Рекреационная направленность физических упражнений предполагает. Активная физкультура "физическая рекреация"

Рекреационная направленность физических упражнений предполагает использование средств физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израс­ходованных в процессе труда. В выходные дни и отпускное (каникулярное) время все шире используется средства физической культуры как факторы послерабочего (учебного) восстановления, укрепления здоровья и организации здорового отдыха. Рекреационные формы организации досуга, целиком или в значительной мере основанные на применении средств физической культуры, весьма разнообразны. Это туристические походы в выходные дни и отпускное время (пешие, водные, велосипедные и др.); экскурсии, связанные с двигательной активностью; физкультурно-массовые мероприятия, включающие подвижные игры и спортивные развлечения; пешие и лыжные прогулки, купания, пляжный волейбол, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота.

При организации активного отдыха следует ориенти­роваться не только на интерес к тому или иному виду спорта, но и на черты характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и быстро в нее включается, общителен с окружающими, эмоционален в спорах, то ему лучше всего остановить свой вы­бор на игровых видах спорта или заняться одним из видов еди­ноборств; если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом. Естественно, что эффективность использования любой рекреационной формы физической культуры в организации своего досуга во многом определяется правильным не противоречащим элементарным методическим и гигиеническим требованиям нормирования нагрузок и продуманной подготовки. Например, в туризме - это выбор соответствующего (доступного для уровня физической и технической подготовленности) маршрута.

1.3.5. Восстановительная направленность использования средств физической культуры

Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для восстановления функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм, а также устранения нарушений физических функций организма, вызванных хроническими стрессами или заболеваниями.

В качестве таких средств обычно рекомендуются дозирован­ная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и лечебная гимнастика (отличающаяся замедленным темпом выполнения упражнений, плавностью движений), элементы аутотренинга, способствующие саморегуляции психического состояния и мышечного тонуса. Обязательно определяются двигательные режимы: щадящий, тонизирующий и тренировочный.

Лечебное действие физических упражнений основано на способности стимулировать физиологические процессы в орга­низме. Так, гимнастические упражнения оказывают воздействие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, связки, сухожилия, позволяя при этом восстановить, сохранить и развить ряд двигательных ка­честв (силу, гибкость, быстроту, координацию и т.п.).

Все физические упражнения делятся на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Специальные упражнения избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или опорно-двигательного аппарата. На­пример, упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека, для больного же со сколиозом, остеохонд­розом и др. эти упражнения - специальные, т.к. они способст­вуют решению непосредственно лечебной задачи - увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его, коррекции позвоночника.

Таким образом, одни и те же средства физической культуры могут быть как тренировочными (оздоровительными), так и специальными, с восстановительной, лечебной направленно­стью. Ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах используются как средства общеразвивающие, тренирующие организм человека, и как средства реабилитации, восстанавливающие функции, на­рушенные болезнью. В последнем случае очень важное значе­ние имеет дозирование физической нагрузки (установление суммарной величины ее), соответствующей физическим воз­можностям и состоянию здоровья или диагнозу заболевания человека. Дозировка нагрузок, как уже говорилось, определяет­ся в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы, плавания и т.п. и также соотношением продолжитель­ности нагрузки и отдыха.

Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших функций туризма и реализуется в форме рекреационной деятельности человека с помощью анимационных программ.

Рекреационная и культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности с целями отдыха и восстановления физических и духовных сил, а также социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей, уровня двигательной активности и физической подготовленности.

Туризм и рекреация как наиболее быстроменяющийся рынок услуг требует появления и развития новых специфических форм рекреационной и культурно-досуговой деятельности, а, следовательно, и подготовки специалистов анимационной деятельности (аниматоров, технологов и рекреологов) в сфере рекреации и туризма.

Физическая рекреация , согласно В.М.Выдрину с сотрудниками (1983-1991), представляет собой органическую часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Он отмечает, что формирование этого состояния обеспечивается специализированной двигательной деятельностью за счет: 1) удовлетворения физиологических потребностей в движении; 2) активизации функций организма с помощью движений; 3) профилактики неблагоприятных воздействий на организм человека; 4) компенсации сниженных или временно утраченных функций организма; 5) удовлетворения потребности в развлечении, удовольствии, наслаждении; 6) переключения с одного вида деятельности на другой вид.

Направленность физической рекреации на компенсацию сниженных или временно утраченных функций организма совпадает с аналогичной функцией двигательная реабилитация (Е.П. Ильин, 1987; С.П. Евсеев и др., 1996; Ю.Ф. Курамшин и др., 1999, 2003). Однако это совпадение носит скорее семантический характер, поскольку в случае с физической рекреацией речь идет о функциональной компенсации после перенапряжений, переутомления, перетренировки человека, а применительно к двигательной реабилитации нужно, очевидно, говорить о компенсации функций после каких-то увечий, патологий. В связи с этим возникает необходимость выделения специфических признаков каждого вида физической культуры, что весьма важно для решения проблемы их социально направленного использования.

Социальная суть физической рекреации пока недостаточно изучена, а потому, соответствующим образом не обоснована, не обобщен в должной мере и опыт ее использования россиянами. Кроме того, не бесполезно обратиться к европейскому и американскому опыту.

Отметим, что процесс создания теории физической рекреации еще далек от завершения.

Термин "рекреация" введен римлянами. Он образован от латинского "гесreato", означающего восстановление.

В отечественной науке данный термин появился в середине XX века и теперь употребляется в трех основных значениях.

Первоначально под рекреацией подразумевались праздники, каникулы, способ заполнения свободного времени. То есть речь шла преимущественно о рекреации как форме развлекательного время провождения. В этом значении не выделялись какие-либо ее феноменологические характеристики, виды, структурно-компонентный состав, а основная ее функция сводилась к обеспечению эмоционального наполнения свободного времени.

В педагогике под рекреацией понимается специально отведенное в учебном заведении помещение, где учащиеся посредством подвижных игр снимают психическое и интеллектуальное напряжение, переключаются с одного вида деятельности на другой.

