Произведения в которых упоминаются почтовые лошади. Росинант и другие

Лошади - преданные спутники и помощники человека. Они погибали вместе со своими всадниками в битвах, возделывали пашню, перевозили грузы и преодолевали сотни километров. В наше время они стали скорее дорогими игрушками, чем необходимостью. Но отношения людей с лошадьми порой бывают столь трогательны и глубоки, что достойны пера писателя. Художественные книги про лошадей откроют вам мир благородства и дружбы человека и животного.


Рассказчик в этом романе - конь по кличке Джоуи. Он принадлежал юному Альберту, но отец мальчика продал лошадь, чтобы уладить финансовые проблемы. Альберт отправляется в горнило войны, чтобы найти друга. Это книга-взгляд на мир, войну и на нас, людей, глазами лошади.

Сара живет с дедом, который обучает ее искусству верховой езды. Но случается трагедия, и девочка остается один на один с невзгодами. Юрист Наташа стоит на грани развода с мужем. В этот тяжелый период она встречает Сару и забирает ее к себе, не зная о секрете девочки…

Грейс во время выезда верхом попадает в аварию. И она, и ее конь Пилигрим остаются живы. Но лошадь тяжело ранена. Мать Грейс пристрелить животное не отваживается, зная, сколько горя это принесет дочери. Все вместе они едут к тому, кто способен исцелить Пилигрима.

Мальчик Шаста живет в семье бедного рыбака в Тархистане. Однажды он встречает говорящего нарнийского коня. Вместе они направляются к свободным северным землям. По пути они встретят беглянку Аравиту и говорящую лошадь Уинни. Впереди у них - шумный и опасный Ташбаан…

Недавно освободившийся из колонии Сиверин нанимается перегонщиком скота на Алтай. Здесь у работников должны быть лошади. Сиверин выбирает себе одного из приведенных монголами коней - рыжего и своенравного. Кто кого одолеет в попытке объездить этого строптивца?


Необычный жеребец не дает покоя ковбоям в прериях. Иноходец постоянно уводит кобыл. Стада терпят убытки, а ковбои мечтают заарканить мустанга. Для заточения животного в неволю у людей есть множество способов. Но сломить дух свободолюбивого создания - возможно ли?

Проказник Эмиль ни дня не проводит без выдумок. Кто еще может заставить кошку прыгать просто из любопытства? А запустить торт в лицо главного человека в городе? Эмиль может угодить в кисель и накормить поросенка очень неправильной едой. И все это делать с добром и от души.

Жизнь крестьянских лошадей нелегка: их изуродовала тяжелая работа и плохой уход. Одна из лошадей, Рыжуха, услышала песню своих предков, которые жили на воле. Но собратья Рыжухи не верят сказкам о свободе. Тогда лошадь спрашивает у человека, правдива ли старая песня…

История коня, которую читателю поведает он сам. Красавчик вырос на просторах провинциальной Англии, а затем попал в Лондон. Он поведает историю непростой судьбы своих сородичей, которые зависят от людей. А люди зачастую жестоки или безразличны к животным рядом с ними.

У Игоря нет друзей, зато есть обидное прозвище «Панама». Этот неловкий и застенчивый мальчик начинает обучаться верховой езде у сурового тренера. И внезапно открывает себя, своего учителя литературы, одноклассников и весь мир с неожиданных и удивительных сторон.

Повесть о том, какой хрупкой бывает дружба, и как важно ее беречь. Рассказ о мальчике из семьи беняков и его друге-пони. О том, какими свободными от условностей были их отношения. И как общественные требования соблюдать приличия и обычное седло разрушили эту дружбу.

В детстве Алана сразил полиомиелит. Но болезнь не стала для него поводом отказываться от жизни. Превозмогая боль и ограниченные отныне возможности своего тела, Алан учится ходить, прыгать, ездить верхом, лазать по карьеру. Это история преодоления и веры в свои силы.
Автор включила в сборник не только свои произведения. Все творения, собранные в издании, посвящены лошадям и жизни рядом с ними. Любовь к лошади, отношение к ней как к равному существу, а не дорогой или бесполезной игрушке - вот что объединяет авторов сборника.

Сборник раритетных на данный момент трудов, посвященных великолепной породе лошадей - арабской. Исследование князя и княгини Щербатовых датируются началом XX века, а труд Балакшина дополнен и издан гораздо позже - в 1978 году. Впервые все эти труды собраны вместе.

Сказ о богатом купце Уседоме и его любимом скакуне Догони-Ветре. Купец гордился своей лошадью, оберегал и никому, кроме Усеома, ездить на ней было не позволено. Однажды лошадь спасла купцу жизнь, и он пообещал заботиться о ней. Но скакун ослеп и стал обузой для хозяина…

Ивушкин случайно разговор мамы и папы и подумал, что они собираются усыпить старую лошадку Лушу - верного друга мальчика. Ивушкин намерен Лушу спасти. Он уводит ее в лес, где живут волшебство и сестрица Лестница. Эта сказка напомнит о доброте взрослым и научит ей детей.

Семейное ранчо продано, а жизнь вне привычного мира для героев немыслима. Они седлают коней и отправляются в Мексику, чтобы устроиться на каком-то ином ранчо. Переправившись через реку, они попадают в мир, который увидеть не ожидали. Что продолжает толкать их вперед?


Настоящий ковбойский конь - особое существо. С его пути уходит даже хищник, сраженный этой стремительной мощью. Ковбой без коня - не крутой парень, а нечто невразумительное. Эта история уникальная, она расскажет всю правду о ковбойских лошадях и о судьбе одной из них.

