Ушу вид спорта сообщения для 1 класа. Ушу для детей: со скольки лет и какая польза

А. А. Маслов

Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. -

М.: Алетейя, 2003, с. 314-322, 330

Оккультно-мистические практики в современном Китае не исчезли, нолишь приобрели новые формы и новый «лексикон», которым они рассказывают о себе. Если раньше людям обещали бессмертие или жизнь, которая продлится сотни лет, то сегодня чаще всего идет речь об обещаниях крепкогоздоровья, могучей мужской потенции и «белизны» женской кожи (отбеливание кожи «под иностранцев» - современный канон красоты). Сегодня древние магические приемы в снятом, несколько завуалированном виде используются практически повсеместно.

Одной из форм проявления древнего магического искусства в современной жизни является широко известная во всем мире китайская традиционнаямедицина. Под термином и , сегодня означающим «медицину», первоначальноподразумевались либо особая категория медиумов, врачующих посредствомсобственного тела, либо жесты и приемы, которые они при этом выполняли. Впринципе, даже сегодня суть магического врачевания, которое и подразумевается под «традиционной китайской медициной», особо не изменилась - в деревнях по-прежнему, приступая к излечению больного, прежде всего оценивают соотношение в его организме энергий инь-ян, состояние «внешних и внутренних духов», и «прогоняют болезни» при помощи трав и т. д.

Таким же отголоском, причем вполне «живым», древней магической культуры является ушу, обычно переводимое как «боевое искусство», хотя, в сущности, оно представляет собой сложнейший комплекс психо-физического воспитания человека. Традиционные методы ушу, в отличие от современногоспортаи гимнастики ушу, непосредственно связаны с раскрытием духовных сил человека, его внутренним очищением и воспитанием. А методики, используемыедля этого, во многом повторяют магические приемы древних даосов и магов,например дыхательно-медитативная практика (цигун или нэйгун), многократное выполнение комплексов-таолу , некоторые из которых имеют исключительно ритуальный характер. Более того, существуют стили ушу, которые вообще никогда не предназначались для боевого использования и были порождены исключительно народной магической культурой. Они базируются на имитации движений животных, которая в свою очередь связана с широкоизвестными ритуалами мистического перевоплощения в животных.

Другиестили, особенно на юге Китая, где особенно сильна была магическая культура,непосредственно родились из ритуальных танцев, выполняемых под музыку иудары в гонги и барабаны, вводящих человека в психосоматический транс. Поразительно, но сегодня многие из этих стилей ушу, особенно на Западе,считаются «прикладными» и боевыми, и мало кто знает об их реальной магической истории.

Сложность понимания ушу заключается именно в его современном состоянии - на первый взгляд, оно стало достоянием широкой публики, превратилось в зрелищный вид спорта. В сущности, ушу повторило путь многих других некогда магических систем духовной практики, например магического врачевания, ставшего широко известной «китайской традиционной медициной», илигеомантики фэншуй, даосской диетологии - все они так или иначе превратились в предмет коммерции и с этого момента целиком утратили свое действительно мистическое содержание.

Ушу как способ психофизического воспитания, включающий множество компонентов - от физической тренировки до диетологии, возник относительно поздно, не раньше ХV-XVI вв. Сами же компоненты существовали задолгодо этого периода, и потому в общем можно согласиться с тезисом о древности происхождения ушу. По сути, в истории существовало
315

Несколько форм ушу (сам термин возник в III в.), которые затем слились воедино. Долгое время основное направление ушу существовало исключительно как система армейской подготовки, включая способы боя с длинным и коротким оружием, рукопашный бой, вольтижировку, даже построение боевых порядков. Параллельно развивалась некая игровая или потешная система, включавшая в себя элементы боевой практики, которая демонстрировалась при императорском дворе или на народных праздниках. Причем такие развлекательные народные представления получили колоссальное распространение в эпохи Тан-Сун в виде так называемых «представлений под навесом» (канпэн). Это было сродни цирковому развлечению: бойцы не столько вступали в поединки перед публикой, сколько, например, демонстрировали способность очень быстро вращать алебарду, весящую пару десятков килограммов, или выполняли групповые комплексы с длинными шестами.

Однако настоящий перелом в ушу происходит в ХVI-ХVП вв. - когда боевые и игровые методы сливаются с ритуальными оккультно-магическими комплексами. Это и становится зарождением ушу как системы физического и духовного - духовного в традиционном китайском смысле - воспитания последователей. Тем не менее до сих пор сохранилось очень много стилей ушу, носящих чисто развлекательный или оздоровительный характер, и хотя им традиционно приписывается эффективность в бою, в действительности это не более чем дань народной традиции. На юге Китая, в провинциях Гуандун, Фуцзянь и в Гонконге, комплексы упражнений таких стилей совершаются под удары в гонги и барабаны, ритмично, с четкими остановками и резкими ускорениями. Примечательно, что именно из этих южных стилей ушу родилось японское каратэ.

