Индийская айенгара-йога. Описание и история айенгар йоги

Этот стиль йоги получил название по имени основателя – БКС Айенгара.

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился 14 декабря 1918г. В 16 лет, чтобы улучшить здоровье, он начал обучение у Шри Тирумалай Кришнамачарьи . Занятия с ним были жесткими и динамичными, что предполагало большие физические затраты. Такая активная практика давалась ему тяжело, что натолкнуло на мысль о необходимости создания более щадящего метода.

Первые уроки он начал проводить еще юношей, ведя классы для женщин. После изучения теоретических материалов и получения практического опыта преподавания, Айенгар начал адаптировать йогу под возможности неподготовленных, ослабленных и больных людей.

Особенности Айенгар йоги

Решив сделать свой метод доступным для большинства, Айенгар предложил использовать дополнительные приспособления. Это позволило эффективно заниматься не только физически подготовленным людям, но и тем, кто недавно перенес травмы или имеет хронические заболевания.

Валики, одеяла, кирпичи, ремни, стулья, веревки – это часть приспособлений, которые используют приверженцы данного направления. Оборудование делает практику безопасной, комфортной и уменьшает болезненные ощущения, помогает отстроить асану правильно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Айенгар йога – путь к здоровью

Большое внимание Айенгар уделял оздоровлению организма. Он добивался терапевтического воздействия за счет кропотливой отстройки асан и длительного нахождения в них. Статическое удержание позы воздействует не только на мышцы, связки и суставы, но и на психологическое состояние практикующих. Осознанное выполнение оздоравливает и тело, и психику занимающихся.

Уроки Айенгар йоги: кому подойдут?

Занятия по методу йога Айенгара отлично подойдут начинающим практикам. Особое внимание на них уделяется выравниванию тела и его симметричной отстройке. Поэтому люди, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата, смогут увидеть положительную динамику после первых занятий.

Уровни занятий

Этот метод содержит комплексы для начинающих и продолжающих. Существует 4 уровня: начальный-1, начальный-2, основной и интенсивный. Иногда выделяют подготовительный уровень – он является подготовкой к более сложным занятиям.

Во всех последовательностях особое внимание уделяется асанам стоя и перевернутым асанам.

Книги Айенгара

Айенгар написал множество книг, где описывал свою методику. В них можно найти комплексы по йоге Айенгар для всех желающих. В том числе есть занятия терапевтической йогой, где специальные программы составлены для борьбы и профилактики множества заболеваний. Мы рекомендуем к прочтению:

  • «Свет жизни: Йога» Б. К. С. Айенгар
  • «Прояснение йоги - йога дипика» Б. К. С. Айенгар
  • «Прояснение пранаямы - пранаяма дипика» Б. К. С. Айенгар
  • «Йога. Путь к здоровью» Б. К. С. Айенгар
  • «Комментарии к «Йога-сутрам» Патанджали» Б. К. С. Айенгар

Йога – жемчужина для женщин

БКС Айенгар совместно со своей дочерью разработали последовательность занятий йоги для женщин. Поэтому книга, автором которой стала Гита Айенгар «Йога для женщин» (или «Йога – драгоценность для женщины») – это помощник в адаптации комплексов йоги для женского организма.

Онлайн уроки по йога Айенгара развивают осознанность, терпение и способность к концентрации. Чтобы выполнить комплексы более эффективно, используйте специальное оборудование для йоги или замените его вспомогательными средствами, которые вы найдете дома.

Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.

Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике , которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире. Йога Айенгара особенно привлекает начинающих йогинов, вставших на путь гармонического развития личности и испытывающих трудности с правильной отстройкой асан.

История направления

Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.

Выходец из небогатой брахманской семьи, болезненный юноша в начале своего пути изучал жесткую систему динамичной практики, предполагающую наличие силы духа, упорства и больших физических резервов у ученика, поэтому обучение давалось Айенгару очень тяжело. Но именно эта «сложность» дала ему уникальное понимание и позволила сделать свое тело сильным и выносливым уже через несколько лет после начала занятий.

Именно тогда Б.К.С. Айенгар начал проводить свои первые уроки. Интересно, что его первыми учениками были женщины, которые не могли осваивать практику под руководством взрослого мужчины, поэтому Шри Кришнамачар предложил эту работу юноше.

