Ушу для детей: со скольки лет и какая польза. Ушу для детей

Если вы не ставите своей целью воспитать из вашего малыша чемпиона, а просто хотите, чтобы он вырос здоровым и физически развитым, то помочь вам могут в этом спортивные секции, в частности - секция ушу.

Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос умным, красивым, а самое главное - здоровым. Мы, родители, заботимся о правильном питании детей, о полноценном сне, о прогулках, записываем их в различные развивающие центры. Но, зачастую, этого бывает не совсем достаточно. Проблема в том, что наши малыши сейчас весьма ограничены в физической активности, т.к. мы не можем, в силу ряда причин, отпустить их надолго на улицу одних. А прогулка с мамой или папой не заменит подвижных детских игр. А если отстаёт физическое развитие, то начинает хромать и интеллектуальное.

Ушу может стать для ребёнка хорошим помощником в ускорении физического, а вместе с тем и умственного развития, поможет ему приобрести силу, ловкость, гибкость и грациозность движений. Занятия ушу способствуют так же умению концентрироваться, улучшению внимания, вырабатывают психологическую устойчивость. Заниматься ушу могут как мальчики, так и девочки.

Существуют «внешние» и «внутренние» стили ушу. Занятия ушу нужно начинать с «внешних» стилей, т.к. «внутренние» стили включают в себя работу с внутренней энергетикой человека, что является небезопасным и требует руководства опытного учителя.

Выбор секции ушу для ребёнка

В каждом, даже небольшом городе, можно найти секцию ушу. В крупных городах - областных центрах обязательно есть региональная федерация ушу и все секции работают под руководством этой федерации. На сайтах федераций, как правило, вы сможете найти список тренеров и адреса районных представительств. Можете позвонить по контактному телефону и узнать адрес ближайшей к вам секции (обычно занятия проводятся в спортзалах средних школ или в спорткомплексах), познакомиться с тренером и посмотреть тренировку. Можно попроситься на пробную тренировку, чтобы оценить нагрузки и возможности вашего ребёнка.

Если секция ушу не состоит в региональной федерации, то обязательно наведите все справки об этой секции и о тренере. Нередко под маркой ушу разного рода "мастера кун-фу" занимаются совсем не ушу.

Итак, вы приняли решение - секция ушу!

На что обращаем внимание

1. Возраст. Лучший возраст для начала занятий - 5-6 лет, т.к. ребёнок в этом возрасте уже способен правильно воспринимать указания тренера и выполнять их.

2 Форма. Для начала вам потребуется удобная спортивная форма и легкая обувь на гибкой и тонкой подошве. Позднее, если занятия ушу увлекли ребёнка, и вы намерены продолжать занятия и участвовать в соревнованиях, можно будет приобрести специальную форму: традиционную китайскую куртку и широкие штаны.

3. Программа конкретной секции ушу. Всё ли вас устраивает? Начальная программа обычно включает в себя общефизическую подготовку: упражнения на ловкость, гибкость, силу, выносливость и быстроту. К этому добавляются специальные упражнения (техника ушу): передвижения и позиции, движения руками и ногами, упражнения на концентрацию, расслабление, дыхание. При регулярных занятиях ушу развиваются практически все мышцы.

После того, как будут освоены азы базовой техники: шпагат, мостик, кувырки, необходимый уровень силы и выносливости, начинается изучение гимнастических комплексов (таолу). В них воедино сведены удары, прыжки, движения ног и рук, имитирующие бой с одним или несколькими противниками.

По ушу проводятся соревнования. В любительских соревнованиях внутри клуба или между клубами могут принимать участие даже пятилетние ребята. Эти соревнования обычно небольшие по числу участников, что позволяет детям спокойно освоиться и привыкнуть к атмосфере дружеского соперничества. Но на этих соревнованиях также присутствуют судьи, выставляются оценки, вручаются грамоты и награды. В результате у детей повышается самооценка, развивается целеустремлённость, оптимизм и эмоциональная уравновешенность, и к школе у таких детей, как правило, нет проблем с концентрацией внимания, они более социально адаптированы, они терпимее и мудрее своих сверстников.

После освоения таолу переходят к более сложным комплексам: без оружия, с изогнутым (дао) и прямым (цзянь) мечом, с шестом (гунь) и копьём (цян). Обычно это в возрасте 7-14 лет. Ну а потом, если ребёнок всерьёз увлёкся ушу, то далее подключается акробатическая подготовка, сложные прыжки, контактное единоборство (сань-да) с оружием или без него.

Вот такой путь ждёт вашего ребёнка, начавшего заниматься этим прекрасным видом спорта.

В заключение хотелось бы сказать, что чтобы получить всю ту пользу, которую дают детям занятия ушу, вовсе не обязательно становиться чемпионом, достаточно просто заниматься и получать от занятий ушу удовольствие.