Отечественный социолог А.С. Орлов (1995) определяет рекреацию как "специфический вид биологической и социальной активности субъекта, сопровождающейся переживанием им рекреационного эффекта".

Рекреация означает любые формы свободной, добровольно принятой, доступной, сознательно выполняемой двигательной деятельности, направленной на познание и преобразование человеком природы, общества и самого себя, самореализацию и самосовершенствование (Ю.Е. Рыжкин, 1997). Существенным моментом является фактор свободного времени. Именно в рамках его скорее возможна рекреация.

ВЭнциклопедии туризма (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2000) рекреация определяется как «1)расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Рекреация (от лат. recreatio – возвращение к здоровью, восстановление) – биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.

Рекреация стала широко использоваться на промышленных предприятиях в форме производственной гимнастики для снятия психического напряжения, восстановления временно сниженных психофизических функций человека.

В выделенных значениях рекреация тесно связана с профессиональным образованием (Г.Н. Пономарев, 2003) и трудовой деятельностью. Она представляется как способ восстановления сущностных сил человека, затраченных в процессе физического и умственного труда, и тем самым рассматривается в тесной связи с повышением адаптационных возможностей организма человека. О связи между рекреацией и профессиональной деятельностью человека подчеркивается также в энциклопедической литературе (БЭС. – Т.21. – С. 617; Всемирная энциклопедия, 1976. – Т.2 – С. 2003; Британский энциклопедический словарь, 1984. – Т. 19. – С. 15-16; Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер, 2001 и др).

Физическая рекреация – это восстановление, выздоровление и отдых, связанные с физическими упражнениями. Но кроме этих упражнений ее составляют другие виды деятельности, досуга и т.п. (С.В. Березкина, О.В. Глухова, 2003).

Рекреация (Л.В. Курило, 2006) – процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма (рис.1.1). Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека. Наиболее продуктивным отдыхом считается сон. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности – активности. Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т.д.

В подходах к пониманию досуг а до сих пор нет полного единства и одновременно существуют три позиции: 1) деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же; 2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»; 3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают.

Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат (Советский энциклопедический словарь, 1989).

Досуг – время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений (Г.А. Аванесова, 2006).

В действующем Трудовом Кодексе Российской Федерации (Часть 3, раздел 5, глава 17) дается понятие времени отдыха и перечисляются виды времени отдыха. В соответствии со ст. 106 ТК РФ под временем отдыха понимается «время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению». Следовательно, время отдыха работник использует для удовлетворения своих личных потребностей, интересов, для восстановления затраченных сил. В соответствии со ст. 107 ТК РФ «видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска».

Культурно-досуговая деятельность – это специфическая активность людей во время досуга. Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, т.е. конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий.

Рекреацию следует изучать как многостороннее целостное социальное явление. В этом аспекте Б.В. Евстафьев (1985) утверждал, что родовым понятием для физической рекреации является не физическая культура, а "рекреация". В структуре же физической культуры она представлена как ее вид. В этом качестве физическая рекреация несет в себе мощный оздоровительный эффект, который может непосредственно отражаться в улучшении не только физического, но и психического, социального здоровья человека (А.С. Орлов, 1995; В.Я. Суртаев, 1995; Ю.Е. Рыжкин, 2003; J. Dumazedier, 1974; М. Kaplan, 1975; S. Iso-Ahola, 1980; R. Kraus, 1984; J.R. Kelly, 1987 и др.).

При всей неоднозначности толкования термина "физическая рекреация", многоаспектности его понятийного наполнения можно выделить следующие основные его категории. Эти категории физической рекреации в разной содержательной интерпретации обозначаются практически во всех существующих ее дефинициях, независимо от научных дисциплин и научных школ, ее изучающих.

Ю.Е. Рыжкин (2003), проанализировав различные толкования физической рекреации, выделил следующие основные категории : двигательная активность, субъект-объект двигательной активности, условия и способы функционирования физической рекреации, рекреационный эффект.

Двигательная активность . Активность человека в сфере физической рекреации имеет деятельностный характер и рассматривается как способ выражения и удовлетворения основных его потребностей.

Известно, что одной из естественных потребностей человека является потребность в движении, в двигательной активности. Ее удовлетворение – необходимое условие функционирования физической рекреации, без соблюдения которого она теряет всякий смысл и становится неким аморфным явлением.

Двигательная активность предполагает использование двигательного потенциала человека, сформированности у него необходимых двигательных способностей. Все это отражает существенные признаки физической рекреации, позволяющие отличить ее от других видов рекреации, где преобладает психическая (интеллектуальная) активность.

Субъект-объект двигательной активности. Физкультурно-рекреационная деятельность – практическая преобразующая деятельность в соответствии с имеющимися теоретическими представлениями о ней. Она имеет свой объект, в качестве которого выступает ее носитель – человек. Взаимодействие человека с внешней средой носит объективный характер. При этом он одновременно выступает как субъект за счет своей преобразовательной деятельности, внося этим в нее свое индивидуальное своеобразие. Субъектно-объектные отношения выступают другой базисной категорией физической рекреации.

Условия и способы функционирования физической рекреации . К базовой категории физической рекреации относятся условия ее функционирования. Физкультурно-рекреационная деятельность человека осуществляется в свободное время, главным образом в сфере досуга. При этом предполагаются доступность условий ее проявления, добровольность участия и преимущественно самодеятельные начала. Добровольность и самостоятельность проявляются в отсутствии внешнего принуждения, что предоставляет возможности для самовыражения и индивидуального своеобразия человека, а также в многообразии предоставляемых форм физической рекреации.

Содержание физической рекреации составляет специфическая форма досуга. Досуг – это сфера жизнедеятельности человека, которая характеризуется большим количеством предоставляемых рекреационных услуг для реализации множества потребностей человека (физических, культурных, эстетических, экологических, нравственных, религиозных и др.), а также огромным разнообразием средств и способов их удовлетворения. Все это обеспечивает проявление индивидуальности каждого человека соразмерно его мотивам, интересам, возможностям и способностям.

