Нарушения двигательной функции у детей с сдвг. Упражнения на координацию движений для детей

ГБОУ Лицей № 1564

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Развитие координации движения у школьников».

Учитель физической культуры

Л.Л.Денежкина

    Биологические основы координации движений и возрастная характеристика её развития.

    Особенности развития координации движений у детей.

    Совершенствование координации движений у детей.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ РАЗВИТИЯ

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие их двигательных функций и умение управлять своими движениями. Ещё П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность „умение изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью".

Разрешение этой задачи во многом зависит о знания физиологии или, точнее, её раздела - физиологии движений. Ведущее значение в данной области науки имеют работы великого русского физиолога И.М. Сеченова, который первым обосновал и развил рефлекторное происхождение, т.е. являются ответом на тот или иной раздражитель. В своём учении И.М. Сеченов отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а также дал основные понятия механизма координированных двигательных актов.

Таким образом, овладение каким-либо новым движением ведёт к образованию новых двигательных условных рефлексов. Однако любое двигательное действие нельзя рассматривать как отдельные двигательные условные рефлексы. Цельное движение, пусть даже самое простое, представляет собой сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс.

Наличие обратной связи, т.е. сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечивается сложным процессом, происходящим в центральной нервной системе человека.

Возбуждение, поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетке, может иррадиировать, т.е. распространяться на другие нервные клетки. Такое возбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями. Для осуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобы возбуждение поступало лишь на определённые нервные клетки, другие же должны быть в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом, процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшую мозаику из возбужденных и заторможенных пунктов, мозаику не статическую, а динамическую, непрерывно изменяющуюся.

Благодаря этому взаимодействию в движение включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любом движении, и, чем они сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложно происходит чередование процессов возбуждения и торможения.

Эти процессы взаимообусловлены. Так, например, при рефлексе, вызывающем сгибание в том или ином суставе, возбуждаются соответствующие нервные центры и сокращаются мышцы-сгибатели этого сустава. Одновременно резко уменьшается возбуждение в нервных центрах мышц-антагонистов, т.е. мышц-разгибателей. При разгибании возбуждаются нервные центры мышц-разгибателей, нервные же центры мышц-сгибателей затормаживаются. Такое отношение между нервными центрами, когда возбуждение одних сопровождается торможение других, получило название реципрокности. Явление реципрокности следует считать одним из важнейших факторов координации движений.

Нет сомнения, что для правильного построения педагогического процесса, направленного на овладение новыми двигательными навыками, важно определить, при каких взаимоотношениях между нервными центрами наиболее легко осваиваются движения и какие взаимоотношения усложняют процесс обучения.

При движениях ногами наиболее простой и естественной координацией является перекрестная. Руками выполняются легче и свободнее одновременные и одноправленные, так называемые симметричные, движения.

Взаимоотношения одновременных движений рук и ног также далеко не всегда имеют перекрёстный характер. Так, если предложить ребёнку подняться по гимнастической стенке, то можно увидеть, что обычная двигательная координация, присущая ему при ходьбе, нарушилась и появилась так называемая иноходь: правая рука делала движения одновременно с правой ногой.

Мы уже говорили, что при движении руками нарушение перекрёстной координации особенно заметно проявляется у детей младшего возраста. Объясняется это следующим: чем меньше возраст детей, тем легче они выполняют движения, близкие по своему характеру к безусловнорефлекторным; более же сложные двигательные акты, основанные на условных рефлексах, появляются вследствие двигательного опыта, накапливающегося с возрастом.

Развитие двигательных возможностей детей идет параллельное развитием двигательных центров головного мозга. Данные анатомических исследований показывают, что если в раннем детстве двигательная область головного мозга ещё не содержит всех нервных элементов, то уже к 6-7 годам достигается определённая степень двигательной зрелости. К 13-14 годам двигательный анализатор у детей оказывается уже полностью сформировавшимся, и двигательные способности достигают высокого уровня. Для этого возраста характерна полная двигательная зрелость. Это выражается в том, что движения, не связанные с большими мышечными напряжениями и не требующие выносливости при их выполнении, могут быть освоены быстро, легко и выполняются правильно и ловко. В некоторых видах спорта именно в этот период дети достигают виртуозности в движениях.

Однако нельзя считать, что двигательная зрелость приходит сама собой по достижении определённого возраста, что у всех подростков уровень двигательных возможностей одинаков. Двигательное развитие достигается посредством движений. Оно будет высоким, если ребёнок будет много двигаться, систематически повторять движения и усложнять их, овладевать новыми движениями.

Вместе с тем необходимо определить тот оптимальный возраст, в котором то или иное физическое упражнение будет давать наибольший положительный эффект, в двигательном развитии. Для правильного ответа на вопрос, в каком возрасте наиболее целесообразно развивать двигательные способности, совершенствовать координацию движений, следует обратиться к данным физиологии и морфологии. В первую очередь необходимо иметь в виду возрастные возможности детей, в частности, развитие их центральной и периферической нервной системы с точки зрения функционального и морфологического созревания.

Если вспомнить, что всякое произвольное движение имеет условнорефлекторную природу, то станет ясно, что для овладения новыми движениями огромное значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее был двигательный режим ребёнка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые движения.

Быстрое овладение двигательными действиями возможно тогда, когда уже имеющиеся условные связи оказываются подготовленными для новых двигательных реакций.

Способность детей у овладению новыми, неизвестными им ранее, двигательными навыками тесно связана с особенностями возрастного развития. Новые условные связи тем быстрее формируются, чем меньше возраст детей. С возрастом повышается устойчивость произвольного внимания. Однако у детей она все же значительна, и длительные напряжения, связанные с концентрацией внимания, им недоступны; процессы возбуждения и торможения легко иррадиируют в коре больших полушарий головного мозга, устойчивых доминантных процессов нет.

