Методическая последовательность планирования. Курсовая тренировочный процесс

Организация тренировочного процесса лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации наряду с общими закономерностями построения тренировочного процесса имеет ряд особенностей по форме и содержанию. Исходя из структуры многолетней системы подготовки, осуществляется планирование тренировочного процесса на его отдельном этапе. Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок. Между тем, для организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать основные положения возрастной периодизации детей, подростков и юношей, которые представлены ниже.

Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей

Педагогическая:

9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)

Физиологическая:

9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)

В группах ДЮСШ:

9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)

По правилам соревнований:

9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)

По этапам многолетней подготовки (по Платонову):

12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)

Характеристика управления тренировочным процессом

Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.

Согласно О.И. Камаеву целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени.

Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого-педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся динамическую систему, которая воздействует на спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Для правильного управления спортивной тренировкой требуется знание индивидуальных особенностей и свойств личности.

Спортсмен, как социально-биологический субъект, подвержен воздействию общественных отношений и биологических факторов, являясь при этом саморегулируемой динамической системой. Адаптируясь к внешним воздействиям, организм спортсмена формирует для себя более комфортные условия функционирования.

Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы).

По мнению ряда ведущих специалистов, управление – система перевода объекта тренировочного воздействия из одного состояния в другое, заданное программой.

Основным компонентом системы управления является разработка тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать. Программа разрабатывается, а затем применяется на практике для приведения существующего состояния спортсмена в запланированное.

Во время реализации программы можно наблюдать следующее:

1. тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия;

2. проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов.

При управлении системой важно использовать алгоритм действий. Под алгоритмом следует понимать последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению запрограммированного результата.

Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов следующая:

1. осуществляется разработка конечной цели;
2. в соответствии с поставленной целью, ставятся задачи, выделяются этапы подготовки;
3. производится подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, определяется их сочетание;
4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой, с использованием методов контроля, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой;
5. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе;
6. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.

Итак: система управления тренировочным процессом представляет собой совокупность последовательных звеньев для осуществления поставленного результата и достижения намеченной цели. Следует сопоставлять текущие результаты с намеченными при планировании показателями, внося коррективы в зависимости от хода реализации программы. Предполагается найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей, возможностей спортсменов, их адаптивной реакции на предложенные нагрузки. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочного процесса. Все это вместе позволит достичь поставленной цели.

Структурные компоненты тренировочного процесса

Рассматривая тренировочный процесс как развивающуюся динамическую систему, нужно помнить о том, что он представляет собой совокупность компонентов, которые выполняют специфические для каждого компонента задачи и является сложной по организации структурой, представляющей единое целое. За последние три десятилетия написано много трудов на предмет структурной организации тренировочного процесса как отечественными, так и зарубежными специалистами в области теории и методики физической культуры и спорта. В тоже время многие авторы постоянно находятся в поиске путей дальнейшего развития теории спортивной тренировки.

Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру.

Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких. Понятие микроцикла впервые было выделено Л.П. Матвеевым.

В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет "малые" волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.

Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Основу составляют "средние" волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью, достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае юного лыжника-гонщика.

Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является "большой" волной, продолжительной по времени, от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет.

Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро, мезо и макроциклов существуют такие элементы, как период и этап, тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования. В годичном цикле подготовки выделяют 3 периода: а) подготовительный период, б) соревновательный период, в) переходный период. Но такая очередность периодов, характерная для лыжных гонок, может иметь другой количественный состав и последовательность в годичном цикле тренировки (до 7 периодов). В лыжных гонках специалисты придерживаются построения тренировочного процесса с двухпиковым повышением тренировочных нагрузок в годичном макроцикле.

Тренировочное занятие, является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур. Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения:

1. упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов);
2. соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность);
3. последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).

Выделяют такой компонент тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, обязательный элемент всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.

Тренировочное задание часто ошибочно сопоставляют с тренировочной нагрузкой. Однако это не так. Нагрузка определяет меру воздействия на организм спортсмена и последующие интервалы отдыха, а задание, помимо этого, еще и решает определенные поставленные педагогические задачи. Тренировочное задание, являясь частью тренировочного занятия, состоит из одного или нескольких физических упражнений и при этом подразумевает реализацию педагогических задач.

Следует помнить о том, что организм спортсмена также как и сам тренировочный процесс представляет собой систему, состоящую из элементов. Используя дедуктивный метод выделения частного на основе общего, можно как разрушить систему, так и добиться более тщательного изучения отдельных звеньев, повышения эффективности функционирования внутри динамической системы, будь то организм спортсмена, либо сам тренировочный процесс.

М.Я. Набатникова выделила следующие главные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:

а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;
б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;
в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.

Структурная организация тренировочного процесса представляет собой сложную по организации динамическую систему соподчиненных компонентов, цепочку последовательных звеньев. Выделяют микро, мезо, макроциклы, периоды и этапы в системе подготовки. Базовым компонентом в структуре подготовки является тренировочное задание. Посредством организации тренировочного процесса решаются поставленные педагогические задачи.


© Все права защищены

Основные закономерности учебно-тренировочного

процесса спортсмена

Деминский А.Ц.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотации:

Основные закономерности учебнотренировочного процесса спортсмена. Учебно-тренировочный процесс включается в себя три основных компонента: физическая, техническая и тактическая подготовленность. Развитие и совершенствование данных компонентов формирует мастерство спортсмена и его умение максимально концентрировать усилия в соревновательный период. Ведущая роль в тренировочном процессе принадлежит тренеру, который должен использовать методы педагогического воздействия на спортивную готовность и личность спортсмена. Для успешного построения спортивной тренировки, также, необходимо учитывать и использовать принципы, способствующие оптимизации тренировочного процесса.

