Биоэнергопластика как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии. Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками в детском саду Биоэнергопластика в логопедической работе
Анастасия Трубицина
Биоэнергопластика в логопедической работе
Использование биоэнергопластики в логопедической работе .
Чем больше уверенности
в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности. Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика .
Биоэнергопластика («био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме . Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Биоэнергопластика :
оптимизирует психологическую базу речи;
улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика) . Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама ) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.
Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.
Последний этап – заключительный.
Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики .
1. «Бегемотики»
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем :
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот
Отдыхает бегемот.
2. «Лягушки»
Подражаем мы лягушкам :
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
3. «Блинчик»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
12. «Лошадка»
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Публикации по теме:
Использование новых технологий в логопедической работе По данным З. А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в «строго определенных закономерностях, в которых каждое.
К сожалению, число детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Всё чаще у дошкольников наблюдаются тяжёлые нарушения речи,.
Закрепить, систематизировать материал по какой-либо теме поможет использование в работе лэпбука, самодельной картонной папки с кармашками,.
Использование технологии цветотерапии в логопедической работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад – №25» Выступление из опыта работы: «Использование.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая технология-биоэнергопластика» Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средства стимулирования речевого развития детей дошкольного возраста.
План работы по самообразованию логопеда по использованию биоэнергопластики.
Просмотр содержимого документа
«Использование биоэнергопластики в логопедической работе.»
Индивидуальный план самообразования
на 2018-2019 учебный год
тема : «Использование биоэнергопластики в логопедической работе.
Нетрадиционные методы по развитию и коррекции речи»
Составила учитель-логопед
высшей квалификационной
г. Суоярви
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить.
Смеяться плакать, но при этом
Должны мы научится ГОВОРИТЬ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие координации артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, произвольного внимания,
активизация межполушарных взаимосвязей.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1) Исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с
артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;
в коррекции речевых нарушений.
Выявить и проанализировать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;
3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать
упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со
сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);
4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению
данного метода;
5) Проанализировать результативность работы.
6) Пополнить развивающую среду кабинета.
Этапы работы:
Этап | Название | Срок выполнения |
Организационно-ознакомительный | Сентябрь-ноябрь 2018г. |
|
Основной | ||
Заключительный | Апрель - май 2019г. |
Методы:
Поисковый;
Исследовательский;
контроля и самоконтроля;
репродуктивный.
Предмет: Процесс коррекции артикуляционной моторики с элементами биоэнергопластики у старших дошкольников в группах «Звездочки», «Барбарики» и «Дельфинчики»
Объект: артикуляционный аппарат у детей.
Проблемы | Результат Форма отчетности | Срок выполнения |
|||
Организационно- ознакомительный Сентябрь-ноябрь 2018г. | Изучение методик артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики в соответствии с ФГОС | Влияние артикуляционной Гимнастики с биоэнергопластикой на развитие и коррекцию речи | 1. Изучение научно-методической литературы: Теоретические статьи Статьи практического характера, опыт работы других учителей-логопедов. 2. Изучение нормативно-правовой базы: | Конспектирование теоретического материала, накопление статей практического характера. Подбор материалов для работы в ДОУ по ФГОС | Сентябрь 2015г. |
Основной Ноябрь - апрель 2018-2019гг. | Повышение уровня теоретических и практических знаний по организации использования методики артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой | Обобщение материала по использованию методик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой Разучивание арт. гимнастики; Самостоятельная деятельность детей; Выполнение арт. гимнастики на занятиях | 1. Изучение и систематизация материала по использованию методик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой: Конспектирование статей, переработка материала, накопление теоретического и практического материала. 2. Изучение методик и направлений по проведению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой: Разучивание гимнастики; Усвоение навыков движения арт. аппарата и руки Самостоятельная деятельность детей. | 1. Проведение практикума для воспитателей "Методика проведения артикуляционной гимнастики". 2. Оформление папки -передвижки "Артикуляционная гимнастика". 3. Изготовление памятки для родителей "Комплексы артикуляционной гимнастики" 4. Оформление картотеки артикуляционной гимнастики. 5. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях". 6. Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. 7. Показ открытого занятия на родительском собрании с применением артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики | Сентябрь 2015г. Октябрь 2015г. Ноябрь 2015г. Декабрь 2016г. Февраль 2016г. В течении 2015-2016 учебного года Апрель 2016г. |
Заключительный | Обобщение опыта по теме самообразования | 2. Составление презентации " Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой" | 2. Презентация гимнастики |
Литература:
1.Бушлякова Р.Г. « Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011
2.БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика, СП.,2009
3.Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.Развитие психофизической базы речи у детей
с нарушениями в развитии
4.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. М, 2011
5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи;
6. Нищева Н.В» Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»;
Тетради – тренажеры «С –Ш – З – Ж»; « Л, Л мягкий»
« Р, Р мягкий» для автоматизации и произношения звуков
изд – во « Детство – Пресс», 2016
7.Сековец Л.С. «Изучение особенностей психофизического развития в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений» Н.Н,2009 год
8. Степанова Е. Л. « Стихи для автоматизации звуков у детей 4 – 6 лет
(речевой материал для работы с дошкольниками
с нарушением звукопроизношения –
свистящие, шипящие, сонорные), изд – во «Гном» 2014
9.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,1997
10.ЧетверушкинаН.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений
для детей 5 – 7 лет - М Гном, 2001
11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999.
Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.
Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» ,«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
Игра «Морская звезда»
И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии . Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология- научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.
Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» ( Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики, аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Спасибо за внимание!!!
Психолог: Ховалко Г.П.
В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара. Представлены этапы и последовательность коррекционной работы при формировании атикуляционной моторики с применением биоэнергопластики. Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение технологии «биоэнергопластика»
в коррекционной работе учителя-логопеда
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка,
чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей является решение этих проблем через применение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, повысить мотивацию детей, ускорить процесс усвоения новых знаний.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией, это дети с особыми возможностями здоровья.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и моторной сфере, мы применили в своей практике инновационную технологию – биоэнергопластика.
Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. «Биоэнергопластика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. В коррекционной работе наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. При выполнении артикуляционного упражнения рука, как бы «дублирует» положение языка , нижней челюсти, губ. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику, развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков. Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.
Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:
1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)
Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
- Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту.
- Составление заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения
- Подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков. Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.
2 этап: Подготовительный (сентябрь)
Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.
- Ознакомление со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями, используя артикуляционные сказки. При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки.
3 этап: Основной (октябрь - апрель)
Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.
- Проведение артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики, как статических, так и динамических упражнений
4 этап: Автоматизация умений (октябрь - апрель)
Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.
- Самостоятельное выполнение движений ребёнком, а учитель-логопед сопровождает выполнение упражнений, рассказыванием сказок.
Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Логопед следит за правильным выполнением упражнений. Для разнообразия используем перчаточный, теневой, пальчиковый театры; подбираем или придумываем артикуляционные сказки, разные истории-путешествия сказочных героев. Занятия проводим индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей.
Все полученные знания на коррекционных занятиях, дети закрепляют дома с родителями. С этой целью с семьями воспитанников устанавливаем партнёрские отношения. Для повышения педагогической культуры среди родителей проводим семинары-практикумы, игровые тренинги:
- знакомство с органами артикуляции;
- особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков;
- со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой;
Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.
Список литературы:
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
О йога-данс или биоэнергопластике – интернет-ресурс.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.
Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.
Из опыта работы педагога ДОУ. Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками
Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. БендерыОписание материала: Разработка содержит теоретический и практический материал по использованию биоэнергопластики. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с нарушениями речи.
Цель : развитие артикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики.
Задачи:
-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процесс;
-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.
Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков в речи. Логопедическая коррекционная работа с детьми с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. На первом этапе по формированию правильного звукопроизношения используется артикуляционная гимнастика. Она способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, а это помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику ребёнка, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев отмечал, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга.
Английский психолог Д. Селли огромное значение придавал «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от их пальцев, (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц пальцев рук). Эту закономерность необходимо использовать в работе не только при своевременном развитии речи у детей, но и в случае задержки развития моторной стороны речи.
На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи.
Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи и установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи отмечали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет непроизвольно высовывает язык.
Ястребова А.В. и Лазаренко О.И. отмечали, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Для этого в своей работе учителя–логопеды эффективно используют артикуляционную гимнастику, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био - человек как биологический объект: энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Таким образом, биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.
Элементы биоэнергопластики отражены и в системах развития интеллекта методами кинезиологии - науки о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Это еще один важный аргумент в пользу использования биоэнергоплатики, так как под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. При этом совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов .
1. На подготовительном этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей: губ, челюсти, языка.
2. На следующем этапе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата и выполняют упражнения для губ, языка и челюсти традиционными артикуляционными упражнениями.
3. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.
4. Далее дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.
5. Затем дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.
6. На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.
Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу.
Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.
Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения языка и специальные движения кистей и пальцев рук.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и четкими.
Упражнения по биоэнергопластике
«Накажем непослушный язычок»Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
«Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кон¬чик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.
«Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упиреть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.
«Гармошка»
Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.
«Грибок»
Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, от-крыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
«Дятел»
Стучать кончиком языка за верхними зубами и произ¬носить: «д - д - д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки.
Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства.
Литература:
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: Детство-Пресс, 2011.
2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 92-94.