Общеразвивающие упражнения для степ аэробике с детьми. IV

Татьяна Былкова (Контомирова)
Степ-аэробика в ДОУ

В настоящее время дошкольное образование претерпевает ряд изменений. В связи с этим установлены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Стандарт предусматривает решение образовательных задач через реализацию пяти образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. В образовательной области «физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья, а так же приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация движения и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук, а так же правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.

На этапе завершения дошкольного детства указаны целевые ориентиры: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Исходя из выше перечисленного можно сделать вывод, проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном мире. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Объем используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребенка, но по результатам мониторинга за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и катастрофически уменьшается число здоровых детей. При проведении диагностики физического развития специалистом оздоровительного центра Бахмут А. И. в нашем саду были выявлены дети с нарушением осанки, плоскостопием, слабой мышечной системой. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путем применения нетрадиционных средств физического воспитания. В результате поиска таких средств я наткнулась на степ- аэробику и изучила методику проведения занятий по степ-аэробике. На основе этого мною была разработана программа для проведения занятий по степ-аэробике «Попрыгунчики»

Степ-аэробика- один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. «Step» в переводе с английского буквально означает «шаг». Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.

Степ- аэробика –это танцевальные занятия при помощи специальной платформы. Она привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятия в зависимости от возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Кроме этого степ- аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику,помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные точные движения, способствует гармоничному развитию.

Для проведения занятия были изготовлены степ-платформы высота – 8см, ширина- 25 см, длина- 40 см.

На основе результатов диагностик и мониторинга физического развития, о котором было сказано ранее, из общего количества детей была выделена группа детей с такими проблемами: нарушение осанки, плоскостопие, дети с гипподинамией и гиперактивные дети. Именно с этой группой детей я решила проводить занятия степ- аэробики.

Форма проведения занятий- индивидуально- групповая. Занятия проходят во вторую половину дня. Для проведения занятий были созданы материально-технические условия :

Физкультурный зал

Мячи малого размера

Маски для игр

Гантели

Степ-платформы

Музыкальное сопровождение

Наглядный материал:

Игровые атрибуты

Стихи, загадки

Цель и задачи проведения занятий в ДОУ: Цель: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; создание положительного психологического настроя; повышению эмоционального уровня;, способствует развитию мышления, воображения, развитию творческих способностей и укреплению здоровья.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

Развивать и укреплять костно-мышечную систему дошкольника;

Формировать правильную осанку, стопу;

Стимулировать работу сердечно- сосудистой, дыхательной системы организма;

Приобщать к здоровому образу жизни.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развивать точность и координацию движений;

Развивать гибкость и пластичность;

Воспитывать выносливость;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Обогащать двигательный опыт ребенка.

3. Развитие музыкальности:

Развитие способности слушать и чувствовать музыку;

Развивать чувство ритма;

Развивать музыкальную память.

4. Развитие психических процессов:

Развивать восприятие, волю, память, мышление;

Тренировать подвижность и гибкость нервных процессов.

5. Воспитание нравственно- коммуникативных качеств личности:

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость.

Основные составляющие стандартного занятия степ-аэробики в ДОУ В занятии выделяют три основные части: вводная, основная (аэробная), заключительная.

Вводная: цель вводной части подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к работе. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять 3-5 минут. В водную часть входят: строевые упражнения, игроритмика, упражнения на осанку, и различные типы ходьбы.

Основная часть: состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ-аэробики. Во времяя аэробной части происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а так же многократное повторение разученных движений- прогон. «Шаги»выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

Перераспределяется кровоток, кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

Усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т. е. повышается способность мышц потреблять кислород;

Развиваются координационные способности;

Улучшается эмоциональное состояние занимающихся;

Повышаются функциональные возможности организма;

Увеличивается систолический и минутный объем крови;

Продолжительность основной части 15-20 минут.

3. Заключительная часть.

Следующая часть занятия является stretch (стретч, которая призвана решать следующие задачи:

Восстановление длины мышц до исходного состояния;

Умеренное развитие гибкости для возможности выполнять движения с наибольшей амплитудой;

Создание эмоциональной разрядки после физической нагрузки.

Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо. В отличии от всего занятия, заключительный «stretch» структурно-хореографическим методом и выполняется под музыкальное сопровождение лирического характера. «Stretch» начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические упражнения для растяжки мышц ног.

В заключительной части проводится подвижная игра, выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого стоит поблагодарить детей за занятие.

Требования к технике выполнения упражнений в степ- аэробике

1. Во время подъема сохраняйте естественный наклон вперед.

2. Не сгибайте спину в поясничном отделе.

3. Основная стойка: стопы параллельно или находятся в свободной позиции не касаясь длуг друга.

4. Ставьте ногу на платформу таким образом, чтобы вся ступня была на ней.

5. Спускайтесь с платформы своеобразным перекатом с носка на пятку, это снижает нагрузку на позвоночник.

6. Руки включаются в работу лишь после того как освоена техника работы ногами.

7. При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол.

