Сноукайтинг: чем хорош и где кататься. Граундланч: парашют и лыжи

С парашютом на лыжах или введение в кайтинг

«Как называется катание с парашютом на лыжах …». «На парашюте и доске по воде – что за спорт?». «Экстремальный спорт, где парашют и сноуборд – что это?». Лишь в 10% случаев авторы таких поисковых запросов имеют в виду «спидрайдинг». К тому же, там используется параплан. Остальные, мельком увидевшие воочию, но не знающие, что это такое – подразумевают кайтинг .

Кайтинг (он же кайтсерфинг или сноукайтинг) медленно, но верно проникает в народные массы. В кайтинге для передвижения по суше или воде используется сила ветра, захваченная кайтом – огромным воздушным змеем. Именно кайт многие и принимают за парашют.

Однако разница между кайтом и парашютом огромна – начиная с размеров и заканчивая формой и функционалом. Кайт меньше, проще, безопаснее, доступнее, практичнее. Если сравнивать кайт с чем-то привычным…То пожалуй – это сродни велосипеду. Просто он летает, и легко помещается в рюкзаке.

Экстрима и дороговизны в кайтинге содержится ровно на столько, насколько вы решите сами. Как в случае с велосипедом, лыжами, коньками или санками. Именно поэтому он и становится достоянием самых обычных людей – таких, как вы. И превращает обычных людей в необычных.

Почему кайтинг выбирают все чаще?

  • Кайтинг красив – пожалуй, никто не останется равнодушным при виде полета кайтов. Вами будут восхищаться так же, как когда-то восхищались вы, наблюдая эти полеты.
  • Кайтинг универсален — вам не нужны горы и подъемники, морские волны, яхты и круизы. Вам нужен лишь кайт, снаряд скольжения и ветер – и любое заснеженное поле или речная отмель станут курортом.
  • Кайтинг вне сезонов – вы можете заниматься в любое время года, меняя лишь снаряд скольжения. Серфовая доска, сноуборд или лыжи, маунтинборд – лишь бы поверхность была ровной.
  • Кайтинг вне возраста – самому старшему кайтеру перевалило за 80, а самый юный едва умеет говорить. Начиная в любом возрасте – вы начинаете вовремя.
  • Кайтингу учатся за 7 занятий: и вам не понадобится для этого ничего, кроме желания, ведь все учебное оборудование предоставляют кайт-школы. Крутая физподготовка тоже не требуется – она появится в процессе.

А если нужны подробности, то на нашем сайте есть все, что вы хотели узнать о том самом спорте, который «с парашютом на лыжах», но не знали, где бы это найти:

Кайтинг — что это такое: ликбез для новичков

Здесь вкратце собрано все, что вы хотели бы «с налету» узнать о кайтинге. Обо всем понемножку – но о главном, чтобы белых пятен, вроде мифического «парашюта», не осталось совсем.

Здесь вы узнаете почему кайтинг – спорт не для всех, но точно для вас. Оцените степени риска в кайтинге и сравните со своими страхами и возможностями. Убедитесь в его финансовой доступности. И возможно, уже сделаете вывод: подходит ли вам этот спорт.

В этом разделе, как вы уже поняли, содержатся те самые бесценные советы. А в качестве бонуса – подробное описание, какие виды кайтов бывают.

Разумеется, не для того, чтобы вас загрузить, а наоборот – чтобы помочь разобраться. Потому, что сакральный вопрос «Какой кайт выбрать» — преследует на определенном этапе каждого новичка.

Возможно, эта статья убережет вас от скоропалительных решений и необдуманных трат. И совсем здорово будет, если именно она поможет сделать вам правильный выбор своего воздушного змея.

Сноукайтинг и кайтсерфинг: Что? Где? Когда?

Или все о сезонном кайтинге в суровых российских реалиях, которые на поверку окажутся не такими уж и суровыми. Вы узнаете, чем зимний кайтинг отличается от летнего, где в России можно отлично вкатить на кайте, а где кататься точно не стоит.

А потом сами сможете сделать вывод, какой сезон наиболее благоприятен для начала именно вашего обучения.

Обучение кайтингу: самые лучшие способы

Научиться управлять кайтом максимально быстро и без лишних затрат нервов, денег и времени? Это вполне возможно, и доступно практически каждому.

В наше время существует огромный выбор кайт-школ и выездных кайт-кемпов, в которых работают настоящие профессионалы, мастера своего дела. И они по-настоящему любят учить.

Но учтите: не все способы обучения одинаково полезны. А есть вообще откровенно вредные, и даже опасные для здоровья. Как избежать распространенных ошибок при обучении и как найти свою, идеальную кайт-школу – вы узнаете в этой статье.

Снаряжение для кайтинга: выбираем стафф

Стафф – это и есть кайт-снаряжение. Важная деталь, или – вернее – несколько важных деталей в экипировке любого кайтера. В первую очередь это, конечно, трапеция и снаряд скольжения: без них вы далеко не уедете даже на самом лучшем кайте.

И их тоже существует великое множество – а выбрать для начала надо что-то конкретное. Но не волнуйтесь: эта статья вам поможет.

Кроме них кайтер обязательно должен обзавестись надежным шлемом. А также в зависимости от сезона – подходящей одеждой. Обо всем этом мы тоже кратко расскажем в разделе о стаффе.

