Спортивные игры влияние на здоровья. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта

В жизненном периоде развития человека существуют этапы развития, когда происходит увеличение массы тела, рост в длину, в ширину, формирование особенностей организма, осанки, биохимических, физиологических функций. В данном цикле формируется тип телосложения.

Недостатками физического развития можно назвать следующие параметры: излишний вес, недостаточный вес, проблемы с осанкой и т.д.

Тип телосложения во многом определяется генами, передающимися по наследству от родителей. Но при желании некоторые черты телосложения подвергаются коррекции, которая достигается при правильном применении средств физической культуры. Существенное влияние физические упражнения оказывают на формирование скелета: можно убрать искривления позвоночника, улучшить осанку, повысить обменные процессы, в т.ч. кальция, который определяет прочность костей. Не следует также забывать, что наилучших результатов при коррекции телосложения средствами физической культуры достигаются в детском и подростковом возрасте. В данный период происходит развитие организма и нежелательные черты телосложения легко корректируются. Из всех признаков физического развития труднее всего исправлению поддается рост (длина тела), а легче - вес (масса тела), а также отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).

На функции внутренних органов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, отрицательно влияет дефекты осанки, негативно влияет на физическую и умственную работоспособность человека.

В укреплении здоровья, коррекции осанки и телосложения физическая культура имеет немаловажное значение. Также влияет она и на повышение психической устойчивости и общей работоспособности.

Под коррекцией телосложения средствами физкультуры подразумевается регулирование дефектов осанки и массы тела.

Излишки жировой ткани при занятиях физкультурой преобразуются в необходимое количество энергии для выполнения упражнений. В результате чего происходит уменьшение избыточной массы тела, меняя телосложения в сторону стройной фигуры. Лучший тип телосложения может быть достигнут с помощью увеличения массы тела за счет роста мышечной ткани. На помощь придут бодибилдинг и тяжелая атлетика, наиболее приемлемые виды спорта для юношей. Для девушек данные виды спорта не подходят, т.к. они придают телу мужеподобные черты. Более приемлемый вариант - занятия легкой атлетикой, различными ее видами. Симметричное тело и правильная осанка могут быть достигнуты при помощи занятия бегом. Занятия прыжками способствуют снижению массы тела, развитию грудной клетки, увеличению длины ног (по отношению к туловищу). При занятиях гимнастикой формируется стройная фигура посредствам достижения суженного таза, небольшой массы тела, длинных тонких ног. Симметричное тело, развитие грудной клетки, правильная красивая осанки, стройные ноги помогают достичь фигурное катание или синхронное плавание.



На стимуляцию роста благоприятно влияют спортивные игры (волейбол, баскетбол). Специальные ежедневные прыжковые упражнения (многократные подскоки) также способствуют росту.

При помощи прохождения тестов на общую физическую подготовленность, в первый же месяц каждый может оценку развития у него общей выносливости, силы, скоростно-силовых качеств, что поможет выбрать тот вид спорта для коррекции физического развития и исправить некоторые недостатки телосложения.

Физическое развитие представляет собой изменение функций и форм человеческого организма в течение жизни. Его уровень и особенности определяется с помощью антропометрии, которая представляет собой систему измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Заключение

История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества.

Этот процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и спорта.

История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретика педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.

Список литературы

1. Сайт. http://xreferat.com

2. Учебник. «История физической культуры и спорта», В.В. Столбов, Н.Ю. Мельникова

Коваленко Маргарита Тимофеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Родничок им. В.П. Сергеева
Населённый пункт: Саратовская область, Балашовский район, с.Родничок
Наименование материала: РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по физической культуре в 7 классе
Тема: Влияние спортивных игр на здоровье человека. Баскетбол
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: среднее образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. РОДНИЧОК ИМЕНИ ВСЕВОЛОДА ПАВЛОВИЧА СЕРГЕЕВА БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по физической культуре в 7 классе
«Влияние спортивных игр

на здоровье человека.

Баскетбол»

Подготовила учитель

физической культуры

МОУ СОШ с. Родничок»