Рекреационный эффект . В.М. Выдрин (1989) одним из системообразующих признаков физической рекреации выделяет ее конечный результат – рекреационный эффект, достигаемый посредством ее эффективного использования человеком. Рекреационный эффект – следующая основная категория физической рекреации. Относительно понимания рекреационного эффекта имеется множество точек зрения, вполне объяснимо, так как физическая рекреация является предметом изучения многих научных дисциплин, различных научных направлений, и каждая наука рассматривает конечный результат со своих позиций.

Можно выделить следующие аспекты рекреационного эффекта:

· оздоровительный эффект, проявляющийся в оптимизации функций организма человека и состояния его физического здоровья;

· образовательный эффект, связанный с расширением двигательных и познавательных способностей человека, актуализацией его резервных возможностей;

· воспитательный эффект, обеспечивающий формирование положительного отношения человека к необходимости ведения здорового образа жизни. Данный эффект содействует рациональной организации досуга, самопознанию, самореализации потенциальных способностей, проявлению индивидуальности и самобытности человека;

· социальный аспект обусловливает приобретение и обогащение социального опыта, формирование чувства принадлежности к определенной социальной группе и умение создать собственный имидж, повышение социального статуса в обществе;

· социально-психологический эффект, расширяющий возможности неформального общения, формирования социально-психологичес-кой компетентности, оптимизации эмоционального состояния человека;

· "физкультурный" эффект, выражающийся в проявлениях физической культуры личности, качественном освоении ею ценностей физической культуры, способности к преобразовательной и созидательной деятельности в сфере физической культуры;

· социально-экономический эффект, связанный с совершенствованием трудовых навыков, подготовкой к профессиональной и оборонной деятельности.

Выделенные аспекты рекреационного эффекта проявляются системно. При этом может иметь место, либо их равный удельный вес, либо доминирование одного или нескольких из них в зависимости от целей, задач рекреационной деятельности, конкретных условий ее осуществления, а также индивидуальных потребностей и возможностей человека.

Выделенные категории физической рекреации – базовые и представляют собой специфические ее признаки, без которых физическая рекреация не может существовать как объективный социальный феномен.


Похожая информация.


«Рекреация» означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Добавление «двигательная» конкретизирует понятие, означающее, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Адаптивная двигательная рекреация означает, что это вид двигательной активности, предназначенный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Компонент (вид) адаптивной физической культуры , позволяющий удовлетворять потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения.

В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым этапом, первым шагом в направлении снятия стресса и приобщении к адаптивной физической культуре.

Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) - оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных зани­мающимся в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.
Основные задачи адаптивной двигательной рекреации : 1) оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил; 2) получение удовольствия, повышение настроения от занятия физическими упражнениями; 3) вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.); 4) приви­тие интереса к адаптивной физической культуре и приобщение к занятиям дру­гими ее видами; 5) обеспечение активного отдыха и реализация здорового об­раза жизни и др.



Ведущими принципами выступают:

социальные : социализация, гуманистическая направленность, интеграция, непрерывность образования в области физической культуры;

- общеметодические: доступность, систематичность, наглядность.

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную. Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.

По мнению С.П. Евсеева, «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием».

Из этого определения вытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая; оздоровительно-восстановительная; развивающая; воспитательная.

- гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения, т.к. в основе рекреации лежит гедонизм - направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения

- оздоровительно-восстановительная - профилактика, оздоровление, восстановление физических сил;

- развивающая - поддержание физических кондиций;

- воспитательная - самовоспитание духовных сил, жизнестойкости.

Помимо вышеназванных выделяют также творческую, ценностно-ориентационную, соревновательную, коммуникативную, престижную функции адаптивной двигательной рекреации.

В цивилизованных странах двигательная рекреация развита достаточно широко, она совмещается с занятиями по интересам и массовым оздоровительным спортом. Например, в США создан совет по физической подготовке и спорту, работает около 30 союзов, ассоциаций, объединений активного отдыха, добровольных организаций, в которых определенное место отводится двигательной рекреации инвалидов. При составлении оздоровительных программ учитываются основные условия: определение вида двигательной активности, которыми можно увлечь население, наличие места и времени для занятий, а также источников финансирования. Среди источников финансирования рекреативного движения инвалидов часто выступает церковь, которая не только является спонсором, но и выходит далеко за рамки финансового управления. Главная задача церкви в области двигательной рекреации – не только физическое, но, самое важное, духовное оздоровление и совершенствование нации. Точнее говоря – физическое оздоровление через духовное совершенство.

В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительного спорта, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии, так и во временной перспективе. Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях на предприятиях, где работают инвалиды, в учебных заведениях, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.

По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего с рекреативно-оздоровительным спортом . Эта общность выражается в функциональных связях, имеющих сущностное, социальное значение. Объединяет эти два вида адаптивной физической культуры независимый самостоятельный выбор двигательной активности, исходящий из внутренней, сугубо личностной потребности самого человека и регламентируемой физическими и психическими возможностями, характером и глубиной нарушений функций организма. Средства, т.е. сами упражнения, могут совпадать в тех случаях, когда предметом двигательной рекреации являются конкретные виды спорта, например, занятия плаванием, бильярдом или волейболом.

Основные отличия состоят в следующем. Обязательным атрибутом спорта, включая и рекреативно-оздоровительный, являются соревнования и целенаправленная подготовка к ним, предполагающая непрерывность, цикличность, волнообразность тренировочных воздействий, определенное соотношение общей и специальной подготовки, объема и интенсивности нагрузки и т.п., которые, в результате адаптации организма, должны привести спортсмена-инвалида к состоянию готовности для участия в соревнованиях. Занятия спортом имеют выраженный организационный аспект: расписание, место занятий, относительно постоянный коллектив с определенными ролевыми функциями, правилами и требованиями. Работа проводится под руководством тренера, при участии врача и психолога, контролирующих состояние спортсменов-инвалидов. Поэтомуглавное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте – получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями.

