Спорт конец 19 начало 20 века. Физическая культура и спорт в Российской империи с начала XVIII до второй половины XIX в

    Прохождение военной службы в РФ осуществляется как в принудительном (призыв), так и в добровольном порядке. Что такое военная служба по контракту, как на нее устроится, и какие права и обязанности имеет военнослужащий, расскажем в этом материале.

    Понятие

    Служба по контракту - это исполнение воинских обязанностей на основании и на условиях, определенных в соглашении, которое заключается между военнослужащим и Министерством обороны либо иным федеральным органом исполнительной власти РФ (ФСБ, МВД и т.п.).

    Основным принципом заключения договора является добровольность. Это означает, что никто не может быть принужден к подписанию контракта на военную службу.

    Документ заключается по типовой форме, которую можно найти в Приложении №1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 (далее - Приложение №1). В этом документе обязательно должны быть указаны срок службы и условия, на которых заключается контракт.

    Порядок поступления на добровольную службу в Вооруженные силы РФ определен в разделе V Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (далее - Закон № 53-ФЗ).

    Основные требования к кандидату

    Основные требования, которые предъявляются к кандидатам на прохождение добровольной военной службы, перечислены в ст. 33 Закона № 53-ФЗ. Они сводятся к:

  • владению государственным языком;
  • подходящему состоянию здоровья;
  • прохождению профессионального и психологического отбора.

Стать военнослужащим по контракту может как гражданин России, так и иностранец, который законно проживает на территории РФ. При этом, согласно п. 2 ст. 34 Закона № 53-ФЗ, первый договор заключается с гражданами РФ в возрасте от 18 до 40 лет, а с иностранцами - от 18 до 30 лет.

Для того, чтобы определить, можно ли заключить с претендентом контракт, проводится медицинское освидетельствование и профессионально-психологический отбор. По результатам медицинского освидетельствования претенденту присваивается категория годности. На службу по договору берут только тех, кому присвоили категории «А» или «Б».

При определении категории годности по здоровью врачи руководствуются «Расписанием болезней», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 (далее - Расписание болезней).

Мероприятия по профессиональному и психологическому отбору проводятся в соответствии с правилами, установленными в Руководстве, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.01.2000 г. № 500. По результатам указанных испытаний всем кандидатам присваиваются категории - от первой до четвертой. Первая категория означает, что претендент рекомендуется к направлению на контрактную службу в первую очередь, а четвертая - не рекомендуется вообще. С теми гражданами, которые получили четвертую категорию, служебный договор не заключается.

Выплаты

Условия документа должны содержать положения о соблюдении прав военнослужащего и членов его семьи, что включает в себя получение вышеуказанными лицами компенсаций и социальных гарантий, положенных по закону.

Предоставляемые контрактникам выплаты включают в себя не только денежное довольствие (зарплату), но и различные надбавки, суммы единовременной материальной помощи и т.п. Найти полный перечень выплат можно в Федеральном законе «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ (далее - Закон № 306-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 306-ФЗ основным средством стимулирования является денежное довольствие. Оно состоит из:

  • месячного оклада по воинскому званию;
  • месячного оклада по воинской должности;
  • дополнительных выплат;
  • ежемесячных выплат.

В Приложении к Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 г. №992можно найти единые размеры воинских окладов по званиям и должностям. Именно эти данные берутся за основу при составлении расчетного листа военнослужащего.

Помимо этого, гражданам положены ежемесячные надбавки за:

  • выслугу лет (назначается при выслуге от двух лет);
  • работу со сведениями, которые составляют гос. тайну;
  • классную квалификацию (самая большая надбавка за класс мастера);
  • особые условия службы;
  • выполнение задач, которые связаны с риском для здоровья и жизни;
  • прохождение службы в северных или иных неблагоприятных климатических условиях;
  • особые достижения на службе.

Отдельной дополнительной выплатой являются подъемные - денежная сумма, которая выплачивается в случае перевода военнослужащего-контрактника в другой регион службы. Нуждающимся могут предоставить материальную помощь в размере одного оклада денежного содержания. Если гражданин подходит к выполнению своих обязанностей добросовестно, то ему положена выплата премии, размер которой в расчете на один год может составлять до 3-х окладов содержания.

Лишение премии допускается в тех случаях, когда военнослужащий нарушает свои должностные обязанности.

Гражданам, направляемым в командировки, полагается выплата командировочных.

Льготы и компенсации

Военнослужащим и их семьям предоставляются различные льготы и компенсации:

  • предоставление служебного жилья на время прохождения военной службы по контракту;
  • предоставление жилищной субсидии для покупки собственного жилья (или участие в накопительно-ипотечной системе на льготных условиях);
  • предоставление денежной компенсации в размере уплаченного налога на имущество или землю - положено военнослужащим, которые были уволены в связи с штатными мероприятиями, достижением предельного возраста или по состоянию здоровья;
  • пенсии по потере кормильца;
  • ежемесячные пособия женам военных, которые не могут устроиться на работу;
  • на время поступления и заочного обучения военного в ВУЗе - предоставление отпуска с сохранением всех денежных выплат.

Это не весь перечень привилегий, которые имеют контрактники. Полный их список можно найти в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон № 76-ФЗ).

Порядок заключения контракта

Порядок заключения договора определен Законом № 53-ФЗ, а также Положением о порядке прохождения военной службы. Первый договор может заключаться на срок от двух лет. При этом подписание такого документа возможно с гражданином, который проходит военную службу по призыву, в случае, если он отслужил три месяца.

По окончании контракта его можно продлить (перезаключить).

Военнослужащие, которые заключили договор с Министерством обороны, могут в дальнейшем по собственной инициативе перевестись для службы в иные федеральные органы исполнительной власти (и наоборот). Такая возможность предусмотрена ст. 44 Закона № 53-ФЗ. Для перевода потребуется подать соответствующий рапорт командованию.

Основания для прекращения контракта

Отвечая на вопрос о том, как разорвать договор, необходимо обратиться к ст. 51 Закона № 53-ФЗ, в которой перечислены причины увольнения военнослужащих. Их можно разделить на три большие группы:

  • по инициативе командования;
  • по собственному желанию;
  • по не зависящим от сторон обстоятельствам.

Командование может инициировать разрыв контракта в таких случаях:

  • утрата доверия;
  • несоблюдение условий договора;
  • последствие нарушения запретов на определенные виды деятельности, установленных Законом № 53-ФЗ;
  • арест с последующим вынесением судом приговора о наказании в виде лишения свободы.

Совершение военнослужащим всего одного грубого дисциплинарного проступка из списка, который дан в п. 2 ст. 28.5 Закона № 76-ФЗ, может расцениваться как невыполнение условий контракта.

Аналогичным образом расценивается и тот случай, когда гражданин получает строгий или обыкновенный выговор при наличии неснятых дисциплинарных взысканий. Невыполнение приказа не может считаться основанием для увольнения в том случае, если такой приказ был незаконным.

Прекращение контракта по желанию военнослужащего возможно в следующих ситуациях:

  • систематическое и существенное нарушение условий со стороны командования;
  • в связи с семейными обстоятельствами;
  • при назначении военнослужащего должностным лицом субъекта РФ или при избрании в законодательные органы власти.

Существуют причины для расторжения, которые напрямую не зависят ни от гражданина, ни от командования:

  • неудовлетворительное состояние здоровья;
  • проведение организационно-штатных мероприятий;
  • достижение предельного возраста.

Порядок увольнения во всех перечисленных ситуациях приблизительно одинаков:

  • подается рапорт командиру (если увольнение происходит по желанию контрактника);
  • рапорт изучается, назначается медицинское освидетельствование, а в некоторых случаях - аттестационная комиссия;
  • при принятии положительного решения происходит исключение из списков личного состава части;
  • военнослужащий получает обходной лист, происходит расчет по всем формам денежного довольствия;
  • оформляются все документы, которые затем пересылаются в военный комиссариат по месту регистрации.

Если у вас есть правовой вопрос, касающийся заключения военного контракта или его расторжения, обращайтесь к нашим специалистам. Звоните нам или заполняйте специальную форму на нашем сайте.

Сегодня мы рассмотрим актуальный вопрос наших читателей, а именно, можно ли служить по контракту без срочной службы.

С 2017 года стало возможно служить 2 года по контракту вместо 1 года срочной службы . Сделано это по поручению нашего Верховного Главнокомандующего ВС РФ.

Регулярные части российских Вооружённых сил зарождались ещё Иваном Грозным. В то правление ополченцы были заменены стрельцами с денежным довольствием и земельными льготами. Видимо, тогда и появились первые контрактники — профессиональные защитники Отечества!

Служба по контракту вместо срочной службы в 2019 году

Сейчас в России по закону предполагается, что контрактником можно пойти служить, даже если вы не служили срочную службу в армии .

