Индийская айенгара-йога. Полезные советы и рекомендации для начинающих занятия йогой айенгара

Совокупность практик, направленных на достижение гармонии души и тела. С ее помощью вы научитесь управлять своим телом, поддерживать здоровье организма, а также расслабляться и забывать о повседневных проблемах. Существует много ее разновидностей. Одна из них - йога по методу Айенгара. Это комплекс упражнений, который выполняется с помощью специальных приспособлений (валиков, кирпичиков, стульев). Они придают телу правильное положение во время выполнения упражнений. Поэтому йога Айенгара подойдет для женщин любого возраста, телосложения и уровня физической подготовки. Она имеет множество преимуществ. Занятия Айенгар-йогой способствуют укреплению здоровья и избавлению от определенных заболеваний (простуда, гастриты, колиты, проблемы с позвоночником). Также регулярное выполнение асан йоги Айенгара помогут настроить мысли на позитивный лад и получить огромный заряд энергии.

Сегодня мы предлагаем вам освоить комплекс йоги Айенгара для начинающих. В этом вам поможет видео-урок. Занятие проводит опытный инструктор Елена Кан. Этот урок посвящен изучению базовых элементов (асаны стоя). Они позволят укрепить мышцы ног, развить гибкость. Эти асаны помогут вам обрести гармонию на энергетическом и эмоциональном уровне.

В начале занятия настраиваемся на практику. Для большего комфорта используем опору. Настраиваем мысли на позитив и правильно дышим. Далее переходим к выполнению асан йоги Айенгара.

1. Тадасана (поза горы).

Станьте прямо, соедините стопы, большие пальцы ног и пятки. Разверните плечи, втяните локти, направьте кончики пальцев рук вниз. Пытайтесь выровнять таз, грудную клетку и макушку на одну ровную линию. Вырастайте макушкой вверх. При этом сохраняйте плавное дыхание.

2. Уттхита Хаста Падасана (вытянутые руки и ноги).

Вытягиваем руки в стороны, разворачиваем ладони, локти и предплечья наружу. Ноги ставим на таком расстоянии, чтобы стопы были строго под кистями. Стопы параллельно друг другу. Далее разворачиваем только ладони к полу, вытягиваем пальцы рук в сторону. Стопы давим сверху вниз. Сохраняем плавное дыхание.

3. Уттхита Триконасана (поза вытянутого треугольника).

Исходное положение, как в предыдущей позе. Заворачиваем левую стопу внутрь, а правую полностью наружу. На выдохе опускаем правую руку вниз. При этом пятки не отрываем от пола. Левую руку вытяните вверх, а правую разверните. Делаем вдох и вытягиваем руки и ноги, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Повторяем тоже самое в другую сторону.

4. Вирабхадрасана ІІ (поза героя ІІ).

Разводим ноги широко, левую стопу заводим внутрь, а правую разворачиваем полностью наружу. Руки разводим в стороны. Далее сгибаем правую ногу в колене под углом 90 градусов. Отталкиваясь правой стопой, хорошо прижимаем левую пятку. Поднимаем грудную клетку, вытягивая руки в стороны. Голову поворачиваем направо, смотрим поверх руки и при этом тянемся макушкой вверх. Повторяем тоже самое в другую сторону.

5. Уттхита Паршваконасана (поза вытянутого бокового угла).

Ноги ставим широко, заворачиваем левую стопу внутрь, правую разворачиваем полностью наружу. На вдохе вытягиваем левую руку в сторону, сгибаем правую ногу в колене, а правую руку опускаем на пол или опору. При этом левую руку заводим за голову. Повторяем тоже самое в другую сторону.

6. Паршвоттанасана (поза вытяжения боков).

Становимся боком, ставим ноги широко, правая впереди. Сгибаем переднюю ногу в колене, руки вытягиваем вверх. Тянемся макушкой к потолку. Повторяем тоже самое с другой ноги.

Завершается тренировка плавной растяжкой и восстановлением дыхания.

С помощью этого замечательного видео в режиме онлайн вы с легкостью освоите асаны йоги Айенгара. Регулярные тренировки помогут вам поддерживать хорошую физическую форму, оставаться стройной, здоровой и счастливой.

