Багуа-чжан. «Восемь ладоней» или «Шестьдесят четыре приёма боя почти на все случаи рукопашной

Некоторые характеристики пяти первоэлементов

Из этой таблицы можно видеть, что принадлежность предмета или явления к одному из первоэлементов определяется только его свойствами и функциями, безотносительно к конкретному веществу.

Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение (на рисунке ниже показаны сплошной линией) и взаиморазрушение (пунктирная линия).

Цикл созидания и разрушения для пяти первоэлементов

Взаимопорождение элементов: Дерево порождает Огонь, Огонь – Землю, Земля – Металл, Металл – Воду, Вода – Дерево. В этой цепочке каждая предшествующая фаза выступает в качестве «матери» по отношению к последующей. Мнемоническое правило для запоминания цикла созидания: «Дерево, сгорая, дает Огонь. Огонь оставляет после себя пепел, из которого образуется Земля. В Земле (в виде полезных ископаемых) находится Металл. С помощью Металла, превращенного в лопату, копают почву и добывают Воду. Вода питает Дерево».

Взаиморазрушение элементов: Дерево побеждает Землю, Земля – Воду, Вода – Огонь, Огонь – Металл, Металл – Дерево. Мнемоническое правило для запоминания порядка взаимоуничтожения первоэлементов следующее: Металл рубит Дерево. Дерево своими корнями разрушает целостность Земли. Земля засыпает Воду. Вода гасит Огонь. Огонь плавит Металл.

Восемь триграмм

Дальнейшее деление четырех образов позволило создать так называемые триграммы, представляющие собой комбинации сплошной (Ян) и прерывистой (Инь) черт.

Формирование восьми триграмм из символа Тай-Цзи, двух начал и четырех образов

Значение триграмм

Графическое начертание триграмм (как, впрочем, и всех иероглифов) определяет их название. Например, триграмма Огонь – это Инь внутри Ян (огонь горяч, светел и активен, а внутри пуст), Вода – это Ян внутри Инь (мягкая снаружи, но жесткая и несжимаемая внутри, она способна сокрушить все на своем пути).

Триграммы располагаются по «Прежденебесной» (по Фу Си) и «Посленебесной» (по Вэнь Вану) схемам.

Прежденебесная схема триграмм

Посленебесная схема триграмм

Триграммы наделены многими характеристиками, например каждая из них соответствует своей стороне света и отрезку времени. Таким образом, восемь триграмм интегрируют в себе физические циклы космоса и биологические циклы человеческого организма.

Восемь триграмм, расположенные по кругу, принято называть восемью, а вместе с центром – девятью дворцами.

Реализация философских принципов в У-Шу

Очевидно, что Ба-Дуань-Цзинь имеет ярко выраженные воинские корни. Поэтому мы позволим себе проиллюстрировать упомянутые выше принципы на примере трех основных внутренних школ У-Шу, где эти принципы выражены настолько явно, что их можно показать в полном смысле слова вручную.

Так, взаимодействие двух начал (Инь и Ян) имеет универсальное применение. Классификация была простой и практичной. Вдох – Инь, выдох – Ян. Спокойное – Инь, движущееся – Ян. Подъем и растяжение – Ян, опускание и сжатие – Инь. Возможно, ярче всего теория Инь-Ян отображается в основополагающем принципе У-Шу внутренних школ: «находясь в покое, думать о движении, находясь в движении, думать о покое».

Четыре образа, которые рождаются из двух начал, также представляют собой весьма общую характеристику в У-Шу. Это может быть, например, обозначение четырех конечностей, четыре направления движения (вперед-назад, вправо-влево). В школе «Формы и воли» (Синь-И-Цюань) четыре явления соответствуют так называемым четырем окончаниям: язык (окончание плоти), зубы (окончание костей), ногти (окончание сухожилий), волосы (окончание кровеносной системы).

Принцип пяти элементов наиболее ярко выражен в стиле Синь-И-Цюань, где этим элементам соответствуют определенные виды усилий.

Соответствие первоэлементов и усилий в Синь-И-Цюань

В стиле «Великого Предела» (Тай-Цзи-Цюань) пять элементов ассоциируются с пятью основными видами шага (вперед-назад, влево-вправо, центральное равновесие). Такой подход определяет рисунок поединка: каждому положению партнера противопоставляется такая позиция, первоэлемент которой позволяет ей «одолеть» стойку партнера, подобно тому, как одна фаза мирового круговорота «побеждает» другую.

Символика триграмм широко использовалась во многих школах У-Шу для описания практики внутренней работы.

Например, в Тай-Цзи-Цюань восемь основных усилий, или восемь ворот (четыре стороны и четыре угла), прямо соответствуют восьми триграммам.

(прежденебесное расположение)

Соответствие триграмм и типов усилий в Тай-Цзи-Цюань

(посленебесное расположение)

Однако наиболее наглядно принцип восьми триграмм отражен в стиле, который так и называется – «Ладонь восьми триграмм» (Ба-Гуа-Чжан) . В этом стиле триграммы прямо соответствуют принятым в школе восьми базовым формам («восьми старым ладоням»).

