Основные движения белорусского и украинского танцев. `Основное положение рук в белорусском танце

Восточная Европа - одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.

Белорусские и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.

Экскурс в историю

Белорусский народный танец формировался вместе со всей начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.

Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество - парные, массовые пляски.

Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.

Заслуженное признание

Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.

Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.

Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.

Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».

Любимый всеми танец «Лявониха»

Как уже говорилось выше, большинство белорусских «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» - второе название этой пляски, которое пошло от основного движения - кружения пар.

«Крыжачок»

Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».

Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно - «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.

«Янка-Полька»

«Янка» - белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений - умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.

Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм и кружатся под музыку.

Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

К ЧИТАТЕЛЮ

Не так уж много времени отделяет этот сборник от его предшественника — «Программы танцевального вечера № 3», а содержание его значительно изменилось. Две трети танцев, помещенных в сборнике (16 из 24),— новые. Шесть новых танцев появились на свет в результате Всероссийского конкурса, организованного Министерством культуры РСФСР совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению и Союзом композиторов СССР. Это елочка, инфиз, Эльбрус, террикон, москвичка, русские узоры. Конкурс был не только на лучший танец, но и на лучшую музыку к танцу. Два из перечисленных шести танцев получили премии за музыку. Интересны и два танца, пополнивших наш репертуар незадолго до конкурса,— звездочка и каблучки. С большинством других новых танцев вы уже знакомы по предыдущим выпускам «Программы». В настоящем выпуске они представлены, как правило, новыми музыкальными примерами. Не забыты и многие старые танцы.
Появление новых танцев, особенно конкурсных, вызвало большой интерес и сопровождалось широким обменом мнений, а иногда и дискуссиями. Желая облегчить знакомство с новыми танцами, в «Программе танцевального вечера № 4» приведены достаточно подробные описания новых танцев. Разумеется, это издание не может заменить учебник танца и рассчитано лишь на то, чтобы содействовать первому знакомству с танцевальными новинками.

Сейчас трудно предсказать, какая судьба ожидает новые танцы. Все зависит от того, какой танец вам придется больше по вкусу, какой ритм заразит вас желанием танцевать. Может быть, на долю некоторых из них выпадет подлинный успех и у любителей музыки и у любителей танца. Знакомясь с новыми танцами, не отступайте перед первыми трудностями, неизбежными при встрече с новым; разберитесь получше, не спешите с оценкой. Однако нам очень важно знать, что вам понравилось и почему? Напишите нам об этом.
Леонид Школьников

  • I отделение
    • 1. Ю. Саульский. «На отдыхе». Вальс
    • 2. Б. Карамышев. «У реки». Русский лирический
    • 3. М. Кадомцев. Краковяк
    • 4. В. Букин. «Зимние сумерки». Блюз.
    • 5. 3. Компанеец. «На сиреневом бульваре». Москвичка
    • 6. В. Меркулов. «В Лейпциг». Липси
    • 7. Д. Львов-Компанеец. Воронежский
    • 8. Д. Львов-Компанеец. «Золотые пески». Дружба
  • II отделение
    • 9. Л. Лядова, Ай, люли! Слова Б. Брянского
    • 10. А. Флярковский. Звездочка
    • 11. П. Лондонов. Медленный фокстрот.
    • 12. М. Кажлаев. Эльбрус
    • 13. Е. Кузнецов. «Веселый друг». Стукалочка
    • 14. 3. Бинкин. «Приятная встреча». Быстрый фокстрот.
    • 15. О. Агафонов. «Северянка». Ланце. Слова Ю. Леднева
    • 16. Я. Космачев. Каблучки
  • III отделение
    • 17. Н. Чайкин. «Все танцуем!». Пертутти.
    • 18. Б. Киянов. Русские узоры
    • 19. О. Агафонов. «Веселые девушки». Молдавская полька
    • 20. Ю. Гранов. Танго
    • 21. И. Шахов. Инфиз

Танец создан в 2012 г.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп 56-58 тактов в минуту.

Счет музыки 1-2 (1-И-2-И).

Основные танцевальные элементы:

Описание танца - Полька "Вертушка"

Запись танца Ивановой Е.И.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Счет танца:

Для удобства выполнения фигур, счет в танце:

Исходное положение танца

Танцующие стоят по кругу парами лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика)

Ноги – в 1 позиции.

Руки – соединены накрест перед корпусом: правая рука мальчика соединена с правой рукой девочки, левая рука мальчика соединена с левой рукой девочки. Кисти соединены "рукопожатием". Локти округлены. Соединённые левые руки находятся сверху соединённых правых рук. Скрещенные руки слегка отведены от корпуса.

Оба партнера начинают движение с правой ноги.

