Дыхательная зарядка для детей. Дыхательная гимнастика «Петушок»

Заболевания органов дыхательной системы занимают «достойное» место в структуре всех патологий человеческого организма (особенно в части обращений к врачу-педиатру). Как правило, лечить такие заболевания сложно: требуется комплексный подход, избрать который может только опытный врач-пульмонолог.

Основу терапии составляет прием медикаментов и, отчасти, физиолечение. Но многие забывают, что существуют эффективные комплексы дыхательной гимнастики. Особенно важны подобные «экзерсисы» для детей т.к. дыхательная система только-только формируется.

Какие же упражнения следует делать и, главное, как их выполнять? Следует разобраться.

Показания к выполнению дыхательных упражнений для детей

Детский организм — сложный и очень хрупкий механизм, поэтому далеко не все упражнения приносят пользу. Тем более нельзя применять специальные комплексы для взрослых, приспособив их под детей. Это чревато. Существуют четкие показания для занятий дыхательной гимнастикой:

Патологии дыхательной системы. Главные из которых — бронхиальная астма, ларингит, трахеит. Другие заболевания редко встречаются у детей, но все же возможны варианты (ХОБЛ, острые и хронические бронхиты).

Патологии органов сердечнососудистой системы. Описания дыхательной гимнастики для детей часто включают в себя пункт о показаниях, где указаны патологии сердечнососудистой системы. Если у ребенка есть пороки сердца, подходить к дыхательной гимнастике нужно очень осторожно: возможны осложнения. Без консультации с педиатром и детским кардиологом начинать заниматься нельзя.

Частые острые респираторные заболевания. Комплексы дыхательной гимнастики помогают повысить иммунитет, а значит и сопротивляемость заболеваниям.

Заболевания опорно-двигательного аппарата. Эффект достигается за счет насыщения крови кислородом. Таким образом происходит улучшение питания пораженных костно-мышечных структур.

Заболевания выделительной системы. В том числе патологии почек, половых органов. Как бы странно это не звучало, дыхательная гимнастика помогает и при описанных патологиях.

Патологии желудочно-кишечного тракта. В первую очередь, нарушения перистальтики кишечника.

Комплексы упражнений дыхательной гимнастики применяются не только для лечения, но и для профилактики заболеваний.

Противопоказания к выполнению комплексов дыхательной гимнастики для детей

Существует ряд противопоказания. Они носят абсолютный характер: если у ребенка наблюдается одна из описанных проблем, заниматься строго нельзя.

Наличие пороков сердца в анамнезе. Сердце, пораженное тем или иным заболеванием, не способно в полной мере выполнять возложенные на него функции. Дыхательные упражнения способствуют улучшению вентиляции легких, и, соответственно, улучшают сердечную деятельность: сердце начинает сокращаться интенсивнее. Больной орган может не выдержать повышенной нагрузки, это очень опасно.

Острые заболевания легких. Бронхиты, воспаление легких и другие заболевания в острой фазе — это противопоказание к выполнению комплексов. Не стоит перегружать и без того страдающие легкие.

Респираторные вирусные инфекции в острой фазе. Организм отравлен токсинами и всеми силами старается «выгнать» вредные вещества. Дыхательные упражнения «разгоняют» кровь вместе с токсинами. Это чревато ухудшением общего состояния. Так рисковать не стоит.

В остальном же противопоказаний нет. Но все же перед началом занятий рекомендуется проконсультироваться с педиатром.

Эффект от упражнений

Эффект от упражнений основан на улучшении легочной и сердечной деятельности. Конкретные эффекты включают в себя:

Повышение сопротивляемости организма инфекциям. Иммунитет повышается за счет улучшения кровоснабжения тканей.

Улучшение питания тканей. В основе эффективности гимнастики лежит повышение питания и снабжения кислородом тканей.

Ускорение обмена веществ. Для детей это особенно важно: в период раннего детства идут активные метаболические процессы, способствующие росту и развитию организма. Это означает, что дыхательная гимнастика помогает нормальному взрослению маленького пациента.

Повышение тонуса мышц. Это также немаловажный эффект. В детском возрасте слабость мышц — прямой путь к деформациям костей по типу рахита. Дыхательная гимнастика помогает держать мышцы в тонусе, за счет улучшения кровоснабжения.

