Проект по скандинавской ходьбе в детском саду. Скандинавская ходьба для детей

Инновацией нашей работы по сбережению здоровья стала «Нордическая ходьба с лыжными палками». При введении нового вида ходьбы мы использовали постепенное увеличение физической нагрузки, а также планомерное повышение самостоятельности в выборе объектов познания в пеших прогулках.

Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба(англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

Ходьбой умеренной интенсивности со специальными палками в окружении великолепной природы наслаждаются миллионы людей. Вот уже 20 лет Европа буквально помешана на ходьбе с палками или Nordic Walking. И это неудивительно, потому что такой ходьбе легко научиться, и она имеет много преимуществ:

  • улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких
  • активизирует процессы обмена веществ
  • укрепляет мышцы туловища
  • уменьшает нагрузку на тазобедерные и коленные суставы
  • оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию
  • повышает стрессоустойчивость организма, это возможность познакомится с новыми людьми и получить массу удовольствия.

Ходьба с палками разработана врачом Ириной Свитенковой на базе собственного Центра Спирального фитнеса «Невская улыбка» в С.–Петербурге. Большой опыт работы в области фитнеса по методикам профессора Пак Чжэ Ву, а также принципов оздоровительных механизмов ходьбы с палками – все это позволило ей разработать новое направление оздоровительного фитнеса, получившее название ходьбы с палками.

Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, т.е. позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме. При оценке эффективности такой ходьбы необходимо использовать физические критерии полезности.

Ходить можно долго, это наиболее естественный вид физической активности. В нашем дошкольном учреждении педагоги используют ходьбу с палками, как вариант наиболее доступного вида оздоровления детей.

Ходьба с палками – это не просто набор полезных движений, а стройная система, учитывающая особенности здоровья каждого ребенка. Для выбора правильной дозировки и нагрузки педагогам и инструктору по физической культуре помогают медицинские работники, которые контролируют физическое состояние детей во время проведения данного вида ходьбы.

Причины, по которым мы решили использовать нордическую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:

Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно несколько занятий с инструктором по физической культуре. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их тренировки. Нордическая ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших воспитанников одновременно.

Нордическая ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью.

Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:

  1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
  2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Принципы использования нордической ходьбы в работе с дошкольниками.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основываясь на них, наши педагоги проводили нордическую ходьбу с детьми.

Главное положение, на которое мы опирались: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Мы проводили ходьбу с палками с нашими воспитанниками по 2 раза в неделю с каждой группой, начиная со среднего возраста. Принцип сознательности направлен на воспитание у воспитанников глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении предполагал: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок.

Чтобы начать занятия нордической ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду мы решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Длину вычислили по росту каждого ребенка – палки должны быть короче роста малыша на 25 см. Например, воспитаннику ростом 120 см мы подобрали палки длиной 95 см. Особое внимание наши педагоги уделяли безопасности, мы закупили палки, изготовленные из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце.

Методика и организации нордической ходьбы в дошкольном учреждении.

Занятия мы начали с детьми средней группы, когда ребята полностью овладели навыками самообслуживания. Наиболее предпочтительное время для начала занятий на наш взгляд – осенний период.

Особенность проведения нордической ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

Начинали занятие нордической ходьбой наши педагоги с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. Например, предлагали поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде. Предлагали детям выполнить различные прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем. После чего педагог напоминала детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

Продолжительность нордической ходьбы в нашем детском саду – от 20–25 мин в средней группе детского сада до 30–35 мин в старшей группе.

В зимний период года занятия нордической ходьбой мы проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий в нашем детском саду сокращалась до 15–20 мин. Нордическую ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.

При проведении нордической ходьбы мы обращали внимание на то, чтобы происходила смена темпа ходьбы детей. Такая методика проведения занятий нордической ходьбой отвечает особенностям физиологии детей и позволяет предотвратить утомление наших воспитанников.

Первыми признаками утомления ребенка при нордической ходьбе, как и при любом другом занятии, физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций, которые дают инструктор по физической культуре и воспитатель.

Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага,– он становится больше.

У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.

Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело – относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому наши ребята приобретают умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».

Так как мы проводили работу систематически, у детей появился рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками способствовала развитию правильной координации, движения стали ритмичнее, экономнее, стабилизировался темп, наши дети, овладевая правильным двигательным навыком, начали передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогла развитию динамического равновесия и сформировала умение переносить вес тела с одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью постоянного перераспределения мышечного тонуса.

