Какая допустимая предельная скорость приземления парашютиста. Скорость падения парашютиста

Как же он происходит?
Карабин стабилизирующего парашюта надо зацепить в самолете за трос. Как только вы шагнули за борт самолета откроется стабилизирующий парашют площадью полтора квадратных метра. Его камера останется в самолете. Благодаря стабилизирующему куполу ваше падение немного замедляется (до 30-35 м/с), а главное вы не будете кувыркаться, в процессе падения ваше тело примет положение комфортное для раскрытия основного купола (ногами вниз). Для справки — без стабилизирующего парашюта скорость падения составляет 60-60 м/с — около 200 км/ч. Брррр! Через три секунды надо выдернуть кольцо и инициировать открытие основного купола. Усилие не более 16 кг. Это не так уж и мало, дергайте кольцо от души! Но не теряйте его после того, как выдернули в процессе прыжка. Стабилизирующий парашют извлекает из ранца основной. После раскрытия основного вы будете снижаться с вертикальной скоростью не более 5 метров в секунду (при полетном весе парашютиста до 120кг). Такую вертикальную скорость обеспечит вам купол площадью 83 кв.м. Вес основного парашюта — около 12 кг.
Запасной парашют крепится на груди. Площадь у него поменьше (50 кв.м.), и вес поменьше (около 5 кг). На запасном парашютист с полетным весом 120 кг будет снижаться со скоростью 7,5 м/с. Это конечно быстрее, чем на основном, но при правильном приземлении травмы вы не получите. Ну и надеемся, что дело до запасного купола не дойдет.
И на основном, и на запасном парашютах установлены парашютные страхующие приборы. Прибор взводится укладчиком парашюта. Как только мы отделились от самолета начинается отсчет времени. Три секунды до раскрытия. Если с парашютистом что-нибудь случилось (замешкался, потерял сознание), прибор сработает и парашют раскроется сам, без вашего участия.
На основном парашюте прибор срабатывает по времени, а на запасном — по высоте. Установочная высота обычно -300м.
Если основной парашют раскрылся, и все в порядке — вы должны не допустить срабатывания запасного. Впрочем если откроется запасной парашют, ничего ужасного не случится, однако придется его переукладывать. Оба купола могут работать вместе, так как у них разная длина строп. Девять метров у основного, и шесть у запасного. Но лучше запасной не открывать. Для этого вы должны разблокировать страхующий прибор, вытянув чекующий шнур красного цвета.
Далее стоит осмотреться вокруг, и если ваш коллега слишком близко от вас, требуется предпринять меры против сближения.
Удобно усевшись в подвесной системе можно наслаждаться пейзажами лишь до высоты 100-150м. Далее надо готовиться к приземлению, очень важному этапу прыжка. Стопы и колени свести вместе, ноги слегка согнуть. Ноги и все тело перед приземлением должны быть напряжены и готовы к контакту с землей. Парашют надо развернуть так, чтобы двигаться в сторону набегающей земли (или себя развернуть на лямках относительно купола). Взгляд направить вперед, вниз смотреть нельзя.
Немедленно после приземления надо встать и погасить купол, чтобы избежать волочения по земле. Для этого надо забежать сбоку. Если все же вы замешкались, и парашют, наполненный ветром поволок вас по земле, гасите его, подтягивая и наматывая одну нижнюю стропу.

Кратко последовательность действий:

1. После отделения от самолета отсчитать три секунды (501, 502, 503) и выдернуть вытяжное кольцо.
2. Осмотреть купол.
3. Разблокировать прибор на запасном парашюте.
4. Осмотреть воздушное пространство для предотвращения схождения.
5. Удобно сесть в подвесной системе.
6. Определить направление сноса ветром и место вероятного приземления.
7. На высоте 100-150м приготовиться к приземлению (ноги вместе, разворот в сторону набегающей земли, взгляд вперед).
8. После приземления вскочить и погасить купол.

После гашения купола парашюта надо собрать его в специальную сумку. Она кладется под грудную лямку подвесной системы, когда вы надеваете парашют. Далее можно следовать к месту сбора.