Одежда для кайтинга: гидрокостюм, комбинезон и прочие тапочки

В этой статье мы подробно рассмотрим еще один элемент, без которого ваша каталка будет немыслима. Это — одежда для кайтинга. Казалось бы — не так уж важно, что на вас одето, был бы кайт — но не все так просто.

Из этого раздела вы узнаете, что именно вам нужно будет обязательно приобрести, если вы решили подружиться с кайтингом надолго.

Здесь по всем законам жанра – должно быть глубокомысленное заключение, но мы не будем тратить на него ваше время. Ведь ваше увлекательное путешествие в мир кайтинга только начинается!

Мы не знаем, станет ли он частичкой вашей жизни: все зависит от вас. Но зато мы точно знаем, что вы больше не спутаете кайтинг «с парашютом на лыжах»!

В России все больше набирает популярность новое увлечение - кайтсерфинг. Экстремалы катаются на сноубордах, цепляясь за парашют. Двукратный чемпион мира Артем Гаращенко дал мастер-класс сайт по экзотическому виду спорта и рассказал, как настраивать кайт «по циферблату», о «войне» между спортсменами и рыбаками и о выборе идеального льда.

Профессиональный сноукайтер Артем Гаращенко на своем сноуборде буквально летает по снегу. Прицепившись к парашюту, на профессиональном языке — к кайту, он набирает скорость около 70 километров в час и прыгает в высоту на 15 метров. В свои 20 лет парень уже стал двукратным чемпионом мира, чемпионом Европы, России, а в начале января выиграл первый этап Кубка России в Казани.

Сноукайтинг, зародившийся в 70-е годы на склонах Альп, появился в России в конце 90-х годов, а до Екатеринбурга дошел лишь к двухтысячным.

Артем занимается этим экстремальным видом спорта уже десять лет. Сейчас застать его в Екатеринбурге с началом зимнего сезона практически невозможно. На днях он вернулся с соревнований из Татарстана, а на момент публикации уже отправился на следующие состязания. Но даже в те редкие моменты, когда спортсмен оказывается дома, он не оставляет свое увлечение и тренируется на Шарташе. Здесь его отец организовал кайт-серф станцию UBA, которая пользуется популярностью среди многих любителей парусного экстрима.

Прежде чем отправиться на лед, мы с Артемом заходим на серф-станцию — в уютную комнату, где хранится множество медалей и кубков спортсмена, его аммуниция, тут же организован небольшой магазин аксессуаров. Первым делом Артем выдает мне защиту: наколенники, шорты, шлем. Кайт — вещь непредсказуемая, любое неправильное действие может стать причиной жесткого падения. Из одежды подходит обычный горнолыжный костюм, как для сноубординга.

«Самое комфортное катание - при температуре от нуля до минус десяти градусов. При такой погоде не холодно, но и не сыро, лицо не обветривается. Когда минус пятнадцать, уже трудно заниматься», — рассказывает JustMedia Артем.

Пока я переодеваюсь, Артем подготавливает для меня спортивный инвентарь: сноуборд, парашют, стропы. Все элементы мы укладываем в пластиковые сани. Я спрашиваю: «Теперь куда?». В ответ Артем неопределенно показывает мне куда-то вглубь заледеневшего озера.

По словам Артема, кататься нужно на удалении от берега не только для того, чтобы не улететь на деревья или не врезаться в камни. Чем дальше от земли, тем ровнее и сильнее дует ветер. По дороге натыкаемся на елочную ветку, воткнутую в лунку во льду. Вдали на горизонте виднеются палатки. Как оказывается — рыбаки. Между кайтерами и удильщиками не редко происходят стычки.

«Мы, видите ли, мешаем им рыбу ловить. Когда рядом проезжаем, распугиваем весь улов. Мы войну не разводим, но они оставляют после себя разбитые бутылки, ставят ледяные стены, которые в сумерках можно не увидеть и впечататься. Тогда ни тебе, ни сноуборду мало не покажется. Рыбаки не привязаны к какому-то клубу или обществу и никак воздействовать на них нельзя», — сетует Артем.

Тем временем, преодолев немалую дистанцию, мы находим для себя подходящее место. Оставляем все вещи и приступаем распутывать стропы. Их длина 24 метров, на такую высоту парашют сможет подняться в воздух.

«Длина строп варьируется от 19 до 32 метров, чем длиннее, тем больше амплитуда движения кайта и тем большей резкости от него можно добиться. Длинные стропы используют для гонок, для фристайла обычно подходят 22-метровые, на них удобнее всего прыгать», — замечает Артем.

Сперва неудобно распутывать веревки в зимних перчатках, но руки привыкают. Опытные спортсмены все делают на автомате, говорит Артем. Затем начинаем раскладывать кайт. Как оказалось, Артем выбрал для меня свой чемпионский парашют, с которым он выиграл этап Кубка России в Казани. Площадь кайта 15 квадратных метров — один из самых больших парусов.

«Сегодня ветер слабый, поэтому он отлично подойдет», — заявляет Артем.

Накачав опорные элементы кайта до 8 атмосфер, мы начинаем крепить его к стропам. С левой и правой стороны по две веревки, которые позволяют направлять парашют и держать его под контролем.

Последнее, что надо сделать при подготовке — прикрепить кайт к себе. На тело одеваю трапецию с крюком, за который и цепляется парашют. В случае чрезвычайной ситуации здесь предусмотрено два вида страховки. Первая при выдергивании опускает парашют на землю, вторая полностью отцепляет человека от неуправляемого снаряда.