Мышцы рук и ног воспитанника при передвижении с палками находятся попеременно то, в состоянии активной работы, то в покое. Такая перекрестная координация, основанная на взаимодействии крупных мышц-антагонистов, вполне доступна ребенку.

Основное в методике обучения детей 5–7 лет – образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходил за 3– 5 шагов. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию – отталкивание.

Психологической основой обучения нордической ходьбе у наших воспитанников является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности нордического хода у своих товарищей и у себя.

В подготовительный период воспитатель и инструктор по физической культуре проводит с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке детского сада с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.

Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие мы вводим боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.

Для того чтобы двигательный навык не закрепился применительно только к данным условиям, мы меняли место занятий нордической ходьбой.

При систематическом обучении в нашем детском саду дети к концу сезона овладели правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками.

Один из сложных моментов в процессе обучения – умение правильно держать лыжные палки.

Подготовительным этапом к овладению детьми умениями ходьбы на лыжах с палками мы использовали упражнение, при котором дети держат в руках флажки и, скользя на лыжах, попеременно размахивают ими. При этом основное внимание обращается на согласованность движения рук с флажками. Когда дети осваивают эти элементы передвижения, проводится ходьба по учебной дорожке, взявшись за лыжные палки посредине. Благодаря этим движениям руки ребенка привыкают к весу палок и к их величине. После этого инструктор по физической культуре показывает детям, как держать лыжную палку (просунув кисти руки в ременные крепления снизу и обхватив палку). Но одного показа недостаточно. Педагог проверяет у каждого ребенка, как он держит палки, и при необходимости помочь. Затем все медленно проходят по учебной дорожке, согласовывая движения рук и ног.

На первых занятиях в нашем детском саду палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада. Наши дети очень быстро научились ходить с палками, например ребятам из средней группы потребовалось для этого три занятия.

Техника поворотов, так же как и в предыдущей группе, отрабатывается в играх и упражнениях: ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»), ходьба с палками по следу, оставленному воспитателем («многоугольник», «звездочка», «спираль»), передвижение по извилистой дорожке. В осенний и весенний период года можно использовать нарисованные линии на асфальте.

При передвижении с палками дети допускают ошибки. Чтобы ребенок дошкольного возраста получил как можно более быструю информацию о своих действиях, в технике передвижения с палками надо исправлять сразу же. Это дает возможность ребенку осмыслить свои движения, осознать их и вовремя исправить неточности.

Внимание детей при нордической ходьбе следует направлять только на одну ошибку, наиболее значимую; исправление нескольких ошибок одновременно ведет лишь к рассеиванию внимания.

Использование палок способствовало более эффективно:

  • Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
  • Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
  • Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
  • Улучшить работу сердца и легких.
  • Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
  • Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
  • Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на сайте сада была размещена консультация «Нордическая ходьба».

Благодаря тесному сотрудничеству педагогов нашего сада с семьями воспитанников наблюдается тенденция к снижению заболеваемости 24.3%.

Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.

Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к следующим результатам.

В этот день в группах старшего дошкольного возраста «Белоснежка» и «Рыбка» побывала инструктор по скандинавской ходьбе Швецова С.А

Она рассказала, что в древности странники, которые путешествовали пешком на большие расстояния, всегда брали в дорогу с собой палку - посох. С посохом ходить было удобнее и по ровной дорожке и по горам. А использовать для ходьбы сразу две палки придумали лыжники скандинавы, живущие в Финляндии. Они догадались летом тренироваться без лыж, используя ходьбу с лыжными палками. После таких тренировок спортсмены стали сильнее и выносливее. Теперь ходьбу с палками называют скандинавской. Сейчас ее при подготовке к соревнованиям используют и наши лыжники и биатлонисты. А для укрепления здоровья могут ходить с палками все, кто пожелает.

Достоинством скандинавской ходьбы является то, что ею можно заниматься в любое время года, в любую погоду и в любом возрасте. Скандинавская ходьба позволяет задействовать до 90% мышц тела и, следовательно, помогает поддерживать их в хорошем состоянии. Причем это в основном большие мышцы тела. Это дает нам дополнительные преимущества не только для потери веса, но и для улучшения осанки и поддержания мышечной системы в тонусе. Регулярные занятия скандинавской ходьбой могут отлично помочь нам поддержать вес на нормальном уровне. Скандинавская ходьба с палками снижает нагрузку на колени и другие суставы, достигается больший комфорт, чем при обычной ходьбе или беге трусцой.

