Как называется рыцарский турнир. Военные турниры XIV века или как поддерживали себя в форме рыцари

Для рыцарей война была образом жизни, основным или единственно возможным профессиональным занятием. Их карьера, :лава, богатство напрямую зависели от навыков владения оружием. Для поддержания формы и воспитания молодых рыцарей, не имевших боевого опыта, возникла потребность в специальных военных играх.

Ещё во время первого крестового похода (1096- 1099 гг.) рыцари развлекались в лагере игрой квинтана: всаднику надлежало на полном скаку попасть копьём в щит или голову манекена-мишени. В случае промаха или слишком медленного бега лошади в действие приводилась закреплённая на вращающейся балке рука манекена, ударявшая неудачника в спину. Из обычной тренировки эти игры постепенно превратились в состязания, где можно было отличиться и продемонстрировать своё превосходство в силе и ловкости.

В XI столетии существенные технические новации привели к появлению тяжёлой кавалерии и изменению тактики боя. Воины облачились в тяжёлые доспехи: сплетённую из металлических колец кольчугу с капюшоном и длинными рукавами; шл закрывавший лицо и шею; вскоре к ним чулки п рукавицы. Стали широко применяться шпоры, конские подковы; появилось высокое седло, обеспечивавшее более надёжную посадку всадника. Всё это позволило изменить технику владения копьём. Ранее удар наносился гремя способами: копьё метали, как дротик, или, зажав кистью руки, били сверху либо снизу, что затрудняло повторный удар.

XII век — поворотный период в развитии рыцарского турнира. Не столько королевские и церковные запреты, сколько эволюция самого турнира привела к тому, что он стал менее опасным-и более упорядоченным. Кровопролитные командные турниры — меле — постепенно ушли в прошлое. Состязания начали проводить на ограниченном пространстве перед стенами замка, на городской площади или специально построенном ристалище. А само слово «турнир» с того времени обозначает все виды мирных рыцарских состязаний с оружием.

Теперь стало возможно удерживать копьё под правым предплечьем и управлять им кистью руки, повысив тем самым точность удара. К тому же быстро возвратив копьё в исходное положение, воин вновь пускал его в дело. Благодаря этой новой технике начало применяться более тяжелое и длинное копье с щитком для упора кисти руки, ставшее основным оружием рыцарской атаки. Мчавшийся на огромной скорости всадник, одетый в тяжёлые доспехи, превращался в настоящий таран, способный, по словам византийской принцессы Анны Комнин, пробить стены Вавилона. Рыцарская кавалерия на несколько веков стала главной боевой силой, безраздельно господствовавшей на полях сражений Западной Европы.

Тяжёлое вооружение и сложная техника боя требовали от воина постоянных тренировок, большой физической силы, ловкости, совершенствования приёмов владения оружием и верховой езды. Кроме того, полная экипировка стоила слишком дорого, чтобы доверять её незакалённому воину.

В 60-х гг. XI в. - начале XII в. на севере Франции зародился и получил признание новый рыцарский вид спорта - турниры. А в 1125- 1130 гг. они уже прочно вошли в моду во Франции, Фландрии, Англии и Германии. Первоначально слово «турнир» обозначало внезапное столкновение отрядов противников во время войны, иную атаку, после которой обе стороны возвращались в лагерь. В начале XII - середине XIII в. турнир играл роль военной тренировки, вырабатывавшей у рыцарей навыки не только индивидуального, но и группового боя. Правила турниров ещё не были чётко определены, а риск физических увечий и гибели весьма велик. Турниры XII-XIII вв. мало отличались от стычек во время войны. Соревнование велось между двумя командами рыцарей, вступавшими в бой в открытом поле. Не существовало ещё специального турнирного оружия и доспехов: на турнирах рыцари сражались тем же, чем пользовались на войне. К обычному кольчужному доспеху с капюшоном и коническому шлему в 1150-1180 гг. добавились кольчужные чулки, а также кольчужные рукава и рукавицы, тесно облегавшие руки. В 1180-1220 гг. кольчужный доспех на груди стали усиливать металлическими или кожаными пластинами. Примерно в это же время начал распространяться большой, закрывающий лицо и шею шлем горшковидной формы с прорезями для глаз и доступа воздуха.

Участники турнира перед сражением. «Турнирная книга Рене Анжуйского». 1460-1465 гг.

Чтобы рыцари могли узнавать друг друга в бою, сверху на шлем крепилась деревянная или металлическая гербовая эмблема. Именно шлемы с гербовыми эмблемами выставлялись на «ярмарку гербов» - церемонию, во время которой герольды удостоверяли благородное происхождение участников турнира.

