Энциклопедия асан. Направление в йоге айенгара

Процесс совершенствования в любой сфере жизни, является процессом прогрессивным. Наоборот, если долго стоять на месте, никогда никуда не придёшь. Это напрямую касается и древнего учения Йога. Мастер Беллур Айенгар из города Пуна в Индии решил разработать новый метод, который опирается на . Методика основана на использовании дыхательных техник и асан, но в строгом построении. Йога Айенгара ­­ - это метод, где используются различные опоры при выполнении упражнений. Это могут быть предметы мебели, ремни, ткань. Использование дополнительных опор в этом виде йоги, позволяет достигнуть наибольшего расслабления, снижает количество болевых ощущений.

Этот вид предлагается как начинающим, так и искушённым йогам. Сам метод можно назвать более доступным и понятным ещё и потому, что он предполагает подробное, детальное индивидуальное объяснение каждой асаны.

Продолжительность каждой позы длительнее, чем в классической йоге. Практика показала, что более долгое пребывание в асане оказывает большее физиологическое влияние на системы органов. Опоры используются для того, чтобы максимально вытянуть и выровнять тело. При этом соблюдаются основные принципы философии учения йога:

  • последовательность (от больших мышц к более мелким);
  • постепенность;
  • продолжительность.

Необходимо встать максимально вертикально, соединив стопы. Акцент асаны направлен на максимальное растягивание подошв по плоскости пола, и правильного распределения веса тела. Колени нужно напрячь и подтянуть вверх чашечки. Живот расслабить, копчик втянуть, плечи отвести назад. Позвоночником вытягиваемся вверх, взгляд устремляем перед собой.


На вдохе руки вверх и соединяем в крону над головой. Разворот ладоней как обычно. Снова вытягиваем себя вверх, задерживаем дыхание. На выдохе опускаемся и повторяем пока не отточим асану досконально.

Во второй фазе выполняем подъём ноги к бедру. Здесь можно выполнить облегчённый вариант, для начинающих. Положить ногу голеностопом на бедро другой ноги. В одном варианте выполняем подтягивание плеч к ушам, в другом, наоборот, тянем их к земле.

Особенность позы в Айенгара, заключается в постепенном вхождении, использовании облегчённого варианта, и более длительном удержании.


Для начинающих можно войти в асану из Тадасаны. Но для более продвинутых подойдёт и .

В Айенгара предусмотрен первый вариант. Из Тадасаны переход в Трихонасану осуществляется прыжком, широко расставив ноги. В этом же положении приземляемся. В остальном поза выполняется так же как и в Хатха-йога.

Паршваконасана

В Айенгара выполнение этой асаны предусматривает допустимость использования опоры рукой, не поднимая таз и не ломая линейности растянутого бока. Промежуточной опорой можно выбрать палку для руки, которая снизу.


По методу Айенгара, выполняется из Тадасаны, в которую входим прыжком. Акцент снова на вытяжение. Выполнение всех 3-х воинов зависит от физиологического диапазона исполнителя. Для начинающих можно выполнить промежуточный вариант с опорой на 2 руки, колено, бедро. И снова вспоминаем, что продолжительность выполнения несколько больше, чем предлагает классическая йога.


Очень хорошая, но сложная поза для начинающих. В методике Айенгара для достижения наивысшей вертикальности используются: ремень для сведения локтей и стул. На его сидение можно опираться поясницей, или одной ногой до тех пор, пока тело не привыкнет к промежуточной позе. В первом случае стул (освойте также ) ставят со стороны спины, во втором, головы.

Выполняется из Саламба Сарвангасаны. Также можно использовать промежуточные положения с опорой на невысокую табуретку, которая устанавливается со стороны головы и вы кладете не нее ноги. Промежуточное положение должно продолжаться до максимального расслабления. После этого стул у начинающих убирают, и ноги уходят подальше за голову. Также можно стянуть руки ремнём.