Ушу, известное нам сегодня, - это далекий, но тем не менее явственный отголосок тех мистерий и культов, которые пришли из глубокой древности. Это прекрасный пример того, как мистическая традиция и закрытые методы духовной практики могут скрываться под внешней оболочкой физической культуры, боя, а сегодня даже и спорта.

Подавляющему большинству людей порой сложно понять, что существуют по сути два ушу, которые между собой практически никак не связаны. Одно было создано самой китайской традицией в ХVП-ХVIII вв. на основе магически-оккультных методик установления связи с запредельным миром, энергетической подпитки и воспитания человека-воина. Но не воина как некоей агрессивной личности, а уникального существа, способного без злобы и агрессии блестящим образом противостоять этому миру. Это путь безукоризненного мастерства. Он требует очень больших усилий, вдумчивости и немалой внутренней интеллигентности.
316

Другое ушу, как ни странно, тоже было создано китайской традицией. Это путь внешний, показной, довольно простой и не требующий внутренних усилий. Этот тип ушу (а на самом деле речь идет не только об ушу, но и о многих явлениях китайской традиции, в том числе медицины, диетологии, живописи и т. д.) создан в основном для того, чтобы сохранить в нетронутом виде истинные ценности, мистическое знание, удовлетворив людей недалеких, невдумчивых и амбициозных. Не случайно все, абсолютно все, что написано про ушу в Китае, есть легенда, миф, таолу намеренно искажаются, в описании упражнений цигун меняется порядок движений, в описании речитативов - порядок иероглифов. Так работает механизм сокрытия мистического знания в ушу. Причем онне управляется кем-то конкретно, но исторически выработан самой культурой.

Такая двойственность ушу - прекрасная лакмусовая бумажка. Чем дальше следует продвигаться вперед, тем остается меньше людей, способных выдержать такое внутреннее напряжение. Они отпадают, спотыкаются о ложные цели или свои амбиции. Не случайно в китайских учениях, в том числе и вушу, последователи называются «идущими по Пути» или «вступившими наПуть» (жу дао). А теперь задумаемся, сколько вокруг нас людей, о которыхможно сказать - «идущие по Пути»? Вот они-то и есть воистину «занимающиеся искусством» (лянь гун), как говорят об истинных последователях ушу.

Точкой концентрации всех векторов в ушу, равно как и во всех другихдуховных практиках Китая, является фигура учителя или наставника, который по своему статусу является продолжателем традиции магов, хотя «выглядит» значительно более современным. Вообще понятие наставника в мистической традиции Китая порой разрастается до фантасмагорических масштабов: реальным людям могут приписываться подвиги древних мастеров, необычайные возможности, и по своему облику в таких рассказах эти людиоказываются очень близки к бессмертным-сяням .

Приведем лишь один пример. В буддизме наставников принято именовать фаши - дословно «наставники дхармы», то есть буддийского учения. Однако точно так же на юге и в центральных регионах Китая именуют людей,признанных местным сообществом в качестве наставников, причем не обязательно буддийских. Они, например, могут давать наставления в медицине, ушу, гадании, живописи.

Сегодня практически все известные мастера ушу, которые получили буддийское посвящение, но не обязательно были монахами либо покинули монастырь, также именуются фаши, причем такое звание дает им местное сообщество, а не они сами. Если внимательно посмотреть, какие в действительности функции они выполняют, окажется, что фаши не обучают людей непосредственно (это за них делают их ученики), но, выполняя определенныеупражнения, медитации, или, наоборот, практически мгновенно
317

Они способнывходить в необычное состояние, в котором начинают говорить или показыватьвещи, не характерные для их уровня знания. В этом состоянии они могут врачевать людей на расстоянии. В частности, мне приходилось видеть в провинции Хэнань следующий способ врачевания: фаши садился на стул в пареметров от больного, прикрывал глаза и начинал медленно раскачиваться, затемделал небольшой толчок рукой в воздухе или какое-то смахивающее движениеперед собой. На этом лечение заканчивалось, вредоносные духи были изгнаны.Примечательно, что такое лечение нередко оказывалось очень эффективным.В той же провинции Хэнань практически все известные мастера ушу именуются фаши. Поначалу может сложиться впечатление, что это происходит из-затого, что многие из них связаны с буддийской практикой, например, обучалисьв монастыре Шаолиньсы или у его последователей. Однако термин фаши распространяется прежде всего на тех, кто способен либо «передать истину», тоесть быть посредником в передаче духовного знания от верхних духов к ученикам, либо на тех, кто способен входить в состояние транса в момент выполнения комплексов таолу.

