Плавание для детей: польза, правила, упражнения. Кто быстрее соберётся

Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.

Командные игры - участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.

Некомандные - участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.

Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.

Бессюжетные - основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. д.

По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:

  • Для ознакомления со свойствами воды.
  • Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
  • Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
  • Для развития физических качеств. 5. Для эмоционального воздействия.

Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде

  1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
  2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
  3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
  4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
  5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
  6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
  8. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
  9. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
  10. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
  11. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются:

  • задачами каждого конкретного урока;
  • возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем занятий плаванием;
  • условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).

Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно проводиться на суше.

Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми - непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Но повторяю: это одно и то же движение или, например, элемент техники.

Очень важный момент в подготовке и проведении игр - назначение капитанов команд. Здесь не всегда оправданно волевое решение педагога. Хотя, с другой стороны, если спросить детей: «Кто будет капитаном?», - почти все они закричат: «Я!». Оправдывает себя, судя по опыту работы с дошкольниками, конкурс «на капитана», участники которого должны проявить смелость, ловкость, сообразительность, быстроту мышления, организаторские способности. Выбранных капитанов нужно ознакомить с их обязанностями.

Продолжительность каждой игры определяется: типом урока, задачами урока в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности занимающихся; условиями проведения игры.

Задача - освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.

Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное - в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.

«Мостик»

Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.

Описание игры. Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх - «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3-4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.

Методические указания. Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.

«Оттолкнись пятками»

Задача - освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Описание игры. Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, - «Кто выше?».

Методические указания. До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног-«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.

«Кузнечики»

Задача

Описание игры. Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.

Методические указания. Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.

«Рыбаки и рыбки»

Задача - развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой.

Описание игры. Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной.

Методические указания. Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.

«Пятнашки»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду с головой.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-этибо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.

Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.

«Мяч в воздухе»

.

Задача - развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды - проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.

«Спрячься в воду»

.

Задача - совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.

Описание игры . Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется- от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры - выполнять погружения с выдохом в воду.

«Циркачи»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. Играющие выполняют наклон вперед, ставят руки на дно, стараясь сделать стойку на руках, - «как в цирке». Игру можно усложнить, выполняя заныривания в плавающий круг и далее стойку на руках (глубина - на уровне пояса).

Методические указания. В том случае, если игра командная, победитель определяется по количеству правильно выполненных стоек на руках в установленное время. В других случаях предпочтение отдается тому участнику, который дольше простоит на руках (при условии, что глубина для всех одинаковая).

«Хоровод»,

Задача - совершенствование погружений и освоение выхода в воду.

Описание игры. Взявшись за руки, играющие образуют круг. По сигналу начинается движение по кругу в указанном направлении, сопровождаемое речитативом: «Хоровод все идет, все идет, все идет, да и скоро он придет, он придет, он придет!» Закончив речитатив, дети останавливаются, отпускают руки и приседают, погружаясь в воду с головой и выполняя при этом активный выдох; затем поднимаются, снова берутся за руки и возобновляют движение по кругу.

Методические указания. После каждого речитатива меняется направление движения. До остановки «хоровода» нельзя «разрывать» круг, отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад.

«Плыви, игрушка!»

Задача - обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Методические указания. Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно - в зависимости от ее формы.

«Гудок»

Задача

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», - «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).

Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.

«Сядь на дно»

Задача - обучение погружениям и выдоху в воду.

Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально - важно, чтобы положение «Сижу на дне» было хотя бы обозначено.

Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.

«Насос»

.

Задача - обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.

Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.

«Акробаты»

Задача - освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Дети выполняют кувырки - сальто вперед или назад в группировке - «комок». Побеждает тот, кто выполнит большее число кувырков согласно заданию в установленное время.

Методические указания. Глубина воды должна быть выше уровня пояса. Положение группировки предварительно изучается на суше и на мелководье. Выполнять кувырки можно только от стенки бассейна.

«Буксир»

Задача - освоение безопорного горизонтального положения.

Описание игры. Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед - «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».

Методические указания. «Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.

«Звездочка»

Задача - изучение и совершенствование безопорного горизонтального положения, изучение движений руками и ногами.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно, но не мешая друг другу, и по сигналу принимают безопорное горизонтальное положение на груди, руки и ноги разведены. По повторному сигналу (свисток, барабанная дробь и пр.) выполняют сведения и разведения рук и ног (прекращение движения произвольное). Движения можно выполнять одновременно руками и ногами, а также попеременно. Эта игра вариативна.

  • Вариант 1. Во время движений ногами стопы находятся в положении «на себя» и в сторону - «Клюшка».
  • Вариант 2. «Звездочка на спине». Перевороты из положения на груди в положение на спине и обратно с фиксацией положения на спине; то же можно выполнять многократно, соединив руки и ноги и вытянувшись.

Методические указания . При выполнении движений руками удерживать ладони в наклонном положении (см. рис. 8) и менять положение стоп: при разведении - стопы «на себя», при сведении - захлестывающее движение.

«Утки-нырки»

Задача - освоение безопорного положения в воде.

Описание игры. Дети произвольно располагаются в бассейне и по сигналу стараются «ухватиться за дно», приподняв при этом ноги, - показать «хвостик», как это делает утка, ныряя за кормом. Побеждает тот, кто в установленное время покажет «хвостик» большее количество раз.

«Ныряльщики»

Задача - изучение безопорного положения, развитие ориентировки.

Описание игры. Может иметь несколько вариантов. Например, играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждый играющий одной команды удерживает в руке обруч (рис. 66), а игроки другой команды стараются как можно быстрее (друг за другом) нырнуть в каждый обруч. Время окончания игры определяется по секундомеру. Можно разделить детей на четыре команды, когда каждый играющий удерживает обруч согласно условиям игры. Побеждает команда первой достигшая финиша. Для выявления абсолютного победителя на очередном этапе соревнуются команды -победительницы первого этапа.

