Образовательная программа кружка (модифицированная) «Спортивная радиопеленгация» («Охота на «лис»).

Муниципальное образовательное учреждение

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

«УТВЕРЖДЕНА»

На педагогическом совете

Директор ЦДОД «ЮНИТЭР»

Образовательная программа кружка

(модифицированная)

«Спортивная радиопеленгация»

(«Охота на «лис»)

Разработана на основе типовых программ

Срок реализации программы 2года

Возраст воспитанников:лет

Разработал:

Педагог дополнительного образования

Рузаевский МР

Пояснительная записка

Радиоспорт является одним из самых захватывающих военно – технических видов радиоспорта . “Охота на “лис“ – это состязание по радиоориентированию на пересеченной местности, заключающееся в поиске спрятанных радиопередатчиков («лис») с помощью специального переносимого приемника (пеленгатора). Сущность “охоты” – это сочетание искусства оперативной радиопеленгации и беге по пересечённой местности. Настоящий спортсмен - “охотник” должен быть хорошим легкоатлетом и ориентировщиком, иметь большой запас разнообразных знаний и навыков.

В настоящее время правила проведения международных соревнований устанавливаются Международным радиолюбительским союзом. Лидерами считаются такие страны как: Россия, Украина, Чехия, Япония, Германия, Венгрия, Англия, Китай и др. Официальные Чемпионаты Мира проводятся раз в два года, чередуясь с Чемпионатами континентов (регионов). Начиная с 2001 года, ежегодно проводится Первенство Европы среди юношей до 15 лет. В настоящее время развитие радиоспорта осуществляется под патронажем Союза Радиолюбителей России (СРР), который официально аккредитован государством в качестве ОбщеРоссийской Федерации радиоспорта. Непосредственно спортивной радиопеленгацией занимается Комитет по СРП при Президиуме ССР под председательством Заслуженного Мастера Спорта России, Заслуженного тренера В России проводятся Чемпионат, Кубок и Первенство России, ряд Всероссийских соревнований, Чемпионаты, Кубки и Первенство регионов.

“Лиса” – это маломощный передатчик, замаскированный в лесу или в населённом пункте. Охотнику за возможно меньший промежуток времени, используя специализированный приемник, радиопеленгатор, предназначенный для определения направления на источник радиосигнала (радиопеленгации), предлагается найти на труднопроходимой пересеченной местности заданное количество (обычно 3-5) установленных в произвольных местах «лис».

Режим работы передатчиков по трансляции своей собственной последовательности кода Морзе (moe, moi, mos, moh, mo5) - 1 минута передачи, 4 минуты молчания. Таким образом, последовательно за 5 минут в эфир выходят 5 «лис». Затем этот цикл повторяется. Позывные «лис» подобраны таким образом, чтобы их можно было различать без знания кода Морзе. Номеру «лисы» соответствует количество коротких посылок («точек») в конце передаваемого позывного сигнала.

После старта спортсмен пеленгует источники сигналов, прогнозирует их местоположение, выбирает оптимальный маршрут и последовательность прохождения всех обязательных контрольных пунктов, находит и отмечается на них. Соревнования состоят из упражнений, различаемых по длине волны (частоте) передаваемого сигнала. Исторически в спортивной радиопеленгации использовались следующие диапазоны частот: 2 метра - 144-146 МГц, 10 м - 28-29 МГц и 80 м - 3.5-3.65 МГц В настоящее время соревнований на 10-метровом диапазоне не проводится, а диапазон 80 м сузился до 3.5-3.6 МГц, как это принято за рубежом.

«Охота на лис» изначально возникла как военно-прикладной вид спорта, и всегда такой оставалась - поскольку здесь в игровой форме имитируется работа военных контрразведчиков: отыскать и обезвредить вражескую разведгруппу. На проводимых в СССР соревнованиях по спортивному ориентированию спортсмены - «лисоловы» часто кроме собственно поиска «лис» состязались и в других военно-прикладных дисциплинах: метание гранат, стрельба.

Цель данной программы:

– подготовка подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах Российской Армии. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Образовательные:

Научить основам ближнего поиска лис, спортивной радиопеленгации;

Научить пользоваться картами местности (лесной зоны);

Научить пользоваться компасом.

Воспитательные:

Прививать интерес к военно - техническим видам спорта;

Умение довести начатое дело до конца;

Терпение и выносливость.

Развивающие:

Развивать внимание спортсменов;

Развивать мышление;

Развивать аккуратность.