Наглядный пример выбора призывника между службой по контракту и срочной службой

Если смотреть в общем, то контрактная служба представляет собой вашу деятельность военной направленности в интересах своего государства и выполняется исключительно в добровольном порядке.

При таком варианте это можно назвать работой, предполагающей стабильное денежное вознаграждение, с и другими денежными поощрениями. Во время устройства на такую работу происходит заключение особого договора (контракта) на весь предусмотренный период службы.

Информация, полезная к изучению:

  • тех, кто уже отслужил — стоит ли идти служить?

В армию по контракту без срочной службы

При выборе контрактной службы вместо срочной для начала необходимо , где можно проконсультироваться в полной мере, узнать об имеющихся вакансиях и нюансах. Там происходит и получение рекомендательного письма к местному комиссариату.

В комиссариате предъявляется это письмо с паспортом, и выдается бланк для написания своего заявления. Потом заявку будут рассматривать, определят время рассмотрения, чтобы определить готовность к контрактной службе.

Происходит регистрация заявления в военной комиссии, заведение личного дела с назначением, на основании результатов мероприятий по отбору, в том числе медицинских осмотров.

Отклонение заявления на контракт вместо срочной службы происходит в случае несоответствия возраста, при заведенном уголовном деле, если приходилось бывать в местах заключения, судимость не погашена, из-за административных наказаний, за обнаружение в крови наркотических и психотропных препаратов.

При соответствии показателей произойдет оформление военного билета. Потом произойдет заключение контракта. Дальше идет выполнение мероприятий общевойсковой подготовки с применением курса интенсивной подготовки, прибыв в ближайшую военно-учебную часть.

При обучении вы должны показать все свои физические, должностные и персональные качества с лучшей стороны.

Подготовительный процесс будет контролироваться командованием части, которое будет оценивать лидерские качества, необходимые контрактникам. В случае удовлетворения командования показателями обучения, произойдет направление на дальнейшую военную службу.

Служба по контракту со средним образованием колледж, техникум

В 2017 г. произошло добавление изменений в закон No 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для студентов средне-специальных учреждений. Сейчас они могут стать контрактниками без срочной службы . Но писать заявление о контрактной службе, возможно лишь получив диплом и аттестат.

Закон разрешает проходить службу по контракту без срочной службы

Вместо годовой призывной службы продолжительность на контрактную службу длится в течение двух лет, но уже с начисляющимся денежным довольствием.

Идущие по контракту, закончив колледж, приступают к рядовым должностям, а когда командование разглядит лидерские качества у новобранца, он .

Срочная служба по контракту с высшим образованием

Второй вариант, когда в ВУЗе отсутствовала военная кафедра.
Когда институт не имеет военную кафедру, а получить военную специальность и звание невозможно, но есть стремление пройти воинскую службу, следует выполнить необходимые действия:
прийти в военкомат по прописке;
узнать про специальности для военнослужащих по контракту;
сделать выбор той специальности, на которую можно пойти служить по контракту;
подписание контракта.

То, что отсутствовала военная кафедра в учебном учреждении, и нет воинской профессии, и звания, имеет отличие для контрактника. Отличается это тем, что в начале доступно лишь рядовое звание и первую половину года для изучения основ придется идти в учебную часть.

Служба по контракту с высшим образованием

В военном комиссариате весьма желательно принимают кандидатов закончивших ВУЗы, и желающих подписать контракт с армией. Происходит так не для всеобщего плана набора контрактников. Очень важным считается, что приходит грамотный специалист, для освоения сложной техники, взятой на вооружение. К тому же, благодаря высокому уровню образования, человек скорее пройдет адаптацию, на фоне изменяющихся требований, и для быстрого решения задач.

Существует два варианта поступление на контрактную службу для выпускника ВУЗ.
Когда в образовательном учреждении присутствовала военная кафедра.
Существование военной кафедры ВУЗа дает право офицерского звания (чаще всего лейтенант). Там, где есть данная кафедра, студентом подписывается контракт, он обязывает к армейской службе на определенный срок.

При желании стать контрактником в ВУЗе проходится медкомиссия, сдаются нормы физподготовки. Получив диплом, выпускник получает повестку туда, где им будет проходиться служба, в соответствии с профессией ВУЗа и званием. Несение военной службы происходит уже с начислением полагающегося жалования.

При ситуациях изменений на службе (присвоенном очередном звании, смене вакансии), сменится и соответствующее вознаграждение.

Эти условия имеют место в случае добровольного подписания контракта, заканчивая обучение на военной кафедре. Если контракт не заключался, то, завершив образовательное учреждение, призывнику придется , в звании рядовой или сержант.

Преимущества и недостатки службы по контракту без срочной службы

Невзирая на более продолжительный период (2-5 лет), контрактная служба, относительно годовой по призыву, обладает своими преимуществами для новобранца, который не служил по срочке:

Через три месяца, когда закончится испытательный срок, будут платиться жалования в полном объеме.
Есть возможность перезаключить контракт и обеспечить себя трудоустройством в дальнейшем.

Наличие в меньшей степени строгих условий нахождения, не ограничиваются перемещения.

Поскольку для контрактников это работа, лишь при более жёсткой организации, чем обычно — они каждый вечер могут уходить домой.
Наличие существенных льгот в плане бесплатного жилья, медицинского обслуживания, зачисления в ВУЗы, на летний отдых детям.
Военнослужащие, распределенные на Крайнем Севере, получают права бесплатного проезда на воздушном, железнодорожном, и другом виде транспорта, чтобы проводить свои законные каникулярные отпуска.
Присутствие государственных программ страхования жизни и здоровья контрактников, предусматривающих существенные выплаты, если контрактник становится непригодным из-за травмы, которая получена во время служебных обязанностей. В смертельных исходах существует оплата страховки семьям.
При каких-либо заболеваниях, будет возможно внеочередное лечение в заведениях медицинского профиля Минобороны высококвалифицированными врачами.
, единовременные выплаты, наличие жилищных сертификатов военным.
В случае двадцатилетнего стажа, в 45 лет наступает случай преждевременной пенсии, с выплачиваемыми пособиями и субсидиями на приобретаемое жильё в крупном городе.
Много работодателей признают наличие военного билета обязательным критерием при трудоустройстве, в связи с этим после ВУЗа, нужно предполагать вероятность его предъявления по требованию.
Контрактники пользуются преимуществами, поступая в профучилище и в ВУЗ.

Недостатками контрактной службы можно назвать:
Присутствие большего риска здоровью или жизни.
Частые командировки.
Не обустроенные бытовые условия, как возможный вариант проживания.

Не для всех приемлемы условия военного быта и , поэтому по статистике пятая часть подписывающих контракты расторгает их уже через считанные месяцы. У любого есть личные основания для этого, но в основном это связано с непрохождением испытательного срока. Бывают случаи злоупотребления спиртными напитками, которые становятся причиной на разрыв контракта с МО РФ.

Для сравнения нужно заметить — служба по контракту способствует поднятию престижа армейской службы, выполняет поставленные задачи. Также она способна обеспечить достойной заработной платой контрактников, имеет дополнительные привилегии.

Однако, перед принятием окончательного решения, нужно оценить все достоинства и недостатки заключения контракта на воинскую службу. Необходимо осознавать ответственность, по отношению к себе, к своим боевым товарищам и к своей стране.

Требование к кандидату для срочной службы в армии по контракту

Данное военное ремесло логично назвать особым видом деятельности. При заключении контракта без срочной службы происходит ваше согласие с требованиями, определенными законом.

Перечень условий для будущих контрактников устанавливаются Законом «О воинской обязанности» и специальными правилами Минобороны России:
1) Сначала, при подписании контракта гражданину России возрастное ограничение — не меньше 18 лет и не больше 40.
2) Принимают граждан, образование которых как минимум среднее специальное (колледж, техникум и выше).
3) После прохождения военно-врачебной комиссии, с признанием годности или годности при незначительных ограничениях.
4) Требуется соответствие необходимому , которую прописывают нормативы в НФП-2009.
5) Необходимость соответствия условиям на профпригодность одной из трёх категорий (рекомендуемые первой очереди, рекомендуемые и условно-рекомендуемые).

Также ведется психологический отбор с выдачей заключения на профпригодность или с отказом рекомендовать на контрактную службу.

Сколько будет получать контрактник без службы по срочке

Нельзя принижать значимость такого стимула, как материальное вознаграждение. Для каждого человека, а именно, для контрактника, это имеет большое значение.

В 2019 году величина денежного довольствия определяется двумя законными документами:
Федеральным законом N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», постановлением Правительства России N 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Базу заработной платы контрактника по данным законным документам образуют две составляющие:

  • оклады по воинской должности;
  • оклады по воинскому званию.