Коваленко Маргарита Тимофеевна

2016 год
1

Аннотация урока физической культуры «Влияние

спортивных,

подвижных игр на здоровье человека. Баскетбол» для учащихся 7 класса
Урок подготовлен для раздела программы «Баскетбол» и «Основы знаний» (теоретическая часть) с применением компьютерной технологии (презентации). Тема презентации «Влияние спортивных, подвижных игр на здоровье человека учащихся через здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» на примере баскетбол. Просмотр слайдов презентации предусмотрен в вводной части урока в спортивном зале. Данные слайды составлены с целью ознакомления учащихся с понятием «Здоровый образ жизни», они должны: - способствовать воспитанию привычек и потребности в здоровом образе жизни; - прививать навыки управления своим здоровьем; - сформировать у учащихся активную позицию в сохранении и укреплении своего здоровья; - воспитать социально значимую личность; - помочь детям найти гармонию души и тела. Просмотр слайдов позволит учащимися узнать как спортивные и подвижные игры влияют на здоровье человека. Во вводной части урока учащимся предлагаются выполнить общефизические упражнения. По ходу выполнения учащимися поясняется влияние каждого упражнения на организм и технику выполнения. (работа по станциям) В основную часть урока включены следующие задачи: 1. Формирование здорового образа жизни. 2. Совершенствование комплекса ОРУ с баскетбольными мячами. 3. Закрепление ведения мяча на месте и в движении. 4. Совершенствовать технические приемы игры: - передача мяча двумя руками от груди; - броски в кольцо. 5. Развивать скоростные способности. В заключительной части урока предлагаются задания на релаксацию с целью расслабления и восстановления, поднятия у них настроения. В ходе реализации урока мной преследовались следующие цели и задачи: - содействие формированию личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья; - выработка умений использовать средства физической культуры для укрепления здоровья; - воспитание желания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с целью формирования здорового образа жизни. Материалы для создания презентации были взяты из методической литературы: 1. В.И. Лях Физическая культура учебник для учащихся 7 класса. Москва, «Просвещение» 2005. 2. С.Е. Голомидова Нестандартные уроки физкультуры 7 класс «Учитель - АСТ» 2005 3. Ресурсы сети Интернет. 2
Конспект урока по физической культуре для 7 класса Тема урока: «Влияние спортивных, подвижных игр на здоровье человека. Баскетбол». Цель урока: Приобщить учащихся к занятию баскетболом в целях формирования потребности в здоровом образе жизни и воспитания гармонично развитого, крепкого физически, морально выносливого, обладающего спортивными навыками гражданина современного общества Задачи урока: 1. Формирование здорового образа жизни 2. Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча 3. Развитие координации, быстроты, скоростно-силовых качеств. 4.Воспитание активности, самостоятельности, коллективизма.
Тип занятия:
Обучающий.
Метод

проведения:

фронтальный,

групповой,

индивидуальный,

игровой.

Место проведения:
Спортивный зал Инвентарь и оборудование:, ноутбук, баскетбольные мячи, кольца, тренажеры Место проведения: спортивный зал. Время проведения: 25.04.2014г.

Дози-

ровка

Организационно-

метод. указания

Подготовительная часть
Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока. Основы знаний по ЗОЖ 9 мин. 2 мин. До урока вместе с дежурными приготовить мячи, очки и др. инвентарь. Обратить внимание на форму уч-ся. Напомнить о ИТБ на уроке. ЗДОРОВЬЕ – это бесценный дар, который дан человеку самой природой. Безусловно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нужны люди здоровые. От правильной организации двигательного режима во многом зависит ваше здоровье и ваша работоспособность. Среди командных спортивных игр 3
баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно отыскать такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Регулярные занятия баскетболом способствуют формированию здоровой личности. 1
Упражнения в движении.
Разновидность ходьбы:  на носках, пальцы рук в замок, руки верх;  на пятках, руки за голову;  на внутренней стороне стопы, пальцы рук в замок, выполнять вращательные движения;  на внешней стороне стопы, пальцы рук в замок, выполнять волнообразные движения перед грудью. 2 мин. В колонне по одному, дистанция 2 м. Обратить внимание на осанку. Руки за голову, локти отводить в сторону. 2 Равномерный бег 1 мин. Темп спокойный. Ступню на пол ст авить с пятки. Бег и в с е п о с л е д у ю щ и е у п р а ж н е н и я выполнять с б/б мячами. 3 Перемещение приставными шагами правым и левым боком по периметру баскетбольной площадки. 30 сек. По лицевым линиям правым боком, по боковым – левым. Таз опустить, ступни не перекрещивать. Шаги быстрые, короткие. 5 Мяч держать над головой прямыми руками. Выполнять рывки руками назад на каждый шаг. 30 сек. Голову держать прямо. 6 Мяч в руках перед грудью. Поворот туловища и отведение мяча в сторону выставленной вперёд ноги. 30 сек. Передвигаться выпадами вперёд. 7 Ходьба с вращением мяча вокруг туловища на уровне пояса, перекладывая мяч из рук в руку. 30 сек. Мяч вращать вокруг туловища поочерёдно в правую и левую сторону по 4 раза. 4
8 Ходьба с перекладыванием мяча из руки в руку под впереди стоящей ногой на каждый шаг. 30 сек. Туловище держать в наклонном положении, голову п од н я т ь, смотреть вперёд. 9 Держать «полный» мяч согнутыми руками перед грудью. Передвигаясь выпадами, посылать мяч в пол и после отскока ловить его на уровне колен прямыми в локтях руками. 30 сек. Стараться ловить «полный» мяч. Следить за согласованно стью движений рук и ног. 10 Мяч в руках перед грудью. Перемещаясь подскоками, поднимать мяч над головой. 30 сек. При выпрыгивании с мячом смотреть вверх на мяч. Дополнительные упражнения по станциям 3-4 мин С л е д и т ь з а п р а в и л ь н о с т ь ю выполнения упражнения 11. Передвигаясь медленным бегом, выполнять остановку в два шага. 30 сек. Остановку в два шага выполнять по сигналу свистка.
II