Кроме того, дыхательная гимнастика помогает повысить питание костных структур. Это залог нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Это лишь некоторые из полезных эффектов гимнастики. Заниматься ей необходимо, но подходить нужно с умом.

Комплексы упражнений

Самые простые упражнения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

В возрасте от 2 до 4 лет

В этом возрасте предпочтение отдается простым упражнениям. Поскольку сам ребенок не способен правильно выполнять их, главная роль ложится на родителей.

1) Поставить ребенка ровно, ноги вместе. Спина должна быть прямой. Начать выполнять вдох. Руки должны быть разведены в стороны, затем все на том же вдохе руки поднимаются вверх, при этом ребенок должен максимально потянуться, как бы желая достать до потолка. Теперь начинается резкий выдох и возвращение в исходное положение.

2) Положить ребенка на спину. Руки сложить на животе. По счету «один» производится медленный вдох. В процессе дыхания участвует только живот. По ходу упражнения он должен надуваться, подобно шару. На выдохе живот таким же образом «сдувается».

3) Исходное положение — стоя. Ноги вместе. Теперь ребенок должен имитировать движение колес паровоза руками, одновременно говоря «чух-чух». Так продолжать до окончания воздуха в легких. Затем производится резкий вдох, после которого пациент произносит «ту-ту». Это упражнение повышает жизненную емкость легких.

4) Первоначальная позиция — лежа на спине. Ноги должны быть сведены вместе, руки положить вдоль тела. Теперь ребенок поднимает руки над головой и глубоко вдыхает через нос. Далее нужно задержаться в указанном положении на 5-10 секунд. По возможности задержать дыхание на пике вдоха. На выдохе постепенно вернуть руки в первоначальную позицию, одновременно произнося слово «вниз».

5) Занять любое удобное положение. Теперь ребенок задерживает дыхание, вдыхая через нос. Дыхание задерживается на максимально доступное время. Это упражнение также помогает ускорить кровоснабжение и повышает жизненную емкость легких.

6) Поставить ребенка ровно. Ноги на уровне плеч, руки «по швам». На вдохе руки выпрямляются. Задержать дыхание и остаться в неподвижной позе на некоторое время. Теперь медленно выдохнуть и вернуться в первоначальную позицию.

Данный комплекс подходит для детей всех возрастов, начиная с 2-х лет. Комплекс описанных упражнений выполняется раз в день. Количество повторений при выполнении гимнастики: 6-7 раз. Больше не нужно: не стоит перетруждать пациента.

В возрасте 4-8 лет

В данном возрасте следует выполнять прошлый комплекс целиком, добавляя несколько новых упражнений.

1) Сесть на стул со спинкой. Руки свободно свисают. По счету «один» резко вдохнуть через нос, руки согнуть в локтях, поднять ладони внутренней стороной вверх. Затем, совершая медленный выдох, руки вернуть в первоначальную позицию. Это упражнение направлено на тренировку легких.

2) Принять позу стоя (как удобно). Вдохнуть резко, через рот, надуть щеки и задержать дыхание. В такой форме пройти несколько шагов вперед. Похлопать по щекам, чтобы вышел весь воздух, неспешно выдохнуть. Это помогает увеличить жизненную емкость легких.

3) Встать в удобную позу. Лучше всего поставить ноги на уровень плеч. Руки согнуть, имитируя птичьи крылья. Теперь нужно сымитировать маховые движения. На каждом движении «вверх» совершается вдох, на каждом движении «вниз» — выдох. На «выходе» должны получаться частые вдохи. От переизбытка кислорода может закружиться голова. Это нормально, но ребенка следует подстраховать.

4) Принять любую удобную позу. По счету «один» вдохнуть неспешно через нос, как бы желая понюхать цветок. Теперь нужно выдохнуть через рот.

Комплекс указанных упражнений помогает развить легкие и нормализовать сердечную деятельность.