Шавасана


Выполняется в таком же варианте и последовательности, как диктует и классическая йога. В предложенном варианте для начинающих комплекс выполняется на протяжении первых 2 недель занятий. Затем последовательность поз меняется.

Ощущения и эффект

Основная задача метода, научить начинающих двигаться по более простому и понятному пути. При этом акценты расставляются на баланс, расслабление и укрепление мышц. Покачивание во время выполнения асаны может говорить о недостаточном расслаблении и выравнивании тела. Грудная клетка при правильном положении не должна испытывать давления. Внутренние органы при этом принимают естественный объём и очертания. Их функция не нарушается притеснением от неестественного изгиба.

Промежуточные опоры позволяют быстрее адаптироваться к асане, и потому очень полезны для начинающих. Ощущение неудобства в суставах и болезненности в мышцах свидетельствуют о движении вперёд к совершенству.

Одним из существенных моментов в методике Айенгара является тренировка суставных сумок позвоночника и его растягивание. Такому же воздействию подвергаются и суставы рук и ног.

Однако наиважнейшим аспектом йога всё равно называет растягивание и расслабление. Быть расслабленным – не значит быть неподвижным. Релаксация в состоянии мышечного сокращения приостановит ненужное расходование энергии, оживит нервные центры, сконцентрирует рассеянную энергию. Савасана в сочетании с наполнит здоровьем, улучшит иннервацию вегетативных систем.

Методика использования опор

Любые асаны во время овладения ними могут выполняться неправильно. Это значительно снижает терапевтический эффект. Йога Айенгара решает эту проблему. При выполнении многих поз, для того чтобы суставы, связки и мышцы рук медленно привыкали к увеличению подвижности, используют ремень.

Примером могут служить следующие асаны:

  • гомукхасана;
  • пашчимоттаносана;
  • эка пада раджак апотасана.
  • супта баддха коносана;
  • сукхасана;
  • шавасана;

используют плоские большие и малые подушки, или одеяла. Это позволяет снизить провисание и напряжение в пояснице, или исключить такой нюанс, как торчащие вверх колени. Также в Паршвоттанасане можно использовать кирпичи, или обрубки брёвен. В условиях современных спортзалов очень пригодится степ-платформа.

Методика Айенгара позволит вам прикоснуться к прекрасному миру учения йога с наибольшим комфортом. Удачных занятий!

    Адхо мукха означает «лицом вниз», а швана — «собака». Поза напоминает собаку, которая потягивается, опуская голову и передние лапы вниз, а таз и задние лапы поднимает вверх — отсюда и название.
    Техника
    1. Лягте на живот и разведите стопы на ширину 30 см.
    2. Поместите ладони на пол по обеим сторонам от...

    Карна — это «ухо», а приставка «а» означает «по направлению», «рядом».
    Дхану — «лук». В этой позе одна стопа притягивается рукой к голове и пяткой касается уха, что напоминает лучника, натягивающего лук. Большой палец другой ноги, которая вытягивается вдоль пола,...

    Ананта — это имя Вишну и одновременно змея Шеши, который служит местом отдохновения Бога. В индийских мифах Вишну спит в первобытном океане на своем ложе — тысячеглавном змее Шеши. Пока он спал, из его пупка вырос лотос. В этом лотосе родился Брахма, сотворивший мир. После сотворения мира Вишну проснулся и воцарился на высочайшем из...

    Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», а падма — «лотос». Пашчимоттанасана — это поза, в которой вся задняя поверхность тела интенсивно вытягивается.
    Техника
    1. Сядьте в Дандасану.
    2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу на правое бедро....

    Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», «закрепленный», «стесненный». Падма — «лотос», а уттана — «интенсивное вытя жение».
    Техника
    1. Встаньте в Тадасану.
    2. На вдохе оторвите правую стопу от пола, согните правую...

