Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика". Дыхательная гимнастика для детей в начальной школе

Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто.

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

В последние десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, то есть создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы – это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.

Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребёнка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2 1178-02 в разделе “Требования к режиму общеобразовательного процесса” рекомендуется:

Примерный объём двигательной активности обучающихся

Ежедневный объём времени, ч

Уроки физкультуры в неделю

Внеклассные формы занятий в неделю, ч

Самостоятельные занятия физкультурой, мин

Виды оздоровительных мероприятий:

  1. Гимнастика до учебных занятий.
  2. Физкультминутки на уроках.
  3. Подвижные перемены.
  4. Спортивный час в группах продлённого дня.
  5. Участие в соревнованиях в учебном году.
  6. Дни здоровья и спорта.

Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей, а тем более у детей.

Возраст от 6 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает своё структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находится в стадии интенсивного развития. С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут). На это следует обратить внимание при организации урока, так как от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во 2-м - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления:



  • упражнения для кистей рук:

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

  • гимнастика для глаз:

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

  • гимнастика для улучшения слуха:

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

  • упражнения для профилактики плоскостопия:

Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

  • упражнения, корректирующие осанку:

Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.

Равновесие

Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

  • дыхательная гимнастика:

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

Возможные ошибки:

  • подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимания степени утомления детей);
  • выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.

И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровья детей. Принцип “Не навреди!” должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

а) мышонок крадётся (движение на цыпочках);
б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).

На морозе

Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем приседаем,
Никогда не замерзаем.

Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.

Упражнения для кистей рук

Показать, как курочка клюёт зернышки.

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

Составление из пальцев овалов.

Лепим снежки

Дети показывают, как они лепят снежки и бросают точно в цель.

Гимнастика для глаз

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. Поочерёдно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.

Гимнастика для улучшения слуха

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Упражнения, корректирующие осанку

а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.

Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.

Равновесие

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Упражнения для профилактики плоскостопия

Поочерёдное поднимание носков и пяток; разведение носков и пяток.

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

Весёлые ножки

Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперёд на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.

Дыхательная гимнастика

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и сдуть “ворсинку” (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и задуть свечи (подул сильный ветерок).

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.

Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди - выдох.

Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа делаем вдох.

Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал И деревья все качал: «ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом вьщох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (вьщох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдохкороче 1-3 счета. Задержка дыхания, вьщох длинный (1-6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через ).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Вьщох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Дышим глубже

Носом - вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

А вьщох -ртом, (Свободное опускание рук - на выдохе.)

Дышим глубже,

(Вдох.) (Выдох.) (Вдох.) (Выдох.)

(Вдох.) (Выдох.)

А потом - Марш на месте, Не спеша, Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,

Накачали шину,

Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой стпрочки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!» 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка крылышками замахала И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи». (Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю, И вздыхаю, и вздыхаю, Опускаю руки вниз, Выдох - паровоза свист. На четыре - вдох глубокий, Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. ( на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх - вдох.)

Потом разведем (Руки в стороны - выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед - вдох, согнуться вперед, расслабиться - выдох.)

За работу нам пора.

Сидит филин на суку И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)

Чайник на плите стоял, (Вдох.)

Через носик пар пускал: (Выдох.)

«Паф-паф-паф-паф».

Что за праздничный парад

Что за праздничный парад, (Вдох.)

Здесь кругом шары летят, (Выдох.)

Флаги развеваются, (Вдох.)

Люди улыбаются. (Выдох.)

Воздух мягко набираем, (Вдох.)

Шарик красный надуваем. (Выдох.)

Пусть летит он к облакам, (Вдох.)

Помогу ему я сам!

Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню , Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре - Снова дышим: Глубже, шире.

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

Шарик красный

Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

И. п. - стоя, руки на поясе.

1 - отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться.

2-3 - задержать дыхание.

4 - И. п., выдох через нос.

Беседа инопланетян

И. п. - сидя.

Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

1 - наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.

2 -И. п., вдох.

3 - то же к другой ноге, выдох.

4 -И. п., вдох.