Последний был вынужден обратиться к многочисленным книгам и глубоко изучить мастерство выполнения асан. Так началось становление Гуруджи.

В результате многолетней практики к нему пришло понимание, что ослабленные и больные люди более остальных нуждаются в возрождающем и исцеляющем действии йоги. Айенгар в течение нескольких десятков лет изучал терапевтическое воздействие асан и на организм, многие из которых он отрыл заново для широкого йогического общества. Результатом его кропотливой работы стал новый статический стиль, представляющий собой адаптированную для европейцев «мягкую» систему развития возможностей человека.

Айенгар стремился сделать йогу доступной для большого количества учеников, однако достичь ему этого удалось только в семидесятых годах прошлого века, когда он открыл Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар, названный так в честь собственной жены. Так появилась школа – переосмысленная система обучения основам духовных и физических практик.

В конце 90-х годов прошлого года знаменитый гуру впервые посетил нашу страну по приглашению Министерства Здравоохранения. До этого времени адепты данного стиля занимались йогой в основном по книге «Йога Дипика», написанной Айенгаром. После перестройки ситуация кардинально изменилась, и новый стиль стал достоянием широкого круга лиц. Вскоре в Москве появились первые школы данного направления, а в 2003 году Ассоциация йоги Айенгара официально начала свое существование.

В настоящее время 350 ассоциаций объединяют преподавателей и практикующих этот стиль по всему миру.

Особенности стиля

Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.


Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.

Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.

Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.

Интересно, что данная школа, в отличие от некоторых других стилей, не акцентирует внимание на вегетарианстве, как на самой предпочтительной диете. Б.К.С Айенгар не раз подчеркивал, что отказ от пищи животного происхождения еще никого не сделал святым, однако, когда человек занимается йогой, он слышит голос своего тела, голос умеренности, который предлагает именно ту пищу, которая приятная и полезна организму. И этот голос необходимо услышать. Таким образом, человек без насилия над собой постепенно приходит к вегетарианству.

Йога Айенгара - это путь к здоровью.

Уровни йоги Айенгара

Состоит из подготовительного класса и четырех базовых уровней (начальный, начальный-2, основной и интенсивный), программы которых различаются по уровню сложности. Все практикуемые асаны разделены на категории, соответствующие различным уровням подготовки учеников.

Опытные преподаватели рекомендуют совмещать посещение базовых классов с терапевтическими. Последние предлагают антистрессовые, восстанавливающие, женские, детские и другие программы йога-терапии. Кроме того, существует учительский класс, программа для людей старшего возраста и подготовка к Пранаяме, заключающаяся в обучении наблюдению за дыханием.

Обучение происходит от простого к сложному. Опытные наставники предостерегают новичков от выполнения сложных асан, поскольку их тело и способность к концентрации еще не стабильны.

Стоячие асаны являются основополагающими инструментами метода, именно с них начинает развитие практики. Дело в том, что эти позы лучше других способствуют укреплению тела, подготавливая физическую оболочку, эмоциональное и ментальное состояние ученика к более сложным этапам программы.

Эффект

Стиль школы поднимает жизненный тонус, улучшает общее состояние здоровья и внешности, приостанавливает развитие искривлений позвоночника и возвращает подвижность суставов, укрепляет иммунитет и нормализует давление.

Регулярная практика позволяет успешно противостоять стрессам и депрессивным состояниям, она снижает нервную возбудимость и способствует общей гармонизации личности путем постепенной сознательной трансформации тела, сознания и ума.

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Число приверженцев здорового образа жизни с каждым годом увеличивается, как и количество тех людей, которые выбирают лечение без таблеток. Для многих своеобразной «таблеткой» от имеющихся заболеваний стала практика «йоги» и в особенности один из ее видов, ориентированный на улучшение работы всего организма – Айенгар – йога.

Йога Айенгара и ее основатель

Айенгар-йога возникла на базе хатха-йоги в 1975 году, благодаря необходимости Беллура Кришнамачарома Сундарараджи Айенгара избавиться от некоторых заболеваний. Будущий мастер йоги, изучив подробно древние трактаты, дополнил комплекс классической хатха-йоги множеством асан, таким образом, отсекая в некоторой степени духовную составляющую йоги, и одновременно делая особый упор на физиологию и здоровье.

