшаться результаты в физических упражнениях). Им же отмечена одна весьма опасная ошибка в методике воспитания ловкости. Она состоит в излишне буквальном следовании педагогическому правилу "от простого к сложному" когда полагают, что поскольку сложные движения (например, бег) состоят из многих простых (например, движений в коленном и других суставах ног), то надо сначала овладеть этими простыми движениями, а затем их уже объединить в более сложные.

    Это приводит к стремлению разложить все мыслимое множество движений на элементарные компоненты, постепенно их затем объединяя во все более сложные формы. В более или менее открытом виде эта идея была представлена в ряде гимнастических систем прошлого, где преимущественное внимание уделялось совершенствованию в так называемых аналитических упражнениях. Но при этом не обращали внимания на то, что естественный путь развития двигательных возможностей человека не таков. Для ребенка нехарактерно овладение частными двигательными операциями с последующим их объединением в целостные комплексные действия.

    Напротив, основной естественный путь развития состоит в ограничении хаотичных "разлитых" движений. Движения младенца в колыбели хаотичны, диффузны; у него очень слабо развиты процессы торможения в центральной нервной системе, и поэтому любое движение связано с беспорядочным возбуждением многих участков нервной системы. По мере развития совершенствуются тормозные функции нервной системы и движения становятся все более координированными. Однако и тогда ребенку легче овладеть сложными комплексными действиями (в особенности -- с ясно выраженной двигательной задачей), чем какими-либо аналитическими искусственными движениями. Например, дети 4--6 лет успешно осваивают такие сложные движения, как езду на велосипеде, плавание, передвижение на коньках и лыжах и т. п.; в то же время их очень тяжело обучить точно выполнять гимнастические упражнения с соблюдением всех требований гимнастического стиля.

    Учитывая относительную специфичность ловкости, в тренировке по различным видам спорта обращают внимание на развитие ловкости в плане как общей, так и специальной физической подготовки. Для воспитания "специальной ловкости" используют в основном упражнения, близкие к соревновательным, но с некоторым их видоизменением.

    Библиография

    1. Айриянц А.Г. Волейбол. М., "Физкультура и спорт", 1976.

    2. Алипов Д.А. Влияние среднегорья Тянь-Шаня на развитие качеств силы и быстроты у спортсменов. "ТиП ФК", 1965, № 5.

    3. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. "Теория и практика физической культуры", 1968, № 4.

    4. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. М., "Физкультура и спорт", 1969.

    5. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М., "Физкультура и здоровье", 1984.

    6. Гусева И.А. Исследование взаимосвязи быстроты и точности уколов у фехтовальщиков. "ТиП ФК", 1965, № 3.

    7. Донской Д.Д. Движения спортсмена. ФиС, 1965.

    8. Еремин Ю. Прыгать… быстро! "Легкая атлетика", 1965, № 12.

    9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М., "Физкультура и спорт", 1966.

    10. Касимов В. Покоряя время и пространство. М., "Физкультура и спорт", 1987.

    11. Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития. "Теория и практика физической культуры", 1968, № 4.

    12. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. М., 1985.

    13. Менуковский Т. Совершенствование быстроты реакции у борца. "Спорт за рубежом", 1965, № 10.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями и трудовой деятельности человека. Построение элективного комплекса упражнений для развития ловкости и равновесия, включение его в уроки физического воспитания учащихся 7-9 лет.

      курсовая работа , добавлен 21.07.2015

      Исследование значения координационных способностей для подготовки волейболистов. Определение уровня развития общих и специальных координационных способностей у волейболисток 11-12 лет. Подбор игр и эстафет для формирования координационных способностей.

      дипломная работа , добавлен 09.06.2013

      Сущность координационных способностей как физического качества у баскетболистов. Анатомо-физиологические особенности баскетболистов 15-16 лет и их взаимосвязь с координацией. Разработка и оценка методики повышения уровня координационных способностей.

      курсовая работа , добавлен 29.11.2016

      Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей. Специфика их проявления в боксе. Средства, методы и организационные формы развития координационных способностей у юных боксеров, построение учебно-тренировочного процесса.