Своё название йога Айенгара получила в честь её создателя Б. К. С. Айенгара. Как и в классической хатха-йоге он стремится улучшить связь между мозгом и телом посредством асан и пранаямы. Айенгар родился в 1918 году в штате Карнатака, Индия. Он был учеником легендарного гуру йоги Т. Кришнамачарья.

В возрасте 18 лет, Айенгар стал распространять свои знания в Пуне. Во время этого процесса, он экспериментировал с последовательностями и позициями, постепенно создавая собственный стиль йоги. Айенгар является автором нескольких книг по йоге. В целом, он написал 14 книг на тему йоги и философии, многие из которых стали международными бестселлерами. Студии йоги Айенгара можно найти во всём мире.

Что такое йога Айенгара?

Это разновидность . Как и другие её стили этот стремится объединить тело, разум и дух для здоровья и благополучия. Это способствует повышению физической силы, психического настроя и общего самочувствия. Многие люди считают йогу Айенгара эффективным методом управления повседневным стрессом, который мы испытываем в современной жизни.

Отличие йоги Айенгара от хатха-йоги

1. Упор на технику. Во время практики используют специальные приспособления такие как, блоки, стулья, ремни, одеяла и болстеры. Эти опоры помогают сосредоточиться на правильном выравнивании тела, а также безопасном и эффективном выполнении асан.

2. Второе отличие йоги Айенгара – это использование специальных последовательностей асан и пранаямы. Кстати, пранаямы (техника глубокого дыхания) здесь выполняется, только, после освоения асан. Почему так? Выполнение асан дисциплинирует вас и делает более гибкими. Ваше внимание и концентрация переключается на мельчайшие части тела, что позволяет осознать его и принять поток жизненной энергии без каких-либо блоков. И только после можно начинать осваивать пранаямы. Ведь это не просто форма глубокого дыхания. Вам придётся сидеть в одной позе в течение длительного времени, выполняя вдох и выдох с правильной техникой. Для этого должны быть готовы как ум, так и тело.

3. Асаны в йоге Айенгара удерживаются более длительный период времени, чем в других формах йоги. Йога-гуру Б. К. С. Айенгар считает, что если находиться в позе долгое время, то можно получить максимальную пользу. Тело привыкает, и становиться стабильным в этом положении, а человек может сосредоточиться на дыхании.

Асаны йоги айенгара

Йога Айенгара включает более 200 поз йоги и 14 различные пранаямы. Последовательность асан – это особенно важный момент. Практикующие двигаются от простых поз к более сложным в чётко структурированном виде. Эта прогрессия позволяет выработать прочность, гибкость и чувствительность.

В центре внимания во время занятий выравнивание тела. Это позволяет развиваться в анатомически правильном пути и минимизировать травмы и боль. Также здесь большое значение имеет использование дополнительных аксессуаров, ведь так вы практикуете безопасно и эффективно.

Йога Айенгара включает в себя асаны стоя и сидя. Это и поза собака мордой вниз, стойка на голове, поза воина и поза треугольника. Использование асан стоя повышают жизненный тонус, укрепляют ноги, улучшают кровообращение и увеличить баланс. Эти навыки затем становятся основой для более сложных поз.

Кому подходит йога Айенгара?

Йога Айенгара приносит . Это , уменьшение симптомов и воспалений, преодоление депрессии и тревожности. Йога Айенгара улучшает общее состояние здоровья и успокаивает разум. Эта практика особенно полезна для улучшения осанки, укрепления сердца, повышения гибкости, удлинения позвоночника и избавления болей в спине. Йога Айенгара лучше всего подходит для тех, кто хочет развить глубокое понимание взаимосвязи между телом, разумом и духом. Это отличный вариант для пожилых людей или тех, кто восстанавливается от травм. Если вы хотите ощутить сильную нагрузку до «седьмого пота», то практика йоги Айенгара вам не подходит.

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Кому по силам йога Айенгара?
Изучать йогу возможно в любом возрасте, подготовлены мы или нет. Даже если вы знаете многое или только собираемся постигнуть эту науку. Давайте попробуем определить: что же такое йога, зачем она нам нужна? Не секрет, что увлечение йогой Айенгара все больше набирает популярность среди активных современных людей.