По сути, фаши - это воспроизведение древнейшего искусства медиумов.Сам термин фаши встречается еще в древнейших текстах периода Чжоу. Знаменитый востоковед де Гроот наблюдал практику фаши на юге Китая в началеXX в. и пришел к выводу, что так называли неких людей, «захваченных духами». На Тайване фаши выполняет функцию «мастера ритуалов» во времяхрамовых церемоний, призывая духов спуститься на землю и войти в конкретных людей. В этот момент люди могут задать духам любые вопросы, причембольшинство из них интересуют самые бытовые проблемы, например, у духовнередко спрашивают номера лотереи, которые могут выпасть при следующемрозыгрыше.

Путешествуя по многим районам Китая, бывая в самых отдаленных уголках и горных районах, я с интересом наблюдал за теми людьми, которых местные жители называют «наставниками» (шифу).Поведение их может показаться странным и далеким от норм того, чтообычно принято называть наставничеством или мастерством. Прежде всего, большинство из них не отличается какими-то сверхъестественными или необычайными способностями, например, мастера ушу отнюдь не являются самыми лучшими бойцами, не обладают угрожающим видом. В основном это пожилые люди скромного, а нередко вообще неприметного вида, их лица выражают смущениеи даже растерянность, когда их вдруг начинают именовать мастерами.

Думается, путаница происходит из-за абсолютного несовпадения понятиямастерства на Западе и в Китае. Для западной традиции мастер - это могучийи самый лучший боец, строгий и жесткий ментор. В Китае же наставник выполняет совсем иную миссию - он опосредует связь своих учеников с Небом,с духами мастеров предыдущих поколений. И поэтому самое важное - всевремя находиться рядом с мастером.
319

Мир ушу знает множество мифов и рассказов о подвигах мастеров, причем именно с этих рассказов начинается обучение в любой традиционной школе ушу. Например, шаолиньская традиция ведет свое начало от индийского монаха-миссионера Бодхидхармы, который девять лет провел в медитативномсозерцании, сидя лицом к стене в одной из пещер гор Суншань. Как рассказывают все более или менее известные хроники монастыря Шаолиньсы, именноон стал основателем чань-буддийского учения и боевого искусства шаолиньских монахов. Однако эти предания в их окончательном виде сформировалисьне раньше XVII в., то есть через более чем тысячу лет после того, как приходилв Китай легендарный Бодхидхарма. Современные же исследования показали,что прямого отношения к ушу Бодхидхарма не имел, к тому же Шаолиньсыникогда не былцентром ушу. Это не является секретом и для современныхшаолиньских наставников, которые тем не менее регулярно приписывают Бодхидхарме и другим подобным героям древности создание многих боевых имедитативных комплексов, авторство «тайных трактатов». Зачем же эти истории передаются от поколения к поколению?

Думается, это объясняется не какой-то «мистифицированностью » сознания, но использованием древнейшей медитативной техники. Рассказывая омастерах, пересказывая реальные или, чаще всего, выдуманные истории из ихжизни, называя их по имени, ныне живущее поколение последователей темсамым как бы призывает духов древних бойцов на себя. Вспомним, что приисполнении ритуала похорон или поминовения китаец должен многократноназывать усопшего по имени, дабы тот не заблудился в мире духов, не превратился в «сиротливую душу», не обратился во вредоносного гуя, а продолжалпомогать своим потомкам. Точно так же школы ушу, построенные по принципу семьи, где все считаются братьями-сестрами, отцами-детьми, поминают своих «родственников», устанавливая связь с их духами. Известно много историйо том, как последователи учились во сне, когда к ним приходил наставник,умерший сотни лет назад, и показывал секреты ушу. Мне неоднократно приходилось видеть, как ученики, прикрыв глаза и войдя в медиативный транс,начинали выполнять мощные, жесткие движения, которых до этого никогда неучили, а придя в себя, рассказывали, что им явился некий наставник и сталпомогать им.

Вообще образ наставника в духовной традиции Китая сведен к некоему абстрактному мифообразу, абсолютному Учителю, связанному с древними секретами и самой энергетикой древних мудрецов. Будучи передатчиком этойтрадиции, он отсутствует как индивидуальная личность и являет собой неболее чем одно из звеньев в цепи «преемствования духа древних». В этом онтакже
320

схож с древним магом, ибо в тонком мире для человека не может бытьникакой окончательной самоидентификации, у него нет окончательного лика,поскольку его физическое тело является лишь временной оболочкой, тогда какего существование выходит за рамки земной жизни. Такое представление отом, что все внешнее - тленно и временно, а все внутреннее - истинно ивечно, проявилось, в частности, в существовании дихотомии «внешнее-внутренее» (нэй-вай) во всех областях искусства, в интеллектуальных поисках самосовершенствования и политического управления. Причем отнесение ко «внешнему» или «внутреннему» того или иного явления зависит исключительно отпозиции самого классифицирующего. Например, все последователи ушу относят свою школу ко «внутреннему» направлению и в то же время всех остальных считают «внешними» или идущими «внешним путем» (вай дао).

