Кардиология велосипед. Кому нельзя ездить на велосипеде

Занятия спортом благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Они избавляют от стрессов, заряжают человека энергией и, что немаловажно, делают фигуру более привлекательной. Но любая нагрузка на организм, помимо положительного воздействия, может нанести вред здоровью. Сюда относится и езда на велосипеде, польза и вред которой описаны во многих медицинских и научных изданиях. В каких случаях однозначно полезен и когда с ним необходимо быть более осторожным, стоит разобраться подробнее.

В чем заключается польза велопрогулок?

В контексте правильного образа жизни велосипед и здоровье - почти синонимы, поскольку сбалансированное питание и регулярные велопрогулки - залог отличного самочувствия и привлекательного внешнего вида.

Езда на велосипеде, как и беговые прогулки, укрепляет организм человека, положительно влияет на работу сердечно-сосудистой системы и способствует ускоренному очищению легких. Именно по этой причине во всех современных спортзалах установлены беговые дорожки и велотренажеры, хотя что может быть лучше полноценной велопрогулки на свежем воздухе?

Специалисты утверждают, что велосипедные прогулкипомогают предотвратить даже развитие варикоза, объясняя это тем, что во время езды кровь по венам начинает двигаться гораздо быстрее, а постоянные движения ног не позволяют ей застаиваться и образовывать тромбы.

Также во время движения на свежем воздухе легкие начинают работать значительно активнее, благодаря чему быстрее очищаются от вредных веществ, которые ежедневно вдыхает человек в пыльном городе.

Регулярная тренирует выносливость организма, снижает утомляемость, повышает иммунитет и избавляет от бессонницы. Боле того, данный вид спорта способствует укреплению глазных мышц. Глядя вдаль, велосипедист тренирует глаза, предотвращая развитие близорукости.

Вредное воздействие велосипедных прогулок

Как уже говорилось, не только положительное воздействие на человека оказывает езда на велосипеде. Польза и вред таких поездок во многом зависит от их продолжительности и состояния здоровья человека.

Основной причиной негативного воздействия на организм является неправильное и жесткое сидение велосипеда. Во время езды вес всего тела направлен на крестцовый свод, который не рассчитан на такие нагрузки. Твердые и выпуклые сидения приводят к тому, что артерии, проходящие через таз, находятся в сжатом состоянии, вследствие чего ухудшается кровоток в организме.

У мужчин в результате передавливания сосудов и нервных окончаний в интимных зонах страдает репродуктивная функция и возникают проблемы с эрекцией.

У женщин из-за постоянного сдавливания этой области пропадает чувствительность интимной зоны, что также приводит к сексуальным расстройствам.

Стоит подчеркнуть, что эти проблемы возникают в том случае, если велосипедные прогулкирегулярные и продолжительные. Периодические велопрогулки на свежем воздухе приносят намного больше пользы, чем вреда.

Похудение с велосипедом

Отдельно следует упомянуть о том, что регулярные велосипедные прогулки стимулируют обменные процессы в организме и помогают сбрасывать лишний вес без изнуряющих диет, поэтому такой способ похудения сегодня весьма актуален. Мышцы при езде на велосипеде быстро подкачиваются, приобретают упругость, и фигура становится близкой к идеалу. Снижение веса происходит за счет сжигания жиров, накопленных в организме.

Многих интересует вопрос: сколько калорий тратится при езде на велосипеде? Однозначно ответить сложно, так как количество сжигаемых калорий зависит от возраста человека, веса его тела, роста и интенсивности езды.

Человек с массой тела до 50 кг на медленной скорости (не более 15 км/час) сжигает около 150-240 калорий, на скорости 20 км/час - от 250 до 350 калорий, а езда более 25 км/час позволяет избавиться от 500 калорий. При этом высокие спортсмены расходуют гораздо меньше энергии, поэтому с целью похудения им рекомендуется крутить педали как можно чаще.

Где можно прокатиться на велосипеде?

Планируя собственные выходные, многие задаются вопросом: где покататься на велосипеде? При наличии собственного велосипеда выбор мест для прогулки не вызовет особых сложностей. Это может быть поездка за город, размеренная семейная велопрогулка по территории леса либо парка, а, может быть, кто-то решит отправиться в горы.

А что делать тем, кто еще не успел обзавестись двухколесным транспортом, но совсем не прочь на нем прокатиться? В этом случае можно воспользоваться услугами проката велосипедов. В летнее время на территориях большинства парков открываются пункты проката, которые любезно предоставят транспорт для всей семьи, и любой желающий сможет насладиться велопрогулкой и красотой окружающей природы.

Как правильно выбрать велосипед?

На первый взгляд, выбрать велосипед очень просто, достаточно лишь найти понравившуюся модель. Но на самом деле этот процесс имеет некоторые нюансы, которые необходимо учесть, чтоб езда на двухколесном «друге» была комфортной и не причиняла вреда здоровью.

Очень важно выбирать велосипед по росту, так как слишком маленькая либо, наоборот, высокая рама непременно нанесет «удар» по позвоночнику.

Если у человека рост более 185 см ему необходимо выбирать велосипед с размером рамы около 54 см. Для спортсменов среднего роста (170-180 см) можно выбирать раму высотой в 48 см.

Чтоб правильно выбрать велосипед по росту, лучше воспользоваться таблицей приведенной ниже.

Размер рамы относительно роста человека
Размер рамы, дюймы рост человека, см. Размер рамы, см. Размер рамы, усл. ед.
13" 130-145 33 XS (XSmall)
14" 135-155 35,6 XS (XSmall)
15" 145-160 38,1 S (Small)
16" 150-165 40,6 S (Small)
17" 156-170 43,2 M (Medium)
18" 165-178 45,7 M (Medium)
19" 170-180 48,3 L (Large)
20" 178-185 50,8 L (Large)
21" 180-190 53,3 XL (XLarge)
22" 185-195 55,9 XL (XLarge)
23" 190-200 58,4 XXL (XXLarge)
24" 195-210 61 XXL (XXLarge)

Особенно внимательно следует отнестись к выбору сидения: оно не должно быть слишком жестким и выпуклым.

