Кинезиология. Кинезиологические упражнения

Слайд 2

Содружество полушарий

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Слайд 3

Левое полушарие

Отвечает за логическое – аналитическое мышление Анализирует факты Обрабатывает информацию последовательно по этапам Обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза) Обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму Запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание Понимает только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем Планирует будущее Контролирует движение правой половины тела Отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений. Различение ритма музыки Отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами Отвечает за планирование

Слайд 4

Правое полушарие

Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки Отвечает за интуицию и интуитивную оценку Может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации) Реализует процессы дедуктивного мышления Обрабатывает невербальную информацию Запоминает образы, Лица, картины, Позы, Голоса Способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию Ориентируется в настоящем Контролирует движение левой половины тела Отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке Отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству Отвечает за эмоциональные реакции

Слайд 5

Кинезиологические физминутки

«Кулак –ребро –ладонь» Три положения на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.

Слайд 6

Кинезиологическиефизминутки

«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 7

Кинезиологические физминутки

«Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Слайд 8

«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

Слайд 9

«Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». «Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Слайд 10

«Горизонтальная восьмерка» Упражнение усложняется по неделям. 1-2 недели. Упереться языком во рту в зубы, стараясь вытолкнуть наружу. Расслабить язык. Повторить 10 раз. 3-6 недели. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. 7-8 недели. Одновременно с глазами следить за движениями пальцев выдвинутым языком.

«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга.
Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
(Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Одним из универсальных методов является кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Цель презентации: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей к школе.

Задачи:

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Методологическая основа : данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно - развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации испособствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Использование презентации

Презентация используется для просвещения педагогов в детских дошкольных образовательных учреждениях и учителей в начальной школе для эффективной и результативной работы в воспитательно-образовательном процессе.

Комплекс кинезиологических упражнений

Бубнова Светлана Юрьевна, педагог-психолог высшей категории МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 71» города Нижнекамска Республики Татарстан. Педагогический стаж 24 года, в должности педагога–психолога 5 лет. Во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог–психолог России – 2010» на республиканском этапе заняла 3 место. Разработала авторское методическое пособие «Развитие психических процессов и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе», которое презентовала на республиканском конкурсе «Ярмарка педагогических идей», в 2009 году. Люблю классическую музыку, имею музыкальное образование, занимаюсь спортом, особенно нравятся велосипедные прогулки. Хобби: вязание и вышивание.

«Игры в садике» - «Колечко». Кинезиологические упражнения. Дети с большим удовольствием, интересом выполняют необычные задания. «Лезгинка». «Оладушки». Зачем нам это. Игры и упражнения в детском саду. «Кулак - ребро - ладонь». Где ты пальчик. "Ухо - нос". Кинезиология- наука.

«Использование игровых технологий» - Преобладающие методы: проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые. По игровой среде. Подход к ребенку: гуманно-личностный, субъект-субъектный. Типы проектов. Формирование проектной деятельности, проектного мышления. Логико малыш. Подвести детей к пониманию различных абстрактных понятий. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

«Детские игры» - Педагогическое руководство играми. Форма организации детской жизни. Предметно-игровая среда. Пути совершенствования в организации игровой деятельности. Педагогическое руководство играми детей. Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры. Игра. Советы В.А. Сухомлинского. Анкета для родителей.

«Влияние игры на ребёнка» - Самокат. Время, потраченное на игры. Большинство родителей. Выбор верной стратегии. Значение игр. Причина конфликтов. Плюшевые игрушки. Самые вредные компьютерные забавы. Что такое покемон. Свои игры. Дети всегда во что-нибудь играли. Игры прошлого забыты. В мире игр и игрушек. Бизнес. Карты и игровые шарики.

«Игровые технологии воспитания» - Звуковая культура. Знакомство со звуками. Использование игровых технологий. Пальчиковая игра «Рыбки». Пояснительная записка. Тематическое планирование по программе «Лесные истории». Лексико - грамматическая работа. Сюжетно-ролевая игра «Живая картинка». Содержание программы. Возможность понимать речь.

«Берегите детей от игрушек» - Информация об игрушке. Сертификация игрушки. Агрессивные игрушки. Игра. Игра для ребенка. Игрушки для коллекционирования. Защитники. Утешители. Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника. Игрушки для проявления заботы. Игрушки для идентификации в ролевой игре. Педагогическая оценка игрушки. Как выбрать игрушку для ребенка.

Всего в теме 16 презентаций

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста Речь дошкольника односложная, состоящая из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Речь бедная, недостаточный словарный запас. Присутствие в речи дошкольника сленговых слов, употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция


Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.


Кинезиологический метод Он возник в шестидесятые годы прошлого столетия на стыке прикладной психологии, медицины и педагогики. Включив в себя опыт древности и современные научные достижения. И направлен на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях. Левое полушарие Правое полушарие Математическое Знаковое Речевое Логическое Аналитическое Слуховая информация Постановка целей и программ Гуманитарное Образное Творческое Координация движений Пространственное зрительное Кинестическкое восприятие


Задачей метода: является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Цели: - развитие межполушарной специализации; - развитие межполушарного взаимодействия; - синхронизация работы полушарий; - развитие мелкой моторики; - развитие способностей; - развитие памяти, внимания, речи; - развитие мышления; - устранение дислексии.


Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.


Упражнения выполняются комплексом. Продолжительность занятий минут. Периодичность- ежедневно. Время занятий- утро, день.






«Кулак, ребро, ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Упражнение выполняется вместе с педагогом, затем по памяти – 8-10 повторений. Выполняется сначала правой, затем левой рукой и двумя руками вместе.












«Качание головой» Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону. «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. «Вращение» Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем вращать обеими кистями против часовой стрелки (сначала однонаправленной, затем разнонаправлено). Одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.


Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы.


Список литературы Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников М: ТЦ Сфера, с. М.М.Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, Б.Н.Чумаков «Валеология»М.: Педагогическое общество России, Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков»М.; изд. Центр «Вентана-Граф» Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

Cлайд 1

Cлайд 2

Презентация педагога-психолога МБДОУ д/c № 23 "Светлячок" Шовгеня Юлии Владимировны Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии

Cлайд 3

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Cлайд 4

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: Развитие межполушарного воздействия,способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи: развитие межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти,внимания, речи; развитие мышления

Cлайд 5

«ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того,чтобы творчески осмыслить любую проблему,необходимы оба полушария Левое полушарие Правое полушарие

Cлайд 6

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за логически-аналитическое мышление; анализирует факты; обрабатывает информацию последовательно по этапам; обеспечивает процессы индуктивного мышления(в начале осуществляется процесс анализа,а затем синтеза) ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; отвечает за интуицию и интуитивную оценку; может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа

Cлайд 7

Л Е В О Е П О Л У Ш А Р И Е П Р А В О Е П О Л У Ш А Р И Е Обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму; Отвечает за математические способности, работу с числами; Отвечает за планирование Обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах; Ориентируется в настоящем; Контролирует движение левой половины тела

Cлайд 8

ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ПОЗВОЛЯЕТ УЛУЧШИТЬ У ВОСПИТАННИКОВ: память, внимание речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю

Cлайд 9

КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Cлайд 10

Виды кинезиологических упражнений: Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Cлайд 11

Важное условие-систематичность занятий Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия: Занятия проводятся утром по 10-15 минут. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов. Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

mob_info