Дети посмотрели фотографии людей занимающиеся скандинавской ходьбой.

Палки для скандинавской ходьбы необычные. На острые кончики надеваются резиновые башмачки. Понравилась детям игра «Башмачок бежит по кругу». Есть специальная рукавичка, которая крепится к палке, она называется темляк.

Во время тренировок с палками делают разминку, а в конце проводят дыхательную гимнастику.

Дети старательно тренировались ходить, перекатываясь с пятки на носок.

А потом с удовольствием выполняли вместе с инструктором дыхательные упражнения.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Мастер-класс для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель: познакомить педагогов с методами и приёмами использования в образовательном процессе детского сада здоровьесберегающей технологии «Скандинавская ходьба».

Материалы: буклеты, сундучок с зеркалом, надпись «Здоровье» на высокой подставке, презентация.

Ход мастер-класса:

Вступительная часть:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь не откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Позвольте мне обратить ваше внимание на несколько понятий, которыми мы будем руководствоваться в ходе нашей встречи

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитатели образуют круг, в центре круга надпись "Здоровье" на подставке.

Предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".

Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный - не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их детей.

Основная часть:

Сегодня я хочу познакомить вас с одной из современных здоровьесберегающих технологий «Скандинавская ходьба». Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

Причины, по которым я решила использовать нордическую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:

Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно несколько занятий. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

Скандинавская ходьба - оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве - достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг - и ты уже идешь к здоровью.

Основные задачи использования скандинавской ходьбы для дошкольников:

1.Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

2.Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.

3.Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

4.Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.

5.Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Принципы использования скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основываясь на них, я и провожу скандинавскую ходьбу с детьми.

Занятия проходят 1 раз в неделю, начиная со старшего возраста. Тренировочный процесс предполагал:

  • соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей;
  • постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия;
  • правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха;
  • повторение различных по характеру физических нагрузок.

Чтобы начать занятия нордической ходьбой в первую очередь я подобрала детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду мы решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Высоту палок я рассчитывали для каждого ребенка по формуле: Где А - высота палок в см, а В - рост ребёнка в см А=В*0,7;

Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении.

Наиболее предпочтительное время для начала занятий, на мой взгляд - осенний период.

Начинаю занятие нордической ходьбой с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. Например:

  • поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде;
  • прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз;
  • наклоны и вращательные движения туловищем.

После чего напоминаю детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

Продолжительность нордической ходьбы - от 20-25 мин в старшей группе, и до 30-35 мин в подготовительной группе.

Нордическую ходьбу я провожу в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада. Основное в методике обучения детей 5-7 лет - образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

На первых занятиях палки даются на 5-10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада.

Использование палок способствовало более эффективно:

  • Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
  • Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
  • Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
  • Улучшить работу сердца и легких.
  • Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
  • Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
  • Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на сайте сада была размещена консультация «Скандинавская ходьба».

Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.

Заключительная часть: « Здоровье - самая большая ценность»

А теперь прошу заглянуть в сундучок, где находится что-то очень ценное. (Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале).

Ваше здоровье и есть то ценное, что имеет человек, ваш клад, ваше сокровище. Берегите его.

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты.

Ольга Зорина
Скандинавская ходьба в детском саду

Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье детей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступает около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии ОДА, характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. Эти дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения для последующей их интеграции в обществе.

В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам с нарушением ОДА, чтобы ввести их в занятия адаптивной физкультурой.

Не так давно в России стал популярным вид спорта – скандинавская ходьба , который подходит для поддержания двигательной активности людям с нарушением ОДА в любом возрасте.

Оздоровительная ходьба Nordic Walking имеет финские корни. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересечённой местности с простыми лыжными палками.

Несколько позже, в 80-е годы, ряд медицинских исследований подтвердил положительное влияние ходьбы с палками на физическое состояние человека.

В 1997 году в Финляндии на базе финского института физкультуры и спорта финский спортсмен Марко Кантанева разработал специальные палки для ходьбы , а также придумал к ним резиновые лапки-наконечники для лучшего сцепления.

