Катание по снегу на доске с парашютом. Сноукайтинг: чем хорош и где кататься

Зимний виндсерфинг, по сути, является адаптированной к российским условиям разновидностью виндсерфинга летнего. С тем лишь отличием, что в ледовом варианте парус крепится не на доску, а на лыжу, и для занятий им требуется гораздо больше энтузиазма. Корреспондент "Денег" Георгий Волжанский познакомился с энтузиастами льда и ветра.

Бабочки на снегу
Мода на фитнес, велнес и прочее вегетарианство распространилась в кругу моих друзей и коллег настолько, что и я, ни разу прежде не допускавший даже мысли о том, чтобы начать когда-нибудь новую жизнь, стал подумывать о зимних радостях в виде коньков, саней или политически корректных горных лыж. Решение давалось нелегко, но постепенно мне удалось убедить себя в том, что глинтвейн и румяные барышни — неизбежные атрибуты любого катка или склона — скрасят мое пребывание на свежем воздухе. Другие аргументы в пользу зимних видов спорта были не столь очевидны, но тем не менее в ближайшие выходные я отправился на удобную звенигородскую горку, благо она расположена рядом с моей дачей.
Трудности начались, когда я попытался застегнуть на себе необходимое обмундирование. С учетом набранных за время новогодних застолий килограммов тело напрочь утратило былую гибкость и позволило засунуть себя в комбинезон лишь с третьей попытки. Когда же я покатился наконец с крутого склона, на моем пути откуда ни возьмись выросла вековая ель. Кое-как собрав после стыковки разметанные по сугробам палки и лыжи, я сдал все это хозяйство обратно в прокат.
Но первое поражение только закалило желание срочно оздоровиться, и я отправился на поиски развлечений, позволяющих без риска для жизни развивать, может, не столь значительную, зато горизонтальную скорость.
И мне почти сразу повезло. Проезжая мимо Строгинского водохранилища, я был поражен фантастическим для нынешнего времени года зрелищем, больше всего напоминающим модный салют из бабочек. В небе над заснеженной поверхностью водоема порхал целый рой ярких парашютиков. Окончательно меня добили невозможные в данных погодных обстоятельствах виндсерферы, бодро рассекавшие на досках под разноцветными парусами по ледяной глади водохранилища. Присмотревшись, я обнаружил, что стропы парашютов тоже влекут за собой людей на лыжах и досках.
Не поверив своим глазам, я принялся по возвращении домой разыскивать других свидетелей этого чуда. В частности, разместил в интернете просьбу объяснить мне, темному, что за бабочки кружились в строгинском небе и как в занесенную снегом Москву попали укротители теплых океанских волн — серферы. Мое любопытство вызвались удовлетворить сразу несколько энтузиастов.

Очень одинокий парус
С первым из них — дважды чемпионом по зимнему виндсерфингу Алексеем Ноздриным — мы договорились проехаться в ближнее Подмосковье, на Клязьминское водохранилище. Потому как, рассказал чемпион, для полного понимания необходимо не только услышать, но и увидеть все своими глазами, а еще лучше попробовать. Оказалось, что на берегу водохранилища расположена база Высшей школы спортивного мастерства, тренером которой Ноздрин является.
В просторном ангаре, доверху заполненном катерами, яхтами и лодками, Алексей продолжил начатую в дороге лекцию о способах передвижения по льду и снегу на различных снарядах при помощи воздушных потоков. Из рассказа, изобиловавшего непонятными терминами, относящимися, кажется, в основном к подробностям такелажа, мое ухо смогло выделить лишь знакомое слово "скорость". Однако по тому, как часто оно звучало, мне удалось сделать вывод, что это главное, ради чего все и задумано. Бешеное ускорение, доставляющее несравненный кайф! "Понимаешь,— объяснял Алексей,— даже если ветра почти нет, при слабом вначале качении правильно повернутый парус создает так называемый противоветер, позволяющий ускоряться быстрее. Большая скорость дает мне ощущение власти над стихией! Я даже летом на короткой доске ухожу один в море и там получаю ни с чем не сравнимое ощущение от растущей скорости".
Выяснив, что Ноздрин летом грешит катанием под парусом и даже входит в российскую сборную по классическому виндсерфингу, я резонно предположил, что в наших условиях катание по льду необходимо фанатам покорения волн, чтобы не сидеть сложа руки в ожидании сезона. И в ответ услышал, что, во-первых, правильный кант хорошей лыжи на ровном, чистом льду позволяет добиться практически нулевого сопротивления, что дает возможность зимой достигать скорости значительно большей, чем летом; а во-вторых, обучаться азам виндсерфинга легче и быстрее именно на снегу. Ибо, совершив ошибку, новичок зимой просто спрыгнет с лыжи, а летом ему в тех же обстоятельствах неминуемо грозит купание, сопровождаемое вылавливанием паруса из волн.
Когда Ноздрин гордо продемонстрировал мне несколько вариантов самостоятельно созданных им лыж, мне стало ясно, что купить оборудование для занятий этим видом спорта в магазине невозможно. "Поскольку зимний виндсерфинг пока не является массовым увлечением, никто из производителей не хочет выпускать снаряды промышленными тиражами",— подтвердил мою догадку чемпион. Его рецепт создания всего необходимого включал в себя обязательное знакомство с токарями. "Берем парус для классического виндсерфинга,— с энтузиазмом объяснял Ноздрин,— покупаем прыжковую лыжу, можно подержанную (новомодные карвинговые не годятся, кант лыжи обязательно должен быть прямой), и делаем на ней своеобразную надставку для ног". На этой стадии вступает мастер — золотые руки, вытачивающий шарниры и крепления, призванные все эти части соединить. Не показав виду, что в моей компании токарей отчего-то не наблюдается, я предложил испробовать инвентарь на практике.
Видимо, дал себя знать набранный за праздники лишний вес — сдвинуться с места я в тот день так и не смог. "Редко у кого сразу получается,— утешил меня тренер.— Зато когда научишься, сможешь кататься даже в штиль. Как-то раз такая тихая погода была — дым от сигареты поднимался вверх столбиком, почти не отклоняясь. Но когда я поехал за счет противоветра, так разогнался, что в глазах все замелькало. Потом на МКАД за рулем 130-140 км шел, а казалось — стою на месте". Хотя я сделал вид, что весьма раздосадован "нелетной погодой", мысль о том, что на этот раз спортплощадку я покину без травм, меня очень даже радовала. Тем более что после уверений в том, что даже на большой скорости падение на лед или снег абсолютно ничем не грозит, Алексей все-таки припомнил случай, когда один из его коллег, не сумев затормозить, влетел на айсборде в буер. Услышав два новых названия, я насторожился. Тем более что у меня в запасе еще был вопрос о бабочкоподобных парашютах. Поняв по выражению моего лица бесперспективность теоретических бесед, Алексей предложил проследовать в Строгино, чтобы разобраться во всем на примере тамошних спортсменов. Директор базы оказался близким другом Ноздрина.