Самые эффективные упражнения дыхательной гимнастики для детей старшего возраста

В возрасте свыше 8 лет дети могут выполнять комплексы для взрослых. Наиболее эффективные упражнения:

Встать. Спина прямая, ровная. Дыхание спокойное. По счету «один» поднять руки над головой, задержать дыхание. По счету два резко выдохнуть, и также быстро опустить руки.

Встать ровно. Ноги на уровне плеч. По счету «один» вдохнуть, наклонившись в поясе. Теперь задержаться в таком положении на пару секунд. Затем нужно выдохнуть и неспешно возвратиться в первоначальное положение.

Встать. Ноги на уровне плеч. На вдохе присесть, руки вытянуть вперед. Задержаться в положении на 3-7 секунд. Теперь нужно выдохнуть и вернуться в изначальную позицию.

Принять вертикальное положение. На вдохе обнять плечи, задержать дыхание. Немного постоять. Теперь выдохнуть, руки вернуть в первоначальное положение.

Встать. Ноги на уровне плеч. Руки свободно свисают. По счету «один» совершить вдох, одновременно делая наклон вправо. Затем необходимо выдохнуть, вернувшись и исходную позу. Теперь вновь повторить то же самое, наклонившись в другую сторону.

Описанных упражнений достаточно для оздоровления всего детского организма. Существуют и другие комплексы. Рекомендуется ознакомиться с представленным видео дыхательной гимнастики для детей.


Как правильно выполнять упражнения

1) Нельзя, чтобы ребенок перетруждался. Представленные упражнения не предназначены для развития силы.

2) Если наблюдаются болевые реакции нужно отказаться от выполнения упражнений.

3) От интенсивной вентиляции легких (гипервентиляции) может закружиться голова. Это в пределах нормы и говорит о правильном выполнении комплекса. Чтобы ребенок не упал, рекомендуется его подстраховать.

4) Выполнять каждый комплекс нужно 1-2 раза в день. Лучше в утреннее либо вечернее время.

5) Количество выполнений — 4-8 раз для каждого упражнения. Больше не следует.

Дыхательная гимнастика может стать отличным подспорьем в деле терапии и профилактики заболеваний.

Уникальный оздоровительный метод - дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста - это эффективная техника избавления от различных недугов. «Зарядку» получится совмещать с прогулками, ведь ее главный принцип - совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

Научите детей правильно дышать - и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.


Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.

Основные правила

Механизм действия тренировок основан на вдохах с различной интенсивностью и частотой. Важно активно задействовать свою диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:

  1. Разминка, как игра. По мнению Стрельниковой растянуто вдыхать воздух легкими - бесполезное действие для речевого аппарата. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным. Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след. Для активного вдоха поможет полная концентрация и искусственно вызванное чувство тревоги.
  2. Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы между подходами должны быть значительно дольше.
  3. Воздушный шар. Еще одно правило Стрельниковой гласит, что во время гимнастики, дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до 8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.
  4. Секрет - в движении. Упражняться детям рекомендовано во время движения. Выдох должен получаться произвольным, а вдох - контролируемым. Предложите малышам подышать по данной методике во время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох, грудная клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.

Совет! Гимнастику Стрельниковой довольно часто сочетают с оздоровительным бегом, занятиями лыжным спортом, плаванием и т. д.

Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений - это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.

В качестве лечения или профилактики детям дошкольного возраста необходимо тратить около 40-50 минут ежедневно, чтобы в скором времени побороть различные недуги: от заикания до устранения хронических заболеваний дыхательных путей.


Упражнения гимнастики

Курс дыхательной гимнастики для детей по Стрельниковой состоит из нескольких упражнений, перечисленных ниже.

«Ладошки»


В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с медленным разжиманием ладоней.

Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд. Такая тренировка эффективна при:

  • увеличенных аденоидах;
  • заболевании щитовидной железы;
  • гипертония;
  • головных болях.

«Накачка» или «Насос»


Исходное положение - ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.

При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.

«Погончики»


Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу. На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.

Эффективной такая зарядка окажется при сколиозе, остеохондрозе и эпилепсии.

Важно! Всем без исключения потребуется консультация врача перед началом занятий, ведь гимнастика считается нетрадиционным методом лечения.

«Объятия»


В положение стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.

Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.

«Кошечка»


Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох - это возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.

