Что такое пранаяма. Польза полного йоговского дыхания

Пранаяма - дыхательная практика в йоге, направленная на управление праной (жизненной энергией). Она очищает каналы жизненной энергии от загрязнений, служит для накопления и преобразования энергии.

Также пранаяма помогает в оздоровлении, например, при простуде. Для вас - рассказ о техниках, и несколько упражнений из пранаямы.

Пранаяма и дыхание

Прана (Рr ânâ) - ветер, дыхание, жизнь, жизненная энергия

Яма - это управление, контроль

Соответственно ПранаЯма - это управление жизненной энергией, посредством контроля дыхания.

Наше дыхание происходит неосознанно, но им можно управлять с помощью определённых упражнений. Это и является основой техники «пранаяма».

Дыхание пранаяма известна нам по текстам известных мудрецов йоги, например Йога-сутры Патанджали.

Пранаяма и асаны йоги

Пранаяма неотделима от йоги, поэтому перед освоением этой техники нужно изучить хотя бы некоторые позы (асаны) йоги, например, чтобы тело привыкло находиться в одной позе длительный период.

Подходящие асаны для выполнения пранаямы:

  • Сукхасана – удобная поза (сидя по турецки со скрещенными ногами, спина прямая);
  • Сиддхасана – поза Мудреца (полулотос);
  • Падмасана – поза Лотоса.

Важно держать спину ровно. Если появляется неприятное ощущение, допустимо осваивать упражнения, лёжа в Шавасане (лежа на спине, руки вдоль тела). Мышцы необходимо расслабить, глаза прикрыть.

Пранаяму желательно выполнять регулярно, лучше в тихом месте и в одно и то же время. Если это помещение, то оно должно проветриваться (до тренировки).

Техники пранаямы

Техника осознанного дыхания

На начальном этапе важно овладеть техникой осознанного дыхания. Принимаем любую позу с ровной спиной и наблюдаем за своим дыханием. Осознаем каждый вдох и выдох.

Осознавать - непрерывно отслеживать текущее состояние, не отвлекаясь на мысли о прошлом или будущем. Понимать, что происходит в данным момент.

Если вы сможете отмечать ощущения в теле во время дыхания, то можете переходить к следующей технике. На это может уйти от одной до двух недель.

Однако на полное освоение осознанного дыхания (критерий - полное ощущение и осознавание всего тела) может уйти несколько лет.

Техника диафрагмального (глубокого, нижнего) дыхания

Сядьте в удобную позу, с прямой спиной, выдохните, затем вдохните носом, направляя воздух в живот. Грудь остаётся неподвижной. Выдыхаете носом, при этом втягивайте в себя живот.

Ваши движения должны быть едиными. Спина должна оставаться ровной.

Нижнее дыхание увеличивает объём лёгких, повышает уверенность и стрессоустойчивость. Подробнее о диафрагмальном дыхании можно посмотреть .

Техника грудного (лёгочного, среднего) дыхания

Практически то же самое, что и в диафрагмальной технике, только дышать необходимо грудью. Воздухом должна наполняться преимущественно средняя часть лёгких, а двигаться только грудная клетка. Живот остаётся в покое.

Техника верхнего (ключичного) дыхания

Пару минут подышите техникой грудного дыхания, и попробуйте вдохнуть ещё небольшую часть воздуха, делать это необходимо верхним отделом лёгких. Ключичное дыхание сложно делать отдельно от грудного, поэтому сначала задействуется грудь, а потом идет "до-вдох" плечами (ключицами).

При выдохе - обратный процесс: первыми опускайте ключицы, потом грудь. Если начинает кружиться голова, замедлите дыхание, или перейдите на естественное дыхание.

Полное дыхание

Перед практикой полного дыхания нужно освоить вышеперечисленные техники, а именно осознанное дыхание, нижнее, среднее и верхнее дыхание.

Начинают полное дыхание с осознанного дыхания в течение 2-3-х минут.

Затем нужно объединить техники нижнего, среднего и верхнего дыхания, для чего дышать волной снизу вверх:

Сначала заполняется нижний отдел лёгких, потом подключаем среднее легочное дыхание, и затем "довдыхаем" верхними отделами легких.

Выдох идет в обратном порядке, а именно: опускаются плечи и ключицы (освобождаются верхние доли лёгких), потом расслабляется, как бы сжимается грудь (освобождается средний отдел лёгких), потом выдыхаются остатки воздуха за счет втягивания живота.

Дыхание медленное, комфортное, бесшумное, единое (без рывков и пауз).

Через 5-10 циклов дыхания возвращаетесь к технике осознанного дыхания. Если всё сделано правильно, и само дыхание было для вас гармоничным, то само дыхание при возврате к осознанному дыханию не изменится.

Полное йоговское дыхание комфортно, от него не возникает усталости. На протяжении всего времени вы должны ощущать расслабленность.

Время практики постепенно стремится к 10 минутам.

Техника очистительного дыхания в пранаяме

Данная техника будет полезна при усталости или после асан.

Займите любую комфортную позу (перечень выше) с прямой спиной. Сделайте полный вдох из техники полного дыхания, язык прижмите к нижним зубам.

Необходимо выдыхать воздух диафрагмой, сокращая мышцы живота и втягивая живот. Выдыхать нужно лёгкими толчками, небольшими порциями. Сила толчков должна быть затухающей. Для начала сделать 3 повтора, постепенно увеличить до 10.

Если у вас имеются хронические заболевания, перед началом занятий пранаямой рекомендуем проконсультироваться с вашим лечащим врачом.

Некоторые упражнения пранаямы могут быть использованы в качестве дополнительного средства лечения при простуде. Для профилактики и лечения простуды чаще всего рекомендуют уджайи и капалабхати.

Давайте посмотрим на несколько практик - упражнений пранаямы подробнее.

Уджайи

Дыхание уджайи

Дыхание уджайи - это дыхательная практика (пранаяма) которая повышает выносливость организма, тренирует и вентилирует легкие, помогает отхождению мокроты при кашле. Характерная внешняя особенность практики - во время её выполнения происходит сужение голосовой щели, что в результате даёт своеобразный шипящий звук.

Великий йогин Тирумалая Кришнамачарьи говорил своим ученикам, описывая эту практику: "Вдох, подними руки. Дыши с шипящим звуком и ощущением трения в горле"

Уджайя состоит из двух слов: уд (расширение) и "джайя" успех. Во время выполнения упражнения лёгкие полностью расширяется, а грудь выпячивается.

Уджайи пранаяма - обычно используется при болях в горле. Помимо этого, она помогает удерживать внимание на дыхании.

Техника уджайи

Если вы только начинаете осваивать технику уджайи, следует сесть с прямой спиной, можно не в позу лотоса, а на пятки подогнув ноги под себя.

Сделайте вдох.

Вдох делается на 8 секунд, выдох на 16 секунд. Если возникает сильный дискомфорт, можно дышать чаще, но нужно сохранять соотношение длины вдоха и выдоха 1:2, например если вдох 6 секунд, то выдох 12, если вдох 4 секунды, то выдох - 8 секунд.

Теперь выдох. Во время выдоха, произносится звук, похожий на «ХХХХХАААА», произносимый шепотом. Горло нужно напрячь, чтобы воздух выходил с шипящим звуком.

Причём это происходит с закрытым ртом, и звук исходит именно из горла, а не из носа.

Польза уджайи

Эта практика помогает расслабиться в медитациях, расслабляет и тело и ум, помогает повышению чувствительности, переводит внимание вовнутрь. Когда техника выполняется правильно, происходит мягкая вибрация, благотворно действующая на нервы и ум. Особенно эффективна она в качестве подготовки к медитациям.

Также эта практика хорошо помогает при простудных заболеваниях, сопровождающимися болью и воспалением в горле. Целенаправленное напряжение которое происходит во время практики, также может быть использовано для профилактики таких заболеваний.

Для чего еще может использоваться эта практика пранаямы? Неоценима помощь от бессонницы, помогает в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, однако с осторожностью должна использоваться при нарушениях давления, особенно при пониженном давлении.

Также она помогает сделать вашу йогу легче. По отзывам практикующих, при использовании этой пранаямы понижается пульс по время выполнения серий асан (ориентировочно на 10-20 ударов в минуту), а также позволяет легче входить в асаны, снимая излишнее напряжение с мышц и сухожилий.

Строго говоря, эта пранаяма может делаться в любой позе. Поэтому её можно использовать даже в моменты, которые кажутся "неподходящими": в пробке, в длительной поездке, в очереди, в ожидании у кабинета врача, при пешей прогулке на работу и т.д.

Капалабхати

Дыхание капалабхати

Интереснейшая практика, относящаяся к очистительным. Очищаются носовые проходы, за счёт чего идёт активное влияние на головной мозг - пробуждает или усиливает тонкое восприятие, придаёт силы. Дословно - капал (череп) и бхати (свет).

Согласно информации из дошедших до нашего времени свидетельств йоги, она бывает 3-ёх видов:

  • ритмичные вдох и выход воздуха носом, упор идёт на выдох
  • вдох носом воды, выдох её через рот
  • вдох ртом воды, выдох её через нос.

Последние два варианта - высший пилотаж, не стоит их пытаться повторить на себе без соответствующих навыков. Поэтому опишу технику на примере дыхания воздухом.

Техника капалабхати

Положение - любое удобное положение сидя, главное чтобы спина была прямая. Дышать нужно будет по отдельности каждой ноздрёй (30-50 дыхательных циклов: вдох - выдох), вторую закрыть пальцем.

Нужно делать активные, шумные выдохи через нос; вдох – естественный, за счет расслабления живота. Выдох активный, за счёт подтягивания живота.

Важно, что в отличие от обычного дыхания, в этом упражнении нужно обращать внимание на мощность и длину выдоха. Выдох должен быть коротким и мощным. Выдох в 3 раза короче вдоха.