Для людей с весом более 90 кг следует приобретать модели из алюминия либо сверхпрочной стали, так как карбоновые рамы предназначены для нагрузки до 80 кг.

Каким должен быть велосипед для города?

Велосипед для городской езды должен быть достаточно удобным, отличаться высоким рулем и широким сиденьем.

Для каждодневного использования лучше выбирать облегченные велосипеды, которые легко спускать и поднимать по лестничной площадке.

Не стоит покупать очень дорогие велосипеды, так как в этом случае придется переживать за сохранность транспортного средства, оставляя его под стенами магазина или офиса.

Для удобства передвижения на городских моделях установлены различные корзины, багажники и другие мелочи, позволяющие удобно разместить купленные продукты и освободить руки для управления велосипедом.

Цепь на городских велосипедах должна быть оснащена специальной защитой, предотвращающей попадания в нее одежды.

Модели для города должны быть оборудованы передним амортизатором и иметь несколько скоростей.

Одежда для езды на велосипеде

К выбору одежды для езды следует подходить не менее серьезно, чем к покупке самого велосипеда. От нее зависит, насколько комфортной будет прогулка, поэтому она не должна сковывать движения велосипедиста.

Многие спортсмены используют и летом, соответственно вся одежда подразделяется на теплую и легкую.

Для зимней размеренной езды оптимально подойдут обтягивающие лайкровые штаны с утеплительным слоем и так называемыми «памперсами».

На ноги можно приобретать любую обувь: кеды, кроссовки, ботинки - главное, чтобы они были выше щиколотки. Под обувь рекомендуется надевать исключительно хлопчатобумажные носки, так как в них ногам будет наиболее комфортно.

Также следует приобрести специальное термобелье (штаны и кофту), которое в холодное время года надевается под основную одежду.

Чтоб защитить руки от замерзания, используют специальные спортивные перчатки с замшевой ладонью.

Одежда для летних прогулок гораздо проще, тут подойдут простые эластичные шорты и футболка.

По желанию можно приобрести и очки, защищающие глаза от солнца.

Существуют ли противопоказания для езды на велосипеде?

Любой вид спорта имеет свои противопоказания. Не исключение и езда на велосипеде, польза и вред которой зависят от многих факторов. Прямыми противопоказаниями к занятиям велосипедным спортом являются:

  • различные заболевания суставов;
  • наличие межпозвоночной грыжи;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • болезни позвоночника;
  • заболевания сердца;
  • проблемы с сосудами;
  • аритмия.

Наличие одного из перечисленных заболеванием должно стать поводом для консультации с врачом по поводу возможности управления велосипедом. Также следует понимать, что иногда даже самая банальная простуда и заложенность носа могут стать препятствием для велопрогулок. Именно поэтому, прежде чем садиться на велосипед, очень важно правильно оценить состояние своего здоровья, чтоб нагрузка во время езды не нанесла еще больший вред организму.

Новичкам-велосипедистам будут полезны некоторые советы, которые предотвратят возникновение проблем со здоровьем от внезапных физических нагрузок:

  • Не следует отправляться на велопрогулку сразу после еды.
  • Каждый раз, собираясь в путь, необходимо взять с собой питьевую воду, так как во время езды на велосипеде часто хочется пить.
  • Перед тем как сесть на велосипед, рекомендуется проводить небольшую разминку для суставов.
  • Необходимо уделять должное внимание собственной безопасности. С этой целью рекомендуется надевать яркую одежду с наличием которые помогают обозначить велосипедиста в темное время суток.
  • Крайне важно наличие на голове защитного шлема, предотвращающего получение серьезных травм в случае падения.
  • Для поддержания спортивной формы следует ездить на велосипеде не мене 2 раз в неделю.
  • Увеличивать дальность поездки нужно постепенно. Преодолевая дальние дистанции, следует останавливаться для отдыха.
  • Во время длительных заездов рекомендуется периодически вставать с сидения, чтоб восстановить кровоток в организме.

В заключение следует отметить, что велосипеды становятся все более популярными, и не только среди заядлых спортсменов.

Многие уже поняли, что значительно сэкономить собственное время и деньги в пути на работу позволит езда на велосипеде. Польза и вред от велопрогулок в каждом случае разные, но если правильно выбрать подходящую модель и постепенно подготовить организм к нагрузкам, поездки на велосипеде будут приносить только удовольствие.

Дорога к месту работы на велосипеде зарядит человека массой позитива и энергией, необходимой для продуктивного дня. А если учесть, сколько калорий тратится при езде на велосипеде, то вполне возможно в скором будущем этот вид транспорта станет самым популярным.

Велосипедный спорт (велоспорт) - перемещение по земле посредством использования транспортных средств (велосипедов - фр. velocipede, от лат. velox - быстрый и pes - нога), приводимых в движение силой мускулов человека через ножные педали или же ручные рычаги.

Велосипедный спорт, в отличие от многих олимпийских видов спорта, имеющих тысячелетнюю историю, возник не так давно - в конце XIX века. Не смотря на это, данный вид спорта был представлен в программе всех Олимпийских игр. Первые официальные соревнования по велоспорту - гонки на 2 000м - были проведены 31 мая 1868 года в пригороде Парижа Сен-Клу. Уже через год были устроены первые шоссейные гонки Париж-Руан. Для преодоления расстояния в 120 километров победителю соревнований, англичанину Дж. Муру, понадобилось 10 часов 45 минут.

Время шло, конструкция велосипедов становилась все более совершенной, а передвижение на них - быстрым и комфортным. Велоспорт обретал широкую популярность, в пользу данного утверждения свидетельствует тот факт, что с 1870 года в различных странах Европы начинается строительство треков, а уже в 1890 году в данном виде спорта произошло разделение гонщиков на профессионалов, любителей и независимых. В соответствии с вышеупомянутым разделением, проводились чемпионаты для различных категорий спортсменов. В 1893 году в Чикаго был организован первый чемпион мира по треку для спортсменов-любителей, с 1895года разыгрываются чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. С 1903 года проводится гонка для профессионалов "Тур де Франс" (5 000 км).