В комплексе йога Аенгара представлено около 250 асан, каждая из которых испробована гуру лично и имеет четкое направленное воздействие на работу внутренних органов. К слову сказать, Сундарараджи Айенгар, прожил до 95 лет и до последних дней своих жизни практиковал йогу сам и обучал ей желающих.

История распространения учения

Конечно, разрабатывая йогопрактику восстановления организма, сам гуру и не предполагал, что его учение приобретет такую популярность по всему миру. Более того, труды Шри Кришнамачарьи Айенгара изложен в таких книгах, как «Свет жизни:йога», «Искусство йоги», «Дерево йоги», «Прояснение пранаямы» и некоторых других. Занимаясь преподаванием йоги, гуру и не подозревал, что его метод обретет столько последователей и сама практика станет одним из популярных видов йоги даже в России.

По свидетельствам учеником Айенгара, будучи молодым, он увлекался более динамичной и тяжелой для тела практикой, благодаря чему появилась Аштанга-Виньяса-йога, выделенная в качестве самостоятельной практики по методу Айенгара учеником гуру – Патабхи Джойса. Со временем, Шри Кришнамачарьи, осознав, что такая довольно жесткая практика, к большому сожалению, доступна не многим, а лишь хорошо физически подготовленным воинам, йога Айенгара трансформировалась в более медленную, медитативную практику.

Что такое Йога Айенгара

Основы йоги Айенгара описаны детально в книге гуру «Пояснения йоги», согласно которым наиболее важным во время занятий представляется положение тела – оно должно быть расслабленным и в таком случае можно говорить о правильности выполнения асаны. Характерно, что йога Айенгара имеет несколько уровней, что позволяет заниматься людям с разной степенью подготовки – от новичков до мастеров йоги.

Благодаря особому методу использования различных подручных средств во время занятий удается существенно понизить мышечную нагрузку, что позволяет усилить эффективность занятий за счет большего расслабления тела. К такого рода предметам можно отнести:

  • кирпичи;
  • деревянные брусья разных размеров;
  • подушки и валики;
  • ремни;
  • стулья;
  • одеяла.

Представленный инвентарь позволяет даже новичкам в небольшие сроки усвоить базовые асаны йоги Айенгара.

Особенности йоги Айенгары

Одна из наиболее важных особенность Айенгар-йоги, отличающая данный ее вид от многих других – это медитация, достигаемая не по окончании всего комплекса, а в процессе его выполнения, так называемая медитация действия. Сущность ее проявляется в том, что человек, находясь в асанах, параллельно пытается осознать те участки тела, на которые опирается данная поза. Если сначала для сознания представляется большой сложностью достижение концентрации на разных частях тела, то постепенно, по мере углубления в практику, человек начинает осознавать все тело одновременно, приобретая целостное восприятие. Таким образом, сознание со временем научается входить в медитативное состояние.

Говоря о других особенностях йоги Айенгара, следует отметить, что они проявляются:

  • в статичном выполнении асан при помощи всевозможных приспособлений (ремни, валики и другое);
  • постепенном освоении практики от простых асан к более сложным, увеличивая также время пребывания в асане;
  • чередовании стоячих асан, поз, основанных на прогибах и наклонах, асан на баланс и скруток;
  • уделении особого внимания перевернутым позам;
  • равномерном расслаблении и вытяжении тела во время пребывания в асане;
  • детальном объяснении каждой позы во время занятий;
  • выравнивании тела в процессе занятий, придания ему симметричности, гибкости и силы, что одновременно влечет за собой также и изменения на уровне энергетики тела.

Перечисленные выше особенности Айенгар-йоги говорят об индивидуальном подходе к каждому конкретному человеку на протяжении занятий, что делает данную практику, в сравнении с другими, более доступной.

Преимущества практики

В сравнении с классической йогой, Айенгар-йога имеет некоторые преимущества. Одно из важнейших проявляется в том, что данный вид йоги позволяет быстрее достигнуть правильного выполнения асан, благодаря используемому инвентарю, снимающему излишнее напряжение с тела. Другие преимущества йоги айенгара касаются главным образом воздействия на организм человека, среди них такие, как:

  • улучшение состояния организма;
  • укрепление костно-мышечной системы;
  • улучшение работы сердца;
  • нормализация нервной системы;
  • укрепление иммунитета;
  • избавление от боли в спине и других мышечных болей;
  • стабилизация гормонального фона;
  • повышение выносливости, концентрации, гибкости.