Основную часть в денежном довольствии контрактника каждый месяц дополняют различными надбавками:
квалификационными;
за выслугу лет;
если есть риск для здоровья и жизни;
когда выполнение обязанностей идет по особым условиям;
при допуске к государственной тайне;
при повышенном уровне физической готовности (сдаются нормативы);
при больших достижениях в службе;
при владении иностранными языками.

В дополнение, каждый год оплачивается материальная помощь и премии, за отличное выполнение служебных обязанностей.

Заслуживает внимания сумма денежного довольствия на контрактника 2019 года:
30 тыс. руб. – средняя величина заработной платы, которую получает рядовой контрактник;
40 тыс. руб. — размер средней заработной платы (сержант и старшина);
55 тыс. руб. — размер средней заработной платы (лейтенант).

Вдобавок, кроме денежного довольствия служащего, доступно применение разных льгот и материальных компенсаций:
Компенсация при поднайме жилплощади. С помощью этой выплаты военный отчасти или полностью возмещает затраты по аренде жилой площади, когда служебной квартиры не предоставлено. Сумма денежной компенсации зависит от нормативов по регионам.
Вид денежного пособия контрактников, называемого «подъёмными». Переезжая в другое место, средства выплачиваются всей семье.
Во время увольнений выплачиваются единовременные пособия, если общая выслуга двадцать лет и более, размер равен 7 окладам. При выслуге меньше 20, контрактнику должен выплачиваться только оклад в двойном размере.

На этом тему «контракт или срочка» буду заканчивать, и как, мне кажется, основным моментом становится время — все же есть разница два года по контракту или один год по срочке (призыву). За год может многое произойти.

В общем, идти служить по контракту, если не служил срочную службу, каждый должен решать сам.

Людям, отвечающим за безопасность страны и проживающих в ней граждан, положено особое отношение со стороны государства. Льготы военнослужащим предоставляются на протяжении всего срока службы и при выходе на пенсию. Семьи военных также вправе рассчитывать на привилегии.

Что положено военнослужащим?

Нормативным документом, регламентирующим права военнослужащего, является . Согласно его последней редакции от 16.11.2017 г., социальные гарантии полагаются:

  • лицам, заключившим военный контракт, и их семьям;
  • гражданам, проходящим срочную службу в армии;
  • уволенным в запас;
  • семьям уволенных военнослужащих.

К числу родственников уволенных военнослужащих, на которых распространяются привилегии, относят:

  • супругов;
  • детей младше 18 лет;
  • детей до 23 лет, являющихся студентами-очниками;
  • иных лиц, находящихся на иждивении у получателя льгот.

Обладание статусом военнослужащего наделяет правами на получение:

  • денежного довольствия;
  • помощи в обретении жилья;
  • продленных отпусков;
  • налоговых преференций;
  • бесплатного проезда;
  • льготного медицинского обслуживания;
  • бесплатного получения образования;
  • льгот по услугам ЖКХ;
  • выходного пособия;
  • особых условий выхода на пенсию.

Рассмотрим порядок предоставления военным каждого из вышеперечисленных видов государственной поддержки.

Выплата денежного довольствия

Денежное довольствие по сути является заработной платой военных. Порядок его начисления и выплаты установлен .

В состав денежного довольствия входит несколько видов окладов:

  • для контрактников устанавливаются отдельные оклады в зависимости от присвоенного звания и от исполняемой должности;
  • для проходящих службу по призыву положен только оклад по воинской должности.

Размеры окладов утверждаются на правительственном уровне и подлежат ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции.

Военнослужащим могут начисляться и дополнительные выплаты. Надбавка положена в следующих случаях:

  • за повышение квалификации;
  • за суровые условия прохождения службы;
  • за исполнение задач, несущих в себе риск для жизни и здоровья;
  • за доступ к государственной тайне.

Начисляется надбавка и за выслугу лет. В зависимости от длительности военной службы она может составлять от 10% до 40% от основного оклада.

Обеспечение жильем

На новом месте службы военные и их семьи бесплатно обеспечиваются служебным жильем в срок, не превышающий 3 месяцев. Многодетным семьям, в которых воспитывается 3 и более ребенка, служебная квартира предоставляется в первоочередном порядке. На данный вид жилья не предоставляется права собственности, и военнослужащие обязаны его покинуть после окончания контракта или при переводе на службу в другой регион.

Лица, заключившие контракт до 1998 года, вправе рассчитывать на субсидирование государством покупки жилья либо его самостоятельного возведения. Данным правом можно воспользоваться только при отсутствии собственного имущества либо при его несоответствии норме жилой площади на 1 человека, равной 18 м 2 . Исходя из данных норм, а также среднерыночной цены на недвижимость, государство осуществляет частичное финансирование покупки или строительства жилья для военнослужащих.

Еще одним способом получения помощи в обретении жилья является военная накопительно-ипотечная система (НИС). Участвовать в ней вправе граждане, заключившие контракт после 01.01.2005 г. Суть в том, что на протяжении 3 лет после внесения военнослужащего в реестр НИС на его счет поступают взносы из федерального бюджета. В 2018 году их размер составит 268 465,60 рублей. Накопленная за 3 года сумма может быть использована в качестве первоначального взноса на приобретение ипотечного жилья. Далее до достижения военнослужащим 45-летнего возраста либо до его увольнения взносы по жилищному кредиту осуществляются государством.

Право на отдых

Как и другие трудоустроенные граждане, военные имеют право раз в год взять оплачиваемый отпуск. Его продолжительность напрямую зависит от выслуги лет и может составлять:

  • 30 дней при продолжительности службы менее 10 лет;
  • 35 дней при продолжительности службы от 10 до 14 лет;
  • 40 дней при продолжительности службы от 15 до 19 лет;
  • 45 дней при продолжительности службы от 20 лет и более.

Отпуск продлевается на количество дней нахождения в пути до места отдыха. Также его продолжительность может быть увеличена на срок до 15 дней при прохождении службы в суровых климатических условиях либо условиях, связанных с риском для жизни. К тому же, данные категории военнослужащих имеют право на компенсацию затрат на проезд до мест отдыха любыми видами транспорта. Если задействуется личный транспорт, то компенсации подлежат расходы на бензин.

Налоговые льготы

Действующие контрактники, а также лица, уволенные со службы в связи с возрастом или состоянием здоровья, освобождаются от необходимости уплачивать налог на имущество (). Льгота начинает предоставляться после подтверждения своего статуса в ИФНС по месту регистрации, куда необходимо предоставить удостоверение воинской части.

Бесплатный проезд

Отправляясь в командировку, до нового места службы или на лечение в пределах Российской Федерации, военнослужащий может воспользоваться правом на бесплатный проезд. Предоставляется оно путем:

  • компенсации стоимости билетов на самолет, поезд или междугородний автомобильный транспорт, за исключением такси;
  • предоставления на безвозмездной основе транспортных средств, принадлежащих воинской части.

Данным правом могут воспользоваться и члены семей военнослужащих. Кроме того, при смене места жительства семья военного может перевезти и личное имущество, в общей массе не превышающее 20 тонн.

Медицинское обслуживание

Лица, проходящие службу по контракту, имеют право на бесплатное получение медицинских услуг. Сюда входит:

  • безвозмездное предоставление лекарственных препаратов по рецепту врача;
  • бесплатные зубные протезы;
  • обеспечение медицинскими изделиями (протезирование конечностей и др.);
  • льготное санаторно-курортное лечение.

Льготы полагаются не только действующим военным, но и лицам, уволенным в запас с выслугой более 20 лет. После выполнения заданий, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, военнослужащему предоставляется реабилитационный отпуск продолжительностью до 30 дней, оплачиваемый за счет федерального бюджета.

Льготы на получение образования

Граждане, продолжительность непрерывной службы которых составляет 3 года и более, вправе получить среднее профессиональное или высшее образование за счет бюджетных средств. Контрактникам, параллельно службе получающим гражданскую специальность, дополнительно предоставляются учебные отпуска.

Военные, увольняющиеся после 5 и более лет службы, могут бесплатно пройти переподготовку в течение 4 месяцев с целью получения какой-либо гражданской профессии.

Льготы по коммунальным платежам

Военнослужащие, поучаствовавшие в боевых действиях, имеют право на компенсацию оплаты услуг ЖКХ. Размер льготы утверждается на региональном уровне и может достигать 50%, как, например, в Новгородской области. Часть средств, потраченных получателем льготы на оплату коммунальных услуг, возвращается обратно на его счет. Выплата компенсаций начинается с момента подтверждения своего права в органах соц. защиты, причем процедуру оформления льготы необходимо повторять каждые полгода.

