Все, что нужно знать перед покупкой велосипеда. Как выбрать велосипед, полный гайд

Для чего вам нужен велосипед.

Некоторые советуют для начала определится как и где вы будете кататься – только по городу, в парках, по пересеченной местности, или планируете совершать небольшие велопоходы. Возможно.

Но вы вряд ли точно знаете, в каком стиле вы будете ездить, планируя просто кататься по городу в матрасном режиме, вы запросто можете заехать в парк и ради интереса съехать с какой-нибудь возвышенности, после это заболеть экстримом, или купив велосипед для кросс кантри (гонки по пересеченной местности), проедете пару раз на нем и устав забросите на балкон.

К тому же первый раз, все пытаются выбирать велосипед "на всю жизнь", и поэтому стараются, что бы в велосипеде было все и при этом он был универсальным. Не нужно сразу выкладывать сумасшедшие деньги, на супер технологичный и дорогой велосипед.
Обратите внимание, что выбирая велосипед, вам придется отталкиваться от стиля катания. Класическая кросс кантрийная рама у горного велосипеда, на ней будет достаточно комфортно передвигаться и по лесопарковой зоне и в городе. Читайте подробнее о стилях катания .

Рама для дерта. Она низкая, ее легче выдергивать вверх, хороша для различных трюков и запрыгиваний на поребрики. Для дальних поездок и гонок не годится категорически.

Двухподвес, он же двухсосис и просто сосис. Оснащен задней подвеской которая постоянно совершенствуется. Инженеры заняты поиском баланса между мягкостью подвески и эффективностью педалирования. Технически более сложный и более дорогой велосипед. Вы конечно можете купить в качестве первого велосипеда вот такого красавца, но будьте готовы к проблемам с кучей подшипников, задним амортизатором и усиленным тех обслуживанием. Да и помните, цены на приличный сосис начинаются где то от 1300 $.


Характеристики велосипеда, вернее типы велосипедов, это можно легко найти на любом сайте, но все таки немного остановимся, на четырех основных типах. Это горный велосипед, шоссейный, дорожный велосипед и гибрид. Вероятнее всего они то и нужны вам.

Горный велосипед , обычно обозначают аббревиатурой MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike. Наиболее распространенный тип, который изначально придумали для передвижения по плохим дорогам или вне дорог, и по сильно пересеченной местности - (hardtail). Как правило оснащен амортизационной вилкой, средняя скорость передвижения 20-25 км/ч.

Шоссейный велосипед , обозначается как road bike, road racing bike. По названию понятно, предназначен для скоростного передвижения по асфальтированной дороге. Можно развить скорость до 50-60 км/ч. Не предназначен для пересеченной местности, и газонов.

Городской велосипед , еще называют citybike, дорожный велосипед. Предназначен для матрасных покатух по городу. На него можно повесить корзинку и багажник и ездить за пивом. Как правило жесткая вилка, колеса 28".Не предназначен для скорости или пересеченной местности. Можно ездить за грибами.

Гибрид (Hybrid), промежуточное звено, между горным и дорожным велосипедом. Собственно это облегченный вариант горного велосипеда, с уклоном для езды по шоссе.
Колеса 28"

На мой взгляд, если вы не знаете что выбрать, и точно знаете что не хотите летать только по шоссе, то наверное стоит взять горный велосипед, потому что на нем можно кататься и в матрасном стиле и немного погонять, да и с пригорка сигануть.

Итак подведем итоги. Для обычных покатушечников по маршруту пиво-хлеб-рыбалка, берем обычный городской велосипед или гибрид, сэкономите время на выбор, деньги и силы при поездке.

Для туристов, которые намерены ездить в вело походы,

берем или гибрид или хардтейл, для езды по паркам и области на грани спорта, берем или гибрид или хардтейл или если позволяют деньги двухподвес. Для только городских катаний берем гибрид-хардтейл-шоссейник, кто что больше предпочитает, хотя шоссейник только для скорости.

Если ваше увлечение спорт, берем хардтейл для пересеченки или же двухподвес, опять же для пересеченки или скоростных спусков .







Освещение, велосипедная одежда и другие полезные вещи, которые может (а порой и должен) иметь каждый велосипедист.

Главные велосипедные аксессуары

1. Велосипедные перчатки

После падения, прежде всего, страдают ладони, которые, как правило, велосипедисты выставляет вперед. Кроме этого, перчатки предотвращают натирание рук велосипедиста об руль, а также предотвращают набивание рук на кочках и ямках.

Существует два вида велосипедных перчаток:

1.1 Короткие - в них кончики пальцев открытые

1.2 Длинные - закрывают полностью кисть руки, защищая от ветра и морозов.

Обычно ладонь на таких перчатках сделана из кожи или кожзаменителя, а сверху спандекс, лайкра или другой материал, который будет "дышать" и отводить влагу.

Желательно приобретать яркие велоперчатки, так как при сигналах они будут лучше видны другим участникам дорожного движения, а также пешеходам.

2. Велокомпьютер (счетчик пробега и спидометр для велосипеда)


Если хотите регулярно следить за вашими тренировками, то этот аксессуар просто необходим. Велокомпьютер имеет множество функций, включая текущую скорость, километраж (общий, за день и т.д.), среднюю скорость, максимальную скорость, время и др.