Возраст 7-10 лет характеризуется как период в котором дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями. Только под влиянием сильного раздражения нарушается точность и правильность их выполнения.

Полностью двигательные способности ребенка развиваются к 13-14 годам. Следовательно, возраст с 7 до 14 лет нужно рассматривать, как период активного развития двигательных функций. Эта характеристика находит подтверждение в работах морфологов, отмечающих как зрелость коры головного мозга, так и достаточно высокое развитие костно-мышечного аппарата к 13-14 годам.

Установлено, что наиболее быстро двигательные координационные возможности развиваются в период с 7 до 11 лет. Дети 7 лет хотя и медленнее, чем старшие, но всё же успешно овладевают двигательными действиями с перекрёстной, более сложной, координацией.

Совершенствование двигательных способностей, и в частности координации движений, должно совпадать с периодом усиленного развития двигательных функций и тем повышать и ускорять ход этого развития. Поэтому начинать активное целенаправленное совершенствование координации движений следует с 7-летнего возраста, т. е. с первого года обучения в школе.

Однако с 13-14 лет у девочек значительно снижается точность движений и процесс овладения новыми двигательными действиями замедляется. Это даёт основание считать, что в занятиях с детьми этого возраста целесообразно обращать внимание на совершенствование координационных способностей в первую очередь у девочек.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 13-14-му году жизни. Это дает

Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений руками и ногами. Всё это свидетельствует, что развитие координации движений тренируема.

Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказались и на овладении новыми двигательными навыками: у учащихся экспериментальных групп успеваемость по физической культуре длительное время была выше, чем у детей контрольной группы. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными их элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений. Обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребёнка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа.

Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т. е. способности к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря же пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

Для развития координации движений могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определённую координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и сохранения. Это позволит правильно строить педагогический процесс. Дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.

На основании этих данных можно прийти к заключению, что дети, занимавшиеся специальными упражнениями длительное время (около 3 лет) после окончания специальных занятий остаются координационно более развитыми. Это можно объяснить длительностью сохранения временных связей основание считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений.

Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия (тренировки) как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Всё это создаёт благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения.

Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определёнными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Как пример такого целенаправленного педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалась возможность развивать координацию движений руками у детей 7-8 лет. Из учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы, и по разработанным контрольным тестам был определен уровень координационного развития детей.

После окончания эксперимента, т. е. через 40 уроков, дети были подвергнуты повторному контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специально направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно вырос: дети этих групп легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений; более того, они выполняли движения со сложной координацией зачастую лучше, чем дети 11 лет.

в коре больших полушарий, а, следовательно, и координационных способностей, развитых раньше.

Низкий уровень физического развития детей не является противопоказанием к занятием, направленными на развитие двигательной координации.

Одновременно хотелось бы предостеречь от возможной переоценки значения координации движений. Нередко, как в быту, так и в спорте, приходится выполнять сложные по координации движения в условиях максимального проявления того или иного двигательного качества. И в этих случаях без высокоразвитой быстроты, силы или выносливости выполнить такие движения правильно не удаётся. Например, координация движения у лыжника в конце длительного перехода ухудшается, и чем менее он тренирован, тем раньше это наступит. Не сможет выполнить подъём разгибом на перекладине ученик хорошо координированный, но физически слабый.

Эти примеры указывают на важность развития всех двигательных качеств одновременно с развитием координационных способностей.

Итак, мы установили, что координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами ичто координационные сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заняться упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, с нашей точки зрения, являются специальнонаправленные упражнения, входящие в основную гимнастику.

Основная гимнастика характеризуется большим многообразием физических упражнений и методических приёмов, с помощью которых можно оказать разностороннее воздействие на организм занимающихся, учитывая их ^ индивидуальные особенности и двигательную подготовленность.

В физическом воспитании, как и в любой другой отрасли педагогической деятельности, обучение и воспитание следует осуществлять, руководствуясь дидактическими принципами. Чтобы обеспечить соответствие учебных заданий реальным возможностям занимающихся и организовать стройную систему обучения, необходимо уделить особое внимание принципам доступности и систематичности.

Учитывая, что двигательные действия с различными координационными соотношениями по-разному осваиваются детьми, необходимо выявить степень сложности тех или иных упражнений. Поскольку подавляющее большинство бытовых, трудовых, а также спортивных двигательных действий осуществляется при помощи рук.

Упражнения с движениями руками в плечевых суставах были систематизированы по степени сложности их освоения.

В первую групп (первая степень сложности) вошли упражнения, не требующие специального разучивания и легко осваиваемые детьми с первой попытки. Ко второй группе (вторая степень сложности) отнесены упражнения хотя и требующие специального обучения, но легко поддающиеся разучиванию. Третья группа (третья ступень сложности) состоит из упражнений, которые требуют специального разучивания и с трудом осваиваются детьми.

Однако такая систематизация лишь примерна, так как степень сложности освоения тех или иных упражнений в различных возрастных группах не совсем одинакова. В младшей возрастной группе, т. е. у детей 7-8 лет, явно выражены различия между степенями сложности. У детей 10-11 лет такого различия не наблюдается, разница между упражнениями второй и третьей степеней сложности сглаживается. Дети 13-14 лет осваивают упражнения легче, поэтому для них к упражнениям первой степени сложности прибавляются поочерёдные упражнения, выполняемые в одной и двух плоскостях. Сравнительно легко в этом возрасте осваиваются и поочерёдные упражнения, выполняемые в трёх плоскостях.

И всё же общая тенденция к распределению упражнений на три степени сложности их освоения присуща всем возрастным группам с 7 до 14 лет.