Методические указания.

Целесообразно усложнять игру, например уменьшать диаметр обруча, изменять его положение, применять различные расстановки играющих и т. д.; дети должны заранее знать обо всех изменениях и усложнениях. При комплектовании команд нужно учитывать степень освоения изучаемого материала.

«Поднырни»

Задача - освоение безопорного положения и развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого плавает надутый резиновый круг. Нужно поднырнуть под него так, чтобы он оказался на голове (рис. 67). Побеждает тот, кто сделает это с первой попытки.

Методические указания. Расстояние до круга постепенно увеличивается, что регламентируется подготовленностью детей и размерами бассейна. Если среди играющих окажутся такие, которые подныривают под круг с первой попытки, то можно сразу увеличивать расстояние или проводить игру с такими детьми отдельно.

«Водолазы»

Задача - освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. В первом случае играющие делятся на две команды с равным числом участников. Предварительно на дне разбрасывают разноцветные камешки или другие мелкие, но хорошо заметные предметы. По сигналу дети ныряют и достают эти предметы со дна. Побеждает та команда, участники которой в установленное время достали больше камешков. Игру можно усложнить, разбрасывая на дне пластмассовые тарелочки, буквы, цифры, плоские предметы, которые труднее ухватить.

Методические указания. Во время ныря¬ний нельзя мешать друг другу, отнимать предметы, при¬талкивать друг друга. Педагогу следует внимательно следить за действиями играющих. Очень интересен вари¬ант индивидуальной игры. В этом случае играющие дети располагаются спиной к воде и по команде каждый дол¬жен найти «свою» игрушку. Следует учитывать подготов¬ленность детей: во-первых, каждый должен заранее знать «свою» игрушку, во-вторых, более подготовленные дети достают со дна плоские предметы, менее подготовлен¬ные - кубики, камешки и т. п.

«Торпеды»

Задача - освоение и совершенствование скольжений.

Описание игры. По сигналу играющие прини¬мают исходное положение и выполняют скольжение на груди (несколько человек одновременно). Побеждает тот, кто дальше всех проскользит, как «торпеда». В зависи¬мости от условий игра может быть командной и неко¬мандной.

Методические указания. Определять побе¬дителя могут сами дети, отмечая расстояние, которое проскользят их товарищи. По мере изучения скольжений можно выполнять один гребок одновременно обеими ру¬ками и далее скользить до полной остановки (или до от¬метки), прижав руки к туловищу. Можно учитывать так¬же прямолинейность скольжения. Во время скольжения нельзя мешать друг другу, переворачиваться на спину или на бок, выполнять движения, не оговоренные усло¬виями игры.

«Винт»

Задача - освоение и совершенствование без¬опорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Во время скольжения выпол¬нять повороты на бок, переворот на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные перевороты. Побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит дальше всех.

Методические указания. Победителя опре¬деляет педагог. Во время переворотов руки и ноги не разводить.

«Стрелы»

Задача - освоение исходного положения пловца.

Описание игры. Дети принимают положение «Звездочка» на груди и на спине и произвольно выполня¬ют сведения и разведения рук и ног-как одновременно, так и попеременно, фиксируя прямое положение.

Методические указания. При фиксирован¬ном положении руки вытянуты и соединены, ноги вы¬прямлены, носки оттянуты {«Плавник»), лицо опущено в воду. Время выполнения произвольное. В положении на спине смотреть вверх, не запрокидывая и не наклоняя голову.

«Азбука», «Счет»

Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Методические указания. Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и числа вначале должны быть несложными - «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы до¬стать их со дна, нужно обязательно уметь нырять, - это непременное условие игры. По мере освоения этого мате¬риала время составления слова или числа ограничивает¬ся, что приучает ребят быстро читать и считать.

«Ходьба на пятках»

Задача - изучение положения стопы в брассе, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Игру можно проводить в самых различных построениях и в соревновательной форме: ходьба -в шеренгах навстречу друг другу - «Кто быст¬рее?», по диагонали, по кругу и т. д. с различными поло¬жениями рук (но только на пятках), стопы в стороны «кочергой», «клюшкой», пальцы ног - «растопыркой».

Методические указания. Предварительно игру следует провести на суше, чтобы детям были ясны ее условия: для этого вначале ходьбу можно выполнять в положении полуприседа (колени в стороны), положение рук произвольное или регламентированное. При проведе¬нии игры в форме соревнования необходимо учитывать направление движения (нарушителю - штрафное очко), скорость движения, сохранение заданного положения рук и т. д.

«Крокодилы на охоте»

Задача - освоение горизон¬тального положения, движений ногами, развитие ориен¬тировки в воде.

Описание игры. Может быть командной и неко¬мандной. Из положения упора лежа играющие передви¬гаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».

Методические указания. Глубина воды - не более 40-50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

«Лягушки-квакушки»

Задача - совершенствование безопорного положения, проверка склонностей к симметричной работе ногами.

Описание игры. Дети принимают положение пловца на старте и по команде выполняют скольжение на груди с последующими движениями ногами (можно выполнять и движения руками) - «как лягушки», «как брассисты».

Методические указания. Предварительно нужно показать детям фотографии пловца-брассиста - в этом случае игру целесообразнее назвать «Мы - брассисты»; если же иллюстративный материал отсутствует, следует объяснить, как плавает лягушка, и предложить ребятам воспроизвести ее движения. Игра может иметь несколько вариантов.

«Дельфины»

Задача - освоение безопорного положения и движений ногами дельфином.

Описание игры. По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем как «дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Игра может иметь несколько вариантов.