«Мне страховкой не часто приходилось пользоваться. В основном, когда с кем-нибудь перепутывался стропами, обычно с учениками, которые едут и не понимают, что делают. В итоге цеплялись, какая-нибудь стропа рвалась», — рассказывает спортсмен.

Вся подготовка заняла около 30 минут, голова идет кругом от количества различных деталей. Но Артем шутит, это только начало. Он начинает объяснять, как удерживать парашют в воздухе. Прежде чем поднять его, определяем в какую сторону дует ветер. Пока сноуборд лежит в сторонке, но и без него удержать кайт оказывается не так-то просто. Особых физических усилий это не стоит, но требует сильной концентрации.

«Траектория кайта в воздухе представляется нам в виде верхней части циферблата. Когда кайт находится строго над нами — это нейтральное положение — 12 часов. Уводим в левую сторону — 11 часов, ниже 10 и крайнее положение — 9 часов. Точно также справа, крайнее положение — это 3 часа, затем 2 и 1 час», — поясняет профессиональный экстремал.

Постепенно начинает получаться управлять кайтом, появляется чувство, когда стоит ослабить тягу на стропы, а когда наоборот усилить, чтобы не дать ему опуститься вниз. После нескольких упражнений мне уже кажется, что я стал «богом кайтсерфинга», Артем несет мне сноуборд.

Стоит отметить, что для сноукайтинга нужен опыт занятий горнолыжными видами спорта, иначе обучение может продлиться гораздо дольше. К счастью, Артему не приходится меня учить кататься еще и на доске. Он объясняет: главное — всегда держаться на заднем канте (делать упор на пятки).

«Хуже всего, если встанешь на передний кант», — с улыбкой говорит мой учитель.

К его словам я уже сильно не прислушиваюсь, предвкушая долгую поездку на сноукайте по бескрайним просторам Шарташа. Но первый же порыв ветра в прямом смысле опускает меня на землю. Не смотря на все призывы тренера, я сделал наклон на передний кант, и парашют метров 10 тащит меня по земле. К счастью, на голове шлем.

Оказавшись на земле, я сам ставлю перед собой непростую задачу — подняться на ноги с помощью тяги парашюта. Однако все мои попытки заканчиваются тем, что кайт поднимается в воздух и рушится на землю с огромной высоты. Артем успокаивает, от таких падений со снаряжением вряд ли что-то случится.

«Райдеру среднего уровня, который выходит на лед только по выходным, одного кайта хватит, примерно, на три года. При более частом катании кайт изнашивается за сезон. Выветривается пропитка, он начинает пропускать воздух. Тогда его надо менять», — объясняет Артем.

Пока он пытается мне дать какие-то советы, кайт продолжает меня мотать по снегу, горнолыжная экипировка оказалась весьма кстати.

«Ты практически не упираешься кантом доски. Надо колени согнуть сильнее, боком доски упереться и давить ногами максимально. Тогда кайт тебя поставит», — советует экстремал.

После нескольких неудачных попыток, когда ветер чуть ослабевает, я наконец управляюсь с непослушным кайтом и встаю на ноги. Ветер тут же придал мне скорость, и я буквально лечу по льду, за секунды оставив далеко позади своего наставника, идущего пешком. На скорости доска становится более управляемой, а парашют держится в воздухе то ли благодаря моим стараниям, то ли удачно пойманному порыву ветра. Я смог проехать на доске около 100 метров — мой личный рекорд. Но о том, чтобы попытаться прыгнуть на ней, речи даже и не идет. Кажется, что скорость я набрал приличную. Но Артем умеряет мои амбиции — 15-20 километров в час. Далековато до двукратного чемпиона мира. В 2013 году в Финляндии Артем смог разогнаться до 78 километров в час.

«После 70 километров в час становится уже немного страшно, но что-то движет дальше, хочется разогнаться до максимума. Скорость зависит, в первую очередь, от силы ветра, во вторую, от покрытия, как снег лежит. Если он рыхлый, то сильно не разгонишься. Если чистый лед, то никакого сопротивления нет, доска скользит как коньки по льду. Последнее время то снег идет, то ветер сильный, то рыбаки хозяйничают, так что покрытие на озере стало неровным. Вот когда снег сойдет и лед будет ровный, тогда будет много рекордов», — размышляет Артем.

Он замечает, для новичка я показал совсем неплохой результат. Обычно он ставит учеников на кайт, примерно, за 6 часов, мне же удалось поехать спустя 1,5 часа.

«Если будешь тренироваться, то и до чемпиона мира недалеко», — шутит мой наставник.

Правда, тренировки влетят в копеечку. Полный комплект обмундирования обойдется примерно в 100 тысяч рублей, на цены сильно подействовал экономический кризис, они выросли в два раза. Можно закупить подержанное оборудование, которого хватит ненадолго. Но потратившись, вы вряд ли пожалеете о покупке. От занятий кайтсерфингом захватывает дух. Огромный плюс кайтсерфинга в том, что ты можешь кататься безостановочно, тогда как при сноубординге склон горы всегда имеет конец.