Противопоказания для капалабхати

Обратите внимание, что если у вас серьёзное заболевание, затронувшее лёгкие, например, воспаление лёгких, это является противопоказанием к выполнению практики.

Также есть другие противопоказания (впрочем не специфические, а обычные - то есть их можно отнести ко всем подобного типа практикам):

  • беременность
  • кровотечение, в том числе менструация
  • повышенное давление (гипертония)
  • острые воспаления
  • эпилепсия
  • и другие заболевания

Так что будьте аккуратны и внимательны к своему состоянию, причём выполняя любую пранаяму.

Польза от капалабхати

Практика капалабхати помогает при заложенности носа. Но это все плюсы от этой пранаямы.

Ещё активизируется симпатическая нервная система (отвечает за сердечную деятельность), что полезно при пониженном давлении, быстрой утомляемости, избыточном весе. Идет массаж слизистой дыхательных путей (что особенно полезно при бронхитах, гайморитах, астме и других подобных заболеваниях). Стимуляция головного мозга и кровоснабжения легких.

Шодхана

Дыхание Нади Шодхана

Следует помнить, что есть одноименные асана Нади Шодхана и пранаяма Нади Шодхана. Нас в данном случае интересует пранаяма.

Нади - слово из санскрита, означает "особый путь" и символизирует путь энергии (праны) через тело. А Шодхана - очищение. Там мы можем получить объяснение сути этой техники - очищение путей, по которому течет прана.

Техника Нади Шодхана

Если совсем упрощенно и кратко - техника Нади шодхана пранаяма - это дыхание по очереди правой и левой ноздрёй.

Закройте правую ноздрю и вдохните левой. Затем выдохните через левую же ноздрю, закройте её, и сделайте вдох уже через правую. И так далее чередуйте ноздри, постепенно увеличивая длину выдоха. Для общей эрудиции этого достаточно.

Если копнуть глубже, то сложная практика, состоящая из ступеней. Этих этапов - ступеней 4, и на тщательное освоение каждой требуется хотя бы пара месяцев.

Вот как выглядит первая ступень :

  • Сядьте в одну из асан или просто примите удобное сидячее положение, например спиной к стене, вытянув ноги вперед.
  • В течение пары минут спокойно дышите и расслабляйтесь, настраиваясь на выполнение практики.
  • Закрываем правую ноздрю, дышим (медленно и осознанно) через левую.
  • Меняем ноздри и повторяем упражнение.

Через неделю приступаем ко второй части практики.

Делаем тоже самое, что и на прошлой неделе, но добавляем новый элемент: подсчёт длины дыхания. Размеренно (один счёт = одна секунда), считаем продолжительность и вдоха и выдоха: один - два - три.. Суть не в том, чтобы делать вдох и выход за конкретное число секунд, а в том, чтобы выдох был в два раза длинней вдоха. То есть если

Сделайте 10 циклов упражнения, если есть время - ещё 10. Второй этап практики тренируйте также две недели.

Вторая ступень.

Суть этой ступени - техника чередующихся ноздрей. Воздух вдыхают через одну ноздрю, а выдыхают через другую. Делаете всё, как раньше, уточняется следующий момент.

Вдох через левую ноздрю, правая прижата. Наполняете лёгкие полно, но комфортно. Вдохнув, меняете ноздри, и закрыв левую, выдыхайте через правую. Медленно и полностью. Затем вдыхаете через правую, и выдыхаете через левую. Это полный цикл дыхания.

Повторяйте.

Постепенно, по мере тренировок, потихоньку увеличивайте длину выдоха, сначала на секунду, потом больше. В идеале выдох должен быть в 2 раза длиннее вдоха, но торопиться вам некуда.

На третьей ступени добавляется задержка дыхания на вдохе. В конце вдоха зажимаем обе ноздри и не позволяете воздуху выходить. Затем слегка ещё вдохните и потом медленно выдыхайте. Остальные правила остаются прежними. Предполагается, что соотношение соотношение продолжительностей вдох=задержка=выдох=вдох=задержка=выдох на этом этапе составит 1:4:2:1:4:2 вплоть до 1:8:6:1:8:6.

Будьте осторожно, не допускайте неприятный ощущений в организме!

Суть четвёртого этапа практики состоит в добавлении задержки дыхания на выдохе. Соотношение будет выглядеть как 1:8:6:1:8:6:1 (вдох-задержка-выдох-задержка-вдох-задержка-выдох-задержка). Но не советуем заниматься такими практиками на первом этапе знакомства с пранаямой.

Польза Нади Шодхана

Во-первых, это прекрасная подготовка для более сложных видов пранаямы, а также для различных медитаций.

Во-вторых, это отличное средство расслабления.

В-третьих, успокаивается ум, облегчается свободное течение праны (энергии). Это укрепляет здоровье и улучшает работу всех систем организма.

В-четвертых, напрямую улучшается работа дыхательной системы, например, удаляется застой воздуха в легких, ликвидируется заложенность носа и т.д.

Внимание! Стоит посоветоваться с врачом, прежде чем выполнять любые упражнения.

Анулома вилома

У многих возникает вопрос, Анулома вилома это самостоятельная пранаяма, или часть Нади Шодханы? В разных источниках йоги приводятся разные мнения по этому вопросу, кто-то называет эти практики самостоятельными, кто-то полагает что Анулома вилома часть Нади Шодханы.

Если же мы посмотрим на описание техники, то обнаружим что оно совпадает с первыми двумя ступенями Нади Шодханы:

  • попеременное дыхание разными ноздрями
  • техника дыхания через чередование ноздрей

Анулома вилома приносит пользу организму: прочищает энергетические каналы в теле, дает оптимизм и бодрость, а при ежедневной практике на протяжении многих недель - укрепляет здоровье, в частности кровообращение, органы дыхания, внутренние органы, иммунитет.

Ну и конечно подготавливает организм к последующим практикам.

Бхастрика

Ещё одна интересная практика пранаямы - это Бхастрика. В переводе с санскрита "кузнечные меха".

Техника выполнения

Техника Бхастрики не подойдет для новичков. Но если вы уже имеете опыт в йоге и дыхательных практиках, можно попробовать.

Эта техника представляет собой активное мощное дыхание. С усилием вдыхаем, с усилием выдыхаем.

Примите удобную позу, настройтесь на тренировку. Сделайте 10 циклов мощного дыхания, потом посидите пару минут, позволяя дыханию течь свободно.

Следующим шагом закрываем правую ноздрю, и снова делаем 10 циклов дыхания но только через левую ноздрю. Меняемся и повторяем. Затем вдох через левую, задержка, выдох через левую.

Теперь меняем ноздри и повторяем предыдущий шаг ещё раз. 10 циклов дыхания.

На последнем этапе дышим 10 циклов обоими ноздрями. После вдоха задерживаем дыхания. После каждого круга отдыхаем 1-3 минуты и следим за своим самочувствием.

Польза Бхастрики

  • Увеличение энергичности, внутреннего тепла в организме,
  • Сжигание токсинов,
  • Оздоровление внутренних органов, особенно пищеварительного тракта,
  • Увеличение емкости лёгких,
  • Улучшение психологического состояния: бодрость, уверенность, оптимизм, спокойствие нервной системы

Попробуйте познакомиться с пранаяной на собственном опыте, и вам это может понравится!

Йога - древняя ведическая традиция, которая является «ровесницей» самой древней ближневосточной религией - иудаизма, и как минимум на несколько веков старше христианства. Она представляет из себя особую философскую школу, в основе учения которой находится стремление к полному и абсолютному контролю над своим телом. За счет этого достигается равновесие духа и тела, гармония материальной и эфемерной составляющей, что считается главным источником здоровья и долголетия. Первоочередная задача йоги любого вида - достижение человеком гармонии с самим собой, избавление от любых блоков и комплексов, мешающих полноценно жить. Конечная суть - постижение самадхи, состояния полного внутреннего покоя и гармонии с самим собой и с миром. Йоговский путь к самадхи - через медитацию, медитация проходит через полное успокоение и гармонично-правильное распределение внутренней энергии. Пранаяма - способ достичь этой цели через поставленное дыхание.

Что такое пранаяма?

В первоочередном значении, в переводе с санскрита пранаяма значит «продление сферы праны» (удлинение, замедление дыхания), а также может значить «продление жизни». «Прана» переводится с санскрита как «жизненная сила или дыхание», а «Аяма» — расширение или продление. Прана в ведической традиции - жизненная энергия, источником которой является окружающий человека мир в целом. Таким образом, пранаяма значит определенный контроль над той энергией, что, согласно восточному мировоззрению, дает жизнь.

Прана содержится во всем, что окружает нас, ею пропитана сама ткань Мира. Поступает в организм она с дыханием. Таким образом, пранаяма - это дыхательная йога, которая предназначена для правильного распределения энергии жизни по чакрам в человеческом теле при помощи правильного дыхания.

Для чего это нужно?

Многих людей, интересующихся йогой, в первую очередь интересует вопрос, что дает пранаяма. Это свойственно главным образом людям с европейским типом мышления, привыкшим к рационализму и стремлению в любом действии или событии видеть практическую выгоду; для индусов или иных людей Востока, с принципиально иным типом мышления, этот вопрос менее актуален, но тем не менее важен.

Это йога для дыхательной системы. Она учит правильному дыханию при занятиях йогой, что является краеугольным камнем любой ее школы. Общеизвестно, что без дыхания нет жизни, но большинство современных людей в обычном режиме дышат «неправильно». Мы не задействуем легкие полностью, не даем им максимально раскрываться, за счет чего насыщение крови (а значит, внутренних органов, в первую очередь мозга) у нас меньше, чем могло бы быть. Этого достаточно для обычной жизни, но недостаточно для того, чтобы быть полностью здоровым, т. к. организм постоянно находится на кислородной «диете».