Что такое УШУ?
Ушу – уникальная китайская система, дающая возможность развивать, помимо навыков самообороны, массу других качеств, необходимых в жизни. Это: целеустремленность, настойчивость, организованность, ответственность.
Также УШУ является эффективной системой физического и духовного самосовершенствования, позволяя сформировать навыки самоконтроля, саморегуляции, повышения стрессоустойчивости.
Это позволит ребенку адаптироваться к школьной нагрузке, быть готовым к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. И не важно, станет ли он мастером ушу, важно, что он будет здоровым, развитым физически и умственно, а, главное, состоится как личность.

Почему УШУ?
УШУ – больше, чем спорт. Помимо чисто спортивного эффекта физического развития детей, т.е. формирование качеств, которые с возрастом будут ослабевать, УШУ также развивает и те качества, которые можно поддерживать и совершенствовать будучи в зрелом и даже преклонном возрасте.
Ведь в УШУ используются не только мышечная сила, но и сила натянутых, подобно струне, сухожилий в сочетании с оптимальным расслаблением мышц, сила инерции различных частей тела, цельность движения (соединение воедино движений различных частей тела) и моментальная концентрация импульса (усиление действия за счет включения дыхательной мускулатуры – резкий выдох).

Польза УШУ для здоровья детей.
1. Занятия УШУ развивают силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость и координацию.
2. Улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем и других систем организма. Дети реже болеют и быстрее восстанавливаются.
3. Развиваются морально-волевые качества. Ребёнок учится правильно относиться к победам и поражениям, быть более стрессоустойчивым.
4. Максимально задействуется вестибулярный аппарат, отвечающий за координацию движений и чувство равновесия, налаживается работа левого и правого полушарий. (УШУ является самым сложнокоординационным единоборством и одним из самых сложнокоординационных видов спорта в мире.)
5. Занятия УШУ включают в себя элементы суставной гимнастики, которая является профилактикой травм и различных заболеваний.
6. Несмотря на кажущуюся сложность, занятия УШУ имеют практически нулевую травмоопасность.
7. Сложная последовательность движений требует немалой концентрации внимания, что положительно влияет на память и развивает пространственное мышление.

Ушу как система укрепления здоровья и продления жизни.
Китайцы издревле считали, что здоровье - это состояние баланса и гармонии жизненных сил организма, а болезнь есть результат разлада, или расстройства жизненных функций.
Одной из наиболее известных методик, способствующих накоплению внутренней энергии и выравниванию баланса и гармонии жизненных сил организма, является техника ушу «тай цзи цюань»(太极拳). Движения в «тай цзи цюань» выполняются в медленном ритме с концентрацией на внутреннее состояние и ровное дыхание. Особое внимание в движениях уделяется координации стоп и кистей, коленей и локтей, бедер и плеч, а также взаимодействию дыхания и потока внутренней энергии.
Еще одним из широко распространённых способов укрепления здоровья является гимнастика «у цин си»(五禽戏) созданная знаменитым китайским врачом Хуа То (145-208 гг), в которой подражают движениям пяти животных: тигра,обезьяны, оленя, медведя и птицы. Благодаря необычным движениям улучшается кровообращение, повышается подвижность суставов, вырабатывается баланс. Упражнения способствуют сохранению бодрости и подвижности до глубокой старости. Подобная техника имитации движений пяти животных используется в знаменитом шаолиньском стиле «шао линь у син ба фа цюань»(少林拳 五行八法). И это не единичные примеры, практически в каждом стиле ушу содержится специальная техника для укрепления здоровья и продления жизни.

Занятия и семинары по ушу для взрослых

УШУ-ЭКСПЕРТ

Cеминар на тему: "Чанбин - фехтование на копьях".

Темы семинаров:

1. Оздоровительные методики ушу
2. Дуаньбин - фехтование на коротком оружии
3. Чанбин - фехтование на длинном оружии
4. Традиционные направления ушу
5. Самооборона и рукопашный бой
6. Борьба шуайцзяо

Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ www.wushu-expert.ru

Занятия и семинары по традиционному УШУ для взрослых.

Руководитель школы УШУ Ма Ши Тунбэй Уи Олег Морозов,
руководитель Московского клуба УШУ Сергей Николаев
приглашают на занятия и семинары по традиционному УШУ.

12 лучших приемов системы тунбэй.

На протяжении 24 лет работы с китайскими мастерами, мы выделили 12 лучших приемов системы тунбэй на основе главного критерия изучения традиционного ушу и восточных единоборств «хэ ли» - эффективность. Как сказал один из мастеров: «Это цветы боевых искусств».

Эффективная самооборона для женщин на основе системы тунбэй.

В программу уроков самообороны входят приемы не требующие большой физической силы, удары в самые опасные для человека зоны, важные принципы и методы использования силы противника, а также изучение техники опережающего удара. Этот семинар будет полезен не только для женщин, но и для всех тех, кто заботится о своей безопасности.

Основы и базовая техника стилей входящих в тунбэй: бацзи, пигуа, фаньцзы, чоцзяо.

Понимание взаимосвязи этих стилей УШУ, хорошая тренировка базовой техники, поможет вам не только хорошо изучить и эффективно использовать эту систему, но и на ее основе создать свою уникальную методику самообороны.

