Конспекты занятий по адаптивной физкультуре для инвалидов. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе (ДЦП)

Методические аспекты организации двигательной активности детей с ампутационными и врожденными дефектами конечностей определяются, во первых, возрастом ребенка и особенностями дефекта, а во-вторых, целями и задачами этапа реабилитации. В реабилитации детей, перенесших ампутации или имеющих врожденные дефекты конечностей, выделяют несколько возрастных периодов, в соответствии с которыми разработаны методические особенности применения физических упражнений. Так, например, в связи с решением задач в процессе протезирования выделяются следующие возрастные периоды: до двух лет, от двух до четырех лет, от четырех до семи лет, от семи до двенадцати лет и старше двенадцати лет.

Средствами двигательной реабилитации, применяемыми для детей в возрасте до 12 лет, являются:

1) специальные упражнения для подготовки культи к протезированию, обучения пользованию протезом, коррекции деформаций опорно-двигательной системы и предупреждения их прогрессирования;

    лечебно-восстановительные, коррекционные и профилактические упражнения;

    игровые упражнения и подвижные игры;

    основные локомоции - ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки, метания, передвижения на самокате, на двух- или трехколесном велосипеде, ходьба на лыжах.

Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет)

В раннем возрасте при врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностей рекомендуется использование упражнений, стимулирующих переход детей в положении сидя, стоя на коленях. Применяются упражнения для предупреждения или коррекции контрактур в тазобедренных суставах при культях бедер (особенно коротких) или в коленных суставах при культях голени.

Занятия с детьми раннего возраста должны проводиться на специальном столе. Занятия проводятся три-четыре раза в день. Используются пассивные, рефлекторные, пассивно-активные и активные движения.

Пассивные упражнения выполняются методистом. При выполнении пассивного движения вначале определяется некоторое сопротивление ребенка, вызываемое появлением рефлекса на растягивание мышц, а в первом полугодии жизни и остаточными проявлениями физиологического гипертонуса. После первых двух-трех движений сопротивление снижается. При последующих трех-четырех пассивных движениях ребенок нередко начинает активно помогать их выполнению.

Для мобилизации подвижности в сохраненных суставах и развития силы мышц сохранившихся сегментов недоразвитых конечностей применяются следующие упражнения:

    поочередное и одновременное сгибание ног из положения лежа на спине (сгибание в тазобедренных суставах при культях бедер и в тазобедренных и коленных - при культях голеней);

    поочередное и одновременное поднимание прямых ног (при культях голени) из положения лежа на спине;

    «скользящие шаги» в положении лежа на спине, выполняемые как шагательный рефлекс;

    круговые движения ног (культей бедер) в положении лежа на спине;

    поочередное отталкивание кожаного набивного мяча правой и левой ногой (культей) в положении лежа на спине или сидя;

    из положения лежа на спине разгибание туловища с опорой на ноги (культи) и голову (ребенок поддерживается под таз), стопы или концы культей прижимаются к кровати;

    поднимание культи вперед до зрительного ориентира (рука, палка, флажок), выполняемое вначале пассивно, затем пассивно-активно, и, наконец, активно;

    сидя на стульчике, разгибая коленный сустав, прикосновение концом культи голени к руке методиста;

    поднимание культи вперед с сопротивлением, оказываемым рукой или поднимание культей мешочка с песком весом 0,5-1 кг;

    лежа на животе сгибание и разгибание в коленных суставах (при культях голени).

Если движения в суставах пораженной конечности резко ограничены, они выполняются вначале как пассивные, затем как движения, совершаемые с помощью, затем производятся активно (в игровой форме) и, наконец, осуществляются ребенком при небольшом сопротивлении методиста.

На начальном этапе он надевается на короткое время, когда ребенок играет. После привыкания протез надевается на время занятий лечебной гимнастикой. В протезе должны производиться упражнения в ползаньи, в переходе в положение сидя, при вставании и осуществляться ходьба. В возрасте, приближающемся к 1-1,5 годам, протез надевается не только для проведения занятий лечебной гимнастикой, но и по мере возможности на время самостоятельных игр и бодрствования ребенка. Стимулируется ходьба ребенка в протезе с помощью взрослых, при опоре на окружающие предметы и в форме свободного передвижения.

Во второй половине второго года на занятиях должны создаваться игровые ситуации, при которых ребенок должен преодолевать различные препятствия - перелезать или перешагивать через различные игрушки или другие предметы, подниматься на горку или сходить с нее и т.д.

Первое вставание и первые шаги на протезах осуществляются с помощью взрослых. В последующем используется имитационно-игровая методика обучения ходьбе.

По мере овладения ходьбой на протезе занятия дополняются соответствующими возрасту и доступными ребенку основными движениями в лазании, подлезании и перелезании и др. Прыжки применяются только в форме подскоков на здоровой ноге.

При врожденных и ампутационных дефектах верхних конечностей физические упражнения используются с целью увеличения объема движений в сохранившихся суставах пораженной конечности, укрепления мышц плечевого пояса, максимального вовлечения культи в различные движения; формирования компенсаторных захватов и перемещения различных предметов и игрушек с помощью культей; совершенствования ползания, изменения положения тела в пространстве. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком два-три раза в день. Продолжительность занятия до 15 мин, выполняются 10-12 упражнений. Вначале используются пассивные упражнения, затем активно-пассивные. Большинство упражнений носит имитационный или игровой характер.

После каждых двух-трех упражнений целесообразно использовать массажные движения (легкое поглаживание, разминание) с таким расчетом, чтобы к концу занятий были массажированы руки и плечевой пояс, спина, ноги и живот ребенка.