Ветер качает деревья

И. п. - стоя, руки вверху.

Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе — это отличное средство для поддержания здоровья и отличного настроения учеников. Приведенные ниже упражнения можно смело выполнять каждый день.

Дыхательная гимнастика очень важна для учеников начальных классов. Этот вид занятий позволяет насыщать клетки организма кислородом. Если ребенок научится дышать правильно, то он без труда сможет собой управлять. Уметь правильно дышать - это значит улучшить работу сердца, пищеварительного тракта, мозгового кровообращения, успокоить нервы. При медленном выдыхании воздуха, ребенок расслабляется, успокаивается. Особенно полезны занятия дыхательной гимнастикой детям, которые имеют слабый иммунитет, хронический бронхит, астму и также особенность часто простужаться. Такая гимнастика необходима как реабилитация для тех, кто переболел пневмонией.

Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе позволяет быстро возбуждать кору головного мозга, вследствие чего улучшается активность на уроках.

Прежде чем проводить гимнастику, помещение лучше проветрить и желательно открыть форточку, чтобы обеспечить поток воздуха.

Упражнений по дыхательной гимнастике большое количество, приведем некоторые из них

«Чудесный нос»

Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание.

Потом под присказку делается упражнение:

«Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо,

Потом мое задание — задержать дыхание,

Раз, два, три, четыре,

Дышу глубже, шире.

Упражнение позволяет успокоить нервы, снять излишнюю возбудимость.

«Охотник»

При закрытых глазах дети должны определить запах предмета, но он должен быть ярко выраженным (цитрусовый фрукт, духи и т. п.) . При этом улучшается концентрация внимания.

«Ныряльщики»

Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента пока ребенок уже не может не дышать и «выныривает». Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.

«Воздушный шарик»

Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4) . Потом медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8) .

Упражнение способствует улучшению работы легких.

«Варим кашу»

После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово пых и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.

«Дует ветерок»

Приготовить полоску бумаги. После глубокого вдоха – замедленный выдох на бумажную полоску. Улучшается работа сердечной мышцы, мозговое кровообращение.

Эти полезные упражненияважная часть общеобразовательного процесса в школе. Они помогают сохранить здоровье детей и делают процесс обучения более эффективным. Но все – таки, главным принципом в этом процессе должен быть постулат «Не навреди».

Важно заметить, что упражнения на дыхание улучшают аппетит и нормализуют работу пищеварительной системы детишек. Уже спустя несколько занятий будет заметен положительный результат.

Всем педагогам рекомендовано использовать этот или любой другой комплекс дыхательных упражнений для занятий со своими учениками. Детишки легко соглашаются на его выполнение, ведь это отличный метод отвлечься от уроков и получить невероятный заряд бодрости и энергии. А если включить еще и музыку, то занятия пройдут особенно весело и интересно. Времени на такие занятия уходит совсем немного, но зато положительный результат будет невероятным.

Значение дыхательной гимнастики велико. С помощью приведенных выше упражнений можно поддерживать здоровье детишек, повышать их интерес к учебе, ведь приток кислорода улучшает мозговую активность и внимание.

КОУ ВО «ЦЛПДО»

Методическая разработка

«Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика»

Выполнила: О.В. Шостаковская, музыкальный руководитель, учитель музыки

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Воронеж)

ВОРОНЕЖ, 2016

Дыхательная гимнастика это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

    насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

    повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

    нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

    развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Дыхательная гимнастика в 1 – 4 классах.

Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе - это отличное средство для поддержания здоровья и отличного настроения учеников. Приведенные ниже упражнения можно смело выполнять каждый день. Дыхательная гимнастика очень важна для учеников начальных классов. Этот вид занятий позволяет насыщать клетки организма кислородом. Если ребенок научится дышать правильно, то он без труда сможет собой управлять. Уметь правильно дышать - это значит улучшить работу сердца, пищеварительного тракта, мозгового кровообращения, успокоить нервы. При медленном выдыхании воздуха, ребенок расслабляется, успокаивается. Особенно полезны занятия дыхательной гимнастикой детям, которые имеют слабый иммунитет, хронический бронхит, астму и также особенность часто простужаться. Такая гимнастика необходима как реабилитация для тех, кто переболел пневмонией. Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе позволяет быстро возбуждать кору головного мозга, вследствие чего улучшается активность на уроках.