Приведённая в табл. 1 систематизация упражнений наиболее объективно отражает степень сложности их освоения детьми 7-8 лет, т. е. того возраста, с которого мы рекомендуем начинать занятия, направленные на совершенствование координации движений.

Упражнения, состоящие из движений руками, можно усложнить, согласовав их с движениями ногами (табл. 2). Наиболее легко дети выполняют упражнения с перекрёстными движениями ногами, т. е. такими движениями, какие мы совершаем при ходьбе. Несколько сложнее оказываются упражнения, в которых движение производится одной ногой (маховое движение „вперёд-назад" или „вправо-влево"). К следующей по сложности группе относятся упражнения, в которых движения руками согласуются с подскоками на двух ногах („ноги врозь - ноги вместе" или „одна нога впереди - другая назад").

Табл. 1

Степени сложности

Упражнения

1-ая

2-ая

3 -я

Одновременнонаправленные

Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые в одной, двух плоскостях)

Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые со сменой плоскостей)

Поочередные

Последовательные

Разноритмичные

Табл 2.

Степени сложности

Упражнения

Движения руками согласуются с ходьбой

Движения руками согласуются с махами ногой

Движения руками согласуются с подскоками

Движения руками согласуются с приседаниями

Наиболее трудными считаются упражнения, в которых движения руками выполняются одновременно с приседаниями. Таким образом, взяв за основу рекомендуемые систематизации, можно составить огромное количество упражнений, начиная от самых простых и кончая весьма сложными.

Разнообразный арсенал двигательных сочетаний поможет создать у занимающихся богатый двигательный опыт. Причем этот опыт будет состоять из движений, которые, как правило, не встречаются в повседневной жизни и незнакомы детям. Это, в свою очередь, вызовет определенную трудность при разучивании, что необходимо для развития координационных способностей.

С точки зрения развития координации движений, большую ценность представляют занятия подвижными и особенно спортивными игами. Огромное разнообразие движений и игровых ситуаций обогащает двигательный опыт занимающихся. Подвижные и спортивные игры являются средством разностороннего физического развития, эмоциональны, интересуют детей и наиболее доступны им.

Обучение упражнениям, направленными на совершенствование координации движений, должно строиться, как и любой другой педагогический процесс, в соответствии с требованиями основных дидактических принципов. Преподаватель обязан строго придерживаться правил обучения „от простого к сложному", „от лёгкого к трудному", „от известного К неизвестному". От простого и легкого сочетания движений надо постепенно, по мере овладения ими, переходить к более сложным и трудным. Правильная последовательность изучаемых упражнений, когда очередное упражнение в какой-то степени подводит и подготавливает занимающихся к разучиванию последующего, помогает быстро и легко овладевать наиболее сложными упражнениями.

Важным моментом педагогического процесса является обеспечение интереса занимающихся к изучаемому материалу. Дети, как правило, охотно разучивают относительно сложные упражнения, выполнение которых связано с преодолением двигательных трудностей. Выполнение же слишком простых движений не вызывает интереса у детей и не даёт положительного эффекта. Обучение таким движением нецелесообразно и сточки зрения развития координационной способности детей, так как этого эффективны лишь те упражнения, которые представляют определенную координационную трудность.

Вместе с тем не следует преждевременно разучивать слишком сложные двигательные сочетания: дети не смогут овладеть ими, потеряют уверенность в своих силах, у них понизится интерес к разучиванию подобных упражнений, что, в свою очередь, отрицательно скажется на всём педагогическом процессе. Необходимо подбирать упражнения, постепенно повышая их трудность.

При разучивании новых упражнений важно определить оптимальное число их повторений. Упражнение со сложной двигательной координацией, трудно осваиваемое детьми, требует многократных повторений. Причем польза от них будет ощутима только в том случае, если занимающиеся проявляют к упражнению достаточный интерес. Однако известно, что чрезмерное число повторений утомляет детей, снижает интерес к занятиям и не даёт желаемого эффекта. Недостаточное же число повторений ведёт к затягиванию процесса овладения двигательным действий. При обучении детей относительно сложнокоординационному упражнению целесообразно повторять его в среднем 5-8 рез в течение одного занятия. Если упражнение сложное и дети не могут освоить его с первого урока, разучивание необходимо повторить на следующем уроке. Упражнение следует считать освоенным в том случае, когда занимающиеся могут его выполнить без ошибок 4-5 раз. После этого упражнение можно усложнить или разучить новое. Всего на разучивание специальнонаправленных упражнений следует затрачивать на уроке не более 3-4 минут. Обычно на каждом уроке одно упражнение подбирают из ранее разученных и выполняют его с некоторым усложнением, другое - разучивают заново.

Говоря о необходимости создавать у учащихся об упражнении, мы исходим из того, что представление о каком-либо движении влечёт за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Нужные координационные механизмы приходят в действие.

После ознакомления учащихся с упражнением, необходимо переходить к непосредственному его разучиванию. Если упражнение представляет собой сложное по координации сочетание движений, следует зеркальным методом одновременно выполнять его и преподавателю. Разучивать такое упражнение нужно в медленном темпе; давая тем самым возможность детям осознать свои действия.

Усложнять упражнения можно тремя путями.

Первый путь - увеличение темпа выполняемых движений.

Второй путь - изменение направления движений, выполнение движений в двух, трех плоскостях и со сменой плоскостей.

Третий путь - выполнение движений руками в сочетании с движениями ногами.

Соблюдение данной последовательности обеспечит выполнение дидактического правила „от простого к сложному".

Методика определения степени развития координации движений заключается в разучивании тестов и сдаче их на оценку. Успешно сдавшим упражнение считается ученик, правильно выполнивший его 5 раз. За показатели среднего развития координации движений принимается успешное выполнение тестов: для детей 7-8 лет - на 4-ом уроке, для детей 10-11 лет - на 3-ем и для детей 13-14 лет - на 2-ом. Более освоение данных упражнений следует рассматривать как хороший,а более медленное - как плохой уровень развития координации движений.