Основная часть
Закрепить технику ведения мяча с изменением направления и скорости движения. 26 мин. Заострить внимание на правильное расположение кисти на мяче. Акцентировать внимание уч-ся на ведении мяча без зрительного контроля. 1
Упражнения для повторения
Ведение мяча шагом и бегом по кругу, по б о ко в ы м л и н и я м в о л е й б о л ь н о й площадки вести мяч прямо, а по лицевым линиям вести мяч боком в низкой стойке баскетболиста. 2 мин. Перед выполнением упражнения познакомить уч-ся с правилом «передвижения» и напомнить правило «ведения мяча». Пол зала м я ч в е с т и п р а в о й р у ко й и оставшиеся пол зала – левой. При ведение мяча в низкой стойке, высоту отскока мяча снижать за счёт сгибания ног. Ведение мяча можно осуществлять по диагонали б а с ке т б о л ь н о й п л о щ а д к и и «змейкой». 2 Выполнить предыдущее упражнение с акцентированием внимания уч-ся на ведении без зрительного контроля мяча. 3 мин. Дежурный на уроке раздаёт уч-ся специальные очки. Необходимо напомнить уч-ся о ПТБ при ведении без зрительного контроля мяча. 3 Передачи в движении в тройках
3
Быстрое перемещение и точность передач без потери мяча. 5
4 1. Передачи в движении по «8» в тройках.
5
Правильное перемещение по площадке во взаимодействии с партнерами. 3 Игра «Удержи мяч» 4 мин. Уч-ся на одной из сторон площадки ведут мяч, стараясь свободной рукой выбить мяч у другого игрока. Игрок выбывает из игры, если он допускает следующие ошибки:  его мяч выбит;  к а с а е т с я м я ч а и л и придерживает 2-мя руками;  з а с т у п и л з а ограничительную линию. Победителями оказываются игроки, у которых мяч не выбили. Игроки, выбывшие из игры, выполняют упр. по указанию учителя.
Обучение

основам

техники

броска

одной рукой сверху в движении после

ведения.
Объяснение и показ упражнения. Напоминаю, что данный бросок чаще других используется для атаки корзины в движении с близкого расстояния. В основе его лежит двухшажная техника. Мяч ловится под широкий шаг правой ноги (для правшей). Последующий шаг левой укороченный, стопорящий, заканчивается отталкиванием почти вертикально вверх. Мяч выносится на кисть правой руки и в высшей точке прыжка мягким движением кисти направляется в щит. Игрок приземляется на обе ноги. 3 мин. Построение в 2 шеренги лицом к баскетбольному щиту, где будет осуществляться показ упражнения. При показе использовать плакаты и видеосюжет. 6
1 1. Групповое упражнение: передачи на скорость с перемещением. С т а н о в и м с я в д в е ко л о н н ы н а расстоянии 5-6м друг от друга. Напротив каждой колонны находится по одному игроку, им передается мяч от впереди стоящего игрока, а затем получив мяч обратно, они становятся в конце своей колонны. Игроки, которые расположены напротив колонн, выполняют ответную передачу и перемещаются приставными шагами к другой колонне 3 мин. . Упражнение выполняется н а точность передач и выносливость перемещающихся игроков 3 И.П. – с мячом в 3-4 м. от корзины справа. Бросок мяча после короткого ведения. 4 мин. Построение в колонну по 7. Указать каждой колонне расположиться справа от щита под углом 30-45 градусов. Акцентировать внимание уч-ся на то, что во время прыжка игрок выносит мяч вверх и перекладывает его на кисть правой руки. Основное внимание уделить броскам с отражением от щита. 4 Учебная игра (по упрощенным правилам игры). 4 мин. Игра должна вестись в пределах площадки. Нельзя применять грубые приемы, а также бегать с мячом в руках
III
1
Заключительная часть

И г р о в ы е

у п р а ж н е н и я

координацию:
 одновременно круговое поглаживание правой рукой живота, а левой рукой головы;  поглаживание головы правой рукой и левой рукой постукивание по бедру. 5 мин. 30 сек. 2
1.