Вызывая зачинщика турнира на риста лище, его противник мог коснуться своим копьём одного из двух щит ов, висевших возле шатра: «щита мира» или «щита войны». В первом случае это означало, что рыцарь вызывает соперника на бой куртуазн ым, затуплённым, оружием, а во втором — свидетельствовало о намерени и сражаться насмерть боевым оружием.

Рыцарь вооруженный турнирным копьем, «Древнее оружие» 1842 г.

«Удар наносит храбрый англичанин

По панцирю тяжёлому копьём,

Гремят доспехи,но никто не ранен.

Вновь рыцари в порыве боевом,

Пылая гневом,чуждые испуга,

Отважно налетают друг на друга».

Вольтер.

«Орлеанская девственница»

В турнирной схватке разрешалось применять любые удары и любое оружие, кроме самострелов и луков с тяжёлыми бронебойными стрелами. Вполне этичным считалось атаковать группой одного противника, а продолжать участвовать в бою мог даже выбитый из седла рыцарь. Дозволялось сражаться и тем, кто потерял в бою свои доспехи и вооружение, поскольку не запрещалось использовать приёмы борьбы без оружия.

В начале XIII в. появилась более безопасная и менее кровопролитная форма турнира - беурд. Доспехом для него служили куртки из дубленой кожи или простёганной ткани, смягчавшие удары тупым оружием.

Беурд — дружеский турнир, проходивший между двумя командами рыцарей, единственный из всех состязаний не попадал под запреты Церкви. В беурдах разрешалось участвовать даже членам рыцарских монашеских орденов. Например, по уставу ордена тамплиеров рыцари могли сражаться только в беурде, и то при условии, что они не станут метать свои копья, а будут биться ими не выпуская из рук.

Сражение велось лёгкими тупыми копьями, деревянными мечами и палицами. В редких случаях, когда беурды проходили с особой роскошью, мечи и палицы делали из китового уса. Такое оружие стоило очень дорого, тем более что рукояти и клинки мечей, как правило, украшали позолотой или серебрили. Специальное вооружение для беурдов появилось в конце XIII в. и состояло из большого шлема и кожаных доспехов, более лёгких и эластичных по сравнению с металлическими. Когда беурды начали проводить в городах, в пылу сражения воины нередко разъезжались по городским площадям и улочкам. Поэтому обязательной частью экипировки участников беурда были бубенчики, пришитые к сбруе лошадей и доспехам всадников. Их звон предупреждал прохожих о приближении сражающихся рыцарей.

Другой разновидностью турнира стала джостра - парный поединок двух конных (реже пеших) рыцарей. Обычным оружием такого поединка являлось копьё, но могли применяться и боевые топоры, палицы или мечи. Всадники обменивались ударами, двигаясь навстречу друг другу полным галопом.

Джостра потребовала более прочных доспехов, защищающих всё тело рыцаря и способных выдержать прямое попадание тяжёлого копья со стальным наконечником. С середины XIII в. в употребление вошли тупые копья и наконечники в форме трезубца. Длина турнирных копий иногда достигала 11 футов (1 фут составляет примерно 30 см) от наконечника до щитка, прикрывавшего руку. Щиток всё больше увеличивался в диаметре и менял форму. Тяжесть турнирного

копья и его длина зависели от национальных традиций: французские рыцари предпочитали длинные, более гибкие копья, а немецкие - более короткие, но очень крепкие и тяжёлые.

«Перья шлемов, бляхи наручей, кольца панцирей разле~ стремительных ударов. Рыцари колют и рубят направо и в голову, то в грудь, отступают, сходятся, примериваются i сходятся, схватываются, извиваются, словно змеи, на к ал От наносимых ударов снопами сыплются искры».

Эволюция доспеха, начавшаяся в 20-30-х гг. XIV столетия, привела к возрастанию роли кованых стальных пластин, которые сперва усиливали кольчугу, а затем и вовсе заменили её. Это в полной мере относилось и к турнирному снаряжению. Большой шлем надевали для турниров с куртуазным оружием вплоть до начала XV в., в то время как для войны и смертельных поединков рыцари предпочитали шлем бацинет с подвижным забралом. В 30-х гг. XIV в. распространились новые элементы защитного вооружения из стальных пластин: для плеча и предплечья, латные перчатки, бжерелье для шеи, поножи и железные башмаки. Кольчуга становится короче, как и сюркотта (военная котта), которую носили поверх доспехов. Между сюркот- той и кольчугой уже с середины XIII в. одевают котту из кожи или простёганной подбитой ткани с закреплёнными на ней наподобие чешуи стальными пластинами.