Наибольшие трудности представляет подбор и методика упражнений для детей с двусторонними вычленениями или высокими ампутациями плеч. Основное внимание при занятиях с такими детьми уделяется формированию самостоятельного перехода в положение сидя, стоя на коленях, на выпрямленных ногах и компенсаторных захватов и действий с различными предметами. Используются упражнения, мобилизирующие подвижность и способствующие развитию силы мышц плечевого пояса и культей. Помимо этого применяются упражнения для мышц туловища.

Кроме занятий гимнастикой, обязательно организуются игры с мягкими игрушками, мячами различных размеров, кубиками. Игры проводятся два-три раза в день. Они не только способствуют совершенствованию двигательных навыков, но и обеспечивают формирование у ребенка представлений о форме, жесткости, весе, цвете и других свойствах различных предметов.

Период подготовки к протезированию ограничивается ознакомлением ребенка с протезом.

В период обучения пользованию протезом основная задача состоит в приучении ребенка к протезу как неотъемлемой составной части тела.

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками(хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии . С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Можно использовать вращательные тренажёры , постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом.

Совершенствование ритма движений осуществляется длагодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Мысль об этом терзает тебя уже не один год, но все нет времени на длительные тренировки? Пора вводить тяжелую артиллерию! Занятия с гирей 20 минут в день дают такой же эффект, как и 30-минутная тренировка на беговой дорожке плюс упражнения в тренажерном зале. Секрет в том, что такая «увесистая» работа несет в себе не только силовую, но и динамичную нагрузку, кроме того, задействуются разные группы мышц. Как результат - за 20 мин. сжигается 400 ккал. Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры поможет вам избавиться от лишнего и привести тело в тонус.

2 167851

Фотогалерея: Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры

Гиря: осмотр в деталях

В отличие от гантелей, где вес пропорционально сбалансирован, во время занятий с гирей нагрузка идет несимметрично. При большинстве хватов руки располагаются где-то по середине рукоятки, а значит, далеко от самой тяжелой части гири. Поэтому при выполнении упражнений приходится прикладывать максимум усилий, чтобы поднять вес. Рукоятка - наиболее используемое место для захвата. Держась за нее, ты можешь вращать гирю или перекладывать ее из одной руки в другую.

Выступы

Местоположение рук на гире можно менять, особенно если держишь ее в перевернутом виде. Основа, или база - самая тяжелая часть гири. Берясь за нее в этом месте, ты обеспечиваешь большую устойчивость. Тренировки с любым «грузом», независимо оттого, гири это, гантели или штанга, - чреваты травмами. Поэтому нужно следовать элементарным правилам техники безопасности. Стой прямо. Плечи разведи назад и старайся не поднимать. Живот втяни. Перед тем как начинать каждое движение, мышцы сильно-пресильно напряги. Старайся удерживать их в таком состоянии на протяжении всего упражнения. Дыхание не задерживай. Контролируй движения. Двигайся ритмично, не бросая вес.

Прежде чем начать

Весь комплекс состоит из разогрева {три первых упражнения) и базовых движений. Коротенькую разминку можно выполнять через день, а основную тренировку - 2 раза в неделю. Понадобятся: гиря весом 4 кг и часы, чтобы засекать время выполнения упражнений.

Полуприседания

Возьмись за гантель обеими руками и расположи ее на уровне груди, ноги поставь на ширину плеч. Делая упор на пятки, опустись вниз, как будто собираешься сесть на стул. Затем опять выпрямись. Повторяй упражнений в течение 40 сек. (около 40 приседаний), положение рук не меняй.

По кругу

Возьми гирю в левую руку и, выполнив круговое движение, заведи ее за спину. Перебрось гирю из левой руки в правую и продолжи движение против часовой стрелки, перекладывая вес из одной руки в другую. Выполняй упражнение в течение 20 сек., затем поменяй направление.

Вращение

Переверни гирю сверху вниз и возьмись за нее обеими руками, вытяни их над головой. Выполни круговое движение влево корпусом. Делай упражнение 20 сек., затем поменяй направление. Ноги поставь пошире, гирю возьми в обе руки и удерживай внизу, между бедрами; полуприсядь. Затем выпрямись, с силой выталкивая бедра вперед, а руки с гантелью резко вытяни перед собой. Опуская гирю, одновременно присядь. Повторяй такие колебательные движения в течение 1 мин. (около 25 взмахов). После этого выполняй их одной рукой, перекладывая гантель из одной руки в другую, причем на вершине взмаха. Это займет еще 1 мин. (около 44 повторов). Возьми меньше вес. Возьми гантель в левую руку, а ногу выставь вперед, правая - сзади. Сгибая колени, опустись в выпаде и передай гирю из левой руки в правую, проведя ее под коленом впередистоящей ноги. Затем поднимись и переложи гирю опять в левую руку, но теперь сделай это над ногой. Продолжай в том же духе 30 сек. (около 18 повторов), поменяй направление движения рук и проделай то же самое еще 30 сек. Повтори упражнение с другой ноги. Перекладывай вес из одной руки в другую только в нижнем положении, под ногой. Верх туловища разверни так, чтобы он смотрел в правую сторону. Одновременно опусти руки до уровня плеч, гиря при этом - на запястьях. Затем разверни корпус в исходное положение, а руки подними вверх. Повтори упражнение слева. Чередуй стороны в течение 1 мин (около 20 повторов). Не поднимай руки вверх, а все время держи их на уровне груди. Наклонись влево, гирю опусти вниз к голени. Представь, что ты стоишь между двумя стеклянными рамами, - старайся не падать ни вперед, ни назад. Медленно возвратись в вертикальное положение. Выполни это упражнение в течение 1 мин. (около 20 повторов). Поменяй сторону.