Соотнесение со внешним или внутренним никоим образом не связано стехническим мастерством бойца ушу, искусностью живописца или точностьюпредсказаний гадателя. Существует лишь один критерий - приобщенность ктрадиции конкретной школы, передача духовного, а не технического компонента традиции. Причем под «духовной передачей» подразумевается способность последователя адекватно воспроизводить то состояние сознания, которое было присуще его наставникам и которое в свою очередь и является «передачей истины» (чжэньчуань). И сегодня, например, наставник, который преподает при Шаолиньском монастыре ушу, но при этом не является воспитанникомШаолиньсы или самой шаолиньской школы, именуется вай ди - «внешнийученик». Традиционными наставниками он отвергается как «плывущий в другом потоке».

Тот, кто находится рядом с наставником, когда он пребывает в состоянииозарения или одержимости духами древних, и есть человек, перенимающий отучителя истинную благодать. Не техническое мастерство, не какие-то секретыпередаются последователю, а ощущение, принесенное из потустороннего мира.Это и есть то, что именуется чжэньчуань - «передача истины» (одно из самыхрасхожих понятий в китайской мистической культуре). Рядом с мастером могут находиться сотни учеников, но лишь нескольким из них посчастливится уловить это ощущение и пережить мистическое откровение. Они и будут называться «воспринявшими истину». Все же остальные получат «ложную традицию» {цзя чуань), хотя проходили точно такое же обучение, как и «истинные ученики», с той лишь разницей, что в силу многих причин они оказалисьнеспособны пережить экстатический транс и мистическое откровение.

В самом понятии «передача истины» или «истинная традиция» нет и оттенка философского созерцания или вопроса «что есть истина?». Истина в данном случае - та благодать, которая ощутимым образом исходит от наставника и рядом с которой надо пребывать. Именно поэтому учитель «учит молчанием», передавая знания одним своим присутствием.
321

В реальной жизни этообучение выглядит чаще всего как обычная жизнь рядом со своим наставником в течение многих лет. Ученик вместе с ним странствует по разным местам,принимает пищу, нередко живет в его доме. Преданность и внутренняя благодарность наставнику - важнейшая часть этой традиции, поскольку в противном случае обрывается связь со всеми поколениями предыдущих мастеров иученик оказывается вне традиции, «вне передачи» и по сути перестает быть учеником.

Имена учеников, которым была «передана истина», обычно заносятся вособые генеалогические книги (цзя пу), существующие у каждой школы ушу,гадателей, каллиграфов, художников. В них подробно указывается, как осуществлялась передача благодати от учителя к ученику, причем такие книги сабсолютной точностью скопированы с обычных семейных хроник. Небольшоеколичество учеников, занесенных в цзя пу (обычно их два-три), говорит вдействительности не о том, сколько человек обучалось у наставника, а о том,сколько испытало соприкосновение с миром духов и способно передавать этотимпульс дальше.

В этом смысле становится более понятным известный китайский постулато необходимости передавать учение «от сердца к сердцу» (и синь чуанъ синь).«Сердце» (также «душа» - синь) в китайской традиции означает совокупностьдуховно-психических свойств человека и в этом плане логически противостоит«телу» (ти), и таким образом, любое учение есть передача личных свойств ипереживаний просветленного учителя. Именно поэтому не существует каких-то секретов, которые можно было бы «подсмотреть», украсть или выдать, -все обучение сведено к особой роли личности наставника, его личного магнетизма, и далеко не всегда его технических знаний.

Смысл жизни такого наставника - в сохранении этого духовного импульса, этой истины, которую нельзя растерять в бренном мире. И ради этогоможно пожертвовать карьерой, удалиться на старости лет в уединенную деревню или в горный скит. История донесла до нас слова Шэнь Чоу (1427-1509),одного из четырех великих наставников династии Мин. За год до своей смертион собственноручно сделал каллиграфическую надпись на своем портрете, написанном одним из художников.

Прямо над своей головой на картине он размашисто начертал: «Некоторые считали, что глаза мои слишком малы. Другие же утверждали, что челюсти мои слишком узки. Я не знаю, да и откуда же мне знать, чего мне недостает? Да и в чем смысл сравнения глаз и лиц? Волнения мои лишь о том,как не утратить истинность. Ко всему же остальному был я столь беспечен всеэти восемьдесят лет, и остаюсь им сейчас, когда смерть стоит лишь в шаге отменя». И подписался - «Старик с каменистых полей».