Классификация упражнений степ-аэробики

В зависимости от направления вертикального перемещения (вверх или вниз) выделяются несколько групп движений:

Шаги вверх (up step) - движения, которые начинаются на полу и выполняются на платформу;

Шаги вниз (down step) - движения, которые начинаются с платформы на пол

В зависимости от «ведущей» ноги:

С одной и той же ноги (single lead) - движения на 4 счета, в которых происходит смена ноги.

Наличие или отсутствие вращательного момента вокруг продольной оси позволяет разделять элементы на следующие виды:

Без поворота - переместительные;

С поворотом - вращательные.

Наличие или отсутствие опорной базы позволяет классифицировать движения на:

Подскоки и скачки.

Положение платформы:

Продольное положение платформы

Поперечное положение платформы

В степ-аэробике нет шагов на два счета - минимум на четыре. Ведь нам нужно не просто двигаться по полу, а еще и подниматься на платформу. Движения степ аэробики выполняются с постановкой на степ-платформу всей стопы полностью. Будьте внимательны, не допускайте свисания пятки или постановки стопы только на носок.

В степ-аэробике есть определенные термины, обозначающие шаги при выполнении упражнений на степе. Шаги в степ аэробике очень разнообразны.

В степ-аэробике существует два вида шагов:

Шаги без смены лидирующей ноги. Лидирующая нога, это нога с которой вы начинаете выполнять шаг на новый музыкальный такт. Вы можете сколь угодно долго выполнять любые шаги этого вида, и все равно каждый такт будете начинать с одной и той же ноги.

Шаги со сменой лидирующей ноги. При следующем шаге вы будете начинать движение уже с другой ноги.

Шаги:

Степ-тач (step touch) - начинают обычно с приставных шагов на полу, слева направо и наоборот.

Basic step (бэйсик степ) (шаг выполняется на 4 счета) - нашагивание на степ - это самый простой базовый шаг, по сути мы просто поднимаемся на платформу и сходим с нее. Шаг одной ногой прямо на степ-платформу, шаг другой ногой прямо на степ-платформу, шаг первой ногой со степ-платформы, шаг второй ногой со степ-платформы.

Степ-ап (step-up) - нужно наступить сперва правой ногой на угол степ-платформы, а левой лишь коснуться носком. Затем левой ступить полностью, а правый носок поставить позади левой. После возвращаться на пол и чередовать ноги. При этом шаге нужно держать равновесие, так как одна упор идет на одну ногу. Нельзя перекашиваться на одну из сторон.

Шаг-колено - Правую ногу нужно поставить на степ, левую же согнуть в колене и приподнять к животу. Движения должны быть как можно более естественными и не стоит перекидываться на одну сторону и выворачивать колено. Нога направлена прямо, корпус при подъеме колено стремиться чуть вперед.

Шаг-кик (Step kick) - шаг на платформу правой ногой, левую резко выбросить вперед, имитируя удар (ногу высоко не поднимаем)

Шаг-бэк (step-back) - шаг одной ногой на степ платформу, вторую ногу за счет напряжения ягодичных мышц поднимите назад (захлест голени). Это упражнение отлично укрепляет ягодицы в движении.

Ви-степ (V-step) - шаг, который напоминает собой букву V, для этого нужно шагнуть поочередно на степ двумя ногами на противоположные уголки степа. Поочередный шаг ногами на противоположные углы платформы, ноги движутся как бы по верхним углам английской буквы V.

Бейсик-овер (basic-over) - для этого нужно шагнуть правой ногой на степ платформу, левую приставить, спуститься со степа с другой стороны, повернуться к левому краю степа и повторить с другой ногой.

Мамбо - танцевальное движение - пока левая нога находится на полу, правая зашагивает на степ, делая упор и ставя точку и сразу же делая шаг с точкой назад.

Straddle (Стредл ап) (шаг выполняется на 8 счета) - шаги – ноги вместе, ноги врозь. Шаг на выполняется следующим образом: поднимаемся на степ-платформу, ставим поочередно ноги на пол с одной и с другой стороны платформы, снова поднимаемся на платформу, возвращаемся на исходную позицию.

Turn step (Тёрн степ) шаг с поворотом - стойка боком к платформе. Это тот же самый basic-step, только спускаемся со степ платформы мы не назад, а вбок. Шаг правой на платформу, шаг левой на платформу, с поворотом спиной к основному направлению (продольно платформе) стойка ноги врозь. Шагом правой назад в диагональном направлении (разворачиваясь по диагонали, шаг правой назад с платформы, приставить левую к правой (исходное положение).

Ове зе топ (over the top) - Шаг через платформу. Исходное положение - в продольной стойке, боком к платформе. Шаг левой в сторону стать на платформу, приставить правую. Шаг левой ногой сойти с платформы (по другую сторону, приставить правую на полупальцы к левой ноге.

Cha-cha-cha (ча-ча-ча) - шаги с переступанием с ноги на ногу, для смены ноги.

Танцевальные этюды или танцевальная игра – это возможность посредствам физической тренировки разогреть тело и открыть его для движения, а так же снять психическое напряжение, которое препятствует выражению детских чувств. Она оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряжение, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях, снимая опасность социально значимых последствий.

Вот несколько танцевальных этюдов которые я использую во время проведения степ- аэробики.