Соответствие триграмм и базовых форм в стиле Ба-Гуа-Чжан

Во многих школах У-Шу схема девяти дворцов (восьми триграмм с центром) используется как шаблон для тренировки перемещений в пространстве. Для этого на специальной площадке в землю вкапываются деревянные столбы, между которыми нужно перемещаться в специальном порядке. От столба на севере (Кань) – на юго-запад (Кунь), затем, обогнув этот столб, на восток (Чжэнь), далее к соседнему столбу на юго-западе (Сюнь), после чего, обогнув этот столб с юга, мимо центрального столба на северо-запад (Цянь), далее к соседнему столбу на юго-западе (Дуй), затем вновь на восток (Гэнь) и далее к самому южному столбу (Ли), после чего возврат назад тем же маршрутом.

Отметим, что хотя, как показано выше, каждая из внутренних школ использует все без исключения традиционные философские принципы, основной акцент делается следующим образом.

Принцип Инь-Ян: Тай-Цзи-Цюань (кулак Великого Предела);

Пять первоэлементов: Синь-И-Цюань (кулак формы и воли);

Восемь триграмм: Ба-Гуа-Чжан (ладонь восьми триграмм).

Реализация философских принципов в Ба-Дуань-Цзинь

Очевидно, что Ба-Дуань-Цзинь, как и все прочие системы, будет работать и с принципами Инь-Ян и Пяти первоэлементов. Однако, как очевидно следует из названия, наибольший акцент в этом комплексе, скорее всего, сделан на принципе восьми триграмм.

То, что упражнений восемь, не случайно. Дело в том, что восьмерка – любимое число в китайской нумерологии , символ совершенства, полноты в природе и в государстве. Это Ба-Гуа (8 триграмм в И-Цзин), 8 направлений, 8 сезонов и 8 ветров, диктующих погоду. Это 8 годовых праздников; 8 богов (Неба, Земли, Войны, Тьмы, Света, Луны, Солнца, четырех времен года); 8 духов, 8 драгоценностей (сердолик, коралл, черепаховая кость, перламутр, рубин, лунный камень, горный хрусталь, серебро); 8 классов приближенных императора. В гадании восьмерка означает завершение всего и смерть – с почестями или без. В двенадцатеричном цикле восьмерка означала «Плоды», изобилие и потребление. При десятеричном отсчете считалось, что числом управляет Венера и стихия металла, оно называлось «Котел» – это ценность, полезная вещь, притяжение пищи и богатства. Омоним числа восемь – «процветание».

Багуачжан или ладонь восьми триграмм – один из трех внутренних традиционных китайских стилей боевых искусств. Это уникальный стиль, который выделяется на фоне многих других. Его невозможно спутать ни с каким другим направлением. Видимой отличительной чертой багуачжан является специфическое перемещение бойца. Он двигается по кругу, постоянно находится в движении и использует так называемое «скольжение по грязи» или просто «скользящий шаг». очень интересна и она связана с величайшими именами Мастеров боевых искусств Китая.

Кстати, чтобы изучить эту технику многие Мастера других стилей специально приходят в багуачжан. Техника хождения в багуа является не только основой ведения поединка, она является очень серьезной оздоровительной практикой . Специфическая нагрузка на ноги, на коленные и голеностопные суставы позволяет постепенно укреплять и оздоравливать нижние конечности. Неспроста Багуачжан называют стилем долгожителей. В Китае есть пословица – «чтобы долго прожить нужно иметь сильные здоровые ноги». Именно поэтому практики багуачжан изучают многие Мастера других стилей.

Также техника движения по кругу, специальные комплексы перемещений являются медитацией в движении. Если в Тайцзи медитация это выполнение определенных форм, то в Багуачжан медитация – это и движение по кругу с определенным положением рук и специфически направленным вниманием. Кроме техники адепты багуачжан работают с сознанием с самых первых тренировок. Но надо сказать что тренировки по этому внутреннему стилю непросты. Конечно, нагрузки определяются индивидуальными физическими возможностями каждого обучающегося, но постепенно они увеличиваются, согласно тому как увеличиваются наши возможности. Поэтому возраст не проблема для занятия этим уникальным стилем.

Если мы уже коснулись возраста, то следует сказать что изучение этого стиля можно начинать и в 14, и в 50, и в 70 лет.

Ведь изучение багуачжан это очень многогранный процесс. Каждый может найти здесь свою нишу.

Тот, кто интересуется боевой техникой, найдет много интересного и эффективного. Неспроста этим стилем владели охранники китайского императора, а создатель стиля Дун Хай Чуань преподавал его именно в императорском дворце. Ученики его были широко известны в Китае. Да и настоящее поколение мастеров Багучжан известно далеко за пределами Китая. Например, в Японии, родине многих известных систем единоборств существуют серьезные школы Багуачжан, которые хранят китайские традиции и ценят этот стиль за его высокую эффективность.

