С парусом по снегу. Конструкции для зимнего виндсерфинга

Покупка доски для виндсерфинга, как и остальное снаряжение для этого вида спорта, происходит на определенном этапе катания. Загореться самой идеей после двух-трех попыток покорить ветер может быть не лучшим вариантом, поскольку прогресс в данном виде спорта происходит очень быстро, а снаряжение напрямую зависит от уровня катания новичка. Итак, на что следует опираться, чтобы выбрать доску для виндсерфинга?

  1. Опыт не менее десяти выходов в море или любую подходящую акваторию.
  2. Оценка собственных предпочтений стиля катания. Виндсерфер должен понимать, каких эмоций он ожидает от дальнейшего развития навыков своего хобби: нравится скорость и глиссирование, больше по душе фристайлинг с прыжками и поворотами либо спортсмен предпочитает плавную езду на длительные расстояния. От каждого из этих стилей зависит выбор спортивного снаряжения и, в частности, доски для виндсерфинга.
  3. Понимание своих возможностей. Начинающий спортсмен должен знать, какие трюки он уже способен осилить, а какие - нет. Если вы переоцениваете этот момент, то можете попасть в неловкую ситуацию, когда профессиональная доска для виндсерферов ну никак не поддается новичку - уровень не дотягивает.
  4. Использовать несколько различных досок в аренду, чтобы выделить наиболее подходящую модель. Затем можно через интернет в своем районе найти эту модель доски. Однако не спешите ее сразу же покупать: протестируйте ее на воде, покатайтесь несколько раз в различную погоду, чтобы проверить ход оборудования при различной силе ветра. Только после этого, если доска вам абсолютно подошла, можете ее приобретать.

Принцип выбора доски для катания достаточно прост: чем больше и шире доска, тем легче ею управлять на воде. Для полных “чайников” нужно брать доску до 3 метров максимальной ширины. Это такое снаряжение для виндсерфинга, при котором можно спокойно стоять на воде, держась за гик.

Средняя доска для виндсерфинга уже предназначена для более опытных спортсменов, которые освоили основные приемы, могут спокойно глиссировать и развивать хорошую скорость на воде. И самые маленькие размеры досок с острым носом и узкие по размеру подойдут только профессиональным спортсменам, которые выполняют сложные фристайлинговые трюки и виртуозно владеют снаряжением.

Как сделать доску для виндсерфинга своими руками

Современные доски для виндсерфинга изготавливаются с применением высоких технологий, поэтому сделать самостоятельно такое изделие сможет не каждый. Тут требуются навыки мастеровой работы и инженерного просчета чертежей. Однако, если у вас есть опыт судомодельного кружка и безграничная преданность любимому хобби, то попробовать сделать собственную доску для виндсерфинга стоит.

Материалы, которые для этого используются - это стекловолокно и эпокси. Вначале, согласно чертежам, делается заготовка из пенополиуритана или пенополистирена. Следующим этапом доске придают форму, обтачивая еще. Фактически это самый важный процесс всего изготовления доски, поскольку он определяет будущие характеристики доски на воде: внешний вид, форма носа, хвоста и рейлов.

Кропотливая работа по обточке доски требует умелого обращения пилой, рубанком и наждачной бумагой.
Завершающий этап - декоративный - когда доску расписывают, покрывают стекловолокном и проводят процесс ламинации. Излишки смолы зачищают и доводят изделие до идеального состояния.

Одежда для виндсерфинга

Самое необходимое для начинающего спортсмена, покоряющего воду и ветер, - это гидрокостюм и трапеция для виндсерфинга.
Гидрокостюм выбирается с учетом сезонности вашего катания и предполагаемой температуры воды. К примеру, для виндсерфинга в Финском заливе вам потребуется полностью закрытый костюм с капюшоном и максимальной теплозащитой, а при катании в Анапе можно ограничиться короткими шортиками и майкой из гидроизолирующего материала.


Если первый элемент - гидрокостюм - подобрать достаточно просто - по размеру, то выбор трапеции нуждается в консультации специалиста и тестировочных катаниях. Существует два вида трапеций: поясные и сидячие. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Поэтому, прежде чем, потратиться на покупку трапеции для виндсерфинга, тщательно испробуйте на практике оба вида трапеций. Ваш стиль катания и опыт в виндсерфинге подскажет, на какой модели лучше остановиться.

Попутного вам ветра и волны.

Сегодня многим кажется, что зимний виндсерфинг появился как продолжение аналогичного летнего вида спорта. На первый взгляд, это логично: вроде бы те, кто серфингуют на море летом, чтобы не терять форму, ходят на лыжах и под парусом у себя на родине зимой. Однако появление зимнего варианта во времени предшествовало летнему виндсерфингу.