Допустим, что парашютист совершает затяжной прыжок (рис. 3.28). Пусть масса парашютиста коэффициент сопротивления воздуха при движении парашютиста с нераскрытым парашютом а с раскрытым

Движение парашютиста до раскрытия парашюта будет неравномерным. Во время движения на него действуют две силы (рис. 3.29): сила тяжести и сила сопротивления воздуха Будем считать положительным направление вниз. Запишем для этого случая уравнение второго закона Ньютона:

В этом уравнении два неизвестных: . Необходимым дополнительным уравнением будет уравнение, связывающее силу сопротивления воздуха со скоростью:

Подставляя значение из этого уравнения в уравнение второго закона Ньютона, получим:

Воспользуемся этим уравнением и проследим за изменением ускорения. По условию в начальный момент скорость следовательно, и сила сопротивления воздуха равна нулю. Поэтому ускорение . В первые моменты движения скорость быстро нарастает. Вместе с ней растет сила сопротивления воздуха, разность сил убывает и ускорение начинает уменьшаться. График изменения ускорения во времени представлен на рис. 3.30, а.

Так как ускорение а становится все меньше, то в последующие промежутки времени рост скорости и изменение силы сопротивления все более замедляются.

Как видно из уравнения, можно указать такую предельную скорость упр, при которой сила сопротивления воздуха станет равной силе тяжести, а ускорение обратится в нуль. Значение этой скорости определится из уравнения

Используя график (рис. 3.30, б), можно проследить за изменением скорости. Вначале скорость быстро возрастает. Затем рост ее замедляется, и она постепенно приближается к значению упр, равному скорости установившегося равномерного движения.

Подводя итоги, можно сказать, что сначала движение парашютиста было ускоренным, а потом равномерным. При этом ускорение его уменьшилось от значения до нуля, а скорость увеличивалась от нуля до значения соответствующего установившемуся движению.

С какой бы достаточно большой высоты ни начал падение парашютист, он с нераскрытым парашютом подходил бы к Земле с постоянной скоростью, равной примерно

Таким образом, действие сил сопротивления воздуха совершенно меняет всю картину свободного падения тел: при падении в воздухе все тела движутся ускоренно только в начальный, не очень большой промежуток времени, а затем их движение становится равномерным. Такую картину возникновения стационарного равномерного движения можно увидеть, наблюдая за падением шарика в сосуде с какой-либо вязкой жидкостью (рис. 3.31).

А теперь рассмотрим, что же происходит при раскрытии парашюта.

Во время раскрытия парашюта резко возрастает сила сопротивления воздуха, и коэффициент сопротивления становится равным Сила сопротивления становится больше силы тяжести (рис. 3.32). Возникают ускорения, направленные вверх. Движение становится замедленным, начиная с момента полного раскрытия парашюта.

Повторяя рассуждения, проведенные в начале решения задачи, можно установить, что возникающее при этом отрицательное ускорение также будет убывать до нуля, а скорость уменьшаться до нового стационарного значения, равного

Полные графики изменения ускорения и скорости для всего времени падения парашютиста представлены на рис. 3.33.

(кликните для просмотра скана)

Парашют рассчитывается так, чтобы предельная скорость спуска с раскрытым парашютом не превышала 5-7 м/с. С момента раскрытия парашюта до установления равномерного движения парашютист успевает пролететь около 100-150 м, поэтому прыжки с таких малых высот опасны.

Назначение, тактико-технические данные и устройство парашюта Д-6сер.4.

Десантная парашютная система предназначена для учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолётов с полным табельным вооружением и снаряжением для десантников всех специальностей:

    ресурс – 80 применений;

    минимальная высота – 200 м;

    средняя скорость стабилизации – 30-40 м/с;

    средняя вертикальная скорость – не более 5 м/с;

    разворот на 180 0 в любую сторону при наличии шнуров блокировки за 15-20 с;

    средняя скорость горизонтального перемещения – 2,6 м/с;

    вес – 11,5 кг;

    камера стабилизирующего купола;

    система стабилизирующего купола 1:5 м 2

    камера основного купола;

    купол 83 м 2 ;

  • подвесная система;

    сумка переносная;


Действия парашютиста при приземлении и после приземления

В начале занятий инструктор рассказывает правила приземления и ошибки, допускаемые при этом: затем переходит к отработке элементов приземления.