Такт, счет

Описание движения

1-2 такты Подскоки с продвижением вперед по линии танца.

1-2-3 - Три с продвижением вперед по линии танца, начиная с правой ноги.

4- С небольшим прыжком поставить ноги в исходное положение (соскок на две ноги в 1 позицию).

3-4 такты Прыжки в паре с поворотами.

5- Не разъединяя скрещенных рук, партнеры исполняют один прыжок на двух ногах с поворотом лицом против линии танца (через положение лицом друг к другу), мальчик – вправо, девочка – влево.

7- Не разъединяя скрещенных рук, партнеры исполняют один прыжок на двух ногах с поворотом обратно, лицом по линии танца (через положение лицом друг к другу), мальчик – влево, девочка – вправо, возвращаясь в исходную позицию танца.

5-6 такты Повторить движения 1-2 тактов.
7-8 такты Повторить движения 3-4 тактов, но в прыжке на счет 7 повернуться только до положения лицом друг к другу (мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру).

В конце такта - руки разъединить. Мальчик переводит руки на пояс, девочка берется руками за юбочку.

9 такт Два прыжка и сосок в повороте вправо.

1-И- Мальчик и девочка исполняют на месте два маленьких прыжка на двух ногах (на полупальцах) с поворотом вправо на 90 град., принимая "левое боковое положение" (левыми плечами друг к другу).

2- Соскок на две ноги с носка на полную стопу в новом положении: мальчик спиной по линии танца, девочка - лицом по линии танца.

10 такт Хлопки.

3- Один хлопок в свои ладоши перед собой.

4- Один хлопок левыми руками в ладоши друг друга. Правые руки, согнутые в локтях, отводятся в сторону.

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

В конце такта снова мальчик ставит руки на пояс, а девочка берется за юбочку.

11 такт Два прыжка и сосок в повороте влево.

5-И- Мальчик и девочка исполняют на месте два маленьких прыжка на двух ногах (на полупальцах) с поворотом влево на 180 град., принимая "правое боковое положение" (правыми плечами друг к другу).

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

6- Соскок на две ноги с носка на полную стопу в новом положении: мальчик - лицом по линии танца, девочка - спиной по линии танца.

Руки у мальчика - на поясе, у девочки - за юбочку.

12 такт Хлопки.

7- Один хлопок в свои ладоши перед собой.

8- Один хлопок правыми руками в ладоши друг друга. Левые руки, согнутые в локтях, отводятся в сторону.

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

В конце такта партнеры (находясь в «правом боковом положении») соединяют кисти правых рук на уровне глаз девочки.

Свободную левую руку мальчик ставит на пояс, а девочка левой рукой берется за юбочку.

13-16 такты Подскоки по кругу.

Затакт (И) - Чуть приподнять над полом правую ногу (носок оттянут).

1-2-3-4-5-6-7- В позиции, принятой в конце 12 такта, партнеры исполняют семь , начиная с правой ноги и двигаясь вперед по маленькому совместному кругу вправо (по часовой стрелке), вращаясь вокруг соединенных правых рук.

(Левая рука мальчика - на поясе, левая рука девочки - за юбочку.)

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

Пройдя полный круг, партнеры возвращаются на свои места.

8- Соскок на две ноги с поворотом обоих партнеров лицом по линии танца (девочка на соскоке должна довернуться вправо, лицом по линии танца). Ноги ставятся в 1 позицию.

Соединенные правые руки, не разъединяясь, опускаются вниз, левые руки скрещиваются поверх правых рук.

Партнеры принимают исходное положение танца.

Замечания к танцу "Полька "Вертушка"

  • Характер танца веселый, задорный, жизнерадостный, игривый. Движения быстрые, легкие, подпрыгивающие. Танец исполняется легко, в стремительном скачкообразном движении.
  • Следить за аккуратным исполнением подскоков.
  • На прыжках и соскоках пятки ног должны быть соединены.

Подготовительные упражнения

  • Прыжки на двух ногах с поворотами вправо и влево на 1/4 круга (90 град.) и на 1/2 круга (180 град.)

Литература

Описание танца в литературе отсутствует

Стишок-загадка для детей о польке "Вертушка"

Вариант-1


Танцевать нам захотелось.
Любят все мои подружки
Эту полечку ...Вертушку !

Вариант-2

Всё вокруг вдруг завертелось,
Танцевать нам захотелось.
Я пригласил тогда подружку
Исполнить полечку ...Вертушку !

Видео к танцу Полька "Вертушка"

На видеоматериалах упражнения к танцу и основные фигуры композиции демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце Творчества Юных.

Запись выполнена на танцевальных семинарах - практикумах Международного Танцевального Совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.



mob_info