Как появлялся зимний виндсерфинг

Первые неловкие попытки виндсерфинга зимой предпринимаются в Европе в начале ХХ в. Как сегодня, так и тогда, зимнее время года для городского жителя предполагает весьма ограниченный набор способов провести время. Каждый по-своему и адекватно имеющимся возможностям пытается разнообразить монотонный ход жизни. Европейцы того времени не имели привычки ездить по тропическим курортам. Зато в городах распространилось такое зимнее времяпровождение как катание на коньках. История не сохранила, кому пришло в голову взять в руки парус.

Впрочем, идея полностью укладывалась в тенденцию того времени, которая заключалась в покорении всех возможных природных сил и во всеобъемлющей реализации человеческого потенциала. Именно в это время человек осваивает полеты в воздухе на дирижаблях, парапланах и самолетах, осуществляет первые трансконтинентальные путешествия, делает эпохальные открытия и изобретения. Обычные городские жители старались не отставать от общей тенденции. Простое катание некоторым показалось скучным. Дующий на открытых пространствах ветер подталкивал к мысли о том, что его силу можно использовать для собственного движения.

Паруса, которые использовали вначале, представляли собой деревянный каркас трапециевидной формы с широким низом и зауженным верхом. На каркас натягивалась ткань. Конструкция ни к чему не крепилась и удерживалась руками катающегося за перекладину. В районах, в которых открытого льда было немного, а в основном он был присыпан снегом, коньки не подходили. Здесь для катания изначально использовали лыжи. Наличие деревянной плоскости подтолкнуло к тому, чтобы закрепить парус на ней. При этом крепление позволяло вращать парус вокруг своей оси и двигать в плоскости, перпендикулярной лыже. Четырехугольная форма паруса в этой конструкции мешала движению: ее сменила треугольная. Парус удерживался за перекладину одной рукой, а второй – при помощи привязанной к верхнему углу веревки осуществлялось маневрирование.

К середине ХХ в. в Европе наступают не самые лучшие времена: война и послевоенное восстановление обеднили быт и досуг людей: стало не до лыж с парусами. Однако в начале 1970-х гг. зимний виндсерфинг расцветает вновь, быстро приобретая статус отдельного вида спорта. На это же время приходится его появление в России (в Ленинградской и Архангельской областях), а также в Эстонии. Постоянно дующий ветер, наличие больших открытых пространств на месте замерзающих вод Финского залива, Онежского и Ладожского озер, а также Белого моря сделали этот район центром зимнего европейского виндсерфинга.

Соревнования

Под эгидой Международной ассоциации ледового и снежного парусного спорта (WISSA) и Международной ассоциации зимнего виндсерфинга (IWWA) проводятся ежегодные чемпионаты мира. Место проведения по аналогии с другими соревнованиями меняется.

  • В 2014 г. чемпионат мира проходил в российском Санкт-Петербурге.
  • В 2015 г. – проводился в американском Висконсине на озере Виннебаго в городке Фонд дю Лак.
  • В 2016 г. соревнование вновь вернется в Европу и состоится в Эстонии в городке Хаапсалу на берегу залива Хаапсалу-Лахт 8-13 февраля.

В России ежегодно в первых числах марта проводятся национальные чемпионаты:

  • 2014 г. – Мончегорск, Мурманская обл.
  • 2015 г. – Конаково, Тверская обл.
  • 2016 г. – Солнечногорск, Московская обл.

Кроме того, каждую зиму-начало весны устраиваются клубные и региональные соревнования по виндсерфингу:

  • Рождественская регата (Архангельск, середина декабря);
  • Беломорские игры (там же, февраль или март);
  • Региональные чемпионаты Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей.

Техническое оснащение

Ключевым элементом виндсерфинга является, выражаясь спортивной терминологией, снаряд, т.е. то, на чем виндсерфер стоит. Когда спортивная дисциплина находилась в процессе своего становления, в ход шли лыжи, несколько скрепленных лыж, доски для сноуборда и даже салазки. Активный поиск новых решений продолжается и сейчас. Однако на рынке закрепились основные модели, которые производятся массово.

1. Айсборд: Icebord «Hiberna»

Производится латвийской компанией. Представляет собой доску, покрытую стекловолокном, длиной – в зависимости от модели – примерно 1,6 м. На ней закреплены две пары стальных полозьев: одни – спереди, другие – сзади. Проще говоря, эта доска на коньках – современная реализация изначальной идеи зимней формы виндсерфинга на основе принципа скейтборда. Площадка, на которой располагаются ноги айсбордиста, при выполнении маневров и наклонов создает крен, отклоняясь от горизонтальной плоскости.