Приземление на полную ступню сведённых вместе и полусогнутых в коленях ног при подскоках на месте и прыжках с трамплина высотой 1 м;

Занятия правильного положения для приземления, сидя в подвесной системе;

Падение на бок с перекатом и поднятыми руками;

Прыжки с трамплина высотой 1,5 – 2 м.

Задание считается отработанным, когда обучаемые выработают твёрдые навыки в выполнении приземления.

Перед приземлением - до высоты 150 м - парашютист должен занять положение лицом по ветру. Направление ветра определяется по стреле, выложенной на площадке приземления, и по смещению относительно парашютиста местных предметов на земле.

Строго лицом по ветру;

Ступни ног параллельны земле (рис. 4). Перед приземлением - до высоты 150 м - парашютист должен занять положение лицом по ветру. Направление ветра определяется по стреле, выложенной на площадке приземления, и по смещению относительно парашютиста местных предметов на земле.

92. При парашютировании возможно раскачивание купола, которое устраняют путем натяжения передних или задних лямок.

93. На высоте 100-150 м парашютист готовится к приземлению и принимает правильное для приземления положение тела:

Строго лицом по ветру;

Ноги соединены в коленях и ступнях вместе и, в зависимости, от скорости ветра, вынесены вперед, а в штилевую погоду - расположены почти вертикально, полусогнуты в коленях;

Сборка парашюта Сборка строп «Бесконечной петлёй» Сборка парашюта в сумку

Ступни ног параллельны земле (рис. 4). Приземлившись и погасив купол, парашютист снимает подвесную систему, аккуратно собирает и укладывает парашют в переносную сумку, прибывает на сборный пункт и докладывает о выполнении задания руководителю прыжков.

Правила передвижения по аэродрому и меры безопасности.

План разбивки старта для полётов и прыжков.

    Стартовый наряд.

    Правила поведение на аэродроме и передвижения по нему.

Аэродром – земельный участок, специально оборудованный для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания летательных аппаратов. На аэродромах, как правило, производятся и прыжки с парашютом.

Как на капитальных, так и на травяных (грунтовых) аэродромах или посадочных полосах для полётов и прыжков разбивают старт. Схема разбивки старта приведена на рисунке. Вдоль ВПП, справа и слева от неё, выставляются по одному ряду каркасных колпаков, хорошо заметных с земли и с воздуха: летом – белые, зимой – красные или черные. Рядом с местом приземления самолетов, левее ВПП выкладывается посадочный знак "Т". Впереди и позади "Т" выкладываются ограничители – место касания земли колёсами.

Для руководства прыжками с парашютом назначается Руководитель Парашютных Прыжков (РПП) и стартовый наряд в составе:

    инструктор на линии стартового осмотра;

    дежурный по площадке приземления (приводнения);

    дежурный врач;

    выпускающий парашютистов из самолёта;

    помощник выпускающего (при прыжках парашютистов начального обучения);

    инструктор, контролирующий укладку.

Всем, находящимся на старте, необходимо располагаться в специально отведенном для людей месте – на "квадрате". Покидать его можно только с разрешения своего инструктора!

Находиться за пределами "квадрата", особенно сидеть или лежать в высокой траве на аэродроме – опасно. Осмотрительность нужна и на самом "квадрате", так как на него может приземлиться парашютист. В этом случае первый, кто его заметит, подаёт команду: "Внимание-воздух!"

Курить – только в отведённых местах.

При передвижении по аэродрому необходимо соблюдать осмотрительность, чтобы не попасть под снижающийся самолет или парашютиста.