Для тех, кто хочет укрепить здоровье, в багуачжан огромное количество возможностей. Главное это заниматься.

И здесь нет ограничений по возрасту. Практики багуачжан позволяют как молодым так и более зрелым людям укрепить здоровье, сделать дух сильным и чистым. Кто ищет философское наполнение — обязательно найдет его, ибо багуачжан тесно связан с философией восьми триграмм и книгой перемен.

Этот стиль называют также самым мистическим, потому как все движения стиля основаны на самой книге перемен. Также в багуачжан существуют техники владения традиционным оружием, таким как меч Дао, меч Цзянь, копье и, конечно же, уникальное оружие багуачжан – парные мечи «оленьи рога».

Кто ищет красоту, тот не сможет устоять от вида исполнения багуа, потому что движения этого стиля полны красоты и изысканности. Однако стоит всего лишь один раз попробовать чтобы понять насколько сложно повторить это и каких усилий и тренированности тела стоит эта настоящая красота. Но дар, который дарит нам этот стиль – это здоровье и сила, тренированность всего организма и красота, которая наполняет каждое движение.

Это упражнение называется Восемь Триграмм, потому что при его выполнении руки вычерчивают в воздухе фигуру, напоминающую даосский символ Восьми Триграмм, очень похожий на огромную букву S, вписанную в круг.

Исходное положение:

Встаньте прямо, расставив ноги на ширину плеч. Руки естественным образом свешиваются вдоль туловища; мышцы расслаблены. Смотрите прямо перед собой и ни о чем не думайте (рис. 17).

Выполнение упражнения:

Медленно поднимите обе руки до уровня плеч так, как будто вы держите в них баскетбольный мяч, и слегка согните обе ноги в коленях (рис. 18). Продолжайте поднимать левую руку, пока она не окажется над головой; правую кисть переместите вправо-вниз и отведите согнутую руку назад. Разверните туловище влево на 45°, держа верхнюю часть туловища прямо; левую ногу согните совсем, а правую ногу - наполовину (рис. 19-20).

Затем нарисуйте правой рукой в воздухе справа от туловища Восемь Триграмм, действуя следующим образом.

Перемещайте правую руку снизу справа вперед и вверх, пока не достигнете точки над головой, поверните руку ладонью назад и замкните описываемый рукой круг. Затем правой рукой снизу вверх прочертите S-образную линию вдоль вертикального диаметра воображаемого круга, завершив тем самым контур Восьми Триграмм (рис. 21-23).

Когда правая рука закончит рисовать S, она должна оказаться в точке над головой. Поверните кисть руки вниз и вперед, чтобы нарисовать еще один круг, сделав правой ногой шаг вперед и согнув правую ногу в колене полностью, а левую ногу - наполовину (рис. 24). Когда правая рука завершит круг и снова окажется над головой, перемещайте левую руку вниз и влево (рис. 25) и рисуйте контур Восьми Триграмм с левой стороны от туловища. Характер движений тот же, что и для правой руки, но в противоположном направлении (рис. 26- 29). Когда левая рука закончит рисовать контур Восьми Триграмм и достигнет точки над головой, переместите правую руку из положения над головой вниз и вправо, сделайте правой ногой шаг назад, согните левую ногу полностью, а правую наполовину, чтобы начать второй цикл рисования Восьми Триграмм (рис. 30-31).

Рисуйте очертания Восьми Триграмм обеими руками попеременно и непрерывно по 8 раз каждой рукой, а всего - 16 раз приблизительно за 1 минуту.

Пояснение. Не отрывайте стопы от пола; когда меняете руки, смещайте вес тела назад; рисуйте S- образную линию как можно тщательнее. Поворачивая ладонь, выпятите грудь, подожмите плечи и плечевой пояс. Когда обе руки движутся одновременно, тело должно плавно двигаться в соответствии с этим движением, так, чтобы все мышцы находились в движении.

Результаты:

Это упражнение воздействует на все акупунктурные точки тела: круговые вращения обеими руками полностью оживят лопатки, плечевые суставы и шею, стимулируя точки жэньин, тяньту, цюэпэнь, фэнчи, фэнфу и дачжуй. Оно эффективно при лечении и профилактике неврастении, головокружения, головной боли и тромбов в сосудах мозга. Рисование S полезно при профилактике и лечении плеврита и миокардита. Отведение рук назад и поворот ладоней создает повышенную нагрузку для затылочной кости, что повышает ловкость и координацию движений.

Укрепляем плечевые суставы, предотвращаем инфаркт миокарда. Это упражнение так называется, потому что, выполняя его, человек описывает руками фигуру, напоминающую даосский символ «Восьми диаграмм», похожий на большую S, обведенную кругом.

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль туловища. Расслабьтесь, смотрите прямо перед собой. Ум свободен от мыслей.