Тазики и ракушки
Добравшись до места, мы были радушно встречены фразой сторожа: "Не положено!" Но назвав пароль "Маслов" (фамилия директора), мы прошли в огороженную зону, скрывавшую выход на берег. На заснеженном льду кипела жизнь — туда-сюда катались исполненные собственного величия люди на снегоходах и квадроциклах, рядом расчищали каток подростки, а за всем этим наблюдал важно сидевший на лавке мужчина, больше всего напоминавший мимикрировавшего к российским условиям спасателя из Малибу. Несмотря на довольно низкую температуру, признаков замерзания он совершенно не выказывал и давал окружающим понять, что данная скамейка — его законное место.
Это и был тренер высшей категории по виндсерфингу и руководитель базы спорткомитета Северо-Западного округа Москвы Андрей Маслов. "Рассказать вам обо всех видах зимнего виндсерфинга? Это я могу. С чего начать?" И тут я, уверенный, что все эти развлечения насчитывают максимум десятилетнюю историю, совершил непростительную ошибку. То есть, присев рядом с нордическим человеком на лавку, попросил начать с начала.
И Маслов начал. Оказалось, что еще в петровские времена, то есть более трех веков назад, российские, эстонские и финские поморы зимой ставили свои ботики на коньки и успешно преодолевали под парусом приличные расстояния. Позже появилась новая забава — на финские сани с длинными полозьями ставили кресло и катались в нем по льду. Роль тягловой силы исполнял человек на коньках. На рубеже XIX-XX веков в России (а как известно, Прибалтика и Финляндия входили тогда в состав Российской империи) появилось первое подобие спортивного паруса и начались соревнования на скорость.
Примерно к этому моменту у меня начали терять чувствительность пальцы обутых в теплые сапоги ног. На его же широких щеках лишь веселее сиял румянец.
новейшей истории,— как ни в чем не бывало продолжал Андрей,— определенность в зимние виды катания внесли американцы". В 1937 году янки объявили конкурс на оптимальную конструкцию буера — этакой легкой яхточки для катания по льду. Первым одноместным классом буеров был выбран наиболее демократичный проект — модель DR-60. Хотя он уступал нескольким другим из 15 представленных вариантов, зато его можно было без труда собрать из подножного хлама в любом сарае. А тем, у кого не было сарая или желания долго возиться, все части ледовой лодки присылали по почте. Эта модель практически без изменений дошла до 1980-х годов.
Но тут популярность стало приобретать такое замечательное явление, как собственно виндсерфинг. И практически сразу властвовавших над миром льда буеристов начали теснить различные виды зимних любителей лыжи и паруса. "Идея приспособить виндсерфинг для холодного времени года буквально витала в воздухе",— объяснял пышущий здоровьем Маслов, в то время как в моем диктофоне умирали от переохлаждения только что поставленные "служащие в несколько раз дольше" батарейки. Я-то давно чувствовал себя "холодным, как айсберг в океане", а мои закоченевшие лицевые мышцы намертво застыли в заинтересованной улыбке. "Точно неизвестно, кто был первооткрывателем,— безмятежно продолжал Маслов.— Посовещавшись, спортсмены приняли решение признать изобретателем эстонского яхтсмена Юрия Плизника".
Далее я узнал, что 1983 году состоялись первые соревнования по зимнему виндсерфингу, романтично названные "Беломорскими играми". Примерно в это же время стали проводить чемпионаты и за рубежом, в Финляндии и Польше. В СССР пик популярности этого вида спорта пришелся на 1988 год. Тогда в профессиональных соревнованиях принимало участие порядка 160 спортсменов, а география команд раскинулась от Бреста до Комсомольска-на-Амуре. Тут по счастливому лицу Маслова пробежала тень. И все же, как я узнал в следующую минуту, причиной были отнюдь не -15° С, помноженные на час беседы, а банальная человеческая нечуткость: "Буеристы не принимали нас всерьез. Спортсмен, когда идет на большой скорости, вынужден низко наклоняться над льдом, а они советовали нам вешать на попу тазики. Конечно, они тогда уже были заслуженные — вся задница в ракушках, а мы только начинали. Это потом их осталось человек 15, а нас-то уже были сотни".
Как известно, увлеченность не терпит отсутствия прогресса, и вот вместо паруса серферов стали появляться те самые загадочные парашюты. "Это называется кайтинг — катание на горных лыжах или сноуборде за воздушным змеем-парашютом,— объяснил Маслов.— Впервые в Москве мы увидели такую штуку в 1996 году у парня из канадского посольства. На следующий год их уже было двое. А потом все больше и больше. Со временем они начали нас обгонять, и многие ребята переметнулись к ним. Ведь парашют, по сути, тот же парус. К тому же в столице открылись фирмы, торгующие необходимым для кайтинга оборудованием. Сегодня это самый модный вид зимнего виндсерфинга. Только в Строгино таких сейчас бывает до сотни человек одновременно. Большая компания поехала в своеобразный марафон на кайтах по Волге. Они пройдут больше 100 км по руслу от Твери до Дубны".