Еще одной целью пранаямы в хатха-йоге является контроль над колебанием сознания. Она является переходной ступенью от асаны к медитации.

Дыхательные практики йоги направлены на максимальное насыщение крови кислородом, за счет чего происходит оздоровление организма. Таково «материальное» воздействие пранаямы. Духовное сводится к тому, что методичное дыхание по определенной схеме вгоняет организм в определенный ритм, что позволяет абстрагироваться, отрешиться от лишних мыслей, а в некоторых случаях и полностью «отключить» сознание. Правильное дыхание при занятиях йогой распределяет прану по чакрам оптимальным образом, что дает большой запас жизненных сил. Таково духовное значение этой практики йоги.

Как правильно дышать?

Дыхание в йоге - первооснова всего. Чтобы понять, какие есть виды дыхания в йоге, нужно вкратце ознакомиться с обычными видами дыхания.

У людей в обычной жизни встречается три вида:

  • диафрагмальное;
  • межреберное;
  • ключичное.

Первый вид - нижнее дыхание, оно же иногда именуется брюшным. При этом заполняются воздухом нижняя и средняя части легких, диафрагма (мышечная перегородка, разделяющая область груди и живота), в обычном состоянии выпуклая в сторону сердца и легких, расправляется. При этаком дыхании зрительно увеличивается живот, кажется, что наполняется воздухом именно он. Таким образом происходит наилучшая вентиляция легких, максимальное насыщение крови кислородом. Этот тип дыхания большей частью характерен для мужчин, в более широком смысле - для всех, кто ведет активный образ жизни либо живет в горной местности с разреженным воздухом.

Второй - среднее дыхание. Заполняются в основном средние области легких, зримо расширяется середина грудной клетки. Этот вид характерен для большинства современных людей из развитых стран, имеющих регулярную умеренную физическую нагрузку. Средний уровень вентиляции легких.

И последний - верхнее, ключичное дыхание. Воздухом заполняются только верхние отделы легких, при этом в движение приходят ключицы, ребра и даже плечевой пояс. Это дыхание характерно для людей, ведущих крайне малоактивный образ жизни, у него самый низкий КПД: затрачивается очень много энергии, вырабатывается (в результате поступления «горючего» — кислорода) очень мало.

Дыхательные техники йоги учат нас, что для того, чтобы чувствовать себя здоровым, необходимо уметь дышать всей грудью, полностью. Это называется глубоким дыханием, лучше всего оно получается у тех, кто уже дышит главным образом диафрагмально. Пранаяма - йога, нацеленная на то, чтобы задействовать весь объем легких и все группы дыхательных мышц.

Существует очень много видов различных видов глубокого дыхания в йоге. Охватить их все в одной статье невозможно. Способы глубокого дыхания в разных школах, у разных инструкторов, тоже могут быть различны. В лайт-версии (облегченной, нацеленной преимущественно на оздоровление) могут практически не обучать асанам, т. е. позам, и большинству сложных техник дыхания. Существует, пожалуй, лишь одно ключевое условие: дыхание во время занятий должно быть носовым. Большинство упражнений и асан следует выполнять, дыша через нос (в некоторых случаях допустим вдох через рот).

Полное описание и воздействие на организм пранаямы требует не статьи, а целой книги. Мы можем рассмотреть лишь одну-две основных, максимально подходящих для начинающих техник. Заметим при этом, что физиологически правильное дыхание при занятиях йогой может давать определенный самомассаж внутренних органов, усиливается обоняние, происходит определенное влияние на нервную систему.

Йога - не панацея от всех болезней. Глубокое дыхание ведет к повышенному насыщению кислородом крови, что противопоказано при проблемах с сердцем. Перед тем, как начать изучать дыхательные практики, следует проконсультироваться с врачом, иначе можно принести не пользу, а вред своему организму.

Начало

С чего лучше начать при изучении пранаямы? Во-первых, определиться со школой и видом йоги. Их несколько, и каждая имеет свои отличия в технике и пути постижения цели. Йогический путь развития - не тот путь, который можно осваивать самостоятельно. Вам потребуется опытный инструктор, который бы проконтролировал правильность выполнения техники, принятия позы (асаны) и т. д.

С одной стороны, конечная цель пранаямы - медитативное состояние, т. е. состояние расслабления. С другой - все техники, подразумевающие сидячую позу (асану), выполняются с идеально прямой спиной, причем сидеть следует без опоры. Дыхательная гимнастика требует, особенно при слабой спине или недостаточной физической подготовке, определенных усилий. Чем больше вы будете сосредотачиваться на выполнении дыхательных упражнений, тем более забывать держать спину, и наоборот. Это одна из причин, по которой необходим инструктор.

Впрочем, существуют техники иного вида, среди которых вы можете выбрать наиболее подходящую для себя.

Какие бывают техники?

Существует очень много различных техник дыхательной гимнастики, некоторые из них достаточно сложны. Не следует заниматься ими всеми одновременно, лучше выбрать какой-то один путь. Каждая из дыхательных гимнастик входит в состав определенной йогической школы. Школы различаются по путям, которыми они предлагают следовать к конечной цели - самадхи.

Но вы можете использовать некоторые способы для своих целей. Многие из них способны давать умиротворение и успокоение, помогать собраться с мыслями или просто почувствовать себя здоровее, «провентилировав» организм.

Одним из несложных методов, которые можно практиковать самостоятельно, является огненное дыхание, или пранаяма бхастрика. Данный метод позволяет расслабить организм, ускорить обмен веществ, по субъективным ощущениям «согреть» организм. Он заключается в том, что человек делает короткие, резкие, неглубокие вдохи и выдохи только через нос. Диафрагма должна быть расслаблена, скорость вдоха совпадать со скоростью выдоха, временные промежутки между ними строго одинаковы. По длительности следует ориентироваться на собственные ощущения, т. к. «дыхание огня» ведет к гипервентиляции легких и «опьянению» кислородом. Новичкам не следует заниматься им дольше 2 минут подряд.

Другие техники выполняются по определенному алгоритму, где вдох, задержка дыхания и выдох строго разнесены по времени. Они соотносятся между собой в некой пропорции, например 1:4:2. Это одна из техник класса вишама-вритти, относящегося к сложным. Пропорция означает, что на 1 секунду вдоха приходится 4 секунды задержки дыхания, а выдох должен длиться ровно 2 секунды. Существуют и более сложные техники.

Для начинающих больше подойдет класс сама-вритти, дающий возможность не думать о соблюдении пропорций. В нем все элементы выполняются через одинаковые интервалы времени.

Перед тем как приступить к Пранаяме, желательно уделить какое-то время выполнению йогических чисток или Шаткарм. В данном случае самыми полезными оказываются Джала Нети и Сутра Нети.

Джала Нети – очищение пазух носа водой

Часто для выполнения этой шаткармы используют небольшой чайник, который часто называют на англо-индийский манер «нети пот».

Вторым компонентом является вода с солью. Раствор должен быть таким, чтобы не раздражалась слизистая оболочка носа. Такой раствор называют физиологическим. Он идентичен вкусу слезы.

Вода наливается в чайник, его носик вставляется в одну ноздрю, голова наклоняется в противоположную сторону, и вода свободно выливается через другую ноздрю.

Не все сразу находят нужный угол для того, чтобы вода легко выходила наружу. Тогда надо немного менять угол наклона головы. Начинать делать эту процедуру надо, вставляя носик чайника в ту ноздрю, которая лучше дышит.

Есть вариант выполнения Джала Нети без чайника. Можно использовать любой широкий сосуд. Лучше всего подходит пиала или чайная чашка. В этот сосуд наливается подсоленная вода, нос окунается в сосуд, и вода втягивается носом в рот. Потом вода выплевывается через рот наружу. Эту процедуру часто называют «питье носом».

Это очень простое очистительное действие. Когда оно получается очень легко, осваивается обратная процедура. Вода набирается в рот, голова наклоняется вперед, и вода выливается через нос. Это сделать намного труднее. Если вода не входит через нос наружу, надо менять угол наклона головы. Успех достигается путем упорных экспериментов.

После выполнения этих процедур, надо вывести остатки воды из носовых пазух. Для этого надо наклонить голову и немного подождать, чтобы вода сама вытекла. Затем можно, не выходя из этого наклона, добавить несколько дыханий по типу Капалабхати.

Сутра Нети – очищение носа с помощью нити.

Для этой процедуры традиционно в Индии используется нить, один конец которой обмазан воском и заострен, а другой представляет собой мягкую материю, напоминающую шнурок.

Чистить нос такой нитью, конечно, эффективно, но есть возможность получить микротравмы. К тому же, часть, покрытую воском трудно дезинфицировать, и появляется вероятность получить заражение крови.

Поэтому в наше время вместо нити советуют использовать тонкий катетер, который можно купить в аптеке.

Сначала катетер надо хорошенько прокипятить для дезинфекции и смазать растительным маслом для лучшего скольжения.

Затем катетер круглой стороной вставляется в одну ноздрю и направляется в рот. Надо одной рукой провести катетер через рот так, чтобы он прошел в горло, другой рукой поймать конец катетера и вытащить его немного наружу.

После того сделать несколько движений катетером вперед-назад, держась за концы катетера. Это процедура хорошо расширяет пазухи носа.

Позы, используемые во время практики Пранаямы

Прежде чем приступить к занятиям Пранаямой имеет смысл практиковать асаны хатха йоги хотя бы около полугода, чтобы, по крайней мере, была возможность находиться достаточное время в какой-нибудь позе, сидя с прямой спиной.

Эта асана считается простой позой, для выполнения дыхательных упражнений.

Если в этом положении трудно держать спину прямой из-за недостаточной подвижности тазобедренных суставов, то можно опустить ягодицы на деревянный брусок или на подушку, набитую зерном, а скрещенные ноги опустить на пол. Если и в этом положении быстро возникает усталость, можно спиной прислониться к стене.