322

* * *

То, что нередко представляется нам крайне загадочным, потаенным в китайской культуре, оказывается, наоборот, вторичным относительно действительно мистической культуры. То, что мы видим, можем прочитать илиуслышать, принадлежит уже к традиции редуцированной, более того - нередко крайне рационалистической. Продуктами многоэтапной рационализации мистического можно считать целый ряд явлений культуры, в том числефилософию, живопись и поэзию, китайскую медицину, комплекс боевых искусств ушу, даже фанатичное следование формам приготовления пищи и заварки чая.

Парадокс заключается в том, что для Китая эта эзотерическая традицияне была традицией тайной, недоступной, хотя она и могла быть сокрытой отдругих людей. Но скрывалась не техника, не приемы и не методики, которыеможно либо выучить, либо, как делают многие современные китайцы и европейцы, внешне сымитировать, подражая, скажем, китайскому ушу, а на самомделе занимаясь обычной гимнастикой или спортом. Недоступность истиннойтрадиции обеспечивалась уже самим состоянием, в котором должен находиться человек, дабы вступить в контакт с миром духов, обрести трансцендентацию сознания, покинуть пределы своего физического тела. Ряд методик, например способы медитации, «внутреннего искусства» или ушу, могли подвести человека к определенной черте, способствовать его прорыву в область изначального опыта, но однако все это базировалось на определенной природной предрасположенности человека к трансу. Становится ясно, почему некоторымметодикам, которыми технически можно овладеть за несколько месяцев, последователей обучали десятилетиями - у них стремились развить способностьк трансцендентации сознания. Например, многие методики так называемых«внутренних стилей» ушу могут быть разучены за весьма короткий срок, порой измеряемый неделями, а техникой всего стиля можно овладеть за парулет. Тем не менее последователей обучают десятилетиями, раскачивая и разрабатывая их сознание, выводя его за пределы привычных конвенций, вербального опыта.

Нередко для непосвященного наблюдателя китайская культура представляется углубленно-философичной и утонченно-самоуглубленной. Она же, наоборот, нервно-яркая, невротизированная, как невротизирован любой магический ритуал, напрямую обращающийся к сознанию человека. И она не может быть воспроизведена вне самого Китая.

У шу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимнодополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать "внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем "внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.

"В постижении Дао без искусства не сможешь сделать и одного шага" (Чжуан Цзы ).

Сегодня под ушу понимается традиционная система единоборств, существующих в Китае . Под эгидой этого искусства сегодня объединяются и боевые искусства, и комплексы гимнастических упражнений, вместе образующие целостную систему физического и духовного самосовершенствования .

Истоки ушу проистекают из необозримых пучин древности, из глубин семитысячелетней истории Китая. Великая Поднебесная империя стала тем тиглем, в котором сплавились воедино религия — с историей, философия — с медициной, гимнастика — с искусством ведения войны, что породило свой, особый, ни с чем не сравнимый вид единоборств . Поэтому на сегодняшний день искусство ушу — явление более высокого порядка, чем обычная боевая практика. Через гимнастические упражнения, через психофизический тренинг — цигун , через постоянные тренировки ученик приходит к глубинному осознанию своего внутреннего "я ", к пониманию своего жизненного пути и предназначения .

Официально ушу вошло в когорту боевых искусств лишь после 1911 года — до этого оно было повседневной практикой в шаолиньских монастырях, где культивировались десятки и сотни самых различных стилей и подстилей этого искусства. Еще давным-давно даосские монахи, наблюдая за грациозными животными, обитающими близ водоемов, сложили так называемые "звериные " стили ушу , названные в честь этих чудесных созданий. Китайцы издавна считали, что животные, живущие в дикой природе, обладают великолепными навыками выживания и самозащиты. На данный момент существует пять основных стилей ушу : стиль тигра, журавля, леопарда, змеи и дракона. В Европе эти стили ошибочно именуют кунг-фу : на самом же деле этот термин, возникший лишь в XX веке, означает лишь приобретенное посредством долгих тренировок либо упорного труда мастерство, и к ушу имеет такое же отношение, как и к любому другому виду единоборства.

На сегодняшний день существует великое множество школ ушу , которые с трудом поддаются классификации: так обширна многоцветная палитра этого великолепного искусства. Нынешнее многообразие стилей ушу проистекает от разноплановой социальной иерархии традиционного Китая: в средневековой Поднебесной империи ушу занимались все — начиная от ученых чиновников, и заканчивая буддистскими монахами. Мастера ушу подчеркивают, что нет стилей плохих или хороших, сильных и слабых — есть плохие или хорошие ученики.

Но все же, невзирая на запутанную и противоречивую систему типологии, в этом искусстве можно выделить ряд основных направлений. На данный момент существует несколько способов классифицировать ушу, чтобы сориентироваться в безбрежном море техник и приемов.