Движения головой

Данный подход состоит из нескольких упражнений:

  • повороты головой во время шагания (на каждый поворот влево необходимо совершать резкий вдох, вправо - выдох);
  • наклоны головой в стороны (на вдохе кладем голову на левое плечо, на выдохе - на правое);
  • «малый маятник» с наклонами головы (на вдохе опускаем голову вниз на грудь, на выдохе - запрокидываем назад).

Вы можете посмотреть, как на практике соблюдаются правила дыхательных упражнений Стрельниковой в следующем видео:

Практика гимнастики Стрельниковой показывает, что дети также смогут избавиться от панического состояния, чувства необъяснимого страха. Один час в день такой тренировки с малышами - гарантия их отличного настроения и правильного физического, а также психоэмоционального развития.

Каждый человек знает о пользе кислорода для организма. С детства всем твердят о важности пребывания на свежем воздухе, за городом. При насыщении крови кислородом, повышается иммунитет, организм лучше функционирует. Особенно это важно для ребенка, который еще растет и развивается. Оказывается, просто бывать на природе, наслаждаться свежим воздухом, недостаточно. Необходимо также правильно дышать, и этому следует учиться с самого детства. С этой целью разработана специальная дыхательная гимнастика для детей, особенности которой и будут рассмотрены ниже.

Почему важно правильно дышать

Дыхание – это основа жизнедеятельности всего живого. В настоящее время медики бьют тревогу из-за того, что люди разучились правильно дышать, причем касается это любого возраста. Современный индивид живет в отчаянной спешке, из-за этого и вдыхает воздух поверхностно, как бы на бегу. Этому родители неосознанно учат и своих детей.

Из-за того, что человек не выполняет глубокий вдох, кровь в недостаточном количестве обогащается кислородом, который отвечает за работу мозга, всасываемость питательных веществ. Но выдох тоже зачастую поверхностный. По этой причине в легких остается остаточный воздух с углекислым газом и другими вредными веществами, которые могут понемногу отравлять человеческий организм.

Следовательно, обучение правильному дыханию – очень важный навык для полноценного функционирования человека. Начинать такое обучение следует с детского возраста, используя разнообразные упражнения.

Польза для детей

Давайте разберемся, как влияет дыхательная гимнастика для детей на их рост и развитие, а также организм в целом. Учеными были выделены следующие благотворные последствия:

  • как уже говорилось выше, кровь лучше обогащается кислородом, а, следовательно, всасывается больше витаминов и питательных веществ;
  • улучшается работа мозга, органов дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем;
  • включаются защитные иммунные резервы;
  • повышается выдержка и самоконтроль;
  • улучшается настроение и жизненный тонус.

Такие упражнения являются отличной профилактической мерой для малышей, страдающих бронхиальной астмой, часто болеющих простудой и бронхитами.

Противопоказания

Однако дыхательная гимнастика для дошкольников имеет и некие ограничения. К ним относят следующие:

  • остеохондроз шейно-грудного отдела;
  • травматическое повреждение позвоночника;
  • нарушения в работе головного мозга;
  • повышенное артериальное, глазное или внутричерепное давление;
  • сильный насморк.

Несмотря ни на что, перед началом применения упражнений лучше проконсультироваться с врачом о том, можно ли ребенку их выполнять.

В самом начале работы у детей двух-трехлетнего возраста может возникнуть так называемая гипервентиляция легких, то есть закружиться голова, покраснеть лицо, задрожать руки. Тогда следует попросить подышать ребенка в «лодочку». Для этого ладоши складывают в виде лодки и глубоко через них дышат. В этот день гимнастика с малышом больше не проводится, в последующем – очень внимательно присматривают за состоянием ребенка.

Правила проведения

Дыхательные упражнения даются под руководством взрослого (родителя, педагога, инструктора по физической культуре или медика). Начинать их проводить можно с двухлетнего возраста.

До того как начать работать, следует хорошо проветрить помещение. Температура воздуха должна быть не более 20 градусов. Лучше всего проводить упражнения на улице в летнее время года.

Суть их сводится к тому, что используется более глубокое дыхание (максимальный вдох и длительный выдох), специальное замедление или задерживание дыхательных актов, поверхностные вдохи и выдохи. Упражнения подразделяют на статические (их делают в состоянии расслабления) и динамические (выполняются в движении).