Повторение правил и жестов

судейства игры баскетбол:
 неправильное ведение;  умышленная игра ногой;  задержка мяча;  нарушение при перемещении;  перерыв в игре;  два очка;  персональный фол;  задержка;  толчок или столкновение без 30 сек. Туловище держать прямо, чёткое движение руками. 7
мяча;  неправильная игра руками;  широко расставленные локти 3 Подведение итогов. 4 мин. Построение в одну шеренгу. Отметить наиболее активных уч-ся на уроке. Обратить внимание на общие ошибки. Демонстрация броска в движении после ловли мяча (связь с последующей темой урока). Д/З. Имитировать бросок в движении; комплекс силовых упражнений. 4
Организованный уход.
1м В колонне по одному. Дежурный убирает мячи
Приложение к уроку
8
По горизонтали: 1.«Ловушка» для мяча в баскетболе. (кольцо) 2.Олимпийский вид спорта. (баскетбол) 3.Передача мяча в баскетболе. (пас) 4.Знаменитый баскетбольный тренер из России. (Гомельский) 5.Баскетбольное кольцо. (Корзина) 6.Родина баскетбола. (США) 7.Российский баскетболист, играющий в НБА. (Кириленко) 9
17. Плотная, активная защита, вынуждающая нападающих к поспешным действиям и ошибкам. (Прессинг) 18. Амплуа самого высокого игрока в баскетбольной команде. (Центровой) 20. Три шага с мячом. (Пробежка) 21. Ложные и отвлекающие действия, движения с целью ввести соперника в заблуждение. (Финты) 23. Система атаки. (Нападение) 24. Действие. (Передача) По вертикали: 8.К чему крепится баскетбольное кольцо. (щит) 9.Одна из лучших баскетбольных команд России. (ЦСКА) 10.Нарушение правил в баскетболе. (фол) 11.Советский баскетболист, включенный в баскетбольный зал славы НБА. (Белов) 12.Один из лучших атакующих защитников в истории НБА.(Джордан) 13.Чемпион Европы по баскетболу в 2009 году среди мужских команд.(Испания) 14. Продвижение нападающих к кольцу соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. (Атака) 15.Один из важнейших критериев отбора для занятий баскетболом. (рост) 16. Действие игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперников.(Бросок) 19. Продвижение игрока с мячом, ударяя его в пол.(ведение) 22. . Организование противодействия атаке соперников, стремление не допустить бросок мяча в своё кольцо.(Защита) 10

Жесты судейства игры баскетбол
Следующая серия судейских жестов затрагивает все, что так или иначе связано с игровым временем.
Административные жесты
баскетбольных судей связаны с проведением замены одного игрока на другого, приглашением игрока на площадку, объявлением тайм-аута, а также визуальной демонстрацией отсчета времени (пяти секунд и восьми секунд). Кроме того, есть жест, который применяется для связи между судьями и судьям-секретарями. 11

Во время тренировок в секциях спортивных игр выполняются различные движения и действия. Получаемая физическая нагрузка способствует укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы, оказывает положительное влияние на органы дыхания и опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ в организме. Необходимость выполнения точных и ловких движений влияет на развитие глазомера, формирование точности и быстроты движений, мышечной силы. Благодаря всем этим положительным эффектам влияние спортивных игр на здоровье человека трудно переоценить.

Во время занятий спортивными играми у тренирующихся людей вырабатываются умения принимать быстрые самостоятельные решения, совершенствуется способность видоизменять свои движения по скорости, направлению и интенсивности. Влияние на здоровье человека выражается также в развитии выносливости, быстроты и ловкости, поддержания тонуса мышечной мускулатуры, формирования повышенной устойчивости к простудным заболеваниям вследствие укрепления иммунитета.

Для женщин, которые впервые решили посетить занятия в секциях спортивных игр, лучше всего подойдут такие виды спорта как бадминтон, волейбол, теннис. Физические нагрузки, получаемые во время тренировок в этих секциях, отличаются относительно небольшой интенсивностью и сложностью выполняемых движений. Поэтому данные спортивные игры по своей технической сложности вполне доступны для занятия людям, никогда ранее не занимавшимся спортом. Совершенствование технико-тактических действий во время тренировок будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и окажет огромное положительное влияние на здоровье человека. При достаточно высоком уровне физического развития для женщин вполне можно записаться в секции баскетбола, гандбола или водного пола. Однако для того, чтобы посещение тренировок по баскетболу или гандболу оказывало только положительное влияние на здоровье, следует помнить о том, что данные спортивные игры характеризуются довольно высоким темпом игры, необходимостью выполнения большого количества скоростно-силовых движений и значительной физической нагрузкой на все основные системы органов человеческого тела. Поэтому, во избежание обострения имеющихся заболеваний и ухудшения здоровья, перед посещением занятий в секциях спортивных игр желательно проконсультироваться с врачом.