Ключевые слова: спортсмен, тренер, тренировка, техника, тактика, оптимизация, соревнования.

Демінський О.Ц. Основні закономірності учбово-тренувального процесу спортсмена. Учбово-тренувальний процес включає три основні компоненти: фізична, технічна і тактична підготовленість. Розвиток і вдосконалення даних компонентів формує майстерність спортсмена і його уміння максимально концентрувати зусилля в період змагання. Провідна роль в тренувальному процесі належить тренерові, який повинен використовувати методи педагогічної дії на спортивну готовність і особистість спортсмена. Для успішної побудови спортивного тренування, також, необхідно враховувати і використовувати принципи, сприяючі оптимізації тренувального процесу.

спортсмен, тренер, тренування, техніка, тактика, оптимізація, змагання.

Deminskiy A.T. Basic legalities of teaching-training process of sportsman. A teaching-training process includes three basic components: physical, technical and tactical preparation. Development and perfection of these components is formed the sportsman skills and his ability to concentrate maximum in a competition period. A leading role in a training process belongs to the trainer which must utillize the methods of the pedagogical affecting on sporting readiness and personality of sportsman. For the successful construction of the sporting training, also, it is necessary to take into account and utillize principles, which promote the optimization of training process.

sportsman, trainer, training, technique, tactic, optimization, competitions.

Введение.

Тренировочный период спортивной деятельности, его успешное построение и выполнение основных задач зависят от четкого понимания тренером и спортсменом основных закономерностей учебнотренировочного процесса.

Данные закономерности являются общими для любого вида спорта и заключаются в грамотном выполнении физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Все три составляющие тренировочного процесса должны найти свое отражение в занятиях, их соотношение должно быть гармонично в соответствии с выбранным видом спорта.

Учебно-тренировочный процесс подразумевает активное участие тренера в формировании личности спортсмена и его спортивного мастерства. Педагогическое воздействие является необходимым в ходе развития и совершенствования техники и тактики спортсмена .

Данная работа связана с учебным планом подготовки будущих тренеров в Донецком государственном институте здоровья, физического воспитания и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью данной статьи является изложение основных закономерностей учебно-тренировочного процесса.

1) Показать основные положения содержания физической, технической и тактической подготовки спортсмена.

2) Проанализировать роль тренера в учебнотренировочном процессе.

3) Рассмотреть основы оптимизации тренировочного процесса.

Результаты исследований.

Методическая организация тренировочного про© Деминский А.Ц., 2009

цесса подразумевает использование физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Данные три составляющие процесса тренировки являются неким универсальным механизмом развития физических и личностных качеств спортсмена.

Каждый вид спорта использует свои, специальные методы совершенствования спортивного мастерства.

Тем не менее, можно говорить и о неких общих методических принципах.

Одним из них является совокупность тренировочных занятий, направленных на развитие общей физической подготовленности.

Физическое развитие спортсмена затрагивает активную физическую деятельность и рассматривается как единство общей и специальной физической подготовки. Физическое развитие начинается в детском возрасте и в «детском» спорте.

В детском спорте, где осуществляется приобщение детей к занятиям физическими упражнениями, очень важно заложить фундамент двигательного потенциала ребенка, вооружить его разнообразными двигательными умениями и навыками. Двигательный багаж в дальнейшем поможет ребенку эффективно и поступательно восходить по лестнице спортивного совершенствования, осваивать новые формы движений и преобразовывать ранее приобретенные .

В младшем школьном возрасте необходимо укрепить здоровье детей, содействовать общему физическому развитию и на этой основе воспитывать двигательные качества и способности.

Учебно-тренировочный процесс в детском спорте строится с привлечением широкого арсенала средств, направленных не только на развитие двигательных умений и навыков, но и на всестороннее физическое развитие, укрепление и совершенствование здоровья .

Прежде чем перейти к вопросу о технической

и тактической подготовке спортсмена, необходимо остановиться на таком вопросе, как начальная специализация.

На этапе начальной специализации, с одной стороны, необходимо оптимальное соотношение средств по различным видам спортивной подготовки в году, а с другой - необходима концентрация их во времени на отдельных этапах учебно-тренировочного процесса по конкретным видам подготовки .

Этап начальной специализации характеризуется постепенным нарастанием все большей специали-зированности в учебно-тренировочном процессе по отношению к конкретному виду спорта. Вводятся новые разделы спортивной подготовки. Многообразие сторон подготовки требует оптимального соотношения средств с учетом значимости видов подготовки на данном этапе. Кроме того, педагогический опыт показывает, что в детском возрасте лучшая обучаемость наблюдается в тех случаях, когда занятия по одному или двум видам подготовки концентрируются во времени на определенном этапе .

Концентрируя средства по одной или двум сторонам подготовки, тренер и спортсмен добиваются конкретных запланированных ближайших результатов. По другим сторонам спортивной подготовки проводится работа поддерживающего характера, что позволяет не утратить ранее достигнутое.

В дальнейшем состав средств меняется, большее время и внимание уделяется другим видам (виду) спортивной подготовки, а предыдущие переводятся в разряд вторичных, тех, которые поддерживают полученный уровень. Аналогичная работа проводится и по разделам общей и специальной физической подготовки.