Кроме выше перечисленного, стоит отметить, что данный вид йоги повышает стрессоустойчивость, улучшает взаимоотношения и избавляет от вредных привычек.

Методы снижения нагрузки на мышцы

Как уже говорилось выше, благодаря использованию некоторого оборудования, техника выполнения асан становится значительно проще. Дело в том, что основу данного вида йоги изначально составляли стоячие позы, но без специальной подготовки их выполнение может быть затруднено, однако при использовании ремня, который одевается на ступни, выполнить наклон и дотянуться до кончиков пальцев руками становится в разы проще.

Причина такого упрощения кроется в том, что используемый инвентарь снимает излишнее мышечное напряжение, вследствие чего тело расслабляется, и необходимое положение в асане достигается быстрее.

Ощущения и эффект

Уже с первых занятий можно ощутить, как меняется состояние человека, как физическое, так и психологическое. Снимается утомляемость, повышается работоспособность, улучшается настроение. Если говорить о физиологических составляющих, то самое первое, что можно отметить – меняется цвет кожи, улучшается пищеварение и меняются вкусовые предпочтения в пользу правильного питания.

По мнению многих женщин, йога Айенгара не только помогает похудеть (тот факт, что уже привлекает многих заниматься йогой), но и избавляет от проблем с репродуктивной системой, налаживает работу женских органов и способствует наступлению беременности.

Методика использования опор

Уникальность Айенгар-йоге придают так называемые опоры, внедренные в данную практику. Тем, кто давно практикует йогу, известно, что неверное выполнение асан уменьшает оздоравливающий эффект. В учении Кришнамачарома Сундарараджи Айенгара методом постоянных практик удалось решить эту проблему при помощи использования подручного инвентаря. К примеру, для постепенного привыкания мышц и связок к нахождению в асане, используется ремень. При помощи него можно улучшить пребывание в таких позах, как:

  • гомукхасане;
  • пашчимоттаносане;
  • эка пада раджак апотасане.

В пашчимоттаносане также часто используют брусья и даже кирпичи. Невысокие подушки, валики и одеяла используют в супта баддха коносане, сукхсане, швасане, с помощью них снимается напряжение в поясничном отделе. В целом благодаря всем используемым подручным средствам йога Айенгара – одна из самых комфортных практик.

Кому подойдет

Йога Айенгара одна из тех разновидностей йоги, которая подходит практически каждому, независимо от состояния здоровья (за редкими исключениями). Особо рекомендована она тем, кто:

  • испытывает проблемы со здоровьем;
  • имеет слабый иммунитет;
  • никогда ранее не практиковал ни один вид йоги;
  • имеет плохую физическую подготовку и растяжку.

Имея какие-либо травмы в прошлом или хронические заболевания, необходимо сказать это наставнику, чтобы он мог сделать индивидуальную корректировку занятий.

Польза и эффект от занятий

Конечно, о пользе практики йоги уже многое сказано, тем не менее, не будет лишним сказать о том, что занятия по методу Айенгара:

  • повышают жизненный тонус;
  • хорошо влияют на общее физическое, внешнее и психологическое состояние человека;
  • являются хорошей профилактикой сколиоза и любых заболеваний, связанных с позвоночником;
  • делают суставы подвижными, а мышцы гибкими;
  • приводят давление в норму;
  • повышают защитные функции организма;
  • препятствуют появлению стрессов и депрессий;
  • нормализуют сон;
  • способствуют общей позитивной направленности личности.

Йога Айенгара для начинающих

Для начинающих йога по методу Айенгара удобна, прежде всего, потому, что только начавшему практиковать, важно понять работу тела в асане, а в данном виде йоге как раз имеет место четкое построение каждой позы. Также большое внимание уделяет тренер контролю сознания во время занятий. Такая детальная проработка позволяет глубже понять суть асан и быстрее войти в йогу.

