Уроки ключевых движений польки. Разучивание шага польки, методическая разработка
Название:
Pas (фр.) - шаг
Polka - народный чешский танец
Pas polka (Па польки) - шаг польки, основное движение танца Полька.
Музыка
Музыкальный размер 2/4.
Па польки занимает 1 такт.
Счет: И-1-И-2
Подготовительные упражнения
- Перенос веса тела с двух ног на одну.
- Выведение ноги на носок - battement tendu – баттман тандю по 3 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
- Подъем на полупальцы (relevé – релеве) по 3 позиции.
- Положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди и сзади: ступня - у щиколотки опорной ноги с оттянутым носком, колено согнуто и отведено в сторону. Sur le cou-de-pied (фр.) буквально – «на шейке ноги» (на щиколотке).
- Бросок ноги с выпрямленным коленом и оттянутым носком - jeté (жете).
ПА ПОЛЬКИ ВПЕРЕД
1 такт - Па польки вперед с правой ноги:
Описание движения |
|
Затакт (И) | С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком (jeté – жете). Нога поднимается невысоко над полом. |
1-И-2 |
Па шассе с правой ноги вперед: Счет 1- Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено. Счет И- Выпрямляя колено правой ноги, скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу к правой ноге в 3 поз. (позади правой ноги) и подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены. Счет 2- Второе Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено. |
2 такт - Па польки вперед с левой ноги:
Замечания:
- При исполнении Па польки вперед бросок ноги вперед на затакт - jeté (жете) должен быть невысоким и сдержанным. Колено выпрямлено, носок оттянут.
- При исполнении Па польки вперед голова слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет шаг.
ПА ПОЛЬКИ НАЗАД
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.
Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди).
Руки – на поясе или в бальной позиции.
1 такт - Па польки назад с левой ноги:
Описание движения |
|
Затакт (И) | Перед началом движения слегка смягчить колено опорной правой ноги.
С небольшим подскоком на правой ноге, левая нога приподнимается от пола, и остается позади у щиколотки опорной правой ноги с согнутым коленом и оттянутым носком - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) сзади. Колено левой ноги направлено в сторону. |
1 | Выпрямляя левую ногу назад и немного влево (оттянутый носок - на полу), выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.
Корпус слегка поворачивается влево. Голова остается в положении - анфас. |
И | Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы. Вес переносится на правую ногу. |
2 | Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.
Правая нога носком по полу подтягивается к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы. Вес остается на левой ноге. |
2 такт - Па польки назад с правой ноги:
Замечания:
- Па польки назад исполняется на низких полупальцах.
- При исполнении Па польки назад корпус слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет движение (вправо - при исполнении с правой ноги, влево - при исполнении с левой ноги). Голова при этом остается в положении - анфас.
ПА ПОЛЬКИ В ПОВОРОТЕ ВПРАВО
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом к центру.
Ноги – в 3 позиция (правая нога спереди)
Руки – на поясе или в бальной позиции.
Движение занимает 2 такта музыкального сопровождения.
Описание движения |
|
Затакт (И) | Перед началом движения слегка смягчить колено опорной левой ноги.
С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед/в сторону с выпрямленным коленом и оттянутым носком - jeté (жете). Нога поднимается невысоко над полом. Голова поворачивается направо. |
1 | Начиная поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу. |
И | Скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу назад в 3 поз. (позади правой ноги) на низкие полупальцы. |
2 | Выполнить второй небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу.
Левая нога остается сзади на носке. Слегка смягчить колено опорной правой ноги. |
И | С небольшим подскоком на правой ноге заканчивается первая половина поворота вправо на 180 град. (до положения - спиной к центру).
На подскоке левая нога сгибается в колене и подтягивается к щиколотке правой ноги сзади (оттянутый носок левой ноги почти касается пола). Левая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги. Голова поворачивается налево. |
3 | Продолжая поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу. |
И | Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу назад в 3 поз. (позади левой ноги) на низкие полупальцы. |
4 | Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу.
Правая нога остается сзади на носке. Слегка смягчить колено опорной левой ноги. |
И | С небольшим подскоком на левой ноге заканчивается вторая половина поворота вправо на 180 град. (до положения лицом к центру).
Правая нога сгибается в колене и подтягивается носком по полу к щиколотке левой ноги спереди (оттянутый носок правой ноги почти касается пола). Правая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди опорной левой ноги Голова поворачивается вправо. |
Замечания:
- Па польки в повороте исполняется на низких полупальцах.
