Настройка горнолыжных креплений таблица. Рекомендации по регулировке креплений

  • Почему крепления так важны?
Лыжи, жестко прикрепленные к ногам, позволяют горнолыжнику легко поворачивать на спуске и контролировать скорость. Но именно эта жесткая связь превращает лыжи в мощные рычаги, угрожающие ногам при падении. Крепления отвечают и за связь, и за безопасность ног. Решить эти противоречивые задачи не просто.
  • Как крепления обеспечивают безопасность ног?
Крепления должны фиксировать ботинок на лыже в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Этот порог устанавливается регулировками креплений. Хорошие правильно настроенные крепления срабатывают только в экстремальных ситуациях (при спокойном катании довольно редко).
Главную роль в безопасности играет носок крепления.
  • Как крепления обеспечивают связь с лыжей?
Головка крепления удерживает носок ботинка на оси лыжи и моментально возвращает его на место после коротких ударов. Пятка работает так же: прижимает каблук вниз. Чем больше выставлено усилие срабатывания креплений, тем жестче связь.

В современной технике важнее всего передача усилия закантовки лыжи (наклона вбок), здесь главную роль играет пятка крепления.

  • Какие нагрузки на ногу самые опасные?
Чаще всего возникают винтовые перегрузки, опасные для малых и больших берцовых костей и коленей. Для защиты от винтовых травм все современные крепления выпускают носок ботинка вбок при превышении установленного порога срабатывания. Это самое главное направление срабатывания.

Самые опасные нагрузки на ногу возникают при сложных падениях (вперед или назад) с вращением, особенно если колено выпрямлено или согнуто на острый угол.

  • Какие еще нагрузки опасны?
Если вонзиться носками в снег по ботинки и двигаться дальше по стойке «смирно», возникает угроза ахилловым сухожилиям и задним крестообразным связкам колена. В этом случае пятки креплений освобождают каблук ботинка вперед-вверх, это второе стандартное направление срабатывания. Все современные пятки раскрываются при прямом падении так, как будто Вы сами нажали рычаг открывания. Пятка раскрывается редко, многие лыжники никогда не раскрывали пятку, особенно на коротких мягких лыжах.
Падение вперед со скручиванием выпрямленных ног – одно из самых травматичных.
  • Зачем головки раскрываются вверх?
При глубоком провале назад (например, при падении) возникает угроза передним крестообразным связкам колена. Поэтому большинство универсальных креплений могут выпустить носок ботинка вверх. Это может пригодиться при кувыркании в рыхлом снегу, а также лыжникам со слабой физической подготовкой. Опытный лыжник с мощными ногами может создать большую вертикальную нагрузку на головку, хотя опасности еще нет. Поэтому некоторые гоночные модели не раскрываются вверх.

При падении назад боковое раскрывание головки затрудняется. Для компенсации при небольшом боковом смещении ботинка головка креплений для неопытных лыжников должна становиться «мягче» в вертикальном направлении, даже если она не раскрывается прямо вверх.

  • Какие нагрузки на ноги допустимы?
Те, которые не приводят к травмам. Кстати, вес здесь не причем!

Опасное усилие определяется формой костей, прочностью связок, мощностью мышц ног и их тренированностью. Для начинающего со средним физическим развитием нагрузка определяется приблизительно, по весу.

Очень важно положение суставов. Обуйтесь, встегнитесь в лыжу и попробуйте стоя на месте медленно открыть носок своих креплений вращением корпуса, согнув ногу в колене на 90 градусов. Повторите то же, выпрямив ногу. Почувствовали разницу?

  • Крепления должны расстегиваться только при падении?
Необязательно. Крепления не знают, упали Вы или нет. Важно усилие в определенных направлениях.
Можно грохнуться на льду на скорости 80 км/ч через голову и прокатиться на спине, любуясь собственными лыжами на ногах. А можно выпрыгнуть из этих же креплений почти на месте, неловко подцепляясь к скоростному подъемнику.
  • Почему нельзя настраивать крепления слишком слабо?
Понятно, что слишком сильная затяжка креплений угрожает травмой. Но недотянутые крепления – вещь тоже очень неприятная. Дело в том, что даже начинающий чувствует нормальное падение заранее и падает ловко. Неожиданная потеря лыжи моментально сбивает лыжника с ног. К сожалению, это обычно происходит на максимальной скорости, на буграх, на льду. Подготовиться к этому невозможно, значит - синяки как минимум. Да и на любительских соревнованиях обидно сойти с трассы из-за «пляжной» настройки креплений. На большой скорости вне подготовленной трассы неожиданное падение может быть очень опасно.
  • Что такое эластичность креплений?
Это максимальное расстояние, на которое может сместиться ботинок под нагрузкой и вернуться на место, не раскрывая креплений, если нагрузка пропадет. Эта характеристика важна для всех направлений срабатывания: носок вбок, вверх и каблук вверх.

Большинство головок креплений отпускают носок ботинок при небольшом усилии, когда максимум уже пройден.

Рис. 1. Эластичная работа головки Tyrolia.

  • Почему так важна эластичность креплений?
Потому что крепления должны работать по-разному в разных ситуациях. Например:
  • Удар носка лыжи о лёд на большой скорости вызывает мощные пиковые нагрузки, которые ноге не опасны. Такие импульсы крепления должны эластично поглощать и сохранять связь с лыжей.
  • Запутавшись в лыжах на сыром снегу можно скрутить кости при меньшей нагрузке. Это «медленная» нагрузка. Если опасное усилие сохраняется какое-то время, крепление должно освободить ботинок.
  • Крепления с максимальной эластичностью головки самые лучшие?
Необязательно. Marker не приводит эту характеристику, это и понятно, его головки не могут похвастаться эластичностью в 45 мм, как, например, у Look. Но максимальное усилие (именно оно и нормируется по стандарту) возникает при меньшем смещении, дальше усилие сперва плавно, а потом резко падает. 45 мм – это расстояние, с которого ботинок еще может сам вернуться назад в идеальных условиях. Практически важнее диапазон смещения до максимума усилия. Здесь Marker со сложным механизмом Twincam – один из лучших.

Старые крепления с низкой эластичностью приходится сильнее затягивать, иначе они будут часто срабатывать раньше времени.