Цыганский этюд

Цыганский этюд – построен в цыганском характере. Используется цыганская музыка в умеренном темпе. Применяются основные шаги при работе на степ – платформе:

Поочередное вхождение на степ правой и левой ногами;

Полное вхождение на степ обеими ногами;

Повороты на месте вокруг себя на степе влево и право;

Приставной шаг со степа по сторонам, одна нога выносится на каблук или с небольшим ударом остается на степе. Исполняется в обе стороны;

Поворот на степе вокруг себя в обе стороны с быстрым выбросом ног вперед;

Схождение со степа одной ногой назад, в сторону, вперед. Исполняется с обеих ног;

Хождение вокруг степа, поднятие на степ с боку в медленном темпе, схождение со степа в бок в медленном темпе, прыжок с разворотом корпуса;

Подбивочка из стороны в сторону на степе, схождение со степа одной ногой, другая остается на степе.

В движение ног добавляются руки, цыганская манера исполнения. Работа рук, тряска кистей по сторонам, с медленным подъемом вверх. Движение плечами отрабатывается отдельно от всех и более тщательно – включается в этюд по желанию педагога.

Упражнение “Цветок”.

Дети становятся на колени на степ и закрываются, спина смотрит вверх, растягивая мышцы спины, голова касается степа, руки обхватывают голову.

Педагог рассказывает, что они цветы, которые на ночь закрываются, а когда наступает утро, цветы раскрываются и тянут к солнышку свои лепестки.

При словах: “наступает утро”, дети должны лечь на спину на пол, раскрыть в стороны руки и ноги. На словах “тянут к солнышку лепестки”, поднимают поочередно ноги и руки вверх – при этом должны ими немного потрясти.

Идет снятие напряжение с конечностей ребенка после “Цыганского этюда”.

Этюд “Ритм”.

Педагог отбивает ритм бубном. При проучивании педагог должен устный счет и ритм бубна совмещать, при дальнейшем исполнении дети сами считают.

Дети исполняют различные упражнения на координацию, четкость исполнения, технику, быстроту реагирования, умение считать, слушать ритм бубна.

Переложить мяч или кубик небольшого размера из руки в руку через верх;

Разворот корпуса, ноги остаются на месте, руки раскрыты по сторонам, переложить предмет впереди себя;

Сделать поворот на месте на степе, переложить предмет и раскрыть руки в сторону:

Сделать шаг со степа в сторону, руки раскрыть в стороны, шаг на степ, предмет переложить в другую руку перед собой;

Сделать шаг со степа назад, руки раскрыты в стороны, шаг на степ, предмет переложить перед собой;

Сделать поворот на степе вокруг себя, предмет переложить над головой;

Переложить предмет под коленом поднятой и согнутой ноги в колене, руки раскрыть в стороны;

Подкинуть на небольшую высоту предмет и поймать.

Этюд выполняется на степе, что дает усложненность для выполнения: сохранение равновесия, координации, устойчивости.

Подвижные игры с использованием степ платформы

Традиционные и всем знакомые подвижные игры так же можно разнообразить используя степы. Вот например некоторые игры которые я использую в заключительной части занятия степ- аэробикой.

«Пингвины на льдине»

Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.

«Уголки»

Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на стенах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:

«Мышка, мышка,

продай мне свой уголок»

Ребенок отказывается, водящий идет к другому. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.

«Бездомный заяц»

Степы расположены произвольно по залу на один меньше, чем количество участников в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде «Все в дом!» - дети встают на любой степ. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял степ. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество степов сокращается на один.

«Лиса и тушканчик»

Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов (выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса может съесть любого кто пошевелился».

«Паук и мухи»

В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). Остальные дети изображают мух, степы – домики мух. По сигналу играющие разбегаются по всему залу – мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в своем домике. По сигналу «Паук!» мухи разбегаются по своим домикам и замирают. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит к себе в дом. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.

«Не оставайся на земле»

Выбирается ловишка. Дети бегают по залу. По сигналу «лови» все должны быстро подняться на степы. Ловишка ловит те, кто остался на полу. При повторении выбирается новый ловишка. Все дети участвуют в игре.

«Перемени предмет»

За линией 5-6 детей, в руках у каждого предмет (мяч). На другом конце зала на степах лежат по одному кубику. По сигналу «Бегом!» дети быстро бегут к степам кладут мяч, берут кубик и быстро возвращаются на свое место.

«Липкие пеньки»

По залу расставлены степы («пеньки»). Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов «Раз, два, три – лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока находившегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя – прилипнешь.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод что, целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволяет достичь следующих результатов:

1. Укрепление здоровья:

Способствует оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

Формирует правильную осанку;

Содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;

Развивает потребность в систематических занятий спортом.

2. Совершенствование психомоторных способностей:

Развивает двигательные качества: мышление, силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;

Развивает чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать свои движения с музыкой;

Формирует навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;

Развивает чувство уверенности в себе.

3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляции:

Воспитывает умение эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движении;

Развивает чувство товарищества и взаимопомощи;

Воспитывает коллективные движения (синхронность).