Данная техника ходьбы очень полезна , проста и увлекательна, так как позволяет активизировать и включить в работу около 90% всех мышц тела, Эффективный результат достигается быстрее, чем при обычной ходьбе . Скандинавская ходьба и комплекс упражнений, разработанный Марко Кантанева, подходят для людей любого возраста и любого уровня физической подготовки, поскольку являются наиболее щадящим и легким способом развития выносливости, координации движений, силы и гибкости.

Скандинавской ходьбой занимаются со специальными палками, чтобы усилить её эффективность. Подбор палок рассчитывается по формуле : рост человека х 0.68. Например : рост 128см х 0.68 = 87.04. Можно использовать палки 90-95см.

Палки используются для того, чтобы мышцы верхней части тела работали не меньше мышц ног, Они делают ходьбу легче , хотя усилий затрачивается больше, чем на обычную ходьбу .

Основные задачи использования скандинавской ходьбы для детей с нарушением ОДА :

1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

2. Осуществлять коррекцию имеющегося патологического состояния.

3. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

4. Развить двигательные качества : быстроту, гибкость, силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные.

5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, морально-волевые качества и свойства личности.

Техника ходьбы

Шаг должен начинаться с касания пяткой земли, потом следует перекат на носок, что способствует толчку тела в направлении движения. Кисти сжимают палки каждый раз при касании ими земли, а затем отпускают для того, чтобы они свободно оказались позади тела. Пока руки продолжают передвигать палки, туловище и бёдра должны участвовать в скручивающем движении. Это эффективно разрабатывает мышцы пояса. Палки нужно ставить примерно в средину шага, разноимённые рука и нога выносятся одновременно вперёд. Во время движения дыхание не задерживать, вдох через нос, выдох через рот.

Интенсивность нагрузки можно корректировать по ЧСС (пульс за 10сек х 6, пульс замеряем перед занятием, после выполненного задания, после отдыха.

Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении учитывал : соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха.

Занятия по овладению скандинавской ходьбой мы начали с детьми старшей группы. На наш взгляд наиболее предпочтительное время для начала обучения – осенний период. Продолжительность занятия – 25-30 мин.

Обучение скандинавской ходьбе начинали с комплекса упражнений.

Так как у многих детей с нарушением ОДА нарушена координация движений и равновесие, то обучение скандинавской ходьбе нужно начинать с упражнений на умение стоять, поворачиваться, используя палки :

1. И. п. - ноги на ширине плеч, переставляем палки поочерёдно вперёд, назад, вправо, влево, добиваемся устойчивого положения.

2. И. п. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, повороты на месте переступанием направо, налево, поворот кругом через левое и правое плечо, спина прямая.

Затем переходим к обучению постановки стопы с пятки и одновременному выносу разноимённой руки :

3. И. п. – основная стойка, опора руками на палки

Шаг вперёд правой, поставить ногу на пятку с одновременным выносом вперёд левой руки, палкой опираемся параллельно правой стопе, возвращаемся в и. п. Затем, то же левой ногой и правой рукой.

Переходим непосредственно к ходьбе . В медленном темпе выполняем сначала 2 шага, акцентируем внимание на постановке стопы и выносе палки, затем выполняем 6-8 шагов, акцентируем внимание на постановке стопы, выносе палки и свободном положении палки сзади.

Начинали занятие с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. После чего детям напоминаются правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы .

На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками, а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще не было полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снималась мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног стали более согласованны, ритмичны, начали совпадать во времени, палки стали выполнять свою основную функцию – отталкивание.

После ходьбы необходимо выполнить несколько упражнений, которые помогут восстановить организм :

1. И. п. – ноги на ширине плеч, палками опираться впереди на расстоянии одного шага;

1-2-3- пружинящие наклоны вперёд прогнувшись;

Упражнение выполнять в медленном темпе 6-8 раз.

2. И. п. – то же;

1 – наклон назад;

Следить за тем, чтобы голова не запрокидывалась назад, выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз.

3. И. п. ноги на ширине стопы, опираться на палки

10 приседаний в медленном темпе на полной стопе.

4. И. п. – ноги на ширине плеч, опираться на палки;

1 – вдох глубокий;

2 – выдох удлинённый.

Упражнение выполнять 6-8 раз.

Комплекс упражнений для разминки :

Перед началом активных занятий проводятся общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения с палками, чтобы подготовить организм к нагрузкам.

1) И. п. – ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палки держать за середину. Попеременные движения руками вперёд, назад в медленном темпе.