      курсовая работа , добавлен 16.09.2014

      Значение координационных способностей в управлении движениями. Возрастные периоды для развития координационных способностей. Определение количества ошибок, совершаемых в соревнованиях. Результаты тестирования в контрольном упражнении "челночный бег".

      дипломная работа , добавлен 07.06.2011

      Координационные способности и их виды. Особенности развития детей в возрасте 9-10 лет. Средства и методы развития координационных способностей школьников, их тестирование. Изучение уровня развития координационных способностей у детей школьного возраста.

      курсовая работа , добавлен 16.06.2014

      Характеристика понятия координационных способностей. Рассмотрение подвижных игр как средства развития двигательных навыков. Разработка комплекса упражнений с учащимися среднего школьного возраста с направленных развитием координационных способностей.

      дипломная работа , добавлен 12.05.2018

      Спортивная борьба как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений. Анализ роли координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов. Особенности воспитания координационных способностей средствами музыки.

      дипломная работа , добавлен 04.12.2010

      Условия развития координационных способностей боксеров 13-14 лет и их проявление. Физиологические особенности тренировки. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Проявление мышечной и тонической напряженности. Критерии спортивной формы боксеров.

      курсовая работа , добавлен 22.10.2012

      Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво решать двигательные задачи. Особенности развития и средства воспитания координационных способностей. Тесты для определения уровня развития координации.

    Ум есть у многих, да ловкость не у всякого.

    Ловкий слету хватает, нерасторопный и спящего не поймает.

    Пословицы

    Мальчик с ловкими ягодицами отбирает у папы ремень во время порки.

    Ловкость как качество личности – способность проявлять отличную сноровку, искусность и точность в движениях; умение находить выход из любого трудного положения, проявлять хитрость, оборотливость и изворотливость.

    В цирке выходит на арену конферансье и объявляет: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Выбегает мальчик, ловко выпивает ведро воды и уходит. Через некоторое время конферансье опять объявляет: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Выбегает мальчик, ловко выпивает ведро воды и уходит. К окончанию представления снова выходит конферансье и торжественно сообщает: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью описает всех, кто сидит в первых пяти рядах! Предупреждаю сразу: убегать бесполезно, он очень ловок и у него феноменальная память!

    Ловкость – это умение мгновенно найти необходимый выход из внезапного изменения ситуации. У ловкости есть четыре подруги – сила, быстрота, выносливость и экспромтность. Вместе с ловкостью они образуют замечательный квартет, умножающий способности человека. Ловкость оказывает на людей магическое, неотразимое обаяние. Удаль и легкость, с которой она решает, казалось бы неразрешимые задачи, заставляет окружающих испытывать изумление и восторг. На физиологическом уровне она ловкость проявляет способность тела к проворству, ухватке, подвижности и гибкости.

    Жонглера останавливает полицейский и находит полную машину красивых ножей. «Я жонглер, и я жонглирую этими ножами», — объясняет он. Полицейский просит доказать, и жонглер показывает свое искусство на обочине. В это время мимо проезжает мужик и думает: «Счастье, что я бросил пить! Гляди, какой тест они выдумали!»

    Слово „ловкость“ есть производное от корня „лов“. Глагол от этого корня - „ловить“. Первоначальное значение слова относится к охоте, промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. Охотник прежде назывался ловцом („Были бы бобры, а ловцы найдутся“, „На ловца и зверь бежит“). Употребляемые для охоты собаки назывались ловчими собаками - борзые, хортые и т. д. Выдрессированные для охоты птицы - ястреб, сокол - назывались ловчими птицами. Способность этих животных хватать зверя, перенимать его, кидаться, вцепляться в зверя, изворачиваться называлась в старину ловчивостью или ловкостью.

    Н.А. Бернштейн в книге «О ловкости и ее развитии» приводит пример, когда в самом начале Великой Отечественной войны наша конная разведка попала в кольцо немцев, значительно превосходивших ее силами. Положение создалось очень напряженное, и прорвать кольцо было нелегко.