Такой подход приемлем в работе с детьми и подростками, поскольку мобилизует юных спортсменов на достижение ближайших конкретных целей, позволяет ощутить плоды своей работы .

Техническая подготовка спортсмена, как двигательный навык, формируется на базе поэтапного развития физических и двигательных качеств. Используемые специальные упражнения оказывают воздействие на мышечную систему спортсмена и формируют умение концентрировать максимальные усилия в наиболее важных фазах технического действия. Насколько успешно будет выполнена техническая подготовка, определяется тем, насколько тренировочные упражнения, по своим параметрам, соответствуют технике изучаемых действий .

В технической подготовке немалую роль играют нервная система и высшая нервная деятельности спортсмена. Двигательный навык, как некий условный рефлекс, более успешно формируется на основании уже имеющихся в мышечной памяти двигательных актов.

Повышению эффективности спортивной технике способствует целенаправленное воздействие на специальные группы мышц спортсмена. А процесс формирования технического мастерства становится более эффективным при использовании упражнений с узконаправленным действием на те группы мышц,

которые принимают участие в освоении новых движений. Узконаправленные, специальные упражнения должны включать точные элементы того движения, которое ляжет в основу тактической подготовки .

Тактическая подготовка спортсмена. Немаловажную роль в данной подготовке играет правильный подбор специальных упражнений. Упражнения должны быть разнообразны и включать в себя ситуации приближенные к ситуациям в соревновательном процессе.

Специальные упражнения должны модифицироваться для создания стрессовых соревновательных ситуаций. Стресс, новизна и элемент соревнований способствуют повышению активности спортсмена и его мотивации в выполнении упражнений .

Говоря о технической и тактической подготовке, следует остановится и на таком виде упражнений, как идеомоторные упражнения. Идеомоторная подготовка основана на регулирующей функции представления движений и заключается в использовании умственных действий, направленных на мысленное, обязательное совершенное выполнение технических приемов и тактических действий в борьбе. Идео-моторные упражнения осуществляются в процессе учебно-тренировочных занятий и включаются в разминку непосредственно перед соревновательными поединками .

Техническая и тактическая подготовка спортсмена направлена на успешное выполнение соревновательного процесса. К началу любого уровня соревнований происходит формирование спортивной формы, то есть такого состояния всего организма спортсмена, которое готово к проявлению всего спортивного мастерства.

Состояние спортивной формы не может быть и не должно находиться на одном постоянном уровне. Спортивная форма должна приобретаться, поддер-жаться на определенном уровне, в зависимости от длительности и значимости соревнований. Также, спортивная форма может частично утрачиваться. Всего различных состояний спортивной формы может быть до 8 - 10 в год. Следовательно, фазы развития спортивной формы должны распределяться во времени. Спортивная форма приобретает свое наилучшее состояние к каждому соревнованию .

Невозможно улучшать тактическую подготовку без совершенствования личности самого спортсмена. Спортсмен должен точно представлять смысл каждого упражнения и его роль в последующей соревновательной деятельности. Необходимо сознательное участие спортсмена в планировании тренировок и в подборе специальных упражнений.

Учебно-тренировочный процесс - это совокупность деятельности спортсмена и тренера. Формирование спортивного мастерства включает в себя и формирование личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. К средствам педагогического воздействия на деятельность спортсмена относятся и технические средства, направленные на оптимизацию процессов формирования и совершенствования двигательных навыков. Значительная часть технических

средств применяется с целью обеспечить строго направленное «прочувствование» движений в специально созданных условиях и способствовать формированию рациональных двигательных навыков .

Существует множество педагогических средств технической и тактической подготовки, используемых тренером.

Например:

Показ тренером двигательных действий, представляющих собой предмет изучения и совершенствования;

Демонстрация наглядных аналогов, отображающих те или иные стороны действия и условия его выполнения;

Демонстрация графических наглядных пособий (рисунков, схем, фотографий) на которых элементы техники и общий способ выполнения действий иллюстрируются в статичном отображении;

Предметно-модельная и макетная демонстрация (демонстрация элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела, демонстрация тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой площадки и т.д.);

Видеодемонстрация (просмотр специальных учебных кинофильмов и т.п.);

Введение в обстановку действия наглядных ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий), которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений и точки приложения усилий;

Применение сигнальных и предметных лидеров, задающих темп и другие параметры движений.

Наглядность помогает сформировать предварительные представления о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, уточнить и углубить представления, полученные во время непосредственных восприятий.

Таким образом, целевая подготовка спортсмена к каждому соревнованию, нацеливает тренера так строить свою работу, чтобы оптимально учитывать степень подготовленности спортсмена, календарь соревнований и их значимость. Тренеру необходимо использовать весь состав специализированных средств, обеспечивающих эффективность и качество соревновательной деятельности .

Следует обратить внимание и на процессе оптимизации учебно-тренировочного процесса. Под оптимизацией учебно-тренировочного процесса следует понимать выбор и реализацию средств, методов и форм работы, которые позволят получить максимально возможные, для конкретных условий, результаты спортсмена.

Можно сказать, что оптимизация учебнотренировочного процесса и соревновательной деятельности организуется на всестороннем учете закономерностей, современных средств и методов, особенностей самой системы подготовки, ее внешних и внутренних условий и факторов с целью достижения наиболее эффективного (в пределах оптимального) функционирования учебно-тренировочного процесса.