3. GPS навигатор для велосипеда


Особо полезен навигатор для тех, кто много ездит на велосипедах и заезжает в малоизвестные или новые места. На сенсорном экране велонавигатора можно посмотреть текущее местоположение, путь следования, а также частоту пульса велосипедиста и скорость.

Есть несколько вариантов навигаторов для велосипеда. Например, Schwinn Cyclenav связывается с вашим телефоном с помощью Bluetooth и использует звук и простой экран, чтобы сообщить вам, когда поворачивать налево или направо.

4. Багажник, сумка или рюкзак для велосипеда

У каждого велосипедиста есть определенный груз, который он либо регулярно носит с собой, либо перевозит. Поэтому очень важно иметь велосумку, рюкзак или специальный багажник.

4.1 Чаще всего велосипедисты пользуются рюкзаком , но это может создать некоторые неудобства, особенно, если рюкзак тяжелый. Кроме этого, от рюкзака сильнее потеет спина.

4.2 Багажник просто крепиться к раме и способен держать до 50 кг груза. Есть багажники, которые крепятся на подседельный штырь - они могут выдержать вес до 5 кг.

4.3 Если велосипедист наметил долгую поездку, то есть смысл обзавестись велосумкой . Такие сумки могут иметь объем до 85 л.


Самой удобной сумкой для длительных путешествий на велосипеде является монобаул - у него есть лямками, чтобы можно было нести рюкзак на плечах, когда пересекаешь участок трудный для велосипеда.

4.4 Корзина для велосипеда.


Такая корзина имеет несколько защитных ремней, которые не дадут вашим вещам выпасть.

5. Велосипедный сигнал


Этот сигнал нужен для того, чтобы велосипедист мог сигнализировать другим участникам движения о своем приближении.

6. Генератор-аккумулятор для велосипеда

Есть несколько видов аккумуляторов для велосипеда, и этот один из них. Его очень удобно установить, а устанавливается он прямо на велосипедное колесо. Он генерирует чистую энергию, которая может снабжать электричеством ваш телефон или другой гаджет с USB входом.

Как только вы набираете скорость более 5 км/ч, этот генератор начинает накапливать энергию.

7. Кейс для телефона с 22-я встроенными инструментами для велосипеда.


8. Компактный насос для велосипеда.


Этот важный аксессуар просто обязан иметь каждый велосипедист. С его помощью вы сможете подкачать колесо себе и другому велосипедисту.

9. Велосипедная одежда

Такая одежда должна быть яркой (для дневной езды) и иметь светоотражающие полосы (для ночной езды).

9.1 Очень важная часть одежды велосипедиста это специальные шорты или бриджи со встроенной мягкой прокладкой, которая защищает от неприятных ощущений во время езды. Кроме того, такая прокладка хорошо впитывает пот.


9.2 Также обратите внимание на велофутболку, которая, в отличие от хлопковой, отводит влагу и быстро высыхает.


9.3 Носки с отражателями.


В принципе в этот пункт можно включить любую одежду или аксессуар с отражателями, которые делают езду на велосипеде более безопасной.

9.4 Вместо одежды с отражателями можно иметь с собой вот такую жилетку с сигнальными огнями.


В данном жилете 23 встроенных светодиода, которые активируются во время движения. Когда вы поднимаете правую руку, огни покажут, что вы поворачиваете направо, а когда левую - налево.

10. Велосипедное освещение (фонари, мигалки, наклейки)

10.1 Фонарик, который освещает дорогу (спереди).


10.2 Задняя мигалка, сигнализирующая другим участникам движения о вашем нахождении на дороге.


10.3 Свет для колес велосипеда.


Этот аксессуар не только делает ваш велосипед более эффектным, но и безопасным, т.к. другие участники дорожного движения будут прекрасно вас видеть. Есть также велосипеды, покрашенные в краску, которая светится в темноте; и стоит подобный велосипед около 400 долларов.

10.4 Отсвечивающие наклейки.


Для вашей безопасности можно также использовать вот такие наклейте. Просто наклейте их по всему велосипеду. Можете создать определенный узор, чтобы ваш велосипед выглядел интересно.

Лучшее для велосипеда

11. Сигнализация

После того, как вы использовали замок, чтобы прикрепить велосипед к какой-нибудь стойке, активируйте сигнализацию, которая пришлет сообщение на ваш телефон, если будет зафиксировано какое-либо движение велосипеда. Сигнализация в данном изображении называется The Crocket и радиус ее действия около 45 метров.

12. Велосипедный замок

Чтобы не переживать за сохранность вашего велосипеда, имейте при себе специальный замок. Существуют несколько видов велосипедных замков:

12.1 U-образный замок


Самый надежный и прочный велозамок. Очень сложно подобрать отмычку к данному замку, а также его невероятно сложно перекусить арматурными ножницами.

12.2 Замки с цепью


Таких замков тоже несколько видов - есть замки с простой цепью, но их просто разрезать даже обычной ножовкой, а есть замки из особого сплава, у которых цепь со звеньями сложной формой, что существенно затрудняет их разрезание.

12.3 Замки с тросом


Эти замки чем-то похожи на замки с цепью. Разница в том, что они весят меньше и ими удобнее обращаться. Старайтесь выбирать замки с тросом, закрученным в спираль, т.к. такие замки занимают мало места, притом, что у них немалая длина.

