Фигурное катание кратко. Синхронное фигурное катание

Е сть мудрый афоризм: «История - это будущее наоборот». Это выражение сохраняет свой глубокий смысл и применительно к спорту. И действительно. Чем лучше мы будем знать историю фигурного катания, тем точнее и глубже сможем прогнозировать пути развития нашего вида спорта.

ЗАРОЖДЕНИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания, чтобы познакомиться с его первопроходцами. Уже в рукописях XII в. встречаются сообщения о примитивных костяных коньках, на которых катались жители древнего Лондона (рис. 1). Вот что писал кентерберийский монах Стефа-ниус в своей «Хронике знатного города Лондона»: «...целые группы молодых людей идут заняться спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят... Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой же быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты».

О костяных коньках много упоминаний в скандинавском эпосе. Подобные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы, например в Швейцарии. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа. И первое упоминание о таких коньках имеется в исландской саге о Фритьофе, записанной в 1380 г.

В голландской книге «Жизнь Людвины» можно даже увидеть, каким был конек с железным лезвием. На гравюре, запечатлевшей группу конькобежцев у городской стены, мы видим коньки того времени. Нет сомнения, что это комбинированные коньки - деревянная колодка с железными лезвиями (рис. 2, вверху).

Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию скоростного бега на коньках и собственно фигурного катания, которое в то время заключалось главным образом в умений вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу. Именно это привлекало многих людей искусства. Страстным поклонником коньков был, в частности, великий немецкий писатель И. В. Гёте. Сохранились даже картины, которые запечатлели поэта на льду скользящим в изысканной позе- Вообще, ни одному виду спорта, существующему по сей день, не посвящено так много картин, гравюр, рисунков и даже карикатур, как бегу на коньках и фигурному катанию.

Заметный след в истории фигурного катания оставил художник XVIII столетия Бэнджамин Вест из Филадельфии. В 1783 г. он приехал в Европу и продемонстрировал великолепную пластику, грацию и смелость. Выяснилось, что американские фигуристы не только не уступают европейским, но и превосходят их в техничности катания.

К тому времени относится и появление первого учебника по фигурному катанию. Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз, сам отличный мастер катания, издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны. Там уже разбирается техника исполнения внутренних и наружных дуг, спиралей вперед-наружу, внутренних и наружных корабликов, восьмерки вперед-наружу и многих других элементов.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ КАК ВИДА СПОРТА

Понадобилосв около ста лет, чтобы в основном разработать почти все нынешние обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения. Во всяком случае, книга «Искусство катания на коньках», изданная в Глазго и принадлежащая перу Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев этого города, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона уже содержат описания всех восьмерок, троек, крюков и других элементов, без которых немыслимо сегодняшнее фигурное катание. Закономерность того факта, что почти все обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.) и разработаны первые официальные правила соревнований.

Однако и заокеанские фигуристы не дремали. В США и Канаде тоже организовывались многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. И когда в Европу в 60-х гг. прошлого столетия прибыл лучший фигурист США Джексон Гейнц, то выяснилось, что даже самым опытным из хозяев льда есть чему у него поучиться.

Вот что писал о приезде Гейнца в Европу Н. Панин-Коломен-кин: «Еще в 1864 году в Европу прибыл американский фигурист Джексон Гейнц, которому суждено было стать основателем современной нам формы искусства катания на коньках. Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалась, по-видимому, вполне самобытно... Кроме того, в области техники именно он показал впервые в Европе, что ход зависит не только от инерции после толчка, но что при каждом повороте корпуса, связанном с вытягиванием и сгибанием колена опорной ноги, можно получать новое поступательное движение. Этот важный принцип в связи с характером всех приемов Дж. Гейнца оказался фактором неоценимого значения. Но самая большая заслуга Гейнца была в том, что он, как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и естественностью, и сумел поднять свое исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленнь"ш европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела... Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства - к международному стилю...»

Гейнц выступал также в Петербурге, и многочисленные зрители, среди которых были, конечно, и фигуристы, немало взяли из того, что продемонстрировал им этот лучший по тем временам фигурист мира.

Среди зрителей оказался и Алексей Павлович Лебедев - тот русский фигурист, чье мастерство неизменно вызывало уважение-у сильнейших зарубежных спортсменов. Именно Лебедеву суждено было стать победителем нескольких крупных турниров, в том числе и состязаний 1890 г. в Петербурге, где собрались сильнейшие спортсмены мира. Этот турнир проводился в честь 25-летия катка в Юсуповском саду. В нем участвовали чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии. По своему составу это был фактически неофициальный чемпионат мира. Победа в нем досталась А. Лебедеву, показавшему не только каллиграфическую точность в исполнении обязательных фигур, но и превосходное произвольное катание, насыщенное артистическими находками и поразившее всех своей гармоничностью.

А. Лебедев не скрывал, что своим успехом он обязан и дружбе с известными художниками, которые советами, особым видением и пониманием пластики помогли создать необычную произвольную программу.

Победа на этом турнире позволила многим спортивным историкам считать А. Лебедева первым неофициальным чемпионом мира. Успешное завершение состязаний в Петербурге во многом ускорило создание Международного союза конькобежцев (1892 г.) и последующую организацию первых чемпионатов Европы и мира. Для многих зарубежных знатоков успехи русских фигуристов в начале 90-х гг. прошлого столетия стали полной неожиданностью. Но внимательный наблюдатель мог бы отметить тот факт, что фигурное катание в России было - популярным еще со времен Петра I. Именно русский царь после своей поездки в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр I, как об этом писалось не раз, придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал таким образом прамодель сегодняшнего оснащения фигуристов.

Можно, кстати, вспомнить и строки из «Евгения Онегина»: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед», где А. С. Пушкин оставляет нам живое свидетельство того, что потехи на льду в начале XIX в. уже вошли в быт русского народа. К пушкинским временам относится и появление у нас первого учебника для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. де Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

В 1877 г. каток в Юсуповском саду перешел из владения Яхт-ч клуба в собственность небольшого кружка истых поклонников конькобежного искусства. Вот тогда-то и родилось Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии фигурного катания у нас в стране. Именно на катке Юсуповского сада в 1896 г. состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию. Его победителем стал фигурист из Мюнхена Гилберт Фукс.

В чемпионате принимали участие только мужчины. Их было четверо, и среди них два русских спортсмена - Г. Сандерс и Н. Падусков. Очередь женщинам разыгрывать звание чемпионки мира наступила лишь десять лет спустя, да и то официально право проводить свой чемпионат было признано лишь в 1924 г. А первой чемпионкой в 1906 г. была провозглашена М. Сайерс.

Организатором чемпионатов выступил тогда (и сохраняет это право по сей день) Международный союз конькобежцев.

Парное катание и спортивные танцы на льду появились в программе мировых чемпионатов много позже. Только в 1908 г. впервые было разыграно первенство среди спортивных пар. В тот раз чемпионат мира вновь проводился в Петербурге. Немецкие фигуристы А. Хюблер и Г. Бюргер вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании. А танцоры свои награды впервые разыграли лишь в 1952 г. в Париже. Как и следовало ожидать, сильнее всех оказались англичане - Д. Вествуди Л. Дем-ми. Ведь именно фигуристы Великобритании были создателями нового «жанра».

Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Это были своего рода кулуарные соревнования. Но популярность фигурного катания росла с фантастической быстротой, и уже в 1908 г. соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV Олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д. Пиктэ.

Заметим попутно, что в России первый каток с искусственным льдом в закрытом помещении появился накануне первой мировой войны при бывшем театре «Аквариум» в Петербурге. К сожалению, функционировал каток недолго, и фигуристы не смогли использовать его для проведения регулярных тренировок и крупных международных турниров.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 г. стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), спортивная пара А. Хюблер - Г. Бюргер (Германия) и Н. Панин-Коломенкин из России. Русский фигурист, призер чемпионатов мира и Европы, был недосягаем в соревнованиях на лучшее исполнение так называемых специальных фигур - были тогда такие соревнования. Фигуристы сами чертили для себя сложные узоры, а затем с помощью коньков переносили их на лед. Фигуры, предложенные судейской коллегии Олимпийских игр Н. Паниным-Ко-ломенкиным, были настолько оригинальны, красивы и сложны, что их посчитали абсолютно невыполнимыми (рис. 3). И.когда русский фигурист все-таки начертил их, заслуженной наградой ему была золотая медаль - первая в истории отечественного спорта вообще!

Н. Панин успешно выступал не только на олимпийских играх. Его спортивный путь украшен многими достижениями и наградами. Он был обладателем- серебряной медали чемпионата мира 1903 г. в Петербурге, проиграв многократному чемпиону Ульриху

Сальхову из Швеции. В его послужном списке бронзовая награда первенства Европы 1903 г. в Давосе и серебряная медаль европейского чемпионата 1908 г. в Варшаве. Награды доставались ему в напряженнейшей борьбе, в ходе которой приходилось преодолевать и необъективность арбитров (как это случилось на Олимпийских играх в Лондоне) и препятствия, чинимые русскому чемпиону дома чиновниками-бюрократами. По этой причине ему приходилось скрывать свою настоящую фамилию и выступать на международных соревнованиях под псевдонимом Панин. Этот псевдоним так прижился, что впоследствии Н. А. Коломенкин всегда присоединял его к своей фамилии.

РАЗВИТИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ В СССР

Вклад Н. А. Панина-Коломенкина в развитие фигурного катания настолько велик, что еще многие поколения с благодарностью будут вспоминать о нем. Он создал первый в мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные технические, постановочные, воспитательные аспекты современной тренировки и соревнований фигуристов. Он сконструировал свою модель конька, которая будучи модернизированной, остается по сей день на вооружении у фигуристов. Более того, именно Панин-Ко-ломенкин создал и апробировал успешно действующую и поныне систему спортивных разрядов как основу для совершенствования. и роста мастерства.

Большой заслугой Н. А. Панина-Коломенкина стало открытие отделения фигурного катания в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, что положило начало изучению этого вида спорта и подготовке квалифицированных кадров в рамках высшей школы.

В стенах института работали видные специалисты и опытные педагоги, создавшие научно-практическую базу современного советского фигурного катания. Среди них ос.обое место занимает двукратный чемпион страны в парном катании профессор А. Б. Ган-дельман, ученик Н. А. Панина, много сделавший для сохранения и развития богатых научных и- педагогических традиций отечественного фигурного катания.

В институте подготовлена большая группа высококвалифицированных специалистов-тренеров, в разные годы успешно работавших в сборной команде страны: С. А. Жук, И. Б. Москвин, Т. Н. Москвина, А. Н. Мишин и др.

Н. А. Панин кроме научно-педагогической деятельности вел активную "работу по организации массового фигурного катания, видя в нем действенный фактор оздоровления трудящихся и основу для роста высшего спортивного мастерства.

Н. А. Панин-Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать первые секции этого вида спорта. С середины 20-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда.

В Москве к концу 20-х гг. фигурным катанием регулярно занималось уже более 300 человек. Среди них были такие известные мастера, как динамовцы Ю. Зельдович, К- Лихарев, спортивная пара М. Гаскевич - И. Вонзблейн, представители секции Союза металлистов Т. Гранаткина, Ю. Станкевич, М. Станкевич и др. Здоровая конкуренция между двумя ведущими группами московских фигуристов вела к быстрому росту мастерства.

У ленинградцев активными организаторами групп фигурного катания были известные еще с дореволюционных времен спортсмены К- Цезар, Ф. Датлин (до революции они неоднократно выигрывали звания чемпионов России, и оба были учениками Н. А. Панина-Коломенкина), Л. Попова. Однако по уровню мастерства ленинградцы явно уступали своим- московским коллегам, и когда в 1928 г. было решено послать команду советских фигуристов в Норвегию, то в нее попали только москвичи, а в качестве судьи - Н. А. Панин-Коломенкин.

Чемпионат Москвы впервые состоялся в 1923 г. Чемпионами тогда стали Ю. Зельдович, А. Быковская и спортивная пара Н. Быковская - Ю. Зельдович. Ленинградцы же свой первый чемпионат провели тремя годами позже. Среди мужчин победил И. Богоявленский, а в парном катании первенствовали А. Ергина - И. Богоявленский. Среди женщин состязания йе проводились.

Чемпионаты страны в те годы проходили нерегулярно, с боль шими перерывами. 1924, 1927, 1928, 1933 годы были отмечены все союзными турнирами, и лишь затем чемпионаты стали явлениед постоянным, особенно после того, как в 1936 г. была создана Все союзная секция (позднее - федерация) фигурного катания. Пер выми победителями Всесоюзного турнира в 1924 году стал! москвичи Ю. Зельдович и Н. Быковская - Ю. Зельдович. Жен щины-одиночницы первенства не разыгрывали.

В те годы на небосклоне советского фигурного катания восхо дят такие звезды, как Р. и А. Гандельсман, П. Чернышев, П. Ор лов, Р. Новожилова, С. Глязер, К- Лихарев, Т. Гранаткина (Тол мачева), которые затем, уже в послевоенное время, став тренера ми и педагогами, внесли колоссальный вклад в дело развиты: советского фигурного катания.