Занятия в студии выстроены ступенчато, что позволяет в индивидуальном ритме продвигаться от простых асан к более сложным, параллельно осваивая техники пранаямы и медитации. В домашних условиях проводить занятия данным видом йоги довольно сложно из-за различных необходимых для практики приспособлений, в первую очередь. Но, нет ничего невозможного, ведь если есть желание практиковать йогу, то простые в обиходе вещи, такие как стул, диванные подушки и валики, можно переквалифицировать в инструментарий для йоги.

Кроме того, тому, кто мало знаком с йогой, необходимо знать, что существует небольшие противопоказания к занятиям, такие как температура, наличие простудных заболеваний или обострение хронических. Для женщин периодами ограничения в занятиях является менструация и беременность.

Экипировка

Один из немаловажных моментов, который следует изучить прежде, чем приступить к занятиям – вопрос экипировки. Для занятий йогой придется обзавестись:

  • специальным ковриком;
  • удобной обувью;
  • полотенцем, пледом и подушками;
  • стульями.

При выборе правильной одежды для занятий следует учитывать, что она не должна стеснять движения и должна быть эластичной. Также для тренировок лучше выбрать облегающий комплект, состоящий из майки либо футболки и лосин. Очень важно, чтобы материал, из которого изготовлена одежда для занятий был натуральным. В плане цвета лучше выбрать одежду не очень яркую, чтобы при занятиях в студии она не отвлекала других. Также стоит уделить внимание тому, чтобы на одежде не было (либо было по минимуму) пуговиц, молний и других элементов одежды, которые на занятиях могут травмировать.

Хорошим помощником в подборе всего необходимого для занятий могут стать магазины, специализирующиеся на спортивных товарах, либо даже на товарах для практики йоги. Среди последних существуют и интернет-магазины. Кроме того, можно прибегнуть к помощи тренера в вопросе экипировки, часто этот человек может рассказать, где и что необходимо приобрести.

Техники медитации

Стоит сказать, что согласно методу Айенгара, медитация не выделяется как отдельная практика из йоги, да и вообще из жизни. Гуру считал, что осознанный подход к окружающему миру и есть непрекращающаяся медитация. Это означает, что войдя в медитативное состояние необходимо жить в нем постоянно. Ровно такой же подход касается и Айенгар-йоги, когда медитация не является завершением всех асан, а сопровождает совершенно все асаны, помогая освободить ум во время практики и благодаря чистоте сознания добиваться осознанности.

При таком подходе Айенгар не отрицал и тот факт, что медитация, равно как и йога, имеет свои ступени постижения, продвигаться по которым можно лишь медленно, поэтапно осваиваю технику.

Йога Айенгара для женщин

Необходимо сказать, что существует отдельная школа Айенгар-йоги для женщин, ее автором является последовательница учения Айенгара, его дочь – Гита, которая с детских лет посещала занятия йогой, которые проводил отец, и хорошо владела и теорией, и практикой.

Гита Айенгар выделила важные в жизни женщины циклы, такие, как:

  • половое созревание;
  • менструации;
  • период беременности;
  • наступление менопаузы.

В соответствии с этими периодами для практики подбираются свои асаны. Существует предположение о том, что слишком интенсивные занятия йогой из-за воздействия практики йоги на гормональный фон приводят женщину к раннему климаксу. По этой причине Гита советует заниматься йогой постепенно, не перегружаясь, а в особые периоды, такие как зачатие или беременность, необходимо правильно выбирать асаны, ведь некоторые из них препятствуют зачатию или хуже того, могут спровоцировать выкидыш.

Йога Айенгара для начинающих хороша тем, что в ней каждая поза тщательно выстраивается. Этому уделяется максимум внимания и времени, а особенно важным считается сознательный контроль в практике.

Если вы новичок, то этот метод именно для вас. Занятия построены так, что практикующий переходит от самого простого к сложному по мере своей готовности, а использование валиков, подставок, одеял, ремней облегчает и помогает правильно выполнять упражнение. Именно этот вид йоги рекомендуется пожилым людям и тем, кто имеет проблемы со здоровьем.

Как появилась практика йоги Айенгара

Метод йоги Айенгара, опирающийся на классическую Хатха-йогу основан на чётко построенной последовательности асан, обязательно сочетающихся с правильной техникой дыхания. Он самым лучшим образом подходит начинающим практикам, так как даёт понимание самых основ йоги. Правильно выстроенные при помощи дополнительных аксессуаров асаны помогают избавиться от многих проблем со здоровьем. Особенно рекомендуют заниматься такой практикам женщинам, пожилым людям и всем, у кого есть какие-либо болезни.