1. Физическая подготовленность спортсмена начинается в детском возрасте и направлена на общее физическое развитие ребенка, а также на развитие основных двигательных навыков. Техническая подготовка представляет собой совокупность занятий, направленных на четкое понимание и правильное выполнение движения. На основе физической и технической подготовленности формируется подготовленность тактическая, которая основана на умении использовать полученные теоретические знания и практические умения в конкретных ситуациях соревновательного характера.

2. Роль тренера заключается в развития личности спортсмена и в использовании в учебнотренировочном процессе педагогических методов формирования спортивного мастерства.

3. Основа оптимизации учебно-тренировочного процесса заключается в правильном подборе методов и средств достижения максимального результата спортсменом, с учетом его индивидуальных и спортивных качеств.

Дальнейшая перспектива изучения данного вопроса заключается в более подробном изложении основных закономерностей учебно-воспитательного процесса, а также в изучении роли личности спортсмена в его спортивной карьере.

Литература

1. Астранд Р.О. Факторы, обуславливающие выносливость спортсмена / Р.О. Астранд // Наука в олимпийском спорте. - 1994.

- №1. - С. 43-46.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999.

- № 4. - С. 21 - 40.

3. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности / С.И. Вовк //Теория и практика физической культуры, 2001. - № 2. - С.28 - 31.

4. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 296с.

5. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И. А. Тер-Ованесян. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 128 с.

6. Юшкевич Т.П. Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера / Юшкевич Т.П.: Автореф. Дисс. ...докт.пед наук. - М., 1991. - 48 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Фитнес-спорт требует разносторонней физической, акробатической и хореографической подготовки спортсменов. Чаще всего спортсмены, занимавшиеся высококоординированными видами спорта, продолжают свою карьеру в фитнес-спорте и достигают высоких результатов, строго придерживаясь всех принципов уже знакомого тренировочного процесса.

Процесс спортивной тренировки условно подразделяют на техническую, тактическую, физическую, психологическую и теоретическую подготовку.

Техническая подготовка предусматривает обучение технике движений, совершенствование их при выполнении специальных упражнений. В результате этого формируется индивидуальный и наиболее эффективный стиль выполнения упражнений, который позволяет спортсмену достичь высоких спортивных результатов. Техническая подготовка осуществляется главным образом в подготовительном и основном периодах тренировки.

Спортивная техника – наиболее целесообразный способ выполнения двигательных действий, направленный на достижение высокого результата.

Тактическая подготовка тесно связана с технической подготовкой и направлена на формирование таких умений, которые обеспечивают наиболее целесообразное и самостоятельное ведение спортивной борьбы в условиях соревнований. Тактическая подготовка взаимосвязана с основным и подготовительным периодами спортивной тренировки.

Физическая подготовка спортсмена направлена на развитие такого комплекса двигательных качеств, который обеспечивает достижение высоких спортивных результатов, то есть повышение технического мастерства, расширение функциональных возможностей организма. Для овладения программными силовыми и акробатическими упражнениями, связками и соединениями в произвольной композиции спортсменам необходим определенный уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости.

С целью развития этих качеств и применяются средства общей физической и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка проводится преимущественно в подготовительном и переходном периодах и направлена на всестороннее развитие двигательного аппарата спортсмена, широкое воздействие на все системы организма, обеспечивающее высокий уровень двигательной активности и работоспособности. К числу средств ОФП относятся бег, прыжки, подвижные и спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), плавание, аэробика.

Специальная физическая подготовка проводится в основном периоде тренировок с целью развития и поддержания на определенном уровне тех физических качеств, которые в первую очередь обеспечивают выполнение соответствующих элементов, выбранных для произвольной программы. Как правило, произвольная программа в фитнес-спорте состоит из элементов, выполнение которых требует проявления высокой степени развития:

Силы (сложные статические положения: упоры, углы, силовые перемещения, стойки на руках),

Элементов гибкости (шпагаты, мосты),

Скоростно-силовых качеств (акробатические элементы: перевороты, фляки, пируэты, сальто);

Выносливости (выполнение произвольной композиции в целом).

Овладение навыками расслабления мышц (стретчинг) входит в содержание технической и физической подготовки.

Психологическая подготовка спортсмена – это направленный процесс комплексного развития и совершенствования определенных психических функций, способностей и качеств личности спортсмена, необходимых ему для достижения успеха в спортивной деятельности. В ходе психологической подготовки у спортсмена развиваются такие волевые качества, как целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка и уважение к сопернику по спортивной борьбе. Психологическая подготовка проводится на протяжении всего периода подготовки спортсмена. Психологическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка ставит целью воспитание нравственно-волевых качеств, развитие способностей к осознанию двигательных действий, формирование навыков саморегуляции психических состояний. Приемы общей психологической подготовки реализуются в ходе систематических занятий в форме конкретных заданий с указанием на осознание спортсменом отдельных компонентов движения (амплитуда, направления, степень мышечного напряжения), на мысленное (идеомоторное) восприятие двигательного действия.

Специальная психологическая подготовка предполагает применение приемов, направленных на формирование готовности спортсмена к конкретным соревнованиям, где решаются важные задачи по формированию установки на определенный результат, соответствующий силам и возможностям спортсмена, по созданию необходимого уровня мобилизации и психической устойчивости. Рекомендуется перед соревнованиями организовать просмотр произвольной программы в костюме на сцене, в присутствии зрителей. Такого рода репетиция дает уверенность спортсмену во время самих соревнований.