Ноги поставь пошире, гирю возьми обеими руками и установи внизу. Присядь, затем, надавливая на пятки, выпрямись. Используя импульс, созданный движением бедер, подними гирю вверх. Когда руки будут на уровне груди, ладонями обхвати корпус гири. Затем подними ее над головой и возврати в исходное положение. Выполняй упражнение в течение 1 мин. (примерно 20 повторов). Не поднимай гирю над головой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы

Московский городской педагогический университет

Педагогический институт физической культуры

Факультет АФК

Классификация физических упражнений в адаптивной физической культуре

Физическое упражнение - это двигательное действие, выполняемое по определенным параметрам, для достижения поставленной цели. Оно может быть либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия - прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий - подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.

1. По характеру двигательной деятельности:

Гимнастические упражнения - это упражнения, характеризуемые искусственным сочетанием движений. Они выполняются из определенных исходных положений, с точно предусмотренными направлениями, амплитудой и скоростью движения.

1) И.п.: о.с.

1 - руки в стороны;

2 - руки к плечам;

3 - руки в стороны;

2) И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны

1 - наклон к правой ноге, хлопок за ногой;

2 - вернуться в исходное положение

3 - то же с левой ногой

4 - и.п. физическое упражнение игра

3) И.п.: ноги на ширине ступни, параллельно руки на поясе

1 - руки в стороны;

2 - руки вверх, подняться на носки;

3 - руки в стороны;

4) И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой

1 - поворот туловища вправо, руки в стороны;

2 - вернуться в и.п.

То же влево

5) И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз

1 - руки в стороны;

2 - наклон вперёд, коснуться пальцами рук носка левой ноги;

3 - выпрямиться, руки в стороны

Строевые - Строевые упражнения -- построения (в круг, колонну, шеренгу и т. п.), перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и т. п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную) -- используются в работе с детьми при выполнении различных физических упражнений (па занятиях, утренней гимнастике), в подвижных играх, хороводах, праздничных шествиях, на прогулках, экскурсиях.

В процессе выполнения этих упражнений у детей воспитывается ориентировка в пространстве, согласованность действий в коллективе (выполнение различных заданий в общем для всех темпе и во взаимозависимости друг от друга).

Строевые упражнения, связанные главным образом с ходьбой, влияют на формирование у ребенка правильной осанки. Очи могут выполняться с различными предметами, сопровождаться песней, музыкой или ударными инструментами (бубен, барабан)

1) Команда «Становись!». По этой команде занимающийся встаёт в строй принимая основную стойку.

2) Команда «Нале-во!»

1.Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на левой пятке и правом носке.

2.Приставляют правую к левой и опускаясь на полную ступню.

3) Команда «Напра -во!»

1. Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке.

2. Приставляют левую к правой.

4) Команда «На месте шагом марш!» ходьба на месте

Ритмопластические упражнения - выполняются плавно, в соответствии с заданным музыкальным произведением или с заданным образом. Музыкальное сопровождение является общим фоном.

Под спокойную музыку (медленно и плавно)

1. наклон влево (вправо)

2. наклон вперёд, достать руками пол

3. наклон головы влево (вправо)

4. повороты туловища влево (вправо)

5. круговые движения руками

По отношению к снарядам и предметам

1. Упражнения без использования снарядов

Подъём ног из и.п. лёжа на спине

Подъём левой (правой) ноги из и.п. лёжа на боку

Отжимание от пола (с колен)

Приседания

Поднятие обеих ног из и.п. лёжа на животе

2.Упражнения с предметами

Поднятие мяча над головой

Приседание с гимнастической палкой, палка находится на трапециевидных мышцах

Разгибание рук с гантелью из-за головы

Поднятие мяча ногами из и.п. лёжа на спине

Подъём правой (левой)ноги с утяжелителями из и.п. лежа на животе

3. Упражнения на снарядах

Подъём ног в висе на шведской стенке

Лёжа на скамье разведение рук с гантелями

Лёжа на крае скамьи животом подъём прямых ног (на выдох - подъём)

Вис на перекладине

Подъём туловища на гиперэкстензии (вдох - опускаемся, на выдох - подъём)

4. Упражнения на тренажёрах

Разводка рук в тренажёре (бабочка) на выдох сводим руки перед грудью

Разгибание рук в блоке (на выдох - разгибаем)

Сгибание ног в тренажёре лёжа на животе (на выдох сгибаем ноги)

Тяга к груди (на выдох - тянем)

Жим ногами сидя в тренажёре (на выдох - жмём)

Рефлекторные упражнения связаны с воздействием на определённые мышечные группы с помощью напряжения других мышечных групп, в значительной степени отдалённых от тренируемых. Рефлекторное сокращение одних мышц ведёт к сокращению других. Например, физические упражнения, направленные на укрепление грудной мышцы и мышцы спины, будут рефлекторно укреплять мышцы сгибатели и разгибатели позвоночника.

2. Спортивно - прикладные упражнения восстанавливают или совершенствуют сложные двигательные навыки, оказывают общеоздоровительное действие на организм больного.

Оздоровительная ходьба

Лечебное плавание

Езда на велосипеде

Ходьба на лыжах

Лечебная гимнастика, ЛФК

3.Дыхательные - используются при всех формах ЛФК. Благотворно влияют на функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Помогают избавиться от головной боли, бессонницы, аллергии, избежать приступов астмы, отрегулировать давление крови, нормализовать обмен веществ, повысить активность ферментов, снять нервное напряжение, стабилизировать эмоциональное состояние, стимулируют пищеварительную систему.

