Виды спортивного ориентирования. Что нужно для спортивного ориентирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смоленская Государственная академия физической культуры спорта и туризма

Факультет заочного обучения

Кафедра туризма и спортивного ориентирования

Реферат

По дисциплине: «Топография»

на тему: «Спортивное ориентирование как вид спорта и его классификация»

Студент-исполнитель:

Новикова Д.А.

1 курса, группы №6

Преподаватель:

Брайцева В.А.

Смоленск 2015

Введение

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания. Установлено, что под воздействием занятий ориентирование значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Особенности спортивного ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала, исключительная эффективность его как способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированней. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свою спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования. Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

1. Оздоровительное значение спортивного ориентирования

Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы -- один из методов внеклассной работы.

В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

Существует система организации работы по туризму с детьми. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.

В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры. туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.

2. История развития спортивного ориентирования

Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и др. в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познания ее в непосредственном общении. Поездки греков в VI в. до н.э. в Древний Египет с его богатой историей, великолепием архитектурных сооружений были нередким явлением. Направляясь в Олимпию на Олимпийские игры, греки наблюдали жизнь своей страны.

В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна многочисленная категория путешественников -- пилигримы, странники по святым местам.

Представители эпохи Возрождения М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы XVIII в. рассматривали путешествия как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.-Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.

В конце XVII -- начале XVIII в. в европейских странах при изучении отдельных предметов учителя стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в места, богатые различными достопримечательностями. Такая простейшая форма путешествий получила название экскурсий.

Современная ситуация в сфере туризма

До 1990 г. самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

Число туристских клубов уменьшилось. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма. Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и др.

Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли -- желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники -- мастера спорта и инструкторы спортивного туризма.

3. Виды спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование -- вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени или по количеству пройденных КП).

Соревнования могут различаться:

1) по способу передвижения:

Бегом (летнее ориентирование, сокращенно -- О); - на лыжах (лыжное ориентирование -- Л О);

На велосипедах (велоориентирование -- ВО);

С иными способами передвижения;

2) по времени проведения соревнований:

Дневные (в светлое время суток);

Ночные (в темное время суток);

3) по взаимодействию спортсменов:

Индивидуальные;

Эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно);

Групповые (двое или более членов команды проходят дистанцию совместно);

4) по характеру зачета результатов:

Личные (определяются места каждому участнику);

Лично-командные (определяются места как каждому участнику, так и команде);

Командные (определяются места только команде);

5) по способу определения результата соревнований:

Однократные (результат одного-единственного состязания -- итоговый результат);

Многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней соревнования, -- итоговый результат);

Квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для попадания в финал);

6) по длине дистанции:

Суперкороткие (парковый спринт -- ПС);

Короткие (спринт); укороченные;

Классические; удлиненные;

Супердлинные (марафонское ориентирование -- МО). Соревнования проводятся в следующих видах ориентирования:

1) ориентирование в заданном направлении (ЗН);

2) ориентирование по выбору;

3) ориентирование на маркированной трассе;

4) эстафеты по всем видам ориентирования.

4. Система и правила проведения соревнований

Туристские соревнования должны начинаться с торжественного построения. Сценарий открытия необходимо продумать заранее.

Место построения следует украсить флагами. Желательно, чтобы участники имели парадную форму, а главная судейская коллегия -- нарукавные знаки отличия. Можно пригласить ветеранов войны и труда, военнослужащих, предусмотреть возложение цветов и гирлянд у памятника или обелиска в честь павших во время гражданской или Великой отечественной войны.

После подъема флага полнота власти переходит к главному судье, который представляет главную судейскую коллегию.

При проведении соревнований большое значение имеет организация насыщенного и интересного досуга. Можно провести костер, вечера дружбы, самодеятельной песни, дискотеку, встречу с интересными людьми, концерт приглашенных детских коллективов, шуточные эстафеты, мини-футбол, показать художественный фильм, видеозаписи соревнований и т. д.

Даже в дни соревнований судьи должны проводить консультации для участников и капитанов команд, привлекая старших судей по отдельным видам. Надо работать и со взрослыми руководителями, которые, участвуя в совещаниях, порой мало задают уточняющих вопросов, боясь обвинений в некомпетентности, и соответственно не доводят всю информацию до участников.

Важно продумать сценарий награждения команд и участников в конце соревнований. Не стоит скупиться на это, победителей и призеров в личном первенстве вплоть до шестого места можно награждать хотя бы дипломами или грамотами. Следует привлекать различные организации для учреждения специальных призов помимо основных наград. Нужно решить, кого из гостей привлечь к вручению наград, но главные призы и награды должен вручать представитель проводящей организации.

Один из основных вопросов -- обеспечение безопасности участников соревнований. В состав главной судейской коллегии должен входить заместитель главного судьи по безопасности, который обязан принимать участие в приеме дистанции, проверке снаряжения, особенно нестандартного, самодеятельного. Самое пристальное внимание следует уделять вопросам организации купания в водоемах и дежурства в ночное время. К дежурству привлекают сотрудников милиции и представителей команд.

Перед соревнованиями следует объяснить участникам, какие границы имеет полигон соревнований. Если границы не обозначены, нужно искусственно подчеркнуть их. Например, по просеке или дороге развесить яркую разметку. Каждому участнику следует объяснить о том, что делать в случае потери ориентировки. Если он все же заблудился, главный судья и служба дистанции должны немедленно организовать поиск, для чего необходимо иметь радиомашину.

Важно организовать информацию. Стенды с ней ставятся так, чтобы стоящие у них участники не мешали соревнованиям. На крупных соревнованиях выделяется бригада из двух-трех судей, которые организовывают своевременную информацию: вывешиваются положение о соревновании, условия его проведения, стартовые протоколы, предварительные и окончательные результаты, памятка службы безопасности, правила поведения на природе, график работы транспорта, буфетов, киосков и т. д.

5. Методика применения физической нагрузки для молодых спортсменов

Большое значение для физического воспитания детей имеет игра. В процессе игры успешно решаются вопросы укрепления здоровья и развития различных двигательных и вегетативных функций. Эмоциональность этого вида физических упражнений также является положительным фактором; являясь средством развития моторной деятельности у детей различного возраста, игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъем, развивать чувство свободы движений. Во время игры в работу вовлекаются большие группы мышц (в результате бега, ходьбы, прыжков, различных положений туловища), В результате частого переключения, смены напряжения мышц, игра является средством разностороннего развития. В ходе игр совершенствуются зрение, слух, упражняется двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений, способность к сохранению равновесия и т.д. Игра для детей является всегда источником радости, она имеет огромное воспитательное значение. В процессе игры представляются возможности для анализа поведения детей.