Айсборды предназначены для катания по ровному чистому льду. Аппарат при благоприятных условиях способен развивать очень приличную скорость – до 60 км/ч.

Стоимость – от 720 евро.

2. Уиндборд: Windbord «SWIFT Sport»

Чешская компания производит доску для виндсерфинга по снежной поверхности. Изготавливается из дерева, покрывается стекловолокном. Она представляет собой усовершенствованный сноуборд: увеличенный в размерах, более прочный. Комплектуется мачтой для крепления паруса. Рассчитанная парусная площадь от 3,5 до 7,5 м²; Длина доски – от 168 до 176 см.

К доске, помимо мачты, крепится дека со специальными креплениями для ног серфингиста. Дека в зависимости от задачи может быть зафиксирована в трех положениях. Кроме того, она отстегивается, выполняя при падении защитную функцию.

Стоимость – от 660 евро.

Снаряд отечественной разработки, изготавливается группой энтузиастов «Must». Представляет собой две лыжи (2,35-2,75 м), соединенные общей платформой из ламинированной фанеры (1,2 х 1 м), покрытой противоскользящим слоем пенополиэтилена.

Конструкция громоздкая, но обеспечивает хорошую устойчивость под парусом. Идеальна для новичков.

Стоимость – от 380 евро.

Для айсборда и отечественных саней дополнительно требуются мачта и парус. Для чешского уиндборда – только парус.

Особенности катания

Техника катания в целом аналогична водному виндсерфингу. Только в зимнем виде за счет твердости покрытия под доской центр тяжести серфера смещен вниз, что приводит к необходимости большего крена. Виндсерфер часто находится в положении, близком к горизонтальному.

Естественно, необходима хорошая физическая подготовка: управление парусом на ветру требует силы и ловкости. Вначале нередки падения и сносы, но с приобретением опыта неудачи отступают.

Прародителями современного зимнего кайтинга стали серфинг, катание на лыжах под парусом. Сегодня этот вид спорта успешно развивается не только на воде. Спортсмены катаются по поверхности земли со всевозможными преградами на маунтин бордах, на сноуборде с парашютом по снегу. Вид спорта позволяет экстремалам управлять порывами ветра, получая массу положительных эмоций с мощной дозой адреналина.

Катание под куполом на доске, лыжах или коньках по снегу — это не только спорт для экстремалов, но просто активный отдых. Основной элемент кайта — это крыло — парашют для , который генерирует интенсивность тяги, создавая подъемную силу. Прокатиться при помощи такого воздушного змея можно: на замерзшем озере либо реке, заснеженному полю, горнолыжному склону.

Пробовать ездить можно где угодно, при этом сильный ветер особо не нужен. При использовании парашюта-кайта, при подъеме на горный холм с последующим спуском на крыле, перед райдером открывается поразительная сила, гармония природы. Имея лыжи, сноуборд-доску и кайт, можно превратить невеселый зимний день в заполненное адреналином приключение.

История

Впервые способ прокатиться по снежному покрову под тягой воздушного змея удалось превратить в жизнь немецкому спортсмену-парапланеристу около пятидесяти лет назад. Фрирайдер сцепил себя с парашютом, удачно маневрируя под куполом. Чуть позже лавировать под крылом стали лыжники, любители коньков.

Развиваясь, кайт сноубординг стал профессиональным видом, образовались своеобразные приемы, техники исполнения. Ежегодно в тех местах на планете, где есть соответствующие климат и платформы, проходят состязания различного уровня:

  • свободное катание по сложным трассам;
  • гоночные турниры;
  • перелеты;
  • искусство — прыжковые воздушные трюки;
  • приключенческие состязания-симуляторы.

Первый клуб любителей сноуборда с воздушным змеем появился в России с конца девяностых годов. В настоящее время открывается большое количество кайт-центров, где новички обучаются скольжению под крылом. Подобные школы также предоставляют аренду необходимого снаряжения для полетов.

Техника

Для желающих освоить это искусство, желательно начинать скольжение по свежевыпавшему снежному покрову. Современные крылья-кайты осуществляют передвижения в любую сторону. Однако, самое естественное катание — перпендикулярно воздушным массам. Научившись чувствовать воздушный поток, контролировать крыло, можно достаточно легко вернуться именно к точке на местности, откуда начался старт. Расстояние, которое пройдет райдер, будет зависеть от его желания, опыта, выносливости.

Обучение

В отличие от водного кайт серфинга, желающему освоить , можно не искать для проведения полетов нужное место в теплых краях. Климатические условия и местность большей территории России позволяют проводить катания во многих регионах страны.