Время, необходимое для проведения, – 10-20 минут по два подхода в сутки. Лучше упражнения давать утром и вечером. Не следует выполнять гимнастику после приема пищи, должен пройти хотя бы час. Но и на голодный желудок дыхательные игры делать также не стоит.

Важно следить за тем, чтобы вдох малыш делал с помощью носа, при этом плечи не должны подниматься, а щеки раздуваться.

В детском саду может быть проведена во время , физкультурных занятий и прогулок. Данная работа должна быть организована в виде игровых моментов, так как игра для дошкольного возраста выступает видом активности, в котором идет самое эффективное обучение и развитие.

Примеры игр на дыхание

Для детей двух-четырехлетнего возраста можно давать следующие упражнения:

  • «Шарик». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ладони расположены на животе. При вдохе он чувствует, как надувается живот, то есть «шарик», при выдохе – он сдувается.
  • «Волны». Исходное положение: малыш лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На вдохе руки направляются вверх и назад, на выдохе проходят обратное направление.
  • «Рыбка». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Малыш должен представить себя рыбкой под водой, для этого сделать глубокий вдох и не выдыхать, пока это возможно.
  • «Дерево». Исходное положение: стоять ровно, ноги вместе. Ребенок на вдохе руками как бы очерчивает крону дерева, поднимая их снизу вверх. На выдохе возвращается в первоначальное положение.

Для детей пяти-семилетнего возраста можно порекомендовать упражнения посложнее:

  • «Хомяк». Исходное положение: стоя. При вдохе ребенок надувает щечки, изображая хомяка. Делает в таком виде несколько шагов. Затем нажимает на щеки и сдувает их (делает выдох).
  • «Курочка-наседка». Исходное положение: сидит на стуле, руки внизу. Малыш делает быстрый вдох, одновременно поднимая ладошки вверх, подтягивая их к подмышкам, изображая крылья. Выдыхая, руки опускает вниз, поворачивая при этом ладони.
  • «Дракоша». Исходное положение: стоя, руки вдоль тела. Дошкольник представляет себя драконом, из носа извергающим пламя. Для этого он дышит по очереди через одну, а потом через вторую ноздрю. При этом «нерабочая» половина носа зажимается пальцем. При выдохе ребенок должен представлять, что из него выходит огонь, как из дракона.
  • «Мяч». Исходное положение: стоя, руки над головой держат мяч. При вдохе мяч опускают на уровень груди. Выдох – мяч от себя отбрасывается, при этом желательно произнести: «У-хх!». Эта игра и аналогичные упражнения с предметами являются уже более сложными и рекомендуются именно для старшего дошкольного возраста.
  • «Загаси свечу». Исходное положение: стоять ровно, руки располагаются свободно вдоль тела. Дошкольник совершает глубокий вдох, за которым следует длительный аккуратный выдох, как бы в попытке затушить свечу. Это упражнение существует и под названием «Одуванчик». Здесь малышу нужно представлять, что он сдувает парашютики с белого одуванчика.

Все упражнения повторяются по четыре-шесть раз каждое. Но в самом начале, малышам двухлетнего возраста, игры сначала просто показывают без повторений.

Дыхательная гимнастика – замечательный пример укрепления детского здоровья, повышения иммунитета, основа внимательного и заботливого отношения к своему организму в целом. Такие упражнения никогда не поздно начать делать, они подходят для любого возраста.

Картотека дыхательной гимнастики для детей младшей и средней группы детского сада

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика и иммунитет ребенка .

Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.

В осенне-весенний период эта дыхательная гимнастика будет являться отличным источникам профилактики ОРЗ и ОРВИ, а так же поможет, только что переболевшему ребенку, быстро восстановить здоровье.

Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система малыша будет развиваться правильно.

К тому же, если ребенок нездоров, прекращать упражнения не нужно: дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:

Улучшает кислородный обмен в организме;

Стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;

Помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.

А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:

Вдох производится через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

Выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).