12.4 Замок из пластин


Такой простой замок крепится на раму и является не очень надежным, т.к. места скрепления пластин довольно хрупкие и могут ломаться. Кроме того, для него нужно иметь при себе ключ.

Можно использовать кодовый замок, для которого ключ не нужен. У обоих замков примерно одинаковый уровень надежности.

13. Колонка, зарядное устройство и фонарь 3 в 1.


Называется это приспособление The Buckshot, и оно содержит в себе фонарик (он может использоваться как проблесковый световой маяк, обычный фонарик и лампа для палатки), а также колонка с Bluetooth соединением и зарядное устройство для вашего телефона.


14. Бутылка, которая надолго сохраняет прохладу вашей питьевой жидкости.


Если вы часто ездите на велосипеде, то вам всегда с собой нужно иметь бутылку с водой. Можно использовать бутылку Podium Ice от Camelbak, которая способна сохранять прохладу жидкости довольно долгое время.

Чтобы такое было возможным, используется некая технология, которая описывается, как "изоляция аэрогеля" (aerogel insulation), которая эффективнее технологии, используемой в обычных термосах.

15. Защитный шлем

15.1 Обычный велошлем

Он является важной частью экипировки велосипедиста. Он защищает голову от ударов при падениях и ДТП.


Самое главное, чтобы велошлем был легким, прочным и имел хорошую вентиляцию, чтобы голова не потела, и не создавались неудобства во время езды.

Итак, вы выбрали, какой велосипед будете себе покупать, или даже купили, но вдруг поняли, что к нему нужны велосипедные аксессуары. Заходите на страничку первого попавшегося велосипедного интернет-магазина, а там немеряно всяких хитрых приспособ, назначение половины которых не понятно, а даже если и понятно, то не ясно – нужно ли оно.
В данной статье описаны многие аксессуары, но необходимыми каждому:
1. Велосипедный шлем.
5. Велоаптечка.
6. Бортировочные лопатки(если они не входят в комплект аптечки.)
7. Насос.
8. Мультитул.
9. Запасная камера.
14. Смазка велосипедной цепи.

Если вы будете ездить в темное время суток, то обязательным будет так же:
12. Велосипедная фара и мигалка.
Не обязательными, но я очень рекомендую купить, так как это важно для вашей безопасности:
2. Велосипедные перчатки.
3. Велоочки.
10. Фляга с флягодержателем или гидратор в рюкзак.

Купив велосипед в первую очередь нужны:
1. Велошлем. Вопрос нужен ли велосипедисту шлем – это давний холивар, и много поколений флудеров ломают копья вокруг этого вопроса. Покупать велосипедный шлем или нет – личное дело каждого. Я считаю, что он необходим. Если вы еще не решили – , когда шлем спас жизнь или просто лицо реальным людям. Самый простой качественный велошлем стоит менее 200 грн. И он хорошо защитит голову от внезапной встречи ее с камнем, деревом или дорожным покрытием. С увеличением цены, шлемы становятся легче, красивее и более вентилируемыми. Для разных стилей катания используются разные типы шлемов, но это уже выходит за рамки данной статьи.

2. Велоперчатки. Не обязательный, но очень желательный аксессуар. Так как грипсы (резиновые или из другого материала ручки на руле, за которые велосипедист держится руками), какие бы они ни были удобные, все равно натирают руки, то они будут не лишними. Ну и второе их предназначение – защита ладоней. Кожа на ладонях очень долго и болезненно заживает, и если вы, падая с велосипеда, прочешете ими немного асфальт, то в ближайшие пару недель работать руками будет не очень приятно. Перчатки же спасут ваши ладони от такой напасти. Цена качественных перчаток – от 70 грн.


3. Очки. Кроме солнцезащитной функции так же защищают ваши глаза от мошек, которые, увидев велосипедиста, мнят себя японскими летчиками в Перл-Харборе, и с криком «Банзай» летят прямо в ваши глаза. Так же, если вы любите быстро ездить в лесу, очки защитят ваши глаза от мелких веточек, от которых можно увернуться при медленной езде, но на скорости они всегда возникают внезапно перед лицом. Ну и еще одна функция очков – защита глаз при падении – велосипедные очки очень крепкие и линзы в них не бьются, что защитит ваши глаза при падении. Лично я был свидетелем того, как мой товарищ улетел через руль своего велосипеда и пару метров проехался очками по мелкому гравию. В результате нос-щеки-подбородок исцарапаны, на линзах и оправе очков глубокие борозды, зато глаза целые. Если у вас уже есть спортивные очки, то вы можете сэкономить, используя их, но ни в коем случае не используйте обычные солнцезащитные очки, которые не предназначены для защиты глаз в экстремальных ситуациях – разбившись, они могут поранить ваши глаза.

4. Чтобы закончить с внешним видом, сейчас упомяну о совсем не обязательной, но полезной штуке – велосипедной одежде. Она специально предназначена для езды на велосипеде, поэтому в ней намного комфортнее, ничего не натирает (ну кому как – если и натирает, то намного меньше, чем в обычной одежде), отводит влагу, а одежка для холодной погоды еще и не продувается ветром. Если вы покупаете велосипед для того, чтобы кататься с ребенком в соседнем сквере по выходным, или же ездить 3-5 км на работу, то она вам не нужна. Если же в ваших планах есть поездки по 50 и более км за раз, или соревнования, то я рекомендую выделить деньги еще и на специальную велосипедную одежду. Для тех, кого смущает обтягивающая лайкра, существует велоодежда в виде вполне обычных шорт или женских юбочек, внутри которых спрятаны специальные велотрусы.
5. Велоаптечка – так называют набор для заклейки камер. Если вы не отъезжаете от дома больше, чем на километр, и примерно на таком же расстоянии есть веломастерская, то можно и обойтись, но оказаться с пробитым колесом в лесу в 20 км от города – не лучшая перспектива. К тому же стоят такие аптечки всего ничего – от 12 грн.