    Ардха означает «половина», а Матсиендра — имя мудреца, который считается одним из основоположников учения хатха-видьи. В «Хатха-йогапрадипике» Матсиендра упоминается как один из основателей хатха-видьи. Рассказывают, что однажды Шива отправился на пустынный остров и стал объяснять своей супруге Парвати тайны йоги....

    Эта вариация Ардха Матсиендрасаны I, в которой происходит более глубокое скручивание позвоночника.
    Техника

    2. Согните правую ногу в колене и поместите стопу в основание левого бедра, прижав пятку к пупку.
    3. С выдохом разверните корпус на 90° влево. Разверните левую руку от плечевого сустава...

    Техника
    1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
    2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу в основание правого бедра, прижав пятку к пупку.
    3. Согните правую ногу в колене, оторвите стопу от пола и прижмите ее к коврику слева от таза. В этом положении внешняя сторона правой лодыжки касается внешней стороны левого бедра....

    Ардха означает «половина», а нава — это «корабль», «лодка». Поза напоминает лодку, отсюда и название.
    Техника
    1. Сядьте в Дандасану.
    2. Переплетите пальцы, заведите руки за голову и прижмите ладони к затылку.
    3. На выдохе откиньтесь назад и одновременно оторвите от пола ноги. Подтяните колени и...

    Ардха означает «половина», а чандра — «луна». Поза напоминает полумесяц, отсюда и название.
    Техника
    1. Встаньте в Тадасану и выполните Уттхита Триконасану вправо, следуя инструкциям, указанным выше.
    2. В Триконасане поместите правую ладонь на пол в 30 см перед правой стопой. Для этого согните правую ногу в колене...

    Асана посвящена мудрецу Аштавакре, духовному наставнику митильского царя Джанаки, который был отцом Ситы. Рассказывают, что, когда мудрец был еще в материнском чреве, его отец Кагола сделал несколько ошибок, повторяя Веды (Священное писание). Услышав это, нерожденный мудрец рассмеялся. Разгневанный отец проклял своего сына, повелев ему родиться...

    Баддха означает «ограниченный», «связанный», а кона — «угол». В этой позе в Индии сидят сапожники: таз на полу, пятки возле промежности, руки на стопах. При этом бедра отводятся в стороны до тех пор, пока колени не коснутся пола.
    Техника
    1. Сядьте в Дандасану.
    2. Согните ноги в коленях и приблизьте...

    Баддха означает «связанный», «органиченный». В этой позе руки перекрещиваются за спиной и захватывают большие пальцы ног. Таким образом, тело заключается между перекрещенными ногами спереди и перекрещенными руками сзади, благодаря чему асана и получила свое название.
    Техника
    1. Сядьте в Падмасану.
    2. На выдохе...

    Баддха означает «связанный», «ограниченный», а хаста переводится как «рука ». Это очередная вариация Ширшасаны.
    Техника
    1. Сложите коврик или одеяло вчетверо и встаньте перед ними на колени.
    2. Сложите руки перед грудной клеткой, захватив левой ладонью правое плечо возле локтя, а правой ладонью —...

    Асана названа в честь мудреца Бхарадваджи. Бхараваджа был отцом Дроны — военного наставника Кауравов и Пандавов, великая война которых описана в «Махабхарате». Эта асана посвящена Бхарадвадже.
    Техника
    1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
    2. Согните ноги в коленях и отведите ноги вправо так, чтобы стопы оказались...

    Техника
    1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.

    2. Согните левую ногу в колене, захватите стопу руками и поместите ее в основание правого бедра так, чтобы левая пятка оказалась прямо у пупка. Таким образом, левая нога находится в положении Падмасаны.
    3. Согните правую ногу в колене и отведите правую стопу вправо так, чтобы правая...

    Бхека означает «лягушка». Тело в такой позе напоминает это земноводное, отсюда и название.
    Техника
    1. Лягте на живот и вытяните руки вдоль корпуса.
    2. На выдохе согните ноги в коленях и приблизьте пятки к тазу. Захватите правую подошву правой рукой, а левую подошву — левой. Сделайте два цикла дыхания. С выдохом оторвите...