Выплата выходного пособия

Увольнение контрактника может производиться только по его личной инициативе, в противном случае это незаконно. При этом ему гарантируется выплата выходного пособия, размер которого зависит от выслуги лет. Если период службы составил менее 20 лет, выплачивается пособие в размере 2 окладов. Лицам, отслужившим 20 и более лет, положена выплата, равная 7 должностным окладам.

Условия выхода на пенсию

Для военнослужащих установлен особый порядок выхода на пенсию. Пенсионером можно стать двумя путями:

  • достижением возраста 45 лет;
  • обретением нетрудоспособности.

При выходе на пенсию по возрасту дополнительно должны выполняться требования по стажу. Военнослужащий должен соответствовать одному из следующих критериев:

  • иметь 20 и более лет стажа военной службы;
  • обладать общим трудовым стажем продолжительностью от 25 лет, из которых 12,5 лет приходится на военную службу.

Потеря здоровья является основанием для начисления пенсии независимо от выслуги лет. Однако во внимание берется период приобретения нетрудоспособности. Это должно произойти непосредственно во время прохождения службы либо в течение 3 месяцев после увольнения. Также допустимыми являются случаи, когда инвалидность становится следствием травмы или болезни, приобретенных еще в период службы.

При начислении пенсии учитывается размер денежного довольствия, выплачиваемого на протяжении военной службы. Пенсия назначается в размере не менее 50% от ранее получаемой суммы. Дополнительно могут назначаться надбавки за участие в боевых действиях, инвалидность, наличие иждивенцев и превышение минимально необходимой выслуги лет.

Льготы для семей военнослужащих

Члены семьи военнослужащих также могут рассчитывать на социальные гарантии со стороны государства. Их женам и несовершеннолетним детям положены бесплатные медицинские услуги и ежегодная оплата проезда до мест отдыха. Кроме того, жена военнослужащего имеет право на повышенное пособие по уходу за ребенком и увеличенный размер единовременной послеродовой выплаты, которые в 2018 году составят 11 451,86 и 26 721,01 рублей соответственно.

Дети военных зачисляются в дошкольные и школьные образовательные учреждения в порядке первой очереди. При этом до 90% оплаты детского сада подлежит компенсации.

Ближайшие родственники военнослужащих, погибших при исполнении долга, вправе:

  • получать пенсию по потере кормильца;
  • продолжать проживать в служебной квартире;
  • сделать ремонт в своем жилье за счет государственных средств;
  • пользоваться льготой на коммунальные платежи.

Кроме того, семьям погибшего военного положена выплата, покрывающая расходы на ритуальные услуги.

Предоставляемые контрактникам льготы призваны компенсировать тяготы и риски, сопряженные с прохождением военной службы. При этом законодательство построено таким образом, чтобы не оставить без внимания и ближайших родственников тех граждан, которые отдали жизни ради безопасности своей Родины.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

История Российского спорта. МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №14» Вахитовского района г.Казани Учитель физкультуры Софронова Т.А.

2 слайд

Описание слайда:

Современный российский спорт берет свое начало в спортивных играх и физических упражнениях, которые имели широкое распространение в народном быту. Это и лапта, и игры с мячом, и кулачный бой, и городки, и ходьба на лыжах, и катание на санях, и многие другие традиционные забавы. Именно в народной системе физического воспитания, которая дополнялась закаливанием, берут свои истоки такие виды российского спорта как плавание, гребля, верховая езда, парусный спорт и многие другие.

3 слайд

Описание слайда:

Российский спорт в 19 веке В начале 19 века развитие спорта в России получает дополнительный стимул благодаря появлению в стране частных спортивных заведений для представителей российской аристократии. Выходят различные учебные пособия, посвященные освоению техниками фехтования, плавания, стрельбы и других видов спорта. Строятся специальные спортивные сооружения – манежи, тиры, ипподромы. Проводятся соревнования между членами спортивных обществ и клубов, организации и развитию которых активно способствуют передовые деятели страны. Появляются первые специализированные журналы, ориентированные на распространение идей спорта. В частности, это «Охотник» (1887), «Циклист» (1895), «Спорт» (1900) и другие периодические издания, посвященные российскому спорту (к 1915 году их было уже более трех десятков).

4 слайд

Описание слайда:

Видные русские мыслители, представители науки и искусства публично высказываются и пропагандируют развитие спорта в России, ратуют за физическое воспитание как обязательную составляющую формирования гармоничной личности. Так, А.Герцен пишет: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь Ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога». Его дополняет В.Белинский, считая, что «развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний». Лев Толстой за игрой в городки.

5 слайд

Описание слайда:

Ближе к концу 19 века появляются спортивные организации с большей демократичной направленностью. Российский спорт становится доступным не только для представителей дворянства, но также для студентов, служащих, интеллигенции того времени. Так, открывается русское гимнастическое общество в Москве, кружок тяжелой атлетики Краевского в Петербурге, московский клуб велосипедистов-любителей и др. Передовые деятели страны активно участвуют в работе международных спортивных организаций. В частности, в 1894 году генерал А.Бутовский становится членом Международного олимпийского комитета, принимает активное участие в подготовке I Олимпийского конгресса и I Олимпиады в Греции. За эту работу Бутовский получает Золотой Командорскй крест – высшую награду, которой из членов МОК был удостоен еще лишь один представитель – основоположник современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен. Второй справа – генерал Алексей Бутовский. Афины 1896г.

6 слайд

Описание слайда:

В этот же период времени получают широкое распространение и выходят на новый качественный уровень такие виды современного российского спорта, как лыжный и конькобежный спорт. Активно развиваются фигурное катание, футбол и хоккей с мячом, бокс, легкая атлетика. Значимую роль в развитии спорта в России сыграли также встречи отечественных спортсменов с представителями зарубежного спорта. Успехи в международных соревнованиях демонстрировали российские борцы, фехтовальщики, гребцы, тяжелоатлеты, велосипедисты, конькобежцы. Так, конькобежец Александр Паншин в 1888 году получает титул сильнейшего скорохода мира, гонщик Дьяков становится победителем открытого чемпионата Англии среди велосипедистов 1896 года. В 1899 году в Милане русский тяжелоатлет Елисеев, ученик Краевского, одерживает первенство в международном конкурсе силачей по поднятию тяжестей и получает золотую медаль. Также своими достижениями выделяются на российской и мировой спортивной арене борцы Поддубный, Заикин и Шемякин.

7 слайд

Описание слайда:

Известный русский борец П.Ф. Крылов Великий русский борец Никандр (Николай) Вахтуров За 40 лет выступлений Поддубный не проиграл ни одного чемпионата (имел поражения лишь в отдельных схватках). Получил мировое признание как «чемпион чемпионов», «русский богатырь». (факт из жизни) С августа 42-го по февраль 43-го Ейск, где жил Иван Максимович, был оккупирован гитлеровцами. Всемирно известный «чемпион чемпионов» работал во время оккупации маркером в бильярдной. Он шокировал гитлеровцев тем, что ходил с Орденом Трудового Красного Знамени. Но немцы уважали и не трогали «Ивана Великого». Так они его называли.

8 слайд

Описание слайда:

В конце 19 - начале 20 века не было в России спорта популярнее чем французская борьба.

9 слайд

Описание слайда:

Достижения российского спорта в начале 20 века Начиная с первой половины 20 века, спорт получает широкое распространение среди студентов. На правительственном уровне в стране разрешена организация спортивных кружков для занятий физическими упражнениями в высших учебных заведениях. В крупных городах, таких как Томск, Москва, Петербург появляются студенческие спортивные лиги, что дает очередной толчок развитию спорта в России. Преимущественно это – фехтование, гимнастика, силовая борьба, гребля, плавание, легкая атлетика, конькобежный и лыжный виды спорта.

10 слайд

Описание слайда:

В 1901 году в Петербурге основана футбольная лига – это событие положило начало розыгрышам футбольных кубков в России. Далее футбольные клубы появляются и во многих других российских городах - Орехове-Зуеве, Москве, Риге, Киеве, Одессе, Тифлисе, Твери, Харькове. В 1911 году в стране создается Российский олимпийский комитет. Два года спустя, в 1913 году, - Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, которая была учреждена по инициативе Николая II для руководства развитием спорта в России. Кроме того, в 1914 году создается специальная общественная организация - Временный совет по делам физического развития населения. В этот Совет вошли видные педагоги и общественные деятели, представители крупнейших российских спортивных обществ и клубов, чиновники различных министерств и ведомств. Сборная команда 1924 год

11 слайд

Описание слайда:

«Законодателями мод» в отечественном футболе 30-х годов были москвичи. Победу в соревнованиях весной 1936 года, а также в 1937 и 1940 годах одерживает «Динамо», осенью 1936-го, в 1938 и 1939 годах – пальма первенства «Спартаку». Именно в эти годы в историю футбола СССР вошли имена легендарных братьев Старостиных. Андрей Старостин и Лев Яшин. 1960г. С каждым последующим годом силы и мастерство сборной СССР по футболу продолжают расти. В общей сложности, за два года (1954-1956 гг.) в историю советского футбола было занесено 16 побед, 4 игры «вничью» и всего 2 проигрыша.