Досуг детей:

Повышение занятости детей и подростков в свободное от учебы время;

Оздоровление;

Участие в соревнованиях.

Обучаясь по данной Программе учащиеся приобретают навыки, необходимые при службе в Вооруженных Силах Российской Армии.

Программа рассчитана на два года обучения:

1 год – 144 часа;

2 год – 216 часов.

Программа разработана для учащихся в возрасте 12 – 18 лет.

Количество детей в группе:

1 год обучения – 12 – 15 человек;

2 год обучения – 10 – 12 человек.

Программа первого года обучения рассчитана на учащихся 6-8 классов,

Программа второго года обучения – на учащихся 9-11 классов.

Программа рассчитана для подготовки спортсменов до 1-го спортивного разряда.

Спортсмен, занимающийся спортивной радиопеленгацией должен обладать широким кругозором знаний и навыков. Чтобы успешно выступать на соревнованиях "охотник" должен проявить ряд ценных качеств:

* знание основ радиотехники и пеленгации.

* знание типографии, умение ориентироваться на местности.

* физической выносливостью, силой, быстротой, ловкостью.

* смекалкой, живостью ума, решительностью, быстротой реакции, волей, настойчивостью, упорством, целеустремлённостью.

* хорошей зрительной и слуховой памятью.

* находчивостью в сложных условиях и напряженной обстановке.

* способностью к концентрации и распределению внимания и т. д.

В процессе тренировок и соревнований "охотник" приобретает и закрепляет эти качества. По их количеству "охота на лис" занимает одно из первых мест среди современных видов спорта. "Охоту на лис" можно сравнить с игрой в шахматы на бегу. Успех зависит от интеллектуальных способностей и от физических данных.

Спорт и техника, атлетизм и изобретательность, выносливость и ясность мысли, общение с природой - эти сочетания сегодня присутствуют везде, где говорят о гармоничном развитии личности. Спортивная радиопеленгация сильно отличается от других видов спорта широтой приёмов и средств, для достижения конечного результата.

В конце учебного года проводятся соревнования в лесной зоне по спортивной радиопеленгации. Победители награждаются грамотами и призами.

Техника безопасности

– при беге по пересечённой местности необходимо иметь спортивную форму

из плотной ткани и специальную обувь;

– при пересечении местности из кустарников особое внимание обращать на острые сучья, беречь открытые места тела от травм. При преодолении водных препятствий (лужи, ручьи, болотистые места) сбавлять скорость бега и осторожно, медленно переходить;

– при беге в лесной зоне спортсмен должен при себе иметь компас;

– радиоприёмники должны быть упакованы в специальные сумки из плотной ткани;

– подзарядка аккумуляторов проводится только руководителем;

– без разрешения руководителя нельзя пользоваться эл. приборами;

– без разрешения руководителя не покидать своего рабочего места.

Полное название

Спортивная радиопеленгация («охота на «лис»)

Педагог, реализующий программу

Дата создания

Направление деятельности

Военно-прикладная

Срок реализации

Возраст детей

12 – 18 лет

Цель и задачи:

Подготовка учащихся к службе в армии.

Научить основам ближнего поиска «лис», спортивной радиопеленгации

Аннотация программы

Прогнозируемый результат

Особенности работы по данной

программе

Перспективы развития

Перечень оборудования (необходимый минимум) для проведения занятий групп по спортивному ориентированию.

1-й год обучения

Радиопередатчик «Маяк». Радиоприемники: «Лес» - 3,5 МГц, «Лес» - 145 МГц. Карта лесной зоны (карта местности). Секундомер. Компас жидкостный. Пневматическое оружие.

Тематический план

1-й год обучения

Наименование тем

Всего часов

практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности .

Устройство и правила пользования пеленгатором. Сигналы «лис».

Прием сигналов «лис» пеленгом.

Ближний поиск «лис»

Слепой поиск «лис».

Основы топографии и ориентирования на местности

Общая физическая подготовка

Поиск «лис» на местности

Воспитательные мероприятия

Заключительное занятие

Программа 1-го года обучения

(2ч.)

Техника безопасности при кружковых занятиях: правила обращения с радиоаппаратурой.

Понятия о радиоспорте. Виды радиоспорта. Спортивная радиопеленгация («Охота на «лис»). История возникновения соревнований по спортивной радиопеленгации.

Устройство и правила пользования пеленгатором (24ч.)