В заключение хочется напомнить, что координация движений развивается наиболее успешно в детском возрасте, сохраняется длительное время и высокий уровень её развития позволяет легко овладеть тем огромным количеством двигательных действий, которыми пользуется человек при выполнении бытовых, трудовых и спортивных движений.

После рождения движения не координированы, беспорядочны и производятся почти непрерывно. Даже во сне полная неподвижность новорожденного наблюдается не больше 5 мин. Первые координированные движения - дыхание и крик. Первый крик вызывается рефлекторно. Одно из первых координированных движений - сосание. Прикосновение любым предметом к губам и передней части языка вызывает сосание, а поглаживание щеки сбоку от рта - поворот головы в сторону раздражения. У новорожденного имеются многочисленные двигательные рефлексы, обеспечивающие осуществление вегетативных функций и защитные реакции.


Особый интерес представляет формирование локомоций, т. е. перемещений организма в пространстве, координационные механизмы которых образуются позднее. На 1-й неделе жизни появляются кратковременные напряжения мышц шеи, на 2-й - боковые движения головы. К концу 1-го месяца ребенок может прямо держать голову при вертикальном положении тела в течение нескольких секунд, поднимает голову при лежании на животе, подносит кулачок к лицу. В 2 месяца он поворачивает голову в сторону звука, хорошо приподнимает голову и удерживает ее в вертикальном положении в течение 1-4,5 мин, при поддерживании может стоять, не подгибая ног, удерживает предметы всей рукой. Появляются улыбка и смех. В 3 месяца ребенок свободно держит голову; лежа на животе может приподнимать туловище, опираясь на локти. С 2,5-3 месяцев он пытается схватить предметы, появляющиеся в поле зрения. Эти попытки заканчиваются тем, что постепенно возникают координированные движения хватания видимых предметов и их ощупывания. Первым произвольным движением, в основе которого лежит образование условного двигательного рефлекса, является хватание.

В 5 месяцев ребенок удерживает предметы в каждой руке не меньше 20-30 сек, вкладывает предмет в рот. Поддерживаемый под мышки, стоит прямо. Труднее, чем вкладывание в рот, дается ребенку притягивание предметов к себе. В начале второго полугодия жизни ребенок приобретает позу сидения, начинает сидеть без поддержки, пытается ползать и переступать. С б-7 месяцев ребенок ползает, что укрепляет его мышцы и связки. В 7 месяцев он поднимается на четвереньки, при поддерживании хорошо переступает. В 6-8 месяцев самостоятельно садится, встает, цепляясь за опору. В 9 месяцев пытается стоять без опоры. В 10 месяцев поднимается и стоит без опоры. После попыток ходить при поддерживании ребенок 11-12 месяцев начинает ходить при поддерживании за одну руку. Со 2-го года начинает ходить самостоятельно. В процессе обучения ходьбе ребенок преодолевает тяжесть головы и верхней части тела, у него развиваются мышцы таза, бедра и ног, и он приучается поддерживать равновесие. При выработке координированных механизмов ходьбы, движения туловища и рук начинают совершаться в соответствии с движениями ног. В 1-2 года движения ребенка неустойчивы и неуклюжи. На 2-м году жизни движения ребенка не являются ни ходьбой, ни бегом. Только на 3-м году жизни дифференцируются ходьба и бег. В 3-4 года ребенок хорошо ходит и бегает.

Только к 5 годам закрепляются все элементы акта ходьбы, свойственные взрослым, но еще до 8 лет наблюдается перепроизводство движений ног при ходьбе.

У дошкольников и детей 7-8 лет фаза переноса ноги начинается с ее сгибания в голеностопном суставе, а у подростков - со сгибания в коленном суставе, как у взрослых.

С 4 до 6 лет длина шага увеличивается, а темп ходьбы, или число шагов в минуту, уменьшается. Длина шага на 5-м году увеличивается в 2 раза, на 8-м году - в 3 раза по сравнению с начальным периодом ходьбы.

Прямой зависимости между длиной шага и темпом ходьбы еще нет. С 8 лет при ускорении темпа ходьбы удлиняется шаг. До 8 лет длина шага неравномерна. С 8 до 15 лет удлиняется шаг и снижается темп. С 4 до 10 лет наиболее значительно возрастает амплитуда движений бедра и голени. С возрастом увеличивается развертывание стоп кнаружи, что обеспечивает большую площадь опоры. Сначала руки мало участвуют в ходьбе, а затем реципрокные (взаимообратные) отношения между руками и ногами развиваются у все большего числа детей, в 4 года они есть у 54%. а в 7 лет - у 79%.


Во время бега фаза полета - превышения переносного времени над опорным - отсутствует до 2 лет. Элементы полета появляются с 2 лет. С 2 до 5 лет фаза полета в 2 раза продолжительнее опорной, но время полета еще неравномерно. До 10 лет оно еще больше возрастает. К 10 годам при беге на короткие дистанции длина шага в 4,5 раза больше по сравнению с начальным периодом бега. Скорость бега также возрастает: в 3-4 года увеличивается в 2 раза, в 6 лет - в 3 и в 10 лет -в 5 но сравнению с начальным периодом бега и достигает 5,75 м.сек. При тренировке продолжительность скоростного бега возрастает, несколько снижаясь в период полового созревания.

Способность к прыжкам развивается в связи с ростом ребенка. Так как сначала появляется реципрокная иннервация мышц ног, то до 3 лет, а иногда до 5 лет, дети не могут прыгать одновременно обеими ногами. В этом возрасте дети не могут сделать подряд больше 1-3 прыжков в длину с сохранением параллельного положения стоп и носков ног на одном уровне. В 5-6 лет способность к точным прыжкам в длину одновременно обеими ногами заметно повышается и достигает еще большего совершенствования к 7-8 годам.