- При исполнении Па польки в повороте, работающая нога выполняет движение jeté (жете) только на затакте первого такта (на первом подскоке на опорной ноге). В остальных тактах на затакте (на подскоках) свободная нога должна подтягиваться к опорной ноге в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
- При исполнении Па польки в повороте в паре на подскоках свободная нога также находится в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
- При исполнении Па польки в повороте большая часть поворота выполняется на подскоке.
При этом левая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги, а правая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) впереди опорной левой ноги.
Нога выводится в сторону движения непосредственно перед исполнением шага.
При исполнении Па польки в повороте голова поворачивается в сторону движения.
Замечания общие:
- Во всех случаях при исполнении Па польки предварительно исполняется затактовое движение - подскок на опорной ноге и подготовка работающей ноги к выполнению шага.
- Подскоки Па польки – небольшие и легкие.
- Перед подскоком обязательно слегка смягчить колено опорной ноги.
- Подскок исполняется с небольшим проскальзыванием в сторону движения.
- При исполнении Па польки не следует подчеркивать пружинистые покачивания вверх/вниз. Движение – горизонтальное, вдоль пола.
- Свободная нога проводится вперед или назад близко к опорной ноге со слегка согнутым коленом.
- Все шаги начинаются в носка. Ступни ног – выворотно.
Литература
- "Современный бальный танец ". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М., "Просвещение", 1978 г.
- "Историко-бытовой танец ". Учебное пособие. И. Воронина. М., "Искусство", 1980 г.
- "Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Танец ". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам . Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
- "Ритмика в школе, третий урок физической культуры ". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону "Феникс", 2014 г.
Примечание
По описанию в литературе Па польки вперед исполняется на низких полупальцах.
Настоящее описание движения дано в трактовке Кондратенко Г.М., руководителя Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Па польки вперед в классических бальных танцах - движение скользящее (не стаккатированное) и исполняется как Па шассе См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ с предварительным Подскоком См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ на опорной ноге.
Видео к танцевальному элементу "Па польки"
Танцевальный элемент Па польки вперед и назад демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Записи выполнены семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев СПб, и на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.
Видео записи Па польки вперед, назад и в повороте в паре сделаны на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год, и на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в 2015 г., СПб.
Разучивание шага польки
Белово
Наш адрес:
Г.Белово
Кемеровская область,
ул Советская 44,
тел . +7 38452 229-96, +7 38452 240-83.
e-mail: dtdm_ belovo @ mail .ru
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П.
города Белово»
Разучивание шага польки
Методическая разработка
Белово 2017
Составитель:
Т.Ю. Ахметова , педагог дополнительного образования МБУДО ДТДиМ города Белово
Рецензент:
Е.А. Путина, методист МБУДО ДТДиМ города Белово
Р17 Разучивание шага польки [Текст] : методическая разработка/ составитель Т.Ю. Ахметова.– Белово: МБУДО «ДТДиМ г.Белово», 2017. - 17 с.
Методическая разработка занятия содержит сценарий занятия по хореографии, который будет полезен педагогам дополнительного образования, хореографам для разучивания основ танца «Польки».
Пояснительная записка
Танец – древнейший вид народного творчества. Танцем народ передавал свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизни.
Систематические занятия танцами в игровой форме развивают творческие и физические способности, вырабатывают красивую осанку. Хореография и ритмика хороши тем, что в отличие от спорта, не оставляет мысли о физической тяжести упражнений, а дают эмоциональную нагрузку, которая влияет на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, ощущения радости, и самое главное – дает возможность ребенку раскрепоститься в танце и игровых зарисовках.
Используя элементы танца в игре, с легкостью можно разучить движения и на их основе в дальнейшем подготовить детей к хореографии.
По́лька это быстрый , живой среднеевропейский танец . Музыкальныйразмер польки . Полька появилась в середине в (современная Чехия ), и с техпор стала известным народным танцем .
Название танца произошло от чешского слова půlka , означающего « по-ловинный шаг », поскольку ритмпольки требует быстро переступать с ноги на ногу . Используя для детей дошкольного возраста быстрые движения, позволит заинтересовать и вовлечь их на занятиях.
Тема: Разучивание шага польки.
Тип занятия
Вид занятия : практическое.
Цель: разучивание танца «Польки».
Задачи:
познакомить учащихся с историей
Методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом : объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебного процесса :
коллективное взаимодействие.
Оборудование :
Технические средства обучения: магнитофон с записями музыкальных произведений, ноутбук.
Межпредметные связи : музыка, физкультура, литература.
Краткая характеристика группы: количество детей в группе 14 человек в возрасте 5-6 лет.