Самолет с работающим двигателем нужно обходить только сзади, если он моторный, и спереди (не ближе 10 метров), если он реактивный. Вертолёт нужно обходить спереди. Если слышно, что двигатель увеличивает обороты, то необходимо уйти в сторону. Вблизи тех мест, которые предназначены для самолётов, необходимо быть предельно внимательными.

Переходить или переезжать ВПП можно только с разрешения РПП. Группы людей могут передвигаться по аэродрому только строем.

Быть внимательным и осмотрительным на аэродроме надо и в тех случаях, когда полеты или прыжки не проводятся, так как аэродром может понадобиться для вынужденной посадки самолёта.

Парашютист, приземлившейся на ВПП, должен быстро освободить её, отбежав в ближайшую сторону. После этого собрать парашют и, соблюдая осмотрительность, прибыть на старт.

Внимание! Стоянка личного транспорта – ТОЛЬКО в отведенных местах!

Приземление - самая травмоопасная часть прыжка. «О воздух еще никто не убился», - часто повторял мой инструктор, откупоривая очередной пузырек с валерьянкой.

Разбираемся, как приземлиться безопасно и сохранить нервные клетки друзей и инструкторов.

1. Я хочу приземлиться безопасно. С чего начать?

Начать подготовку к приземлению нужно еще на земле, перед посадкой в самолет.

    Запомните направление ветра. Это пригодится, если после раскрытия вы не сможете увидеть колдун из-за облачности или ошибки в выброске. В качестве ориентира лучше всего использовать солнце, например: «На малом сносе солнце должно светить в левый глаз».

    Определите силу ветра и узнайте горизонтальную скорость своего купола. Чем сильнее ветер, тем проще будет сделать подушку - горизонтальная скорость купола будет гаситься за счет скорости ветра. Сложнее всего приземляться в штиль. Силу ветра можно определить по колдуну, а скорость купола - узнать у старших товарищей. Обычно, горизонтальная скорость студенческих парашютов равна 5-7 м/с.

    Узнайте у дежурного по площадке как строить заход : через правое или левое плечо. Еще он может подсказать, где лучше начинать заход, на какие точки ориентироваться и чего опасаться.

    Осмотрите площадку приземления , запомните расположение препятствий, заборов, узнайте о запасных площадках. Обращайте внимание на неровность поверхности: ямки, камни, высокую траву и кусты.

    Составьте примерный план приземления. Понаблюдайте за другими парашютистами: посмотрите, как они строят заход, какое расстояние пролетают после крайнего разворота, с какими сложностями сталкиваются.

2. Как определить силу ветра по колдуну?

Используйте схему.

3. Что делать после открытия парашюта?

Сразу убедитесь, что купол сможет обеспечить безопасное снижение. Помимо стандартного «наполнен-устойчив-управляем», нужно проверить еще и подушку. На достаточной высоте плавно затяните клеванты - скорость должна уменьшиться, шум ветра стихнуть, а вы - почувствовать перемещение вперед. После этого медленно отпустите клеванты вверх на 15-20 см, чтобы избежать резкого клевка купола.

Если вдруг вы сомневаетесь в работе парашюта - не мешкайте: контроль высоты - отцепка - запаска.

4. Как строить заход на приземление?

Мысленно разделите аэродром на 2 части линией, проходящей через точку приземления перпендикулярно направлению ветра. Заходить на дальнюю половину на высоте до 300 метров нельзя. Снижайтесь до этой высоты на первой половине аэродрома по змеевидной траектории. Амплитуда змейки в начале спуска должна быть примерно по 10-12 секунд в каждую сторону.

С высоты 300 метров ориентируйтесь на контрольные точки:

    Высота 300 метров, удаление от цели 300 метров - летите в створе ветра лицом к цели (по ветру)

    Высота 200 метров, удаление от цели 200 метров - летите на траверзе цели (боком к цели)

    Высота 100 метров, удаление от цели 100 метров - выполняйте крайний разворот, летите в створе ветра лицом к цели (против ветра)

Такое построение захода называется «коробочкой» и используется парашютистами, парапланеристами и даже летчиками по всему миру.