Куртуазные мечи были тупыми. Чтобы при ударе такой меч не проникал в забрало шлема или щели между пластинами, его клинок делали шириной в четыре пальца, а для уменьшения веса — полым внутри. Небольшая крестовина турнирного меча прикрывала кисть и пальцы руки только от ударов, соскальзывавших по клинку вниз. Турнирная палица имела дисковидную гарду для защиты руки и изготовлялась из дерева. Она была легче боевой, а также более гибкой. Длина меча или палицы равнялась длине руки рыцаря, для которого они предназначались.

С конца XIV в. появляются грудины, снабжённые стальным крюком, а иногда также ремнями или петлями для пристегивания большого шлема. Грудины использовались исключительно на турнирах, равно как и специальная, усиленная стальными полосами рукавица для руки, в которой держали копьё. Эта рукавица вместе с крюком на грудине не только помогала удерживать копьё и уберегала кисть от повреждений, но и позволяла наносить удар силой всего корпуса, уменьшая нагрузку на руку. Левая часть тела и левая рука всё чаще защищались дополнительными стальными пластинами. В это же время широко распространяются стальные или кожаные конские доспехи, появившиеся ещё во второй половине XII в.

С XIV 7 столетии в турнирном вооружении происходит деление на куртуазное и смертельное оружие. Вероятно, смертельное турнирное оружие было точно таким же, как и обычное боевое, поэтому о нём нет упоминаний в письменных источниках. К куртуазному оружию относились тупые копья или копья с наконечником в виде трезубца, мечи, палицы, щиты, а также специальное защитное вооружение. В отличие от треугольного щита д ля смертельного боя - экю, куртуазный щит тарч имел овальную форму, а с правой стороны вырез для упора копья.

И XV в. экю вышел из употребления на войне, став атрибутом турнирных поединков. Щит изготовляли из дерева и обтягивали кожей; он также был снабжён ремнём, который вешали на шею, чтобы не потерять щит при ударе.

Куртуазные палицы и мечи использовались прежде всего на беурдах, в первой части схватки - палица и только затем меч; никакое другое оружие применять не дозволялось. Запрещалось иметь более одной палицы и меча, замена оружия слугами и оруженосцами определялась регламентом каждого турнира.
С XV в. вместо большого шлема на турнирах с куртуазными палицами и мечами вошёл в обиход шлем с забралом в виде вертикальной решётки - горилыо, который хорошо защищал от рубящих ударов, давая при этом лучший обзор.
Оружие для турнира должно было быть одинаковым для всех участников и изготовлено устроителем турнира; вызванные на поединок имели право выбирать его первыми. Перед началом состязаний длина и вес всех мечей, палиц и копий проверялись на соответствие установленным нормам, после чего оружие метили специальным клеймом, удостоверявшим его пригодность для состязаний.

Рыцарский турнир. Миниатюры. XV в.
Турнирные копья делали из мягких сортов древесины, осины или ели, чтобы при слишком большой нагрузке древки ломались, иначе всадник, нанёсший удар, рисковал вылететь из седла. В джостре счёт очков вёлся по сломанным копьям, а победа присуждалась рыцарю, сломавшему за турнир наибольшее количество копий.

Апогея развития турнир достиг в конце XV - первой четверти XVI в. при дворах императора Священной Римской империи Максимилиана I, короля Франции Франциска I и короля Англии Генриха VIII. Максимилиан I стал законодателем турнирной моды для всей Европы. При нём состязания проводились по правилам, чрезвычайно опасным для жизни сражающихся. Так, в конном копейном поединке штехцойге для победы надо было выбить противника из седла копьём с наконечником в виде трезубца. Поэтому доспех для штехцойга был особенно массивным, его вес достигал 60 кг. Специальный шлем, называвшийся «жабья голова», помещали на плечи кира сы так, чтобы при падении не пострадали шейные позвонки выбитого из седла рыцаря.

Участника турнира могли дисквалифицировать за отказ предъявить свое оружие судьям для осмотра, за крепление меча к кисти руки, за падение меча во время боя. Дисквалификация следовала удар ниже пояса, удар по лошади противника или по сопернику, оставшемуся без оружия. Запрещалось дважды во время боя снимать шлем, если только это не было связано с тем, что лошадь перестала повиноваться хозяину.