Гармоническое развитие двигательного аппарата достигается с помощью физических упражнений, воздействующих на различные стороны двигательной функции детей. В детском возрасте важно широко использовать упражнения на развитие скорости и ловкости. При этом в процесс физической тренировки упражнения на быстроту и ловкость понемногу связываются с допустимыми упражнениями на силу и выносливость. Такое построение тренировки обеспечивает всестороннее физическое развитие и расширение двигательного опыта. Упражнения на силу и выносливость, конечно, должны быть минимальными, что исключает значительные длительные напряжения. Занятие с детьми требует осторожного подхода к дозированию и характеру физической нагрузки в связи с высоким уровнем развития двигательной деятельности подростков и некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций. Дети в этот период проявляют большое стремление к достижению спортивных результатов. Многие из них, не соизмеряя своих сил, любой ценой, часто в ущерб здоровью, стремятся победить ровесника или выполнить норматив старших товарищей. Психика в этом возрасте очень неустойчива, реакция на замечания болезненна. До 12-14 лет целесообразно преимущественное применение упражнений, требующих относительно сложной координации, и строгая дозировка по интенсивности и длительности упражнений на силу и выносливость. В более старшем возрасте необходимо постепенное развитие качеств силы и выносливости 9 дозировках, не вызывающих перенапряжение, сочетающихся с улучшением техники движений. В детском возрасте перенесение статических нагрузок может сказаться на организме отрицательно. Упражнения, развивающие значительную силу и вызывающие длительные статические усилия, возможно применять в ходе тренировки в возрасте 15-17 лет, когда вегетативные функции достигают высокого уровня развития. Для подростков вредны упражнения с большими отягощениями, которые превышают собственный вес. Целесообразны упражнения с грузами, составляющими по абсолютной величине не более половины веса упражняющегося. Силовые упражнения с преодолением сопротивления собственного веса представляют большую нагрузку. Дети 8-9 лет относительно легко справляются с грузом, равным 1/3 собственного веса, дети 12-13 лет - с грузом, равным 2/3,а в 14-15 лет -3/4 своего веса. Лишь к 16 годам юноши способны поднять и перенести груз, равный своему весу. Все это важно учитывать в занятиях с детьми и юношами, не допуская во время физических упражнений нагрузок, которые вызывали бы перенапряжение сил занимающихся. Подобно силе развивается неравномерно быстрота движений. Начиная с 15-16 лет можно больше обращать внимания на развитие, как скорости, так и скоростной выносливости. Юные спортсмены успешно овладевают весьма сложными упражнениями, выполняемыми в быстром темпе. Для успешного обучения большое значение имеет усвоение занимающимися элементов движений, правильной их координации.

В занятиях с детьми и юношами широко применяется ряд специальных упражнений, которые способствуют развитию быстроты движений. Применяя эти упражнения, необходимо чередовать их с упражнениями на расслабление мышц. В детском возрасте важно, чтобы значительная часть упражнений выполнялась с большой амплитудой движений при максимальном расслаблении не участвующих в работе групп мышц. Расслабление мышц может быть развито в очень значительной степени. Так, было установлено, что спортсмены высших разрядов и мастера спорта могут значительно в большей степени, чем нетренированные спортсмены, расслаблять мышцы после нагрузки. Большое значение имеет систематическое обучение умению расслабляться после таких упражнений, которые охватывают большие группы мышц. К сожалению, в занятиях с детьми мало придают значения умению расслабляться. Большое значение для физического воспитания имеет развитие так называемой общей выносливости, которая характеризует способность человека совершать работу умеренной интенсивности длительное время. Вырабатывая выносливость у подростков, важно постепенно увеличивать нагрузку, применяя равномерный и переменный темп выполнения упражнений. Во всех периодах детского и юношеского возраста большое значение имеет развитие ловкости, которая служит важной частью разнообразнейших двигательных навыков. Для детей и юношей вредны нагрузки большой интенсивности, даже если они на первый взгляд кажутся посильными. В период роста и формирования организма координация различных двигательных и вегетативных функций организма еще далеко несовершенна.

Важным фактором при работе с детьми и юношами является учет пола, возраста и физической подготовленности. Начиная с 10-11 лет, занятия для мальчиков и девочек ведутся раздельно, особенно в таких видах, как легкая атлетика, спортивные игры. В методике занятий тщательно учитываются особенности развития женского организма, с учетом этого строятся занятия. В них, например, не применяются упражнения, требующие значительного проявления силы и напряжения. В возрасте 14-15 лет у большинства девочек по сравнению с мальчиками имеется склонность к более выраженному увеличению веса. В связи с этим плохо развивается ряд сторон двигательной функции. Поэтому целесообразно давать в этот период чаще упражнения, связанные с относительно длительной работай. вызывающей повышенные энергозатраты, а также поддерживающие быстроту движений и способствующие улучшению их координации. Большое значение в педагогическом процессе имеет воспитание у занимающихся способностей к преодолению трудностей при достижении спортивных результатов. Волевые качества у детей и юношей воспитываются в процессе спортивной борьбы с сильным противником, в трудных и часто необычных условиях. В случае поражения спортсмен должен находить основные причины случившегося, не ссылаться на второстепенные факторы, лишь бы оправдаться перед собой и товарищами. Воспитание на соревнованиях и в прикидках у детей умения мобилизовать свои силы, вести борьбу до конца, даже при явном преимуществе противника, является важной стороной волевой подготовки. При этом должно воспитываться чувство уважения к сопернику, желание вести борьбу только честным путем.

спортивный ориентирование спорт классификация

6. Техника и тактика школьного спортивного ориентирования

Несколько советов по профессиональной подготовке молодых спортсменов. Воспитание профессиональных навыков необходимо прививать уже в процесс соревнований. Любые соревнования обычно заканчиваются успехом одних и поражением других спортсменов. Но, к сожалению, в спортивной жизни уже укрепилась привычка все внимание отводить победителям. Но ведь и среди проигравших также немало талантливых спортсменов, по разным причинам не реализовавших своих возможностей в конкретном старте. Однако зачастую тренеры почти не уделяют внимания неудачникам, отделываясь заключением, что причиной проигрыша является их плохая волевая подготовленность. Это самое простое, но далеко не самое верное объяснение срыва. И именно тренеру необходимо детально (профессионально!) разобраться в причине плохого выступления своего ученика. Если в основе срыва лежат ошибки методического, тактического, технического характера или нерациональная подготовка /с старту, тренеру необходимо в спокойной, аналитической беседе разъяснить спортсмену причину неудачи и наметить пути устранения недостатков. При этом «работу с неудачниками» надо начинать сразу после соревнований, чтобы снять напряжение и создать новый стимул для дальнейшей деятельности. Если же причины срыва связаны с нарушением режима, дисциплины, разгильдяйством, то необходим другой подход -достаточно жесткий разбор поведения, отношения к тренировке, соревнованиям. Важно подчеркнуть, что воспитание профессиональных навыков и умений должно происходить непрерывно и складываться из обучения спортсмена поведению на соревнованиях, в период подготовки к ним, в ходе тренировочных занятий и в дни относительного отдыха.

Одним из факторов профессиональной подготовки является планирование и учет в системе тренировки. Но, как правило, юные спортсмены не ведут дневник. Отсюда и вывод: такие спортсмены имеют весьма смутные представления о годовом плане тренировки, о перечне стартов и их ранжировании, о контрольных нормативах по физической подготовке, о динамике тренировочной нагрузки в годичном цикле. Ведение дневника и его последующий анализ поможет спортсмену полно раскрыть связь между спортивным достижением и объемом упражнений в тренировке и тем самым воспитать в себе качество, которое мы называем спортивным трудолюбием. Случается и так, что атлет ведет дневник, но фиксирует в нем только качественные показатели тренировки, без их анализа, записей о самочувствии, об ощущениях, «настройке» двигательных установок. А ведь дневник принесет пользу только тогда, когда в него заносят данные, связанные с самочувствием до и после тренировки и соревнований, пульс до и после тренировки, во время отдыха, степени усталости, результаты выполнения контрольных нормативов, самооценки активности, итоги медосмотров и обследований, а главное - подробное описание поведения и тактики выступления в состязаниях.