Чтобы показать, по каким направлениям развивалось фигурное катание в то время, какие страсти подчас бушевали на трибунах и ледовых площадках, приводим небольшой отрывок из книги Н. А. Панина-Коломенкина «Фигурное катание на коньках>,вышедшей в свет в 1938 г. в издательстве «Физкультура и спорт>:

«Не лишена интереса длительная борьба двух течений в нашем парном катании. Под влиянием заграничных иллюстраций, изображавших трюковые номера профессионалов в парном катании, у нас нашлись им подражатели. Но ведь все эти подъемы женщины партнером на себя, вертушки вниз головой и т. п. номера очень не трудны-и вовсе не требуют от женщины никакого умения кататься на коньках - ее роль тут чисто пассивная; твердый на ногах фигурист может с успехом проделать все это даже с неодушевленным предметом вместо партнерши. В 1929 году приверженцы трюков смогли выделиться благодаря новизне трюковых фигур, дающих бьющую в глаза картину. Но уже через год в борьбу с ними вступило противоположное течение, работавшее в другом направлении - по линии чисто фигурного катания и имеющее большое преимущество в более или менее близком уровне общей техники катания у обоих партнеров, позволяющее наилучше осуществить единообразие и общность исполнения. У трюкистов, наоборот, женщина всегда слабее партнера, и в момент раздельного катания это бросается в глаза. Тем не менее борьба была сперва довольно равная и потому интересная, и до 1933 года успех был переменным, но с 1934 года антитрюкисты заняли ведущее место». Отголоски борьбы между этими течениями так или иначе можно наблюдать на протяжении всей истории фигурного катания, в том числе и все последние годы. Борьба за гармоничность, и не только в парном катании, продолжается неустанно, и приятно отметить, что образец здесь показывают именно советские фигуристы. В предвоенные и послевоенные годы у нас в стране была заложена достаточно прочная основа для того, чтобы начать борьбу на международной арене. К началу 50-х гг. лучшие фигуристы страны, успешно выступавшие в 30-40-е гг., стали тренерами. Полные творческих замыслов и энергии, они были преисполнены желанием так подготовить своих учеников, чтобы те с успехом могли бороться за высшие титулы на чемпионатах Европы, мира и олимпийских играх. Среди них следует отметить таких умелых воспитателей, как Т. А. Толмачева и П. П. Орлов - многократные чемпионы Советского Союза. Группы молодых спортсменов, сформировавшиеся вокруг них, и стали лидерами.

В Государственном центральном институте физической культуры выросли и такие отличные тренеры, как Т. А. Тарасова, Н. И. Дубова, Э. Г. Плинер, в Московском областном институте физической культуры - тренер первого чемпиона мира Сергея Волкова В. Н. Кудрявцев. Важную роль в повышении уровня эстетического содержания фигурного катания сыграла выпускница ГИТИСа, экс-чемпионка страны Е. А. Чайковская (Осипова).

Первыми успеха добились ученики Петра Петровича Орлова, многие годы проходившего «курс наук» у Панина-Коломенкина. В течение трех лет - с 1958 по 1960 г. - Нина и Станислав Жук блестяще выступали на европейских первенствах, завоевывая серебряные медали. Их появление на международном горизонте было ошеломляющим, а сложность программ поразила всех специалистов. К сожалению, молодые фигуристы выступали сравнительно недолго, но зато это привело к быстрому рождению нового тренера - Станислава Жука, который на многие годы возглавил советскую школу парного катания.

В 1964 и 1968 гг. советские^ фигуристы покорили олимпийские вершины Инсбрука и Гренобля, а в 1969 г. лидерами в парном катании стали И. Роднина и А. Уланов, ученики С. А. Жука. В течение четырех, лет они собирали весь урожай золотых наград на чемпионатах Европы и мира и закрепили успех отличной победой на Олимпийских играх в Саппоро (1972 г.).

Затем в качестве партнера И. Родниной начал выступать-А. Зайцев (если Роднина - воспитанница московской школы фигурного катания, то Зайцев вырос на ленинградском льду). Вместе они дважды становились олимпийскими чемпионами - в 1976 г. в Инсбруке и в 1980 г. (после того, как в их семье появился ребенок) в Лейк-Плэсиде. В те же годы они семь раз завоевывали звания чемпионов Европы и шесть раз - чемпионов мира. Два года вел их к победам С. Жук, а с осени 1974 г. и до конца спортивной карьеры И. Роднину и А. Зайцева тренировала Т. А. Тарасова.

Отличительными признаками стиля И. Родниной и ее партнеров была высокая спортивность, насыщенность программ сложными элементами: прыжками, уникальными дорожками шагов, поддержками, подкрутками, вращениями. Все это органически сплеталось в программах, которые подчеркивали жизнерадостность, оптимизм, открытый характер советских фигуристов. Именно это и приносило им лавры победителей.

Представители советского парного катания первыми пробились на мировой пьедестал. Были годы, когда сразу пять-шесть наших пар могли бы бороться за право считаться сильнейшими. Т. Жук и А. Горелик, Т. Москвина и А. Мишин, Л. Смирнова и А. Сурай-кин, Л. Смирнова и А. Уланов, Г. Карелина и Г. Проскурин, а позднее М. Черкасова и С. Шахрай, И. Воробьева вначале с А. Власовым, потом с И. Лисовским, М. Пестова и С. Леонович, наконец, Е. Валова и О. Васильев... Какой великолепный список чемпионов и призеров самых крупных международных турниров! Ни одна страна не может ныне похвастаться такими достижениями!

За последние годы только американская пара Т. Бабилония - Р. Гарднер и С. Бэсс - Т. Тирбах из ГДР сумели потеснить, да и то ненадолго, наших спортсменов на мировом и европейском пьедестале.

Если говорить о советской школе парного катания в целом, то ее отличает разнообразие стилей, обращение к нестандартным решениям, постоянное стремление создать запоминающийся сценический образ.

Как это обычно бывает в истории любого вида спорта, появление чемпионов вызывает общий рост спортивных достижений. И в советском фигурном катании вслед за лучшими спортивными парами стали быстро прогрессировать представители и других видов. В первую очередь - танцоры. Они позже всех вышли на международную арену и резко отставали в мастерстве. Но им понадобилось всего три-четыре года, чтобы пройти путь до пьедестала. Первым это удалось сделать ученикам экс-чемпионки СССР в оди--ночном катании балетмейстера Е. Чайковской - Л. Пахомовой и А. Горшкову. В 1969 г. они стали призерами чемпионатов Европы и мира, а в 1970-м - чемпионами.

Л. Пахомовой и А. Горшкову вместе с их тренером пришлось вести тяжелейшую борьбу за укрепление позиций советской танцевальной школы. И в 1976 г. они пришли к самой замечательной победе, завоевав - первыми в истории! - звание олимпийских чемпионов в спортивных танцах на льду.

Победную эстафету подхватили И. Моисеева и А. Миненков - ученики Т. Тарасовой, а затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов, ученики Е. Чайковской. Обе пары по два раза завоевывали звания чемпионов мира и Европы. Н. Линичук и Г. Кар-поносов в Лейк-Плэсиде стали и олимпийскими чемпионами.

В последние годы пальма первенства перешла к родоначальникам спортивных танцев на льду англичанам Д. Торвилл и К- Дину. Но в 1983 г., когда англичане из-за травмы не выступали на чемпионате Европы, на верхнюю ступеньку пьедестала почета взошли Н. Бестемьянова и А. Букин, воспитанники Т. Тарасовой. А серебряными призерами стали О. Воложинская и А. Свинин, которых тренирует Е. Чайковская.

Наши лучшие танцевальные дуэты неизменно характеризует блестящее использование хореографии, умение сочетать достижения в области пластики с техникой владения коньками, нестандартный подход к решению постановочных задач, точный учет индивидуальности исполнителей.