Если бедра достаточно хорошо раскрыты, и колени в Сукхасане опускаются почти до пола, то можно попробовать сесть в Сиддхасану.

Чтобы сесть в эту позу, одна нога сгибается в колене и ее пятка прижимается к промежности, вторая нога опускается сверху первой так, чтобы пятки соединялись. Колени при этом должны свободно лежать на полу.

Сидхасана более устойчивая поза по сравнению с Сукхасаной, но ее выполнение подразумевает достаточно хорошо раскрытые тазобедренные суставы.
Также можно выполнять Пранаяму, сидя в Ардха Падмасане.

Чтобы выполнить эту асану, надо одну ногу согнуть в колене и положить ребро стопы в изгиб тазобедренного сустава. Другую ногу надо тоже согнуть в колене, но положить вниз, под первую ногу.

Важно, чтобы в этом положении не болели коленные суставы. Поза выполняется за счет тазобедренных суставов.

Если сложно так сидеть, то надо выбирать описанные выше асаны. Если получается легко и нет боли в коленях, то можно попробовать сеть в Падмасану.

Это самая устойчивая поза сидя для выполнения упражнений с дыханием. Сначала первая ноги сгибается в колене и укладывается ребром стопы в изгиб тазобедренного сустава так же, как и при выполнении Ардха Падмасаны, а потом другая нога кладется сверху, ребро ее стопы тоже уходит в изгиб тазобедренного сустава.

Начинающим практикам не стоит увлекаться долгой фиксацией этой позы, даже если кажется, что она уже хорошо получается, так как это может привести к травме в колене.

Если трудно долго сидеть в позах, требующих раскрытие тазобедренных суставов, то можно заниматься Пранаямой, сидя в Ваджрасане. Это положение сидя на пятках. Важно помнить, что в любых позах надо спину держать прямой, а не скруглять ее.

Если в предложенных положениях спина округляется, то можно положить возвышение под таз (актуально для Сукхасаны), сесть прижавшись спиной к стене.

Выбирайте удобную для себя позу. Если эти положения не получаются, то лучше не выполнять описанные ниже техники.

Основные дыхательные техники йоги — Пранаямы

Капалабхати

Капалабхати переводиться как очищение черепа («капала» — череп). Она представляет собой одновременно и Шаткарму – очистительную процедуру, и Пранаяму – дыхательную технику. Очистительной техникой она считается, когда выполняется без задержки дыхания, Пранаямой, когда задержка после нее делается.

Выполняется Капалабхати в одной из вышеописанных поз. Делается резкий выдох носом, при этом живот уводится немного вовнутрь. При освоении этого упражнения можно размещать ладонь на животе выше пупка. Ладонь в этом положении контролирует движение живота. На первых порах можно даже немного помогать ладонью уводить живот поглубже.

Думать о вдохе при выполнении Капалабхати не нужно. Внимание надо концентрировать на акцентированном выдохе, после которого просто расслаблять живот. Тогда вдох произойдет автоматически без какого-либо усилия тела и сознания.

Существуют варианты выполнения Капалабхати с перекрыванием ноздрей. Для этого используется Вишну Мудра на правой руке. Она выполняется так: два пальца — указательный и средний — прижимаются к середине ладони, мизинец располагается перед безымянным, большой палец уводится в сторону.

Сначала рассмотрим Капалабхати через левую ноздрю. Для этого ребро большого пальца опускается на точку выше правого крыла носа.

Движение воздуха в правой ноздре перекрывается и Капалабхати выполняется только через левую ноздрю. Обратите внимание, что в этом положении правая рука не прижимается к грудной клетке подмышка слега открыта. Затем безымянным пальцем перекрывается левая ноздря и Капалабхати выполняется через правую ноздрю.

Желательно уделить больше времени дыханию Капалабхати через ту ноздрю, которая хуже дышит в данный момент.

После этого Капалабхати выполняется с перекрыванием то одной, то другой ноздри. При этом не имеет смысла думать о том, какой ноздрей производится выдох, какой вдох. Надо выбрать удобный темп Капалабхати и выполнять движение рукой, опуская то большой палец на правую ноздрю, то безымянный палец на левую ноздрю.

Бандхи, используемые при задержке дыхания.

Часто после дыхания Капалабхати выполняются задержки дыхания – кумбхаки. При задержке дыхания используются Бандхи – энергетические замки. Существуют три бандхи: Мула Бандха, Джаландхара Бандха и Уддияна Бандха.

Корневой замок («мула» — корень, «бандха» — замок) выполняется напряжением мышц около мочеиспускательного канала, промежности у мужчин, у женщин мышц влагалища, как можно ближе к шейке матки, и мышц ануса.

Эти мышцы нужно не только напрягать, но и подтягивать вверх.
Надо иметь ввиду, что Мула Бандха меняет обычное движение Апаны.

Апана – это энергия отвечающая за нисходящие потоки в теле. К этим потокам можно отнести процессы выделения и менструацию. Поэтому Мула Бандху не рекомендуется выполнять во время менструации, ибо регулярная ее практика в эти дни может привести к расстройству менструального цикла.

Соответственно выполнять Пранаямы с задержками дыхания во время критических дней тоже не рекомендуется, так как при задержках дыхания всегда используется Мула Бандха.

Джаландраха Бандха

Это верхний, горловой замок («джала» — сеть, решетка). Для его выполнения шея максимально вытягивается вверх, затем голова немного отводится назад, после чего подбородок опускается в подъяремную впадину.

Уддияна Бандха

Это брюшной замок («уддияна» — взлет). Полная Уддияна Бандха выполняется только при выполнении задержки после выдоха. После выдоха живот уводится максимально вовнутрь и немного вверх, под ребра.

Важно помнить, что во время менструации не рекомендуется выполнять Уддияна Бандху, так как она нарушает нормальное течение этого процесса. Кроме того Уддияна Бандху нельзя выполнять при язве желудка, особенно во время обострения.

На задержке после вдоха есть возможность сделать только частичную Уддияна Бандху. Уведение живота вовнутрь слегка обозначается.

При выполнении задержки сначала выполняется Мулла Бандха, затем Уддияна, после чего Джаландхара. Отпускаются бандхи в обратном порядке. Сначала Джаландхара, потом Уддияна, после всех Мулла.

Как отмечалось выше, задержки дыхания с бандхами можно практиковать после выполнения Капалабхати. Выполняется несколько дыханий по типу Капалабхати. После чего делается глубокий вдох, выполняется Мула Бандха, обозначается Уддияна Бандха, фиксируется Джанадхара Бандха, дыхание останавливается.
Важно не передерживать задержку дыхания. Критерием правильно выбранного времени удержания считается плавный ровный выдох, который выполняется после освобождения всех бандх.

Можно повторить от 3 до 5 циклов задержки дыхания на вдохе после Капалабхати. Потом сделать цикл Капалабхати и выполнить задержку после выдоха. При выходе из этой задержки вдох должен быть ровным и медленным. Если это трудно сделать, то можно рекомендовать перед вдохом сделать небольшой довыдох.

Бхастрика

Бхастрика переводится, как кузнечные меха. Эта Пранаяма похожа на Капалабхати, но значительно интенсивней. При ее выполнении производится акцентированные и выдох, и вдох. На вдохе ноздри немного расширяются. При выдохе живот максимально уводится вовнутрь, при вдохе не только живот выводится вперед, но и расширяется грудная клетка, растягиваются мышцы вокруг ребер, и увеличивается объем грудной клетки.

При таком интенсивном дыхании происходит гипервентиляция. У неподготовленных практиков возможно головокружение от избытка кислорода. При повышенном артериальном давлении этот тип дыхания не рекомендуется.
Регулярная практика Капалабхати готовит организм к выполнению Бхастрики.

После дыхания по типу Бхастрика принято выполнять задержки дыхания как после вдоха, так и после выдоха. Схема выполнения задержек после Бхастрики аналогична схеме выполнения задержек дыхания после Капалабхати.

Полное Йоговское Дыхание

Полное Йоговское Дыхание состоит из трех частей: брюшное или диафрагменное дыхание, грудное дыхание и ключичное дыхание.

Брюшное дыхание

Это дыхание, при котором на вдохе живот идет вперед, а на выдохе вовнутрь. На этапе освоения этого дыхания можно положить ладонь на область пупка, чтобы контролировать движение живота.

Это дыхание довольно эффективно. Оно использует 60% возможностей легких. Как правило, мужчины в обычной жизни дышат именно так, поэтому они легко осваивают этот этап Полного Йоговского Дыхания. У некоторых женщин возникают трудности при изучении этого типа дыхания, потому что чаще всего они дышат грудным дыханием.

Грудное дыхание

При грудном дыхании на вдохе расширяется грудная клетка, на выдохе она сужается. Живот при этом двигается на вдохе вовнутрь, а на выдохе вперед. Для контроля над грудным дыханием можно положить ладони на грудную клетку, разместив четыре пальца спереди, большие пальцы сзади.

Если дышать грудью, то на вдохе грудная клетка будет расширяться, и пальцы разойдутся в стороны. На выдохе грудная клетка сузится, и пальцы устремятся к друг к другу.

При таком дыхании используется 30% возможностей легких. Говорят, что так свойственно дышать женщинам в обычной жизни. Но опыт показывает, что исключения из этого правила встречаются часто.

Ключичное дыхание

Ключичное дыхание осуществляется за счет движения грудной клетки вверх. Дамы 17-18 веков дышали именно так, потому что их живот и грудь были утянуты корсетом, и им ничего не оставалось, как только дышать верхней частью легких. Это весьма не эффективное дыхание, при котором используется только 10% легких. Но чтобы включить все 100%, надо использовать и этот тип дыхания. Для его контроля руки опускаются на ключицы ближе к центральной оси туловища.