Фигурное летание
Пока мы беседовали, Алексей Ноздрин, сразу заявивший, что кататься тепло, а вот стоять на месте нет (знал бы он, что чувствовал я, сидящий на обледеневшей лавке!), рассекал снег на странной доске под парусом и с тремя коньками. Неповоротливый на вид снаряд в его руках (ногах?) выделывал замысловатые петли и восьмерки, выбрасывая из-под коньков фонтанчики замерзшей воды. Залюбовавшись пируэтами, я поинтересовался, существует ли в зимнем виндсерфинге такое популярное летом течение, как фристайл. Мой вопрос вызвал у как раз подошедшего Ноздрина жаркий спор с Масловым. В итоге они выдали заключение, что фристайлинг есть, но его нет. Разрешить это противоречие взялся опять же Ноздрин: "Ребят, пытающихся красиво выпрыгнуть или показать трюки, и среди парусников, и среди кайтеров много. Но все это, как правило, не более чем выпендреж. Даже летом на соревнования приезжают 200 спортсменов, а участвуют — 15-20. Зимой же попробовать выходят пятеро, и лишь трое из них могут представить интересную программу. Фристайл требует кропотливых тренировок, а все, кто накупил самой крутой оснастки, попросту боятся выглядеть перед зрителями скучнее других. И хотя я сам люблю летом попрыгать на глазах у изумленной публики, а потом принять поздравления, настоящим спортом считаю лишь гонки на скорость". Зато я узнал, что для тех, кому ближе именно попытки показать на льду фигуры высшего пилотажа, придумана та самая специальная доска на коньках с подвеской от скейта — зовется айсбордом.
В это время на снежной равнине показался новый, не попадающий ни в какой из уже знакомых мне разделов снаряд. Мужчина с косичкой бережно нес на лед подобие уменьшенного в несколько раз дельтаплана. Воспользовавшись поводом погреться движением, я устремился за крылатым дядей и выяснил, что непонятное устройство называется скинборд, а его хозяин является одним из первых адептов этого вида виндсерфинга в России Сергеем Акельевым. "Скинборд требует сильного ветра, зато если уж подует, то летишь так, что искры из глаз! К тому же на скинборде хорошо с гор съезжать — при правильном разгоне спокойно можно сотню метров над склоном не касаясь земли парить. Да и в отличие от змея тут нет неудобных 30-метровых строп. Вот только дорогой это аппарат — мой $700 стоит".

Буера и буераки
Почувствовав, что если в ближайшую минуту кто-нибудь тронет меня рукой, мое тело развалится на тысячи фрагментов, я запросил у внепогодных ветропоклонников пощады. Маслов, явно удивленный, предложил пройти в штаб. В штабе, оказавшемся обычной теплушкой, мы включили чайник — ценой отключения обогревателя (видимо, для поддержания привычной хозяевам температурной обстановки) — и продолжили разговоры о судьбах и перспективах российских виндсерфингистов. "Раньше государство из-под палки насаждало в массах спорт,— делится воспоминаниями член спорткомитета Маслов.— Секций по виндсерфингу в одной столице было несколько десятков, только в Строгино восемь штук. Теперь вот, авторитетно заявляю, осталась одна, и то ее начальник на свои деньги покупает снаряжение, содержит кружок, учит детей. Зато с каждым годом растет число тех, кто может позволить себе несколько раз за зиму прокатиться в Египет, активно проводит досуг круглый год. А те, у кого нет особых денег и времени, приезжают сюда. Сначала пробуют, берут у нас инвентарь напрокат (любой снаряд — не больше $10, тогда как в теплых краях аренда паруса примерно вдвое больше). Потом покупают парус или парашют в складчину. Дальше все обязательно ссорятся, и остается кто-то один, а все остальные идут искать себе снаряжение по новой".
Чуточку отогревшись, я все же решился уточнить, в чем кайф всех этих развлечений. Оказалось, что кроме экзистенциального удовольствия от ощущения скорости и свободы у виндсерфинга в сравнении, например, с горными лыжами есть и вполне прозаические плюсы. Он менее травмоопасен. Ведь даже упав на льду или в снегу, спортсмен просто катится или скользит до полной остановки. А еще хождение под парусом или за змеем дает возможность двигаться по гладкой поверхности в любую сторону. Немного натренированный человек сможет скользить даже против ветра. "И еще могу тебе сказать как геолог геологу: в Москве нет ни одной горы, а только выкопанная когда-то ледником Клинско-Дмитровская гряда. Так что наши горнолыжники катаются в обычных оврагах",— раскрыл мне глаза Маслов. Еще более плоская ситуация наблюдается во многих других равнинных регионах России. А по просторам бескрайних полей, особенно где-нибудь в районе Сургута или Тюмени, что под парусом, что за змеем кататься — одно удовольствие.
Как будто в доказательство снаружи в этот момент поднялся сильный ветер, и, выйдя из вагончика, я вновь стал свидетелем захватывающей картины. Только что безвольно валявшиеся на снегу парашюты сделали мощный вдох и с огромной скоростью потянули своих хозяев в разные концы водохранилища. На скучном серо-белом московском фоне это красочное зрелище — сильное эстетическое наслаждение.
Повинуясь охотничьему инстинкту, я бросился за одним из парашютистов и, воспользовавшись заминкой, напал на него с расспросами. Опустив змея на лед, кайтер представился Сергеем Судаковым. "Что для меня кайтинг? Развлечение. Летом доска и волны, а зимой заняться нечем. Что хорошего? Независимость. Чтобы покататься, не надо далеко ехать, а потом стоять в очереди на подъемник. Опасно? Не опаснее, чем с горы. Только вот высоко взлетать при сильных порывах страшновато. Летом, бывает, и метров на 30 подпрыгнешь, а зимой извините — лед же внизу. Дорого? Змей от $300 до $600 стоит, а у меня их на разную погоду несколько штук, вот и считай". Приглядевшись, я отметил, что деньги бывалый "змеевод" тратит не только на парашюты. Одетый в специальный костюм Сергей обезопасил себя многочисленными щитками и шлемом, а оставаться на связи с внешним миром ему позволяет мудреный хендс-фри. Больше всего меня порадовала спецзащита, расположившаяся на копчике спортсмена. Видно, не зря мудрые буеристы когда-то о тазиках говорили.
Покидая водохранилище, я решил — раз уж воспаления легких все равно не избежать! — совершить последний ледовый подвиг и с этой целью подошел к представителю местных рыбаков. "Эти, с парашютами, еще ничего,— сказал мужик в тулупе.— А вот те, на штуках с коньками, они иногда ящики из-под задницы выбивают. Да пусть катаются!.. Мы по-своему отдыхаем, они по-своему. В общем-то мы одно дело делаем — дышим свежим воздухом".
Прикинув цену коловорота и железного ящика, я всерьез задумался о возможности оздоровления рыбалкой.