Начало: медленно поднимите обе руки вверх, до уровня плеч. Представьте, что вы держите перед собой баскетбольный мяч. Медленно согните колени. Левая рука продолжает движение, пока не окажется над головой. Правая кисть движется вниз и вправо (вся правая рука описывает сзади дугообразное движение). Развернитесь на 45° так, чтобы верхняя часть тела оставалась прямой. Согните левую ногу полностью, а правую - наполовину.

Теперь правой рукой опишите в воздухе перед собой (с правой стороны) символ «Восьми диаграмм». Для этого необходимо проделать следующее: правую руку, которая находится сейчас внизу и справа, поднимайте вперед и вверх, пока она не окажется над головой. Теперь разверните ладонь назад и опишите рукой окружность. После этого правой рукой опишите снизу вверх S-образную фигуру вдоль вертикального диаметра воображаемого круга. Описав эту фигуру, правая рука должна оказаться точно над вашей головой. Теперь разверните правую руку вниз и вперед, чтобы описать еще один круг. Сделайте правой ногой шаг вперед, согните ее полностью, а левую - наполовину. После того как правая рука описала круг и снова оказалась над головой, левая рука начинает двигаться вниз и влево и описывает в воздухе символ «Восьми диаграмм», на этот раз с левой стороны. Эти движения идентичны тем, что вы делали правой рукой, за исключением того, что их делают в обратном направлении.

После того как левая рука опишет символ «Восьми диаграмм» и окажется точно над головой, сделайте движение правой рукой по направлению справа вниз. Правая нога делает шаг назад, левую ногу согните полностью, а правую - наполовину. Теперь вы закончили упражнение и можете начинать делать его повторно. Упражнение «Восемь диаграмм» выполнять не останавливаясь, то одной, то другой рукой (по 8 движений каждой рукой, обеими - 16). Время - приблизительно одна минута.

Обратите внимание! Старайтесь почти не отрывать ступни от земли. Когда меняете руки, переносите нес вела назад. S-образную фигуру нужно «рисовать» как мюжно точнее и аккуратнее. Когда разворачиваете ладонь, расправляйте грудь, втягивая при этом плечи и руки. Тело должно двигаться в такт движениям рук, Итобы при этом задействовались все мышцы тела.

Результаты. Упражнение «Восемь диаграмм» оказывает влияние на все акупунктурные точки тела. Круговые движения руками очень хорошо активизируют лопатки, плечевые суставы и шею, стимулируя почки rеnуing, tlаntu, quереn, fеngсhl, fеngfu, dаzhui. Это упражнение очень полезно при лечении неврастении, головокружения и головной боли, тромбоза мозга. «Рисование» S-образной фигуры способствует лечению и предотвращению плевритов, инфарктов миокарда. Кроме того, все эти движения увеличивают собранность и улучшают координацию.

Пустая кушетка

Бодрого утра! Ловите ответы на вчерашний тест! ⠀ 💖...

1. Обратное дыхание и тайцзи цигун

При обратном дыхании во время вдоха и выдоха задействуются мышцы живота. В классике цигун обратное дыхание называют «раздуванием огня» при помощи нижней части живота, потому что оно побуждает врожденную ци к сознательной активности.


Рис 1.

Анальный сфинктер и хуэйинь (Cv 1) в центре промежности мягко удерживаются втянутыми внутрь и вверх, как будто для того, чтобы предотвратить движения мочевого пузыря и кишечника. Такой «анальный защип» ненапряженно удерживается во время обратного дыхания как можно дольше.

Эта процедура удержания предупреждает простатит и рак яичек у мужчин и благоприятен для тех, у кого есть проблемы в области хуиинь (Cv 1 - собирающий центр инь). Кроме того, процесс укрепляет, оживляет и тренирует мышцы тазового дна с помощью ци. Жалобы обычно возникают у женщин после рождения ребенка и в более поздний период жизни, когда ци и активность мышц угасает.

На вдохе - движение инь - живот и диафрагма втягиваются внутрь и вверх. Затем следует выдох - ян, при котором живот и диафрагма выпячиваются вперед и вниз, а грудная клетка остается неподвижной. Всегда сохраняйте спокойное и ненапряженное состояние, а глаз разума должен быть обращен к даньтянь.

Это упражнение надо выполнять блоками по четыре. Его можно делать сидя, стоя или даже лежа на спине, положив руки на цихай (Cv 6). Если вы сидите, можно скрестить ноги, принять позу лотоса, полу-лотоса или подогнуть ноги под себя и сидеть на икрах, но предпочтительнее подошвенную сторону ступни развернуть вверх. Если вы не может так сидеть, неплохо будет, если для выполнения процедуры вы просто сядете на стул, поставив ступни на всю поверхность подошвы, а часть ноги выше колена будет параллельна полу.