Введение

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Не более 14% детей рождаются физически зрелыми. До 60% детей страдают хроническими заболеваниями. 25 – 35% детей пришедших в 1 класс имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность оказывает самое благоприятное воздействие на организм, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видиокасет и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

Таким образом, можно выделить противоречие: с одной стороны необходимость организации оптимальной двигательной активности дошкольников, и с другой стороны тенденция к увеличению количества малоподвижных игр и занятий детей этого возраста.

Из противоречия вытекает проблема: как организовать оптимальную двигательную активность детей в условиях современного двигательного образования.

Выходя из проблемы, тема звучит таким образом: развитие степ – аэробики, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.

Объект исследования – процесс развития двигательной активности.

Предмет исследования – степ – аэробика, как средство развития двигательной активности.

Гипотеза: если использовать степ- аэробику при организации двигательной активности, детей, то это будет способствовать их физическому развитию.

Цель: определить значение степ – аэробики в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу

2. Определить основные направления по привитию детям навыков степ – аэробики.

3. Разработать систему мероприятий по использованию степ – аэробики с детьми 5-7 лет.

4. Разработать музыкально игровые комплексы степ – аэробики.

5. Организовать работу по взаимодействию с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.

6. Определить эффективность разработанной системой по использованию степ – аэробики.

Глава I Теоретические аспекты развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

1.1.Теоретическое обоснование степ – аэробики в детском саду

Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

Степ–аэробика - это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. Платформа изготовлена из плотного полиэтиленового или деревянного каркаса, который выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партнерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

Необходимо соблюдать правила работы на степ - платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила эти касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки и т.п. (см. памятку по технике безопасности в приложении)

Оборудование для степ – аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см. Правила степ – аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей.

Структура занятия и музыкальное сопровождение.

Занятие аэробики имеет три четко выраженные части (каждая состоит из подчастей).

Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.

Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.

Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.

Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.

На занятиях физической культуры скамейку – степ можно применять:

  • В вводной части: ходьба по и между скамейками (для формирования правильной осанки);
  • При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
  • В основных видах движений: прыжки, бег и т.д.;
  • В подвижных играх: «Аист и лягушки», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички».

Базовые шаги в степ – аэробики.

Все шаги в степ – аэробики делятся на основные – с одной ведущей ноги, и переменные – с чередованием ведущей ноги. Полный цикл основного шага – от 2 до 4 счетов, переменного – от 4 до 8 счетов.

Стрелками обозначено направление ног при подходе к платформе.


Обозначения при описании: П – правая нога, Л – левая нога.

1. Базовый шаг – основной. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – вниз. Цикл основного шага (с одной ноги) – 4 счета, переменного шага (считается вход на платформу обеими ногами) – 8 счетов.

2. Приставной шаг наверху – внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – наверх, Л – приставить на верху, Л – вниз, П – приставить внизу. Цикл – 4 счета.

3. Приставной шаг наверху. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – приставить, Л – вниз, П – вниз; далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

4. Приставной шаг внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – приставить, далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

5. Ви – шаг – основной и переменный. Подход – спереди.

Выполнение: П – вверх врозь, Л – вверх врозь, П – вниз вместе, Л – вниз вместе. Цикл – 4-8 счетов.

6. Шаг с подъемом колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – поднять колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8 счетов.

7. Разновидности подъема ноги (в сторону, скрестно, захлест голени).

Выполнение переменного и основного шага из всех видов подходов.

8.Шаг с поворотом – переменный. Подход – сбоку.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх по диагонали, П – вниз с поворотом левым боком, Л – вниз, приставить к правой. Цикл – 8 счетов.

9. Через платформу – переменный шаг. Подход – сбоку.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, с другой стороны платформы, Л – вниз, приставить к правой ноге.

10. Выпады. Выполняются на полу, на пол назад сверху платформы.

11. Шаг врозь наверх – основной и переменный.

12. Шаг врозь вниз – основной и переменный. Подход – сверху.

Выполнение: П – вниз врозь, Л – вниз врозь, П- вверх на платформу, Л – вверх на платформу. Цикл – 4-8 счетов. Подход - по сторонам.

Выполнение: П – врозь вверх, Л – врозь вверх, П – вниз врозь, Л – вниз врозь. Цикл – 4-8 счетов.

13. Перелет – основной и переменный. Подход – с конца боком.

Выполнение: П – вверх прыжком смена ног, Л – вверх прыжком, П – вниз, Л – вниз. Цикл – 4-8 счетов.

14. Тройной подъем колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8-16 счетов.

Увеличить интенсивность занятия степ – аэробики можно с помощью увеличения высоты платформы, увеличение темпа музыки, в основной части занятия; увеличения рычага движения; увеличения амплитуды движения.

Визуальные команды.

На занятиях степ – аэробики могут применяться жесты (визуальные команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические жесты поясняют направление движения, количество повторений. Помогает и мимика – кивок головой, улыбка. Например, движение вверх (на платформу) – рука ладонью вверх; вперед через платформу – круг рукой над головой и вперед ладонью показать направление вперед; вниз (с ход с платформы) – рука ладонью вниз; количество повторов – показать 1 или 2,3,4 пальца согнутой в локте или поднятой вверх руки; назад – показать согнутой в локте рукой, пальцы стопы в кулак, большой палец отведен назад и показывает направление движения; вокруг – круговое движение указательным пальцем над головой; сначала – открытая ладонь над головой; влево – (зеркально) правая рука прямая в право ладонью вперед; внимание – две руки подняты вверх ладонями внутрь.