Прежде чем проводить гимнастику, помещение лучше проветрить и желательно открыть форточку, чтобы обеспечить поток воздуха. Упражнений по дыхательной гимнастике большое количество, вот некоторые из них.

«Чудесный нос» . Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение:

«Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо,

Потом мое задание - задержать дыхание,

Раз, два, три, четыре,

Дышу глубже, шире.»

Упражнение позволяет успокоить нервы, снять излишнюю возбудимость.

«Охотник». При закрытых глазах дети должны определить запах предмета, но он должен быть ярко выраженным (цитрусовый фрукт, духи и т. п.). При этом улучшается концентрация внимания.

«Ныряльщики». Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента пока ребенок уже не может не дышать и «выныривает». Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.

«Воздушный шарик». Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4). Потом медленно выдыхают. Упражнение способствует улучшению работы легких.

«Варим кашу» . После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово «пых» и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.

«Дует ветерок» . Приготовить полоску бумаги. После глубокого вдоха – замедленный выдох на бумажную полоску. Улучшается работа сердечной мышцы, мозговое кровообращение.

Также можно использовать упражнения из раздела «Дыхательная гимнастика в работе с детьми с ОВЗ»

Эти полезные упражнения – важная часть общеобразовательного процесса в школе. Они помогают сохранить здоровье детей и делают процесс обучения более эффективным. Но все – таки, главным принципом в этом процессе должен быть постулат «Не навреди». Важно заметить, что упражнения на дыхание улучшают аппетит и нормализуют работу пищеварительной системы детишек. Уже спустя несколько занятий будет заметен положительный результат.

Источник:http://

Дыхательная гимнастика в 5 – 9 классах.

Дыхательная гимнастика выполняется мальчиками и девочками одновременно. Преимущество предлагаемых комплексов состоит в том, что их могут выполнять дети разного возраста - как основной, так и средней (полной) школы. Регулярное выполнение предложенных упражнений позволяет избавиться от многих негативных явлений, связанных с простудными заболеваниями, ослаблением дыхательной системы, быстрой утомляемостью.

Полное дыхание . Из положения основной стойки выполнять медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот «надувается», выпячивается вперед, грудная клетка расширяется. При выдохе, наоборот, живот втягивается, грудная клетка максимально сжимается. Упражнение выполняется 30-40 секунд.

Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

Комплекс дыхательной гимнастики

Внимание! Предложенные комплексы с задержками дыхания выполняются только здоровыми школьниками, имеющими хорошую подготовленность. Школьники, не имеющие достаточной подготовки, делают упражнения без задержки дыхания.

. Упражнение № 1

Стать прямо, держа руки по сторонам тела.

Сделать полный глубокий вдох через нос.

Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.

Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

Упражнение № 2

Стать прямо, держа руки прямо перед собой.

Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.

Упражнение № 3

Стать прямо, руки вытянуть перед собой.

Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

С силой выдохнуть воздух через рот.

Упражнение № 4

Выполнить упор лежа на гимнастической скамейке, держа руки по сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями.

Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног.

Медленно опуститься в прежнее положение. Повторить это движение 2-3 раза.

С силой выдохнуть воздух через рот.

Упражнение № 5

Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь свой вес на руках.

Медленно отодвинуться назад, делая это при помощи мускулов рук и держа все тело напряженным.

С силой выдохнуть воздух через рот.

С помощью приведенных выше упражнений можно поддерживать здоровье учащихся, повышать их интерес к учебе, ведь приток кислорода улучшает мозговую активность и внимание.

Источник:

Дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ.

В работе c детьми с ОВЗ необходимо использовать дыхательные гимнастики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует улучшению нервно-психического состояния и повышению работоспособности, выносливости детей.