Теоретическая подготовка заключается в изучении теоретических основ фитнес-спорта и правил соревнований на всех этапах спортивной тренировки.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

6. Направленность учебно-тренировочного процесса Учебно-тренировочный процесс является единственной реальной основой обучения действиям в рукопашном бою, необходимым для решения вероятных боевых задач и выработки постоянной готовности и оперативности в решении

Из книги Фитнес-спорт: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Фитнес-спорт требует разносторонней физической, акробатической и хореографической подготовки спортсменов. Чаще всего спортсмены, занимавшиеся высококоординированными видами спорта, продолжают свою карьеру в фитнес-спорте и

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

14.3. Планирование учебно-педагогического процесса Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры довольно многогранен и продолжителен, так как современные технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

15.3. Планирование учебно-педагогического процесса Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры довольно многогранен и продолжителен, так как современные технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Основы ныряния с задержкой дыхания:Учебно-методическое пособие по фридайвингу автора Молчанова Наталья Вадимовна

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

Принцип непрерывности тренировочного процесса Тренироваться непрерывно означает избегать слишком долгих периодов бездействия в течение тренировочного сезона. Особенно важно не допускать таких пауз в зимний период, когда неблагоприятные погодные условия и короткий

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

3. Планирование тренировочного процесса в триатлоне Общая схема планирования Каждый человек, занимающийся триатлоном, как и спортом вообще, преследует определенные цели. Иногда целью становится сам тренировочный процесс. Такие люди обладают «процессным» складом

Из книги Теория и методика подтягиваний (части 1-3) автора Кожуркин А. Н.

Биохимический мониторинг тренировочного процесса Биохимический мониторинг позволяет вовремя оценить уровень восстановления триатлета и принять решение об изменении или сохранении структуры, направления и длительности тренировочной нагрузки. Мониторинг включает в

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Приложение № 1. Планирование и учёт учебно-тренировочного процесса 1. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах

Из книги Психология спорта автора Ильин Евгений Павлович

6.6 Краткое описание тренировочного процесса. Итак, перечислим то, что нужно учитывать при построении тренировочного процесса, направленного на развитие статической выносливости мышц, осуществляющих фиксацию хвата.1. Цель тренировки. Увеличение предельного времени

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Раздел II Психология тренировочного процесса

Из книги автора

4 Организация учебно-тренировочного процесса Основные формы учебно-тренировочной работы в высших учебных заведениях – тренировочные и теоретические занятия, участие и соревнованиях и контрольных спаррингах, учебно-тренировочные сборы, занятия в

Из книги автора

Основы тренировочного процесса У вас есть личный распорядок дня. Может у многих он беспорядочный, но есть привычная последовательность определенных действий в отдельные дни и в определенное время. Чтобы тренировка приносила нужные результаты, вам необходимо

Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса учебно-тренировочного процесса в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.

Общие программно-нормативные установки, указывающие целевые ориентиры и логику развёртывания планируемого процесса. Утвердившиеся в современной системе учебно-тренировочного процесса единые программно-нормативные положения позволяют уже в исходном пункте педагогического планирования учебно-тренировочного процесса конкретного контингента более или имение четко представить целевые ориентиры и основные рубежи на пути к ним.

Вместе с тем общие программные установки и типовые программы в их современном виде очерчивают совокупность основных средств, рекомендуемых к использованию в учебно-тренировочном процессе различных контингентов населения, а также ориентировочные требования к объему и режиму их целесообразно организованной двигательной активности. Все это дает ряд существенных опорных пунктов для конкретного планирования, во многом облегчает решение непростой проблемы оптимальной разработки группового и индивидуального плана учебно-тренировочного процесса, но, разумеется, не снимает ее. Приступая к ее решению, специалист призван в первую очередь творчески осмыслить и конкретизировать общие программно-нормативные установки применительно к особенностям контингента занимающихся и реальным условием предстоящей деятельности.

Как уже говорилось, важнейшими общими предпосылками и в тоже время направляющей основой планирования учебно-тренировочного процесса служат научные знания о закономерностях и логике построения процесса а так же творчески осмысленные данные положительные практического опыта.

Конкретно - предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок обычно получает тремя путями:

Тестирование по официальным нормативом физической подготовленности или выявлением результатов в исходно-контрольных упражнениях;

По показателям врачебно-физкультурного обследования;

По физкультурно - анамнестиским сведениям, помогающим составит представление о ранее пройденных этапах учебно-тренировочного процесса.

Порядок получения обязательного минимума этих данных, как известно, регламентируется установленными организационно-методическими положениями и инструкциями.

В дополнение к обязательному минимуму таких данных в принципе нужно располагать возможно полной индивидуализированной информацией, включая данные об особенностях мотивации и личностных установок воспитываемых, особенностях развития их двигательных способностей, функциональных возможностях и освоено физкультурно-образовательном фонде, а также об основных чертах учебно-тренировочного процесса на предыдущих этапах.

Вполне очевидно, что от полноты данных такого рода во многом зависит качество индивидуального планирования учебно-тренировочного процесса. К сожалению, получить их внушенной мере зачастую не удается из-за трудностей проведения углубленных массовых обследований и недостатков системы накопления этих данных. Сравнительно полно они используются пока главным образом в спорте высших достижений, где практикуются углубленные комплексные обследования спортсменом и относительно налажен регулярный учет параметров тренировочного процесса.

