Какие мышцы развиваются раньше у грудных детей. Особенности развития мышечной ткани

У новорожденных мышцы развиты относительно хорошо и составляют 20-22% от общей массы тела, у детей 1-2 лет 16,6%. В 6 лет масса скелетных мышц достигает 21,7%, затем она увеличивается до 33% от массы тела у женщин и 36% у мужчин. Мышечные волокна в пучках лежат рыхло, толщина их небольшая - в большинстве мышц от 4 до 22 мкм. Сухожилия развиты слабо. В дальнейшем рост мышц происходит неравномерно в зависимости от их функциональной активности, как за счет утолщения имеющихся волокон, так и путем образования новых. В первые годы жизни быстро растут мышцы верхней и нижней конечностей и их сухожилия. В период от 2 до 4 лет отмечается усиленный рост длины мышц спины и большой ягодичной мышцы. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела (в статике и передвижении), интенсивно увеличиваются с 7 лет и, особенно у подростков, с 12 до 16 лет. Поперечные размеры мышечных волокон к 18 годам достигают 20-30 мкм.

Фасции у новорожденных тонкие, рыхлые, от мышц отделяются легко. Формирование фасций начинается с первых месяцев жизни ребенка и взаимосвязано с функциональной активностью мышц.

Мы ш ц ы г о л о в ы . У новорожденных мимические мышцы развиты слабо, за исключением круговой мышцы рта и щечной; обеспечивающих акт сосания. Лобное и затылочное брюшко надчерепной мышцы выражены сравнительно хорошо, хотя сухожильный шлем развит недостаточно и рыхло соединен с надкостницей костей крыши черепа, что способствует образованию гематом при родовых травмах. Так же недостаточно сформированы жевательные мышцы, интенсивное их развитие отмечается в первые годы жизни (период прорезывания молочных зубов, особенно коренных). В этот период появляются сравнительно большие скопления жировой клетчатки между поверхностным и глубоким листками височной фасции над скуловой дугой, между височной фасцией и височной мышцей, а также между последней и надкостницей, что придает голове новорожденных и детей первых лет жизни округлые очертания. К 5-8 годам мышцы головы и их фасции хорошо развиты.

Мы ш ц ы ш е и у новорожденных и их сухожильные части развиты слабо. Лучше контурируется грудино-ключично-сосцевидная, двубрюшная и лестничные мышцы. К 5-7 годам все мышцы хорошо развиты, в 10-14 лет мускулатура шеи мало отличается от взрослого человека. Окончательного развития мышцы достигают к 20-25 годам.

Шея у ребенка относительно короткая вследствие высокого стояния грудной клетки, поэтому у новорожденных и детей до 2-3 лет треугольники шеи находятся выше, чем у взрослых.

В связи с этим меняется ориентация сосудисто-нервных образований. Характерное для взрослых людей положение треугольники шеи занимают после 15 лет.


Пластинки шейных фасций новорожденных тонкие, рыхлые, поэтому межфасциальных пространства легко сообщаются. В межфасциальных пространствах мало клетчатки, количество ее заметно возрастает лишь к 6-7 годам и достигает окончательного развития к периоду половой зрелости.

Мы ш ц ы с п и н ы развиты слабо, особенно глубокие. Они имеют значительно большую контрактильную часть, чем сухожильную. Волокна широчайшей мышцы тесно прилежат к наружной косой мышце живота, так что поясничный треугольник едва намечен. Усиленный рост "всех мышц спины отмечается с 2 до 4 лет, в 5-6 лет и в период полового созревания.

Мы ш ц ы г р у д и . Мускулатура грудной клетки у детей первых лет жизни слабо развита, особенно глубокие мышцы. Они хорошо контурируются в 5-6 лет, усиленно paстут в 10-12 лет (период второго детства). Наибольшие возрастные особенности присущи диафрагме, она у новорожденного хорошо развита, вес составляет 5,3% всей мускулатуры (у взрослых 1,02-1,34 %). Это связано с первостепенным ее значением в акте дыхания, так как межреберные мышцы слабо развиты. У новорожденных и детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным положением ребер. Купол диафрагмы выпуклый, хорошо развит ее поясничный отдел. Грудинно-реберные и пояснично-реберные треугольники относительно больше, чем у взрослых. Сухожильная часть занимает 12-15% ее площади. К 7 годам диафрагма приобретает положение как у взрослого человека.

Мы ш ц ы ж и в о т а у новорожденных пропорционально длиннее, чем у взрослых, поскольку волокна этих мышц удлиняются за счет давления внутренних органов. У новорожденных они развиты недостаточно, поэтому не выражен рельеф передней брюшной стенки; апоневрозы мышц нежные, широкие. Мышечные слои с трудом отделяются друг от друга, так как фасции, покрывающие мышцы, слабо развиты. Переход мышечной части в апоневроз не выражен. Мышечная часть наружной косой мышцы живота относительно короче, а нижние пучки внутренней косой мышцы развиты лучше, чем у взрослых. Сухожильные перемычки прямой мышцы живота расположены высоко и в раннем детском возрасте не всегда симметричны на обеих сторонах. Влагалище прямой мышцы живота имеет обычный принцип строения. В нем слабо развита задняя стенка. Белая линия живота четко выражена, ширина ее у мечевидного отростка 558 мм, на уровне пупка 12-16 мм, особенно широка в "местах слияния с сухожильными перемычками прямых мышц. В верхней части белой линии и в области пупка в ней обнаруживаются истонченные участки.

Паховый канал короткий, широкий (10-15 мм). Поверхностное паховое кольцо (диаметр 0,7-1,4 см) ограничено медиальной и латеральной ножками апоневроза наружной косой мышцы живота. Медиальная ножка развита слабее латеральной, межножковые волокна отсутствуют, они видны лишь со 2-го года жизни ребенка. Поперечная фасция тонкая, предбрюшинного скопления клетчатки почти нет. Глубокое паховое кольцо канала в виде воронкообразного углубления в поперечной фасции, прикрытое брюшиной, его диаметр. 2-4 мм. Паховый канал окончательно формируется к 3 годам. Пупочное кольцо новорожденных расположено относительно низко, нижняя его часть укреплена соединительной тканью, верхний отдел слабее нижнего и нередко является местом возникновения пупочной грыжи.