Если прозеваете высоту, скорректируйте точку приземления и проходы по коробочке. Избегайте разворотов на 180 o .

Как только вы выполните крайний разворот и встанете лицом к цели - разгоняйте купол и завершайте приземление подушкой.

5. И так страшно! Зачем еще разгонять купол?

Разгоняют купол перед приземлением для повышения его устойчивости. Когда парашют летит с максимальной скоростью, увеличивается давление между верхней и нижней оболочкой. В результате возрастает жесткость купола, что позволяет «пробивать» термические потоки и минимизировать влияние бокового ветра.

Учиться разгонять купол лучше в несколько этапов:

    На самых первых прыжках - просто полностью отдавайте клеванты, купол глотнет воздуха и вы сможете сделать хорошую подушку.

    Когда освоите выполнение подушки - после крайнего разворота и выхода на прямую висите на передних свободных концах метров до 12 (немного выше верхушек деревьев). Затем отпустите их и делайте подушку.

    После того, как научитесь разгонять купол на передних свободниках, переходите к крайнему развороту на переднем свободном конце.

6. Когда начинать делать подушку?

Переводите купол в средний режим на высоте 6 метров. Ориентиром могут служить верхушки деревьев. Начинайте дотягивать подушку до конца на высоте 1,5 метра. Все движения делайте плавно.

Если начали подушку немного раньше - уменьшите темп затягивания клевант - это даст вам возможность подождать до нужной высоты и уже там закончить процесс выравнивания и переход в горизонтальный полет.

Если проворонили момент подушки - задавите клеванты чуть резче - так вы моментально выведите купол в горизонт и спасете приземление.

Важно: если начали делать подушку слишком высоко ни в коем случае не бросайте клеванты! Иначе купол выполнит резкий «клевок» и вы на большой скорости врежетесь в землю. Результаты будут самыми плачевными - от сильных ушибов и растяжений до тяжелых переломов и разрывов связок.

7. Что делать, если порывом ветра меня заваливает набок?

В первую очередь нужно понять, что никакого порыва ветра нет. Скорее всего вы переводите купол в средний режим неравномерно.

Сначала проверьте руки - они должны быть на одной высоте. Начинающим парашютистам часто советуют держать руки перед собой при выполнении подушки - так вы будете видеть и контролировать их.

Если с руками все в порядке - проверьте положение тела в подвесной системе, убедитесь, что нет перекоса ножных обхватов.

Затем компенсировать крен будет несложно: если уводит вправо - тяните левую клеванту и возвращайтесь на свое место; если уводит влево - тяните правую. Не делайте резких движений.

8. Лечу в какую-то стену! Как спастись?

Выставьте ноги вперед и максимально напрягите. Ноги должны быть вместе, ступни параллельно препятствию. Встречайте стену как землю - сделайте подушку и постарайтесь погасить вертикальную и горизонтальную скорости купола.

Точно также нужно приземляться и на другие препятствия: заборы, деревья, крыши и любые неровности поверхности.

Если вдруг влетите в окно - не забудьте поздороваться.

9. Выберу опытного парашютиста и полечу за ним. Почему так не делают другие?

Идея хорошая, но трудно реализуемая: опытные парашютисты обычно летают на скоростных куполах с высокой загрузкой, а студенты и начинающие - на больших прямоугольных парашютах с загрузкой меньше единички. Поэтому повторить траекторию движения выбранного «эталона» скорее всего не получится.

Есть и еще одна опасность в полете за чужим куполом - попадание в спутный след . Летящий парашют оставляет за собой турбулентный след, похожий на след позади лодки. Он действует на протяжении примерно 15 метров позади купола и только на большом расстоянии затухает и становится незначительным. Купол, попавший в спутный след, может схлопнуться, и тогда вы упадете с большой высоты, будучи совершенно к этому неготовым.

Но следить за приземлением старших товарищей полезно - посмотрите, как они строят коробочку, под каким углом приземляются. Только не увлекайтесь и не забывайте о собственном парашюте и безопасности.