В качестве предпосылок конкретного планирования учебно-тренировочного процесса нужны, конечно, и данные о бюджете времени, которое реально может быть затрачено на обязательные и дополнительные формы физкультурных знаний занятия, а также данные о внешних факторах и условиях которые будут существенно влиять на реализацию плана, в том числе данные о режиме предстоящей основной деятельности занимающихся, о задаваемых " сверху" организационных условиях, о реальных возможностях материально-технического обеспечения реализации плана. Учесть эти данные как исходные ограничения при планировании обычно не составляет особого труда, гораздо труднее, понятно, изменить их, особенно если речь идет, например, о лимите времени или о недостаточном материально техническом обеспечении.

Планировать - значит кроме всего прочего, предвидеть, как будет развиваться процесс во времени. Принципиальное значение при этом имеет время временных масштабов, в расчете на которые ведется планирование. Здесь есть некоторое противоречие: чем крупнее намечаемый масштаб времени, т.е чем на большее врем рассчитывается план, тем труднее, точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. Для преодоления этого противоречия практикуют разработку планов как правило в трех временных масштабах:

Больших, охватывающих долговременные стадии планируемого процесса;

Средних, намечающих менее продолжительные его этапы (периоды и т.д.)

Относительно малых, краткосрочных.

Соответственно различают: перспективное (точнее говоря, долго срочно перспективное), этапное и краткосрочное (оперативно текущее) планирование.

Поскольку регулярный учебно-тренировочный процесс строится в форме больших, средних и малых циклов, с их продолжительностью обычно и соотносят масштабы его планирования. Так, в масштабе перспективного планирования предусматривают ряд годичных или иных больших циклов, т.е. оно является в этом отношении крупноцикловым; этапное планирование последовательно охватывает, условно говоря, средние (например, месячные) циклы, которые будут составлять очередные этапы, или аналогичные стадии больших циклов; краткосрочное планирование связано с микроциклами и ближайшими, относящимися к ним отдельными знаниями.

В принципе, чем крупнее масштаб планирования, тем меньше оправданная степень детализация плана. Ведь на реальный учебно-тренировочный процесс влияют многие переменные обстоятельства, поэтому точно представить, каким он будет в отдаленном времени, можно лишь в самых общих чертах, с большой степенью приблизительности и, следовательно, с относительно невысокой степенью детализации. Например, в крупноцикловом планировании можно относительно точно наметить, какими будут общие годовые параметры учебно-тренировочного процесса, выраженные в суммарном числе занятий, суммарных величинах нагрузок по основным разделам занятий и т. д. но, если попытаться спланировать во всех деталях каждое отдельное занятие на весь год вперед, маловероятно, что они достаточно точно совпадут с фактическими. Наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. Поэтому наиболее подробным и конкретным является краткосрочное планирование. Это не значит, однако, что перспективное планирование вообще лишено какой-либо конкретности. В пределах определенных обобщенных характеристик, расчетных суммарных параметров и итоговых нормативных показателей оно так же может и должно быть достаточно конкретным .

Планирование специфических результатов, содержания и форм построения учебно-тренировочного процесса. Основными аспектами предметно-конструктивного планирования в учебно-тренировочном процессе:

Планирование результирующий показателей (конкретно оцениваемых текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач);

Планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок;

Планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.

Планирование результирующих показателей. Хотя реальный учебно-тренировочный процесс, естественно, нельзя построить иначе, чем с некоторого исходного пункта - начала, планирование его начинается как бы с конца - с предвидения целевого результата. В качестве основных целевых результатов намечают такие, которые предполагается получить к исходу достаточно крупных стадий и циклов планируемого процесса (например, школьного курса учебно-тренировочного процесса, годичного цикла тренировки). По отношению к таким целевым все другие предусматриваемые на пути к ним результаты являются частичными, хотя они и рассматриваются в качестве целевых (ограниченно целевых) в рамках отдельных периодов, этапов, средних и малых циклов планируемого процесса.

Правомерен вопрос: можно ли реально спланировать все результирующие показатели, наметить их расчетные параметры так, чтобы точно предугадать будущие фактические результаты? Из уже сказанного следует, что это зависит, прежде всего:

От наличия научно-практических данных, позволяющих предвидеть ближайшие и отдаленные результаты предстоящей деятельности:

От того насколько планирующий овладел такими данными;

От его прогностических способностей и опыта;

От масштабов планирования.

Ясно и то, что строго спланировать в количественном виде можно далеко не все результаты. Пока в распространенной практике планирования это делают преимущественно в отношении общих целевых нормированных показателей физической подготовленности, спортивных результатов и отдельных (парциальных) показателей двигательной дееспособности, выраженных в измеримых результатах тестовых упражнений и некоторых других критериях.

Общие целевые нормированные показатели физической подготовленности, официально принятые в сложившейся у нас системе учебно-тренировочного процесса, планируют, как известно, на основе нормативов президентских тестов. В педагогическом планировании выполнение этих нормативов предусматривается применительно к исходному уровню подготовленности занимающихся и ее наиболее вероятной динамике в реальном масштабе времени, соотносимом с особенностями организации планируемого процесса (по годам и четвертям учебного процесса в школе, семестрам в вузе и т.д.).

К числу планируемых вполне конкретных и вместе с тем наиболее интегративных результатов учебно-тренировочного процесса относятся спортивные результаты. В них как в фокусе находят свое комплексное отражение достигаемые в учебно-тренировочном процессе уровень развития физических качеств, степень совершенства приобретаемых двигательных умений и навыков, а так же и степень развития личностных, особенно волевых, качеств. Этим определяется значимость спортивных результатов, как в планировании учебно-тренировочного процесса, так и в контроле за его эффективностью. При планировании их учитывают, кроме прочего, официальный спортивный календарь .