До 7-8 лет некоторые дети с трудом приучаются производить одновременные движения обеими ногами, например, прыжки в длину, отталкиваясь одновременно обеими ногами.

У большинства детей с б-7 лет прыжки обеими ногами становятся легко доступными, так как тормозятся реципроккые отношения. В дошкольном и младшем школьном возрастах дети недостаточно сгибают колени, неодновременно ставят стопы на землю, тяжело опускаются на всю стопу без перехода с пятки на носок. Следовательно, у них еще недостаточна координация движений при приземлении. По мере совершенствования координации движений увеличивается дальность прыжка.

У мальчиков левая нога с рождения и до 11 лет сильнее правой; это сказывается при прыжке в длину. С 9 до 11 лет это различие постепенно сглаживается, и с 11 лет правая нога превосходит левую. У девочек 8 лет обе ноги по результатам прыжка равны. С 9 лет правая нога у девочек при прыжке преобладает над левой. Наибольший прирост длины прыжка отмечается у мальчиков и девочек 9-10 лет; у мальчиков он больше, чем у девочек. Дальность прыжка значительно возрастает у мальчиков до 13 лет, а у девочек до 12-13 лет, а затем она растет менее значительно и даже уменьшается. Разница в дальности прыжка появляется у мальчиков и девочек с 13 лет и к 16-17 годам у девушек резко отстает от юношей.

Измерение высоты подпрыгивания, или прыгучести, показало ее неравномерное увеличение с возрастом. Годовой прирост прыгучести с 8 до 10 лет равен в среднем 2 см и одинаков у мальчиков и девочек, с 10 до 13 лет - 4,3 см, т. е. является наибольшим, с 13 до 15 лет - 3 см. После 10 лет меньше у девочек, чем у мальчиков, и это различие увеличивается с возрастом. Прирост прыгучести у мальчиков замедляется с 13-14 лет, а у девочек - с 11-12 лет.

Рис. 34. Прыжки в высоту и длину:
1 - прыжки в высоту с разбега (девочки), 2 - прыжки в высоту с разбега (мальчики), 3 - прыжки в длину с разбега (девочки), 4 - прыжки в длину с разбега (мальчики), 5 - прыжки в длину с разбега (девочки)

Таким образом, у ребенка до 4-5 лет начинают вырабатываться основные механизмы координации движений, а также координации движений и вегетативных функций. Однако к 6-7 годам эти координационные механизмы еще несовершенны. С этого возраста в связи с овладением письмом начинают совершенствоваться мелкие точные движения рук, которые хорошо осуществляются примерно с 10 лет. Однако до 11-12 лет дети с трудом производят попеременные движения руками во фронтальной и горизонтальной плоскостях, поэтому совершают их в сагиттальном направлении. Детям, особенно до 11-12 лет, свойственны симметричные движения руками, в которых одновременно участвуют мышцы-синергисты. С возрастом моторика и ее координация с вегетативными функциями постепенно значительно совершенствуется. Развитие координации движений обусловлено, главным образом, анатомическим и функциональным развитием нервной системы и двигательного аппарата. Но в 12-14 лет с началом полового созревания координация движений, их гармония временно нарушаются в связи с неустойчивостью функций нервной системы и желез внутренней секреции.

Подростки 15 лет выполняют сложные координированные движения быстрее и сильнее, чем дети 8-9 лет, что обусловлено совершенствованием нервной регуляции.

К концу периода полового созревания координация движений значительно уточняется, движения становятся плавными, гармоничными- в зависимости от улучшения функций нервной системы, взаимоотношений возбуждения и торможения, сокращения латентного периода двигательных рефлексов, созревания скелета и скелетных мышц, а также внутренних органов.

До 20-25 лет происходит окончательное формирование координации моторики и вегетативных функций. По мере увеличения деятельности скелетных мышц с возрастом уменьшаются частота сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки в 1 мин, а также обмен веществ и потребление кислорода.

Образующийся при мышечной деятельности в окончаниях двигательных нервов в скелетных мышцах ацетилхолин способствует более экономному потреблению кислорода. Ацетилхолин быстро разрушается ферментом холинэстеразой. Активность фермента зависит от содержания ацетилхолина и состояния организма.

Упражнения на координацию движений и баланс — ключ к умению танцевать и красиво двигаться.

Хотите научиться танцевать, развить красоту и грацию движений, уверенно чувствовать себя зимой на катке? Может быть, вы играете в баскетбол или мечтаете научиться жонглировать? Так или иначе, ключевым навыком, необходимым для получения хорошего результата, является развитие координации. Далеко не всем повезло с хорошей координацией движений. Неловкость и неуклюжесть портят удовольствие от танцев и спортивных игр, да и в повседневной жизни эти качества доставляют массу неудобств. В этой статье мы приводим упражнения на координацию, которые помогут почувствовать собственное тело и научат его работать слаженно при выполнении сложных движений.

Простой тест на координацию

Встаньте на одну ногу. Другую ногу согните в колене и поднимите так высоко к груди, как сможете. Через минуту поменяйте ноги. После этого оцените себя, ответив на вопросы:

  • было ли вам легко сохранять равновесие;
  • на какой ноге было проще стоять.

Теперь повторите тест, но при этом закройте глаза. Если вы смогли удержаться на каждой ноге в течение 30 секунд, то никаких проблем с равновесием нет. В противном случае рекомендуется регулярно делать упражнения на координацию движений и повторять тест каждый месяц для отслеживания результатов. Мониторинг прогресса прекрасно поддерживает мотивацию и помогает не забросить начатое.

Что дают упражнения на координацию?

Развить координацию движений помогают в том числе и занятия йогой.