Гармония внутри и снаружи

Традиционно стили ушу подразделяются на внешние и внутренние. По мнению мастеров ушу, энергия человека должна свободно циркулировать как за пределами человеческого тела, так и внутри него, и лишь в единстве внутреннего и внешнего личность обретает гармонию . Если для внешних стилей больше характерно использование мускульной силы и ударов, то внутренние стили ставят акцент на развитии гибкости и умения управлять внутренней жизненной энергиици . И внешний, и внутренний стиль неразрывно связаны между собой: доподлинно известно, что многие выдающиеся мастера внутреннего стиля в юности проходили активную подготовку в области стиля внешнего .

К наследующим традицию внешних стилей направлениям можно отнести школу шаолиньского ушу . Воинственное и динамичное, оно всегда ассоциировалось с началом "ян ": не случайно основное внимание в подготовке бойца, владеющего внешним стилем, уделялось развитию выносливости и физической силы.

К внутренним стилям ушу , существующим под эгидой начала " инь ", относятся тайцзи — "великий предел ", багуа — "восемь триграмм ", синьи — "форма мысли-сердца ". К внешним — таолу — "комплекс дорожек ", саньда — "свободные удары ", туйшоу — "толкающие руки ", дуаньбин и чайбин — поединки на длинном и коротком оружии.

Обширная география Поднебесной

Отправной точкой для деления школ ушу на южные и северные послужил XVII век. Именно тогда два берега реки Янцзы — южный и северный — послужили лагерями для представителей обоих направлений. Традиционно считается, что для северного стиля ушу больше характерны удары ногами , а также многочисленные передвижения с места на место, а южный стиль характеризуют движения руками и сохранение неподвижности. Однако, существует масса школ и направлений, которые опровергают эту схему.

В южном Шаолине был разработан стиль ушу вин чун (wing chun) — "вечная весна ". Именно вин чун в свое время взял на вооружение непревзойденный Брюс Ли . В северном — были разработаны стили чо цзяо, что переводится как "пронзающие ноги ", и чан цюань — "длинный кулак ".

Так или иначе, все стили и школы ушу роднит между собой единый принцип — принцип упорядочивания энергии . Гармонизация инь и ян, согласование работы тела как сосуда для духа и движения духа в их неразрывном единстве — вот краеугольные камни философии ушу, вне зависимости от исповедуемой школы и стиля. На сегодняшний день ушу доступно всем — вне зависимости от пола, возраста, телосложения и физической подготовки . Оно было, есть и остается уникальной духовной практикой. Не зря старинная пословица гласит: "Силу побеждает техника, а технику — дух".

Что такое УШУ?
Ушу – уникальная китайская система, дающая возможность развивать, помимо навыков самообороны, массу других качеств, необходимых в жизни. Это: целеустремленность, настойчивость, организованность, ответственность.
Также УШУ является эффективной системой физического и духовного самосовершенствования, позволяя сформировать навыки самоконтроля, саморегуляции, повышения стрессоустойчивости.
Это позволит ребенку адаптироваться к школьной нагрузке, быть готовым к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. И не важно, станет ли он мастером ушу, важно, что он будет здоровым, развитым физически и умственно, а, главное, состоится как личность.

Почему УШУ?
УШУ – больше, чем спорт. Помимо чисто спортивного эффекта физического развития детей, т.е. формирование качеств, которые с возрастом будут ослабевать, УШУ также развивает и те качества, которые можно поддерживать и совершенствовать будучи в зрелом и даже преклонном возрасте.
Ведь в УШУ используются не только мышечная сила, но и сила натянутых, подобно струне, сухожилий в сочетании с оптимальным расслаблением мышц, сила инерции различных частей тела, цельность движения (соединение воедино движений различных частей тела) и моментальная концентрация импульса (усиление действия за счет включения дыхательной мускулатуры – резкий выдох).

Польза УШУ для здоровья детей.
1. Занятия УШУ развивают силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость и координацию.
2. Улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем и других систем организма. Дети реже болеют и быстрее восстанавливаются.
3. Развиваются морально-волевые качества. Ребёнок учится правильно относиться к победам и поражениям, быть более стрессоустойчивым.
4. Максимально задействуется вестибулярный аппарат, отвечающий за координацию движений и чувство равновесия, налаживается работа левого и правого полушарий. (УШУ является самым сложнокоординационным единоборством и одним из самых сложнокоординационных видов спорта в мире.)
5. Занятия УШУ включают в себя элементы суставной гимнастики, которая является профилактикой травм и различных заболеваний.
6. Несмотря на кажущуюся сложность, занятия УШУ имеют практически нулевую травмоопасность.
7. Сложная последовательность движений требует немалой концентрации внимания, что положительно влияет на память и развивает пространственное мышление.