Основные правила музыкального сопровождения занятия.

Подовая условные сигналы к началу или окончанию физических упражнений, выполняемых под музыку, руководителю надо иметь в виду, что сигнал на начало упражнения подается в конце музыкальной фазы, чтобы начало следующей музыкальной фразы совпадало с началом нового упражнения. Окончание упражнения должно органически совпадать с окончанием музыкального произведения или его части. Невыполнение этих условий нарушает ритмическую согласованность двигательных действий и снижает эффективность занятия. Составляя музыкальные фонограммы, необходимо учитывать пол и возраст занимающихся, чтобы избежать нежелательного воздействия музыкальных произведений на технику и поведение занимающихся. Каждая конкретная программа музыкального сопровождения составляет согласованно с развернутым планом – конспектом занятия. Фонограмма записывается с учетом всех нарастаний и спадов интенсивности запланированной работы, количества повторений.

Следует помнить, что разная физическая подготовленность занимающихся может быть компенсирована увеличением или уменьшением амплитуды движений.

Требования к оптимально необходимому оборудованию для физического развития детей

Разнообразное физическое оборудование и пособия являются составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствует более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствует формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

Предметы физкультурного и спортивного – игрового оборудования в дошкольном учреждении необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразное оборудование необходимо для оснащения физкультурных, физкультурно – музыкальных, тренажерных залов, бассейнов, физкультурных и групповых площадок на участках дошкольного учреждения. Нужно позаботиться также о приобретении оборудования для специализированных кабинетов, предназначенных для лечебно – профилактической и физкультурно – оздоровительной работы. Также нужно иметь измерительные приборы которые необходимы для проведения диагностики физической подготовленности комплексной оценки двигательной активности, определения физической нагрузки и функционального состояния организма ребенка.

Рациональный подбор физкультурного и спортивного – игрового оборудования поможет обеспечить реализацию содержания самых разных видов занятий по физической культуре.

Но менее важно иметь необходимый набор оборудования для оптимального обеспечения организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей. Наличие разных видов оборудования и пособий позволит наиболее рационально применять их в различных видах занятий, создавать разнообразные варианты упражнений для утреней гимнастики, двигательной разминки, гимнастики после дневного сна, подвижных игр, полос препятствий и т.д.

Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находиться в физкультурных залах. Расстановка пособий зависит от их предназначения. Мелкое физкультурное оборудование желательно разместить в секционных шкафах.

С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях.

Располагать оборудованием следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы.

Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.

В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и групповых комнатах.

Необходимый спортивно – игровой инвентарь для развития двигательной активности: гимнастическая скамейка, гимнастический набор (обручи, рейки, палки, подставки, зажимы), палка гимнастическая короткая, скакалка короткая, кегли, мешочек с грузом, мяч утяжеленный.

Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно – игровым оборудованием.

В настоящее время существует большое разнообразие физкультурного и игрового оборудования для детских садов.

Глава II Особенности организации степ – аэробики с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

2.1. Анализ состояния здоровья и физического развития детей старшего дошкольного возраста

Работая с детьми 2006 по 2007 год, мною была проведена организация и методика тестирования физической подготовленности и измерения показателей физического здоровья детей.

Я выделяю одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих потенциал здоровья в целом, физическое здоровье, характеризующиеся показателями кондиционной физической подготовленности и физического развития. Именно показатели физической подготовленности и физического развития могут направленно улучшаться без каких – либо медикаментозных средств, за счет удовлетворения естественной биологической потребности организма в движениях.

Таблица 1

Данные заболеваемости детей 2006 – 2007 год.

Показатели

2006 – 2007г.

Количество детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Заболеваемость на 1 ребенка д/дн.

Простудная заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

Инфекционная заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

Прочая заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

В последнее время наблюдается небольшое снижение в простудных заболеваниях детей, отсутствуют случаи инфекционных заболеваний.

Таблица 2

Динамика уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста

Челночный бег, 10м.,

Прыжки в длину с места

Подъем туловища из положения лежа

Статистика равновесия

Ловкость движений

Средний показатель

Наблюдается стабильность в развитии основных движений, увеличение количества детей с более развитыми физкультурными способностями и физическими качествами.

2.2. Основные этапы обучения детей степ – аэробики

Обучение степ – аэробики обусловлено формированию двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три этапа обучения:

  • Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
  • Этап разучивания основных движений;
  • Этап совершенствования

Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются следующие задачи: создаю у обучающихся представление об основных базовых упражнениях, заинтересовываю их в сознательном и активном овладении упражнением. В процессе образования представлений условно выделяю три взаимосвязанных звена:

  • осмысление задачи обучения;
  • осмысление проекта её решения;
  • попытка выполнить базовое упражнение в целом или его отдельную часть.