В последние годы в средствах массовой информации всё чаще можно встретить репортажи о спортивных турнирах среди женских команд по футболу или даже хоккею, а некоторые спортивные клубы предлагают представительницам прекрасного пола записаться в подобные секции. Однако такие спортивные игры отличаются особенно резкими движениями, сильными и жёсткими столкновениями участников команд, требуют огромного напряжения организма и большой мышечной силы. Поэтому для женщин, чья профессиональная карьера не связана с высокими спортивными достижениями и для которых посещение секции спортивных игр представляет интерес в основном из-за положительного влияния на здоровье или из-за способности сформировать стройную фигуру, такие виды спорта как футбол или хоккей всё же являются не совсем подходящими.

Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны.

Коррекция физического развития. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Конечно, не все йризнаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом1 возрасте: труднее всего - рост (правильнее, длина тела), значительно легче - масса тела (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).

Прогнозы по увеличению роста в основном неутешительны, ибо установлено, что рост человека относится к наследственным признакам. Однако есть и обнадеживающие моменты. По сведениям некоторых авторов (В.В. Бунак и др.), рост в длину мужчин продолжается до 25 лет, хотя многие исследователи считают, что этот процесс прекращается у девушек к 17-18 годам, а у юношей к 19 годам. По разным причинам, в том числе из-за недостатка двигательной активности, у некоторых нарушается обмен веществ и происходит «сбой» в эндокринной системе организма, и нормальный возрастной прирост длины тела иногда замедляется, но не останавливается. Физиологические механизмы этого влияния сложны, но в несколько упрощенном изложении они таковы.

Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество - соматотропный гормон (СТГ). Этот гормон (соматотропин) влияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Непосредственным местом воздействия гормона на кость является ее концевое образование - эпифизарный хрящ, который постепенно заменяется костным веществом, т.е. происходит рост кости. Оптимальное механическое раздражение эпифизов усиливает действие гормона. В последние годы установлено, что физические нагрузки умеренной мощности и продолжительностью 1,5-2 ч могут более чем в три раза увеличить СТГ в организме.

Однако далеко не всегда и не все физические нагрузки стимулируют рост. Кратковременные (10-15 мин), небольшой интенсивности (пульс не выше 100-120 ударов в мин), чрезмерно большие весовые, а также длительные (многочасовой бег и т.п.) нагрузки не приводят к увеличению СТГ. Более того, последние могут содействовать быстрому окостенению эпифиза.

Опыт показывает, что наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2-3 раза в неделю по 40-120 мин, Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки), упражнения в висе на перекладине или гимнастической стенке (рис. 5.14). Упражнения в висе, кроме того, укрепляют мышечный «корсет», противодействуют оседанию позвонков и способствуют сохранению хорошей осанки.


Рис. 5.14. Наиболее простые упражнения, способствующие вытягиванию тела: 1 - расслабленный вис - хватом сверху, снизу; 2 - подтянуться (или хотя бы пытаться это сделать), затем, максимально расслабляя и как бы «удлиняя тело», повиснуть; 3 -в висе прямые ноги отклонять вправо-влево («маятник»); 4 - в висе поворачивать корпус вправо-влево (ноги вместе); 5 - в висе прогибаться, отклоняя дугой назад голову и ноги; 6 - в висе поднимать ноги, согнутые в коленях, к животу; подтягиваться в этом положении; опускаясь - расслабленно потянуться вниз, выпрямляясь; 7 - в висе, подняв ноги, согнутые в коленях, выпрямить их затем в «угол» (или попытаться это сделать); 8 - в висе поднять как можно выше прямые ноги; возвращаясь в исходное положение, максимально прогнуться в пояснице, запрокинув назад голову.

Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Это не фантазия, этому есть примеры: существенное увеличение роста у отдельных студентов, особенно на первых двух курсах. Чаще всего это происходит у тех, кто впервые приобщился к спортивным занятиям именно в студенческом возрасте. Автор, имеющий многолетний опыт работы со студентами, может подтвердить случай, когда рост студента увеличился за время обучения и регулярных тренировок (по вольной борьбе) на первых трех курсах технического вуза на 16 (!) см. Сравнительно часто отмечается прирост тела в длину у студентов и студенток до 5-6 см.

Естественно, что этот «наследственный показатель» в значительной мере зависит и от условий внешней среды, и от питания - «строительного материала». Наглядный пример: статистически установлено, что в годы войны и стихийных бедствий, голода рост детей всегда уменьшается.