Статические дыхательными упражнения ми считаются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем. Они чаще всего применяются в начале обучения правильному

1. Выполняется лежа с самоконтролем: вдох - выдох

2. Выполняется сидя с самоконтролем: вдох - выдох

3. Выполняется стоя с самоконтролем: вдох - выдох.

По типу дыхания

Грудное и ключичное дыхание представляют собой методы, вызывающие расширение и сокращение грудной клетки. При грудном дыхании это достигается за счет групп мышц, прикрепленных к ребрам и другим структурным частям тела, а также мышц, действующих между самими ребрами. При вдохе определенные группы этих мышц тянут грудную клетку вверх, вперед и в стороны, расширяя грудную полость и втягивая воздух в легкие. Выдох представляет собой пассивное сокращение грудной клетки при расслаблении этих мышц. Если требуется полное выталкивание воздуха из легких, еще одна группа мышц обеспечивает дальнейшее сокращение грудной клетки по сравнению с этим исходным положением. Грудное дыхание менее эффективно, чем брюшное дыхание, но многие люди привыкли дышать именно так. Однако, оно необходимо в ситуациях повышенной физической нагрузки, когда в сочетании с движением диафрагмы оно может обеспечивать всасывание в легкие большего объема воздуха. Можно видеть, что при грудном дыхании, по сравнению с брюшным, для вдыхания одного и того же количества воздуха требуется больше мышечных усилий. Грудное дыхание часто бывает связано с ситуациями умственного напряжения и стресса, поскольку его функция, в основном, состоит в содействии диафрагме в обеспечении поглощения большего количества кислорода в стрессовой ситуации. Однако тенденция продолжать это грудное дыхание нередко сохраняется в течение длительного времени после исчезновения стрессовой ситуации, создавая привычку неправильного дыхания. Ключичное дыхание представляет собой заключительную стадию полного расширения грудной клетки. Оно осуществляется после завершения грудного вдоха. Для того чтобы втянуть в легкие еще немного воздуха, верхние ребра и ключица подтягиваются вверх мышцами, расположенными по бокам шеи и горла, а также теми, что тянут вверх грудину.

Исходное положение - стоя, ноги врозь (сидя или лежа на спине). После усиленного выдоха, завершенного паузой, сделать глубокий вдох с помощью диафрагмы (с выпячиванием живота); медленно и протяжно выдохнуть, втягивая живот (слегка нажимая на него пальцами рук), и на 2 сек задержать дыхание.

Исходное положение - то же. Сделать вдох верхней частью легких, расширяя грудную клетку (расправляя при этом плечи и отводя несколько назад локти); максимально сужая грудную клетку, произвести выдох, завершив его паузой (задержкой дыхания в течение 2 сек).

И.п. сидя на стуле. Вдохнули на выдохе поднимаем плечи (пытаемся дотянуться до ушей), застыли на 3 секунды, вдох- выдох опускаем плечи.

Реберное дыхание - при вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе сжимается. Этим процессом управляют межреберные мышцы. Самый распространенный тип дыхания у взрослых людей.

И.п. стоя ноги на ширине плеч. Повернуть голову вправо - сделать шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем повернуть голову влево - «шмыгните» носом с левой стороны. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!

И.п. стоя ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.

И.п. стоя ноги нужно поставить чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделать легкое, пружинистое приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. Выдохи происходят между вдохами сами. - брюшное - дыхание животом -- это прекрасный внутренний массаж всех органов брюшной полости. Такое дыхание улучшает пищеварение и помогает избавиться от гастритов, регулирует деятельность кишечника, во многих случаях избавляет от запоров. Брюшное дыхание снимает внутреннее напряжение, устраняет последствия стрессов и помогает нормализовать кровяное давление. Очень важно и то, что дыхание животом дает отдых сердцу и нормализует работу сердечно-сосудистой системы.

И.п. лёжа на спине, руки вдоль бедер ладонями вниз, ноги согните в коленях. Стопы на ширине плеч, подошвы прижаты к полу, пальцы ног смотрят вперед. Помогая себе руками, поднимитесь вверх («мостик на плечах»). А теперь подышите животом, замечая, как на вдохе он поднимается вверх, а на выдохе свободно опускается. В этой позе часть веса приходится на плечи и грудную клетку, поэтому грудной клеткой здесь дышать намного труднее, и нам приходится развивать дыхание животом.

И.п. на четвереньках в позе «кошки». В этой позе хорошо расслабляются спина и живот, поэтому брюшное дыхание получается в ней намного легче. Опустите голову и выгните спину вверх, подобно кошке. Расслабьте живот и сделайте несколько дыханий: на выдохе живот поднимается вверх, на вдохе опускается вниз. Повторите несколько раз. В конце максимально втяните живот внутрь и подержите его так некоторое время.

И.п. лежа на животе. Ложитесь на живот, руки согните в локтях и поставьте ладони чуть ниже плеч, поближе к животу. В этой позе живот прижат к полу, поэтому его движение ощущается особенно хорошо. На выдохе живот подтяните, а со вдохом постарайтесь наполнить его максимально. Если нужно, слегка оттолкнитесь от пола руками, это поможет немного разгрузить мышцы живота. Повторите упражнение несколько раз, постепенно развивая брюшное дыхание.

Cмешанное дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, считается самым здоровым. Не только легкие, но и сердце, кишечник, печень работают, как часы, у тех, кто правильно дышит. При таком дыхании повышается сопротивляемость бронхов и носоглотки к неблагоприятным воздействиям.

И.п. встаньте прямо, расставив ноги на ширину плеч и опустив руки вдоль туловища. Выдохните воздух и подождите, пока не появится потребность во вдохе.