Хорошим вариантом при желании обучиться искусству езды на лыжах и доске с воздушным змеем, будет обращение в специальную школу. Занятия в подобных центрах проходят под присмотром опытных наставников, которые помогут избежать всех ошибок. В таких школах отпадает осуществление покупки необходимой экипировки, так как в ходе обучения все снаряжение выдается начинающему спортсмену абсолютно бесплатно.

Пытаясь самостоятельно, следует запомнить пару советов:

  1. Перед тем как подцепить к себе лямки паруса, нужно научиться хорошо ездить на доске, лыжах или коньках без второстепенной тяговой силы. Потренировавшись, следует хоть немного овладеть техникой езды на снарядах.
  2. При первом запуске и перелете стоит позаботиться о страховке, попросив товарища о поддержке. Подстраховкой послужит веревочный канат.
  3. Для пробного запуска нужно выбирать открытую местность и слабый ветер.

Оценка ветра

Для начинающих кайтеров большое значение имеет способность двигаться с малой тягой. Это нужно для соблюдения требования техники безопасности. Следует остерегаться низкой облачности, так как это первоочередная причина циклонного ветра. Он создаст сильные завихрения, которые очень опасны не только для новичков.

Чтобы избежать фатальной ошибки, кайтер должен помнить, что при запуске, постройки, высокие деревья должны располагаться минимум на 90 метров ниже ветра. Внимательно ознакомившись с инструкцией парашюта, необходимо придерживаться точного совпадения силы текущих воздушных потоков с указанным оптимальным диапазоном в паспорте.

Начинающему райдеру стоит купить карманный анемометр, который будет определять скорость ветра. Спортсмену также нужно просматривать в интернете предстоящее состояние погоды. При нестабильных и очень сильных порывах стоит отказаться от запуска купола или сменить на меньший парус.

Места для катания

Для любителей адреналина, которые хотят освоить парашют для катания на сноуборде или другом спортивном снаряде, оборудованы безопасные платформы по всему миру.

  1. Тальгау. Самая популярная площадка для кайтеров, расположенная в Австрии. Хорошие климатические условия, стабильный ветер и наставники помогут овладеть скольжение под крылом за очень короткое время.
  2. Варангер. Площадка для спортсменов-асов в Норвегии, где усиленные порывы ветра позволяют осуществлять запуск крыла на бешенной скорости.
  3. Плещеево. Российская платформа для любителей кайта, находящаяся возле Переяславля-Залесского. Отличается ровным рельефом с необходимым количеством снега для катания.
  4. Гирвуд. Площадка на Аляске с ветром, дующим во все стороны и оптимальным количеством снега. Отличное место для совершения потрясающих трюков профессионалами-фрирайдерами.
  5. Ай-Петри. Снежная крымская точка, подходящая для сноубординга.

Ограничения

Заниматься таким видом спорта может любой желающий, даже не имеющий специальной физической подготовки. Однако некоторые противопоказания все же существуют:

  • людям, имеющим травмы голеностопов и коленей, занятия перелетами не рекомендуются;
  • при болях в спине следует использовать только специальный стабилизатор-трапецию, который будет снимать нагрузку;
  • детям с 13-14 лет разрешается заходить на старт только при слабом ветре с маленьким крылом строго под надзором взрослых.

Снаряжение

Являясь достаточно травмоопасным, спуск на снежной доске требует от спортсмена железного здоровья. Однако сноукайтинг — так стал называться с парашютом, как вид спорта получился менее опасным.

Для занятий зимним кайтингом райдеру потребуется:

  • пилотажное или тренировочное крыло;
  • специальный пояс-трапеция для управления парусом;
  • шлем, перчатки, маска;
  • горнолыжный и дополнительные аксессуары;
  • спортивный снаряд для передвижения.

Кайт

При выборе паруса специалисты-кайтеры рекомендуют покупать универсальное демисезонное крыло. Ведь такое снаряжение можно использовать для скольжения по водной поверхности. Однако для кайтеров-новичков понадобится тренировочный миниатюрный купол, с которым будет проще освоить навыки пилотирования.

Виды кайтов

Кроме основных видов парашютов-крыльев, существует еще несколько разновидностей, которые называются по-иному. Такие элементы также в полной мере создают подъемную силу.

  1. Как называется катание на лыжах с парашютом? Какой вид крыла наиболее подходит? Спидглайдинг — экстримальный вид развлечения. Применяются горные лыжи и глайдер-купол, способный развивать скорость до 140 км/ч.
  2. Как называются прыжки на лыжах с парашютом? Скайсерфинг, где лыжник прыгает с самолета или вертолета на высоте 3500-3800 метров. Перед самой землей спортсмен выдергивает из снаряжения чеку для выброса спортивного снаряда на землю. Для скайсерфинга используются надежные купола-прашюты.
  3. Вингсьют — костюм-кайт, при помощи которого в воздухе создается аэродинамический профиль. Набегающие воздушные потоки дают возможность спортсмену удачно пилотировать. Применяется парашютная и защитная системы.