Упражнения на координацию и баланс помогают:

  • укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника);
  • развить чувство равновесия;
  • улучшить ориентировку в пространстве;
  • повысить ловкость;
  • снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов;
  • воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.

Программа упражнений на координацию

Далее будут приведены несложные упражнения на ловкость и координацию. Их можно выполнять отдельно или включать в программу общей тренировки тела. Их цель — научить тело двигаться вне зависимости от зрительных ощущений и реакций мозга.

Начинаем с двух ног

Поставьте ноги вместе, соедините стопы, закройте глаза и вытяните руки в стороны. Сохраняйте это положение 30 секунд. Затем поднимите руки вверх и постойте так ещё 30 секунд.

Поднимаемся на носки

Встаньте прямо, приподнимитесь на носки и откиньте голову назад. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Затем закройте глаза и повторите упражнение.

Наклоны в сторону, стоя на носках

Приподнимитесь на носки и отклоните корпус влево. Совершите 8-10 рывков. Сделайте в другую сторону.

Держим баланс на одной ноге

Разведите руки в стороны и поднимите одну ногу. Сохраняйте это положение 1 минуту, периодически поворачивая голову то вправо, то влево. Очень важно не фокусировать взгляд на одной точке — это значительно упрощает задачу. Поменяйте ногу и повторите. Когда это упражнение на координацию движений будет даваться вам слишком легко, усложните его. Закройте глаза или добавьте произвольные движения руками.

Поза ласточки

В позе ласточки ваш корпус должен быть параллелен полу.

Расставьте руки в сторону и отведите одну ногу назад – сделайте «ласточку». Держите эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 для левой. Корпус должен составлять одну линию с отведенной назад ногой и быть параллелен полу. Хотите посложнее – закройте глаза.

Ловим мяч, стоя на одной ноге

Встаньте напротив стены и поднимите одну ногу. Кидайте мяч в стену и ловите его одной или двумя руками. При этом всё время смотрите на мяч.

Походка кошки

Ходьба по линии укрепляет мышцы стабилизаторы и развивает чувство баланса.

Замечательное упражнение, которое можно выполнять во время прогулок на свежем воздухе. В детстве все мы любили ходить по узким бордюрам. Пора бы вспомнить эту привычку. Мягко ступайте по узкому бордюру и старайтесь сохранять равновесие, при необходимости помогая себе движением рук, как только привыкните – идите быстрее. Также это упражнение на координацию можно выполнять и дома. Просто расстелите на полу сантиметровую ленту и двигайтесь наступая на неё.

Тренируем движения рук — учимся жонглировать

В каждую руку возьмите по теннисному мячику. Подкидывайте и ловите их, не меняя руки (правая подбросила — она же поймала). Продолжайте в течение 1 минуты. Попробуйте усложнить предыдущее упражнение. Теперь левая рука подбрасывает, а правая ловит и наоборот. Время выполнения — 1 минута. Добавьте третий мячик и попробуйте жонглировать. Это не так просто как кажется на первый взгляд, но ведь вы трудностей не боитесь?

Ловим мелкие предметы, камешки, монеты

Согните руку в локте и поднимите её так, чтобы кисть оказалась возле уха, а предплечье было параллельно полу. На локоть положите несколько монет или мелких камешков. Упругим движением разогните руку, не допуская щелчка в локтевом суставе (разгибаем руку не до конца). Попытайтесь поймать все монеты кистью. Выполните движение 5 раз на каждую руку. Новичкам лучше начинать с одного мелкого предмета. Если такое движение выполнить сложно – просто подкидывайте монету в воздух и ловите ее поочередно одной и другой рукой.

Вращаем предплечьями

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны параллельно полу. Одну руку согните в локте так, чтобы кисть находилась возле груди и была направлена в сторону второй руки. Начинайте вращать руки в локтевом суставе. Кисти должны описывать круги, а плечи оставаться параллельными полу. Сначала вращение выполняйте обеими руками выполняйте в одну сторону, скажем, вправо, потом влево, потом в противоположные стороны.

Как улучшить координацию движений и быстро увидеть положительные изменения? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. Выполняйте 2-3 упражнения на координацию ежедневно. При таком режиме необходима всего одна полноценная тренировка в неделю, во время которой нужно сделать все упражнения.
  2. Добавьте активного движения в свою жизнь. Неважно, что именно вы выберите — теннис, танцы, командные спортивные игры или же игры с детьми. Старайтесь не упускать любую возможность подвигаться. Подобные занятия не только способствуют развитию координации, но и пойдут на пользу мышцам.
  3. Пробуйте новое! Если стандартные занятия надоели или вы не можете достигнуть желаемого результата, разнообразьте свои тренировки. Например, добавьте в них элементы йоги, или кикбоксинга.
  4. Стремитесь к выходу на новый уровень. Сначала выполняйте максимально простой вариант упражнения, а через каждые 5-6 занятий переходите к более сложному варианту.

Развитая координация — это качество, которое упростит занятия фитнесом, танцами, боевыми искусствами, да и просто пригодится в повседневной жизни. Также оно значительно снижает вероятность травм и серьёзных ушибов, ведь многие из них случаются как раз по причине потери равновесия. Регулярное выполнение описанных упражнений на ловкость и координацию научит мышцы работать уверенно и согласованно.

В дополнение приведу несколько примеров видео тренировок на развитие координации, баланса и ловкости.

Научить вручать подарки

Объясните, что поздравление - это проявление любви и уважения. Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной роли - превратите вручение подарка в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью.


Чтобы малыш рос здоровым, ловким и сообразительным, его способности необходимо постоянно развивать. Сегодня молодые родители уделяют очень много внимания мелкой моторике – и это правильно! Но не стоит забывать и о крупной моторике, ведь уже в школьном возрасте ребенку не обойтись без хорошей координации движений тела.

