Правдивые и любопытные факты о японских воинах-ниндзя (25 фото). Как быть ниндзей - wikiHow

На голливудских историях о воинах-ниндзя выросло уже не одно поколение. Рожденные в клане убийц, воспитанные безжалостными сенсеями, ниндзя посвящали свое существование непрестанной борьбе со злодеями-самураями. Тени в ночи, готовые выполнить самый отвратительный приказ за подходящую цену.

Все это - дешевая подборка популистских мифов, появившихся только в начале XX века. Большая часть историй об этих японских воинах основывается исключительно на желании кинематографистов создать яркий, продаваемый образ. Сегодня мы расскажем вам несколько удивительных фактов из реальной истории ниндзя: меньше романтики, больше истины.

Оригинальное японское название, которое использовали сами японцы - шиноби-но моно. Слово «ниндзя» появилось от китайского прочтения тех же иероглифов и стало популярным только в двадцатом веке.

Первое появление

Впервые о шиноби повествуется в военных хрониках 1375 года. Летописец упоминает о группе шпионов, сумевших проникнуть в укрепленный замок и сжечь его дотла.

Золотой век

В течение двух столетий - XIV и XVI - дело воинов ночи процветало. Япония была погружена в гражданские войны и шиноби пользовались большой популярностью. Но уже после 1600 года жизнь на островах стала гораздо спокойнее, с этого начался закат шиноби-но моно.

Библия ниндзя

Об этой секретной организации сохранилось очень мало задокументированных сведений. Сами шиноби начали летопись своих деяний только после 1600 года. Самый известный труд, принадлежащий перу неизвестного сенсея, относится к 1676 году. Книга считается настоящей библией шиноби и называется Бансэнсюкай.

Противостояние самураям

Современная культура однозначно выводит ниндзя как ожесточенных противников самураев. В этом нет ни доли правды: ниндзя были своего рода отрядом наемного спецназа и самураи относились к ним очень уважительно. Более того, многие самураи старались повысить свои боевые навыки, изучая ниндзюцу.

Ниндзюцу

Бытует мнение, что ниндзюцу - некое боевое искусство, предназначенное для безоружного воина, нечто вроде карате-до высокого уровня. Но бойцам-шиноби не было никакого смысла посвящать большую часть времени отработке рукопашной схватки. Оригинальные приемы ниндзюцу на 75% предназначены для вооруженного человека.

Сюрикены ниндзя

На самом деле, сюрикенами пользовались как раз таки самураи. Искусством метать стальную звездочку учили в специальных школах, ниндзя же предпочитали использовать гораздо более простые и удобные в обращении духовые ружья. Стереотип о сюрикенах появился только в начале 20-го века.

Воин в маске

И, конечно же, ниндзя никогда не должен появляться без зловещего черного капюшона на голове - иначе кто же его испугается! Шиноби и в самом деле использовали маски при необходимости, но вполне могли пойти в атаку и с открытым лицом.

Зловещие убийцы

Вообще-то, чаще всего наниматели использовали шиноби в качестве шпионов. Им могли поручать и политические убийства - скорее, в виде исключения.

Победа или смерть

Это голливудский миф. Нет вообще никаких доказательств того, что провал миссии стоил шиноби жизни. Какой в этом смысл? Профессиональные наемники предпочитали романтике рациональность: лучше отступить и нанести удар снова, чем торжественно воткнуть меч себе в горло безо всякого положительного результата.

16.02.2010 14:21

Штатный кинокритик Desporter Богдан Хмельницкий, в гражданской жизни - промоутер и боец без правил, на сей раз превзошел сам себя и отрецензировал сразу две новинки кино.

Так сложилось, что я регулярно пишу на этих страницах о фильмах, прямо или косвенно связанных со спортом или боевыми искусствами. Или гонками на выживание. Или компьютерными играми. Или рестлингом. В этот раз, я по редакционному заданию планировал написать о новой картине «Ниндзя-убийца». А что? Боевых сцен и тренировок там вполне достаточно, чтобы отнести ее к категории «спортивные фильмы». Но…

После просмотра собирался духом несколько дней. Дело в том, что я влюблен в ниндзя с детства. «Месть ниндзя», «Американский ниндзя», «Шаолинь против ниндзя», Шо Косуги, Майкл Дудикофф, книги Иосифа Линдера и самодельные черно-белые фото людей в черных масках и с мечами - причудливо смешались у меня в голове. Потом были еще книги и еще фильмы, не так давно Акунин интересно рассказал о ниндзя, я с детьми смотрел «Черепашек-ниндзя» и прочее. В общем, я - специалист по ниндзюцу. Или, если говорить совсем правильно - «синоби-дзюцу».