Считая в уме до 8, медленно вдохните через нос, последовательно направляя воздушную струю снизу вверх: сначала -- в живот (при этом слегка его выпятив), затем -- расширяя грудную клетку, а потом приподнимая плечи. В конце вдоха живот должен быть слегка втянут.

Энергично выдыхайте в той же последовательности: сначала расслабьте диафрагму и напрягите брюшной пресс, втягивая живот, затем расслабьте межреберные мышцы и опустите плечи.

Выдержите небольшую паузу, а когда появится желание сделать вдох, повторите все сначала. Делая полный вдох, слегка приподнимайте голову, а при выдохе немного опускайте.

По ритму дыхания

Ритмичные - это прекрасное упражнение, которое можно выполнять в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

Медленно и глубоко вдохнуть, отсчитывая 6 ударов пульса. Задержать дыхание, отсчитывая 3 удара пульса. Выдохнуть медленно, через нос, отсчитывая 6 ударов пульса. Отсчитать 3 удара пульса перед следующим вдохом.

Повторить 3-6 раз, но избегать переутомления. В течение 6-15 дней постепенно довести продолжительность вдоха и выдоха до 15 ударов пульса. Задержка дыхания между вдохом и выдохом должна быть равна примерно половине числа ударов пульса при вдохе или выдохе.

И.п. узкая стойка ноги врозь. Ритмичное носовое дыхание с удлинением выдоха. Сделать вдох за 2 секунды, а выдох за 4, затем вдох - 3 секунды, выдох - 6 секунд и т.д. Постепенно удлиняйте выдох до 10 секунд. Максимальная продолжительность упражнения - 12 дыхательных упражнений.

И.п. лёжа на спине. На счёт 1 - 2 вдох носом; 3 - 4 пауза; 6 - 7 выдох ртом; 8 - 9 пауза.

Неритмичное дыхание может являться симптомом следующих заболеваний: сердечная недостаточность, бронхиальная астма.напрягается спина во время дыхания

Слишком высокая частота вдохов и выдохов

При каждом вдохе заметно поднимается грудная клетка и плечи

С сопротивлением используются для укрепления мышц, мускулатуры.

Способствуют восстановлению дыхательной функции, развитию мышц грудной клетки, исправлению деформаций позвоночника. Искусственная регуляция дыхания широко применяется в комплексной терапии хронических бронхитов и бронхиальной астмы. Сопротивление может быть создано в фазе вдоха, выдоха или в течение всего дыхательного цикла. Наиболее часто используется резистивное (аэродинамическое) сопротивление потоку воздуха, что достигается путем применения различных приспособлений и устройств (диафрагм, узких трубок, свистков). Регулятор дыхания - миниатюрное устройство, по форме напоминающее свисток, имеющее канал вдоха и выдоха, клапан в торцовой части и диафрагму, с помощью которой можно изменить сопротивление на выдохе и создать на протяжении выдоха положительное давление 2-4 см вод. с т.

Дыхательная гимнастика с использованием регулятора дыхания проводится в положении больного сидя за столом за 1-1.5 ч до еды. Нос закрывается зажимом, выдох медленный, визуально контролируется по показателям водяного манометра, вдох неглубокий;

Использование надувных шариков, мячей;

Нижегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних рёбер;

Диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота утяжеление (от 0,5 до 1 кг.)

при динамических дыхательных упражнений - на развитие правильного дыхания выполняются движения конечностями, головой, туловищем.

по положению грудной клетки

Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На каждом третьем шаге - вдох, на четвертом шаге - выдох. Продолжительность выдоха постепенно увеличивать на один счет (5, 6, 7 и т. д.) с тем, чтобы через 6 нед выдох занимал 12 шагов. Продолжительность ходьбы должна достигать от 1 до 3 мин;

Встать, ноги на ширине плеч. Выдохнуть. Вдыхая через нос, поднять руки вперед и вверх, хорошо прогнуться в грудном и поясничном отделах, затем медленно через стороны опустить руки и выдохнуть. Повторить 5-6 раз;

по отношению к расслаблению

Встать ноги на ширине плеч - вдох, наклонить голову вперёд - выдох;

Встать ноги на ширине плеч - вдох, поднять руки вверх - выдох;

Встать на четвереньки (как кошка) - вдох, прогнуть спину - выдох

по отношению к максимальному усилию - выдох

Приседания со штангой на плечах - встаёшь выдох;

Сведение рук с гантелями перед собой лёжа на скамье сведение - выдох;

Поднятие ног в висе подъём - выдох.

по отношению к растяжению - растяжение на выдох

Сидя тянемся к кончикам носков - выдох,

Стоя руками обхватываем икроножную мыщцу - выдох, (тянем спину)4

Тянем руки за спиной - выдох.

Специальные

дренажные

И.П. стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх ладонями наружу, кисти сжаты в «замок», на каждый счёт, опускаясь на стопы. Руки отводить назад - в стороны - вниз к бёдрам (мощный выдох); поднимаясь на носки, вернуться в исходное положение, раздувая живот диафрагмальным вдохом.

И.П. лёжа на спине диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе - опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в и.п..Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП - лежа на боку. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.

И.П. ноги на ширине руки в сторону вдох, на выдох со звуком «Хаааа» скрещиваем руки перед собой, на вдох вернуться в и.п.

И.П. лёжа на спине поднимаем верхнею часть туловища на выдох со звуком «Фу-фу-фу»

И.П. стоя, руки вытянутые на ширине плеч, в упоре о стол. Отвести правую руку в сторону - вдох, вернуться в и.п. - выдох со звуком «ж-ж-ж». Тоже левой рукой. Темп медленный.