12 слайд

Описание слайда:

Велосипедные гонки начало 20 в. В конце 1882 года было организовано первое русское общество велосипедистов, которое начало заниматься проведением спортивных состязаний. Летом 1883 года уже состоялась первая велосипедная гонка. Она была организована на Московском ипподроме. В последующие годы велосипедные гонки стали проводиться в других городах России. В 1895 году в Риге открывается первая велосипедная фабрика, поставлявшая для покупателей до двух тысяч велосипедов в год. Столько же велосипедов стали производить и московские мастерские. Велосипед был так популярен, что даже появились журналы мод с костюмами для езды на велосипеде. Журнал мод. Костюм для езды на велосипеде.

Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения Деметер Георгий Степанович

Физическая культура и спорт в Российской империи с начала XVIII до второй половины XIX в.

В первой четверти XVIII века в результате реформ Петра I произошли глубокие изменения, своего рода скачок в истории Русского государства: средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. Был сделан шаг вперед на пути к капиталистическим отношениям, в преодолении отставания от стран Западной Европы, вызванного ордынским игом, хотя сохранилось основное противоречие Петровской эпохи: прогрессивные преобразования наталкивались на крепостнические порядки. Реформы, предпринятые в области административного управления, военного дела, церкви и просвещения, вызвали значительные перемены во всех сферах общественной жизни и культуры, в том числе физической. Создавались новые возможности для ее развития, прежде всего в среде господствующего класса – дворянства. Размеренный патриархальный быт сменялся более динамичным жизненным укладом. Для развития физической культуры особое значение имели реформы в области культуры и быта, главным содержанием которых было становление и развитие светской культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемые в плане европеизации: введение гражданского алфавита, издание газеты и литературы, учреждение Академии наук с университетом и гимназией при ней, открытие первых светских государственных школ, организация «ассамблей» для дворянства с танцами, играми, развлечениями. Впервые в истории образования в России физическое воспитание получает государственную регламентацию, будучи введенным в учебные планы различного рода школ. Так, в Школе математических и навигационных наук наряду с другими предметами преподавалась «рапирная наука» – фехтование, а также гребля и управление парусами. В Морской академии указом Петра I предписывалось учить, в частности, «воинским обучениям: мушкетами и на рапирах», т. е, приемам рукопашного боя и фехтованию. В учебных планах, созданных для подготовки дворянской молодежи к военной службе Сухопутного шляхетского корпуса, Морского шляхетского корпуса и других дворянских военных учебных заведений, значились фехтование, верховая езда, гребное и парусное дело, борьба, игры в мяч, танцы.

В начале XVIII века по указанию Петра I была создана частная гимназия немецкого пастора Э. Глюка. В «Каталоге учителей и наук», преподаваемых в ней, содержится и такая запись: «Стефан Рамбур, танцевальный мастер, телесное благолепие и комплименты чином немецким и французским научает; Иоанн Штурмевель, конский учитель, охотников научает кавалерийским чином ехати и лошадей во всяких школах и маневрах умудрити». В программу преподавания было включено также фехтование.

В гимназии при Московском университете, открытом в 1755 г., преподавались фехтование и танцы. К середине XVIII века образование, особенно в закрытых учебных заведениях, приобретает сословный характер, оно становится доступным главным образом для дворян.

Среди новых развлечений господствующего класса следует упомянуть о катании на коньках и на буерах. Указом Петра I вводились также «экзерциции парусных и гребных судов», для чего дворянам было роздано 141 судно. Проводились еженедельные занятия («экзерциции») и «генеральные» смотры. Фехтование и стрельба из пистолетов культивируются среди дворян в значительной мере в связи с распространением дуэлей.

Итогом военной реформы, осуществленной в начале XVIII века, стали коренная реорганизация вооруженных сил и создание регулярной армии взамен дворянского ополчения и стрелецкого войска. Развитие металлургии обеспечило расширение производства артиллерийских орудии и значительное улучшение их качества, боевой мощи. Созданная в XVIII веке первоклассная русская артиллерия сыграла огромную роль в успехах русской армии под Полтавой, при Гангуте, Рымнике, штурме Измаила. В первой четверти XVIII веке впервые было соединено холодное и огнестрельное оружие – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило ударную мощь войска и вызвало необходимость обучения солдат рукопашному бою.

На Дону и на Балтике впервые в истории России был создан военно-морской флот, с помощью которого было «прорублено окно в Европу». Это вызвало необходимость развития парусного и гребного дела, а также плавания. Так закладывались основы национальной системы военно-физической подготовки войск. Начало ее было положено организацией юным Петром I «потешных» полков, состоявших из мальчиков подмосковных сел Преображенского и Семеновского. «Его императорское величество, – сообщает один из участников "потех", – повелел набрать из разных чинов людей молодых и учить их пехотного и конного упражнения во всем» (а «его императорскому величеству» было тогда 11-12 лет). Упражнения эти, или, как их тогда называли, «экзерциции» состояли из верховой езды, строевой подготовки в пешем и конном строю, стрельбы в цель из луков и мушкетов, изучения ружейных приемов, преодоления полевых препятствий и военных игр, составной части тактических учений. Так зарождались основы будущей военно-полевой гимнастики.

Петр привлекал к обучению «потешных» находившихся на русской службе иностранных генералов. Однако их опыт и знания он не копировал слепо, а отбирал из западноевропейской тактики и системы обучения войск наиболее ценное, что можно было применить, исходя из особенностей России и русского народа. Это способствовало созданию армии, которая вскоре по боевой выучке стала превосходить лучшие армии Европы.

Ко времени знаменитого Кожуховского похода (1694 г.) количество потешных войск исчислялось уже несколькими тысячами человек. В маневрах под Кожуховом, проведенных в форме военной игры, они «сражались» с регулярными войсками. О значении этих «потех» говорят слова Петра I: «Шутили под Кожуховом, а теперь под Азов играть пойдем». Тем самым была подчеркнута мысль о реорганизации потешных полков в регулярные части, отправляющиеся в военный поход для завоевания Азовского побережья.

Будучи выдающимся полководцем, новатором в области военной тактики, обучения войск, Петр I уделял большое внимание воспитанию у солдат стойкости, мужества. Сноровка и выносливость приобретались в постоянных походах, на тактических учениях. Петр требовал от солдат и офицеров творческого отношения к своим обязанностям в боевой обстановке. Хотя последние регламентировались уставами, Петр предупреждал: «Не держись устава, яко слепой стены». При повышении по службе учитывались не знатность рода офицера, а боевые заслуги, знания, опыт. К офицерскому званию допускался лишь тот, кто «с фундаменту» знает солдатскую службу.

Уделяя внимание строевой подготовке, Петр I в отличие от военных деятелей Запада не превращал ее в фетиш, самоцель. Исходя из особенностей русского солдата, широко применял приемы рукопашного боя, превратив штык в наступательное оружие. При Петре I в русской армии впервые создаются госпитали.

При преемниках Петра созданная им система подготовки войск претерпела существенные изменения благодаря насаждению в русской армии прусских методов, связанных с шагистикой, муштрой, невниманием к личности солдата. Это вызывало протест со стороны прогрессивных военных деятелей. Среди них выделялся талантливый полководец и военный педагог фельдмаршал Петр Александрович Румянцев (1725-1796). Он придавал большое значение военно-физической, в частности маршевой, подготовке, что было необходимо, так как впервые в истории военного искусства им была разработана тактика применения сочетания колонн и рассыпного строя. Другое нововведение, проведенное при его активном участии, – создание егерских частей, в деятельности которых много места занимали бег, переползание, умение маскироваться. Все это способствовало воспитанию быстроты, выносливости, смелости. В созданной им системе обучения и воспитания войск важная роль отводилась воспитанию сознательной дисциплины, инициативных, смелых и решительных солдат, способных «с малым числом разбить великие силы» врага. Этому служили марши, маневры и другие средства военно-физической подготовки.

Дальнейшее развитие русская национальная система военно-физической подготовки войск получила в деятельности великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800), прошедшего путь от рядового солдата до генералиссимуса русской армии. Созданная им оригинальная и прогрессивная система взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск во многом опережала свое время. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Линейной тактике, в которой холодному оружию отводилась второстепенная роль, он противопоставил развитую им тактику колонн и рассыпного строя, усовершенствовал действия солдат штыком в рукопашной схватке.