Осмысливая задачи обучения поставленные мною, дети должны понять задачи на всю серию занятий, посвященных изучению конкретных упражнений. Дети стараются вникнуть в основу техники, определить ведущее звено изучаемого упражнения. Основные детали техники мы с детьми познали на последующих этапах обучения. Проект решения задачи обучения создаются ребенком на основе моих рекомендаций, понимания задачи, предшествующих знаний и имеющегося двигательного опыта.

Составленный мною проект подкрепляется, а часто и корректируется при первых же попытках выполнения упражнения путем его опробования. В зависимости от сложности упражнения опробование его я провожу в целом или по частям. На этапе ознакомления с упражнением обычно используются словесные и наглядные методы, а также методы разучивания в целом или по частям, но только в плане предварительного ознакомления с изучаемым базовым упражнением.

На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом. В этом процессе я выделяю стадию образования двигательного умения и стадию его совершенствования. На стадии образования двигательного умения, я обучаю детей:

  • основам техники и ведущим движениям двигательного действия;
  • устранять изменение мышечные и психические напряжения при его выполнении;
  • предупреждать возникновение лишних движений.

На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнения и проявляются некоторые признаки двигательного навыка. При относительно высокой сложности отдельных движений, их точности в пространстве и во времени, двигательное действие на этой стадии обучения легко нарушается. Поэтому главная задача обучения – закрепление основ техники выполнения упражнения, достижения её стабильности.

На этом этапе разучивания двигательного действия широко использую словесные и наглядные методы обучения, однако преимущество здесь имеют практические методы – разучивание по частям, в целом и т.д. На этапе совершенствования формирую двигательный навык, который характеризуется закреплением двигательного действия для постоянных условий реализации, когда автоматизм выполнения движений не препятствует решению двигательной задачи.

2.3. Основные направления работы с детьми по развитию двигательной активности (в рамках степ – аэробики)

2. Использование упражнений на занятии. Я стараюсь подбирать специально физические упражнения, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, такие упражнения благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка. (см. приложение).

3. Музыкально игровые комплексы степ – аэробики. Каждый комплекс я направляю на обучение детей разным видам движений, закрепление полученных навыков, развитие физических и нравственно-волевых качеств ребенка.

Максимальную эффективность реализации комплексов в течение учебного года я обеспечиваю, если работаю с учетом принципов систематичности, наглядности, доступности и индивидуального подхода, а также постепенного повышения требований к условию детьми программного материала.

Музыкальные комплексы со степ – платформами оказывают мне неоценимую помощь в развитии разных групп мышц и укреплении мышечного тонуса. В процессе использования всех форм физического воспитания мною создаются вариативные условия для выполнения физическими упражнениями. При этом дети проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Предлагаемые мною музыкальные игровые комплексы могут изменяться и варьироваться от того, где они проводятся, а также от вида занятий по физической культуре.

Структура комплекса определяется постановленными мною задачами и особенностями организма ребёнка. Во время выполнения упражнений происходят значительные изменения: увеличивается работоспособность дошкольника, улучшается работа всех органов и систем организма, вырабатывается определенный ритм деятельности, укрепляется мышечный тонус, развивается выносливость, повышается эмоциональное состояние.

Во время музыкально игровых комплексов дети познают окружающую действительность, получают при этом «мышечную радость» (см. приложение).

3. Самостоятельное использование элементов степ – аэробики детьми в свободной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При самостоятельной деятельности я забочусь о создании физкультурно – игровой среды, где дети могут пользоваться разными пособиями в том числе и степами. Дети также используют элементы степ – аэробики на прогулке, где самостоятельно организовывают игровую деятельность.

Особенности взаимодействия с воспитателями, родителями и специалистами

Эффективность физкультурной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием между мною и медицинским персоналом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями. Планирование совместной деятельности я осуществляю на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляю в виде планов: консультации для воспитателей, выступаю на педагогических советах и медико – педагогических совещаниях.

Консультации для воспитателей.

Мною оказывается помощь воспитателю по различным вопросам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для утреней гигиенической гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организации игр между занятиями на прогулке;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

Педагогические советы.

К педагогическим советам, где обсуждаются вопросы здоровья воспитанников дошкольного учреждения, я готовлю или свое выступление, или материалы для выступления своих коллег (врача, методиста ДУ и т.д.). Темы выступлений я согласовываю с общими темами педагогических советов в начале года. При этом мною выбираются конкретные темы, актуальные и интересные для обсуждения всех участников педагогических советов.

Медико – педагогические совещания.

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников.

Основными проблемами, между мною и медицинским работником в совместной деятельности является:

  • физическое состояние детей, посещающих ДУ;
  • соответствие содержания занятий физическими упражнениями к физическому состоянию детей;
  • оптимизация двигательного режима детей в ДУ;
  • организация деятельности в системе двигательной реабилитации;
  • профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
  • формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ;

Моё взаимодействие с родителями.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому работа с родителями является важным разделом работы для меня. Я стараюсь правильно организовывать работу с родителями, чтобы способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.

Родительские собрания.

Основной объем сведений о физкультурной работе, проводимой мною в ДУ, её результатах и путях улучшения родители получают на родительских собраниях. При планировании тематики выступлений я должна определить оптимальный объем сведений общего характера и конкретных сведений о результатах двигательной деятельности детей.