Стандартные купола бывают двух видов:

  • жесткие надувные крылья, накачивающиеся при помощи насоса. Безопасное и контролируемое снаряжение;
  • двухслойные парашюты, имеющие меньший вес и размеры в равнении с надувными. Снаряжение не нуждается в накачивании, транспортабельное.

Необходимое оборудование и аксессуары для сноукайтинга, кайтсерфинга, спитглайдинга можно приобрести в магазине «Спортмастер», где представлена продукция известных брендов достойного качества.

Важно

Обучаясь на пилотажных кайтах, стоит помнить, что:

  1. Близкое расположение деревьев, ЛЭП и строений недопустимо!
  2. На старте нужно быть внимательным, стараясь ничего не запутать и не повредить в снаряжении!
  3. Начальные занятия происходят в присутствии нескольких человек!
  4. Изношенные и потертые лямки на снаряжении стоит немедленно заменить!

Несмотря на кажущуюся непрочность и небольшую устойчивость конструкции, скольжение по снегу почти идеальное. С другой стороны, управляемость тоже на высоте, причем, работать на таком оборудовании могут не только профессиональные виндсерферы, но и те, кто впервые собирается попробовать словить ветер на «борде». В общем, на данный момент именно двухлыжные снаряды идеально подходят для катания на снегу.

Много лет специалисты без труда назовут вам в чем слабые и сильные стороны монолыжи для винда. Начнем с плюсов: отличное скольжение, вне зависимости от снега, дешевизна, легкое катание на слабом ветре, легко транспортируется. На другой стороне медали низкая управляемость, особенно если катаетесь при очень сильном ветра по плотному снегу.

Самая прогрессивная конструкция монолыж для зимнего винда использует легкую площадку, которая быстро снимается, крайние опоры для лучшего скольжения, мачтовый шарнир двух видов, позволяющий максимально снизить нагрузку на лыжи.

Наиболее распространенный вариант монолыж – компиляция прыжковых 2,5-метровых и кантовых 2,2-метровых лыж. Большинство спортсменов используют нестандартные, чаще всего самостоятельно сшитые паруса, которые, в первую очередь, отличаются от летних вариантов своим угловым расположением относительно поверхности – зимние паруса, при креплении на монолыжах, значительно смещены вперед.

Еще один популярный вид снарядов для катания под парусом зимой – коньковые «борды». По своей сути, четырехконьковые мало чем отличаются от обычных скейтборда, если говорить о принципах действия. Подвески такие же, только, естественно, колеса заменены на привычные для зимы коньки.

Борд в этом случае должен быть значительно длиннее скейта, а подвеска затягивается спортсменами насколько это вообще возможно. Таким образом можно увеличить до максимуму управляемость доски и значительно ее ускорить.

Многие спортсмены идет дальше, удлиняя еще и коньки. Но, управлять такой конструкцией могут действительно профессиональные зимние виндсерферы, которые точно знают свои возможности. Новичкам лучше ограничиться самой простой конструкцией, чтобы понять принцип управления парусом и коньковым бордом на снегу.

Второй тип зимнего борда для виндсерфа – 3-коньковые доски, которые не слишком отличаются по принципу действия от лыж. Главная особенность таких досок, поставленных на коньки – устойчивость и скорость. Разгоняются быстро, даже при слабом ветре, при этом, не становясь неуправляемыми – лавировать можно довольно просто, имея за плечами хоть немного опыта катания.

Ни для кого не секрет, что зимний винд пока что значительно менее популярен, чем традиционный – на берегу океана с отдыхом под тенью пальмовых ветвей. С другой стороны, сегодня зимним виндом интересуются очень многие. Причин несколько. Во-первых, ловить ветер на снегу в России значительно проще, чем на волнах – кататься можно буквально везде, где выпадает снег. Во-вторых, стоимость занятий зимним виндсерфингом разительно отличается от его летнего «собрата».

Как мы уже писали выше, кататься можно в любом месте, где выпадает снег. Принято выбирать несколько типов местности: горные склоны, замерзшие реки и озера, снежные степи.

На склонах заснеженных гор под парусом кататься не менее круто, чем на сноуборде или лыжах, особенно учитывая, что борд, по сути, мало чем отличается от вышеупомянутых снарядом для зимних видов спорта. Однако парус разгоняет вас еще больше, что позволяет достигать действительно высоких скоростей.