Прародителями современного зимнего кайтинга стали серфинг, катание на лыжах под парусом. Сегодня этот вид спорта успешно развивается не только на воде. Спортсмены катаются по поверхности земли со всевозможными преградами на маунтин бордах, на сноуборде с парашютом по снегу. Вид спорта позволяет экстремалам управлять порывами ветра, получая массу положительных эмоций с мощной дозой адреналина.

Катание под куполом на доске, лыжах или коньках по снегу — это не только спорт для экстремалов, но просто активный отдых. Основной элемент кайта — это крыло — парашют для , который генерирует интенсивность тяги, создавая подъемную силу. Прокатиться при помощи такого воздушного змея можно: на замерзшем озере либо реке, заснеженному полю, горнолыжному склону.

Пробовать ездить можно где угодно, при этом сильный ветер особо не нужен. При использовании парашюта-кайта, при подъеме на горный холм с последующим спуском на крыле, перед райдером открывается поразительная сила, гармония природы. Имея лыжи, сноуборд-доску и кайт, можно превратить невеселый зимний день в заполненное адреналином приключение.

История

Впервые способ прокатиться по снежному покрову под тягой воздушного змея удалось превратить в жизнь немецкому спортсмену-парапланеристу около пятидесяти лет назад. Фрирайдер сцепил себя с парашютом, удачно маневрируя под куполом. Чуть позже лавировать под крылом стали лыжники, любители коньков.

Развиваясь, кайт сноубординг стал профессиональным видом, образовались своеобразные приемы, техники исполнения. Ежегодно в тех местах на планете, где есть соответствующие климат и платформы, проходят состязания различного уровня:

  • свободное катание по сложным трассам;
  • гоночные турниры;
  • перелеты;
  • искусство — прыжковые воздушные трюки;
  • приключенческие состязания-симуляторы.

Первый клуб любителей сноуборда с воздушным змеем появился в России с конца девяностых годов. В настоящее время открывается большое количество кайт-центров, где новички обучаются скольжению под крылом. Подобные школы также предоставляют аренду необходимого снаряжения для полетов.

Техника

Для желающих освоить это искусство, желательно начинать скольжение по свежевыпавшему снежному покрову. Современные крылья-кайты осуществляют передвижения в любую сторону. Однако, самое естественное катание — перпендикулярно воздушным массам. Научившись чувствовать воздушный поток, контролировать крыло, можно достаточно легко вернуться именно к точке на местности, откуда начался старт. Расстояние, которое пройдет райдер, будет зависеть от его желания, опыта, выносливости.

Обучение

В отличие от водного кайт серфинга, желающему освоить , можно не искать для проведения полетов нужное место в теплых краях. Климатические условия и местность большей территории России позволяют проводить катания во многих регионах страны.

Хорошим вариантом при желании обучиться искусству езды на лыжах и доске с воздушным змеем, будет обращение в специальную школу. Занятия в подобных центрах проходят под присмотром опытных наставников, которые помогут избежать всех ошибок. В таких школах отпадает осуществление покупки необходимой экипировки, так как в ходе обучения все снаряжение выдается начинающему спортсмену абсолютно бесплатно.

Пытаясь самостоятельно, следует запомнить пару советов:

  1. Перед тем как подцепить к себе лямки паруса, нужно научиться хорошо ездить на доске, лыжах или коньках без второстепенной тяговой силы. Потренировавшись, следует хоть немного овладеть техникой езды на снарядах.
  2. При первом запуске и перелете стоит позаботиться о страховке, попросив товарища о поддержке. Подстраховкой послужит веревочный канат.
  3. Для пробного запуска нужно выбирать открытую местность и слабый ветер.

Оценка ветра

Для начинающих кайтеров большое значение имеет способность двигаться с малой тягой. Это нужно для соблюдения требования техники безопасности. Следует остерегаться низкой облачности, так как это первоочередная причина циклонного ветра. Он создаст сильные завихрения, которые очень опасны не только для новичков.

Чтобы избежать фатальной ошибки, кайтер должен помнить, что при запуске, постройки, высокие деревья должны располагаться минимум на 90 метров ниже ветра. Внимательно ознакомившись с инструкцией парашюта, необходимо придерживаться точного совпадения силы текущих воздушных потоков с указанным оптимальным диапазоном в паспорте.

Начинающему райдеру стоит купить карманный анемометр, который будет определять скорость ветра. Спортсмену также нужно просматривать в интернете предстоящее состояние погоды. При нестабильных и очень сильных порывах стоит отказаться от запуска купола или сменить на меньший парус.

Места для катания

Для любителей адреналина, которые хотят освоить парашют для катания на сноуборде или другом спортивном снаряде, оборудованы безопасные платформы по всему миру.

  1. Тальгау. Самая популярная площадка для кайтеров, расположенная в Австрии. Хорошие климатические условия, стабильный ветер и наставники помогут овладеть скольжение под крылом за очень короткое время.
  2. Варангер. Площадка для спортсменов-асов в Норвегии, где усиленные порывы ветра позволяют осуществлять запуск крыла на бешенной скорости.
  3. Плещеево. Российская платформа для любителей кайта, находящаяся возле Переяславля-Залесского. Отличается ровным рельефом с необходимым количеством снега для катания.
  4. Гирвуд. Площадка на Аляске с ветром, дующим во все стороны и оптимальным количеством снега. Отличное место для совершения потрясающих трюков профессионалами-фрирайдерами.
  5. Ай-Петри. Снежная крымская точка, подходящая для сноубординга.

Ограничения

Заниматься таким видом спорта может любой желающий, даже не имеющий специальной физической подготовки. Однако некоторые противопоказания все же существуют:

  • людям, имеющим травмы голеностопов и коленей, занятия перелетами не рекомендуются;
  • при болях в спине следует использовать только специальный стабилизатор-трапецию, который будет снимать нагрузку;
  • детям с 13-14 лет разрешается заходить на старт только при слабом ветре с маленьким крылом строго под надзором взрослых.

Снаряжение

Являясь достаточно травмоопасным, спуск на снежной доске требует от спортсмена железного здоровья. Однако сноукайтинг — так стал называться с парашютом, как вид спорта получился менее опасным.