На вдохе ключицы и грудная клетка поднимаются вверх, на выдохе опускаются вниз. Важно начинать движение грудной клеткой из центра, а не поднимать вверх плечевые суставы.

Полное Йоговское Дыхание включает в себя все три типа описанных выше дыханий. На вдохе живот идет вперед, расширяется грудная клетка, ключицы поднимаются вверх. На выдохе ключицы опускаются вниз, сужается грудная клетка, живот уходит вовнутрь.

Существует другой вариант описания выдоха, когда выдох начинается с живота. То есть сначала живот идет вовнутрь, потом сужается грудная клетка, после ключицы опускаются вниз. На вопрос, какой вариант считать верным, учителя йоги в Индии, как правило, отвечают, что оба правильные, имеет смысл один раз выбрать какой-либо способ и продолжать его использовать во время практики Пранаямы всю оставшуюся жизнь.

Полное Йоговское Дыхание является базовым дыханием для большого количества других Пранаям и их вариаций. Уже на этапе освоения этого дыхания надо стремиться удлинять выдох. В идеале при практике Пранаям, базирующихся на Полном Йоговском Дыхании, пропорция между вдохом и выдохом должна составлять 1:2, где один это вдох, а два – выдох.

Несмотря на то, что Полное Йоговское Дыхание весьма эффективно, не нужно стремиться дышать Полным Йоговским Дыханием в обычной жизни. Дыхание – это бессознательный процесс. Если его все время держать под контролем, то возможен сбой автоматизма дыхательного цикла. Это может привести к проблемам с дыханием во время сна.

Сурья Бхедана Пранаяма

Сурья Бхедана Пранаяма – солнечная Пранаяма оказывает воздействие на правый энергетический канал в теле человека, называемый Пингалой. Включение этого канала активизирует физическую активность тела и ума, разогревает организм, способствует усилению пищеварительного огня.

Сурья Бхедана Пранаяма базируется на Полном Йоговском Дыхании. При ее выполнении используется Вишну Мудра. Сначала выполняется выдох двумя ноздрями.


Потом безымянным пальцем закрывается левая ноздря и выполняется вдох через правую ноздрю на фоне полного Йоговского Дыхания.

То есть сначала идет вперед живот, потом расширяется грудная клетка и, наконец, поднимаются вверх ключицы.

После вдоха большим пальцем закрывается правая ноздря и выполняется выдох через левую ноздрю по правилам Полного Йоговского Дыхания. То есть, при выдохе сначала опускаются вниз ключицы, потом сужается грудная клетка, после уводится живот вовнутрь.

Если Сурья Бхедана Пранаяма выполняется без задержки дыхания, то выдох должен быть в два раза длиннее вдоха.

Есть вариации Сурья Бхеданы с задержкой после вдоха. Тогда после вдоха сначала выполняется Мула Банха, потом слегка обозначается Уддияна Бандха, потом двумя пальцами зажимаются ноздри и выполняется Джаладхара Бандха.

Еще до выдоха сначала отпускается Джаландхара Бандха (голова поднимается вверх), потом живот приходит в обычное положение, открывается левая ноздря, отпускается Мула Бандха, и только после этого выполняется выдох.

Пропорции при дыхании с задержкой на этапе освоения этой Пранаямы 1:1:2, где 1 это вдох, 1 задержка, 2 выдох. Потом надо увеличивать задержку. Сначала пропорцию изменяют, доводя задержку до длины выдоха, то есть удерживается пропорция 1:2:2, а потом надо дальше увеличивать задержку до пропорции 1:4:2.

Чандра Бхедана Пранаяма

Чандра Бхедана Пранаяма переводится, как Лунная Пранаяма. Техника ее выполнения полностью симметрична Сурья Бхедане Пранаяме. То есть вдох производится через левую ноздрю, выдох через правую.

Она активизирует Иду – левосторонний энергетический канал. Активность этого канала замедляет все процессы в организме человека, поэтому индусы не рекомендуют увлекаться практикой этой Пранаямы.

Некоторые гуру йоги позиционируют асаны пранаямы как наиболее важную часть практики. Мы уже много писали о различных пранаямах, техниках дыхания. Но с чего же начать?

В этой статье раскрываются такие вопросы:

Определение пранаямы

Пранаяма — система дыхательных упражнений, позволяющая значительно повысить энергетический уровень организма. Прана означает жизненную силу или дыхание поддержания тела. Аяма же переводится как совместное расширение дыхания или самоконтроль, для того, чтобы продлить состояние или создать (вытянуть) его.

Существует высказывание, что управляя своим дыханием, йогин управляет мыслью, а управляя мыслью, он управляет и дыханием (праной). Главными понятиями пранаямы являются: пурака (вдох), кумбхака (задержка дыхания после вдоха), речака (выдох) и шуньяка (задержка после выдоха). В большинствепранаям дыхание йогов осуществляется через нос.

Пранаяма для начинающих: уроки дыхания

Большинство людей начинают свой йога-путь с внешних форм асан йоги. В течение долгого времени, внутренние работы асан могут оставаться незамеченными, загадочными, и, возможно, немного пугающим для начинающего йогина. В частности, понятие «использование дыхания» может показаться немного эзотерическим, чтобы быть уместным или полезным. Практиковать пранаяму нужно для развития высокого уровня физического здоровья и ясности ума, оба из которых являются ключевыми шагами на пути к самопознанию и ощущению подлинной жизни.

Буквально, основы пранаямы — это только дыхательные упражнения. Через пранаямы, используется дыхание йогов, чтобы повлиять на энергетические потоки разума и тела.

  • Враджана пранаяма . Это специальные дыхательные упражнения, которые выполняются при ходьбе. Их эффективность без преувеличения поразительна. Враджана пранаяма выполняется во время пешеходных прогулок по местам, где нет пыли и дыма. Вдыхать необходимо медленно, ровно и глубоко, в ритме с шагами. Сделать вдох на четыре шага, затем, не задерживая дыхания - выдохнуть, считая до шести. Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха не удастся. Враджанапранаяма, в особенности для слабых и больных людей выполняется в легкой форме (вдох и выдох за равное количество шагов). Через неделю тренировки упражнения перестанут доставлять трудности и неудобства.
  • Ситали Пранаяма необходима тем людям, у кого постоянно потеют ладони и ступни. Результат Вы увидите уже после нескольких дней практики. Кроме того, пранаяма эффективно очищает кровь и способна предотвратить появление кожных заболеваний. Йогины утверждают, что правильная практика Ситали Пранаяма делает кровь очень жизнеспособной. Выполнение начинается с принятия любой медитативной асаны. Далее губы складываются в трубочку, а кончик языка остается снаружи. Нужно полностью выдохнуть через нос весь воздух, а затем медленно вдыхать ртом вокруг кончика языка. Дыхание йогов задерживается на 5 секунд и медленно выдохается через нос. Повторять в течение 3-4 минут, но не более 10.
  • Сурья Бхедана Пранаяма . Техника выполнения: все вдохи в ней выполняются через правую ноздрю, а выдохи - через левую. Поскольку в пранаяме Сурья Бхедана поток дыхания контролируется пальцами, легкие впитывают больше энергии на вдохе. Сурья Бхедана Пранаяма повышает теплообразование тела и улучшает пищеварение. Она обладает успокаивающими свойствами и укрепляет нервы. Также упражнения очищают носовые пазухи. Практиковать пранаяму Сурья Бхедана необходимо людям, страдающим от пониженного кровяного давления. Интенсивное исполнение Сурья Бхедана помогает мощно очистить правый энергетический канал и укрепить шею.

Когда вы начинаете сознательно работать с дыханием, оно, естественно, увеличивается в объеме. Не подавляйте его, необходимо научится правильно его использовать. Пытайтесь не заглотнуть как можно больше воздуха, а повысить качество вашего дыхания и внутренние ощущения.

Предписания для пранаямы

Элегантные формы и впечатляющие асаны могут быть самыми привлекательными элементами хатха — йоги, но мастера йоги скажут вам, что все они имеют смысл в комплексном выполнении. Согласно философии йоги, позы являются лишь прелюдией к более глубоким состояниям медитации, которые приводят к просветлению.

Пранаяма — формальная практика управления дыханием, выполняемые упражнения лежат в основе йоги. Она имеет таинственную силу, для успокоения и оживления уставшего тела, слабеющего духа и повышения ясности ума. Древние мудрецы учат, что прана, жизненная сила циркулирует через нас и проводится через арсенал дыхательных упражнений. В процессе йоговского дыхания ум успокаивается, молодеет и возносится. Пранаяма служит важным связующим звеном между внешними, активными практиками йоги, как асаны — и внутренними, которые приводят нас в более глубокие состояния медитации.

Часто пранаяма выполняется в лежачем положении, при поддержке грудной клетки и головы, что помогает сосредоточиться на дыхании, не отвлекаясь от необходимости поддержания правильной осанки. Также есть такие, которые выполняются на ходу. Пранаямы можно выполнять в любое удобное для Вас время: утром, днем или вечером. Главное – это настрой и расслабленность. Рекомендуется пить много жидкости и кушать легко усеваемую пищу, например, бириани.

Основные действия: вдох, выдох, расслабление

Рано или поздно, большинство из нас чувствуют себя немного депрессивно или тревожно, и конечно, все мы знаем, каково это чувствовать себя усталым. Есть много различных способов лечения таких состояний, от физических упражнений до медитации, от лекарств до длительного отпуска на Гавайях. Главной задачей является осознание того, что у вас под рукой постоянно есть безопасное, эффективное и недорогое правильное лекарство для каждого из этих состояний. Что это за волшебный эликсир и какая от него польза? Ваше собственное дыхание.