А чтобы не произошла гипервентиляция легких, необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений ребенком. После выполнения каждого комплекса упражнений, попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель:

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель : формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит »

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемоты»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.


Совершенно здоровый ребенок сегодня - большая редкость. Это вам подтвердит любой педиатр. Состояние экологии, стрессы, компьютерные технологии, гаджеты практически с пеленок - все это не может не накладывать своего отпечатка на состояние здоровья детей. Поэтому все больше родителей интересуются тем, как улучшить здоровье малыша, усилить его иммунитет и помочь справиться с заболеваниями.

Одним из эффективных методов, который помогает достичь и лечебных, и лечебно-профилактических целей, считается дыхательная гимнастика для детей. В этой статье мы расскажем, как и для чего ее проводить и можно ли организовать занятия самостоятельно.


Что это такое?

Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, основанных на самопроизвольной активизации работы функций органов дыхания. От работы легких, бронхов и верхних дыхательных путей во многом зависит насыщение кислородом всех органов и систем детского организма. Еще врачеватели Древней Греции обратили внимание на то, что от дыхания человека зависит его самочувствие. За несколько тысячелетий медицина выработала большой комплекс дыхательных упражнений, которые могут помочь при самых разных заболеваниях и состояниях.

Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру. Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии - организм ребенка получает достаточное количество кислорода. В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС.


Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. Такому ребенку в экстренной ситуации гораздо проще сделать глубокий медленный вдох, чтобы справиться со стрессом. Благотворное действие упражнений на нервную систему замечено давно, а потому комплексы дыхательной гимнастики стали обязательными при заикании, неврастении, истерии.

Гимнастика позволяет быстрее восстановиться после операции на аденоидах, после удаления аденоидов. В качестве вспомогательного лечения она выступает и показывает отличные результаты при бронхите, пневмонии, при бронхиальной астме, а также на стадии выздоровления после острого периода других респираторных заболеваний.


Логопедическая дыхательная гимнастика в комплексе со специальным массажем лица позволяет ребенку справиться с такими проблемами, как дизартрия , задержка речевого развития. Поскольку основой любой дыхательной гимнастики являются носовые вдохи и выдохи, в момент которых активно стимулируются рецепторы носа, носоглотки, глотки, то у ребенка повышается как местный иммунитет, так и общий. Уже через несколько месяцев становится заметно, что чадо стало меньше болеть.

Для детей дошкольного и школьного возраста упражнения дыхательной гимнастики вводят в разминки и физкультурные занятия для восстановления дыхания.

Детям первого года жизни дыхательная гимнастика обычно не назначается, поскольку малышам в этом возрасте трудно объяснить правила особого, полезного дыхания, но уже с 2,5 -3 лет, 3-4 лет и старше дети прекрасно справляются с заданиями.


Виды

Существует несколько основных видов, которые получили наибольшее распространение среди детей. Бесспорным лидером считается дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Педагог-фониатр изначально придумала комплекс упражнения для тех, кто занимается вокалом, но методика оказалась полезной и для лечения - собственная дочь Стрельниковой, страдающая сердечным недугом, смогла заметно поправить свое состояние, пользуясь методикой матери.

Гимнастику Стрельниковой ценят врачи всего мира, называя ее «русской гимнастикой». Ее рекомендуют для облегчения дыхания при кашле любого происхождения. Гимнастику ценят спортсмены, певцы, актеры. Для детей методика нашла самое широкое применение.

Метод основан на вдохах разной глубины и частоты, на чередовании носовых и ротовых вдохов и выдохов. Правильные вдохи и выдохи по методу Стрельниковой рекомендуются беременным, чтобы избавиться от токсикоза, освоить дыхание в родах. В детском возрасте такая гимнастика имеет свои показания и противопоказания, о них расскажем ниже.

Пример занятия по методу Александры Стрельниковой смотрите в видео ниже.

Еще один вид дыхательных упражнений - гимнастика по К. Бутейко. Константин Бутейко - врач-физиолог, который в середине прошлого столетия открыл собственную методику лечения заболеваний дыхательными упражнениями. Доктор был убежден, что причиной недугов является именно глубокое дыхание, а потому его система основана на подавлении глубоких вдохов и выдохов. Детям метод поверхностного дыхания по Бутейко рекомендуется не с самого раннего возраста. Оптимальным возрастом для начала занятий считается возраст от 4-5 лет и старше. Метод позволяет ребенку не только избавиться от мучащих его респираторных заболеваний, но и от кожных недугов - аллергии, дерматита.