Наиболее популярный вид зимнего виндсерфа – катание на замерзших озерах. Для этого чаще всего используются коньковые конструкции. Паруса те же, что и для летнего виндсерфинга. Что вы получите от катания на льду? Высокую и очень высокую скорость. На данный момент мест, где можно заняться виндсерфингом зимой в России очень много. Только в Москве каждый сезон работают около 35 спотов.

Третий вариант – катание по снегу на просторных равнинах и в степях. Не самый развитый вид виндсерфинга, потому что достичь высоких скоростей под парусом на плотном снегу получается далеко не у всех и не всегда. Но, если вы ищите для себя новое экстремальное увлечение, то попробовать обязательно стоит – впечатлений наберетесь на всю жизнь!

28.03.2018 06:40:00

Зима в разгаре, вода надежно скована льдом, поля укрыты снежным одеялом. Это любимое время для зимних виндсерферов: любой простор становится огромным стадионом, любая поверхность может быть треком для тренировок и состязаний. Над белой пеленой стремительно несутся паруса, будто летом над водой... В поземке порой даже не различить, на чем стоят спортсмены, какие снаряды применяются для зимнего виндсерфинга, как все это вместе работает?

В наше время, помимо множества вариантов для любителей, есть три основных типа снарядов для гонок. Это сани на двух длинных лыжах – «двухлыжка», затем «монолыжа» – одинарная лыжа с парусом, и айсборд – доска на коньках. Все три типа относят к классу «парусные сани». Любые снаряды могут участвовать во всех соревнованиях класса, по выбору спортсмена. Впрочем, гонщики, за редким исключением, привыкают к одному типу и нечасто меняют свое предпочтение. Так уж сложилось (главным образом, из-за климата), что за рубежом популярны айсборды и узкие парусные сани. У нас в стране издавна гонщики побеждали на монолыжах. В последние годы архангельские спортсмены разработали и внедрили в практику гонок особые сани – двухлыжные, но значительной ширины, около метра. Эта широкая «двухлыжка» отлично идет и по жесткому покрытию, и по рыхлому снегу. Благодаря увеличенной площади опоры появилась возможность ставить паруса больших размеров, справляться с сильными порывами, не теряя скорости. На недавних чемпионатах России и мира в первых рядах был именно этот снаряд.

Кроме гоночных снарядов, есть немало вариантов для любителей, и среди них наиболее интересный – «снежная доска». Снаряд также популярен и для любительских гонок, участвовал и в последнем чемпионате.

Монолыжа , или точнее сказать, парусная лыжа – исключительно наш снаряд, отечественный. Мало кто за пределами СССР применял монолыжу в ее классическом виде. Снаряд внешне кажется простым – на длинную широкую лыжу установлена небольшая площадка на нескольких опорах, распределенных вдоль по осевой линии. Площадка, как правило, возвышается над лыжей на 8-12 см. Лыжа берется максимально длинная, широкая. Хорошо подходят лыжи для прыжков с трамплина, длиной свыше 240 см, и шире 10 см. Невзирая на то, что такие лыжи не имеют стальных кантов, снаряд неплохо идет даже по плотному насту. Иногда на прыжковую лыжу ставят небольшие коньки по бокам, для стабильности на заледенелых участках. Для голого льда берут лыжу для скоростного спуска (Speedski), длиной 230 и более сантиметров, с острыми стальными кантами. На площадке устанавливается шарнир от виндсерфинга, примерно над геометрическим центром лыжи или чуть спереди.


©


©

Опоры площадки стараются выполнить так, чтобы обеспечить свободу гибкой лыже, которая в результате «облизывает» микрорельеф, меняет прогиб по мере давления и таким образом работает максимально эффективно. Изобрел парусную лыжу в Таллинне еще в середине 1970-х годов таллиннский яхтсмен Юрий Плизник («КиЯ» №75, 1978 г.). В Советском Союзе она долгое время была монотипом для гонок. Парус для монолыжи был ограничен в гонках до 7.5 м2 – больший парус на монолыже сложно контролировать. Старт снаряда нередко происходит с разбега, поскольку довольно сложно удержаться на сравнительно неширокой опоре стоя на месте и на малой скорости. На галсе спортсмен движется в особой стойке – одна нога спереди мачты, другая чуть позади – откренивая на себя и парус, и монолыжу. По мере скольжения интуитивно подбирается угол закантовки, оптимальный для данного покрытия, силы ветра, курса и скорости. Гонщик, таким образом, балансирует «на грани», добиваясь максимальной отдачи. Монолыжа в подходящих условиях за счет своей эффективности даже с небольшим парусом вполне способна обойти другие снаряды, несущие бОльшие площади. Снаряд способен нести паруса и более семи с половиной «квадратов», однако комфортный диапазон парусности на монолыже невелик.