Самая сложная борьба всегда идет в соревнованиях мужчин. Сегодня они овладели сложнейшими техническими приемами, а процесс усложнения программ продолжается. Когда в начале столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки и фигуристы в благодарность за это оставили навсегда их имена в названиях элементов, никто не предполагал, что когда-нибудь все прыжки будут исполняться в три оборота. Действительно, сегодня для победы требуются уже трехоборотные аксели, саль-ховы, лутцы, риттбергеры, тулупы, флипы, и желательно в полном ассортименте. Да еще в комбинациях с другими прыжками. Нужны прыжки в четыре оборота.

Но это еще не все. Фигурист должен выглядеть на льду гармоничным, музыкальным, пластичным - словом, обладать всеми качествами, присущими артистичным спортсменам.

Советским одиночникам долго пришлось догонять своих зарубежных соперников. В 50-60-е гг. в США, Канаде, Франции, Австрии, ФРГ, ЧССР выросла блестящая плеяда мастеров одиночного катания. Р. Баттон, А. Дженкинс, Д. Дженкинс, Т. Вуд (США), Д. Джексон (Канада), К. Дивин (Чехословакия), А. Кальма и A. Жилетти (Франция), М. Шнельдорфер (ФРГ), Э. Данцер, B. Шварц. (Австрия) и многие другие покоряли сердца зрителей и специалистов. К ним присоединились фигуристы новых поколений: О. Непела (Чехословакия), Я. "Хоффман (ГДР), Д. Карри, Р. Ка-зинс (Великобритания), Ч. Тикнер, С. Хамильтон (США), Н. Шрамм (ФРГ). Почетное место среди них заняли и советские мастера. А первопроходцем был С. Четверухин, воспитанник Т. Толмачевой, а затем С. Жука., Именно ему удалось первым среди наших одиночников стать серебряным призером чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр (Саппоро). Четверухин имел в своем арсенале много элементов высшей сложности, но при этом оставался музыкальным, пластичным, умел бороться до конца.

Следующее поколение советских одиночников сумело завоевать высшие награды. На чемпионате Европы-75 это впервые удалось сделать В. Ковалеву, которого готовили Т. Толмачева и Е. Чайковская. А через месяц на чемпионате мира вперед вышел воспитанник В. Кудрявцева С. Волков. В 1977 и 1979 гг. В. Ковалев под руководством Е. Чайковской стал чемпионом мира. Но после этого советским одиночникам лишь однажды удалось завоевать золотую награду на чемпионате Европы - в 1981 г. Сделал это И. Боб-рин, к работе с которым приступил известный в прошлом фигурист Ю. Овчинников.

Советская школа мужского одиночного катания продолжает лучшие традиции, рожденные еще в дореволюционные годы и требующие высокого и гармоничного исполнительского мастерства. Но надо учитывать, что лучших одиночников ряда стран всегда от- . личает особый склад характера, умение вести борьбу сразу с несколькими очень сильными соперниками.

Не случайно много лет подряд чемпионы-мужчины долго на пьедестале не удерживались, а исключения только подтверждали правило.

Дольше всего наград пришлось нам ждать в женском одиночном разряде. Лишь с выходом на международную арену ученицы С. Жука Е. Водорезовой дело сдвинулось с мертвой точки. В течение 1976-1983 гг. Водорезова несколько раз поднималась на европейский пьедестал, несмотря на то, что болезнь заставила ее пропустить несколько турниров. А в 1983 г. Е. Водорезова впервые завоевала бронзовую награду чемпионата мира.

В женском катании прогресс наблюдается не так отчетливо, как в других видах. И хотя чемпионы и призеры последних лет - А. Пётч, К- Эррат, К- Витт (ГДР), Д. Хемелл, Л. Фратиэн, Э. Заяк (США), Д. Билльман (Швейцария), Д. Лурц (ФРГ) и другие фигуристки - обладали довольно внушительным арсеналом разнообразных сложных прыжков и других элементов, борьба всякий раз не отличалась особой остротой и интересом и обычно сопровождалась ошибками, снижавшими впечатление от выступлений спортсменок.

Значит ли это, что так будет всегда? Конечно, нет. Об этом свидетельствует вся история мирового и отечественного фигурного катания.

Новыми творческими достижениями отмечены и последние выступления советских фигуристов. На Олимпийских играх в Сарае-во-84 чемпионами в парном катании стали воспитанники Т. Москвиной Елена Валова и Олег Васильев, а бронзовые медали были завоеваны Ларисой Селезневой и Олегом Макаровым, которых готовил к старту И. Москвин. Два комплекта медалей достались и советским танцорам. Серебряный - Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину (тренер Т. Тарасова), бронзовый - Марине Климовой и Сергею Пономаренко (тренер Н. Дубова). Впервые в истории Олимпийских игр бронзовая медаль была завоевана и советской одиночницей - К- Ивановой, подготовленной двукратным чемпионом мира В. Ковалевым.

Рекорд по количеству завоеванных медалей был установлен нашими мастерами на чемпионате мира 1985 г., который проводился в Токио. Чемпионами стали Е. Валова и О. Васильев, Н. Бестемьянова и А. Букин, одиночник А. Фадеев, серебряными призерами - Л. Селезнева и О. Макаров, М. Климова и С. Поно-маренко, К. Иванова.

Завершая краткий исторический обзор развития фигурного катания, надо еще раз подчеркнуть, что каждый крупный мастер разных поколений обладает теми крупицами драгоценного опыта, который абсолютно необходим для успеха и нынешним и будущим мастерам. Изучение этого опыта обязательно для всех, кто стремится к прогрессу, к развитию нашего вида спорта, кто мечтает внести в него свой вклад. ,


Фигурное катание
Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку.
Относится к сложнокоординационным видам спорта.
В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.
Руководит фигурным катанием - Международный союз конькобежного спорта (ИСУ) был основан в 1892 году и объединяет более 60 национальных федераций.

Фигуристы 1908 года Фигуристы 1980 года (Ирина Роднина с Александром Зайцевым)
Часто фигуристы принимают участие в различных шоу, на которых их мастерство оценивают не судьи, а зрители.