    Среди участников разведки был один цирковой наездник. При первых же выстрелах неприятеля он зашатался в седле и свесился головой вниз. Немцы решили, что он убит и случайно зацепился за стремена, и перестали обращать внимание как на него, так и на его лошадь, беспорядочно метавшуюся с мертвым телом по полю. Но наездник не был даже ранен. С лошадью они были давними друзьями и понимали друг друга без слов. Притворяясь убитым, он продолжал уверенно управлять своим конем и, заставляя его как будто бы в растерянности носиться туда и сюда, сумел в этой неимоверной позе не только уйти, целым от неприятеля, но перед этим собрать весь необходимый разведочный материал. Когда он решил, что пронаблюдал достаточно, он пустил лошадь вскачь, поднялся в седло и благополучно вернулся к своим.

    Что позволило этому герою не только избежать гибели, но и блестяще выполнить боевое задание? Самообладание, сила, выносливость? Да, но больше и прежде всего - двигательное мастерство и находчивость, то есть ловкость.

    Вот другой пример из многих и многих тысяч подвигов, совершенных нашими славными воинами в эту великую войну.

    Фашисты вели осаду деревенского дома и уже почти овладели им. Один из фашистов залег за закрытыми воротами, просунул ствол пулемета между их створками и подворотней и поливал оттуда дом, пока низ его не был захвачен фашистами. Последний задержавшийся в доме красноармеец взбежал на чердак. Путь к отступлению был ему отрезан, и было очевидно, что в ближайшие минуты немцы нападут на него с тыла. Нельзя было терять ни одного мгновения.

    Красноармеец подбежал к чердачному окну и быстро сориентировался. Мгновенно выхватил из-за пояса ручную гранату и метнул ее в створки ворот под окном. Увидев сквозь дым, что створки разлетелись в щепы, и заметя под ними оглушенного немецкого пулеметчика, он выскочил из окна, перевернулся в воздухе и сел прямо на немца. Прежде чем тот очнулся, он выхватил у него из кобуры пистолет, тут «же принесший могилу своему бывшему хозяину, повернулся и, всё продолжая сидеть верхом на мертвом немце, успел направить его пулемет на чердак в ту самую минуту, как на нем показались фрицы. Данная по ним неожиданная очередь вызвала среди фрицев сильное замешательство, которое было целиком использовано нашими бойцами, подоспевшими на выручку.

    Для более красочного восприятия ловкости приведем одну народную сказку.

    Отец послал своих трех сыновей походить по свету и поучиться уму-разуму. Через три года вернулись сыновья домой и сообщили отцу, что один из них выучился ремеслу цирюльника, второй - кузнеца и третий фехтовальщика. Отец предложил: сесть всем у дверей дома и подождать, чтобы каждому из сыновей представился случаи выказать свое искусство. Кто перещеголяет остальных своим мастерством, тому он завещает и дом, и все добро.

    Совсем недолго посидели они у ворот, вдруг видят: скачет к ним по полю заяц. - Этого-то мне и нужно, - сказал цирюльник, - схватил свои принадлежности, погнался за зайцем, на всем бегу намылил ему мордочку и выбрил ее чисто — начисто, не сделавши ни одной царапинки. - Да, - сказал отец, - ты большой искусник Если другие братья чего-нибудь еще более удивительного не сделают, дом твой.

    Погодите, батюшка, - сказал второй сын, кузнец. А тут как раз показалась на дороге карета, которую во весь опор мчала пара рысаков. Схватил кузнец инструменты, побежав за каретой, сорвал у лошадей все восемь подков и на всем скаку же заменил их новыми восемью подковами. - И ты, я вижу, не терял даром времени, - сказал отец. - Не знаю уж, кто из вас двоих более ловок. Нелегко будет угоняться за вами третьему брату!