Рис. 2. Головка детского Marker-Twinkam.

  • Какие усилия реально действуют в креплениях?
Для опытного лыжника со «средними» параметрами (рост 175 см и вес 75 кг) и ботинком около 42 размера (подошва длиной 315 мм) большинство производителей рекомендуют установить регулировку усилия срабатывания на 6 DIN. Это означает, что максимальный момент скручивания (вокруг малых берцовых костей) не должен превышать 58 Нм. Максимальный момент раскрывания вперед - 229 Нм (данные взяты из таблицы Rossignol). Практически это означает, что на пятку может действовать отрывающее усилие в 70 кг, а на полной затяжке 9 DIN – 100 кг. Пиковая нагрузка может быть гораздо больше, при этом крепления не должны раскрываться или ломаться. Типичные диапазоны регулировок креплений:
  • Для самых маленьких 0.5-2.5 DIN.
  • Детские универсальные - 0.75-4.5 DIN.
  • Юниорские 2-6 (иногда 7) DIN.
  • Простые модели для начинающих и совершенствующихся – 2.5-9 DIN.
  • Универсальные модели - 3-10 DIN, 3.5-11 DIN.
  • Для опытных и экспертов – 4-12 DIN.
  • Спортивные крепления можно затянуть до 14, 15 или даже 16 DIN
  • Профессиональные несерийные крепления (спортцех) еще мощнее. Типичные шкалы - 8-18 DIN, 12-24 DIN и даже больше.
  • Правда ли, что все крепления одного типа разных марок одинаковые?
Нет! Если не считать «клонов» под разными торговыми марками, основные разработчики (Look/Rossignol, Salomon, Tyrolia/Fischer, Marker/Nordica, Atomic/Dynamic) используют разную кинематику головок, а иногда и пяток.
  • Чем отличаются крепления для дам?
Иногда – более высокой пяткой, но обычно – только раскраской. Некоторые модели дамских креплений с максимальным усилием 9 DIN оснащены как более дорогие модификации. Это хороший выбор для легкой лыжницы.
  • Чем отличаются детские крепления?
В первую очередь - усилием срабатывания. Обычно оно регулируется в большом диапазоне.

Очень важно, чтобы крепления соответствовали подошве. Подошва детских ботинок до размера 22-23 см уже и ниже, чем у взрослых. Некоторые детские крепления (Tyrolia, Look, Rossignol) универсальны по подошве, другие (Marker) – должны строго соответствовать типу колодки (либо детские, либо взрослые).

Все детские крепления имеют большой диапазон настройки по длине подошвы ботинка (32-40 мм).

  • Зачем нужны тормоза?
Чтобы отстегнувшаяся лыжа не укатилась. Еще ими очень удобно скреплять лыжи, но перетянуть носки липучкой все-таки стоит.
  • Зачем нужны подкладки-лифтеры под крепления?
Простые «лифтеры» служат на карвах для увеличения плеча закантовки и подъема широкой части ботинка над снегом. Часто они выполнены из эластичных материалов для гашения вибраций. Обычно лифтеры ставятся для носка и пятки отдельно. Их высота 4-10 мм.

Иногда лифтер располагается по всей длине креплений и выглядит как сложная платформа. Но пока крепления крепятся прямо к лыже на сквозных шурупах, эта деталь остается просто подкладкой. Дополнительный подъем может достигать 15 мм.

  • Зачем нужны специальные платформы?
  • Для подъема ботинка для карвинга (как и простая подкладка-лифтер).
  • Для уменьшения искажения профиля лыжи под креплениями при сильном прогибе.
  • Для гашения вибраций.
  • Для обеспечения независимости работы креплений от прогиба лыжи.
Кусок пластика (или металла), жестко закрепленный по всей длине сам по себе, даже без креплений, сильно искажает прогиб лыжи. Поэтому обычно жестко крепится только середина платформы, а концы скользят по лыже. Более сложные платформы имеют специальные тяги-распорки, которые поддерживают расстояние от пятки до носка креплений более-менее постоянным. Но главная задача усложнения любых платформ – спасти лыжу от искажения самой платформой! Поэтому все чаще используются разрезанные посредине или двухярусные платформы высотой до 25 мм. Самые высокие платформы (до 35 мм) - жесткие в форме наковальни с коротким основанием используются для радикального карвинга. Платформы могут быть предустановлены на лыжах, поставляться как деталь креплений или отдельно.

Рис. 3. Платформа Atomic с планкой, распирающей носок-пятку креплений.

  • Зачем нужны вживленные в лыжу рельсы под крепления?
Прежде всего для интеграции лыж-креплений в единую систему. Это очень удобно.
Рельсы могут делать все то же, что и специальные сложные платформы.

Все больше моделей лыж предлагаются с такими системами. Крепления легко ставятся-снимаются и настраиваются на любой размер подошвы. Упрощается выбор (только соответствующие модели лыж-креплений).