Считается, что дыхательная гимнастика Стрельниковой является уникальным методом, помогающим укрепить здоровье и избавиться от некоторых заболеваний. И если вы решили начать применять метод Стрельниковой, то приступать к занятиям нужно так:

в первый день начать с первых трех упражнений и делать два раза в день, а потом ежедневно добавлять ещё по одному упражнению. Если вначале будет тяжело, то перерывы внутри упражнений можно делать не три – пять секунд, а увеличить до десяти. Во время упражнений нужно думать только о вдохе носом (чтобы он был резкий и шумный – это основа данного метода), выдох должен быть пассивным, желательно через рот. Также вдох должен осуществляться вместе с движениями, а все движения должны выполняться с частотой от 100 до 120 в минуту. На одно занятие должно затрачиваться не более получаса. Стараться заниматься нужно всю жизнь, хотя бы раз в день.

Показания дыхательной гимнастики Стрельниковой

Данный метод оказывает на человеческий организм лечебное влияние в комплексе:

    положительно действует на все обменные процессы, улучшает кровоснабжение органов, особенно легких;

    восстанавливает нарушенные из-за патологических процессов нервные регуляции органов и систем;

    делает дренажную функцию бронхов намного лучше;

    способствует восстановлению нарушенного дыхания через нос;

    содействует устранению морфологических изменений в системе легких и бронхов (например, спайки),

    повышает сопротивляемость организма к различным неблагоприятны условиям внешней среды,

    повышает тонус;

    оказывает оздоровление при нервно-психических расстройствах;

    помогает в исправлении различных деформаций (небольших) грудной клетки и позвоночника;

    помогает привести в хорошее состояние некоторые нарушенные функции системы кровообращения, укрепляют сосуды;

    помогает в рассасывании воспалительных инфильтратов, расправляет спавшиеся участки легких,

    улучшает лимфообращение,

    снимает местные застойные явления.

Эти положительные эффекты определялись на основании исследований функций внешнего дыхания: спирометрия, проба Генче; оценки газового состава крови, показателей электрокардиографии, рентгенографии легких, артериального давления, оценки самочувствия пациента и других методов.

Использовать данный метод могут и здоровые люди (так как эта гимнастика оказывает положительный эффект на весь организм в целом и способствует профилактике заболеваний), и люди имеющие заболевания, особенно системы дыхания:

    различные формы туберкулеза,

    разные степени тяжести бронхиальной астмы,

    бронхит острый и хронический, в том числе аллергической природы

    ринит острый и хронический.

Метод используется параллельно лечению лекарственными препаратами.

Противопоказания дыхательной гимнастики Стрельниковой:

    острые состояния с высокой температурой,

    тяжелая патология любых систем органов,

    острые тромбофлебиты,

Также перед начало занятий педагог должен проконсультироваться со школьным медицинским работником.

Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой

1. Упражнение «Ладошки»

И.п. (исходное положение) – стоя:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

2. Упражнение «Погончики»

И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

В норме 12 раз по 8.

3. Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

И.п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. – основная стойка). Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон + вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

Ограничения:

Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках – не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать.

Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

4. Упражнение «Кошка» (полуприсед с поворотом)

И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.

В норме упр. выполняется 12 раз.


5. Упражнение «Обними плечи»

И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12 раз – 8 вдохов-движений. Можно выполнять в разных исходных положениях.

6. Упражнение «Большой маятник»

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть. Выдыхать произвольно между вдохами.

В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

Ограничения:

Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков.

При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного.

Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным.

Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

7. Упражнение «Повороты головы»

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

В норме: 12 раз.

8. Упражнение «Ушки»

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!

В норме: 12 раз.

9. Упражнение «Маятник головой» (вниз и вверх)

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох. Поднять голову вверх (смотреть в потолок) - вдох. Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

В норме: 12 раз.

Ограничения:

Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия, повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно-грудного отдела.

При данных заболеваниях не стоит делать головой резких движений в таких упражнениях как «Ушки», «Повороты головой», «Маятник головой». Поворот головы выполняйте небольшой, но вдох – шумный и короткий.