Методические указания. Если играющий останавливается, не доплыв до установленной отметки, он вновь принимает положение пловца на старте, выпрыгивает и продолжает движение. По мере освоения движений победителем целесообразно объявлять того, кто не сделает ни одной остановки и первым доплывет до финиша.

«Удержись!»

.

Задачи - сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры. В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.

Игра имеет несколько вариантов.

  • Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.
  • Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.
  • Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.
  • Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.
  • Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.

Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).

«Мяч на воде»

Задача - развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры. Играющие делятся на две команды с равным числом участников и становятся в две шеренги напротив друг друга (на расстоянии 1 м). Педагог подбрасывает между шеренгами мяч. Играющие стремятся овладеть мячом и доставить его в заранее условленную зону.

Методические указания. Бросать мяч в зону соперников разрешается не ближе установленной отметки. Отнимать мяч можно произвольно, но не разрешается умышленно притапливать друг друга.

Игры, позволяющие научить детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата плавать.

Небольшая подборка игр, позволит в короткий срок научить детей 4- 7 лет, страдающих нарушениями в опорно-двигательном аппарате, держаться на воде и плавать. Эти игры подойдут, как для детей, умеющих держаться на воде и владеющие некоторыми навыками плавания, так и для детей новичков в плавание. Данный материал полезен инструкторам по физической культуре, работающими с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, родителям, для самостоятельных игр с детьми на воде.

Я плыву

Цель: Учить детей принимать горизонтальное положение тела в воде.

Ход игры: Дети в колонне по одному шагом передвигаются вдоль бортика бассейна. По сигналу стараются оторвать ноги от пола бассейна и изобразить плавание на груди. По следующему сигналу возвращаются в первоначальное положение и продолжают передвижение по бассейну с поддержкой за поручень.

Объясняя игру, инструктор обязательно показывает, каким способом, следует достигать горизонтального положения тела на воде. Но если ребенок не желает выполнять или боится выполнять, нельзя его заставлять силой. Так же не стоит запрещать ребенку лечь на воду своим способом, дабы не сковывать воображение детей. Если ребенок желает лечь на воду своим способом, необходимо дать ему эту возможность, а потом попросить лечь на воду тем способом, который предложил педагог.

Буксир

Цель: Учить лежать на воде.

Ход игры: Дети распределяются по парам. Один ребенок ложится на воду, на грудь. Второй ребенок, держа его за руки, везет напарника по воде. Затем дети меняются ролями. Ведущий ребенок передвигается по воде в среднем темпе спиной назад. Можно использовать для этой игры палку или нудолс для поддержки.

Усложнение: ребенок, который должен лечь на воду, ложится на спину. Так же один ребенок может вести нескольких детей, или же наоборот, двое детей могут вести одного ребенка. Если дети имеют небольшой навык лежания на воде, прикрепиться они могут паровозиком (один за ноги другого).

Звездочка

Цель: Формирование умения держаться на воде в горизонтальном положении.

Ход игры:

Ребенок делает глубокий вдох, и, задержав дыхание, ложится на воду, на грудь или спину, при этом он раздвигает руки и ноги в разные стороны, изображая звезду. Голову поднимать с поверхности воды нельзя. Время пребывания на поверхности воды ограничивается временем, так как ребенок задерживает дыхание.

Усложнение: Можно устроить соревнование на продолжительность выполнения упражнения.

Поплавок

Цель: Учить детей всплывать на поверхности воды.

Ход игры: Дети делают глубокий вдох и с головой погружаются в воду, захватив при этом ноги за колени. Ноги необходимо отрывать от пола, только так можно всплыть.

Усложнение: Педагог считает длительность выполнения упражнения.

Зеркало

Цель: Упражнять в различных способах плавания.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, ходят по кругу и произносят следующие слова:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Эй, ребята, не зевай

За (имя ребенка) повторяй.

Названный ребенок показывает любое упражнение. Дети должны его повторить. Ведущим становится тот, кто сделал это упражнение лучше всех. Нельзя мешать друг другу.

Кто быстрее соберётся

Цель: Упражнять детей свободно держаться на воде.

Ход игры: Дети делятся на несколько команд. Каждая группа выстраивается вдоль бортика бассейна и по сигналу все дети начинают выполнять любые упражнения на воде, вплоть до плавания. Педагог подает следующий сигнал, после которого каждая группа должна собраться на своем месте.

Усложнение: Место сбора групп детей отмечаются знаками, расположенными на бортиках бассейна (к примеру, фишки), в ходе игры фишки меняются местами.

Тоннель

Цель: Учить детей погружаться в воду с головой, делать выдох в воду, открывать глаза в воде.

Ход игры: Дети, стоя в колонне по одному изображают поезд. В воде из обручей сделан тоннель. Чтобы через него проехать малыши должны поочередно погрузиться воду.

Усложнение: Дети могут держаться друг за друга, и при погружении открывать глаза в воде.

Мы лягушки-попрыгушки

Цель: Учить детей не бояться брызг в воде.

Ход игры: Дети опускаются в воду до тех пор, пока вода не коснется подбородка. По бассейну они стараются прыгнуть как лягушки, при этом квакая. Если ребенку трудно выполнять данное игровое упражнение из-за проблем в опорно-двигательном аппарате, игру упрощаем. Дети могут не прыгать, а только имитироваться прыжок (выполнять пружинку в воде).

Пятнашки

Цель: Научить ребенка легко передвигаться по воде.

Ход игры: Дети выбирают ловишку. Ловишка передвигается по воде и салит детей. Осаленный разводит руки в стороны и произносит слова: «Чай, чай выручай». Дети, касаясь осаленного ребенка тем самым освобождают своего товарища. Продолжительность игры может определяться временем. Следующий ловишка может быть выбран при помощи считалки.

Игра с надувным шариком

Цель: Научить детей делать глубокий вход и продолжительный выдох.