  • На сколько должен быть поднят ботинок над снегом?
Подъем ботинка складывается из толщины лыжи, платформы (лифтера) и креплений.
  • Для начинающих дополнительного подъема не нужно, крепления ставятся прямо на лыжу. Средняя высота - 35 мм. Также ставятся крепления на лыжи для мягкого снега.
  • На универсальные карвы и вездеходы рекомендуется установить небольшую платформу. Большинство комплектов (в том числе и интегрированных) поднимают ботинок на 35-45 мм.
  • По международным правилам для классических дисциплин (слалом, слалом-гигант) высота подъема подошвы ограничена: 45 мм – для женщин и 55 мм для мужчин. Такие же параметры рекомендуются для экспертных карвов.
  • Для радикального карвинга можно поднять ботинок еще выше. Серийные модели – до 65 мм, однако для специальных соревнований по карвингу допускается высота до 100 мм.
  • Зачем в головках Salomon Driver нужна регулировка ширины губок?
  • Зачем в головках Look/Rossignol нужна самонастройка ширины губок?
В обеих конструкциях головки не касаются с боков носка подошвы ботинка. Губки этих креплений расположены выше подошвы и охватывают расширяющуюся часть колодки. Размеры этой части ботинка жестко не регламентируются стандартом и могут иметь разную ширину. Поэтому приходится подстраивать под ботинок разводку губок. За счет такой геометрии губки очень длинные, это обеспечивает рекордную эластичность работы головок как вбок, так и вверх. Головки Salomon Qwadrex, Marker, Tyrolia, Atomic взаимодействуют только с подошвой, им настройка по ширине не нужна.
    • КАК ВЫБИРАТЬ КРЕПЛЕНИЯ
    • Что самое главное при выборе креплений?
    Усилие срабатывания, которое надо выставить для Вас, должно попадать в диапазон регулировки и не на самый край. Еще лучше пользоваться серединой диапазона.
    Для широких лыж нужны специальные широкие тормоза, а для очень высокой платформы – удлинненые.
    Крепления, рекомендуемые производителями для определенной модели лыж почти всегда – правильный выбор.
    На специальные рельсы, предустановленные на лыжи можно поставить только строго определенные модели креплений.
    • Как выбрать крепления ребенку (не спортсмену)?
    Обычно подходит любая детская модель, взятая по весу. Т.е. вес кг/10 должен попадать примерно в середину диапазона.
    Крепления должны соответствовать подошве (детский или взрослый стандарт).
    • Какой диапазон по длине подошвы ботинка можно вставить в крепления?
    Большинство креплений имеют диапазон перемещения от 22 до 28 мм, некоторые больше, детские – не менее 30 мм, рэйсовые модели с поворотной пяткой - 16-18 мм. Прокатные крепления имеют очень большой диапазон перемещения пятки (60-80 мм), но не обеспечивают правильную центровку в крайних положениях.

    Демонстрационные модели и крепления на рельсах позволяют установить практически любой ботинок за счет перемещения головки.

    • Я ни разу не стоял на лыжах. Гонять не собираюсь. Мне надо брать самые простые крепления?
    Можно самые простые. Хотя специальный антифрикцион более дорогой модели не помешает. Однако мужчине (даже начинающему) под 100 кг весом стоит подумать о более мощной модели креплений с регулировкой до 11-12 DIN.
    • Я только начинаю. Надеюсь быстро прогрессировать. Стоит ли сразу брать серъезные крепления?
    Скорее всего, Вам лучше подойдут обычные универсальные крепления с регулировкой до 10-11 DIN. Выбор экспертных креплений оправдан только при большом весе и отличной ОФП.
    • У меня старые цельнометаллические крепления. Все новые модели имеют пластмассовые детали. Это значит, что они не такие прочные?
    Если говорить о столкновении со скалой – конечно, металл прочнее. Но все современные крепления достаточно надежны, если использовать их по назначению. Пластмассовые детали не только легче и дешевле, они снижают трение и обеспечивают высокую эластичность, особенно при сложных падениях.
    • Специальные антифрикционы не используются в самых дешевых креплениях и в моделях для спортсменов. Нужны ли они средним лыжникам?
    По крайней мере, они не помешают. Дело в том, что при опасном падении вперед со скручиванием трение под носком ботинка мешает раскрыться головке. Усилие может возрасти в несколько раз! Антифрикционы ослабляют это влияние.
    • Платформа на лыжах имеет отверстия под свою марку креплений. Можно ли установить крепления другой марки?
    Нет. Специализированные платформы усилены в определенных местах. Шурупы другой марки могут попасть в край отверстий или в слабое место платформы. Лучше не рисковать.
    • Что нужно знать мастеру для установки креплений?
    Самое главное - установщик должен знать длину подошвы ботинок, под которые устанавливаются крепления. Длина подошвы маркируется сбоку каблука. Если Вы планируете использовать лыжи под разными ботинками – обязательно скажите об этом мастеру. Это возможно не всегда. Если ботинки отличаются по подошве более чем на 3 см – выбирайте специальные модели креплений.
    • КРЕПЛЕНИЯ. ПРАКТИКА
    • Как встегиваться в крепления?
    Без опыта это лучше делать на ровном плотном снегу без уклона.
    • Проверить готовность креплений: пятки должны быть раскрыты.
    • Очистить подошву ботинка. На носке и каблуке не должно быть снега, льда или грязи. Обычно достаточно постучать по подошве ручкой палки.
    • Аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления.
    • Поставить каблук на педаль раскрытой пятки. Если пятка слишком далеко от каблука или, наоборот, оказалась под каблуком – крепления не настроены по подошве. Необходимо проверить и (если необходимо) подогнать крепления. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами!
    • Если все нормально - резко нажать пятку вниз. Некоторые модели (особенно на максимальной затяжке) довольно упрямы, приходится «топать» всем весом.
    • Как выстегиваться из креплений?
    Нажать палкой на конец рычага пятки (там обязательно есть специальное углубление) и поднять каблук.

    Крепления застегиваются и расстегиваются резким щелчком. Если расстегиваете их ладонью, берегите пальцы! Надо быть особенно внимательным, если застегиваете крепления руками без ботинка.

    • Какие инструменты нужны для регулировки креплений?
    Если Вы активно катаетесь, нередко приходится изменять настройку креплений, чаще всего – усилие срабатывания. Для этого нужна одна плоская отвертка среднего размера. Даже если шлиц регулировочного винта крестообразный, обычно плоская отвертка нормально работает. На всякий случай проверьте инструмент перед выездом в горы. Но если Вы не очень уверены в своих силах, можно понадеяться на сервис. И уж точно не стоит кататься с обычной отверткой в кармане: при падении это слишком опасный острый предмет.

    Рис. 4. Для настройки усилия срабатывания носка Salomon Driver нужна мощная плоская отвертка.

    • Как настроить крепления по усилию срабатывания?
    Усилие срабатывания креплений устанавливается регулировочными винтами. Усилие измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений - шкала винтовой нагрузки, на пятке – усилия срабатывания при падении вперёд. Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью ski-мастера или по таблице, прилагающейся к креплениям.

    Если ее нет, начинающие могут воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам – 30%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах , с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления, только на тех узлах, которые Вас явно не держат. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если Вы не в форме, стоит ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму.

    При затяжке 10 DIN и более усилие срабатывания обычных креплений не строго нормируется, даже если шкала продолжается за 12 DIN. Эксперты и спортсмены хорошо знают, какое усилие им необходимо. Они настраивают крепления по приближению к болевому порогу, обычно выше, чем по весу.