Для занятий зимним кайтингом райдеру потребуется:

  • пилотажное или тренировочное крыло;
  • специальный пояс-трапеция для управления парусом;
  • шлем, перчатки, маска;
  • горнолыжный и дополнительные аксессуары;
  • спортивный снаряд для передвижения.

Кайт

При выборе паруса специалисты-кайтеры рекомендуют покупать универсальное демисезонное крыло. Ведь такое снаряжение можно использовать для скольжения по водной поверхности. Однако для кайтеров-новичков понадобится тренировочный миниатюрный купол, с которым будет проще освоить навыки пилотирования.

Виды кайтов

Кроме основных видов парашютов-крыльев, существует еще несколько разновидностей, которые называются по-иному. Такие элементы также в полной мере создают подъемную силу.

  1. Как называется катание на лыжах с парашютом? Какой вид крыла наиболее подходит? Спидглайдинг — экстримальный вид развлечения. Применяются горные лыжи и глайдер-купол, способный развивать скорость до 140 км/ч.
  2. Как называются прыжки на лыжах с парашютом? Скайсерфинг, где лыжник прыгает с самолета или вертолета на высоте 3500-3800 метров. Перед самой землей спортсмен выдергивает из снаряжения чеку для выброса спортивного снаряда на землю. Для скайсерфинга используются надежные купола-прашюты.
  3. Вингсьют — костюм-кайт, при помощи которого в воздухе создается аэродинамический профиль. Набегающие воздушные потоки дают возможность спортсмену удачно пилотировать. Применяется парашютная и защитная системы.

Стандартные купола бывают двух видов:

  • жесткие надувные крылья, накачивающиеся при помощи насоса. Безопасное и контролируемое снаряжение;
  • двухслойные парашюты, имеющие меньший вес и размеры в равнении с надувными. Снаряжение не нуждается в накачивании, транспортабельное.

Необходимое оборудование и аксессуары для сноукайтинга, кайтсерфинга, спитглайдинга можно приобрести в магазине «Спортмастер», где представлена продукция известных брендов достойного качества.

Важно

Обучаясь на пилотажных кайтах, стоит помнить, что:

  1. Близкое расположение деревьев, ЛЭП и строений недопустимо!
  2. На старте нужно быть внимательным, стараясь ничего не запутать и не повредить в снаряжении!
  3. Начальные занятия происходят в присутствии нескольких человек!
  4. Изношенные и потертые лямки на снаряжении стоит немедленно заменить!

Не так часто в мире появляются новые спортивные дисциплины, особенно технические, со своим специальным снаряжением. Так, совсем недавно, около десяти лет назад, на стыке парапланеризма и парашютизма зародился новый вид спорта под названием граундланч. Возможно, уже в недалеком будущем в пеструю картину горнолыжных склонов добавят красок яркие купола спидглайдеров.

О том, что собой представляет новый спорт и в чем его особенности, нам рассказал один из пионеров граундланча на Урале — Сергей Новоселов.

—Так что же такое граундланч?

—Значение слова граундланч — это, если дословно, «старт с ног» или «запуск с земли». Вообще, история появления этого вида спорта такова: начали отходить и от парашюта, и от параплана в сторону, так получился новый купол — спидглайдер. Вся суть отличий граундланча от парашютного спорта и парапланеризма сводится к разному отношению к рельефу. Например, при совершении парашютных прыжков спортсмену практически не важно, что происходит внизу, он приземляется на специально подготовленную площадку аэродрома. Парапланерист стремится после старта максимально отдалиться от земли, используя восходящие потоки воздуха. А спортсмен, пилотирующий спидглайдер, не только не стремится уйти от рельефа, но и наоборот, старается как можно ближе прижаться к земле, используя все неровности и препятствия для прокладывания собственного маршрута.

После появления спидглайдера началось развитие граундланча, уже как самостоятельной единицы, в разных направлениях. Сейчас этот термин обозначает наиболее общее название дисциплины, включающее в себя несколько видов полетов. Выделяют спидфлай, спидрайдинг и пока что экзотический параглайдинг. Разница в понятиях возникает из-за того, что например парапланеристы считают спидглайдер таким же парапланом, только маленьким и быстрым. Парашютисты считают граундланч тем же парашютизмом (только ты не выпрыгиваешь из самолета, а разгоняешься с горы и взлетаешь), а спидглайдер — неким специальным парашютом.

Спидрайдинг (этот вида так чаще называют в Европе) — это когда большую часть времени спортсмен едет на лыжах, и только иногда «подлетает». Они и крылья «затачивают» под это. Объяснение простое: в Европе много гор, отсюда и доступность, и популярность. В целом, конструктивно крыло для спидрайтинга — скорее, парашют.

Спидфлай отличается от спидрайдинга тем, что большую часть спуска пилот находится все-таки в воздухе, хоть и максимально близко от земли, обычно 2-3 метра. Конструкция крыла примерно такая же, как и в спидрайдинге, только сам купол больше.


Параглайдинг — для него производители делают не спидглайдер как таковой, а параплан, только маленький. Если спидглайдер, и тем более парашют, не могут двигаться вверх на восходящих потоках воздуха, то параглайдер может. Он как параплан может двигаться, как минимум, без потери высоты и даже «подскакивать» вверх, иногда существенно. При этом конструктивно параглайдер имеет гораздо больше общего с парапланом, чем с парашютом.

—Как давно вы занимаетесь спидфлаем? С чего началось увлечение?

—Лет пять уже занимаюсь. Как раз с того времени, как граундланч только начал появляться в России. С тем, как я именно нача,л была целая история. Мой давний друг, Костя Яблоков, которого я когда то четырнадцатилетним пареньком таскал за собой в походы, учил ставить палатки, разводить костры, стал матерым альпинистом и потащил меня в горы. Однажды попалось на глаза — «Граундланч», и как-то зацепило!

—То есть, по сути дела, в этот спорт вас привел друг?