6. Некоторые покрышки достаточно тяжело снять руками, поэтому существуют специальные лопатки для бортировки покрышек, стоят от 18 грн. Хотя выгоднее купить сразу велоаптечку с бортировками.


7. Заменив камеру, ее нужно накачать. Поэтому вам необходим велосипедный насос. Компактные насосы стоят от 35 грн, хотя я бы советовал брать телескопический велонасос, который стоит всего на 10-20 грн дороже, зато накачать камеру им быстрее и легче.


8.Мультитул. . Очень часто велосипеду необходим мелкий ремонт или настройка – подтянуть тросик на переключателе, поправить тормоза, чтобы не затирали, выровнять руль после падения или просто подтянуть разболтавшийся винтик. Почти все эти действия делаются шестигранниками, часть крестовой отверткой и еще часть отверткой TORX. Можно просто купить такие инструменты, а можно купить специальный велосипедный мультитул, где есть все необходимые инструменты. В отличии от набора ключей он не рассыпается, маленький и легкий, а стоит совсем немного дороже от набора качественных ключей по отдельности(от 50 грн). Разновидностей мультитулов бывает великое множество на любой вкус, цвет и кошелек. Есть варианты с выжимкой цепи или лопатками для бортировки.
9. Запасная камера. Даже если у вас есть велоаптечка, нужно иметь и запаску – иногда у камер отрывается ниппель, или она рвется так, что заклеить ее невозможно. К тому же в сложных погодных условиях, или в темноте, легче просто заменить камеру, чем клеить. Главное купить камеру, которая подходит к вашему ободу(бывают 2 типа нипелей) и покрышке(нужно смотреть размер).
10. Катаясь на велосипеде, человек обычно потеет сильнее, чем без нагрузки, и ему необходимо восполнять недостаток влаги. Конечно, в городе всегда можно купить воды, но не всегда то, что хочется или нужной температуры (я как-то среди лета заработал страшнейшую ангину, купив ледяной воды на покатушке), но вот вдали от магазинов пить хочется не меньше. Можно возить воду в рюкзаке. Но это не удобно. Есть два варианта, позволяющие пить прямо на ходу – специальный гидратор или же купить флягу с флягодержателем.


11. Если планируете катать в любую погоду, то можете купить крылья , хотя они все равно не спасают от 100% воды и грязи из-под колес.
12. Если планируете катать в темное время суток, то вам будут необходимы фара и задняя мигалка. Не экономьте на этом – ведь это ваша безопасность. Так же можно купить светоотражающие браслеты на руки-ноги.

13. Раз уж речь зашла о велоэлектронике, то можно купить велокомпьютер, если вам интересно знать вашу текущую/максимальную/среднюю скорость или статистику километража или… велокомпьютеры бывают разные с разным набором функций. Соответственно и цена от сотни грн и до… стоимости недорогого велосипеда
14. Для того, чтобы ваша цепь не скрипела нужно ее смазывать. Можно обойтись маслом для часов и швейных машин, но лучше купить специальную велосипедную смазку – она дольше держится, и на нее меньше налипает грязь/пыль. Подробнее о разных смазках можно прочитать в интернете.
15. Но смазывать можно только чистую цепь – есть несколько способов чистки цепи(обсуждение на форуме), но самый простой – с помощью цепемойки. Вещь далеко не первой необходимости, но полезная.
16. Защита пера (подешевле, или подороже, но разных цветов). Во время езды велосипедная цепь иногда бьет с неприятным звуком по перу рамы велосипеда, скалывая с него краску. Во избежание этого можно купить неопреновую защиту пера. Если же денег мало. А эстетика не важна, то можно просто обмотать перо старой камерой, или изолентой в несколько слоев
17. Если вы не любите рюкзаки, а карманы у вас маленькие, то для того, чтобы возить запаску-мультитул-велоаптечку, а так же ключи от дома и что-то еще вам понадобится сумка под седло или на раму.

Некоторые аксессуары, которые часто покупают новички, но я не считаю их полезными.
1. Подножка. Я считаю, что это вредный аксессуар - велосипед почти всегда можно к чему-то прислонить, или просто положить на землю - в этом случае он соприкасается с поверхностью торцом руля, педалью и колесом. Ни о какую из этих частей не вымажешься. С другой стороны подножка любит цепляться во время поездки за траву, мелкий кустарник и торчащие ветки. К тому же велосипед на подножке очень неустойчив, и падает от малейшего дуновения ветра, при этом царапается и может сломаться(хоть и маловероятно, но может) задняя перекидка.
2. Велосипедный замок . К сожалению, эти замки - это защита от честных людей и вор вскроет почти любой велозамок за считанные секунды. Поэтому с замком вы или без, не оставляйте свой велосипед без присмотра.

