Пдд езда на велосипеде зимой. ГАИ напоминает: что можно и чего нельзя делать велосипедистам

Велосипед – это очень удобное средство передвижения. На паре колес можно легко добраться в нужное место, минуя заторы на дорогах и существенно экономя в финансовом плане. Иногда велосипед оказывается даже более быстрым, нежели общественный транспорт (в час пик в крупных городах). Кроме того, такая физическая активность приносит пользу здоровью. Но насколько она удобна и безопасна в холодное время года? Давайте проясним, можно ли в Беларуси ездить зимой на велосипеде или нет.

С точки зрения закона

Возможность передвижения по дорогам Беларуси на велосипеде в холодное время года зависит исключительно от погодных условий, что регламентируется действующими правилами дорожного движения. Так, работники Госавтоинспекции систематически предупреждают белорусов, что в соответствии с пунктом 153.4 категорически запрещается передвигаться по дорогам Беларуси на двухколесном транспорте, если идет снег либо наблюдается гололедица.

Данный закон имеет под собой веские основания. Ведь велосипед относится к одноколейным транспортным средствам, что делает его весьма неустойчивым. Если передвигаться на нем в неблагоприятные погодные условия зимой, можно с легкостью потерять управление и упасть. Но при этом в нормальную погоду (без снега и льда) ездить на велосипеде можно, не воспрещается.

Стоит отметить, что если человек отправился в путь в бесснежную погоду, но через какое-то время его накрыл снегопад, или дорога подмерзла и стала скользкой, то следует остановиться, сойти с велосипеда и придерживаться при дальнейшем передвижении Правил дорожного движения, регламентирующих передвижение пешеходов.

Если вдруг человек нарушит закон, то ему будет угрожать административная ответственность, которая имеет вид штрафа. Ему придется заплатить от одной до трех базовых величин. Важно отметить, что при передвижении в нетрезвом виде штраф увеличится еще больше – от трех до пяти базовых величин. Если же поездка на велосипеде зимой в снег либо гололед окончится созданием аварийной ситуации, сумма штрафа вырастет до трех – восьми базовых величин.

Польза и вред зимнего катания для здоровья

На самом деле, огромное количество велосипедистов не спешат отказываться от велосипеда в холодное время года. И в Беларуси вполне можно проводить время таким образом, и такая активность может оказаться полезной для здоровья, если, конечно, подойти к ней с умом.

При поездках в холодное время года очень важно не замерзнуть. Поэтому велосипедистам необходимо правильно подбирать одежду, чтобы она была достаточно теплой и надежно защищала от ветра и холода. Желательно отдать предпочтение специальной термоодежде:

Нижний слой должен надежно отводить пот, сохраняя тепло;

Верхний слой должен сохранять тепло, а также отличаться ветрозащитными качествами.

Важно также обязательно защищать голову теплой шапкой, а руки – шерстяными перчатками.

Умеренные прогулки на велосипеде в холодное время года помогут укрепить здоровье и предупредить различные заболевания. Такой вид досуга положительно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы, тренируя сердце, улучшая крепость и эластичность сосудов крови.

Велосипед помогает восстановить оптимальный ритм работы сердца и даже нормализовать давление. Велопрогулки в холода улучшают работу легких, увеличивая объем поступаемого кислорода в кровь и адаптируя дыхательную систему к нагрузкам. Считается, что поездки на велосипеде зимой (если ездить с умом) помогают увеличить защитные способности организма и добавить ему устойчивости к разным заболеваниям.

С выпадением снега велосипеды и мопеды, как правило, отправляются на зимнее хранение. Но есть люди, которые не изменяют своему двухколесному другу даже зимой. Особенно это касается города, где ездить проще, ведь дороги и тротуары всегда расчищены.
И все же зима - не лето. У нее свои особенности и требования к вождению. Какие? Об этом рассказывает старший госавтоинспектор Александр Сергеев.