В «Ниндзи-убийце» много всего: и крови, и драк, и теней, исчезающих в полдень. И вроде все красиво. А фильм - полная ерунда. Даже обсуждать нечего. Настоящие ниндзя не поступают, как главный герой. И не дерутся так красиво. Они просто выполняют свой долг: молча и безжалостно.


Другое дело - фильм, который я посмотрел намедни! Я говорю о «Книге Илая» с Дензелом Вашингтоном и Гари Олдменом в главных ролях. Здесь тоже есть боевые сцены с мечом и врукопашную. И скажу без стыда - так бы я хотел научиться. Не отжиматься на гвоздях, как в «Ниндзе», а быстро и экономно поражать цели, как Илай. И перестрелки, и битвы с холодным оружием, и кабацкая драка сделаны грамотно и с любовью. Чем-то эти бои напомнили мне действия персонада Лайама Нисона в «Заложнице». Там бывший оперативник ЦРУ красиво, быстро и без сантиментов уничтожает банду торговцев людьми, похитивших его дочь. Илай же просто идет на запад.

Вначале кажется, что этот фильм - самый обычный вестерн. Пусть и несколько постапокалипсический. Одиночка без имени путешествует по стране, бьет плохих ковбоев, заходит в салуны и мало разговаривает. Невероятная харизма Вашингтона и Олдмена без вопросов вытягивают фильм с банальным, казалось бы, сюжетом. Ну картинка еще красивая: между «Кин-дза-дзой» и «Безумным Максом». Но чем дальше погружаешься в фильм, тем больше понимаешь, что он совсем о другом. Он о Боге. О вере. О добре и зле. И это ОЧЕНЬ круто!

Господь дал Илае силу, и он сражается, как ангел смерти. Отрубленные руки, вспоротые животы, сломанные шеи и проткнутые гениталии злодеев воспринимаются с молчаливым одобрением. Он - Божий воин. Он - то самое добро с кулаками. Именно про него в XVI столетии написал Дайто Кокуси:

Буддам и патриархам
При встрече - голову с плеч,
Наготове всегда держи отточенный меч!
Колесо закона вращается неспроста...
Чу! Зубами скрежещет Великая Пустота

И именно он, Илай, - настоящий ниндзя.

«Ниндзя-убийца» (Ninja Assassin)
Режиссер Джеймс Мактиг
В ролях: Rain, Наоми Харрис
Продолжительность - 99 минут
Год выпуска - 2009

«Книга Илая» (The Book of Eli)
Режиссеры Альберт и Аллен Хьюзы
В ролях: Дензел Вашингтон, Гари Олдмен, Том Уэйтс, Мила Кунис
Продолжительность - 117 минут
Год выпуска - 2010

В 80-х - 90-х годах Россия пережила настоящий культ ниндзя. В фильмах эти воины в масках способны исчезать, летать, расправляться в одиночку с целым войском. Но правда часто далека от стереотипов.

Ниндзя – миф

Кинематограф сделал из ниндзя полулегендарных персонажей, которые обладают практически сверхъестественными способностями. Тем не менее, все чаще встречается точка зрения, что никаких ниндзя, как класса, как и ниндзюцу никогда не существовало. Правда, несмотря на излишнюю мифологизацию, воины ниндзя не выдумка. По словам япониста Джона Мана, они зародились в средние века, в провинции Ига и уезде Кога (пара часов езды от Киото). Население этих земель стремилось сохранить свою независимость от крупных феодалов. Сама область располагала к развитию искусства скрытой войны – западная часть нынешней префектуры Миэ окружена горами, из-за чего вечно окутана плотным туманом.

Во времена упразднения старой земельной системы Сеэн местные самураи перемешались с другими обитателями этой местности. В эпоху Сэнгоку (эпоха воюющих провинций) здесь скрывались многие потерпевшие поражение военачальники, которых пополнили число местных воинов. В этих условиях зародились сильнейшие кланы Ига-ниндзя (Момоти, Хаттори, Фудзибаяси), создатели школы ниндзя Ига-рю.

Ниндзя – самоназвание ниндзя


Ниндзюцу – японское военное искусство, но его популярное название китайского происхождения. Это небуквальный перевод японского термина «шиноби» («незаметный, скрывающийся»). Он распространился лишь в XV веке, вместе с формированием кланов ниндзя. До этого времени, у ниндзя не было общего названия, как и самоназвания – под ними понимаются отдельные кланы или лишившиеся хозяина самураи – ронины.