Считается, что человек тратит на аксессуары столько же денег, сколько на сам велосипед. Только не пугайтесь сразу, если вы только что стали обладателем байка. Во-первых, это не настолько необходимо, как покупка компакт дисков после приобретения CD-проигрывателя; во-вторых, большинство описываемых ниже аксессуаров делает ваши поездки безопаснее, веселее, удобнее и т.д. Машина в максимальной комплектации всегда доставляет больше удовольствия хозяину.

Велошлем

Думаем, что это первая вещь, которую надо взять в руки, отдав деньги за новый велосипед и еще не выйдя из магазина. Сразу хотим предупредить первый контраргумент - зачем мне шлем, я буду кататься осторожно! Если вы и впрямь будете ездить на байке только по дорожкам любимого парка, от покупки шлема можно воздержаться. Велосипед ничуть не опаснее, чем любой другой спортивный снаряд, например, теннисная ракетка. Но если вы планируете хотя бы изредка выезжать на дорогу, то учтите, что водители могут не разделять вашего осторожного подхода к жизни. Большая часть несчастных случаев (если не считать травм во время соревнований) происходит именно на дороге. Врачи настоятельно рекомендуют, а правила движения в Австралии, например, обязывают велосипедистов надевать шлем.

В смысле безопасности все шлемы соответствуют одним и тем же стандартам. Они делаются из пенопласта, покрытого сверху нарядной пластиковой оболочкой, и должны спасти велосипедиста от серьезных травм при ударе головой на скорости 20 км/ч. В реальной ситуации это означает, что шлем спасает при инциденте на более высокой скорости - при падении голова касается земли в последнюю очередь, когда скорость уже существенно снизилась. В момент удара шлем должен расколоться, это нормально. Восстанавливать его ни в коем случае нельзя. Впрочем, случаются такие неприятности очень редко, и большинство байкеров пользуются шлемом до тех пор, пока не захочется поменять его на новую модель.

Шлем может стоить от $30 до $150 долларов. У более дорогой модели, как правило, бывает больше вентиляционных отверстий, удобнее механизм регулировки, качественнее козырек, защелки лямок и, разумеется, более модный дизайн. Существуют полнолицевые шлемы - в них добавлена защита челюсти. Такие модели предназначены для фрирайдеров и даунхилльщиков.

Набор инструментов

К сожалению, даже самый совершенный велосипед не защищен от поломок. Кроме того, байк периодически нуждается в регулировке. А уж от прокола шины вообще никто вас не застрахует! Удобно всегда иметь при себе небольшой дорожный набор: шестигранные ключи и отвертки, монтажки для колес, запасную камеру, заплатки, насос. Иногда берут с собой выжимку для цепи и некоторые другие инструменты.

Ключи шестигранники - главное орудие для регулировки байка. Если надо отрегулировать тормоза, седло, затянуть рулевую колонку и т.д., пользуются именно ими. Требование одно - надежность. Сорванный в дороге ключ будет весьма неприятным сюрпризом. Часто в продаже можно встретить набор шестигранников в виде перочинного ножа. Там же вы найдете шлицевую и крестовую отвертки. Стоимость ключей составляет $5-25, и не имеет смысла экономить - дешевые шестигранники срываются нараз. Для экономии веса можно взять рассыпной набор ключей и возить с собой самые необходимые.

Одна из частых неприятностей в дороге - прокол колеса. Вообще колеса спускаются из-за двух видов воздействия - внешнего и внутреннего. В первом случае шину протыкает снаружи гвоздь или стекло, во втором, при наезде на твердое препятствие (особенно с острой гранью - например, дорожный бордюр) обод пробивает камеру изнутри.

Увы, проколы стали случаться все чаще. На дорогах полно стекла, в том числе и в парках. Чтобы снизить риск услышать злобное шипение, во-первых, старайтесь, не проезжать по осколкам бутылки, битое автомобильное стекло не так опасно; во-вторых, в лесу объезжайте места, где жгли костер - там могут оказаться не только бутылки, но и гвозди от досок из забора ближайшего пионерлагеря; в-третьих, более агрессивные шины сложнее проколоть, чем слики (покрышки без рисунка протектора). Не забывайте, что на дороге нельзя вести себя непредсказуемо и вилять из стороны в сторону, объезжая битое стекло.

Уберечься от пробоя камеры еще проще - хорошенько накачайте шины. Ехать станет жестче, но легче. При наезде на бордюр или ступеньки полезно сбавить скорость, выдернуть руль верх, а затем перенести на переднее колесо большую часть веса тела и забросить заднее. Есть и более продвинутые методики, но для начала и это хорошо.

Если прокол все-таки произошел, не отчаивайтесь. У вас ведь есть все, что нужно для столь мелкого ремонта. Для интереса засеките время - замена шины займет 5-15 минут. Лучше, конечно, было предварительно потренироваться дома. Сначала снимите колесо. Монтажек в комплекте три штуки. Воткните две из них между ободом и покрышкой в 15-20 см друг от друга. Работая монтажками как рычагами, вытащите борт шины наружу. В зависимости от шины и обода тут может потребоваться и третья. Разбортуйте шину по всему периметру и вытащите камеру. Обязательно надо найти место прокола и проверить, не остался ли острый предмет торчать в покрышке. Камеру, пробитую ободом, можно опознать по двум дыркам. Вставьте запаску и забортуйте шину с помощью монтажек. Проследите, чтобы камера не попала в зазор между ободом и покрышкой. Теперь можно установить колесо на байк и накачать.