Ушу как система укрепления здоровья и продления жизни.
Китайцы издревле считали, что здоровье - это состояние баланса и гармонии жизненных сил организма, а болезнь есть результат разлада, или расстройства жизненных функций.
Одной из наиболее известных методик, способствующих накоплению внутренней энергии и выравниванию баланса и гармонии жизненных сил организма, является техника ушу «тай цзи цюань»(太极拳). Движения в «тай цзи цюань» выполняются в медленном ритме с концентрацией на внутреннее состояние и ровное дыхание. Особое внимание в движениях уделяется координации стоп и кистей, коленей и локтей, бедер и плеч, а также взаимодействию дыхания и потока внутренней энергии.
Еще одним из широко распространённых способов укрепления здоровья является гимнастика «у цин си»(五禽戏) созданная знаменитым китайским врачом Хуа То (145-208 гг), в которой подражают движениям пяти животных: тигра,обезьяны, оленя, медведя и птицы. Благодаря необычным движениям улучшается кровообращение, повышается подвижность суставов, вырабатывается баланс. Упражнения способствуют сохранению бодрости и подвижности до глубокой старости. Подобная техника имитации движений пяти животных используется в знаменитом шаолиньском стиле «шао линь у син ба фа цюань»(少林拳 五行八法). И это не единичные примеры, практически в каждом стиле ушу содержится специальная техника для укрепления здоровья и продления жизни.

Занятия и семинары по ушу для взрослых

УШУ-ЭКСПЕРТ

Cеминар на тему: "Чанбин - фехтование на копьях".

Темы семинаров:

1. Оздоровительные методики ушу
2. Дуаньбин - фехтование на коротком оружии
3. Чанбин - фехтование на длинном оружии
4. Традиционные направления ушу
5. Самооборона и рукопашный бой
6. Борьба шуайцзяо

Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ www.wushu-expert.ru

Занятия и семинары по традиционному УШУ для взрослых.

Руководитель школы УШУ Ма Ши Тунбэй Уи Олег Морозов,
руководитель Московского клуба УШУ Сергей Николаев
приглашают на занятия и семинары по традиционному УШУ.

12 лучших приемов системы тунбэй.

На протяжении 24 лет работы с китайскими мастерами, мы выделили 12 лучших приемов системы тунбэй на основе главного критерия изучения традиционного ушу и восточных единоборств «хэ ли» - эффективность. Как сказал один из мастеров: «Это цветы боевых искусств».

Эффективная самооборона для женщин на основе системы тунбэй.

В программу уроков самообороны входят приемы не требующие большой физической силы, удары в самые опасные для человека зоны, важные принципы и методы использования силы противника, а также изучение техники опережающего удара. Этот семинар будет полезен не только для женщин, но и для всех тех, кто заботится о своей безопасности.

Основы и базовая техника стилей входящих в тунбэй: бацзи, пигуа, фаньцзы, чоцзяо.

Понимание взаимосвязи этих стилей УШУ, хорошая тренировка базовой техники, поможет вам не только хорошо изучить и эффективно использовать эту систему, но и на ее основе создать свою уникальную методику самообороны.

Фехтование на короткой (меч дао, цзянь) и длинной дистанции (копье цян).

За 20-летний опыт работы с китайскими мастерами разработана целая система тренировки и применения главного приема фехтования на копьях - "ла на чжа". Также подробно разбирается техника передвижений, маневрирования, взаимодействия приемов копья и работы тела.

Фехтование с использованием двуручного меча мяо дао и палки бянь ган.

В программу семинара включены 16 приемов меча мяо дао на основе знаменитой техники, составленной патриархами традиционного ушу Ма Фэн Ту и Го Чан Шэн - мяо дао против копья, а также техника бяньгана у ин ци шоу, ши сань фа.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы.

Движения в тунбэй да цзя цзы выполняются в медленном ритме с небольшими ускорениями, естественно и свободно, с концентрацией на внутреннее состояние и ровное дыхание. Особое внимание в движениях уделяется координации стоп и кистей, коленей и локтей, бедер и плеч, а также взаимодействию дыхания и потока внутренней энергии.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы включает более 100 приемов. На этом видеоролике демонстрируются основные приемы этой системы. Это видео можно использовать как учебное пособие.

Ушу - это обобщенное название боевых искусств, существующих в Китае. Название состоит из двух иероглифов - «у» и «шу», что в переводе с китайского означает «военное искусство».

По сути ушу - это то же самое, что и кунг-фу. Однако по российской традиции термином «кунг-фу» называют боевые искусства, а «ушу» - гимнастические упражнения, являющиеся основой как физического, так и духовного совершенствования.