Первый чемпионат мира по шоссе для любителей был проведен в 1921г. 190км для гонщиков-профессионалов в 1927г. 185км для женщин-спортсменок в 1958 году. Как вид спорта, велосипедный спорт управляется основанным в 1900 году Международным союзом велосипедистов, штаб-кварира которого находится в Швейцарии.

Основные дисциплины велоспорта:

Гонки на треке (замкнутой овальной кольцевой дороге для соревнований, имеющей деревянное покрытие, длина которого составляет от 130 до 500 метров, ширина - от 5 до 7 метров, наклон на прямых участках - 12,5 градусов, на поворотах - 42 градусов) - преодоление дистанции за наиболее короткое время. Виды велотрековых гонок:
- Гит (с места или с ходу) на 500 или 1000 метров - индивидуальная дисциплина велоспорта, не требующая от гонщика применения особых тактик. Задача спортсменов - быстро преодолеть дистанцию (результат фиксируется до тысячной доли секунды);
- Индивидуальная гонка преследования (4000 метров для мужчин, 3000 метров для женщин), цель которой - догнать соперника или показать лучшее время. Гонка проводится по системе выбывания, включена в программу Олимпийских игр с 1964 года для спортсменов-мужчин, с 1992 года - для женщин;
- Командная гонка преследования;
- Кейрин - придуман в Японии в 1948 году. Одновременно стартуют 6-9 гонщиков, перед которыми движется мотоциклист (гонщики не имеют права его обгонять), постепенно увеличивающий скорость с 25 до 50 км/ч. Когда мотоциклист покидает трек (за 600-700 метров до финиша), гонщики стараются ехать как можно быстрее. Данный вид соревнований был впервые включен в программу Олимпиады 2000 года в Сиднее;
- Мэдисон (впервые был проведен в Мэдисон-Сквер-Гарден), 60 км - командный вид велотрековой гонки, в котором команда из двух гонщиков старается набрать как можно больше очков (начисление - через каждые 20 кругов);
- Гонка по очкам (40 км для мужчин, 25 км - для женщин) - индивидуальная гонка, олимпийский вид спорта. Количество участников не ограничено, цель - набрать максимальное количество очков (начисление - через каждые 10 кругов);
- Спринт - гонка на велотреке с участием 2-4 спортсменов, отобранных в квалификационных заездах. Самая старая дисциплина велоспорта - в программе чемпионатов мира с 1893 года (у женщин - с 1895 года), Олимпийских игр - с 1896 года (у женщин - с 1988 года);
- Олимпийский спринт;
- Скретч - групповая гонка, не относящаяся к олимпийским дисциплинам;
- Омниум - многоборье.

Шоссейный велоспорт - наиболее развитая в коммерческом отношении и чрезвычайно популярная в Европе дисциплина велоспорта. Наиболее известные велогонки ("Тур де Франс", "Джиро д"Италия", "Вуэльта") с 2005 объединены в ежегодную серию гонок с общим зачетом - "Про Тур". Виды шоссейного велоспорта:
- Командная гонка на время с раздельным стартом;
- Групповая гонка;
- Индивидульная гонка на время с раздельным стартом;
- Критериум - групповая круговая (кольцевая) гонка по улицам города. Длина одного круга - 1-3 км, количество кругов - до 50. Отличается от групповой гонки по очкам на треке тем, что в критериуме возможен индивидуальный и командный зачет, в то время как на треке учитываются лишь индивидуальные результаты спортсменов.

Гонки по пересеченной местности - соревнования, проводимые на дистанции, изобилующей искусственно созданными или естественными препятствиями (канавы, крутые подъемы и спуски, поваленные деревья и т.д.). Для данного вида спорта используются чаще всего маунтинбайки (от англ. mountain bike - "горный велосипед"), отличающиеся упрочненной рамой, амортизационной задней подвеской, толстыми покрышками, прочными колесами и т.д. В данных соревнованиях различают несколько видов езды:
- Велотриал - преодоление искусственно созданных или естественных препятствий;
- Дёрт - прыжки по каскаду трамплинов, усложненные параллельным выполнением трюков различной сложности;
- Кросс-кантри - скоростная езда по пересечённой местности;
- Велокросс - езда по пересеченной местности (средняя скорость участников не превышает 20 км/ч). Спортсмены преодолевают кольцевой маршрут длиной в 2,5 - 3,5 км, изобилующий преградами различного рода (броды, грязь, рвы, холмы и т.д.);
- Байкер-кросс, параллельный слалом - одновременный спуск нескольких гонщиков, предусматривающий возможность контактной борьбы;
- Даунхилл - скоростной спуск.
Кроме того, следует упомянуть велополо - соревнования в фигурной езде и велобол - игру в мяч на велосипедах.

Мифы о велоспорте.

Первый велосипед изобрели в Германии. Действительно, официально датой "рождения" велосипеда считается 1814 год, когда немецкий лесничий Карла фон Драйса из Мангейма построил деревянный двухколесный велосипед (на котором человек мог ездить в любую сторону, отталкиваясь ногами от земли). Патент на это изобретение был выдан в 1817г. Однако существуют упоминания о том, что еще в 1800 году крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов создал на одном из заводов Нижнего Тагила "диковинный велосипед", на котором в 1801 году проехал более 5 тысяч километров по бездорожью до Москвы. За это изобретение мастеровому была дарована свобода, но запатентовано транспортное средство не было.

Изобретение шин сделало езду на велосипеде гораздо более комфортной. Это действительно так. Первые велосипеды, не оснащенные шинами, именовались "костотрясами". Потому в 1885 году ветеринар Денлоп из Шотладндии, желая сделать транспортное средство более удобным для своего сына, приспособил к колесам "костотряса" садовый резиновый рукав, применяемый для поливки цветов. Наполнив шланг водой, изобретатель свел тряску к минимуму, однако скорость велосипеда также сильно уменьшилась. Тогда находчивый доктор накачал новоявленные шины воздухом, снабдив их особым клапаном. Современные спортсмены порой используют для накачивания шин гелий, что позволяет им развивать несколько большую скорость и, соответственно, демонстрировать лучшие результаты в соревнованиях.