Теория . Объяснить устройство пеленгатора на диапазоне 80 м. Настройка пеленгатора на частоту микропередатчика. Как пользоваться регулятором громкости приема. Рамочная и штыревые антенны, диаграммы направленности рамочной и штыревой антенн.

Практика. Изучение результирующей диаграммы направленности обеих антенн. Определение направления на микропередатчик (пеленг).

Изучение основ телеграфной азбуки. Сигналы «лис». Передача радиосигналов «лис» при помощи телеграфной азбуки. Радиосигналы «лис» МОЕ, МОИ, МОС. Изучение телеграфных сигналов букв М, О, Е, И,С. Прием смешанного текста из букв М, О,Е, И,С. Прием сигналов «лис».

Прием сигналов «лис» пеленгатором. Ближний поиск «лис» (24ч)

Теория. Обучение учащихся настройки пеленгатора на частоту микропередатчика. Правильная установка громкости приема пеленгатора.

Практика. Настройка пеленгатора на частоту микропередатчика. Определение сигналов «лис» МОЕ, МОИ, МОС. Определение направления на передатчик при подключении штыревой антенны к рамочной. Определение местонахождения замаскированного микропередатчика. Помехи при приеме радиосигналов «лисы».

4. Слепой поиск «лис» (18ч).

Теория. Слепой поиск «лис».

Практика. Определение пеленга на «лису» с закрытыми глазами. Запоминание расположения ручек управления частоты настройки и громкости приема, кнопки для включения штыревой антенны. Порядок действий при определении пеленга.

Поиск «лис» в помещении с закрытыми глазами: от одной до трех «лис».

В конце темы проводится контрольное занятие.

Основы топографии. Топографическая карта местности (10ч.)

Теория. Изучение учащимися топографической карты местности и знаков, которыми обозначаются разновидности местности (озера, реки, мосты, болота и овраги). Обучение ориентировки на местности.

Практика. Изучение топографических знаков. Ориентирование на местности по топографической карте. Сориентирование карты при помощи компаса и сверка карты с окружающей местностью. Устройство жидкого спортивного компаса. Азимут. Проведение практических занятий по ориентированию на местности.

Контрольное занятие.

Поиск «лис» на местности (20ч.)

Теория. Маскировка «лис» на местности. Работа «лис» непрерывно. Распознание звуковых сигналов и порядок обнаружения «лис».

Практика.

Поиск двух «лис» при циклической работе. Цикл работы «лис» - 1 минута работы + 1 минута паузы. Во время работы первой «лисы» вторая «лиса» отдыхает и наоборот.

Контрольное занятие.

Общая физическая подготовка (ОФП ) (40ч).

Общая физическая подготовка учащихся проводится на протяжении всего учебного года.

Бег по спортивному залу, по пересеченной местности.

Стрельба из ПН оружия. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматическим оружием.

Воспитательные мероприятия (4ч.)

Экскурсии. Походы.

Итоговое занятие (2ч.)

За 1-й год обучения учащиеся обязаны освоить следующее:

Знать:

Правила техники безопасности;

устройство пеленгатора, передатчика и правила пользования ими;

сигналы «лис»: МОЕ, МОИ, МОС;

правила «слепого поиска «лис»;

цикл работы «лис»;

топографические знаки;

правила техники безопасности при пользовании ПН оружием.

Уметь:

Соблюдать правила по технике безопасности на занятиях;

пользоваться пеленгатором и передатчиком;

определять сигналы, исходящие от «лис»;

определять местонахождения «лисы» с закрытыми глазами;

определять местонахождения «лис»;

пользоваться топографической картой местности;

соблюдать правила по технике безопасности при стрельбе из ПН оружия.

Перечень оборудования для проведения занятий по спортивной радиопеленгации.

2-ой год обучения.

1. Радиопередатчик Маяк («лисы»), 1 -3 шт.

2. Радиоприемник «Лес» -3,5 МГц, «Лес» - 140 МГц.

3. Радиостанция Р – 104, Р – 105, Р – 109.

4. Компас жидкостный.

5. Секундомер.

6. Карта лесной зоны (карта местности).

7. Пневматическое оружие.

Тематический план

2– ой год обучения

Наименование тем

Кол-во часов

практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Основы радиотехники

Поиск “лис”на местности

Слепой поиск “лис”

Поиск “лисы” на диапазонах

Поиск “лис” при циклической работе

Техника дальнего поиска “лис”

Тренировки по поиску “лис” при циклической работе

Общая физическая подготовка

Воспитательные мероприятия

Заключительное занятие

Программа 2-го года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (3ч.)