В другом виде копейного состязания, реннцойге, побеждал рыцарь, нанёсший точный удар в шлем или доспехи противника. Чтобы копьё, пробив доспехи, не причинило вреда сопернику, бронебойный конец наконечника имел небольшую длину, а дальнейшем) проникновению оружия препятствовал упор втулки. Иногда копьё делали так, чтобы при мощном ударе остриё вдавливалось внутрь втулки наконечника за счёт разрушения перемычки, изготовленной из менее прочного металла. К доспехам крепили на пружинных механизмах стальные пластины-щитки. При ударе пружины срабатывали и пластина откидывалась, демонстрируя точность попадания. Механизм мог быть встроен и в щит, который при точном и сильном ударе разлетался на куски.

Изощрённые турнирные доспехи этой эпохи были дифференцированы по видам поединков. Доспех из стальных пластин стал анатомическим - его формы скульптурно повторяли очертания тела, гибкое соединение пластин позволяло увеличить подвижность рыцаря. Голову защищал сферический! шлем с поднимающимся забралом - армэ. Вся поверхность такого доспеха была покрыта желобками и выступами, что облегчало вес стальных пластин и делало их более прочными. К тому же выступы и желобки размещались так, чтобы удар противника, попав на них, менял траекторию.

Снаряжение, предназначенное для пешего боя, часто снабжали дополнительной деталью — набедренниками в виде стальной юбки, хорошо защищавшей верх ноги от ударов двуручным мечом или алебардой.

Однако, несмотря на всё совершенство позднего турнирного доспеха, рыцарские схватки оставались делом весьма опасным. С середины XVI в. турниры в Западной Европе стали проводиться всё реже. На охлаждение к ним знати повлияла и трагическая гибель короля Франции Генриха II.

30 июня 1559 г. в Париже перед Турнельскпм дворцом проходил турнир в честь празднования свадьбы дочери Генриха II Елизаветы и короля Испании Филиппа II. Обломок копья соперника Генриха II

капитана шотландской гвардии Габриэля де Лоржа, графа де Монтгомери, прошёл сквозь забрало шлема и вонзился королю в глаз. Десять дней спустя Генрих умер в страшных мучениях. Особый трагизм этому турниру придали некие мистические обстоятельства. Было известно пророчество астролога Нострадамуса, написанное не позднее 1557 г. В 35-м четверостишии I центурии говорится: «Молодой лев превзойдёт старого. На п оле битвы в поединке один на один. В его золотой клетке ему выколют глаз».

Жена Генриха II Екатерина Медичи, знавшая это предсказание, просила супруга отказаться от участия в турнире. Дурные предчувствия мучили и маршала де Вьевиля; одевая доспехи на короля, он просил его отказаться от схватки. Был и ещё один зловещий знак: король участвовал в поединке на прекрасном коне, подаренном ему герцогам СавойскАм, звали коня - Злополучный.

Рыцарский турнир - военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище ". Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги (определённый свод правил, наиболее знаменитым из которых является "Турнирная книга" Рене Анжуйского, где детально прописаны все элементы позднесредневекового церемониала, связанного с турниром) и турнирные списки .

Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте ». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Происхождение и история развития

Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть. Вот как описывается поединок двух кавалеристов - датчанина и сакса - в поэме XIII ст. "Песнь о Нибелунгах":

Датчанин гневным взглядом окинул чужака

Коням всадили шпоры наездники в бока

Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,

И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.

С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,

Потом друг мимо друга как ветер понеслись.

Бойцы их повернули и съехались опять,

Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать.

Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.

Столбом взметнулись искры над шлемом короля,

Как будто кто-то рядом большой костер зажег,

Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не мог...

Подобные поединки были не редкостью в те времена, когда воинственный характер (а отчасти и нехватка денег) толкал рыцарей и оруженосцев на приключения.

Обстановка турниров

В случае, когда турнир проводился во время какого-то церковного праздника, то обычно его старались проводить недалеко от мест проведения ярмарок, дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляло собой весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватало, то его участники заранее брали с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремился взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекались реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраивались целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия брал с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требовала соответствующего обслуживания - и к месту проведения турнира стекались торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих были съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, где должен был проходить турнир, ограждалась деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам, которым выпала честь преподнести победителю турнира награду. В Манесском кодексе эти ложи прорисованы наиболее детально, также их изображения есть у Жана Фруассара.

Турнир. Миниатюра из хроник Жана Фруассара

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм, они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды ) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - апликацией.