Интенсивное нарастание мышечной массы, укрепление апоневрозов, уплотнение фасций наблюдается в период начала ходьбы ребенка (1-3 года).

Мы ш ц ы к о н е ч н о с т е й развиты слабо. Из особенностей мышц конечностей новорожденных следует отметить значительную длину сократительной части, благодаря чему объем конечностей (особенно предплечья и голени) в проксимальном и дистальном отделах почти одинаков. У взрослых же в нижней трети предплечья и голени практически расположены только сухожилия мышц. Мышцы глубоких слоев дифференцированы нечетко, часто представлены общим мышечным пластом. Мышцы верхней конечности составляют 27% всей мышечной массы, а мышцы нижней конечности - 38 %, в то время как у взрослого соответственно - 28 % и 54 % .

у новорожденных имеется ряд особенностей топографии верхней и нижней конечностей. Бедренный канал - его внутреннее отверстие широкое, длина канала мала. Наружное отверстие также широкое (овальная ямка), расположено сразу под паховой связкой, заполнено рыхлой клетчаткой. Мышечная и сосудистая лакуны у новорожденных относительно шире и расположены более вертикально, чем у взрослых, в связи с воронкообразной формой таза.

Костно-фиброзные каналы и синовиальные влагалища КИСТИ" и стопы сформированы. Из особенностей их строения следует отметить, что у новорожденных синовиальные влагалища мизинца и большого пальца верхней конечности не сообщаются с общим синовиальным влагалищем запястья, связь формируется в течение 1-го года жизни.

Мышцы конечностей интенсивно развиваются до 5-6 лет и в период полового созревания, причем в первую очередь дифференцируются мышцы кисти и стопы.

.J Рост мышц после рождения. Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают прису­щую им форму и гтруктур^ В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с рос 1 том костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особен-но~сухджилии, при помощи которых"мышцы прикрепляются к кос-тям"Ро^т~в толщину в небольшой степени происходит за счет образоваш1я_1швых_воло1^он из находящихся в мышцах остатков "первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра во­локон^ У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей "миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В после­дующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных~осооецн6стёй организма, и главным образом от двигательной активности.

У новорожденного на долю мышц приходится 20-22% веса.всего тела, т. е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого челЬвека, муску^гатура которого чаще всего составляет 35-45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более" интен­сивным, чем увеличение общего веса тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем


^^им^пргяничм р. прдпм^ Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни", под-влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более ин­тенсивным^ и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к 8 годам-27°/о. Особенно интенсивно "растут мышцы в период от 14-15 до 17-18 лет. Так, на долю мышц приходится в 14 лет в среднем,30^_,веса тела, а в 18- 20 лет-40%.

" развитие движений. К появлению на свет двигательный аппа­рат у ребенка достаточно развит, чтобы выполнять целый ряд про­стейших движений.

Способность мышц сокращаться появляется еще раньше - уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно разви­вается мышечный тонус, причем в период внутриутробного разви­тия и в грудном возрасте тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения тела в матке (рис. 17).

К концу третьего месяца человеческий плод в ответ на прикос­новение к кисти может сжать пальцы в кулак. Еще через месяц начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные со­кращения мышц туловища и конечностей, главным образом разги­бателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становят­ся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина ясно их ощущает. Задолго до рождения появляются дыха­тельные движения, выражающиеся в небольшом попеременном увеличении и уменьшении объема грудной клетки, а также глота­тельные и сосательные движения. Элементарная координация дви­жений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных, глотательных и дыхательных движений, для движе­ний головы, несомненно, появляется еще до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двига­тельную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей. При положении на животе ребенок поворачивает в сторону головку, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложит­ся на спину. Если держать его в вертикальном положении, голов­ка наклоняется вперед, так как ее центр тяжести находится впере­ди точки опоры, т. е. места сочленения черепа с позвоночником, а тонус задних шейных мышц недостаточен, чтобы поддерживать правильное положение головы.

На втором месяце жизни ребенок поворачивает голову в сто­рону света и несколько позднее в сторону звука. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опи­раясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Движения его рук постепенно становятся все более разно-


Рис. 19. Появление изгибов позвоночника в связи с сидени­ем и стоянием.

образными. В возрасте 4-5 месяцев они начинают хорошо конт­ролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различ­ные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает пол­зать на четвереньках, а к концу года или в первые месяцы второго года жизни, сначала то и дело падая, а затем все более уверенно ходит по комнате без посторонней помощи.

Освоение вертикального положения туловища или всего тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппара­те: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способ­ность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы почво-_ИПчникП| i^vT-^r"t-"Q гп^гп^гтруют сохранению равновесия, оказывают

пружинящее вл и я нир пра_ хпльбе, беге. -прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положе­ния тела. позвоночник новорожденного по всей длине имеет слабо выраженную выпуклость, обращенную кзади; в его нижней части выпуклость выражена сильнее - это крести.пвп-к.опчикпвы.й изгиб. Шейный изгиб начинает образовываться к концу второго месяца, когда тонус задних шейных мышц увеличивается и ребенок начи­нает сначала поднимать головку в положении лежа на Животе, а затем держать ее при вертикальном положении туловища. Обра­щенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоя­тельно и подолгу сохраняет позу сидения. Одновременно бпгтрр пт-_четливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части дозвоночника - грубной изгиб. Застое положение сидя и~оСо"оен-но стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращен-

ного выпуклостью вперед. Обычно этот изгиб становится заметным лишь на 2-м году жизни (рис. 19).