Ниндзя носили маски


Вопреки всеобщему мнению, ниндзя не носили характерный черный, полностью закрывающий тело костюм и маску. Главное оружие ниндзя, как известно, незаметность и внезапность, а в черном костюме с закрытым лицом было довольно сложно раствориться в толпе. Особенно учитывая тот факт, что чаще всего их задачей был шпионаж. Поэтому «униформой» ниндзя была обычная одежда того или иного периода. Кстати, ночью черный костюм тоже не был идеальным прикрытием – исследователи утверждают, что ночью в качестве камуфляжа шиноби вероятнее всего использовали темно-синие цвета.

Сюрикэны – орудие убийства


На самом деле сюрикены были второстепенным оружием, которое применялось для дезориентирования противника, нежели для его убийства. Сюрикен-дзюцу (искусство владения сюрикеном) предполагало поражение незащищенных броней частей тела самураев: лица, глаз, рук и ног. Иногда их зарывали в землю, чтобы нанести повреждение нижним конечностям или держали в руке в ближнем бою. Но смертельный удар наносил уже меч (ниндзя-то) или кусаригама (коса или серп ниндзя).

Сюрикены не были запрещенным оружием. Их носили в карманах и даже на голове, используя как шпильки. Древние сюрикены до нас практически не дошли, поскольку считались одноразовым оружием и делались из низкокачественного метала.

Ниндзя умели «летать»

В современном кинематографе ниндзя уже не просто перепрыгивают, а практически «перелетают» с одного здания на другое, спокойно преодолевая расстояние в несколько десятков метров. Разумеется, настоящие ниндзя столь заманчивыми навыками не обладали. И все же они умели «затягивать» свой прыжок. По словам Джона Мана, они использовали свои накидки и плащи в качестве дельтапланов. Они растягивали одежду между двумя палками, создавая таким образом «парашют», способный задержать падение. Таким образом, они обеспечивали себе мягкую посадку после прыжка с 25-метровой высоты. У них также было много приспособлений для вертикального подъема или спуска, в том числе знаменитые ручные крючья – сюко (когти ниндзя).

Ниндзя, японские убийцы, шпионы и диверсанты до сего дня привлекают внимание как многих деятелей искусства, так и широких масс. Об их приключениях пишут книги, рисуют комиксы, снимают фильмы. Тем не менее большинство поклонников ниндзя не догадываются о том, что все это не более чем миф. В реальности их жизнь и деятельность были совсем другими…

Давайте начнем с названия. Само слово "ниндзя" (если записать иероглифами, то это будет так 忍者 ) означает: "тот, кто скрывается". Однако это слово возникло как результат японизированного китайского прочтения данных знаков (как мы знаем, в японском языке есть два способа прочтения иероглифов — китайское и японское), если же прочесть его по японской традиции, то получится "сино моно". Из этого сочетания происходит другое название данных людей "синобу моно" (дословно: профессиональный терпеливый прятальщик) или "синоби моно" (дословно: профессиональный подсматривающий прятальщик).

Чаще всего представителей данной профессии в современной Японии называют просто "синоби", поэтому в данной статье я буду, наряду с "ниндзя", использовать и этот термин. Что касается часто используемых в художественной литературе таких вариантов перевода, как "крадущиеся в ночи" и "воины-тени", то они созданы фантазией писателей прошлого и позапрошлого века и к оригиналу никакого отношения не имеют.

Теперь о том, кто же были синоби на самом деле. После того, как представители этой, скажем так, не слишком престижной профессии стали популярны на Западе (это случилось в ХХ веке), им стали приписывать весьма благородное происхождение. Популяризаторы культуры и истории Страны восходящего солнца (кстати, в большинстве случаев не владевшие японским языком и использующие в качестве первоисточников записки разных европейских путешественников XIX века, которые часто байки принимали за правду) писали о том, что ниндзя — это тайное общество, корни которого следует искать в буддийских монастырях Тибета и Китая.

Данные авторы сообщают о том, что они владели секретными дыхательными, боевыми и медитативными техниками, что делало их практически "сверхлюдьми". При этом они как-то упускали из виду следующий факт, многократно упоминаемый в японских исторических источниках: когда синоби умирал, ни один из служителей Будды не соглашался провести церемонию его погребения. Парадокс какой-то — почему бы священнику не прочесть молитвы над столь "высокодуховным" человеком, ведь согласно правилам японских буддийских сект сами священники от этого в будущей жизни только выиграют?