Основные требования все те же: движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд по ходу движения транспорта не далее 1 метра от ее правого края. Выезд далее 1 метра от правого края дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
Движение на мопеде должно осуществляться по обочине или проезжей части дороги не далее 1 метра от правого края проезжей части. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
Запрещено: перевозить пассажиров, за исключением перевозки детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье; перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
Запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять на дороге лицам моложе: четырнадцати лет - велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек); шестнадцати лет - мопедом (кроме пешеходных и жилых зон).
- А теперь остановимся на особенностях зимней езды.
- Сразу же хочу отметить: двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы ЗАПРЕЩЕНО!
Зимой рано темнеет и чаще всего приходится ездить в сумерках и темноте. Поэтому при движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди - фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади - фонарь, излучающий красный свет.
Для своей безопасности необходимо надевать яркую одежду, и лучше всего - со светоотражающими элементами, а еще лучше - специальный жилет.
К торможению особое внимание. Зимой при торможении главная проблема в том, что нет возможности экстренно остановиться, если потребуется избежать столкновения с машиной, пешеходом или ямой на пути.
Зимой правый край проезжей части, где разрешено передвигаться велосипедистам, на большинстве дорог засыпан счищенным снегом. После снегопада полосы для движения автомобилей сужаются, на них часто образуются колеи. По раскатанной снежной каше лучше не ездить - крутить педали по ней тяжело, а скорость движения сравнима со скоростью пешехода. Раскатанный снег, комки снега лучше объехать.
По узкой колее желательно не ездить, не имея большого опыта вождения велосипеда: выезжать из колеи очень трудно, а неудачная попытка выскочить из нее заканчивается падением.
Еще одна опасность - зимой бордюры засыпаны снегом, и довольно сложно определить, где под снегом находится бордюрный камень. Переезжая с проезжей части на тротуар, нужно снижать скорость и заранее поднимать переднее колесо, а лучше остановиться и перенести велосипед. Врезавшись с разгону в высокий бордюр, можно не только сломать спицы или пробить камеру, но и сломать вилку. На автомобильных дорогах надо быть особенно внимательным в местах остановок общественного транспорта. Там как всегда от частых торможений образовываются скользкие участки. Их не всегда сразу видно под небольшим слоем снега. В таких местах от падения могут спасти только шипованные покрышки и опыт велосипедиста. Тем более, что само падение в месте, где в это время стоит или двигается многотонная машина, опасно для жизни.
Так что если вы решили продлить велосипедный сезон на зимнее время, будьте очень внимательны и осторожны.

СОВЕТЫ «КП»

«Двигаясь по тротуару, держитесь ближе к проезжей части»

Своими советами с читателями «Комсомолки» поделился председатель правления Минского велосипедного общества Евгений Хоружий.

1. Если едем по дороге и нужно совершить маневр или объехать препятствие (например, припаркованный автомобиль), поступаем так. Сначала показываем рукой, что поворачиваем, держим руку несколько секунд, смотрим назад и только тогда поворачиваем, убедившись, что путь свободен. Объезжая стоящие машины, будьте осторожны — в них может внезапно открыться дверца.

2. Звонок поможет предупредить пешеходов о своем появлении. Если делать это заранее, то ехать по тротуару будет гораздо легче — попробуйте!

3. При пересечении выездов со дворов не забывайте, что видимость в этих местах часто бывает ограниченна, а некоторые водители автомобилей могут быть невнимательными. Поэтому контролируйте обстановку и притормаживайте, в случае если вам кажется, что водитель вас может не заметить или просто не пропустить.

4. Двигаясь по тротуару, держитесь стороны, ближней к проезжей части. Так будет спокойнее и вам, и пешеходам. Это общее правило для прокладывания велодорожек, потому что пешеходы часто заходят в здания, стоящие вдоль улицы, а через дорогу переходят в намного меньшем количестве мест.

5. Если вы объезжаете какое-то препятствие, закрывающее видимость, — сбавьте скорость и держитесь от него как можно дальше, чтобы не сбить вышедшего из-за угла пешехода или выехавшего велосипедиста. Пешеходов тоже объезжайте не вплотную, так вы их не напугаете и не столкнетесь, если кто-то внезапно шагнет в сторону.

А В ЭТО ВРЕМЯ
За пьяную езду на велике грозит штраф в 75 долларов

Велосипедист — полноценный участник дорожного движения. Поэтому и ответственность за нарушения такая же, как и у водителей машин.

За нарушение ПДД велосипедиста могут наказать штрафом до 450 тысяч рублей.
Если нарушивший велосипедист пьяный или под кайфом либо он отказался от освидетельствования, штраф составит от 450 до 750 тысяч рублей. А вот отобрать машину у нетрезвого велосипедиста не могут, даже если поймают его в таком состоянии несколько раз: под закон о конфискации велосипедисты не попадают.

Если нарушение велосипедиста (пусть и «трезвое») повлекло создание аварийной обстановки — штраф от 450 тысяч до 1,2 миллиона.

Ну а если в результате ДТП будет повреждено имущество либо потерпевший получит легкое телесное повреждение, штраф может достигнуть 3 миллионов рублей. Такое же наказание грозит велосипедисту, уехавшему с места ДТП.

А КАК У НИХ?

В Европе наказывают за хождение по велодорожке

Во всех европейских странах велосипед имеет полное право находиться на проезжей части, — рассказал «Комсомолке» председатель правления Минского велосипедного общества Евгений Хоружий. — Более того, во многих странах движение по тротуару на велосипеде запрещено, и вы можете быть оштрафованы за это на немаленькую сумму. Беларусь является единственной известной мне страной, где велосипедистов фактически приравняли к пешеходам, что приводит к большому количеству конфликтов и спорных ситуаций.

В некоторых странах разрешают движение по тротуарам, в некоторых — разрешен левый поворот на многополосной дороге (это довольно опасный маневр, который требует соответствующей инфраструктуры и культуры вождения участников движения). Часто велосипедистам разрешается обгонять с правой стороны стоящие или медленно движущиеся транспортные средства, соблюдая осторожность.

Пешеходам же можно заходить на велодорожку только в крайнем случае — если нет возможности пройти по тротуару, при невозможности движения по тротуару, соблюдая осторожность и не препятствуя велосипедистам. У нас, к сожалению, пешеходов за нахождение на велодорожке не наказывают.