Новая тактика предъявляла повышенные требования к солдатам, их физической, боевой и морально-волевой подготовке. Неудивительно поэтому, что полководец требовал индивидуального подхода, уважения к солдату, разносторонней заботы о нем, о его здоровье. В «Науке побеждать», основном военно-педагогическом труде А. В. Суворова, об этом сказано четко и убедительно: «Солдату надлежит быть здо-рову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву». Среди девизов (афоризмов) полководца имелся и такой: «Чистота, Здоровье, Опрятность, Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа! Слава, слава, слава!»

Физическая, а точнее, военно-физическая подготовка войск была органической частью педагогической системы Суворова; больше того, как в этом убеждают военные труды полководца, она занимала центральное место в нем. Это не значит, что Суворов недооценивал огнестрельное оружие, артиллерию, конницу. Он по-новому, исходя из условий состояния военного дела того времени, решил вопрос о сочетании в боевых действиях огневой мощи с маневренными действиями пехоты, всегда готовой вступить в рукопашную схватку. «Экзерцициям» – упражнениям в передвижении посредством ходьбы, бега, перестроениям, стрельбе в сочетании с действиями штыком, рукопашным боям уделяется большое внимание уже в его «Полковом учреждении», где он отмечает, что «ничто же так не приводит в исправность солдата, как его искусство в экзерциции». В «Науке побеждать» различного рода передвижения, перестроения, маневры рассматриваются им как важнейшее условие успешности наступления. Важность штыковой атаки подчеркнута в его словах: «Пуля дура, а штык молодец!» Одно из его любимых наставлений: «Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко». Разработка вопроса о применении штыкового боя во время учебы войск, а также в боевых действиях относится к числу крупнейших достижений военно-педагогической системы А. В. Суворова.

В его военной педагогике большое внимание уделено преодолению препятствий в виде рвов, валов, заборов, крепостных стен. «Бросься в ров, скачи через вал, ударь в штыки, коли, гони, бери в полон!» – гласит одна из команд полководца. В руководимых им войсках широко применялись переноска лестниц и фашин (связок хвороста для забрасывания рвов), взбирание по лестницам в быстром темпе, бросание фашин, гребля, стрельба по движущейся цели.

Особенностью суворовской «Науки побеждать» было максимальное приближение обучения войск к боевым условиям. Исходя из правила «тяжело в ученьи, легко в походе», А. В. Суворов придавал важное значение маршам-броскам, переходам воинских подразделений как одному из средств, обеспечивающих возможность нанесения внезапного удара по противнику. Широко применялись двусторонние атаки, в ходе которых создавалась обстановка реального боя. Военно-физическая подготовка должна была служить воспитанию трех воинских искусств, которыми были «глазомер, быстрота, натиск».

Одним из первых Суворов ввел утренние занятия (прообраз современной зарядки) в армии – «что после побудка исполнять», куда входили ходьба, в том числе «гусиной шаг», строевые упражнения, стрельба из ружей.

Все это вместе взятое плюс полководческий гений А. В. Суворова позволило его войскам одерживать беспримерные победы, в частности, во время русско-турецких войн осуществить успешный штурм Измаила, крепости на берегу Дуная, считавшейся военными специалистами того времени неприступной. Хотелось бы отметить и такую особенность педагогики полководца, как гуманность, милосердие. Если во время боя противник сдается, «давай пощаду. Грех напрасно убивать, они такие же люди». И далее: «обывателя не обижай… Солдат – не разбойник». Эти наставления Суворова сочетались с рекомендацией при обучении солдат «экзерцициям» не допускать по отношению к ним жестокого обращения. Для солдат и офицеров примером был и спартанский образ жизни полководца, его закалка, любовь к движениям, физическим упражнениям.

В морском флоте петровские военные традиции развивал выдающийся флотоводец Федор Федорович Ушаков (1745-1817). Он создал систему военно-физической подготовки моряков. Подобно Суворову, он требовал сознательного отношения матросов к учению, чтобы «всякий человек знал свою должность и место». Составной частью физической подготовки матросов были упражнения «для моциону», бег по салингу с целью приучения к «скорому беганию» по снастям. При этом требовалось четкое и быстрое выполнение команд: «Отдачу и прибавку парусов делать с отменной скоростью и сие повторять многократно…»

Ф. Ф. Ушаков уделял внимание подготовке матросов к действиям на суше, к десантным операциям, тренируя их в преодолении препятствий (канав, рвов и т. п.) с помощью лестниц, веревок, досок, практиковал обучение штурму крепостей в обстановке, близкой к боевой.

Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813) развил военно-педагогические идеи Румянцева и Суворова применительно к новым условиям ведения войн. Уделяя внимание физической, строевой подготовке в войсках, он, как и Суворов, был противником формализма, муштры, стремясь к воспитанию у солдат сознательной дисциплины, патриотизма, а также силы, выносливости, стойкости, мужества. В подготовленном им наставлении по боевой подготовке легкой (егерской) пехоты важное место отводилось ходьбе в разном темпе, перебежкам, переползанию, овладению приемами обращения с оружием, действий на «самых неровных местах», т. е, на пересеченной местности. Многое делал М. И. Кутузов для всесторонней подготовки офицерских кадров, будучи директором Шляхетского кадетского корпуса. Он уделял большое внимание закаливанию солдат и офицеров, считал, что закалка, крепость русского народа сыграли немаловажную роль в разгроме войск Наполеона в период Отечественной войны 1812 г. «… Итак, мы будем преследовать неутомимо, – писал Кутузов в одном из приказов Главнокомандующего русской армией осенью 1812 г. – Настает зима, вьюги и морозы; вам ли бояться их, дети Севера? Железная грудь ваша не страшится ни суровости погод, ни злости врагов. Она есть надежная стена Отечества, о которую все сокрушается».

Хранителями национальных традиций в области физического воспитания оставались народные массы. Среди многочисленных народов России продолжали культивироваться разнообразные игры и физические упражнения, а также средства закаливания. Большое распространение среди детей и молодежи имели русские народные игры: городки, лапта, кости, лунки, свайка и другие. Некоторые из них нашли отражение в скульптуре, например в стихах А. С. Пушкина.

На статую играющего в свайку

Юноша, полный красы, напряженъя, усилия чуждый,

Строен, легок и могуч, – тешится быстрой игрой!

Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,

Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

На статую играющего в бабки

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено

Бодро оперся, другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился… прочь! Раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

Стихи эти, представляющие собой замечательный источник для изучения истории физической культуры, интересны глубиной зарисовок, сравнений, отражают симпатии великого поэта к народным играм, не уступающим, по его мнению, состязаниям Древней Эллады. Кстати, и написаны они гомеровским гекзаметром.

Любопытные зарисовки народных состязаний и развлечений содержатся в этнографических материалах. Один из исследователей, например, отмечает, что искусными конькобежцами были туляки. Некоторые из бегунов, сообщает он, с отличной ловкостью выводили на льду «буквы, слова и разные узоры». Среди туляков имелись также прекрасные пловцы и прыгуны в реку «со свай, с моста, со шлюз четырех– или пятисаженной высоты».

Продолжалось культивирование кулачных боев. Правительство предпринимало попытки их регламентации (Указ Екатерины I от 1726 г.). Иногда в Москве устраивались встречи кулачных бойцов с английскими боксерами. «Достопочтенные лорды, – сообщает этнограф А. В. Терещенко, – сами приезжали сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который, быв незнаком с искусством, так метил удачно в бока и лицо, что часто с одного раза повергал тщеславного на землю. С тех пор боксеры перестали мериться с бойцами…»

Среди уральского казачества зимой проводились военизированные игры, в частности, «борьба за снежный город» со стрельбой из пушки и ружей холостыми выстрелами. Взятию снежной крепости предшествовали скачки с джигитовкой и состязания в беге в мешках, бой подушками, сидя на бревне.

На Украине, в Белоруссии, Закавказье, Прибалтике и в других регионах страны, как и прежде, применялись различные физические упражнения, игры и развлечения. Например, в Азербайджане, по данным профессора К. Т. Рзаева, была широко распространена верховая езда, джигитовка, различные состязательные игры. Особой популярностью народа пользовалась борьба «Гюлеш». Тренировки по борьбе проводились в специальных зданиях, так называемых «Зорхана». При шахском дворце жили борцы, музыканты, танцоры и танцовщицы. Феодальная молодежь развлекалась игрой в мяч на лошадях. Игры-состязания обычно завершались любимым зрелищем того времени – борьбой и торжественно обставлялись. В Прибалтике, испытывавшей немецкое влияние, помимо народных средств физического воспитания, в 20-х годах XIX века появились турнерские (гимнастические) организации. У многих народов большой любовью пользовались состязания-праздники. «Жаль, что никто из поклонников национальной немецкой гимнастики… – писал Н. А. Добролюбов, – не съездит к нам в киргизские степи или Башкирию, там гимнастика процветает; своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шесты и бегом взапуски повторяются периодически, подвиги отличившихся воспеваются степными Пиндарами, и во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи».