Примерно в 30 км. от Самары, не доезжая пос. Рощинский, любители острых ощущений – сноукайтингисты облюбовали для катания место, на много километров свободное от деревьев и кустарников. Покрытый ровным слоем чистого искрящегося на солнце снега, участок пахотной земли, на время зимних морозов превратился в место сбора любителей покататься на лыжах с парашютом- сноукайтинг. На несколько километров, до самого горизонта растянулись разноцветные «воздушные змеи» - кайты.
Фото. Сноукайтинг

Из истории : В 1937г советские лётчики в составе первой воздушной экспедиции на Север,при базировании на острове Рудольфа использовали парашют и лыжи для передвижения на аэродром, находящийся на вершине острова. Сегодня, этот вид спорта немного разнообразили, и он стал более популярным, чем прежде. Сноукайтинг это не только экстремальный вид спорта, а один из видов активного отдыха. Человек встает на горные лыжи или сноуборд и его на буксире силой ветра по снегу или льду тащит большое крыло, напоминающее парашют или параплан. Чаще всего для кайтинга, а точнее сноукайтинга, выбирают горные лыжи или сноуборды.

Фото. Экстрималы

Смотришь на лыжников, с парашютом в руках, на скорость, которую они развивают, даже при небольшой силе ветра, на прыжки и крутые повороты, и «дух захватывает». Невольно появляется желание самому встать на сноуборд и взять в руки «воздушного змея»…

Фото. Начинающий сноукайтингист.

А мы тем временем берем обычные беговые лыжи и проехав 2,5 км. в сторону Рощинского, попадаем в лесополосу. Табличка оповещает нас о том, что это Генковская лесополоса, памятник природы.

Фото. Начало лесного массива

Лыжню в лесу, конечно, никто не проложил, но зато вдоль лесополосы есть укатанные снегоходами тропинки. Причем можно выбрать место, где нет ветра. Лесной массив тянется с севера на юг, тем самым защищая лыжников, от северного ветра, или от южного.

Фото. Дорога вдоль леса

Необычный вид открывается на заснеженные поля, когда то засеянные подсолнечником. Несколько нескошенных стеблей с поникшими «головами» приветствуют Вас среди белой, ледяной пустыни, напоминая о лете и теплых днях.

Фото. Подсолнух

Фото. Поле

В лесу притаилась башня, скорее всего это военный объект, ведь неподалеку базируются военные части. Очень колоритное строение прячется глубоко в лесу, но при желании до него можно добраться на лыжах сквозь кустарник и ветви деревьев.

Фото. Башня

Удачных Вам путешествий!

Или доске по снежной поверхности под воздействием силы ветра с помощью воздушного змея (кайта, англ. kite). Также этот вид спорта называют сноукайтинг, кайтбординг, снокайтбординг, но эти слова с трудом выговариваются в русском языке, и поэтому мы о них забудем:).

Кайт состоит из купола и прочных строп длиной около 25 м, которые с одной стороны крепятся к куполу, а с другой стороны – к специальной планке управления, которая находтся в руках у райдера, и к трапеции , которая опоясывает спортсмена.

Катание происходит так:

  1. спортсмен подготавливает купол
  2. разворачивает купол и стропы на снегу
  3. закрепляет на ногах лыжи или сноуборд
  4. закрепляет стропы на своей трапеции и на планке, берет в руки планку, особым образом подтягивает стропы, кайт взлетает в воздух и начинает тянуть райдера
  5. далее происходит движение по снегу, направление и скорость движения регулируются кайтом (руками) и лыжами/сноубордом
  6. для опытных спортсменов возможно за счет подъемной силы кайта.

Опытные спортсмены могут выполнять различные трюки на кайте

Оборудование для зимнего кайтинга

Для занятий сноукайтингом вам понадобится:

  • кайт для сноукайтинга,
  • трапеция,
  • доска (сноуборд) или лыжи,
  • правильная одежда и экипировка.

Прогресс не стоит на месте, и с тех пор, как кайтинг на снегу получил свое развитие, снаряжение для кайтинга становится все более безопасным и удобным.

Как выбрать кайт для зимы

Профессионалы советуют покупать всесезонный универсальный кайт, так как его можно будет использовать и летом для катания по воде.

Однако если вы новичок, для начала для освоения принципов управления кайтом вам понадобится пилотажный или тренировочный кайт – это кайт небольших размеров, который поможет овладеть необходимыми навыками управления. Эти навыки пригодятся вам для маневрирования большим кайтом.

Полноценные спортивные кайты бывают двух видов:

Надувные кайты обладают жесткой формой, которая задается с помощью надувного каркаса, который необходимо надувать с помощью насоса. Надувной кайт зимой может лопнуть от сильного мороза или от наезда на препятствие. Такие кайты нельзя использовать при морозе ниже -25 градусов. Но вместе с тем они более безопасны, имеют более высокую управляемость, чем парафойлы, будь это катание по воде или суше.

Парафойл-кайты устроены по принципу параплана, они легче надувных и не требуют насоса, более износостойкие, занимают меньший объем для переноски, легко собираются. Для сравнения, в 1 рюкзак для переноски надувного кайта может вместиться до 4 парафойлов. Для запуска и посадки парафойла не нужен напарник, с этим заданием можно справиться и в одиночку. Парафойлы не предназначены для воды, после падения в воду его нельзя заново запустить в воздух.

Выбор сноуборда или лыж

Есть несколько отличий между или лыжах с горы и катанием на кайте. Эти различия обуславливают соответствующую разницу в снаряжении.