На вводном занятии рассматриваются:

Программа секции на весь учебный год и ее задачи;

Техника безопасности при кружковых занятиях: правила обращения с радиоаппаратурой. Понятия о радиоспорте. Виды радиоспорта. Спортивная радиопеленгация («Охота на «лис»). История возникновения соревнований по спортивной радиопеленгации.

2. Основы радиотехники (6ч).

Теория. Распространение радиоволн на местности. Отражение радиоволн (в городе, в поле, в лесу, на болотистой местности, в горах, у озера).

Практика. Поиск «лис» на местности.

Поиск « лис» на местности (18ч)

Практика. Определение направления на передатчик в разных диапазонах. Определение местонахождения спрятанного микропередатчика.

Поиск «лисы» при постоянной работе передатчика.

Контрольное занятие.

4. Слепой поиск «лис» (18ч).

Практика. Практические занятия на ровной площадке размером 50х50м.

Контрольное занятие.

5.Поиск «лис» на диапазонах 3,5 МГц и 144 МГц (24ч)

Теория. Особенности распространения УКВ и КВ радиоволн. Настройка пеленгатора на частоту микропередатчика. Определение пеленга на «лису» с места.

Практика. Практические занятии в лесной зоне.

Контрольное занятие.

6.Поиск «лис» при циклической работе (1 – 3 «лис») (24ч).

Теория. Объяснение учащимся маскировку «лис» (радиостанций) от 1 – 3 на скрытой местности (в лесной зоне) при непрерывно работающих передатчиках. Распознавание звуковых сигналов и нахождение их в порядке очередности.

Практика. Поиск одной «лисы» при циклической работе. Циклическая работа «лисы» - 1 минута работы + 1 минута паузы. Запоминание направления на передатчик и продолжение поиска передатчика при паузе.

Поиск двух «лис» при циклической работе. Цикл работы «лис» - 1 минута работы + 1 минута паузы. Во время работы первой «лисы» вторая «лиса» «отдыхает» и наоборот.

Поиск трех «лис» при циклической работе (5-и минутный цикл работы «лис» - 1 минута работы, 4 минуты пауза). Все лисы работают на одной частоте.

Маскировка «лис» и нахождение их с помощью радиоприемников в порядке очередности.

Контрольное занятие.

Техника дальнего поиска «лис» (30ч).

Теория. Обучение учащихся определению уровня расстояния принимаемого радиосигнала пеленгатором до «лисы». Техника поиска «лис» при слабом уровне принимаемых радиосигналов.

Практика . Обучение пеленгации радиосигнала в радиусе до 1 км.

Обучение учащихся пользованию радиокомпасом пеленгатора для определения направления на «лису» во время пауз. Азимут. Уменьшение громкости принимаемого сигнала при приближении к «лисе». Техника поиска «лис» при слабом уровне принимаемых радиосигналов.

Контрольное занятие.

Тренировки по поиску «лис» при циклической работе (30ч).

Практика . Поиск «лис» на местности при непрерывной работе в диапазоне 10 – 80м. Дистанция между 3 «лисами» - 200м.

Маскировка «лис» и их поиск.

Внутригрупповые соревнования.

Общая физическая подготовка (ОФП) (45ч).

Общая физическая подготовка проводится на протяжении всего учебного года.

Бег по пересеченной местности.

Стрельба из пневматического оружия. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматическим оружием.

Правила соревнований по радиоспорту (15ч).

Теория . Ознакомление с правилами проведения соревнований по спортивной радиопеленгации. Права и обязанности участников соревнований. Оснащение спортсмена. Стартовый коридор и начало поиска «лис». Меры безопасности на занятиях по спортивной радиопеленгации. Финишная «лиса».

Практика. Поиск «лис» на местности.

Заключительное занятие (3ч).

Подведение итогов работы секции за прошедший учебный год.

Анализ мероприятий, проводимых в секции.

За 2-й год обучения учащиеся обязаны освоить следующее:

Знать:

Правила техники безопасности;

звуковые сигналы «лис»;

технику поиска «лис» при слабом уровне принимаемых радиосигналов;

права и обязанности участников соревнований и их оснащение;

устройство пневматического оружия, правила техники безопасности.