Упражнение выполняется в течение 30сек.

2) И. п. – ноги на ширине плеч, палки держим горизонтально двумя руками хватом сверху.

1 – палки за плечи;

2-3 – палки за плечами;

Количество повторений 6-8 раз.

Упражнение можно выполнить на 2-3 с задержкой дыхания.

3) И. п. –ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палками опираться около стоп, рукоятки палок к груди

1 – разогнуть ноги, отведение рук назад

4) И. п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки вперёд, опора на палки

1 – наклон, прогнувшись, ноги выпрямить

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

5) Приседания с опорой на палки. Количество и глубина приседаний зависят от индивидуальных особенностей заболевания ребенка.

6) И. п. – основная стойка, опора руками на палки

1 – выпад правой вперёд

3 – выпад левой вперёд

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

7) И. п. – то же

1 – шаг вперёд правой, вынос вперёд левой руки, перенести вес тела на правую ногу, опора на палку параллельно правой стопе

3 – шаг вперёд левой, вынос вперёд правой руки, перенести вес тела на левую ногу, опора на палку параллельно левой стопе.

Упражнение выполнять 8-10 раз. Акцентировать внимание на постановку стопы с пятки.

На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию ДОУ. Напротив нашего детского сада расположен парк «Березовая роща» , где мы проводим занятия 2 раза в месяц.

Особенность проведения скандинавской ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

В зимний период года занятия проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращалась до 15–20 мин. Ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада .

Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к выводу, что использование скандинавской ходьбы в работе с воспитанниками с нарушением ОДА имеет коррекционно - оздоравливающий эффект.

Подготовил инструктор по физической культуре - Гончар Алла Рудольфовна.

Хороший отдых - это прогулки, а ходьба - самый естественный вид физической активности, который к тому же позволяет совместить приятное с полезным. Чтобы увеличить свой КПД во время обычных прогулок и попробовать что-то новое, можно заняться скандинавской ходьбой - Nordic Walking.

Скандинавская ходьба (Nordic Walking) - ходьба со специальными палками, которые напоминают обычные лыжные палки. При такой ходьбе шаг имитирует лыжный бег, оставаясь при этом не бегом, а ходьбой. При этом вы опираетесь на четыре точки, в работу включается спина и руки - за счет этого повышается нагрузка, и вы тренируете выносливость. Нагрузки при скандинавской ходьбе интенсивнее, чем при обычной, но менее интенсивны, чем во время бега. Бегать врачи рекомендуют далеко не всем, а вот у ходьбы с палками (хоть и выглядит она странно) практически нет противопоказаний.

Немного истории

Современная ходьба с палками появилась в 1940-х годах: таким способом профессиональные лыжники в Финляндии поддерживали себя в форме летом, догадавшись, что и без лыж эффективность бега с палками будет высока. Однако популярность ходьба обрела только в конце 90-х, когда ее стали активно продвигать финские спортивные сообщества. Сначала проблемой были палки: обычные лыжные оказались слишком длинными.

Финнов это не остановило: весной 1997 года спортивный университет провел эксперименты с участием студентов. «Подопытные» ходили с палками разной длины, в результате была выведена «формула идеальной палки» - она должна быть на 15 см короче лыжной. Уже с 1998 года, когда производство палок было налажено, в Финляндии начался настоящий бум такой ходьбы, которая распространилась и в других странах под названием Nordic Walking - скандинавская ходьба.

Сейчас в Международную ассоциацию скандинавской ходьбы входит 23 страны, России пока в ней нет, хотя поклонники ходьбы есть и у нас. Если вы не страдаете от природной застенчивости и готовы гулять без лыж, но с палками, обратите внимание на несколько важных нюансов.

Инновацией нашей работы по сбережению здоровья стала «Нордическая ходьба с лыжными палками». При введении нового вида ходьбы используется постепенное увеличение физической нагрузки, а также планомерное повышение самостоятельности в выборе объектов познания в пеших прогулках.

Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

Ходьбой умеренной интенсивности со специальными палками в окружении великолепной природы наслаждаются миллионы людей. Вот уже 20 лет Европа буквально помешана на ходьбе с палками или Nordic Walking.

И это неудивительно, потому что такой ходьбе легко научиться, и она имеет много преимуществ:

  • улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких
  • активизирует процессы обмена веществ
  • укрепляет мышцы туловища
  • уменьшает нагрузку на тазобедерные и коленные суставы
  • оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию
  • повышает стрессоустойчивость организма, это возможность познакомится с новыми людьми и получить массу удовольствия.