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок - на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения - это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений - давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку - все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.
Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.


Упражнения для детей 2-3 лет

В столь юном возрасте у ребенка еще очень маленький двигательный опыт. Даже простую ходьбу можно назвать упражнением. Поэтому сначала малышу предлагаются самые легкие упражнения, которые постепенно усложняются. Первые упражнения на развитие координации движений - это ходьба, перешагивания через препятствия, приседания и наклоны. Их рекомендуется проводить на улице во время прогулки. Ближе к трем годам можно постепенно осваивать более трудные задачи - ходить по бревну или лавке с помощью родителей (на первых порах).

Упражнения для детей 3-4 лет

Научившись ходить по скамейке, пора учиться и слезать с нее. Предлагайте крохе сходить с бревна или скамейки не двумя ногами одновременно, а поочередно опуская ноги одну за другой. Как правило, малыши в этом возрасте очень активны и подвижны, их не надо уговаривать побегать, и они сами с энтузиазмом покоряют все лесенки и тренажеры на детской площадке. Главное - постоянно страховать ребенка, пока его движения не станут уверенными и точными. Также хороший результат дает хождение по дорожкам с препятствиями и упражнения на кольцах.


Упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте продолжается ходьба по скамейке, бревну, лесенке и просто по уличным бордюрам. Но теперь стоит активнее подключать руки: просите ребенка выполнять упражнения с определенными движениями рук - над головой, сложив крест-накрест на груди и т. д. Важно не добавлять новые упражнения, а следить за осанкой малыша, чтобы оттачивать его движения до совершенства. Более сложный вариант: передвижение по бревну или скамейке с одновременным подбрасыванием мяча вверх. Приступайте к нему, когда будете уверены в твердости движений ребенка.

Упражнения для детей 7-8 лет

Комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста обычно состоит в комбинации статики и динамики, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке присесть и повернуться кругом. Положение рук во время выполнения упражнений может быть разным - в стороны, за спину, за голову, на поясе. Однако длительная статика очень утомляет ребенка, поэтому позицию рук желательно менять достаточно часто. Вводите резкие повороты и быстрые прыжки - физически дети уже готовы к этому, и их очень веселит подобная динамика. Занимаясь с ребенком, пробуйте выполнять упражнения вместе, ведь это интересно и полезно для каждого из вас.

Эти упражнения на развитие координации, баланса, ловкости оказывают неоценимую пользу для общего состояния организма: активизируют обмен веществ, кровообращение, мозговую деятельность, улучшают состояние суставов, позвоночника, повышают работоспособность, положительно влияют на качество сна, сокращают потребность во сне.

Данные упражнения на развитие координации движений позволяют победить в спортивных состязаниях, получить удовольствие от подвижных игр, избежать травм. Некоторые убеждены, что стать ловким невозможно — это врожденное качество и потому не поддается совершенствованию. На самом деле специальные упражнения, позволяют развить данные способности тела.

Комплекс упражнений делается утром и занимает не более 10 минут. По своему воздействию на организм его вполне можно назвать волшебным. Отдельные упражнения можно делать в течении дня.

Если вы почувствуете зажим в плечах или просто сильное напряжение - сделайте «Столб с веревками». Если напряжена или утомлена спина - сделайте «Ролик» и «Молоточек» и т. д.

Перед началом комплекса упражнений на развитие координации сделайте небольшую суставную гимнастику. Таким образом вы подготовите суставы к нагрузке.

Делаем упражнения в той последовательности, что приведена ниже. Делать лучше на улице. Если нет возможности, делайте их в хорошо проветренном помещении.

По продолжительности упражнения на развитие координации движений делаются на количество циклов дыхания кратных 6 (например, 6, 12, 18, 36 и т.д.).

Упражнения на развитие координации:

1. Столб с веревками

Упражнение расслабляет руки, плечевой пояс, убирает зажимы в шее и в плечевом поясе. Помогает в целом расслабиться всему организму, причем очень эффективно. Оказывает благоприятное воздействие на весь организм.

Представьте, что ваше тело - это столб. Деревянный, железный — не важно. А ваши руки - это веревки, привязанные к столбу. Если столб резко повернуть - веревки будут захлестывать столб.

Ноги на ширине плеч. Полностью расслабьте руки и начинайте повороты тела вокруг оси с полным переносом веса, понемногу увеличивая интенсивность.

2. Цапля

В этом упражнении мы стоим на одной ноге. В цигун это упражнение называется «Золотой петух стоит на одной ноге».

В восточной медицине считается, что это упражнение лечит корни болезней и укрепляет иммунитет организма. Поскольку по подошвам стоп проходят каналы шести важнейших внутренних органов, когда вы стоите на одной ноге, они получают максимальную терапию. Упражнение улучшает кровоток в нижних конечностях, предотвращает варикоз. Упражнение лучше делать без обуви.

При регулярной практике этого упражнения перестают мерзнуть ноги и руки.

Кстати это упражнение используется в комплексе упражнений для определения реального биологического возраста.
  • Если вы можете выполнять его 30 сек и более - ваш биологический возраст 20 лет,
  • 20 сек – биологический возраст 40 лет,
  • 15 сек – биологический возраст 50 лет,
  • Менее 10 сек – биологический возраст 60 лет и старше.

Вы встаете на одну ногу, другую поднимаете так, чтобы бедро было параллельно земле или даже выше. Если не получается, просто поднимите на максимально возможную высоту. Носок натяните на себя. Рука одноименная поднятой ноге вытягивается вперед, но не разгибается до конца. Ладонь округлена. Вторая рука опущена вниз. Ладонь округлена и смотрит в землю. Как будто вы опираетесь на два шарика или мячика.