  • При катание на кайт райдеру важно сохранять прямолинейное движение, прыгать и приземляться, поэтому для экстремальных райдеров доска длиннее, шире и жестче. Для обычного спокойного катания можно использовать обычный твин-тип сноуборд.
  • Лыжи для зимнего кайтинга предпочтительно выбирать универсальные (all-mountain), длиной от 190 см, с большим радиусом поворота. Однако если кайтер предпочитает фристайл, лучше купить твинтип лыжи для фрирайда, они обеспечат улучшенную маневренность.

Одежда и аксессуары

Вам понадобится специальная или одежда для сноуборда:

  1. термобелье, отводящее влагу
  2. слой флисовой одежды, в случае сильных морозов
  3. специальная куртка и штаны. Не забудьте, вы катаетесь при ветре, поэтому верхний слой должен быть максимально ветрозащитным!
  4. теплые ветрозащитные перчатки с большими манжетами
  5. шлем обязателен, так как возможны падения, наезды на препятствия, столкновения с другими райдерами
  6. горнолыжные очки
  7. не повредит защита локтей и коленей.

Для зимнего кайтинга подойдет замерзший водоем или заснеженное поле

Где можно кататься на кайте зимой

Кайтинг зимой возможен в самых разных местах, это может быть замерзший водоем, поле или склон. Если ваш выбор пал на замёрзшее озеро, необходимо убедиться, что лед имеет толщину от 10 см. Такой вариант имеет свои минусы: снежный покров может быть неравномерен, возможны нагромождения льда и другие неожиданные опасные препятствия, например рыбацкие снасти.

Поле - наиболее оптимальный выбор, т.к. здесь обычно ровный ветер и достаточный снежный покров. Небольшие различия в рельефе местности, сделают катание на снегу более увлекательным. Старайтесь вовремя замечать возможные препятствия в виде кустарников и камней. Обращайте внимание на линии электропередач.!

Если вы уже набрались мастерства и стали профессионалом в зимнем кайтинге, можете обратить свой взгляд на горы. Но нужно учитывать, что ветровые условия в горах сложные, ветер постоянно меняет направление и от кайтера требуется большое мастерство.

Обучение кайтингу

Можно начать осваивать зимний кайт в январе - феврале, и тогда за один зимний сезон вы вполне сможете набраться хорошего опыта. Можно учиться самостоятельно, с помощью более опытных друзей либо с помощью инструктора.

Большой плюс зимнего кайтинга в том, что для него можно найти условия практически в любом регионе средней полосы России. Здесь в основном равнинная местность, долгие и снежные зимы. В отличие от , нет необходимости искать подходящий водоем либо ехать в теплые морские края за тридевять земель.

Еще один большой плюс для начинающих – освоение азов техники управления кайтом проще на снегу, чем на воде, и ветер для этого требуется меньше.

Для катания на кайте зимой нужны только ветер, равнина, кайт и доска (лыжи). И вперед, ловить свежий ветер и непередаваемые впечатления!

Зимний виндсерфинг, по сути, является адаптированной к российским условиям разновидностью виндсерфинга летнего. С тем лишь отличием, что в ледовом варианте парус крепится не на доску, а на лыжу, и для занятий им требуется гораздо больше энтузиазма. Корреспондент "Денег" Георгий Волжанский познакомился с энтузиастами льда и ветра.

Бабочки на снегу
Мода на фитнес, велнес и прочее вегетарианство распространилась в кругу моих друзей и коллег настолько, что и я, ни разу прежде не допускавший даже мысли о том, чтобы начать когда-нибудь новую жизнь, стал подумывать о зимних радостях в виде коньков, саней или политически корректных горных лыж. Решение давалось нелегко, но постепенно мне удалось убедить себя в том, что глинтвейн и румяные барышни — неизбежные атрибуты любого катка или склона — скрасят мое пребывание на свежем воздухе. Другие аргументы в пользу зимних видов спорта были не столь очевидны, но тем не менее в ближайшие выходные я отправился на удобную звенигородскую горку, благо она расположена рядом с моей дачей.
Трудности начались, когда я попытался застегнуть на себе необходимое обмундирование. С учетом набранных за время новогодних застолий килограммов тело напрочь утратило былую гибкость и позволило засунуть себя в комбинезон лишь с третьей попытки. Когда же я покатился наконец с крутого склона, на моем пути откуда ни возьмись выросла вековая ель. Кое-как собрав после стыковки разметанные по сугробам палки и лыжи, я сдал все это хозяйство обратно в прокат.
Но первое поражение только закалило желание срочно оздоровиться, и я отправился на поиски развлечений, позволяющих без риска для жизни развивать, может, не столь значительную, зато горизонтальную скорость.
И мне почти сразу повезло. Проезжая мимо Строгинского водохранилища, я был поражен фантастическим для нынешнего времени года зрелищем, больше всего напоминающим модный салют из бабочек. В небе над заснеженной поверхностью водоема порхал целый рой ярких парашютиков. Окончательно меня добили невозможные в данных погодных обстоятельствах виндсерферы, бодро рассекавшие на досках под разноцветными парусами по ледяной глади водохранилища. Присмотревшись, я обнаружил, что стропы парашютов тоже влекут за собой людей на лыжах и досках.
Не поверив своим глазам, я принялся по возвращении домой разыскивать других свидетелей этого чуда. В частности, разместил в интернете просьбу объяснить мне, темному, что за бабочки кружились в строгинском небе и как в занесенную снегом Москву попали укротители теплых океанских волн — серферы. Мое любопытство вызвались удовлетворить сразу несколько энтузиастов.