У детей дошкольного возраста изгибы еще только формируют­ся и в сильной степени зависят от положения тела. После длитель­ного лежания, например после ночного сна, шейный изгиб и осо­бенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. Изменчивость изгибов постепенно исчезает.

Для детей дошкольного возраста характерна чрезвычайная гибкость туловища, что объясняется большой толщиной и подат­ливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвонков. Изгибы позвоночника образуются, а впослед­ствии закрепляются под влиянием давления со стороны верхних частей тела. Направление давления зависит от осанки, т. е. позы при сидении, стоянии и ходьбе.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Клеточное строение и развитие организма

На сайте сайт читайте: "клеточное строение и развитие организма"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кабанов А. Н. и Чабовская А. П
К-12 Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969. 288 с илл. Учебник написан по программе

Строение, состав и свойства клеток организма. Еще в
первой половине XIX в. было установлено клеточное строение ор­ганизмов. Основную массу каждой клетки составляет вязкое, по­хожее на слизь полужидкое вещество - цитоплазма. В ней нахо­дится о

Рост и развитие
Закономерности роста и развития. Пропорции тела с воз­растом сильно меняются (рис. 2). У новорожденного высота головы составляет примерно "Л, а у взрослого человека - "/8 длины все

Общий обзор скелета человека
Значение двигательного аппарата. К двигательному ап-парату, или костно-мышечной системе, относятся скелет и скелет­ные мышцы. Скедет.- это твердый остов, от которого, зависи

L->
Соответственные части находятся и в нижней конечности (но­ге) бедро; две кости голени - большая и малая берцовые; стопа, состоящая из костей предплюсны, плюсны и

Свойства и развитие костной ткани
Хрящевая и костная ткани. В процессе развития позво­ночных животных костный скелет появился не сразу. У предков современных позвоночных скелет был хрящевым. У человеческого зародыш

Развитие скелета человека
Скелет новорожденного. Первые островки, или центры, окостенения появляются уже в начале второго месяца внутриут­робного развития, а к моменту рождения они отсутствуют только в кост

Работа мышц
Принцип рычага. Сокращаясь, мышцы выполняют рабо­ту, либо закрепляя положение костей в суставе и делая движение невозможным, либо, наоборот, изменяя их взаимное положение, т. е. пр

Развитие основных свойств двигательного аппарата
Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности поч­ти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокра­щаться со ст

Развитие правильной осанки
Нормальная осанка. Осанка, т. е. привычная поза при сидении,"стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего дет­ства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, кото

Общий обзор строения и функций нервной системы
Центральный и периферический отделы. В нервной сис­теме различают центральный и периферический отделы (цв. табл. V). К центральному отделу относятся спинной мозг,

Проведение возбуждения в нервной системе
Возбуждение как ответ на раздражение. Явления, свя­занные с возбуждением, издавна изучались на изолированном нервно-мышечном препарате лягушки, для получения которого ча­ще всего и

Координация функций организма
Рефлекс как реакция всего организма. Поток импульсов, возникший при раздражении зрительных, болевых или других ре­цепторов, поступает в мозг и становится источником согласованной,

Развитие нервной системы
Период новорожденности. Еще за 3 месяца до нормаль­ного срока рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в усло­виях вне

Условные рефлексы и их образование
Павловский метод изучения высшей нервной деятель­ности. Издавна возникло представление о том, что чувства, мысли и желания связаны с существованием непознаваемой дури. Счита­лось,

Торможение условных рефлексов
Ь^ Безусловное торможение. В коре больших полушарий," как и в других отделах мозга, возбуждение какого-нибудь одного участка вызывает отрицательную индукцию, т. е. понижение воз­будимости в

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
Анализи синтез раздражении. Бесчисленные, непрерыв­но возникающие изменения в окружающей среде и в самом орга­низме, действуя как раздражители на соответствующие рецепторы,. станов

Изучение условных рефлексов у человека
Условнорефлекторный характер высшей нервной деятель­ности человека. Начиная с 1906 г. ученик и последователь И. П. Пав­лова Н. И. Красногорский исследовал у детей пищевые условные

Особенности высшей нервной деятельности детей
Образование первых условныхрефлексов. Высшая нерв­ная деятельность проявляется в образовании условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно выработать условные

Развитие речи
Значение речевых компонентов комплексных раздра­жителей. С первых месяцев жизни ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становится условным

Вычленение отдельных признаков раздражителей. При
образовании положительных и отрицательных условных рефлек­сов на несколько сходных комплексных раздражителей проис­ходит процесс вычленения отдельных компонентов или признаков, позволяющих как обоб

Типы высшей нервной деятельности
Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, жив­ший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основа­нии особенностей его поведения можно отнести к одному из четы­рех

Сон и его физиологическое значение
р> Сон и бодрствование. Регулярная смена сна и бодр­ствования - необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Во время бодрствования повышенная в

Гигиеническая организация сна
Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20-21 час в сутки. В по­следующ

Утомление и борьба с ним
Утомление и усталость. Всякая физическая или умствен­ная работа вызывает целый ряд изменений в состоянии и реак­циях организма. Так, например, снижаются внимание, память, зре­ние и

Режим в дошкольных учреждениях
Основные компоненты режима. Правильный режим - это рациональное и четкое чередование различных видов деятель­ности и отдыха в течение суток, протекание их в определенной, еже­дневн

Гигиенические требования к проведению занятий и игр
Мебель. Для дошкольных учреждений разработана ме­бель (столы и стулья) различных размеров соответственно росту детей. Мебель одного и того же размера может быть использована детьми

Детская нервность
Нарушения высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в опытах на собаках остановил, что можно вызвать серьезные на­рушения высшей нервной деятельности, если применять чрезмерно силь

Общие закономерности функций анализаторов
, . Анализ раздражении. Деятельность мозга, направлен­ная на организацию и координацию работы всех органов, а также на ориентировку в окружающей среде, требует точного и непре­р

Кожный анализатор
Значение кожного анализатора. Рецепторы, располо­женные в коже, дают возможность осязать, т. е. ощущать воздей­ствие на кожу раздражителей внешней среды. Через рецепторы кожи челов