Ходьба с палками разработана врачом Ириной Свитенковой на базе собственного Центра Спирального фитнеса «Невская улыбка» в С.-Петербурге. Большой опыт работы в области фитнеса по методикам профессора Пак Чжэ Ву, а также принципов оздоровительных механизмов ходьбы с палками - все это позволило ей разработать новое направление оздоровительного фитнеса, получившее название ходьбы с палками.

Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п.

В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, т.е. позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме. При оценке эффективности такой ходьбы необходимо использовать физические критерии полезности.

Ходить можно долго, это наиболее естественный вид физической активности. Я предлагаю использовать в нашем дошкольном учреждении ходьбу с палками, как вариант наиболее доступного вида оздоровления детей.

Ходьба с палками - это не просто набор полезных движений, а стройная система, учитывающая особенности здоровья каждого ребенка. Для выбора правильной дозировки и нагрузки нам конечно помогут медицинские работники, которые контролируют физическое состояние детей во время проведения данного вида ходьбы.

Причины, по которым мы решили использовать нордическую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:

При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их тренировки. Нордическая ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших воспитанников одновременно.

Нордическая ходьба - оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве - достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг - и ты уже идешь к здоровью.

Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:

  1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
  2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Принципы использования нордической ходьбы в работе с дошкольниками.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основываясь на них, предлагаю проводить нордическую ходьбу с детьми. Главное положение, на которое опираюсь: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Проводиться ходьба с палками с нашими воспитанниками будет по 2 раза в неделю с каждой группой, начиная со старшего возраста. Принцип сознательности направлен на воспитание у воспитанников глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении предполагает: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок.

Чтобы начать занятия нордической ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Длину вычислили по росту каждого ребенка. Например, воспитаннику ростом 120 см мы подобрали палки длиной 85 см. Особое внимание уделяется безопасности обращения с палками, так как они имееют металлический штырь на конце.

Методика и организации нордической ходьбы в дошкольном учреждении .

Занятия начнутся с детьми старшей группы, когда ребята полностью овладеют навыками самообслуживания. Наиболее предпочтительное время для начала занятий, на мой взгляд - осенний период.

Особенность проведения нордической ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

Начинали занятие нордической ходьбой с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища.

Например, предлагали поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде. Предлагали детям выполнить различные прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем. После чего педагог напоминала детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

Продолжительность нордической ходьбы в нашем детском саду - от 20-25 мин в старшей группе детского сада до 30-35 мин в подготовительной группе.

В зимний период года занятия нордической ходьбой будем проводить при температуре воздуха -15-18°С. При температуре воздуха ниже -18°С продолжительность занятий до 15-20 мин. Нордическую ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.

При проведении нордической ходьбы обращать внимание на то, чтобы происходила смена темпа ходьбы детей. Такая методика проведения занятий нордической ходьбой отвечает особенностям физиологии детей и позволяет предотвратить утомление наших воспитанников.

Первыми признаками утомления ребенка при нордической ходьбе, как и при любом другом занятии, физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций, которые дают инструктор по физической культуре и воспитатель.

Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага,- он становится больше.

У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.

Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело - относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия - одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому наши ребята приобретут умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения - совершенствуется «мышечное чувство».

Проводя работу систематически, у детей появится рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками способствует развитию правильной координации, движения становятся ритмичнее, экономнее, стабилизировался темп, дети, овладевают правильным двигательным навыком, передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогает развитию динамического равновесия и сформировывает умение переносить вес тела с одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью постоянного перераспределения мышечного тонуса.

Мышцы рук и ног воспитанника при передвижении с палками находятся попеременно то, в состоянии активной работы, то в покое. Такая перекрестная координация, основанная на взаимодействии крупных мышц-антагонистов, вполне доступна ребенку.

Основное в методике обучения детей 5-7 лет - образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

На первом этапе у воспитанников движения рук и ног будут несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходил за 3- 5 шагов. Палки не помогают в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию - отталкивание.

Психологической основой обучения нордической ходьбе у наших воспитанников является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности нордического хода у своих товарищей и у себя.

В подготовительный период воспитатель и инструктор по физической культуре проводит с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке детского сада с детьми будут проводиться различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.

Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводим боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.

При систематическом обучении в нашем детском саду дети к концу сезона думаю,что овладеем правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками.

Один из сложных моментов в процессе обучения - умение правильно держать лыжные палки.

Подготовительным этапом к овладению детьми умениями ходьбы на лыжах с палками используются упражнение, при котором дети держат в руках флажки и, скользя на лыжах, попеременно размахивают ими. При этом основное внимание обращается на согласованность движения рук с флажками. Когда дети осваивают эти элементы передвижения, проводится ходьба по учебной дорожке, взявшись за лыжные палки посредине. Благодаря этим движениям руки ребенка привыкают к весу палок и к их величине. После этого инструктор по физической культуре показывает детям, как держать лыжную палку (просунув кисти руки в ременные крепления снизу и обхватив палку). Но одного показа недостаточно. Педагог проверяет у каждого ребенка, как он держит палки, и при необходимости помочь. Затем все медленно проходят по учебной дорожке, согласовывая движения рук и ног.

На первых занятиях палки даются на 5-10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада.

Техника поворотов, отрабатывается в играх и упражнениях: ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»), ходьба с палками по следу, оставленному воспитателем («многоугольник», «звездочка», «спираль»), передвижение по извилистой дорожке. В осенний и весенний период года можно использовать нарисованные линии на асфальте.

При передвижении с палками дети допускают ошибки. Чтобы ребенок дошкольного возраста получил как можно более быструю информацию о своих действиях, в технике передвижения с палками надо исправлять сразу же. Это дает возможность ребенку осмыслить свои движения, осознать их и вовремя исправить неточности.

Внимание детей при нордической ходьбе следует направлять только на одну ошибку, наиболее значимую; исправление нескольких ошибок одновременно ведет лишь к рассеиванию внимания.

Использование палок способствовало более эффективно:

  • Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
  • Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
  • Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
  • Улучшить работу сердца и легких.
  • Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
  • Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
  • Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на сайте сада была размещена консультация «Нордическая ходьба».

Благодаря тесному сотрудничеству педагогов нашего сада с семьями воспитанников наблюдается тенденция к снижению заболеваемости 24.3%.

Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.

ГИМНАСТИКА С ПАЛКАМИ

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА: ИКРЫ, БЕДРА, ЯГОДИЦЫ

Растяжку сгибающей мышцы бедра с опорой на палки.

Обеими руками опереться на палки. Сделать длинный шаг назад. Проконтролировать, чтобы передняя нога стояла вертикально. Почувствуете растяжение около паховых передних мышц бедра.

Растяжка задних мышц бедра с опорой на палки.

Опереться на палки обеими руками и одну ногу вытянуть вперед, немного согнув в колене. Опорная нога должна быть немного согнута, а спину держать прямо. Наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, спину не сгибать. Вы почувствуете напряжение в задних мышцах бедра. Наклоняясь ниже, напряжение будет чувствоваться сильнее.

Растяжка икр с опорой на палки.

Поставить палки перед собой и всей стопой опереться на палки. Опорную ногу и растягиваемую ногу держать согнутыми в колени. Вынести таз вперед, а палки притянуть к себе. Почувствуете растяжку в икроножных мышцах.

Растяжение передних мышц бедра с опорой на палки.

Наклониться, держась одной рукой за палку. Другой рукой взять стопу согнутой сзади в колене ноги и постараться притянуть пятку к ягодице. Спину держать прямо и колени не разводить. Почувствуете растяжку передних мышц бедра.

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА:РУКИ, ПЛЕЧИ, ГРУДЬ, СПИНА, БОКА

Вращение палками. Растяжка мышц предплечий, плеч, груди, спины и боковых мышц.

Встать на ширине плеч. Колени немного согнуты. Взять палки с обеих концов и начать выполнять круговые движения от живота к спине. Выполнять упражнение в обратную сторону. Эффект будет больше, если руки держать прямыми.

Растяжка широких мышц спины с наклоном к палкам.

Встать на ширине плеч. Наклониться вперед и согнуть колени. Наклониться на прямых руках к палкам и надавить плечами вниз. Почувствуете растяжку в широких мышцах спины и грудных мышцах.

Растяжка сгибающей мышцы руки Встать на ширине плеч.

Одной рукой отвести палки назад. Руку держать прямой и надавить верхней частью туловища вперед, пока не почувствуете растяжку сгибающей мышцы руки.