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
— Полезность и современность йоги;
— Направления йоги;
— Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений;
— Йога Айенгара: видео уроки.

Что такое йога?

Данное понятие пришло от наших древних предков. Это одна из систем индийской философии. В культуре Индии, ее трактовали, как науку подчинения разума. Скрытый потенциал для управления всеми функциями организма. Неоспоримые авторитеты в области йоги, такие как Патанжали, Кришнамачарьи заявляют о возможности развития исключительных способностей людей – лечить, совершенствовать тело и дух. Итог – гармония внутри человека.

Зачем нужна йога?

В результате практики мы имеем:

Улучшение здоровья,
способность управлять своим телом,
возможность предупреждения некоторых заболеваний,
активную жизнь и работоспособность,
долголетие.

Регулярно занимаясь, мы:

Избавляемся от головных болей, болей в спине и шеи,
восстанавливаем работу щитовидной железы, поджелудочной, работу кишечника,
укрепляем нервную систему.

Йога увеличивает эластичность мышц, укрепляет их. Мышцы спины начинают держать позвоночник, боли исчезают. Сильные мышцы рук и ног позволяют достаточно долго, безболезненно переносить нагрузки.

Для здоровья суставов полезны упражнения подвижности: скручивание, выгибание.

Мы учимся управлять дыханием. Оказывается, именно правильное дыхание помогает устранять фантомные боли.

Организм, нормализуя физиологию, начинает избавляться от лишних килограммов.

В некоторых направлениях есть упражнения, для омоложения лица, шеи.

Йога для беременных подготавливает женщину к родам.

Такая философия как йога помогает справиться с тяжелой депрессией.

Происходят изменения во всех жизненных аспектах. Меняется судьба!

Существует множество видов: спокойная, легкая, спортивная, ближе к акробатической.

Вот некоторые из них:

Хатха:

Наиболее известно. Если практиковать 1-2 раза в неделю, в короткое время можно стать стресcоустойчивым, научиться контролировать эмоции, обеспечить спокойный сон, хорошее настроение.

аштанга-виньяса:

Похоже на занятия аэробикой. В результате пользуется популярностью у тинейджеров. В течение часа получается сжечь 500 ккл.

инь-йога:

Показано для офисных сотрудников. Полный рабочий день нередко проходит в напряжении физическом и умственном. Мы научимся разгружать свои мысли и успокаивать тело. Мозг после занятий расслабляется. С помощью правильного дыхания достигаем душевного, психологического комфорта.

хатха, кундалини, сахаджа-йога:

Нам хочется общаться с единомышленниками, делиться опытом, вместе практиковать что-то новое? Указанные направления проводят мастер-классы, семинары. Есть возможность получать знания в коллективе.

Но, хочется остановить внимание на йоге Айенгара . Почему?

Айенгар-йога

История:

Беллура Кришнамачара Сараджа Айенгара создал собственную систему преодоления недугов. Гуру в детстве был очень слаб здоровьем и решил изучить йогу знаменитого Кришнамачарьи. Айенгар бросил вызов проблемам. Благодаря вере и упорству, обрел успех в их решении. В последствие, помог многим нуждающимся в выздоровлении.

Преимущества:

Данный вид йоги подходит даже тому, кому простые асаны (позы) на первый взгляд, кажутся невозможными: людям после операций, травм, с хроническими заболеваниями, приобретенными проблемами здоровья, пожилым, детям, беременным. Его метод — научить ослабленного и неповоротливого управлять своим телом.

Йога Айенгара является постепенной. Для безопасности и комфорта, гуру придумал подручные приспособления: одеяла, валики, ремни, деревянные кирпичи, маты. Это основное, что отличает метод занятий Айенгара, например, от аштанга-виньясы. С тем или иным дополнительным материалом можно достичь выполнения заданий.

Очень важно, что противопоказаний для обучения нет.

Достижения:

На каждом занятии достигается терапевтический эффект. В тонус приходят все группы мышц, суставы. Йога Айенгара приводит к вытягиванию человеческого тела, что положительно действует на позвоночник. Смещенные позвонки встают на место. При регулярных уроках, возможно избавление от грыж. Мы становимся гибкими, суставы не болят. Даже если человек еще совсем немного практикует занятия, он начинает ощущать душевный комфорт.