Умение соревноваться достигается моделированием условий соревнований, использованием в тренировке метода подготовки в условиях «поля боя». Умение преодолевать в тренировочных занятиях трудности большие, или могут встретиться в соревнованиях, и особенно участие в тренировочных состязаниях и прикидках определенными задачами, является одним из эффективных путей специальной подготовки. Важнейшей установкой перед соревнованиями является правильный двигательный режим. Замечено, что некоторые юные спортсмены в последние дни перед стартом «пассивно» отдыхают, причем тренеры планируют им именно такой отдых, забывая о том, что он способствует «расхолаживанию» спортсмена и не способствует поддержанию оптимального нервно-мышечного тонуса. Часто, после 6-10 часового сидения в автобусе, самолете, спортсмены предпочитают отдыхать в постели, тогда как известно, что «активная» разминка в этот период является более полезной. Особенно это важно учитывать при переездах к месту соревнований, сильно отличающемуся от привычного по часовому поясу и температурному режиму. Ежедневные разминки будут способствовать более быстрой перестройке организма на новый биологический ритм. Важным моментом работы является воспитание у юных спортсменов доверия к новым дистанциям Часто молодые легкоатлеты, попадая в сборные команды, не желают тренироваться у новых (временных) тренеров, так как их постоянный наставник дал им именно такую установку. А ведь работа с новым тренером на отдельных этапах подготовки всегда обогащает спортсмена, позволяет получить новые знания, навыки, опыт, накопленные предыдущими поколениями. В то же время упорное сопротивление выполнению скорректированных тренировочных программ, предложенных более опытными наставниками, приводит к обособлению спортсмена, к его нервному напряжению, что отражается, в конечном счете, на правильности подводки к крупным соревнованием и результативности выступления. Личный тренер, отсутствующий в данной конкретной ситуации, не может предусмотреть все особенности, а некоторые не имеют необходимого опыта подводки к крупным соревнованиям. Все это требует внесение необходимых изменений в планы тренировки и тактику соревнований. Поэтому юных легкоатлетов следует всегда воспитывать в духе доброжелательности к новым наставникам.

Важнейшей задачей является воспитание в себе внимательного отношения к здоровью. Это должно выражаться в выработке потребности к прохождению систематической диспансеризации, своевременному лечению травм и заболеваний, связанных с тренировочной и соревновательной деятельностью. Юный спортсмен должен обладать определенными знаниями по профилактике простудных заболеваний, травм опорно-двигательного аппарата, структуры рационального питания и тем более знать о недопустимости курения, алкоголя, наркотических веществ и различных стимуляторов. Этому помогает воспитание навыков строгого выполнения режима учебы, отдыха, тренировки. Росту спортивного мастерства способствуют и прочные навыки необходимого гигиенического режима (сон, водные процедуры, баня, использование чистой спортивной одежды, обуви без конструктивных дефектов и подогнанных по фигуре и ноге, своевременное переодевание в «цивильную» одежду после занятий и соревнований).

В заключение следует остановиться на воспитании установок к прохождению обследований (тестирований), направленных на определение состояния подготовленности спортсмена. В современной системе подготовки - это один из элементов управления спортивной формой и подводки к главным стартам сезона.

7. Содержание занятий по физической подготовке школьников в секции по спортивному ориентированию. Самоконтроль ориентировщика и ведение дневника

Техника -- это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д.

Тактика - это выбор определенных приемов для прохождения конкретных участков дистанции.

Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные -отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных -- быстрее избавляться.

Технические приемы в ориентировании

Чтение карты -- важный технический прием. Особенно много времени на него тратят новички. Глядя на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность -- видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного» бега, желательно на бегу читать любую отвлеченную карту. Нужно учиться понимать и читать карту с любым ландшафтом: местность с оврагами, мелкосопочником, крупным рельефом, пойменную, с густой сетью дорог и т. д. Новички начинают с чтения карты во время ходьбы, мастера читают карту, почти не снижая скорости бега. При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответствующую точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения.

Определение азимута движения по карте. Следует пояснить, что иногда нужен «грубый» азимут, а иногда «точный». «Грубый» азимут используется при выходе на большой площадной или линейный ориентир. При его определении нужно сориентировать карту и встать лицом в направлении движения. Карту можно сориентировать разными приемами: по линиям местности, по солнцу (зная, что в полдень оно на юге). Снятие «точного» азимута проводится с прикладыванием компаса к карте, вращением ампулы компаса с рисками и т. д. Этот прием необходимо доводить до автоматизма и пользоваться им в движении. Прежде всего надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на 180 градусов от нужного направления:

Неправильно приложена плата компаса к точкам «откуда» и «куда» иду;

При установке линий на дне колбы компаса параллельно меридиану карты северные риски поставлены на юг.

Технику работы с компасом при определении азимута можно отрабатывать в лесу, на стадионе, в спортзале, манеже и т. д. Затраченный труд оправдается на реальной дистанции.

Тренировочные упражнения:

После круга по залу начертить на листе чистой нелинованной бумаги отрезок 8, 12, 16 мм и т. д.;

Определить длину отрезка в миллиметрах на глаз;

Начертить линию в миллиметрах, соответствующую расстоянию 150 м, в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.;

определить по линии в миллиметрах расстояние в метрах в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.

Измерение расстояние на местности. Чаще всего измерять расстояние на местности приходится парами шагов. При этом следует помнить, чем короче шаг, тем больше пар шагов в 100 м. Длина шага зависит от многих факторов и прежде всего от эмоционального состояния ориентировщика. Упражнения для тренировок:

Измерить расстояние по дороге от развилки до развилки шагом, бегом на разных скоростях;

Измерить расстояние при движении по азимуту через лес разной проходимости и т. д.

Заключение

Техника бега. Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива... Чего только не встретит спортсмен на своем пути! Это не асфальт марафонца и не тартановая дорожка легкоатлета. Здесь нужна особая подготовка. В подъем ориентировщик бежит, ставя ногу на полную стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствие, не поднимая высоко центр тяжести.

Техника «взятия» КП. Логика действий на этапе до КП должна быть проста:

Где стоит (ориентир);

Откуда бегу (привязка);

Выбор пути на привязку.

Именно в такой очередности должен рассуждать спортсмен, планируя прохождение очередного отрезка от КП до КП. Новички этот план составляют после отметки на очередном КП. С. Б. Елаховский советует найти возможность спланировать путь на третий КП еще при движении на второй.

Где стоит. Нужно искать не призмы КП, а место (ориентир), где он стоит. Опытный ориентировщик знает, как на местности с расстояния определить микроямку: почти каждая из них имеет хотя бы небольшой бруствер, который различается высотой травы на нем. Не призму, а муравейник можно увидеть с расстояния, не призму, а контур болотца нужно искать, и призма КП в северной его части -- вот она.

Откуда бегу. Привязкой должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не должен стать дополнительным КП, который нужно искать. Далее выбор пути на привязку. Техника подхода и ухода с КП. Новичка можно отличить сразу. Он радостно подбежит к КП, если не забудет, то сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем долго будет искать свое местонахождение на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти КП, играя роль маяка. Мастер точно знает, с какой стороны подходить к КП и, главное, куда с него уходить. Отметка занимает 2 -- 3 с - и в путь, в нужном направлении. Некоторые рекомендуют даже отмечаться компостером, который ближе к направлению ухода с КП.