Поход с соседскими ребятишками в лес за земляникой закончился для героя тяжким осознанием своих плохих поступков. Мальчишка собранные ягоды съел, а бабушке отдал набитую травой корзинку с насыпанными сверху земляничинами. И совестно, и для признания время упустил…

Светлая история, написанная большим знатоком лошадей. Книга о беспородной, и от того не особо ценной лошади Ваське. Судьба Васьки переплетается с непростым жизненным путем Вовки Васильева. Им предстоит пережить многое и понять ценность человечности и дружбы.


История мальчишки-бедняка и дикого жеребца камарга. Маленький герой искренне полюбил вольнолюбивое и гордое животное. Однажды мальчик спасает скакуна, но оставаться без своего друга не хочет. Герой уходит за жеребцом в места, названия которых мало кто знает…

Сборник преданий и мифов обитателей сурового севера - индейцев шауни. Их представления о том, как зародился мир, их боги, обряды, безмерное уважение и поклонение природе. Отдельно отмечены отношения шауни с животными, которых индейцы практически боготворили.

Автор с безграничной нежностью, лирично и ярко описывает природу Прикамья и нравы здешних жителей. Его герой - обычный мальчишка по имени Алёша. Светлый, отзывчивый паренек с кристально чистыми помыслами постигает суть ответственности за других людей и природу.

Действие повести Байрамуковой разворачивается незадолго до и во время войны. Солтан - обычный школьник, который любит лошадей и хорошо знает их. Мальчик вырастил прекрасного скакуна. Когда на эти земли пришли оккупанты, укрыть и сберечь такое животное было непросто…

Книги пишутся не о лошадях, а о людях. Но некоторые из них совершенно неотделимы от своих лошадей

Текст: Фёдор Косичкин
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Кони служили людям верой и правдой много тысяч лет. Так что даже удивительно, как мало в мировой литературе по-настоящему полнокровных «лошадиных персонажей». Мы помним свифтовских гуингмов , но кто помнит хоть одного из них по имени? Впрочем, книги же пишутся не о лошадях, а о людях. Но некоторые из них совершенно неотделимы от своих лошадей.

Имя это не случайно: Дон Кихот сам придумал его перед тем, как пускаться в странствия, соединив слова rocin («кляча») и ante («впереди»). Что бы это значило? Логика Дон Кихота была такова: «Прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире» . Большая доля правды в этом есть: вместе с Дон Кихотом и его конь далеко вышел за переплет одного конкретного романа начала XVII века. При этом, если стал общепризнанным символом прекраснодушного чудака, сражающегося с ветряными мельницами, то его верный Росинант - олицетворение поговорки «Старый конь борозды не портит» : скромный трудяга, честно исполняющий свой нелегкий долг.

2. Зеленый конь д’Артаньяна

Старый мерин, на котором герой въехал в Париж, не имел собственного уникального имени, но обладал собственным уникальным окрасом - ярко-желтым, если верить насмешливому Рошфору. Это давало повод к неисчислимым шуткам, а главное - послужило причиной ссоры д’Артаньяна с загадочным незнакомцем в трактире города Менга, которая во многом определила его дальнейшую судьбу в Париже. Впрочем, прибыв в «точку назначения», д’Артаньян немедленно продал фамильного коня удивительной масти - вопреки заклинаниям отца ни в коем случае этого не делать.

3. Чубарый Чичикова

со свойственным только ему удивительным юмором пишет обо всех конях чичиковской «птицы-тройки», но в первую очередь - о хитром чубаром, правом пристяжном: «Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет, тогда как коренной гнедой и пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем, потому что был приобретен от какого-то заседателя, трудилися от всего сердца, так что даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие» . Удовольствие, вполне разделяемое читателями, заметим мы от себя.

4. Лошадь Мюнхгаузена

Лошадь Мюнхгаузена - сущая страдалица. Каких только испытаний не выпадало на ее долю! Неугомонный барон привязывал ее к кресту колокольни, вытаскивал вместе с самим собой за косичку парика из болота, ее разрубало пополам крепостными воротами, а в конце концов ее прямо в упряжи сожрал огромный волк. Могут возразить, что всё это происходило не с одной лошадью, а с разными. Но дело в том, что это не происходило вообще ни с какой лошадью. Точнее, происходило с одной идеальной лошадью. Той самой «лошадью Мюнхгаузена».

5. Фру-Фру

Еще одна знаменитая подкованная страдалица — Фру-Фру, чистокровная скаковая лошадь Алексея Вронского. почти серьезно ревновала к ней Алексея, и было за что: Вронский так же почти серьезно уверял Анну, что не любит никого, кроме нее. И Фру-Фру. Как мы помним, любовь Вронского оказалась для Фру-Фру столь же гибельна: ловкий молодой человек, но не профессиональный жокей, он неудачно послал ее на полном скаку через препятствие и сломал ей спину. А Анна не смогла скрыть горячего испуга при виде этого происшествия — что и открыло глаза Алексею Каренину на отношения его жены с Вронским. Так что Фру-Фру персонаж не только страдательный, но и глубоко символический. А еще говорят, что реалист Толстой не любил . Потому и не любил, что те были его жалкими подражателями.

6. Холстомер

Но Лев Толстой достало не только на то, чтобы создать Фру-Фру. Под его пером облекла плоть и покрылась шкурой еще одна знаменитая лошадь. Точнее — конь. Иноходец. И если сервантесовский Росинант давно превратился в обобщенный символ «рабочей лошадки», то толстовский Холстомер - наоборот, конь с самой выраженной индивидуальностью во всей мировой литературе. Достаточно сказать, что у него нет постоянного хозяина - он интересен сам по себе, кого бы за собой ни возил. Толстой наделяет своего героя трудной судьбой и вполне соответствующей ей сложной психологией. После никто не писал уже о конях с такой любовью и пониманием. Не столько потому, что не появилось новых Толстых, сколько потому, что верных спутников воинов и путешественников в начале ХХ века с необыкновенной быстротой вытеснили автомобили. Эта тема тоже очень интересная, но - совершенно отдельная.