В спринте не имеет значения, где находится гонщик. На самом деле лучшей позицией считается место за спиной противника. В этом случае сопернику нелегко будет просчитать маневры спортсмена, находящегося позади. Иногда передний гонщик старается какое-то время балансировать на велосипеде, уменьшая скорость, чтобы дать возможность сопернику возглавить гонку. Однако второй гонщик делает то же самое, ожидая ошибки противника. Такое положение вещей, именуемое "сюрпляс" (от фр. surplace - "на месте") порой затягивалось на час, однако в наши дни существует ограничение на вышеупомянутый маневр - не более 3 минут.

Для участия во всех подвидах гонок по пересеченной местности подойдет любой маунтинбайк. Это не совсем так. Следует четко определиться с тем, чем именно вы собираетесь заниматься, поинтересоваться, какие требования к используемому транспортному средству выдвигает та или иная дисциплина, а уж потом выбирать соответствующее транспортное средство. Ведь, например, для кросс-кантри главное достоинство велосипеда - низкий вес, а в даунхилле наиболее важна механическая прочность конструкции и хорошие амортизаторы.

Горный велосипед наиболее универсален для большинства людей. Данное транспортное средство довольно специфично, и не совсем эффективно для езды по шоссе или грунтовым дорогам. Наиболее универсальным считается велосипед типа "кросс", неплохо проявляющий себя и в езде по дорогам, и на бездорожье.

Дисковые тормоза - главное преимущество хорошего велосипеда. Действительно, дисковые тормоза лучше ободных, да и прослужат они дольше, и тормозное усилие дозируют точнее. Однако следует заметить, что вышеупомянутые преимущества действительно важны лишь во время соревнований, на высоких скоростях. В обычной жизни человек может и не заметить разницы. Кроме того, следует учесть, что на велосипед, оснащенный задним дисковым тормозом, довольно сложно установить багажник, да и обойдется такая покупка отнюдь не дешево - за велосипед придется выложить не менее 300-400 у.е. Если же вам предлагают модель подешевле - будьте осторожны, возможно, транспортное средство не совсем исправно.

Следует обязательно покупать велосипед с металлическими педалями. Этот миф родился в те времена, когда продукция советских велозаводов комплектовалась действительно очень некачественными, быстро приходящими в негодность пластиковыми педалями. Такого же качества были педали дешевых китайских велосипедов, буквально наводнивших рынок в конце прошлого века. Однако следует помнить, что современные велосипеды от известных производителей укомплектованы отличными пластиковыми педалями, которые будут служить вам верой и правдой в течение нескольких лет. Потому, покупая велосипед, следует обращать внимание не на педали, а на марку фирмы-производителя.

За хороший велосипед придется выложить довольно крупную сумму - не менее 300 у.е. Все зависит от того, зачем вы приобретаете данное транспортное средство. Скажем, прогулочный велосипед можно купить примерно за 150-200 у.е. Многоскоростной прогулочный велосипед обойдется несколько дороже - 250-350 у.е. Если же вы хотите приобрести транспортное средство для туризма или спорта - тогда действительно придется раскошелиться.

Китайские велосипеды качественными не бывают, потому лучше всего покупать транспортные средства, произведенные в Европе или Америке. Этот миф появился на свет благодаря предприимчивым дельцам, которые покупали в Китае велосипеды (точнее, модели велосипедов) по цене 10 у.е. и продавали на отечественных рынках по гораздо более высокой цене (200 - 300 у.е.). Этот товар, мягко говоря, не отличающийся высоким качеством, породил неправильное представление о том, что в китайские велосипеды хорошими не бывают. Однако следует учесть, что Тайвань - один из мировых центров высоких технологий, да и ведущие производители велосипедов разместили свои производства в странах Азии, в частности в Китае. Именно там производится около 70% велосипедов, причем очень высокого качества. Оставшиеся 30% собираются в Европе и Америке, причем, чаще всего из комплектующих, произведенных опять же в азиатских странах.

Следует использовать задний тормоз, передним опасно тормозить. Это не так, особенно если вы хотите научиться быстро и безопасно преодолевать крутые спуски. Именно передний тормоз предназначен для того, чтобы замедлять движение велосипеда вниз. Функция заднего - сдерживание заднего колеса, тем самым, улучшая управляемость на поворотах. Особо значимо умение использовать и передний, и задний тормоз в даунхиле.

На заблокированных колесах не съедешь. Действительно, вниз по скалистому или земляному холму спуститься не получится. А вот для спуска по глубокому снегу или песчаным дюнам данная техника вполне применима.

Езда на велосипеде укрепляет здоровье. Действительно, данный вид спорта оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека (например, улучшает обмен веществ, ускоряет метаболизм, способствует похудению), однако если вы решили заняться велотуризмом или велоспортом (особенно экстремальным) серьезно, а то и профессионально - обратите внимание на некоторые важные моменты. Во-первых, езда на велосипеде предъявляет повышенные требования к костно-мышечному и связочному аппарату плечевого пояса, позвоночника и ног, так как нагрузка во время передвижения распределяется неравномерно, а постоянная вибрация и статическое положение туловища через определенный промежуток времени способны стать источником довольно неприятных ощущений. Во-вторых, сама по себе езда на велосипеде - прекрасный тренинг вестибулярного аппарата. Но если с координацией движений у вас по какой-либо причине возникают проблемы - от велотуризма (а уж тем более фрирайда или даунхилла) придется отказаться, ограничившись лишь небольшими велопрогулками на умеренной скорости. В-третьих, при потере равновесия (которое порой не удается сохранить даже опытным спортсменам) неподготовленный человек может получить ушибы, а то и переломы. Потому, собираясь освоить велотуризм или экстремальный велоспорт, следует критически оценить состояние своего здоровья, обязательно проконсультировавшись у специалиста. Кроме того, обязательно нужно за 2-3 месяца до похода или соревнований уделить внимание комплексу упражнений, укрепляющих мышцы рук, ног, спины и плечевого пояса.