Отметка на КП. Опытный спортсмен, подходя к КП, готовит заранее карточку к отметке. Многие отмечают карточку одной рукой, автоматически проверяя качество отметки.

Все это отрабатывается на следующих тренировках. На концах спортзала стоят компостеры. Спортсмен в конце тренировки или в качестве отдыха психологически проигрывает дистанцию. Дойдя в карте до очередного КП, он, сориентировав карту, подходит к компостеру с нужной стороны и уходит в нужную сторону. После этого опять движется по залу, читая карту. На учебном кругу стоят компостеры. Спортсмены отрабатывают технику и качество отметки на соревновательной скорости.

Туризм и спортивное ориентирование - это спорт и вид активного отдыха для всех. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща людям любых возрастов. С каждым годом увеличивается число желающих провести отпуск или выходные дни за чертой города, на природе. Ведь даже кратковременный поход по намеченному маршруту помогает снять усталость, отвлечься от привычной обстановки, дает огромный заряд бодрости, обогащает впечатлениями.

Не любой, даже самый простой однодневный, поход требует определенной подготовки. Нужно уметь, к примеру, уложить рюкзак так, чтобы в нем уместилось все необходимое и не оказалось ничего лишнего. № менее важно умение ориентироваться на незнакомой местности, оказать в случае необходимости первую медицинскую помощь, правильно выбрать место для ночлега и развести костер, быстро и вкусно при готовить пищу в походных условиях, дольше сохранять продукты питания, отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых и т.д.

Туризм и ориентирование являются, прежде всего, средством физического воспитания и оздоровления людей, потенциально содержат возможности решения целого комплекса воспитательных задач.

Участники похода обязаны

* своевременно выполнять указания руководителя группы;

* пройти всестороннюю спортивно-техническую подготовку до начала похода и активно участвовать в его подготовке;

* знать и неукоснительно соблюдать требования природоохранных законодательств, правил пожарной безопасности, правил безопасности на воде, способы предупреждения травматизма, обморожения и оказания доврачебной помощи;

* бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, принимать активное участие в общественно-полезной работе;

* своевременно информировать руководителя похода об ухудшении здоровья или травмировании;

* оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие. Туризм и ориентирование имеют большое военно-прикладное значение и являются прекрасной формой активного отдыха Навыки ориентирования необходимы специалистам многих профессий.

В работе не рассматривались действия в экстремальных условиях. Такими условиями считают обстановку, когда появилась реальная угроза здоровью или жизни участников. Невозможно предусмотреть все ситуации, так как они зависят от множества факторов. Поэтому рассмотрение наиболее распространенных из них требует отдельного разговора.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и оздоровительное значение спортивного ориентирования. Основные моменты истории его развития и особенности видов. Система и правила проведения соревнований. Методика занятий спортивным ориентированием школьников среднего и старшего возраста.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    История развития спортивного ориентирования как вида спорта. Организация и результаты экспериментально-практического исследования роли специальной физической подготовки на занятиях спортивного ориентирования в развитии выносливости юных спортсменов.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивному ориентированию. Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня подготовленности ориентировщиков 12-13 лет.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2013

    Особенности применения силовых упражнений в физической подготовке школьников. Экспериментальное исследование влияния занятий в секции атлетической гимнастики школьников 14-16 лет на улучшение процесса физического развития и физической подготовленности.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2012

    Особенности спортивного ориентирования. Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию. Формирование разновозрастных групп (команд). Психологическое состояние ориентировщика на дистанции и перед стартом. Регуляция эмоциональных состояний.

    реферат , добавлен 17.10.2014

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе. Построение подготовки спортсменов при начальной спортивной подготовки. Ошибки в спортивном ориентировании.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2010

    Требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями, динамика развития их качеств. Проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра в училище.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2011

    История проведения и виды соревнований по бальным танцам в 20 веке. Создание Международной Федерации спортивного танца. Классификация спортсменов-танцоров, структура соревнований, музыкальное сопровождение, критерии оценки и требования к костюму.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    История ориентирования на местности без карты, его виды. Определение сторон горизонта по компасу и по местным признакам. Основные фазы Луны, возможности их использования при поиске пути. Спортивное ориентирование: история возникновения и развития.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2013

    Специфика спортивного скалолазания, правила дозирования нагрузки. Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки. Оценка уровня специальной физической подготовленности скалолазов 12-13 лет.

Реферат

«Спортивное ориентирование – это спорт для всех»

ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ - означает оценивать ситуацию вокруг себя и принимать решение в этой ситуации. Выходит, ориентируемся мы всегда и везде: на улице, на дороге, в учебе, в профессии, каждую минуту нашей жизни, чем бы мы ни занимались, чтобы мы не делали. Очень часто слово «сориентировался» мы произносим в повседневной жизни. Ориентирование - такой же естественный процесс для человека, как ходьба и бег. Как только древний человек встал на ноги он начал оглядываться вокруг себя, мыслить, чтобы сориентироваться в окружающем его мире.

Согласно этого определения элементы ориентирования присутствуют в любых видах спорта – игровых, на выносливость, в сложнокоордиционных, т.к. в любом виде спорта необходимо оценить обстановку вокруг себя, чтобы применить тот или иной технический или тактический прием для достижения результата.

Спортивное ориентирование выделилось в самостоятельный вид спорта в нашей стране из туризма в шестидесятые годы и определился как вид спорта, результат которого оценивается в скорости прохождения дистанции по незнакомой местности с помощью карты и компаса.

Хочу отметить, что Федерация России по спортивному ориентированию работает под девизом: «Ориентирование – спорт для здоровья нации».

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье определяется как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды»,поэтому цель моей работы, как детского тренера, - социализация детей, адаптация их в современном обществе, позитивное восприятие жизни, преодоление стресса и эффективное решение жизненных задач.

В настоящее время я работаю в двух направлениях:

Занятия с учащимися начальных классов в группах спортивно-оздоровительной направленности;

Спортивная подготовка на учебно-тренировочном этапе с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Мною была разработана программа – «Спортивное ориентирование для спортивно-оздоровительных групп детей младшего школьного возраста», которая в 2004 г. стала лауреатом областного конкурса образовательных программ. Работая по этой программе, я в комплексе решаю оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Следующее направление моей работы - это специализация в спорте. На этом этапе я работаю по программе Министерства образования для ДЮСШ и СДЮШОР.

Создание такой системы позволяет мне познакомить большое количество детей со спортивным ориентированием, подготовить их к дальнейшим занятиям спортом, а также достичь высоких спортивных результатов воспитанников.

Принимая участие в этом конкурсе, я определила для себя, что главное - это не защитить программу, по которой я работаю (она уже получила высокую оценку), не раскрыть методики, применяемые мною в образовательном процессе (об этом говорят спортивные результаты моих воспитанников), а показать потенциал спортивного ориентирования, как вида спорта. А также рассказать о своей работе, которая в системе решает образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Спортивное ориентирование – это спорт для всех.

Главными задачами этого направления являются, прежде всего, оздоровление и обучение. Многообразие видов ориентирования - бегом, на лыжах, на велосипедах дает возможность заниматься им круглогодично. Большой диапазон дистанций (от сверхкоротких до марафонских) дает возможность детям проявить себя в зависимости от своих способностей. Я знакомлю детей со всеми видами спортивной деятельности, которые объединены ориентированием: мы часто ходим в походы, занимаемся беговой и лыжной подготовкой, используем в тренировке велокроссы и при всем этом совершенствуем технику ориентирования на местности. Поэтому я считаю, что спортивное ориентирование формирует потребность у детей заниматься физической культурой, потому что в нем может найти себя каждый.