Второй обнадеживающий момент в стремлении подрасти: в течение суток рост взрослого человека может изменяться до 2-3 см. Опуская (описание суточного изменения тонуса мышц, состояния межпозвоночных хрящевых дисков, мы можем говорить о влиянии осанки человека на его фактический и визуально воспринимаемый рост. Утром, когда распрямляющиеся мышцы в тонусе, рост человека выше. К вечеру эти мышцы особенно устают, кривизна изгибов позвоночного столба увеличивается, человек сутулится и становится ниже ростом. В том же направлении действуют и мышцы, сгибающие позвоночник. Тонус этих мышц увеличивается, что приводит к закрепощению изгибов, в результате рост уменьшается на 2-3 см и более. Но попробуйте вечером приосаниться, расправить плечи... И рост ваш пойдет вверх. На сколько? Это зависит от многих факторов, но осанка занимает не последнее место. В своей брошюре «Можно ли подрасти?» кандидат медицинских наук М.З. Залесский приводит интересный факт. Американский цирковой артист Ф. Виллард на протяжении многих лет демонстрировал такой удивительный номер. Он выходил на манеж - обычный человек среднего роста, а затем на глазах у ошеломленной публики начинал увеличивать свой рост. За несколько минут Виллард, расслабляя одни мышцы позвоночника и напрягая другие, максимально распрямлял все четыре анатомических изгиба позвоночного столба, за счет этого его рост становился больше на 20 см! Именно на этом принципе основана выработка осанки у человека.

Если вы сами идете пружинящей походкой, спина прямая - не горбитесь, если голова не опущена - приподнята, то ваш рост и фактически, и визуально становится больше. Пусть это всего 2-3 см, но все же! Но хорошую постоянную осанку обеспечивает не только желание ее иметь, но и хорошее состояние, постоянный высокий тонус определенных групп мышц (в основном, разгибателей) шеи, туловища, ног. Существуют специальные методики воспитания осанки у военных, в классическом и народном танцах, в спортивной практике. В некоторых видах спорта над ней работают специально (спортивная, художественная, ритмическая гимнастика, прыжки в воду), в других видах (плавание, волейбол, легкоатлетическое десятиборье) она формируется естественным путем в ходе многолетней тренировки. Но бесспорно "одно - выработка хорошей осанки возможна и в студенческие годы при регулярном выполнении соответствующих упражнений.

В отличие от роста, масса тела (вес) поддается значительным изменениям как в ту, так и в другую сторону при регулярных занятиях определенными физическими упражнениями или видами спорта (при сбалансированном питании).

Как известно, норма массы тела тесно связана с ростом человека. Простейший росто-весовой показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100 = масса (кг). Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Однако эта формула годна лишь для взрослых людей ростом 155-165 см. При росте 165-175 см надо вычитать уже 105, при росте 175-185 вычитать НО.

Можно использовать и весо-ростовой показатель (индекс Кетли). В этом случае делением массы тела (в г) на рост (в см) получают частное, которое должно равняться около 350-420 для мужчин и 325-410 для женщин. Этот показатель говорит об излишке массы тела или его. недостатке.

Направленное изменение массы тела вполне доступно в студенческом возрасте. Проблема в другом - необходимо изменить привычный образ жизни. Поэтому профилактика или лечение тучности - это в значительной мере проблема и психологическая. А вот надо или не надо вам существенно изменить массу тела, это вы решите сами при оценке пропорциональности своего тела. Остается выбрать виды спорта (упражнения) для регулярных занятий, тем более что одни виды способствуют снижению веса (все циклические - бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки и т.д.), другие могут помочь «набрать» массу тела (тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика, гиревой спорт и т.п.).

Чтобы корректировать недостатки телосложения, важно их определить, а также, по всей вероятности, надо сформировать свое собственное мнение, представление об идеале телосложения. Именно об идеале (хотя, как известно, к идеалу нам суждено только стремиться!), а не о проходящих вкусах и моде. Вкусы и мода менялись в разные исторические эпохи, по-разному трактовались в разных странах и регионах, сравнительно часто меняются и сейчас. Так, эталоном женской фигуры в 2980 г. до н.э. была Венера Виллендорская (археологический фонд), символ плодородия. Ее размеры: объем груди - 244 см, талии - 226, бедер - 244 см. Идеальная женщина XIX столетия (1880) - «корсажная модель» (97-46-97 см), выражение женственности в выступающих формах; 1950 г. - секс-богиня своего времени - Софи Лорен (95-58-95 см); 1993 г. - эталоном красоты назвали первую красавицу мира Клаудиа Шиффер (92-62-91 см). Колебания параметров существенны.

Кроме того, не совпадают даже мнения современных мужчин и женщин на желательное развитие отдельных частей тела. Так, американский журнал «Виллидж войс» в наше время провел опрос мужчин и женщин: что больше всего привлекает женщину в мужской фигуре? Оценки проводились по 11 параметрам (мускулистая грудь и плечи, высокий рост, подтянутый живот и т.д. до самых интимных). Ответы мужчин и женщин резко разошлись. Мужчины думают, что женщин в их фигуре больше всего привлекают мощный торс и бицепсы, а женщины на первое место поставили... сексапильные ягодицы, на второе - стройное сложение, на третье - подтянутый живот.