Даньтянь

Слегка согнутые кисти сложены вместе над даньтянь, - центр одной (лаогун Р 8) поверх другой. У женщин правая рука должна быть сверху левой в точке цихай (Cv 6), а у мужчин левая рука должна прикрывать правую. Руки можно также сложить на ногах выше колен в том же порядке, при этом большие пальцы смотрят вперед, а край кисти со стороны мизинца покоится на уровне цихай. Цигун сидя можно выполнять незаметно в публичных местах, во время поездок… если воздух и атмосфера для этого пригодны.

Если вы стоите, более продуктивно будет удерживать вес на одной ноге, поскольку задняя стойка обладает большим потенциалом, чем позиция с фронтальным переносом веса. Тем не менее стойка с фронтальным упором на переднюю ногу имеет преимущество перед любым положением, которое «удваивает» вес, т.к. это самые неэффективные позиции. Это происходит оттого, что ци нижних конечностей застаивается, когда вес тела распределяется на обе ноги поровну.

Руки следует держать параллельно плечам, закругленными, как будто вы обнимаете бочку, с пальцами правой и левой руки на расстоянии ширины ладони друг от друга, а локти и плечи свободны и опущены вниз. Вес всегда приходится на точку юнцюань (К 1) в пропорции 70:30%. Пальцы ног немного повернуты внутрь всегда, когда это возможно, согласно основам центрального равновесия.

1a

После завершения серии вдохов и выдохов обязательно следует сохранять ци в даньтянь. Это достигается концентрацией сознания на цихай (Cv 6) и с удержанием кистей рук согнутыми в положении, как описано выше, в течение примерно одной минуты, пока не уйдет ощущение энергии.

Если сознание сосредоточено на этой точке, оно сохранит энергию для применения в более поздний период. Данный прием можно использовать еще и для приведения ци в спокойное состояние, когда человек испытал неблагоприятное возбуждение или стресс, а также чтобы центрировать ци, если человек болен, в помощь процессу выздоровления. Это упражнение можно выполнять сидя, стоя и лежа.

1b

Чтобы облегчить выполнение упражнения 1a, можно представить, что ци благополучно пристроена в данной области центрированием энергии (не забывайте, что ци следует намерению разума, поэтому то, что встает перед вашим внутренним взором, то и происходит на самом деле). Процесс идет так.

Мысленно вообразите, что ци, размером примерно в маленький мячик, который легко помещается в ладони, спиралью спускается в даньтянь. Женщины должны сначала представить ци вращающейся по аккуратной спирали девять раз по часовой стрелке (ян), затем двенадцать раз - против часовой стрелки.

Направление вращения определяется воображаемыми часами, положенными на живот циферблатом вверх. Вращения в представлении мужчин происходят в противоположном направлении: сначала девять поворотов инь, а затем двенадцать мысленных витков ян. Это упражнение можно выполнять сидя, стоя и лежа.

Хотя принцип обратного дыхания интегрирован во все формы цигун и тайцзицюань, он также является и отдельным методом наращивания и стимулирования ци. Кроме того, что этот способ предшествует другим действиям, он еще выступает в качестве заслонки для увеличения силы огня, перед началом занятий более продвинутыми формами цигун.

2. Микрокосмическая орбита

Микрокосмической орбитой называют замкнутое круговое движение ци, при котором она начинает и заканчивает свой путь в даньтянь.


Рис 2.

Сначала энергия мысленно посылается вверх по меридиану думо через точку хуэйинь (Cv 1 - Рис 1-2), затем вверх вдоль позвоночника, затем проходит через голову на вдохе инь.

На выдохе ян ци направляется вниз по каналу жэньмо пол внешней стороне торса и обратно в даньтянь через хуиинь.

Это надо выполнять сериями по четыре и ни в коем случае не переусердствовать при первых попытках. Взвесьте все побочные эффекты как головокружение, перемены аппетита или настроения, интенсивность и частота сновидений, отличная от обычной и т.д. Это упражнение можно выполнять сидя, стоя и лежа блоками по четыре.

На рисунках поток энергии ци обозначен белыми стрелками. Микрокосмическая орбита мысленно представляется как вытекающая из даньтянь ци, идущая далее к Cv 1 - Рис 1. (хуэйинь), вверх по позвоночнику через Рис - 2: Gv 4 (минмэнь), Gv 12 (шэньчжу), Gv 15 (ямэнь), Gv 22 (байхуэй), заканчивая цикл вдоха инь в Gv 28 (иньцзяо) у верхней губы.

Выдох и цикл ян начинается в Gv 24 - Рис 2. (чэнцзянь) у нижней губы, а потом спускается вдоль меридиана сосуда зачатия, заканчиваясь в даньтянь.

3. Макрокосмическое дыхание

Макрокосмическое дыхание - это продолжение упражнения 2. Оно начинается подъемом ци вверх по позвоночнику и через голову, как и по микрокосмической орбите.

Рис 3.