—Скорее, он обратил мое внимание на его новое увлечение. Костя с друзьями вообще были самыми первыми в России. Года на два, на три раньше граундланчем начали заниматься на Украине. Это не потому, что они ближе к Европе, просто, когда есть «вкусный» Крым под боком, грех не развиваться в этом направлении. В Крыму опять же много парапланерных школ, вот они-то и начали интересоваться новой техникой. Правда, по этой же причине и граундланч у них идет больше с упором на параглайдинг. Вв России же первыми были Яблоков и Цветков, которые прежде всего парашютисты. И, имея парашютные навыки и подготовку, они начали развивать граундланч в России уже в эту сторону. От них я узнал о существовании такого вида спорта, но на этом участие моих друзей практически закончилось. Я уже тогда занимался парашютным спортом и точно знал, что следующим этапом будет парапланеризм. Вышло так, что спидглайдер я начал осваивать даже раньше, чем параплан.


—А как вы начали учиться, где-то есть школа или инструкторы?

—Все полностью сам, с нуля. Когда я начал заниматься, в России еще только все зарождалось, а в Екатеринбурге никто даже и не слышал о таком направлении. Я перечитал все, что можно было найти по граундланчу, проштудировал все, до чего смог добраться. И понял, что вся эта информация большей частью бесполезна. Большинство статей того времени, да и большая часть доступных сейчас в свободном поиске материалов сводится к тому, что «ребят, лучше бы вам этим не заниматься вообще, ну, а если заниматься, то только с инструктором». А как быть? Инструкторов-то нет! Я взял всю известную литературу по параглайдингу и проштудировал ее, не разбирая, надо мне это или нет. Потом уже, приезжая на склон со всей снарягой, на месте понимал, что мне пригодится, а что нет. Вывод получился такой, что большинство информации, которую дают парапланеристы, подходит с некоторыми оговорками и для граундланча. Подъем купола, старт — все очень похоже. Спидглайдер на этом этапе не ведет себя как парашют — парашют всегда «тугой» в воздухе, а спидглайдер никогда. Пока он не наполнится воздухом, он живет своей жизнью.


—Чем интересен граундланч, чем он цепляет?

—Сейчас для меня самое привлекательное — это скорость. Хотя дорога была одна, но теперь точно разделяю: прыжки отдельно, параплан отдельно, спидглайдер отдельно. У них общего только то, что над головой тряпка с привязанными веревочками, а по ощущениям это вещи абсолютно разные. Для меня сейчас спидфлай — это, прежде всего, скорость и драйв. Для наглядности можно сравнить с лыжами. Тебе хочется попробовать, ты начинаешь как-то худо-бедно кататься в странной позе, кувыркаться, отбивать колени, локти и так далее. Потом что-то начинает получаться, и ты стараешься получить какие то новые ощущения. И начинаешь гонять по вешкам или просто гонять, но уже далеко не так, как учился. Вот и в граундланче самое интересное — это именно скорость и именно работа с рельефом. Повторюсь, в параплане рельефа нет вообще, спортсмен отрывается от земли и старается взлететь повыше, ну а потом остается только приземлиться на заранее выбранную площадку. Для парашютиста земля также не представляет особого интереса, как правило, это какая-то большая и ровная поляна на которую нужно приземлиться. Да, есть пилотирование скоростных парашютов, с огромной скоростью и длинными эффектными пролетами вдоль земли, но опять же, рельефа как такового там нет. А в граундланче как раз есть возможность работать на большой скорости с рельефом. Ты летишь между какими-то препятствиями, рядом с препятствиями, и это ощущение скорости и драйва как раз очень похоже на лыжные гонки, только свободы больше.

—Какое необходимо снаряжение, и какова цена вопроса?

—Ну, цена — это что то среднее между парапланом, парашютом и кайтингом. Средненький купол, скажем, украинский, будет стоить около тысячи долларов, европейский — около тысячи евро, хотя в плане цены, как говорится, нет предела совершенству. То есть можно и за две тысячи чего-нибудь найти и даже дороже. Подвесные системы по ценам сравнимы с парапланерными, даже чуть дешевле. Подвески для граундланча не такие массивные, как парапланерные, ну и «запаска» в них не предусмотрена, так как бессмысленно. Цена колеблется в районе восьмисот долларов. Остальное снаряжение — дело вкуса. Например, лыжи — это не обязательный атрибут, стартовать можно и «с ног». Просто если есть лыжи, то стартовать легче и кое-где можно проехаться по склону, ну и приземление удобнее. Из защиты все-таки я считаю обязательной каску, остальное — по вкусу.


—Где вы обычно летаете?

—Обычно на горнолыжных базах, правда, не все горнолыжки это терпят. Львиную долю времени я провожу в Михайловске, потому что это место, где терпят совершенно всех. Там и парапланелисты, и кайтеры теперь тоже летают с гор. В общем, нормальный полигон, пока, слава богу, каких либо происшествий не случалось. Бывало, что на каких-то хороших горах мне просто запрещали летать. На других горах можно было летать только в будние дни. Ну, это понятно — в выходные там реально небезопасно, очень много народу.

—А из условий на горе что необходимо? Подъемник, например?

—Подъемник и нужен, и не нужен. Летом тоже бывают «вкусные» полеты, просто качество другое у них. Были облетаны многие склоны в Башкирии, на которых даже парапланелисты нечасто бывают. Такие полеты вроде коллекционных получаются. Вот ты один раз поднялся — улетел, второй раз — с другого места улетел. Это всегда интересно, это другой рельеф. А вот потренироваться летом не получится, подъем в гору отнимает не только силы, но еще и время. А на горнолыжке по времени точно так же, как катание, только разве что чуть медленнее. К примеру, в Михайловске я успевал за день сделать двадцать спусков, а это двадцать стартов и столько же приземлений. Сейчас я на пятидесяти уже бросаю считать, это как тренажер — механическая наработка навыков. Конечно, от одного и того же места со временем начинает подташнивать, но тем не менее отрицать пользу бесполезно. Механизм простой, спустился, собрал купол в охапку и на подъемнике вверх, и все по новой.


—Насколько популярен граундланч в мире в целом и в Екатеринбурге в частности?