Процедура, как видите, сверхпростая. Если полениться или поскупиться, модно существенно осложнить себе жизнь. Первая возможная проблема - дешевые монтажки легко сломать. Бывает очень сложно вытаскивать покрышки с кевларовым кордом (особенно слики) из некоторых ободов. Пользоваться отверткой не рекомендуется - можно попортить обод и проколоть шину в ещеодном месте. Иногда получается использовать в роли монтажки ручку эксцентрика от колес. Но лучше все-таки взять надежные монтажки.

Третья проблема может быть связана со стандартом ниппеля камеры. Существует два основных вида - автомобильный ниппель и велосипедный (presto valve). Автомобильный шире, и не подходит для большинства дорогих ободов. Зато в дороге насос к нему искать долго не придется.

Теперь о вашем дорожном насосе. Разумеется, он должен соответствовать тому типу камер, которым вы пользуетесь. Обычно современные насосы делаются универсальными. Моделей море ($5-50). Отличаются они друг от друганезначительно. Во-первых, материалом. Есть пластмассовые и металлические (алюминиевые). Вторые надежнее, но тяжелее. Во-вторых, ест модели с манометром. Приятный пустячок, но нужен только отпетым педантам. В этом году даже появился электронный насос - он оснащен жидкокристаллическим дисплеем и начинает пищать, когда вы накачали колесо до предварительно заданного давления. В-третьих, насос может быть односторонним и двухсторонним. Во втором случае воздух поступает в шину как при сжатии насоса, так и при растяжении. В-четвертых, насосы бывают телескопические, чтобы за один цикл закачивать больше воздуха. К разряду экзотических можно отнести насосы с баллончиками с углекислотой (похожими на сифонные). Они самые компактные и накачивают шину практически мгновенно, но использовать их без баллончиков нельзя. Выбор за вами.

Рюкзак и прочее

Теперь надо придумать, как возить все это добро. Достойный вариант - подседельная сумка. Только проверьте, что в нее влезает все, особенно насос. Некоторым нравиться рассовывать все необходимое по карманам веломайки или возить кучу барахла в рюкзаке. Вкратце об основных чертах, которые отличают рюкзак байкера ($40-100) от обычного городского.

Во-первых, особая подвеска. Она обеспечивает вентиляцию - к спине прилегает не сам мешок, а тонкая сетка. Специальная плоская пружина-паук оттягивает от нее остальную массу, и пот испаряется, вместо того, чтобы впитаться через рюкзак в ваши вещи. Справедливости ряди надо заметить, что не все верят в такую подвеску. Некоторые утверждают, что она мешает сохранять равновесие. Во-вторых, велосипедные рюкзаки оснащены отделением для кэмел-бека. Это такой пакет с трубочкой (как для капельницы, только большой и прочный)в который наливают воду, и утоляют жажду не отвлекаясь от гонки. Трубка снащена клапаном, который надо прикусить, чтобы он открылся. В рюкзаке обычно для этой трубочки делают специальное отверстие.

В-третьих, четвертых и пятых, конструкция включает светоотражающие элементы для безопасности на дороге в темное время, а иногда чехол на случай дождя и клапан, под который можно пристегнуть шлем. Последнее пригодится, если вы едете с велосипедом общественным транспортом и не хотите выглядеть инопланетянином.

Поскольку в дороге обязательно надо пополнять запас воды в организме, почти на каждой раме есть места для крепления фляги. Комплект состоит из флягодержателя, в который вставляется специальная фляжка. Набор стоит $5-15. Брать с собой флягу надо обязательно, если вы отправляетесь в поездку на 25 и более км.

Если при этом вы планируете оставлять байк в не совсем надежном месте (например, у магазина или палатки), вас выручит замок. В зависимости от надежности, он может стоить от $5 до 50, и все равно не обеспечивает адекватной защиты. Любой квалифицированный байкер может меньше чем за минуту снять оба колеса, вытащить седло, а в случае дисковых тормозов вилку. Это уже не говоря о компьютере, фонарх и т.д. Однако, от обычного угона замок в ряде случаев защищает. Если ваш байк ничем не отличается в лучшую сторону (ну, уж извините!) от десятка других, стоящих рядом, то воры покусятся на другой велосипед - так что замок в этой ситуации не помешает. Эгоистично, но жизненно.

Велокомпьютер

Мы часто касаемся темы этих забавных приборов, поэтому здесь перечислим только основные особенности компьютеров. Обычно спрашивают, нужен компьютер или нет, и сколько он стоит. Мы не видим особой причины отказывать себе в удовольствии иметь на руле кусочек электронно-вычислительного мира. В глухих болотах он внушает веру в человечество, а стоит от $15-150. Пользоваться велокомпьютером проще простого - обычно у него есть две основные кнопки. Хотелось бы предупредить, что в пути ваше внимание должно быть в первую очередь на дороге, а не на дисплее компьютера.

Принцип работы компьютера очень прост. На перо вилки крепится сенсор магнитного поля (на основе геркона), а на одну из спиц - магнит. Когда последний оказывается в близи сенсора, тот замыкается, и прибор узнает, что колесо сделало полный круг. При установке прибор калибруется - в него закладывается длина окружности колеса, поэтому все остальное - дело техники, никакого мошенничества.