Фехтование на короткой (меч дао, цзянь) и длинной дистанции (копье цян).

За 20-летний опыт работы с китайскими мастерами разработана целая система тренировки и применения главного приема фехтования на копьях - "ла на чжа". Также подробно разбирается техника передвижений, маневрирования, взаимодействия приемов копья и работы тела.

Фехтование с использованием двуручного меча мяо дао и палки бянь ган.

В программу семинара включены 16 приемов меча мяо дао на основе знаменитой техники, составленной патриархами традиционного ушу Ма Фэн Ту и Го Чан Шэн - мяо дао против копья, а также техника бяньгана у ин ци шоу, ши сань фа.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы.

Движения в тунбэй да цзя цзы выполняются в медленном ритме с небольшими ускорениями, естественно и свободно, с концентрацией на внутреннее состояние и ровное дыхание. Особое внимание в движениях уделяется координации стоп и кистей, коленей и локтей, бедер и плеч, а также взаимодействию дыхания и потока внутренней энергии.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы включает более 100 приемов. На этом видеоролике демонстрируются основные приемы этой системы. Это видео можно использовать как учебное пособие.

А. А. Маслов

Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. -

М.: Алетейя, 2003, с. 314-322, 330

Оккультно-мистические практики в современном Китае не исчезли, нолишь приобрели новые формы и новый «лексикон», которым они рассказывают о себе. Если раньше людям обещали бессмертие или жизнь, которая продлится сотни лет, то сегодня чаще всего идет речь об обещаниях крепкогоздоровья, могучей мужской потенции и «белизны» женской кожи (отбеливание кожи «под иностранцев» - современный канон красоты). Сегодня древние магические приемы в снятом, несколько завуалированном виде используются практически повсеместно.

Одной из форм проявления древнего магического искусства в современной жизни является широко известная во всем мире китайская традиционнаямедицина. Под термином и , сегодня означающим «медицину», первоначальноподразумевались либо особая категория медиумов, врачующих посредствомсобственного тела, либо жесты и приемы, которые они при этом выполняли. Впринципе, даже сегодня суть магического врачевания, которое и подразумевается под «традиционной китайской медициной», особо не изменилась - в деревнях по-прежнему, приступая к излечению больного, прежде всего оценивают соотношение в его организме энергий инь-ян, состояние «внешних и внутренних духов», и «прогоняют болезни» при помощи трав и т. д.

Таким же отголоском, причем вполне «живым», древней магической культуры является ушу, обычно переводимое как «боевое искусство», хотя, в сущности, оно представляет собой сложнейший комплекс психо-физического воспитания человека. Традиционные методы ушу, в отличие от современногоспортаи гимнастики ушу, непосредственно связаны с раскрытием духовных сил человека, его внутренним очищением и воспитанием. А методики, используемыедля этого, во многом повторяют магические приемы древних даосов и магов,например дыхательно-медитативная практика (цигун или нэйгун), многократное выполнение комплексов-таолу , некоторые из которых имеют исключительно ритуальный характер. Более того, существуют стили ушу, которые вообще никогда не предназначались для боевого использования и были порождены исключительно народной магической культурой. Они базируются на имитации движений животных, которая в свою очередь связана с широкоизвестными ритуалами мистического перевоплощения в животных.

Другиестили, особенно на юге Китая, где особенно сильна была магическая культура,непосредственно родились из ритуальных танцев, выполняемых под музыку иудары в гонги и барабаны, вводящих человека в психосоматический транс. Поразительно, но сегодня многие из этих стилей ушу, особенно на Западе,считаются «прикладными» и боевыми, и мало кто знает об их реальной магической истории.

Сложность понимания ушу заключается именно в его современном состоянии - на первый взгляд, оно стало достоянием широкой публики, превратилось в зрелищный вид спорта. В сущности, ушу повторило путь многих других некогда магических систем духовной практики, например магического врачевания, ставшего широко известной «китайской традиционной медициной», илигеомантики фэншуй, даосской диетологии - все они так или иначе превратились в предмет коммерции и с этого момента целиком утратили свое действительно мистическое содержание.

Ушу как способ психофизического воспитания, включающий множество компонентов - от физической тренировки до диетологии, возник относительно поздно, не раньше ХV-XVI вв. Сами же компоненты существовали задолгодо этого периода, и потому в общем можно согласиться с тезисом о древности происхождения ушу. По сути, в истории существовало
315

Несколько форм ушу (сам термин возник в III в.), которые затем слились воедино. Долгое время основное направление ушу существовало исключительно как система армейской подготовки, включая способы боя с длинным и коротким оружием, рукопашный бой, вольтижировку, даже построение боевых порядков. Параллельно развивалась некая игровая или потешная система, включавшая в себя элементы боевой практики, которая демонстрировалась при императорском дворе или на народных праздниках. Причем такие развлекательные народные представления получили колоссальное распространение в эпохи Тан-Сун в виде так называемых «представлений под навесом» (канпэн). Это было сродни цирковому развлечению: бойцы не столько вступали в поединки перед публикой, сколько, например, демонстрировали способность очень быстро вращать алебарду, весящую пару десятков килограммов, или выполняли групповые комплексы с длинными шестами.