—Скажем так, в мире — популярно, в России — только набирает популярность, а в Екатеринбурге непопулярно совсем. Это, конечно же, не леность местных жителей, а прежде всего отсутствие условий. Во-первых, занятие не из дешевых. Тот же кайт в два раза дешевле. Во-вторых, я не знаю людей, которые пришли в граундланч с нуля. Все они либо парашютисты, либо парапланеристы, то есть люди, имеющие какие-то навыки, а школы или инструкторов в Екатеринбурге попросту нет, все самоучки. Ну и третье, самое важное, — мало мест для полетов. Если в Европе все горнолыжные курорты уже выделяют специально склоны для спидглайдеров, то в России их почти нет и о них никто не думает. Развиваются в основном Москва и Питер: первые могут ездить куда-то, а вторым повезло с местами. Рядом с Санкт-Петербургом есть город Кировск, там не столько высокие горы, сколько очень много снега. У нас же в городе нет практически никого, кто бы занимался граундланчем. Был у меня опыт, двое друзей парашютистов, молодая пара, обратились: «Научи!». Я взялся, вспомнил свой опыт, наложил это на уже появившиеся материалы, методики обучения, которые трансформируются с параглайдинга на спидфлай, все это освежил, накидал свою программу, составил план, и мы за сезон шикарно ее отработали. И как результат, люди к концу сезона начали летать. В глазах появился огонек. Начальную программу они освоили, дальше только совершенствоваться.


—Какие-нибудь забавные случаи у вас были?

—Самое забавное происшествие было, когда я «намотался» на елку. Это была явная ошибка, даже не геометрическая, а тактическая. Я не просто зацепился за ветку, я в ненужное время вошел в ненужное место, попал под нисходящий поток воздуха, купол «просел», одним «ухом» (купол сшит таким образом, что ткань образует трубы или сопла, крайние трубы купола называются ушами — прим. автора) зацепился, ну и с размаху практически полностью намотался на раскидистую елку. Часа три я потратил на то, чтобы снять с нее купол, зато повеселил немногочисленных катающихся и парапланеристов. Пришел к выводу, что елки — это очень безопасно.


—Насколько это травмоопасный вид спорта?

—Я учился «с ног», поэтому синяков было будь здоров. Естественно, покупал себе защиту, наколенники, налокотники и так далее. Теперь у меня полная «черепаха», то есть комплект: голени, колени, бедра, локти, грудь, спина, — в общем, все-все-все. Я понимал, что могу себе позволить кувыркаться как угодно без риска получения серьезной травмы, не говоря уж о мелких царапинах. Как следствие — ни одной серьезной травмы я не получил за все то время, что я занимаюсь граундланчем. Зимой надеваю самые мягкие налокотники и наколенники. Еще можно пододеть плоский наспинник. Зимой падения точно такие же, как на лыжах, если падаешь, то катишься и кувыркаешься по снегу. Вдобавок купол спасает, он же находится сверху и тянет вверх, то есть на руки упасть или головой вперед полететь не так просто.


Но я понимаю, что это занятие — потенциально опасное. Человеку с улицы, если у него нет парашютного или парапланерного опыта, просто невозможно научиться самостоятельно. Если почитать форумы Москвы или Питера, то там люди с печальной регулярностью получают травмы. Это происходит просто: появляется «тело», начинает что-то получаться, спортсмен берет «на октаву выше» — и все, привет, больничная койка. У парашютистов есть поговорка: «Самый страшный отказ — это отказ головы». Не стоит забывать о том, что мы не бессмертные и что занимаемся потенциально опасным видом спорта, тогда многих проблем можно избежать. Самая сложность состоит в том, что в воздухе человек теряется. Он, допустим, всю жизнь рулил, а тут ему дали в руки две клеванты (стропы управления куполом — прим. автора) и сказали: лети, а руки привыкли с точностью до наоборот работать. Человек может просто не понимать, что он делает и что с ним происходит. А когда поймет, может статься, что уже поздно.

—А проводятся соревнования по граундланчу?

—Проводятся, за рубежом они в настоящее время очень популярны. Многие соревнования по лыжам или фрирайду проходят параллельно с спидрайдингом. В России приняты правила, заимствованные за рубежом. В них граундланч не делится на дисциплины, выделено лишь несколько упражнений. Из этих правил понятно, что, если относиться к граундланчу как к спорту, то это, безусловно, зимний вид спорта, хотя повторюсь, летать можно и летом.


Фотограф: Артем Никитин, Александр Новоселов

Примерно в 30 км. от Самары, не доезжая пос. Рощинский, любители острых ощущений – сноукайтингисты облюбовали для катания место, на много километров свободное от деревьев и кустарников. Покрытый ровным слоем чистого искрящегося на солнце снега, участок пахотной земли, на время зимних морозов превратился в место сбора любителей покататься на лыжах с парашютом- сноукайтинг. На несколько километров, до самого горизонта растянулись разноцветные «воздушные змеи» - кайты.
Фото. Сноукайтинг

Из истории : В 1937г советские лётчики в составе первой воздушной экспедиции на Север,при базировании на острове Рудольфа использовали парашют и лыжи для передвижения на аэродром, находящийся на вершине острова. Сегодня, этот вид спорта немного разнообразили, и он стал более популярным, чем прежде. Сноукайтинг это не только экстремальный вид спорта, а один из видов активного отдыха. Человек встает на горные лыжи или сноуборд и его на буксире силой ветра по снегу или льду тащит большое крыло, напоминающее парашют или параплан. Чаще всего для кайтинга, а точнее сноукайтинга, выбирают горные лыжи или сноуборды.

Фото. Экстрималы

Смотришь на лыжников, с парашютом в руках, на скорость, которую они развивают, даже при небольшой силе ветра, на прыжки и крутые повороты, и «дух захватывает». Невольно появляется желание самому встать на сноуборд и взять в руки «воздушного змея»…

Фото. Начинающий сноукайтингист.

А мы тем временем берем обычные беговые лыжи и проехав 2,5 км. в сторону Рощинского, попадаем в лесополосу. Табличка оповещает нас о том, что это Генковская лесополоса, памятник природы.

Фото. Начало лесного массива

Лыжню в лесу, конечно, никто не проложил, но зато вдоль лесополосы есть укатанные снегоходами тропинки. Причем можно выбрать место, где нет ветра. Лесной массив тянется с севера на юг, тем самым защищая лыжников, от северного ветра, или от южного.

Фото. Дорога вдоль леса

Необычный вид открывается на заснеженные поля, когда то засеянные подсолнечником. Несколько нескошенных стеблей с поникшими «головами» приветствуют Вас среди белой, ледяной пустыни, напоминая о лете и теплых днях.