Менее романтично и мистично настроенные авторы считают, что синоби — продукт исключительно японского "производства". Будто бы они происходят от средневековых странствующих монахов ямабуси , которые, как и монахи нищенствующих орденов средневековой Европы, постоянно бродили по стране в поисках подаяния и попутно лечили больных, изгоняли демонов, а также занимались шпионажем в пользу дайме (правителей областей). Тем не менее это весьма сомнительно, ведь ямабуси были монахами, то есть не могли жениться и иметь детей, а про ниндзя известно, что у них были семейные кланы. Кроме того, согласно правилам, ямабуси не могли надолго задерживаться на одном месте, что касается синоби, то известно, что у них были постоянные поселения в горных труднодоступных районах.

Так что, как видите, многое тут не сходится. Скорее всего, имел место обратный процесс — когда синоби выполняли свою работу, они часто маскировались под ямабуси (впрочем, не только они, часто этим занимались и самураи, и торговцы, и даже странствующие ремесленники). Это-то, скорее всего, и послужило основой для данной версии.

Реальное же положение дел оказалось куда проще и печальнее. Все средневековые источники (например, "Повесть о великом мире", повествующая о самурайских междоусобицах XIV-XV веков) говорят о том, что ниндзя были выходцами из хинин и эта . Так назывались две сословные группировки, положение которых было такое же, как знаменитых индийских парий (неприкасаемых).

Хинин (дословно переводится как "нелюди") специализировались на всем, что связано с трупами людей и с нечистотами — они были могильщиками, уборщиками, ассенизаторами и даже палачами (казнившими "неблагородных людей", о которых самураи не желали пачкать свои мечи). То есть они занимались теми делами, которые правоверный японец никогда бы не стал делать, поскольку все, что связано с разложением и гниением, для приверженца как Синто, так и буддизма считается источником осквернения. К хинин также относились бывшие заключенные и бродяги, а также люди, совершившие поступки, противоречащие тогдашней этике (например, зоофилы или люди, совершившие инцест).

К эта (дословно: "кожевники") относились забойщики скота, живодеры, мясники, охотники, то есть все, кому приходилось иметь дело с постоянным убийством животных и разделкой туш. Однако в эту же группу входили также акушерки, низший персонал больниц и ама (ловцы жемчуга и собиратели моллюсков). Кроме того, к эта традиционно относили многих айнов, живших на Хонсю и Хоккайдо, а также иммигрантов из Кореи и Филиппин.

Представители обеих групп находились практически вне всех законов. Если кого-то из этих "неприкасаемых" убивали, то не назначалось даже судебного разбирательства, причем не только для самураев, но и для представителей других сословий (если самурай, к примеру, убивал крестьянина, то формальное судебное разбирательство все же было). Их жизнь ценилась меньше, чем жизнь домашних и диких животных.

Хинин и эта не имели права жить в городах и деревнях, входить в храмы, первыми заговаривать с представителями других сословий, владеть имуществом и заниматься земледелием (налоги они, правда, тоже не платили). Им запрещено было вступать в брак с представителями других сословий (хотя исключения, конечно же, бывали) и даже прикасаться к полноправным жителям Японии. В случае нарушения какого-либо запрета поселки "неприкасаемых" просто стирали с лица земли, истребляя поголовно всех жителей.

Именно из этого сословия и вышли синоби. Сами понимаете, о том, что они владели какими-то скрытыми техниками дыхания и рукопашного боя, не может быть и речи — кто бы научил этим методикам неграмотных, забитых и всячески презираемых людей? Судя по всему, все их оригинальные способы ведения рукопашного боя синоби придумали сами, просто для того, чтобы защититься от обидчиков. А раз "неприкасаемые" были охотниками, могильщиками и живодерами, то, естественно, очень хорошо знали человеческую и звериную анатомию и физиологию.

Это им весьма помогало, как и умение надолго задерживать дыхание — иначе, работая целый день (заметьте, без респиратора) среди разлагающихся трупов, долго не протянешь. Охотничье же ремесло развивало в них внимательность, наблюдательность и давало информацию о разных ядовитых растениях. Словом, у ниндзя были возможности получать специальные знания на месте, не прибегая к "секретным" техникам из Китая, Индии и Тибета (да и, кстати, каким бы образом они их узнали — ни один капитан не согласился бы взять на борт своего судна "неприкасаемого", и ни один бы приезжий священник не стал бы с ними общаться).