Истинная же антропометрическая соразмерность тела человека, признанная и анатомами, и специалистами биодинамики, в своей основе имеет взгляды древних эллинов, у которых культ человеческого тела был достаточно высок. Это особенно четко отразилось в классических пропорциях работ древнегреческих скульпторов. За основу их разработок пропорций тела брались единицы меры, равные той или иной части тела человека. Такой единицей меры, называемой модулем, считается высота головы. По Поликлету, высота головы при нормальной фигуре человека должна укладываться восемь раз в высоте роста тела. Так, согласно «квадрату древних» (рис. 5.15), размах распростертых рук равен росту тела. Длина бедра укладывается четыре раза в высоте роста и т.д. Чаще всего эти измерения отображают усредненные данные «идеальной» (теоретически) фигуры, важные для художников, ваятелей (хотя имеются мнения американских ученых, что симметричность тела связана со здоровьем его обладателя)! Имеются и другие тонкости, которые следует учитывать при определении коррекции фигуры.

Так, все девушки хотят быть стройными. Однако многим мужчинам нравятся пухленькие толстушки (их мнение тоже следует учитывать). Но стройной может быть и полная женщина. Здесь все дело в пропорциях. Если взять усредненные показатели «идеальной» женской фигуры нашего времени, имеющие соотношения объема груди, талии и бедер - 90-60-90, и поделить объем талии на объем бедер, получится индекс, равный 0,7. Но полная женщина с объемом талии 90, а бедер 120 (массой под 100 кг) имеет примерно тот же индекс женского совершенства, что и женщина с общепринятым идеалом красоты, т.е. около 0,7. Именно этот индекс едва ли не единственное, что объединяет массивных богинь плодородия с полотен рубенсовской эпохи и современных топ-моделей. Тем более что по данным социологического исследования, проведенного психологами Мичиганского университета, эти полные женщины по своей привлекательности ничем не уступают «идеалам».

Мы говорим об общих пропорциях тела, но многих юношей и девушек нормального роста и массы зачастую не удовлетворяют формы отдельных частей собственного тела. Возникает необходимость их коррекции. И это возможно. Возможно при избирательном применении специальных упражнений, развивающих отдельные группы мышц, изменяющих общую форму частей тела. Сейчас уже разработаны методики и существуют способы развития практически каждой мышцы. Наибольший опыт такой работы накоплен в тяжелой атлетике, атлетической и спортивной гимнастике, в шейпинге. При этом важно выбрать с помощью преподавателей-тренеров оптимальную систему подготовки, которая опирается на знания анатомии, физиологии, биомеханики движений человека. Кроме того, опираясь на советы преподавателя-тренера, надо и самому знакомиться и осваивать основы спортивной тренировки. А способы самоконтроля эффективности такой тренировки доступны каждому путем простейших антропометрических измерений (см. гл. 9).

Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений - возраст до 14-15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные возможности можно развить благодаря занятиям определенными видами спорта (об этом было сказано в разделе 5.4). Но впервые приступать к тем видам спорта, которые требуют высокой координации, чтобы достичь высших спортивных достижений, в студенческом возрасте нецелесообразно - наиболее благоприятный возрастной период уже окончен.

Коррекция функциональной подготовленности связана с самооценкой уровня подготовленности каждым студентом. Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку развития у него силы, общей выносливости и скоростно-силовых качеств здесь возникает проблема выбора: заняться тем видом спорта, с помощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество и заодно избежать невыполнения зачетных нормативов, Или отдать предпочтение тому виду, к которому «расположен» организм с его физическими возможностями.

В первом случае можно преодолеть трудности дополнительными усилиями, самостоятельной работой. Тем более что любой тест по физической подготовленности студента на оценку в 1-2 очка доступен каждому практически здоровому молодому человеку. Нужно только потрудиться, попотеть, а иногда и потерпеть! Во втором случае речь идет о спортивной направленности, связанной с достижениями тех или иных спортивных рубежей.

Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно сразу же точно определить мотивацию. В первом случае главное - оздоровительная направленность занятий через совершенствование функциональной подготовленности, выполнение учебных зачетных нормативов. При этом следует сознавать, что успехи по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае - возможно достижение значительных спортивных результатов, а при определенных условиях и результатов международного класса.