Идеомоторные - называются мысленно выполняемые упражнения. Особое значение идеомоторное выполнение движений приобретает при заболеваниях и повреждениях, требующих постельного содержания, при строгом соблюдении приданного больному положения или с использованием гипсовых повязок, кроваток, и вытяжения. Идеомоторные упражнения могут быть использованы при постельном режиме больных в целях повышения общего тонуса организма, для сохранения условнорефлекторных связей, необходимых для выполнения соответствующих двигательных навыков и постепенной подготовки к их практическому осуществлению (подготовка к вставанию и ходьбе, подготовка к пользованию паретичной верхней конечностью и т. д.). Чаще всего они применяются в специализированных отделениях для больных с повреждениями и заболеваниями спинного мозга, в стационарах и санаториях для больных детским параличом и т. д.

спортивные

Баскетбол

Катание на коньках

Настольный теннис

Городки

подвижные

Тяни - толкай

Выбиваы

Казаки - разбойник»

Догонялки

По анатомическому признаку:

для мелких групп (стопы, кисти, лицо)

И.П. сидя или стоя, в руки взять штангу или гантели сгибание и разгибание рук в запястьях;

И.П. сидя или лёжа, работа стопами на себя и от себя;

И.П. сидя на стуле, стопами откатывать и прикатывать к себе (палку, боди -бар);

И.П. сидя, стоя. Расслабиться и подуть сквозь губы, при выдохе губы должны вибрировать;

И.П. сидя на стуле сжимать и разжимать глаза, можно максимально улыбаться задерживаясь в таком положении на 2-3 секунды.

для средних групп (шея, предплечья, плечо, голень,)

И.П. стоя или сидя. Выполнять шеей круговые движения сначала к левому плечу, затем к правому (медленно и плавно);

И.П. стоя или сидя. Взять в руки отягощения (гантели, штангу, боди-бар) и сгибать и разгибать руки (соответственно сгибание выполняется на выдох);

И.П. стоя ноги на ширине плеч. Взять в руки (гантели, штангу, боди-бар) и поднимать (на выдох) перед собой;

И.П. стоя, можно придерживаться за опору. Поднимаемся (на выдох) максимально на носки и возвращаемся в и.п. в руки можно взять отягощение;

Сидя в тренажёре подниматься на носки.

для больших групп ( мышцы спины, живота, бедра)

Тяга (горизонтальная или вертикальная) в тренажёре;

Тяга гантели одной рукой к бедру в наклоне;

Поднятие ног в висе на перекладине (модно использовать отягощение);

Подъём верхней части туловища с фиксацией ног (сворачиваемя как коврик) лёжа на скамье или на полу;

И.П. лёжа на животе. Сначала поднимаем (на выдох) левую ногу (от 15 до30 раз) затем правую. Можно использовать утяжелитель.

Для разных отделов опорно-двигательного аппарата

Круговые вращения тазобедренным суставом;

И.П.стоя на четвереньках. Поднимать согнутую ногу в сторону при этом тазобедренный сустав не подвижен (делать медленно и плавно, если появились болезненные ощущения, то снизить амплитуду движения;

Встать на возвышенность одной ногой (степ платформа только не высокую около 20 см.) или ступеньку) сгибать опорную ногу, а другой выпрямленной в коленном суставе, касаться пяткой пола носок на себя, затем ногу поменять. Делать первый раз максимально, сколько получится, затем с каждой тренировкой прибавлять по разу;

Вращение в плечевом суставе;

И.П. стоя ноги на ширине плеч. В руки взять небольшое отягощение (можно гантели или бутылки с водой) и поднимать руки в стороны, но чтобы кисти не были выше уровня плеч. Если человек испытывает болезненные ощущения, то упражнения не прекращать, только снизить амплитуду до болезненных ощущений, с каждой тренировкой увеличивать амплитуду движения.

По характеру потребления кислорода:

аэробные упражнения -- любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной деятельности. Аэробный означает «с кислородом» подразумевая, что одного кислорода достаточно для адекватного удовлетворения потребности в энергии во время физического упражнения. Как правило, упражнения легкой или умеренной интенсивности, которые могут поддерживается в основном аэробным метаболизмом, могут выполняться в течение длительного периода времени. Аэробная энергетическая система более эффективная.

Бег (энергозапрос желательно не привышал 40 - 45% от максимума), малой и умеренной мощности, продолжительность от 15 - 30 мин. и до 1 - 3 часов;

Бег на дальние дистанции в среднем темпе;

Бег на лыжах (не скоростная);

Плавание (свободное);

Езда на велосипеде (не скоростная)

анаэробные упражнения - «добыча» энергии обходится без кислорода. Этот способ наш организм использует, когда требуется выработать большое количество энергии за короткий промежуток времени.

Спринтерский бег;

Силовой экстрим;

Пауэрлифтинг;

Тяжёлая атлетика;

Лыжные гонки (скоростные на короткие дистанции)

смешанного типа - аэробно-анаэробного характера

Спортивные игры;

Силовая аэробика;

Метание копья с разбега;

Прыжки (в длину высоту с шестом с разбега);

Бег с препятствиями

По степени активности:

активные упражнения -- это упражнения, выполняемые за счет произвольного сокращения мышц. Активные упражнения без дополнительной нагрузки бывают свободные и растягивающие. Свободные упражнения выполняются в пределах амплитуды движений. При выполнении растягивающих упражнений человек прилагает усилие, чтобы увеличить амплитуду движений.

