Карвинг горнолыжный. Особенности техники карвинга на горных лыжах

Лыжный спорт неспроста с каждым годом становится популярнее. Это позволяет следить за физической формой, в добавок человек получает порцию экстрима. Выбор горнолыжного снаряжения зависит от стиля катания. В последние годы особой популярностью пользуется карвинг, для которого — отдельный рассказ.

Так называется , для которой характерно движение по дугообразной траектории с последовательными резанными поворотами. Достигается это за счет наклона коленей в ту сторону, куда будет сделан поворот. Когда увеличивается скорость, отклоняются бедра, а затем и тело. Способ возник в 90-ые гг. прошлого века и до сих пор не теряет популярности. До этого техника была доступна только профессиональным спортсменам.

Интересно! До сих пор многие ошибочно считают, что техника карвинга используется только в слаломе. Однако это не так и способ поворота на кантах применим в и сноубординге.

Принцип техники связан со значением слова. В переводе на русский «карвинг» означает «подрезать». Двигаясь на подготовленном склоне в специальных лыжах действительно придется часто и резко поворачивать.

Для чего нужны карвинговые горные лыжи

Используются для такого вида катания специальные лыжи. Профессионалы могут выполнять резанные повороты и на классических, новичкам же стоит подбирать модель правильно. Разница будет заключаться в жесткости, длине и ширине.

Лыжня должна быть подготовленной. Оптимальный вариант — мягкое или жесткое покрытие, снег должен быть неглубоким. Лыжи для таких склонов делаются «с талией». Это значит, что место крепления заметно уже концов.

О технике карвинг

Карвинг на горных лыжах заслужил популярность, поскольку научиться ему можно вне зависимости от возраста и уровня мастерства. Стиль не подразумевает многих движений от лыжника, а продемонстрировать первые результаты ученик сможет после недели регулярных тренировок.

Особенности стиля

Выделяют 2 типа катания:

  • по большим дугообразным поворотам;
  • быстрые и .

В первом случае понадобится развивать достаточно большую скорость, а карвинг лыжи должны быть удлиненными, жесткими и иметь небольшой диаметр для лучшего сцепления с покрытием. Второй способ более маневренный и для него подойдут более короткие лыжи.

Тренироваться стоит только на подготовленных небольших склонах без резких спусков. Часто для этого используют твердый настил, на который насыпают слой снега. В естественной среде подходящим треком будут вершины гор рано утром.

Нюансы процесса

В процессе спуска требуется сгибать правую ногу и параллельно этому разгибать левую, смещая таким образом центр тяжести на бедра. Важно удерживать ноги до колен параллельно. Корпус вращается соответственно в правую или левую сторону в зависимости от направления движения. Чтобы управлять карвами правильно, их нужно поворачивать в сторону, противоположную центру тяжести.

Опытный инструктор сможет подсказать упражнения для выработки правильной техники.

При этом нагрузка идет сразу на две лыжи (в отличие от классической техники, где нагружается только одна). После кавингового поворота на снегу остается 2 ярко выраженных полосы.

Поскольку спуск обычно происходит на высокой скорости, нужно быть очень внимательным, особенно в первое время. При наличии практики тело впоследствии будет самостоятельно подбирать движения.

Чтобы движение было плавным очень важно выбирать качественные горные лыжи.

При желании научиться карвингу можно выбирать между двух школ: европейской и современной. Первая основана на многолетнем опыте и в обучении использует плуг и упор. Современные методы обучения считают европейскую школу устаревшей и излишне сложной. В своих методах современные инструкторы используют интуитивные движения, помогая лыжникам выполнять сложные маневры без больших физических нагрузок. Сначала изучают полукарвинговый поворот, постепенно осваивая все нюансы техники.

Карвинговые горные лыжи

Лыжи для карвинга предназначены исключительно для езды по подготовленным склонам. Они похожи по форме на спортивные, но имеют свои отличия:

  • большую мягкость на прогибе;
  • меньшую торсионную жесткость;
  • повышенный уровень комфорта;
  • менее «строгие», чем спортивные;
  • глубокий боковой вырез.

Ширина средней части (талии) в таких моделях колеблется в пределах 63-75 мм. Радиус поворота таких лыж составляет от 10 до 19 м. Такие параметры облегчают для лыжника вход в поворот и позволяют проходить его исключительно на острой боковой части (кантах). Это делает модель универсальной, подходящей для разных маневров на крутых и пологих склонах.