Формы рекреативно-оздоровительных занятий можно классифицировать по разным признакам: по особенностям их применения в разных социологических группах инвалидов, по использованию их в разных возрастных группах, по педагогическим задачам, направленности, видам спорта и др. Наиболее приближенной к действительной практике является классификация видов рекреаций по месту применения :

– в условиях быта и семьи;

– в условиях учебной и трудовой деятельности;

– в условиях досуга и активного отдыха.

В процессе учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит всегда организованный характер и представлена так называемыми «мелкими», т.е. непродолжительными формами физических упражнений. Их назначение – профилактика, отдых, активизация функционального состояния, разгрузка, восстановление, переключение на другой вид деятельности. К рекреативным формам относятся: вводная производственная гимнастика, утренняя зарядка, физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическая гимнастика, игры на переменах, в перерывах, после работы – подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др.

Самый многообразный арсенал физических упражнений представлен в формах двигательной рекреации в условиях досуга и активного отдыха инвалидов. К основным средствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры, плавание и купание, катание на коньках, лыжах, санках, на лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристские походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театрализованными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады и дни здоровья, слеты, экскурсии на большие соревнования и т.п.

Таким образом, если говорить об инвалидах и людях с отклонением в состоянии здоровья, то этот вид двигательной активности больше всего соответствует интересам и потребностям данной категории людей, так как является наиболее доступной и естественной формой реализации своих физических возможностей, где главное – процесс, а не результат. Двигательная рекреация утоляет «эмоциональный голод», создает условия равной личности в общении, ибо занятия часто объединяют детей и взрослых, здоровых и инвалидов с различными патологическими нарушениями, людей разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей.

Обобщая изложенное, можно сделать следующее заключение.

1. Адаптивная двигательная рекреация является эффективным способом преодоления замкнутого пространства инвалида, создает условия психической защищенности, возможности интеграции с другими людьми, природой.

2. Это биологически оправданная, саморегулируемая двигательная активность, инициирующая физиологические процессы, поддерживающая общую работоспособность, укрепляющая здоровье и защитные свойства организма от неблагоприятных воздействий.

3. Это интересное развлечение, добровольная форма двигательной активности, связанная с преодолением трудностей, проявлением эмоций, характера, физических, психических, интеллектуальных способностей, возможностью саморазвития личности и приобщения ее к систематическим занятиям физическими упражнениями, т.е. к активному формированию здорового образа жизни.

Это дает основание считать, что адаптивная двигательная рекреация с ее многообразными функциями представляет собой вид общей культуры человека, является потребностью общественного развития и выступает как значительная социальная ценность .

Достичь необходимого оздоровительного эффекта при занятиях физическими упражнениями можно лишь при соблюдении основных принципов: сознательности и активности, систематичности (последовательность, регулярность нагрузки), постепенности (постепенное повышение нагрузок, обеспечивающее развитие функциональных возможностей), адекватности (индивидуализация нагрузки).

Систематичность выполнения физических упражнений обеспечивает переход срочных приспособительных реакций в долговременную адаптацию. В основе долговременной адаптации лежит усиленный адаптивный синтез белка, ведущий к увеличению мощности функционирующих клеточных структур. Эти изменения происходят главным образом в восстановительном периоде после повышенной физической активности. Именно в этот период наблюдается возрастание энергетических потенциалов организма - суперкомпенсация энергетических ресурсов, затраченных во время физической активности. Если же через определенный период двигательная нагрузка не повторяется, усиленный синтез белка выключается и заменяется расщеплением тех белков, которые интенсивно синтезировались, т. е. возвращается исходное состояние, устраняются сверхвосстановленные запасы источников энергии. Словом, положительный эффект отмечается только тогда, когда действие одного занятия сочетается с действием следующего, новые занятия начинаются с фона, характеризующегося повышенным объемом клеточных структур и суперкомпенсацией энергетических ресурсов. Радость от двигательной активности и бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений основываются на усиленном образовании в организме нейропептидов-эндорфинов и энкефаминов. Повышение их уровня в плазме крови - типичное явление во время мышечной работы (А. А. Виру с соавт.). Нейро-пептиды перестраивают деятельность нервных центров, угнетают чувство боли, снимают различные неприятные ощущения и, действуя на психику, поднимают настроение и даже создают эйфориче-ское состояние. Долговременная адаптация к определенному повторяющемуся воздействию нагрузки связана с развитием клеточных структур, но лишь при постоянном увеличении нагрузки. Если же она остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится малоэффективным; двигательная активность требует использования лишь части повышенных резервов клеточных структур и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому необходимость в постепенном увеличении физической нагрузки - важное условие организации оздоровительной направленности физкультуры. Нарушение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого оздоровительного эффекта, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Лишь строго индивидуальный подход к постепенному повышению нагрузки обеспечит успех. Индивидуальная регламентация физических нагрузок предусматривает правильный выбор упражнений по их направленности, объему и мощности воздействия.

Наметив определенную программу занятий, следуя принципу систематичности, неизбежно приходится отказываться от каких-то своих стереотипов поведения и привычек, и без волевого усилия не обойтись. Основные изменения, наступающие в организме в результате тренировки и имеющие огромное значение в укреплении здоровья, - повышение энергетического потенциала организма, расширение возможностей транспорта кислорода, совершенствование окислительных процессов и экономизация обмена веществ, увеличение функциональных способностей и устойчивости эндокринных систем, увеличение стабильности ионных насосов и эндокринно-метаболический антисклеротический эффект - являются специфическим результатом адаптации организма к продолжительной мышечнои деятельности, т. е. упражнений на выносливость. Именно этот вид физической активности - основное средство укрепления здоровья.