Сидя тянемся к носкам;

И.П. стоя ноги вместе, тянемся и пытаемся достать ладонями пол;

И.П. ложимся животом на фит-болл и тянемся руками вперёд при этом человек и фит-болл не должны двигаться;

И.П. стоя ноги на ширине плеч, руки скреплены в «замок» и находятся на головой. Делаем наклоны вправо (влево);

И.П.сидя ноги разведены максимально в стороны, тянемся сначала к левому затем к правому носку

пассивные упражнения - выполняются с посторонней помощью, без усилия человека. Они показаны, когда человек не в состоянии двигаться самостоятельно или когда произвольная мышечная активность может повредить заживлению. Пассивные упражнения уменьшают вредные последствия неподвижности и используются для поддержания объема движений, но не предотвращают мышечной атрофии, не увеличивают мышечной силы или выносливости и не улучшают кровоснабжение мышц в такой степени, как активные упражнения.

Человек лежит на животе, а тренер берёт его за руки и тянет на себя, человек невольно приподнимается вверх;

Сгибание ног в коленях;

Лёжа на спине, ноги подняты вверх, носки на себя, тренер давить на стопу тем самым растягивая икроножную мышцу;

Тренер садиться напротив занимающегося ноги в сторону, фиксирует своими ногами ноги занимающегося и тянет за руки вперёд к себе;

Занимающийся встаёт на колени и тянется руками вперёд, а тренер очень осторожно надавливает в районе широчайшей мышцы

Активно-пассивные упражнения, представляющие собой промежуточный этап при переходе от пассивных упражнений к активным, сочетают произвольное мышечное сокращение с внешней силой для завершения движения в пределах нормального объема. Такие упражнения могут использоваться, когда у человека сохранена достаточная способность к активному сокращению мышц травмированной конечности и нет противопоказаний для произвольных мышечных сокращений. Очень полезные на ранних этапах медицинской реабилитации, активно-пассивные упражнения могут использоваться для профилактики вредных последствий неподвижности и поддержания сократимости мышц. Кроме того, эти упражнения дают возможность непосредственно регулировать амплитуду движений и обеспечивают профилактику переломов. Методист оказывает сопротивление движению, активно выполняемому больным.

Разгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах при давлении, оказываемом на подошвенную поверхность стопы;

Человек держит на вытянутых руках (слегка согнутых в локтях) перед собой мяч или фитбол, а методист надавливает на этот мяч;

Человек должен развести ноги, при этом методист удерживает их (оказывает сопротивление)4

По режиму работы:

статические (изометрические) - в упражнениях происходит напряжение без видимого движения, длина мышцы при этом не изменяется. Людям с ослабленной сердечно-сосудистой системой, страдающим гипертонией и имеющим лишний вес, изометрические упражнения противопоказаны.

И.П. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Цепь в согнутых руках перед грудью, локти на уровне плеч. Прикладывая усилие, пытайтесь растянуть цепь;

И.П. ноги поставьте на ширину плеч, слегка согните в коленях. Взять в руки резиновое кольцо (используется в пилатесе). Прикладывая усилие, давите на кольцо;

И.П. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Закрепите один конец рукояти за крюк в стене на уровне пояса, а другой возьмите в руки. Тяните за рукоять, стараясь вырвать крюк из стены.

И.П. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Амортизатор (верёвка, цепь) в согнутых руках за головой. Меняя рабочий отрезок амортизатора, старайтесь растянуть его.

И.П. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Для выполнения упражнения нужны два амортизатора. Проденьте в ручки ступни ног, возьмите другой конец амортизатора в руки и поднимите их к плечам. Старайтесь поднять ручки амортизатора вверх. Затем перецепите ручки на уровень с головой, выше головы и растягивайте их.

динамические - изокинетические - происходит движение, изменяется длина мышцы

И.П. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Сгибание рук (взять гантели или штангу);

Сведение разведение рук в тренажёре;

Приседения (можно с гантелями, можно со штангой на плечах);

И.П. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Подъём штанги из-за головы;

Жим ногами в тренажёре;

Разгибание ног в тренажёре

стато-динамические - изотонические упражнения - характеризуются постоянным напряжением мышцы, отсутствием фазы расслабления, но присутствием движения.

Ноги находятся на фитболе, руками делаем упор как при отжимании, стараемся подкатить мяч к себе;

Сделать упор руками на фитбол для начала пытаться удержаться в таком положении секунд 10-15, если всё получается, то утяжеляем упражнения пытаемся отжиматься в таком положении;

Ложимся на спину, фитбол держим ногами. Поднимаем ноги с фитболом и передаём его в руки, руки с фитболом опускаем за голову,а ноги уже без фитбола тоже опускаем, но не касаемся пола, затем поднимаем ноги и рки с фитболом, и уже из рук «передаём» фитбол ногам. (Очень важно правильное дыхание, и чтобы не отрывалась поясница от пола);

Встаём в позу как для отжимания, отжимаемся и остаёмся в таком положении на 10-15 секунд;

Ложимся животом на фитбол, руками упор на полу или придерживаемся за опору впереди, поднимаем обе ноги (делаем от 10 - 25 раз) затем секунд на 10 «застываем» и удерживаем ноги.

По направленности воздействия:

на развитие силы

Подъём на бицепс;

Выпады со штангой или с гантелями;

Разгибание на трицепс;

Поднятие штанги из-за головы;

Становая тяга;

Отжимания (с утяжелением и без)

Подтягивания (с утяжелением и без);

Подъём ног в висе;

Подъём штанги в наклоне

Отжимания на брусьях (с утяжелением и без);

Жим штанги лёжа на скамье

на развитие выносливости - основа физической подготовленности. Необходима практически в любом виде спорта. Чем лучше развита выносливость, чем выше её уровень, тем позже начинается утомление, успешнее будет проходить борьба организма с утомлением, продолжительнее будет сама работа. Именно выносливость, а не сила дает то особое отсутствие усталости, которое является основным признаком хорошо подготовленного, физически развитого человека. Фундамент всех видов выносливости - это кислородная работа. Нужно следить затем, чтобы работа была за энергообеспечения аэробного и не уходила в анаэробный порог.