В дополнение к общим нормированным и спортивным результирующим показателям планируют достижение результатов в тестовых и других контрольных упражнениях. Тем самым намечают как бы отдельные слагаемые целевых результатов, имеющие вместе с тем самостоятельную ценность.

Образовательные результаты учебно-тренировочного процесса планируют в виде перечня знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению в рамках определённого времени и показатели степени их освоения. Правда, формирование физкультурно-образовательных знаний планируют пока обычно без выделения строго очерченных показателей типа нормативных, ограничиваясь главным образом перечнем знаний в качестве учебного материала и сроками их освоения. Результаты обучения двигательным действиям предусматривают в планировании более конкретно, намечая как виды двигательных умений и навыков, которые должны быть сформированы к определенному сроку, так и количественно-качественные показатели, каким они должны соответствовать в итоге. Такими показателями могут быть намечены " модельные" параметры техники движений в расчете на предстоящие этапы разучивания и результирующей отработки двигательных действий, а так же целостные нормативы двигательной подготовленности, о которых уже шла речь, характеризующие в единстве и результаты воспитания физических качеств, и результаты обучения двигательным действиям .

Планирование материала занятий и связанных с ними нагрузок. Когда содержание предстоящих занятий определяется действующей программой (в школах, ВУЗах, ДЮСШ) задачи планирования упрощаются, они сводятся к тому, чтобы:

Методически оправданно сгруппировать программный материал (теоретический и практический) по периодам, этапам, неделям или отдельным занятиям;

Уточнить и распределить параметры нагрузок по их объёму и интенсивности в течение планируемого периода;

В заключении приступить к сводному текстуально-описательному, либо табличному оформлению плана.

В тех случаях, когда содержание занятий не регламентируется унифицированными программами (как, например, при планировании индивидуализированной спортивной тренировки для спортсменов высокого класса) планирование осуществляет тренер.

Таким образом. Планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе от обобщённого к частному.

Не смотря на то что проблема интегральной оценки нагрузок, сопряженных с выполнением физических упражнений и другими воздействующими факторами в учебно-тренировочном процессе, решена еще не в полной мере, планирование хотя бы некоторых их параметров все шире внедряется в практику, поскольку без этого невозможно достаточно конкретно предвидеть направленность и эффект воздействия не только данных факторов, но и учебно-тренировочного процесса в целом. Наиболее часто намечаемые параметры нагрузок уже были охарактеризованы, известны и принципы, опираясь на которые можно с довольно высокой вероятностью наметить общие черты динамики нагрузок в предстоящих занятиях. Тем не менее конкретное планирование параметров нагрузок и порядка их изменения в расчете как на ближайшие этапы, так и на дальнюю перспективу представляет собой не простую задачу.

Чтобы облегчить решение ее, в последние годы в официальные унифицированные программы учебно-тренировочного процесса вводят ориентировочные рекомендации по целесообразным объемам и режима организационной двигательной активности для различных контингентов занимающихся. Ведется так же разработка аналогичных рекомендаций по планированию нагрузок применительно к отдельным профилированным разновидностям учебно-тренировочного процесса. Наиболее детально они разработаны к настоящему времени в сфере спорта, особенно спорта высших достижений, где накоплена значительная объективная информация о параметрах тренировочных и соревновательных нагрузок, оцениваемых как с внешней, так и с внутренней стороны, а также о динамике их в процессе спортивного совершенствования и где ускоренно внедряются современные методы оптимального планирования, в том числе прогнозирования и программирования тренировочного процесса .

Планирование методических походов и общего порядка построения занятий. В этом разделе с учетом всего намеченного в предыдущих разделах планирования предусматривают:

Наиболее вероятные методические подходы к реализации намеченных задач;

Основные и дополнительные формы занятий, их число и частоту;

Общий порядок их распределения в рамках этапов, периодов и циклов планируемого процесса.

Таким образом, если в предыдущих аспектах планирования внимание сосредоточивалось в первую очередь на содержании предстоящих занятий, то в данном аспекте намечаются конкретные методические черты и общая структура планируемого процесса, причем опять - таки в зависимости от масштабов планирования. Так, конкретные методические подходы к реализации поставленных задач, в том числе отдельные методы и методические приемы, планируются обычно преимущественно в рамках краткосрочного, оперативно-текущего планирования, поскольку реально предвидеть в деталях, какими будут все их вариации на протяжении длительных этапов и циклов, не представляется возможным, хотя опытный специалист представляет, разумеется в общих чертах, какими будут главные методические линии не только в ближайших занятиях. То же относится к конкретной структуре отдельных занятий и распределению времени на их части. Общая же совокупность урочных и других форм занятий, их соотношение и порядок распределения во времени должны быть представлены, хотя бы ориентировочно, во всех масштабах планирования .

Главное в планировании общей структуры в учебно-тренировочном процессе - наметить совокупность отдельных относительно самостоятельных, обособленных во времени форм занятий в их закономерных связей, соотношении и последовательности как органических звеньев единого процесса - так, что бы они оптимально вносили свой вклад в реализацию общей цели в конкретных условиях. Некоторые из параметров этой структуры определяются, как уже говорилось, официальными программно-нормативные установками. Ориентируясь на них, специалисту в каждом случае предстоит конкретно спланировать систему занятий применительно к данным условиям. Важнейшей направляющей основой при этом служат принципиальные положения, выражающие объективную логику построения учебно-тренировочного процесса, а именно принципы непрерывности этого процесса, регулярного чередования нагрузок и отдыха, последовательности в распределении материала занятий, цикличности в воспроизведении их, динамичности и постепенности в изменении требований, предъявляемых к занимающимся. Именно эти положения являются основополагающими в конструировании общей модели учебно-тренировочного процесса как процесса целостного и перманентно упорядоченного .