План занятия:
1.Организационный момент, разминка. (7 минут).
2.Ознакомление с новыми знаниями и способами деятельности. (15 минут)
3. Закрепление полученных знаний и умений. (6 минут)
4.Подведение итогов занятия. (2 минуты).
Ход занятия
Организационный момент - 7 минут
Приглашение детей в зал, расстановка по местам – поклон (вначале девочки, затем мальчики) . Разминка на середине зала.
Комплекс упражнений для разминки
Общеразвивающие упражнения в движении:
а) ходьба на носках, руки на поясе;
0,5 круга
Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод.
б) ходьба на пятках, руки за спиной;
0,5 круга
Соблюдение правильной осанки.
Соблюдение дистанции (вытянутой руки)
в) ходьба на внешнем своде стопы;
0,5 круга
Спина прямая
г) ходьба на внутреннем своде стопы;
0,5 круга
Руки на поясе, спина прямая
д) ходьба с перекатом с пятки на носок;
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами одновременно
е) руки вперед, в полуприседе;
0,5 круга
Восстанавливаем дыхание
ж) ходьба в полном приседе;
0,5 круга
Руки на колени, спина прямая
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед.
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами, руки на колени
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег.
5 кругов
Соблюдать дистанцию вытянутой руки
Общеразвивающие упражнения на осанку:
1. И. п. - лечь на спину, опереться локтями о пол. Опираясь на затылок, локти и ягодицы, возможно больше прогнуться и возвратиться в исходное положение.
5-6 раз
Прогнуться в спине
2. И. п. – упор, сидя на пятках, «Волна» туловищем: согнув руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника, затем, разгибая ноги и касаясь грудью пола, перейти в упор лежа. Возвратиться в исходное положение.
5-6 раз
Больше прогнуться в грудном отделе позвоночника
3. И.п. - встать на четвереньки. Выгнуть спину возможно выше кверху, втянув в себя живот, не отрывая ладони и колени от опоры. Медленно вернуться в исходное положение.
5-6 раз
Выгнуть спину
4. И. п. - то же, что и в упражнении 3. Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу, руки при этом не сгибать, на пятки не садиться.
5-6 раз
Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу
5. И. п. - ноги врозь. Прогибаясь назад, опуститься в мост.
2-3 раза раз
Прогнуться назад
Комплекс подводящих упражнений:
1. Приставные шаги вперед, в сторону и назад
2-3 раза
Носок оттянуть
2. Переменные шаги вперед, в сторону и назад
2-3 раза
Носок оттянуть
3. И. п.- правая вперед на носок, руки на пояс. Небольшой прыжок на левой ноге, слегка приподнимая правую над полом.
2-3 раза
Следить за вытянутым положением ноги
4. И. п. - то же. «И». Небольшой прыжок на левой ноге, правая вперед-вниз. 1 - 2. Шаг на правую ногу, левая сзади на носке. 3-4. Шаг назад на левую ногу, правая вперед на носок.
2-3раза
Смотреть вперёд, не наклоняться
5. И. п. - о. с, руки на пояс. Повторить упражнение «4», возвращаясь в и. п. на счете 3-4
2-3 раза
Носок оттягивать
6. И. п. - III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И». Небольшой прыжок на левой, правая вперед-вниз. 1 - «и». Приставной шаг с правой ноги. 2. Шаг правой, левая нога сзади на носке. «И». Небольшой прыжок на правой ноге, левая нога вперед - вниз. 3- «и» - 4.
2-3 раза
Перестроения на месте:1.Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).
2 раза
По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.
2. Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся! Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).
2 раза
По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров.
3..Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) Стройся!"(рис. 3).
2 раза
Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три
Ознакомление с новыми знаниями и способами деятельности
15 минут
Использование на занятиях ритмики элементов народных танцев развивает координацию движений, воспитывает умение сохранять в движении красивую осанку и содействует поднятию эмоционального состояния занимающихся.Pulka – половинка).
Обучающиеся стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение: ноги в первой позиции, руки кладут на пояс.
Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок вперёд и вернуться в исходное положение.
Такт 2. Выдвинуть вперёд на носок левую ногу.
Такт 3 - 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны.
Такт 5 - 8 . Повторить движение тактов 1 - 4.
Такт 9 - 10 . Выдвинуть правую ногу на носок в сторону (движения повторить дважды).
Такт 11. Описать носком правой ноги полукруг вперёд в сторону - назад.
Такт 12. Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении (назад в сторону – вперёд).
Такт 13 - 16 . Повторить движение тактов 9 - 12 левой ногой.