    Бхуджанга означает «змея». Положение тела в этой асане напоминает змею, готовую к нападению.
    Техника
    1. Лягте на живот. Вытяните ноги и соедините стопы. Направьте пальцы ног от себя и подтяните колени.
    2. Опустите ладони на пол по обеим сторонам от таза.
    3. На вдохе крепко прижмите ладони к полу и поднимите корпус. Сделайте два...

    Ватаяна означает «лошадь». Положение тела в позе напоминает морду этого животного, отсюда и название.
    Техника
    1. Сядьте на пол и поместите левую стопу в основание правого бедра в неполное положение Падмасаны.
    2. Опустите руки на пол по обеим сторонам от таза. С выдохом поднимитесь и опустите левое колено на пол. Приблизьте правую...

Кому по силам йога Айенгара?
Изучать йогу возможно в любом возрасте, подготовлены мы или нет. Даже если вы знаете многое или только собираемся постигнуть эту науку. Давайте попробуем определить: что же такое йога, зачем она нам нужна? Не секрет, что увлечение йогой Айенгара все больше набирает популярность среди активных современных людей.

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
— Полезность и современность йоги;
— Направления йоги;
— Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений;
— Йога Айенгара: видео уроки.

Что такое йога?

Данное понятие пришло от наших древних предков. Это одна из систем индийской философии. В культуре Индии, ее трактовали, как науку подчинения разума. Скрытый потенциал для управления всеми функциями организма. Неоспоримые авторитеты в области йоги, такие как Патанжали, Кришнамачарьи заявляют о возможности развития исключительных способностей людей – лечить, совершенствовать тело и дух. Итог – гармония внутри человека.

Зачем нужна йога?

В результате практики мы имеем:

Улучшение здоровья,
способность управлять своим телом,
возможность предупреждения некоторых заболеваний,
активную жизнь и работоспособность,
долголетие.

Регулярно занимаясь, мы:

Избавляемся от головных болей, болей в спине и шеи,
восстанавливаем работу щитовидной железы, поджелудочной, работу кишечника,
укрепляем нервную систему.

Йога увеличивает эластичность мышц, укрепляет их. Мышцы спины начинают держать позвоночник, боли исчезают. Сильные мышцы рук и ног позволяют достаточно долго, безболезненно переносить нагрузки.

Для здоровья суставов полезны упражнения подвижности: скручивание, выгибание.

Мы учимся управлять дыханием. Оказывается, именно правильное дыхание помогает устранять фантомные боли.

Организм, нормализуя физиологию, начинает избавляться от лишних килограммов.

В некоторых направлениях есть упражнения, для омоложения лица, шеи.

Йога для беременных подготавливает женщину к родам.

Такая философия как йога помогает справиться с тяжелой депрессией.

Происходят изменения во всех жизненных аспектах. Меняется судьба!

Существует множество видов: спокойная, легкая, спортивная, ближе к акробатической.

Вот некоторые из них:

Хатха:

Наиболее известно. Если практиковать 1-2 раза в неделю, в короткое время можно стать стресcоустойчивым, научиться контролировать эмоции, обеспечить спокойный сон, хорошее настроение.

аштанга-виньяса:

Похоже на занятия аэробикой. В результате пользуется популярностью у тинейджеров. В течение часа получается сжечь 500 ккл.

инь-йога:

Показано для офисных сотрудников. Полный рабочий день нередко проходит в напряжении физическом и умственном. Мы научимся разгружать свои мысли и успокаивать тело. Мозг после занятий расслабляется. С помощью правильного дыхания достигаем душевного, психологического комфорта.

хатха, кундалини, сахаджа-йога:

Нам хочется общаться с единомышленниками, делиться опытом, вместе практиковать что-то новое? Указанные направления проводят мастер-классы, семинары. Есть возможность получать знания в коллективе.