В работах К. Купера приводятся следующие условия выполнения упражнений, необходимые для достижения оздоровительного эффекта: участие в работе больших мышечных групп; возможность продолжительного выполнения упражнения; ритмический характер мышечной деятельности; энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов. Иными словами, К. Купер считает оздоровительными лишь аэробные упражнения. Однако не только циклические упражнения способствуют благоприятным изменениям в организме.

Систематические занятия гимнастикой и силовыми упражнениями, распространенные в оздоровительной физкультуре, также вызывают положительные сдвиги в организме, являясь эффективным средством физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. И все же гимнастические упражнения по специфике воздействия не заменяют аэробной нагрузки. Под аэробной нагрузкой (аэробикой) понимается систематическое выполнение тех физических упражнений, которые охватывают работой большую группу мышц (около 2/3 мышечной массы тела) и являются продолжительными (15-40 мин без перерыва и более), но самое главное - обеспечиваются энергией за счет аэробных процессов. Типичные аэробные упражнения; бег (бег на месте), быстрая ходьба, ходьба на лыжах, гребля, плавание, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой и др.

Главные характеристики мышечной работы - ее объем и интенсивность. Объем нагрузки для упрощения будем выражать не в единицах работы или единицах расхода энергии, а в протяженности пройденной дистанции, времени выполнения упражнений, числе повторений и т. д. Интенсивность нагрузки выражается в виде мощности работы, скорости передвижения, частоты упражнений и т. п. Часто интенсивность работы характеризуется в процентах от максимального потребления кислорода (МПК). В этих случаях за 100% принимается мощность работы, при которой достигается МПК или наивысшая частота сердечных сокращений. Таким образом, интенсивность нагрузки рассчитывается не в абсолютных значениях, а в индивидуальных, применительно к возможностям конкретного человека. На основании большого количества исследований рекомендуется интенсивность занятий при использовании аэробных упражнений в оздоровительных целях на уровне 50-85% МПК или 60-90% пульсового резерва1, а продолжительность - от 15 до 60 мин. Следует помнить, что лучших результатов в оздоровительной тренировке достигают те, кто соизмеряет нагрузки с физическими возможностями своего организма. Из множества способов дозирования тренировочных нагрузок для самоконтроля наиболее приемлемы учет уровня физической работоспособности и оценка интенсивности нагрузки на частоту сердечных сокращений (ЧСС). К. Купер предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко. Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания и любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки - двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.

Рекреационная направленность физических упражнений предполагает использование средств физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе труда. Особенность труда студентов заключается в том, что их учеба требует значительного нервно-эмоционального напряжения и минимальных мышечных затрат. Это приводит к понижению у них нервно-мышечного тонуса, слабости мышц брюшного пресса, спины и ног, а в рабочей позе с наклоном вперед - к ослаблению функций органов дыхания, кровообращения, пищеварения и другим изменениям. Недостаток движений и связанное с ним снижение окислительных процессов в организме влекут за собой малокровие, а в некоторых случаях - ожирение. В настоящее время имеется большой научный и практический материал, доказывающий, что чередование умственной и физической нагрузок помогает в предупреждении нейроциркуляторной дистонии, значительно снижает заболеваемость и трудопотери, активизирует умственную работоспособность, улучшает функциональное состояние организма студентов.

Активный отдых стимулирует восстановление работоспособности при различных видах мышечной и умственной деятельности, но его эффективность зависит от условий труда и быта, характера утомления, степени тренированности к данному виду деятельности и многих других причин. При выборе вида физических упражнений для активного отдыха следует ориентироваться не только на интерес к тому или иному виду спорта, но и на черты своего характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и быстро в нее включается, общителен с окружающими, эмоционален в спорах, то ему лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или заняться одним из видов единоборств; если же усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом. Средства, формы и методы физических упражнений рекреационной направленности многообразны, их использование зависит от условий среды, быта и индивидуальных особенностей личности. Так, например, включение в режим дня утренней гимнастики физкультурных пауз положительно влияет не только на укрепление здоровья, но и улучшает тренированность, общее физическое состояние (В. В. Громыко). Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко считают, что оптимальное количество активных занятий физическими упражнениями для лиц умственного труда в недельном цикле должно составлять 6-9 ч. Мы отмечаем, что необходимое условие для эффективного отдыха при использовании средств физической культуры с рекреационной направленностью - это появление хорошего самочувствия и настроения, чувства «мышечной радости», положительных эмоций. Рекреационное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при индивидуальной и массовой организации отдыха и досуга в выходные дни и в период каникул для восстановления и укрепления здоровья.

Помимо вышеперечисленного к средствам реализации этого направления относятся туристические походы, экскурсии, спортивные и подвижные игры, ритмическая и атлетическая гимнастика, плавание в естественных водоемах, лыжные походы и спортивно-массовые мероприятия. Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для устранения нарушений физических функций организма, вызванных хроническими стрессами или заболеваниями.

В качестве таких средств обычно рекомендуются дозированная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и гимнастика (лечебная гимнастика), отличающаяся замедленным темпом выполнения упражнений, плавностью движений, элементы аутотренинга, способствующие саморегуляции психического и мышечного тонуса. Лечебное действие физических упражнений основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Так, гимнастические упражнения оказывают действия не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (силу, быстроту, координацию и т. п.). Все физические упражнения подразделяются на общеразви-вающие и специальные.

Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Специальные упражнения избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или опорно-двигательного аппарата. Например, упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека; в то же время для больного со сколиозом, остеохондрозом и др. они способствуют решению непосредственно лечебной задачи - увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его, коррекции позвоночника. Таким образом, одни и те же средства физической культуры могут быть и тренировочными (оздоровительными), и специальными, с восстановительной, лечебной направленностью. Ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах используются как средства обще-развивающие, тренирующие организм человека, и как средства реабилитации, восстанавливающие функции, нарушенные болезнью. В последнем случае очень важное значение имеет дозирование физической нагрузки (установление суммарной величины ее), соответствующей физическим возможностям и состоянию здоровья человека. Дозировка нагрузок, как уже говорилось, определяется, в основном, расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы, плавания и т. п. и также соотношением продолжительности нагрузки и отдыха.