В дворянской среде в XVIII веке пользовались популярностью многие виды физических упражнений: фехтование на рапирах и эспадронах, стрельба из пистолетов, верховая езда, катание на лодках и на коньках, игра в мяч (типа тенниса), плавание, охота и т. п. Для занятий фехтованием создавались специальные залы, приглашались учителя из Франции. Один из них – А. Вальвиль – обобщил свой богатый опыт в изданной в России книге «Рассуждения об искусстве владеть шпагою». Прекрасными фехтовальщиками были А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Так, высшей оценки по окончании Царскосельского лицея Пушкин удостоился по двум предметам: российской словесности и… фехтованию. Он считался одним из лучших учеников А. Вальвиля, преподававшего в лицее. Позднее у последнего брал уроки и М. Ю. Лермонтов, которому искусство фехтования на рапирах спасло жизнь на дуэли в 1840 г.

После десятков лет забвения наблюдается увлечение коньками, оно даже становится модным в начале XIX века. Преподаватель гимнастики военно-учебных заведений Петербурга де Паули в своей книге «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами» отмечает, что «в течение прошедшей зимы не только число катающихся на коньках значительно увеличилось, но даже кадеты и воспитанники прочих заведений начали наслаждаться этим приятным удовольствием». Не случайно А. С. Пушкин воспел бег на коньках в прекрасных строчках:

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих ровных рек…

Для упражнения в стрельбе из пистолетов возникают в ЗО-е гг. XIX века первые стрелковые тиры. В Петербурге и Москве по преимуществу иностранцами создаются частные гимнастические заведения. Их посетители занимались главным образом лечебными и корригирующими упражнениями.

Большое распространение получила верховая езда: редкий дворянин не владел ею. Искусство верховой езды осваивали и женщины, катавшиеся «амазонками», т. е, сидя в особом седле, ногами на одном боку лошади. В Петербурге и Москве создавались манежи-школы, а в парках – дорожки для верховой езды. Высшее мастерство в этом виде спортивных занятий спасло жизнь М. Ю. Лермонтову на Кавказе, когда он сумел уйти от погони трех черкесских джигитов.

В это время начинают проводиться бега и скачки как зрелища на ипподромах. Появляются профессиональные наездники. Отмечается увлечение знаменитыми русскими тройками. Возникают и частные школы плавания – первоначально в Петербурге (первая – в 1827 г. на Неве), Прибалтике, проводятся красочные водные праздники. В 1846 г. в Петербурге создается императорский яхт-клуб, но он служил не столько развитию парусного спорта, сколько для развлечения дворян.

В учебных заведениях – университетах, гимназиях – в отделениях для дворян уделялось известное внимание физическому воспитанию, преподавались фехтование и танцы, в основном для придания внешнего лоска.

Относительно хорошо было поставлено физическое воспитание в Сухопутном (бывшем Шляхетском) корпусе, где готовились не только военные, но и гражданские специалисты. С детьми младшего школьного возраста проводились прогулки, подвижные игры и упражнения на открытом воздухе. Подростки и юноши изучали верховую езду, вольтижировку, фехтование и «мячиковую игру».

Образцово велось физическое воспитание в закрытых учебных заведениях для детей дворян – лицеях, и в частности, в Царскосельском, где воспитывался юный А. С. Пушкин. Лицеист Иван Пущин свидетельствует: «… Вслед за открытием начались правильные занятия. Прогулки три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале – мячик и беготня. Вставали по звонку в шесть часов. По середам и субботам – танцеванье и фехтованье…» В 1816 г. Николай I утвердил в лицейской программе обучение верховой езде и плаванию. Пушкин преуспевал и в том, и в другом. Досуг лицеистов заполняли иногда турниры по борьбе, о которых поэт вспоминал:

Не правда ли? Вы помните то поле,

Друзья мои, где в прежни дни, весной,

Оставя класс, играли мы на воле

И тешились отважною борьбой…

Где вы, лета забавы молодой?

Наш великий поэт увлекался многими физическими упражнениями. Для усиления нагрузки он ходил с 9-фунтовой тростью, принимал по утрам дома ледяные ванны, в Михайловском приспособил одно из помещений под тир для стрельбы из пистолета. Вот что писал по этому поводу биограф поэта П. Анненков: «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями. Он славился как неутомимый ходок пешком, страстный охотник до купания, до езды верхом и отлично дрался на эспадронах».

Даже смертельно раненный на дуэли, упав на землю, он нашел в себе силы приподняться и произвести свой выстрел в Дантеса и не промахнулся: пуля попала в область груди. И еще один факт, свидетельствующий о физической подготовленности и закалке Пушкина. Целых три недели, находясь в Бессарабии, он, дворянин, привыкший к благам своего класса, провел в непростых условиях кочующего цыганского табора. Об этом в своей романтической поэме «Цыганы» поэт вспоминает:

Встречал я посреди степей

Над рубежами древних станов

Телеги мирные цыганов,

Смиренной вольности детей.

За их ленивыми толпами

В пустынях часто я бродил,

Простую пищу их делил

И засыпал пред их огнями.

В походах медленных любил

Их песен радостные гулы…

В конце XVIII и 1-й половине XIX века вопросы физического воспитания привлекают все большее внимание педагогов и общественных деятелей. Объясняется это общим подъемом культуры русского общества, возрастанием его запросов в этой сфере, а также развитием педагогической мысли. Уже в эпоху реформ Петра I, когда был сделан значительный шаг вперед в образовании, появляется ряд трудов, в которых предпринималась попытка теоретического осмысления педагогической практики. Среди них сочинение государственного и общественного деятеля, просветителя В. Н. Татищева (1686-1775) «Разговор о пользе наук и училищ». Опираясь на данные философии и педагогики того времени (он был хорошо знаком, в частности, с трудами Дж. Локка), В. Н. Татищев утверждал, что «человек состоит из двух разных свойств: души и тела». В соответствии с этим он делил все науки на науки «душевного богословия» и «телесной философии». Одним из первых в России он подчеркивал связь физического и умственного развития человека: «душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных членов повреждаются и силы ума». В своих трудах В. Н. Татищев высказывает мысль о необходимости включения в планы учебных заведений для дворян дисциплин, изучающих, «яко на шпагах биться, на лошадях ездить и танцевать».

Это находилось в соответствии с идеалом молодого человека того времени, изложенным в руководстве для дворянской молодежи «Юности честное зерцало»: «Младой шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими достатками придворным человеком быть».

Оживление педагогического движения в России, наблюдавшееся в 60-е гг. XVIII столетия, в известной мере связано с именем И. И. Бецкого (1704-1795). Он много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с постановкой образования в этой стране. По заданию Екатерины II подготовил доклад, который был опубликован под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Стремясь создать «новую породу людей» – образованных, гуманно обращающихся с крестьянами дворян, а также разночинцев («третий чин людей»), наряду с умственным и нравственным воспитанием уделял большое внимание физическому воспитанию, основными средствами которого считал чистый воздух, а также «увлечение невинными забавами и играми». Педагоги, по его мнению, должны добиваться «целости здравия и крепости сложения» учеников.

В истории отечественной и мировой науки и культуры особое место занимает ученый-энциклопедист и просветитель М. В. Ломоносов (1711-1765) . Проходит время, но труды Ломоносова не теряют своего значения. Кратко, но емко сказал о нем А. С. Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Среди многочисленных областей знаний, глубоко им исследованных и обогащенных новыми выводами, находится и медицина. И это не случайно. В Германии, в Магдебурге, куда он был направлен как лучший ученик Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов учился на двух факультетах – философском и медицинском. Это позволило ему прийти к выводу о том, что медицина – «полезнейшая роду человеческому наука». Придавая особое значение профилактике болезней, он считал, что движения «вместо лекарства служить имеют…»

В переведенную им на русский язык статью физика, академика Г. В. Крафта «О сохранении здравия» Ломоносов вложил немало собственных мыслей. В качестве некоторых из средств сохранения здоровья в статье назывались правильный образ жизни, гигиена, режим питания. М. В. Ломоносов стремился найти пути, помогающие сохранить здоровье в экстремальных условиях (например, во время высокоширотных экспедиций).

Смену занятий в течение дня – например, переход от одних экспериментов к другим – рассматривал как средство отдыха, восстановления сил.

Среди планов, которые не успел осуществить ученый, было обращение к правительству о принятии мер по развитию физического воспитания в стране и написание статьи об Олимпийских играх.

Оригинальные мысли в области оздоровительного значения физического воспитания высказал академик А. П. Протасов. В 1765 г. он сделал два доклада в Российской Академии наук: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».