Внутренние анализаторы
Информация о собственном теле. Во всех органах су­ществуют различные рецепторы, чувствительные к определенным химическим изменениям, к давлению, растяжению, изменению тем­пературы

Обонятельный и вкусовой анализаторы
Значение обонятельного и вкусового анализаторов. Ре­цепторы обонятельного анализатора расположены в верхней части правой и левой половины носовой полости, занимая общую пло­щадь ок

Ц 36. Строение и развитие глаза
Строение глаза. Периферический отдел зрительного анализатора, иными словами, рецепторы, чувствительные к свету, находятся внутри органа зрения, или глаза (цв. табл. XI), кото­рый р

Дальнозоркость и близорукость
v0 Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянут

Восприятие света и цвета
Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, прой­дя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой (рис. 51). Здесь находятся рецепторы зри­тел

Пространственное зрение
, ; Бинокулярное зрение/У большинства животных каждый глаз имеет свое отдельное поле зрения. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и ле­вым

Организация занятий, требующих напряжения зрения
Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо­собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обста­новки, кот

Значение кровеносной системы
Круговое движениекрови. Кровь, заполняющая сер­дечно-сосудистую систему, находится в непрерывном круговом дви­жении-^ цв. табл. XII).. Роль насосу, перекачивающего

А. кровь 43. состав крови
^ Плазма крови. "Кровь - непрозрачная, красного цвета жидкость, "в которой находится множество мельчайших кровяных Телец, (цв. табл. Х1У>_Жиг1кяд часть крови называется плазм

Возрастные особенности крови
Образование крови у детей. У новорожденных красный костный мозг заполняет не только промежутки между переклади­нами губчатого вещества костей, но и полости внутри диафизов длинных

Воспаление как общая защитная реакция организма
Проникновение в кожу или в любой орган тела посторонних ве­ществ, особенно микробов, а также повреждение при ушибе, ожоге или ранении почти всегда вызывают воспалительную реакцию: к

Иммунитет
« Естественный иммунитет. Иммунитетом называют не­восприимчивость организма к инфекции. Восприимчивость к тому или иному заболеванию неодинакова не только у различн

Сердце и его работа
/) в Строение сердца. Сердце расположено в грудной поло­сти почти по средней линии тела, позади грудины и несколько влево от нее. Верхняячасть сердца, от которой отходят

Возрастные особенности строения и работы сердца
Кровообращение плода. У плода, как и у взрослого человека, имеются два круга кровообращения - большой и ма­лый Однако в период внутриутробного развития снабжение орга­низма кислоро

Движение крови по сосудам
Аргерии,капилляры, вены. По своему строению арте­рии, капилтры и вены сильно отличаются друг от друга (рис. 63). Толстая стенка артерий в основном состоит из гладкой мышечной и упр

Регуляция кровообращения
Обеспечение потребности организма в кислороде. В ор­ганизме, в каждом органе тела, имеются запасы питательных ве­ществ, но нет запасов кислорода. Поэтому доставка кислорода, осущес

Тренировка сердца
Запасные силы сердца. Минутный объем крови, выбра­сываемой сердцем в аорту, резко меняется в зависимости от по­требности организма в кислороде. Так, при быстром беге, при тяжелом ф

Строение органов дыхания
Значение дыхания. Дыханием называется обмен газов Mf^.ny " "р^ччямпм и окружающей средой. ^ человека, как и у всех млекопитающих, этот обмен осуществляется специальны

Дыхательные движения
Jl&C^OUJULfLmfi1&<£^ ^ G^^^Q Вдыхательные и выдыхательны? мышцы. Кровь, прите­кающая к легким, богата углекислотой, но бедна кис

Становление легочного дыхания у новорожденного. Уже
к концу 5-го месяца внутриутробного развития становятся замет­ными слабые дыхательные движения грудной клетки-сначала редкие, а позднее более частые - до 30-40 в минуту. Как извест­но, плод окружен

Значение правильного дыхания
Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыха­ние, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох коро

Воздушный режим дошкольных учреждений
Микроклимат. Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физи­ческими свойствами воздуха (температура, влажность, ионизаци

Поступление пищи в пищеварительный тракт
Значение пищеварения. Пища содержит такие вещест-вя. которые без прргтнярнтргтт.нг^ nggeTTaDuikH ни мшут ииттнтттШутъ из органов пищеварения r кргя^ При переработке происход

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Название зубов Сроки прорезывания зубов молочных постоянньи 6- 8 мес. 7-10 » 14

Переваривание пищи
Павловский метод изучения работы пищеварительных желез. Переваривание заключается в расщеплении сложных частиц белков, жиров и углеводов на такие, которые могли бы, во-первых, прон

Работа органов пищеварения в целом
Согласованность работы. На всем длинном пути пи­щеварительного тракта органы пищеварения работают с удивитель­ной точностью и согласованностью. Достаточно вида, запаха или разговор

Возрастные особенности строения и работы органов пищеварения
Органы пищеварения новорожденного. Органы пище­варения начинают функционировать еще задолго до срока рож-дения. Однако вплоть до конца внутриутробного периода секретор-ная ф

Обмен веществ и энергии в организме
Ассимиляция и диссимиляция. Вещества, поступающие ^_кдетку„ подвергаются сложным нчмрнрнияи превращаясь в ве­щество самой клетки. Это усвоение веществ, уподобление их веще­ствам кл

Энергетическая сторона обмена и нормы питания
Суточная затрата энергии. Затрата энергии человече­ским организмом в сильной степени зависит от условий жизни, ха­рактера и количества выполняемой работы, веса тела, состояния здор

Физиолого-гигиенические основы организации питания
Аппетит. Работа органов пищеварения в значитель­ной мере зависит от желания есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так на­зываемых пищ

Вскармливание грудных детей
Режим питания в грудном возрасте. Первые месяцы жизни питание ребенка целиком обеспечивается материнским ор­ганизмом. Переход к потреблению обычной пищи происходит постепенно на пр