Ход игры: Дети сидя на стульчиках. Пытаются сдуть с руки небольшой воздушный шарик.

Усложнение: Для игры могут быть использованы мыльные пузыри, ватные шарики и т.д. Можно устроить соревнование «Кто дальше сдует шарик»

МОУ «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №1»

Формирование у детей навыков плавания через применение игрового

п. Красная Яруга, 2013 год

1.Информация об опыте. -2.Технология опыта. -3.Результативность опыта. -4.Библиографический список. -5. Приложения к опыту. -

Информация об опыте:

Условия возникновения опыта:

С 2001 года работаю преподавателем плавания в Краснояружской СОШ №1, где обучаю плаванию детей с 1 по 11 классы . Столкнулся со сложностью в обучении детей плаванию, особенно спортивными способами, таких как: кроль на груди, спине, брасс, баттерфляй. И тогда решил использовать игровой метод в обучении детей плавать разными видами плавания.

Актуальность темы

Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Занятия плаванием, как правило, групповые, что способствует формированию чувства товарищества, дружбы, коллективизма .

Плавание оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Плавание в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Вода и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, уменьшают чрезмерное возбуждение. Плавание благотворно влияет на сердечнососудистую систему. В настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной деятельности. Занятия плаванием - лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа мышц, участвующих в акте дыхания, которым приходится преодолевать давление воды на поверхность грудной клетки. Выдох, который обычно происходит в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» приводит к укреплению и развитию мышц, участвующих в акте дыхания, увеличению подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). При регулярных занятиях плаванием нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Во время плавания происходят

значительные изменения в крови. Даже обычное пребывание в воде температуры +20 С° в течение одной минуты вызывает увеличение количества эритроцитов на 20-25% и повышает содержание гемоглобина в крови.

Систематические движения в горизонтальном положении являются прекрасным корригирующим средством, устраняющим различные нарушения в осанке - сутулость, искривления позвоночного столба в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), туго подвижность суставов. Наибольший эффект при дефектах осанки дает плавание брассом, несколько меньший - кролем на груди и на спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы.

Плавание применяется также при лечении последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций, рекомендуется даже людям с хроническим повреждением двигательного аппарата. Занятия плаванием приводят к уменьшению лишних жировых отложений, а у худых стимулируют увеличение подкожной основы, что вместе с увеличением силы и объема мышц также способствует улучшению осанки.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации учебного процесса, направленная на развитие у детей с разной физической подготовленностью двигательных навыков в воде, умении плавать, используя игровой метод.

Диапазон опыта

Работа по теме опыта была начата в 2003 и проводилась в течении 10 лет на базе бассейна МОУ «Краснояружская СОШ №1».

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств (для техники плавания). Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению учащихся в процесс обучения плаванию.

Теоретическая база опыта

Навыки, сложившиеся на основе применения широкого круга упражнений и игр, оказываются значительно более пластичными, легче переносятся в новые измененные обстоятельства, чем те, которые формировались при суженой, ограниченной выборке средств и условий задач. В настоящее время известно, что в обучении плаванию детей наиболее продолжительной и трудоемкой работой является формирование двигательного навыка спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Это связано, прежде всего, с некоторыми особенностями любого циклического вида спорта: необходимостью выполнения однообразных движений, неоднократно повторяемых в течение всего занятия. Причем в плавании эти движения выполняются в специфических условиях водной среды, т. е. в относительно большой изоляции от преподавателя, обучаемого коллектива, поэтому на этой стадии у детей часто снижается интерес к разучиваемому упражнению. Упражнения перестают привлекать новизной, а кропотливая работа, направленная на изучение техники, не всегда достаточно привлекательна для занимающихся.

Неоднократное повторение отдельных технических элементов в игровых условиях содействует скорейшему развитию у занимающихся способностей наиболее целесообразно выполнять изучаемые движения в изменяющихся условиях. Включая изученные элементы техники плавания в игровые ситуации, «мы способствуем развитию процессов стабилизации, обеспечивающих сопротивляемость сбивающим фактором» (ИА Бернштейн, 1946). отмечал, что самое существенное в обучении - выработка навыка: «Это не заучивание постоянной формулы двигательных импульсов». Должен формироваться не постоянный способ решения задач, а процесс решения двигательной задачи меняющимися способами. Таким образом, игры применяю для закрепления навыков скольжения (приложение № 1-5), отдельных плавательных движений (приложение № 6-8), а также техники плавания в целом.

Условия, которые выполняют в игре, заученные ранее действия, - разнообразны. Участвуя в игре, занимающийся приобретает способность совершенно точно выполнять требуемое упражнение даже при наличии отвлекающих (внутренних или внешних) раздражителей. Динамический стереотип, лежащий в основе навыка, становится более прочным и сложным. Более того, в игровой ситуации вырабатывается гибкость навыка, создаются предпосылки для появления его в новых динамических условиях. Разученные упражнения выполняются в ускоренном темпе из разных исходных положений.

Игры на воде часто использую и для активного отдыха (приложение № 9-10). Как показывают исследования ученых, «положительный феномен Сеченова» наблюдается не всегда, а лишь при определенных условиях. Переключение на другой вид деятельности вызывает интерес и не утомляет.

Технология опыта

Игры на занятиях по плаванию применяю строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Успешно решить задачу при обучении плаванию игровым методом помогают мне методические указания:

1. Участники игры должны понимать содержание и задачи.

2. Преподаватель обязан:

Правильно определить место выбранной игры среди других упражнений;

Учитывать длительность игры;

Использовать игры, распределенные по степени трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся;

Распределять играющих на команды, равные по силам;

Соблюдать объективное и беспристрастное судейство;

Обеспечить оптимальные нагрузки, интенсивность нагрузки следует чередовать с отдыхом;

Четко и кратко объяснять правила игры;

Отмечать и оценивать успехи участников игры;

Проводить анализ игровой деятельности;

Привлекать занимающихся к анализу своих действий;

Поручать организацию уже знакомых игр самим занимающимся;

При определении результатов игры надо учитывать не только конечный результат, но и качество выполнения двигательного действия.