Также некоторые родители вполне успешно практикуют дыхательные упражнения из хатха-йоги, китайской гимнастики цигун и многие другие.

По своему предназначению дыхательные упражнения можно условно разделить на:

  • общеукрепляющие, профилактические;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике выполнения все дыхательные упражнения могут быть динамическими и статическими. Первые выполняются строго в движении, сочетаются с зарядкой или гимнастикой. Статические делают в состоянии покоя - дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.



Противопоказания

Прежде чем начать заниматься дома с сыном или дочкой дыхательной гимнастикой, маме обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить наличие у дошкольника или школьника противопоказаний. К обстоятельствам, которые препятствуют самостоятельным занятиям упражнениями на дыхание, относятся следующие заболевания и состояния:

  • некоторые пороки сердца (для занятий по методу Стрельниковой);
  • почечная недостаточность;
  • близорукость, глаукома (для метода Стрельниковой);
  • тяжелые заболевания сосудов и крови;
  • психические заболевания;
  • острый период болезни (с высокой температурой, лихорадкой);
  • сахарный диабет (для метода Бутейко);
  • хронический тонзиллит (для занятий по методике Бутейко).


До 5 лет занятия должны содержать лишь некоторые элементы дыхательных практик. Полноценной дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют заниматься с 5-6 лет, а сложными ее формами, которые присутствуют в некоторых видах йоги - не ранее, чем в 6-7 лет и старше.

Нельзя начинать занятие, если ребенок не выспался, если он чувствует себя неважно, если у него плохое настроение и он не настроен играть и заниматься. Насильно малыш не станет выполнять упражнение так, как нужно, соответственно, добиться желаемого результата будет практически невозможно.

Не оставляйте ребенка одного, внимательно следите за его самочувствием в момент выполнения упражнений.


Если у него бледнеет или краснеет лицо, появляется затрудненное дыхание, головокружение, обморок, дрожь в кистях рук, онемение в конечностях, занятие нужно незамедлительно прекратить и при необходимости вызвать врача.

Как заниматься?

Если противопоказаний нет, а лечащий доктор полностью одобрил вашу идею заняться с ребенком дыхательными упражнениями, нужно выбрать программу, по которой вы хотели бы заниматься - несколько видов было описано выше.

Если остановиться на одном методе не получается, хочется всего и сразу, можно начать занятия по универсальному комплексу, который включает в себя лучшие и самые интересные упражнения для детей из различных методик. Расскажем о нем подробнее ниже.

Задачей родителей является обучить ребенка дышать так, как подразумевает техника конкретного упражнения. Лучше всего делать это в игровой форме, чтобы чаду было интересно заниматься, иначе достаточно быстро он разочаруется в занятиях и не захочет принимать в них участия.


Рассмотрим общие правила, которые лучше узнать перед началом практики.

  • Планируйте время так, чтобы к дыхательным упражнениям ваше чадо переходило не раньше, чем через час-полтора после очередной трапезы.
  • Заниматься возможно до двух раз в сутки. Длительность занятия на начальном этапе не должна превышать 10 минут. Постепенно время занятий увеличивают, усложняют и сами упражнения, добавляют новые приемы. Максимальное время гимнастики - 30 минут.
  • Дыхательная гимнастика требует обязательного соблюдения рекомендаций по технике выполнения приемов, но только на начальном этапе. Потом мама вполне может в меру собственной фантазии придумывать любые другие упражнения, которые понравятся ее сыну или дочке, основываясь на изученных и освоенных приемах.
  • Если на дворе стоит лето, отправляйтесь заниматься на открытом воздухе - пользы будет значительно больше.
  • Зимой, когда гимнастику делают в комнате, обязательно проветривайте помещение перед началом сеанса.
  • Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла - интенсивное вдыхание более теплого воздуха может привести к пересыханию слизистых оболочек органов дыхания и развитию или отягощению респираторных заболеваний.