Очень одинокий парус
С первым из них — дважды чемпионом по зимнему виндсерфингу Алексеем Ноздриным — мы договорились проехаться в ближнее Подмосковье, на Клязьминское водохранилище. Потому как, рассказал чемпион, для полного понимания необходимо не только услышать, но и увидеть все своими глазами, а еще лучше попробовать. Оказалось, что на берегу водохранилища расположена база Высшей школы спортивного мастерства, тренером которой Ноздрин является.
В просторном ангаре, доверху заполненном катерами, яхтами и лодками, Алексей продолжил начатую в дороге лекцию о способах передвижения по льду и снегу на различных снарядах при помощи воздушных потоков. Из рассказа, изобиловавшего непонятными терминами, относящимися, кажется, в основном к подробностям такелажа, мое ухо смогло выделить лишь знакомое слово "скорость". Однако по тому, как часто оно звучало, мне удалось сделать вывод, что это главное, ради чего все и задумано. Бешеное ускорение, доставляющее несравненный кайф! "Понимаешь,— объяснял Алексей,— даже если ветра почти нет, при слабом вначале качении правильно повернутый парус создает так называемый противоветер, позволяющий ускоряться быстрее. Большая скорость дает мне ощущение власти над стихией! Я даже летом на короткой доске ухожу один в море и там получаю ни с чем не сравнимое ощущение от растущей скорости".
Выяснив, что Ноздрин летом грешит катанием под парусом и даже входит в российскую сборную по классическому виндсерфингу, я резонно предположил, что в наших условиях катание по льду необходимо фанатам покорения волн, чтобы не сидеть сложа руки в ожидании сезона. И в ответ услышал, что, во-первых, правильный кант хорошей лыжи на ровном, чистом льду позволяет добиться практически нулевого сопротивления, что дает возможность зимой достигать скорости значительно большей, чем летом; а во-вторых, обучаться азам виндсерфинга легче и быстрее именно на снегу. Ибо, совершив ошибку, новичок зимой просто спрыгнет с лыжи, а летом ему в тех же обстоятельствах неминуемо грозит купание, сопровождаемое вылавливанием паруса из волн.
Когда Ноздрин гордо продемонстрировал мне несколько вариантов самостоятельно созданных им лыж, мне стало ясно, что купить оборудование для занятий этим видом спорта в магазине невозможно. "Поскольку зимний виндсерфинг пока не является массовым увлечением, никто из производителей не хочет выпускать снаряды промышленными тиражами",— подтвердил мою догадку чемпион. Его рецепт создания всего необходимого включал в себя обязательное знакомство с токарями. "Берем парус для классического виндсерфинга,— с энтузиазмом объяснял Ноздрин,— покупаем прыжковую лыжу, можно подержанную (новомодные карвинговые не годятся, кант лыжи обязательно должен быть прямой), и делаем на ней своеобразную надставку для ног". На этой стадии вступает мастер — золотые руки, вытачивающий шарниры и крепления, призванные все эти части соединить. Не показав виду, что в моей компании токарей отчего-то не наблюдается, я предложил испробовать инвентарь на практике.
Видимо, дал себя знать набранный за праздники лишний вес — сдвинуться с места я в тот день так и не смог. "Редко у кого сразу получается,— утешил меня тренер.— Зато когда научишься, сможешь кататься даже в штиль. Как-то раз такая тихая погода была — дым от сигареты поднимался вверх столбиком, почти не отклоняясь. Но когда я поехал за счет противоветра, так разогнался, что в глазах все замелькало. Потом на МКАД за рулем 130-140 км шел, а казалось — стою на месте". Хотя я сделал вид, что весьма раздосадован "нелетной погодой", мысль о том, что на этот раз спортплощадку я покину без травм, меня очень даже радовала. Тем более что после уверений в том, что даже на большой скорости падение на лед или снег абсолютно ничем не грозит, Алексей все-таки припомнил случай, когда один из его коллег, не сумев затормозить, влетел на айсборде в буер. Услышав два новых названия, я насторожился. Тем более что у меня в запасе еще был вопрос о бабочкоподобных парашютах. Поняв по выражению моего лица бесперспективность теоретических бесед, Алексей предложил проследовать в Строгино, чтобы разобраться во всем на примере тамошних спортсменов. Директор базы оказался близким другом Ноздрина.