Оксана КУЧЕРОВА,
общеобразовательная
школа-интернат № 7,
г. Белогорск,
Амурская область

Образ коня в русской литературе

Скачет конь, простору много...

Поезд постепенно набирал скорость после очередной остановки и вскоре уже мчался среди роскошных июльских лугов, полей, лесов - красоты необыкновенной.

Но одно было плохо - тянуло гарью. Горело всё, что могло гореть, ведь это лето было страшно засушливым.

Раздался шум, перекрывающий стук колёс. Откуда он исходил, невозможно было разобрать.

Вдруг из-за леса выбежали лошади, спасающиеся от огня. Они словно летели, их хвосты и гривы развевались от бега. Животные старались обогнать состав, но отставали, отставали... освещённые светом заходящего солнца.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Я долго стояла у окна и всё думала: “Что же будет с ними?” - и вспоминала свой недавний разговор с учащимися, которых интересовало, почему в учебнике так много рассказов, повестей о лошадях, о дорогах. Вопрос этот был задан на ходу, и ответ поэтому был кратким.

Но теперь мне хочется рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми. Ведь в литературе, в частности в русской, тема дороги является наиболее важной.

Вспомним, например, Н.В. Гоголя, который считал себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Ведь именно с нею связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые совершает.

С каждым годом человек всё более совершенствуется, он движется “по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений”. Никогда не стоит забывать своё прошлое наследие. Вот и мы вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, “собеседником” на привале... В общем, поговорим о конях (лошадях), которые вплоть до 30-х годов XX века были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 рублей, простая стоила 4 рубля, а лучшие “аргамаки” - 100 рублей; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму).

Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу).

Я ставлю перед собой задачу: показать, как писатели, поэты, чьи произведения изучаются в школьной программе, сумели рассказать об этих удивительных созданиях. Поэтому мы станем говорить, что значила лошадь для славянина и что - для современного русского человека и о его отношении к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину.

Нельзя будет не заметить, что в работе будут в разных вариациях чередоваться слова “конь” и “лошадь”, поэтому вспомним их этимологию.

В.И. Даль пишет так: “Конь - м. стар. комонь , славнс. клюся , стар. араб. фарь ; лошадь добрая , не кляча”. А что же “лошадь”? Ещё 235 лет назад А.П. Сумароков предположил и обосновал версию, что “от новых татар, принявших слово лошадь , коня в неё превратили... Ибо в наших славянских книгах конь лошадью никогда не назывался (от АЛАША - мерин + АТ - конь)”. А вот учёный Г.Ф. Одинцов обосновал чисто славянское происхождение этого слова от почти исчезнувшего прилагательного лоший - “плохой” (чтобы ввести в заблуждение злых духов). Лошадь же, вообще конь: особ. не жеребец и не кобыла, мерин.

Не имею никаких причин оспаривать эти версии, поэтому приму их за основу и продолжу свой рассказ.

Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь - символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои - былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, - ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание - готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.

Есть и другая замечательная версия, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.

А корми его пшеницей да белояровой,
А ещё пои его... да ключевой водой,
...Ещё будет тебе конь да лошадь добрая
Ещё добра-де лошадь богатырская.

С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.

Самое страшное для воина - разлучение с конём, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:

“Мы убьём его, пограбим-ко,
Со конём его разлучим-ко!”
А богатырь-то... всех до одного
В одночасье погубил подряд...

Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг - это разгром татарского нашествия:

...припускал он коня богатырского
На эту рать - силу великую...
За землю российскую
Да за вдов, за сирот, за бедных людей.

Но не нажил на этом богатырь богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную. О себе он говорил так:

...А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезжаю,
А судьба для меня - за коня!

Да, разной была судьба как у коней, так и у их хозяев: одни садились на “тёмно-карих жеребчиков нелегчёныих” и ехали “к городам да за получкою”. Но молодой Вольга Святославович не может состязаться с оратаем Микулой Селяниновичем и его “кобылой соловою”, у которой “гужики шёлковые”. Залюбуешься, когда идёт она, а “как хвост-то у ней расстилается, а грива-то у неё развевается”, и “грудью она пошла”.

Поэтому вполне понятна зависть Вольги:

Кабы она, кобыла, коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дал.

И об этом же жалеет её хозяин Микула Селянинович:

Кабы эта кобыла коньком бы была...

Конечно, если бы он знал, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк - уменьшительно-ласкательное слово от конь ) для своего хозяина из сказки Ершова. Он -

Игрушечка-конёк,
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Но несмотря на такой неказистый вид горбунок, по словам матери-кобылицы:

...на земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет...
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит...

Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал “игрушка-горбунок” для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток.

Вы думаете, он чего-то особого ждал от хозяина? Нет, ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода.

Удивляешься порой, как эти животные могут быть так преданы человеку!

Люди же за это наделяли их в своём воображении волшебной силой, способной перевернуть их жизнь. Вспомните сказку «Сивка-Бурка»: сильный, статный “конь бежит, земля дрожит, из ушей столбом дым валит, из ноздрей пламя пышет”. Как же не испугаться его?! Нет, бояться не нужно, ведь он несёт на себе силу для преображения Иванушки, превращения его в писаного молодца и жениха Елены Прекрасной.

Да как же после этого не ценить коня до последних дней его, да ещё если провёл с ним многие дни и ночи в дальних походах. Так и у вещего князя Олега нет никого вернее его коня, который

...не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю...
И холод, и сеча ему ничего...

Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: “Но примешь ты смерть от коня своего”. Не верит князь, и потому не торопится расстаться с верным слугой, отдаёт приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: “Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?”. Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: “Что же гаданье?..”

Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению.

Не мог конь спокойно спать без своего хозяина. Вот она - преданность до гроба и в мирной жизни, и в битвах. В кровавых сечах бились не только люди, но и кони, которые “чувствовали” приближение врага и отвечали с печальным видом хозяину:

Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальний,
Трубный звук и пенье стрел;
Оттого я ржу, что в поле
Уж не долго мне гулять...
...Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмёт
И серебряны подковы
С лёгких ног моих сдерёт;
Оттого мой дух и ноет...

Прав был конь. Страшная была сеча. Прочитаем у А.С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила» описание поля битвы, где происходило сражение:

...Вдали всё пусто.
Здесь и там
Желтеют кости; по холмам...
Где сбруя, где заржавый щит;
...Богатыря там остов целый
С его поверженным конём -
Лежит недвижный...
О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями,
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?

Сражение шло до последнего воина, но враг был повержен.

У М.Ю. Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки:

...Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди...

Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу - попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость. Недаром автор «Слова о полку Игореве» говорит: “Всядем же, братья, на борзых коней” - вот оно, единство всадника и коня. Именно эти животные и решили в основном исход сражения, которое происходило весной. Славяне содержали своих любимцев зимой в стойлах (в отличие от половцев, чьи кони питались подножным кормом), хорошо их кормили, лелеяли и, конечно, надеялись на их силу, выносливость. И кони никогда не подводили своих хозяев. Ведь они тоже “понимали” трагизм ситуации - русич по воле случая мог пересесть “из седла золотого в седло рабское”.

Лучше ведь убитым быть,
Чем пленённым быть...

Л ошадей жалели, не гоняли зря, берегли самых лучших для ответственных дел, “прикипали” к ним душой, и животные чувствовали душевное состояние своего седока. Читаем об этом у Л.Н. Толстого в «Войне и мире»: Долохов в лагере у французов получил нужные сведения и торопится уехать. Он “долго садился на лошадь, которая не стояла ”.

Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом - малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: “Ну, Карабах, завтра послужим”. Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.

Уже в сражении Петя прокричал:

“- Ура! Ребята... наши!..” - и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице, впереди всех... И самое страшное было, когда лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костёр, упёрлась , и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет гусара, но конь-то на этот раз остался жив.

А вот другая: “...лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было выказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не уронив майора, и поскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям” от летящей, свистящей гранаты, которая смертельно ранила князя Андрея.

“Война - противное человеческому разуму состояние”, но так устроено общество, что оно не может не воевать. Война ужасна и приносит горе всем живущим на земле.

Вот как передаёт Н.В. Гоголь бой ляхов и козаков (так у писателя!) в повести «Тарас Бульба»:

“...Хотел было поворотить вдруг своего коня лях и стать в лицо атаману Кукубенко, но не послушался конь: испуганный страшным криком, метнулся в сторону” (не хотел он умирать, но достала пуля его хозяина). Но в другой раз, когда всадник уклонился головой от пули и попала она в конскую грудь, вздыбился бешеный конь, грянулся об землю и задавил под собой всадника, сражавшегося с Остапом.

Но даже в трагические минуты козак не может пройти мимо хорошей лошади. “Демид Попович... двух лучших шляхтичей сбил с коней, говоря: «Вот добрые кони, таких коней я давно хотел достать!»” Он выгнал коней далеко в поле, крича стоявшим рядом козакам перенять их.

Иметь хорошую лошадь (коня) для бойца было великим счастьем. В связи с этим вспоминается фадеевский Морозка, сражающийся с конным отрядом в дальневосточных лесах против японцев и белогвардейцев. В народе говорят, что питомец похож на своего хозяина. Да, так оно и было.

“Гривастый жеребчик был крепок, мохнат, рысист, походил на хозяина; такие же ясные, зелёно-карие глаза, так же простовато-хитёр и блудлив”. Удивительное между ними было понимание, единение, согласие: “Мишка-а... у-у... Сатана-а, - любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. - Мишка, у-у... божья скотинка...”

Мишка - верный раб своего любящего хозяина. Жеребчик смотрел на людей зелено-карими глазами, и за его понимающий взгляд, преданность и любит его Морозка. Он не хвалится своим конём перед Гончаренко, залюбовавшимся Мишкой (он восхищается им):

“- Ладный конёк...

Жизни не жалко!”

Да и как же не любить ординарцу своего “курчавого, звонкокопытного жеребца”, появляющегося по первому зову хозяина, “свистящего пронзительным разбойным свистом”. Чем больше узнаёшь о жизни коня и его хозяина, тем более замечается воссоединение их душ, мыслей и чувств.

Мишка-жеребец “оттолкнул Морозку мордой, повернул к Мечику, будто нарочно ”, взгляды их встретились... Иногда хватает лишь взглянуть в глаза друг другу, и поймёшь, что ты значишь в этой жизни. И Мечик это “понимал” благодаря Мишке.

Ведь ни к кому из людей не пошёл ординарец после полученного выговора за украденные арбузы, а направился прямо к своему любимцу. Среди своих переживаний он помнит, что “Мишку ещё не поил”, входя постепенно в привычный вымеренный круг. “Мишка тихо и недовольно заржал, будто спрашивал (ведь обеспокоился он за хозяина, смею думать): «Где ты шляешься?»”