Уметь:

Соблюдать правила техники безопасности на занятиях;

правильно маскировать «лисы» и находить их в порядке очередности;

принимать сигналы в радиусе 1км,

ориентироваться в лесной зоне по компасу;

правильно и грамотно вести себя на соревнованиях;

соблюдать правила по технике безопасности при стрельбе из пневматического оружия.

Что общего между сотовым телефоном и походной миской?

Многие слышали об «охоте на лис» - особом варианте спортивного ориентирования - спортивной радиопеленгации. Ещё в детстве, посещая радиокружок, я много читал об этом виде спорта и даже мечтал собрать собственный пеленгатор. Но мы переехали, я перестал ходить в кружок, увлёкся программированием, торчал перед компом и уже так и не собрал…

И вот, спустя 20 лет я сделал это в крайне необычной форме…

В последнее время я много играюсь с SDR и рассказываю о своих опытах: раз и два .

Собираясь с детьми в поход вместе со школьной компанией, я решил к так любимым детьми, но уже привычным верёвочным переправам, ориентированию, пережиганию верёвочки костром на время добавить охоту на лис.

Идея пришла спонтанно: зимой для сравнения я купил на Aliexpress несколько разных SDR приёмников (на самом деле это DVB-приёмники, немного о них ) и с их помощью изучал качество антенн и дальность работы устройств Z-Wave. В какой-то момент заметил, что в соседнем диапазоне (на 868.1 МГц, тогда как Z-Wave на 869.0 МГц) раз в минуту что-то шумит, мне стало интересно, «откуда звук» и пошёл искать источник по уровню сигнала и направлению. В итоге это оказалась охранка у соседей. Так я подумал, что из «из спичек и желудей» можно сделать неплохое развлечение.

Лиса

Начнём с передатчика. Дома и у коллеги с последнего CCC 2015 остались замечательные rad1o badge . Эта игрушка отлично подходит на роль «лисы».

Для rad1o есть прошивка совместимая с HackRF, что позволяет использовать rad1o с GNU Radio и другими программами для SDR.

Для лучшей дальности вместо штатной F-антенны, настроенной на 2.4 GHz я припаял SMA коннектор и накрутил штыревую антенну на 868 МГц.

Для генерации сигнала я использовал GNU Radio. Проект состоял просто в генерации сигнала из Signal Source прямо в osmocom Sink. Также подкрутил RF Gain и амплитуду сигнала, чтобы увеличить дальность.

Rad1o оказался удобен ещё и наличием аккумулятора, а также тем, что при отключении от USB (т.е. от GNU Radio на моём ПК) он продолжал генерировать последние данные, т.е. тупо светил на нужной мне частоте. Это позволило после включения передачи вынуть USB и отнести «лису» на заданное место. Система получилась компактной и абсолютно автономной.

Радиопеленгаторы

Самое важное - собрать детекторы с более-менее узкой диаграммой направленности, да ещё и в простом исполнении, носимые, два или три комплекта, желательно без колхоза, ибо времени до похода было маловато.

В качестве приёмника я взял DVB-стики из прошлой статьи , подключил их к сотовому телефону под Android, используя USB OTG переходник. Для визуализации я выбрал уже знакомую мне по прошлым экспериментам RF Analyzer . Программа имеет удобный режим отображения спектра в текущий момент и в виде waterfall. Фото проги было на КДПВ.

Т.к. DVB жрёт невероятно много энергии, были подготовлены несколько power bank для подзарадки телефонов «в поле».

Отдельно хотел обратить внимание на очень удачный переходник USB OTG от Olimex . В отличии от гибкого кабеля, на котором болтается приёмник, он обеспечивает жёсткую фиксацию. А ещё он настолько мал, что его просто удобно носить с собой на всякий случай.

Антенна

Штатный штырь от моих DVB-приёмников - это хорошо, но не очень направленно. Я хотел сделать номальные направленные антенны, например Ягу. Но на DVB-приёмниках используются разъёмы MCX, штекеров для которых я за 4 дня так и не нашёл в Москве. Резать антенны мне не очень хотелось, и я стал искать сносный рефлектор для штатных.

Первая мысль - ну можно же штырь засунуть в консервную банку, получится крутой волновод. Многие так делают на дачах для уверенного приёма 3G. Но быстрый расчёт показал, что банка мне нужна не консервная, а скорее из под краски, диаметром не менее 21 см (иначе волна туда «не влезет» из-за того, что моя частота ниже частоты отсечения). С такой банкой бегать не хотелось… Да и нужно было искать банки, выливать краску, пачкать руки. Повышать частоту тоже не хотелось, т.к. в густом лесу волны менее 30 см легко задерживаются деревьями да и антенны для передатчиков на 868 МГц были под рукой в большом количестве от работы, связанной с Z-Wave.