    Рис. 5. Настройка усилия срабатывания пятки Look.


    Рис. 6. Настройка усилия срабатывания носка Look.
    • Что делать с креплениями после падения?
    Для начала убедитесь, что с Вами все в порядке! Уйдите с трассы в безопасное место. Оцените падение и осмотрите снаряжение, особенно крепления. Обычно при серьезном (по ощущениям) падении одна или обе лыжи отстегиваются. Но если ногам не было больно, а лыжи на ногах – все нормально.

    Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи осталась закрыта – сработал носок.
    Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи раскрыта – она и сработала.
    Если лыжи отстегиваются без падений или перегрузок – проверьте настройку (в том числе по длине). Не торопитесь затягивать их сильнее! Если крепление настроено явно слабо – увеличивайте затяжку плавно, по 1/4-1/2 DIN.

    • Как настроить крепления по длине подошвы?
    В обычных креплениях для настройки по длине механизм пятки перемещается по рельсам основания. Двигать пятку не сложно, попросите продавца показать, как это делается и Вы сможете сами перестраивать свои крепления под разные ботинки. Для перемещения надо поднять фиксатор или вращать специальный винт (не тот, которым выставляется усилие). Для правильной работы креплений ботинок должен прижиматься к головке с определённым усилием. Некоторые модели имеют простой индикатор натяжения (метки на салазках и на механизме задника, когда защёлкиваете ботинок, они должны совмещаться).

    Винтом можно регулировать прижим пятки прямо при встегнутом ботинке, ступенчатый фиксатор можно переставлять только без ботинка.

    Ориентировочно: каблук ботинка должен становиться на педаль раскрытого задника, касаясь той части крепления, которая упирается в подошву сзади в застёгнутом состоянии. Самый надежный способ контроля: при встегивании ботинка пятка должна упруго отъехать назад на 2-6 мм.

    Некоторые модели не любят, когда пятку защелкивают без ботинка, особенно при максимальной регулировке.

    • Как хранить лыжи с креплениями во время сезона?
    Лучшее место для хранения в сезон - дома в тепле. Можно оставить лыжи в прохладном месте и даже на морозе, но только если в крепления не попала вода. Оставлять мокрые крепления в холоде очень опасно – они могут сломаться при встегивании или еще хуже – не сработать вовремя. Даже при температуре + несколько градусов за ночь вода вытекает и испаряется (быстрее, если лыжи стоят вертикально). Сухой снег креплениям не мешает.
    • Как хранить крепления (на лыжах) в межсезонье?
    • Вымыть или протереть чистой водой (не струей) и просушить.
    • Если очень любите свои крепления:
      дайте пружинам «отдохнуть» - скрутите все регулировки усилия срабатывания до минимума;
      вспрысните их защитным силиконовым спреем;
      защитите их от пыли.
    • Хранить в темном прохладном месте. Можно в гараже, только в сухом.
    • Как перевозить крепления?
    Защищайте их от соли и от сильных ударов. На верхнем багажнике, в самолете очень помогает лыжный чехол.
    • Как установить крепления?
    Лучше всего обратиться к профессионалу. Он должен знать длину подошвы ботинок, под которые устанавливаются крепления.

    Обычная цена – от $10 в самом простом случае. В некоторых магазинах крепления ставят бесплатно, в качестве бонуса при покупке лыж и креплений. Нередко это обязательное условие магазинной гарантии на комплект.

    Установить крепления качественно самому не то, чтобы очень сложно, но достаточно хлопотно. Лыжник с опытом установки без специального оборудования обычно тратит на это 1.5 часа! Самое главное (и трудоемкое) – правильно разметить лыжу. Профессионал имеет специальный кондуктор , это решает проблему точной разметки.

    Егор Светогоров
  • Надеюсь, ты их уже приобрел и теперь читаешь эту статью. После покупки лыжного снаряжения, нередко возникает вопрос, как настроить усилие выстегивания ботинок при падении на склоне. Не задавался таким вопросом и крепко спал по ночам, просматривая во снах, как ты профессионально карвишь? Немного расстрою тебя и расскажу о том, к чему может привести неправильная настройка креплений при выстегивании ботинок. Но прежде чем перейти к объяснению фатальных ошибок неправильной настройки креплений, расскажу вкратце, собственно для чего эти крепления вообще нужны и как они работают.

    Для чего нужны крепления на лыжах

    Если ты интересовался историей горнолыжного спорта, то наверняка видел лыжи похожие на две прямоугольные, деревянные доски, которые прикреплялись с помощью ремешков или веревок, оставляя ногу болтаться и свободно ходить, слабо фиксируя пятку и носок. Проблема заключалась в том, что при падении нога никак не могла высвободиться из лыж и приводила либо к растяжениям, либо к ломанию костей (колени, лодыжки и так далее). Наши деды платили за удовольствие радикальным риском и помогали освоить новые технологии для будущих поколений. В настоящее время современная молодежь и люди постарше имеют возможность лицезреть лыжи, которые имеют с двух сторон две выступающие пластмассины к которым и крепится горнолыжный ботинок. Сие и есть гениальное решение сложной задачи по сохранению твоих ног и коленей в целости и сохранности. Как только ты начинаешь падать и кувыркаться, крепления лыж срабатывают и отстегивают твои ботинки, давая тебе возможность продолжить падение без опасения свернуть ноги и что-нибудь сломать. Горнолыжный спорт стал более безопасным, но риск получить травму есть всегда, помните об этом.

    Совет: Только пожалуйста, не бери лыжи от неизвестного дяди Ляо с узкими глазами, который собирал лыжи и крепления на коленке, иначе рекомендации по настройке выстегивания креплений тебе не помогут. Есть хорошие китайские фирменные лыжи, да, но брать самый дешевый хлам в неспециализированных магазинах крайне не рекомендую. Нормальные, самые дешевые лыжи для начинающих с креплениями начинаются от 35 000 тенге и выше.