Фигурное катание на Олимпийских играх

История

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.
Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.
Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 год). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.
Впервые сведения о соревнованиях по катанию на железных коньках с деревянными лезвиями появились в Англии к 1763 г. Эти соревнования проводились в середине XIII века в Нидерландах. Позднее скоростные забеги на коньках проводились в районе Фенс в южно-центральной части Англии в первой половине XIX века. Эти соревнования проводились довольно регулярно, если позволяли погодные условия.
Первое международное соревнование по фигурному катанию было организовано ледовым Клубом Вены, основанным в 1867 г., и проведено в Австрии (Вене) в 1882 г. Победил на этих соревнованиях Леопольд Фрейн из Австрии. 2-е место занял Эдуард Энгельман, также из Австрии, а 3-е место - легендарный Аксель Паульсен из Норвегии, который исполнил в качестве специальной фигуры свой знаменитый прыжок, получивший его имя и прославивший его. Успех венских фигуристов объснялся тем фактом, что три члена венского ледового Клуба: Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт систематически совершенствовали фигуры, заимствуя опыт и знания у Джаксона Хейнца и затем опубликовали их в книге "Следы на льду", которую можно считать одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию на коньках.
Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.
Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.
Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.
Русское фигурное катание, как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.
Развитие фигурного катания в период 1870-1880 гг. вызвало необходимость создания национальных ассоциаций: среди первых можно считать ассоциации Великобритании в 1879 г., в Нидерландах в 1882 г., в Канаде в 1887 г. и объединенной ассоциации Германии-Австрии в 1888 г.. Ассоциации и клубы организовывали международные соревнования, чемпионаты мира и Европы, однако в тот период не было определенных правил и программы соревнований. В связи с этим в 1892 г. по инициативе немецкой ассоциации была организована встреча представителей всех стран, заинтересованных в международных соревнованиях по катанию на коньках, которая состоялась в июле в Шевенингене. Это был первый Международный конгресс, в котором приняли участие три национальные ассоциации и два клуба из Нидерландов, Великобритании, Германии-Австрии, Швеции и Венгрии. На этом Конгрессе были разработаны и приняты твердые правила для соревнований по скоростному катанию на коньках. В отношении фигурного катания Конгресс не придпринял действий, чтобы принять конкретные правила, а лишь только назначил комитет из представителей Германо-австрийской ассоциации (О. Бон), Венгрии (Л. Штулер) и Швеции (В. Болк), которому было поручено разработать правила и привести в соответствие таблицу обязательных фигур. С этого момента все чемпионаты и международные соревнования стали проводиться под эгидой ИСУ - Международного союза конькобежцев.
В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.
Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.
В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои элементы, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Правила и элементы

Фигурное катание включает одиночное (мужчины и женщины), парное катание и спортивные танцы. Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводятся с 1908 года. В каждом виде соревнований страна может заявить одного участника или пару; страна, спортсмены которой в предолимпийском году заняли в данном виде 1-5 места на чемпионате мира, может быть представлена тремя участниками (парами), 6-10 – двумя участниками (парами). Выступления оцениваются по шестибалльной системе: в короткой программе оценивается техника восьми предписанных элементов и представленная программа; в произвольной программе - техника и артистичность; в произвольном танце – техническое мастерство и художественное впечатление. Место каждого участника (пары) определяется абсолютным большинством судей (нечетное число).

Короткая программа

Короткая программа - это своеобразная проверка уровня технической, тактической, морально-волевой подготовленности, умения фигуристов в сравнительно жестких рамках обязательного комплекса элементов раскрыть свои творческие возможности. Короткая программа в парном катании была введена на чемпионате Европы 1963 года. В последующие годы она изменялась и совершенствовалась, отражая ход развития парного катания.
При составлении короткой программы и, особенно, при ее исполнении перед фигуристами встает целый ряд специфических трудностей.
Трудность психологического порядка заключается в том, что именно с короткой программы спортсмены начинают соревнования. Поэтому от того, как пара проявит себя в первом туре, во многом зависит окончательный результат выступления. Трудность другого порядка связана со значимостью каждого элемента. Срыв или ошибка при выполнении одного из них хотя бы одним из партнеров ведет к значительному снижению оценок. Это обстоятельство оказывает дополнительное психологическое воздействие на фигуристов и одновременно повышает требования к технической и морально-волевой подготовке пары.
В короткой программе все пары исполняют одинаковые элементы. Если в произвольной программе можно блеснуть сложным прыжком, оригинальной поддержкой, спиралью, вращением и т, п., то в короткой программе решающим являются высокая культура катания, законченность композиции, отличная техника, точность и синхронность исполнения, высокий темп движений и скорость скольжения, органическая связь движений с музыкой, оригинальность соединительных шагов и т. п.
Очень важно умение спортсменов по-своему увидеть стандартные элементы короткой программы и придать их исполнению индивидуальную окраску в соответствии с характером музыки и стилем катания пары. Вот почему короткая программа заставляет фигуристов искать свой стиль, свою манеру катания, нюансы в исполнении каждого элемента.
На конгрессе ИСУ летом 1980 г. была принята новая система подсчета результатов фигуристов. Особенностью этой системы является использование коэффициентов. Основным теперь является место, занятое спортсменом в каждом виде программы с учетом коэффициентов в процентном отношении. Коэффициент для обязательных фигур - 0,6, для короткой программы - 0,4, для произвольной-1. Место, полученное фигуристом в каждом виде троеборья, умножается на соответствующий коэффициент. Сумма, полученная в итоге, и определяет окончательный результат фигуриста в соревновании.

Обязательные элементы

В обязательную программу входит 17 фигур: круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля, скобка, крюк, выкрюк, восьмерка, параграф с тройками, параграф с двукратными тройками, параграф с петлями, параграф со скобками, восьмерка с тройкой, восьмерка с двукратной тройкой, восьмерка с петлями,восьмерка со скобкой (см. таблицу).
Обязательные фигуры имеют воображаемые продольную, поперечную и вспомогательные оси. Эти оси делят рисунок фигуры на равные и симметричные части.
Международными правилами судейства установлено определенное начертание каждой фигуры в целом и отдельных ее элементов. Геометрические особенности, или признаки рисунка целой фигуры, составляют так называемую макрогеометрию, а геометрические признаки ее микроэлементов - микрогеометрию.
Эти понятия следует строго различать. Макрогеометрия фигуры позволяет судить об уровне зрительной ориентации и мастерстве управления телом на ограниченном участке льда. Микрогеометрия следа характеризует мастерство балансирования на коньке во время выполнения отдельных элементов данного упражнения.

Элементы одиночного катания, произвольная программа

Произвольных упражнений, которые выполняют фигуристы - вращения, прыжки, прыжки во вращение, спирали, циркули.

Вращения

Пируэты. В произвольной программе фигуристы выполняют обычно пируэты с определенного захода, иногда они это делают без захода, прямо с дуги. От захода на пируэт во многом зависит и выполнение самого пируэта и впечатление от целой комбинации.
Техника выполнения верхних пируэтов чрезвычайно разнообразна. Здесь большой простор для творчества фигуриста.
Заклоны - разновидность верхних пируэтов. Их выполняют преимущественно женщины. Как в пируэте стоя, так и в заклоне можно принять различные позы. Заход и центровка оси вращения здесь аналогичны обыкновенным верхним пируэтам.
Приступая к разучиванию того или иного заклона, необходимо предварительно освоить его в зале и только после этого переходить на лед.
Либелы - вращения в ласточке. Техника его выполнения отлична от техники въезда в обычный пируэт. При сгибании опорной ноги центр равновесия тела переносится на зубец конька, а верхний пояс резко поворачивают в сторону вращения, принимая горизонтальное положение. Центровка зубцом конька должна быть мгновенной. Как только найдена ось вращения, центр равновесия тела перемещается на переднюю часть лезвия. При этом опорная нога выпрямляется, а корпус принимает горизонтальное положение.
Волчки - нижние пируэты. Вращение в волчке.выполнить значительно проще, чем вращение в либеле. В нижних вращениях легче удерживать равновесие, так как ОЦТ тела находится очень близко от опоры. И несмотря на это, волчок выполняют де всегда хорошо: часто теряют центровку оси вращения.
Переход из волчка в верхнее вращение необходимо выполнять постепенно, без рывков, не нарушая устойчивости вращения. Выпрямляя опорную ногу, нужно следить за тем, чтобы точка опоры находилась на передней части конька.