На одном заднем колесе можно проехать, сидя в седле велосипеда. Нет, чтобы успешно ездить серфом (другое название - мэнуал), райдер должен стоять на педалях, слегка переместив свое тело на заднее колесо. В идеале серф должен выполняться без участия тормозов, но по началу палец на тормозной ручке все же следует держать. При этом придется удерживать равновесие не только сразу после выдергивания (т.е. перехода к балансированию на одном колесе), но и на протяжении всего серфа, используя для этого ноги (сгибая и разгибая их в нужный момент) и руль. Новичкам лучше всего тренироваться, съезжая с горки - в этом случае появляется возможность проехать серфом довольно большое расстояние.

Лучше всего выполнять прыжок (особенно с высоты около метра и более) на песок - он самортизирует удар. Да, однако следует учесть, что при этом теряется большая часть скорости. Неопытным райдерам лучше всего совершать прыжки (дропы) с большой высоты на грунт - он мягче асфальта. Амортизировать приземление вполне способна широкая покрышка с не слишком высоким давлением. Кроме того, помните: заблокированное заднее колесо - залог чрезвычайно жесткого приземления.

Если после прохождения дистанции на велосипеде у спортсмена сводит ногу, надо ущипнуть мышцу, а в промежутках между соревнованиями есть бананы (глюконат кальция, продукты, богатые калием и т.д.). На самом деле не все так просто. Ведь причиной судорог может быть, например, заболевание щитовидной железы, плоскостопие, нарушение обменных процессов в мышцах, болезни сердца, варикозное расширение вен, дефицит минеральных веществ, усталость ног, а также обильное потоотделение, в процессе которого организм теряет магний, натрий, калий и кальций. Потому, прежде всего, следует выяснить причину судорог, а уж потом изыскивать методы лечения.

Если судороги возникают просто из-за потери жидкости и полезных веществ, выделяющихся вместе с потом, специалисты советуют выпить изотонический напиток или любой солевой раствор (чайная ложка поваренной соли на стакан воды). Препараты, содержащие калий и кальций следует принимать с осторожностью, так как избыток минеральных солей в организме может привести к еще более неприятным последствиям, чем их недостаток. Лучше всего употреблять продукты, богатые необходимыми организму минеральными веществами: фасоль, крупы и творог содержат кальций, картофель и бананы - калий, семечки, йогурты и орехи богаты магнием и т.д. Однако даже в этом надо знать меру - например, чрезмерное количество бананов может спровоцировать рак почек. В том случае, когда судороги уже начались, а под рукой нет стаканчика с солевым раствором, нужно выпрямить ногу и потянуть пальцы ноги на себя вместе со ступней, ущипнуть за больное место, после чего встать на сведенную ногу. Потом следует помассировать больное место, растирая его ладонями. Перед тренировкой (особенно если вы собираетесь ездить по улице в морозную погоду) надлежит использовать разогревающие мази, нанося их на наиболее часто сводимые места.

Чтобы победить на соревновании, нужно тренироваться как можно больше. Это не совсем так. Залогом победы могут стать не просто длительные, а, к тому же, рационально построенные тренировки, основной целью которых является совершенствование тех качеств, которые необходимы для победы в той или иной дисциплине велоспорта. В любом случае, тренировки должны быть регулярными, наращивать нагрузки следует постепенно, кроме того, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, да и сам спортсмен обязан следить за своим самочувствием, соответственно, корректируя планы занятий.

Лучше всего во время занятий велоспортом отдавать предпочтение изотоническим напиткам известных фирм-производителей. Спортивные (изотонические) напитки, иногда ошибочно называемые эрготониками, были разработаны в 1960 году в одном из университетов штата Флорида исключительно для нужд университетской футбольной команды "Gators" - чтобы уберечь спортсменов от обезвоживания, возникающего во время игры. Через некоторое время напиток, позволяющий во время длительных физических нагрузок легко пополнять запас жидкости, углеводов и солей, пробрел широчайшую популярность во всем мире. Во время спортивных соревнований такие напитки - действительно наиболее оптимальное средство для восполнения водно-солевого баланса организма, препятствующее обезвоживанию. Однако следует быть внимательным при выборе изотоника. Внимательно прочтите этикетку, на которой должен быть указан состав спортивного напитка. Он может содержать не более 4-8% углеводов (порядка 10-19г на стакан), электролиты (0,1% натрия и 0,03% калия, а также магний, кальций и др.) и воду. Кроме того, обратите внимание на тип использованных сахаров. Следует учесть, что, например, фруктоза может вызывать у некоторых людей расстройство желудка, да и усваивается она несколько медленнее. Потому желательно предпочесть изотоник с глюкозой или сахарозой. Профессиональные спортсмены, особенно в жаркую погоду, следуют таким правилам употребления жидкости: 2-3 стакана нужно выпить за 2 часа до состязания, 1 стакан - за 15 минут до гонки (можно добавить также пару соленых крекеров, если нет склонности к повышенному давлению). Во время соревнований полстакана жидкости следует употреблять каждые 15 минут, и, наконец, по окончании мероприятия необходимо выпить не менее 3-6 стаканов жидкости. Это позволяет велогонщикам надежно защитить организм от обезвоживания, теплового удара и других неприятностей такого рода.