Вот он, пример человеческого отношения к брату меньшему, ведь не было у Морозки никого роднее коня, который и принимает все его огорчения на себя. “Морозка вскочил на жеребца и сильно вытянул его плетью, что случалось с ним в минуты величайшего возбуждения. Мишка взвился на дыбы и прыгнул в сторону, как ошпаренный. Морозка всё гнал очумевшего жеребца, полный неистовой злобы, мщения (к Мечику и подобным ему), а Мишка, разобиженный несправедливостью хозяина... замедлил ход и, не слыша новых понуканий, пошёл показно-быстрым шагом, совсем как человек, оскорблённый, но не теряющий собственного достоинства”. Он чувствует, что Морозка постепенно успокаивается, злоба из него уходит при виде “вечерней берёзовой опушки” - мирной, уютной, прохладной. А ведь жеребчик тоже часть вечной, всепонимающей, всепрощающей природы, которая всё расставляет на свои места.

И вдруг... В жизни всё случается вдруг . “Вдруг мохнатый жеребец... ткнулся мордой в землю... возле него, безнадёжно обхватив руками колени, прижатые к груди, не шевелясь сидел человек. Это был Морозка”.

Для него это была не просто мёртвая лошадь, а та жизненная сила, которая наполняла его и радостью, и любовью, и жалостью ко всем, но она ушла с гибелью верного друга, осталась одна пустота и ненависть. “Мир для него стал мрачнее... Темь, судьба казалась ему справедливой карой за всё, что он совершил в жизни”. Ему не жаль было, что он умирает, а то, что никогда не увидит... ни деревни, ни близких ему людей. Морозка сумел предупредить своих об опасности, и мир для него “раскололся надвое”.

Давайте вспомним, как, “завидев вооружённого всадника, люди, не спеша, бросали работу и, прикрывая глаза натруженными ладонями, долго смотрели вслед. «Как свечечка!..» - восхищались они Морозкиной посадкой, когда... он плавно шёл на рысях, чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи”. Пламя сбили, но искры рассыпались по истерзанной русской земле, и древнерусское “всядем...” не могло пройти бесследно для тех, кто защищал своё человеческое достоинство и готов был идти на бой ради спокойствия других людей.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль...

Но всё-таки когда-нибудь заканчивается война, и человек начинает жить обыденной, размеренной жизнью с теми, кто ему особенно дорог. Только с другом можно разделить радость и боль, побыть наедине, спросить совета. И таким другом, помощником в делах для Прокла, выписанного Н.А. Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос», был конь Саврасушка, которого купил хозяин сосунком.

Взрастил... на приволье,
И вышел он добрым конём.

И никогда не изменял своему хозяину в крестьянской работе.

С хозяином дружно старался,
На зимушку хлеб запасал.
...Когда же работы кончались
И сковывал землю мороз,
С хозяином вы отправлялись
С домашнего корма в извоз.
...Возил ты тяжёлую кладь.
В жестокую бурю, случалось,
Измучась, дорогу терять.

Много претерпел Саврасушка с хозяином: и нужду, и свист кнута, и метели, и “волчьи горящие очи”, холод... Но был-то он рядом с хозяином, и опять это страшное вдруг : умер, простудившись, Прокл, и

Савраска, запряженный в сани,
Понуро стоял у ворот...
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!

Тоска, боль, горе в сердцах родных Прокла: что-то будет с ними - жалеть их некому, и “Савраска плетётся ни шагом, ни бегом”.

И вправду, нет никому дела до чужого горя. Трудно ощутить его, если не коснулось лично тебя (лучше никогда его не знать).

В от и герой А.П. Чехова из рассказа «Тоска» Иона Потапов пытался рассказать о своей беде - смерти сына - пассажирам, но те заняты своими делами. Нет-нет, он не навязывается никому, а только робко “кривит улыбкой рот, натягивает своё горло и сипит: «А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер»”.

Но не слышит его никто (или делают вид), а ведь Ионе только-то и “нужно, что поговорить с толком, с расстановкой”, рассказать обо всём, чтобы охали, вздыхали, всё легче будет, а то ведь “невозможно жутко”. Тоска. Жуткая тоска. Кому поведает он печаль свою? Некому, кроме лошадёнки, такой же неказистой, угловатой, как и хозяин, попавший “в этот омут, полный чудовищных огней... от плуга, от привычных, серых картин...” (Вспомним ещё раз Савраску Прокла.) Никому не нужны в этой суетливой жизни со своей бедой (да ещё зимой, в сумерках, когда чувства наверняка притупляются). Остались они вдвоём, и легче старику от слов и слёз, высказанных, выплаканных “кобылочке”, а она “жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина...”, понимая всё. Это божье существо оказалось намного “человечнее” и мудрее людей.

И нет прощения тем, кто издевается над ними в порыве злобы, ненависти. Ну как можно было забить насмерть “лядащую кобылочку” только за то, что она не смогла “везти вскачь”. “Смех в телеге и в толпе удваивается”, все смеются, хохочут, ведь кобылка “в бессилии начала лягаться”.

“Миколка, словно себя не помня, начинает бить её ломом зря по спине, ему помогают несколько парней с кнутами, палками, оглоблями... Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает”. Нельзя читать такое без слёз и содрогания. Хоть это и болезненный сон, приснившийся Родиону Раскольникову, но он - предупреждение о наказании за прегрешения (даже за мысли о преступлении). Природа ничего не прощает. Совершенно непонятно, как человек может называть себя разумным в момент умерщвления животного. Кстати, одного из первых когда-то приручённых им.

Время идёт, а нравы, к сожалению, не меняются. И уже В.В. Маяковский рассказывает о лошади, “которая на круп грохнулась”. И

...смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.

Но в глазах лошадиных “улица опрокинулась, течёт по-своему...”

...за каплищей каплища
по морде катится...

(А из вас кто-нибудь видел слёзы коров и лошадей, когда их ведут убивать?) Но разве они не часть нас с вами? Пожалейте их хоть словом!

“Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
...Каждый из нас по-своему лошадь”.

Лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла...

Вот она - сила любви, надежды, при которой

И стоило жить,
и работать стоило.

И нет этой работе конца, как и полю, от которого не уйдёшь никуда. “Исходил его коняга с сохой вдоль и поперёк, и всё-таки ему конца-краю нет”. “Коняга - обыкновенный мужицкий живот, замученный, потный... день-деньской из хомута не выходит...” Недаром, наверное, сравнивает свою жизнь, работу с этим образом Матрёна Тимофеевна - героиня поэмы Некрасова.

Потуги лошадиные
Несли мы; погуляла я,
Как мерин, в бороне!..

И обзывают-то его “каторжным”, благо, что хозяин его добрый и даром не калечит. Да, добрую лошадь одной рукой бей, а другой - слёзы утирай, ведь коняга (по словарю С.И. Ожегова) - “то же, что и конь (обычно о рабочей лошади)”. И как же можно обижать того, кто кормит, помогает выжить?!

Что же это за сила такая бесконечных полей, что держит конягу и мужика в своём плену? Жизнь.

“Дремлет коняга” и, может быть, снится ему,

Как весело с лошадкой
Пахарь молодой
Выезжает в поле,
Ходит бороздой.

Но прошла молодость, силы поубавились, а жизнь-то всё равно продолжается, и нет конца работе. “Для неё он зачат и рождён, и вне её никому не нужен...”, к сожалению. Да и без неё он уже не может, “присосалось к нему поле”, дающее жизнь всем, кормящимся от него. Как же не восхищаться терпением, бессмертием самой жизни по имени Коняга - “...вот кому подражать надо!”, а не унижать и издеваться, как это делал конюх Миколка из рассказа Ф.И. Абрамова «О чём плачут лошади». “...Он вечно пьяный, день и ночь не заявлялся к ним... дернина вокруг была изгрызена... Лошади томились, умирали от жажды, их донимал гнус...” Самого бы Миколку привязать к тому колу и посмотреть, что с ним будет дня через три... Так ведь нельзя этого делать, многие сочтут это за пытку. А мучить животных, значит, можно?! Бессловесные они, “божьи твари...” Но что они сделали людям такого, что их можно умерщвлять, даже не замечая этого? И опять слёзы лошадиные, “большие, с добрую горошину”.

Люди! Читайте почаще о тех временах, когда лошадь была сокровищем . “Всё - конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская от рождения до смерти”. Надежда, мольба в огромных мокрых, печальных глазах, “в фиолетовой глубине которых” отражается маленький, крохотный человечек.

Но были, к счастью, и люди, для которых

...конь (же) лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

Поэтому Казбичу, герою лермонтовского «Героя нашего времени», завидовали и не раз пытались украсть его Карагёза, которому хозяин даёт разные нежные названия. Ни на что он не хочет менять или продавать своего верного товарища. Но коварство Азамата и Печорина взяло верх, и лошадь была украдена. Думается, Карагёз не станет так верно служить новому хозяину, как Казбичу. Ведь нельзя силой заставить любить себя - вот в чём дело.

Л юбовь нужно завоевать, как это делал И.С. Флягин из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник», который “постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня... так и совсем с ним спознался”.

Кони - символ свободы, воли, непредсказуемости.

Скачет конь,

Простору много...

“Ужасно они степную волю любят”, как любит её и Голован, прошедший немало дорог, побывавший в плену, но никогда не изменивший Родине. И тут хочется вспомнить о людях, которые по воле судьбы покинули свою страну. Это герои М.А. Булгакова из пьесы «Бег». Они уплывают на пароходе, но отовсюду слышится топот лошадей - они бегут, бегут... от войны. Мы их не видим, но чувствуем их грустные глаза, слышим хриплое прощальное ржание, напоминающее людской плач по оставленной России.

И ещё. Ведь не каждый пожертвует своей жизнью ради конька, который “даже не летел, а только земли за ним сзади прибавлялось...”, но не досталось ему это сокровище. И когда продавал его хозяин таких милых его сердцу животных, то запивал Иван Северьянович от горя. Он рассказывал об этом так: “...Бывало, отпущаем коней, кажется, и не братья они тебе, а соскучишься по ним. Особенно если отдалишь от себя такого коня, который очень красив, то так он, подлец, у тебя в глазах и мечется до того, что как от наваждения какого от него скрываешься...” Вот она, истина любви к природе, и её нужно познать, овладеть ею. И поэтому не только чувства, а сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика), описанного в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, - запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.

Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле - “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Как это здорово! Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они, наверное, о “прянике конём”. Это же мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами...

И ребята, сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся... с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивая, звонко хохочут. Далеко разносится дружный топот - лошади бегут, “навострив уши”. Бесподобный восторг испытывали они, а мы им немного завидуем (не правда ли?), ведь “выгонять перед ночью и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для мальчишек”, когда

Погасло солнце. Тихо на лужайке.
Пастух играет песню на рожке.
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поёт вихрастый гамаюн.
А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.

И пусть идут своим чередом поезда - без них теперь невозможно, - но и пусть “резче” раздаётся “звон, прилипший на копытах”, который всюду будет слышен. И очень хочется сойти с поезда на каком-нибудь маленьком полустанке...

Россия, Русь - куда я ни взгляну...

Взбежать на холм, упасть в траву, восхищаться великолепием летней русской земли - “той красоты, рождённой в чистом поле”, и увидеть, как

...смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони...

Услышать, как

Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье.

“Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!”

Остаётся только восхищаться этим “божьим чудом”, их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.

“Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?”

Ответ на этот вопрос дают все русские писатели и поэты, которым знакомы дальние пути-дороги, по которым “летит всё, что ни есть на земле...”