Организация питания детей от 1 года до 7 лет
Составление меню. К концу 1-го года жизни ребенок привыкает к разнообразной пище и, как правило, может быть пере­веден на общий стол. Первое время дают протертую пищу в виде каш и

Желудочно-кишечные заболевания у детей
Диспепсия. Диспепсия (несварение желудка) проявля­ется у грудных детей в беспокойстве, учащенном стуле, срыгивании или небольшой рвоте. Причиной диспепсии может быть беспорядоч­ное

Гигиена питания
Требования к продуктам питания. Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доб­рокачественными, без посторонних примесей, не содержать болез­нетворны

Образование мочи
Пути выделения продуктов обмена. Каждая клетка вы­деляет продукты распада, образующиеся в процессе обмена ве­ществ. Они поступают в тканевую жидкость, а оттуда в кровь. Своевременн

Выведение мочи из организма
Мочевыводящиепути. Из почечной лоханки моча по­ступает в мочеточник - полую трубку длиной около 30 см. В стен­ке мочеточника имеются гладкие мышцы. Они перистальтически сокр

Гормональная регуляция функций организма
Значение желез внутренней секреции. Жеде1ами__влу-тренней секррпии нячырятптгп ftprnniii) трп^и^т ткань которых вырабатывает и выделяет в кровь или.пимфл/ биологически атгтгв-ные

Внутренняя секреция растущего организма
Период внутриутробного развития. Вначале внутриут­робное развитие находится под влиянием гормонов материнского организма. Большинство желез внутренней секреции формируется у плода

Мужские и женские половые органы
Строение мужских половых органов. Функция мужских половых, органов-образование и выведение наружу спермато­зоидов. Орган, в котором они образуются, называется семенной же

Строение и функции кожи
Значение кожи. Наружный покров тела, или кожа, защи­щает организм от вредных воздействий окружающей среды, пре­дохраняет от попадания в него жидких или газообразных веществ. В осно

Отдача тепла кожей при разных метеорологических условиях
При повышении температуры воздуха многочисленные сосуды кожи расширяются, и через них протекает большое количество крови. В результате кожа нагревается и отдача тепла в окружаю­щий воздух происходи

Поражения кожи при различных заболеваниях
Причины поражения кожи ребенка. У детей поражения кожи могут возникать при различных заразных и незаразных забо­леваниях. Чем моложе ребенок, тем легче возникают и тяжелее протекаю

Гигиена кожи и одежды
Уход за кожей. Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Для ухода за кожей необходи­мо име

Основы закаливания
Значение закаливания. Закаливанием организма на­зывают повышение его устойчивости по отношению к резким коле­баниям температуры и другим метеорологическим условиям. Закаливание дос

Средства закаливания
Воздух помещений. Воздух - наиболее доступное в те­чение всего года средство закаливания даже тех детей, которым по состоянию здоровья другие виды закаливания могут быть про­тивоп

Острые инфекционные заболевания
Корь. Корь - очень заразное заболевание. Ее возбуди­тель - фильтрующийся вирус, очень летучий и маложизнеспособ­ный вне человеческого организма. Больной корью распространяет его во

Хронические заразные заболевания
Туберкулез. Туберкулез - хроническое инфекционное заболевание, течение и исход которого в большой степени зависит от сопротивляемости организма. Основной источник заражения - больн

Ожоги и обморожение
Термические и химические ожоги. Ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, паром, кислотами, щелочами, неко­торыми медикаментами (ляпис, иод, нашатырный спирт и др.), электрическ

Укусы и попадание в организм инородных тел
Первая помощьпри укусах. В летнее время, в особен­ности за городом, дети нередко подвергаются укусам комаров. На месте укуса появляется припухлость, покраснение, з


Потеря сознания
Обморок. Потеря сознания, вызванная наступившим ма­локровием мозга, называется обмороком. Причиной обморока могут быть усталость, сильное волнение или нервное потрясение, голод, си

Гигиеническое воспитание детей
Привитие детям гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание детей имеет целью привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно

Санитарно-просветительная работа с родителями
Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться в до­школьных учреждениях по специально разработанному плану, в не­обходимых случ

Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста
учебник для дошкольных педучилищ. Редактор А. М. Приданцева. Макет и оформление художника В. И. Преобра­женской. Обложка художника Д. К. Иванова. Цвет

Развитие скелетных мышц. В утробной жизни мышечные волокна формируются гетерохронно. Сначала дифференцируются мышцы языка, губ, диафрагмы, межреберные и спинные, в конечностях- сначала мышцы рук, а затем ног, в каждой конечности сначала - проксимальные отделы, а затем дистальные. Мышцы эмбрионов содержат меньше белков и больше воды, до 80%. После рождения рост и развитие разных мышц также происходят неравномерно.

Раньше и больше начинают развиваться те мышцы, которые обеспечивают двигательные функции, имеющие существенное значение для жизни (участвующие в дыхании, сосании, схватывании предметов, необходимых для питания и т. п., т. е. диафрагма, межреберные, мышцы языка, губ, кисти). Кроме того, больше тренируются и развиваются те мышцы, которые участвуют в процессе обучения и воспитания у детей определенных навыков.

Новорожденный имеет все скелетные мышцы, но их вес в 37 раз меньше, чем у взрослого. Рост и формирование скелетных мышц происходит примерно до 20-25 лет, оказывая влияние на рост и формирование скелета. Вес мышц увеличивается с возрастом неравномерно и особенно быстро в период полового созревания.

Вес тела растет с возрастом, главным образом, за счет увеличения веса скелетной мускулатуры.

Средний вес скелетных мышц в процентах к весу тела равен: у новорожденных - 23,3; в 8 лет - 27,2; в 12 лет - 29,4; в 15 лет - 32,6; в 18 лет - 44,2.