5.1. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ.

При посадке в самолет парашютист должен занимать только указанное ему место.

После зацепления выпускающим карабина вытяжной веревки запрещается трогать карабин и держаться за вытяжную веревку.

В процессе набора высоты запрещается вставать со своего места и передвигаться по пассажирской кабине. Делать это разрешается только по требованию выпускающего.

Чтобы избежать задевания парашютом за детали в самолете, не разрешается прижиматься к борту самолета и резко поворачиваться.

При включении выпускающим страхующего прибора на запасном парашюте (по команде командира экипажа на высоте не ниже 700 м) следует убедиться (прослушиванием) в том, что прибор включен, временной интервал выработан и ранец запасного парашюта не раскрылся.

Для выполнения прыжка с парашютом устанавливаются команды:

- предварительная - "ПРИГОТОВИТЬСЯ" - сопровождается двумя короткими сигналами сирены и включением светового табло желтого цвета, дублируется голосом выпускающего,

Исполнительная - "ПРЫЖОК" - продолжительный сигнал сирены, включение светового табло зеленого цвета, сопровождается голосом выпускающего "ПОШЕЛ".

При необходимости прекратить выброску парашютистов голосом подается команда "ОТСТАВИТЬ", сопровождаемая включением сигнала сирены и включением светового табло красного цвета.

Количество парашютистов, выполняющих прыжки в одном заходе самолета, определяет руководитель прыжков в зависимости от высоты прыжка, выполняемого упражнения, уровня подготовки парашютистов и размеров площадки приземления.


В одном заходе разрешается выполнять прыжки только с однотипными парашютами.

5.2. ИЗГОТОВКА К ПРЫЖКУ И ОТДЕЛЕНИЕ ОТ САМОЛЕТА.

При достижении заданной высоты прыжка и выходе самолета на курс выброски подается команда «Приготовиться». По этой команде выпускающий жестом показывает парашютистам первой прыгающей в заходе группы, что надо встать, открывает дверь и становится у ее заднего обреза, предупреждая преждевременное отделение парашютистов от самолета.

Получив команду «Приготовиться», парашютист должен:

Встать, визуально проверить зацепление карабина, убедиться, что прибор на запасном парашюте не разблокирован (блокировочный шнур должен находиться в петле);

Подойти к двери (если парашютист прыгает первым в заходе) или встать за парашютистом, прыгающим раньше;

Правой рукой взяться за вытяжное кольцо, левую руку наложить на правую (рис. 1).

По команде «Прыжок» парашютисты покидают самолет в установленной очередности.

Первыми покидают самолет парашютисты, сидящие на левой стороне, ближе к двери. После парашютистов левого ряда самолет в том же порядке покидают парашютисты правого ряда.

По команде «Пошел» парашютист отделяется от самолета .

Отделение от самолета производится в следующей последовательности:

Серединой ступни левой ноги упереться в задний нижний угол двери;

Слегка нагнувшись, плавно оттолкнуться от порожка двери, перпендикулярно оси самолета, ногами вниз;

Отделившись от самолета, правую ногу приставить к левой;

В целях обеспечения нормального раскрытия парашюта при падении стараться сохранить вертикальное положение и группировку до момента раскрытия парашюта (динамического удара).

5.3. ДЕЙСТВИЯ ПАРАШЮТИСТА В ВОЗДУХЕ.

После отделения от самолета в свободном падении (при стабилизации) сохранять группировку до полного раскрытия парашюта. Сделать задержку в раскрытии парашюта, определенную заданием на прыжок (после 3 с стабилизированного падения) резким движением правой руки выдернуть вытяжное кольцо раскрытия парашюта. В момент выдергивания кольца сгруппироваться (рис 2)

Почувствовав рывок (динамический удар) - произошло открытие парашюта, - парашютист должен:

Поднять голову вверх и осмотреть купол,

Убедившись в его исправности и правильности раскрытия, выдернуть блокировочный шнур прибора на запасном парашюте;

Осмотреться и убедиться, что рядом на опасном для схождения расстоянии нет парашютистов, осмотр производить спереди, слева, справа, сверху и сзади;

Осмотреться и убедиться, что рядом на опасном для схождении расстоянии нет парашютистов. Осмотр производить спереди слева, справа, сверху и сзади.