Методики применения средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Требования к составлению индивидуальных программ за нятий физическими упражнениями

Введение

физический тренировочный самовоспитание рекреационный

Понятие «физическое самовоспитание». Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки.

Стремление к самопознанию психофизических возможностей, пониманию красоты человеческого тела и спортивных движений, а также к пониманию автономии своего внутреннего мира ведет к формированию творческой индивидуальности человека высокого уровня физической культуры. Обычно такие люди не довольствуются достигнутыми результатами, а постоянно стремятся к созиданию нового. Причем их творческий настрой не ограничивается лишь физическим самосовершенствованием, а охватывает другие сферы жизни - труд, быт, общение, организацию отдыха.

Как правило, результатом подобных усилий становится сформированная потребность в саморазвитии, достаточно большой объем усвоенных знаний, двигательных умений и навыков, развитое аналитическое и интуитивное мышление, способность и стремление к жизнетворчеству.

Конечно, здесь важна мотивация, которая стимулирует и мобилизует личность на проявление двигательной активности. Какими могут быть мотивы? Это потребность в движениях и физических нагрузках, общение, дружеская солидарность, соперничество, подражание, эмоциональная разрядка, самоутверждение, веяния моды, способ развлечения, активный отдых и т.п. У юношей, как уже было сказано, преобладает стремление самоутвердиться путем занятий, тогда как девушки чаще всего хотят иметь красивое телосложение. В целом мотивы, побуждающие к физическому самовоспитанию вообще и выбору вида физических упражнений в частности могут быть различными.

1 . Ос новные э тапы физического самовоспитания

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.

Начальный этап связан с формированием ценностносмыслового отношения человека к своей физической форме. Сюда входят и знание теоретических основ физического развития и коррекции здоровья, и знание своих психофизических возможностей, и формирование положительного эмоционально-волевого настроя на физическое самовоспитание.

Следующий этап - преобразовательный. Здесь, исходя из самохарактеристики, определяется цель и индивидуальная программа физического самовоспитания. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы. Например, цель индивидуальной программы физического самовоспитания с оздоровительной направленностью - коррекция здоровья и повышение физической подготовленности в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. В этом случае для реализации цели подбираются средства и методы физического самовоспитания с учетом своих интересов, возможностей, условий. Это может быть плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, занятия на тренажерах и любой другой вид физических упражнений.

В целях правильного дозирования физической нагрузки по интенсивности, объему, продолжительности занятий необходимо оценить свое физическое развитие, определить уровень подготовленности и, сравнивая их с рекомендуемыми стандартами, разработать индивидуальную двигательную программу.

Последний этап - творческий.

2. Методика оценки уро вня физической подготовленности

В спортивной практике при оценке уровня физической подготовленности и в последующем - в процессе учебно-тренировочных занятий - часто используют методику К. Купера. К. Купер (1976 г.) предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко.

Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания или любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки - двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.

По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности (см. табл. 12.3.1).

В спортивной практике в последнее время для определения уровня спортивной подготовленности используют модифицированный тест Купера, где после окончания 12-минутного теста определяется ЧСС в течение первых 30 с на второй, третьей, четвертой минутах восстановления. Индекс модифицированного теста Купера выражается в виде уравнения:

где Z - результат 12-минутного теста, м; f1, f2, f3 - ЧСС за первые 30 с на второй, третьей, четвертой минутах восстановления.

Двенадцатиминутный тест для возрастной группы 20-29 лет

Оценка физической работоспособности

Дистанции, км, бегом, шагом, преодоленные за 12 мин

Дистанция плавания, м, преодоленная за 12 мин

Очень плохо

Удовлетворительно

Превосходно

С учетом этого индекса выработаны стандарты модифицированного теста Купера для молодых мужчин и женщин (см. табл.).

Стандарты модифицированного теста Купера для молодых мужчин и женщин

Если определить свой индекс и сравнить его со стандартами, указанными в табл., то студент сможет самостоятельно оценить свой уровень спортивной подготовленности.

3. Методика составления индивид уальных тренировочных программ

В соответствии с индивидуальным уровнем физической работоспособности применяются дифференцированные тренировочные программы. Если в результате регулярных занятий аэробными упражнениями достигаются новые, более высокие показатели физической работоспособности, надо переходить к другой программе тренировки, соответствующей новому уровню физической работоспособности.

При разработке индивидуальной тренировочной программы необходимо определиться с количеством тренировочных занятий в неделю и их продолжительностью. Считается, что для поддержания уровня физической подготовленности достаточно двухразовых занятий в неделю, для повышения уровня физической подготовленности - 3 занятия, для достижения более высоких спортивных результатов - 4 и более.

Зависимость продолжительности занятий, обеспечивающих тренирующий эффект, от ЧСС во время работы, по М.Ф. Гриценко, Т.Я. Ефимовой, представлена в табл.

Зависимость продолжительности занятий от ЧСС

Особое внимание при составлении программы занятий оздоровительной физкультурой следует обратить на начальный этап, особенно новичкам. Люди с низкой физической работоспособностью должны начинать тренировку с ходьбы, затем переходить к чередованию ее с бегом трусцой.

Первые занятия ходьбой следует проводить в течение 30-40 мин в темпе 90-120 шаг/мин. При хорошем самочувствии через пару педель можно увеличить продолжительность занятий до одного часа и повысить темп ходьбы до 120-140 шаг/мин. Частота занятий - три-пять раз в неделю. Нельзя забывать, что эффективны лишь непрерывные продолжительные занятия. Так, утренняя ходьба к месту учебы в течение 15 мин и затем такой же длительности вечером домой не равноценны по эффекту 30-минутному непрерывному занятию ходьбой (см. табл. 12.3.4).