Спортивное ориентирование – это спорт всех возрастов , так как им можно заниматься в любом возрасте, в независимости от физической и технической подготовки. Самое главное в ориентирование - индивидуальное прохождение дистанции с приемлемой для участника скоростью. В ориентировании побеждает тот, кто правильно и быстро выполнит все технические и тактические действия, а не тот, кто только быстро бежит. Одновременное участие в соревнованиях спортсменов разного возраста дает им возможность учиться друг у друга, а также постоянно повышать планку в своей подготовке. Юные спортсмены побеждают, как правило, за счет своей физической подготовленности, а ветераны – за счет опыта и техники ориентирования.

В этом огромное воспитательное значение ориентирования, т.к. в нем проявляется преемственность поколений, т.к. создается коллектив единомышленников, объединенных одним увлечением в независимости от возраста.

Спортивное ориентирование – это спорт для здоровья .

Для оценки состояния здоровья детей используются следующие критерии:

Функционирование основных систем организма, степень устойчивости организма к болезням. По-моему, это прерогатива медиков.

Нервно- психическое развитие ребенка, его социальное поведение - это работа психологов и социальных педагогов.

Я, как тренер, могу формировать здоровье ребенка через его физическую подготовку (развитие физических качеств), и закаленность организма (адаптация организма к внешним условиям). Эти показатели также являются критерием здоровья.

Ко мне часто приходят постоянно болеющие дети с низкой физической подготовленностью. Занятия в спортивно-оздоровительных группах повышают уровень их физической подготовленности до среднего и высокого. Это видно на диаграмме (см. монитор). А организация занятий на свежем воздухе, в разное время года дает хороший закаливающий эффект.

Спортивное ориентирование плюс туризм.

Объединение в своей работе этих двух видов помогает мне решать, прежде всего, воспитательные задачи.

Занятия ориентированием может служить прекрасным инструментом для воспитания лидерских качеств и способствует развитию индивидуализма у ребенка. С первого занятия я приучаю ребенка самостоятельно принимать решения, не бояться совершить ошибку, искать различные пути движения.

Туризм способствует развитию коллективизма у ребенка, навыков поведения в обществе, а также учит их быть ответственными перед своими товарищами помогать друг другу в преодолении трудностей.

В учебном процессе я часто использую такие виды занятий как соревнование и поход, где естественным путем моделируются ситуации, в которых ребенок проявляет свои личностные качества.. С точки зрения педагогики сочетание двух видов спорта, туризма и ориентирования, дает наибольший эффект в работе с детьми- развитие лидерских качеств, а также умение жить в коллективе.

Ориентирование – это общение с природой.

Лес для спортсмена – ориентировщика – родная стихия. Основная форма моей работы – круглогодичное проведение тренировок в лесном массиве, на которых воспитывается у детей бережное отношение к природе.

Дети на моих занятиях наблюдают за окружающим нас миром. Замечают, какие изменения происходят в природе со сменой времени года, встречаются с животными, которые живут рядом с нами, видят результаты вмешательства человека в живую среду. Они начинают понимать, что лес – это живое пространство. Жизнь в нем подчиняется строгим законам и необдуманное вмешательство в эту жизнь приводить к страшным последствиям, что необходимо заботиться об окружающей среде, следить за лесами, заботиться обо всем, что окружает нас – воздух, деревья, почва, камни – это очень важно! И в этом огромная воспитательная роль нашего вида спорта.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ – СПОРТ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Начиная заниматься спортивным ориентированием, люди приводят туда все семью.

В ориентировании много семей - ориентировщиков. В спортивном ориентировании, как ни в одном другом виде спорта, существует много семейных династий. Часто на соревнованиях можно увидеть семью, где одновременно выходят на старт несколько поколений - это и бабушка с дедушкой, родители и их дети. В своей работе я привлекаю родителей для участия в походах, соревнованиях, турнирах. Увлечение ориентированием захватывает все семью, ориентирование – это и совместный досуг, и общее увлечение, и единый дух, который объединяет всех.

Какой другой вид спорта так укрепляет семейные узы?

ОРИЕНТИРОВАНИЕ – МАССОВЫЙ ВИД СПОРТА

В последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в рамках программы «Спорт для ВСЕХ».

Возможности этого вида спорт, для привлечения населения и особенно молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом не ограничены.

Для занятий спортивным ориентированием не нужно дорогостоящих спортсооружений и инвентаря, что является плюсом к развитию массовости в ориентировании.

Современные информационные технологии почти мгновенно внедряются в спортивном ориентировании. Широкое применение средств электронной отметки позволяет быстро узнавать результат участника на соревнованиях, а так же получить информацию о времени прохождения различных отрезков дистанции самим участником, а также соперниками.

Одним из направлений моей работы является организация массовых стартов для школьников. Мы проводим «Дни спорта», «Четверги Здоровья» для общеобразовательных школ, летних оздоровительных лагерей, где знакомим учащихся со спортивным ориентированием и туризмом. А я как тренер имею прекрасную возможность просматривать огромное количество ребят и приглашать самых талантливых, для занятий в своих группах.

В этой работе мне активно помогают мои ученики. Они готовят спортивные карты к соревнованиям, планируют и готовят дистанции, обрабатывают результаты и определяют победителей. Возможность познакомится с организацией и судейством соревнований воспитывает у ребят ответственность за порученное дело, а также дает им возможность проявить себя лидером.

– вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.

Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и её длина определяются по возрастной группе и сложности местности соревнований. При этом дистанция (маршрут) должна быть незнакомой для всех участников, сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, имея умение ориентироваться и хорошую физическую подготовленность.



Виды спортивного ориентирования

Ориентирование бегом

Соревнования по ориентированию бегом проводятся в большом количестве разных дисциплин, например: заданном направлении ("ЗН"), по выбору ("ВО") и даже на маркированной трассе ("МТ"). Чемпионаты мира по спортивному ориентированию бегом проводятся c 1966 года.

Ориентирование на лыжах

Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в условиях устойчивого снежного покрова в дисциплинах: заданное направление, маркированная трасса.

Ориентатлон
(Ski-O-thlon)

Комбинация двух предыдущих видов. Соревнования в заданном направлении проводятся с использованием специальной карты, на которую нанесены лыжни, а также показаны виды лыжней в отношении скорости передвижения на лыжах.

Чемпионаты мира по спортивному ориентированию на лыжах проводятся с 1975 года.

Ориентирование на велосипедах

    Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах:
  • заданное направление
  • маркированная трасса
  • по выбору
  • в комбинации этих видов.

Спортивная карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде. Чемпионаты мира по спортивному ориентированию на велосипедах проводятся с 2002 года.

Точное ориентирование, трейл-ориентирование

Международное название - Trail Orienteering (trail-O, также Pre-O, старое название - "ориентирование по тропам") - вид спорта, заключающийся в точной интерпретации ситуации на местности с помощью карты.

Участники за контрольное время преодолевают (обычно в заданной последовательности) дистанцию, состоящую из пунктов, на каждом из которых в пределах видимости располагаются несколько призм (флагов). Участники должны определить и зафиксировать, какая из этих призм (флагов) на местности соответствует обозначенной на карте и заданной легенде (возможно и никакая). При этом на карте могут намеренно отсутствовать некоторые имеющиеся на местности ориентиры.