Принято говорить, что во второй половине 90-ых гг. прошлого век произошла карвинговая революция. Действительно, появление данного типа лыж вызвало определенные изменения:

  • увеличение количества лыжников за счет того, что значительно упростилась техника обучения;
  • контролировать скорость на склоне стало проще;
  • меньше лыжников стало уходить в сноубординг.

Оптимальная длина карвинговых лыж определяется из расчета — от роста спортсмена нужно отнять 10-20 см. Опытным горнолыжникам можно использовать более длинные, новичкам — короткие. Различие — в угле поворота.

Радиусы любительских моделей бывают:

  • короткие 12-14 м;
  • средние 14-18 м;
  • длинные 18-23.

Нужно отличать длину лыж от их радиуса. Второй показатель можно менять с помощью разного наклона при спуске.

Способы применения карвинга

Данная техника лучше всего подходит для спусков с пологих склонов и чаще используется именно для поворотов.

Карвинговый поворот

Техника заключается в повороте определенной формы (дугообразном). Для того чтобы выполнить элемент правильно, нужно закантовать лыжи и предварительно набрать технику. Необходимо правильно входить в поворот, что гораздо проще делать на мягких лыжах.

Наиболее сложная часть элемента — вход в новый поворот, поскольку связана с перестановкой ног. Это требует высокого уровня концентрации внимания и мастерства. Если раньше резанные повороты были доступны только профессионалам, поскольку требовали большой скорости, то сейчас с новыми лыжами это стало доступно любителям.

Отработав начальные навыки можно приступать к фанкарвингу — разновидности стиля, когда на повороте приходиться почти ложиться на снег.

Карвинг на буграх

Начинающий горнолыжник, прежде чем покупать лыжи, должен определиться с техникой катания, которой он будет обучаться.

Какие лыжи нужны начинающему карверу

В 90-х годах были созданы карвинговые лыжи с особой геометрией, позволяющие получать более интересные ощущения при катании. Эти лыжи идеально подходят для катания по хорошо подготовленной трассе, с мягким или жестким снежным покровом.

Карвинговые лыжи должны иметь длину на 20 см. меньше роста лыжника.

Начинающий горнолыжник может рассчитывать на быстрый успех в карвинговой технике, при условии, что его первые лыжи будут иметь достаточно малый (15-16 м.) радиус бокового выреза. Если этот показатель до 20 метров, добиться успеха сложнее, а при большем радиусе овладеть навыками карвинга вряд ли удастся.

Для катания с небольшой скоростью на маленьких склонах подходят более короткие лыжи с малым радиусом выреза. Только продвинутые горнолыжники для спуска на большой скорости с просторного склона выбирают лыжи большой длинны и с большим радиусом выреза.

В чем отличие техники карвинга от классического катания

Техника катания на карвах считается более современной. Она доступна всем, независимо от уровня профессиональной подготовки и возраста. При желании, ее можно освоить за неделю-полторы. Но при выборе трассы, все-таки, следует учитывать соотношение ее сложности к уровню мастерства горнолыжника.

Главное отличие катания на карвах от классической техники в том, что в основе классики лежит торможение, а в карвинге – скольжение. Лыжник, закладывая дугу, не гасит скорость, а набирает ускорение.

В карвинге значительно проще совершать повороты, в основе которых лежит закантовка. Горнолыжнику не нужно совершать физкультурный комплекс, как это делается в классике. Он должен сделать закантовку лыж и перенести нагрузку, чтобы уменьшить радиус дуги. Это делается отклонением коленей в сторону склона. Степень наклона коленей и всего туловища прямо пропорциональна скорости: чем выше скорость, тем больший наклон должен совершить лыжник.

Различия между классикой и карвингом наглядно видны, если сравнить каждый элемент выполнения основного поворота приподниманием. При выполнении классического поворота горнолыжник приподнимает одну ногу и переносит опору на другую (внешнюю), таким образом ее загружая. Затем, совершает закантовку, наклоняя колени к склону. Вращением всего корпуса и бедер он поворачивает лыжи. Начинающие горнолыжники помогают себе упором или плугом.

Карвер, благодаря конструктивным особенностям лыж, совершает поворот намного проще. Он, всего лишь, меняет нагрузку с внешней лыжи на внутреннюю и кантует внешнюю лыжу наклоном колен внутрь поворота.

О карвинге ходит много легенд. Например, есть мнение, что на карвинговых лыжах можно кататься на прямых ногах, не сгибая колени и загружая обе лыжи. Это действительно так, но только в двух случаях: если склон не крутой и идеально подготовленный или если горнолыжнику хочется попахать носом снег.