Рыцарь в сюрко и горшковом шлеме с нашлемной фигурой, бурлетом и намётом. Современная реконструкция

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды. Йозеф Хейзинга говорит следующее:

В ношении платка или предмета одежды возлюбленной дамы, ещё сохранявших аромат ее волос или тела, эротический элемент рыцарского турнира выявляется столь непосредственно, как только возможно. Возбужденные поединком, дамы дарят рыцарям одну вещь за другой: по окончании турнира они без рукавов и босы

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

Церемониал

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом, который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту, где указывал имена и звания своих судей. При этом вызов посылался " не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам ". Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Рене Анжуйский так же пишет, что к кандидатам в судьи организаторы турнира обращались с письмами, и описывает подробно церемонию этого обращения, однако вполне могло хватить и устной договорённости.

После определения ими места и времени проведения турнира, главный герольд (Рене Анжуйский называет его "герольдмейстер ") с помощниками объявляют о проведении турнира следующим образом:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!

Да пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из земель (далее идёт перечисление земель вокруг) и всех других каких бы то ни было земель в этом королевстве и всех других христианских королевств, что не объявлены вне закона и не враги нашему королю, да хранит его Господь, знают, что в такой-то день такого-то месяца, в таком-то месте и в таком-то городе, состоится великий праздник и благородный турнир с булавами установленного веса и затупленными мечами, в соответствующих доспехах, с плюмажами, гербовыми накидками и конями, покрытыми попонами с гербами благородных участников турнира, согласно старого обычая;

Хозяева этого турнира - (именуются соответственно титулам) зачинщик, и (...)защитник;

И чтобы знать это лучше, все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из вышеуказанных владений и рыцари из любых других земель, кто не изгнан и не враг нашему королю, кто желает принять участие в турнире и ищет чести, могут нести эти малые щиты, что даются вам сейчас, дабы все могли знать, кто участвует в турнире. И каждый, кто хочет, может иметь их: эти щиты разделены на четыре части гербами четырёх рыцарей и дворян-судей турнира.

И на турнире дамами и девицами будут розданы почётные и богатые призы.

В дополнение я объявляю всем вам: принцам, сеньорам, баронам, рыцарям и дворянам, которые намереваются участвовать в турнире, что вы должны прибыть на постоялые дворы за четыре дня до турнира и выставить на обозрение ваши гербы в окнах, иначе вам не позволят участвовать; и это я говорю от имени моих сеньоров и судей, так что прошу меня простить. "

Сначала принцы, сеньоры и бароны, которые желают выставить на обозрение свои знамёна на турнире, должны приложить усилия, чтобы собрать окружение, особенно когда они въезжают в город, из как можно большего числа рыцарей и дворян, участвующих в турнире; и таким путём въехать в город, как следует далее.

А именно, боевой конь принца, сеньора или барона-предводителя рыцарей и дворян, сопровождающих его, должен войти в город первым, покрытый гербом предводителя, с четырьмя гербовыми щитами эмблемы предводителя, укреплёнными на конских ногах, на голове коня-украшение из страусиных перьев, на шее коня - связка колокольчиков, в седле - маленький паж, как больше нравится ему. И после коня принца должны точно так же идти боевые кони других рыцарей и дворян из его окружения, пара за парой, или один за одним, если Вам так нравится, с рыцарскими и дворянскими гербами на ногах коня, как выше описано. А после боевых коней должны идти, играя, трубачи и менестрели, или другие инструменты, какие пожелаете; а после них, герольды или их помощники, одетые в свои гербовые накидки; и после них, рыцари и дворяне со всеми их свитами.

Также, немедленно после того, как сеньор или барон прибывает на постоялый двор, он должен выставить свою гербовую накидку в окне. Он должен приказать герольдам и их помощникам вывесить длинную доску, прикреплённую к стене фасада его пристанища, на которой нарисован его герб, а именно его навершие шлема и щит, а также тех из его свиты, кто будет участвовать в турнире, как рыцарей, так и дворян. И он должен приказать выставить своё знамя в верхнем окне постоялого двора, висящее над дорогой; и для выполнения этого герольдам и их помощникам требуется заплатить четыре су для вывешивания каждой гербовой накидки и каждого знамени, а они должны раздобыть гвозди и верёвки, чтобы прибить и поднять или опустить знамёна, вымпелы, гербовые накидки, когда это потребуется. И заметьте, что хозяева турнира должны делать то же, что и другие сеньоры и бароны, вывешивая свои атрибуты в окнах постоялых дворов: здесь нет разницы, кроме того, что они должны выставить на обозрение их флажки со знамёнами: а для чести баронов, вывешивающих свои знамёна в окнах, необходимо вывесить ещё и гербовые накидки не менее пяти участников турнира из их окружения.