Движение участников допускается только по разрешенным тропинкам (дорожкам) или маркированным участкам местности. Спортсмен может по своему выбору стартовать или пешком (бегом), или на велосипеде, или на одноместной коляске приводимой в движение руками или электромотором. Время прохождения дистанции в расчёт не принимается, результат определяется по количеству правильных ответов. На некоторых контрольных пунктах называемых "Тайм-КП" дополнительно фиксируется время принятия решения, но и в таком случае время передвижения между контрольными пунктами не учитывается.

Чемпионаты мира по точному ориентированию (World Trail Orienteering Championships - WTOC) проводятся с 2004 года. С 2013 года в программу Чемпионата мира включена дисциплина "Спринт". Спринт состоит из одних "Тайм-КП".



Виды соревнований

Ориентирование
в заданном направлении
("ЗН" )

Заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке.
В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой нанесены место старта, КП, соединенные линией, которая обозначает последовательность прохождения КП. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

Соревнования по спортивному лабиринту (ультраспринт ) проводятся на маленькой площадке среди искусственных препятствий. Длина дистанции составляет 100-500 м, карты лабиринта обычно имеют масштаб 1:100.

Ориентирование
по выбору
("ВО" )

– заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке.
Перед стартом каждому участнику выдается карта с нанесенным местом старта, финиша и контрольными пунктами.

    Существует два варианта проведения соревнований такого вида:
  • Прохождение дистанции от старта до финиша с требуемым количеством КП/очков за наименьшее время;
  • Набор наибольшего количества очков/КП за назначенное контрольное время.

Контрольным пунктам, в зависимости от сложности и дальности, назначаются баллы, а за превышение контрольного времени назначается штраф, как правило, путем вычитания из результата по одному баллу за каждую полную минуту превышения контрольного времени.

Ориентирование
на маркированной трассе
("МТ" )

– заключается в том, что участнику предоставляется спортивная карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту (иголкой или спец. компостером) расположение КП, которые встречает по пути.

На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф в зависимости от ошибки участника. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги.

Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР.


Техника спортивного ориентирования

Перед тем, как вникать в секреты ориентирования, сначала необходимо уделить внимание одному из "главных инструментов" – карте .

Можно без всяких оговорок сказать, что карта – хрестоматия ориентировщика, ибо с ее помощью он может выяснить характер и особенности местности. Но для уяснения всего этого нужно, конечно, "научиться грамоте", а это значит, научиться читать карту.

Условные знаки спортивных карт

Если умеешь читать карту, то уже с помощью ее одной можешь добраться до намеченной цели и определенно разумнее, чем с помощью одного лишь компаса. С помощью компаса, правда, ты можешь при любых условиях идти в желаемом направлении, но без карты ты как слепой. Карта – важнейший инструмент ориентировщика. Лучшая для ориентирования – спортивная карта.

Для обозначения на карте объектов местности и ее рельефа используются различные условные знаки. Если мы считаем карту хрестоматией ориентировщика, то условные знаки – это азбука, по которой ориентировщик составляет единые и по своему значению ясные слова и предложения.

Жидкостной компас

Лучший друг ориентировщика – компас . Без него было бы трудно выйти из запутанной местности к намеченной цели наиболее прямой дорогой.

Компасу мы должны верить даже тогда, когда наше собственное "верное" чутье переворачивает все вверх дном, указывая вместо севера на юг и наоборот.

С помощью карты и компаса можно ориентироваться на местности и точно выдержать намеченный путь. Но прежде необходимо научиться правильно ориентировать карту и находить на ней точку стояния.

Способы ориентирования карты

Ориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя сторона рамки была направлена на север, а нижняя – на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и установите карту так, чтобы север на карте совпадал с направлением, указываемым стрелкой компаса.

Ориентировать карту можно и другим способом. Встаньте на какую-нибудь линию местности, обозначенную на карте. Допустим, такой линией будет дорога.

Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпадало с направлением дороги на местности. При этом нужно убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, как и на карте.


Ориентирование карты по направлению на ориентир

Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно. Следует помнить, что каждый раз при сопоставлении местности и карты, надо начинать с ориентирования карты. Вначале это может показаться делом не столь уж легким, но вскоре будет заметно, какую пользу это дает.

Способы движения по маршруту с помощью карты

Чтобы пройти от одной точки до другой, существует два совершенно различных способа. Один из них основан на чтении карты и выборе по ней наилегчайшего пути, а другой предполагает прямое хождение по азимуту . Поясним, что мы имеем в виду под этими способами.

Представь себе, что тебе необходимо пройти от одного села к другому. Положившись только на карту, ты сможешь пройти к своей цели придерживаясь надежных и легко обнаруживаемых на местности объектов, таких, как тропы, дорога, русло ручья или край пашни. Если ты прошел по маршруту таким способом, можно сказать, что ты прибег лишь к чтению карты , чтобы выйти к желаемому пункту.

А теперь предположим, что тебе нужно добраться от села к озеру. Прямо через лес намного короче, чем по обходной дороге. В данном случае тебе придется определить азимут и следовать по нему через лес прямо к озеру. Это и есть хождение по азимуту .

Угол между направлением на север и направлением на заданный предмет (ориентир) называют азимутом. Движение по азимуту – это умение выдержать с помощью компаса заданное направление пути и выйти к намеченному пункту. Для этого предварительно по карте определяется маршрут движения, определяются азимуты участков и расстояния, которые необходимо пройти на каждом участке.

Чтобы узнать, сколько в азимуте градусов, начинают считать от севера вправо, то есть по ходу часовой стрелки. Азимут измеряют от 0 до 360 градусов. Так же идут и деления на компасе.

Постоянно сличайте карту с местностью ! Основой ориентирования является то, что ориентировщик всегда должен знать на карте точку своего стояния. А это возможно лишь тогда, когда тщательно следишь за картой и местностью, т.е. контролируешь направление движения и пройденное тобой расстояние (измерение расстояния на карте и на местности см. тему "Топография и ориентирование").



Дистанции спортивного ориентирования

Классификация дистанций

Дистанция – трасса соревнований от старта до финиша.

    Дистанции по насыщенности задачами ориентирования
    и требованиям к физической подготовленности участников
    подразделяется на классы:
  • ВС - всероссийских соревнований;
  • МС – мастера спорта;
  • КМС – кандидата в мастера спорта;
  • дистанции класса 1-го разряда;
  • дистанция класса массовых разрядов.

Оборудование дистанции по спортивному ориентированию

    В районе соревнований оборудуются :
  • предварительный старт (место регистрации стартующих участников);
  • пункт выдачи карт;
  • технический старт;
  • точка начала ориентирования (пункт К);
  • контрольные пункты - КП ;
  • маркированные участки (от технического старта до точки начала ориентирования;
    от последнего КП до финиша и др.);
  • финиш (пункт передачи эстафеты);
  • другие необходимые для каждого вида ориентирования объекты (пункты питания, пункты первой медицинской помощи, места для зрителей и представителей прессы).

У предварительного старта должны быть часы или иное устройство, показывающее судейское время (текущее время соревнований).

Дистанция соревнований на маркированной трассе размечается на местности от точки начала ориентирования до финиша.