Скорость оздоровительного бега в зависимости от индивидуальных особенностей может варьироваться от 5 до 10 мин на 1 км (см. табл. 12.3.5). В процессе занятий необходимо в первую очередь следить за пульсом. Для начинающих пульс в среднем не должен превышать 120-130 уд/мин, со средним уровнем физической подготовленности - 130-145 уд/мин, с высоким - 150-165 и выше уд/мин.

Программа ходьбы (до 30 лет)

Дистанция, км

Время, мин

Частота занятий в неделю, раз

Программа бега (до 30 лет)

Дистанция, км

Время, мин

Частота занятий в неделю, раз

1 (ходьба)

2 (ходьба)

(ходьба + бег)

(ходьба + бег)

Плавание. Оптимальной оздоровительной дистанцией, оказывающей тренирующее воздействие на организм, принято считать дистанцию от 600 до 800 м. Под легкой нагрузкой подразумевается такое плавание, при котором ЧСС не превышает 120 уд/мин, под средней - до 130, под большой - свыше 140 уд/мин. Индивидуальная программа плавания для новичков по К. Куперу составляет дистанцию 350 м. С повышением уровня физической подготовленности к 8 - 10 тренировочным неделям дистанция увеличивается до 800-900 м (см. табл. 12.3.6).

Программа плавания (до 30 лет)

Дистанция, м

Время, мин

Частота занятий в неделю, раз

Программа ходьбы на лыжах (до 30 лет)

Дистанция, км

Время, мин

Частота занятий в неделю, раз

Способ дозирования нагрузки по ЧСС основан на учете внутреннего напряжения функций организма во время выполнения мышечной работы. Чем интенсивнее работа, тем больше функциональная активность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ответственных за доставку кислорода работающим мышцам. Оптимальный диапазон нагрузки находится в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. В этих же границах существует линейная зависимость между мощностью работы, потреблением кислорода, легочной вентиляцией и минутным объемом сердца.

Если интенсивность работы ниже уровня, рассматриваемого как порог интенсивности, то для достижения тренирующего эффекта необходима очень длительная работа.

На вертикальной шкале указана ЧСС в 1 мин, на горизонтальной - возраст. Верхняя сплошная линия показывает максимальную ЧСС для лиц определенного возраста. Чтобы определить безопасный для занятий сердечный ритм, надо найти свой возраст на горизонтальной шкале и отсчитать на нижней сплошной линии показатель ЧСС, соответствующий возрасту занимающихся. Это и будет показатель, необходимый для выполнения упражнений в соответствии с возрастом. Его следует придерживаться (±10-15 уд/мин) во время занятий, чтобы добиться наибольшего эффекта.

4. Рекреационная направленность использова

Рекреационная направленность физических упражнений предполагает использование средств физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе труда. В выходные дни и отпускное (каникулярное) время все шире используются средства физической культуры как факторы послерабочего (учебного) восстановления, укрепления здоровья и организации здорового отдыха. Рекреационные формы организации досуга, целиком или в значительной мере основанные на применении средств физической культуры, весьма разнообразны. Это туристические походы в выходные дни и отпускное время (пешие, водные, велосипедные и др.); экскурсии, связанные с двигательной активностью; физкультурно-массовые мероприятия, включающие подвижные игры и спортивные развлечения; пешие и лыжные прогулки, купание, пляжный волейбол, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота.

При организации активного отдыха следует ориентироваться не только на интерес к тому или иному виду спорта, но и на черты характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и быстро в нее включается, общителен с окружающими, эмоционален в спорах, то ему лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или заняться одним из видов единоборств; если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом. Естественно, что эффективность использования любой рекреационной формы физической культуры в организации своего досуга во многом определяется правильным, не противоречащим элементарным методическим и гигиеническим требованиям нормированием нагрузок и продуманной подготовкой. Например, в туризме - эго выбор соответствующего (доступного для уровня физической и технической подготовленности) маршрута.

5. Восстановительная направленность использова ния средств физической культуры

Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для восстановления функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм, а также устранения нарушений физических функций организма, вызванных хроническими стрессами или заболеваниями.

В качестве таких средств обычно рекомендуются дозированная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и лечебная гимнастика (отличающаяся замедленным темпом выполнения упражнений, плавностью движений), элементы аутотренинга, способствующие саморегуляции психического состояния и мышечного тонуса. Обязательно определяются двигательные режимы: щадящий, тонизирующий и тренировочный.

Лечебное действие физических упражнений основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Так, гимнастические упражнения оказывают воздействие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, связки, сухожилия, позволяя при этом восстановить, сохранить и развить ряд двигательных качеств (силу, гибкость, быстроту, координацию и т.п.).

Все физические упражнения делятся на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Специальные упражнения избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или опорно-двигательного аппарата. Например, упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека, для больного же сколиозом, остеохондрозом эти упражнения - специальными, так как они способствуют решению непосредственно лечебной задачи - увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его, коррекции позвоночника.

Таким образом, одни и те же средства физической культуры могут быть как тренировочными (оздоровительными), так и специальными с восстановительной, лечебной направленностью. Ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах используются как средства общеразвивающие, тренирующие организм человека, и как средства реабилитации, восстанавливающие функции, нарушенные болезнью. В последнем случае очень большое значение имеет дозирование физической нагрузки (установление суммарной величины ее), соответствующей физическим возможностям и состоянию здоровья или диагнозу заболевания человека. Дозировка нагрузок, как уже говорилось, определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы, плавания и т.п. и также соотношением продолжительности нагрузки и отдыха.