Лучший пример - это, безусловно, собственный пример. Выполняйте приемы совместно.



Комплекс упражнений

Часто мамы интересуются, можно ли самостоятельно начинать практики. Когда есть возможность первый сеанс провести в присутствии педагога, доктора или инструктора по дыхательной гимнастике, воспользуйтесь ею. Если такой возможности нет, ничего страшного - все упражнения довольно простые, их вполне можно начать практиковать самостоятельно.

Начнем с комплекса для самых младших дошкольников.

  • «Мячик». Это упражнение носит такое название за образ, который малыш должен держать перед глазами. Мячиком станет его собственный животик в момент глубокого вдоха. Попросите малыша принять положение лежа на спине, поставьте на живот маленькую мягкую игрушку. Медленно вдыхая через нос, ребенок должен надувать «мячик» как можно сильнее, а потом так же медленно сдувать его, выдыхая через рот, сложив губки трубочкой.
  • «Аквалангист». Это упражнение можно выполнять в любом положении - стоя, сидя, лежа. Попросите ребенка представить себе, что ему предстоит погружение в воду. Пусть он наберет как можно больше воздуха и удерживает его как можно дольше - мама ведет отсчет вслух, хвалит ребенка, если сегодня у него получилось удерживать воздух хотя бы на секунду дольше, чем вчера.
  • «Легкое перышко». Для этого упражнения вам понадобится самое настоящее перышко из подушки или небольшой воздушный шарик (его, кстати, можно надуть вместе с ребенком!). Цель игры - как можно дольше удержать шарик или перышко в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Все в детстве дули на перышко, а потому больших трудностей техника выполнения этого упражнения не вызовет.



Упражнения для детей от 5 лет также могут включать в себя вышеперечисленные приемы. Кроме того, добавляют другие упражнения, которые, по своей сути, являются комбинированными.

  • «Ближе-дальше» . Это упражнение можно проводить в положении сидя и в положении стоя. Попросите ребенка втянуть воздух носом так, как будто он вдыхает аромат чудесного цветка. Выдох нужно сделать через рот, сложив губы трубочкой. При этом ребенок должен выдохнуть более интенсивно, как будто он отталкивает от себя какой-то легкий предмет.
  • «Хомяк на охоте». Это упражнение обычно очень нравится детям. Попросите его изобразить хомячка, надув щеки как можно сильнее. Потом малыш выпускает воздух резко, хлопнув по щекам ладошками. За новой порцией «запасов» воображаемый грызун отправляется после предварительного обнюхивания - ребенок делает носом серию мелких и частых вдохов.
  • «Дракоша Тоша». Это упражнение нужно выполнять с детьми, которые прекрасно представляют себе, как выглядит дракончик. Расскажете, что дракон заболел и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. В этом и будет заключаться игра - попеременные выдохи через одну ноздрю (вторую прикрывают пальцем).
  • «Кулачки». Такой прием выполняют одновременно с движением. Попросите ребенка встать и вытянуть руки вперед. Вдох совершают серией в четыре коротких резких вдоха, а выдох - любым удобным способом. Во время вдохов кулачки ритмично сжимают и разжимают.



Есть и отдельная группа упражнений, которые предназначены для развития речи и улучшения произношения отдельных букв и звуков. Вот несколько из них.

  • «Летят гуси». Мама предлагает ребенку представить себя гусем, который летит высоко. При этом она читает стишок «Гуси, гуси полетят, на Сережу (Марину, Наташу, Ирину, Алешу и т. д.) поглядят». На первой строке ребенок делает вдох и совершает руками движения, как гусь крыльями. На второй строке нужно сделать выдох со звуком «гу-у-у-у-у», руки опустить вдоль туловища.
  • «Часы» . Мама просит ребенка представить, что его руки - это часовая и минутная стрелки. Одну руку поднимают вверх, вторую отводят в сторону (положение «три часа»). Потом меняют (положение «девять часов»). При первой позиции вдох, при второй - выдох. Мама читает стишок: «Время точное покажут, час и день они укажут». При выдохе ребенок должен произносить звук, который дается ему с трудом («ля-ля-ля» или «р-р-р»).


mob_info