Прыжки во вращении

Прыжки во вращение очень оживляют программу фигуристов. Высокие, мощные, с большой скоростью вращения и многооборотные прыжки всегда встречают горячее одобрение зрителей. Прыжки во вращение представляют собой комбинацию прыжков и вращений, поэтому разучивать их надо с соблюдением правил выполнения как прыжков, так и вращений. Но прежде чем приступать к разучиванию этой комбинации, необходимо освоить соответствующие вращения и маховые прыжки.
Прыжок в либелу . На дуге в надо резко повернуть руки и плечи в сторону вращения, одновременно согнув колено опорной ноги. Мах свободной ногой должен быть сильным и направлен вперед-вверх. Движение свободной ногой и отталкивание опорной позволяет принять положение лицом и грудью ко льду. При наклоне опорная нога поднимается до уровня свободной и фигурист переходит в безопорное положение. В момент опускания свободной ноги опорная нога продолжает круговой мах, а плечи поворачиваются под некоторым углом ко льду. Коснувшись льда зубцом конька, переносят центр тяжести на переднюю часть конька, не меняя позиции тела. При правильном выполнении прыжка фигурист совершает не менее 4-5 полных оборотов на льду. Надо помнить, что недостаточный горизонтальный наклон тела в прыжке в либелу нарушает устойчивость вращения и затрудняет приземление.
Либелу.со сменой ноги можно выполнить и без прыжка, обычной подстановкой свободной ноги рядом с опорной. Этот элемент значительно проще либелы со сменой ноги в прыжке.
Прыжок в волчок на маховую ногу . От толчка до приземления на опорную ногу техника этого элемента аналогична обычному прыжку в либелу. В момент касания льда зубцом конька тело принимает горизонтальное положение. Затем сгибают опорную ногу и переводят центр равновесия тела на переднюю часть конька, одновременно вынося вперед свободную ногу и несколько выпрямляя корпус. Прыжок заканчивается вращением в волчке.
Чинян - прыжок в волчок на толчковую ногу. На толчковой дуге с сильным махом свободной ноги и резким поворотом плеч в сторону вращения приостанавливают дальнейшее скольжение вперед. Отталкивание выполняют в конце дуги за счет резкого выпрямления опорной ноги. При этом важно, чтобы тело фигуриста двигалось вверх строго над местом отталкивания. Для того чтобы прыжок получился высоким, в одном усилии должны соединиться мах свободной ногой, толчок опорной и взмах рук вверх. Сразу же после отталкивания опорная нога подтягивается и в наивысшей точке прыжка тело принимает положение. Перед приземлением выпрямляют опорную ногу, не нарушая группировки тела, опускаются на лед на переднюю часть конька. Прыжок заканчивается вращением в волчке
Прыжок из либелы в волчок с переменой ноги . Во время вращения в ласточке фигурист сгибает опорную ногу и отталкивается ото льда. При этом необходимо резким движением повернуть верхний пояс вокруг свободной ноги. При повороте важно сохранить горизонтальное положение тела. В наивысшей точке безопорной фазы прыжка принимается. Приземление выполняется на носок опорной ноги с последующей группировкой тела в нижнее вращение.