Общепедагогические и другие аспекты планирования. Изложенное характеризует в основном специфические аспекты планирования учебно-тренировочного процесса. Но этим не исчерпывается все планирование, осуществляемое специалистом в этой области. Как и каждый педагог, он призван организовывать целостный воспитательный процесс и соответственно планировать общевоспитательную работу, предусматривать органическую взаимосвязь учебно-тренировочного процесса с другими сторонами воспитания, прежде всего с нравственным воспитанием. Исходными при этом являются общепедагогические принципы и требования к планированию воспитательного процесса.

На тренера в ДЮСШ возлагаются так же обязанности по составлению общего плана организационных и других мер, направленных на качественную постановку физкультурно-спортивной работы в сфере его деятельности (в учебном заведении, учреждении, производственном коллективе и т.д.).

Все обозначенные аспекты планирования, разумеется, взаимосвязаны и выделены могут быть лишь с известной условностью. Тем не менее нужно различать непосредственно относящиеся к педагогическому планированию самого учебно-тренировочного процесса и характеризующие плановые начала в общей организации физкультурной деятельности, в частности планирование условий для качественной постановки учебно-тренировочного процесса. Ряд основных технологических процедур и форм педагогического планирования этого процесса рассматривается в следующих разделах .

Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок его компонентов (частей), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность .

В тренировочном процессе различают три уровня структуры.

1. Микроструктуру структуру отдельных тренировочных занятий и серии занятий в течение недели, которые называются микроциклами (недельными циклами) ;

2. Мезоструктуру структуру средних циклов, включающих серию целенаправленных микроциклов, которые называются мезоциклами. (месячный цикл) .

3. Макроструктуру структуру больших циклов тренировки, включающих серию мезоциклов, которые называются макроциклами (этап, период, годовой цикл, олимпийский цикл) .

Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются различные средства тренировки, направленные на решение задач физической, технико-тактической и других видов подготовки.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых: задачи данного занятия, закономерные колебания функциональной активности занимающихся в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений.

Деление тренировочного занятия на подготовительную, основную и заключительную части определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы. В подготовительной части: разминка, врабатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена. В основной части: решение тренировочных задач данного занятия. В заключительной части: использование мероприятий, приводящих к снижению функциональной активности организма спортсмена и приведение его в состояние, близкое к дорабочему.

1. В подготовительной части проводятся водно-организующая часть, общая и специальная разминка. Выполнение разминки (комплекса специально подобранных упражнений) способствует оптимальной подготовке организма к предстоящей работе.

Разминку принято делить на две части: общую и специальную. В первой части разминки используются различные общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма.

Во второй части разминки принимают специально-подготовительные упражнения. Она направлена на создание оптимального состояния тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата спортсмена, которые определяют эффективность его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций, обеспечивающих эту деятельность.

Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношения зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды. Как правило, подготовительная часть занимает 10 – 15 % от общего времени тренировочного занятия.

2. В основной части занятия решаются его главные задачи. Для их решения применяются различные средства и методы, подбираются разные по величине и направленности тренировочные нагрузки (большие, значительные, средние, малые).

Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых упражнений, величины тренировочной нагрузки.

Подбор упражнений, их число определяет направленность занятий и его нагрузку. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от продолжительности всего занятия (70 – 75 %).

3. В заключительной части занятия постепенно снижется интенсивность работы для того, чтобы привести организм спортсмена в состояние, близкое к дорабочему и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов. Для этого применяются: медленный бег и подобные малоинтенсивные упражнения циклического характера, упражнения на растягивание и расслабление мышц. В конце заключительной части занятия, как правило, подводятся итоги занятия.

В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий : учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные и контрольные.

1. Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, технико-тактических комбинаций, новых двигательных действий, теоретических знаний в области тренировочной и соревновательной деятельности .

Занятия этого типа особенно широко применяются в тренировке юных спортсменов, на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением.

В тренировке квалифицированных спортсменов эти занятия используются главным образом в подготовительном периоде, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.

2. Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения . Занятия могут носить избирательный или комплексный характер. В зависимости от объёма и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузкам.

Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки: развития силовых и скоростных качеств, выносливости, гибкости, координационных возможностей, закрепления различных вариантов техники и тактики.

Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки и по мере повышения квалификации спортсменов.

3. Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип между занятиями чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением . Учебно-тренировочные занятия особенно широко используются на втором этапе многолетней подготовки (предварительной базовой подготовки 13-15 лет).

4. Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объёмом работы, её разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Основная задача этих занятий – стимулировать восстановительные процессы после перенесения больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме спортсмена.

Восстановительные занятия широко используются:

1) в период более напряжённой работы, после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками;

2) в дни непосредственно предшествующие основным соревнованиям;

3) сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциалов организма спортсмена.

4) при двух или трёх занятиях в течение одного дня одно из них может носить восстановительный характер, обеспечивая не только стимуляцию восстановительных процессов, но и профилактику физических и психических нагрузок.

5. Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки квалифицированных спортсменов к основным соревнованиям . Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований их регламентом, возможностями предполагаемых участников.

Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к главным соревнованиям, при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов. Особенно велика роль модельных занятий в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах.



mob_info