Хороший компьютер знает текущее время, определяет скорость, фиксирует среднюю и максимальную скорость на маршруте, длину и продолжительность маршрута (дневной пробег), общий пробег и наверняка что-нибудь еще - фирмы любят придумывать свои фенечки (частота педалирования, ритм сердца, высота над уровнем моря, температура "за бортом" и т.д.). Самые навороченные модели подключаются к большому компьютеру и передают на него информацию о графике ваших тренировок.

Удобно, когда компьютер оснащен дисплеем с двумя строчками данных - можно одновременно видеть время и скорость. Потребность в других режимах возникает лишь изредка.

При покупке обязательно проверьте, что хомут сенсора (если он специальный) подходит к вашей вилке. Очень часто толщина ног вилки оказывается слишком большой. Тогда следует подобрать другую модель, с креплением стандартными хомутами или попросить механиков найти для вас подходящий хомут.

Если вы часто катаетесь по лесному бурелому или увлекаетесь художественными падениями, обратите внимание на беспроводные модели. Вместо провода, который легко порвать, они оснащены небольшим радиопередатчиком. Если вы все-таки выбрали обычную модель, спросите продавца на всякий случай, есть ли для нее запчасти например, тот же самый провод или крепление на руль.

Не забудьте, что поменяв резину, компьютер надо заново откалибровать.

Осветительные приборы

Если вы когда-нибудь обгоняли на машине велосипедиста на ночном шоссе, то вы прекрасно понимаете, зачем на байке нужна светотехника. Строго говоря, выезжая на дорогу, вы становитесь полноправным участником дородного движения. По российским правилам велосипед должен быть оборудован спереди белым фонарем или отражателем, сзади - красным, на переднем колесе должен быть укреплен янтарный (желтый) отражатель, а на заднем - красный. В зависимости от страны, правила различаются. Например, в наших правилах ничего не сказано о допустимости мигающего режима заднего фонаря, а в Германии он явным образом запрещен.

В стандартную комплектацию велосипеда входят белые отражатели на колеса и красный на подседельный штырь. Если вы ездите ночью, то для пущей безопасности надо поставить сзади фонарь. Они продаются повсеместно по цене от $5 до 25. Различаются фонари по количеству и яркости светодиодов и фильтру. Полезно также обратить внимание на защищенность от воды и тип используемых батареек.

Не стоит брать самый большой фонарь - сверхмаленькие с одним светодиодом иногда работают эффективнее. Попросите продавцов продемонстрировать работу нескольких моделей. Обычно батарейки ставятся стандартные пальчиковые, типа АА. Но иногда случаются исключения. Производители утверждают, что используют экзотические элементы питания для экономии веса, по попробуйте находясь проездом где-нибудь в Переславле-Зеленском, купить батарейку типа N, если ваша сдохла! Вот и окажется, что ваш суперлегкий и яркий фонарь, абсолютно бесполезен.

Режимов работы бывает несколько. Главные - постоянное свечение и мигающий. Из вполне хватает. Первый меньше раздражает водителей сзади, а второй экономит батарейки. Есть модели фонарей, где светодиоды мигают каким-нибудь экзотическим образом, может быть кому-нибудь это и понравится, но только не человеку, который догоняет вас на машине. Кстати, фонарь со свежей батарейкой виден за несколько километров. В комплекте может быть прищепка для крепления фонаря на одежду или шлем. Многие находят эту штуку полезной.

Часто задают вопрос о передней фаре. Практика показывает, что она нужна, только если вы ездите по неосвещенным дорогам. В городе света, как правило, хватает. Для любителей экстрима выпускаются особо мощные модели с дополнительным блоком питания - они стоят несколько сотен долларов и светят, как прожектор. Обычная фара на руль обойдется вам в $20 и будет работать от 4-х пальчиковых батареек. Есть модели с аккумуляторами и специальным зарядным устройством.

Защита от грязи

Один из важных моментов при покупке велосипеда, подумать о плохой погоде. Основные аксессуары для защиты от грязи - это крылья. Причем заднее является основным. Не все крылья подойдут к вашему велосипеду. Некоторые будет невозможно установить, поэтому выбирайте внимательно. Поскольку ездить с крыльями неудобно, разумно отдать предпочтение легкосъемным моделям. В самом удобном варианте заднее крыло крепится к подседельному штырю и отстегивается одним движением, а для переднего крыла устанавливается специальный якорь, к которому уже пристегивается крыло. Снять и установить щиток при такой системе - секундное дело.

Есть и более специальная защита байка. Имеются в виду неопреновые чехлы для амортизаторов, рулевых колонок и т.д. Они надежно защищают компоненты и реально продлевают им жизнь.

Велоодежда и обувь

Кажется, дошли и до этой безделицы. Зачем нужна специальная одежда и обувь, если у каждого есть спортивный костюм? Оказывается, все-таки нужна. Самая главная деталь костюма - велотруссы или рейтузы. От обычных они отличаются мягкой прокладкой, которая приходится на область контакта человека с седлом. Велотруссы спасут вас от неприятных ощущений после долгих поездок. Товар дешевый, поскольку "левых" вариантов не бывает - $25-60.

Веломайка хороша тем, что состоит их слоев ткани - для отвода влаги от тела и дальнейшего ее рассеяния. Разумеется, она добавляет эстетики. Удобно, что на спине есть карманы, обычно три штуки. Майка стоит в районе $40.