И так, цель учителя Айенгара – излечение от травм, реабилитация после операций, устранение хронических болезней, хорошее настроение и оздоровление организма .

Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений

Много людей открыли для себя йогу Айенгара! Занимаясь по методу оздоровительной программы гуру, мы добиваемся своих целей. Айенгар-йогу по праву можно назвать лечебной.

Перемены в жизни как результат занятий.

Каждый практикующий йогу Айенгара приводит свой ум в состоянии гармонии, что положительно влияет на эмоциональное состояние. Уравновешенный, спокойный, самодостаточный, здоровый человек мыслит позитивно. Ученые доказали — мысль материальна. Жизнь меняется к лучшему!


Йога Айенгара: Видео уроки

Этот стиль йоги получил название по имени основателя – БКС Айенгара.

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился 14 декабря 1918г. В 16 лет, чтобы улучшить здоровье, он начал обучение у Шри Тирумалай Кришнамачарьи . Занятия с ним были жесткими и динамичными, что предполагало большие физические затраты. Такая активная практика давалась ему тяжело, что натолкнуло на мысль о необходимости создания более щадящего метода.

Первые уроки он начал проводить еще юношей, ведя классы для женщин. После изучения теоретических материалов и получения практического опыта преподавания, Айенгар начал адаптировать йогу под возможности неподготовленных, ослабленных и больных людей.

Особенности Айенгар йоги

Решив сделать свой метод доступным для большинства, Айенгар предложил использовать дополнительные приспособления. Это позволило эффективно заниматься не только физически подготовленным людям, но и тем, кто недавно перенес травмы или имеет хронические заболевания.

Валики, одеяла, кирпичи, ремни, стулья, веревки – это часть приспособлений, которые используют приверженцы данного направления. Оборудование делает практику безопасной, комфортной и уменьшает болезненные ощущения, помогает отстроить асану правильно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Айенгар йога – путь к здоровью

Большое внимание Айенгар уделял оздоровлению организма. Он добивался терапевтического воздействия за счет кропотливой отстройки асан и длительного нахождения в них. Статическое удержание позы воздействует не только на мышцы, связки и суставы, но и на психологическое состояние практикующих. Осознанное выполнение оздоравливает и тело, и психику занимающихся.

Уроки Айенгар йоги: кому подойдут?

Занятия по методу йога Айенгара отлично подойдут начинающим практикам. Особое внимание на них уделяется выравниванию тела и его симметричной отстройке. Поэтому люди, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата, смогут увидеть положительную динамику после первых занятий.

Уровни занятий

Этот метод содержит комплексы для начинающих и продолжающих. Существует 4 уровня: начальный-1, начальный-2, основной и интенсивный. Иногда выделяют подготовительный уровень – он является подготовкой к более сложным занятиям.

Во всех последовательностях особое внимание уделяется асанам стоя и перевернутым асанам.

Книги Айенгара

Айенгар написал множество книг, где описывал свою методику. В них можно найти комплексы по йоге Айенгар для всех желающих. В том числе есть занятия терапевтической йогой, где специальные программы составлены для борьбы и профилактики множества заболеваний. Мы рекомендуем к прочтению:

  • «Свет жизни: Йога» Б. К. С. Айенгар
  • «Прояснение йоги - йога дипика» Б. К. С. Айенгар
  • «Прояснение пранаямы - пранаяма дипика» Б. К. С. Айенгар
  • «Йога. Путь к здоровью» Б. К. С. Айенгар
  • «Комментарии к «Йога-сутрам» Патанджали» Б. К. С. Айенгар

Йога – жемчужина для женщин

БКС Айенгар совместно со своей дочерью разработали последовательность занятий йоги для женщин. Поэтому книга, автором которой стала Гита Айенгар «Йога для женщин» (или «Йога – драгоценность для женщины») – это помощник в адаптации комплексов йоги для женского организма.

Онлайн уроки по йога Айенгара развивают осознанность, терпение и способность к концентрации. Чтобы выполнить комплексы более эффективно, используйте специальное оборудование для йоги или замените его вспомогательными средствами, которые вы найдете дома.



mob_info