Однако настоящий перелом в ушу происходит в ХVI-ХVП вв. - когда боевые и игровые методы сливаются с ритуальными оккультно-магическими комплексами. Это и становится зарождением ушу как системы физического и духовного - духовного в традиционном китайском смысле - воспитания последователей. Тем не менее до сих пор сохранилось очень много стилей ушу, носящих чисто развлекательный или оздоровительный характер, и хотя им традиционно приписывается эффективность в бою, в действительности это не более чем дань народной традиции. На юге Китая, в провинциях Гуандун, Фуцзянь и в Гонконге, комплексы упражнений таких стилей совершаются под удары в гонги и барабаны, ритмично, с четкими остановками и резкими ускорениями. Примечательно, что именно из этих южных стилей ушу родилось японское каратэ.

Ушу, известное нам сегодня, - это далекий, но тем не менее явственный отголосок тех мистерий и культов, которые пришли из глубокой древности. Это прекрасный пример того, как мистическая традиция и закрытые методы духовной практики могут скрываться под внешней оболочкой физической культуры, боя, а сегодня даже и спорта.

Подавляющему большинству людей порой сложно понять, что существуют по сути два ушу, которые между собой практически никак не связаны. Одно было создано самой китайской традицией в ХVП-ХVIII вв. на основе магически-оккультных методик установления связи с запредельным миром, энергетической подпитки и воспитания человека-воина. Но не воина как некоей агрессивной личности, а уникального существа, способного без злобы и агрессии блестящим образом противостоять этому миру. Это путь безукоризненного мастерства. Он требует очень больших усилий, вдумчивости и немалой внутренней интеллигентности.
316

Другое ушу, как ни странно, тоже было создано китайской традицией. Это путь внешний, показной, довольно простой и не требующий внутренних усилий. Этот тип ушу (а на самом деле речь идет не только об ушу, но и о многих явлениях китайской традиции, в том числе медицины, диетологии, живописи и т. д.) создан в основном для того, чтобы сохранить в нетронутом виде истинные ценности, мистическое знание, удовлетворив людей недалеких, невдумчивых и амбициозных. Не случайно все, абсолютно все, что написано про ушу в Китае, есть легенда, миф, таолу намеренно искажаются, в описании упражнений цигун меняется порядок движений, в описании речитативов - порядок иероглифов. Так работает механизм сокрытия мистического знания в ушу. Причем онне управляется кем-то конкретно, но исторически выработан самой культурой.

Такая двойственность ушу - прекрасная лакмусовая бумажка. Чем дальше следует продвигаться вперед, тем остается меньше людей, способных выдержать такое внутреннее напряжение. Они отпадают, спотыкаются о ложные цели или свои амбиции. Не случайно в китайских учениях, в том числе и вушу, последователи называются «идущими по Пути» или «вступившими наПуть» (жу дао). А теперь задумаемся, сколько вокруг нас людей, о которыхможно сказать - «идущие по Пути»? Вот они-то и есть воистину «занимающиеся искусством» (лянь гун), как говорят об истинных последователях ушу.

Точкой концентрации всех векторов в ушу, равно как и во всех другихдуховных практиках Китая, является фигура учителя или наставника, который по своему статусу является продолжателем традиции магов, хотя «выглядит» значительно более современным. Вообще понятие наставника в мистической традиции Китая порой разрастается до фантасмагорических масштабов: реальным людям могут приписываться подвиги древних мастеров, необычайные возможности, и по своему облику в таких рассказах эти людиоказываются очень близки к бессмертным-сяням .

Приведем лишь один пример. В буддизме наставников принято именовать фаши - дословно «наставники дхармы», то есть буддийского учения. Однако точно так же на юге и в центральных регионах Китая именуют людей,признанных местным сообществом в качестве наставников, причем не обязательно буддийских. Они, например, могут давать наставления в медицине, ушу, гадании, живописи.

Сегодня практически все известные мастера ушу, которые получили буддийское посвящение, но не обязательно были монахами либо покинули монастырь, также именуются фаши, причем такое звание дает им местное сообщество, а не они сами. Если внимательно посмотреть, какие в действительности функции они выполняют, окажется, что фаши не обучают людей непосредственно (это за них делают их ученики), но, выполняя определенныеупражнения, медитации, или, наоборот, практически мгновенно
317

Они способнывходить в необычное состояние, в котором начинают говорить или показыватьвещи, не характерные для их уровня знания. В этом состоянии они могут врачевать людей на расстоянии. В частности, мне приходилось видеть в провинции Хэнань следующий способ врачевания: фаши садился на стул в пареметров от больного, прикрывал глаза и начинал медленно раскачиваться, затемделал небольшой толчок рукой в воздухе или какое-то смахивающее движениеперед собой. На этом лечение заканчивалось, вредоносные духи были изгнаны.Примечательно, что такое лечение нередко оказывалось очень эффективным.В той же провинции Хэнань практически все известные мастера ушу именуются фаши. Поначалу может сложиться впечатление, что это происходит из-затого, что многие из них связаны с буддийской практикой, например, обучалисьв монастыре Шаолиньсы или у его последователей. Однако термин фаши распространяется прежде всего на тех, кто способен либо «передать истину», тоесть быть посредником в передаче духовного знания от верхних духов к ученикам, либо на тех, кто способен входить в состояние транса в момент выполнения комплексов таолу.