Для прохладной погоды незаменимы ветровки с мембраной. Их главная особенность - выпускать наружу пот, но не продуваться. Между материалами есть существенные отличия. Некоторые из них промокают, а другие нет. Выбор непростой, потому что "непромокаемые" хуже "дышат" и требуют больше заботы при стирке. В зависимости от крутизны, ветровки стоят $40-150.

Перчатки нужны в первую очередь любителям агрессивной езды. При падении они незаменимы. Если вы просто катаетесь, то перчатки помогут избежать мозолей. Удовольствие обойдется в сумму от $15.

Велотуфли используют владельцы велосипедов с контактными педалями. Туклипсы сегодня смотрятся старомодно и на новые байки практически не ставятся. Принцип работы контактов прост - на подошве ботинка крепится "шип", который входит в специальный замок на педали. Чтобы отстегнуться, нужно повернуть пятку в сторону. При нормальной езде такое движение не характерно, поэтому случайно отстегнуться довольно сложно, а после небольшого периода привыкания сделать это намеренно не составит труда. Некоторые проблемы с контактными педалями в грязи, но игра стоит свеч - эффективность езды существенно возрастает.

Выбор туфель - дело вкуса. Главная характеристика - жесткость подошвы. Чем она выше, тем профессиональнее модель. Йена, разумеется, тоже от этого зависит. Прогулочные туфли стоят $40, а спортивные до $150. Ботинок должен хорошо держаться на ноге, поэтому велообувь моно покупать только после тщательной примерки. Туфли продаются без шипов. Шипы идут в комплект к педалям и совместимы только с педалями своего типа. Основных стандартов два - Shimano SPD и Time ATAC.

Покатаемся?!

Для чего нужен велосипед? Способов применения этого чуда техники масса.

Во-первых, на велосипеде можно поехать в магазин за продуктами. Правда, лучше ехать компанией, чтобы один человек мог остаться у входа и последить за велосипедами. К сожалению, у торговых центров велосипеды часто воруют, даже когда они пристегнуты. Но если без привязи для двухколесного коня не обойтись, используйте максимальной толщины и прочности.

Во-вторых, на велосипеде можно добраться на работу дешевле и быстрее, чем на автотранспорте. С учетом городских пробок средняя скорость велосипедиста зачастую выше средней скорости автомобиля в час пик.

В-третьих, велосипед нужен для неспешных прогулок в парке. Ранняя осень, деревья только начали сбрасывать листву, их кроны лишь тронуты красным и желтым. Воздух чист и прозрачен, еще голубое небо высоко, перышки легких облачков не заслоняют теплого пока солнца. Как приятно прошуршать шинами по гравийным дорожкам, выпить крепкого чаю из термоса, поболтать с друзьями, отдыхая на скамеечке, скатиться с горки, взлететь на мостик и почувствовать себя совершенно счастливым от этой велосипедной прогулки. Конечно же, не менее приятны велопрогулки весной и летом. А уж зимой велосипедист, бодро рассекающий по заснеженной дорожке на своих шипованных колесах, получает массу удовольствия не только от самого процесса катания, но и от эмоций окружающих.

В-четвертых, велосипед - отличный способ показать свою крутость и удаль молодецкую. Покатушки в агрессивном стиле, с большим километражом, высокой скоростью и рваным ритмом движения, с форсированием бродов и грязевых участков по плечу уже не всем катальщикам, а только самым отважным и сильным. А для любителей асфальтовых поездок есть и длинные шоссейные маршруты.

Для тех, кому уже мало просто «поупираться» на грунте, велосипед поможет выйти на следующую ступень - на любительские спортивные соревнования. Соревнований много, хороших и разных, от марафонов и кросс-кантри до велоориентирования и скоростного подъема в гору, так что можно выбрать заезд на любой вкус.

Конечно же, велосипедные гонки включены и в олимпийские дисциплины, да и небезызвестная гонка «Тур-де-Франс» тоже проводится на двухколесных машинах. Но «вкрутить» на этих заездах могут лишь профессиональные спортсмены.

Тем, кто выше всего ставит свободу передвижения, велосипед нужен, конечно же, для походов. Здоровый человек, даже будучи не очень тренированным, способен проезжать в день 50-60 километров. Даже при таком небольшом дневном пробеге есть возможность посмотреть красивые места, подышать свежим воздухом, получить массу удовольствия от смены пейзажа и ощущения полной свободы. Оборудованные для похода велосипеды легко несут своих седоков и их рюкзаки. А хорошо раскатанный велосипедист может проехать больше сотни километров в день, что превышает средний дневной перегон почтовой лошади, в России 19 века между почтовыми станциями было в среднем по 40-50 верст.

А вообще-то, велосипед нам нужен, чтобы получать мышечную, или двигательную радость.

При активном движении нервно-эндокринный центр организма, гипофиз, вырабатывает особые гормоны - эндорфины, которые повышают стрессоустойчивость организма. При этом улучшается настроение, снижается тревожность, поднимается самооценка человека. Да и просто приятно испытать эту сложную смесь усталости и легкости во всем теле, ощущение восторга от того, что ты живой, и тебе подвластно почти все. Недаром почтальон Печкин стал добрым именно тогда, когда у него появился велосипед.

Так для чего нужен велосипед? Велосипед нужен для счастья.



mob_info