Такт 17 - 18. Подняться на высокие полупальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды.
Такт 19 - 20 . Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения (одно встряхивание на восьмую долю).
Такт 21 - 28. Повторить движение тактов 1 - 8
(выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полуприседания).
Шаг польки - это переменный шаг, выполненный легкими прыжками. Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом.
Шаг польки вперед
ТактСчет
Описание
«и»
небольшой подскок на левой ноге, правая нога вперед вниз
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носок
«и»
приставить левую в Ш позицию сзади
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носке
«и»
Небольшой подскок на правой ноге, левую вперед-вниз
1 – «и» -2- «и»
То же с другой ноги
Шаг польки назад
И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс
ТактСчет
Описание движения
«и»
Небольшой подскок на правой ноге, левая нога назад - вниз
«и»
Приставной шаг с левой ноги назад
Шаг левой ногой назад, правая нога вперед на носок
«и» -2 - «и»
Повторить движения счета с правой ноги
Шаг польки с поворотом кругом
И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс.
ТактСчет
Описание движения
“и”
Небольшой подскок на левой ноге, правая нога вправо книзу
«и»
Приставной шаг вправо
Шаг правой ногой вправо, левая нога в сторону на носок
«и»
Поворот направо кругом с небольшим подскоком, согнутую левую ногу скользящим движением разогнуть в сторону
1- «и» -2- «и»
Повторить с левой
Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полуприседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз (встряхивать почти одним пальцем), движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны вниз, затем кладутся на пояс в такте 21.
В польке назад приставные шаги выполняются шагом галопа (также, как и в польке вперед). Тело поворачивают в сторону одноименной ноги, делающей шаг назад, голова поворачивается в обратном направлении.
3. Закрепление полученных знаний и умений 6 минут
Игра
Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата мячей; 2) нельзя хватать мяч до сигнала педагога. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко.
Для игры требуются мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 0,5 м. По обе стороны от него на расстоянии 30см лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга -команда 1, другая -2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся мячи (7 штук при 14 играющих).
Описание игры: по команде педагога играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен взять мяч и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество мячей, получает балл, после чего мячи ставятся на прежнее место. Игра повторяется 3 раза. Победитель определяется по наибольшему количеству баллов. При наличии музыки сигналом для захвата мячей служит ее прекращение.
Набор движений:
Шаг польки назад;
Шаг польки вперед;
Шаг польки с поворотом кругом.
Педагог: Вопросы для закрепления знаний:
Почему танец назвали Полькой?
Сколько тактов существует в Польке?
Ответы на вопросы:
Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).
В танце Полька существует 28 тактов.
Подведение итогов занятия, 2 минуты
Ребята, сегодня на занятие мы с вами изучили элементы чешского танца «Полька».
Перед вами корзинка со звездочками синего и красного цвета, пожалуйста, если вам понравилось сегодняшнее разучивание танца «Польки», то возьмите красную звездочку, а если нет, то синюю.
Педагог: вот пришло время прощаться, давайте встанем на свои места и попрощаемся, с помощью поклона.
Поклон.
Список используемой литературы
:
1. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца [Текст]: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина.- Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2002.-160 с.
2. Бухвостова, Л.В. Мастерство хореографа [Текст]: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина.- Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2004.-144 с
3. Бурцева, Г.В., Байкова, А.П. Стили и техника джаз-танца [Текст]: учебное пособие / Г.В.Бурцева, А.П.Байкова.-Алтайский государственный институт искусств и культуры.-Барнаул, 1998.-115 с.
4. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика танца [Текст]: учебное пособие / А.И. Буренина, 2014. -132с
Самоанализ занятия
На занятии присутствовало 14 человек, возраст обучающихся: 5-6 лет.
Тип занятия : Учебное занятие, изучения и первичного закрепление новых знаний и способов деятельности.
Вид занятия : практическое – занятие.
Цель: разучивание с учащимися базовых элементов классического танца «Польки».
Задачи:
познакомить учащихся с историей классического танца «Польки» и его музыкальным размером;
способствовать развитию у учащихся музыкального слуха, памяти и внимания;
создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к традициям народов мира.
Материал занятия был актуален для формирования в детском объединении атмосферы сотворчества и привлечения детей к занятиям ритмики.
От занятия я ожидала следующие результаты :
учащиеся познакомились с элементами танца «Полька»;
у них были сформированы первичные умения исполнения элементарных танцевальных движений;
была создана комфортная обстановка на занятии, атмосфера доброжелательности и сотрудничества;
занятие с элементами игры обеспечило положительную устойчивую мотивацию.