На выдохе следует представить, как ци спускается вдоль меридиана сосуда зачатия, продолжает нисхождение вдоль средней внутренней части обеих ног, т.е. дополнительного центрального канала ног, известного под названием иньвэймай.

Далее ци проходит по внутренней стороне щиколотки и заканчиваетсвой путь в юнцюань (Кd 1 - Рис 3.) обеих ступней. Вдох инь ведет ци вверх через внешний край ступни и вдоль средней линии внешней стороны ног, вдоль «дополнительного» канала янвэймо. Затем, все еще на вдохе, ци продолжает подъем вдоль позвоночника по думо и заканчивает его у верхней губы (Gv 28 - Рис 2.), готовая к новому кругу. Это упражнение можно выполнять сидя, стоя и лежа блоками по четыре.

4. «Дыхание мяча»

В упражнении «дыхание мяча» надо вообразить, что тело и конечности образуют напоминающие букву X опоры сжимающегося и расширяющегося шара. Центром X будет даньтянь, передняя его точка - цихай, а задняя - минмэнь, «ворота жизни» (Gv 4 - Рис 2.).

Рис 4.

Человек должен представить, что ци расширяется и сокращается, как мяч, даже если он находится в стандартной стойке цигун. в помощь процессу можно чуть опускать вес на цикле инь, возвышая и расширяя стойку приблизительно на 5% на выдохе ян.

Ци одновременно распространяется в кисти рук и в ступни вдоль аспекта ян фигуры X. Надо мысленно представить продвижение ци вдоль ног и ступней со стороны ян, начиная от даньтянь и заканчивая выдох в точке юнцюань «бурлящий колодец».

Это действие совпадает с восхождением ци по думо и последующим переходом отточки шэньчжу (Gv 12 - Рис 2.) в стороны, в руки. Движение продолжается вдоль рук со стороны ян, затем через кисти и средние пальцы и заканчивается в точке лаогун «дворец тяжелой работы» (Рc 8 - Рис 4.), расположенной в центре ладони. Потом ци оттягивается вдоль рук и ног со стороны инь обратно в даньтянь, чтобы начать новый круг.

Проще говоря, во время выдоха ян ци идет подумо, затем по меридиану тройного обогревателя рук и по дополнительным каналам средней линии ног янвэймо. На вдох инь ци уходит вдоль канала перикарда рук и кистей, вдоль дополнительного меридиана иньвэймо, расположенного на ногах по средней линии со стороны инь.

Ци заканчивает свой путь, пройдя меридиан сосуда зачатия снова к цихай, откуда она возвращается в даньтянь. Там ци накапливается и готовится к дальнейшему циклу. Это упражнение можно выполнять сидя и стоя блоками по четыре.

5. Конденсирующее дыхание

Конденсирующим дыханием называют упражнение, при котором сначала «разжигается» ци, а потом выполняется «дыхание мяча» цикл ян (как описано в упр. 4), затем с вдохом на цикле инь создается мысленный образ ци, проникающий в самую структуру костей всего тела. Надо представить, что ци окружает скелет замкнутым полем энергии, которая сокращается и равномерно конденсируется внутри.

Когда приходит опыт выполнения этого упражнения, можно добиться, чтобы ци проникала в полость каждой косточки, какой бы маленькой она ни была.

Для начала легче представлять этот процесс отдельными стадиями. Начните с визуализации процесса конденсации в костях ступней с постепенным переходом в ноги, таз, ребра, позвоночник, руки, кисти и череп. В конце концов, вы сумеете конденсировать ци внутрь по всему скелету одним действием инь.

Для мысленного представления совсем необязательно иметь четкое представление об анатомии человеческого тела, поскольку местонахождение костей довольно ясно видно, а ци «знает» строение организма и в состоянии точно найти воображаемую цель.

Это упражнение цигун укрепляет кости, дает силу костному мозгу, позволяет накапливать и сохранять ци. Когда-то его традиционно использовали, чтобы тренировать конечности для занятий боевыми искусствами, поэтому его можно включать в приемы фа цзин, помогающие извергать ци наружу.

По мере того как ци все более ассимилируется с «сознательным намерением», длина волны укорачивается усилием воли, происходит превращение из длинной волны в микроволну. Подобно радиосигналу, этот цигун усиливает резкость и четкость ци и ее концентрацию. Это упражнение можно выполнять сидя, стоя и лежа блоками по четыре.

6. Дыхание неба и земли

Дыхание Неба и Земли лучше всего выполнять рано утром в привычных естественных условиях. Начать упражнение надо с обратного дыхания, а затем на вдохе вообразить, что ци Неба и Земли втягивается одновременно. Верхняя ци - Неба - представляется сходящей вниз через байхуэй (Gv 20 - Рис 2.), спускающейся вдоль до конца канала жэньмо, потом через хуэйинь (Cv 1 - Рис 1.) вверх к даньтянь. В то же время ци Земли, втягиваемая вверх через точки лаогун (Кd 1 - Рис 3.) на ступнях вдоль стороны инь ног и меридиана сосуда зачатия к даньтянь. Ци Земли и Неба одновременно встречается в даньтянь.