Тазики и ракушки
Добравшись до места, мы были радушно встречены фразой сторожа: "Не положено!" Но назвав пароль "Маслов" (фамилия директора), мы прошли в огороженную зону, скрывавшую выход на берег. На заснеженном льду кипела жизнь — туда-сюда катались исполненные собственного величия люди на снегоходах и квадроциклах, рядом расчищали каток подростки, а за всем этим наблюдал важно сидевший на лавке мужчина, больше всего напоминавший мимикрировавшего к российским условиям спасателя из Малибу. Несмотря на довольно низкую температуру, признаков замерзания он совершенно не выказывал и давал окружающим понять, что данная скамейка — его законное место.
Это и был тренер высшей категории по виндсерфингу и руководитель базы спорткомитета Северо-Западного округа Москвы Андрей Маслов. "Рассказать вам обо всех видах зимнего виндсерфинга? Это я могу. С чего начать?" И тут я, уверенный, что все эти развлечения насчитывают максимум десятилетнюю историю, совершил непростительную ошибку. То есть, присев рядом с нордическим человеком на лавку, попросил начать с начала.
И Маслов начал. Оказалось, что еще в петровские времена, то есть более трех веков назад, российские, эстонские и финские поморы зимой ставили свои ботики на коньки и успешно преодолевали под парусом приличные расстояния. Позже появилась новая забава — на финские сани с длинными полозьями ставили кресло и катались в нем по льду. Роль тягловой силы исполнял человек на коньках. На рубеже XIX-XX веков в России (а как известно, Прибалтика и Финляндия входили тогда в состав Российской империи) появилось первое подобие спортивного паруса и начались соревнования на скорость.
Примерно к этому моменту у меня начали терять чувствительность пальцы обутых в теплые сапоги ног. На его же широких щеках лишь веселее сиял румянец.
новейшей истории,— как ни в чем не бывало продолжал Андрей,— определенность в зимние виды катания внесли американцы". В 1937 году янки объявили конкурс на оптимальную конструкцию буера — этакой легкой яхточки для катания по льду. Первым одноместным классом буеров был выбран наиболее демократичный проект — модель DR-60. Хотя он уступал нескольким другим из 15 представленных вариантов, зато его можно было без труда собрать из подножного хлама в любом сарае. А тем, у кого не было сарая или желания долго возиться, все части ледовой лодки присылали по почте. Эта модель практически без изменений дошла до 1980-х годов.
Но тут популярность стало приобретать такое замечательное явление, как собственно виндсерфинг. И практически сразу властвовавших над миром льда буеристов начали теснить различные виды зимних любителей лыжи и паруса. "Идея приспособить виндсерфинг для холодного времени года буквально витала в воздухе",— объяснял пышущий здоровьем Маслов, в то время как в моем диктофоне умирали от переохлаждения только что поставленные "служащие в несколько раз дольше" батарейки. Я-то давно чувствовал себя "холодным, как айсберг в океане", а мои закоченевшие лицевые мышцы намертво застыли в заинтересованной улыбке. "Точно неизвестно, кто был первооткрывателем,— безмятежно продолжал Маслов.— Посовещавшись, спортсмены приняли решение признать изобретателем эстонского яхтсмена Юрия Плизника".
Далее я узнал, что 1983 году состоялись первые соревнования по зимнему виндсерфингу, романтично названные "Беломорскими играми". Примерно в это же время стали проводить чемпионаты и за рубежом, в Финляндии и Польше. В СССР пик популярности этого вида спорта пришелся на 1988 год. Тогда в профессиональных соревнованиях принимало участие порядка 160 спортсменов, а география команд раскинулась от Бреста до Комсомольска-на-Амуре. Тут по счастливому лицу Маслова пробежала тень. И все же, как я узнал в следующую минуту, причиной были отнюдь не -15° С, помноженные на час беседы, а банальная человеческая нечуткость: "Буеристы не принимали нас всерьез. Спортсмен, когда идет на большой скорости, вынужден низко наклоняться над льдом, а они советовали нам вешать на попу тазики. Конечно, они тогда уже были заслуженные — вся задница в ракушках, а мы только начинали. Это потом их осталось человек 15, а нас-то уже были сотни".
Как известно, увлеченность не терпит отсутствия прогресса, и вот вместо паруса серферов стали появляться те самые загадочные парашюты. "Это называется кайтинг — катание на горных лыжах или сноуборде за воздушным змеем-парашютом,— объяснил Маслов.— Впервые в Москве мы увидели такую штуку в 1996 году у парня из канадского посольства. На следующий год их уже было двое. А потом все больше и больше. Со временем они начали нас обгонять, и многие ребята переметнулись к ним. Ведь парашют, по сути, тот же парус. К тому же в столице открылись фирмы, торгующие необходимым для кайтинга оборудованием. Сегодня это самый модный вид зимнего виндсерфинга. Только в Строгино таких сейчас бывает до сотни человек одновременно. Большая компания поехала в своеобразный марафон на кайтах по Волге. Они пройдут больше 100 км по руслу от Твери до Дубны".

Фигурное летание
Пока мы беседовали, Алексей Ноздрин, сразу заявивший, что кататься тепло, а вот стоять на месте нет (знал бы он, что чувствовал я, сидящий на обледеневшей лавке!), рассекал снег на странной доске под парусом и с тремя коньками. Неповоротливый на вид снаряд в его руках (ногах?) выделывал замысловатые петли и восьмерки, выбрасывая из-под коньков фонтанчики замерзшей воды. Залюбовавшись пируэтами, я поинтересовался, существует ли в зимнем виндсерфинге такое популярное летом течение, как фристайл. Мой вопрос вызвал у как раз подошедшего Ноздрина жаркий спор с Масловым. В итоге они выдали заключение, что фристайлинг есть, но его нет. Разрешить это противоречие взялся опять же Ноздрин: "Ребят, пытающихся красиво выпрыгнуть или показать трюки, и среди парусников, и среди кайтеров много. Но все это, как правило, не более чем выпендреж. Даже летом на соревнования приезжают 200 спортсменов, а участвуют — 15-20. Зимой же попробовать выходят пятеро, и лишь трое из них могут представить интересную программу. Фристайл требует кропотливых тренировок, а все, кто накупил самой крутой оснастки, попросту боятся выглядеть перед зрителями скучнее других. И хотя я сам люблю летом попрыгать на глазах у изумленной публики, а потом принять поздравления, настоящим спортом считаю лишь гонки на скорость". Зато я узнал, что для тех, кому ближе именно попытки показать на льду фигуры высшего пилотажа, придумана та самая специальная доска на коньках с подвеской от скейта — зовется айсбордом.
В это время на снежной равнине показался новый, не попадающий ни в какой из уже знакомых мне разделов снаряд. Мужчина с косичкой бережно нес на лед подобие уменьшенного в несколько раз дельтаплана. Воспользовавшись поводом погреться движением, я устремился за крылатым дядей и выяснил, что непонятное устройство называется скинборд, а его хозяин является одним из первых адептов этого вида виндсерфинга в России Сергеем Акельевым. "Скинборд требует сильного ветра, зато если уж подует, то летишь так, что искры из глаз! К тому же на скинборде хорошо с гор съезжать — при правильном разгоне спокойно можно сотню метров над склоном не касаясь земли парить. Да и в отличие от змея тут нет неудобных 30-метровых строп. Вот только дорогой это аппарат — мой $700 стоит".