Аэробика (не силовая);

Круговая тренировка (в тренажёрном зале) 40-45% от максимума, очень хорошо развивает выносливость;

Бег (трусцой, кроссы);

Ходьба (быстрая, спортивная);

Спортивные и подвижные игры

Езда на велосипеде (кроссы, по холмам)

на развитие координационных способностей - под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Гимнастические упражнения;

Акробатические упражнения;

Аквааэробика

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Выполнение больными соответствующих физических упражнений. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Механизм нормализации функций организма. Физические, спортивно-прикладные упражнения, применяемые с лечебной целью.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Понятие и классификация физических упражнений как одного из самых популярных явлений в массовой культуре, их разновидности и оценка практической эффективности. Восточные и западные нетрадиционные физические упражнения и спорт, их характеристика и роль.

    реферат , добавлен 08.11.2016

    Гимнастика как основа физических упражнений и формирования их традиционных систем. Основа физической тренировки в фитнесе. Калланетика как система упражнений, направленная на увеличение активности глубоких мышечных групп. Выполнение упражнений ушу.

    реферат , добавлен 15.04.2016

    Механизм тонизирующего и трофического влияния физических упражнений. Процесс нормализации функций для восстановления здоровья и работоспособности после заболевания или травмы. Классификация физических упражнений, применяемых в лечебной физкультуре.

    реферат , добавлен 28.04.2014

    Место и роль классификации в истории физического воспитания. Наиболее распространенные классификации физических упражнений. Физиологическая характеристика прицельных, циклических и ациклических движений, оцениваемых по качеству выполнения в баллах.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Значение физических упражнений для здоровья. Типы телосложения, их характеристика. Влияние образа жизни человека на его фигуру. Системы оздоровительной физической культуры. Утренняя гигиеническая гимнастика. Производственная и ритмическая гимнастика.

    презентация , добавлен 29.11.2015

    Понятие физических упражнений, их содержание и форма, техника. Педагогические классификации физических упражнений, характеристики движений как основное средство физического воспитания. Значение оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Классификация физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта. Немецкое гимнастическое (турнерское) движение. Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике. Руководство спортивно-массовой работой.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Комплекс физических упражнений для коррекции функционального состояния человека. Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Ежедневные упражнения для позвоночника. Оздоровительные системы питания – кислото- и щелочеобразующее.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Сколиоз - обозначается боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Противопоказания при занятиях физкультурой. Опасности при наклонах вперед. Правильное поднятие предметов с пола. Индивидуальный комплекс физических упражнений при сколиозе.

Знания по адаптивной физической культуре

Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.

Физические упражнения . Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.

Физическое совершенствование

Физкультурно­оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно­оздоровительная деятельность.

Гимнастика.

Организующие команды и приемы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя.

Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).

Опорный прыжок: имитационные упражнения, подводящие упражнения к прыжкам с разбега через гимнастического козла (с повышенной организацией техники безопасности).

Гимнастические упражнения прикладного характера . Ходьба, бег, метания.

Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты, гимнастический «козел», «конь» и т.д.).

Легкая атлетика .

Ходьба : парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.

Беговые упражнения : с высоким подниманием бедра, с изменением направления движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения : на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Броски : большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание : малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель и на дальность.

Лыжная подготовка . Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъѐмы; торможение.

Плавание.

Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Игры в воде.

Подвижные игры и элементы спортивных игр

На материале гимнастики : игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лѐгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: стойка баскетболиста; специальные передвижения без мяча; хват мяча; ведение мяча на месте; броски мяча с места двумя руками снизу из-под кольца; передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем; подвижные игры на материале баскетбола.

Пионербол: броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху; нижняя подача мяча (одной рукой снизу).61

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приѐм и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Подвижные игры разных народов.

Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай».

Игры с бегом и прыжками : «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам».

Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч».

Адаптивная физическая реабилитация

Общеразвивающие упражнения

На материале гимнастики

Развитие гибкости : широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом, выпадами, в приседе, с махом ногой; наклоны; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; махи правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по

гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лѐжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую;

упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лѐжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела), с отягощениями (набивные мячи 1 кг, гантели или мешочки с песком до 100 г, гимнастические палки и булавы), преодоление сопротивления партнера (парные упражнения); отжимания от повышенной опоры (гимнастическая скамейка).

На материале лѐгкой атлетики

Развитие координации : бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерѐдно.

Развитие быстроты : повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперѐд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе.

На материале лыжных гонок

Развитие координации : перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух­трѐх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

На материале плавания

Развитие выносливости : работа ног у вертикальной поверхности, проплывание отрезков на ногах, держась за доску; скольжение на груди и спине с задержкой дыхания(стрелочкой.

Коррекционно-развивающие упражнения

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте : сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).

Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»;

упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища

и наклона его в стороны : «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».

Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия : сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики : с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).64

Упражнения на развитие точности и координации движений : построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

Упражнения на развитие двигательных умений и навыков

Построения и перестроения : выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.

Ходьба и бег : ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость.

Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в высоту с шага.

Броски, ловля, метание мяча и передача предметов : метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.).

Равновесие : ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке; расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на полу.

Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с 65поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.



mob_info