Для оборудования КП и точки начала ориентирования применяют знак в виде трехгранной призмы со стороной 30 х 30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол на белое поле вверху и оранжевое (допускается красное) – внизу.

  • 1 – призма КП с номером;
  • 2 – двойной компостер с номером КП;
  • 3 – опора для подвешивания КП

Каждому КП дается обозначение и для этого используются двухзначные и трехзначные числа, начиная с 31. Номера, которые могут быть неоднозначно прочитаны (66,68,86,89,98,99 и т.п.), для обозначения КП использовать запрещается. Обозначение должно быть одно, сколько бы дистанций ни сходилось на данном КП (кроме соревнований "МТ").

Образец оборудования КП устанавливают близ старта не позднее, чем за 30 минут до старта 1-го участника.

КП снабжаются средствами отметки , которые прикрепляются в непосредственной близости от призмы. Количество средств отметки должно быть таким, чтобы не вызывать задержки участников.

Все КП одной дистанции оборудуются однотипно и снабжаются средствами отметки одинаковой конструкции.

Посещение КП участником контролируется с помощью документа – контрольной карточки , которая может быть совмещена с картой. Карточка участника должна ясно показать, что все КП были посещены. Карточка должна иметь возможность произвести резервную (R) отметку. Если на контрольной карточке отсутствует правильная отметка какого-либо КП или она не определяется однозначно, результат участника может быть аннулирован. Результат участника, потерявшего контрольную карточку, не сдавшего ее на финише или прошедшего КП в ином, по сравнению с заданным, порядке, может быть аннулирован.

Отметка КП на маркированной трассе производится так: участник фиксирует место положения КП проколом полученной на старте карты иглой диаметром не более 1 мм. Прокол КП участник отмечает крестом при помощи цветного карандаша, находящегося на следующем КП. Последнее КП отмечается на рубеже отметки. За ошибку в нанесении КП более, чем на 2 мм участник получает штраф (в минутах или штрафных кругах)

На Международных, Всероссийских соревнованиях функцию контрольной карточки может выполнять специальное устройство, входящее в систему электронного контроля посещения КП – ЧИП . Электронная система отметки позволяет контролировать движение спортсмена по дистанции.



Легенды КП

К предварительной информации, которую спортсмен получает до старта, относится графическое описание места положения КП при помощи символов (пиктограмм) – легенды КП.



Легенды КП позволяют действовать в районе расположений пунктов более осмысленно и быстро . А это значит, что можно сэкономить время при "взятии" КП.

Над таблицей с символами указывается возрастная группа участников, длина дистанции по прямой между КП и суммарный набор высоты по оптимальному пути, а под таблицей – расстояние от последнего КП до финиша и наличие на этом пути маркировки.

Описания местоположения КП

Описания КП находятся в порядке, в котором нужно посетить КП, и могут включать специальные инструкции, такие как длину и характер любого маркированного участка дистанции. Толстая горизонтальная линия, должна использоваться после каждых четырех описаний и с обеих сторон любого специального указания.


Самая трудная и сложная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании – выбор маршрута . По какому пути следует двигаться? Обойти ли раскинувшееся впереди поле или промчаться прямо напропалую?

При решении проблемы выбора маршрута нужно в первую очередь принять во внимание два момента. Во-первых, надежность , т.е. возможность избежать движения по неправильному маршруту или уменьшить вероятность сбиться с пути, и во-вторых, скорость .

Условия этих соревнований предусматривают отыскание в кратчайший срок на местности определенного числа контрольных пунктов, нанесенных на карту. Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Заданный на карте порядок прохождения КП должен соблюдаться неукоснительно. Ориентировщику, нарушившему порядок прохождения КП или пропустившему какой-либо пункт, результат не засчитывается.

Правила соревнований предусматривают старт участников по одному с интервалом в 1, 2, 3 мин (чем крупнее соревнования, тем больше интервал). С этого времени и начинается отсчет времени каждого спортсмена. Дистанция от старта до пункта выдачи карт обычно не превышает 300 м. На пункте выдачи спортсмен получает карту, на которую надо нанести местонахождение пункта выдачи карт (ПНК), КП и финиша. Дистанция обычно имеет форму замкнутого круга, так как старт и финиш устанавливают на одном месте. По правилам протяженность трассы на соревнованиях основной возрастной группы (21-34 года) может колебаться от 6 до 15 км у мужчин и от 4 до 9 км у женщин. Длина детских трасс и количество КП представлено в таблице 9.

Таблица 9 Длина детских трасс и количество КП

Для молодежи 16-18 лет длина трассы не должна превышать 6 км для девушек и 9 км для юношей.

Спортсмены-ориентировщики должны соблюдать следующие правила, за нарушение которых они могут быть наказаны вплоть до дисквалификации:

1. После объявления района предстоящих соревновании посещать его спортсменам запрещено.

2. Участникам не разрешается выходить на местность до своего старта и после прохождения дистанции до окончания соревнований.

3. В ходе соревнований нельзя:

Пересекать засеянные поля, огороды, фруктовые сады, огороженные участки местности;

Пользоваться иной картой, кроме полученной от судейской коллегии;

Применять средства передвижения, не предусмотренные в данных соревнованиях;

Изменять обозначения и устройство КП;

Получать помощь в ориентировании от других участников и посторонних лиц;

Оказывать такую же помощь другим спортсменам.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МАРКИРОВАННОЙ ТРАССЕ

Смысл этих соревнований заключается в том, что на местности маркируется трасса и устанавливаются КП, расположение которых сохраняется в тайне от участников. Участник должен пробежать по маркированной трассе, определить местонахождение всех встречающихся на пути КП и нанести их на свою карту.

Участники соревнований должны быть очень внимательны при работе с картой на дистанции. В противном случае могут быть допущены ошибки, за которые судьи могут аннулировать результат участника. Это может случиться, если центр креста, нанесенный участником с помощью карандаша, отстоит более чем на 2 мм от отверстия на карте или если цвет отметки какого-либо КП отличается от цвета карандаша, которым должен быть отмечен этот пункт. А чаще всего участников снимают с соревнований за несоответствие количества проколов на карте числу КП. Чаще всего это случается с новичками: проколов карту, а затем убедившись в ошибке, они делают новый прокол карты.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ВЫБОРУ

Смысл этих соревнований заключается в том, что участник на старте получает карту с нанесенными КП. Около каждого КП указано количество очков, которое получит нашедший его спортсмен. Порядок прохождения КП произвольный.

ЭСТАФЕТЫ

Эстафеты могут проводиться в любом из перечисленных видов соревнований. Задания для участников те же, только дистанция разбита на этапы. Спортсмены одной команды поочередно, каждый на своем этапе, выполняют задачу. Старт, пункт передачи эстафеты и финиш находятся в одном месте.

Спортивное ориентирование – это бег по заданному направлению: спорт­с­мен с картой и компасом должен пройти дистанцию, отметившись на нескольких контрольных пунктах. Двигаться нужно по пересеченной местности (обычно по лесам и паркам), контрольные станции проходить в особом порядке. Этот вид спорта вышел из военных учений, которые проводили для скандинавских и британских солдат. Отцом-основателем считают шведского майора Эрнста Килландера, президента Стокгольмской любительской спортивной ассоциации. Он придумал правила и провел первые в истории соревнования в 1918 году.

Рассказывает психолог и психофизиолог Татьяна Фадеева, 31 год, КМС, призер чемпионата Московской области и Федеральных соревнований «Российский Азимут».