3. Между играми и другими упражнениями, включенным в урок, должна быть тесная организационно-методическая взаимосвязь.

4. Необходимо включать в игры только те элементы техники плавания или упражнения, которые достаточно хорошо освоены занимающимися.

5. Нецелесообразно совмещать на одном и том же занятии изучение новых упражнений с разучиванием новой игры. Использование игры в целях содействия обучению плавания должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств.

Игры и развлечения на воде провожу в конце основной и в заключительной частях занятия, их продолжительность - 5-20 минут, а иногда и больше. Рекомендую завершать игры веселыми награждениями.

Подготовка к проведению, организация участников и объяснение игры

Самая важная роль в организации игры принадлежит руководителю. Я обязан до малейших деталей продумать весь ход игры, особенно в тех случаях, когда игра проводится впервые и трудно предвидеть все ситуации, возникающие в ее ходе. Необходимо подготовить место проведения, инвентарь. От того, насколько быстро и четко будут организованы играющие, во многом зависят успех проведения и конечный результат игры. В начале игры выбираю водящего или разделяю участников на команды.

Водящего может назначить или выбрать члены команды (с помощью

«считалки», по жребию).

Если участников нужно разделить на команды, то пользуюсь такими

способами:

Расчет в строю. Игроки рассчитываются по 2, по 3, в зависимости от числа команд;

Капитаны по очереди выбирают себе игроков, вызывая их из строя. Формируя команды, стремлюсь к тому, чтобы состав каждой из них был примерно равен по силам. Капитанов команд обычно выбирают участники. Объяснение игры провожу в исходном игровом построении. Этому правилу изменять нельзя. Чтобы у играющих не возникло лишних вопросов, объяснение сопровождаю показом. Если вода в бассейне прохладная, рассказываю об условиях проведения игры на суше. Объясняю игру предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях, если играющие находятся в воде.

Чаще всего придерживаюсь следующего плана изложения:

Название игры;

Роль играющих и их расположение;

Ход игры

Цель игры;

Правила игры.

Начиная игру необходимо разумно ее дозировать, своевременно закончить. В зависимости от подготовки играющих я упрощаю или усложняю отдельные правила. Особенно нужно следить за правилами выполнения технического приема, для изучения или закрепления которого применяется игра. В игре нельзя допускать пререканий, грубостей. Даю сигнал к окончанию тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры предупреждаю словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий». Необходимо предоставлять играющим максимум инициативы, оставаясь объективным и беспристрастным судьей. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. Во время игры даю оценку действиям отдельных игроков, указываю на нарушения правил и ошибки, которые были допущены, отмечаю лучших игроков. К оценке игры привлекаю и участников. Объективный анализ приучает к правильной самооценке, критическому мышлению, повышает сознательную дисциплину, способствует развитию инициативы, укрепляет товарищеские отношения в команде, усиливает интерес к дальнейшим занятиям плаванием и в итоге способствует лучшему усвоению и закреплению материала.

Правила проведения игры

При проведении игры соблюдаю следующие правила:

Объясняя игру, четко рассказываю ее содержание и правила, выбираю водящего и делю игроков на группы, равные по силам;

В каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;

Если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;

Во время игры тщательно слежу за выполнением правил, строго наказываю за все нежелательные проявления: грубость, нетоварищеское поведение, нарушение правил игры;

После окончания игры обязательно объявляю результаты, называю победителей и проигравших, особо поощряю взаимную помощь и действия в интересах коллектива;

Каждую игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся, и они не очень устали.

Успешному проведению игр в воде помогает непосредственное участие педагога. Это позволяет быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если я не участвую в игре, то я должен выбрать для себя такое место, чтобы хорошо видеть, как идет игра.

Игры на воде провожу как с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. По мере повышения спортивной подготовленности занимающихся игры делаю более сложными.

Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, условий для проведения игры, глубины и температуры воды, количества занимающихся в группе, их возраста, уровня подготовленности.

Результативность опыта:

Результативность опыта проявляется в том, что в целом качество знаний учащихся по предмету высокое.

Результаты успеваемости учащихся

Предмет

Качество знаний

Успеваемос ть

плавание

плавание

плавание

В течении последних 3-х лет МОУ «Краснояружская СОШ №1» всегда побеждает в первенстве района по плаванию. Учащиеся школы, в составе сборной района, в 2011 году заняли 1 место в области среди допризывной молодежи (2012г.-2 место,2013г.-3 место), где одним из видов является плавание;2011-12 г. - 2 место в области по многоборью(2013г.-3 место), где одним из видов является плавание; в 2012 году 4 человека сдали норматив на 1 юношеский разряд, 2 человека сдали на 2 юношеский разряд.

Эти игры предназначены для обучения технике прыжков в воду и стартов

«Не отставай» Задача игры :

Описание игры : участники садятся на бортик и свешивают ноги в воду. По сигналу ведущего игроки спрыгивают в воду, быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто занимает положение раньше всех.

Методические указания: игры можно проводить с неумеющими плавать, если глубина воды доходит до пояса или груди занимающихся.

«Прыжки в круг» Задачи игры : отработка навыка прыжка в воду.

Описание игры : участники игры поочередно спрыгивают ногами вниз в воду, стараясь попасть в обруч или круг, лежащий на воде. Методические указания: сначала прыжки могут выполняться из положения приседа, затем из положения стоя с шага, с толчком от бортика. Победит тот, кто меньше всех коснется руками круга. Преподавателю необходимо обращать внимание на правильное исходное положение при выполнении прыжков в воду. Перед прыжком игроки должны захватывать пальцами ног передний край тумбочки, бортика, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.