Как работает замедленное йоговское дыхание? В стрессовых ситуациях, мы обычно дышим слишком быстро. Это приводит к накоплению кислорода в крови и соответствующему уменьшению относительного количества углекислого газа, что в свою очередь нарушает идеальный уровень кислотно-щелочного баланса крови. Такое состояние приводит к подергиванию мышц, тошноте, раздражительности, головокружению, спутанности сознания и беспокойству. Лечение достаточно простое — задержка дыхания повышает уровень углекислого газа в крови, который возвращает уровень рН к нормальному состоянию.

Существуют различные виды пранаям. Описанные выше практики, прежде всего дают нужный эффект при правильной задержке дыхании. Иногда просто расширяя свое дыхание в течение нескольких минут можно добиться удивительно положительного влияния на ваш уровень энергии или настроение. На основе знаний, культивируемых йогами на протяжении тысяч лет, эти упражнения намеренно изменяют скорость, ритм и пространство дыхания.

ПРАНИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО.

Те, кто занимается пранаямой, могут направлять свою пра-ну для лечения различных патологий. Они также могут мгновенно восполнять свои запасы праны с помощью кумбхаки. Никогда не думайте, что можете исчерпать свою прану, отдавая ее другим. Чем больше вы отдаете, тем больше ее.к вам притекает от космического источника (хираньягарбхи). Это закон природы. Не скупитесь. Если человек страдает от ревматизма, легко помассируйте его ноги своими руками. Во время массажа выполняйте кумбхаку и представляйте себе, что прана переходит из ваших рук в больного. Пациент сразу же почувствует тепло, облегчение и силу. Вы можете лечить головную боль, кишечные колики или любую другую болезнь при помощи массажа и магнетических прикосновений. Массажируя печень, селезенку, желудок или любой другой орган или часть тела, вы можете разговаривать с клетками и отдавать им приказы: «О клетки! Выполняйте свои функции правильно. Я приказываю вам это». Они подчинятся вашим приказам. Повторяйте мантру, передавая свою прану другим. Попробуйте несколько раз. Постепенно вы научитесь. Вы также можете лечить ужаленных скорпионом. Легко помассируйте пострадавшую ногу и нейтрализуйте яд.

Регулярно занимаясь пранаямой, вы приобретете необычайную способность к концентрации, сильную волю, совершенное здоровье и сильное тело. Вы должны сознательно направлять прану в нездоровые части организма. Предположим, у вас вялая печень. Сядьте в падмасану. Закройте глаза. Выполните сукха-пурвака-пранаяму. Направьте прану в область печени. Сосредоточьте ум на этом месте. Сконцентрируйте внимание на этом месте. Представьте себе, что прана проникает во все ткани и клетки долей печени и выполняет свою лечебную, регенерирующую и созидательную работу в них. Вера, воображение, внимание и интерес играют очень важную роль в лечении болезней, направляя прану в пораженные области. На выдохе представляйте себе, что болезнь выходит наружу вместе с дыханием. Повторяйте этот процесс 12 раз утром и 12 раз вечером. Вялость печени исчезнет за несколько дней. Вам не потребуется никаких лекарств. Это естественное лечение. С помощью пранаямы вы можете направить прану в любую часть тела и вылечить любую болезнь, даже хроническую, даже самую запущенную. Попробуйте это на себе. Ваша уверенность в себе укрепится. Почему вы плачете, ведь в вашем распоряжении в любое время есть дешевое и эффективное лекарство под названием прана\ Используйте его с умом. Со временем, когда у вас появится некоторый опыт, вы сможете лечить многие болезни простым прикосновением руки. На более высоких уровнях подготовки многие болезни излечиваются усилием воли.

ИСЦЕЛЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ

Этот вид целительства также известен как «исцеление без врача». Вы можете передавать прану на расстояние - например, своему другу, который живет далеко от вас. Он должен настроиться на ее прием. Вы должны чувствовать связь (и симпатию) с людьми, которых вы лечите на расстоянии.

С помощью обычных средств связи вы можете назначить время лечения. Вы, например, можете написать своему другу: «Будь готов в 8 часов вечера. Настройся на прием. Удобно устройся в кресле. Закрой глаза. Я передам тебе свою прану». Мысленно скажите пациенту: «Я передаю тебе прану (жизненную силу)». Посылая прану, выполняйте кумбхаку. Старайтесь также ритмично дышать. Преставляйте себе, что прана покидает ваш ум, проходит через разделяющее вас пространство и входит в пациента. Прана распространяется в пространстве невидимо, словно радиоволны, и с такой же скоростью. Излучаемая прана окрашена мыслями того, кто ее посылает. Восстановить запасы праны можно с помощью кумбхаки. Это требует длительной и регулярной практики.

РАССЛАБЛЕНИЕ

Расслабление мышц тела дает отдых не только телу, но и духу. Снимается напряжение. Люди, владеющие наукой релаксации, не теряют времени даром. Они могут хорошо медитировать. Сделайте несколько глубоких вдохов и лягте на спину в шавасану. Расслабьте все мышцы тела от головы до ступней ног. Перекатитесь на один бок и максимально расслабьтесь. Не напрягайте мышцы. Перекатитесь на другой бок и расслабьтесь. Эти движения вы естественным образом совершаете во время сна. Существует множество упражнений на расслабление различных мышц различных частей тела - головы, плеч, рук, предплечий, запястий и т. д. Йоги досконально владеют наукой расслабления. Выполняя эти упражнения, вы должны думать о спокойствии и силе.

РАССЛАБЛЕНИЕ УМА

Душевное равновесие и спокойствие можно обрести, только искоренив беспокойство и гнев. За обоими этими чувствами скрывается страх. Ничего нельзя достичь с помощью беспокойства и гнева; напротив, множество энергии растрачивается попусту на такого рода низкие чувства. Если человек часто испытывает беспокойство и раздражение, он действительно очень слабый человек. Будьте осторожны и разумны. Следует избегать всех ненужных волнений. Релаксация мышц действует на ум и дает ему отдых. Тело и сознание тесно взаимосвязаны.

Посидите 15 минут в расслабленной, удобной позе. Закройте глаза. Отключите ум от внешних предметов. Успокойте свое сознание. Устраните пустые мысли. Думайте о том, что ваше тело похоже на скорлупу кокосового ореха и вы совершенно отличны от вашего тела. Думайте о том, что тело - это только инструмент в ваших руках. Отождествите себя со всеобъемлющим духом, или Атманом. Представьте себе, что весь мир и ваше тело плавают, словно соломинка, на поверхности необъятного океана духа. Почувствуйте, что вы связаны с Высшей Сущностью. Почувствуйте, что жизнь всего мира пульсирует, вибрирует и бьется, проходя через ваше тело. Почувствуйте, как океан жизни нежно укачивает вас в своем широком лоне. Затем откройте глаза. Вы испытаете невероятное душевное спокойствие, силу и крепость духа.

ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПРАНАЯМЫ

Иллюзорная сансарическая васана, которая образовалась за множество воплощений, исчезает только после длительных занятий йогой. Научиться контролировать ум можно только с помощью определенных, проверенных методов.

«Муктика-упанишада»

Как джняна, способная дать мокшу, может появиться без йоги? Йога, в свою очередь, становится бесполезной без джняны. Поэтому стремящийся к освобождению должен заниматься (усиленно) и йогой, и джняной.

«Йогататтва-упанишада» Так снимается покров со света.

«Йога-сутры», II: 52

Тамас и раджас образуют покров, или завесу. Эта завеса удаляется практикой пранаямы. После того как завеса удалена, приходит осознание истинной природы души. Чипгпга состоит из саттвических частиц, но окутана раджасом и тамасом, как огонь окутан дымом. Нет очищения эффективнее пранаямы. Пранаяма приносит чистоту и открывает сияние света знания. Карма йога, которая закрывает знание, уничтожается, когда он занимается пранаямой. Магическая панорама желания закрывает сверкающую по своей природе суть, и джива, или индивидуальная душа, сбивается с пути. Практика пранаямы постепенно истончает эту карму, закрывающую свет и заставляющую йога рождаться вновь и вновь, и в конце концов уничтожает ее совсем. Согласно Вачаспати, эту завесу образуют горести и грехи.

Ману говорит: «Да будет все неправильное сожжено пранаямой».

После того как покров будет удален, вы сможете отлично сконцентрировать ум. Он будет устойчив, словно пламя в безветренном месте. Слово пранаяма иногда используется для обозначения одновременно вдоха, задержки и выдоха, иногда - для любого из этих процессов в отдельности. Когда прана-вайю направляется в акаша-таттву, дыхание ослабляется. Б этот момент его легко остановить. Пранаяма медленно снижает скорость ума. Это пробуждает вайрагью

Если вы способны задержать дыхание внутри на один дюйм, у вас появляется способность предсказывать будущее; если вы способны задержать дыхание на два дюйма, у вас появляется способность читать чужие мысли; если вы способны задержать дыхание на три дюйма - левитация; на четыре дюйма - психометрия, сверхострота слуха и т. д., на пять дюймов - способность невидимо перемещаться; на шесть - кайя-сиддхи; на семь - способность входить в тело другого человека (паракайя-правеиш); на восемь - вечная молодость; на девять - способность заставлять дэват служить себе; на десять дюймов - анима, махима и другие сиддхи, на одиннадцать - единство с Параматманом. Когда благодаря длительной практике йог способен выполнять кумбхаку в течение трех часов без перерыва, он может балансировать на большом пальце руки и обретает все сиддхи. Как огонь уничтожает топливо, так и пранаяма уничтожает грехи Пратьяхара делает ум спокойным. Дхарана делает ум устойчивым. Дхьяна заставляет забыть о теле и мире. Самадхи приносит бесконечное Блаженство, Знание, Покой и Освобождение.

В йогическом самадхи пламя йогагни (огня йоги), расширяясь от пупка до головы, расплавляет амриту в брахмаран-Ььфрре. Йог пьет ее с радостью и в экстазе. На этом нектаре он может существовать много месяцев без воды и пищи.