Растяжка боков с палками на прямых руках.

Встать на ширине плеч. Вытянуть палки на прямых руках. Выполнять спокойно растяжку боков из стороны в сторону.

Консультация для родителей

«Скандинавская ходьба - путь к здоровью!»

Нордическая или скандинавская ходьба - новомодное увлечение европейцев, предпочитающих здоровый образ жизни. И в зимнюю стужу, и в летнюю жару как на дорожках городских парков, так и на горных тропах популярных курортов можно увидеть людей, совершающих прогулки с лыжными палками в руках, но без лыж. Этот модный вид фитнеса потеснил даже очень популярный еще недавно бег трусцой.
Скандинавская ходьба - ходьба с палками (фин. sauvakävely, от sauva - «палка» и kävely - «ходьба», «прогулка») - это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в середине 90-х годов в Финляндии благодаря финским спортсменам-лыжникам, которые использовали лыжные палки в процессе тренировки вне сезона.

Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, то есть позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме. При оценке эффективности такой ходьбы необходимо использовать физические критерии полезности.

В настоящее время скандинавская ходьба превратилась в самостоятельный вид физической активности, обладающий неоспоримыми преимуществами и являющийся очень перспективным направлением физической культуры. Существует несколько причин, по которым можно рекомендовать заниматься скандинавской ходьбой:

Заниматься ходьбой удобно в любое время года;

Подходит всем детям;

Ходьба по любой местности;

Позволяет достичь большого тренировочного эффекта.

Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом:

Способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

Формируют правильную осанку;

Уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия;

Содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

Развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

На 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой.

Скандинавская ходьба - это ходьба с использованием специальных палок, которые короче лыжных. Палки выполнены из лёгких и прочных материалов (алюминий, карбон, пластик) и имеют на нижнем конце твёрдый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям - почве, песку, снегу, льду.

Индивидуальный подбор высоты палок для ходьбы является важным этапом в освоении техники ходьбы. От правильно подобранной высоты палок зависит и уровень дополнительной нагрузки при ходьбе.

Перед началом ходьбы надо выполнить комплекс разминочных упражнений с палками, которые помогают мышцам и суставам подготовиться к нагрузке.

Примерный комплекс разминочных упражнений, который можно выполнить непосредственно перед началом ходьбы:

1. И. п. - основная стойка, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поднять руки с палками вверх, правую ногу назад на носок; выдох - и.п. То же самое с левой ноги. 8 раз.

2. И. п. - ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поворот туловища вправо, палки вынести вперёд; выдох - и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

3. И. п. - ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поднять палки вверх, выдох - наклон туловища вправо. Вдох - палки вверх, выдох - и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

4. И. п. - ноги на ширине плеч, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - наклон туловища вперёд, держаться за палки; вдох - и.п. 8 раз.

5. И. п. - пятки вместе, носки врозь, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - присесть, держаться за палки; вдох - и.п. 8 раз.

6. И. п. - основная стойка, руки на поясе, палки лежат на земле. Прыжки через палки вправо и влево, 20 раз в чередовании с ходьбой на месте.

Для занятий скандинавской ходьбой дети должны быть одеты в облегчённую одежду и удобную обувь.

Основное правило скандинавской ходьбы - все движения должны быть функциональны и естественны. При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляются ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе, но являются более интенсивными. Амплитуда движения рук вперёд-назад регулирует ширину шага. Отталкивание палкой заставляет делать более широким шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги, тем эффективнее участвуют в движении суставы, мышцы бёдер, грудного отдела, шеи и плеч.

К дыханию при скандинавской ходьбе не предъявляется каких-то очень серьезных и особенных требований, тем не менее некоторые технические моменты следует учитывать. Дышать необходимо через нос, выдыхать - через рот. В течение занятия нужно стараться контролировать дыхание, чтобы оно было по возможности ровным и спокойным. Вдох на 2 шага, выдох - на 3-4. Чтобы повышать натренированность легких, можно использовать проверенные приемы: пение, разговор с собеседником.

После ходьбы необходимо сделать несколько глубоких вдохов, упражнения на релаксацию.

Скандинавская ходьба с палками является перспективным и эффективным средством для отдыха, физической нагрузки и релаксации, а значит и благотворно скажется на вашем здоровье и здоровье вашего ребенка.

Здоровья вам, вашим детям и приятной ходьбы!



mob_info