Буера и буераки
Почувствовав, что если в ближайшую минуту кто-нибудь тронет меня рукой, мое тело развалится на тысячи фрагментов, я запросил у внепогодных ветропоклонников пощады. Маслов, явно удивленный, предложил пройти в штаб. В штабе, оказавшемся обычной теплушкой, мы включили чайник — ценой отключения обогревателя (видимо, для поддержания привычной хозяевам температурной обстановки) — и продолжили разговоры о судьбах и перспективах российских виндсерфингистов. "Раньше государство из-под палки насаждало в массах спорт,— делится воспоминаниями член спорткомитета Маслов.— Секций по виндсерфингу в одной столице было несколько десятков, только в Строгино восемь штук. Теперь вот, авторитетно заявляю, осталась одна, и то ее начальник на свои деньги покупает снаряжение, содержит кружок, учит детей. Зато с каждым годом растет число тех, кто может позволить себе несколько раз за зиму прокатиться в Египет, активно проводит досуг круглый год. А те, у кого нет особых денег и времени, приезжают сюда. Сначала пробуют, берут у нас инвентарь напрокат (любой снаряд — не больше $10, тогда как в теплых краях аренда паруса примерно вдвое больше). Потом покупают парус или парашют в складчину. Дальше все обязательно ссорятся, и остается кто-то один, а все остальные идут искать себе снаряжение по новой".
Чуточку отогревшись, я все же решился уточнить, в чем кайф всех этих развлечений. Оказалось, что кроме экзистенциального удовольствия от ощущения скорости и свободы у виндсерфинга в сравнении, например, с горными лыжами есть и вполне прозаические плюсы. Он менее травмоопасен. Ведь даже упав на льду или в снегу, спортсмен просто катится или скользит до полной остановки. А еще хождение под парусом или за змеем дает возможность двигаться по гладкой поверхности в любую сторону. Немного натренированный человек сможет скользить даже против ветра. "И еще могу тебе сказать как геолог геологу: в Москве нет ни одной горы, а только выкопанная когда-то ледником Клинско-Дмитровская гряда. Так что наши горнолыжники катаются в обычных оврагах",— раскрыл мне глаза Маслов. Еще более плоская ситуация наблюдается во многих других равнинных регионах России. А по просторам бескрайних полей, особенно где-нибудь в районе Сургута или Тюмени, что под парусом, что за змеем кататься — одно удовольствие.
Как будто в доказательство снаружи в этот момент поднялся сильный ветер, и, выйдя из вагончика, я вновь стал свидетелем захватывающей картины. Только что безвольно валявшиеся на снегу парашюты сделали мощный вдох и с огромной скоростью потянули своих хозяев в разные концы водохранилища. На скучном серо-белом московском фоне это красочное зрелище — сильное эстетическое наслаждение.
Повинуясь охотничьему инстинкту, я бросился за одним из парашютистов и, воспользовавшись заминкой, напал на него с расспросами. Опустив змея на лед, кайтер представился Сергеем Судаковым. "Что для меня кайтинг? Развлечение. Летом доска и волны, а зимой заняться нечем. Что хорошего? Независимость. Чтобы покататься, не надо далеко ехать, а потом стоять в очереди на подъемник. Опасно? Не опаснее, чем с горы. Только вот высоко взлетать при сильных порывах страшновато. Летом, бывает, и метров на 30 подпрыгнешь, а зимой извините — лед же внизу. Дорого? Змей от $300 до $600 стоит, а у меня их на разную погоду несколько штук, вот и считай". Приглядевшись, я отметил, что деньги бывалый "змеевод" тратит не только на парашюты. Одетый в специальный костюм Сергей обезопасил себя многочисленными щитками и шлемом, а оставаться на связи с внешним миром ему позволяет мудреный хендс-фри. Больше всего меня порадовала спецзащита, расположившаяся на копчике спортсмена. Видно, не зря мудрые буеристы когда-то о тазиках говорили.
Покидая водохранилище, я решил — раз уж воспаления легких все равно не избежать! — совершить последний ледовый подвиг и с этой целью подошел к представителю местных рыбаков. "Эти, с парашютами, еще ничего,— сказал мужик в тулупе.— А вот те, на штуках с коньками, они иногда ящики из-под задницы выбивают. Да пусть катаются!.. Мы по-своему отдыхаем, они по-своему. В общем-то мы одно дело делаем — дышим свежим воздухом".
Прикинув цену коловорота и железного ящика, я всерьез задумался о возможности оздоровления рыбалкой.



mob_info