Какие склоны подходят для карвинга

Относительно того, что карвы хороши только на идеальных склонах тоже существуют различные мнения. Некоторые горнолыжники утверждают, что на целине они доставляют особое удовольствие, ведь карверу нужно только отклониться назад и сделать перекантовку лыж.

На неухоженной трассе карвер должен чаще разгружать и перекантовывать лыжи и более точно вести дугу. Все неровности рельефа гасятся сгибанием и разгибанием ног.

На крутых склонах техника карвинга заключается в том, что горнолыжник не должен бояться поворачиваться корпусом по направлению спуска, ведь это положение длится всего несколько мгновений. Затем, выполняя дугу, можно погасить скорость.

Вывод

Приобретать навыки катания, при наличии ухоженной трассы (лучше всего на зимнем курорте Буковель), лучше на карвинговых (приталенных) лыжах. Карвинговая техника катания гораздо интересней и эффективней в процессе обучения. Для катания на карвах продвинутым горнолыжникам подходят любые склоны и, даже, целина.

Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова , которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.

Карвинговые горные лыжи

Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.

Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.

Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.

Что такое карвинг

Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.

Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:

  1. Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
  2. Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
  3. Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).

Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).

Для чего нужны карвинговые лыжи

Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.

Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.

Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.

Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:

  1. Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.

Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.

  1. Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.

Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.

  1. Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.

К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.

Универсальные горные лыжи (All mountain)

Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.

All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.

Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую:)

Ширина универсальных лыж

Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.

Универсальность по технике и боковой вырез

Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.

Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.

Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.

В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.

Радиус поворота

Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.

Рокер на универсальных лыжах

В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.

В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).

Для чего нужны универсальные лыжи

По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).

Лыжи для фрирайда

Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.

Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.

Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.

Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

В зависимости от предназначения горные лыжи подразделяются на три категории: для катания на трассах с крутыми поворотами, со средним или длинным радиусом. От точности выбора модели зависит комфорт и безопасность катания, а также маневренность. Эта статья расскажет об основных критериях выбора карвинговых лыж.

Классификация по предназначению

Универсальные горные лыжи. Такие модели рассчитаны на катание по подготовленным трассам разных типов. Экстремальные модели - предназначены для сложных участков, преимущественно вне трасс. Подходят для фрирайдинга и фристайла, также на них катаются поклонники не столь популярных в нашей стране видов спорта: паудера и скитура.

По классу лыжников модели подразделяют на унисекс, для женского и детского катания. Отдельная классификация предусмотрена по уровню катания: для новичков, лыжников любителей со средним уровнем подготовки, мастеров с опытом и спортсменов. Отличный выбор представлен в магазинах Богнер в Москве , здесь же можно получить консультацию профессионалов по поиску подходящей пары.

Карвинговые лыжи

Такие модели еще именуют трассовыми. Предназначены для катания на подготовленных склонах. Отлично скользят по отратраченной поверхности, позволяя насладиться высокой скоростью. Для этих моделей характерна высокая жесткость: как продольная, так и торсионная (на скручивание), талия обычно не превышает 73 мм. За счет такой конструкции удается компенсировать центробежные силы при катании на значительных скоростях, избежать въезда в снег или лед.

Ключевой параметр - радиус дуги, чем она больше, тем выше максимальная скорость. На нее влияет не только мастерство лыжника, но и особенности конструкции, в частности, радиус бокового выреза. По этому параметру различают три типа моделей: слаломные, со средним и длинным радиусом. Ниже мы подробно рассмотрим каждую из категорий.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза - параметр, характеризующий минимальную величину при повороте. Различают три класса лыж:

  • С коротким радиусом. Отличаются меньшей продольной жесткостью, чем слалом-гиганты, поворотный радиус обычно не превышает 9-10 м при средней длине, для них характерна значительная разница между шириной носка и талии. Оптимальный выбор для катания с частой перекантовкой.
  • Со средним радиусом - в пределах 12-17 м. Подойдут для катания на средних скоростях, обеспечивают приличную маневренность.
  • С длинным радиусом - до 17-25 м, с высокой жесткостью. Подойдут для любителей высоких скоростей на широких трассах - от 50 м. При хорошем разгоне скорость может превышать 80 км/час.

При выборе карвинговых лыж ориентироваться следует на манеру катания. Если предстоит выбрать модель для новичка, стоит отдать предпочтение лыжам с меньшей жесткостью, в остальных случаях необходимо учесть индивидуальные запросы лыжника.