Спортсмены-велосипедисты должны полностью отказаться от употребления алкоголя. Действительно, алкоголь вполне способен оказать негативное воздействие на организм, так как, во-первых, служит источником бесполезных калорий, которые плохо усваиваются организмом, во-вторых, способствует повышению уровня высокоплотного липопротеинового холестерина в крови (вследствие чего существенно возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний), может спровоцировать повышение кровяного давления, привести к инфаркту и поражению печени. Кроме того, нужно помнить, что алкоголь обладает мочегонными свойствами, следовательно, употребляемый до или после тренировки усиливает обезвоживание, снижает энергетические запасы, замедляет тонкие моторные способности. Однако все вышесказанное касается лишь спиртного, употребляемого в больших дозах. А в умеренных количествах алкоголь вполне может быть одной из составных частей спортивной диеты для взрослых. При этом следует помнить, что на каждую условную порцию спиртного должен приходиться большой стакан воды. Кроме того, нужно учитывать, что скорость расщепления алкоголя зависит от комплекции спортсмена. Например, организм высоких мужчин атлетического или плотного телосложения способен расщепить за час примерно рюмку спиртного, а вот мужчинам меньшей комплекции и представительницам прекрасного пола придется потратить для нейтрализации того же количества горячительных напитков гораздо больше времени.

Любительский спорт тем хорош, что нет никаких ограничений и жестких требований. Вы можете заниматься в свое удовольствие и не стремиться к победным вершинам. Хотя при желании спортсмен-любитель может принять участие в соревнованиях, заняв призовое место и получить награду, удовлетворение от достигнутого результата.

Что нужно знать любителю велосипедного спорта?

Человек, который ведет активный образ жизни, более вынослив, стрессоустойчив, имеет хороший иммунитет и крепкое здоровье. Велоспорт - один из видов активного времяпровождения, который обеспечивает вышеперечисленные плюсы. Для регулярных велозаездов понадобиться хороший байк. Многие пользуются услугой аренды, но лучше купить модель, подходящую именно вам по всем анатомическим особенностям. Для этого нужно выбрать подходящий магазин велосипедов и протестировать несколько вариантов. Совершив покупку, можно приступать к освоению просторов города, загородной территории, горной местности и т.д. Чтобы езда приносила удовольствие, а главное - пользу, нужно опираться на следующие рекомендации:

1. Предварительная подготовка. Перед выездом нужно отрегулировать каждый механизм. Седло должно соответствовать анатомии человека (узкие - для мужчин, широкие - для женщин). Высота седла регулируется под рост пользователя. Вы должны спокойно доставать до земли во время сидения. Руль должен находиться на таком расстоянии, чтобы руки были слегка согнутыми в локтях. Расстояние между седлом и рулем зависит от модели. В прокате не всегда будет удобная рама с подходящими для вас параметрами, поэтому лучший приобрести собственный велосипед.

2. Тормозим правильно. Даже самые качественные дисковые тормоза могут быстро износиться, если пользоваться ими слишком часто. Поэтому, желая сохранить работоспособность колодок, тормоза нужно использовать только по необходимости. Идеальный вариант - перестать крутить педали за 200 метров до препятствия и плавно нажать на тормозные ручки. Помните, что воздействие на передние и задние тормоза должно быть равномерным. Если препятствие появилось внезапно или вы его не заметили, нажимая на тормоза, корпус нужно сдвинуть максимально назад, чтобы не вылететь из седла.

3. Стиль езды. Кто-то любит ездить медленно, оглядываясь по сторонам, кто-то предпочитает скоростную езду, но для максимальной пользы нужно правильно крутить педали. Равномерность - залог максимальной пользы от велосипедного спорта. Но как быть в случае с разными участками дороги (вверх/вниз, качество дорожного покрытия)? Под равномерностью подразумевается не скорость движения, а частота оборотов.

4. Постепенно увеличиваем темп. Если вы без труда осваиваете 20-30 км езды, значит настал час для увеличения темпа. Старайтесь заставить себя ехать чуть быстрее, чем обычно. Уместно использовать пульсометр. Таким образом, вы сможете зафиксировать свой рабочий пульс. Желательно, чтобы он не выходил за пределы 150 уд/сек. Скорость нужно увеличивать постепенно. Изменение показателя сразу на 5 км - достаточно большое. Привыкнув к 25 км/час, сразу освоить 30 км/час будет очень сложно. Поэтому допустимым увеличением скорости считается 2-3 км/час.

5. Не бойтесь потеть. Многие велосипедисты в результате появления влажных пятен на футболке расценивают как стоп-фактор, прекращая нагрузки. Некоторые рассматривают даже возможность простудиться. Но потеть - это важно. Это говорит о том, что вы достигли своего рабочего пульса, на котором нужно продолжать работать.

6. Катайтесь в плохую погоду. Пасмурно и холодно? Мелкий дождь? Ветер? Все это не должны быть препятствием для велотрекинга. Крутить педали в теплый солнечный день может каждый. Езда во время плохой погоды вырабатывает стойкость характера. 7. Имейте цель! Например, на сегодняшний день вы проезжаете 25 км за один заезд. Поставьте цель проехать 70 км и постепенно идите к ней. Имея мечту достигнуть большего, процесс езды будет всегда интересным.

8. Велопоход на пару дней. Один из вариантов шагнуть на одну ступень выше в велоспорте - участие в заезде на несколько дней. Мы сможете мобилизировать силы характера и испытать свои возможности. Время от времени нужно практиковать выход из зоны комфорта.

9. Питьевой режим. Во время тренировки нужно пить воду. Если вы катаетесь в жаркий день, с собой нужно взять двухлитровую бутылку. Возобновление водного баланса очень важно и сказывается на утомляемости и продолжительности тренировки. Пейте столько, сколько требует организм. Важно замечание: вода должна быть без газа и не сладкая. Газированные напитки могут вызвать вздутие кишечника и болевые ощущения. От сладкой воды пить будет хотеться еще больше, к тому же количество сахара в составе запредельно высокое.

10. Имеющиеся травмы. Не злоупотребляйте велосипедом, если у вас есть травмы позвоночника. Во время езды спина находится в постоянном напряжении, что может быть опасно для поврежденного места.

11. Без остановок. Для большей эффективности старайтесь как можно реже останавливаться. Делая привал, а потом опять набирая скорость, вы даете мышцам отдых. Беспрерывная тренировка быстрее принесет результат. Кстати, велогонщики никогда не имеют лишнего веса, по крайней мере, история не знает таких случаев. Желая похудеть, велоспорт должен стать вашим любимым занятием.