Учебный материал занятия способствовал созданию условий для развития устойчивого инте реса к обучению танцами и развитию творческих способностей учащихся .
Структура занятия была оптимальной, соответствовала возрастным особенностям и развитию учащихся, а также их интересам. Временной интервал был достаточным для реализации каждого этапа занятия.
Организация деятельности учащихся на занятии помогла достичь развивающие и воспитывающие цели занятия. Учащиеся активно сотрудничали с педагогом, были заинтересованы, дисциплинированы, доброжелательны, тянулись к педагогу. Выбранная форма организации занятия обеспечила поддержание познавательного интереса и активности детей на протяжении всего занятия.
Все учащиеся были вовлечены в совместную деятельность и сотрудничество с педагогом.
В ходе занятия применялись следующий метод и прием: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный метод. Использовались приемы показа и стимулирования словесным поощрением . Сочетание данных методов и приемов было оптимальным и обоснованным, соответствовало содержанию занятия, что способствовало закреплению знаний и выработки у детей танцевальных умений.
Подобранная музыка соответствовала предлагаемым заданиям, а технические средства были эффективны и оказали всестороннее содействие усвоению темы занятия и созданию его положительного эмоционального фона.
Учащиес я на занятие проявили способность сосредоточиться на кон кретном задании и смогли твор чески применить полученные знания при выполнении практической работы, в игре. Задание выполнили правильно, в результате чего получили навык исполнения выученных движений, проявляя положительные эмоции и заинтересованность .
Учебно - методическое
Разучивание шага польки
Методическая разработка
Редактор Т.Ю. Ахметова
Дизайн обложки Т.Ю. Ахметова
Отпечатано в МБУДО ДТДиМ г. Белово
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателя
Специальность 34.02.01 Сестринское дело с базовой подготовкой
Дисциплина: «Физическая культура»
Раздел: «Профессионально-прикладная физическая подготовка»
Тема: «Гимнастика»
Практическое занятие № 30 «Шаг «польки», шаг «заступа», шаг «подскока»
Практическое занятие № 31 «Совершенствование шага «польки», шага «заступа», шага «подскока»»
Барабинск, 2015 г.
Рассмотрена на заседании ЦМК ОГСЭД
протокол № __________
от «___»_____________2015г.
Председатель ЦМК
Хританкова Н.Ю.___________________
Разработчик: М.А. Щербакова, преподаватель высшей квалификационной категории
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 4
2. ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 5
3. Комплекс упражнений для разминки 7
4. Изложение нового материала 11
5. Вопросы для закрепления знаний 16
6. Эталоны ответов на вопросы 16
7. Критерии оценок………………………………………………………………....16
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………17
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Вид занятия – практическое занятие
Продолжительность – 90 минут
Цели занятия:
Образовательные:
формировать знания о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
формировать знания об основах здорового образа жизни.
Развивающие:
формировать умения использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные:
воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде.
Методы обучения:
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Поточный
Место проведения: спортивный зал
Кол-во занимающихся: 16 студентов
Инвентарь: свисток
Мотивация и актуальность темы
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
||
преподавателя | студентов |
|||||
Организационный этап | Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Студенты строятся в одну шеренгу. Физорг сдаёт раппорт | Журнал, спортивная форма |
||
Мотивационный этап | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | |||
Цели занятия | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Методическая разработка занятия |
|||
Разминка | Постепенно и функционально подготовить организм к предстоящей работе | Инструктирует и контролирует выполнение упражнений, следит за правильностью их выполнения | Выполняют упражнения | Приложение 1 |
||
Изложение нового материала | Способствовать развитию формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде | Излагает новый материал, демонстрирует технику танцевальных движений | Слушают, повторяют движения за преподавателем | Приложение 2 |
||
Выполнение упражнений для закрепления техники танцевальных движений | Закрепление выполнения техники танцевальных движений | Инструктирует и контролирует выполнение фаз техники танцевальных движений, обсуждает правильность выполнения техники движений | Выполняют фазы техники танцевальных движений | Методическая разработка занятия |
||