Но, хочется остановить внимание на йоге Айенгара . Почему?

Айенгар-йога

История:

Беллура Кришнамачара Сараджа Айенгара создал собственную систему преодоления недугов. Гуру в детстве был очень слаб здоровьем и решил изучить йогу знаменитого Кришнамачарьи. Айенгар бросил вызов проблемам. Благодаря вере и упорству, обрел успех в их решении. В последствие, помог многим нуждающимся в выздоровлении.

Преимущества:

Данный вид йоги подходит даже тому, кому простые асаны (позы) на первый взгляд, кажутся невозможными: людям после операций, травм, с хроническими заболеваниями, приобретенными проблемами здоровья, пожилым, детям, беременным. Его метод — научить ослабленного и неповоротливого управлять своим телом.

Йога Айенгара является постепенной. Для безопасности и комфорта, гуру придумал подручные приспособления: одеяла, валики, ремни, деревянные кирпичи, маты. Это основное, что отличает метод занятий Айенгара, например, от аштанга-виньясы. С тем или иным дополнительным материалом можно достичь выполнения заданий.

Очень важно, что противопоказаний для обучения нет.

Достижения:

На каждом занятии достигается терапевтический эффект. В тонус приходят все группы мышц, суставы. Йога Айенгара приводит к вытягиванию человеческого тела, что положительно действует на позвоночник. Смещенные позвонки встают на место. При регулярных уроках, возможно избавление от грыж. Мы становимся гибкими, суставы не болят. Даже если человек еще совсем немного практикует занятия, он начинает ощущать душевный комфорт.

И так, цель учителя Айенгара – излечение от травм, реабилитация после операций, устранение хронических болезней, хорошее настроение и оздоровление организма .

Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений

Много людей открыли для себя йогу Айенгара! Занимаясь по методу оздоровительной программы гуру, мы добиваемся своих целей. Айенгар-йогу по праву можно назвать лечебной.

Перемены в жизни как результат занятий.

Каждый практикующий йогу Айенгара приводит свой ум в состоянии гармонии, что положительно влияет на эмоциональное состояние. Уравновешенный, спокойный, самодостаточный, здоровый человек мыслит позитивно. Ученые доказали — мысль материальна. Жизнь меняется к лучшему!


Йога Айенгара: Видео уроки

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Всем привет!

Занимаетесь ли вы йогой? А про йогу Айенгара уже слышали? Я, если честно, не так давно узнала про нее. Мне стало очень интересно как ей занимаются , чем она отличается от привычной нам йоги? Что это вообще за зверь такой?!

На деле оказалось, что основные упражнения йоги Айенгара взяты из хатха-йоги, но отличия все же имеются. Йога Айенгара для начинающих станет проводником в мир йогических практик, ведь это направление практически не имеет противопоказаний.

Если вам интересно узнать подробнее о происхождении йоги Айенгара и построении комплексов , то читайте дальше!

Это направление йоги называется именно так в честь своего создателя — индийского йога Беллура Кришнамачар Сундараджа Айенгара . Этот человек занялся глубоким изучением йоги, для того чтобы поправить свое с детства слабое здоровье.

Со своей задачей он успешно справился, ведь прожил более 90 лет. На основе существующих асан хатха-йоги он разработал свою систему упражнений, которые подойдут любому человеку. Также его дочь Гита продолжила дело своего отца и создала специальную женскую йогу Айенгара.

Давайте рассмотрим основные принципы йоги Айенгара:

  • все внимание должно быть уделено правильности выполнения асаны — положению тела, дыханию;
  • каждая поза должна выполняться в расслабленном состоянии — мышцы не в коем случае не должны трястись от напряжения;
  • длительная задержка в асанах — идет формирование мышечного корсета всего тела, и общее оздоровление организма;
  • каждая асана имеет несколько уровней сложности — человек любого возраста и физической подготовленности сможет подобрать упражнения под свои возможности;
  • йога выполняется с использованием различных средств, облегчающих выполнение асан: болстеры, ремни, кирпичики, стулья, скатанные пледы и т.п.