И мы с учащимися стремимся прикоснуться к этим великим именам, прославившим Русь.

sparrow_grass wrote in December 5th, 2008

Часть вторая (часть первая , сказки лежат отдельно):
для ребят СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС ТА . Эту часть я бы озаглавила "О роли лошади в нашей жизни ". Здесь рассматриваются более "взрослые" вопросы, однако, помним о том, что деление очень условно. За подготовку обзора спасибо большое, как обычно, составителям - библиографам Ставровской Г.Ф. и Иванюкович Н.А., а также нашим уважаемым изыскателям frometta и to_guy .

Особой рекомендации здесь заслуживает книга Бориса Алмазова "Прощайте и здравствуйте кони!" - это книга не художественная, но, судя по отзывам, совершенно уникальная, к сожалению, издана была только один раз 30 лет назад и не переиздавалась, сейчас стала библиографической редкостью, даже, судя по статье в библиогиде , в центральной детской библиотеке остался всего один экземпляр, и тот уже достаточно ветхий, в буквальном смысле "зачитанный до дыр".

ЛОШАДИ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ

Михаил Алексеев "Карюха " " Пронзительная повесть о русской деревне и главной опоре любой крестьянской семьи, друга и помощника, страдалицы и кормилицы - лошади.

"С точки зрения ее хозяев, кобылка эта обладала всеми
мыслимыми и немыслимыми лошадиными пороками: стара, ленива, коварна и зла - может подкрасться сзади и укусить ни за что ни про что, лягуча - поддаст задними копытами так, что костей не соберешь, неуживчива - выведешь в ночное, не будет пастись с другими лошадьми, обязательно ее унесет черт знает куда. Зато неприхотлива к кормам, а в работе хоть и не спора, но очень вынослива.
Что еще сказать о Карюхе? По весне ей было очень трудно. Соха - куда ни шло. А потяни-ка однолемешный плуг, который и двум-то кобылкам влачить было нелегко! К полудню Карюха останавливалась в борозде не из-за хитрости: она уставала так,что напружинившиеся ноги ее дрожали, и тут секи не секи, а Карюха будет стоять как вкопанная, - один раз она просто упала в постромках, и только тогда хозяин,обескураженный и несчастный, понял, что хоть на один час, но надо распрячь Карюху."
...
Отец...встал впереди кобылы, долго глядел в ее сумеречные глаза, порывисто обнял шею и, всхлипнув, хрипло вымолвил:
- Ничего, ничего, Карюха, мы еще того… мы, знаешь…"


Лев Толстой "Холстомер: история лошади " "Трагическая история жизни пегого мерина, чья необычная масть послужила источником всех его несчастий."

Салтыков-Щедрин "Коняга " : "Сатирическая сказка-притча, где в образе загнанной Коняги изображён русский крестьянин и его горькая доля."

Боровик "Петушок: Повесть о коне" : "О замечательном рысаке-рекордсмене 30-ых годов прошлого века, его характере, о людях, воспитавших такого коня."

Кашафутдинов "Высокая кровь" : "О людской недобросовестности - пока жокей болен и находится в больнице, его начальство отправляет его высокопородистого коня на конезавод." По книге снят фильм.

Даурский "Вихрь степей " : "Конные состязания в забайкальских степях законичились трагически для обоих скакунов-победителей"

Леонид Нечаев "Конь голуб" : об обычном пареньке, который очень любит лошадей и приходит на ипподром...

Николай Насибов, Дмитрий Урнов "Железный посыл" , как говорят в интернете , история рассказана Николаем Насибовым Дмитрию Урнову, вот откуда двойное соавторство, Насибов - профессиональный жокей.
" : "- Служил я тогда в славном 19-м Манычском полку. Стояли в Новом Петергофе под Ленинградом, в бывших лейб-уланских казармах. Назначили меня ехать за лошадьми в Канаду. Я было уперся: языками иностранными не владею, образование имею ниже среднего. "Как,- говорят,- в анкете у вас указано: "Образование- ЦПШ". Это же Центральная политическая школа?" "Никак нет,- говорю, церковно-приходская, двухклассная". Исправив ихнее заблуждение, я спросил, могу ли быть свободным. А они обратно уговаривают ехать, поскольку я хорошо в конях разбираюсь. "Ладно,- говорю,- Готов исполнять приказ. Когда седлаем?" Я почему-то думал, что поедем верхами, а Канада - она же за морем. В те годы географию я еще не проходил. Однажды сдуру с политруком связался спорить. Он объяснял, что Англия - государство островное, а я не верил. Он говорит, что там очень большой остров, а я говорю, что на Дону тоже есть большие острова. Вон станица Старо-Черкасская-на огромном острову, а все ж не государство? Потом меня просветили, показали глобус. На нем Дон крохотной царапинкой обозначен, а Англия поболе всей Донской области, мне ее тоже показали."

Список прозаических произведений о лошадях. sparrow_grass wrote in August 26th, 2008

Список найден в архивах сайта "Читай-город", составлен Иванюковичем Н.А., гл. библиографом ДО БЦ "Читай-город" и Ставровской Ф.Г., гл. библиографом ПО БЦ "Читай-город", за что им огромное спасибо. Полный список можно найти здесь, "на блюдечке" книжного червя.

Для своей 9-летней дочери, увлекающейся лошадьми, пришлось крепко прошерстить этот список, поэтому делюсь своей выборкой. Про животных вообще многие произведения не обходятся без грустного, но для начала я решила всё-таки выбрать наиболее позитивные, так сказать, произведения. Некоторые из них мы нашли на просторах Интернета, некоторые же найти весьма и весьма проблематично, разве что купить у букинистов, кое-что уже прочли, и могу рассказать поподробнее, что-то ещё ждёт своего прочтения.