Специфическое оружие ниндзя, например "летающие звездочки" и "шпильки" (сякэн или сюрикэн) или складные косы (кусари-кама) и мини-цепы (нунтяку, или, на китайский манер — нунчака), появились в результате того, что "неприкасаемым" было запрещено иметь любое традиционное оружие, вроде мечей, луков или копий. Поэтому они создали такие предметы, которые внешне походили на обычные орудия труда или бытовые предметы (те же сюрикэны — исходно всего-навсего элементы заколок для волос), но которые можно использовать и в бою. И в обращении с ними синоби достигли небывалых высот. А вот самурайскими мечами или луками, как это часто показывают в голливудских фильмах, они предпочитали вовсе не пользоваться.

Но основным искусством ниндзя были вовсе не приемы рукопашного боя, а способность моментально перевоплощаться в самурая, крестьянина, придворного, торговца, монаха и т. п., — другими словами, актерское мастерство (то есть они освоили систему Станиславского за сотни лет до рождения ее автора). Именно это давало им возможность перемещаться по всей Японии без особого риска для себя. И именно за это их и ценили предводители самурайских армий, нанимавших синоби в качестве шпионов.

Источники утверждают, что основной расцвет ниндзя приходится на период с XII по XVII век, то есть на то время, когда Японию сотрясали междоусобные войны. Боевые действия велись на достаточно большой территории, и без профессиональных лазутчиков здесь было не обойтись. Благодаря деятельности синоби такие полководцы, как Минамото Есицунэ, Асикага Такаудзи, Такэда Сингэн, Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу, часто могли разгромить своих более сильных противников, поскольку знали все об их планах еще накануне битвы.

А вот в качестве наемных убийц ниндзя использовали крайне редко. Дело в том, что в эпоху самурайских войн это было невыгодно — если самурай сам убивал или казнил вражеского полководца, то ему за это полагалась награда, а большинство воинов противника переходили на сторону его господина (о том, что верность сюзерену вовсе не была основной доблестью самурая, вы можете прочесть в статье "Вся правда о самураях "). В случае же тайного убийства престиж заказчика вовсе не поднимался, да и наград ему никаких не перепадало. Поэтому даже в безвыходных ситуациях полководцы не давали синоби задание устранить конкурента.

Вот типичный тому пример. Что мешало Токугава Иэясу, который, кстати, активно общался с синоби, воспользоваться их услугами и устранить своих конкурентов в лице Исида Мицунари и Тоетоми Хидэери? Ловкий бросок сякэна, капелька яда, спущенная в рот спящего по нитке, — и проблемы разом исчезли бы. Однако он тем не менее предпочел в обоих случаях долгую, кровопролитную и разорительную войну, потому что твердо знал, что внезапная смерть противника не укрепит его авторитета среди самураев.

Вместе с тем, пользуясь услугами синоби, о своих связях с "неприкасаемыми" самураи предпочитали вообще не говорить — иначе они рисковали пополнить ряды последних. Кстати, иногда такое бывало — многие ронины (самураи, лишившиеся сюзерена) уходили жить к хинин и эта. Возможно, именно они-то и научили их основам "благородного" рукопашного боя (вроде современных каратэ и дзиу-дзицу), из которых позже сформировался стиль "ниндзюцу-до". Однако произошло это не раньше XVI века.

А вскоре наступил и упадок самих ниндзя. Еще Ода Нобунага, осознав опасность этих людей, повелел истребить поселки хинин в провинциях Ига и Кога, где жили самые искусные синоби. Позже Токугава Иэясу продолжил эту политику, но действовал более гибко — он предложил синоби поступить на службу в полицейское ведомство, приравняв их статус к статусу ремесленников и торговцев.

Многие согласились с этим весьма заманчивым предложением, а те, кто отказался, были истреблены поголовно (и правительственным войскам здесь помогли бывшие синоби, перешедшие на государственную службу). Тем не менее еще несколько веков по Японии ходили легенды о том, что части ниндзя все-таки удалось избежать смерти и они еще долгое время скрывались в труднодоступных горных районах. Так это или нет, сказать сложно, потому что документальных подтверждений этому не существует. Точно можно сказать лишь одно — когда в XIX веке все сословия в Японии были упразднены, а в полицию, разведку и контрразведку стали брать любых желающих, надобность в синоби, сами понимаете, отпала.

Ниндзя. Многие про них знают, и многим они нравятся. Воспитанные и с самого детства обученные сложному искусству ниндзюцу, они боролись со своими главными соперниками - самураями. Передвигавшиеся словно тень в ночи, эти отважные воины нанимались за самую высокую цену, чтобы совершать своё чёрное дело, на которое самураи не способны.