При усилении ветра вести узкую лыжу на порывах становится сложнее, начинаются срывы, падения, в гонку приходится брать парус поменьше, что сказывается на результате. В достаточный ветер лыжа идет и по рыхлому снегу – за счет ажурности опор и высокой площадки, как бы всплывая с разгона. Возможно применение снаряда и на льду, если лыжа снабжена кантами или коньками. Повороты на монолыже выполнять непросто. Лихие оверштаги без опоры ногой на снег доступны только мастерам, однако зимой это имеет лишь зрелищный смысл. Развернуть снаряд быстрой переброской чаще всего более эффективно, хотя и для этого нужна практика.

На монолыже в 90-е наши спортсмены не раз выигрывали чемпионаты мира. В мурманском клубе налажен пошив специальных парусов для монолыж, со специфической геометрией.

Двухлыжка, как следует из названия, напоминает сани о двух полозьях. Полозьями чаще всего служат прыжковые лыжи, иногда – лыжи для скоростного спуска. На лыжи установлена площадка непростой конструкции, как правило на четырех опорах. Лыжи применяются весьма длинные, 250-270 см. Шарнир на двухлыжках ставится чуть спереди от середины лыж. Лыжи изначально выровнены строго параллельно, с заметным наклоном наружу – как говорят, «закантованы». Таким образом, лыжи постоянно скользят только на наружных кантах. В конструкции опор предусмотрена возможность изменения закантовки лыж, что позволяет подстраивать снаряд под разные снежно-ледовые условия, возможны также другие регулировки. Можно выделить две разновидности двухлыжек – узкая «финская» и широкая «архангельская».

Финская двухлыжка известна с давних времен. Характерной чертой является узкая площадка и близко расположенные лыжи. Комфортность ведения снаряда выше, чем у монолыжи, немного шире и диапазон парусов. Узкая двухлыжка идет и по льду, и по снегу, но в целине может увязать из-за низкой площадки, нагребать снег из-за сложной конструкции, съезжать набок из-за неширокой расстановки лыж. Возможен поворот фордевинд на плотном покрытии, как на скорости, так и почти на месте. Другие повороты можно выполнить с переступанием, но не так резко, как на монолыже. Снаряд подходит как для любителей, так и для спортсменов-гонщиков. Были попытки выпускать узкие двухлыжные сани массово, но в настоящее время серийно их не производят.



©

Широкую двухлыжку начали развивать в Архангельске с середины 2000-х гг. Это развитие двухлыжной конструкции, но весьма кардинальное. Длинные лыжи несут на себе выпуклую площадку шириной около метра. Благодаря особой конструкции опор есть возможность настройки не только закантовки, но и подстройка параллельности лыж, «сход-развал».


©

©

Снаряд напоминает доску для водного виндсерфинга по стойке и манере ведения: гонщик стоит обеими ногами за мачтой, откренивает парус не только на ветер, но и назад, стоя ближе к краю широкой площадки. Если надо удержать порыв, смещает центр тяжести тела на ветер и назад по доске: как говорят виндсерферы, «уходит» в корму. Благодаря оптимальной расстановке широких лыж снаряд хорошо идет и по глубокому снегу, не проваливаясь и не кренясь. Широкая двухлыжка позволяет двигаться по рыхлому снегу даже в слабый ветер, для чего спортсмен встает ближе к центру широкой площади опоры, ведя двухлыжку максимально ровно. Закантовку при этом, как правило, настраивают поположе… Скоростной поворот фордевинд возможен на любом покрытии, и начинающим зимним виндсерферам он дается без долгих тренировок. Снаряд может нести большие паруса, 10 квадратов и более, не только при ровной тяге, но и в сложной ветровой обстановке. Даже с большим парусом можно удерживать порывы на скорости, уверенно идти как в слабый, так и в сильный ветер. По манере снаряд является зимним аналогом известной «формулы виндсерфинг» – широкой водной доски. В 2011-м году на широкой двухлыжке достигнут серьезный успех – победа наших спортсменов в чемпионате мира после долгого перерыва. С тех пор на архангельском снаряде занимают призовые места и на мировом уровне, и, разумеется, в России. Ведущие спортсмены мира стараются копировать архангельскую конструкцию, внося также и свои изменения. В Архангельске меж тем налажено серийное производство двухлыжек под маркой «MUST». Отработана оптимальная схема: выпуклая площадка опирается на легкие прочные опоры, они же узлы, позволяющие проводить быструю сборку-разборку снаряда. Все опоры унифицированы, и это дает возможность разбирать снаряд для перевозки, быстро заменять лыжи и даже менять лыжи местами в гонке.