По сути, фаши - это воспроизведение древнейшего искусства медиумов.Сам термин фаши встречается еще в древнейших текстах периода Чжоу. Знаменитый востоковед де Гроот наблюдал практику фаши на юге Китая в началеXX в. и пришел к выводу, что так называли неких людей, «захваченных духами». На Тайване фаши выполняет функцию «мастера ритуалов» во времяхрамовых церемоний, призывая духов спуститься на землю и войти в конкретных людей. В этот момент люди могут задать духам любые вопросы, причембольшинство из них интересуют самые бытовые проблемы, например, у духовнередко спрашивают номера лотереи, которые могут выпасть при следующемрозыгрыше.

Путешествуя по многим районам Китая, бывая в самых отдаленных уголках и горных районах, я с интересом наблюдал за теми людьми, которых местные жители называют «наставниками» (шифу).Поведение их может показаться странным и далеким от норм того, чтообычно принято называть наставничеством или мастерством. Прежде всего, большинство из них не отличается какими-то сверхъестественными или необычайными способностями, например, мастера ушу отнюдь не являются самыми лучшими бойцами, не обладают угрожающим видом. В основном это пожилые люди скромного, а нередко вообще неприметного вида, их лица выражают смущениеи даже растерянность, когда их вдруг начинают именовать мастерами.

Думается, путаница происходит из-за абсолютного несовпадения понятиямастерства на Западе и в Китае. Для западной традиции мастер - это могучийи самый лучший боец, строгий и жесткий ментор. В Китае же наставник выполняет совсем иную миссию - он опосредует связь своих учеников с Небом,с духами мастеров предыдущих поколений. И поэтому самое важное - всевремя находиться рядом с мастером.
319

Мир ушу знает множество мифов и рассказов о подвигах мастеров, причем именно с этих рассказов начинается обучение в любой традиционной школе ушу. Например, шаолиньская традиция ведет свое начало от индийского монаха-миссионера Бодхидхармы, который девять лет провел в медитативномсозерцании, сидя лицом к стене в одной из пещер гор Суншань. Как рассказывают все более или менее известные хроники монастыря Шаолиньсы, именноон стал основателем чань-буддийского учения и боевого искусства шаолиньских монахов. Однако эти предания в их окончательном виде сформировалисьне раньше XVII в., то есть через более чем тысячу лет после того, как приходилв Китай легендарный Бодхидхарма. Современные же исследования показали,что прямого отношения к ушу Бодхидхарма не имел, к тому же Шаолиньсыникогда не былцентром ушу. Это не является секретом и для современныхшаолиньских наставников, которые тем не менее регулярно приписывают Бодхидхарме и другим подобным героям древности создание многих боевых имедитативных комплексов, авторство «тайных трактатов». Зачем же эти истории передаются от поколения к поколению?

Думается, это объясняется не какой-то «мистифицированностью » сознания, но использованием древнейшей медитативной техники. Рассказывая омастерах, пересказывая реальные или, чаще всего, выдуманные истории из ихжизни, называя их по имени, ныне живущее поколение последователей темсамым как бы призывает духов древних бойцов на себя. Вспомним, что приисполнении ритуала похорон или поминовения китаец должен многократноназывать усопшего по имени, дабы тот не заблудился в мире духов, не превратился в «сиротливую душу», не обратился во вредоносного гуя, а продолжалпомогать своим потомкам. Точно так же школы ушу, построенные по принципу семьи, где все считаются братьями-сестрами, отцами-детьми, поминают своих «родственников», устанавливая связь с их духами. Известно много историйо том, как последователи учились во сне, когда к ним приходил наставник,умерший сотни лет назад, и показывал секреты ушу. Мне неоднократно приходилось видеть, как ученики, прикрыв глаза и войдя в медиативный транс,начинали выполнять мощные, жесткие движения, которых до этого никогда неучили, а придя в себя, рассказывали, что им явился некий наставник и сталпомогать им.

Вообще образ наставника в духовной традиции Китая сведен к некоему абстрактному мифообразу, абсолютному Учителю, связанному с древними секретами и самой энергетикой древних мудрецов. Будучи передатчиком этойтрадиции, он отсутствует как индивидуальная личность и являет собой неболее чем одно из звеньев в цепи «преемствования духа древних». В этом онтакже
320

схож с древним магом, ибо в тонком мире для человека не может бытьникакой окончательной самоидентификации, у него нет окончательного лика,поскольку его физическое тело является лишь временной оболочкой, тогда какего существование выходит за рамки земной жизни. Такое представление отом, что все внешнее - тленно и временно, а все внутреннее - истинно ивечно, проявилось, в частности, в существовании дихотомии «внешнее-внутренее» (нэй-вай) во всех областях искусства, в интеллектуальных поисках самосовершенствования и политического управления. Причем отнесение ко «внешнему» или «внутреннему» того или иного явления зависит исключительно отпозиции самого классифицирующего. Например, все последователи ушу относят свою школу ко «внутреннему» направлению и в то же время всех остальных считают «внешними» или идущими «внешним путем» (вай дао).