Фото. Подсолнух

Фото. Поле

В лесу притаилась башня, скорее всего это военный объект, ведь неподалеку базируются военные части. Очень колоритное строение прячется глубоко в лесу, но при желании до него можно добраться на лыжах сквозь кустарник и ветви деревьев.

Фото. Башня

Удачных Вам путешествий!

С парашютом на лыжах или введение в кайтинг

«Как называется катание с парашютом на лыжах …». «На парашюте и доске по воде – что за спорт?». «Экстремальный спорт, где парашют и сноуборд – что это?». Лишь в 10% случаев авторы таких поисковых запросов имеют в виду «спидрайдинг». К тому же, там используется параплан. Остальные, мельком увидевшие воочию, но не знающие, что это такое – подразумевают кайтинг .

Кайтинг (он же кайтсерфинг или сноукайтинг) медленно, но верно проникает в народные массы. В кайтинге для передвижения по суше или воде используется сила ветра, захваченная кайтом – огромным воздушным змеем. Именно кайт многие и принимают за парашют.

Однако разница между кайтом и парашютом огромна – начиная с размеров и заканчивая формой и функционалом. Кайт меньше, проще, безопаснее, доступнее, практичнее. Если сравнивать кайт с чем-то привычным…То пожалуй – это сродни велосипеду. Просто он летает, и легко помещается в рюкзаке.

Экстрима и дороговизны в кайтинге содержится ровно на столько, насколько вы решите сами. Как в случае с велосипедом, лыжами, коньками или санками. Именно поэтому он и становится достоянием самых обычных людей – таких, как вы. И превращает обычных людей в необычных.

Почему кайтинг выбирают все чаще?

  • Кайтинг красив – пожалуй, никто не останется равнодушным при виде полета кайтов. Вами будут восхищаться так же, как когда-то восхищались вы, наблюдая эти полеты.
  • Кайтинг универсален — вам не нужны горы и подъемники, морские волны, яхты и круизы. Вам нужен лишь кайт, снаряд скольжения и ветер – и любое заснеженное поле или речная отмель станут курортом.
  • Кайтинг вне сезонов – вы можете заниматься в любое время года, меняя лишь снаряд скольжения. Серфовая доска, сноуборд или лыжи, маунтинборд – лишь бы поверхность была ровной.
  • Кайтинг вне возраста – самому старшему кайтеру перевалило за 80, а самый юный едва умеет говорить. Начиная в любом возрасте – вы начинаете вовремя.
  • Кайтингу учатся за 7 занятий: и вам не понадобится для этого ничего, кроме желания, ведь все учебное оборудование предоставляют кайт-школы. Крутая физподготовка тоже не требуется – она появится в процессе.

А если нужны подробности, то на нашем сайте есть все, что вы хотели узнать о том самом спорте, который «с парашютом на лыжах», но не знали, где бы это найти:

Кайтинг — что это такое: ликбез для новичков

Здесь вкратце собрано все, что вы хотели бы «с налету» узнать о кайтинге. Обо всем понемножку – но о главном, чтобы белых пятен, вроде мифического «парашюта», не осталось совсем.

Здесь вы узнаете почему кайтинг – спорт не для всех, но точно для вас. Оцените степени риска в кайтинге и сравните со своими страхами и возможностями. Убедитесь в его финансовой доступности. И возможно, уже сделаете вывод: подходит ли вам этот спорт.

В этом разделе, как вы уже поняли, содержатся те самые бесценные советы. А в качестве бонуса – подробное описание, какие виды кайтов бывают.

Разумеется, не для того, чтобы вас загрузить, а наоборот – чтобы помочь разобраться. Потому, что сакральный вопрос «Какой кайт выбрать» — преследует на определенном этапе каждого новичка.

Возможно, эта статья убережет вас от скоропалительных решений и необдуманных трат. И совсем здорово будет, если именно она поможет сделать вам правильный выбор своего воздушного змея.

Сноукайтинг и кайтсерфинг: Что? Где? Когда?

Или все о сезонном кайтинге в суровых российских реалиях, которые на поверку окажутся не такими уж и суровыми. Вы узнаете, чем зимний кайтинг отличается от летнего, где в России можно отлично вкатить на кайте, а где кататься точно не стоит.

А потом сами сможете сделать вывод, какой сезон наиболее благоприятен для начала именно вашего обучения.

Обучение кайтингу: самые лучшие способы

Научиться управлять кайтом максимально быстро и без лишних затрат нервов, денег и времени? Это вполне возможно, и доступно практически каждому.

В наше время существует огромный выбор кайт-школ и выездных кайт-кемпов, в которых работают настоящие профессионалы, мастера своего дела. И они по-настоящему любят учить.

Но учтите: не все способы обучения одинаково полезны. А есть вообще откровенно вредные, и даже опасные для здоровья. Как избежать распространенных ошибок при обучении и как найти свою, идеальную кайт-школу – вы узнаете в этой статье.

Снаряжение для кайтинга: выбираем стафф

Стафф – это и есть кайт-снаряжение. Важная деталь, или – вернее – несколько важных деталей в экипировке любого кайтера. В первую очередь это, конечно, трапеция и снаряд скольжения: без них вы далеко не уедете даже на самом лучшем кайте.

И их тоже существует великое множество – а выбрать для начала надо что-то конкретное. Но не волнуйтесь: эта статья вам поможет.

Кроме них кайтер обязательно должен обзавестись надежным шлемом. А также в зависимости от сезона – подходящей одеждой. Обо всем этом мы тоже кратко расскажем в разделе о стаффе.

Одежда для кайтинга: гидрокостюм, комбинезон и прочие тапочки

В этой статье мы подробно рассмотрим еще один элемент, без которого ваша каталка будет немыслима. Это — одежда для кайтинга. Казалось бы — не так уж важно, что на вас одето, был бы кайт — но не все так просто.

Из этого раздела вы узнаете, что именно вам нужно будет обязательно приобрести, если вы решили подружиться с кайтингом надолго.

Здесь по всем законам жанра – должно быть глубокомысленное заключение, но мы не будем тратить на него ваше время. Ведь ваше увлекательное путешествие в мир кайтинга только начинается!

Мы не знаем, станет ли он частичкой вашей жизни: все зависит от вас. Но зато мы точно знаем, что вы больше не спутаете кайтинг «с парашютом на лыжах»!



mob_info