Помимо того, что такая йога оздоравливает весь организм, способствует похудению, она также помогает :

  • привести все мысли в порядок;
  • создать гармонию между телом и разумом;
  • избавиться от депрессивных состояний;
  • понять, что жить нужно «здесь и сейчас».

Читая многочисленные отзывы практикующих йогу Айенгара, мне тоже захотелось позаниматься ею. Ведь с помощью нее многие избавляются от застарелых болей в пояснице , что очень актуально для меня.

И самым важным моментом является то, что у этой йоги нет , кроме критических дней у женщин. Ее рекомендуют в качестве способа реабилитации после операций и тяжелых травм. Ей занимаются беременные, дети и даже пожилые люди с проблемной спиной.

Как практикуются асаны?

Вообще йогой Айенгара можно заниматься как в фитнес-клубах и студиях йоги, так и в домашних условиях.

Самым лучшим временем для выполнения асан является утрешнее или вечернее время, когда вас никто не сможет побеспокоить.

Думаю все-таки вечером более привычное время, по крайней мере для меня. Тут уж кто как привык, конечно.

Комплекс упражнений у йоги Айенгара довольно обширен и насчитывает более 200 асан , поэтому для новичков лучше выполнять самые первые, а потом уже переходить к более сложным.


Йога Айенгара стала настолько распространенной, что по всему миру начали открывать целые школы , в которых занятия проводятся опытными инструкторами по неделям :

  1. все позы выполняются стоя;
  2. асаны содержат скручивания и наклоны;
  3. упражнения на прогибы назад;
  4. дыхательные упражнения и расслабляющие позы;
  5. произвольные асаны.

На самом деле гуру Айенгар оставил после себя целое наследие в виде книг по йоге, которые были переведены на разные языки, самые известные из них:

  • «Дерево йоги»;
  • «Прояснения йоги»;
  • «Прояснение пранаямы»;
  • «Йога. Путь к здоровью»;
  • «Аштадала-Йогамала»;
  • и множество других.

Думаю, что с помощью этих книг освоить йогу Айенгара дома будет совсем не сложно. Но считаю, что основные упражнения из этой индийской практики, подходящие даже начинающим, я обязана привести. Поэтому переходим от теории к практике.

Тадасана

  1. Встаем прямо и ноги ставим тесно друг к другу, чтобы пятки и большие пальцы были четко вместе. При этом сильно напрягаем все мышцы ног, живот прижимаем к пояснице, выравниваем позвоночник и удлиняем шею.
  2. Распределяем вес тела точно на всех стопах, руки же направляем точно вниз, ладони смотрят на себя. Получается такая основательная поза.

Эта асана помогает научиться правильно стоять .

Врикшасана

  1. Оставаясь в предыдущей позе сгибаем одну ногу и упираемся ступней в верхнюю часть другой ноги, пальцы согнутой ноги естественно смотрят вниз.
  2. Стоя на одной ноге, соединяем ладони вместе и вытягиваем руки четко вверх. Остаемся в этой позе на несколько секунд, при этом глубоко дышим.
  3. Далее выходим из позы и проделываем все то же самое с другой конечностью.

Эта асана отлично тренирует мышцы ног , позволяет развить чувство равновесия, укрепить мышцы спины — от крестца до шеи.