Жители района, особенно сельских населённых пунктов, обеспокоены: мол, местные инспектора ГАИ начинают «охоту» за «зимними» велосипедистами. Неужели зимой нельзя ездить на велосипеде?

И хотя зима у нас на улице пока чисто номинальная, разберёмся в этом вопросе.

Запрещают ли ППД езду на велосипеде зимой? Однозначный ответ – не запрещают. Все «запреты» для велосипедистов собраны в пункте 153. Запретов там действительно много, но двигаться зимой на велосипеде не запрещается.

Так что же могут «предъявить» инспектора ГАИ велосипедисту, который выехал на двухколёсном транспорте после 1 декабря? А вот предъявить могут многое. Из чисто «зимних» нарушений – езду в снегопад и в гололёд. Согласно п. 153.4 велосипедистам запрещается двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы.

Обратим внимание: запрещается двигаться по дороге. А дорога включает в себя и обочину, и тротуары, прилегающие к проезжей части.

Так что действительно – зимой, в снегопад или гололёд при езде на велосипеде можно получить штраф. По ч. 1 ст. 18.23 КоАП за нарушение правил дорожного движения пешеходом и иным участником движения. Санкции не слишком серьёзны: предупреждение либо штраф от одной до трёх базовых. Но всё равно неприятно.

Что же делать, если вы уже выехали, а тут – снег? Всё просто: слезть с велосипеда и вести его «под ручки». В этом случае вы никак закон не нарушаете. Если, конечно, не идёте посреди проезжей части…

К слову, кроме этого, велосипедистам нужно помнить, что в тёмное время суток (а темнеет нынче рано) нужно обязательно иметь на велосипеде установленный фонарик или фару. И не одну: с белым светом – впереди, с красным – сзади. Иначе – та же ответственность. Ничего не поделаешь – Правила. Пункт 149. Так что будем внимательны!

И ещё маленькая подсказочка тем, кто считает, что его остановили и собираются оштрафовать незаконно. Просто снимайте ситуацию на видео. Теперь практически в любом телефоне есть видеокамера, так что это несложно, и по закону запретить съёмку инспектора не могут. Как вариант – потребуйте понятых, а ещё лучше – сами пригласите прохожих или знакомых быть понятыми или свидетелями. И ещё – в протоколе обязательно напишите «не согласен». Иначе доказать, что вы ничего не нарушали, будет очень трудно…

Перед началом велосипедного сезона в ГАИ Гродно собрали полный список ПДД, касающихся этих участников дорожного движения. В ГАИ понимают, что количество велосипедистов растет и необходимо на них воздействовать. Уже в том году были оштрафованы велосипедисты, движущиеся по проезжей части. Что можно и чего нельзя делать велосипедистам читайте в подборке ГАИ:

Где можем двигаться?

Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий и опасности для пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом:

- выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Следует отметить, требование данного подпункта распространяется только на случаи движения по дорогам, которые имеют не более одной полосы для движения в данном направлении, и которые не имеют трамвайного пути по середине дороги;

- колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы е более чем по 10 велосипедистов, а расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;

При наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.

Как ехать в темное время суток?

При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены спереди фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет. При их отсутствии или неисправности велосипедист при условиях, когда видимость дороги в направлении движения становится менее 300 метров или с наступлением темного времени суток, должен сойти с велосипеда и вести его рядом с собой.

В своих предложениях по изменению законодательства мы предлагаем обязать велосипедистов при движении по загородным трассам в темное время суток использовать жилет повышенной видимости.

Самое важное в городе!

При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен спешиться и вести велосипед рядом с собой, руководствуясь требованиями, предусмотренными Правилами для движения пешеходов.

Данное требование продиктовано необходимостью обеспечения безопасности велосипедистов, т.к. большая скорость движения велосипедиста по сравнению с пешеходами позволяет ему появиться на пешеходном переходе в очень короткий промежуток времени. Требование вести велосипед рядом с собой дает возможность водителю транспортного средства рассматривать велосипедиста как пешехода и иметь больший запас времени на оценку складывающейся дорожной ситуации.

Вне перекрестков, на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. При этом, пересечение велодорожки с дорогой не является перекрестком. При съезде с проезжей части дороги водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает. При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Что запрещено?

Использовать технически неисправные велосипеды. Под неисправностью понимается наличие неисправных тормозов, либо рулевого управления, либо звукового сигнала, а в темное время суток, как указывалось ранее, отсутствие работающих фонарей.
- двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях;
- поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, либо имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге в условиях снегопада или гололедицы;
- перевозить пассажиров, за исключением детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сидении;
- перевозить грузы, выступающие более чем 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда, а также грузы, мешающие управлению велосипедом;
- управлять велосипедом детям до 14 лет на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица. Данное требование не распространяется на жилые и пешеходные зоны, тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки.
- буксировать велосипед или велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.

Штрафы:

За нарушение велосипедистом Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность и квалифицируется по статье 18.23 КоАП РБ, состоящая из четырех частей:

ч. 1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

ч. 2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

ч. 3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

ч. 4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.



mob_info