    К чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания креплений

    Предупреждение: В этой статье я не рассказываю, как установить отдельно купленные лыжные крепления на лыжи, я лишь даю рекомендации одобренные изготовителем заводом, как настроить усилие выстегивания из ботинок, не более. Тему настройки креплений по подошве размера ботинка и установке я разберу в следующих статьях. Поэтому если хочешь продолжить узнавать новое о своих любимых лыжах, подписывайся на наш блог через RSS или через социальные сети (в верхнем правом углу сайта иконки с нашими группами).


    Так к чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания креплений при падении? Да, собственно к тому же, что и в архаичные времена существования лыж, к растяжению связок или ломанию костей ног или коленей. Чем сильнее затянуты крепления выстегивания ботинок, тем выше вероятность не срабатывания крепления и получения травмы. Как правило, высокий DIN (усилие срабатывания крепления) ставят себе профессиональные спортсмены, уверенные в своем уровне катания. Хочу добавить, что на современных лыжах с креплениями, которые имеют заводской дефект или неправильно настроены, ногу сломать гораздо легче, потому что ботинок зажат как в тиски и не имеет возможности сдвинутся больше чем на несколько миллиметров. Древние лыжи не имели возможности отстегиваться, но они и не крепились так жестко, как современные лыжи. Осознавая этот факт, нужно понимать, как важно купить хорошие лыжи с правильными креплениями и как их настроить по регламенту.

    Как настроить усилие выстегивания креплений

    Важно: По идее при покупке лыж с креплениями, продавец должен вам настроить бесплатно или за небольшое вознаграждение усилие выстегивания креплений. Однако часто продавцы или забывают, или являются дилетантами студентами, подрабатывающими в межсезонье не зная, что делать. Поэтому требуйте настроить крепления под ваш вес и горнолыжные ботинки (берите их с собой при покупке), чтобы обезопасить себя от серьезных травм. Но если вам все-таки забыли настроить или вы не уверены в квалификации продавца, то рекомендации, которые я даю ниже, вам пригодятся и вы сможете перенастроить и избежать неверной настройки креплений.

    Вот мы и добрались до вопроса как настроить усилие выстегивания креплений. Ниже вы видите фотографию, как выглядят современные крепления (они могут немного отличаться).


    На современных лыжных креплениях, как правило, настраивается носок и пятка выстегивания горнолыжного ботинка. Завод изготовитель большинства креплений рекомендует такие настройки, берем свой вес, делим его на 10 и выставляем усилие выстегивания на 1-2 DIN’a меньше, в зависимости от вашего опыта катания на лыжах. Теперь объясню на пальцах. Допустим мой вес 71 кг. Я его округляю до 70 и делю на 10. Моя цифра при делении равняется 7. Исходя из этих данных, я должен отнять 2, если я совсем зеленый новичок или 1, если катаюсь более уверенно. Так как мы говорим о новичках, нам лучше поставить на 2 DIN’a меньше, то есть 7-2=5 DIN. Получается, что на носке и пятке я должен выставить 5-6 DIN не больше. Если будут ложные срабатывания, усилие крепления можно всегда подтянуть. А вот перетянув можно легко получить травму.

    Совет: Рекомендую выставлять пятку и носок с одинаковыми значениями, то есть 5 DIN спереди и сзади. И еще по мере наращивания скилла (навыка) катания на лыжах, можно повышать DIN ровно до своего веса. Например, 70/10=7 мой вес=7 DIN. Спортсмены ставят DIN даже выше своего веса, но если вы им являетесь, то вряд ли мои советы будут полезны для вас.

    А теперь давайте перейдем к самой лыже и настройке носка и пятки. Как мы уже вычислили мой DIN равняется 5 или 6. Я беру отвертку (крестовая или с плоским концом) и настраиваю для начала носок (передняя часть крепления). Для этого я кручу специальный болт и выставляю нужное значение. Смотрите фотографию.


    Чтобы настроить заднюю часть крепления (пятка), нам нужно встегнуть ботинок в лыжу, либо поднять заднюю заглушку руками. Смотрите фотографии.


    Выполнив данное действие, мы увидим на пятке шкалу с DIN’aми, где нам нужно выставить сходные значения что и на носке, то есть 5 или 6 DIN (не забывайте что это мой вес, у вас должны быть другие значения). Беру отвертку и повторяю операцию по настройке усилия выстегивания крепления на пятке.


    Настроив все по регламенту можно похвалить себя и отправляться на склон кататься. Теперь риск получить серьезную травму в несколько раз ниже и если вы обладаете техникой катания и хорошо работающими креплениями при выстегивании ботинок, риск сводится к небольшим растяжениям и синякам. Однако не стоит расслабляться, это лишь винтик всего механизма, не более.

    Вывод

    Собирая знания по крупицам и следуя основным правилам написанным кровью и свернутыми шеями, можно избежать солидных травм и получать удовольствие от адреналина впрыскиваемым мозгом на белоснежном, манящем склоне. Чем разумнее вы будете подходить к экстремальным видам спорта, тем выше шанс сохранить свое и чужое здоровье получая удовольствие от горных лыж. Панацеи от падений и травм нет, но соблюдение основ безопасности, помогут избежать крайне тяжелых травм и летального исхода.

    Хорошего вам зимнего сезона и покатушек!

    С каждым годом популярность горных лыж, как активного вида спорта, растет с геометрической прогрессией. Как любой активный отдых, катание на горных лыжах сопряжено с высоким риском получения травмы. Правильно настроенный инвентарь — залог комфортного и безопасного катания.

    Для регулировки горнолыжных креплений нам понадобится:

    Отвертка с плоским наконечником

    Плоская поверхность для удобной работы

    1.Начнем регулировку креплений с настройки усилия, которое оказывает ботинок и вес лыжника на крепление. Если при спуске это усилие превышено, то срабатывает так называемый «отстрел» крепления. Сделано это для предотвращения несчастных случаев при падении.

    2.Перед регулировкой крепления, необходимо рассмотреть шкалу спереди и сзади каждого крепления. Настройка этой шкалы отвечает за регулировку силы отстрела. Каждое деление на шкале обычно равно 10кг (т.е. значение 4 равно 40кг.). Рекомендуется установить значение на вес, которое будет меньше фактического веса лыжника на 15-20кг.

    Настраивается крепление вращением винта расположенного спереди крепления. Вот так:

    Часто винт очень тугой, так что смело крутите его в нужном направлении. Но не забывайте поглядывать на показания бегунка, чтобы не переборщить с нужными натсройками!