Четыре основных параметра, влияющих на выбор горных лыж:

  1. Рост лыжника.

  2. Вес лыжника.

  3. Стиль катания лыжника.

  4. Уровень подготовки лыжника.
Эта статья написана для того, чтобы начинающий лыжник смог получить начальные представления о таких необходимых вещах, как то, какие горные лыжи бывают, какие факторы влияют на их выбор и какие термины встречаются в описаниях моделей горных лыж.

Какие бывают горные лыжи?

Как вы и можете предположить, горные лыжи делятся на несколько категорий. Определяющим фактором в данном случае является уровень технической и физической подготовки лыжника.

Всего существует 4 категории деления горных лыж:

  1. Лыжи для начинающих горнолыжников

  2. Лыжи для продвинутых горнолыжников

  3. Лыжи для горнолыжников экспертного уровня

  4. Лыжи для спортсменов
Лыжи каждой из этих четырёх категорий, естественно, имеют соответствующие различия. Например, горные лыжи для начинающих всегда более мягкие. Они легче входят в поворот. Цена таких лыж значительно ниже, чем, к примеру, лыж для спортсменов.

Горные лыжи для продвинутых горнолыжников и экспертов располагаются на одном уровне, как по ценовым, так и по техническим характеристикам.

Соответственно, горные лыжи для спортсменов относятся к верхней ценовой категории. Они рассчитаны на хорошее владение техникой, а также на хорошую физическую подготовку лыжника. Эти лыжи наиболее жёсткие и упругие.

Конечно, специализированные модели горных лыж тоже существуют. Например, к таким моделям можно отнести спортивные юниорские лыжи, женские лыжи и детские лыжи. Горные лыжи делятся на разные категории также по своему назначению: существуют лыжи, предназначенные для любителей различного уровня:

  • универсальные лыжи

  • карвинговые лыжи

  • лыжи для внетрассового катания

  • специализированные спортивные лыжи
– лыжи для слалома, для слалома-гиганта, для лыжной акробатики-фристайла, лыжи для ски-кросса.

Для того чтобы у читателя не возникло недопонимания, влекущего за собой вопросы, мы расскажем ему о перечисленных выше видах лыж.

Карвинговые лыжи (Carving)

Это современные горные лыжи, которые предусмотрены для катания на подготовительных склонах горнолыжных курортов. Такие лыжи обеспечивают возможность катания короткими или широкими глубокими дугами. Обыкновенная ширина средней части (талии) карвинговой лыжи в среднем 63-68 мм. Большой контраст карвинговые лыжи имеют между шириной носа лыжи, её талии и шириной задней части. Радиус бокового выреза карвинговой лыжи от 10 до 17 м. Благодаря такой геометрии карвинговая лыжа легко входит в поворот и получает возможность проходить весь склон без скольжения всей плоскостью лыжи, «на кантах». Во время катания на карвинговых лыжах горнолыжник равномерно загружает обе лыжи, чего нельзя сказать, к примеру, о классической технике – с нагрузкой только на внешнюю к повороту ногу. Карвинговые лыжи не подходят для катания по глубокому снегу, но что касается мягкого или жёсткого (лёд) ухоженного склона, то такое катание для этих лыж подходит прекрасно. Что касается покупки карвинговых лыж, то выбирать их следует на 10-20 см короче роста лыжника. В случае, если лыжи приобретаются для катания в горах и требуют устойчивости на большой скорости, возможно взять лыжи на 5-15 см короче роста горнолыжника.

Фан-карвинг, а точнее, радикальный карвинг, - это подвид вышеописанных карвинговых лыж. Эти лыжи имеют очень большой контраст ширины носка и ширины талии лыжи. Во время катания на таких лыжах горнолыжник почти ложится в повороте на склон, а часто и вовсе касается рукой склона. И в повороте горнолыжник больше нагружает внутреннюю ногу к повороту.

Фрирайд (Freeride)

Это горные лыжи, которые предназначены для внетрассового катания в горах. Эти лыжи устойчивы к разным условиям снега на склоне и проходимы в рыхлом снегу. Они обладают более широкой талией, чем карвинговые лыжи: от 80 мм и более. Радиус бокового выреза лыжи примерно от 17 до 30 м. Что касается покупки фрирайдовых лыж, то их выбирают длиной плюс-минус 5 см к росту. Нужно быть внимательным, так как фрирайдовые лыжи требуют не менее чем экспертного уровня катания лыжника. Кроме того, что фрирайдовые лыжи являются самыми широкими, они ещё и довольно универсальны и годятся для катания по подготовленным склонам. Самые широкие фрирайдовые лыжи имеют талию 90-110 мм, и предназначены они для катания по целине, глубокому снегу. Такие лыжи (Powder) выбираются длиной в рост лыжника или до 10 см длиннее.