Задачи игры : формирование навыка глубокого погружения под воду с

Описание игры : занимающиеся становятся на бортик бассейна на

расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего выполняют прыжок

ногами вперед - вниз («На старт!», «Марш!»). Выигрывает тот, кто дальше

Методические указания : прыжки выполняются всеми участниками

одновременно (по команде ведущего).

Приложением 5

Игры с выдохами в воду

«У кого больше пузырей

Задача игры : совершенствование навыка выдоха в воду. Описание игры : но команде ведущего игроки погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает участник, у которого при вдохе было больше пузырей, т. е. сделавший продолжительный выдох в воду. Методические указания : необходимо напомнить играющим, что перед погружением в воду обязательно нужно сделать вдох.

«Ваньки - встаньки»

Задачи игры : освоение с водой, совершенствование навыка выдоха в воду. Описание игры : разделившись на пары, участники становятся друг напротив друга, берутся за руки. По первому сигналу находящиеся справа, делая глубокий выдох, приседают под воду. По второму сигналу под воду приседают участники, что находятся слева. Их партнеры выпрыгивают из воды и делают вдох.

«Качели»

Задача игры : совершенствование ритма дыхания. Описание игры: игроки, взявшись за руки, становятся парами спиной друг к другу. Поочередно наклоняясь к воде, они поднимают своих партнеров на спину. Выигрывает та пара, которая больше других несколько раз подряд выполнит вдох-выдох в воду. Методические указания : участники игры должны стать боком к ведущему.

Приложение

Игры с имитацией элементов техники плавания

«Моторная лодка» Задача игры : ознакомление с техникой движений ногами при плавании способом кроль на груди.

Описание игры : команды принимают исходное положение (лежа, руки вверху, одна напротив другой), интервал между игроками- 1 м. По сигналу преподавателя игроки принимают положение прогнувшись, начинают быстро работать ногами вниз-вверх от тазобедренных суставов. Задание выполняется в течение 10-15 секунд. Игроки другой команды считают количество движений, преподаватель суммирует их. Затем меняются местами. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков. Методические указания : положение игроков следующее: голова между руками, ноги в коленях выпрямлены, носки натянуты, ступни повернуты вовнутрь.

«Кто сильней?» Задача игры : ознакомление с техникой движений руками при плавании способом кроль на груди.

Описание игры : нужно организовать три-четыре колонны игроков с интервалом между игроками 1 м; линию финиша обозначить на расстоянии 3-5 м. По сигналу тренера направляющие принимают исходное положение (лежа, руки вверх). По другому сигналу игроки быстро двигаются вперед, работая руками: сгибают правую руку и ставят ее под грудью на пол, затем отталкиваются вперед. Имитация повторяется левой рукой. При движении ноги выпрямлены, носки натянуты. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Методические указания : при движении ноги сгибать запрещается.

«Согласованные движения» Задача игры : ознакомление с техникой движений руками при плавании кролем на груди.

Описание игры ; участники принимают исходное положение (наклонившись, ноги врозь, правая рука впереди, ладонью вниз). По сигналу преподавателя игроки выполняют движения руками способом кроль. Преподаватель оценивает технику выполнения и координацию движений. Методические указания : упражнение можно выполнять лежа на гимнастической скамейке (при задержанном дыхании и в сочетании с дыханием).

«Круговое движение» Задача игры : ознакомление с техникой движений руками при плавании способом кроль на спине.

Описание игры : по сигналу преподавателя участники выполняют круговые движения назад руками, имитируя гребки, как при плавании кролем на спине. Упражнение выполняют 15-20 раз правой, а потом -левой рукой, в конце - поочередно. Преподаватель определяет игроков, у которых лучше подвижность в суставах и которые точнее выполняли движения. Методические указания: упражнения можно выполнять лежа на спине (в таком случае на три коротких шага приходится один гребок).

«Плывем брассом»

Задача игры : ознакомление с техникой плавания способом брасс. Описание игры : принять исходное положение лежа на гимнастической скамейке, руки вверху. На счет «раз» - гребок руками, ладони наружу (вдох). На «два» - сгибание рук в локтевых суставах и подтягивание ног (начало выдоха). На «три» - руки вверх, толчок ногами (выдох). На «четыре» - исходное положение (скольжение). Упражнение выполняется 2-3 раза по 10-15повторений. Методические указания : преподаватель оценивает технику движений.

«Прыжки»

Задача игры : ознакомление с техникой старта с тумбочки. Описание игры : по сигналу преподавателя игроки принимают исходное положение - старт пловца. По команде «Марш!» игроки приседают и, используя мах рук вперед и вверх, сильным толчком ног прыгают вверх, выпрямив вверх руки и туловище. Методические указания : побеждает тот, кто точнее и выше выпрыгнул. Упражнение повторить 8-10 раз.

Приложение

Игры, применяющиеся при обучении различным элементам техники

плавания

«Фонтан»

Задачи игры: обучение и совершенствование техники работы ногами

способом кроль на спине.

Описание игры : играющие входят в воду и берутся на руки, образуя круг.

По сигналу, не отпуская рук, ложатся на спину, вытягивая ноги к центру

круга, и начинают одновременно работать ногами, стараясь поднять как

можно больше брызг.

Методические указания : ноги в коленях не сгибать, движение - от бедра.

«Ромашка»

Задачи игры: обучение и закрепление техники работы ногами

способом кроль на груди и на спине.