Идеи использования физических упражнений в целях профилактики заболеваний получили научное обоснование в труде профессора военной гигиены М. Я. Мудрова (1776-1831) «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или Наука сохранять здоровье военнослужащих».

Крупным педагогом-просветителем был Н. И. Новиков (1744-1818). Он много сделал для создания школ и народных училищ, издания журналов, учебной литературы. В журнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиков опубликовал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». В этом труде, оставившем заметный след в русской педагогике, Н. И. Новиков разрабатывает вопросы физического, нравственного и умственного воспитания. Он отмечает, что «здоровье и крепкое сложение тела весьма споспешествуют нашему удовольствию и что в молодости лежит основание как здоровья и крепости, так слабости и болезней тела». Отсюда его высокая оценка физического воспитания: «Сию часть воспитания, – говорит он, – называют ученые физическим воспитанием; а первая есть она потому, что образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места». Важнейшими средствами физического воспитания он считает игры, прогулки, гигиенические условия, в которых живет и учится ребенок. Н. И. Новиков – один из первых теоретиков и пропагандистов физического воспитания в России.

Важное место в истории русской общественной и педагогической мысли занимает А. Н. Радищев (1749-1802) - выдающийся философ, враг крепостничества и самодержавия, зачинатель революционно-демократической мысли в России. Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева». За свои убеждения он был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь, в Илимский острог на «10-летнее безысходное пребывание».

В его литературной деятельности много внимания уделялось вопросам воспитания подрастающего поколения. В своем основном труде «Путешествие из Петербурга в Москву» он изобразил тяжелую картину страданий крестьянских детей, лишение их элементарных условий для физического и духовного развития. Радищев ратовал за такое воспитание подрастающего поколения, которое помогло бы развить силы ребенка и сделать его истинным сыном Отечества, патриотом. Физическое воспитание, как и умственное и нравственное, подчинены у Радищева именно этой цели. Систематическое физическое воспитание, тесно связанное, в частности, с трудовым, по мнению Радищева, способствует приобретению навыков и качеств, необходимых в жизни, труде, защите общественных и личных интересов. Оно содействует закаливанию организма, преодолению «робкой нежности», укреплению здоровья и продлению жизни. В главе «Крестцы» своего «Путешествия…» он рекомендует учить детей быстро бегать, поднимать тяжести, плавать, не утомляясь, ездить верхом, стрелять. Это также необходимо, как умение «водить соху, вскопать гряду, пользоваться косою и топором, долотом и стругом».

Идеи А. Н. Радищева закладывали социально-педагогические основы теории физического воспитания в нашей стране и получили развитие в трудах выдающихся мыслителей и просветителей В. Г. Белинского (1811-1848) и А. И. Герцена (1812-1870). Хотя они специально не разрабатывали вопросы физического воспитания, однако в своих трудах высоко оценивали его значение в системе всестороннего и гармоничного образования и воспитания молодого поколения. Их отношение к физическому воспитанию определялось прогрессивным мировоззрением, критикой существовавшего строя, верой в лучшее будущее народа, что пронизывало все их творчество и общественную деятельность. Решая с материалистических позиций вопрос о природе сознания, о соотношении в человеке души и тела, Белинский отмечал, что «духовную природу человека не должно отделять от его физической природы, как что-то особенное и независимое от нее», ибо «духовное… есть не что иное, как деятельность физического». И далее он подчеркивал: «Ум – это человек в теле, или, лучше сказать, человек через тело, словом, личность».

В. Г. Белинский и А. И. Герцен отстаивали идею гармоничности воспитания молодого поколения. По мнению Белинского, «развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний». Ратуя за физическое воспитание как составную часть педагогики, А. И. Герцен восклицал: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь Ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога». Взгляды на физическое воспитание выдающихся русских мыслителей вытекали из их трактовки общей цели воспитания, состоящей в подготовке всесторонне развитой – физически, умственно и нравственно – личности.

Физическое воспитание ребенка должно начинаться в семье и носить, по словам Белинского, «отпечаток здоровья, веселости, живости, ясности»; прививать детям правила общественной и личной гигиены, развивать силу, ловкость, смелость и другие физические и нравственные качества при учете анатомо-физиологических особенностей детского возраста.

Одно из средств физического воспитания Белинский и Герцен видели в народных играх и физических упражнениях. Это связано с большим интересом, который они проявляли к народной физической культуре.

А. И. Герцен высоко оценивал роль детских коллективных игр как для физического развития подрастающего поколения, так и для нравственного воспитания, развития общественных стремлений и наклонностей.

Идеи передовых русских мыслителей в области воспитания, в том числе физического, отличают гуманизм, демократизм, неиссякаемая вера в творческие силы народных масс, в будущее России.

Таким образом, XVIII и первая половина XIX века характеризуются значительными изменениями в практике и теории физического воспитания. Подъем экономики и культуры Русского государства расширил возможности для развития физической культуры и спорта, прежде всего среди дворянства. Реформы Петра I приводят к введению физического воспитания в учебные заведения. Таким образом, физическое воспитание впервые в нашей стране получает государственную регламентацию. Однако сословный характер воспитания приводит к тому, что физическое воспитание преподается главным образом в учебных заведениях (или отделениях при них) для дворян.

Происходит создание основ прогрессивной русской национальной системы военно-физической подготовки войск, что связано с деятельностью Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова. Одновременно передовая часть русского общества ведет борьбу против насаждения в России иностранных методов военно-физической подготовки войск и физического воспитания.

Хранителями национальных традиций в области физического воспитания оставались народные массы, продолжавшие культивировать разнообразные игры и физические упражнения. Возникают частные школы плавания, гимнастики, фехтования, услугами которых в тех условиях пользуются представители господствующих классов. Новое развитие получает естественнонаучная и педагогическая мысль в области физического воспитания, особенно в трудах М. В. Ломоносова, а позднее в работах и деятельности русских просветителей А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена.

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

РАЗДЕЛ II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая;… дополнение изъяснения настоящего и пример будущего. … Она мирит его (простого гражданина – Г. Д.) с несовершенством видимого порядка

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

Физическая культура и спорт во второй половине XIX – начале XX в. Россия на рубеже 50–60-х годов XIX века переживала кризис, охвативший социально-экономическую, политическую, военную сферы. Изъяны феодально-крепостнической системы обнажила Крымская война (1853-1856 гг.).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

РАЗДЕЛ III. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Физическая культура и спорт на службе обороне Родины в годы Великой Отечественной войны

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Награды второй половины XIX в Заказ на медаль был столь велик, что Санкт-Петербургский Монетный двор не справлялся. Здесь отчеканили 151 тысячу экземпляров, а другую часть заказа передали частным фирмам. Поэтому появились и разновидности медали, ее чеканили теми же

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

СССР. Физическая культура и спорт Физическая культура и спорт С древнейших времён национальные физические упражнения, игры и единоборства спортивного характера (метания, плавание, бег, стрельба из лука, борьба, кулачный бой, верховая езда и т. п.) использовались народами,

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

Из книги Вена автора Сененко Марина Сергеевна

Театр США (с начала XVIII века) Ранние сведения о театре Соединенных Штатов Америки относятся к XVII веку. Миссионеры, приехавшие из Европы, устраивали в США мистериальные представления, цель которых состояла в религиозной пропаганде. В XVIII веке в Америке гастролировали

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Архитектура второй половины XVIII и первой половины XIX века «Дома в готическом вкусе – но добротны и комнаты просторны. Дворцы и общественные здания в чисто итальянском стиле и величественны (Императорская школа верховой езды, здание Библиотеки, церковь св. Карла, дворец

Из книги Государственная Третьяковская галерея автора Автор неизвестен

Экономика второй половины XIX в К концу века европейская часть России занимала 1/4 территории. Всего – 21,3 млн км.Дворянство. Реформа 1861 г. не превратила автоматически помещиков в нанимателей сельскохозяйственных рабочих – за денежную плату. «Отработки» – наём крестьян

Из книги автора

Культура второй половины XIX в Образование:1864 г. – в результате образовательной реформы введены уровни: начальный уровень: крестьянские школы грамотности, трёхгодичные земские школы, церковно-приходские школы (преподавал священник); средний – гимназии и реальные

Из книги автора

Культура России во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

Из книги автора

Германские форты второй половины 80-х годов. В 1885г. в Германии была собрана комиссия государственной обороны, в состав которой входили компетентнейшие лица, и среди них вновь назначенный в 1884 г. инспектор инженерного корпуса и крепостей ген. фон-Вранденщтейн, служивший

Из книги автора

Искусство второй половины XIX века Василий Владимирович Пукирев. «Неравный брак». 1862 Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866). Княжна Тараканова 1863. Холст, масло. 187,5x245История самозванства в России - тема, которая постоянно волновала воображение русских художников.



mob_info