10. Упражнение «Перекаты»

1) И.п. – стоя, левую ногу вперед, правая – назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога – прямые. Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).

Важно помнить:

1 – приседания делается вместе со вдохом;

2 – центр тяжести переносить на ногу, на которой выполняется приседание;

3 – после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.

В норме: 12 раз.

2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.

Данное упражнение делается только в положении стоя!!!

11. Упражнение «Шаги»

1) «Передний шаг».

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

В норме: 8 раз – 8 вдохов.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

Ограничения:

Ишемическая болезнь сердца, заболевания сердечно-сосудистой системы, перенесенный инфаркт, врожденные пороки.

При наличии травм ног и тромбофлебитах выполнять упражнение нужно сидя и лежа, очень аккуратно. Паузу можно увеличить до 10 сек. При таком заболевании необходима консультация хирурга!

При беременности и мочекаменной болезни колено не поднимать высоко!

2) «Задний шаг».

И.п. - то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение – выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.

В норме: 4 раза – 8 вдохов.

Источник:

В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, ребенок отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.

Как «дышит» тесто? Пых - пых - пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. ЧАСИКИ.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Упражнение 5. ЛЫЖНИК.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Упражнение 6. КАЧЕЛИ.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Упражнение 7. КАША КИПИТ.

И.п. сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Упражнение 8. БЕГЕМОТИК (облегченный вариант пред. упр.).

И.п. лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Упражнение 9. ЧАСИКИ.

И.п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Упражнение 10. НАДУЙ ШАРИК.

И.п. ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ф-ф-ф».

Упражнение 11. «ШАРИК ЛОПНУЛ».

«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Упражнение 12. «ТРУБАЧ».

И.п. сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Упражнение 13. «ВОРОНА» .

И.п. ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «кар-р-р», максимально растягивая звук [р].

Упражнение 14. «КУРОЧКА».

И.п. ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Упражнение 15. «ЖУК».

Ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Упражнение 16. «ПЕТУШОК».

И.п. стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Упражнение 17. «ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК».

Ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Упражнение 18. «ПАРОВОЗИК».

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-ту-у-у». Продолжительность – до 30 секунд.

Упражнение 19. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ».

И.п. стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Упражнение 20. «ГУСИ ЛЕТЯТ».

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Упражнение 21. «БРОСИМ МЯЧ».

И.п. стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Упражнение 22. «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК».

И.п. лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Упражнение 23. «ВОЛНА».

И.п. лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Упражнение 24. «ДЕРЕВО НА ВЕТРУ».

И.п. сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Упражнение 25. «НОЖНИЦЫ».

И.п. сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Упражнение 26. «ХОМЯЧОК».

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Упражнение 27. «НЫРЯЛЩИКИ».

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Упражнение 28. «ПОДУЕМ НА …».

И.п. ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
На солнце горячо
Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой. Взрослый приговаривает:

«Подуем на живот,
Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь - на облака
И остановимся пока».

Дети могут быть в восторге от следующих дыхательных упражнений:

Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.

Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет.

Когда все приведенные выше упражнения хорошо освоены, можно их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения, глазодвигательные и т. д.). На заключительном этапе дыхательные упражнения выполняются стоя.

Кроме того, во время занятий с детьми можно использовать дыхательные игры. Они придутся по нраву не только детям. В компании взрослых детей эти игры также имеют определенный успех.

«Бульканье».

Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

«Боевой клич индейцев».

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

«Мыльные пузыри».

Эта забава известна всем. Научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

«Филин» или «Сова».

День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уф-ф-ф». Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

«Поединок».

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

«Пушок».

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

«Ветряная мельница».

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Снегопад».

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Листопад».

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Парящие бабочки».

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение 1.

Задание: О .

Инструкция: «Предлагаю задание на победителя. Встаньте, распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох (знак); произнесите звук О как можно дольше (знак)».

На первых порах учитель может быть дирижёром: медленным движением руки задать скорость выдоха. Упражнение можно усложнить: снять дирижирование, предложить произнести заданный звук как можно дольше громко, тихо, от громкого постепенно переходя к тихому, от тихого – к громкому; пропеть заданным звуком какую-либо известную детям мелодию…

Задание: УУУУУ .