Описание игры : игроки берутся за руки, образуя круг. Затем

|рассчитываются на первый-второй. Первые номера занимают

исходное положение: лежа на спине, ноги направлены в центр круга, работают способом кроль. Вторые номера, лежа на груди, держат первых за руки и двигаются по кругу, ногами выполняя способ кроль. Через 30 секунд игроки меняются местами. Победителем

признается тот, кто дольше удержался в горизонтальном положении и лучше

работал ногами.

«Плавающие стрелы» Задачи игры : постановка обтекаемого положения тела, умения тянуться вперед, сохраняя равновесие; обучение технике работы ногами способом кроль на груди.

Описание игры: играющие выстраиваются в одну шеренгу и по сигналу преподавателя выполняют упражнение - скольжение сначала без помощи ног, затем с движениями ногами, как в кроле. Методические указания : скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками; движение ног - от бедра. Упражнение выполняется и лежа на спине.

«Мельница» Задача игры : обучение технике движений руками способом кроль на груди и на спине.

Описание игры : игроки выстраиваются в шеренгу. Затем по сигналу ведущего отталкиваются от бортика бассейна и выполняют скольжение кролем, стараясь быстрее доплыть до определенного места. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние Методические указания : при движении руками ноги прямые, но не напряженные. При плавании на спине дыхание произвольное, на груди - с задержкой.

Приложение

Игры, помогающие освоить элементы прикладного плавания

Игры данной направленности провожу для того, чтобы помочь занимающимся овладеть некоторыми элементами прикладного плавания. Ныряние, погружение под воду, прыжки в воду, транспортировка предметов и партнера - составляющие элементы этих игр

«Утка-нырок» Задача игры : обучение технике ныряния в глубину.

Описание игры : на глубине по пояс наклониться вперед и сделать стойку на кистях.

Методические указания : упражнение выполнено правильно, если обе ноги одновременно подняты над поверхностью воды.

Задачи игры: обучение технике ныряния в глубину и ориентирования

подводой.

Описание игры : участники игры делятся на две команды. Одна команда

на глубине 1,5- 2 м прячет предметы в квадрате площадью 10м2.

Другая как можно быстрее пытается найти и поднять наверх. После

этого команды меняются ролями. Побеждает команда, которая быстрее

справилась с заданием. Методические указания : во время ныряния запрещается отнимать предметы, притапливать соперника, нырять с открытыми глазами.

«Спасатели»

Задача игры : обучение технике спасения с помощью подручных средств. Описание игры : играющие делятся на две команды: «спасателей» и «пострадавших». «Пострадавшие» находятся на расстоянии 15-20 м от берега. По сигналу ведущего «спасатели» берут надувной матрац (бревно, доску) и бегут (плывут) в направлении своего «пострадавшего», затем кладут его на матрац и транспортируют на берег. Выигрывает команда, быстрее оказавшая помощь «пострадавшему». Затем «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.

Методические указания : «спасатели» должны перемещаться либо бегом, либо вплавь (по указанию ведущего).

Приложение Игры и развлечения на воде

«Бой всадников»

Игроки разбиваются на пары, и один из них садится на плечи другому. «Всадники» (сидящие на плечах) стараются стащить в воду друг друга.

«Соревнования на доске»

Игроки ложатся на доски или садятся на резиновые надувные круги и по команде плывут наперегонки любым способом.

«Волейбол в воде» Задачи игры : дальнейшее освоение с водой.

Описание игры: игроки становятся в круг и ударами передают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе. Методические указания : в зависимости от уровня подготовки игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком месте бассейна.

«С донесением вплавь»

Игроки плывут любым способом на определенное расстояние. Они держат в руке сухую шапочку или другой предмет- «донесение».Выигрывает участник, не замочивший «донесение» и приплывший первым.

«Чехарда»

Вариант 1. Занимающиеся, немного наклонившись, выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Последний в колонне перепрыгивает через каждого стоящего впереди.

Вариант 2. Стоящий последним в колонне перепрыгивает через впереди стоящего и ныряет под широко расставленные ноги другого.

«Бой лодок»

Игроки делятся на пары и садятся на досточки (круги, матрацы). По сигналу ведущего стараются столкнуть друг друга в воду. Выигрывают те участники, которые не упали в воду.

Приложение

Игры с погружением в воду

Описание игры: игроки («водолазы ») достают со дна какой-либо яркий предмет. Игра может быть и командной. Играющиеся делятся на две команды с равным количеством участников в каждой. Выигрывает команда, игроки которой собрали все предметы раньше, - чем другая команда. Методические указания : число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре команды.

«Поезд в тоннель» Задачи игры : совершенствование навыков ныряния, открывания

глаз в воде, ориентирования под водой.

Описание игры: участники игры выстраиваются в колонну по

одному и кладут руки на пояс стоящего впереди («поезд»). Двое играющих стоят лицом друг к другу, держась за руки над водой («тоннель»).Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», изображающие «поезд» поочередно подныривают Методические указания: во время ныряния нужно обязательно

открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами

Все мы уверены, что в воде сгорает намного больше калорий, чем на суше, и отправляемся за стройной фигурой в бассейн. Летом его с успехом заменяет ближайшая река или просторное море на курорте. Однако каково же разочарование, когда результатом «заплыва» оказываются... лишние сантиметры на талии!

Работа над ошибками

Неудачливые водоплавающие никак не усвоят простую истину: чтобы похудеть, надо больше двигаться и меньше есть!

Первая ошибка: вы не плаваете активно, а просто плещетесь-бултыхаетесь. Если шевелиться еле-еле, наша жировая прослойка и не подумает плавиться.

Вторая ошибка: сжигать на тренировке уйму калорий, а затем съедать столько же, если не больше... Вы все еще думаете, что так можно похудеть?

Даже просто удерживая себя на плаву, за час мы тратим около 300 ккал. Однако на практике такой метод сжигания жира работает только при купании в глубоких реках и озерах.