В дополнение и для ускорения ассимиляции ци можно использовать цигун «дыхания мяча» и конденсирующего дыхания. В боевом приложении Земли и Неба был призван значительно укрепить корень стоек. Этого добиваются с помощью формирования на выдохе образа ци, идущей в землю через ступни на воображаемую глубину приблизительно в 15 см, а затем на вдохе ци мысленно направляется из-под ступней вверх. Все это надо повторять циклами по четыре, которые можно соединять и дополнять формами цигун 1-5.

В настоящее время наука в состоянии измерить разнообразные силы, продвигающиеся в пространстве, такие, как нейтрино, а также силу притяжения, оказывающую воздействие на все материальные структуры во вселенной. Эти силы взаимодействуют с человеческими существами и самой Землей.

Мастера, приверженцы даосизма, тоже чувствовали это и умели естественным образом использовать эти силы. Они считали силу, направленную вниз, как ци Неба - сжимающую ян ци, а энергию инь, идущую вверх - расширяющую, - как ци Земли, возвращаемую в космос.

7. Меридиональное дыхание

Меридиональное дыхание начинают после того, как «раздуют огонь» ци обратным дыханием. Если человек готов заняться этим видом цигун, он должен обзавестись достаточно полной акупунктурной схемой с четко обозначенными меридианами.


Рис 5.

Как обычно, начать надо с обратного дыхания, затем на вдох инь ци поднимается вверх по каналу сосуда зачатия и направляется к началу обоих каналов легких в углублениях у плеч в точке чжунфу (Lu 1 - Рис 5.).

Первым из двенадцати дыхательных движений является выдох ян, при котором следует представить, как ци спускается вниз по каналу легких. Потом ци «ведут» по всему телу, имитируя двадцатичетырехчасовой цикл прохождения энергии по организму, когда ци протекает по всем двенадцати меридианам.

Путешествие по каналам завершается в конечной точке меридиана печени на груди, откуда (еще на последнем вдохе) ци возводится вверх по каналу сосуда зачатия в канал регулирующего сосуда, вверх к глазам и через байхуэй (Gv 20 - Рис 2.), вниз вдоль позвоночника, через хуэйинь (Cv 1 - Рис 1.). Наконец, ци прибывает в меридиан сосуда зачатия и в цихай (Cv 6 - Рис 1.), прежде чем вернуться в даньтянь.

На заключительном вдохе инь ци оттягивается в канал жэньмо, затем идет через думо и обратно вверх по жэньмо к даньтянь - и это все одна ступень.

Советую выполнять это упражнение только один раз в день, предпочтительно утром, и ограничиваясь лишь одним блоком из четырех циклов, по меньшей мере на начальном этапе. Тогда вы сможете отследить, как на него реагируют организм и психика. Это упражнение можно выполнять сидя, стоя и лежа.

8. Дыхание пяти элементов внутренних органов

При выполнении пяти элементов дыхания внутренних органов помните, что спираль инь закручивается против часовой стрелки, а спираль ян - по часовой стрелке. После разжигания и наращивания энергии в даньтянь первый вдох инь ведет ци вверх по каналу сосуда зачатия к области легких через грудину, точку таньчжун (Cv 17 - Рис 1.), где в мысленном представлении она раздваивается, направляясь в легкие. Пока еще не завершен вдох, до конца его надо представлять две вьющиеся против часовой стрелки спирали.

Далее выдох отправляет ци вниз по меридиану сосуда зачатия к точке цихай (Cv 6 - Рис 1.) и все еще на том же выдохе ци спиралью ян по часовой стрелке обвивается вокруг внешнего края полости живота, где расположена тонкая кишка. Во время следующего витка инь на вдохе, ци проходит по каналу пояса, даймо, который охватывает тело вокруг талии от цихай (Cv 6 - Рис 1.) к воротам минмэнь (Gv 4 - Рис 2.).

Здесь ци раздваивается снова, на этот раз в две спирали инь, огибающих обе почки, после чего выдох ян заставляет ци снова проделать путь вдоль канала пояса к цихай (Cv 6 - Рис 1.). Именно в этот момент ци получает заряд ян и спиралью проходит через мочевой пузырь в нижней части полости живота за лобковой костью. Затем ци направляется вверх по каналу сосуда зачатия к точке цзюйцюэ (Cv 14 - Рис 1.) и на вдохе, спиралью инь через печень вокруг нижней правой часта грудной клетки.

За этим следует выдох ян с малой спиралью ци (диаметром 2,5 см), охватывающей желчный пузырь, который расположен посередине, на внутренней стороне левой доли печени. Желчный пузырь находится примерно на середине линии самого нижнего правого ребра. Далее ци притягивается в канал сосуда зачатия и к точке таньчжун (Cv 17 - Рис 1.), а виток инь, сжимающийся до размера кулака, идет вокруг сердца, немного влево от этой точки.