Тело становится худощавым, сильным и здоровым. Лишний жир уходит. Лицо начинает светиться. Йог становится очень красивым. Его голос становится мягким и мелодичным Внутренние звуки анахата отчетливо слышны. Йог освобождается от всех болезней и утверждается в брахмачарье. Семя становится крепким и устойчивым. Усиливается джатхарагни (желудочный огонь). Йог настолько утверждается в брахма-чаръе, что даже объятия феи неспособны поколебать его. Вик-шепа удаляется, и ум становится однонаправленным. Раджас и тамас уничтожаются. Ум готов к дхаране и дхъяне. Объем выделений уменьшается. Регулярная практика усиливает внутренний духовный свет, приносит счастье и спокойствие ума. Она делает йога урдхваретасом. Перечисленные выше сиддхи достигаются только прилежными йогами и только на высших стадиях практики.

Ум может превзойти обычные состояния и существовать на более высоком плане, чем план рассудка, известном как сверхсознательное состояние концентрации, и даже выходить за пределы концентрации. Он сталкивается с фактами, которые недоступны обычному сознанию. Это достигается правильной тренировкой и манипулированием тонкими силами тела, которые должны вытолкнуть ум на высший план, в высшие сферы. Когда ум достигает этого сверхсознательного состояния, он начинает действовать там и воспринимать высшие факты и высшее знание. Это - конечная цель йоги, которая достигается практикой пранаямы. Контроль над вибрациями праны означает для йога разжигание огня высшего знания, реализацию себя.

1. Рано утром отправьте естественные потребности и займитесь йогическими практиками. Занимайтесь пранаямой в сухой, хорошо проветриваемой комнате. Пранаяма требует глубокой концентрации и внимания, поэтому заниматься следует в одиночестве.

2. Прежде чем начать выполнение упражнений пранаямы, тщательно очистите ноздри. До начала занятий вы можете выпить немного фруктового сока или небольшую чашку молока и даже кофе. Через 10 минут после завершения практики выпейте чашку молока или легко позавтракайте.

3. Летом занимайтесь один раз и только утром. Если вы ощущаете жар в мозгу или голове, перед купанием смажьте голову маслом амла или сливочным маслом. Приготовьте мисри-шербет, растворив леденец в воде. Это охладит ваш организм. Выполните также ситали-пранаяму, тогда жара вам будет не страшна.

4. Избегайте слишком много болтать, есть, спать, общаться с друзьями и напрягаться. «Воистину йога не для того, кто ест слишком много, и не для того, кто излишне сдерживает себя, не для того, кто слишком любит спать или кто слишком любит бодрствовать» («Гита», VI: 16). Каждый раз во время еды употребляйте немного топленого масла с рисом. Это смажет кишки и облегчит движение вайю вниз.

5. Митахарам вина ясту йогарамбхам ту карайет нанарога бхлветтасъя кинчид його на сиддхьяти -

«Без соблюдения умеренности в еде занятия йогой не приносят никакой пользы, а лишь различные заболевания».

«Гхеранда-самхита», V: 16

6. Совершенное воздержание в течение полугода или года без всяких сомнений значительно ускорит ваше духовное развитие и прогресс в йогических практиках. Не общайтесь с женщинами. Не смейтесь и не шутите с ними. Избегайте их общества. Без брахмачаръи и специальной диеты йогические упражнения будут не так эффективны, хотя и полезны для здоровья.

7. Занимайтесь регулярно и систематически, без перерывов.

Прекращайте занятия только во время серьезной болезни. Некоторые люди, выполняя кумбхаку, напрягают лицевые мышцы. Этого следует избегать. Это признак перенапряжения, а перенапрягаться не следует. Эти люди не могут управлять речакой и пуракай.

8. Препятствия в йоге: «Сон в дневное время, бодрствование ночью, избыточные моча и экскременты, плохое или неправильное питание, изнурительные ментальные операции с праной». Столкнувшись с болезнями, йог, который боится их, говорит: причина моих болезней - занятия йогой. Это серьезная ошибка.

9. Вставайте в 4 часа утра. Полчаса медитируйте или делайте джапу. Затем выполните асаны и мудры. После этого 15 минут отдохните. Затем выполните пранаяму. Физические упражнения удобно объединять с асанами. Если у вас достаточно времени, вы можете делать пранаяму по окончании всех упражнений йоги и медитации. Пранаяму можно делать и как только вы встанете с постели, перед медитацией и джапой. После пранаямы в вашем теле появится легкость и вам будет приятно медитировать. Вы должны отвести для занятий определенное время в соответствии с вашими возможностями и распорядком дня.

10. Наилучший эффект достигается в том случае, когда одновременно с асанами и пранаямой выполняется джапа.

11. Лучше начинать джапу и медитацию в 4 часа утра, сразу же после пробуждения. В это время ум достаточно спокоен и свеж, и вы можете хорошо сконцентрироваться.

12. Подавляющее большинство людей теряет драгоценное время ранним утром, сначала в течение получаса справляя свои естественные потребности, затем еще полчаса уделяя чистке зубов. Это плохо. Ученики должны научиться за пять минут опорожнять кишечник и за пять минут чистить зубы. Если вы страдаете от запора, в течение пяти минут после пробуждения выполняйте шалабхасану, бхуджанга-сану и дханурасану. Если вы привыкли отправлять свои естественные потребности позже, вы можете делать это после йогических упражнений.

13. Сначала выполните джапу и помедитируйте. Затем можете выполнить асаны и пранаяму. После этого снова немного помедитируйте.

14. Так как сразу после пробуждения вы обычно ощущаете некоторую сонливость, желательно в течение пяти минут
выполнить пару асан и пранаяму для того, чтобы окончательно проснуться и подготовить себя к медитации. Пранаяма позволит уму сосредоточиться. Наряду с дыханием она регулирует и функционирование всего организма в целом.

15. Общий порядок занятий таков: сначала все асаны, затем мудры, затем пранаяма, а затем дхьяна. Поскольку для медитации подходит раннее утро, вы можете выполнять упражнения в таком порядке: джапа, медитация, асаны, мудры и пранаяма. Это наилучший вариант. Но вы можете заниматься и в таком порядке, который удобен вам. Закончив выполнение асан, отдохните минут пять, прежде чем перейти к пранаяме.

16. Некоторые книги по хатха-йоге запрещают омовения холодной водой рано утром. Возможно, причина этого в том, что можно простудиться, моясь холодной водой в четыре утра, особенно в таких холодных районах, как Кашмир. В жарких районах такое ограничение можно не соблюдать. Я всегда выступаю за холодные омовения перед началом занятий, поскольку они освежают и стимулируют. Они прогоняют сонливость. Они уравновешивают кровообращение и обеспечивают хороший приток крови к головному мозгу.

17. Асаны и пранаяма излечивают все болезни, улучшают здоровье, улучшают пищеварение, тонизируют нервы, выпрямляют сушумна-нади, устраняют раджас и пробуждают кундалини. Практика асан и пранаямы обеспечивает хорошее здоровье и уравновешивает ум. Так как садхана невозможна без хорошего здоровья, а медитация - без равновесия ума, хатха-йога жизненно необходима дхьяна-йо-гам, карма-йогам, бхакти-йогам и даже ведантинам.

18. Поддержание физической формы невозможно без асан или каких-либо физических упражнений. Даже ортодоксальный ведантнн является хатха-йогом, сам того не осознавая. Он каждый день выполняет какой-то вид асан. Он бессознательно занимается и пранаямой, поскольку во время медитации пранаяма приходит сама собой.

19. Если вы ощущаете недомогание, если вы удручены и подавлены, займитесь пранаямой. Вы тут же почувствуете прилив сил, бодрости и энергии. Вы почувствуете подъем, обновление и радость. Попробуйте. Перед тем, как что-то писать: рассказ, статью или диссертацию, сделайте праная-му. Это вдохновит вас, наполнит вас оригинальными и умными мыслями.

20. Будьте постоянны в своих занятиях. Если человек хочет извлечь из занятий асанами и пранаямой максимальную пользу, постоянство занятий чрезвычайно важно. Те, кто занимаются с перерывами, время от времени, не извлекут большой пользы. Часто люди занимаются два месяца с большим энтузиазмом, после чего бросают занятия. Это печальная ошибка. Они хотят, чтобы рядом с ними всегда находился учитель-йог. У них изнеженный, зависимый характер. Они ленивы, апатичны и инертны.

21. Люди не хотят устранять молу (несовершенства) путем самоотречения и викшепы. Они хотят одним прыжком разбудить кундалини и брахмакара-вритти. Но так они лишь поломают себе ноги. Те, кто пытаются разбудить кундалини асанами и пранаямой, должны прежде всего иметь чистые помыслы, речи и деяния. Они должны соблюдать физическую и ментальную брахмачарью. Только
тогда они смогут разумно использовать пробуждение кундалини.

22. Посейте семена духовности в юном возрасте. Не тратьте вирью (семя) понапрасну. Дисциплинируйте свои чувства
и сознание. Делайте садхану. Когда вы постареете, вам трудно будет уверенно делать садхану. Поэтому займитесь ею с юных лет, и очень скоро вы почувствуете, какие преимущества это дает.

23. Каждый должен выбрать себе несколько упражнений из асан, пранаямы и медитации в соответствии со своими
возможностями, темпераментом, удобствами и запросами.

24. Мужчина вполне может соблюдать целибат, несмотря намногие соблазны и искушения. Дисциплинированная жизнь, изучение писаний, сатсанга, джапа, дхьяна, прана-яма, саттвическая и умеренная диета, ежедневное наблюдение за собой, самоанализ и самокоррекция, правильное поведение и практика ямы, ниямы, физический и вербальный тапас - все это вымостит долгую дорогу к достижению этой цели. Люди ведут неправедную, нерегулярную, неумеренную, недисциплинированную жизнь, забывая о вере. Поэтому они страдают и не могут достичь главной цели в жизни. Как слон осыпает песком свою собственную голову, так и эти люди своей глупостью навлекают на себя трудности и несчастья.