Исторически искусство ушу зарождалось как система знаний, позволяющая обеспечить выживание человека в любых условиях. Подобная подготовка помогала развить способности к быстрому принятию необходимого решения и немедленному действию. Однако ушу предназначено не только для боевой подготовки: методики, которые задействует искусство, позволяют также развить скрытые способности организма, быстро восстановить затраченные ресурсы, добиться оздоровления и самосовершенствования.

Гимнастика ушу

Гимнастика ушу представляет собой комплекс упражнений, включающих в себя физическую и дыхательную практику, исключая духовную и медитативную. Она направлена на достижение гибкости, развитие мышц и суставов, поддержание выносливости и оздоровление организма.

Гимнастика ушу обладает следующими преимуществами:

  • В связи с предъявлением в ушу особых требований к гибкости спортсмена, упражнения способствуют развитию не только мышц и сухожилий, но и суставов. Как говорят на Востоке, «тот, кто сохранит гибкость, отдалит старость»;
  • Гимнастика эффективно развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Это обусловлено необходимостью выполнения упражнений на гибкость и расслабление мышц;
  • Занятия ушу положительно сказываются на развитии опорно-двигательного аппарата, формировании осанки;
  • Ритмичные и в то же время плавные движения спортсмена снимают эмоциональное и мышечное напряжение.

Несмотря на то, что ушу первоначально сформировалось в качестве боевого искусства, гимнастические упражнения не являются имитацией движений в бою, они выполняются плавно и мягко, чтобы избежать растяжений связок и сухожилий.

Перед тем, как приступать к гимнастическим занятиям по ушу, необходимо соблюсти несколько важных советов:

  • Лучше всего заниматься ушу рано утром или вечером, предварительно очистив кишечник;
  • Не делайте упражнения на полный желудок или испытывая сильный голод;
  • Используйте во время гимнастики свободную одежду из натуральных тканей, не сковывающую движений;
  • По древней китайской традиции заниматься ушу следует, стоя лицом на север;
  • В упражнениях используйте принцип постепенности, соблюдая умеренность в нагрузке;
  • Занимайтесь ушу регулярно - не реже двух раз в неделю.

Вне зависимости от того, новичок вы или человек, который занимается ушу всю жизнь, каждая тренировка должна начинаться с отработки базовой техники. В нее включаются упражнения на развитие гибкости:

  • плечевого пояса;
  • тазобедренного сустава,
  • поясничного отдела позвоночника.

После разминочных упражнений занятия ушу подразумевают собой выполнение стоек и ударов. Стойки - это не статичные позиции, а динамика в действии, особые шаги, которые, в зависимости от ситуации, отличаются по форме и длине. В начальный период изучения стоек ушу для начинающих предполагают следующее положение рук: кисти прижаты к поясу и сжаты в кулаки, локти отведены назад.

Основные стойки в ушу:

  • Бинбу. Ноги вместе, спина прямая, вес равномерно распределен на обе конечности;
  • Мабу. Важнейшая стойка в ушу. Используется не только для отработки технических действий, но и для тренировки дыхания, силы мышц ног, повышения выносливости. Ноги поставлены на ширине плеч, стопы направлены вперед и параллельны друг другу. Спортсмен приседает, сгибая ноги в коленях так, чтобы бедра были параллельны поверхности. Спина прямая, живот втянут, колени развернуты наружу;
  • Гунбу. Стойка позволяет быстро маневрировать, давая возможность нанесения мощного удара, как в движении, так и на месте. Одной ногой выполняется длинный шаг, нога сгибается в колене. Носок впереди стоящей ноги находится на одной линии с пяткой сзади стоящей конечности;
  • Сюйбу. Стойка используется при ударах ногой, отходом с блоком и разрывом дистанции. Ноги расставлены в стороны. Присаживаемся на одной ноге, согнув ее в колене, переносим на нее всю тяжесть тела. Носок впереди стоящей ноги находится на одной линии с пяткой ноги, стоящей сзади.

После того, как ученик научился стойкам, ушу для начинающих предполагает освоение техники передвижения в стойках как по направлению вперед, так и по направлению назад. Задача обучающегося - научиться переходить из одной стойки в другую, учитывая правильное положение корпуса, рук и ног.

Ушу для детей

Согласно исследованиям, занятия ушу улучшают нервно-психическое состояние и физическую подготовку детей. Выполнение сложно-координированных движений комплекса ушу способствует формированию таких качеств, как выносливость, дисциплинированность, уравновешенность, концентрация, внимание, память, быстрота и скорость реакции. Детям, занимающимся данным видом гимнастики присущи энергичность, оптимизм, состояние эмоциональной удовлетворенности.

В ходе тренировок дети выполняют упражнения, направленные на стабилизацию дыхания, а также расслабление (нервное и мышечное) после занятий.

Ушу для детей предполагает изучение упрощенного курса, без перегрузки физическими упражнениями, учитывая недостаток навыков моторики и координации движений у ребенка.



mob_info