Выдох выводит ци вниз к цихай (Cv 6 - Рис 1.), откуда совсем малая спираль ян, всего лишь в ладонь шириной, несет ци вокруг тонкой кишки. Последний вдох инь направляет энергию в меридиан сосуда зачатия к цзюйцюэ (Cv 14 - Рис 1.), и инь ци спиралью огибает селезенку и поджелудочную железу, примерно на величину одной кисти руки влево от этой точки, под грудной клеткой слева. Наконец, это заканчивается финальным выдохом инь, при котором энергия ян охватывает желудок.

Как и упражнение 8, в этой форме цигун надо выполнять только один блок по четыре и лишь один раз в день. Предпочтительное время - утро.

9. Дыхание восьми триграмм

Дыхание восьми триграмм получило свое название, потому что это упражнение проводит ци по телу так, чтобы стимулировать все каналы ци, особенно восемь дополнительных меридианов, связанных с восемью триграммами. Ци зажигается в даньтянь обратным дыханием, далее выполняется следующее.

На вдохе ци отводится к цихай (Cv 6 - Рис 1.), вокруг канала пояса даймо, к минмэнь (Gv 4 - Рис 2.), вверх вдоль канала регулирующего сосуда к точке между лопатками шэньчжу (Gv 12 - Рис 2.).

Затем на выдохе ци направляют от шэньчжу (Gv 12 - Рис 2.) по прямой линии вниз вдоль рук и кистей к лаогун (Р 8 - Рис 4.).

На новом этапе ци на вдохе инь отводится по стороне инь рук к таньчжун (Cv 17 - Рис1.) на грудине.

Следующий выдох ведет энергию вниз вдоль канала сосуда зачатия к хуэйинь (Cv 1 - Рис 1.).

После этого на вдохе инь ци отсылается в чонмай, один из дополнительных каналов, который проходит снизу вверх прямой линией вдоль фронтальной стороны тела, напрямую связывая хуэйинь (Cv 1 - Рис 1.) с байхуэй (Gv 20 - Рис 2.).

Далее делается выдох ян, отсылающий ци вниз из чунмо через хуэйинь (Cv 1 - Рис 1.) и ниже к меридиану янвэймо, проходящему по середине внешней стороны ног. Вдоль этого канала она спускается к юнцюань (Кd 1 - Рис 3.) на ступнях.

Вдох инь выносит ци обратно, вверх по средней линии на внутренней стороне ног, т.е. каналу иньвэймо, через хуэйинь (Cv 1 Рис 1.) и первую часть чунмо к даньтянь.

На восьмом, финальном выдохе ян, надо расслабить сознание и мысленно сконцентрировать энергию снова в даньтянь.

Как и в случае с микрокосмической орбитой, т.е. упражнением 2, продолжительность занятий этим дыхательным упражнением, еще более динамичным, должна определяться наличием или отсутствием необычного влияния на организм, что связано с опытом. Этот цигун соединяет верхнюю и нижнюю части тела и сознания. Делайте дыхательное упражнение восьми триграмм только один раз в день, в утренние-часы блоком по четыре. Это упражнение можно делать сидя, стоя и лежа.

10. Варианты лечения

Чтобы добиться фокусирования целительной или боевой ци, человек должен ежедневно выполнять цигун и несколько внутренних форм тайцзи. Выбранные для повседневной практики формы цигун должны представлять собой сочетание и подходящий вам подбор из всех приведенных выше упражнений, с упором на задания 1 -6.

Через некоторое время, когда ци станет очень чистой, и вы научитесь передвигать ее по собственной воле, а на это может понадобиться от двух до трех лет упорных занятий, можно будет начать принимать стойки из ассортимента тайцзи и концентрировать энергию в разных частях рук и пальцев с тем, чтобы фокусировать внутреннюю энергию и лечить других. Темная, т.е. разрушительная, сторона этой техники использовалась в боевой практике тайцзи.

Например, левосторонняя стойка толчка из упражнения «схвати птицу за хвост», когда вес перенесен в основном на левую ногу, в общем-то форма спирали внутренней ци, соединенной с Чань Шуцзянь, идущей из левой ступни к правой ладони.

Когда вы приняли стойку, стиль цигун, и раздули огонь, представьте, что большая часть ци собралась в основании ладони. Это побуждает «внутреннюю» направленную против часовой стрелки спираль чань шу цзянь - «ци, соединяющаяся с юнцюань» (К d 1 - Рис 3.), - левой ступни двигаться вокруг левой ноги, через все тело, вниз, вдоль руки и в правую ладонь, в лаогун (Рc 8 - Рис 4.). Это не только концентрирует ци в ладони, готовя ее для целительной передачи, но и стимулирует огонь ци практикующего.


Навигация по записям

© Copyright:

Использование материалов сайта Будо Фит запрещается. Все права защищены.



mob_info