Прыжки

Для современного стиля фигурного катания характерен высокий атлетизм, и никакие другие элементы не позволяют столь ярко подчеркнуть это качество, как прыжки. Поэтому фигуристы стараются больше включать их в свои программы.
Прыжок Акселя Паульсена (одинарный), назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.
Несмотря на то что фигуристы исполняют этот прыжок в различной манере, основа его остается неизменной. Чтобы легче было понять технику выполнения этого прыжка, расчленим его на отдельные фазы: подход, толчок, полет и приземление. Подход. Обычно перед тем как поставить опорную ногу на лед с хода вН, фигурист скользит назад-наружу. При переходе на толчковую ногу «шагом тройкой» допускают ошибку, которая мешает правильно выполнить прыжок: ставят толчковую ногу на лед передней частью конька. Фигурист теряет контроль над ребром конька и уменьшается площадь опоры, в результате этого происходит преждевременное скручивание корпуса в сторону вращения. На льду остается «рваный» и волнистый след от зубца конька, напоминающий крутую дугу. Фигурист не может уже сохранить направление толчка после перехода на толчковую ногу. На льду видно, что направление у дуги подхода и у дуги толчка разное. Все это затрудняет эффективное отталкивание.
Толчок. Толчковая дуга также имеет свой рисунок на льду. На расстоянии иногда очень трудно определить, правильно ли выполнено отталкивание, а рисунок позволяет более детально проанализировать фазу прыжка. Толчковая дуга во всех случаях, в частности и при выполнении прыжка Акселя Паульсена, должна иметь ровную кривизну. В момент отталкивания и маха свободной ногой важно сохранить скольжение на ребре конька, чтобы избежать поворота тела по ходу движения еще до отталкивания. Если при отталкивании сохранено направление тела, которое имело место до перехода на толчковую ногу, то направление силы инерции и силы толчка совпадает, что позволяет произвести сильный и высокий взлет.
Полет. Фигурист находится в воздухе доли секунды, и, конечно, трудно успеть проанализировать свои движения за это время. Тем не менее это необходимо делать, чтобы совершенствовать технику прыжка.
В полете фигурист должен сохранять вертикальное положение тела. Тяжесть тела в этот момент переносится в сторону маховой ноги, которая при приземлении окажется опорной.
При выполнении одинарного, двойного и тройного Акселя Паульсена степень группировки тела различна, и за этим необходимо следить. Ясно, что при выполнении одинарного прыжка напрягать мышцы при группировке тела надо меньше, чем при выполнении двойного и тройного Акселя Паульсена. Группировка может быть выполнена с фиксацией различных положений рук и ног, но во всех случаях нужно избегать сутулости, излишней скованности и напряжения.
Приземление. Плохо освоенная техника приземления может быть причиной срывов при выполнении прыжков. Начинается приземление в фазе полета с отведения в стороны рук и свободной ноги, чтобы замедлить вращение тела. Надо помнить, что замедлять вращение следует в полете, а не на льду. Приземление производится на слегка согнутую в колене ногу, касаясь льда зубцом конька и переходя затем на плоскость конька.
Все сказанное выше относится и к выполнению двойного Акселя Паульсена с той лишь разницей, что сила толчка, скорость скольжения и степень группировки тела в этом прыжке значительно сильнее, чем в одинарном.
Прыжок Сальхов (двойной), назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году.
Этот прыжок имеет много общего с прыжком Акселя Паульсена, разница между ними в технике отталкивания и количестве оборотов. Отталкивание происходит со скольжения по дуге нВ. Фигурист совершает в воздухе два полных оборота. Владение техникой одинарного Акселя Паульсена позволяет быстрее освоить технику двойного Сальхова. Наиболее трудные фазы в выполнении прыжка - подход и отталкивание.
Подход к прыжку, осуществляется поворотом тройкой на опорной ноге, в то время как подход к прыжку Акселя Паульсена - «шагом тройкой» со сменой ног. Очевидно, что только спецификой подхода можно объяснить то, что в Акселе Паульсене достигается такой длинный пролет, который невозможен в Сальхове.
Значительную ошибку допускают фигуристы, преждевременно начиная вращать тело. Это мешает выполнить уверенный толчок с дуги. После перехода на внутреннее ребро тело поворачивается в сторону центра описываемой дуги, чтобы не произошло скручивания его по ходу вращения раньше, чем следует. В это время выполняется подседание на опорной ноге. В момент отталкивания и маха свободной ногой основное усилие падает на середину конька. Преждевременное перемещение центра равновесия на переднюю часть конька - большая ошибка, которая встречается даже у опытных фигуристов, так как уменьшается площадь опоры и усиливается вращение тела еще до момента отталкивания.
Прыжок тройной Риттбергер (петля), назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году.
При выполнении этого прыжка, после того как набрана достаточная скорость скольжения, переходят в скольжение. Перед отталкиванием линия плеч и рук параллельна дуге скольжения. Для того чтобы подготовиться к отталкиванию, необходимо выполнить подседание на опорной ноге. Толчок начинается с разгибания опорной ноги и движения корпуса в направлении будущего вращения. Причем перед этим корпус слегка наклоняют к центру описываемой дуги. Во время отталкивания плечи вращаются быстрее бедер; свободная нога и руки двигаются в стороны-вверх. Толчок выполняется с чистого ребра. Центр тяжести размещается на средней части конька.
В полете руки приближаются к оси вращения тела., Свободная нога скрещивается спереди с опорной. Приземление происходит на переднюю часть конька с последующим переходом на среднюю. При приземлении корпус должен сохранять вертикальное положение.
Прыжок «шпагат» . Этот прыжок обычно выполняют фигуристки. Толчок производится с обеих ног: ребра опорной и носка другой ноги. После того как получена достаточная скорость скольжения, выполняется энергичный поворот, так, чтобы, развернув опорную ногу, оставить плечи в прежнем положении. После смены фронта скольжения опорная нога сгибается, а тело отклоняется несколько назад. Затем свободная нога опускается носком на лед.
Очень часто фигуристы допускают ошибку в толчке, подставляя толчковую ногу близко к опорной. Здесь отталкивание по схеме напоминает отталкивание в прыжке с шестом. В момент отталкивания начинается поворот тела в сторону прыжка. Достигнув наивысшей точки прыжка, фиксируют положение «шпагата». Приземляются, сменив положения ног, одновременно на ребро одной и носок другой ноги.
Прыжок «разножка» . Этот прыжок выполняют только мужчины. Он похож на обычный прыжок «шпагат», разница в позиции тела, которую принимает фигурист в полете. Техника подхода и отталкивания аналогичны рассмотренному выше прыжку. Перед тем как разучивать этот прыжок на льду, целесообразно в зале научиться принимать положение «разножки». Приземление такое же, как и при выполнении прыжка «шпагат».
Прыжок Флипп . Заход на прыжок начинается с тройки ВнНв. На толчковой дуге нВ необходимо следить за тем, чтобы не было излишнего наклона тела во внутрь круга. Перед толчком тело отклоняется назад и затем переводится в вертикальное положение, чтобы направление прыжка было строго вертикальным. Отталкивание выполняется с последующим поворотом тела в сторону вращения и сведением ног.
Группировка тела в полете ничем не отличается от ранее рассмотренных прыжков-Аксель Паульсена и Сальхова. Приземление такое же, как и в этих прыжках.
Прыжок наружный Лутц (двойной), назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году.
В последние годы этот прыжок стал очень популярным и по сложности оценивается выше обычного Акселя Паульсена и Сальхова.
Подход осуществляется с обычной спирали нН (длинной дуги), при движении по которой необходимо уравновесить тело и сосредоточить внимание на выполнении прыжка. Многие фигуристы недооценивают значение длинного подхода к прыжку и выполняют его с короткой дуги. Это неправильно. Прыжок наружный Лутц требует высокой скорости скольжения и сильного отталкивания. Поэтому, перед тем как встать на наружную дугу назад, следует сделать несколько шагов, чтобы получить достаточную скорость скольжения. При переходе на наружную дугу в первые секунды движения необходимо уравновесить тело, чтобы полученное ускорение не помешало устойчивости на ребре конька.
Прыжок начинается со значительного сгибания опорной ноги и отведения назад почти прямой свободной. Одновременно плечи и руки разворачиваются по направлению линии скольжения. Поворот верхнего корпуса в сторону вращения начинается еще до момента удара о лед толчковой ногой. Завершая отталкивание, группируют ноги, группировка туловища осуществляется за счет соединения рук. Приземление обычно производится назад-наружу, как и в ранее рассмотренных прыжках.
Прыжок Лутц в «шпагате». Хотя этот прыжок оборотный, но его можно рассматривать как совместную комбинацию двух прыжков: «разножки» и внутреннего одинарного Лутца. При правильном выполнении он оценивается очень высоко, как сложные двойные прыжки.
Техника подхода, толчка и приземления аналогична технике прыжка внутренний Лутц. Фаза полета в начале выполняется так же, как в прыжке «разножка», а в конце, как обычный оборот, имеющийся во многих прыжках. После чего, резко сводят ноги и одновременно поворачивают туловище в сторону вращения, принимая вертикальное положение. Разучивать этот прыжок целесообразно только после того, как хорошо освоена техника прыжка «разножка», и сначала в зале, потом на льду.
Прыжок Лутц махом. Особенность этого прыжка в том, что фигуристы выполняют его каскадом, в несколько прыжков подряд.
Подход к прыжку осуществляется с внутренней дуги тройкой вВнН. Прыжок начинается резким выпрямлением опорной ноги и поворотом туловища по направлению вращения. Вместе с туловищем поворачивают плечи и руки до отказа в том же направлении. Оттолкнувшись, группируют ноги и руки одновременно. Разгруппировка-и приземление обычные.
Прыжок Тулупп (двойной). В этом прыжке подход с тройки вВнН ничем не обличается от подхода к рассмотренному выше прыжку Лутц махом. Вместе с опорной ногой разворачивается туловище по направлению естественного вращения и широким движением отводится назад свободная нога. Резко поставив носок свободной ноги на лед, выполняют группировку туловища, сохраняя вертикальное положение. Поставив толчковую ногу на лед, приостанавливают скольжение, в то время как туловище продолжает разворачиваться в сторону вращения. Последующие фазы этого прыжка не имеют никаких особенностей в технике исполнения.
Современная gрограмма произвольного катания фигуристов старших разрядов насыщена не только прыжками и вращениями. В ней мною и других элементов, таких, как спирали, кораблики, циркули, шаги и прочие. Поэтому делать упор на разучивание одних лишь прыжков и вращений, пренебрегая остальными элементами, не следует.