Консультации для родителей.

Консультации для родителей – важный раздел работы для меня. На родительских собраниях мне всегда представляется возможность рассказать обо всех детях. Более того, в ряде случаев мне приходится осуждать информацию о ребенке только с его родителями. Этой цели служат индивидуальные консультации. В своем графике работы я должна выделить время, когда мне провести беседу с родителями. Информация о консультации доводится мною в том или ином виде до сведения родителей.

Помимо консультаций для всех желающих, я могу специально пригласить на беседу некоторых родителей. Чаще всего на такие консультации приглашаю родителей тех детей, которые по той или иной причине вызывают беспокойство у меня (неадекватная реакция на физическую нагрузку, низкий уровень физических качеств, постоянное отсутствие формы и т.п.). Может быть и наоборот: значительный процесс ребенка на физкультурных занятиях или его явная двигательная одаренность.

Факт проведенной консультации мною фиксируется, на итоговом педагогическом совете проанализировав эффективность проведенной работы.

Заключение

Считаю, что в ходе проделоной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело, а также изучили перемещения в пространственно – временной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для выполнения предлагаемых им комплексов упражнений. Дети старшего дошкольного возраста готовы выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростные и скоростно – силовые качества. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

Проанализировав свою работу по данной проблеме, наметила перспективу на будущее:

1. Для более успешной работы с детьми в степ – аэробике, необходимо создавать интерес к ритмике.

2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу, перенимать опыт других руководителей физического воспитания и внедрять в свою педагогическую практику.

3. Учить детей придумывать разные по форме музыкально - игровые комплексы, делая их более интересными.

4. Обогащать мимику детей, применяя визуальные команды, обозначающие направления движений, количество повторений.

Тезаурус

Степ – аэробика – это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

Здоровье – способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.

Физические упражнения – специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка.

Библиографический список:

1. Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М., 2005

2. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москоленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ. – М., 2005

3. Глазырино Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973

5. Оздоровительная аэробика. Физическая культура. – 2004. - №6 – с.29

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2002

7. Рунова М.А. Движение день за днем. – М., 2007

8. Скамейка – степ. Обруч. – 2003. - №2 – с.33

9. Степ – аэробика и ее составляющие. Физическая культура. – 2006. - №3 – с.37

10. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005

11. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М., 2005

12. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. – С-П., 2001

13. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. – С-П., 2005

14. Фитнес – аэробика. Обруч. – 2005. - №6 – с.38

15. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2004

ольга фёдорова
Степ-аэробика для детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №1 «Светлячок»

Подготовила : Федорова О. И.,

Детский сад- первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всесторонние развитие ребёнка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребёнка.

Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Поэтому, в дополнение к основным формам физического развития мною была выбрана аэробика. Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечения которых осуществляется за счёт кислорода. В настоящие время детские сады посещает много детей из них есть часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания, нарушения осанки и плоскостопия.

Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в моей практике весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка.

Но больше всего меня увлекла аэробика –это ритмичные подъёмы и спуски со специальной платформы (степ-платформы ) под танцевальную музыку.

На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания. Занятия аэробикой доставляет воспитанникам большое удовольствие. Для того, чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными я провожу утреннею гимнастику в форме аэробики, применяю её в различных видах детской деятельности : на праздниках, спортивных мероприятиях, в выступлениях на РМО.

Для дальнейших достижений воспитанников я стала использовать степ-аэробику .

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа . Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой) . Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ -аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

В чём преимущества степ -аэробики перед обычной аэробикой? «Степ » в переводе с английского языка означает «шаг» . Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ -аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Степ -аэробикой можно заниматься в различных вариантах :

В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста , продолжительностью 25-35 минут;

Как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут) ;

В форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

В показательных выступлениях детей на праздниках ;

Как степ-развлечение .

Цель степ-аэробики : охрана и укрепление здоровья детей , повышение сопротивляемости организма.

Задачи :

Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

Повышать работоспособность и двигательную активность;

Формировать правильную осанку;

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,

Развивать двигательные качества : мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;

Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;

Ожидаемые результаты :

Укрепление здоровья детей ;

Формирование устойчивого равновесия, улучшение координации движения;

Повышение физических качеств;

Формирование устойчивого интереса к занятиям степ-аэробикой .

Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики , как полное занятие, выполняется детьми в течении трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.

Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не все получается.

Степ -платформа используется разнообразно например :

Игровые задания на степах :

1.«Птички на ветке» - сидение на корточках на степе .

2.«Самолет» - стоя на степе , ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.

3.«Великан» - стоя на носочках на степе , потянуть руки вверх.

4. «Стрекоза» - стоя на степе на носках , руки на поясе, локти назад.

Подвижные игры с использованием степов :

1. «Птички невелички»

Дети – «птички» бегают свободно по залу. Степы – «домики» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «собачка» пытается поймать «птичек» и запятнать их. Если «птичка» села в домик, то есть встанет на степ , ловить её не разрешается.

2.«Цирковые лошадки»

Круг из степов - это цирковая арена. Дети идут вокруг степов , высоко поднимая колени («как лошадки на учении» , затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло» , степов должно быть на 2-3 меньше количества детей ). Игра повторяется 3 раза.