В общем игрался я с фольгой, железными листами и прочими подручными средствами, пока накануне вечером при сборке рюкзака не наткнулся на обычные такие походные миски . Вот он рефлектор моей мечты!

Как всегда готовится я начал заранее, а сделал всё в последний вечер;)

Оказалось весьма удачно, что их диаметр был примерно λ/2. Стенка у миски под 90° дну, к ней можно прикрепить антенну. К миске магнитится штатная анетнна плохо (у антенны снизу магнитик есть), но если приделать с обратной стороны маленький плоский магнит, то держится просто отлично. К тому же у миски есть удобная ручка, за которую её можно держать и направлять в нужную сторону.

Есть ещё один важный момент. Просто приладить миску - мало. Чтобы сделать её хорошим противовесом и отсечь сигнал с внешней стороны было решено подключить её к земле. Для этого я аккуратно вскрыл ножку антенны, где находится магнитик и металлическая шайба диаметром 2.5 см, которая выполняет роль ground plane. Подпаял к этой пластине короткий проводок, залил место пайки каплей из пистолета, чтоб пайка не отвалилось в ту же минуту, т.к. провод нужно было гнуть.

Подключал к миске этот провод путём прижимания магнитом. В походных условиях вместо тестера использовал светодиод и батарейку CR2032 для проверки, что ток от внешнего кольца разъёма MCX (земля у антенного штекера) идёт до миски, т.е. миска подключена к земле.

В итоге получился вот такой комплект:

А в собранном виде это превратилось в это:

ФСО где-то рядом

Всё это происходило недалеко от Горок-10 (Рублёвка), потому я на вский случай выбрал разрешённые у нас частоты для нелицензируемой гражданской связи с ограничением по мощности 20 мВт. Выбрал 868.0 и 869.0 МГц. Лису было «слышно» метров за 300, потому я не сильно беспокоился, но объясняться с местными работниками охраны, почему я занял какие-то там частоты в любом случае не очень хотелось.

Кстати теперь металлическая миска стала прибором двойного назначения, и её могут отнять у любого походника!

Побежали

Сначала я проверил игрушку на двух взрослых, которые про такую игру только отдалённо слышали. Ну, и на себе - я пошёл забирать передатчик после проверки и забыл, под каким деревом он стоял. Пришлось самому искать лису;)

После проверки идеи на состоятельность и отработки технологии дали всё это детям (с 2 по 8 классы). Минута объяснений, что ищем и куда смотерть, и они убежали с миской в руке.

Лисы было две, две команды искали два разных передатчика. В результате одной команде потребовалось менее 5 минут на поиски, другой минут 10 на хаотичное метание по поляне, после чего они напали на след, и поняли, что смотреть проще на цвет в watefall, а не на график сверху.

Цена

Лиса:
  • ~$250 HackRF или rad1o badge
Радиопеленгатор:
  • $8 DVB-приёмник на Aliexpress (у меня он был)
  • 240 руб USB OTG (можно взять и дешевле)
  • ~200 руб миска (уже была) - также позволяет принимать пищу
  • ~10 руб магнитики (тоже были на холодильнике)
  • 43 руб прога RF Analyzer - можно и из сурсов собрать бесплатно, но можно и автору сказать спаибо
  • 0 руб сотовый телефон (есть у каждого в школьника)

Что можно улучшить

Это был первый опыт. Получилось весело, но в следующий раз мы же сделаем лучше!

Конечно улучшение антенны поможет быстрее определять направление. Яга выглядит очевидным кандидатом, но можно и другие попробовать. Кроме того, Ягу можно сделать на месте руками соревнующихся из подручных лесных материалов и заготовленных металлическийх штырьков.

Для усложнения можно передавать не всё время, а, например, раз в минуту. Но для этого уже нужно сделать передатчик видимым с большего расстояния, иметь направленную антенну и раздать карты. Это будет уже больше похоже на классический спортивный вариант.

Далее, можно не просто «светить», а передавать FM-сообщение с подсказками. В RF Analyzer есть встроенный декодер. Или азбукой морзе. Это уже требует или постоянно подключенного ПК, или написание l0adable для rad1o - программки для прошивки rad1o. Для удобства там есть rflib.