Влияние спортивных игр на здоровье человека Автор: Ким Анна Сергеевна Ученица 8 класса «А» Руководитель: Поваляева Людмила Викторовна Учитель физической культуры Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей год





Родине нужны крепкие люди Каждый из нас, вступая в сознательную жизнь, должен четко представлять, под каким флагом идей пойдет он в это большое плавание, ветры каких убеждений будут наполнять его паруса. Каждый из нас, вступая в сознательную жизнь, должен четко представлять, под каким флагом идей пойдет он в это большое плавание, ветры каких убеждений будут наполнять его паруса. Русские люди умеют по-настоящему трудиться, по-настоящему дерзать и счастливы умеют быть тоже по-настоящему, потому, что верят в свое дело. Русские люди умеют по-настоящему трудиться, по-настоящему дерзать и счастливы умеют быть тоже по-настоящему, потому, что верят в свое дело. Неустанная борьба за идейность, смелость, порыв в будущее – всеми этими качествами должны обладать и мы, чтобы приумножать богатство нашей страны. Наша страна нуждается в нас. Она будет сильной, если будем сильны мы. Родине нужны крепкие люди. Неустанная борьба за идейность, смелость, порыв в будущее – всеми этими качествами должны обладать и мы, чтобы приумножать богатство нашей страны. Наша страна нуждается в нас. Она будет сильной, если будем сильны мы. Родине нужны крепкие люди. Каждый новый день предъявляет к нам новые требования. Чтобы эти дни стали нашими лучшими днями, нужно ясно осознанная цель и трудолюбие. А ещё надо очень сильно любить свою Родину, остро чувствовать свою ответственность перед страной и народом. Каждый новый день предъявляет к нам новые требования. Чтобы эти дни стали нашими лучшими днями, нужно ясно осознанная цель и трудолюбие. А ещё надо очень сильно любить свою Родину, остро чувствовать свою ответственность перед страной и народом. Страна и народ дают возможность расти, учиться, выбирать дороги по душе. Рано или поздно наступает время ответить за эту заботу. Это время приходит для каждого. Страна и народ дают возможность расти, учиться, выбирать дороги по душе. Рано или поздно наступает время ответить за эту заботу. Это время приходит для каждого. Идейно крепкими, физически закаленными должны быть те, от кого зависит будущее нашей страны. Физическое развитие становится на одно из первых мест по своему значению мест. Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы воспитания молодежи, направленной к созданию гармонически развитого человека – гражданина Российской Федерации. Идейно крепкими, физически закаленными должны быть те, от кого зависит будущее нашей страны. Физическое развитие становится на одно из первых мест по своему значению мест. Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы воспитания молодежи, направленной к созданию гармонически развитого человека – гражданина Российской Федерации. Заботясь о собственном здоровье, мы заботимся и о благе страны. Потому что здоровые, физически крепкие люди ежедневно вносят наиболее высокий трудовой вклад в образовании и науке, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве…Чтобы успешно строить новую жизнь, надо уметь строить себя. Заботясь о собственном здоровье, мы заботимся и о благе страны. Потому что здоровые, физически крепкие люди ежедневно вносят наиболее высокий трудовой вклад в образовании и науке, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве…Чтобы успешно строить новую жизнь, надо уметь строить себя.


С детства мы слышим вокруг себя громкие высказывание на тему спорта; будь то «О, спорт! Ты – Мир!!» или «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и множество других. И ведь никто с этим не спорит. Всегда всем было известно, что занятия спортом в значительной степени могут сохранить здоровье, нередко поправить его, и, как следствие, продлить жизнь. С детства мы слышим вокруг себя громкие высказывание на тему спорта; будь то «О, спорт! Ты – Мир!!» или «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и множество других. И ведь никто с этим не спорит. Всегда всем было известно, что занятия спортом в значительной степени могут сохранить здоровье, нередко поправить его, и, как следствие, продлить жизнь.


В условиях современного мира, когда большую часть времени мы проводим в сидячем положении, каждому необходимо уделять время физминуткам, чтобы элементарно поддерживать себя и свою опорно-двигательную систему в тонусе. Но в идеале физическая культура должна сопровождать человека с самого рождения и, можно сказать, до смерти, поскольку она оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным в любом возрасте. В условиях современного мира, когда большую часть времени мы проводим в сидячем положении, каждому необходимо уделять время физминуткам, чтобы элементарно поддерживать себя и свою опорно-двигательную систему в тонусе. Но в идеале физическая культура должна сопровождать человека с самого рождения и, можно сказать, до смерти, поскольку она оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным в любом возрасте. Какое же конкретно влияние на наш организм оказывают занятия спортом? Какое же конкретно влияние на наш организм оказывают занятия спортом?


Волейбол Занятия волейболом способствуют развитию многих физических способностей: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. Занятия волейболом способствуют развитию многих физических способностей: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени.


Теннис Исследования показали, что у 70- летних женщин, занимающихся ежедневно теннисом, кости почти такие же прочные, как и у 30- летних. Исследования показали, что у 70- летних женщин, занимающихся ежедневно теннисом, кости почти такие же прочные, как и у 30- летних.


Гандбол Она способствует развитию у школьников важнейших двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений. Она способствует развитию у школьников важнейших двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.




Футбол Систематические занятия футболом оказывают на организм всестороннее влияние. Совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические качества. Систематические занятия футболом оказывают на организм всестороннее влияние. Совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические качества.







mob_info