Универсальные горные лыжи (All-Mountain, Allround)

Разновидность лыж, обеспечивающая возможность карвингового катания как по подготовленным склонам, так и выходов вне трассы (на целину, бугры, надувы). Такие лыжи обычно имеют талию в пределах 80 мм (от 68 до 80 мм). Длина универсальных лыж должна быть в рост горнолыжника или же короче на 10 см.

Спортивные горные лыжи (Racing)

Эти лыжи имеют также название Рейсинговые лыжи. Отличаются максимальной жёсткостью для того, чтобы обеспечивать управляемость на высоких скоростях и при больших нагрузках. Рейсинговые лыжи спортсмены используют на крутых спортивных трассах. В свою очередь спортивные лыжи делятся ещё на несколько подвидов:

  • лыжи для слалома

  • лыжи для слалома-гиганта

  • лыжи для ски-кросса

  • лыжи для фристайла
Теперь рассмотрим каждый из данных подвидов.

Спортивные слаломные лыжи – это упругие лыжи с боковым вырезом радиусом примерно 7-15 мм. Имеют большой контраст ширины носка и ширины талии. По длине слаломные лыжи выбираются так же, как и карвинговые: на 10-15 см короче роста лыжника.

Спортивные лыжи для слалома-гиганта и для ски-кросса (их описание можно объединить) – это жёсткие лыжи, боковой вырез которых 17-21 м. Длиной эти лыжи должны быть в рост лыжника или же до 10 см короче.

Лыжи для фристайла (Freestyle) – это лыжи, которые предназначены для акробатических упражнений в специально подготовленных лыжных парках. Лыжи созданы для прыжков с трамплинов, акробатики в пайпе и специально подготовленных бугров (могульная трасса). Фристайловые лыжи твин-типы отличаются высоко загнутыми, скруглёнными задниками, которые обеспечивают приземление спиной вперёд после прыжка. Обычно фристайловые лыжи универсальны для любительского катания на любых склонах.

Как характеристика лыж влияет на её поведение под горнолыжником?

Широкая лыжа – узкая лыжа

Легче кататься на жёстких и леденистых склонах позволяет более узкая лыжа. Она более лёгкая, лучше идёт по бугристой, неровной трассе. Более поворотливая и «живая», так как усилия для перекантовки необходимо меньше.

По глубокому же снегу и целине лучше идёт более широкая лыжа. Она не «тонет», является более стабильной в направлении и более устойчивой.

Что касается ширины носка лыжи, то чем шире носок, тем легче лыжник может выполнить поворот. Горные лыжи с широким носком используются в основном для карвинга.

Лучше всего для внетрассового катания подходит лыжа с широкой талией. Чем шире талия, тем лучше управлять лыжей на различной снеговой поверхности и тем легче лыжа всплывает в глубоком снегу.

Лыжа с более узкой талией поворачивает легче.

Горные лыжи с широкой пяткой используются для карвинга. Чем шире пятка, тем дуга в конце поворота получается глубже.

Боковой вырез лыжи делается большим на слаломных и карвинговых лыжах. Радиус дуг, которыми может ехать лыжник, меньше в зависимости от глубины бокового выреза. К примеру, на коротких склонах под Санкт – Петербургом большой вырез позволяет сделать больше дуг.

Неглубокий вырез большого радиуса делается на фрирайдовых лыжах.

Для внетрассового катания лучше подходит лыжа, носок которой высоко загнут.

Лыжи с плоским носком предназначены для слалома на спортивной трассе, для карвинга на подготовленных склонах.

Мягкая лыжа - жёсткая лыжа

Для начинающих лыжников лучше подойдут мягкие лыжи, так как начинают прогибаться («работать») на меньших скоростях и лучше амортизируют крупные неровности рельефа. Мягкие лыжи лучше идут по пухлому снегу и целине. Модели лыж для начинающих и для фрирайда по целине – это как раз именно мягкие лыжи.

На жёстких и ледяных склонах лучше держат жёсткие лыжи – идут «как по рельсам». Они более чётко ведут дугу. Их труднее ввести в поворот, но зато в конце поворота они отдают всю свою энергию. Жёсткие лыжи предназначены для спорта и карвинга по подготовленным склонам. Требуют большой как технической, так и физической подготовки лыжника.