К 1 году более развиты мышцы плечевого пояса и рук, чем мышцы таза, бедра и ног. В руке и плечевом поясе, начиная с 2 лет, проксимальные мышцы значительно толще дистальных, поверхностные толще глубоких, функционально активные толще менее активных.

С 2 до 4 лет особенно быстро растут волокна в длиннейшей мышце спины и в большой ягодичной мышце. К 4-б годам развиты мышцы плеча и предплечья, но еще недостаточно - мышцы кистей рук. В раннем детстве мышцы туловища развиваются значительно быстрее мышц рук и ног. Ускорение развития мышц кисти происходит в 6-7 лет, когда ребенок производит легкую работу и начинает приучаться к письму. Развитие сгибателей опережает развитие разгибателей. У сгибателей вес и физиологический поперечник больше, чем у разгибателей. Мышцы пальцев, особенно сгибатели, участвующие в захвате предметов, имеют наибольший вес и физиологический поперечник. По сравнению с ними сгибатели кисти имеют относительно меньший вес и физиологический поперечник.

В первые 8-9 лет жизни значительно возрастает физиологический поперечник мышц, вызывающих движения пальцев. Мышцы лучезапястного и локтевого суставов растут менее интенсивно. К 10 годам поперечник длинного сгибателя большого пальца достигает почти 65% взрослого человека.

Анатомический поперечник плеча с 3 до 16 лет увеличивается у юношей в 2,5-3 раза, у девушек меньше.

В первые годы жизни у детей слабы глубокие мышцы спины, недостаточно развиты и их сухожильно-связочные аппараты. У детей 6-7 лет они еще недоразвиты. К 12-14 годам эти мышцы укреплены сухожильно-связочным аппаратом, но меньше, чем у взрослых.

Мышцы брюшного пресса у новорожденных не развиты. С 1 до 3 лет эти мышцы и их апоневрозы дифференцируются, но только к 14-16 годам передняя стенка живота укреплена почти как у взрослого. До 9 лет прямая мышца живота очень интенсивно растет, ее вес по сравнению с новорожденным увеличивается почти в 90 раз, внутренней косой - больше 70, наружной косой - 67, а поперечной - в 60. Эти мышцы противостоят все увеличивающемуся давлению внутренних органов. С 12 до 16 лет растут мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, особенно подвздошно-поясничная, играющая важную роль в ходьбе. Толщина волокон подвздошно-поясничной мышцы к 15-16 годам становится наибольшей. В двуглавой мышце плеча и четырехглавой бедра мышечные волокна утолщаются к 1 году в 2 раза, к 6 годам - в 5, к 17 годам - в 8, а к 20 годам - в 17 раз.


Большинство авторов признает новообразование мышечных волокон в результате систематических физических упражнений. Правильный подбор физических упражнений регулирует гармоническое развитие скелетных мышц.

Рост мышц в длину происходит в месте перехода мышечных волокон в сухожилие. Он продолжается до 23-25 лет. Сократимый отдел мышцы особенно быстро растет с 13 до 15 лет. К 14- 15 годам дифференцировка мышц достигает высокого уровня. Рост волокон в толщину продолжается до 30-35 лет. Поперечник мышечных волокон утолщается к 1 году в 2 раза, к 5 годам - в 5, к 17 - в 8, к 20 - в 17, т. е. наиболее интенсивно.

Масса мышц особенно интенсивно возрастает у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков в 13-14.

У подростков за 2-3 года масса скелетных мышц увеличивается на 12%. а в предшествующие 7 лет всего на 5%. Вес скелетных мышц достигает у них примерно 35% по отношению к весу тела и значительно возрастает их сила. Сильно развивается мускулатура спины, плечевого пояса, рук и ног, вызывающая усиленный рост трубчатых костей.

С возрастом изменяются также химический состав и строение скелетных мышц. Мышцы детей содержат больше воды и меньше плотных веществ, чем у взрослых.

Биохимическая активность красных мышечных волокон больше, чем белых, что объясняется различиями в количестве митохондрий или в активности их ферментов. Количество миоглобина - показателя интенсивности окислительных процессов - с возрастом увеличивается. У новорожденного в скелетных мышцах 0,6% миоглобина, у взрослых - 2,7%- У детей содержится относительно меньше сократительных белков - миозина и актина; с возрастом это различие уменьшается.

Мышечные волокна у детей содержат сравнительно больше ядер, они короче и тоньше, и с возрастом их длина и толщина увеличиваются. У новорожденных мышечные волокна очень тонки, нежны, имеют сравнительно слабую поперечную исчерченность и окружены большими прослойками рыхлой соединительной ткани. Сухожилия занимают относительно больше места. Внутри мышечных волокон многие ядра лежат не у мембраны клетки.

Миофибриллы окружены отчетливыми прослойками саркоплазмы. В 2-3 года мышечные волокна в 2 раза толще, расположены плотнее, количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы - уменьшается и ядра прилегают к мембране. В 7 лет мышечные волокна в 3 раза толще, чем у новорожденных, и отчетливо выражена их поперечная исчерченность. К 15-16 годам строение мышечной ткани такое лее, как у взрослых.

Формирование сарколеммы завершается к 15-16 годам.

Созревание мышечных волокон можно проследить по изменению частоты и амплитуды биотоков, отводимых с двуглавой мышцы плеча при удержании груза. У детей 7-8 лет по мере увеличения времени удержания груза все больше уменьшаются частота и амплитуда биотоков, что доказывает незрелость части мышечных волокон. У детей 12-14 лет частота и амплитуда биотоков не изменяются на протяжении 6-9 сек удерживания груза на максимальной высоте или уменьшаются в более поздние сроки, что указывает на зрелость мышечных волокон.

В отличие от взрослых мышцы у детей прикрепляются к костям дальше от осей вращения суставов, поэтому их сокращение происходит с меньшей потерей силы, чем у взрослых. С возрастом резко изменяется соотношение между мышцей и ее сухожилием, которое растет более интенсивно, что изменяет характер прикрепления мышцы к кости и увеличивает коэффициент полезного действия. Только к 12-14 годам устанавливается отношение мышцы и сухожилия, характерное для взрослого.