    Задняя часть креплений выглядит следующим образом:

    Шкала настроек не всегда видна сразу. Она может располагаться под прижимной частью крепления! (Как указано на картинке №3)

    4.Так же очень важно учитывать не только вес лыжника, но и уровень его физической подготовки. Тут формула весьма простая, чем выше уровень подготовки, тем большей может быть сила допустимого усилия.

    5.После настройки креплений, необходимо обязательно проверить их в условиях приближенным к реальным. Самый простой способ встать на лыжи и сделать имитацию падения вперед, если все регулировки были выставлены верно, то должен сработать отстрел ботинка от креплений. На самом склоне можно пробовать различные нагрузки на крепления на небольших скоростях и регулировать усилие по вашим потребностям.

    И не забывайте, что главная задача любого лыжника или сноубордиста — научиться уверено держаться на склоне и обезопасить себя и окружающих от нежелательных травм!

    После того, как крепления установлены на лыжи или в случае, если Вы сменили ботинки, необходимо отрегулировать крепления так, чтобы обеспечить нормированное усилие срабатывания.

    Первое, что необходимо сделать - попытаться застегнуть ботинок в креплении. Все крепления Salomon можно застегнуть вручную, подняв блокирующий рычаг. В случае, если это не удается из-за того, что крепление отрегулировано на слишком большой или маленький размер ботинка, необходимо при помощи плоской отвертки приподнять скобу 7 и сдвинуть пяточную часть крепления относительно салазок основания вперед или назад так, чтобы ботинок надежно фиксировался в закрытом креплении.

    В креплениях серий 850 и 900 используется передняя головка Driver с ручной регулировкой фиксации носка ботинка в поперечном направлении (на рисунке). Отвинтите регулировочные винты 4 (в креплениях серии 900, а также в моделях 897 и 997 - раздельная регулировка губок - два винта, с каждой стороны передней головки) для того, чтобы носок ботинка не упирался в крылья. Убедитесь, что носок ботинка упирается в специальный упор на передней головке.

    Застегните ботинок в креплении. Убедитесь, что стрелки, расположенные на скобе 7, попадают на середину углублений в нижней задней части коробки (для моделей 900). В других моделях (правый рисунок) треугольник, отштампованный на корпусе креплений (закрашен красным) должен выровняться с рифленой зоной на скобе 7. В случае необходимости при помощи регулировочной скобы 7 передвиньте пяточную часть на салазках (отмечены стрелкой на правом рисунке) так, чтобы добиться правильного положения стрелок.

    Можно встретить модификации креплений Salomon, в которых данная регулировка осуществляется не передвижением скобы, а вращением специального винта, расположенного между винтом регулировки усилия срабатывания 6 и салазками. В случае регулировки таких креплений необходимо добиться того, чтобы внешняя сторона головки регулировочного винта находилась в рифленой зоне на поверхности салазок.

    Не вынимая ботинок из крепления, отрегулируйте положение губок головки Driver винтами 4 так, чтобы обе губки касались носка ботинка, но не зажимали его. В передней головке Quadrax крылья устанавливаются автоматически.

    Не вынимая ботинок из крепления, отверните регулировочный винт 1 высоты положения крыльев передней головки. Нажмите на ботинок, пытаясь отклонить его назад. Заверните винт таким образом, чтобы между подошвой ботинка и фрикционной площадкой сохранился зазор в пределах 0,5 мм. В передней головке Quadrax высота крепления устанавливается автоматически.

    Вращением регулировочных винтов 3 и 6 выставьте необходимые усилия срабатывания на шкалах 2 и 5.

    Установка усилия срабатывания в зависимости от параметров лыжника и длины подошвы ботинка.

    Вес, кг Рост, см 251 - 270 мм 271 - 290 мм 291 - 310 мм 311 - 330 мм > 331 мм
    10 - 13 0,75 0,75
    14 - 17 1 1 0,75
    18 - 21 1,5 1,25 1
    22 - 25 1,75 1,5 1,5 1,25
    26 - 30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
    31 - 35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
    36 - 41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
    42 - 48 3,5 3 3 2,75 2,5
    49 - 57 149 - 157 4,5 4 3,5 3,5 3
    58 - 66 158 - 166 5,5 5 4,5 4 3,5
    67 - 78 167 - 178 6,5 6 5,5 5 4,5
    79 - 94 179 - 194 7,5 7 6,5 6 5,5
    > 95 > 195 8,5 8 7 6,5
    10 9,5 8,5 8
    11,5 11 10 9.5

    Определите, к какому типу лыжника Вы относитесь:

    • 1 тип - катается аккуратно, на небольших скоростях, на малых и средних по крутизне склонах. Пытаясь уменьшить риск травм, устанавливает на своих креплениях меньшее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к несвоевременному срабатыванию креплений.
    • 2 тип - средний лыжник, катается на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные.
    • 3 тип - агрессивный, динамичное катание на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах. Пытаясь уменьшить вероятность несвоевременного срабатывания креплений, устанавливает на своих креплениях большее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к повышенному риску.
    По таблице выберите соответствующую Вашему росту и весу строку. Если эти параметры находятся на разных строчках, выберите верхнюю.

    По таблице выберите соответствующую длине подошвы Вашего ботинка колонку. Находящаяся на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников 1 типа. Для лыжников типа 2 необходимо опуститься ниже на строку, типа 3 - на 2 строки. Для лыжников старше 50 лет надо после этого подняться на 1 строку.

    Примечание: если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.

    Как работают горнолыжные крепления? Как их настраивать и устанавливать? На что обращать внимание при покупке? Читайте эту статью, и вы больше никогда не купите горнолыжного кота в мешке.

    Горнолыжные крепления созданы для того, чтобы как можно точнее передавать команды человека на лыжи посредством давления ног на ботинки. Тогда они едут туда, куда надо. Вместе с у них это здорово получается.

    Одновременно крепления «следят» за безопасностью ног. Как только возникает опасность получения травмы, например, при падении, они тут же освобождают ноги из лыж.