Но что, если всё это - абсолютная неправда? Что, если современный образ древних ниндзя был полностью основан на комиксах и литературе в стиле фэнтези XX века?

Сегодня мы откроем вам 25 захватывающих фактов про настоящих ниндзя, существовавших в прошлом, и вы узнаете о них всю правду. Читайте и наслаждайтесь более точным и привлекательным образом этих японских воинов.

25. Ниндзя не назывались “ниндзя”

Согласно документам, идеограммы для этого слова в средневековый период правильно читались как “синоби-но моно”. Само же слово “ниндзя”, которое означает те же самые идеограммы, произнесённые в китайском чтении, стало популярным уже в XX веке.

24. Первое упоминание о ниндзя


Первая историческая запись о ниндзя появилась в военной хронике Тайхэйки, написанной приблизительно в 1375 году. В ней говорится, что однажды ночью ниндзя были отправлены в тыл врага, чтобы поджечь вражеские сооружения.

23. Золотой век ниндзя


Расцвет ниндзя пришёлся на XV-XVI века, когда Япония была охвачена междоусобными войнами. После 1600 года, когда в страну пришёл мир, начался упадок ниндзя.

22. Исторические записи


Существует ничтожное количество записей о ниндзя, сделанных в период войн, и только после прихода мира в 1600-ых годах некоторые ниндзя стали писать руководства о своих навыках и умениях.

Самым знаменитым из них является руководство по боевому искусству ниндзюцу, которое являлось своеобразной библией ниндзя и называлось “Бансэнсюкай”. Оно было написано в 1676 году.

По всей Японии насчитывается порядка 400-500 руководств для ниндзя, многие из которых до сих пор хранятся в секрете.

21. Врагами самураев были не ниндзя


В популярных средствах массовой информации ниндзя и самураи часто изображаются врагами. На самом же деле, термин “ниндзя” часто соотносится к воинам любого класса в самурайской армии, а сами ниндзя были чем-то вроде спецназа, если сравнивать с современной армией. Многие самураи обучались ниндзюцу, сложному искусству, которым владели ниндзя, и хозяева держали их ближе к себе.

20. Ниндзя не были крестьянами


В популярных средствах массовой информации ниндзя также изображаются, как представители крестьянского сословия. На самом деле, ниндзя могли стать представители любого класса - как низшего, так и высшего сословия.

Только после 1600 года, когда в Японии воцарился мир, официальное положение ниндзя внутри клана было понижено с самурая до нового социального сословия под названием “дошин” (doshin) - самурая низкого ранга, “полусамурая”. С течением времени ниндзя становились всё ниже в статусе, однако они всё ещё занимали более высокое социальное положение по сравнению с большинством крестьян.

19. Ниндзюцу - это не вид рукопашного боя


Распространено мнение о том, что ниндзюцу - это вид рукопашного боя, совокупность боевых искусств, которой обучают до сих пор по всему миру.

Однако идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого ниндзя, была придумана одним японцем в период 1950-60 годов. Эта новая боевая система стала популярной в Америке в 1980-ых годах во время бума ниндзя, превратившись в одно из самых популярных заблуждений про ниндзя.

На сегодняшний день в древних рукописях не найдено ни единого упоминания о подобной форме боевого искусства.

18. “Звёздочки ниндзя”


Метательные “звёздочки ниндзя” не имеют практически никакой исторической связи с ниндзя. Сюрикэны (именно так называется это метательное оружие скрытого ношения, изготовляемого в форме различных предметов: звёздочек, монет и др.) были секретным оружием во многих самурайских школах, и только в XX веке их стали ассоциировать с ниндзя благодаря комиксам, фильмам и анимэ.

17. Маска ниндзя


“Ниндзя никогда не увидишь без маски”. На самом деле, нет ни единого упоминания о ниндзя, которые носили маски. Неожиданно, но, согласно древним руководствам для ниндзя, они не носили маски. Когда противник был близко, они должны были закрывать лицо своими длинными рукавами, а когда ниндзя работали группами, то надевали на голову белые повязки, чтобы видеть друг друга при лунном свете.

16. Костюм ниндзя

Популярный образ ниндзя невозможно представить без культового костюма. Это ошибочное наименование, так как “костюм” ниндзя кажется форменной одеждой только жителям западных стран. На самом деле это просто традиционная японская одежда вместе с маской.