Убедившись в отсутствии опасности в схождении, произвести удобную посадку в подвесной системе.

Для этого нужно взяться левой рукой за левую группу лямок, а большой палец правой руки наложить на круговую лямку в месте сидения. Натянув левую группу лямок вниз, большим пальцем правой руки передвинуть круговую лямку вперед, до удобной посадки (рис 3). Сдвинув круговую лямку справа, положение рук поменять и сдвинуть круговую лямку слева


Произведя удобную посадку в подвесной системе, определить направление относа и место своего вероятного приземления. При необходимости (наличие препятствий в предполагаемом месте приземления) принять меры для ухода от приземления на неровную поверхность, лес, воду, препятствия., изменив величину и направления относа, изменяя направление движения и горизонтальную скорость движения при помощи строп управления, а на неуправляемом куполе - путем скольжения (рис. 4).

Скольжение подразделяется на мелкое и глубокое. Для мелкого скольжения необходимо взять 3 - 4 смежные стропы и подтянуть их на длину до 2 м. Для глубокого скольжения стропы выбираются на одну треть длины. Для набора куполом скорости требуется некоторое время.

Для увеличения относа необходимо натягивать переднюю группу свободных концов, для уменьшения заднюю. Для перемещения влево и вправо - соответственно левую и правую группы свободных концов подвесной системы. Скольжение производить до высоты не ниже 150 м.

При выполнении скольжения необходимо помнить, что при скольжении купол начинает разворачиваться в сторону натянутых свободных концов. Поэтому при длительном скольжении стропы нужно перебирать так, чтобы купол всегда подскальзывал в нужную сторону.

Прекращать скольжение нужно при положении туловища лицом по ветру.

При парашютировании возможно раскачивание купола, которое устраняют путем натяжения передних или задних лямок. При наклонении купола вперед от вертикальной оси натянуть задние лямки. При достижении куполом вертикального положения задние лямки отпустить и, при переходе купола назад, натянуть передние лямки.

После двух-трех натяжений лямок раскачивание прекращается.

5.4. ПОДГОТОВКА К ПРИЗЕМЛЕНИЮ.

Перед приземлением заблаговременно (учитывая время разворота купола) до высоты м подготовится к приземлению и принять правильное для приземления положение тела:

Развернуться строго лицом по ветру, чтобы земля бежала под ноги назад. Направление ветра определяется по стреле, выложенной на площадке приземления, и по смещению относительно парашютиста местных предметов на земле.

Ноги соединить в коленях и ступнях вместе и, в зависимости от скорости ветра, вынесены вперед, а в штилевую погоду держать почти вертикально, полусогнутыми в коленях

Ступни ног параллельны земле.

При правильно занятом положении все предметы на земле кажутся движущимися под ноги парашютиста, строго спереди. Если предметы движутся в сторону или из-под ног (ветер сбоку или в лицо), на неуправляемом куполе необходимо применить метод скольжения - путем натяжения одной из лямок довернуть купол в нужную сторону так, чтобы корпус занял положение лицом по ветру (ветер дует в спину). При таком положении руки парашютиста перед приземлением остаются свободными, и парашютист может устранять возможное раскачивание перед приземлением, применить торможение.

Если парашютист оказался перед приземлением лицом не по ветру, а для разворота купола методом скольжения нет высоты, он должен методом перекрещивания лямок развернуть корпус так, чтобы оказаться лицом по ветру (рис. 5).

При движении предметов на земле справа налево разворот делается вправо, при движении предметов слева направо - влево на ветер

Для разворота методом перекрещивания лямок вправо необходимо:

Взяться правой рукой за левую группу лямок свободных концов подвесной системы над головой так, чтобы рука проходила с внутренней стороны между правой группой лямок и лицом;

Взяться левой рукой "за правую группу лямок с внешней стороны;

Разводя руки в стороны, натягивать лямки до тех пор, пока не будет достигнут разворот корпуса до положения, при котором предметы на земле будут смещаться строго «под ноги».