25. Не тряситесь и не дергайтесь. Резкие движения тела приводят ум в беспокойство. Не чешитесь. Когда вы выполняете пранаяму, Ьжапу и медитацию, асана должна быть устойчивой и твердой, как камень.

26. Вы должны сами подобрать себе диету и пранаяму в соответствии с вашим здоровьем и конституцией. Только тогда вы сможете безопасно и уверенно начать садхану. Сначала внимательно ознакомьтесь с указаниями по выполнению различных упражнений, приведенными в этой книге. Вы должны ясно представлять себе технику. Если у вас есть какие-то сомнения, попросите более опытного йога показать вам то или иное упражнение. Это наиболее безопасный метод. Иначе вы просто выберете первое попавшееся упражнение и будете делать его неправильно.

27. Во всех упражнениях я советую вам использовать в качестве единицы времени мантр}" ОМ. Вы также можете отсчитывать время, повторяя мантру вашего гуру, имена Рамы или Шивы, гаятри-мантру, просто числа или любым другим способом по вашему усмотрению. Для пранаямы лучше всего подходит гаятри-мантра и ОМ. На начальном этапе вы должны использовать временную формулу для пураки, кумбхаки и речаки. Эта формула и правильное соотношение приходят сами собой, когда выделаете пураку, кумбхаку и речаку максимально долго без напряжения. Когда у вас появится опыт, необходимость в счете или формулах отпадет. Вы естественным образом будете поддерживать нормальное соотношение.

28. В течение нескольких дней в начале практики вы должны считать и контролировать свой прогресс. В дальнейшем не следует отвлекать ум счетом. Легкие сами подскажут вам предел.

29. Не выполняйте пранаямуцо полного изнеможения. Во время занятий вы должны испытывать радость и духовный подъем, а после них - свежесть и воодушевление. Не ставьте себе слишком много ограничений (ниям).

30. Не принимайте ванну сразу же после пранаямы. Отдохните полчаса. Если вы вспотели во время практики, не вытирайтесь полотенцем. Вытрите пот рукой. Вспотев, старайтесь не попадать на сквозняки.

31. Всегда вдыхайте и выдыхайте очень медленно. Не издавайте никаких звуков. В таких пранаямах, как бхастрика и капа-лабхати, можете издавать тихий или максимально низкий звук.

32. Не ждите, что выполнение пранаямы в течение одного-двух дней по 2-3 минуты в день даст какие-то результаты. На начальном этапе вам следует заниматься ежедневно по 15 минут в день. Не следует каждый день перепрыгивать с одного упражнения на другое. Вы должны выбрать конкретное упражнение, которое вы будете делать ежедневно, добиваясь совершенства в его исполнении. Конечно, можно время от времени добавлять к нему и другие упражнения. Ежедневно вы должны выполнять бхастрику, капа-лабхати и «легкую удобную пранаяму», а ситали, ситкари и др. выполняйте лишь время от времени.

33. Пурака по-другому называется ниссвасой, ъречака -уччхва-сой. Ментальный процесс в кевала-кумбхаке называется шунъякой, форма управления дыханием. Упорная систематическая практика и постепенное увеличение протяженности кумбхаки называется абхъяса-йогой. Глотание воздуха и замена им пищи называется вайю-бхакшаной.

Если прана имеет форму вдоха и выдоха, в силу ее естественного свойства двигаться внутрь и наружу, эта пранаяма называется пракритой. Если прана сдерживается тройственным способом - выбрасыванием, принятием и остановкой дыхания в соответствии с правилами, описанными в шастрах, эта пранаяма называетсявайкритой, или искусственной. У тех великих, кто поднялся над этими двумя типами сдерживания дыхания, непосредственная (без вдоха и выдоха) внезапная остановка жизненных токов называется кевала-кумбхакой. Пракрита-пранаяма относится к мантра-йоге. Вайкрита относится к лайя-йоге.

35. Кумбхака (остановка дыхания) - это когда нет ни вдоха, ни выдоха, а тело неподвижно. Тогда он не видит форм, словно слепой, не слышит звуков, словно глухой, а телом подобен дереву. Таковы признаки того, кто достиг спокойствия.

36. Патанджали не делает особенного акцента на практике различных видов пранаямы. Он замечает: «Выдыхайте медленно, затем вдыхайте и задерживайте дыхание. Вы успокоите ум и сделаете его устойчивым». Это хатха-йоги развили пранаяму в целую науку и классифицировали упражнения.

37. Расстелите тигровую или оленью шкуру поверх сложенного вчетверо одеяла. Сверху расстелите белую ткань. Затем сядьте лицом к северу для занятий пранаямой.

38. Некоторые соблюдают такой порядок: выдох, вдох и задержка, другие такой: вдох, задержка и выдох. Последний более привычен. В «Яджнявалкъе» мы находим упоминания о многих формах управления дыханием в таком порядке: пурака, кумбхака и речака, в то время как в «Нарадийе» они присутствуют в таком порядке: речака, пурака и кумбхака. Вы можете выбрать любую из них по своему усмотрению.

39. Йог должен всегда избегать страха, злости, лени, излишнего количества сна и слишком долгого бодрствования, слишком обильной или излишне скудной еды. Если строго и ежедневно соблюдать это правило, через три месяца на вас прольется свет духовной мудрости, через четыре вы увидите дэвов, через пять месяцев вы утвердитесь в непосредственном осознании Брахмана, а через шесть месяцев вы по своей воле сможете достигать кайвальи. Это несомненно.

40. Неофит должен в течение нескольких дней выполнять только пураку и речаку, без кумбхаки. Выполняйте речаку медленно. Соотношение пураки и речаки - 1:2.

41. Пранаямуъ ее простой подготовительной форме могут выполнять все без исключения в любой позе, сидя или во время ходьбы; в любом случае польза от нее проявится. Если выполнять ее в соответствии с правилами, результаты не замедлят проявиться.

42. Постепенно увеличивайте длительность кумбхаки. В первую неделю задерживайте дыхание на 4 секунды, во вторую - на 8, в третью -на 12 и т. д. Пока не достигнете максимума. pSl В занятиях нужно руководствоваться здравым смыслом. Если какое-то упражнение вам не подходит, замените его, посоветовавшись с гуру или по собственному разумению. Это здравый смысл. Там где есть здравый смысл, будет удовольствие, совершенство и спасение. в. 44. Вы должны так точно определить длительность пураки, кумбхаки и речаки, чтобы не испытывать ни малейшего ощущения удушья или дискомфорта на любой стадии пранаямы. У вас никогда не должна возникать потребность перевести дыхание между двумя кругами пранаямы. Длительность пураки, кумбхаки и речаки должна быть правильно определена. Уделите этому особое внимание, и тогда все будет идти легко и успешно.

45. Вы не должны растягивать выдох. Если вы увеличиваете время речаки, следующий вдох будет поспешным и ритм
дыхания нарушится. Вы должны так отрегулировать длительности пураки, кумбкаки и речаки, чтобы не ощущать никаких неудобств во время пранаямы. Я не устану это повторять. Путь к совершенству лежит через опыт и практику. Будьте терпеливы и настойчивы. Другой важный момент заключается в том, что вы должны хорошо контролировать легкие в конце кумбхаки, чтобы выполнить реча-
ку плавно и в правильной пропорции к пураке.

46. При суръябхеде и уджджайи выделяется тепло. Ситкари и ситали охлаждают. Сурьябхеда уничтожает избыток газов, уджджайи - слизи, ситали - желчи, а бхастрика - все три нарушения.

47. Суръябхедой и уджджайи следует заниматься зимой. Ситкари и ситали нужно делать летом. Бхастрику можно делать в любое время года. Те, кому жарко даже зимой, могут делать ситали и ситкари зимой.

48. Главная цель жизни -познание, Реализация Высшего «Я».

Она достигается подчинением тела и чувств, служением хорошему гуру, изучением ведантической доктрины и постоянной медитацией на ней.

«Нираламбха-упанишада»

Если вы искренни в своем поиске и хотите быстро добиться результата, систематически выполняйте асаны, пранаяму, джапу, медитацию, свадхьяю it т. д. Вы должны тщательно соблюдать брахмачарью. Эффективными средствами управления сознанием являются получение духовных знаний, общение с мудрецами, полное оставление васан и контроль над праной.

«Муктика-упанишада» 49. Я вновь говорю вам, что асана, пранаяма, джапа, дхьяна, брахмачаръЯу сатсанга, уединение, мауна, нишкама-карма абсолютно необходимы для духовного развития. Невоз-можно достичь совершенства в раджа-йоге без хатха-йоги. В конце кумбхаки вы должны отключать ум от всех объектов. Постепенная практика утвердит вас в раджа-йоге.

50. Некоторые ученики, изучающие ведантическую литературу, считают себя джнянинами и игнорируют асаны, прана-
яму и т. д. Однако им также нужно выполнять эти упражнения до тех пор, пока они не достигнут совершенства в
предварительных этапах джняна-йоги.

51. Не следует колебаться. Не ждите, пока найдется гуру, который сядет рядом с вами и будет наблюдать вас изо дня в день в течение длительного времени. Если вы искренни, занимаясь постоянно и систематично, следуете правилам и указаниям, изложенным в этой книге, с вами не случится ничего плохого. Вначале могут быть небольшие ошибки, но это не страшно. Не тревожьтесь напрасно. Не бросайте занятия. Вы сами научитесь приспосабливаться. Здравый смысл, инстинкт и ясный внутренний голос вашей души подскажут вам, что делать, и укажут дорогу. Рано или поздно все у вас получится. Начните заниматься прямо с этой секунды, и станете настоящим йогом.

.

mob_info