Как только приняли позу, закрывайте глаза и старайтесь сохранять равновесие. По окончанию - поднимитесь 3-5 раз на носок.

3. Ролик

От здорового позвоночника зависит все наше здоровье. В некотором роде позвоночник - это корень нашего здоровья, долголетия, продуктивности. Поэтому в этом комплексе много упражнений на проработку позвоночника.

Упражнение «Ролик» тонизирует и укрепляет позвоночник, улучшает в нем кровообращение, что благотворно влияет на все тело. Великолепно снимает напряжение и усталость с позвоночника, делает его более гибким, улучшает память и скорость мышления. Это очень ценное упражнение — надо практиковать его ежедневно.

Выполнять упражнение лучше на твердой поверхности. Сначала оно может вызывать болезненные ощущения. Если они есть, делаете упражнение на коврике. Постепенно вы сможете перейти на более твердые поверхности.

Сядьте на пол. Подтяните ноги к себе и обхватите их руками. Округлите максимально спину. Резко откиньтесь назад, прокатитесь на спине и вернитесь в исходное положение.

4. Молоток

Еще одно очень полезное упражнение для позвоночника. С его помощью можно больше и лучше проработать верхний раздел позвоночника, а именно область между лопатками.

Эффекты от упражнения в целом идентичны «Ролику». И вообще эти упражнения рекомендую выполнять в паре. Сначала «Ролик», потом сразу «Молоток».

Ложитесь на спину. Обхватываете себя за плечи руками крест накрест. Максимально округляете спину. Приподнимаете верхнюю часть туловища и несильно начинаете «постукивать» спиной об пол.

При этом могут раздаваться «хрусты» и другие подобные звуки. Не пугайтесь. Так и должно быть.

На видео можно увидеть, как выполняются эти упражнения на развитие координации, баланса и ловкости.

5. Потягивание

Потягивание - очень простое, естественное и полезное упражнение. Когда мы потягиваемся, мы делаем разгрузку, расслабление и раскрепощение всего тела. А это оказывает благоприятное состояние на организм в целом. Кроме этого, упражнение является компенсирующим после «Ролика» и «Молотка».

Лежим на спине. Скрещиваем пальцы и вытягиваем руки максимально вверх. Носки тянем.

6. Свеча

Широко известное упражнение еще со школьной физкультуры. Еще его называют «Березка». В йоге относится к перевернутым асанам, т.е. к позам «вниз головой». Это более щадящий вариант, чем стоять на голове.

Позы головой вниз обеспечивают клетки головного мозга кислородом и глюкозой, улучшают кровоснабжение мозга, благоприятно сказывается на здоровье всего организма. Упражнение также препятствует отмиранию мозговых клеток - поэтому у йогов до старости сохраняется ясная память. При регулярном выполнении упражнения улучшается мышление, память, работоспособность. Сокращается потребность во сне, дыхание становится реже.

Кто не знает, как выполнять упражнение, посмотрите видео. Следите за тем, чтобы не напрягалась излишне шея и чтобы носки были вытянуты.

После «Свечи» можно еще сразу сделать «Плуг». Ноги опустить назад и вытянуть руки.

7. Сфинкс + Кобра

Следующее упражнение состоит из двух похожих асан «Сфинкс» и «Кобра».

Упражнение очень хорошо укрепляет спину, делают позвоночник более гибким и подвижным. Оздоравливает весь организм. При регулярном выполнении упражнения увеличивается скорость реакции.

Ложитесь на живот. Поднимаете верхнюю часть туловища и опираетесь на предплечья. Предплечья параллельно друг другу. Плечи опущены, взгляд вперед, носки вытянуты. Это «Сфинкс». Теперь встаем на руках. Позвоночник еще более выгибается. Смотрим вперед или вверх. Это «Кобра». Затем опять возвращаемся в «Сфинкс».

После упражнения обязательно надо делать компенсацию - асану «Зародыш».

8. Зародыш

Зародыш - это асана для компенсации прогиба позвоночника. После сильного прогиба назад нужно обязательно максимально округлить спину. Это, кстати, касается и наклонов, если наклоняетесь вперед, потом надо прогнуться назад и наоборот.

Упражнение стимулирует органы пищеварения и препятствует отложению солей в коленях.

Выполнение:

Ноги под собой, колени вместе. Опускаемся вперед, и максимально округляем спину. Руки обхватывают колени или вытянуты вперед.

9. Скручивания

Скручивание тоже очень известное упражнение, асана из йоги. Это упражнение также ориентировано на позвоночник и является очень хорошей профилактикой от болей в спине, ревматизма и т.п.

Практика этого упражнения увеличивает подвижность и гибкость позвоночника, растягивает мышцы, укрепляет нервную систему, вырабатывает уверенность в себе и (внимание!) уменьшает размер живота.

Это упражнение не очень простое, но научиться можно быстро. Посмотрите, как оно выполняется на видео. Словами это объяснить достаточно сложно.

10. Наклоны

Наклоны укрепляют позвоночник и поясницу. Растягивают сухожилия. Имеют очень большой оздоравливающий эффект.

Стоим. Ноги - двойная ширина плеч. Руки вытянуты в стороны. Не меняя положение рук, делаем наклон влево. Зафиксировали позицию сделали 3 цикла вдоха и выдоха. Вернулись в исходную позицию. Наклоняемся вправо и делаем в другую сторону на те же 3 цикла вдоха, выдоха.
Теперь наклоняемся вниз, рукой касаемся щиколотки противоположной ноги. Другая рука вытянута вверх, смотрим на эту руку. Также три цикла дыхания и возвращаемся в исходное положение. Затем наклон к другой ноге.

По окончанию упражнения нужно сделать компенсационный прогиб назад. Теперь посмотрите виде, как правидьно выполнять все упражнения.



mob_info