«Ориентирование учит рассчитывать только на себя, – говорит Татьяна. – Нет ни болельщиков, ни соперников поблизости, ты один на один со своей дистанцией. По сути, это метафора жизни, с которой ты тоже всегда тет-а-тет, и нужно двигаться вперед, бороться со страхами, ленью, нежеланием думать. Ошиблась – не факт, что проиграла: там, где тебе трудно, сложно и остальным, конкуренты тоже могли совершить промах. Поэтому, если заблудилась, нельзя метаться и впадать в панику, надо взять себя в руки и принять взвешенное решение. Остановиться, вспомнить, в какой точке ты еще знала, где находишься, вернуться, сориентироваться заново и продолжать движение. Все как в жизни».

Все не так просто. При высоких аэробных нагрузках сложно сохранять внимание (на тренировках новичкам выдают тексты и задачки, которые надо читать и решать на бегу, – попробуй и поймешь, до чего «здорово»). А ведь необходимо следить за дорогой, сверяться с маршрутом, соображать, как перебираться через препятствия . И номера контрольных пунктов не перепутать. Хотя это и есть самое интересное. Плюс полезное: мало что в жизни может пригодиться так, как умение быстро соображать в стрессовой ситуации. (Лови инструкцию по борьбе со стрессом .)

«Спортивное ориентирование уникально сочетанием физической и ментальной загрузки, – гово­­рит Татьяна. – Ты ведь не просто бегаешь, но и думаешь, голова загружена на 150%. Не отвлекаешься на посторонние мысли, забываешь о проблемах и просто сливаешься с движением. Такой погруженности в процесс можно добиться разве что в йоге, но только если ты очень опытный практик.

Соревнования проходят почти каждые выходные, и там я сбрасываю накопившийся за неделю груз. Это моя копинг-стратегия, персональный способ справиться с напряжением. Кортизол и прочие гормоны стресса лучше всего уходят, когда человек бежит или борется, а спортивное ориентирование – бег и борьба в одном флаконе . Плюс ты наедине с природой и в этот момент снимаешь с себя все социальные маски – ты просто ориентировщица. Принимаешь себя такой, какая есть».

В России спортивное ориентирование не так популярно, как, скажем, в Скандинавии. В Финляндии на главную эстафету «Юкола» приезжает президент, в лесу вырастает целый городок с душевыми и столовыми, а все происходящее снимают с вертолетов. Но и у нас большие мероприятия собирают по несколько тысяч участников. Соревноваться могут не только профи: группы открыты для всех желающих – есть и детские, и даже пенсионерские, между прочим.

«Спортивное ориентирование подходит любому, кроме разве что гламурных барышень, которые боятся испортить маникюр или расцарапать коленку, – говорит Татьяна. – Это грязный спорт. Мы бегаем не по асфальту, а по лесным тропинкам, возвращаемся с дистанции чумазые и потные. Какая бы погода ни была, эстафету не отменяют. И каждый раз после соревнований у меня три машинки вещей на стирку. Но зато внутри себя чувствуешь невероятное очищение. Как специалист, могу сказать, что спортивное ориентирование – это отличное подспорье в решении любых психологических проблем . Даже если нельзя бегать по физиологическим причинам, можно просто ходить, ориентирование ведь не про скорость со­всем. И это всегда позитив. Когда находишь контрольный пункт, чувствуешь восторг, ликование. И у тебя таких маленьких побед – 20–30 на дистанцию. Возвращаешься счастливой, с каким бы настроением ни стартовала».

Чемпионат России по спортивному ориентированию, г. Миасс. «Все тренирующиеся женщины выглядят молодо», – утверждает наша героиня. И мы с ней согласны.

Заняться спортивным ориентированием

Большинство клубов спортивного ориентирования заточено на обучение детей. Взрослыми почти не занимаются, так что тебе, скорее всего, придется договариваться с тренером о персональной программе. Обычно хватает и одного урока с картой, чтобы выучить условные обозначения и понять, как ориентировать план на север. А дальше – практика. Второй вариант – привести в клуб ребенка и бегать вместе с ним, так делают многие. Адрес ближайшего к твоему дому заведения можно найти на сайте moscompass.ru­ или http://o-sport.ru/map.php .

Если тебе не очень нравится идея бегать по лесу в поисках контрольных пунктов, но в целом к ориентированию влечет, подойдет игра «Инакор» – интернет-активное ориентирование, микс спортивного ориентирования, городских квестов и геокэшинга (поиск припрятанных кем-то сокровищ с помощью GPS). Регистрируешься на сайте msk.inacor.ru , скачиваешь карту (там есть все московские парки, в том числе малоизвестные широкой публике), маршрут и стараешься пройти его быстрее всех, зачекинившись в контрольных точках. Самые быстрые получают призы – виртуальные и реальные.

Что нужно для спортивного ориентирования

Адепту СО требуется минимальное снаряжение:

  • правильные шиповки;
  • удобная форма – лучше нейлоновая, чтобы не цеплялись ветки;
  • компас;
  • электронный чип, его прикладывают к датчику станции.

Йога для подготовки к соревнованиям

Йога подготовит твое тело к бегу по пересеченной местности, а разум – к усердной работе. Выполняй эти асаны регулярно, постепенно увеличивая время пребывания в каждой позе.

Вирабхадрасана I (поза воина I)

Укрепляет мышцы ног, раскрывает тазобедренные суставы, развивает координацию, тренирует выносливость.

  • Стань прямо. На вдохе прыжком расставь ноги, разведи руки в стороны. Теперь разверни ладони вверх, подними вытянутые конечности и соедини пальцы.
  • Сделай вдох, выдох, поверни носок правой ноги, таз и туловище вправо на 90 градусов, а левую стопу заверни немного внутрь.
  • Вдохни и на выдохе согни правое колено до прямого угла. Слегка отведи голову назад и посмотри вверх на большие пальцы.
  • Оставайся в этом положении сколько возможно. Затем вдохни, вернись в исходное и повтори позу, поменяв ноги.

Вирабхадрасана III (поза воина III)

Укрепляет мышцы бедер, голеней, ягодиц, развивает умение держать баланс.

  • Встань прямо. На вдохе прыжком расставь ноги, разведи руки в стороны – и перейди в позу «Вирабхадрасана I» (ту, что была до этого).
  • Сделай вдох, выдох, теперь наклонись к правому бедру, вытяни туловище и руки вперед, ладони вместе.
  • Оторви от пола левую ногу и медленно поднимай ее до параллели с полом (выпрямляя в то же время опорную). Смотри вниз, шея и спина – на одной линии.
  • Оставайся так сколько возможно, потом на выдохе медленно опусти левую стопу на пол, подняв корпус вверх. Вернись в «Вирабхадрасану I», а потом в исходное положение. Повтори, поменяв ноги.

Чатуранга дандасана (поза посоха на четырех опорах)

Укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног, дисциплинирует разум, помогает сохранять сосредоточенность.

  • Исходное положение – упор лежа (стопы и выпрямленные руки на ширине плеч, тело вытянуто от пяток до макушки).
  • Упираясь в пол основаниями ладоней, медленно сгибай локти, прижимая их к корпусу.
  • Опусти тело так, чтобы оно расположилось на четырех опорных точках параллельно полу. Если ты новичок, можешь ставить на пол колени и предплечья.
  • Задержись в этом положении сколько возможно.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки проект «Фитнес на крыше» FITNESS HOLDING.



mob_info