Соотнесение со внешним или внутренним никоим образом не связано стехническим мастерством бойца ушу, искусностью живописца или точностьюпредсказаний гадателя. Существует лишь один критерий - приобщенность ктрадиции конкретной школы, передача духовного, а не технического компонента традиции. Причем под «духовной передачей» подразумевается способность последователя адекватно воспроизводить то состояние сознания, которое было присуще его наставникам и которое в свою очередь и является «передачей истины» (чжэньчуань). И сегодня, например, наставник, который преподает при Шаолиньском монастыре ушу, но при этом не является воспитанникомШаолиньсы или самой шаолиньской школы, именуется вай ди - «внешнийученик». Традиционными наставниками он отвергается как «плывущий в другом потоке».

Тот, кто находится рядом с наставником, когда он пребывает в состоянииозарения или одержимости духами древних, и есть человек, перенимающий отучителя истинную благодать. Не техническое мастерство, не какие-то секретыпередаются последователю, а ощущение, принесенное из потустороннего мира.Это и есть то, что именуется чжэньчуань - «передача истины» (одно из самыхрасхожих понятий в китайской мистической культуре). Рядом с мастером могут находиться сотни учеников, но лишь нескольким из них посчастливится уловить это ощущение и пережить мистическое откровение. Они и будут называться «воспринявшими истину». Все же остальные получат «ложную традицию» {цзя чуань), хотя проходили точно такое же обучение, как и «истинные ученики», с той лишь разницей, что в силу многих причин они оказалисьнеспособны пережить экстатический транс и мистическое откровение.

В самом понятии «передача истины» или «истинная традиция» нет и оттенка философского созерцания или вопроса «что есть истина?». Истина в данном случае - та благодать, которая ощутимым образом исходит от наставника и рядом с которой надо пребывать. Именно поэтому учитель «учит молчанием», передавая знания одним своим присутствием.
321

В реальной жизни этообучение выглядит чаще всего как обычная жизнь рядом со своим наставником в течение многих лет. Ученик вместе с ним странствует по разным местам,принимает пищу, нередко живет в его доме. Преданность и внутренняя благодарность наставнику - важнейшая часть этой традиции, поскольку в противном случае обрывается связь со всеми поколениями предыдущих мастеров иученик оказывается вне традиции, «вне передачи» и по сути перестает быть учеником.

Имена учеников, которым была «передана истина», обычно заносятся вособые генеалогические книги (цзя пу), существующие у каждой школы ушу,гадателей, каллиграфов, художников. В них подробно указывается, как осуществлялась передача благодати от учителя к ученику, причем такие книги сабсолютной точностью скопированы с обычных семейных хроник. Небольшоеколичество учеников, занесенных в цзя пу (обычно их два-три), говорит вдействительности не о том, сколько человек обучалось у наставника, а о том,сколько испытало соприкосновение с миром духов и способно передавать этотимпульс дальше.

В этом смысле становится более понятным известный китайский постулато необходимости передавать учение «от сердца к сердцу» (и синь чуанъ синь).«Сердце» (также «душа» - синь) в китайской традиции означает совокупностьдуховно-психических свойств человека и в этом плане логически противостоит«телу» (ти), и таким образом, любое учение есть передача личных свойств ипереживаний просветленного учителя. Именно поэтому не существует каких-то секретов, которые можно было бы «подсмотреть», украсть или выдать, -все обучение сведено к особой роли личности наставника, его личного магнетизма, и далеко не всегда его технических знаний.

Смысл жизни такого наставника - в сохранении этого духовного импульса, этой истины, которую нельзя растерять в бренном мире. И ради этогоможно пожертвовать карьерой, удалиться на старости лет в уединенную деревню или в горный скит. История донесла до нас слова Шэнь Чоу (1427-1509),одного из четырех великих наставников династии Мин. За год до своей смертион собственноручно сделал каллиграфическую надпись на своем портрете, написанном одним из художников.

Прямо над своей головой на картине он размашисто начертал: «Некоторые считали, что глаза мои слишком малы. Другие же утверждали, что челюсти мои слишком узки. Я не знаю, да и откуда же мне знать, чего мне недостает? Да и в чем смысл сравнения глаз и лиц? Волнения мои лишь о том,как не утратить истинность. Ко всему же остальному был я столь беспечен всеэти восемьдесят лет, и остаюсь им сейчас, когда смерть стоит лишь в шаге отменя». И подписался - «Старик с каменистых полей».