1. Первым делом настоятельно рекомендую короткую яркую повесть Бориса Алмазова "Самый красивый конь" , написанную и впервые изданную в 70-х годах прошлого века. Её легко найти в библиотеке Мошкова, например, да и саму книгу часто предлагают букинисты. По книге в 1977 году снят фильм. Эта повесть про самого обычного мальчика, честного и доброго, немножко "шляпы"... про то, как он влюбился в лошадей, как новое увлечение - конный спорт - повлияло на его характер, про настоящую мальчишескую дружбу, и не только мальчишескую. Для современных детей эта повесть ещё и настоящий путеводитель в советское прошлое нашей страны, с пионерами и ещё нужными в хозяйстве лошадками, дожившими до тех времён ещё дореволюционными извозчиками... целый пласт истории открывается перед внимательным читателем! - даже удивительно, как в такую небольшую по объёму повесть столько всего вошло!

2. "Черный красавчик" Анны Сьюэлл . Эта женщина, жившая в Англии в позапрошлом веке, с 14-ти лет была практически инвалидом и не могла свободно передвигаться. Она написала только одну эту книгу, про Чёрного Красавчика. Вернее, даже не ПРО, а как бы от имени этого породистого коня, впервые заставив посмотреть своих современников на мир глазами лошади. Похоже, что для общества это было действительно ново и необычно, и возможно, книга сыграла, как и положено, свою просветительскую роль. Сейчас это произведение является классикой английской литературы. Можно найти издания на английском языке и приобщиться к чтению в оригинале. Книга, кажется, так и пропитана вся духом того времени, "доброй старой Англией", так что, читая её, можно не только представить себе жизнь лошади "изнутри" (понятно, что условно), но и проникнуться викторианской эпохой.

3. Повесть "Удивительный монгол" Джеймса Олдриджа написана в форме переписки двух ребят - английской девочки Кэти и монгольского мальчика Барьют. Эта повесть про непокорный дух дикого жеребца лошади Прижевальского (Таха) и верность ему маленькой ручной шетлендской пони, про дружбу двух ребят "по переписке", переросшую в нечто большее, про ответственность людей перед природой, про разные страны... да это настоящий географический справочник! Произведение удивительно пронзительное. История кажется невероятной, и скорее всего, это действительно вымысел, но я думаю, что что-то подобное наверняка было, хотя бы какие-то детали. Особенности разных стран, через которые автор проводит своих героев, до мелочей правдоподобны, особенно что касается поведения людей. Похоже, этот английский журналист австралийского происхождения хорошо знал о чём писал. У писателя есть и другие произведения для детей, о лошадях например: "Сломанное седло" .

4. Маршалл "Я умею пригать через лужи" - сильное произведение о мальчике-инвалиде и его силе духа, как он преодолевает трудности и становится наездником.

5. Астафьев В.П. "Запах сена" Об увлекательной поездке деревенских детей на дровнях за сеном.

6. Бедкер С . "Силас и Вороной ": Паренек выиграл у барышника красавца-коня, но приключения только начинаются… (не знаю, где достать)

7. Знаменитая книга, говорят, культовая у конников: "Браслет 2" Льва Брандта.

8. Гийо Р . "Белая Грива ": Мальчик из бедной рыбацкой семьи подружился с диким жеребцом и не смог расстаться с ним даже в минуту смертельной опасности. (интересно было бы почитать, но нигде не нашла)

9. Джемс В . "Дымка: Конь ковбоя": Суровые испытания выпали на долю мышастого жеребца из американских прерий, но он сумел выжить и вернуться домой.

10. Коринец Ю.И . "Самая умная лошадь": О дружбе мальчика-пастуха военной поры и лошади, которая "умела" разговаривать.

11. Минчковский А.М. "Дженни и Женя ": Добрая повесть о дружбе девочки-наездницы и циркового коня. (тоже хотелось бы раздобыть)

12. Нечаев Л.Е. "Конь голуб" : Любовь к лошадям приводит паренька на ипподром, где он находит работу, друзей и первую любовь.

13. Паустовский К.Г . "Сивый мерин " Добрый рассказ о колхозном мерине-пенсионере.

14. Перовская О.В . Пегуша : О жизни знаменитого племенного конного завода, о дружбе лошади и человека.

15. Погодин Р.П. "Где ты, гдеты, гдеты?" Сказка о дружбе рыжего жеребенка Миши и отчаянного мышонка Терентия, проживавших в Новгороде. "Кони" : В военную пору тяжело приходилось крестьянам без лошадей, потому и ценилась любая кляча…

16. Ржига Б. "Дикий конек Рин" Простая и бесхитростная история о приключениях старика и его внучки, у которых есть "необъезженный конек с желтой гривой, непоседливый, хитрющий и горячий".

17. Романовский С.Т. "Двое в седле" Короткие рассказы о летней деревне и лошадях.

18. Толстой А.Н . "Клопик": Глава из повести "Детство Никиты" Маленький мальчик учится ездить верхом на рыжем меринке Клопике…

19. Френсис Д. "Фаворит" . Детективы классика остросюжетной литературы и профессионального жокея Дика Френсиса знакомят с миром скаковых лошадей.

20. Хэрриот Дж. "О всех созданиях - больших и малых", "О всех созданиях - прекрасных и удивительных" , "Среди йоркширских холмов ": Рассказы английского ветеринарного врача Джеймса Хэрриота и рассмешат, и опечалят, и заставят задуматься: потому что полны искренней любви и сочувствия ко всему живому.

21. Штритматтер Э. "Двое мужчин в одной телеге": Забавные рассказы о лошадях.

22. Штритматтер Э. Пони Педро : Веселые и смешные проделки маленького пони приносят людям много неожи-
данностей и все время заставляют их быть начеку.



mob_info