Также интересно будет не сообщеать точные частоты, а просто указать широкий диапазон. Пусть команды ищут ближайший и выбирают порядок прохождения маршрута.

Конструкция передатчика неоднократно повторялась многими радиолюбителями, проста в изготолении и практически не требует настройки. При напряжении питания 12 В выходная мощность передатчика - около 3 Вт.

Схема передатчика - стандартная для такого рода устройств и состоит из задающего генератора, предварительного усилителя и усилителя мощности. Передатчик с кварцевой стабилизацией частоты собран на элементе DD1.1 (рис.1) КМОП-микросхемы CD4001 (561ЛЕ5). Подстройкой емкости конденсатора С1 частоту передатчика можно перестраивать в пределах нескольких килогерц. Если применить в задающем генераторе керамический резонатор, то пределы перестройки частоты задающего генератора значительно увеличатся. Кроме того, для расширения предела перестройки последовательно с резонатором можно включить катушку индуктивностью 5-10 мкГн. Однако следует иметь в виду, что применение керамического резонатора и/или катушки индуктивности приводит к ухудшению стабильности частоты. Задающий генератор работает при замкнутом на общий провод выводе ТХ схемы.
В качестве предварительного усилителя используются включенные параллельно три элемента (DD1.2-DD1.4) из состава микросхемы CD4001. Сигнал, поступающий от телеграфного манипулятора, обеспечивает прохождение импульсов через элементы DD1.2- DD1.4 и их поступление на транзистор VT1 выходного каскада. Во избежание повреждения транзистора, до замыкания на общий провод вывода CW-манипуляции схемы обязательно следует включить задающий генератор, замкнув на общий провод вывод ТХ.
Транзистор выходного каскада работает в режиме класса С, при котором обеспечивается высокий КПД. Однако импульсный режим работы выходного каскада приводит к тому, что выходной спектр богат гармониками, для подавления которых применяется фильтр С5-L2-C6-L3-C7-C8.
Катушка L1 - стандартный дроссель, L2 и L3 намотаны проводом 00,5 мм на кольцах Т50-6. Катушка L2 содержит 26 витков, L3 - 24 витка.
Расположение деталей на плате показано на рис.2.


Напряжение питания на микросхему CD4001 желательно подавать от отдельного стабилизатора. При работе передатчика от источника напряжением 12 В для питания микросхемы CD4001 можно применить 9-вольтовый интегральный стабилизатор 78L09. В крайнем случае, микросхему также можно запитать напряжением 12 В.
Скачать: Передатчик для "охоты на лис" диапазона 3,5 МГц
В случае обнаружения "битых" ссылок - Вы можете оставить комментарий, и ссылки будут восстановлены в ближайшее время.

Сразу после Второй мировой войны . Также известна под аббревиатурой ARDF (A mateur R adio D irection F inding). Представляет собой состязание между спортсменами (от 6 до 90 лет, в своей возрастной категории), которые с помощью карты местности (как правило масштаб 1:15 000), компаса и радиоприемника с направленной антенной (3,5 МГц и 144 МГц, он же - «пеленгатор») должны найти 5 радиопередатчиков в лесу, на пересеченной местности. Цель состязания - найти заданное количество «лис» (как правило, 5) за наименьшее время. Участие в соревнованиях требует не только значительной физической, но и умственной тренировки.

Близкий вид спорта к «Охоте на лис» - radio-orienteering (Радиоориентирование). В нем на карте обозначены радиозоны, в которых «лису» (радиопередатчик) слышно. В «охоте на лис» радиозоны не обозначены, а радиопередатчики слышно почти по всему лесу (территории соревнований).

Чемпионат мира по ARDF в 2010 году прошёл в сентябре в Хорватии , на одном из островов около города Дубровник . Острова имеют участки непроходимой растительности, на них расположено много исторических памятников I-X века нашей эры.