В бассейне вы сами не заметите как окажетесь около бортика или дорожки, за которые радостно и уцепитесь. В море вода намного плотнее, так что на ней можно просто лежать безо всяких усилий. В мелком прудике то и дело будете вставать на дно. Поэтому для начала приучите себя все время активно двигаться в воде. Мышечные клетки «умеют» сжигать жир при частоте сердечных сокращений 130–160 ударов в минуту.

Доведя пульс до такой частоты, можно за час сжечь от 600 до 1300 ккал. Точная цифра зависит от выбранного стиля плавания, скорости и... вашего веса! Чем больше у вас мышц, тем больше энергии вы израсходуете.

Плаваем стильно

Если в реке и море все равны, то посетители бассейнов часто делятся на фракции по половому признаку: мужчины обычно предпочитают , а женщины – аквааэробику . Плавание – более силовой вид спорта, и чтобы качественно освоить различные стили, придется серьезно заниматься с тренером, который уж точно не даст расслабиться. Аэробика веселее, проводится под музыку с самым разным оборудованием – от гантелей и надувных палок до велосипедов и боксерских перчаток. И в группе всегда есть возможность схалтурить. Кроме того, для таких занятий вообще не обязательно уметь плавать!

Но для наших похудательных целей придется не просто плавать, а еще и обязательно чередовать стили и интенсивность – именно это необходимо, чтобы держать мышцы в жиросжигающем режиме. Самый интенсивный стиль – баттерфляй (дельфин), он же самый сложный и тяжелый. Если подготовка позволяет, плавайте им 5–6 минут и переходите на любой другой стиль, чтобы пульс опустился до 130–140 ударов. Кроль – оптимальный по энергозатратам и технике движения стиль. Стараемся плавать им 20–30 минут за тренировку. Если тяжело – чередуйте стили: 5 минут – кролем, 5 минут – брассом или на спине и опять сначала. Брассом вполне можно потрудиться с полной отдачей, но для этого надо научиться правильно работать руками и ногами. Это технически сложный стиль, и без тренера его не освоить.

Чтобы похудеть, нельзя просто плыть по течению (в прямом и переносном смысле), а нужно продумать собственный жиросжигающий план купания.

Разборки с градусами

Еще одна ошибка худеющих – не учитывать температуру воды. Вода всегда холоднее, чем наше тело, и плотнее, чем воздух. Поэтому в воде мы остываем примерно в 20 раз быстрее, чем на суше. Кажется, для похудения то, что надо: ведь на сохранение положенных 36,6° тела мы потратим кучу калорий, и в первую очередь жировых! С одной стороны, да. Но есть и другая тенденция: вода с температурой ниже 24° стимулирует человеческий организм накапливать подкожный жир, поскольку он – хорошая термоизоляция от холода снаружи. То же самое происходит у тюленей и моржей, живущих в северных морях. А много вы видели стройных тюленей? Плавание – вид тренировки, который предполагает наличие подкожного жира, иначе пловец будет замерзать даже в горячем Красном море.

В бассейне риск «нарваться» на воду холоднее 26–28° невелик. А вот в открытом водоеме нужную температуру встретишь разве что на морском курорте... Если вы с удовольствием купаетесь в прудах и озерах средней полосы -прекрасно, но учтите, что даже в июльскую жару они не всегда «дотягивают» до 24°. И жир начинает откладываться с того момента, как только вы почувствуете, что замерзаете в воде. Если движения активные и охлаждения не происходит, то и в холодной воде баланс будет сдвинут в сторону сжигания, а не накопления жиров. Итак, попал в холодную воду – работай (то есть плавай) как можно активнее!

На морском берегу

Плавать в море, конечно, легче, ведь плотная соленая вода сама держит на поверхности. Но легко – не обязательно неэффективно: если вам кажется, что нагрузка меньше, чем в бассейне, просто плывите быстрее, нагрузка и увеличится. Зато морская вода – естественный раствор всяких полезных солей и минералов, в частности, магния, йода, калия и кальция. И «бассейновой» хлорки нет! Концентрированный раствор природных солей естественным образом массирует ваше тело. Причем чем быстрее вы в нем движетесь – тем сильнее. Он не хуже рук массажиста «разбивает» целлюлит, улучшает кровообращение, выводит лишнюю жидкость, стимулирует обменные процессы в организме. Некоторые косметологи считают, что активное плавание в морской воде приравнивается к сеансу профессионального массажа.

Еще один прекрасный способ заставить море работать против вашего жира – совместить воду и... игру. Особенно подходит тем, кто уже утомился плавать, не любит однообразия или просто боится глубокой воды. Возьмите мяч и поиграйте в футбол, стоя по щиколотку или по колено в воде. Или зайдите по грудь и устройте партию в волейбол или водное поло. Можно обойтись и без мяча – погрузитесь по пояс и организуйте игру в «салочки», только чур не плыть. И самый простой вариант – ходьба вдоль берега по колено в воде. Но обязательно примите меры, чтобы не обгореть и не получить солнечный удар. Какой бы способ вы ни выбрали, потратьте на него не меньше получаса, и, если не будете лениться, нагрузка получится самая, что ни на есть, жиросжигающая!

И снова про еду

Если наплавать или напрыгать в воде на 800 ккал, а потом быстренько наесть на 1000, увы, о похудении можно забыть. Часто именно этим и оканчиваются самостоятельные заплывы. Поэтому обращайте внимание на то, что и сколько едите, особенно если оказались у шведского стола в гостеприимном отеле. Имеет смысл постараться получить хотя бы на 200 ккал меньше, чем израсходовали. После тренировки ничего сладкого, мучного или очень жирного, только овощи, нежирное мясо, рыба, молочные продукты. Если чувствуете, что не можете прийти в себя без «дозы» углеводов – восполните их с помощью фиников, изюма, кураги.



mob_info