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар создал свой метод, основываясь на собственном многолетнем опыте практики. С самого рождения жизнь испытывала мастера на прочность. Едва не умерев от гриппа новорожденным, в тринадцать лет он заболел туберкулёзом, затем тифом и малярией. Семья, в которой родился Айенгар, была бедной, денег не было даже на самые необходимые лекарства, поэтому мальчик рос таким слабым, что не мог нормально учиться в школе.

В шестнадцать лет Сундарам, как звали его в семье, отправился в Майсор, помочь своей старшей сестре, пока её муж по просьбе Махараджи отправился в Бомбей посмотреть, как там развивается йога. Прекрасно образованный, знаток Вед, полиглот, философ, Тирумалай Кришнамачар был ещё и учителем йоги. Вернувшись домой, он уговорил мальчишку остаться у них, показал ему несколько асан для укрепления здоровья, но Сундарам даже не мог дотянуться до колен руками, и учитель не стал заниматься с ним дальше.

Однако по воле случая Кришнамачар был вынужден заниматься с родственником, так как его любимый ученик пропал за несколько дней до Международной конвенции по йоге, где должен был демонстрировать разные асаны. Айенгар за три дня освоил все сложные прогибы и успешно их показал на публике, но от сильной боли он чуть не плакал. С тех пор Сундарам стал заниматься у учителя в йога шале.

В 1936 году во время поездки с учителем по Индии Айенгар получил приглашение от одного врача приехать в Пуну на полгода учить его йоге. Так молодой человек стал учителем, благодаря которому город спустя много лет стал Меккой йоги. А пока учеников было мало, денег не хватало, и он использовал любую возможность заработать. В 1943 году Сундарам женился на Рамамани, которая стала его верной спутницей и помощницей. В 1975 году после смерти жены он основал Институт йоги в Пуне, названный именем Рамамани.


Только к 1947 году количество учеников начало расти. Многим йога помогла преодолеть болезни, и Айенгар стал известен по всей стране. А с 1954 года его начали приглашать во многие страны, йога начала приобретать популярность по всему миру. Помочь в практике йога Айенгара для начинающих может любая книга мастера, многие из которых изданы и на русском языке.

Но практика самого учителя была трудной и развивалась медленно из-за слабого позвоночника, неразвитой грудной клетки и многочисленных болезней в детстве. До 1958 года были сплошные проблемы, он начал терять сознание в асанах, однако продолжал заниматься и упорный труд победил. И снова пришлось начинать всё сначала после аварии и несчастного случая в 1979 году. И после восьмидесяти лет Айенгар занимался по шесть часов в день. Умер учитель, когда ему было 95 лет.

Йога Айенгара для начинающих - основы для самостоятельных занятий

Методика занятий заключается в том, что асаны разделены на курсы - от начального к продвинутому, и сгруппированы так, чтобы их было удобно выполнять. К тому же рассчитано время, требующееся на их освоение. Например, первый курс занимает приблизительно восемь недель. На первых двух неделях мастер предлагает выполнять следующий комплекс:

  1. Тадасана. Поза учит правильно стоять, распределять вес равномерно на обе стопы, по всей их поверхности, чтобы избежать деформаций позвоночника. При правильном выполнении мышцы бёдер напряжены, живот втягивается, грудь направляется вперёд.
  2. Врикшасана - даёт тонус ногам, учит равновесию и устойчивости.
  3. Уттхита Триконасана - также помогает развить ноги, избавиться от жёсткости в тазобедренных суставах, раскрывает грудь, снимает боль и напряжение в спине и шее.
  4. Уттхита Паршваконасана - укрепляет ноги, облегчает боль в суставах, раскрывает грудную клетку, плюс помогает быстрее сжигать жир на животе и способствует лучшей работе кишечника.
  5. Вирабхадрасана І - хорошо сжигает жир на бёдрах и ягодицах, делает гибче спину, плечи и шею.
  6. Вирабхадрасана ІІ - помогает избавиться от судорог, делает ноги и спину гибче, приводит в тонус внутренние органы, расположенные в брюшной полости.
  7. Паршваттанасана - поможет избавиться от сутулости, сделать гибкими ноги, таз, позвоночник, запястья, улучшает работу внутренних органов.
  8. Саламба Сарвангасана І - положительно воздействует на щитовидную железу, лечит болезни горла, бронхит и астму, головные боли, успокаивает нервы, помогает избавиться от запоров и многих женских проблем.
  9. Халасана - действует подобно предыдущей позе, стимулирует работу всех органов, облегчает состояние при артрите позвоночника.
  10. Шавасана - расслабляет и восстанавливает силы.