Задания для внеаудиторной работы студентов | Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительно- го характера | Посещают различные формы внеаудиторных занятий в спортивных секциях, клубах (в колледже – секция по баскетболу, ОФП, вне колледжа – секция по волейболу, лыжам, легкой атлетике и т.д.) | ||||
Подведение итогов | Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении | Приложение 3 |
Комплекс упражнений для разминки
Перестроения на месте: |
||||
Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1). | По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. |
|||
2. Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся! Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2). | По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. |
|||
3.Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) Стройся!"(рис. 3). | Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три |
|||
Общеразвивающие упражнения в движении: |
||||
а) ходьба на носках, руки на поясе; | Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод. |
|||
б) ходьба на пятках, руки за спиной; | 0,5 круга | Соблюдение правильной осанки. Соблюдение дистанции (вытянутой руки) |
||
в) ходьба на внешнем своде стопы; | Спина прямая |
|||
г) ходьба на внутреннем своде стопы; | Руки на поясе, спина прямая |
|||
д) ходьба с перекатом с пятки на носок; | Отталкиваться двумя ногами одновременно | |||
е) руки вперед, в полуприседе; | Восстанавливаем дыхание |
|||
ж) ходьба в полном приседе; | Руки на колени, спина прямая |
|||
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед. | Отталкиваться двумя ногами, руки на колени |
|||
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег. | Соблюдать дистанцию вытянутой руки |
|||
Общеразвивающие упражнения на осанку: | ||||
1. И. п. - лечь на спину, опереться локтями о пол. Опираясь на затылок, локти и ягодицы, возможно больше прогнуться и возвратиться в исходное положение. | Прогнуться в спине | |||
2. И. п. – упор, сидя на пятках, «Волна» туловищем: согнув руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника, затем, разгибая ноги и касаясь грудью пола, перейти в упор лежа. Возвратиться в исходное положение. | Больше прогнуться в грудном отделе позвоночника |
|||
3. И.п. - встать на четвереньки. Выгнуть спину возможно выше кверху, втянув в себя живот, не отрывая ладони и колени от опоры. Медленно вернуться в исходное положение. | Выгнуть спину |
|||
4. И. п. - то же, что и в упражнении 3. Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу, руки при этом не сгибать, на пятки не садиться. | Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу |
|||
5. И. п. - ноги врозь. Прогибаясь назад, опуститься в мост. | 2-3 раза раз | Прогнуться назад |
||
Комплекс подводящих упражнений: |
||||
1. Приставные шаги вперед, в сторону и назад | Носок оттянуть |
|||
2. Переменные шаги вперед, в сторону и назад | Носок оттянуть |
|||
3. И. п.- правая вперед на носок, руки на пояс. Небольшой прыжок на левой ноге, слегка приподнимая правую над полом. | Следить за вытянутым положением ноги |
|||
4. И. п. - то же. «И». Небольшой прыжок на левой ноге, правая вперед-вниз. 1 - 2. Шаг на правую ногу, левая сзади на носке. 3-4. Шаг назад на левую ногу, правая вперед на носок. | Смотреть вперёд, не наклоняться |
|||
5. И. п. - о. с, руки на пояс. Повторить упражнение «4», возвращаясь в и. п. на счете 3-4 | Носок оттягивать |
|||
6. И. п. - III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И». Небольшой прыжок на левой, правая вперед-вниз. 1 - «и». Приставной шаг с правой ноги. 2. Шаг правой, левая нога сзади на носке. «И». Небольшой прыжок на правой ноге, левая нога вперед - вниз. 3- «и» - 4. |
Использование на занятиях физической культуры элементов народных танцев развивает координацию движений, воспитывает умение сохранять в движении красивую осанку и содействует поднятию эмоционального состояния занимающихся. Pulka – половинка). Обучающиеся стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение: ноги в первой позиции, руки кладут на пояс. Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок вперёд и вернуться в исходное положение. Такт 2. Выдвинуть вперёд на носок левую ногу. Такт 3 - 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны. Такт 5 - 8 . Повторить движение тактов 1 - 4. Такт 9 - 10 . Выдвинуть правую ногу на носок в сторону (движения повторить дважды). Такт 11. Описать носком правой ноги полукруг вперёд в сторону - назад. Такт 12. Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении (назад в сторону – вперёд). Такт 13 - 16 . Повторить движение тактов 9 - 12 левой ногой. Такт 17 - 18. Подняться на высокие полупальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды. Такт 19 - 20 . Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения (одно встряхивание на восьмую долю). Такт 21 - 28. Повторить движение тактов 1 - 8 (выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полуприседания).