12. Экстремальная езда. Катаясь на велосипеде определенное время и решив, что вы уже профессиональный любитель, не спешите осваивать экстремальные трюки, по крайней мере, без помощи настоящих профессионалов. В погоне за ощущениями адреналина многие пренебрегают правилами безопасности и как результат попадают в больницу. Если желание экстрима невозможно перебороть, запишитесь в школу велотрекинга, где под наблюдением специалистов вы сможете обучиться трюкам.

25 причин, по которым полезно катание на велосипеде

    Улучшение самочувствия

  1. Улучшение сна. Поездка на велосипеде с утра пораньше отлично помогает быстрее проснуться. А благодаря регулярным физическим нагрузкам на велосипеде, ваш сон будет более здоровым, а значит, вы будете просыпаться отдохнувшими. Регулярные поездки на велосипеде выводят из организма стрессовый гормон – кортизол, который при частых нагрузках мешает вам уснуть. Таким образом, велопрогулки помогают вам избавиться от бессонницы.
  2. Улучшение пищеварения. Езда на велосипеде улучшает обмен веществ. Благодаря этому повышается аппетит и улучшается переваривание пищи. Помните, как хочется есть после велосипедной прогулки? Появление аппетита – признак активного обмена веществ.
  3. Повышение выносливости. Благодаря регулярным поездкам на велосипеде вы повышаете общую выносливость организма, чувствуете себя бодрее, активнее и крепче, легче переносите нагрузки во время рабочего дня, а ваш эмоциональный фон стабилизируется.
  4. Улучшение внешнего вида

  5. Снижение веса. Велосипед очень полезен тем, кто хочет сбросить лишние килограммы. Во время велосипедной поездки сжигается большое количество калорий, уменьшаются нежелательные отложения в области бедер. При этом ваш организм сжигает жир не только во время поездки, но и в течение нескольких часов после. А те, кто ездит быстро, но на короткие дистанции, сжигают в несколько раз больше жира, чем те, кто ездят долго, но более медленно.
  6. Улучшение состояния кожи. Регулярная езда на велосипеде помогает замедлить старение кожи. Происходит это потому, что ускоренная циркуляция крови доставляет кислород и питательные вещества клеткам кожи более эффективно, одновременно выводя вредные токсины. Велопрогулки также создают идеальные условия для вырабатывания коллагена, который, в свою очередь, помогает замедлить возникновение морщин.
  7. Повышение мышечного тонуса. Регулярные поездки на велосипеде помогают вам тренировать мышцы ног, груди, спины, рук. Благодаря этому улучшается их форма и одновременно повышается выносливость мышц.
  8. Улучшение психологического состояния

  9. Снижение стресса. Поездки на велосипеде – самый простой и быстрый способ получить дозу гормонов счастья. Езда на велосипеде, как и другие циклические виды спорта, - отличный способ отвлечься от неприятных мыслей. Попробуйте проехать хотя бы пару километров - все лишнее из головы вылетит тут же. Монотонные движения, размеренное дыхание - все это автоматически приводит в порядок мысли и чувства.
  10. Укрепление нервной системы. Велосипедные прогулки благотворно влияют на общее эмоциональное состояние, способствуют укреплению нервной системы – улучшается ваше настроение и общее самочувствие, вы получаете огромный заряд бодрости. Велосипед – лучший способ «выпускать пар» после рабочего дня.
  11. Улучшение мыслительных способностей. Езда на велосипеде увеличивает приток крови и кислорода к мозгу, что активизирует и восстанавливает действие рецепторов, способствует созданию новых клеток мозга в гиппокампе – области, которая отвечает за память.
    Кроме этого, писатели, музыканты, художники, руководители и многие другие профессионалы используют велопрогулки для стимулирования творческого мышления. Ведь благодаря усиленному притоку кислорода в мозг происходит активизация нейронной деятельности.
  12. Укрепление здоровья

  13. Укрепление сердечно-сосудистой системы. Кардионагрузка, которую обеспечивает катание на велосипеде, способствует укреплению сердечной мышцы, повышению тонуса сосудов, снижению уровня «плохого» и повышению уровня «хорошего» холестерина. Благодаря этому значительно снижается риск сердечных заболеваний.
  14. Обогащение клеток кислородом. Во время катания на велосипеде ваша кровь интенсивно обогащается кислородом, который вместе с другими питательными веществами поступает к клеткам головного мозга и других жизненно важных органов вашего организма. Благодаря поездкам на велосипеде улучшается кровоснабжение в органах малого таза, что особенно важно для мужчин в качестве профилактики такой коварной болезни, как аденома.
  15. Улучшение кровообращения. Велосипед в целом делает кровообращение более рациональным и эффективным. Нормальная частота сердечных сокращений у здорового человека – 65-70 раз в минуту. У людей же, которые регулярно катаются на велосипеде, эта частота снижается на 8-10 раз/мин – сердце переходит на более разумный режим работы, благодаря чему бережется «ресурс» сердца, предотвращается его преждевременный «износ» и наступление всевозможных сердечных заболеваний.
  16. Предупреждение варикоза. Людям, имеющим генетическую предрасположенность к варикозному расширению вен, очень полезно крутить педали. В момент совершения вращательных движений ногами кровь начинает активно циркулировать по кровеносным сосудам, нигде не застаиваясь. При этом при езде на велосипеде полностью отсутствует ударная нагрузка, а это полезно для суставов.
  17. Улучшение работы легких. При езде на велосипеде ваши легкие работают гораздо активнее, чем обычно – во время длительных, хотя бы в течение часа, велосипедных прогулок легкие человека работают в полную силу. Благодаря принудительной вентиляции легкие быстрее освобождаются от токсических веществ, которых в избытке практически в любом современном городе. При этом, конечно, стоит стараться прокладывать свой маршрут ближе к природе и подальше от оживленных дорог.
  18. Улучшение зрения. Катание на велосипеде очень полезно для тренировки глаз. Посудите сами: где бы ни пролегал ваш маршрут – по лесным тропам или тротуарам – вам приходится пристально следить за дорогой. Ваш взгляд постоянно фокусируется и переключается с предмета на предмет. Такая тренировка глазных мышц снижает риск возникновения близорукости и обостряет зрение.
  19. Укрепление иммунитета. Тот, кто регулярно проводит свое свободное время, катаясь на велосипеде, существенно повышает способность организма сопротивляться инфекциям (иммунитет), благодаря чему значительно реже страдает сезонными заболеваниями – гриппом, простудой и т.п.
  20. Развитие вестибулярного аппарата. Поездки на велосипеде отлично тренируют вестибулярный аппарат и координацию движений.
  21. Экономия времени и денег