Длинная лыжа - короткая лыжа

Стабильнее на скорости, устойчивее и легче едут по целине более длинные лыжи. Они подходят для длинных и широких трасс, для «больших гор».

Более короткие лыжи легче поворачивают на склоне. Они более верткие, легче идут по леденистым, жёстким склонам, по неровной и бугристой трассе. Такие лыжи подходят для катания на коротких подготовленных склонах.

Конструкция современных лыж.

Существует 3 типа конструкции горных лыж, а именно:

«Сэндвич».

В лыже, подобно бутерброду, соединено несколько слоёв материалов, каждый их которых «работает». Нижний и верхний слой обычно обеспечивает жёсткость, так как именно эти слои выполнены из жёстких материалов.

Верхний, жёсткий, слой выполняет роль конструктивного «несущего слоя». Снизу к нему прикрепляются остальные слои.

«Короб» (Монокок).

Современный тип конструкции, который противопоставляется двум традиционным: «сындвичу» и «кэпу».

В этой конструкции середина лыжи находится в «обёртке» из синтетических материалов или в металлической оплетке со всех сторон. Это обеспечивает большую торсионную жёсткость лыжи, то есть лыжа не скручивается при нагрузке. Середина лыжи выполнена из дерева или синтетических материалов.

Такая лыжа устойчивее в повороте, менее чувствительна к неровностям рельефа и мягко идёт по дуге.

В характеристиках лыжи довольно важное место занимает виброгашение (гашение вибраций), которое возникает в лыже. Микро-неровности встречаются на любом склоне. Это маленькие бугорки, следы от «ратрака» или жёсткие комки снега. Во время катания лыжа испытывает микро-удары, вследствие чего начинает мелко вибрировать. В этот момент, в момент вибраций, носок и пятка не прилегают к склону. Соответственно, теряется контакт, а управляемость и надёжность поведения лыжи уменьшаются. Что определяет качество виброгашения лыжи? – Её поведение на средних и высоких скоростях. Чем лучше поглощается вибрация, тем точнее лыжа идёт по дуге, тем лучше она держит на жёстком леденистом склоне и стабильнее ведёт себя на больших скоростях. Абсолютно во всех спортивных и экспертных лыжах вопросу виброгашения уделяется внимание. Где будут присутствовать наибольшие вибрации? – Скорее в дешёвых лыжах для начинающих.

Установка креплений.

Современные горные лыжи частью моделей поставляются уже с креплениями. У остальных моделей нВ лыже предусмотрена площадка, которая позволяет устанавливать модели только определённых типов. В случае если лыжа не имеет этой специальной площадки, для установки подойдут любые крепления для установки на шурупы. Желательно устанавливать крепления в сервис-центрах или специальных мастерских при магазинах. В этих местах имеются специальные шаблоны для установки горнолыжных креплений различных производителей.

Фирмы, являющиеся основными производителями горных л ыж .

  • Atomic;
  • Dynastar;
  • Dynamic;
  • Elan;
  • Extrem;
  • Fischer;
  • Head;
  • Kneissl;
  • Nordica;
  • Rossignol;
  • Salomon;
  • Stokli;
  • Volkl.
Средняя современная длина карвинговых любительских лыж для подготовленного склона короче роста лыжника на 5-15 см для мужчин и на 10-15 см для женщин для людей среднего веса. При большем весе рекомендуем лыжи более длинные или более жесткие, при меньшем – наоборот. Если горнолыжник предпочитает более короткие дуги при своем катании, т.е. его стиль катания ближе к спец. слалому или фанкарвингу, то ему нужны максимально короткие лыжи. При более скоростном катании на более длинных дугах и лыжи нужны более длинные, длиной до роста ездока. Для любителя кататься вне подготовленных трасс на мягком или разбитом снегу нужны более широкие модели из группы универсальных или фрирайдных лыж длиной около роста или больше.
Детям, начинающим свою горнолыжную карьеру, предложим лыжи на 10-15 см короче роста. Если ребенок уже управляется с лыжами, то можно предложить лыжи «в рост» на вырост или на усмотрение тренера.
В общем ростовка лыж сильно зависит от конкретной модели. Если это лыжи классической геометрии, то они подбираются + 15…30 см к росту. Современные лыжи карвинговой геометрии подбираются от -20 до +10 см к росту. У многих фирм-производителей существуют специальные таблицы, которые упрощают подбор правильной ростовки.

mob_info