В верхних конечностях до 15 лет мышечное брюшко и сухожилие растут одинаково интенсивно, ас 15 до 23-25 лет сухожилие растет быстрее. Некоторые авторы считают, что с 13-15 лет быстрее растет сократительный отдел мышц.

Эластичность мышц у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых. При сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

Первые стадии развития скелетных мышц происходят без участия нервных элементов. Мышечные веретена появляются с 2,5- 3 месяцев утробной жизни. Их поперечник и длина увеличиваются в первые годы жизни. С 6 до 10 лет поперечный размер веретен возрастает незначительно, а с 12-15 они имеют такое же строение, как у взрослых 20-30 лет.

Чувствительная иннервация начинает формироваться с 3,5- 4 месяцев утробной жизни и к 7-8 месяцам достигает большой сложности. К рождению центростремительные нервные волокна усиленно миелинизируются. Во всех мышцах мышечные веретена имеют одинаковое строение, но их число и уровень развития отдельных структур в разных мышцах неодинаковы. Сложность их строения зависит от амплитуды движения и силы сокращения мышцы. Чем больше координационная работа мышцы, тем больше в ней мышечных веретен и тем они сложнее. В мышцах, которые в физиологических условиях не растягиваются, мышечных веретен нет, например, в коротких мышцах ладони и стопы.

Двигательные нервные окончания (мионевральные аппараты) появляются в утробной жизни с 3,5-5 месяцев. Их развитие в разных мышцах сходно. К рождению в мышцах руки их больше, чем в межреберных и мышцах голени. Уже у новорожденных двигательные нервные волокна окружены миелиновой оболочкой, которая к 7 годам значительно утолщается. Нервные окончания усложняются к 3-5 годам, к 7-14 еще более дифференцируются, а к 19-20 годам достигают полной зрелости.

Похожие материалы:

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы - физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Движение, являясь одной из функций человеческого организма, с самого начала его формирования становится основой активной жизнедеятельности. С первых недель внутриутробного развития и на протяжении всей жизни человеческий организм находится в движении. Даже во сне отмечаются кратковременные сокращения скелетных мышц и постоянная работа непроизвольной мускулатуры внутренних органов. Сокращения скелетных мышц, принимающих непосредственное участие в организации двигательной активности организма, кроме этой своей функции, принимают участие в процессах теплообмена, обеспечивают защиту внутренних органов от внешних повреждений, развитие нервной системы. Поэтому от состояния мускулатуры зависит здоровье человека с первых дней жизни.

Умения, данные от рождения

К моменту рождения мышечная масса новорожденного составляет около 23% от общей массы тела. Это в два раза меньше, чем у взрослых. Мышцы верхних конечностей развиты лучше, чем мышцы нижних конечностей, которые увеличивают свою массу к подростковому возрасту более чем на 16% по отношению к общей массе тела. Раньше сего созревают мышцы, обеспечивающие акт сосания. - мышцы языка и губ, и акт дыхания - межреберные мышцы, мышцы спины и диафрагмы. Чуть более медленно происходит взросление» мышц верхних конечностей, и самыми последними заканчивают развитие мышцы ног. Этим объясняется последовательность формирования двигательных навыков. К моменту рождения ребенок может эффективно и длительно сосать - это необходимо для поддержания его жизни. Способность новорожденного ребенка к сосанию страдает лишь при заболеваниях, сопровождающихся выраженным нарушением общего состояния. То же самое можно сказать и о дыхательных мышцах: их эффективные и полноценные сокращения необходимы для нормальной работы органов дыхания. Нарушение функции этих мышц происходит только в самых тяжелых случаях патологии периода ранней новорожденное.

Выше голову!

Достаточно хорошее развитие мышц спины обеспечивает то, что одним из первых двигательных навыков ребенка становится способность удерживать голову в вертикальном положении. Происходит это в возрасте между 1,5 и 3 месяцами. До того момента, когда ребенок начинает уверенно держать голову, необходимо всячески оберегать его шею от возможных повреждений, бережно придерживая голову малыша при любых манипуляциях. Нельзя допускать сгибания или разгибания шейного отдела позвоночника при подмывании и пеленании, любые перемещения малыша в пространстве должны осуществляться очень осторожно. Нужно помнить о том, что шея младенца очень уязвима, что в каналах позвоночного столба проходят кровеносные сосуды, питающие мозг, и выраженное сгибание или разгибание шеи может вызвать спазм этих сосудов, что, в свою очередь, вызовет нарушение питания мозга.

Свобода движений

К концу второго месяца своей жизни ребенок начинает совершать более-менее целенаправленные движения руками: пытается дотянуться до заинтересовавшей его игрушки, может удержать предмет, вложенный в его руку. Чуть позднее (в 3-4 месяца) он берет игрушку в руку самостоятельно, в положении лежа на спине опирается на предплечья, а затем и на вытянутые руки. В 5 месяцев хорошо развивающийся малыш свободно дотягивается рукой до нужного ему предмета из любого положения и может подолгу играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую.

Способность переворачиваться со спины на живот (с 4 месяцев) и обратно (с 5-6 месяцев) обеспечивается согласованными действиями мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, поэтому этот достаточно сложный двигательный навык можно считать одной из первых побед маленького человека. Начиная с этого момента нужно быть предельно внимательными и не оставлять ребенка вне кроватки без присмотра ни на минуту. Просто удивительно, как быстро малыш может оказаться на краю пеленального стола или дивана!

Учимся сидеть

В 4 месяца развитие ребенка достигает того этапа, когда положение лежа перестает удовлетворять его - малышу необходимо видеть как можно больше вокруг. Это приводит к возникновению противоречия: ребенок испытывает острую потребность в сидении, отчаянно стремится занять это положение, но ни его позвоночник, ни его мышцы к этому еще не готовы. Родители должны понимать это и всячески поощрять любознательность ребенка, не высаживая, однако, до того момента, когда он сможет сесть самостоятельно. До этого возраста нельзя пользоваться прогулочными колясками, рюкзачками-кенгуру,в которых ребенок вынужден постоянно сидеть,нежелательнонадолго (дольше чем на 3-5 минут) оставлять малыша в так называемых «прыгунках».