О дисциплине

В настоящее время правила проведения международных соревнований устанавливаются Международным радиолюбительским союзом («International Amateur Radio Union» , IARU). В СССР , как и других социалистических странах , данный вид спорта поддерживался на государственном уровне организациями ДОСААФ , входил в программы повышения обороноспособности страны, был популярен среди школьников и студентов. Снижение инвестиций в оборону привело к сокращению числа спортивных секций по «Охоте на лис», а отсутствие зрелищности этого вида соревнований для зрителей снижает шансы на его коммерческий успех. Сейчас наиболее известными международными событиями являются чемпионаты , проводимые IARU. Лидерами считаются такие страны как Чехия , Россия , Япония , Украина , Германия , Венгрия , Англия , Китай и др. Официальные Чемпионаты Мира проводятся раз в два года, чередуясь с Чемпионатами континентов (регионов IARU. Начиная с 2001 года ежегодно проводится Первенство Европы среди юношей до 15 лет. В настоящее время развитие спортивной радиопеленгации, как и других направлений радиоспорта осуществляется под патронажем Союза Радиолюбителей России (СРР), который официально аккредитован государством в качестве Общероссийской федерации радиоспорта. Непосредственно спортивной радиопеленгацией занимается Комитет по СРП при Президиуме СРР под председательством Заслуженного Мастера Спорта России, Заслуженного тренера Куликова А. Ф. В России проводятся Чемпионат, Кубок и Первенство России, ряд Всероссийских соревнований, Чемпионаты, Кубки и Первенства Федеральных округов.

О соревнованиях

За возможно меньший период времени (лимитированный обычно 120-ю минутами) спортсмену , используя специализированный радиоприёмник , радиопеленгатор, предназначенный для определения направления на источник радиосигнала (радиопеленгации), предлагается найти на труднопроходимой пересеченной местности, чаще всего в лесу, гористом или болотистом, заданное количество (обычно 5, 4 или 3) установленных в произвольных местах радиопередатчиков , которые и называются «лисами».

Режим работы передатчиков по трансляции своей собственной последовательности кода Морзе (moe, moi, mos, moh, mo5) - 1 минута передачи, 4 минуты молчания. Таким образом, последовательно за 5 минут в эфир выходят 5 «лис». Затем этот цикл повторяется. Позывные «лис» подобраны таким образом, чтобы их можно было различать без знания кода Морзе . Номеру «лисы» соответствует количество коротких посылок («точек») в конце передаваемого позывного сигнала.

После старта спортсмен пеленгует источники сигналов , прогнозирует их местоположение, выбирает оптимальный маршрут и последовательность прохождения всех обязательных контрольных пунктов, находит и отмечается на них. Соревнования состоят из упражнений, различаемых по длине волны (частоте) передаваемого сигнала. Исторически в спортивной радиопеленгации использовались следующие диапазоны частот: 2 метра - 144-146 МГц, 10 м - 28-29 МГц и 80 м - 3,5-3,65 МГц. В настоящее время соревнований на 10-метровом диапазоне не проводится, а диапазон 80 м сузился до 3,5-3,6 МГц, как это принято за рубежом.

Длина дистанции от 5 до 10 км, в зависимости от пола и возраста участников. Мужчины от 20 до 39 лет и ветераны от 40 до 49 лет обнаруживают 5 радиопередатчиков . Юниоры и юниорки 16-19 лет - 4 передатчика (в последние годы, юниорам на отборочных соревнованиях необходимо обнаруживать 5 «лис»). Юноши и девушки 14-15 лет - 3 передатчика. Младшие юноши и девушки 11-13 лет - 2 передатчика. Старшие ветераны обнаруживают по 4 или 3 передатчика. Длина дистанции в спортивной радиопеленгации измеряется по кратчайшему расстоянию между контрольными пунктами - «лисами», по оптимальному порядку прохождения («варианту»). Скорость прохождения дистанции сопоставима с результатами легкоатлетов на дорожках стадионов. Побеждает нашедший все контрольные пункты за наименьшее время.

«Охота на лис» изначально возникла как военно-прикладной вид спорта, и всегда такой оставалась - поскольку здесь в игровой форме имитируется работа военных контрразведчиков: отыскать и обезвредить вражескую разведгруппу. На проводимых в СССР соревнованиях спортсмены - «лисоловы» часто кроме собственно поиска «лис» состязались и в других военно-прикладных дисциплинах: метание гранат, стрельба.

За рубежом

В Северной Америке привычную для нас «Охоту на лис» называют «on-foot foxhunting», так как там существует аналогичный вид технического спорта, но на автомобилях , «mobile T-hunt» . Соревнования часто многодневны (проводятся в течение уикенда), участники проезжают сотни километров.

Фильмы

В 1980 году на экраны вышел фильм режиссёра Вадима Абдрашитова , с одноименным названием «Охота на лис », в котором зритель, в том числе, мог увидеть и почувствовать дух этого вида спорта.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .



mob_info