Инстукция: «Встаньте; распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый кратко произнесите точное количество звуков».

Дети в данном случае производят действие, сходное с чтением слова из четырёх букв. Усложнение задания заключается в увеличении количества просматриваемых знаков, в ускорении их произнесения. Ученики сами выводят условия, при выполнении которых можно стать победителем: надо, быстро просматривая написанные буквы, назвать каждую из них без пропусков и добавлений.

Нужно сказать, что просматривание ряда знаков дети осуществляют быстрее, чем их проговаривание. Поэтому можно изменить организацию работы, например, так: учитель быстро произносит ряд букв, то увеличивая, то уменьшая их количество. Дети, следя глазами, определяют правильность выполнения задания или весь класс хором озвучивает написанный ряд букв, ритм задаёт ведущий – сильный ученик или учитель.

Подобные задания можно выполнять и с другими гласными.

Например:

Упражнение 2. «Гарью пахнет» - тренировка энергичного вдоха и пассивного выдоха. Сделать короткий сильный вдох носом – «гарью пахнет» - и медленный выдох. Повторить 5 – 8 раз.

Упражнение 3. «В цветочном магазине» - тренировка медленного плавного вдоха и продолжительного пассивного выдоха. Медленно, но сильно вдыхайте воздух (на счёт от 1 до 5 про себя) задержите на счёт 1-3, замирая от восхищения, и медленно с междометием «а-а-ах» произведите плавный выдох (на счёт от 1 до 5). Повторите 5 – 6 раз.

Упражнение 4. «Свеча» - тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое пламя свечи. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном состоянии.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см. Взять её в правую руку и дуть на неё спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 5. «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного выдоха. Представьте себе свечу большого размера. Её трудно погасить, но сделать это надо обязательно. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу». Пламя отклонилось, но не погасло. Ещё сильнее дуньте, ещё сильнее! Ещё! Ещё!

Упражнение 6. «Накачать шину» . Наклоните туловище – вдох короткий, очень шумный. Вернитесь в исходное положение – выдох. «Накачивайте шину» ритмично, легко, не разгибайтесь до конца. Повторите 5-6 раз.

Упражнение 7. «Звукоподражатель» . Вспомните и воспроизведите, как жужжат: пчела – жжжж…, шмель – жьжьжьжь… , муха вввв…, комар звенит зззз…, ветер свистит – сссс…, лес шумит – шшшш… .

Упражнение 8. «Пила» . Имитируйте пилку дров, сопровождая движения рук звуками: сссс – рука с силой к себе, сссс – рука с силой от себя и т.д.

Упражнение 9. «Звонок» . Настойчиво «нажимайте на кнопку электрического звонка: рьрьрьрь… рьрьрь.

Упражнение 10. «Алфавит» . (когда дети знают все буквы) Глубокий вдох: на медленном, порционном выдохе произносятся буквы алфавита, исключая Й, Ь, Ъ (начало выдоха – буква а , конец выдоха – буква я ).

Упражнение 11. « Задуйте свечу» . Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Упражнение 12. « Побрызгайте бельё водой» (в один приём, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

Упражнение 13. « В цветочном магазине» . Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Упражнение 14. «Егорки» . Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором)

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка … (и т.д. до полного выдоха)

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Наиболее сложным упражнением является следующее, соединяющее движение, дыхание и речь:

Упражнение 15. «Скакалка» . На 48 стоп – 48 прыжков. Стихи произносятся по слогам, чётко выделяется ударный слог. Вдох – начало строки, выдох – конец строки (4 прыжка на строчку). Во время прыжков дыхание не задерживается.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы:

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило,

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

И не прыгаю я словно,

Раз – два, раз – два, раз – два, раз!

Можно прыгать целый час…

  • Медвежата .

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м].

Мам, мёду б нам,

Мам, молока бы нам.

  • В лифте .

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

  • Ручка в зубах .

Напишите в воздухе молча своё имя.

Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.




mob_info