6. Составление индивидуального комплекса упражнений лечебной физкультуры

Построение частных методик ЛФК

В основе построения частных методик в ЛФК лежат следующие положения:

1) интегральный подход к оценке состояния больного с учётом особенностей заболевания (принцип нозологии);

2) обязательный учет патогенетической и клинической характеристики заболевания, возраста и тренированности больного;

3) определение тера??втических задач в отношении каждого больного или группы больных;

4) систематизация с??циальных упражнений, оказывающих направленное воздействие на восстановление функций пораженной системы;

5) рациональное сочетание с??циальных видов физических упражнений с общеукрепляющими для обес??чения как общей, так и с??циальной нагрузки.

В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспитательными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидактических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности предусматривает использование следующих правил: а) от простого к сложному, б) от легкого к трудному и в) от известного к неизвестному.

Под дозированием физической нагрузки в ЛФК следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

а) подбор физических упражнений;

б) количество повторений;

в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);

г) продолжительность процедуры.

Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 сте??ни. Большая нагрузка (А) - без ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, количеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжительности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом посте??нного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плавании зависит от тем??ратуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом??редвижения, а также паузами для отдыха.

Курс ЛФК подразделяют на 3 ??риода: 1) вводный (3-10 дней);

2) основной, или тренировочный (время пребывания на лечении);

3) заключительный (3-5 дней).

Различают индивидуальный, групповой и самостоятельный методы проведения лечебной гимнастики. Объем лечебной гимнастики должен соответствовать режиму движений больного.

При построении процедур лечебной гимнастики следует учитывать, что она состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. В отдельных случаях лечебная гимнастика может включать 2-5 разделов, отражающих общие и частные особенности методики. Физиологическая кривая нагрузки строится по принципу многовершинной кривой. В??рвой половине курса лечения увеличение и уменьшение нагрузки выражены меньше, чем во второй половине. В течение??рвой четверти процедуры нагрузка возрастает, а на протяжении последней четверти снижается. На основной раздел процедуры в??рвой половине курса лечения приходится 50% времени предназначенного для проведения всей процедуры, а во второй половине курса лечения несколько больше.

Для более правильного использования физических упражнений при построении методики лечебной гимнастики рекомендуют учитывать следующие приемы: 1) выбор исходных положений; 2) подбор физических упражнений по анатомическому признаку; 3) повторяемость, темп и ритм движений; 4) амплитуду движений; 5) точность выполнения движений; 6) простоту и сложность движений; 7) сте??нь усилия при выполнении физических упражнений; 8) использование дыхательных упражнений и 9) эмоциональный фактор.

Методика применения дыхательных упражнений имеет важное значение в практике ЛФК. Дыхательные упражнения, не предъявляя больших требований к больному, стимулируют функцию внешнего дыхания. В лечебной гимнастике дыхательные упражнения применяют с целью: 1) обучения больного правильному дыханию; 2) снижения физической нагрузки (метод дозировки); 3) с??циального (направленного) воздействия на дыхательный аппарат, Единственно правильный тип дыхания - полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат.

Одним из методических условий применения дыхательных упражнений является использование оптимального соотношения гимнастических и дыхательных упражнений. Чем тяжелее состояние больного, тем чаще между гимнастическими движениями включают дыхательные упражнения.

Применять упражнения в глубоком дыхании следует после выраженных физических нагрузок. Задержка дыхания на вдохе не оправдана, а на выдохе допустима на 1-3 с, чтобы стимулировать последующий вдох. При сочетании дыхательных фаз с движениями следует принимать во внимание следующее: 1) вдох должен соответствовать выпрямлению корпуса, разведению или поднятию рук и моменту наименьшего усилия в упражнении; 2) выдох должен соответствовать сгибанию корпуса, сведению или опусканию рук и моменту наибольшего усилия в упражнении.

Заключение

Движение - это жизнь. С этим известным утверждением не поспоришь. Старение и угасание организма начинаются с ограничения подвижности. Поэтому за возможность передвигаться нужно бороться как за саму жизнь. В любом случае, если даже человек перенес тяжелую травму и был надолго прикован к постели, его спасение - в восстановлении двигательной активности. Поэтому очень важно составлять индивидуальные программы занятий физическими упражнениями. Каждый случай уникален и серьезный подход к составлению индивидуального комплекса помогает не только укреплять, но лечить серьезные двигательные заболевания разных видов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гигиеническая направленность занятия физическими упражнениями. Тренировочная направленность занятий физическими упражнениями. Ходьба как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций. Ходьба на лыжах.

    реферат , добавлен 05.11.2003

    Особенности занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе. Методика применения тренажеров и тренировочных устройств. Характеристика аэробных упражнений. Исследование показателей физической и функциональной подготовленности студентов.

    дипломная работа , добавлен 09.04.2012

    Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы оценки физического развития. Тесты физической работоспособности и нагрузочные тесты. Признаки утомления при занятиях физическими упражнениями. Тестирование функционального состояния организма.

    реферат , добавлен 24.05.2015

    Значение уровня физической подготовленности сотрудников для несения профессиональной службы. Направления тренировочных занятий для совершенствования специальных умений и навыков. Определение уровня выносливости, координационных и силовых способностей.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Педагогические и физиологические особенности построения учебно-тренировочных занятий с девочками 15-17 лет, их возрастные особенности и уровень физической подготовленности. Методы исследований, индивидуальные коррекционные программы и их эффективность.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2009

    Оптимизация условий, режимов и содержания, основных форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к спортивным сооружениям. Оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями.

    реферат , добавлен 14.07.2015

    Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и исследование влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Методика и этапы развития физических качеств: ловкости, выносливости, силы. Эффективность упражнений.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Факторы, регламентирующие уровни физической, технической и игровой подготовленности футболистов. Вопросы дифференциации их подготовки, данные индивидуальных особенностей спортивного мастерства. Принципы планирования тренировочных занятий по футболу.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2016

    Сущность рекреационной физической культуры школьников. Формирование мотивов у школьников к регулярным занятиям физической рекреацией. Анализ результатов функционального состояния организма и уровня интереса школьников к занятиям физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на их организм. Физическая подготовка–как составная часть процесса физического воспитания школьников. Педагогический контроль на занятиях.



mob_info