322

* * *

То, что нередко представляется нам крайне загадочным, потаенным в китайской культуре, оказывается, наоборот, вторичным относительно действительно мистической культуры. То, что мы видим, можем прочитать илиуслышать, принадлежит уже к традиции редуцированной, более того - нередко крайне рационалистической. Продуктами многоэтапной рационализации мистического можно считать целый ряд явлений культуры, в том числефилософию, живопись и поэзию, китайскую медицину, комплекс боевых искусств ушу, даже фанатичное следование формам приготовления пищи и заварки чая.

Парадокс заключается в том, что для Китая эта эзотерическая традицияне была традицией тайной, недоступной, хотя она и могла быть сокрытой отдругих людей. Но скрывалась не техника, не приемы и не методики, которыеможно либо выучить, либо, как делают многие современные китайцы и европейцы, внешне сымитировать, подражая, скажем, китайскому ушу, а на самомделе занимаясь обычной гимнастикой или спортом. Недоступность истиннойтрадиции обеспечивалась уже самим состоянием, в котором должен находиться человек, дабы вступить в контакт с миром духов, обрести трансцендентацию сознания, покинуть пределы своего физического тела. Ряд методик, например способы медитации, «внутреннего искусства» или ушу, могли подвести человека к определенной черте, способствовать его прорыву в область изначального опыта, но однако все это базировалось на определенной природной предрасположенности человека к трансу. Становится ясно, почему некоторымметодикам, которыми технически можно овладеть за несколько месяцев, последователей обучали десятилетиями - у них стремились развить способностьк трансцендентации сознания. Например, многие методики так называемых«внутренних стилей» ушу могут быть разучены за весьма короткий срок, порой измеряемый неделями, а техникой всего стиля можно овладеть за парулет. Тем не менее последователей обучают десятилетиями, раскачивая и разрабатывая их сознание, выводя его за пределы привычных конвенций, вербального опыта.

Нередко для непосвященного наблюдателя китайская культура представляется углубленно-философичной и утонченно-самоуглубленной. Она же, наоборот, нервно-яркая, невротизированная, как невротизирован любой магический ритуал, напрямую обращающийся к сознанию человека. И она не может быть воспроизведена вне самого Китая.

Что первично – дух или тело? Что позорнее – благоразумие, граничащее с трусостью или неконтролируемая свирепость в бою? Кем лучше быть – болезненным интеллектуалом или недалёким громилой с отменным здоровьем? Согласитесь, вы с детства задавали себе эти вопросы и не находили ответа. Выбор из двух крайностей казался принципиально невозможным. С подобной проблемой сталкиваются многие, но не все признаются в этом.

Тем более, в этом не признаются ваши дети!

Откройте глаза, решение проблемы существует! Важно понять, что противопоставление двух взаимоисключающих крайностей ведёт к разрушению и хаосу. Лишь их гармоничное единство делает человека сильным, стойким и духовно развитым. Осознайте это и помогите своим детям!

Древний Восток оставил в наследство миру блестящий пример культуры духа и тела – ! Существует множество школ и направлений ушу. Но заложенный в них принцип един – гармония тела и духа. Ушу - это древнейший вид единоборства, который зародился давным-давно к Китае, в основе которого лежит философия, которая впитала в себя все знания китайских мудрецов за многие века.

На первых этапах ваш ребенок конечно же не сможет постичь всю древнюю мудрость, да ему это и не нужно. Но основы уже будут заложены. А их вполне достаточно для того, чтобы учиться принимать верные решения, не обижать меньших, защищать слабого, быть веселым и жизнерадостным, а следовательно, быть более подготовленным к взрослой жизни, ведь когда-нибудь они отложат свои игрушки для мальчиков и девочек и окунутся в реальный мир, где их уже не будут защищать мамы и папы. Также ушу позволяет нашим детям меньше болеть и уметь справляться с любыми трудностями. Искусство ушу не только делает ребенка сильнее, оно закаляет его дух. А в условиях современной жизни устойчивость к различным стрессам, которой учится ребенок на занятиях ушу, становится просто незаменимым качеством.

Что же обретёт ваш ребёнок, занимаясь ушу?

Во-первых, техника ушу одновременно вовлекает в работу множество групп мышц, что даёт потрясающий эффект для организма. Интенсивно развивается пластика, скорость, выносливость и, конечно, сила.

Во-вторых, максимально задействуется вестибулярный аппарат, отвечающий за координацию движений и чувство равновесия.

В-третьих, сложная последовательность движений требует немалой концентрации внимания, что положительно влияет на память и развивает пространственное мышление.

В-четвёртых, правильное движение неотделимо от правильного дыхания, глубокого и равномерного. Эффект очевиден – здоровые лёгкие и кровь, обогащённая кислородом.

Можно долго перечислять достоинства ушу, и его преимущества перед традиционными видами спорта, но главное качество, на которое в первую очередь стоит обратить внимание, это почти нулевая травмоопасность. Вы можете быть спокойны за ваших детей, поверьте!

Итак, что же понадобится для того, что бы ваш ребёнок начал заниматься ушу? Как минимум, хороший учитель и желание ученика. В школы мальчиков и девочек набирают с пяти лет. В столь юном возрасте они наиболее податливы как хорошему, так дурному влиянию. Так, подайте им хороший пример!