Упражнения для профилактики плоскостопия (упражнения выполняются в соответствии с текстом)

1. «Вышли дети из домов»

Музыка цвета-упражнения с разноцветными платками, стоя на степ-платформе :

1."Мельница".

2."Зонтик".

3."Карусель".

Комплекс упражнений со степами для детей подготовительной группы (6-7 лет) .

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим, спорт - помощник!

Спорт - здоровье! Спорт - игра! Физкульт- ура!

После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Я считаю, что в ходе проделанной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело, а также изучили перемещения в пространственной – временной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для выполнения предлагаемых им комплексов упражнений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Испольуемая литература :

1. Белова Т. А. "Использование степ -платформы в оздоровительной работе с детьми" (Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2009).

2. Кузина И. "Степ-аэробика для дошкольников " (Дошкольное образование , 2008) .

3. Сулим Е. В. "Детский фитнес" (Физкультурные занятия для детей 5-7 лет , 2014) .

Физической культуре и спорту в настоящее время уделяется все больше внимания. в связи с этим все большее значение приобретают научные знания, методические приемы, новые технологии в работе с детьми. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей и педагогов, и родителей. Дошкольный возраст-один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. именно в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Актуальность
Степ-аэробика-не просто мода.Аэробные упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы и поддержанию ускоренного сердечного ритма. в процессе выполнения этих упражнений на выносливость, усиливается приток богатой кислородом крови к задействованным мышцам. Степ-аэробика-это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы(степ-платформы) под танцевальную музыку.

Вид спорта - "степ-аэробика", выбран нами за его доступность, массовость, разнообразие форм и зрелищность.. Это современный и достаточно эффективный инструмент в пропаганде здорового образа жизни.
Занятия степ-аэробикой доставляют детям большое удовольствие.дети занимаются на степ-платформах.степ-это ступенька высотой 8 см., шириной 25 см.,длиной от 40 до 80 см.

Плюсы степ -аэробики
-стимулирует огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой
-у детей формируется устойчивое равновесие(так как они занимаются на уменьшенной площади)
-у ребенка развивается уверенность, ориентировка в пространстве, общая выносливость, точность движений
-воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, повышается выносливость и сопротивляемость организма.
- носит оздоровительный эффект

Продумывая содержание занятий аэробикой, я стараюсь учитывать морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:
1.рациональный подбор упражнений
2.равномерное распределение нагрузки на организм
3.постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Упражнения для степ-аэробики носят циклический характер(ходьба), что вызывает активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиление обменных процессов.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой.Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе.Во время занятия следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции. Занятия степ-аэробикой сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая так же создает у детей хорошее настроение.

Использование степ-аэробики:
1. в виде полных оздоровительных занятий 25-30 мин.
2.как часть занятия 10-15 мин.
3. в форме утренней гимнастики
4. в виде показательных выступлений детей на праздниках

Кружок оздоровительно-тренирующей направленности " степ-аэробика" направлен на всестороннее, гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является важным периодом для формирования двигательной активности. дети 5-6 лет обладают большим творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

Физической культуре и спорту в настоящее время уделяется все больше внимания. в связи с этим все большее значение приобретают научные знания, методические приемы, новые технологии в работе с детьми. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей и педагогов, и родителей. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. именно в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Актуальность

Степ-аэробика - не просто мода. Аэробные упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы и поддержанию ускоренного сердечного ритма. в процессе выполнения этих упражнений на выносливость, усиливается приток богатой кислородом крови к задействованным мышцам. Степ-аэробика-это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку.

Вид спорта - "степ-аэробика", выбран нами за его доступность, массовость, разнообразие форм и зрелищность. Это современный и достаточно эффективный инструмент в пропаганде здорового образа жизни.

Занятия степ-аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Дети занимаются на степ-платформах. Степ-это ступенька высотой 8 см., шириной 25 см. ,длиной от 40 до 80 см.

плюсы степ - аэробики

Стимулирует огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой

У детей формируется устойчивое равновесие(так как они занимаются на уменьшенной площади)

У ребенка развивается уверенность, ориентировка в пространстве, общая выносливость, точность движений

Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, повышается выносливость и сопротивляемость организма.

Носит оздоровительный эффект

Продумывая содержание занятий аэробикой, я стараюсь учитывать морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:

1.рациональный подбор упражнений

2.равномерное распределение нагрузки на организм

3.постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Упражнения для степ - аэробики носят циклический характер(ходьба), что вызывает активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиление обменных процессов.

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе. Во время занятия следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции. Занятия степ-аэробикой сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая так же создает у детей хорошее настроение.

Использование степ-аэробики:

1. в виде полных оздоровительных занятий 25-30 мин.

2.как часть занятия 10-15 мин.

3. в форме утренней гимнастики

4. в виде показательных выступлений детей на праздниках

Кружок оздоровительно-тренирующей направленности " степ-аэробика" направлен на всестороннее, гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является важным периодом для формирования двигательной активности. дети 5-6 лет обладают большим творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.



mob_info