    Местами загорелые (из-за горнолыжных масок) лица экипажа нависли над схемами конструкций креплений. Капитан озадаченно сдвинул шлем на глаза, почесал затылок сломанным ски-стопом и пробурчал: «Эти чертовы крепления, будь они неладны, стали слишком сложными штуками, пора снаряжать экспедицию!
    Эй, на берегу, кто хочет получше узнать про горнолыжные крепления? Давай на борт, мы уходим!»

    Основные части горнолыжных креплений

    Все горнолыжные крепления состоят из передней головки и задней пятки. На обеих частях есть механизмы регулировки усилий срабатывания DIN с цифровыми шкалами.

    Значение усилия срабатывания (какой тяжелый для восприятия набор из трех слов!) – это цифра на шкале креплений, соответствующая определенной нагрузке, при которой нога (ботинок) освобождается из крепления. То есть крепление срабатывает. Чем выше это значение, тем больше сил надо приложить, чтобы крепление сработало.

    Все крепления снабжены ски-стопами – лыжными тормозами, благодаря которым отстегнувшаяся лыжа (обычно) не уезжает далеко. Ски-стопы врезаются в склон, и она останавливается.

    Многие модели оснащены платформой с «рельсами», по которым (при помощи специального механизма) передвигаются обе части крепления для регулировки под размер ботинка.

    Это общая картинка, теперь давайте разберемся детально.

    Как работают горнолыжные крепления

    Передняя головка прижимает носок ботинка к лыже спереди. Когда нагрузки на ногу становятся травмоопасными, крепление высвобождает ботинок. Если нагрузки неопасные, то крепление смягчает их, давая возможность ботинку отклоняться от центрального положения.

    Работа передней головки

    Посмотрите, как работает передняя головка:

    Помимо двигающихся черных «щечек», на видео изображена так называемая антифрикционная пластина, которая сдвигается влево/вправо при возникновении боковых нагрузок на ноги. О ней речь пойдет ниже.

    На картинке ниже стрелками показаны направления нагрузок на ноги, при которые крепления срабатывают:


    На картинке показаны три стрелки, но не хватает еще одной - вверх. Ниже, на примере креплений Tyrlia, показана работа передней головки современных креплений - она двигается не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной, что позволяет освобождать ноги при падении назад.

    Работа задней части креплений

    Задняя часть (пятка) фиксирует ботинок сзади, в остальном выполняет те же функции, что и передняя.

    Если крепление сработало, волноваться не надо, вы тут же пристегиваете лыжи обратно, предварительно отдышавшись и удостоверившись, что все части тела целы. Просто опустите пятку вниз, если она осталась застегнутой (сработала передняя головка) и снова вщелкните ботинок.

    На трассе часто можно видеть новичков, которые безрезультатно пытаются вставить ботинок в крепление с поднятым задником. У них это впервые и им никто не объяснил, что надо сделать. Если вы заметите бедняг, не проезжайте мимо, ведь вы теперь знаете отгадку. Вам будут очень благодарны.

    На картинке видно, что при падении задники на лыжах остались в верхнем положении, их необходимо будет опустить.


    Другие технологии в креплениях

    Помимо фиксации ботинка и точного срабатывания, крепления должны обладать дозированной эластичностью. То есть при неопасных нагрузках позволять ботинку немного смещаться относительно лыжи влево/вправо, каждый раз возвращая его в исходное положение (помните видео сверху?).

    Но и это еще не все.

    Зажатый в креплениях ботинок может помешать средней зоне лыжи прогибаться в точном соответствии с замыслом конструкторов. Поэтому в креплениях используются хитрые системы, которые и обеспечивают свободный прогиб лыжи.

    Но и на этом тонкости не заканчиваются.

    В креплениях используются механизмы, которые не только позволяют лыже под ботинком прогибаться свободно, но и компенсируют неизбежное сближение пятки и передней головки при сильном прогибе. Мы хотим сказать, что связка лыжа-крепления-ботинок это «живой» механизм, а наглухо сколоченная и завинченная конструкция.

    Вот о чем речь:

    Видео: «умные» крепления знают, что это нормальная работа лыжи, и ботинки не «выстреливают».

    Сегментация креплений

    Если все так, то каждому горнолыжнику захочется иметь надежные, точные, навороченные и долговечные крепления. Но это будет дорого. Однако конструкторы нашли решение: не всем из нас необходимы сразу все функции в полном объеме.

    У спортсменов требования одни, у активно катающихся – другие, у девушек-новичков – третьи, а у детей – четвертые. Разные нагрузки, условия эксплуатации, физическая форма лыжников, скорость спусков, наконец вес.

    Соответственно, каждый бренд выпускает серии креплений для горнолыжников различного уровня и для разных вариантов катания. Честно оцените свой уровень владения лыжами и расскажите к продавцу – он подберет вам нужные крепления.

    Производители горнолыжных креплений

    Основными производителями горнолыжных креплений являются:

    • Vist (встречается редко)

    Еще надо знать, что крепления под марками Elan, Head и Fischer выпускает упомянутая Tyrolia. А под марками Blizzard, K2, Nordica и Volkl – Marker.

    Независимо от бренда все выпускаемые лидерами индустрии крепления обеспечивают надежное срабатывание. А для упрощения выбора подавляющее большинство лыж еще на фабрике комплектуются наиболее подходящими креплениями и продаются комплектами.

    Если лыжи и крепления продаются отдельно, то в каталогах (а не прайс-листах магазинов) производители часто указывают, какие модели креплений лучше всего будут работать с конкретной моделью лыж.

    Чтобы можно было отрегулировать крепления в соответствии с длиной подошвы ваших ботинок, крепления устанавливаются на специальные платформы-основания с системами регулировки.

    Шкала усилий срабатывания DIN

    Если вам необходимо купить крепления отдельно или выбрать из предлагаемых вариантов, главный параметр – усилие срабатывания (цифра на шкале), которое измеряется в единицах DIN .

    Установленное усилие видно на шкалах, расположенных на передних головках и пятках креплений. Обычно нужное значение выбирается с помощью отвертки, но новичкам лучше это делать в магазине или в горнолыжной мастерской. И для этого потребуется хотя бы один ботинок, в котором вы будете кататься.


    На данной картинке шкала DIN – 4–13.