Ознакомьтесь с максимально доступным перечнем спортивных школ и секций. Посоветуйтесь со знающими людьми и прислушайтесь к их мнению. В конце концов, поищите информацию в Интернете. Ведь вы читаете эту статью, верно?

Выбрав школу и тренера, сходите на несколько первых тренировок, если это возможно, конечно. Понаблюдайте за поведением тренера и детей. Изучите план тренировки, как если бы сами намеревались заняться ушу. В результате у вас обязательно сложится мнение о школе, тренере и способностях вашего ребёнка. И, если, вы решите, что гармония – основополагающий принцип этой школы ушу, значит вы и ваш ребёнок на верном пути!
Тренируйтесь, любите себя и своих детей, и вы непременно добьётесь прекрасного союза тела и духа! Ведь сказано в старой китайской пословице: “Дорога в тысячу миль начинается с первого шага!”

Часто от людей, занимающихся ушу или иными восточными практиками, приходится слышать, что если бы начать занятия раньше, а конкретнее с детства, то можно было бы достичь гораздо больших результатов, более высокого уровня мастерства, и так далее. И здесь возникает вполне логичный и простой вопрос: нужно ли ребенку заниматься ушу, Есть ли от этого польза и какая? Вот в этом вопросе, мы и попытаемся разобраться.

Для начала, давайте разберемся, что же прячется под этим коротким названием – ушу. Для многих это более или менее зрелищная система рукопашного боя, мастера которой показывают изумительные результаты в разных не менее зрелищных выступлениях и соревнованиях. На самом же деле, такое понимание ушу, очень узко и однобоко.

Ушу - это целостная и многогранная система саморазвития и самосовершенствования, которая включает в себя множество навыков и умений. Здесь и умение постоять за себя, и умение владеть своим телом, и навыки саморегуляции, в том числе и ментальной, и система философских мировоззрений и навыки работы с оружием, и многое другое.

Конечно же, ребенок не сможет воспринять и освоить многое, что входит в систему ушу. Да оно ему, пока что, и ненужно. Но есть и приобретения, безусловно, полезные и важные для гармоничного развития полноценной личности, которые может дать занятие ушу.

Польза ушу для неокрепших

Польза ушу для детей, в основном лежит в сфере физического развития. Это проверенная и отшлифованная множеством людей и веков система развития человеческого тела, которая может не просто помочь сформировать гармоничный, физически сильный и здоровый организм человека, ушу способно предотвратить многие заболевания, нарушения даже те, которые казалось бы, не имеют к физическому воспитанию никакого отношения. Так, например, среди людей, с детства занимающихся ушу или другими подобными системами, уровень наркоманов, алкоголиков, даже просто курящих людей, более чем низкий.

Человек с детства приучается, наслаждаться здоровьем и силой своего тела и сомнительные вещества вызывают у него вполне понятное отторжение.

Повышается физическая сила, выносливость, ловкость и другие показатели. Дети, занимающиеся ушу способны более адекватно и быстро реагировать в сложных ситуациях. Именно поэтому, они реже травмируются и попадают в неприятности. Еще один важный и, безусловно, полезный аспект занятий ушу, заключается в том, что дети приучаются к дисциплине, без которой достичь каких-то результатов в китайской системе самосовершенствования, увы, не получится.

Навыки психической саморегуляции, медитативные техники, которые усваивают дети на занятиях ушу, очень полезны как в обучении, так и в быту. Ребенку проще сосредоточиться на решении каких-то задач, он лучше усваивает информацию, такой ребенок более уравновешен и сдержан в отношениях со сверстниками и взрослыми, а значит, конфликтов возникает меньше.

Как видите, ушу полезно для детей и без зубодробительных ударов или сложных философских построений.

Опасности в занятиях ушу

Как и в любом другом явлении, в занятиях ушу есть и негативные моменты, о которых следует знать. Как ни странно главной угрозой для детей, которые пришли в секцию заниматься ушу, является некомпетентный тренер. Наверное, именно потому, учителя ушу в Китае, были и есть очень уважаемые люди, ибо не каждый может сделать из новичка опытного адепта ушу.

Хороший детский преподаватель ушу должен четко понимать, что нагрузки на организм ребенка должны точно соответствовать его возможностям. Здесь лучше недодать нагрузок, чем превысить их. Ведь ребенок может делать что-то на характере и силе воли. Вот только вреда от таких подвигов бывает больше чем пользы. Детский тренер ушу должен четко понимать, что доступно детям, а что нет. Что можно давать, еще незрелым личностям, а с чем лучше повременить.

Тренер должен следить за каждым воспитанником, знать его уровень, его возможности, поддерживать и помогать по мере сил.

Поэтому, когда у мастера в группе занимаются двадцать – тридцать детей – лучше поискать другую секцию.

Занятия с детьми вообще и занятия ушу в особенности, это ответственность в квадрате и в кубе. И тренер как никто должен это осознавать. Между тем у хорошего и опытного тренера, дети способны достичь очень и очень много и будут благодарить судьбу, родителей и тренера за всё, что им дали занятия по этой системе.



mob_info