Шаг польки - это переменный шаг, выполненный легкими прыжками. Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом. Шаг польки вперед
Шаг польки назад И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс
Шаг польки с поворотом кругом И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс.
| Вопрос 1. Вопрос 2. Почему танец назвали Полькой? Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полуприседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз (встряхивать почти одним пальцем), движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны вниз, затем кладутся на пояс в такте 21. Вопрос 3. В польке назад приставные шаги выполняются шагом галопа (также, как и в польке вперед). Тело поворачивают в сторону одноименной ноги, делающей шаг назад, голова поворачивается в обратном направлении. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра Для игры требуются булавы, мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 1 м. По обе стороны от него на расстоянии 4-5 м лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга -команда 1, другая -2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся булавы или мячи (8 штук при 16 играющих) на расстоянии 0,5-1 м друг от друга. Описание игры: по команде преподавателя играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен схватить булаву и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество булав, получает очко, после чего булавы ставятся на прежнее место. Игра повторяется 3 раза. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. При наличии музыки сигналом для хватания булав служит ее прекращение. | Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата булав; 2) нельзя хватать булавы до сигнала руководителя. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко. |
Приложение 3
Вопросы для закрепления знаний
Какие двигательные качества развивают элементы народных танцев?
Почему танец назвали Полькой?
Сколько тактов существует в Польке?
Эталоны ответов на вопросы
Использование на занятиях физической культуры элементов бальных и народных танцев развивает координацию движений.
Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).
В танце Полька существует 28 тактов.
Критерии оценки
«5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования; «4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок; «3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками; «2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бочкарёва Н.И. Ритмика и хореография: Учебник [Текст] / Н.И. Бочкарёва. - Кемерово, 2000. - 101с.
Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества: Учебник [Текст] / Н.Ю. Венгер. - М.: Просвещение,2000.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы: Учебное пособие [Текст] / А.И. Буренина. - СПб: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.: Владос., 2002.
Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто включается в репертуары детских бальных и хореографических коллективов.
Шаг с подскоком
Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Кроме па польки, в танце также используется па галопа, оно чаще исполняется в стремительном продвижении по линии танца. Для того чтобы исполнять подскоки легко и воздушно, попробуйте потренироваться в исполнении составных движений подскока:Подъем на полупальцы исполняется на две четверти такта. На «и» затакта сделайте небольшое приседание; на раз резко выпрямите колени и поднимитесь на полупальцы; на «два» мягко опуститесь и расслабьте колени.
Сгибание ноги исполняется на одну четверть такта. На «и» затакта расслабьте колени; на «раз» выпрямите колено левой ноги, а правая нога сгибается в положении у щиколотки; на «и» – правую ногу поставьте в позицию с подушечки на всю ступню. После этого колени расслабьте.
При исполнении этого движения следите, чтобы колени были расслаблены только после последнего опускания каблука на пол. В положении на полупальцах ступня должна касаться пола всей плоскостью подушечки; а корпуса должен сохранять прямое положение.
Переступания
Исполняются на один такт. На «и» затакта согните правую ногу и подъем на полупальцы левой ноги; на счет «раз» нужно сделать шаг правой ногой на месте; потом на счет «и» – шаг левой ногой на месте; на счет «два» – шаг правой ногой на месте; на «и» левую ногу опустите в позицию. Переступания исполняются попеременно с правой ноги и с левой ноги, а также с продвижением. При этом первый шаг исполняется вперед, вправо, влево или назад. Второй шаг исполняется как шаг-приставка.Приставной шаг
Подводящее упражнение к шагу галопа. Может выполняться вперед, назад, в сторону, сноска и на носок.
И.П. – правая нога впереди, руки на поясе.
1 – скользя правым носком вперед по полу, шаг на всю стопу, левая - сзади на носке.
2 – скользящим движением по полу приставить левую в И.П.
Методические указания:
Движение всегда начинают с одной ноги, а заканчивают другой. Шаг левой ногой – приставить правую.
Шаг галопа
Выполняется вперед, назад и в сторону. Начинается он скользящим движением ноги вперед или в сторону с легким сгибанием ног в коленях, затем следует толчок и отрыв от пола. Приземление бесшумное, перекатом с носка, мягко сгибая колени.
1. Повторить приставной шаг.
2. Выполнить приставные шаги в ускоряющем темпе, затем добавить подскок в момент приставления ноги.
Методические указания:
Шаг начинается с одной ноги, а приземление происходит на другую ногу. Туловище вперед не наклоняется, сохранять хорошую осанку, голову чуть приподнять.
Переменный шаг
Подводящее упражнение к шагу польки. Он состоит из двух шагов: приставного шага и шага с впереди стоящей ноги. Следующий переменный шаг выполняется с другой ноги.
И.П. – правая нога впереди.
1 – 2 приставной шаг с правой ноги вперед
3 – шаг правой вперед, левая - сзади на носке
4 – левую скользящим движением по полу (слегка разгибая) разогнуть вперед – книзу. Тоже с другой ноги.