Следующая церемония - открытие турнира. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. С благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным. После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d"honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому дамской милостью (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию.

Участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика.


Манесский кодекс. «Генрих фон Бреслау» - вручение награды на турнире. Миниатюра

Поединки

Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты). Турниры прекратились в XVI веке, когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 год на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.

- военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Средневековые развлечения: Рыцарский турнир

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.



Условия (правила)

были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.


Рыцарские турниры представляли собой воинские состязания, во время которых два всадника, вооруженных копьями, пытались выбить друг друга из седла. Это состязание могло быть самостоятельным или являться частью большого турнира, куда входили другие спортивные дисциплины, такие как рукопашный бой. Однако в основе самого турнира лежала система подсчета очков, при которой каждый реальный удар, нанесенный противнику, приносил нанесшему его рыцарю определенное количество очков, сумма которых зависела от того, куда именно пришелся удар. Так, если всадник наносил своему противнику удар по шлему, то он получал два очка, в то время как за удар по нагрудным латам было положено всего одно очко. Если всаднику удавалось выбить противника из седла, он получал три очка, и состязание считалось завершенным. Важно, что очки приносили только настоящие удары, при которых ломалось древко копья. Скользящие, нечестные удары и удары, не ломающие копья, не засчитывались. Для каждого турнира всадник вооружался тремя копьями, которые использовались в серии из трех атак. Перед каждым турниром все копья измеряли, чтобы убедиться, что они равной длины и никто из соперников не получит преимущества. Кроме того, каждое состязание проходило по строгим правилам, и только оруженосец имел право подавать всаднику новое копье и помогать ему, если его сбросили с лошади. Правила предписывали, чтобы у каждого рыцаря, принимавшего участие в турнире, была лошадь и собственные доспехи, потому что в случае поражения победитель мог потребовать их в качестве трофея. Конечно, было и самое важное правило: в турнирах могла принимать участие только знать. Если турнир был частью крупных состязаний, они также включали рукопашный бой. Он проводился почти по тем же правилам, что и турнир, и рыцарь, нанесший своему сопернику три удара, считался победителем. Какое оружие и стили боя разрешалось использовать, объявлялось непосредственно перед турниром.

В историческом плане рыцарские турниры возникли в классическом средневековье (1000 - 1300), и в их основу легли приемы владения копьем, существовавшие в кавалерии. К XVII в. турниры из кровавого спорта постепенно превратились в спортивные рыцарские состязания, какими их и помнят до сих пор. К примеру, в правление королевы Елизаветы I (1558 - 1603) турниры были окружены романтическим ореолом и стали известны скорее как развлечение, нежели демонстрация воинской доблести.

Либо баронами , крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови , в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы . Турнир происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище ». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды , они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки . Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте ». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов(melee - фр.), формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Происхождение

Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть.

Обстановка турниров

В случае, когда турнир проводился во время какого-то церковного праздника, то обычно его старались проводить недалеко от местных торговых центров (мест проведения ярмарок), дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляло собой весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватало, то его участники заранее брали с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремился взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекались реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраивались целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия брал с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требовала соответствующего обслуживания - и к месту проведения турнира стекались торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих были съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, где предстоит турнир, ограждалась деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам, которым выпала честь преподнести победителю турнира награду. В Манесском кодексе эти ложи прорисованы наиболее детально, также их изображения есть у Жана Фруассара .

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - аппликацией.

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды.

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности, избранной им дамы сердца.

Церемониал

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом, который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту, где указывал имена и звания своих судей. При этом вызов посылался «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам ». Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Рене Анжуйский пишет, что к кандидатам в судьи организаторы турнира обращались с письмами, и описывает подробно церемонию этого обращения, однако вполне могло хватить и устной договорённости.

После определения ими места и времени проведения турнира, главный герольд с помощниками объявляют о проведении турнира.

Следующая церемония - открытие турнира. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. С благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным. После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d’honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому дамской милостью (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика.

В этот день тоже происходят танцы и объявление о начале турнира.

Поединки

Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты). Турниры прекратились в XVI веке , когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 году на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей , когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.



mob_info