Парное катание

Парное катание очень многообразно и богато по содержанию, в него Входят и элементы одиночного катания, такие, как прыжки, вращения, остановки, и специфические парные - обводки, поддержки и другие. Это дает возможность фигуристам создавать яркие, впечатляющие программы.
Значительное место в композициях пар отводится так называемому «теневому» исполнению элементов, когда фигуристы на определенном расстоянии друг от друга синхронно выполняют одни и те же движения. Обычно это разбеги, комбинации из разнообразных шагов или прыжки, вращения и т. д. При «теневом» исполнении элементов надо обращать внимание на то, чтобы при скольжении сохранялось одинаковое расстояние между исполнителями, одинаковой была скорость и все движения были синхронны, то есть чтобы ни на миг не терялось впечатление единства действий партнеров.
Ряд элементов произвольного катания партнеры выполняют совместно: парные спирали, кораблики и всевозможные позы. Эти фигуры очень зрелищны, они позволяют создать партнерам определенный образ, раскрыть внутренний смысл музыкальной фразы, придать своеобразный характер всей программе.
и т.д.................

Фигурное катание - вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании.

Фигурное катание в отличие от свободного оздоровительного катания на коньках получило свое название в связи с тем, что правила соревнования фигуристов предусматривают исполнение обязательных геометрических фигур на льду - кругов, параграфов, восьмерок, где демонстрируется искусство владения коньком.

История фигурного катания


Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го - начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов - костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII-XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 века и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

Виды фигурного катания



Мужское и женское одиночное фигурное катание

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов - шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап - короткая программа, второй этап - произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.
В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.
В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.
В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы - один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.
Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.

Синхронное фигурное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) - до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) - 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) - 14 лет и старше.
Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.
В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.
Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Физиологические особенности данного вида спорта


Фигурное катание сочетает высокие динамические и статические силовые, гравитационные и координационные нагрузки, оказывая тем самым развивающее и тренирующее воздействие на все основные физиологические системы и функции организма, повышая его физическую работоспособность и устойчивость к стресс-напряжениям.

Фигуристы отличаются стройной фигурой, гармонично развитой мускулатурой, красивой осанкой. Благодаря множеству упражнений, требующих позвоночника, повышается его гибкость и подвижность, а у детей с дефектами осанки достигается коррекция деформаций.

Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве.

Зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку. В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.

В 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали убедительную победу.

Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.

Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.

В России было известно ещё с времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.

Русское фигурное катание , как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.

В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.

Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924 года. С 1930 года чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки. Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908 в Санкт-Петербурге, победителями стали немецкие фигуристы.

Четвёртый вид фигурного катания - спортивные танцы на льду - родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952 году в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане. Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции.

Начиная с 1983 года, в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты по синхронному катанию. А в 1988 году эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Соревнования по парному катанию впервые состоялись в Канаде в 1914 году и регулярно проводились до 1964 года, а возобновились в 1981 году. Лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.

Популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А. Хюблер - Г. Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу летних Олимпийских игр в Антверпене (1920), впоследствии оно было представлено на всех Зимних Олимпийских играх. Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трёхкратные олимпийские чемпионки - Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (СССР).

На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) американский фигурист Дик Баттон буквально произвел переворот. Именно с него в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. Баттон буквально летал над катком. Наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании.

Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976 в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду.

Элементы фигурного катания

Перед выступлением фигурист подает официальную форму, где описано примерное содержание программы: какие элементы и в какой последовательности будут исполняться.

Шаги

В программах исполняются дорожки шагов и шаги,как связующие элементы.

Спирали

Спираль — cпиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону). Рисунок последовательности спиралей это любая комбинация дуг (на ребрах – спирали по прямой игнорируются и не считаются в число позиций). Только первые три дуги рассматриваются для получения черт Уровней сложности. Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Самой распространенной спиралью считается «ласточка» . В «ласточке» свободная нога может находится от 90 градусов относительно льда до полного шпагата.

Бильман — выполняется с поднятием свободной ноги, захватом лезвия конька руками и прогибом в спине. Назван в честь Дениз Бильман, которая впервые исполнила на международных соревнованиях бильман как элемент вращения. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Вращения

1) Простые; 2) Со сменой ноги или комбинированные; 3) Совместные; 4) Танцевальные.

Прыжки во вращении

рёберные:

Аксель

Прыжок Аксель назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. (рёберный прыжок)

Риттбергер

Риттбергер (англ. loop) - прыжок назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году. (рёберный прыжок)

Сальхов

Сальхов (англ. Salchow) - прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году. (рёберный прыжок)

зубцовые:

Тулуп

Тулуп (англ. toe loop) - прыжок впервые исполнен американским фигуристом Брюсом Мейпсом в 1920 году. (зубцовый прыжок)

Флип

Флип (англ. flip) - прыжок исполняется толчком зубца опорной ноги при движении назад на внутреннем ребре другой ноги. Выезд осуществляется на толчковую ногу.

Лутц

Прыжок Лутц назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. (зубцовый прыжок)

Фигурное катание - конькобежный олимпийский вид спорта, основная идея которого заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду на коньках и выполнении специальных элементов под музыку. Фигурным катанием занимаются как мужчины, так и женщины.

История возникновения и развития фигурного катания

Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.

Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.

К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.

В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.

Правила в фигурном катании

Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.

В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы - короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.

Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).

В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.

А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего - 50 %.

Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины — выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.

Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Ледовое поле

Как правило, это стандартная площадка размерами: 30 х 60 метров. Имеет пластиковые или подвижные борта. На ледяном поле должен быть очень качественный чистый и ровный лед, это достигается специальной техникой, погрешность неровностей не должна превышать 0,50 см.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

Профессиональные коньки для фигурного катания изготавливаются из толстой прочной кожи, имеют длинную шнуровку и большой язычок. Для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются индивидуально. Лезвия производятся из карбоновой стали и состоят из двух частей. Вогнутая бородка для хорошего скольжения по льду. Носовая часть с зубцами, для исполнения толчков и некоторых элементов программы.

Костюм для фигурного катания должен изготавливаться из легких и эластичных материалов, как правило, это стретчевые ткани. Костюм фигуриста отражает стиль исполнения программы и музыку.

Судейство

  • Главный судья — отвечает за организационную составляющую соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
  • Технический специалист с помощником — фиксируют элементы, падения.
  • Технический контролёр — контролирует работу технической бригады.
  • 9 судей — оценивают качество исполнения.

Популярные соревнования по фигурному катанию

Самой высшей наградой по фигурному катанию является золотая медаль на зимних Олимпийских играх. Кроме Олимпийских игр есть ещё ряд очень крупных чемпионатов по фигурному катанию:

  • Чемпионат мира (ЧМ) — ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ISU).
  • Чемпионат Европы — ежегодное соревнование по фигурному катанию среди фигуристов европейских стран.
  • Чемпионат четырёх континентов (Азии, Африки, Америки и Австралии) — ежегодное соревнование по фигурному катанию, аналог чемпионата Европы для неевропейских стран.
  • Командный чемпионат мира — международные командные соревнования по фигурному катанию, проводятся один раз в два года.
2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Фигурное катание".



mob_info