Последовательность обучения:
1. Повторить приставной шаг.
2. Выполнить переменный шаг вперед в медленном темпе, без музыки.
3. В нужном темпе и под музыку.
Методические указания:
Шаги выполняются с носка. Ногу приставляют в 3 позицию движения ног, сопровождают движением туловища и головы (с какой ноги выполняют шаг, в ту же сторону поворачивают голову и плечи).
Шаг польки
Это переменный шаг выполняется легкими прыжками.
И.П. – 3 позиция ног. Правая - впереди, руки на поясе.
«и» - небольшой поскок на левой, правая вперед – книзу
1 «и» - приставной шаг вперед с правой, выполненный чуть заметным прыжком.
2 – небольшой шаг вперед правой.
«и» – небольшой прыжок на правой, левую вперед – к низу.
То же с другой ноги.
Последовательность обучения:
1. Повторить переменный шаг.
2. Выучить поскок.
3. Соединить поскок с переменным шагом.
4. Выполнять шаг польки в медленном темпе, а затем в нужном темпе и под музыку.
Методические указания:
Полька выполняется легко, изящно, обязательно выполнять повороты головы в сторону шага. Музыка: «Полька Янка»
Шаг вальса
Вперед, назад, в сторону и с поворотом кругом. Вальсовый шаг вперед и назад исполняют тремя небольшими шагами.
1 шаг – перекат с носка на всю стопу, слегка сгибая колено, делают на сильную долю такта.
2 и 3 шаг - на носках.
Притопы – одно из основных движений, соответствует веселой, плясовой музыке – энергичные сильные притопы, следует поднимать ногу выше и быстрее, а опускать чуть тише. Колено опорной, ноги должно слегка пружинить.
Притопы одной ногой – активизируют детей при повторении пляски менять ногу. Чтобы не выносили ногу далеко вперед, руки ставить на пояс кулачками.
Притопы двумя ногами попеременно – это быстрые топчущие шаги на месте. Колени должны сгибаться, корпус держать прямо – музыка задорная, шутливая.
Переменные притопы – делаются то одной, то другой ногой с приставлением топнувшей ноги, обратно к опорной: на «раз» топнуть ногой впереди себя, на «два» приставить ногу к ноге, потом то же с другой ноги. Корпус во время движения необходимо держать прямо.
Выставление ноги на пятку или на носок – нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело. На носок нога мягко выставляется вперед, подъем выпрямляется. Ногу выставлять недалеко от опорной, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.
Прыжки с выбрасыванием ног вперед – делать очень сильными, при движении корпус должен быть спокойным, чуть откинутым назад. Руки на поясе или скрещены на груди, носок слегка повернуть наружу.
Боковой галоп – характер движений полетный, легкий правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше.
Шаг с притопом на месте. На «раз» делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой. На «два» притоп правой ногой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на «раз» шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой, на «два» - притоп левой впереди правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп (на «два»).
Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Носит задорный характер и очень нравится мальчикам. Представляет собой пружинящее полуприседание и выпрямление ног на счет «раз-и», на «два» правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело «смотрит» вверх, левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет «раз» правая нога одновременно с полуприседанием приставляется к левой, на «два» выставляется вперед левая нога.
Звонкие ладошки. Хлопки в ладошах используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. По своему выразительному значению они близки к притопам. Следует с самого начала обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должны уметь хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой. Складывают на груди или ставят на пояс кулачками. Их можно отвести слегка в стороны, ладонью вперед. Встречаются хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В таких случаях не следует показывать ребенку ритм хлопков, а надо предоставить ему возможность самому найти его. Вариантов хлопков может быть множество. Желательно каждому дать название, чтобы наполнить движение эмоциональным смыслом.
«Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
«Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
«Тарелочки» - скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.
«Ловлю комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
«Бубен» - хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
«Подушечка». Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками впереди и сзади корпуса.
«Вертушки». Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.
Маховые движения
«Ветерок» - перекрестные движения рук над головой. В работе участвует плечо, предплечье, кисть.
«Ленточки» - попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.
«Волна» - плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичного движения плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую, плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
«Поющие руки». Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно «собирая» перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад. Исходное положение ног естественное. На «раз» носки соединяются, пятки разводятся в стороны, на «и» пятки соединяются, а носки разводятся в стороны и т.д. Соединяются по очереди то носки, то пятки. При движении вправо, соединяя носки, надо опираться на пятку левой ноги и на носок правой. При движении влево – наоборот.