Асаны в Айенгар-йоге разделены на курсы

Совет: для начинающих практиковать йогу Айенгара лучше скачать уроки, содержащие самые основы для самостоятельных занятий. Благодаря таким видео для начинающих, йога Айенгара будет понятней и полезней.

Задерживаться в каждой позе надо семь-восемь циклов дыхания, но если вам это трудно, то начинать надо с нескольких секунд, постепенно увеличивая время. Для точного и правильного выполнения асан в домашних условиях желательно смотреть видеоуроки йога Айенгара для начинающих, которые можно скачать бесплатно, так как неверно выстроенные позы не дадут нужного эффекта. Например, многие не понимают важности Шавасаны, а она даёт полное расслабление и погружение в себя, поэтому игнорировать её не стоит. В этой асане можно использовать одеяла, валики, всё, что поможет самой глубокой релаксации.

Использование вспомогательных приспособлений и опор позволяет правильно выполнить асану, избавляет от болевых ощущений, что позволяет правильно дышать и дольше в ней задерживаться. Всё это самым положительным образом сказывается на внутренних органах, помогает спокойно наблюдать за собой и своими ощущениями. Как и когда применять блоки, ремни и т.п., можно узнать из многочисленных видео по йоге Айенгара для начинающих и изучить основы для самостоятельных занятий.

Практика йоги Айенгара для женщин

Полюбив занятия йогой, многие женщины расстраиваются, когда наступают дни, в которые практиковать нежелательно. Перевёрнутые позы, оказывающие такое благотворное, оздоравливающее влияние на организм, в критические дни способны нанести ему вред. Соответственно надо тщательно подобрать комплекс на этот период. Асаны не должны мешать естественному очищению и помогать сохранить энергию. А вот после того, как кровотечение прекращается, можно начинать практику именно с них, чтобы восстановить гормональное равновесие.


Унять боли и спазмы помогут Ардха Чандрасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана ІІ. При слабости, низком давлении лучше не практиковать Прасарита Падоттанасану, Собаку мордой вниз и Паршвоттанасану. Сохранить энергию помогают Супта Вирасана, Супта Баддха Конасана, Матьсьясана, Супта Сукхасана - облегчите выполнение ремнями, одеялами. Супта асаны хорошо помогают успокоить нервы, вывести жидкость из организма, облегчают боли в животе.

Совет: многие сидячие позы снимают напряжение, к тому же в эти дни вы не обязаны выполнять весь свой обычный комплекс, а значит, можете больше уделить внимания связкам и суставам, действуя неспешно и глубоко.

Вообще, лучшим выходом будет скачать курс асан йога Айенгара для начинающих, подобранный специально для женщин, самой подобрать и верно их выполнить будет довольно проблематично. При нарушениях цикла надо обязательно включать в свою программу перевёрнутые позы, скручивания, асаны, задействующие таз и промежность - это улучшит отток венозной крови и будет хорошей профилактикой варикоза вен малого таза, нормализует гормональный фон.


Подробное объяснение в видеоуроках каждой позы, их воздействие на наше тело и его здоровье станет отличным подспорьем для начинающих и опытных практиков йоги Айенгара. Не пожалейте времени на просмотр и изучение каждой асаны. Многие люди, практикующие не один год, тоже найдут для себя много нового. Внимательно вникая в тонкости и нюансы, вы заметите, что ваш мозг вместо обычного перепрыгивания между различными мыслями, занят тем, что прислушивается к ощущениям и следит за выполнением упражнения. Но ведь именно этого мы и пытаемся достичь, занимаясь йогой, - концентрации и гармонии.



mob_info