  22. Экономия времени на дорогу. Велосипед – это определенно быстрее, чем ходить пешком. А если сравнивать с автомобилем, то вам не нужно стоять в пробках, из-за которых мы дольше стоим, чем едем. Велосипед позволяет самостоятельно прокладывать собственный маршрут, не подстраиваясь под расписание общественного транспорта и карту пробок.
  23. Отсутствие проблем с парковкой. Велосипед проедет там, где не проедет автомобиль. Велосипед очень легко припарковать – он занимает значительно меньше места, чем автомобиль.
  24. Экономия денег. Цены на велосипеды очень демократичны и в обслуживании велосипеды, как правило, неприхотливы. Если вы купили велосипед, вам не надо его ежедневно заправлять, не надо платить налог и страховку, если в велосипеде что-то сломается, то его ремонт не потребует много денег.
  25. Развитие детей

  26. Развитие подрастающего ребенка. Ребенок, который катается на детском велосипеде, получает всю ту пользу, что и взрослые. Велосипед закладывает основу для здоровья ребенка в будущем.
  27. Положительный пример. Кроме этого, стоит помнить, что дети находятся под влиянием своих родителей. Если ваши дети видят, как вы регулярно катаетесь на велосипеде, они скоро захотят последовать вашему примеру.
  28. Укрепление взаимоотношений

  29. Укрепление взаимоотношений. Совместное катание на велосипеде способствует выделению гормонов хорошего настроения, так что все мелкие конфликты и раздражения исчезнут без следа. Кроме того, поездка – хорошая возможность поговорить о чем-то романтичном.
  30. Времяпровождение с семьей. Велоспорт – это прекрасный семейный досуг, где найдется место каждому.Даже самый маленький ребенок может забраться на сиденье или специальное кресло и присоединиться к вашему путешествию.
  31. Знакомство с новыми друзьями. Кроме хорошего здоровья, велосипед положительно влияет и на социальную сторону вашей жизни. Велопрогулки – отличный способ познакомиться с единомышленниками, которые с высокой долей вероятности могут стать вашими друзьями, ведь вас объединяют общие интересы.

Велосипедный спорт – один из самых лучших способов оздоровления и поддержания оптимальной физической формы. О его положительном влиянии на органы и системы человеческого организма мы расскажем в этой статье.

Источник: depositphotos.com

Тренировка сердечной мышцы

Езда на велосипеде обеспечивает длительную нагрузку умеренной интенсивности для всего организма, в частности для сердечной мышцы и сосудов. Это способствует повышению тонуса миокарда и эластичности сосудистых стенок. При регулярных занятиях сердце адаптируется к постоянной работе в слегка усиленном режиме, привыкает использовать резервные возможности, увеличивая их. Велоспорт помогает снижать сердечный выброс и улучшать кровообращение.

Поездки на свежем воздухе способствуют очищению организма от лишнего холестерина. Становится лучше состав крови, снижается риск развития инсультов и инфарктов. Однообразная работа ног тонизирует венозную стенку и оптимизирует кровоток в нижних конечностях, предотвращая варикозную болезнь.

Стабилизация нервной системы

Езда на велосипеде требует высокой концентрации внимания. Во время поездки активизируется кровоснабжение всех органов, в том числе головного мозга. Быстрое движение приносит радость, вызывает выброс в кровь эндорфинов. Регулярные занятия велоспортом помогают облегчить последствия стресса, побороть бессонницу. Улучшаются память, координация движений и работа вестибулярного аппарата.

Польза для легких

Велосипедные тренировки приводят к увеличению минутного объема дыхания и улучшению вентиляции легочной ткани. У велосипедистов почти не бывает застойных явлений в бронхах и связанных с ними хронических заболеваний органов дыхания. Занятия этим видом спорта способствуют насыщению крови кислородом, что благотворно сказывается на общем тонусе. Разумеется, речь идет о поездках на действительно свежем воздухе – в лесу или парке (велосипедная прогулка по центральным улицам мегаполиса в этом смысле скорее вредна, чем полезна).

Укрепление опорно-двигательного аппарата

Велотренировки не приводят к увеличению мышечной массы, но сильно влияют на состояние связочного аппарата. При регулярной езде возрастает устойчивость мышц к напряжению. Это в первую очередь относится к мускулатуре ног, ягодиц, спины и живота. Причем позвоночник не подвергается «ударным» нагрузкам, которые возникают при беге, занятия велосипедным спортом не повышают риск развития компрессионно-корешковых синдромов, радикулита, остеохондроза и других заболеваний подобного рода.

Активизация обмена веществ

При поездке на велосипеде человек тратит изрядное количество энергии (за час тренировки – порядка 300-500 ккал.). Физическая нагрузка в сочетании с усиленным притоком кислорода активизирует обмен веществ и способствует расходованию жировых запасов организма. Именно поэтому такие тренировки считаются одним из лучших способов избавления от лишнего веса. Чтобы похудеть с помощью велоспорта, надо кататься ежедневно, постепенно увеличивая длительность поездки с 20-30 минут до 1,5 часов.

Кроме того, регулярные прогулки на велосипеде укрепляют защитные силы организма, снижают восприимчивость к простудам и сезонным инфекциям.



mob_info