До того как младенец начнет ходить, следует сажать его в ходунки, а после того как начнет ходить, - не нужно надолго оставлять в них ребенка. Не следует присаживать малыша, пытаться водить за ручки, пока ребенок сам не станет делать таких попыток. Длительная нагрузка на позвоночник при еще не окрепших мышцах спины может стать причиной искривления позвоночника и нарушения питания мозга вследствие сосудистого спазма.

После 6-6,5 месяцев, когда завершается формирование грудного изгиба позвоночника и в достаточной степени созревают мышцы спины и пресса, происходит радостное событие: малыш в первый раз садится самостоятельно. Большинство детей садятся из положения лежа на животе через поворот на бок. Теперь уже можно позволить крохе сидеть только времени, сколько ему хочется. Можно гулять с ним в летней коляске, кормить в стульчике и радоваться вместе с ним этой замечательной возможности - играть сидя.

Ползаем

Но это достижение не способно надолго удовлетворить маленького исследователя. К 7 месяцам он понимает, что для того чтобы достать какой-то удаленный предмет, ему необходимо научиться перемещаться в пространстве. Достичь этого можно при помощи сложного акта - ползания.

Сначала малыши пытаются ползти на животе «по-пластунски», но уже спустя пару недель таких упражнений их ручки и ножки укрепляются настолько, что ребенок может встать на четвереньки и ползать уже достаточно смело. Теперь он может доползти до какой-нибудь опоры для того, чтобы ухватиться за нее и встать. К этому моменту (в 8-9 месяцев) благодаря неустанным тренировкам и растущей мышечной массе достаточно окрепли мышцы ног и завершил свое формирование поясничный изгиб позвоночника. Стоя у опоры и передвигаясь вдоль нее, ребенок учится удерживать равновесие.

В это время многих родителей интересует, можно ли пользоваться приспособлениями, помогающими ребенку ходить (ходунками). На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, эти приспособления расширяют круг деятельности ребенка, делают его игры более содержательными. Безусловно, малышу интересно самостоятельно передвигаться по комнате. Но, с другой стороны, длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит развитие навыка самостоятельной ходьбы: ребенок привыкает к механической поддержке, и его вестибулярный аппарат не тренируется. Кроме того, зачастую, длительно передвигаясь в ходунках, малыш привыкает неправильно ставить ножки. Положение ребенка в этом приспособлении провоцирует опору на пальцы. Поэтому нахождение ребенка в ходунках должно ограничиваться 30 минутами вдень (2-3 раза по 10 минут). В остальное же время необходимо всячески поощрять его упражнения, направленные на совершенствование равновесия и ходьбы.

Первые шаги

И вот, наконец, он может бросить опору для того, чтобы сделать свой первый самостоятельный шаг. В норме это грандиозное событие происходит в возрасте от 10 до 13 месяцев жизни ребенка. Теперь его возможности поистине безграничны: он может совершенно самостоятельно познавать мир, то есть делать то, что ему наиболее интересно.

К году начинается формирование мелкой моторики. Это очень сложный процесс, напрямую зависящий от состояния нервной системы ребенка. Родители, начиная с 8-9 месяцев должны предлагать ребенку игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики. Это могут быть игры со шнуровками, мячами, различными по форме и фактуре предметами. Существует большое разнообразие игрушек, специально разработанных для развития этой функции нервной системы. Но ребенка может заинтересовать и игрушка, сшитая мамой из лоскутков материи, отличающихся по фактуре, и наполненная горохом или фасолью. Кроме того, в коре головного мозга центры, отвечающие за осуществление мелкой моторики, расположены рядом с центрами речи, что делает развитие этих двух важнейших функций тесно взаимосвязанными. Так, при нарушении речевого развития упражнения, направленные на стимуляцию мелкой моторики, помогают улучшить развитие речевой функции.

Этот пример наглядно демонстрирует, насколько тесно переплетены между собой развитие нервной и мышечной систем. При нарушениях со стороны нервной системы всегдавбольшей или меньшей степени страдает двигательная функция. И наоборот, при малоподвижности ребенка, связанной с ожирением или ограничением возможностей для активного движения вследствие чрезмерной опеки со стороны родителей, не может не страдать познавательная функция нервной системы, ухудшается питание мышц и, как следствие, снижается их работоспособность.

Что же можно предпринять для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития моторики новорожденного? Каждая мама может овладеть навыками общеукрепляющего и гигиенического массажа. Проводить его сеансы нужно ежедневно начиная с 1-го месяца жизни ребенка. Приемы массажа и комплексы гимнастики для младенцев изменяются по мере взросления малыша. Огромную пользу для развития и нервной и мышечной систем окажет раннее обучение ребенка плаванию и регулярное посещение плавательного бассейна для младенцев.

Стимулирующее влияние на развитие моторики ребенка первых месяцев жизни оказывает все, что вызывает интерес малыша: яркие, издающие разнообразные звуки игрушки, активные игры со взрослыми, активная жизненная позиция родителей, правильный режим дня и полноценное питание. Очень важно таким образом организовать жизненное пространство ребенка, чтобы у него была возможность постоянно двигаться, не подвергая себя опасности.

Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей:

К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервномышечных единиц.

Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8 - 2728%, а к 15 - 3233%. У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.

Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц. В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани.

В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается.

Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит созревание двигательной иннервации скелетных мышечных волокон

Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.

Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам.

Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду. Созревание нервномышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани.

Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого. Так, у здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних - в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией. У ребёнка, родившегося на 30-34й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34й недели гестации. После 36-38й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.

Особенности мышечной системы у детей

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.

Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее - мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается. Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12



mob_info