Для разворота влево положение рук изменить.

При выполнении разворотов методом перекрещивания лямок необходимо помнить:

Поворот корпуса происходит в сторону внутренней (между лицом и лямками) руки;

Перекрещенные лямки необходимо держать до момента касания земли ногами;

При отпускании лямок корпус вернется в первоначальное положение

5.5. ПРИЗЕМЛЕНИЕ ПАРАШЮТИСТА.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ В СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР. ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ.

За 10-15 сек до касания земли принять изготовочную позу и встретить землю в сгруппированном состоянии. Касаться земли необходимо полными ступнями обеих ног одновременно (во избежание растяжения голеностопных суставов или других повреждений ног). Стопы держать параллельно поверхности приземления . Чтобы уменьшить силу удара при приземлении, необходимо ноги слегка согнуть в коленях и держать их напряженно до встречи с землей, коснувшись сделать небольшое приседание, чтобы смягчить удар.

В момент приземления парашютист не должен пытаться устоять на ногах - необходимо упасть вперед или на бок (при сильном ветре сделать перекат).

Для уменьшения горизонтальной скорости в момент касания земли ногами при ветре необходимо (если руки не заняты разворотом методом перекрещивания лямок) как можно больше натянуть задние лямки свободных концов подвесной системы и удерживать их в таком положении до приземления. При этом воздух, выходящий из-под кромки купола создаст реактивную силу, направленную против ветра, что несколько уменьшит горизонтальную составляющую скорости. Чтобы принять наиболее устойчивое положение при приземлении в штиль, следует слегка натянуть передние лямки, создав куполу горизонтальную скорость.

После приземления необходимо сразу же погасить купол парашюта, чтобы избежать "протаскивания" парашютиста по земле под действием ветра.

Для гашения купола применяются следующие способы:

Приземлившись, быстро встать на ноги и забежать за купол с подветренной стороны (рис. 6),

При протаскивании нужно взять несколько нижних строп и, перехватывая руками, энергично тянуть их к себе, пока не погаснет купол (рис. 7).

Отсоединить купол от подвесной системы при помощи замков.

Приземлившись, погасить купол, снять подвесную систему, аккуратно собрать и уложить парашют в переносную сумку, прибыть на сборный пункт.

5.6. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТАМИ, ИМЕЮЩИМИ УПРАВЛЯЕМЫЕ КУПОЛЫ

Управляемые парашюты имеют специальные стропы управления, на концах которых прикреплены клеванты. Разворот в ту или иную сторону на управляемых парашютах производится при натяжении соответствующей стропы управления.

При прыжках с управляемыми парашютами необходимо помнить, что при развороте купол парашюта смещается от линии парашютирования в сторону разворота. Чем больше горизонтальная скорость купола, тем на большую величину сместится купол за полный оборот.

Чтобы избежать приземления парашютиста в момент разворота спиной или боком, разворот необходимо закончить до высоты 50 м.

Для уменьшения скорости приземления при прыжках с управляемыми парашютами используется собственная горизонтальная скорость купола. Для этого необходимо купол парашюта при помощи строп управления развернуть на малый снос, т. е. против ветра (щели ставятся вперед по сносу). При этом скорость перемещения купола относительно земли уменьшится на величину горизонтальной скорости купола. За счет этого уменьшается результирующая скорость приземления. Если скорость ветра значительно больше горизонтальной скорости купола, парашютист окажется спиной по сносу. Для приземлением лицом по сносу, парашютист должен развернуться методом перекрещивания лямок. При слабом ветре можно уменьшить скорость приземления уменьшением горизонтальной скорости купола при помощи строп управления, не вставая на малый снос.

При прыжках в штилевую погоду парашютист должен приземляться на большом сносе, (чтобы избежать падения на спину при приземлении), притормаживая скорость купола при помощи строп управления.



mob_info