    Если вы новичок, то, завидев шкалы DIN 8-16, 10-18, вы должны от них отшатнуться, такие крепления для агрессивно катающихся. Когда придет время покупать такие, в уже будете многое знать о горнолыжном спорте.

    Необходимое вам усилие DIN можно приблизительно определить по следующей методике. Разделите свой вес на десять. Например, ваш вес 80 кг, значит, начальная цифра 8. Отнимите примерно 20% (в нашем примере останется 6,5) и при помощи отвертки установите метки на всех четырех шкалах на эту цифру.

    Для начинающих и пожилых лыжников нужно снизить усилие еще на 10% от полученного показателя – до 6. Если крепления будут отстегиваться при обычном катании, постепенно увеличивайте усилие одновременно на всех шкалах по ¼ деления.

    Выбирайте крепления так, чтобы ваше значение DIN располагалось по центру шкалы, а не близко краю. Так будет правильно.

    И учтите: даже если ваш вес переваливает за центнер, затягивать крепления на цифру «10» крайне не рекомендуется – слишком опасно. Не надо думать, что у вас железные ноги и они выдержат любые нагрузки.

    Более точно можно установить усилие срабатывания по приведенной ниже таблице, в которой учитывается и еще один важный параметр – длина подошвы ботинка.


    Запомните, что у горнолыжных ботинок разных производителей часто разная длина подошвы, даже при одинаковом размере ноги. Это значит, что если во время катания вы захотите поменяться лыжами с Машей, у которой тоже 35-й размер, то далеко не факт, что ваши ботинки подойдут к ее креплениям. В большинстве случаев крепления необходимо подгонять под новый размер. Иногда, может понадобиться отвертка, но не всегда:

    И если вы все же поменялись лыжами, то обязательно проверьте значение DIN. Оно может не подходить под ваш стиль катания и вес – крепление сработает и освободит ботинок в самый неподходящий момент, а это угроза травмы. Тут уж без отвертки не обойтись.

    Примерные диапазоны усилий

    • Для самых маленьких детей – 0,5-2,5 DIN
    • Детские – 0,75-4,5 DIN
    • Юниорские – 2-6 (2,5-7) DIN
    • Простые модели – 2,5-9 DIN
    • Универсальные модели – 3-10 (3,5-11) DIN
    • Для экспертов и райдеров – 4-12 (6-14) DIN
    • Для спортсменов – шкала до 16 DIN и выше

    Как выбрать горнолыжные крепления

    Поскольку не всем горнолыжникам необходимы самые сложные, самые мощные, а значит, и самые дорогие крепления, производители выпускают несколько групп продукции. Каждая – с набором механизмов и технологий, которые максимально подходят определенной группе катающихся.

    Бюджетные крепления – для начинающих



    Достаточно легкие бюджетные модели выпускаются для тех, кто катается на низкой и средней скоростях. Такая конструкция спасает от травм при падениях, которые характерны для начинающих горнолыжников: они падают назад или назад-набок, в этом случае возникает опасная скручивающая нагрузка на ногу. Ботинок освобождается из передней головки, перемещаясь вбок или вбок-вверх по специальной скользкой антифрикционной пластине.

    Крепления для опытных райдеров

    Несколько сложнее и мощнее крепления для более опытных горнолыжников. Это наиболее массовая группа креплений, в более прочную конструкцию которой уже входят механизмы, срабатывающие и при падениях вперед – например, в мягком рыхлом снегу или на леденистой трассе.

    В таких креплениях уже меньше пластика и больше металла, что делает их более надежными по сравнению с предыдущей категорией.


    Крепления для спортсменов

    Еще сложнее и мощнее крепления для фрирайдеров и профессиональных спортсменов. В них используется металлическая рама или вообще вся конструкция полностью сделана из металла. Применяются более сложные антифрикционные механизмы в передней головке и системы гашения вибраций и амортизации ударов.



    Отдельная группа креплений – для детей и юниоров. В зависимости от специализации и веса юного лыжника используются различные материалы и конструкции, которые, как и у взрослых, могут быть простыми и сложными. Иногда это рассчитанные на меньшие нагрузки версии мощных моделей для взрослых.

    Разумеется, такие крепления отличаются и размерами, ведь детские ботинки меньше, чем взрослые.


    Внимательно и вдумчиво читайте описания креплений на сайте производителей. Такие слова как «агрессивные», «спортивные», «гоночные (рейсовые)» будут означать, что перед вами не модели для начинающих.

    Крепления для ски-тура (бонус)

    Есть целый класс горнолыжных креплений для ски-тура, который представлен двумя видами конструкций. Первый - это пиновые крепления, и они к нашему обзору имеют мало отношения, так как требуют специальных ботинок. Если вы о них ничего не знаете, то посмотрите видео - для расширения горнолыжного кругозора. Лично я всегда смотрю на такие разработки с благоговением!

    А вот о втором виде знать точно надо - это рамные крепления. Если не погружаться в детали (мы и так уже погрузились глубоко!), то это обычные крепления (описанные выше), но посаженные на специальную раму (отсюда название).

    Такие крепления подходят как для ходьбы на лыжах вверх, так и скатывания. Эти характеристики важны для тех, кто катается вне трасс и вдали от подъемников.

    На этом 2-минутном видео показана разница между пиновыми и рамными креплениями:

    Это вам для информации. Покупать такие крепления на начальном сроке катания нецелесообразно - дорого.

    Установка креплений

    Установка горнолыжных креплений – слишком важный процесс, чтобы выполнять его самостоятельно, особенно если вы новичок.

    Лучше доверить это специалистам, ведь речь идет о здоровье ваших ног. Не забудьте прихватить один ботинок – он понадобится при установке креплений.

    К вашему сведению, каждый серьезный магазин предлагает бесплатную установку креплений сразу после покупки комплекта (лыжи + крепления). Помните об этом.

    Всплываем!

    Надеемся, нам удалось рассеять тот мистический туман вокруг горнолыжных креплений, в котором мы начинали наше путешествие. И теперь вы знаете, как купить то, что вам действительно нужно и подходит, а не то, что вам пытаются впихнуть нерадивые продавцы в непутевых магазинах.

    Помните: у большинства из нас нет необходимости в мощных и дорогих креплениях, ведь в основной массе мы – любители.



    mob_info