    Только он сказал это, стал накрапывать дождь. Отец и два первых сына спрятались под навес крыльца, третий же сын, фехтовальщик, остался снаружи, выхватил свою рапиру и стал фехтовать у себя над головой, отбивая каждую дождевую каплю. Дождь шел все сильнее и сильнее и, наконец, полился проливной, словно кто воду с неба из корыта лил, а он только все быстрее работал своею рапирой и каждую каплю успевал отразить по всем правилам фехтования, так что оставался сухим, будто сидел под зонтиком или под крышей. Видя такое дело, не сумел отец отдать никому из сыновей предпочтения, разделил имение между тремя сыновьями поровну. И правильно сделал.

    Петр Ковалев

    text_fields

    text_fields

    arrow_upward

    Ловкость представляет собой сложное комплексное физическое ка­чество .

    По определению основоположника отечественной биомеханики Н. А. Бернштейна

    Ловкость — это способность справляться с любой воз­никшей двигательной задачей,

    во-первых, правильно (адекватно и точно);
    во-вторых, быстро;
    в третьих, рационально (целесообразно и экономично);
    в четвертых, находчиво (инициативно).

    Ловкость складывается из целого ряда компонентов. К их числу от­носятся:

    • способность к дифференцированию (различению) временнйх, пространственных и силовых параметров движений;
    • способность к сохранению равновесия;
    • способность к выполнению движений в заданном ритме;
    • способность к произвольному расслаблению мышц;
    • способность к антеципации (предугадыванию) различных пара­метров движений и условий их выполнения;
    • способность к переключению с одних двигательных действий на другие и преобразованию их в конкретной ситуации.

    В совокупности все компоненты ловкости характеризуют возможно­сти человека к овладению новыми двигательными действиями и пере­стройке освоенных действий в соответствии со сложившейся обстанов­кой. Проявление ловкости зависит, в первую очередь, от запаса элементар­ных двигательных навыков, т. е. накопленного двигательного опыта.

    Развитие ловкости

    text_fields

    text_fields

    arrow_upward

    Средствами развития ловкости служат упражнения , которые представляют определенную координационную сложность для занимающихся, содержат элементы новизны, отличаются многообразием форм выполнения, включают задания по регулированию и самооценке различных параметров движений.

    Ведущими методами являются

    • метод вариативного упражнения и
    • игровой метод.

    Развитие способности к дифференцированию различных параметров движений основано на сопоставлении их субъективной оценки с объективным результатом.

    Например, при формировании «чувства времени» предлагается преодолеть определенную дистанцию за указанное время, а затем сравниваются заданный и фактический результаты.

    При формировании «чувства пространства» эффективно введение в обстановку действия дополнительных ориентиров, указывающих направление, амплитуду и траекторию движений.

    Следует учитывать, что точность анализа усилий уступает точности анализа длительности движений, а последняя — точности различения пространственных характеристик.

    Развитие способности к сохранению равновесия осуществляется при создании условий, затрудняющих достижение устойчивого положения тела. Это может быть стойка и перемещение на высокой, уменьшенной и подвижной опоре (на гимнастическом бревне, рейке гимнастической скамейки), в необычном положении (на руках), в условиях дополнительных помех (после серии кувырков, с закрытыми глазами).

    Важное место при развитии функции равновесия занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование вестибулярного. аппарата. Они включают многократные повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем, кувырки, а также пассивные упражнения на специальных тренажерах: подвесных качелях, вращающихся креслах, центрифугах и др.

    Развитие способности к выполнению движений в заданном ритме достигается посредством специально организованных звуковых сигналов или музыкального сопровождения физических упражнений. Используются упражнения на месте, ходьба, бег с движениями рук, головы и туловища под счет, определенные команды или музыкальный аккомпанемент. Применяются также танцевальные упражнения и двигательные импровизации в заданном ритме.

    Развитие способности к произвольному расслаблению мышц строится на чередовании напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Важно добиться отсутствия напряжения мышц, не принимающих непосредственного участия в работе, например, мышц плечевого пояса при беге.

    Избегать скованности помогает контроль за мимической мускулатурой лица. Полезно сочетать фазы движения с фазами дыхания.



    mob_info