Конструкция совершенствуется и еще `не достигла своего «потолка». В последнее время производители MUST добавляют опционально стальные канты-коньки, врезая металлические полоски по внешним, рабочим краям лыж. Они повышают надежность ведения снаряда на льду, практически не утяжеляя конструкции. Также отечественные умельцы разработали особые лыжи, исключительно для зимнего виндсерфинга, где тонкий кант врезан по всей длине лыж изначально, как и на фирменных горных лыжах. Совершенствуется и дизайн площадки для гоночных двухлыжек: и за рубежом, и у нас все чаще делают «палубы» многослойной конструкции, с изрядным количеством карбоновых волокон. Такие двухлыжки заметно легче при повышенной прочности и оптимальной упругости, что позволяет рассчитывать на высокий результат.

Айсборд ведет родословную непосредственно от буера. Устроен похоже: к прочной площадке снизу прикреплены острые подвижные коньки. Для гонок применяют относительно длинные лезвия, 30 и более сантиметров. Наиболее популярная у любителей и спортсменов схема с четырьмя подвижными коньками носит название хайборд (Hiboard). Реализуется на небольшой продолговатой доске. По принципу работы подвески хайборд напоминает скейтборд: коньки попарно параллельны, и каждая пара к тому же может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Изменение направления движения производится креном площадки в нужную сторону, что обеспечивается попросту давлением ногами на край доски. Так как одновременно спортсмен должен еще и откренивать парус, моторика движения довольно замысловатая. Зато снаряд получается удивительно маневренный и вместе с тем скоростной. Хайборд применяется как для фристайла, так и для слаломных гонок. Повороты на хайборде можно заложить покруче, чем летом на водных досках, притом без срыва снаряда, именно «резаные». Даже на небольшом катке умелые фристайлеры ухитряются чертить лихие восьмерки и изящные спирали, развлекая публику.


©

©

На айсборды, как правило, ставят небольшие паруса. В Европе, где снега мало в последние десятилетия, а чистый лед не редкость, айсборды разных видов весьма популярны. Кроме того, налажено серийное производство – латвийский хайборд под маркой Hiberna широко используется как для соревнований, так и для любительского катания.

Кроме айсборда на упругой подвеске, издавна известен коньковый снаряд под названием «трехконьковка». Он ближе к буеру по конструкции, задняя пара коньков установлена жестко, передний конек рулится специальным рычагом. Известны и другие варианты айсбордов, например, специальные снаряды для установления рекордов скорости. Именно на айсборде был поставлен рекорд скорости в 2012-м году – Джеффри Браун из США достиг 97 км/ч на дистанции в 500м.

Снежная доска возникла как логичное развитие идеи летней монолитной, негибкой доски, без каких бы то ни было подвижных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, создателям пришлось поломать голову и над формой доски, и над ее конструкцией. Нагрузки на снегу и льду побольше, чем на воде, поверхность весьма коварная и разнородная. Для льда, например, такой доске нужны остро заточенные коньки, а чтобы при этом снаряд поворачивал, нужна особая форма этих коньков, как и хитрая геометрия всего днища (так называемый «рокер»). За океаном такая доска известна как сноуфер. В нашей стране с недавних пор серийно выпускается DSD – снаряд, разработанный самарским спортсменом и изобретателем Дмитрием Скобелевым. Доска хорошо идет как по рыхлому снегу, так и по насту, давая возможность выполнять лихой фордевинд и даже оверштаг. Этот снаряд по геометрии и манере ведения ближе всего к водным доскам. Начинающие зимние виндсерферы, как показывает практика, сразу становятся в петли и без опасений подцепляются трапецией к парусу. Есть возможность поставить специальные коньки, которые острее и выше штатных – тогда и по льду доска режется уверенно.

©


©

Эта конструкция поль¬зуется популярностью среди любителей, а также в серф-клубах для проката зимой и для обучения. Сейчас выпускается уже вторая, улучшенная доска, пригодная и для люб¬ительских гонок, под названием «DSD Ultra». В скором времени планируется создание новой версии, исполь¬зующей самоновейшие технологии – карбон, особую скользящую поверхность и тому подобные инновации. Доска производится серийно, на базе отечественных материалов, и доступна практически вс¬ем. В прошлом сезоне в Тольятти доски DSD Ultra впервые принимали участие в чемпи¬онате мира WISSA-2017.


*предыдущая статья на эту тему – «Зимний виндсерфинг: из прошлого в будущее», КиЯ №2(254) за 2015 г.

Текст статьи: Алексей Левин. Иллюстрации: Марины Турусиновой, Светланы Дробышевской



mob_info