Уттхита триконасана

  1. Находясь в тадасане, делаем полный вдох и прыжком расставляем ноги, чтобы расстояние между ними было около 1 метра. Вытягиваем руки в стороны, ладони направляем вниз параллельно полу. Теперь поворачиваем левую стопу влево на 90 градусов и правую слегка направляем в ту же сторону. Колени четко выпрямлены.
  2. Выдыхая, наклоняем туловище влево, ладонь при этом находится на левой лодыжке. А правую руку вытягиваем вверх, то есть получается та же поза, что в начале, только туловище наклоняется в сторону. Корпус, ноги и таз находятся на одной линии, будто сзади есть стена.
  3. Ноги все время подтянуты, а взгляд устремлен вверх, а если точнее — то на большой палец правой руки. В этом положении выдерживаем 30 секунд, дыхание при этом не задерживаем. Затем аккуратно выходим из этого положения, сначала оторвав левую ладонь от лодыжки. Проделываем все то же самое в другую сторону и затем на выдохе прыжком обратно встаем в тадасану.

Эта асана улучшает работу тазобедренных суставов, укрепляет мышцы ног, спины.

Уттхита Паршваконасана

  1. Стоя в тадасане, делаем полный вдох и прыжком разводим ноги на 130 см, шире, чем в предыдущей позе. Также вытягиваем руки в разные стороны. Делаем неспешный выдох, при этом начинаем левую стопу разворачивать влево на 90 градусов и в ту же сторону слегка направляем и правую.
  2. Начинаем сгибать левую ногу, до того момента, пока между голенью и бедром не появится прямой угол, при этом само бедро должно находится параллельно полу. Теперь ставим левую ладонь на пол позади левой стопы, при этом левая подмышка находится точно у левого колена. Поднимаем правую руку и вытягиваем ее над головой. Получается прямая линия: левая нога — правая рука.
  3. В позе находимся максимально ровно, все на одной линии, ничего не перекошено, также стараемся удлинить весь позвоночник. Выполняем эту асану 30 секунд, дышим медленно и ровно. Затем вдыхаем и отрываем левую ладонь от пола и выпрямляем левую ногу. Это же упражнение проделываем в другую сторону. В конце опять прыжком становимся в тадасану.

Эта асана отлично укрепляет мышцы на ногах, раскрывает грудную клетку , способствует похудению.

Вирабхадрасана I

  1. Встаем в привычную уже позу — тадасану. Вытягиваем руки вверх, ладони при этом прижаты вместе. Делаем полный вдох и расставляем прыжком ноги как в предыдущем упражнении на 130 см. Выдыхаем и разворачиваемся в левую сторону, при этом левая стопа поворачивается в ту же сторону на 90 градусов и правая чуть заходит внутрь.
  2. Сгибаем левое колено, при этом левое бедро оказывается параллельно полу, а также следим чтобы угол между голенью и бедром был не менее 90 градусов. Колено не в коем случае не должно выходить за пятку одноименной ноги. Колено правой ноги втягиваем в себя, и вся нога вытягивается назад.
  3. Левое колено, корпус и лицо смотрит в ту же сторону куда и левая стопа. Руки по-прежнему наверху в жесте «Намасте», туда же направляем и свой взгляд. Остаемся в позе на секунд 30, при этом спокойно дышим. Выходим из позы и все то же самое повторяем в правую сторону. Затем прыжком возвращаемся в позу горы (тадасану).

Эта асана прекрасно раскрепощает мышцы грудной клетки, плеч, шеи и всей спины, а также подтягивает ноги, избавляет от жира в области бедер . Но со слабым сердцем оставаться в асане долгое время нельзя!

Думаю для затравки хватит! Остальные же упражнения йоги Айенгара советую изучать по его книге «Йога дипика» , в которой все подробно расписывается. Ну а можно отправиться прямиком в фитнес-центр и практиковаться уже в группе. Так гораздо веселее!

А я надеюсь, что йога Айенгара вас заинтересовала и вы обязательно освоите ее самостоятельно и будете стройны, бодры и веселы!

Может кто-то уже пробовал это направление йоги? Есть ли результаты? Как впечатления?

Удачных вам занятий! До встречи!

Понравился блог?
Подпишись на новые статьи!



mob_info