Чёрные японские одежды можно сравнить с чёрным костюмом в современном Лондоне. Жители средневековой Японии могли носить маски на улице, чтобы остаться неузнанными. Так что неуместным и выделяющимся такой образ выглядит только в современном мире.

15. Чёрное или синее?


Сегодня популярен аргумент, что ниндзя не носили чёрное, потому что тогда в темноте они бы вообще друг друга не увидели, поэтому на самом деле они носили синюю одежду. Это неправильное представление, появившееся из руководства для ниндзя под названием “Шонинки” (Shoninki) (“Настоящий путь ниндзя” (True Path of the Ninja), написанного в 1861 году.

В нём говорится, что ниндзя могут носить синее, чтобы смешаться с толпой, так как этот цвет был популярным, подразумевая, что ниндзя не выделялись бы в городе среди людей. Им также предписывалось носить одежду чёрного цвета в безлунную ночь и белого - в полнолуние.

14. Ниндзя-то, или меч ниндзя


Знаменитый “ниндзя-то” или традиционный меч ниндзя - это меч с прямым лезвием с квадратной цубой (гардой). Современные ниндзя-то чаще всего имеют прямое лезвие, однако оригинальные мечи были слегка изогнутыми.

Мечи, которые были почти прямыми (они были изогнуты всего на несколько миллиметров) существовали в средневековой Японии и имели квадратную цубу, однако ассоциировать их с ниндзя стали лишь в XX веке. Руководства для ниндзя предписывали использовать обычные мечи.

13. Тайные жесты ниндзя

Ниндзя известны своими тайными жестами рук. Эта особая техника положения рук под названием “кудзи-кири” не имеет реальной связи с ниндзя.

Техника кудзи-кири, как её назвали в Японии, своими корнями уходит в даосизм и индуизм. Из Индии она была привезена в Японию буддийскими монахами, поэтому многие ошибочно воспринимают её как метод наведения порчи.

На самом же деле, это серия жестов, которую использовали при медитации, во время ритуалов и в японских боевых искусствах. Связывать кудзи-кири с ниндзя, опять же, стали только в XX веке.

12. Ниндзя не пользовались дымовыми бомбами


Образ ниндзя, использующего дымовую бомбу, очень распространён. Однако, будучи полностью ошибочным, он вводит в заблуждение.

Руководства для ниндзя на самом деле не содержат упоминаний о дымовых бомбах, однако в них есть сотни инструкций для создания “огненного” оружия: фугасов, ручных гранат, водостойких факелов, греческого огня, огненных стрел, взрывных снарядов и отравленного газа.

11. Никто не знал, кем на самом деле были ниндзя


Это полуправда. Ниндзя делились на ян-ниндзя, которых можно было увидеть, и инь-ниндзя, невидимых ниндзя, личность которых всегда оставалась в тайне.

Поскольку никто никогда не видел инь-ниндзя, они могли принимать участие в миссиях, не боясь быть кем-либо узнанными. С другой стороны, группу ниндзя можно было нанять в открытую: они перемещались вместе с армией, у них были собственные бараки, они были освобождены от несения обязанностей во время привала и были хорошо известны среди равных себе.

10. Ниндзя - это чёрные колдуны

До образа ниндзя-убийцы был популярен образ ниндзя-колдуна, воина-заклинателя. В старых японских фильмах ниндзя используют магию, чтобы обмануть своих врагов.

Занимательно, но среди умений и навыков ниндзя действительно существовало определённое количество ритуальной магии: от волшебных шпилек, делающих их невидимыми, до принесения собаки в жертву, чтобы получить божью помощь. Впрочем, обычные самурайские навыки также содержали элементы магии. В то время это было обычным делом.

9. Ниндзя не были убийцами


Это больше семантический аргумент. Проще говоря, ниндзя с самого раннего возраста не обучали искусству убивать, чтобы их могли нанять другие кланы.

Большинство ниндзя обучались тайным операциям, шпионскому мастерству, умению добывать информацию, проникать в тыл противника, обращаться со взрывчатыми веществами и многое другое. Ниндзя нанимали в качестве убийц лишь в последнюю очередь. В руководствах для ниндзя крайне редко говорится на эту тему. Убийства не были их основным профилем.

8. Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo) - реальный человек

Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильмам “Убить Билла” (мастер-оружейник, создававший лучшие японские мечи в мире), но в реальности он был самураем и главой рода ниндзя. Он стал знаменитым полководцем, получив за свою свирепость в бою прозвище “дьявол Хандзо”.

Считается, что он написал или унаследовал один из древнейших существующих манускриптов ниндзя.

7. Большинство ошибочных утверждений о ниндзя появилось в XX веке


Эпоха ниндзя завершилась в конце XIX века, когда Япония встала на путь модернизации. Хотя домыслы и фантазии о ниндзя существовали даже во времена ниндзя, первый большой бум популярности ниндзя в Японии начался в самом начале 1900-х г.г., когда об исторических шпионах и разведчиках было известно не очень много.

Книги о ниндзя были популярными и между 1910 и 1970 годами, а поскольку многие из них были написаны любителями и энтузиастами, то они были полны ошибочных утверждений и фальсификаций, которые позже, в 1980-ых годах, во время бума популярности ниндзя, были переведены на английский язык.

6. Научное изучение ниндзя

Тема ниндзя была поводом для смеха в японских академических кругах, и на протяжении десятилетий изучение их техник и учений осуждалось и ставилось в один ряд с причудливыми фантазиями.

Доктор Стивен Тернбулл (Stephen Turnbull) из Лидского университета (Англия) в 1990-ых годах издал несколько книг о ниндзя, однако в своей недавней статье он признался, что исследования были ошибочными, и теперь он изучает эту тему досконально с единственной целью - опубликовать правду про ниндзя.

Только в течение последних 2-3 лет в Японии начали проводить серьёзные исследования. Адъюнкт-профессор Юдзи Ямада (Yuji Yamada) возглавляет команду учёных из Университета Миэ (Mie Universit), ведущих исследования, посвящённые теме ниндзя.

5. Манускрипты ниндзя закодированы


Как было сказано, манускрипты ниндзя были закодированы, чтобы оставаться в секрете. На самом деле, это неправильное представление о японском способе составления списка навыков. Многие свитки в Японии, по разным темам - это просто перечни навыков.

Например, “мастерство Лиса” или “навык невидимого плаща” без соответствующего обучения передавались из поколения в поколение, поэтому со временем их истинные значения были утеряны, однако их никогда не зашифровывали.

4. Если ниндзя провалит миссию, он покончит жизнь самоубийством


На самом деле, это всего лишь голливудский миф. Не существует никаких доказательств того, что ошибка в миссии ведёт к самоубийству.

На самом деле, некоторые руководства учат, что лучше провалить миссию, чем выполнять её в спешке, создавая проблемы. Лучше подождать другой, более подходящей возможности.

Существуют исторические доказательства того, что ниндзя могли убивать себя и сжигать себя заживо, если попадали в плен к врагу - чтобы скрыть свою личность.

3. Сверхчеловеческая сила


Считается, что ниндзя обладают гораздо большей физической силой, чем обычные воины, однако на самом деле было лишь определённое количество ниндзя, которые обучались и тренировались в войсках специального назначения.
Многие ниндзя вели двойную жизнь, притворяясь обычными жителями в провинциях противника: они занимались ежедневными обычными делами, торговали или путешествовали, что способствовало распространению о них “нужных” слухов.

Ниндзя должны были быть устойчивыми к болезням, обладать высоким интеллектом, уметь быстро разговаривать и иметь глупый вид (потому что люди игнорируют тех, кто выглядит глупым).

Забавный факт: один ниндзя ушёл в отставку из-за болей в спине.

2. Ниндзя больше не существует


В Японии есть люди, называющие себя мастерами школ ниндзя, происхождение которых восходит к временам самураев. Этот вопрос очень спорный и деликатный. На сегодняшний день все те, кто называет себя настоящими ниндзя, не предоставили никаких доказательств, чтобы убедить в своей правоте.

Это значит, что не осталось ни одного настоящего ниндзя. Хотя мир всё ещё ждёт доказательств…

1. Реальные ниндзя гораздо круче, чем вымышленные


В то время как вымышленные ниндзя будоражили сердца людей на протяжении почти 100 лет, всплывающая историческая правда оказывается гораздо более впечатляющей и интересной.

С появлением исторических руководств для ниндзя, которые сейчас публикуются на английском языке, всплывает их более реалистичный и неожиданный образ. Теперь ниндзя можно рассматривать как часть самурайской военной машины, каждый с определённым набором навыков и умений, имеющий подготовку в таких областях, как шпионаж, проведение секретных операций, одиночная деятельность в тылу врага, слежка, специалисты по взрывчатым веществам и подрывники, специалисты-психологи.

Этот новый и улучшенный образ японского ниндзя вызывает больше уважения за глубину и сложность приёмов ведения войны самураев.



mob_info